автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн художественных изделий из древесины с регулярным декоративным рельефом

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Санду, Ольга Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн художественных изделий из древесины с регулярным декоративным рельефом'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн художественных изделий из древесины с регулярным декоративным рельефом"

На правах рукописи

Санду Ольга Михайловна

ДИЗАЙН ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ С РЕГУЛЯРНЫМ ДЕКОРАТИВНЫМ РЕЛЬЕФОМ

Специальность 17.00.06-Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва 2005

Работа выполнена в Ижевском государственном техническом университете

Научный руководитель: - доктор технических наук, профессор

Черных Михаил Михайлович

Официальные оппоненты: - доктор технических наук, профессор

Зимин Юрий Анатольевич, - кандидат технических наук, доцент Земцов Михаил Иванович

Ведущая организация: Удмуртский государственный

университет

Защита диссертации состоится 22 декабря 2005 г. в 12.часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.119,04 при Московской государственной академии приборостроения и информатики по адресу: 107846,

г. Москва, ул. Стромынка, д.20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГАПИ

Автореферат разослан 21 ноября 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

д.т.н., профессор

М.Л. Соколова

300

Актуальность работы. Прогресс в промышленном проговодстве страны тесно связан с развитием дизайна. Улучшение качества жизни населения ведет за собой повышение внимания к эстетике и качеству изделий, использованию экологически чистых природных материалов, в т.ч. древесины. Интенсивное проникновение дизайна в нашу жизнь обуславливает необходимость его дальнейшего развития. Область дизайна, как художественного конструирования, постоянно совершенствуется за счет появления новых материалов и технологий.

В развитие дизайна большой вклад внесли отечественные и зарубежные ученые Ю.С. Сомов, В.Л. Глазычев, Н.В. Воронов, Ю.В. Назаров, С.М. Михайлов, A.A. Барташевич, А.Г. Мельников, С.А. Васин, А.Ю. Талащук, З.Н. Быков, Г.В. Крюков, Г.Б. Минервин, И. Араухо, У. Вудсон, Д. Коновер, Э. Тьялве, С. Стерноу, Г. Вейль, В. Гильде, В.А. Умняшкин, В.И. Куманин, M.JI. Соколова, Ю.А. Зимин, JI.T. Жукова, М. И. Земцов и многие другие.

В дизайне эффективным способом гармонизации служит регулярный повтор, важной разновидностью которого является регулярный декоративный рельеф на поверхности изделий. Рельеф широко используется на практике как самостоятельное, так и дополнительное средство дизайна.

Выбор вида рельефа и его параметров в условиях промышленного производства является сложной задачей, решаемой совместно дизайнером и технологом и требующей комплексной оценки во взаимосвязи средств гармонизации рельефа, свойств пространственной формы повторяемого элемента рельефа, свойств материала изделия и технологии обработки. Во многих случаях научные основы, как проектирования регулярного рельефа, так и его воплощения в материале недостаточно разработаны и решение задачи или значительной ее части выполняется на интуитивном уровне. Так в известных работах не уделено достаточного внимания анализу свойств пространственной формы элементов регулярного декоративного рельефа, что затрудняет его использование в дизайне изделий из .древесины.

В развитых странах мирового сообщества и России постоянно растет потребление продукции деревообработки. Это происходит в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, полиграфии и ведет к динамичному развитию лесного сектора в большинстве стран мира.

Наиболее распространенными и универсальными способами получения регулярного декоративного рельефа на древесине, помимо ручной резьбы, являются токарная и фрезерная обработки, рассмотренные в работах М.С. Гликина, A.B. Флерова, П.Д. Бабикова, Т.А. Матвеевой, А.Н. Черепахиной, А.И. Крашенинникова, H.H. Пиликиной и др.

Известные способы обработки позволяют получать рельеф на разнообразных по форме изделиях. Однако из-за недостаточной производительности они не могут удовлетворить растущего спроса на продукцию деревообработки. Возникает необходимость разработки новых высокопроизводительных технологий обработки древесины.

Для широкой группы осесимметричных удлиненных изделий - столбов, колонн, строительных бревен для срубов, балясин, элементов садово-парковой архитектуры и детских игровых площадок диаметром свыше 100 мм и длиной до 4-6 м - проблема существенного повышения производительности при оформлении регулярного декоративного рельефа на поверхности изделий может быть решена за счет использования вихревого фрезерования, предложенного Ю.Г. Шнейдером для декорирования изделий из металла. Особенности древесины как материала требуют разработки научных основ проектирования технологических процессов вихревого фрезерования как способа оформления регулярного декоративного рельефа на поверхности изделий. Изложенным обуславливается актуальность работы.

Целью данной работы является улучшение дизайна изделий из древесины и повышение эффективности их производства за счет применения вихревого фрезерования для формирования регулярного декоративного рельефа на поверхности изделий.

Поставленная цель определила задачи:

- изучение регулярного повтора как средства совершенствования дизайна изделий, выявление основных средств гармонизации изображения и пространственных свойств формы, организующих регулярный повтор;

- разработка классификации регулярного повтора;

- разработка методики расчета параметров декоративного рельефа при вихревом фрезеровании - шага между повторяемыми элементами, их формы и размеров выявление аналитических зависимостей между параметрами рельефа и факторами технологического процесса - режимами обработки, размерами инструмента и заготовки;

- экспериментальная проверка методики расчета.

Методы исследования. В работе применяется комплексный подход, основанный на теоретическом анализе и экспериментальной проверке. Теоретический анализ проведен на основе геометрических и кинематических связей параметров регулярного рельефа с факторами технологического процесса обработки.

Экспериментальное исследование выполнено по общепринятым методикам с использованием стандартных измерительных средств на цилиндрических образцах диаметром от 100 до 230 мм и длиной от 800 мм до 4 м из лиственных и хвойных пород древесины - березы, осины, липы, сосны, ели и пихты.

Научная новизна:

• Установлено, что основными признаками регулярного повтора, позволяющими улучшить дизайн изделий, являются шаг, размер, форма, ориентация, высота и цвет его элементов;

• Предложена классификация регулярного повтора по уровням его сложности в зависимости от числа одновременно изменяемых признаков, позволяющая автоматизировать проектирование регулярных повторов в дизайне и обосновать выбор технологического процесса их формирования;

• Доказана возможность использования вихревого фрезерования для оформления на изделиях из древесины декоративного регулярного рельефа за один проход инструмента в диапазоне значений диаметров изделий от 100 до 230 мм и длиной от 800 мм до 4 м;

• Разработана методика расчета параметров декоративного рельефа при вихревом фрезеровании - шага, размеров и формы элемента декоративного рельефа в зависимости от факторов технологического процесса - режима резания, размеров инструмента и заготовки;

• Установлено, что при вихревом фрезеровании элементы рельефа имеют вид отдельно расположенных на поверхности изделия пятен, если

п3 / (n„ k) > А / L3 и ип / п3 > В, выстраиваются в ряды, когда

п3/(пи k)> A/L3 и о„ /п3 <2В/3, п3 / (п„ к) < 2А / 3Lj и ип / п3 > В, п3 / (пи к) < 2А / ЗЬз и ип / n„ < 2В/3

и образуют соты при

п3 / (пи к) < 2А /ЗЬ3 и ип / n3 < 2В/3;

• Установлено, что при значениях отношения пз/(пик), равных целому числу, элементы рельефа выстраиваются в ряды, параллельные оси симметрии изделия.

Практическая значимость.

• Применение вихревого фрезерования для оформления регулярного декоративного рельефа на поверхности изделий из древесины позволяет в три -пять раз повысить производительность за счет обработки поверхности за один проход инструмента;

• Разработанная методика расчета параметров регулярного рельефа обеспечивает возможность совершенствования дизайна изделий из древесины, автоматизации процесса проектирования рельефа и обоснование выбора рисунка рельефа на стадии проектирования без

изготовления опытных образцов изделий, что сокращает сроки и затраты на подготовку производства;

• Установленные зависимости позволяют управлять технологическим процессом вихревого фрезерования путем изменения режима резания, выбора соответствующих размеров и формы инструмента с целью получения заданййх параметров рельефа. ''

Апробация материалов. Основные положения работы докладывались на V Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов» (г. Ижевск, 2002г.), VI 0 Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «ТехноЛоЛя' " художественной обработки материалов» (г. Киров, 2003г.), Международном * форуме «Высокие технологии - 2004» (г. Ижевск, 2004 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Наука - производство - технологии -экология» (г. Киров, 2004г.), Всероссийской конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития обработки материалов» (г. Москва, "2005г.) и VIII Всероссийской научной конференции по направлению 656lt)0

«Технология художественной обработки материалов» (г. Москва, 2005г.).

i

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 статей. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии из 84 названий. Объем работы страниц машинописного текста, включая 98 иллюстраций, 20 таблиц.

Краткое содержание работы Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается его научная новизна и практическая полезность.

В первой главе отмечается, что регулярные повторы широко распространены в предметной среде. Повторы являются одним из самых выразительных и часто используемых способов ее гармоничной организации.

В этой главе рассмотрены существующие в теории композиции средства (условные группы) гармонизации изображения, которые характеризуют его с точки зрения пространственных свойств материальных предметов. № известных условных групп («статика-динамика», «симметрия-асимметрия» и др.) метр и ритм предлагаются в качестве основного средства организации регулярного повтора, т.к. они наиболее емко выражают способность изображения в регулярном повторе воздействовать на зрителя психологически.

В главе выделена одна из наиболее важных разновидностей регулярного повтора, характерная для художественно-промышленных изделий из древесины, - регулярный рельеф. Он отличается лаконичностью, простотой и универсальностью, поэтому становится возможным и необходимым использование станочной обработки, позволяющей значительно уменьшить трудоемкость формирования регулярного рельефа и затраты производства.

Во второй главе отмечена значимость использования повторяющихся элементов в изображении. На основе анализа повторов в природе, архитектуре, технике, изобразительном искусстве и дизайне, а также изучения средств гармонизации в композиции и пространственных свойств формы выделены основные признаки регулярного повтора - шаг, размер, форма, ориентация, высота и цвет. Детализировано содержание ряда признаков.

По шагу регулярные повторы разделены на три группы - с частичным и полным перекрыванием элементов, с отдельно расположенными элементами.

В соответствии с отношением размеров элементов к шагу в повторах можно выделить элементы, относящиеся к разным размерным группам -одной, другой, третьей и т.д.

Применительно к отображению на плоскости выделены следующие формы декоративных элементов повтора - эллипс, п-угольник, звезда, спираль, труба, дерево.

>

«Г > • Т <1? ,

4. "л./ »«V

Размер

Форма

Ориентация

—Г

Высота

Цвет

Размер + ^оци

Размер + Ппигиттщ

Размер +

Размер + Высота Форма + Ориентация

Форма + _Шиз_

Форма + Высота

Ориентация -I- Цвет

Ориентация + Высота

Цвет + Высота

Шаг + Форма + Высота Шаг + Ориентация + Цвет

Шаг + Ориентация + _Высота_

Размер + Форма + ^Ориентация

Щаг+ Цвет + Высота

Размер + Форма + Цвет^

Размер + Ориентация + Цвет

Форма + Ориентация

+Цвет

Размер + Форма + _Высота

Размер + Ориентация + Высота

Размер + Цвет + Высота

Форма + Ориентация + Высота

Ориентация + Цвет + Высота

Шаг + Размер +

+ »""та

Шаг + Ориентация +Р«1меп+Вцспта

Шаг + Размер + Идет + Высота

Размер+ Форма + Ориентация + Высота

Форма + Высота + Ориентация +■ Цвет

Шаг + Размер + Лне^ц^ненхашш.

Шаг + Ориентация + Фопмч-Высот»

Шаг + Ориентация-)

Пютгаг \\ш

Шаг + Форма +

ЛшаИшт

Размер + Форма +

—и

Шаг + Форма +

Цш+Ауинти

Шаг -(-Размер + Форма + Ориентация + Цвет

Шаг + Размер + Форма + Ориентация + Высота

Шаг + Размер + Ориентация + Цвет + Высота

Размер+ Форма + Ориентация + Высота+Цает

Шаг + Размер + Форма +■ ' Цвет+ Высвтй '

Шаг +Форма+

Ориентация

+ Цвет + Высота

Форма + Высота+ Ориентация + Цвет

Шаг + Размер + Форма + Ориентация + Цвет+ Высота

Рис. 1 Классификация регулярного повтора

Высота характеризует объемность элемента повтора. По степени объемности элементы можно разделить на плоские, рельеф «+» - выпуклые, рельеф «-» - углубленные и объемные.

Ориентация определяется относительно какой-либо точки, оси или предмета. Ее можно рассматривать в плоскости и пространстве. Элементы могут быть расположены в центре, выше, ниже, слева, справа, дальше, ближе.

На основании исследования признаков регулярного повтора предложена его классификация (рис.1). Регулярный повтор подразделяется на метричный (с постоянными значениями признаков) и ритмичный (с изменяющимися значениями признаков). В зависимости от числа одновременно изменяемых признаков ритмичный повтор разделен на шесть уровней.

В ритмичном повторе первого уровня меняется один из признаков, второго - два, и т.д. Каждый из признаков повтора может иметь несколько значений. Например, в зависимости от величины соотношения шага и размера элементы повтора могут перекрываться частично, образуя ряды или цепи, перекрываться полностью, образуя соты, или совсем не перекрываться, создавая пятна. Учитывая значительное количество сочетаний признаков и значений каждого из сочетаний, классификация содержит большое число вариантов повтора. Однако, при проектировании повтора следует иметь ввиду, что для достижения гармоничной композиции целесообразно использовать не более трех значений каждого из признаков, т.е. не более трех размерных групп, трех цветовых групп и т.д.

Классификация может служить основой для автоматизированного проектирования регулярных повторов, их визуализации и обоснования выбора технологии станочного воспроизводства.

В третьей главе рассматриваются различные способы формирования

регулярного декоративного рельефа на изделиях - сверление по разметке

(координатам), точение круговых и винтовых канавок, фрезерование, точение и

фрезерование по копирам, вихревое фрезерование, пластическое

деформирование, травление, пирография и др. ю

Выбор способа определяется рядом условий. Во-первых, свойствами древесины как материала - достаточной прочностью, хорошей обрабатываемостью резанием, но малой пластичностью. Во-вторых, формой и размерами обрабатываемых изделий - столбы, колонны, строительные бревна для срубов, балясины и т.п. имеют цилиндрическую удлиненную форму и значительные размеры. В-третьих, необходимостью обеспечить высокую производительность обработки. В-четвертьпс, возможностями получения разнообразного по рисунку рельефа. И, в-пятых, достаточно высокими требованиями к качеству обработки.

Из известных способов обработки наиболее полно удовлетворяет комплексу предъявляемых требований вихревое фрезерование, априори обеспечивающее первое и второе условия. Высокая производительность достигается за счет непрерывности процесса обработки, исключающей холостые ходы инструмента и позволяющей одновременно выполнять рабочий ход, подачу заготовки и инструмента. Получение разнообразного по рисунку рельефа, ритмично изменяющегося по длине изделия, можно обеспечить за счет изменения в процессе обработки режима резания - числа оборотов фрезы и заготовки, продольной подачи фрезы, глубины резания, вертикального смещения оси фрезы относительно оси заготовки. Кроме того, можно изменять форму лезвия ножа фрезы и угол наклона ножа к оси заготовки. В результате, обеспечивается получение повтора с изменяющимся шагом, размером и формой декоративного элемента за один проход фрезы. При этом создается благоприятный режим резания - преимущественно вдоль волокон древесины с точечным контактом лезвия ножа фрезы с заготовкой на входе в зону резания и выходе из нее и постепенным увеличением глубины и ширины резания от нуля до максимума и последующим уменьшением до нуля, что положительно влияет на качество обработки.

В четвертой главе разработаны теоретические основы расчета параметров регулярного декоративного рельефа при вихревом фрезеровании (рис.2).

и

Рис.2 Схема вихрёвого фрезерования заготовки из древесины

Схема построения изображения регулярного рельефа приведена на рисунке 3.

' .п

Узлы сетки развертки (рис. 3,а) соответствуют точкам входа ножа фрезы в заготовку. Наложением зон, получаемых в результате одноразового взаимодействия фрезы с заготовкой, формируется окончательный рисунок рельефа (рис. 3,6),

'Л Г

Рис 3. Сетка развертки (а) и схема построения регулярного рельефа (б)

На основе геометрических и кинематических связей параметров регулярного рельефа с факторами технологического процесса, размерами инструмента и заготовки получены аналитические зависимости, позволяющие определить параметры, рельефа А\ В' и у (см. рис. 3).

X = о„/(пи к) (1)

У = 2яК3пУ(пик) (2)

x = u„/n3 (3)

у = 2tcR3((N+ 1 )пз/(пик-1)) (4)

А = 2R3n3(2tp(e-R3SÍna)/sina+t2p/sin2o)и/ ((e-R3sino+ysina)n„) (5)

В = (2tp(e-R3sina)/sino+12Р/ sin2a) ♦(2+un/^nIi(e-R3sina+tp/sina)) (6)

siny = 2nR3n23/(u„nHk), (7)

где X и Y - соответственно смещения элементов рельефа в горизонтальном и вертикальном направлениях внутри одного витка; х и у - смещения витков относительно друг друга в горизонтальном и вертикальном направлениях; В и А - габаритные размеры (длина и ширина) в горизонтальном и вертикальном направлениях элемента рельефа, полученного в результате одноразового взаимодействия ножа фрезы с заготовкой без учета наложения на элемент соседних элементов; у - угол наклона витков рельефа; ип - скорость подачи инструмента в осевом направлении; пи - число оборотов фрезы; к - количество ножей фрезы; п3 - число оборотов заготовки; R3 - радиус заготовки; L3 - длина окружности заготовки; N - целое число элементов рельефа в одном витке; tp -глубина резания; е - вертикальное смещение оси фрезы относительно оси заготовки; а - угол наклона ножа фрезы.

Значения параметров рельефа А' и В' зависят от соотношений шага и размеров элемента рельефа. При полном перекрывании элементов рельефа, т.е. перекрывании элемента соседними с четырех сторон, S, < А и Sr< В, (где Sr и S, - шаг элементов внутри витка в горизонтальном и вертикальном направлениях соответственно), тогда А' = Y, В' =х. При частичном перекрывании элементов рельефа, т.е. с двух сторон, S, < А и S^B, => А' = Y и В' = В или S,> А и Sr<B, => А' = А и В' » х или S, < А и Sr<B, =>А' - Y и В' = X. В случае, когда соседние элементы не накладываются друг на друга, SB>A, S,>B и А'=А, В'= В.

В пятой главе исследовано влияние факторов обработки и размеров заготовки и инструмента на параметры рельефа.

На рисунок получаемого рельефа определяющее влияние оказывают соотношение между тремя факторами - п3, п„ и оп.

в.

А,-

90

•о

70

т 50

1

20

-Л, .1 1 }

1' 4'

■"""Г 1 " Г

/ - 5 1

/

30

40

<0 70 «О 90 100 110 120 Из,,

а . 6

Рис. 4 Влияние факторов обработки на величину А (а) и величину В (б) / - влияние частоты вращения инструмента п„ на ширину элемента рельефа А; 2 - влияние угла наклона ножа фрезыана ширину А, 3 - влияние частоты вращения заготовки п< на А; 4 - влияние величины радиуса заготовки К, на А; 5 - влияние угла наклона ножа фрезыа на длину элемента рельефа В; 6 - влияние глубины резания 1Г на длину В

Элементы рельефа имеют вид отдельно расположенных на поверхности изделия пятен, если пз/(пи к) >А/Ьз и и„ /п3 > В, выстраиваются в ряды, когда Пз/(Пя к)>А/Ь3 и и„/п3 < 2В/3, пз/(п„ к) < 2А/ЗЬ3 и и,/п3>В или Пз/(пик)<2А/ЗЬз и Оп/п« < 2В/3. Соты образуются при Пэ/(пик)<2А/ЗЬ3 и и„/п3<2В/3. При размерных отношениях п3/п„к, равных целому числу, элементы рельефа выстраиваются в ряды, параллельные оси симметрии изделия. г В таблице 1 представлены основные варианты регулярного рельефа первого уровня при вихревом фрезеровании.

и

I (•

исследования, практические рекомендации и экономическая эффективность.

Исследование выполнено на цилиндрических образцах диаметром от 100 до 230 мм и длиной от 800-мм до 4 м из лиственных и хвойных пород древесины - березы, осины, липы, сосны, ели, пихты.

Декоративный рельеф получали вихревым фрезерованием на установке, показанной на рисунке 5. Параметры установки: • мощность двигателя привода инструмента, квт - 7,5;

Варианты*регулярногорельефа, получаемого вихревым фрезерованием

Таблица 1

№ Вид рельефа Характеристики регулярного рельефа

Смещение элементов внутри витка Смещение витков относительно друг друга Количеств о ножей фрезы

Метрнчный рельеф

1 Ряды частичное перекрывание по диагонали, вертикали или горизонтали

Г.1 Продольные ООО ООО ООО Х=0, ш &т к=1 к=2 к=4

1.2 Поперечные х=о, у-о. уЩ- к-любое

1.3 Винтовые т о^у.

2 Соты полное перекрывание

2.1 Рядовые Й|1 к-любое

2.2 Винтовые X < в, Шшк

3 Пятна элементы рельефа не перекрьваются

3.1 Рядовые ш ООО Х-^ Й к-любое

3.2 Винтовые оп оЛ о о о о ООО Х>В, 0<у<У

В шестой главе приводятся результаты экспериментального

-0,55; - 3000-4500; -15; -1250

Рис.5 Установка для исследования

Установка содержит сварную станину с направляющими, на которых смонтирована подвижная каретка с приводом фрезы - электродвигателем и клиноременной передачей. На станине установлены стойки с зажимами заготовки и механизмом ее вращения. Оцилиндровку заготовки и оформление регулярного рельефа выполняли в одной позиции обработки.

Рис.6 Заготовка (сосна, наружный 0230мм, длина 2м) и фреза (наружный 0220мм) для

исследования

• мощность двигателя механизма вращения заготовки, квт

• число оборотов фрезы в мин

• занимаемая площадь, м2

• масса, кг

В качестве инструмента использована фреза (рис.6) с конической рабочей поверхностью. В корпусе фрезы диаметром 220 мм установлены съемные ножи. Применяли ножи с прямолинейной и радиусной формой лезвия. Угол наклона ножей к вертикали изменяли от нуля до 20°. Глубину резания изменяли от 2 до 10 мм, скорость подачи составила от 20 до 500 мм/с.

Таблица 2

Сравнение расчетных и экспериментальных значений Ли В рельефа

о„, мм/с Ки мм п„ об/с Пн, об/с а, град мм Форма ножа Значения параметров, мм

Эксперимент, данные Расчет, данные Расхождение %

А В А В А В

32,7 115 2,5 15 5 3 * 40 92 32,7 104 18 13

" - плоская форма ножа

Сравнение расчетных и экспериментальных значений А, В и рельефа

Таблица 3

Значения параметров, мм

"и И» Форма ножа Эксперимент, данные Расчетные данные Расхождение %

мм/с А' В' У А- В' У А' В' У

70 85 * 6,7 67 5,5 7,2 70 6 7 4 9

100 80 * 7,2 103 3,9 6,8 100 4 9 3 3

120 80 * 7,2 22 18,5 6,8 20 20 9 9 8

190 80 ♦ 7,0 188 2,3 6,8 190 2 3 1 ' 13

190 80 »# 7,0 185 2,9 6,8 190 2 3 3 7

п, = 1об/с, пи =73,7об/с, а = 3 град, Ц, = 3 мм,

* - плоская форма ножа, ** - радиусная форма ножа

Сравнение теоретических и опытных значений показывает их удовлетворительное совпадение в широком диапазоне изменений значений факторов. Расхождение расчетных и экспериментальных данных не превышает 18% (табл.2,3).

Рис 7 Варианты декоративного рельефа на цилиндрических поверхностях изделий из древесины диаметром 160 мм, длиной 2 м, осина

Экономическая эффективность при образовании регулярного рельефа вихревым фрезерованием достигается за счет повышения производительности обработки в три-пять раз, поскольку изделие обрабатывается за один проход инструмента. Расширяется номенклатура художественно-промышленных изделий, декорированных регулярным рельефом (рис.7), за счет возможности обработки изделий значительной длины (до 4-6 м).

1. На основании анализа регулярных повторов установлено, что основными признаками, позволяющими улучшить дизайн изделий, являются шаг, размер, форма, ориентация, высота и цвет его элементов.

2. Предложена классификация регулярного повтора по уровням сложности в зависимости от числа одновременно изменяемых признаков, позволяющая автоматизировать проектирование регулярных повторов в дизайне и обосновать выбор технологического процесса формирования повтора.

3. Доказана возможность использования вихревого фрезерования для оформления на изделиях из древесины регулярного декоративного рельефа за

18

Выводы:

один проход инструмента в диапазоне значений диаметров изделий от 100 до 230 мм и длиной от 800 мм до 4-6 м.

4. На основании теоретического анализа процесса вихревого фрезерования разработана методика расчета параметров регулярного декоративного рельефа показано, что рисунок рельефа определяется отношениями и„ /пз, пз/пик и и„ /п„. Установлены значения соотношений, при которых элементы рельефа имеют вид отдельно расположенных н поверхности изделия пятен, выстраиваются в ряды и образуют соты.

5. Установлено, что при значениях пз/(пик), равных целому числу, ряды элементов параллельны оси симметрии заготовки.

Основное содержание диссертации изложено в следующих работах

1. Санду О.М. Получение регулярного рельефа на поверхностях деревянных изделий. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Тр.У Всероссийской научно-методической конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов». -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. - Вып.7, стр. 140-144.

2. Санду О.М. Использование метра и ритма как средства получения регулярного рельефа для декорирования изделий из древесины. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Тр.VI Всероссийской научно-методической конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов». - Киров: Изд-во ВятГУ, 2003. -Вып.8, стр.68-71.

3. Санду О.М., Черных М.М. Расчет регулярного рельефа при декорировании художественных изделий из древесины. // Высокие технологии - 2004: Сб. тр. науч.-техн. форума с междунар. участием: В 4 ч. - 4.1. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004, стр. 135 - 139.

4. Санду О.М., Черных М.М. Расчет размеров элемента регулярного рельефа. // Всероссийская научно-техническая конференция «Наука -производство - технологии - экология»: Сб. мат.: В 6 т. - Киров: Изд-во ВятГУ, 2004, стр. 141-146.

Р25778

5. Санду О.М. Признаки деления регулярного 2006~4 проблемы и перспективы развития металлургии у опппо давлением: Сб. тр. Московского гос. вечернего металлу

Союза Кузнецов. - Москва, 2005. - Вып.З, стр. 407-411.

6. Санду О.М., Пьянков А. И. Влияние факторов обработки на форму рельефа. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Тр.VIII Всероссийской научно-методической конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов»,- Москва, 2005. -Вып.9.

Подписано в печать 15 11 05. Формах 60x84/16. Усл. печ. л 1,16. Тираж 100 экз. Заказ №368 Отпечатано в типографии Издательства ИжГТУ.

Типография Издательства ИжГТУ 426069, Ижевск, Студенческая, 7

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Санду, Ольга Михайловна

Введение.

Глава 1. Состояние вопроса.

1.1 Средства гармонизации изображения.

1.2 Свойства пространственной формы.

1.3 Использование регулярного рельефа для декорирования изделий.

Глава 2. Повторы как средство совершенствования дизайна изделий.

2.1 Повторы в окружающей среде.

2.2 Использование метра и ритма как средства организации регулярного повтора.

2.3 Признаки регулярного повтора.

2.4 Классификация регулярного повтора.

Глава 3. Способы получения регулярного рельефа на изделиях из различных материалов.

3.1 Станочные способы.

3.1.1 Сверление по разметке.

3.1.2 Точение круговых и винтовых канавок.

3.1.3 Фрезерование.

3.1.4 Точение и фрезерование по копирам.

3.1.5 Гранение, алмазная резьба.

3.1.6 Вихревое фрезерование.

3.2 Пластическое деформирование.

3.2.1. Накатывание профильными роликами.

3.2.2. Вибрационное накатывание.

3.2.3 Вибродинамическое накатывание.

3.2.4 Обработка штампами.

3.3 Травление по трафаретам.

3.4 Пирография.

3.5 Выбор способа обработки.

Глава 4. Теоретические основы получения рельефа вихревым фрезерованием.

4.1 Расчетная схема.

4.2 Визуальные характеристики повторяющихся элементов рельефа.

4.3 Методика построения развертки.

4.4 Размеры элемента регулярного рельефа.

4.5 Смещение элемента внутри витка.

4.6 Смещение витков.

4.7 Параметры рельефа.

Глава 5. Влияние параметров обработки, формы и размеров инструмента на параметры рельефа.

5.1 Виды регулярного рельефа, получаемого вихревым фрезерованием

5.2 Исследование влияния факторов.

5.3 Основные варианты разверток.

Глава 6. Экспериментальное исследование, практические рекомендации и экономическая эффективность.

6.1 Методика исследования.

6.2 Результаты экспериментального исследования.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Санду, Ольга Михайловна

Дизайн, существующий немногим более ста лет, в настоящее время охватил практически все сферы нашей жизни. Слово «дизайн» применяют к областям проектной деятельности, не имеющим прямой связи с художественной. Например, появляются такие новые понятия, как «генный дизайн», вместо «генной инженерии». Или относительно новые понятия «нон-дизайн», как организация процессов производства, обслуживания, сбыта, обучения, и «футуро-дизайн», как оценка исторических событий и прогнозирование будущего. В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковский говорят о процессе «глобализации» дизайна [1].

Кроме экстенсивного, наблюдается также интенсивное развитие дизайна. Область дизайна, как художественного конструирования, постоянно совершенствуется, в т.ч. за счет появления новых материалов и технологий. В таких условиях появился графический дизайн, начавшийся с художественного плаката, ставшего возможным благодаря хромолитографии, простейшей технологии создания отпечатков с помощью печатной формы.

Ю.В. Назаров также утверждает, что прогресс в промышленном производстве страны тесно связан с развитием дизайна в ней в будущем [2].

Улучшение качества жизни населения ведет к повышению внимания к эстетике и качеству изделий из древесины, получаемых новейшими технологиями. Наблюдается интенсивное проникновение дизайна в нашу жизнь. В связи с этим развивается необходимость совершенствования области промышленного дизайна.

Основой промышленного дизайна является формообразование. Форма изделия складывается из визуально гармоничного расположения ее элементов и функциональности. Рельеф является частным случаем объема и может использоваться как самостоятельное, так и дополнительное средство дизайна, обеспечивающее лаконичность декора. На вид рельефа влияет технология обработки.

Необходимость перехода к конкурентоспособному производству побудила искать новые технологии для совершенствования дизайна промышленных изделий. Применительно к древесине, наиболее распространенными способами получения рельефа на древесине являются токарная и фрезерная обработка. В работах М.С. Гликина [3], А.В. Флерова [4] и др. рассматриваются существующие возможности декорирования деревянных изделий. Ю. Г. Шнейдер в ряде публикаций подробно описывает перспективную технологию получения регулярного рельефа на металлических поверхностях с помощью вихревого фрезерования [5,6]. В представленной работе мы предлагаем применить вихревое фрезерование для декорирования деревянных изделий. В последние годы во всём мире замечается развитие лесной промышленности. Особенно в развитых странах постоянно растёт потребление лесобумажной продукции. Это происходит в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, полиграфии. В этой связи в большинстве стран мира происходит динамичное развитие лесного сектора, а, следовательно, появляется необходимость разработки новых технологий, связанных с механической обработкой древесины.

Этим фактором обусловлена актуальность данной работы.

В соответствии с вышеуказанным, целью работы является совершенствование дизайна изделий из древесины и повышение эффективности их производства за счет оформления регулярного рельефа вихревым фрезерованием.

Поставленная цель определяет задачи работы:

• исследование регулярного повтора как средства совершенствования дизайна изделий

• разработка классификации регулярного повтора

• разработка методики расчета декоративного рельефа при вихревом фрезеровании

• практическая реализация методики расчета и технологии формообразования регулярного рельефа.

Научная новизна:

• установлено, что основными признаками регулярного повтора, позволяющими улучшить дизайн изделий, являются шаг, размер, форма, ориентация, высота и цвет его элементов;

• предложена классификация регулярного повтора по уровням его сложности в зависимости от числа одновременно изменяемых признаков, позволяющая автоматизировать проектирование регулярных повторов в дизайне и обосновать выбор технологического процесса их формирования;

• доказана возможность использования вихревого фрезерования для оформления на изделиях из древесины декоративного регулярного рельефа за один проход инструмента в диапазоне значений диаметров изделий от 100 до 230 мм и длиной от 800 мм до 4 м;

• разработана методика расчета параметров декоративного рельефа при вихревом фрезеровании - шага, размеров и формы элемента декоративного рельефа в зависимости от факторов технологического процесса - режима резания, размеров инструмента и заготовки;

• установлено, что при вихревом фрезеровании элементы рельефа имеют вид отдельно расположенных на поверхности изделия пятен, если п3 / (пи k) > А / L3 и ип / п3 > В, выстраиваются в ряды, когда п3/(пи k)> A/L3 и ип/п3<2В/3, п3 / (п„ к) < 2А / 3L3 и ип / п3 > В, п3 / (пи к) < 2А / 3L3 и ип / пи < 2В/3 и образуют соты при п3 / (пи к) < 2А/ЗЬ3 и ип/п3<2В/3;

• установлено, что при значениях отношения пз/(пик), равных целому числу, элементы рельефа выстраиваются в ряды, параллельные оси симметрии изделия!.

Практическая значимость:

• применение вихревого фрезерования для оформления регулярного декоративного рельефа на поверхности изделий из древесины позволяет в три -пять раз повысить производительность за счет обработки поверхности за один проход инструмента;

• разработанная методика расчета параметров регулярного рельефа обеспечивает возможность совершенствования дизайна изделий из древесины, автоматизации процесса проектирования рельефа и обоснование выбора рисунка рельефа на стадии проектирования без

• изготовления опытных образцов изделий, что сокращает сроки и затраты на подготовку производства;

• установленные зависимости позволяют управлять технологическим процессом вихревого фрезерования путем изменения режима резания, выбора соответствующих размеров и формы инструмента с целью получения заданных параметров рельефа.

Апробация материалов. Основные положения работы докладывались на V Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов» (г. Ижевск, 2002г.), VI Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов» (г. Киров, 2003г.), Международном форуме «Высокие технологии - 2004» (г. Ижевск, 2004 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Наука - производство - технологии - экология» (г. Киров, 2004г.), Всероссийской конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития обработки материалов» (г. Москва, 2005г.) и VIII Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов» (г. Москва, 2005г.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн художественных изделий из древесины с регулярным декоративным рельефом"

ВЫВОДЫ:

1. На основании анализа регулярных повторов установлено, что основными признаками, позволяющими улучшить дизайн изделий, являются шаг, размер, форма, ориентация, высота и цвет его элементов.

2. Предложена классификация регулярного повтора по уровням сложности в зависимости от числа одновременно изменяемых признаков, позволяющая автоматизировать проектирование регулярных повторов в дизайне и обосновать выбор технологического процесса формирования повтора.

3. Доказана возможность использования вихревого фрезерования для оформления на изделиях из древесины регулярного декоративного рельефа за один проход инструмента в диапазоне значений диаметров изделий от 100 до 230 мм и длиной от 800 мм до 4-6 м.

4. На основании теоретического анализа процесса вихревого фрезерования разработана методика расчета параметров регулярного декоративного рельефа; показано, что рисунок рельефа определяется отношениями ип /п3, п3/пик и ип /пи. Установлены значения соотношений, при которых элементы рельефа имеют вид отдельно расположенных на поверхности изделия пятен, выстраиваются в ряды и образуют соты.

5. Установлено, что при значениях п3/(пик), равных целому числу, ряды элементов параллельны оси симметрии заготовки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ:

1. Рунге В.Ф., Сенъкоеский В.В. Основы теории и методологии дизайна. — М.: МЗ Пресс, 2005. - 368 е., ил.

2. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 416 е., ил.

3. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках. - М.: Изд-во «Народное творчество», 1999. - 280 е., ил.

4. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. - М.: Высш. шк., 1981. - 288 е., ил.

5. Шнейдер Ю.Г. Образование регулярных микрорельефов. - JL: Машиностроение, Ленинградское отд-ние, 1984. - 310 е., ил.

6. Шнейдер Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом. - Л.: Машиностроение, Ленинградское отд-ние, 1982. - 248 е., ил.

7. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Пер. с англ. - М.: Мир, 1968. - 350 е., ил.

8. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. Пер. с англ. - М.: Машиностроение, 1984.-400 е., ил.

9. Стерноу С. Арт Нуво / Прекрасная эпоха. Пер. с' англ. - Минск: Белфакс, 1997. - 270 е., ил.

10.Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М.: Искусство, 1970. - 400 с.

11 . Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т.т. 1 и 2. - М.: Союз дизайнеров России, 2001. - 320 е., ил.

12. Михайлов С.М. История дизайна. Т.т. 1 и 2. - М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 280 е., ил.

13. Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна. Учебник. - Казань: Новое знание, 1999. - 290 е.,ил.

14. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне: опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии на Сенеже. - М.: Искусство, 1974. - 290 е., ил.

15. Ледзинский B.C., Теличко А. А., Навроцкий А.Г., Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. - М.: Металлургия, 1994. - 480 е.,ил.

16. Художественное материаловедение по видам материалов: Учебник / В.И. Куманин, JI.A. Королева, P.M. Лобацкая и др.; Под общей редакцией проф. Б. М. Михайлова. - М.: МГАПИ, 2005. - 182 е., 65 ил.

17. Соколова МЛ. Металлы в дизайне. - М.: МИСИС, 2003. - 166 с.

18. Зимин Ю.А. Художественная обработка металлов далением. // Состояние, проблемы и перспективы развития кузнечно-штамповочного производства, кузнечно-прессового машиностроения и обработки металлов давлением: Тр. VI Международного Конгресса «Кузнец - 2002». - Вып.2. - М., 2002.- 108 с.

19. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорин и др.; Под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. - М.: Машиностроение - 1, 2004. - 692 е., ил.

20. Земцов М.И., Коровкин О.Н. Использование технологий сверхпластической формовки для изготовления художественных изделий. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Tp.V

Всероссийской научно-методической конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов». - Вып.7. - Ижевск, 2003.- 100 с.

21. Пшикина Н.Н. Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. - М.:, 2004. - 150 е., ил.

22. Вейль Г. Симметрия. - М.: Наука, 1968. - 192 е., ил.

23. Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1987. - 288 е., ил.

24. Барташевич А.А., Мельников А.Г. Основы художественного конструирования. - Минск: Вышэйшая школа, 1978. - 240 е., ил.

25. Гильде В. Зеркальный мир. - М.: Мир, 1982. - 120 е., ил.

26. Араухо И. Архитектурная композиция. - М.: Высшая школа, 1982. - 160 е., ил.

27. Грегорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике. - Ереван, 1986.- 240 е., ил.

28. Художественное проектирование. - М.: Просвещение, 1979. - 340с.,ил.

29. Жемайтис Ч., Миронов В. Нужна ли жизни форма? // Знание - сила. -1979. - №1. - С.24 - 28.

30. Размерное травление и анодирование алюминиевых сплавов. - М.: МДНТП, 1959.-80 с.

31. Макарова М.Н. Перспектива. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное-искусство». — М.: Академический проект, 2002. - 512 с.

32. http:// www.xxp - design.ru

33. http:// www.narod.ru

34. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий: Учебник для худ-пром. уч-щ и уч-щ прикл. иск. - М.: Высш. шк., 1984. - 207 с.

35. Федотов Г.Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 144 е., ил.

36. Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты: Учебник для сред. проф. образования. - М.: ИРПО Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

37. Новиков И.И., Розин КМ. Кристаллография и дефекты кристаллической решетки. - М.: Металлургия, 1990. - 230 е., ил.

38. http://www. fotobank. com

39. http:// www.picture. ru

40. http:// www.besedki. ru

41. http: // www.mtu-net.ru

42. Узоры симметрии. - M.: Знание, 1980. - 290 е., ил.

43. Санду О.М. Использование метра и ритма как средства получения регулярного рельефа для декорирования изделий из древесины. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Tp.VI Всероссийской научно-методической конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов». - Вып.8. - Киров, 2003. - С. 68 - 71.

44. http:// www. metro, ru

45.'Миронов Д. Corel DRAW10: Учебный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 448 е., ил.

46. Кулагин Б.Ю. 3ds max: от объекта до анимации. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 448 е., ил.

47. Санду О.М. Признаки деления регулярного повтора. // Состояние, проблемы и перспективы развития металлургии и обработки металлов давлением: Сб. тр. Московского гос. вечернего металлургического института и Союза Кузнецов. - Вып.З. - М., 2005. - С. 407 - 411.

48. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - М.: Культура и традиции, 2002. -408 с.

49. Лямин И.В. Художественная обработка металла. - М.: Машиностроение, 1984. - 112 е., ил.

50. Шнейдер Г.А. Основы художественной обработки металла: Учеб. пособие для сред. ПТУ. - Мн.: Высш. шк., 1986. - 158 с.

51. Работы по металлу: чеканка, ковка, литье. - М.: ВЕЧЕ, 2000. - 176 е.,ил.

52. Денежный П. М, Стискин П.М., Тхор И.Е. Токарное дело. - М.: Высш. шк., 1979.-210 с.

53. http: // www. - megaznak.narod.ru/gravure.htm

54. Кох П. Процессы механической обработки древесины. - М.: Лесн. пр-ть, 1969.-328 с.

55. Гулоян Ю.А. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий: Учеб. для сред, проф-тех. уч-щ. - М.: Высш. шк., 1984. - 191 с.

56. Воронов Н.В. Советское художественное стекло. - М.: Знание, 1984. -55 е.,ил.

57. Романовский В.П. Справочник по холодной штамповке. - Д.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979. - 520 с.

58. Ямполъский A.M. Травление металлов: Учебное пособие для подготовки рабочих на производстве. - М.: Металлургия, 1980. - 168 е., ил.

59. Борисов КБ. Обработка дерева. Серия «Учебный курс». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 320 с.

60. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учебник для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 160 е., ил.

61 .Глебов И.Т. Резание древесины. - Екатеринбург: Урал. Гос. Лесотехн. ун-т, 2001.- 151 с.

62. Крагельскш КВ., Виноградов Н.Э. Коэффициенты трения. - М.,1962. -220 с.

63. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

- 1632 е., ил.

64. Санду О.М., Черных М.М. Расчет размеров элемента регулярного рельефа. // Всероссийская научно-техническая конференция «Наука -производство - технологии - экология»: Сб. мат.: В 6 т. - Киров, 2004. - С. 180 -193.

65. Санду О.М., Черных М.М. Расчет регулярного рельефа при декорировании художественных изделий из древесины. // Высокие технологии

- 2004i Сб. тр. науч.-техн. форума с междунар. участием: В 4 ч. - Ч. 1. — Ижевск, 2004. - С. 382 - 387.

66. Санду О.М., Пьянков А.И. Влияние факторов обработки на форму рельефа. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Tp.VIII Всероссийской научно-методической конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов».- Москва, 2005. -Вып.9.

67. Патент РФ. RU 2074813 С1. Станок для обработки древесины. 68. Патент РФ. RU 2180882 С1. Станок для обработки древесины.

69. Патент РФ. RU 2036784 С1. Станок для обработки древесины.

70. Патент РФ. RU 2054990 С1. Станок для обработки древесины.

71. Пьянков A.M. Разработка деревообрабатывающего оборудования для изготовления художественно-промышленных изделий. // Дизайн и технология художественной обработки материалов Tp.VI Всероссийской научной конференции по направлению «Технология художественной обработки материалов» (г. Киров 12-14 ноября 2003 г.). Вып. 8 - Киров, 2004.

72. Бобров В. А. Справочник по деревообработке. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-360 с.

73. Амалицкий В.В., Санев В.И. Оборудование и инструмент деревообрабатывающих предприятий. - М.: Экология, 1992. - 480 с.

74. Воскресенский С.А. Резание древесины. — М.: Гослесбумиздат, 1955. — 200 с.

75. Любченко В.И. Резание древесины и древесных материалов. - М.: Лесн. пр-ть, 1986.-296 с.

76. Глебов И.Т., Новоселов В.Г., Швам Л.Г. Справочник по резанию древесины. - Екатеринбург: УГЛТА, 1999. - 190 с.

77. Пижурин А.А. Основы процесса точения древесины. - М.: Гослесбумиздат, 1963. - 330 с.

78. Бершадский А.Л., Цветкова Н.К Резание древесины. - Минск: Вышейш. шк., 1976. - 303 с.

79. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. - М.: Высш.шк., 1989. - 240 с.

80. Ивановский Е.Г. Резание древесины. - М.: Лесн. пр-ть, 1974. - 200 с.

81. Манжос Ф.М. Дереворежущие станки. - М.: Лесн. пр-ть, 1974. - 456 с.

82. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Культовое зодчество. - М.: Искусство, 1983. - 180 с.

83. Шепелев A.M. Декоративная отделка индивидуальных домов. - М.: Изд-во «Колосс», 1992. - 230 е., ил.

84. Михайлов В.Н. Столярно-механические производства. - М.: Гослесбумиздат, 1951. - 290 с.