автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сыроед, Надежда Саввовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х гг.'

Текст диссертации на тему "Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х гг."

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Алтайский государственный университет

Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х годов (по материалам исследований в Приморском, Алтайском и Красноярском краях)

Специальность - 22.00.04 -социальная структура, социальные институты и процессы

на соискание ученой степени кандидата социологических наук

На правах рукописи

Сыроед Надежда Саввовна

ДИССЕРТАЦИЯ

Научный руководитель -доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования С.И. Григорьев

/

Барнаул - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение.................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа

представлений молодежи о справедливости.........................12

1.1. Методологическое значение и роль представлений о справедливости в формировании жизненных ориентаций

и поведения различных общественных групп...............................12

1.2. Молодежь как социально-демографическая группа и проблема эволюции ее представлений

о справедливом и несправедливом............................................37

Глава 2. Специфика представлений о социальной справедливости учащейся молодежи Сибири

и Дальнего Востока........................................................62

2.1. Выпускники общеобразовательных школ

о социальной справедливости..................................................62

2.2. Студенчество о социальной справедливости..............................75

Заключение.............................................................................99

Библиографический список использованной литературы..................104

Приложения...........................................................................118

Пнсдсппс

Идея справедливости приобретает особую актуальность в периоды социальных кризисов. Несмотря па то, что идеал справедливости является одним из самых древних идеалов в истории человечества, интерес к нему не только не ослабевает, но и возрастает. Чем выше ступень развития человеческой культуры, тем больше значения придается таким проблемам, как счастье, свобода и справедливость. Представления об этих идеалах изменяются вместе с изменением общества. В настоящее время в основном завершилась смена парадигм справедливости в сфере российских общественных наук. Прежние распределительно - уравнительные подходы к справедливости, характерные для периода российской истории, предшествовавшего реформам, постепенно вытесняются новыми, в центре внимания которых оказываются не распределительные отношения, а проблемы человека как субъекта жизни, его активность и условия его самореализации. Вместе с тем ситуация, сложившаяся в современной российской социологии, является отражением переходного характера современности. Это выражается в параллельном существовании старых и новых подходов к пониманию справедливости. Например, анализ справедливости через призму общественного сознания во всех его формах, наиболее распространенный в советском обществознании; рассмотрение справедливости во взаимообусловленности с равенством и свободой; вульгарно-экономический подход к справедливости; взгляд на справедливость с позиций парадигмы жизненных сил и субъектности.

Необходимость обращения к теме социальной справедливости возрастает в настоящее время, для которого характерно обострение ценностного кризиса, когда прежние идеалы и моральные ценности утрачивают былое значение. Возрождение прежних идеалов и ценностей и принятие новых

может быть осуществлено обществом только в результате оценки справедливости их сущности.

Несправедливость рассматривается как "один из жестоких недугов современного состояния цивилизации" [63, с. 177]. Признаки этого недуга -соседство нищеты и роскоши, рост преступности, межнациональные конфликты.

Актуальность диссертационного исследования усиливается в контексте смены общественного строя, переживаемой современной Россией и рядом стран бывшего социалистического лагеря. В соответствии с принципом культурного запаздывания осмысление обществом социальных перемен следует через определенный временной интервал после введения тех или иных социально-экономических новаций. Понимание справедливости и способов ее утверждения в изменяющемся мире требует своевременного изучения и анализа. Особенно актуально знание о том, каковы представления о справедливости молодого поколения, которому принадлежит будущее общества. Научная и практическая перспективность защищаемого подхода к анализу справедливости как общественного механизма, обеспечивающего развитие и воплощение субъектности индивида и групп, должна быть всесторонне обоснована и предложена не только вниманию ученых, но и широким массам населения. Без переориентации представлений о справедливости невозможно ни квалифицированное управление обществом, ни изменение поведения его членов в соответствии с социально-экономическими переменами в стране.

Современный анализ справедливости как социального явления должен дать ответы на вопросы о том, насколько представления в обыденном сознании соответствуют научному осмыслению справедливости, какие представления о справедливости отражают сущность эпохи, а какие являются продуктом пережитков, устаревших взглядов на общество; какие стороны

справедливости наиболее актуальны в настоящее время; какова способность идеи справедливости к трансформациям.

Состояние научной разработанности проблемы.

В отечественном обществознании следует отметить ряд работ, посвященных проблеме справедливости: 1.Труды, рассматривающие справедливость в морально-этическом аспекте, в которых справедливость представлена как норма морали, как оценочная "этическая категория, имеющая сферу приложения в праве, политике, экономике" [15, с. 43]. 2. Юридически правовая трактовка справедливости развивается в двух направлениях: морально-правовом и распределительно-правовом. Согласно первой точке зрения всякий правовой акт должен быть воплощением справедливости, согласно второй - справедливость требует установления зависимости между тем, что субъект дает обществу, и тем, что от него получает [98, с. 48].

3. Справедливость как принцип "от каждого - по способностям, каждому -по труду", соответствие трудового вклада и вознаграждения [95, 152, 160].

4. Справедливость как равенство. Идея абсолютного равенства как проявление высшей справедливости представлена в марксистской теории. Как попытка преодоления крайностей марксистской концепции справедливости в 80-е годы в российской социологии идея абсолютного равенства была заменена концепцией исторически обусловленной, социально оправданной меры равенства и неравенства. В 90-е годы теория справедливости как равенства была дополнена понятиями возрастающей свободы и "равенства жизненных возможностей" [155, с. 45].

Примечательно то, что в обществознании советского периода преобладал взгляд на справедливость как на явление, главным образом, общественного сознания. Логическим продолжением такого подхода стало появление многих стереотипных построений, длительное время господствовавших в области социологии и социальной философии. Речь идет об отождествлении справедливости с законностью, с равенством, с нравственно-

стью. Опора на формы общественного сознания, как на методологический инструмент исследования справедливости, на определенном этапе способствовала тому, что направление анализа в сфере данной проблематики отклонилось от рассмотрения справедливости как социального явления. Впоследствии, по мере развития социологических теорий справедливости, эта ограниченность была преодолена. Не умаляя научной ценности разработанных ранее подходов к осмыслению справедливости, необходимо признать, что социологический подход внес существенный вклад в науку, представив справедливость как социальный механизм, функционирующий как регулятор общественной жизни [45, с. 75]. Главная роль справедливости как социального механизма заключается в создании условий для наиболее полной реализации субъектной роли членов общества, что способствует укреплению жизненных сил населения и дальнейшему прогрессу [149, с. 16].

Во второй половине 90-х годов количество исследований в области справедливости в отечественном обществознании значительно сократилось. Данное обстоятельство, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, изменением жизненных целей и ценностей, радикальными переменами в общественном сознании, что с необходимостью повлекло за собой необходимость переосмысления сути справедливости. Новая парадигма справедливости нуждается в исследовании. Представления о справедливости должны быть изучены также с использованием новой методологии - методологии взаимосвязи субъектности и жизненных сил общества и индивида.

Целью диссертационной работы явилось изучение особенностей представлений о справедливости различных групп учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

анализ существующих в научных источниках теоретико-методологических принципов и подходов к изучению справедливости;

- определение роли и места представлений о справедливости в структуре мировоззрения личности;

- изучение теоретико-методологических оснований исследования молодежи как особой социально-демографической группы;

- раскрытие специфики различных типов представлений о справедливости в сознании учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока;

- выявление региональных различий в представлениях молодежи Сибири и Дальнего Востока о справедливости;

- установление соответствия представлений о справедливом и несправедливом в сознании молодежи Сибири и Дальнего Востока процессам, происходящим в современном российском обществе.

- изучение распространенности различных представлений о справедливости в отечественном обществознании и массовом сознании.

Объект исследования - представления о справедливости учащейся и студенческой молодежи, Алтайского, Красноярского и Приморского краев Российской Федерации.

Предметом исследования явились особенности представлений выпускников средних школ и студентов Сибири и Дальнего Востока о справедливости (на примере Алтайского, Красноярского и Приморского краев).

Гипотезы исследования:

1. Представления о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в 80-е - 90-е годы существенным образом трансформируются и дифференцируются. Происходит перераспределение наиболее многочисленных групп молодежи, разделяющих те или иные точки зрения на справедливость.

2. Имеют место региональные особенности представлений молодежи о справедливости.

3. Представления о справедливости учащейся и студенческой молодежи имеют существенные различия.

4. Имеет место устойчивая связь представлений о справедливости со смысложизненными ориентациями учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

5. Представления о справедливости играют системообразующую роль в формировании социального сознания и социальных ориентаций учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили принципы социологического анализа, развиваемые в системных исследованиях российских и зарубежных ученых П. Сорокина, М. Вебера, Р. Дарендорфа, Д. Роулза, С. Григорьева, Т. Заславской, 3. Бер-бешкиной, М. Плетневой, С. Шавеля и других), а также в социологии духовной жизни, активно развиваемой в современной России. Особое значение имеет концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы анкетирования, экспертного опроса, наблюдения, традиционного и вторичного анализа научной литературы на базе лонгитюдной стратегии.

Информаиионная база для решения поставленных задач сформировалась на основе:

- статистических данных, собранных органами государственной статистики Алтайского, Красноярского и Приморского краев;

- материалов лонгитюдного исследования «Пути поколения», проведенного в 1994-95 г.г. в Алтайском, Красноярском и Приморском краях межвузовской исследовательской группой при участии автора. Всего опрошено 1709 человек. Из них в Алтайском крае - 566 человек, в Краснояр-

ском крае - 507 человек, в Приморском крае - 636 человек. Основной метод сбора эмпирической информации - раздаточная анкета. Материалы исследования обрабатывались с помощью прикладных программ SPSS. Для анализа также использовались материалы социологических исследований, опубликованных в научной литературе по проблеме справедливости, выводы и рекомендации научных конференций. В работе использованы материалы всех предыдущих этапов лонгитюдного проекта «Пути поколения».

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

- определены особенности и дифференциация воззрений на справедливость учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев;

- выявлены различия в представлениях о справедливости учащейся и студенческой молодежи;

- определена динамика представлений учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливом и несправедливом в 80-е - 90-е годы;

- установлена системообразующая роль представлений о справедливости в формировании социального сознания, социальных ориентаций учащейся молодежи;

- выявлена устойчивая связь представлений о справедливости и смыс-ложизненных ориентаций учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшими особенностями представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х годов являются их трансформация и дифференциация.

2. Наиболее многочисленными группами учащейся и студенческой молодежи к 90-м годам стали группы молодых, разделяющих следующие типы представлений о справедливости: справедливость - это законность, справедливость - это следование моральным нормам, справедливость -это социально оправданное равенство.

3. В сознании части молодежи сохраняются стереотипные, упрощенные представления о справедливости, ее отождествление с законностью или нравственностью Справедливости отводится роль регулятора распределительных отношений.

4. Особенности представлений о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в значительной степени предопределены ходом реформирования российского общества. Характерные для переходного периода неустойчивость материальной и духовной жизни отражаются и в воззрениях на справедливость.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в следующем:

1. Исследованные типологические характеристики справедливости в массовом сознании молодежи способствуют росту запаса сведений о динамике массового сознания современной молодежи, об изменениях в ценностных ориентациях, о способах и глубине постижения социальных процессов, о влиянии представлений о справедливом и несправедливом на поведение юношей и девушек.

2. Впервые в научный оборот введена информация об особенностях представлений учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливости в 80-е - 90-е годы.

3. Впервые в практике региональных исследований применена лонги-тюдная стратегия изучения представлений учащейся молодежи о справедливости.

4. Выявлены наиболее распространенные типы представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока и тенденции их изменений в 80-е - 90-е годы.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1. Результаты исследования имеют серьезное практическое значение для современного социального образования и социального воспитания в высшей и средней школе Сибири и Дальнего Востока.

2. Материалы исследования представляют практический интерес для организаторов, актива, общественных организаций школ и вузов Сибири и Дальнего Востока. Полученное знание может быть использовано в разработке программ работы с молодежью, в частности, в направлении влияния на молодое поколение в целях преодоления ограниченности, догматизма и стереотипности взгляда на справедливость как преимущественно на правовое или распределительное отношение.

3. Исследования могут быть использованы и уже используются при чтении базовых и специальных курсов в современной российской высшей и средней школе с учетом региональной специфики.

Апробация работы, Результаты исследования докладывались автором на российско-шведском семинаре по проблемам социальной работы (Барнаул, 1993 г.), на региональной научно - технической конференции "Современные технологии