автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы"
Пиликина Надежда Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-ДЕКОРАТИВНЫХ ДЕТАЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ДОМОВОЙ РЕЗЬБЫ
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва 2004
Работа выполнена в Архангельском государственном техническом университете
Научный руководитель:
- доктор химических наук, профессор Крашенинников Александр Иванович
Официальные оппоненты:
■ доктор технических наук, профессор Черных Михаил Михайлович, кандидат технических наук Поромов Владимир Николаевич
Ведущая организация:
Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства
Защита диссертации состоится 23 сентября 2004 года в 10 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.119.04 в Московской государственной академии приборостроения и информатики по адресу: 107846, г. Москва, ул. Стромынка, д. 20. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГАПИ
Автореферат разослан 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета, д.т.н.
Соколова Марина Леонидовна
Актуальность исследования. За последние годы вновь повысился интерес к строительству деревянных домов, к оригинальному внешнему их убранству, в частности к домовой резьбе. Проблема заключена в том, что объем продукции такого рода из-за ручного изготовления не удовлетворяет растущий спрос. В этих условиях организация получения деталей домовой резьбы машинным способом позволяет достичь сокращения затрат времени на освоение технологического процесса при наилучшем качестве продукции. При этом современный дизайн изделий предполагает оправданный компромисс между технологией, эстетикой и экономикой.
Параметры формирования - деталей домовой резьбы машинным способом в технологических исследованиях рассматриваются недостаточно. Следовательно, изучение получения крупных деталей резного декора и оценка их технологичности важны для реализации организационных проектов и технологий художественной деревообработки на уровне современного производства. В этой связи, оказываются важными как существующие наработки, так и технологические инновации.
Поиск эффективных методов и обоснование новых представлений в системе технологии художественной обработки дерева с учетом традиций деревообработки на Русском Севере является весьма актуальной проблемой и сопрягается с современными способами решения задач созидательной деятельности.
Цель исследования — Разработка эффективного соотношения художественности и технологичности в формировании крупных деталей резного декора на примере домовой резьбы в деревянном зодчестве Русского Севера.
Основные задачи —
1. -На основе анализа специальной литературы, рисунков, чертежей, технологических карт и реальных образцов северной домовой резьбы, выявить и установить показатели геометрии форм и закономерности обработки деталей резного декора;
2. - Составить классификацию деталей северной домовой резьбы по характеру форм;
3. - Обосновать использование свойств древесины сосны в деталях резного декора;
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
«
4. - Проанализировать методы получения конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы на основе прогрессивных технологий;
5. - Разработать методику выбора рационального соотношения художественности и технологичности деталей домовой резьбы, приняв за основу базовые изделия.
Научная новизна исследования заключается в том, что:.
- обосновано рациональное использование свойств древесины сосны. и прогрессивных способов ее обработки при получении крупных деталей декора домовой резьбы;.
- установлена взаимосвязь и соотношение основных параметров формирования декоративно-конструктивных деталей домовой резьбы;
- систематизированы и определены особенности видов художественной резьбы по дереву и на этой основе разработаны требования к современному производству деталей резного декора фасадов деревянных зданий.
- даны методы определения технологичности изделий художественной деревообработки.
Практическая значимость определяется тем, что:
- обосновано практическое применение древесины сосны в производстве деталей домовой резьбы по методам прогрессивных технологий;
- получены практические подтверждения различных способов изготовления крупных деталей резного декора в условиях производственных мастерских;
- предложен перечень станков и опробированы в практической работе виды станков, дающих возможность получать качественные изделия декоративной пластики крупных размеров.
- выявлена взаимозависимость художественно-технологических факторов формирования деталей резного декора.
Апробация материалов: результаты исследования докладывались на производственном семинаре, на заседаниях и конференциях кафедры и факультета, проверка результатов осуществлялась на базе кабинетов и лабораторий АГТУ, 111 У, а также путем внедрения в практику специальных реставрационных и частных мастерских, на предприятии «Беломорские узоры».
Основные положения диссертационного исследования использовались в практике разработки Программ и методик по подготовке специалистов художественной деревообработки, в проведении выставок художественных изделий из дерева, в материалах областных семинаров производителей и продавцов художественно-промышленных изделий. Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, применением совокупности взаимодополняющих методов исследования и практической деятельности, соответствующих целям и задачам работы.
Публикации. По теме диссертации опубликовано девять работ.
Структура и объем работы:
Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, библиографии и приложений. Содержание работы излагается на 120 стр. машинописного текста, иллюстрированного 6 рисунками и 18 таблицами,' приложения содержат 44 стр. Список литературы состоит из 78 наименований.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, формулируется цель и задачи, раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе изложены вопросы, связанные с формами резного декора в деревянном зодчестве Севера, с их функциональной пригодностью и целесообразностью в системе домовой резьбы. Сам Архангельский Север, который многие века был постоянной творческой лабораторией плотников-столяров, резчиков по дереву, дает богатый наглядный материал для структурирования знаний по исследуемой проблеме, что показано в фундаментальных работах таких авторов как И.А.Бартенев, В.С.Воронов, Р.М.Габе, И.Э.Грабарь, И.В.Маковецкий, А.В.Ополовников, В.П.Орфинский, Н.Н.Соболев и др.
Научные основы машинных технологий деревообработки разработаны в трудах В.НМихайлова, Н.А.Гончарова, В.И.Башинского и др. Художественная обработка изделий из дерева предполагает высокий уровень освоения материала (В.Н.Михайлов), это результат исторического коллективного опыта (В.СВоронов) по максимальному освоению не только его физико-механических свойств, но также природного строения и декоративно-художественных качеств с тем, чтобы эстетика материала, формы и функции изделий из него были бы выражены наиболее благоприятно (В.ВЛнов, АА.Белов).
Важно отметить, что в технологиях художественной деревообработки следует принимать во внимание не только конструктивное, но одновременно и декоративное решение формы и поверхности изделия. (ВАБарадулин, А.А.Барташевич, А.М.Романовский, Л.М.Лисенко и др.).
Во второй главе рассмотрены объекты и методы исследований. В формировании конструктивно-декоративных деталей были выявлены основные структурные связи: ФОРМА-МАТЕРИАЛ-КОНСТРУКЦИЯ-ТЕХНОЛОГИЯ. (Рис. ниже).
Исследуя данные параметры, установили 5 соответствующих опорных показателей: П] _ показатель функциональной пригодности формы детали, Пг - показатель соответствия конструктивных качеств материала и изделия, П3 -показатель прочности древесины, П4 - показатель технологической обработки древесины иПр- показатель реализации художествен -но-технологических параметров.
В основу методики исследований и доказательства возможности высокого качества формирования деталей резного декора мы положили важнейший принцип процесса формообразования в дизайне, согласно которому конструкция формы, технология и декор изделия подчиняются свойствам материала, из которого оно сделано. При этом в оптимальной мере выявляются и интерпретируются данные свойства. Раскрывая физическую сущность названного процесса, это положение можно объяснить с помощью геометрических характеристик конструкции и формы изделия, параметров используемого материала и параметров его обработки, что приводит к определенным зависимостям.
Рис. 2. Формы деталей северной домовой резьбы. В результате исследований обнаружено стремление к отбору функциональных форм, наиболее полезных и целесообразных способов обработки древесины
На основе натурных обследований -были составлены диагностические карты базовых изделий, сформулированы факторы, влияющие на про ведение резчицких работ при формировании сложного декора, определена их взаимосвязь, составлена классификация согласно геометрии форм.
Таблица 1
Классификация форм деталей северной домовой резьбы
Тип деталей- Виды форм Примеры деталей *
Конструктивно-декоративные детали домовой резьбы Плоско-линейной формы Карнизы и фризы,
Прич едины
Наличники
Плоскостные Пилястры
Детали зашивки различных ограждений, филенки
Ставни окон
Полотна резных дверей -
Объемные Кронштейны, выпуски бревен, различные опоры
Столбики-колонки, балясины
Дождевые потоки, «курицы»
Конь - охлупень, шелом
Главки
Пространственные Крыльцо,
Галереи, балконы
Встроенные скамьи
Измерения в ходе исследования ручные - линейные и изобразительные. В результате анализа данных материалов установлены наиболее характерные размерные показатели, разработано содержание основных художественно-технологических признаков форм резных деталей, обеспечивающих реализацию возможностей материала в изделии, а также обеспечивающих дизайн формы и ее функционирование в реальности. Ниже в таблице сформулированы данные признаки, которые согласуются с опорными показателями нашей работы.
Таблица 2
Основные признаки технологичности конструктивно-декоративных деталей
№ п/п Наименование признака технологичности Вид взаимосвязи > в ходе реализации
1 Пригодность древесины для выполнения работ с учетом целеполагания в формировании общего вида изделия и его декора (М) Материал -форма
2 Приведенность в соответствие конструктивных качеств древесины с конструктивностью и функциональностью изделия (т) Материал - форма
3 Рациональность размеров деталей с учетом эргономики, природного строения и свойств древесины (I) Материал — форма
4 Прочность и надежность работы материала на определенный период в заданной форме, конструкции, условиях эксплуатации и обработки (Р) Материал - форма
5 Логическая оправданность использования тех или иных технологических операций в изготовлении деталей декора, оптимальность их последовательности (О Форма - технология
6 Функциональная пригодность, целесообразность формы ((3), возможность изготовления ее на основе прогрессивных технологий Форма - технология
7 Возможное и достаточное ограничение числа поверхностей с требованиями высокого уровня точности, чистоты и декоративности обработки (П) Форма - технология
8 Комбинаторные свойства конструкции, взаимозаменяемость, стандартность и унифицированность элементов изделия Форма - технология
На основании данной таблицы вывод: материал определяет форму, а то и другое вместе - технологию. Поэтому для анализа выбраны показатели материала и показатели технологии. Исходя из этого, формируется теоретическая основа эксперимента.
В результате графического анализа полученных материалов были заданы исходные данные экспериментальных деталей. Методика построения основной аналитической зависимости процесса формирования изделия доказывает, что переход качества и свойств материала в качество и свойства изделия - есть физическая закономерность, а не эмпирическая случайность. Зависимость, которая наиболее точно описывает связь различных факторов между собой в объектах дизайна — это функциональная пригод-
ность и целесообразность формы изделия. Окончательно принята зависимость, при которой наблюдается связь теоретических и экспериментальных данных и возможна дальнейшая обработка результатов:
Q=iwtc,. (i)
где Q - функциональная пригодность и целесообразность изделия в количественном представлении, W¡ - i-e свойство изделия; С/ - его значимость в обеспечении полезности (пригодности), т — число свойств показателей.
При формировании конструктивно-декоративных деталей к материалу предъявляется ряд требований. Среди них твердость, плотность, прочность, упругость, деформативность, влажность, сортность древесины, обрабатываемость инструментами, конструктивные качества и т.д., влияние которых учитывается соответствующими значениями и коэффициентами.
За определяющий параметр принимаем прочность материала, т.к. она оказывает основное воздействие на показатель совокупности конструктивных качеств материала (N), который зависит почти от всех перечисленных факторов, т.е. N =f(о, Р, R, S, А,С, h, W, q, fp, fg, f...). Находится связь коэффициентов регрессии от свойств и качеств древесины. За основные принимаются такие показатели, когда наблюдается тесная связь конструктивных качеств материала с конструкцией и формой производимой детали. Данное предположение проверяется с использованием дисперсионного анализа (F-критерия Фишера). Если F > Ftüüi., то различия между средними значениями существенны, если то различия незначительны и, сле-
довательно, выбранный фактор является наиболее важным среди прочих.
Полученные аналитические зависимости в дальнейшем использовали для определения коэффициента эффективных соотношений технологичности и художественности в деталях крупной пластики.
В третьей главе представлен анализ свойств древесины сосны и обоснованы предъявляемые к ней требования при создании технологичной формы декоративно-конструктивных деталей. На данном этапе группируются показатели по видам свойств, по характеру их влияния на конструктивные качества изделия, рассматривается возможности оптимального соотношения показателей конструкции детали, свойств материала и их использования.
В определении пригодности древесины для формирования из нее резных деталей физико-механические свойства играют основную роль.
Древесина - волокнисто-слоистый материал клеточного строения, имеющий неоднородное строение, поэтому сопротивляемость древесины резанию в трех взаимно перпендикулярных плоскостях неодинакова. Эти качества древесины значительно влияют на решение вопроса формирования конструктивно-декоративных деталей.
Для актуализации характеристик влияния свойств древесины сосны был сделан анализ исторически сложившихся (традиционных) методов и приемов обработки деталей резного декора, который доказывает, что в домовой резьбе на Севере нашли применение различные виды художественной резьбы по дереву. Анализ технологической стороны дела показывает, что наиболее распространенными способами получения резного декора в домовой резьбе на Севере традиционно являются: пиление, строгание, точение, сверление, долбление; объемная (скульптурная) резьба. Именно изучение данных процессов технологии художественной обработки дерева в их динамике в определенном историческом периоде дает нам ответ на вопрос о критериях в использовании свойств древесины при формировании резных деталей.
Таблица 3
Систематизация видов художественной резьбы по дереву
№ п/п Тип резьбы Вид резьбы Особенности обработки
1 Плосковыемчатая Контурная Линейный контур, делают в основном двугранные выемки. Используют нож и прямые стамески
Геометрическая Скобчатая Двух-трех-четырехгранные выемки делают ножом-косячком. Полукруглые выемки, скобки-лунки делают полукруглыми стамесками
2 Плоскорельефная С заоваленным контуром Линейный контур орнамента заовален. Выполняется косячком и различ. стамесками
С подушечным фоном Заовален и контур и фон
С подобранным фоном Элементы фона выбираются Орнамент в виде рельефа
3 Ажурная Пропильная Пропиливание элементов орнамента с помощью электролобзика
Прорезная Пропиливание и прорезание элементов орнамента или фона, их моделировка по контуру полукруглыми стамесками
№ п/п Тип резьбы Вид резьбы Особенности обработки
4 Рельефная Накладная Рельеф Пластическая моделировка всех резных элементов орнамента различными стамесками Высокий рельеф с поднутрением Высокий рельеф выполняется частично с отрывом от фона
Барельеф
Горельеф.
5 Объемная Резьба предметов утилитарного назначения Резьба утилитарной формы предмета внутри. Декорирование снаружи, с боковых сторон
Скульптурная резьба Резьба и моделировка объема снаружи
6 Домовая Все виды в масштабах деталей домостроения Соответствующие особенности
Результаты анализа свойств древесины сосны и систематизация видов резьбы показывают, что приемы получения резных деталей в этих видах вполне отработаны, отрегулированы и подчиняются общим принципам обработки древесины, как то:
1. Вести работы по созданию изделий из древесины так, чтобы неизбежные изменения отдельных частей в готовой продукции происходили свободно, но без нарушения формы и прочности самого изделия в целом.
2. При выполнении отдельных резных элементов и деталей из древесины учитывать то, чтобы их возможное некоторое деформирование в условиях эксплуатации было бы минимальным либо практически отсутствовало.
Кроме принципов обработки древесины при создании технологичной формы учитывают и принципы конструирования формы:
- свойства материала и свойства изделия из него взаимообусловлены,
- конструкция и геометрия формы преследует цель организации технологической обработки,
• - реализация возможностей материала при его обработке регулирует конструктивность и технологичность формы.
Практическая же обоснованность конструктивных решений формы с технической стороны достигается прочностными расчетами. Предел проч-
ности древесины при направлении действия силы вдоль волокон определяется из следующего соотношения:
где Р - действие сил нагрузки, сечение детали.
Теоретически возможную зависимость конструктивных качеств соотносим с характеристиками прочности древесины. Показатели предела удельной прочности древесины сосны высоки, их сравнивают даже с некоторыми металлами. Прочность материала определяет несущую • способность конструкции.
Однако деревянные конструктивно-декоративные детали домовой резьбы имеют обычно такие размеры и формы, в которых оказывают свое влияние, пороки древесины (сучки, трещины и др.). Установлено, что они; дают некоторое снижение показателей прочности и надежности деталей резьбы в эксплуатации. Поэтому при разработке конструктивных деталей из-древесины используют не предельные показатели свойств, а гораздо меньшие так называемые показатели расчетных сопротивлений - Я (табл. ниже), которые определяют ресурс работы материала в заданной форме.
Таблица 4
Работа материала Расчетные сопротивления (Мпа) для 1-3 сортов древесины
1 сорт 2 сорт 3 сорт
Сжатие или изгиб вдоль волокон 14-16 13-15 8,5-15
Растяжение вдоль волокон - 10 7 -
Сжатие поперек волокон 1,8 1,8 1,8
Анализ эффективности использования свойств древесины приводит к установлению коэффициента соответствия конструктивных качеств материала и конструктивности заданной формы, который является интегральным прочностным показателем и характеризует величину расхода ресурсов материала в единице объема готовой продукции. Эту зависимость определяли по формуле:
где т - коэффициент рациональной работы материала в конструкции; щ - требуемый расход ресурса материала_/ на единицу продукции; С) - показатель расчетных сопротивлений в единице объема материала у; С< - показатель расчетных напряжений формы в единице готовой продукции.
В результате корреляционного анализа определяется наиболее тесная связь коэффициента регрессии конструктивных свойств материала (Л/тах). Она наблюдается с ее среднеарифметическими значениями и описывает 1функцию а =/(Ытах).
В четвертой главе на основе заданных параметров проводим технический эксперимент и проверяем использование машинного способа в получении крупных деталей резного декора из древесины сосны. Столбики-колонки можно получить как точением, так и фрезерованием. На станках, выпускаемых промышленностью, обрабатывают изделия длиной до 150-160 см. Изделия длиной 2 м и более можно получить путем работы со специальными дополнительными приставками к станкам. Другой путь, который предлагается нами в данной работе - это сращивание. Получение изделий большой длины из двух-трех частей, соединенных по длине в подходящем месте на круглые шипы с клеем, позволяет работать на обычных копировальных станках.
В этой связи достоинство фрезерования, реализуемое на копировальных станках, заключается в том, что заготовку можно вращать с небольшой частотой, сводя к минимуму возникающие при вращении силы инерции. Качество обработки деталей (Кт) достигается за счет высокой частоты вращения фрезы. Важно отметить то обстоятельство, что прочность сращенной детали в конструкции стойки-колонки не снижается. Вся деталь работает на сжатие вдоль волокон.
Основная интересующая нас характеристика - качество обработки формы и декора, которое определяется ее точностью и зависит от глубины фрезерования, диаметра фрезы, числа ее оборотов. Анализ зависимостей проводим, исходя из графической модели взаимосвязи параметров фрезерования.
Непосредственно в эксперименте получения декора детали из древесины используем технологию точения. Точение, как способ получения пластической выразительности изделий подразделяют на точение в центрах, лобовое и бесцентровое. Из всех разновидностей формирования деталей этим способом точение в центрах посредством сочетания вращательного движения заготовки с продольным и поперечным движением инструмента дает возможность получать детали сложного профиля и достаточно широкой номенклатуры, содержащие цилиндрические, конические и сферические элементы. Надежное крепление заготовки и жесткие направ-
ляющие станка обеспечивают высокую точность и качество обработки древесины. Здесь возникает необходимость получить большой размер изделия путем сращивания. Для проверки проводим работы по установленным данным на двух видах станков.
На основании проведенного эксперимента и анализа его результатов было выявлено, что распределение времени обработки при соответствующем качестве в различных условиях эксплуатации станка подчиняется нормальному закону, а сама зависимость процесса формирования сечения декоративных элементов во времени выражается:
По методике А.Л.Бершадского определяли обрабатываемость или иначе удельную работу (К) в процессе резания древесины сосны в трех случаях: в торец (1), вдоль волокон (2) и поперек волокон (3). При самых разных исходных данных использовали обобщенные формулы для расчета обрабатываемости.
Она описывается экспоненциальной кривой вида:
5=35,85 + ехр(4,2 + (-0,1235)
где |У-сечение (мм), ¡- время обработки (мин.)
5
(4)
Рис.3. Характеристика процесса формирования декоративной части детали
t
е■ е
(5)
(6)
е е
АГз=[Аз5 + Б3у-В3]+^ = *3+^..
А
(7)
В пятой главе обосновывается диапазон оптимального соотношения параметров художественности и технологичности в получении деталей резного декора. Чтобы соотнести теоретические и практические данные и определить диапазон эффективного использования свойств и качеств древесины при формировании деталей мы сопоставили данные процесса их получения. Область распределения величин всех показателей материала, формы и обработки определялась в условных единицах в рамках трех-бальной шкалы:
13 балла - максимальное значение;
2. балла - среднее значение; балл - минимальное значение.
Оценивание полученной формы детали проходило по критериям, указанным в табл. 2. Показатели новых изделий сравнивались с базовыми.
В результате проведенной работы установлено, что технологичность декоративно-конструктивных изделий основывается на эффективности и оправданности производственных затрат.
Рис.4. Соотношение реализации признаков технологичности в ручной и машинной обработке изделия
После проведенного анализа принята окончательная зависимость процесса формирования конструктивно- декоративных деталей.
Степень реализации (в усл. ед.)
машинная обработка
комбинированная ручная обработка обработка
Виды реализации
С использованием модели 1 и формул (П1-Ш и Пр) доказали, что полученные данные принадлежат к одной генеральной совокупности и подвержены нормальному закону распределения.
Таблица 5
Формулы для расчета показателей художественно-технологических параметров
П, Где Q - функциональная пригодность и целесообразность изделия в количественном представлении, W( -i-e свойство изделия; С< - его значимость в обеспечении полезности (пригодности), т - число свойств показателей
П2 я с 1 Щ = Т. 4¡i~r J~ i ч Где т - коэффициент рациональной работы материала в конструкции; q,, - требуемый расход ресурса материала j на единицу продукции; Cj - показатель расчетных сопротивлений в единице объема материала/, C¡ - показатель расчетных напряжений' формы в единице готовой продукции
П3 ож = Ати ж S Где R - расчетные сопротивления, S - сечение детали, <тк - прочность конструкции детали
П4 К,+К2+Кз 3 Где Кщ - обрабатываемость в процессе резания древесины сосны в трех направлениях
Пр п П, +П2 +П3+П4 * Где Пр - показатель реализации как результирующая П) - П4
Графический анализ показал тесную связь между реальными и теоретическими данными. Следовательно, параболу процесса обработки во времени можно использовать для дальнейшего моделирования (модель 2).
Штриховкой указан диапазон оптимальных параметров в использовании свойств материала при формировании детали машинным способом (1), комбинированным способом (2), ручным способом (3) с учетом распределения конструктивных свойств материала, распределения прочностных качеств в соответствии с обрабатываемостью.
Вывод: структура модели соответствует принципу оптимального использования свойств материала, который мы положили в основу исследования.
-1-1—:-1-1-1-1-1-> г-
1в го зо « во « го «в \ „„„
Время в процессе обработки (I)
Рис.5. Модель 2. Распределение соотношений художественности и технологичности при формировании деталей резного декора
В шестой главе представлено обсуждение результатов исследования, где проведен анализ вновь полученных изделий по двум группам факторов: первые относятся к параметрам материала и геометрии формы, вторые - к параметрам обработки и качеству изделия. Совокупность художественных и технологических параметров рассматривается как фактор дизайна, связанный с процессом формирования функциональности и пригодности (целесообразности) конструктивно--декоративных деталей домовой резьбы, возможности получения качественных изделий художественной деревообработки. Предложены методы определения технологичности вновь получаемых изделий художественной деревообработки.
Выводы:
1. В результате натурных исследований создана классификация конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы, в основе которой лежит характеристика формы. Благодаря этим исследованиям выявлены и сформулированы требования к производству деталей домовой резьбы.
2. Систематизированы виды и способы художественной резьбы по дереву, согласно чему определены место и особенности каждого вида.
3. Сформулированы и зафиксированы признаки технологичности при формировании конструктивно-декоративных деталей.
4. Определены возможности получения изделий крупной пластики из древесины сосны на станках по прогрессивной технологии, предложен перечень оборудования.
5. Определены параметры эффективного соотношения художественности и технологичности в получении конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы, предложены методы их оценки и на этой основе дана характеристика уровней сложности дизайна изделий, факторов, формирующих их качество.
Публикации по содержанию диссертации:
1. Н.Н. Пиликина. Традиции народного искусства в образовании и воспитании. // Традиции народного искусства Севера России. Сборник научных статей 111 У под ред. ЮЛ.Окунева. Архангельск, Боргез, 2001, с. 51-54
2. НЛ. Пиликина. Эстетические особенности рельефно-фактурной обработки деревянных поверхностей. //Художественная обработка материалов. Ж.2003.№4,с.39-43.
3. Н.Н. Пиликина. С альбомом по Каргополью. (К вопросу о природе материала). //Художественная обработка материалов. Ж. 2003. № 4, с 65 - 67.
4. НЛ. Пиликина. Метод дизайна и требования технологии художественной обработки материалов. //Художественная обработка материалов. Ж. 2003. №4,с.36-38.
5. А.И. Крашенинников, Н.Н. Пиликина. Методы определения технологичности изделий художественной деревообработки //Художественная обработка материалов. Ж. 2004. № 5.
6. А.И. Крашенинников, Н.Н. Пиликина. На пути развития технологии художественной деревообработки. //Художественная обработка материалов. Ж. 2004. №5.
7. НЛ. Пиликина. Активность пластики. //Художественная обработка материалов. Ж. 2004. № 5.
8. Н Л. Пиликина. Цвет и эстетическое равновесие. //Дизайн и производство мебели. Ж. 2004, март.
9. НЛ. Пиликина. Декоративность - фактор качества. //Дизайн и производство мебели. Ж. 2004, май.
№14 2 2 4
Сдано в произв. 30.06.2004. Подписано в печать 01.07.2004. Формат 60x84/16. Бумага писчая. Гарнитура Тайм. Усл.печл. 1,25. Уч.-издл.1,06. Заказ № 160. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии Архангельского государственного технического университета
163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Пиликина, Надежда Николаевна
Введение
Глава 7. Состояние вопроса
1.1. Существующие подходы и опенки исследования домовой резьбы
1.2. Технология художественной деревообработки.
1.3. Формообразование и технологичность изделия
1.4. Пель и задачи исследования.
Глава 2,. Л/етодология проведения экспериментальных исследований
2.1. Методика исследовательских работ (план).
2.2. Результаты исследований форм конструктивно-декоративных деталей
2.3. Определение параметров экспериментальной формы
2.4. Организация технической части эксперимента
Глава 3. Физико-механические свойства и природные качества древесины сосны, их использование в домовой резьбе
3.1. Анализ свойств древесины сосны
3.2. Методы ручной работы выполнения художественной резьбы по дереву
3.3. Композиционные приемы формирования резного декора
3.4. Условия конструирования формы изделия из древесины
Глава 4. Современные технологии художественной обработки дерева и производство элементов и деталей домовой резьбы
4.1. Требования к производству деталей домовой резьбы
4.2. Условия, определяющие процесс выполнения работ
43. Особенности машинной обработки крупных деталей резного декора.
Глава 5. Выбор рациональных соотношений художественных и технологических параметров
5.1. Комплексность решения как результат преобразования материала в изделие
5.2. Опенка полученных зависимостей
Глава б. Обсуждение и рекомендации по использованию результатов исследования
Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Пиликина, Надежда Николаевна
Среди многочисленных мастеров по художественной обработке материалов на Русском Севере особо отличались мастера по обработке дерева. Все северные селения по преимуществу были деревянные. Дух соперничества в новшествах и красоте своих построек никогда не оставлял северян и подвигал их на замечательные дела. Опыт деревообработки, накопленный ими за многие века в настоящее время переосмысляется, обобщается и адаптируется в современных условиях.
Пристальный анализ различных источников показывает, что множество рассматриваемых вопросов в системе технологии художественной деревообработки принадлежит как науке, так и области практического действия. Рационалистическая установка на создание информационно-стерильного окружения техномира теперь уже не кажется естественной. Стало набирать силу движение сделать окружающий мир, живым, говорящим, многоаспектным. За последнее десятилетие в науке и практике отчетливо проявился интерес к технологиям художественной обработки материалов, как в целом, так и по отдельным направлениям, в частности, по художественной деревообработке. Однако сколь бы парадоксальным это ни показалось, но до настоящего времени нет еще полного и обстоятельного представления о том, какое место технологии художественной обработки занимают в общей системе обработки древесины. Это связано с тем, что постоянно меняются взгляды на свойства тех или иных материалов. С осознанием общественной значимости освоения эстетических особенностей и природных качеств материала появилась острая необходимость внедрения технологий художественной деревообработки на современной промышленной основе, а также необходимость осмысления научной и практической деятельности в данном направлении.
Проблемы художественной деревообработки на промышленной основе мало исследованны и весьма не просты из-за анизотропности древесины и ее влияния на психофизиологию человека. Традиционно она была связана с плотницкими и столярно-резчицкими работами. Технология художественной деревообработки имеет много оснований для ее исследования. В первую очередь сказывается недостаточная разработанность методологии изучения данного вопроса. В основном его рассматривают с позиций ручного труда. Во-вторых, требуется углубление знаний о взаимовлиянии в системе "материал - форма-технология", о соотношении машинного и ручного труда в технологии художественной деревообработки. В-третьих, вопросы данной технологии на промышленном уровне разработаны недостаточно и производители художественно-промышленных изделий из древесины испытывают острую необходимость в таких разработках.
Трудность исследования проблемы заключается еще и в том, что вопрос тяготеет как к сфере материальной так и духовной культуры, и это требует целостного взгляда на проблему, а соответственно, подхода с позиций эстетики созидания. Стремление выразить тектоническую красоту дерева как материала в системе формообразования приводит к созданию конструктивно-объемной пластики и пластики рельефа на деревянной поверхности. Эта возможность реализуется при наличии благоприятных условий, в том числе при обилии и доступности древесины как материала, богатства и разнообразия веками действующей северной традиции художественной обработки деревянных объемов и поверхностей. Очевидная устремленность архитектуры к красоте при этом не проявлялась в ущерб утилитарной полезности. Мастера плотники, столяры-резчики были ограничены законами тектонических возможностей материала, традициями, в которых они могли создавать нечто свое. Тем не менее, эти ограничения не мешали им делать выбор, основанный на знании и понимании устоев и правил, на знании и понимании свойств материала, приемов и способов работы с ним, проявлять при этом технологическое "чутье" и эстетический вкус.
Актуальность исследования заключается в том, что за последние годы вновь повысился интерес к строительству деревянных домов, к оригинальному внешнему их убранству, в частности к домовой резьбе. Проблеме машинного производства конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы не уделяется должного внимания, хотя в них есть немалая потребность. В этих условиях для максимальной рентабельности производства таких изделий время на освоение технологического процесса должно быть наикратчайшим, а качество их - наилучшим. При этом современный дизайн изделий предполагает оправданный компромисс между технологией, эстетикой и экономикой.
Параметры формирования деталей домовой резьбы, т.е. деталей крупной пластики из древесины в технологических исследованиях рассматриваются недостаточно. Следовательно, изучение получения крупных деталей резного декора и оценка их технологичности важны для реализации организационных проектов и технологий художественной деревообработки на уровне современного производства. В этой связи, оказываются важными как существующие наработки, так и технологические инновации.
Поиск эффективных методов и обоснование новых представлений в системе технологии художественной обработки дерева с учетом традиций деревообработки на Русском Севере является весьма актуальной проблемой и сопрягается с современными способами решения задач созидательной деятельности.
Цель исследования - разработка эффективного соотношения художественности и технологичности в формировании крупных деталей резного декора на примере домовой резьбы в деревянном зодчестве Русского Севера.
Основные задачи —
1. - На основе анализа специальной литературы, рисунков, чертежей, технологических карт и реальных образцов северной домовой резьбы, выявить и установить размерные показатели геометрии форм и закономерности обработки деталей резного декора;
2.- Составить классификацию деталей северной домовой резьбы по характеру форм;
3.- Обосновать использование конструктивных свойств древесины сосны в деталях резного декора;
4 - Проанализировать методы получения конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы на основе прогрессивных технологий;
5.-Разработать методику выбора рационального соотношения художественности и технологичности деталей домовой резьбы, приняв за основу базовые изделия.
Научная новизна исследования заключается в том, что: обосновано рациональное использование свойств древесины сосны и прогрессивных способов ее обработки при получении крупных деталей декора домовой резьбы; установлена взаимосвязь и соотношение основных параметров формирования декоративно-конструктивных деталей домовой резьбы;
- систематизированы и определены особенности видов художественной резьбы по дереву и на этой основе разработаны требования к современному производству деталей резного декора фасадов деревянных зданий.
- даны методы определения технологичности изделий художественной деревообработки.
Практическая значимость определяется тем, что:
- обосновано практическое применение древесины сосны в производстве деталей домовой резьбы по методам прогрессивных технологий;
- получены практические подтверждения различных способов изготовления крупных деталей резного декора в условиях производственных мастерских;
- предложен перечень станков и опробированы в практической работе виды станков, дающих возможность получать качественные изделия декоративной пластики крупных размеров.
- выявлена взаимозависимость художественно-технологических фак- торов формирования деталей резного декора.
1. Апробация материалов: результаты исследования докладывались на производственном семинаре, на заседаниях и конференциях кафедры и факультета, проверка результатов осуществлялась на базе кабинетов и лабораторий АГТУ, ПГУ, а также путем внедрения в практику специальных производственных реставрационных и частных мастерских, на предприятии «Беломорские узоры».
Основные положения диссертационного исследования использовались в практике разработки и реализации Программ и методик по подготовке специалистов художественной деревообработки, на областных семинарах производителей и продавцов художественно-промышленных изделий. Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, применением совокупности взаимодополняющих методов исследования и практической деятельности, соответствующих целям и задачам работы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы"
Выводы:
1 .В результате натурных исследований создана классификация конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы, в основе которой лежит характеристика формы. Благодаря этим исследованиям выявлены и сформулированы требования к производству деталей домовой резьбы.
2. Систематизированы виды и способы художественной резьбы по дереву, согласно чему определены место и особенности каждого вида.
3. Сформулированы и зафиксированы признаки технологичности при формировании конструктивно-декоративных деталей.
4.0пределены возможности получения изделий крупной пластики из древесины сосны на станках по прогрессивной технологии, предложен перечень оборудования.
5.Определены параметры эффективного соотношения художественности и технологичности в получении конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы, предложены методы их оценки и на этой основе дана характеристика уровней сложности дизайна изделий, факторов, формирующих их качество.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.
В последние годы происходят немалые изменения в окружающей человека материальной среде. На основании изучения дизайнерами изменений в быту и на производстве, происходящих под влиянием демографических, социальных, научно-технических, эстетических и других факторов устанавливается рациональная номенклатура предметов и объектов, прогнозируется оптимальная организация технологий путем создания соответствующего дизайна предметного и пространственного окружения.
Еще рано говорить о тех изменениях, которые произойдут в будущем в материальной среде, в частности в жилище будущего, но, безусловно, что перспективной тенденцией является создание и разработка технологий повышения качества и неповторимости дизайна фасадов всех видов индивидуальных строений. Для них большое значение имеет умелое выполнение деталей резного декора во внешнем убранстве. Решению этой проблемы, а также решению проблемы подготовки специалистов с новыми технологическими устремлениями способствует данное исследование. л. .
Список научной литературыПиликина, Надежда Николаевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Абрамов И.А., ПьянковА.И., Тотоев и др. Совершенствование механической обработки осесимметричных изделий из древесины. //Технология художественной обработки материалов. Ж. № 2, 2001.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: 1974
3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М.: Легкая индустрия, 1989.
4. Барташевич A.A., Романовский A.M. Художественная обработка дерева. Минск, 2000.
5. Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. Минск, 2001.
6. Бартенев И.А., Федоров Б.Н. Архитектурные памятники Русского Севера. Л-М.: Искусство. 1968.
7. Бершадский А.Л. Расчет режимов резания древесины. М.: 1967
8. Борисов И.Б. Обработка дерева. М.: 1999.
9. Буглай Б.М., Гончаров H.A. Технология изделий из древесины. М.: Лесная промышленность, 1985.
10. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М.: 1991.
11. Вольпина В. Материал в структуре художественного произведения. //Декоративное искусство,- № 10.-1984
12. Воронов B.C. Народная резьба. М.: 1933
13. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. //Сб. избранных трудов. М.: Сов. художник. 1972.
14. Габе P.M. Карельское деревянное зодчество. М.: 1941.
15. Габе P.M. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа. //В кн.: Западнофинский сборник. T.XHI и ХУ. Л: 1930.
16. Гарин В.А., Михайлов H.A. Технология изделий из древесины. Воронеж: Изд. ВГУ. 1985.
17. Головач В. Что такое дизайн, http://www.lib.deda.ru, 2001
18. Гончаров H.A., Башинский В.И., Буглай Б.М. Технология изделий из древесины. М.: Лесная промышленность. 1990.
19. Грабарь И.Э. Предисловие к книге С.Соколова и И.Томской «Народное искусство Севера России». М.: 1924.
20. Грабарь И.Е. История русского искусства. Т.1 История архитектуры. Спб.: 1910.
21. Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М.: Искусство. 1984.
22. Гунн Г.П. Каргополье Онега. М.: Искусство. 1989.
23. ДЕРЕВО. RU. Ж. № 1-2 2002.
24. Деревянные конструкции и детали. //Под ред. д.т.н., профессора В.М.Хрулева//. М.: Стройиздат. 1983.
25. Джонс Дж.К. Методы проектирования. //Пер с англ., М.: 1986
26. Забелло С.Я., Иванов В.Н. Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М.: 1942.
27. Забелыпанский Г.Б., Минервин Г.Б. и др. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат. 1985.
28. Зайцев Б.П. Традиции деревянного зодчества. //Архитектура и строительство России. № 3-4, 1995.
29. Званцев М.П. Домовая резьба. М.: Изд. Всерос. Академии архитектуры. 1935.
30. Информационный бюллетень. О научно-техническом сотрудничестве по проблеме «Комплексное использование древесного сырья». Братислава: Гос. НИИ древесины, 1989.
31. Искусство ансамбля. //Составитель и научн. редактор М.А.Некрасова. М.: Изобразительное искусство. 1988.
32. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. М.: Экономика. 1985.
33. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. //Сб. статей, редактор и составитель E.H. Лазарев. Л.: 1973.
34. Клейдин Л.Н. Столярные работы. М.: Вышая школа. 1974.-tu
35. Краткий словарь по эстетике. //Под ред. доктора философских наук проф. М.Ф.Овсянникова. М.: 1983.
36. Кринский В.Ф. и др. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.: Стройиздат.1968
37. Крохин В.А. Происхождение ведущих мотивов резьбы в русском деревянном зодчестве. //В сб. научных трудов «Сохранение памятников деревянного зодчества». М.: 1989.
38. Культура Русского Севера. //Сб. научн. статей, сост. А.Н.Давыдов, А.А.Куратов, редактор член-кор АН СССР К.В.Чистов. JL: Наука. 1988.
39. Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре. М.: 1984.
40. Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество. //В сб. Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М.: Сов. художник. 1987.
41. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. Север и Верхнее Поволжье. М.: 1962
42. Материалы тематико-экспозиционных планов Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства. //Архивы музея.
43. Мелехов В.И., Бабич H.A., Корчагов С.А. Качество древесины сосны в культурах. Архангельск, 2003.
44. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ. 1983.
45. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л.: 1981.
46. Михайлов В.Н. Технология деревообрабатывающих производств. М-Л. Гослесбумиздат. 1957.
47. Насиба Сайд. Исследование проблемы взаимосвязи функции и архитектурно-художественной формы. Автореферат. М.: 1996.
48. Ополовников A.B. Русский Север. М.: Искусство. 1977.
49. Ополовников A.B. Русское деревянное зодчество. Гражданское зодчество. М.: Искусство. 1983.
50. Ополовников A.B. Русское деревянное зодчество. Культовое зодчество. М.: Искусство. 1986.
51. Михайлов В.Н. Столярно-механические производства. М.: Гослесбумиздат. 1951.
52. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л.: 1972.
53. Орфинский В.П. Природная среда и памятник. //В кн. «Памятники отечества». Кн. 2 М.: Современник. 1975.
54. Орфинский В.П. Логика красоты. Архитектурные новеллы. Петрозаводск. 1982.
55. Основы технической эстетики. Сб. статей, в 1-2, М.: 1968 -70
56. Очерки теории архитектурной композиции. М.: Госстройиздат. 1960
57. Пермиловская А.Б. Декор северного дома: региональные особенности декоративного убранства северного жилища в конце XIX нач. XX в.в. //В сб. «Народная культура Русского Севера». Архангельск. 1997.
58. Пижурин A.A. Современные методы исследования технологическихпроцессов в деревообработке. М.: Лесная промышленность. 1972.
59. Пижурин A.A. Основы процесса точения древесины. М.: Гослесбумиздат. 1963.
60. Пижурин A.A. Оптимизация технологических процессов деревообработки. М.: 1975.
61. Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М.: Искусство. 1969.
62. Прохоренко А.И., Денисов П.Н. Русский рубленый дом. Спб.: Китеж 1993.
63. Прохоренко А.И. Архитектура сельского дома. Прошлое и настоящее. М.: 1992.
64. Пулькин В.И. Происхождение красоты. Петрозаводск. Карелия. 1979.
65. Свиткин М.З. Управление качеством продукции в лесной и деревообрабатывающей промышленности. М.: Лесная промышленность. 1987.
66. Соболев H.H. Русская народная резьба по дереву. М JI.: 1934.
67. Степин B.C. Культура. //Вопросы философии, №8, 1999
68. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. Изд. Московского государственного университета леса. 2001.
69. Художественное конструирование, проектирование и моделирование промышленных изделий. //Под ред. проф. З.Н.Быкова и проф. Г.Б.Минервина//. М.: 1986
70. Чекалов А.К. Пространство и пластика народного жилища. //В ж. Декоративное искусство № 7, 1963.
71. Чекалов А.К. По реке Кокшеньге. М.: Искусство. 1973.
72. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. М.: Высшая школа. 1987
73. Черных М.М., Пьянков А.И., Крапивкин В.Я. Перспективы развития технологии художественной обработки древесины //Труды Ш Всероссийской научно-методич. Конференции по спец. 121200// Ижевск, 2000.
74. Шепелев A.M. Декоративная отделка индивидуальных домов. М.: Космос. 1992.
75. Шепелев A.M. Столярные работы в сельском доме. М.: Россельхозиздат. 1987.
76. Янов В.В., Белов A.A. Художественное конструирование мебели. М.: Лесная промышленность. 1971.
77. Rainer K.Wick. Bauhaus-Pödagogik. Köln, 1994.
78. Woodworking news. 2001 2002.