автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Динамика ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях учащейся молодежи в 80-90 годы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях учащейся молодежи в 80-90 годы"
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РГ6 од
., , _ на правах рукописи
ЖИЖКО ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА
ДИНАМИКА ЦЕННОСТИ ТРУДА Б ИДЕАЛАХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ УЧАЩЕЙСЯ .МОЛОДЕЖИ В 80 - 90 ГОДЫ по материалам социологических исследований учащихся средних школ и ПТУ, стулегптов техникумов к ВУЗов г. Красноярска)
Специальность: 22. 00.04 - социальная структура. сош!альные
институты 15 процессы.
Автореферзт
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Барнаул 19% г.
Работа выполнена на кафедре социологии Красноярского, государс аого университета
Научный руководитель - доктор социологических наук, профессо
В.Г.Немировский
Официальные оппоненты - доктор философских наук,-
Ведущая организация - Барнаульский государственный педагогичес университет
.Защита состоится « » октября 1996 г. в часов на заседании дисс тационного совета Д.064.45.01 по присуждению ученой степени канди та социологических наук.в Алтайском государственном университете адресу: 656099, г.Барнаул, ул. Димитрова, 66. .
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки , тайского государственного университета!
профессор В.А.Ельчанннов кандидат социологических наук, доцент Д.Д.Невирко
г.
Ученый секретарь диссертационного совета
О.Л.Сытых
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена задачами, стоящими в настоящее время перед российским обществом, потребностью соотнесения экономических реформ, идущих в России, с социокультурным контекстом жизни российского общества.
В начале 90-х годов правительством России была продекларирована приверженность рыночной экономике и более пяти лет предпринимались попытки создать рыночные отношения, декларативно ориентированные на. западные образцы. Автор данной работы придерживается мнения, что построению новой экономической модели всегда должно сопутствовать создание новой социально-психологической, социокультурной модели. В нашей же стране этот процесс протекал иным образом. Западная рыночная экономика "приживлялась", не имея ни духовного источника, ни приемлемых для массового сознания аргументов в свою пользу. При этом также следует учитывать, что специфика современного российского общества состоит в достаточно сложном сочетании двух социокультурных факторов: историко-культурная традиция н наследие советской эпохи.
В целях изучения данной проблематики, на наш взгляд, следует зтветить на вопрос: "Имеет ли Россия сегодня, имела ли ранее ту духов-гую основу, спираясь на которую можно идти к рынку западного образ-ta?" Всё вышеизложенное предопределило выбор темы исследования и )бусловило: 1)обращение к проблеме содержания российской трудовой »тики, 2)концентрацшо внимания на динамике представлений о ценности ^руда в идеалах и ценностных ориентациях учащейся молодежи.
Состояние научной разработанности проблемы
Проблемы трудовой этики, социокультурных основ хозяйственной шятельности связаны, в первую очередь, с именем М.Вебера, обосновавшего идею возникновения капитализма западного типа вследствие появ-:ения особого религиозно-этического комплекса. С критикой отдельных юложеннй концепции М.Вебера выступали В.Зомбарт, R.H.Tawney, ..Brentano, H.M.Robertson, E.Fischoff, J.Schumpeter, D.Bell, D.Rodgers, L.Gatewood и A.Carrol, H.Kern и M.Schuman, S.Kalberg, T.K.Oofamen. !деи Вебера получили развитие в многочисленных работах западных сследователей: А.Walther, E.Chinoy, R.Bellah, P.Dean и W.AXole, >.Yankelovitch, R.Church, MJ.Wiener, H.Otsuka, R.Dore, U.Melotti, :.0'H anion, A.E.Buss. Кроме этого, велись сравнительные исследования
концепций: Вебера и Зомбарта - Т.Парсонс, Вебера и Маркса - КХомуШ}, J.Isгael, А.РигпЬат, А.Маг1теШ, Н.Бтекег, М.МопзЫша.
К проблеме собственно российской этики труда так или иначе обращалось достаточное число русских и зарубежных писателей, политиков, философов, историков, социологов. Среди российских мыслителей проблемой трудовой этики и трудовых ценностей русского народа занимались -П.В.Киреевский, А.С.Хомяков, П.Я.Чаадаев, В.Г.Плеханоз, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, К.НЛеонтьев, С.Н.Булгаков, Н'.ЯДанилевский, П.А.Флоренский, .. Н.ОЛосский, А.А.Зиновьев, Т.Б.Коваль, Э.Афанасьев, Д.Платонов, А.Соболевская, Н.Г.Шамшурина, Ю.С.Пивоваров, А.О.Боролоев, П.И.Смирнов, К.О.Касьянова,
B.Симонов, Е.Троицкий, А.Мещеряков, Ю.Л.Курикалов, Л.Суперфин и многие другие. Из зарубежных - А.ЗЬтетпапп, Б.гепкоуэку, У.О.МапшсЬ. СЬ _1.На1репп, С.^/.Поптку, Я.ВепсИч и Л.А.Лисктап, Д.Сакс.
Проблема соотнесенности современных экономических преобразований в Восточной Европе и России с какой-либо нравственной основой рассматривалась восточно-европейскими (Р.БЯотрка, Н.Оотапэи, Е.Мога\у$к1, Л.Кога1е\'/1сг, M.Ziolkowski, Ь.Ко1агяка-ВоЬт5ка, ЗХ}оти1ка, ЕЛУпик-Ырикк^ Д .Димитрова) и российскими учеными (Л.Абалкин, Ю.НДавыдов, Н.Н.Зарубина, Т.Б.Коваль, В.Ф.Шаповалов, Д.Е.Фурман, М.Бюшер, А.Г.Антипьев, Т.И.Заславскал и Р.В.Рывкина, А.С.Ахиезер, Л.С.Васильев, В.Г.Хорос, В.В.Сумский, С.Я.Матвеева, А.С.Панарин. Б.Д.Парыгин, Л.Горячева):
Основой для изучения ценностей и ценностных ориентации послужили работы таких авторов, как М.Вебер, С.ЮискЬоЬп, Ь.Ь.ТЬигэ1опе, М.ЯокеасЬ,-Н. О.. ЬпимуеИ, О.Юевшап, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядоо, Д.Н.Узнадзе, Я.Э.Голосовкер,. В.Г.Немировский, В.ТЛисовский,
C.И.Григорьев, Е.А.Климов, Л.Б.Косова.
Однако следует отметить, что проблема социокультурного развития российского общества до середины 90-х гг. оставалась теоретически мало разработанной. Современная социально-экономическая ситуация создала уникальную возможность для изучения меняющихся и устойчивых ценностей нашего общества и в частности - динамики представлений о ценности труда.
Целью диссертационного исследования является изучение содержания и динамики ценности труда в идеалах и ценностных ориентации учащейся молодеет 80-90-х годов.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1)сопоставитъ представления о ценности труда в трудовых этиках православного, католического и протестантского религиозных учений;
2'(проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к анализу социокультурных возможностей православной, католической и протестантской трудовых этик в регулировании хозяйственной деятельности;
3)прозпализировать теоретико-методологические принципы социологического исследования места идеалов, ценностных ориентации и трудовой мотивации в процессе социализации личности; 4)выявить реальное со-держатше ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях учащейся молодежи в 80-90-х годах, зафиксировать основные тенденции их изменения; 5)раскрыть особенности воздействия "трудового" аспекта идеологической пропаганды 70-80-х годов советского периода на массовое сознание молодежи в процессе ее социализации!!, выявить основные-последствия этого влияния; 6)выработать практические рекомендации, предоставить данные, необходимые представителям властных стр^тстур 'для выработки суждений по вопросам современной общественной политики.
В процессе диссертационного исследования были выдвинуты следующие гипотезы: ^социальные институты советского периода (идеология, школа и т.п.) навязывали в качестве моделей для подражания специфические трудовые идеалы: а)жертвенный героизм, б)достижение сверхвысоких результатов в престижных областях деятельности и, таким образом, готовили молодежь или к героической смерти, или к рекордно высоким достижениям; 2) идеалы учащейся молодежи конца 80-х годов строились на основе моделей официальных персонифицированных идеалов, предлагаемых советскими социальными институтами (идеология, школа) в качестве образца; 3)социальный процесс демонополизации идеологического влияния в ко1ше 80-х - начале 90-х.годов не смог существенно трансформировать систему ценностей в постсоветской России: основы идеалов и ■ ценностных ориентации остались прежними;
4)основные черты российских персонифицированных идеалов, характерных для второй половины 20 века, не были сформированы коммунистической идеологией, возникли в России до ее распространения и даже частично послужили основой для построения системы "советских ценностей", они являются российскими базовыми ценностями, основанными на православной концепции отношения к труду и человеку; 5)замедленный ход политических, правовых и особенно экономических реформ в России конца 80-х - начала 90-х годов имел одной из причин отсутствие в массовом сознании россиян рыночно ориентированной социально-психологической модели.
Объектом исследохания выступает: процесс социализации учащейся молодежи г.Красноярска в 80-90-х годах в единстве двух составных частей: - процесс воздействия таких социальных институтов как
"идеология" и "школа", влияние на социализацию молодела! некоторых элементов социальной среды конца советского периода (названия улиц г.Красноярска, имена, которые носили пионерские дружины г.Красноярска, образы положительных героев советских литературных произведений); - процесс интернациолизации учащейся молодежью эталонов достижения, институционально закрепленных социальной средой (по материалам социологических опросов учащихся средних школ и ПТУ, студентов техникумов и ВУЗов).
Предметом исследования является содержание и динамика ценности труда в идеалах и ценностных орнентациях учащейся и студенческой молодежи 80-90х годов, а так же причины их формирования и возможные последствия функционирования.
Теоретико-методологическую основу данной работы составляют: - конкретно-исторический подход М.Вебера, позволяющий выявить типологические особенности идеалов и ценностных ориентации, соответствующие конкретному этапу общественного развития; - культурологический подход (А.Щюц, П.Бергер, ТЛукман; в отечественной социологической традиции - С.Григорьев, В.Лисовский, В.Немяровский), рассматривающий социальные явления п.од углом зрения феноменологической социологии, которая фиксирует и концептуализирует субъективные проявления как последствия объективных социальных процессов, отражающихся в определенных типах культуры; - унивср-сумный подход В.Г.Немнровского - новая методологическая парадигма, в которой социум рассматривается как самоорганизующаяся система, эволюционирующая в соответствии с общематернальными закономерностями, при этом социальная эволюция понимается как процесс взаимного приспособления и изменения Субъекта и среды, начинающийся с возникновения инноваций на информационном уровне; - "интегральный" подход к экономике, сторонники которого видят основной недостаток господствующей экономической теории в том, что она игнорирует все "внеэкономические" факторы и не учитывают этику и мотивацию труда.
Эмпирической баюй исследования являются данные анкетных опросов 1724 человек 16-23 лет (1987 - 865, 1995 - 859), проведенных кафедрой социологии Красноярского государственного университета. Материалы обрабатывались с помощью системы SPSS. Для анализа также использовались формы идеологического воздействия 70-80-х гг. н материалы исследований, опубликованные в социологической литературе по проблемам изучения современных социальных процессов, идеалов н ценностных ориентации молодежи.
Научная новизна исследования заключается в анализе: -некоторых Форм идеологического воздействия 70-80-х годов (названия улиц, имена героев, которые носили пионерские организации); -содержания относительно устойчивых ценностных ориентаций российской молодежи в 80-х
- 90-х годах в условиях кардинальных изменений экономических, политических. социальных связей и отношений, нестабильности норм и способов взаимодействия; -динамики цешюстного отношения к труду и трудовой деятельности в массовом сознании учащейся молодежи 80-90-х годое;
- последствий функционирования в массовом сознании молодежи 80-90-х годов моделей-эталонов высоких достижений; -некоторых социокультурных причин замедленного хода сегодняшних социально-экономических реформ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно уточняет современные представления о содержании ценностных ориентаций современной российской молодежи, выявляет их специфику, динамику и тенденции изменений в условиях новой социально-экономической ситуации, показывает причины их формирования и возможные последствия функционирования этих ценностных ориентации в массовом сознании молодых россиян; проведенное исследование может предоставил-закные. необходимые для выработки суждений по вопросам общественной политики, основные положения и выводы могут быть учтены при определении характера мер, способствующих социальной адаптации шееления б новых социально-экономических условиях; материалы иссле-зовзния могут быть использованы для разработок соответствующих тем > разделов, учебных курсов и спецкурсов по социологии социальной ггруктури, социальных институтов и процессов, применяться при подготовке специалистов разнообразного профиля.
На защиту бы носятся следующие положения: .Экономические реформы 90-х годов не учитывают российскую специфику социокультурного контекста, конфессиональные особенности пра-юславной этической мотивации труда.
Основные черты современных российских представлений о ценности руда основываются на православной трудовой этической концепции, оторая не формирует адекватные мотивации рыночного поведения.^ .Российское общество 70-80 гг. посредством таких социальных институ-ок как идеология и школа в процессе социализации молодежи формиро-ало сверхвысокие эталоны достижений и выдвигало идею жертвенного ероизма; трудовая модель ориентированная на жизнедеятельность бычного человека практически отсутствовала.
-^Представления о ценности труда в идеалах и ценностных ориенташшх учащейся молодежи 80-90-х годов тождественны трудовым моделям официальных персонифицированных идеалов пропаганды 70-80-х годов. 5.3а время перехода к новым экономическим отношениям ценность труда в идеалах и ценностных ориенташшх учащейся молодежи не только ке увеличивается, но и снижается, труд как ценность оказывается практически вынесенным из сферы ее интересов.
Апробация работы: результаты исследования докладывались на научно-практической конференции "Актуальные проблемы гуманитарных наук" (Красноярск, март 1994 г.), на международной конференции "Россия и Запад: проблемы взаимного восприятия и перспективы строительства отношений" (Москва, июль 1994), на "круглом столе" Российского научного фонда "Россия в поисках идентичности" (Москва, июль 1994), на российской научной конференции "Субъекты Российской Федерации в условиях реформ (Томск, октябрь 1994), на всероссийской научной конференции "Современные социально-экономические проблемы развития России" (Омск, ноябрь 1994), на научно-практической конференции "Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего (Красноярск, март 1595 г.), межвузовской научно-практической конференции "Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности" (Новосибирск, март 1995 г.). на международном семинаре "Россия на пути к рынку" (Москва, апрель 1996).
Диссертационное исследование получило гранты Российского научного фонда, Красноярского краевого научного фонда, Красноярского краевого фонда "Образование".
Результаты диссертационного исследования были опубликованы в монографии, главах трех коллективных монографий, пяти статьях, методической разработке (общий объем - 11 авторских листов).
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав (первая - из трех, вторая - из четырех параграфов), заключения, библиографии, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во нгдеиии обосновывается актуальность избранной темы, лается 1н.1днз степени разработанности проблемы, определяюк.ч цели и задачи, объект и предмет, новизна, практическая значимость, гипотезы. ге-лре;н-чесхая и эмпирическая база исследования, основные положен»;!, йыноон-мые на защиту.
Глава первая "Вопросы теории и методологии исследования трудовой этики, представлений о ценности труда в идеалах " г'ениостных ориектаци-их учащьйся молодежи" носит теоретико-методологический характер. Ее персый параграф " Со по с га в иге л ь ш, 1 й аныю представлений о ценности труда в католической и протестантской трудовых этиках" посвящен анализу работ, исследующих социокультурные причины формирования экономической модели капиталистического типа. Прежде, чем приступить к описанию основных характеристик предмета диссертационного исследования (представления о ценности труда в идеалах и ценностных орнента-Ш1ях), автор диссертационного исследования в общих чертах охарактери-зовывает такое исходное понятие как трудовая этика, поскольку именно в трудовой этике сосредоточены основные представления того или иного социума о труде вообще и о ценности труда в частности. В мировой философии сложилось определенное количество достаточно концептуально разработанных этик трудового поведения. В рамках данного параграфа рассматриваются евангельская концепция развития экономики и две религиозно-философских традиции, отражающие историческое движение представлений о человеке и месте труда в его жизнедеятельности: католическая и протестантская концепции трудовой этики.
Идея рождения духа экономического из духа этического, принадлежит М.Веберу. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" (1904) им была обоснована следующая мысль: европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудо-дюбие, бережливость, честность, расчетливость, ответственноть. По-«ненню Вебера, переход к рациональному рынку невозможен без этики и мотивации труда, стимулирующих: во-первых, социально-направленную деятельность как таковую; во-вторых, стремление к честному заработку и четному предпринимательству; в-третьих, понимание того, что прибыль должна направляться не на получение удовольствия или наслаждения, а 1а развитие производства.
Если исходить из концепции М.Вебера о месте и роли протестанткой трудовой этики в процессе западной модернизации и. логики развитая религиозных оснований капиталистической хозяйственной деятель-юсти, описанной намн в данном параграфе (от раннего католицйзма к юзднему протестантизму), можно прийти к выводу, что именно специ-шческие особенности католической трудовой этики с се констатацией озерцательной доминанты над деятельностной, духовной над телесной, ее восприятием труда как орудия спасения души и тела от греховных скушений не создают достаточных предпосылок для интенсификации
хозяйственной деятельности, развития капиталистических отношений в центрально-восточно-европейских странах бывшего социалистического лагеря, ставят перед их социумами дилемму: или построение стандартной западной рыночной экономики при значительных 'конфессиональных и социокультурных уступках, или поиск самобытного варианта модернизации в целях сохранения национальной самобытности.
Российская этика труда, ее анализ в трудах российских и зарубежных ученых и мыслителей - таковы основные вопросы, рассматриваемые во втором параграфе "Православна» трудосла ника в конге.'^гс российской экономической реформы". Актор диссертационного исследования рассматривает российскую трудовую этику в историческом аспекте в тесной связи с сегодняшними событиями в России. При этом особое место отводится анализу православной концепции труда, ее принципам формирования экономики, хозяйственным возможностям: православная этика труда сопоставляется с протестантской и католической. С точки зрения истории развития христианских представлений о ценности труда, православие - наиболее архаичный и регрессивный вид христианства. Из всех христианских конфессий оно наименее других отошло от первоначальных трактовок библейских (и особенно евангельских) текстов. К тому же в житиях святых русской православной церкви практически нет трудовых моделей жизненного поведения. Несмотря на то, что в реаль-. ной (в том числе и монашеской) жизни они безусловно должны были присутствовать, в фольклорном религиозном сознании, в жигиях трудовые модели почти не закрепились. Так как не были ни "престижны", ни "перспективны" с точки зрения православной концепции спасения души: монах, ищущий духовного совершенства, на начальном этапе своего пути превращает труд а средство духовного воспитания и укрощения плоти, но затем оставляет трудовую деятельность как таковую и целиком предается созерцанию. При отсутствии идеи труда в образах святых, эти образы характеризуются идеей одномоментного достижения результата посредством чуда. Самый же распространенный в житиях спятых жизненный и духовный итог - мученическая насильственная смсргь во имя высших интересов.
Анализ изученной литературы по проблеме соотнесенности представлении о ценности труда, характерных для православной этической концепции, с нравственной основой капиталистически ориентированных реформ позволил автору данной работы прийти к следующим теоретическим выводам: 1) православная трудовая этическая концепция не создает достаточных предпосылок для интенсификации хозяйственной деятельности и развития отношений капиталистического типа: 2)перед общест-
г.енлостыо современной России в ближайшем будущем встанет та же дилемма. что и перед общественностью восточно-европейской: или построение стандартной западной рыночной экономики при-значительных конфессиональных и социокультурных устудках, или поиск самобытного варианта модернизации в целях сохранения национальной самобытности; 3)если восточно-европейская общественно-научная мысль склоняется (,* первому пути разрешения возникшей проблемы, то российские иссле-зова1ели (при всем многообразии их воззрений на православную трудовую этику) в основном выступают за пуп. второго типа.
Именно эта научная ориентация делает актуальным эмпирическое изучение представлений о ценности труда в идеалах и ценностных ориентация* современного молодого поколения России.
В третьем параграфе "Место ценностных ориентации и идеалов г, процессе социализации личности и структуре мотиваций трудового нгтед?-ния" рассматриваются такие категории как ценность, ценностная ориентация. идеал, трудовая мотивация, описываются разлттчные подходы к изучению идеалов и ценностных ориентации в зарубежной и отечествен-кой социологической литературе. В данной работе мы придерживаемся следующего определения категории "ценность'1: ценности - разделяемые в обществе убеждения, нормы относительно целей и основных средстз их логтижения, при этом способом бытия этих убеждений и норм является значимость для субъекта, сформированная в процессе его соииализашти. В качестве рабочего было выбрано представление о социализации как процессе становления личности, освоения индивидуумом ценностей об-[щ-стьа. норм морали, образцов поведения, постепенном преобразовании требований, идущих со стороны общества, во внутренние ценностные установки самой личности. Формирование целостной личности в процессе социализации проходит три этапа. Для данного диссертационного исследования все они представляли ¡тучный интерес, но специфика каждого диктовала выбор определенного объекта эмпирического анализа. Перрый этап - этап доминирующег о влияния на индивида общественных норм и ценностей. Поэтому нами анализировалось влияние общества, его социальных институтов на формирование системы образцов поведения, пгелстаъленнй о ценности труда в массовом сознании молодежи. Второй ¡5 тт'-пим этапы становления личности - период определения собственных :оичлл!лп.1х позиций. На это время у учащейся молодежи приходится свершение среднего образования, продолжение учебы в специальных или 1<ы-:>пих учебных заведениях. Именно этот этап социализации является наиболее приемлемым для проведения эмпирических исследований
личностных идеалов и ценностных ориентации, степени соответствия их общественным.
Поскольку у конкретных людей идеал'часто выступай в виде конкретных образов, в которых этот идеал более или менее полно воплощается, автор данного диссертационного исследования использует понятие "персонифицированный идеал" - соотнесение идеи определенного ти:7;; с имиджем конкретной персоны. Для процесса создания персонифшшэо-' ванного идеала характерны два основные, взаимосвязанных дру г с 1ру-гом действия. Во-первых, отвлечение от-свойств и мотиваций лоегункоя присущих идеализируемому объекту в реальной действительности. Во-вторых, введение в содержание создаваемого идеализированного оОье*-та признаков, которые могут и не принадлежать реальному прообразу. Таким образом, персонифицированный идеал получается в результате привнесения в образ конкретного человека признаков, снойсгь, мотиваций, а в конечном итоге - интересов, потребностей, ценностных ориентации, характерных для определенного типа идеала. Конечным рег.льтагом этого процесса становится персонифицированный идеал - идеализированный объект, смоделированный на основе идеала.
Идеалы и ценностные ориентации могут реализовывагьсч з различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в 1рул:->й.:-й. Трудовая деятельность имеет сложную поведенческую структуру. Человек мотивирует свое поведение, пропуская внешние факторы через пс-г-му своего сознания. Именно через систему мотивации он включастся г определенный контекст социальной действительности. Доминирующий а обществе способ трудовой ориентации регулируется сложной системой социальных инсти тутов, которые влияют и воздействую г на вссь пп-:: социализации личности индивида на всех этапах его жизни (обучение, воспитание в семье, школе, вузе, работа и т.д.). Ц>Т!«зс::клг ори-'чпчн'ии и идеалы формируют аксиологический модус личности, я; л.чющннсл базой наиболее устойчивых мотнг.сг. как сош:х1ЬНого.. так и трудомого поьслг-ния. мотивов, нацеленных на долгосрочную перепек;иву. Такие понимание места идеалов и ценностных ориешаций в процессе социд.нг.пцнн личности и мотивации трудового поведении обуславливает ке^ч^щ-чость эмпирического анализа формирования в происссс социплнщнии представлений о ценности труда.
Результаты такого анзлнзз предстдрлены в глш;г ' шпорой "ОмшфИ'искнй а ;<;;.'ни пг: еде;гл .¡¡: ¡Г; о цпню.-»« труд;; г, ид. а ■< неч»;.';-стяых орнентацнях учашм*'» чаюлгап г.Крэсиоярскз в 80-00 лних". £ аерсоя нарси-раф? данной главы "Модели официальных пс(чипифи>:п^<> •аннщ идеала« р.кснйскч»т общества 80-х ю.юа* акачтируются есн-ь-
ные модели, предлагавшиеся советским обществом з качестве эталонов постижений. С помощью, методики контент-анализа в модификации 5. Берельссна. а также с использованием элементов модернизации этого метода, разработанных другими американскими исследователями (Т Г-.Слгпеу, К.Кпррепс!ог(Т, И.Н.Тнгпсг), 61,щи рассмотрены: Пимена, которые носили дружины пионерских организаций школ г.Красноярска; 2)пззвания улил ¡.Красноярска (до 1987г.); 3)положительные герои произведений русской "советской" литературы 30-80 г. Проведенный анализ показал, чгс. в идеолсл ичеекой пропаганде на территории г.Красноярска з 80-е годы, до-первых, активно зыденгалась идея-жертвенного героизма. осоСе.чн.) а начальной и средней школе (45/о пионерских дружин носили имена героев, прославившихся мученической смертью, еще 20'?'л - имена герое«». для которых такая смерть стала одним из неотъемлемых компонентов их обр па). Зо-зторых. распространялась ориентация молодых людей на диспгжмше сверхвысоких результатов в престижных областях деятельное!и. ддзлдась модель-эталон конечного высокого результата деятельности, а не процесса его достижения. На уровне идеологической гфоп.иа;им молодежь готовили к рекордно высоким достижениям (в оолкпиис'пе своем одноразовым), а не к обычному каждодневному, долговременному (преимущественно непрестижному) труду. Трудовая модель " среднего' человека, живущего нормальной жизнью, выполняющего обычную, не.чмчремлльнум работу, практически отсутствовала (имела место только г, 8% названий улиц). Контент-анализ помог выделить три осночнмх модели: Пгсрой физический (сила, выносливость, золя, целеустремленность, высокий социальный статус; например, космонавты): 2>ггроЯ интеллектуальный (зысокорсгультативнгя интеллекту аль-нос!ь. цечеусчрсмлениосп», вс.ч*!, высокий социальный статус: писатель, г.калемич); 3)герой, з зхстремальмой ситуации жертвующий жизнью (му жеето. ранагельносп». смелость, посмертная слава: А.Матросов).
На наш В1гляд. данная ситуация не являлась специфической, присушен жклю'чпельно городу Красноярску. В период строгой официальной монополии но декларирование образа жизни и моделей поведения [(деологнчегкл'! пропаганда была достаточно однородной на всей территории етти»'ы. Л так- как Красноярск - типичный крупный промышленно-культурнпй пппр российского государства, можно считать обоснованным расширение трлнлц предмета анализа и зкттраиолккшо наших вывозе-в если не на яс.«о территорию СССР, то, по крайней ме^е^гер ритор кто России*, к о и Ф одер ,з ц: \ и.
Кач'Л'Тйенный анализ нескольких основных форм идеологической зропатандь:. рассчитанной на воздействие на молодежное сознание в
середине 80-х годов, позволил также сделать вывод о том, что внушение моделей супергероев имело в свое время "кастовую" природа и три "ступени воспитания". 1.Началы я школа - героическая смерть (45% пионерских дружин носили имена героев, прославившихся смертью; 20%
- имена героев, для которых такая смерть стала одним из неотъемлемых компонентов их образа) - это должны были усвоить все. 2.Срсдняя школа
- героичеекзк смерть + серия подвигов (преимущественно военных, иногда творческих) + труд в экстремальных условиях - возникает некоторая возможность дифференциации, выбора; менее жесткий диктат модели. З.Высшая школа - героическая смерть (очень узко, специфично, например, Джордано Бруно) + серия подвигов (в большинстве своем невоенных, профессионально соотнесенных: дзя математиков - Софья Ковалевская, для физиков - Галилео Галилей) + жизнь-подвиг (посвящение себя высоко результативной научной деятельности).
Йсхсдя из всего вышесказанного, можно сделать вывел о том, что эмпирический анализ официальных моделей персонифицироьанных идеалов российского общества середины 80-х годов выявит достаточно низкую ценность труда как процесса, как средства достижения какого-либо результата в идеологической прогшанде в конце 80->: годов. Но далеко не всегда то, что предлагается социальной средой, будет избрано молодежью. Реальному содержанию ценностных ориентации и персонифицированных идеалов учащейся молодежи конца 80-х гг.. методике выявления этого содержания посвящен второй параграф "Ценность тр\ да. i идеалах н ценностных ориентация* учащейся молодежи г.Краиюйрсга и конце 80-х годов". Большинство названных молодыми рест»аен;амп персонифицированных идеалов оказались тождественными с птч-дчг: а<--шимися обществом. Ориентация на обычную жизнь, жизнь среднего человека в идеальных представлениях о своей взрослой жизни > крзгноят-ской учащейся молодежи была нами зафиксирована только у описавших свой персонифицированный идеал. Большая часть молодь:.--, лк-дей, назвавших свой персонифицированный идеал и обосновавших сбой выбор, была ориентирована на высокие жизненные достижения.
Поскольку каждый персонифицированный идеал связан с опт; деленным представлением о смысле жизни, названные респондент а мл лы рассматривались в системе девяти типов представлений с смысла-жизни (созидательно-альтруистический, социально-тьор'^скпй. еппиаль-но-демографический. игровой - преимущественно ду\л.инми. и/рс-луй -преимущественно физический, игровой - комплексный, кгрояпй - нндиф-¡ктентный. пр:.ггижный. гедонистический. теологически*, геп-.-ичесгах смсгть. роман :ичесм11-:. HaioiMKt распр-'отранечкь:? тнлы гг.-едстьклг-
ний о смысле жизни: романтический - 27%, игровой универсальный - 22%, сонпально-творческий - 20%, игровой физический - 10%, героическая смерть - 8%. Отсутствовали: созидательно-альтруистический, еопиапыю-дсмографический. теологический.
В ходе нашего исследования представлялось необходимым выяснить не только кого ими;.¡о or.paiai'JiacMbie избирают з качестве своего идеала, но и за какие качества. В числе самых, "непопулярных" оказались гражданские, социальные качества: гражданственность, преданность, любовь к Родине, активность, ответственность, чувство долга. На первом же месте - сила воли - немаркированное качество-инструмент, дающее возможность добиться поставленной пели. Другие хачества-ипегруменгы. качества-средства (сила характера, целеустремленность, физическая сила, храбрость, выдержка, настойчивость, хладнокровие) также наорал:; наибольшее количество процентов. Все эти качества могут легко поменять "mixte" на "минус", если не будут подкреплены нр.ш-ггвеннымн принципами. Большинство строго маркированных нравст-зенимх качеств не достигло у наших респондентов и одного процента н,¡боров. Нл основании этих данных автором был сделан вывод о том. )тэ учащался молодег-сь копна 30-х годов стремилась "строить" себя по долепи суперт ¿роя с нера^аитым нравственным сознанием. Другое свиде-"ельство нежелания жизнью обыкновенного человека - отсутствие у ^-ратифицированных идеалов социально-демографического смысла кнз!Ч1 (несмотря на то, что среди опрощенных 10% имели свою семью и [етей). 25% считали своим идеалом отца или мать, но у отцов на первый шан выдвигались такие качества, как сила поли, сила характера, физиче-кая сила м ориентация на профессиональную деятельность (трудолюбие, аботоспособносгь). У матери - тоже работа и еще умение общаться. )риечтания собственно на семью почти отсутствовала. Отсутствие женской" и "семенной" специфики показывает, насколько успешно ^.яЛ своей анкетируемыми общественный стереотип. Образ женщины трак-уегся достаточно однозначно - как образ работника, отличающийся от Приза мужчины-работника, пожалуй, лить большей общительностью: енность семьи незначительна. Кроме того, около 70% наших респонден-ов заявили о своем намерении быть "руководителями", а не подчиненными".
Если анализ институционально закрепленных эталонов достижений оказал, что внушение этих эталонен имело в свое время 'кастовую" при-оду и три "ступени воспитания", то данными социологического опроса ыло подтверждено их "кастовое* функционирование в массовом с.озна-!i;i молодежи. Действие каждой конкретной модели имеет свои послед-
ствия. Автор выделяет основные из них в третьем параграф< "Последствия представлений о ценности труда молодежи 80-х годов" ¡.Дезадапташ1Я - как результат длительной ориентации на свсрхрсзульта-; при невозможности реализации модели-эталона супергероя. 2.0пасност1 антисоциального поведения для удовлетворения потребности в достижении "идеала". Эта проблема концептуально восходит к теории аномш Р.К.Мсртона, который считал, что причиной девиации является разрыт между культурны»,™ целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. 3.Демографическая проблема (снижение рождаемости). Молодежью конца 80-х семья родителей воспринималась прежде всего как союз работников. Следует предположить, что ь 90-е, создавая собственную семью, молодые люди наделяют ее тем же статусом, что и родительскую. 4. Спад производства, вызнанный отчасти тем, что большинство новоявленных бизнесменов занимается не производством чего-либо. а перепродажей. Производство нового - вещь трудоемкая и долговременная. в то время как перепродажа - это быстрый результат с гораздо меньшими затратами, не отягощенный нравственной проблематикой, гарантирующий престиж и социальный успех. К тому же торговый частный сектор поглощает большое количество трудоспособного населения, финансовые и другие ресурсы и, таким образом, затрудняет развитие производственной сферы экономики. 5."Неразумное" поведение определенной части россиян на рынке ценных бумаг спровоцированное тем, что примерно 30% рекламных роликов финансовых фирм успешно "паразитируют" на идее достижения высокого результата без видимых затрат: "...мы сидим, а денежки идут". б.Готовность к "автоматическому" самопожертвованию. Тип героя, в экстремальной ситуации жертвующего жизнью, учит, не рассуждая, не переосмысливая критически ситуацию, реализовывать заданную модель. 7.Соединение модели физического супергероя с моделью героической смерти.
В четсертом параграфе "Ценность труда в системе персонифицированных идеалов и ценностных орпентаций учащейся молодежи г.Красиоярска в середине 90-х гидов" дается анализ содержания I! динамики идеалов и ценностных ориентации учащейся молодежи середины 90-х годов, который позволяет прийти к следующим теоретическим результатам.
Система ценностей - наиболее консервативная и устойчивая часть общественной системы, ее основа, и потому измешггь ее за несколько лет невозможно. В ходе нашего исследования было установлено, что несмотря на то. что уже несколько лет Россия живет е условиях "строительства рыночных отношений" и идеологической демонополизации, идеалы и
генностные ориентации рыночного характера Не становятся характерами для молодежного сознания. Так, например, рыночло српат;:-. -1 энные качества, набравшие в базовом опросе лшпъ десятое дол;; лз< -1снгг. ("активность", "умение преодолевать сложности", '"чгс»о.::«-оч:' •епмоошача в работе ') в повторном спросе вообще не были кы.чйло-«:-. -\.чтс.ггпыц опрос "новой" молодежи показал, что в массовом сэъ.аш:;; г* -фежнему продолжают активно функционировать типы чрудовых н;:.1-гоз советского периода. Некоторое замещение происходит лишь з ч«>:~ ;решои персонификации, в ос'Гоие которой остается модель сильно:' гичносги, супергероя, требующая проявления особых способностей.
Освободившееся от влияния идеологической пропаганды культ} г-юе пространство не спешит заполняться традиционными ценностям;! ападных об шест я. а заполняется некими суррогатами лультурн например. негативным отношением к производительному труду), не ¡меютими ничего общего ни с западными, ни с советскими традитшон-!ь;ми ценностями. Для наших опрошенных в 1983 году труд являлся йена ин гелъной жизненной ценностью, в 1995 он оказался практически ынесенным из сферы жизненных интересов. Труд не ощущается сего-няшними молодыми россиянами как ценность и как основной источник лагогюлучия - выявляется феномен "отчуждения" от труда. За время ерехода к новым экономическим отношениям трудовая мотивация, свя-знная с непосредственным трудовым вкладом для молодежи не только е увеличивается, но и снижается. Среди главных в жизни ценностных риенгашш молодежи выступают семья, любовь, друзья, здоровье, мате-нальная обеспеченность (¡¡е подкрепленная желанием трудиться, аолу-ать материальные блага в результате трудового процесса).
Все последствия функционирования в массовом сознании Жизневых трудояыч моделей советского периода продолжают иметь место ч тонедеятельностц российского общества. Кроме этого, можно выделите не несколько тенденций: 1)сннжс1ше-ценностн труда; 2)рост ориентации а семенные ценности, приводящий к слабой вовлеченности индивида в зциальную, политическую и экономическую -легаш.; 3)неодобр11гелыюе гношение к предпринимательству и богатству; -^гипертрофированнее гремдение к наживе, нечестность способов достижения цели, харахтер-ые для \;нор<ч сегодняшних российских предпринимателей.
Ситуация глубоких сошпльно-.-кономических перемен тиаста шкалыию 2отлю-.чность для ¡пучения меняющихся и устойчивых цечно--с-н нашего общества. Ослабление официальной монополии на деклзрн-■'Рание образа жизни. изменение набора ценностей. "нгтгя-ъгсаемых' )судар<лв(.1М позволило сопоставить результаты "тру новой пропаген&ы'
советского и постсоветского периодов. Именно сейчас становятся явными положительные стороны влияния моделей официальных персонифн-мпрованных идеалов советского времени. К ним следует отнести следующие. ¡.Терпеливость россиян. Ориентация на эталоны высоких достижений - желаемый образ будущего - помогала переносить ' текущие" 'временные" лишения. Они становились малозиачимыми в сопоставлении с желаемым образом будущего. 2.Высокие спортивные достижения Наличие большого числа высоких спортивных достижений в советские период являлось следствием установки на реализацию эталона физических сверхдостижений. Эта установка возникала на базе взаимосвязи потребностей личности в достижении достойного социального статуса и социальной среды, институционально закрепившей данный эталон. 3.Престижность науки и образования - как следствие действия модели интеллектуального свсрхдостижения. 4.Наличие в советской трудовой этике некоторых элементов протестантской трудовой этики. К ним следует отнести широко распространенные е советское ьрсмя лозунги о труде как первой жизненной потребности, призывы к активному, качественному и дисциплинированному труду, что в принципе не соответствовало социальной и трудовой этике православия. 5.Снижение в годы советской власти влияния православия, а следовательно, влияния его трудовой этики. Православное отношение к труду предполагало превращение ere в средстьо духовного воспитания и укрошения плоти. Хозяйственный процесс вообще представлялся достаточно опасным для спасения душ;:. В подобных морально-этических модусах успешная экономическая деятельность становилась мало возможной. Вынесение ираьославия на периферию общественной жизни сделало возможным, на наш взгляд, определенные экономические достижения советского периода.
Итак, социальный процесс демонополизации идеологического влияния, имевший место в конце 80-х - середине 90-х годов не смог существенно трансформировать систему ценностей в постсоветской России: основы идеалов и ценностных ориентаций остались прежними. Отдельные российские типы трудовых идеалов, современные представления о ценности труда не были сформированы коммунистической идеологией. возникли в России задолго до ее распространения и даже частично послужили основой для построения системы "советских ценностей". Эти представления о ценности труда базируются на православной концепции .»тшинения к труду и человеку. Если сравни ть типологию трудовых моде-ii.il советского и постсоветского периодов, приведенную к главе 2. с ik-.„«»лгкей имен святы:; русской православной церкви, то окажется, «по • '.;иК"Ч схожи, между именами российских сю:шх у псрсонифшшрн-
зннььми советскими идеалами существует генетическая взаимосвязь. Говетские идеалы" - явление неуникальное, неновое для России, это :вегское" продолжение житийных моделей. Несмотря на 70-лет;{ее выяснение православия на перифершо общественной жизни, некоторые его шчсекие элементы хорошо сохранились а массовом сознании и непре-ганно ¡появляются в ходе социологических опросов.
Таким образом, можно констатировать следующие факты: существующая в современном России этика труда стимулирует слабую г.ч1елыюстпута мотивацию, не создает этической основы для ра ¡вития □точных отношений западного типа; 2)российские социально-сопомические преобразования первой половины 90-х годов 20 века рактически не учитывали специфику отечественной социокультурной одели, отческие конфессиональные особенности; 3)трудовые сриеита-!И молодежи, ее профессиональные предпочтения и планы в настоящий омент серьезно противоречат действительным потребностям роформн-»емого общества.
Данное диссертационное исследование еще раз свидетельствует о ).м, что при всей важности рыночных отношении п развитии российско> общества нельзя недооценивать роль внеэкономических факторов, з >м числе специфику социокультурной модели. Ее учет з экономической социальной политике может способствовать стимулированию социзль-з одобряемой'деловой активности одних групп населения и наиболее ^болезненной адаптации к современной экономической ситуации дру-(х. Если же практические шаги по экономическому развитию общества : будут опираться на реальные потребности людей, не будут соогветст-звать их внутренним устремлениям, то они вряд ли будут реализованы 1 деле:
В заключении диссертации излагаются наиболее важные теорегиче-;ие и практические выводы, обобщения и практические рекомендации.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах:
Жижко Е.В. Идеалы и ценностные ориентации учащейся молодежи // Формирование молодежного сознания в условиях крупного сибирского города. Депонированный отчет с НИР (заключит.). Красноярск. 1991.
/Кижко Е.В. Типология моделей-идеалов массового сознания молоде:ки в период перехода к посттоталитарному обществу: Метод, разработка. Краснояр. гос. ун-т.Красноярск. 1994.-29 с.
в>
3.Жижко E.B. К вопросу о ценностных ори^таичях молодежи в услови? перехода к рыночным отношениям // Субъекта Российской Фсдераци в условиях реформ. Томск, 1995. С. 71.
4.Жижко Е.В. Россия в ближайшем будущем: становление новой сот ально-психологической модели // Современные социалын экономические проблемы развития России: тез.науч.-практ. коне Омск. 1994. С.44-45.
5.Жижко Е.В. Трудовая этика россиян в контексте экономической рефо] мы /7 Современное российское общество: осмысление прошлого, поис достойного будущего: тез. докл. науч.-практ. конф. Красноярск. 1995. С 163-168.
6.Жижко Е.В. Трансформация типов "трудовых" идеалов в постсоветски период // Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становл! ния личности: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1995. Ч. С. 103.
7.Жижко Е.В. Россия и рынок: православная этика и дух капитализм; Красноярск, 1995. 82 с.
«