автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн изделий из кож рыб

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Упине, Анастасия Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн изделий из кож рыб'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Упине, Анастасия Михайловна

Глава 1. Аналитический обзор литературных источников

1.1. Использование рыбьих кож в костюме народов Сибири Дальнего Востока.

1.1.1. Опыт использования рыбьих кож в творчестве народных мастеров

1.1.2. Диапазон использования рыбьих кож в изделиях народов Сибири и Дальнего Востока

1.1.3. Декоративные характеристики и эстетические свойства народных изделий из рыбьих кож

1.1.4. Народные методы (муляжирование и покрой) как предпосылки моделирования в современном дизайн -проектировании

1.2. Возможности сочетания кожи с другими материалами в одном изделии

1.3.Рыбьи кожи как объект исследований и дизайн -проектирования современных изделий

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Упине, Анастасия Михайловна

Актуальность. Большой интерес, как для исследователей народного костюма, так и для проектировщиков современных изделий лёгкой промышленности представляет вопрос об использовании различных природных материалов, в том числе - рыбьих кож.

Этот материал широко использовался в хозяйстве народов Сибири и Дальнего Востока, о чём свидетельствуют такие авторитетные исследователи, как Л.И.Шренк, М.Г.Левин, Л.П.Потапов, А.А.Смоляк, А.А.Попов Н.М.Калашникова, Л.Я.Штернберг и другие.

Во всём мире добывается огромное количество рыбы, причём выделкой рыбьих кож в нашей стране в настоящее время мало кто занимается и ценное сырьё пропадает, несмотря на то, что рядом учёных (В.И.Чурсин, О В.Субач, Г.Ф.Есина, Т.Ф.Миронова, М.В.Кисин, Т.В.Перфилова, О.В.Дормидонтова и др.) разработаны современные технологии выделки кож из шкур рыб.

Использование рыбьих кож не утеряло своего значения и актуальности в настоящее время. Образцы современных материалов, полученных из рыбьих кож, отличаются высокими эстетическими и эксплуатационными качествами, очень модны и с успехом могут заменить кожи рептилий и пресмыкающихся,

В связи с этим актуальной проблемой является возрождение российских традиций использования собственных ресурсов в переработке и применении рыбьих кож в проектировании современных изделий на основе исследования закономерностей гармонизации, заложенных в народных изделиях из рыбьих кож, рассматриваемых как совершенное проявление этнодизайна.

Целью работы, проведенной во ВНИИТЭ и РосЗИТЛП, является выявление закономерностей построения изделий этнодизайна с применением рыбьих кож и разработка принципов дизайн-технологии современных изделий.

Блок-схема работы показана ниже.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие

ДИЗАЙН ИЗДЕЛИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЫБЬИХ КОЖ

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ НАРОДНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РЫБЬИХ КОЖ

Установление основных эстетических, эргономических и Д)>. характеристик рЫбЬНХ кож с целью дизайн-проектирования тектоничных изделий

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО БАНКА ДАННЫХ

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ГАРМОНИЗАЦИИ

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИЗДЕЛИЙ КОЖГАЛАНТЕРЕИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЫБЬИХ КОЖ

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЭВМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ГАРМОНИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДЕЛИЯХ

РАЗРАБОТКА И ХУДОЖЕСТВЕННО

КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЫБЬИХ КОЖ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫБЬИХ КОЖ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДЕЛИЯХ

Установление характеристик соединений рыбьих кож с другими материалами it одном изделии с целью дюайппроектирования

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи: выявить и подвергнуть художественно-конструкторскому анализу с позиций дизайна доступные образцы народных изделий из кож рыб, на основе чего сформировать электронный банк данных имеющихся народных образцов; определить частоту встречаемости композиционно-конструктивных элементов и закономерности их взаимодействия;

- провести лабораторные исследования ряда материаловедческих характеристик рыбьих кож в сравнении с другими материалами, а также прочностных характеристик швов с использованием рыбьих кож; разработать программу для ЭВМ, позволяющую использовать закономерности гармонизации, выявленные при изучении народного костюма из рыбьих кож, в проектировании современных изделий;

- с учетом свойств рыбьих кож спроектировать и изготовить коллекцию кожгалантерейных изделий /КГИ/.

Методика исследования. Теоретической и методической базой исследования является системный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления во взаимосвязи.

В работе использованы основные теоретические положения искусствоведения, технической эстетики, материаловедения, конструирования и технологии изделий из кожи и других материалов, методика художественно-конструкторского анализа, современные методы математической обработки экспериментальных данных и программирования, гостированные методы испытания свойств материалов и действующее лабораторное оборудование.

Объекты исследования. Кожи рыб, сто шестьдесят подлинных музейных образцов народной одежды с использованием рыбьих кож, их развёртки.

Предметы исследования. Примененные в народных изделиях композиционные элементы и средства и их закономерные взаимосвязи; физико

- механические свойства кож рыб; закономерности композиционного построения кожгалантерейных изделий с использованием рыбьих кож.

Научная новизна диссертационной работы заключается в: нахождении и художественно-конструкторском анализе /ХКА/ образцов народного костюма с использованием рыбьих кож и введении их в искусствоведческую и творческую практику; формировании электронного банка данных народных изделий с использованием рыбьих кож;

- построении "дерева" наиболее часто встречающихся композиционно-конструктивных элементов и средств и их закономерных сочетаний;

- выявлении ряда материаловедчесг як характеристик рыбьих кож, что позволит ввести их в перечень новых материалов для изделий легкой и кожевенно-обувной промышленности; предложении теоретико-методического решения проблемы выявления и использования в современном дизайн-проектировании закономерностей гармоничного построения композиции народных изделий из рыбьих кож; в разработке методических принципов дизайн-проектирования КГИ с использованием рыбьих кож.

Практическая значимость работы. Производство и применение в дизайн-проектировании современных как промышленных, так и эксклюзивных изделий позволит эффективно использовать новый вид природного сырья, являющегося в нашей стране неиспользуемыми отходами рыболовецкой и рыбообрабатывающей промышленности.

Новый материал обладает богатейшими возможностями в отношении замены таких дорогостоящих материалов, как кожи крокодилов, змей и др.

Разнообразие и богатство фактур и цветов получаемых материалов зависят от породы, размера и возраста рыб, а также от способов отделки.

Интересные и многообразные декоративные свойства в сочетании с высокими прочностными характеристиками рыбьих кож позволят ввести новый материал в практику дизайн-проектирования изделий весьма широкого ассортимента.

Научно-практические результаты исследований также заключаются в введении в обиход творческой дизайнерской и искусствоведческой деятельности ранее не используемых в качестве творческого источника богатейших данных по народным изделиям из рыбьих кож. Эти данные могут быть с успехом применены при проектировании современных изделий любого ассортимента и из любых материалов. С этой целью можно пользоваться приведёнными в диссертации описаниями, рисунками, фотографиями и развёртками кроя музейных образцов, а также электронным банком данных.

Рассматривая произведения народного искусства как прообраз дизайна, проектировщикам современных изделий возможно также строить свою работу на основе выявленных в диссертации закономерностей и применять алгоритм и программу выбора цепочек взаимосвязанных элементов и средств композиции.

Результаты исследования материаловедческих характеристик рыбьих кож в сравнении с другими материалами и их соединений позволят обоснованно производить их выбор в соответствии с их свойствами и комбинировать их в одном изделии.

Личный вклад автора диссертации состоит в постановке и разработке основной идеи данной темы, а также в постановке и разработке идей теоретических и экспериментальных исследований, непосредственном осуществлении исследований, написании и опубликовании основных положений работы в печати самостоятельно и в соавторстве в качестве основного автора, а также в разработке и выполнении коллекции КГИ с использованием кож рыб.

Апробация работы. Основные научные и практические результаты диссертационной работы были представлены и получили положительную оценку: на 3 и 4 международных научных конференциях (в рамках конкурса "Адмиралтейская игла - 2000", "Адмиралтейская игла - 2001"). "Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии". Санкт-Петербург, 2000г., 2001г.;

- на юбилейной научно-технической межвузовской конференции С.П ГУДТ. Санкт-Петербург, 2000г.; на межвузовской научной конференции "Современные проблемы текстильной и лёгкой промышленности". Москва, РосЗИТЛП, 1996 г.;

- на заседаниях кафедры технологии кожи, меха и изделий из кожи РосЗИТЛП. Москва, 1999-2002гг.;

- на международной научно-технической конференции "Актуальные проблемы науки, техники и экономики лёгкой промышленности". Москва, МГУДТ, 2000г.;

- на межвузовских научно-технических конференциях аспирантов, магистров и студентов "Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск - 2000 и Поиск - 2002)". Иваново, ИГТА, 2000г., 2002г.

- на межвузовской научно-технической конференции "Современные проблемы текстильной и легкой промышленности". Москва, РосЗИТЛП, 2000г.;

- на Открытом фестивале моды "Зареченская весна", организованном Департаментом культуры и молодежной политики города Заречный 29 апреля 2001 года. За показ коллекции кож галантерейных изделий "Рыбья кожа" из 58 моделей получен Диплом I степени конкурса "Зареченская весна"; на телепередаче ОРТ "Доброе утро", где была представлена коллекция изделий из рыбьей кожи (60 моделей). 31 мая 2001г. (1 минута эфира); на телепередаче ОРТ 6 июня 2001г. "Доброе утро" о рыбьей коже. Гость программы (7 минут прямого эфира). Представлена коллекция из 25 моделей кожгалантереи; и

- на Всероссийском конкурсе молодых дизайнеров и модельеров «Подиум -2001» (декабрь 2001г.) в г.г. Шахты и Ростов-на-Дону. Представлены коллекция из 40 моделей аксессуаров «Золотая рыбка». Получены Диплом III степени и Почетная грамота в номинации «Артдизайн».

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 22 работы (7 статей , 11 тезисов докладов, 2 телепередачи и 2 выставки). Всего список трудов содержит 31 наименование в том числе - I патент на изобретение. Список работ прилагается.

Структура, объем и содержание работы.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, общих выводов, библиографического списка, включающего 125 наименований и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн изделий из кож рыб"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. Проведенная работа подтвердила актуальность возрождения и развития российских традиций использования собственных ресурсов в переработке и применении рыбьих кож в проектировании современных изделий иа основе исследований закономерностей гармонизации, заложенных в народных изделиях, рассматриваемых как совершенное проявление этнодизайна.

2. Обзор доступных литературных источников показал, что в них содержится мало конкретных данных. Полностью отсутствуют сведения о конструкции и композиционном анализе народных изделий из рыбьих кож. Основное внимание уделено описаниям способов декорирования. Все авторы единодушно отмечают полезные свойства рыбьих кож, которые не утеряли своего значения и в настоящее время.

3. Анализ источников позволяет составить представление о методах исследования народного костюма и определить дизайнерские позиции для его изучения с целью использования в проектировании современных изделий из рыбьих кож.

4. Современными российскими учёными и исследователями разработана эффективная технология получения кож из шкур рыб. Однако их промышленный выпуск не налажен, а проблемы дизайн-проектирования современных изделий в литературе не рассматриваются.

5. В результате исследования музейных коллекций обнаружено около 160 подлинных образцов народных изделий из рыбьих кож, преимущественно одежды народов Сибири и Дальнего Востока.

6. На основании художественно-конструкторского анализа определена частота встречаемости композиционно-конструктивных элементов и средств в народной одежде, обуви и других изделиях из рыбьих кож. В них выявилось почти полное совпадение приемов композиции и конструкции, что обусловило и объяснило ансамблевость комплекса народного костюма в целом и позволило в дальнейшем использовать результаты анализа в проектировании изделий кожгалантереи (КГИ).

7. Художественно-конструкторский анализ народных изделий из рыбьих кож позволил построить сводные диаграммы, в которых закодирована вся информация об их структуре.

8. На этой основе сформирован электронный банк данных, содержащий этнографическую, художественно-композиционную и конструкторскую информацию о народных изделиях из рыбьих кож.

9. С использованием данных о частоте встречаемости композиционно-конструктивных элементов построено "дерево" их характерных уровней и сочетаний, примененное затем для определения композиционной структуры современных изделий в качестве основного принципа гармонизации, выявленного на базе изучения народных изделий как ярчайшего проявления этнодизайна. Обработка результатов эксперимента осуществлена в соответствии с программой для ЭВМ.

10.Одним из основных результатов этой части исследования является подтверждение гипотезы о наличии определенных корреляционных связей между отдельными элементами и средствами композиции, что является выражением гармонии, исторически сформировавшейся в народном искусстве.

11 Оформление данной гипотезы в виде алгоритма и программы для ЭВМ дало возможность использования выявленных закономерностей в проектировании современных изделий.

12. Выявленная степень значимости композиционно-конструктивных элементов относительно выбранного в качестве главного композиционного акцента позволит судить об их взаимосвязи и строить композицию на основании цепочек скоррелированных между собой элементов, представляющих структурную схему - основу гармонизации.

13.Проведенные исследован' я позволяют обоснованно рекомендовать введение в дизайнерскую практику нового модного материала -рыбьих кож, что имело глубокие традиции в этнодизайне.

14.В результате исследований некоторых свойств рыбьих кож, а также других материалов, с которыми возможно комбинирование рыбьей кожи при дизайн-проектировании изделий, можно сделать заключение, что сочетание рыбьей кожи с другими материалами вполне обосновано.

15.Рыбьи кожи обладают интересными эстетическими свойствами. Их фактуры разнообразны, oi. хорошо окрашиваются в различные цвета. Возможно использование широкого спектра декора: аппликации, лунок от чешуек, лакировки и т.д.

16.Экспериментами доказано, что рыбья кожа обладает свойствами, знание которых позволяет грамотно и обосновано проектировать форму объекта дизайна. Можно сделать заключение, что рыбья кожа имеет красивый внешний вид, малую влагоемкость, хорошую эластичность, достаточную прочность, высокую износостойкость, высокую жесткость, низкую драппруемость, среднюю несминаемость, удовлетворительную прочность окраски.

17.На основании всего комплекса исследований спроектирована и выполнена коллекция КГИ в количестве более 100 единиц. Ее анализ показал, что в принципах композиции наглядно видна определенная преемственность в использовании закономерностей гармонизации, выработанных в традиционных народных изделиях с использованием рыбьих кож.

18.Экономическая эффективность использования рыбьих кож в дизайн-проектировании современных изделий различного ассортимента заключается:

Заключение

Создание банка

- обеспечит систематизацию музейных образцов по ряду параметров;

- поможет в исследованиях и поисках

• композиционных решений народных изделий из рыбьих кож,

• конструктивных решений народных изделий из рыбьих кож,

- послужит творческим источником при проектировании современных изделий,

- послужит основой для научных исследований по определению закономерностей гармонии, заложенных в структуру народных изделий этноди-зайна и сформировавшихся в процессе исторического эволюционного развития.

Структура банка показана на схеме 2.2.

В заключение следует сказать, что если рассматривать всю одежду народов Сибири и Дальнего Востока, то можно заметить, что изделия с применением рыбьих кож занимали в ней значительное место (таблица 2.21).

Например, из рассмотренных музейных экспонатов у негидальцев 67% всей одежды, у айнов - 57% изготавливались из рыбьих кож.

Вне зависимости от национальной принадлежности в 50% всей домашней одежды и в 33% специальной одежды использовались рыбьи кожи.

Чаще всего они применялись при изготовлении сокуев и халатов.

ПРИМЕНЕНИЕ РЫБЬИХ КОЖ В ОДЕЖДЕ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА по результатам исследования музейных коллекций)

Народность Частота встречаемости рыбьих кож во всей одежде, % Назначение одежды Частота встречаемости рыбьих кож в каждом назначении одежды, % Ассортимент одежды Частота встречаемости рыбьих кож по видам ассортимента одежды, %

Негидальцы 67,0 Спецодежда 33,0 Со куй 67,0

Нивхи 16,7 (промысловая, охотничья) Купа ш ка 2,0

Орочи 20,0 50,0 Халат 58,3

Нанайцы ,4,3 Домашняя одежда Безрукавка 40,0

Айны 57,2 Куртка 14,3

2.7. Заключение по главе 2.

На основании проведенного исследования образцов народных изделий из РК можно определить аспекты использования традиций в проектировании современных изделий кожгалантереи (КГИ).

Необходимо отметить, что аксессуаров народного костюма в музейных коллекциях сохранилось немного. Они были подвергнуты художественно-конструкторскому анализу (ХКА) наряду с одеждой и обувью из РК народов Дальнего Востока. Выяснилось практически полное совпадение приемов композиции и конструкции, что обусловило и объяснило ансамблевость комплекса народного костюма в целом.

Таким образом подтвердились наши рассуждения о системности в народном костюме, приведенные в п. 2.1. настоящей работы и в статье «К вопросу анализа причинности и системности при определении эстетических предпочтений этнических групп» (1)

В связи с этим оказалось вполне допустимым воспользоваться результатами ХКА народного костюма с применением РК в целом - для использования в проектировании современных изделий кожгалантереи (4,7,8). С этой целью разработан также электронный банк данных художественно-конструкторских характеристик народных изделий с использованием рыбьих кож.

Понятие «использование народных традиций» предлагается трактовать не только как прямое применение отдельных элементов декора и кроя, но, прежде всего, как построение композиции современного изделия на основе выявленных принципов гармонизации, заложенных в композиционную структуру народного костюма. Эти принципы определены нами в виде диаграмм (рис. 2.69, 2.70) и «дерева» наиболее характерных уровней и сочетаний элементов и средств композиции (таблицы 2.17 - 2.20). (9)

Параллели, которые оказалось возможным провести между народными изделиями, оцениваемыми как протошп современного дизайна (5,6), предлагаемым ассортиментом КГИ, показаны ниже в гл. 4 (табл. 4.1,4.2).

Глава 3

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ РЫБЬИХ КОЖ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОМБИНИРОВАНИЯ В ОДНОМ ИЗДЕЛИИ

3.1 Установление основных характеристик рыбьих кож и других материалов

Одной из важнейших проблем дизайна является поиск новых материалов и введение их в практику проектирования эстетически и утилитарно эффективных и практичных с позиций эргономических требований изделий.

Одним из таких экологически чистых материалов являются рыбьи кожи.

Их свойства, которые необходимо учитывать в процессе дизайн-проектирования, до сих пор практически не были изучены.

Одной из определяющих понятие «тектоника формы», как основного критерия современной позитивной оценки дизайнерских объектов, является правильное использование свойсчо материалов при создании формы

Поэтому в дополнение к решению основных задач работы в диссертации была предпринята попытка установления некоторых свойств кожи рыб, технология выделки которой предоставлена доктором технических наук, профессором К.М. Зурабяном (47),

Поскольку в проектировании коллекции кожгалантерейных изделий (КГИ) предполагается одновременное использование рыбьей кожи в сочетании с другими материалами, то при сравнительном определении их свойств использовались стандартные методики, что позволило получить сопоставимые результаты.

В большинстве из представленных ниже данных исследований показаны сведения по образцам разных материалов, испытанных в продольном и поперечном направлениях.

Предварительно только для рыбьей кожи был определен ряд показателей, таких, как содержание в ней золы, жира и влаги, а также влагоемкость.

Исследования проводились соответственно по следующим стандартам: ГОСТ 938.2 - 67 /79/, ГОСТ 938.5 - 68 /80/ и ГОСТ 938.1 - 67 /81/.

Содержание золы r рыбьей коже (в данном случае - кожа семги) оказалось равным 2 %, содержание жира - 5,6 % , содержание влаги - !0.5 %. Для сравнения можно отметить, что обычный показатель содержания влаги в коже крупного рогатого скота (КРС) при хромовом дублении составляет от 25% до 37%.

3.1.1. Выявление некоторых эксплуатационных, гигиенических и других свойств, определяющих тектонику формы при дизайн-проектировании

Определение влагоемкости

Влагоемкость является достаточно важным показателем, определяющим гигиенические свойства материалов, используемых для кожгалантерейных изделий, эксплуатируемых вне помещений: сумок, портфелей, обуви, заколок для волос и др.

Влагоемкость характеризуется увеличением массы кожи при погружении ее в воду и определяется по ГОСТу 938.24-72 (83).

Показателем влагоемкости кожи является отношение количества влаги, поглощенной в определенных условиях, к первоначальной массе образца кожи, выраженное в процентах.

Оказалось, что влагоемкость рыбьей кожи в перерасчете на абсолютно сухую массу равна 1.14 %, что говорит о том, что этот материал хорошо подходит для дизайн-проектирования изделий, используемых в условиях с различными показателями влажности, т.к. их внешний вид и структура не будут деформироваться под влиянием осадков.

Определение толщины и поверхностной плотности * Толщина и поверхностная плотность материалов должны непременно учитываться в процессе проектирования формы.

Определение толщины рыбьей кожи и других материалов производилось в соответствии с ГОСТ 12023-93 (79) с последующим расчетом поверхностной плотности.

Результаты испытаний показаны в таблице 3.1.

 

Список научной литературыУпине, Анастасия Михайловна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Ж. "Северные просторы" №№11,12, 1993, с. 41.

2. Прыткова Н.Ф. Одежда хантов. Сб. МАЭ ХУ, 1953, с. 143.

3. Ж. "Северные просторы" №№ 2,3, 1995.

4. Упине A.M. Старинные способы выделки рыбьих кож и их использование в одежде и обуви. Сб. фундаментальных научных трудов РосЗИТЛП. М., 1999.

5. Одежда народов Сибири, Сб. статей музея антропологии и этнографии им, Петра Великого. Л., "Наука", 1970.

6. Васильевич Г.М. Типы обуви народов Сибири, с.33.

7. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., "Просвещение", 1983.

8. Белобородова К.П. Приамурские узоры.

9. Давыдова В.А. Технико-художественные особенности обработки и оформления изделий из рыбьей кожи. Познавательная творческая деятельность на художественно-графическом факультете. Хабаровск, 1984, с. 52.

10. Ю.Шренк Л И. Об инородцах Амурского края. Спб, 1883, т. 1; Спб, 1899, т. 2, с. 78; Спб, 1903, т. 3.

11. I.Историко-этнографический атлас Сибири. Под ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова. М.-Л.,изд. АН СССР, 1961.

12. Народы Сибири. Пол ред. М.Г.Левина и Л.П.Потапова. М.Л, Изд. инта Этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1956.

13. Смоляк А.В. Материальная культура ульчей и некоторые вопросы их этногенеза. Советская этнография. Т. I, М., АН СССР, 1957.

14. Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже. Очерки о декоративном искусстве нивхов. Хабаровское книжное издательство, 1988. 128 с.

15. История и культура удыгейцев. Под ред. А.И. Крушанова. JI., "Наука", 1989.

16. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19-20 веков. Учебное пособие. С.-П., 1996,

17. Попов А.А. Нганасаны. АН СССР, 1948.

18. Станюкович Г.В. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого 1714 1964. М., - Л., "Наука" (Ленинградское отделение), 1964.

19. Савельева И.Н. Народный костюм, форма, функция. Изд. "Советский художник". Ж. "Декоративное искусство СССР №11, 1967,

20. Прыткова Г.Н. Одежда народов Сибири. Л., I960,

21. Таксами Ч.М. Одежда нивхов. (Одежда народов Сибири), Л., 1960, Л., 1967.

22. Таксами Ч.М. Нивхи (Современное хозяйство, культура, быт). Л., 1967.

23. Штернберг Л.Я. Сахалинские гиляки. Этнографическое обозрение. М., 1893. Кн. 2.

24. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. Хабаровск, 1933.

25. Смоляк А.В. Материальная культура и хозяйство народов нижнего Амура и Сахалина, Этнографический аспект. М., "Наука".1984.

26. Смоляк А.В. Экспедиции Невельского 1850-1854 г.г. и первые этнографические исследования 19 в. в Приморье и на Сахалине. Ж. "Советская этнография", № 3, 1954.

27. Киндати К., Сугияма. Айнское искусство. Т.1. 1970.

28. Музеи и памятники Таймыра. М., Научно-производственное объединение "Полиграфвидео", 1995.

29. Ж. "Северные просторы" № 1, 1993.32.Крайнович Е.А,

30. Краски земли Дерсу. Хабаровск, 1982.

31. Ратцель Ф. Народоведение. С-П., "Просвещение", 1903. Т. 1. 764 е., т 2, 877 с.

32. Савенкова М.М. Художественный текстиль Древнего Новгорода X-XV веков (история, эволюция, художественная природа). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1997.

33. Савостицкий А.В., Меликов Е.Х. Технология швейных изделий. М., "Легкая и пищевая промышленность", 1982.

34. Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать. Ж. "Сделай сам", № 4, изд. "Знание", 1994.

35. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. Ж. "Сделай сам", № 4, изд. "Знание", 1994.

36. Кузьмина Т. Уроки мастера. Ж. "Рукоделие" (приложение к ж. "Стиль"), 1992.

37. Из кожи и замши. Ж. "Рукоделие" (приложение к ж. "Стиль"), 1994.

38. Фукин В.А. Калита АН. Технология изделий из кожи. М., "Легкая промышленность и бытовое обслуживание", 1988.

39. Беляков В.И., Зуев В.Г., Курлагов Л.Н. Технология меха и шубной овчины. М. "Легкая и пищевая промышленность", 1984.

40. Краснов Б.Я. Материалы для изделий из кожи. М., "Легпромбытиздат", 1995.

41. Бузов Б. А. Материаловедение швейного производства. М., "Легпромбытиздат", 1986.

42. Баженов В.И. Материаловедение швейного производства. М., "Легкая индустрия", 1972.

43. Библиотека дизайнера. Под ред. Л.А. Кузьмичева. М ., 1994.47.3урабян К.М., Краснов Б.Я. Пустыльник Я.И., Беляев Л.С. Справочник по материалам, применяемым в производстве обуви и кожгалантереи. Учебное пособие. М„ РосЗИТЛП, 1999.

44. Кожа из шкур лосося. Schuh-Technik International, 1999, 93, № 5-6,6.

45. Чурсин В.И Декоративная кожа из рыбьих шкур. // Кожевенно-обувная промышленность, 1992, № 4, с. 24.

46. Кожа, пахнущая океаном. // Кожевенно-обувная промышленность, 1995, № 7, с. 20-21.

47. I .Субач О.В., Есина Г.Ф., Миронова Т.Ф., Кисин М.В., Перфилова Т.В. Шкуры угря как новое кожевенное сырье. // Кожевенно-обувная промышленность, 1997, № 5, с. 30-31.

48. Субач О.В., Есина Г.Ф., Миронова ТФ. Нетрадиционный вид кожевенного сырья. Сб. "Наука в высшей школе" (вып. 2,2.). М., 1998, с. 30-32.

49. Дормидонтова О.В., Есина Г.Ф., Миронова Т.Ф. Разработка подхода к производству кож из шкур рыб. Современные проблемы текстильной и легкой промышленности. Тезисы докладов Межвузовской научной конференции. РосЗИТЛП, ч. 2, М., 1998, с. 30-31,

50. Дормидонтова О.В., Миронова Т.Ф., Есина Г.Ф., Лысенко С.В., Демина И.С., Тонева И.И., Канайкина Н.А., Бычкова И.Н. Способ отмоки -обезжиривания шкур рыб. Патент № 2132389, 1999.

51. Дормидонтова О. В. Исследование и обоснование возможности применения ферментных препаратов в производстве кожи из шкур пресноводных рыб. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. М., МГУДТ, 2000.

52. Веретено Н.А., Бекк Н.В., Белова Л,А., Ковалева Л.Н. Использование "экзотических" материалов для современных изделий. // Швейная промышленность, ноябрь, декабрь 6/99.

53. Упине A.M., Зурабян К.М. Определение некоторых свойств рыбьих кож. Тезисы докладов Международной научной конференции (в рамках конкурса "Адмиралтейская игла 2000"). Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии, Санкт-Петербург, 2000.

54. Александров С. П., У пине A.M. Сравнительная характеристика некоторых свойств рыбьих кож и других материалов. // Кожевенная и обувная промышленность, №

55. Упине A.M. Старинные способы выделки рыбьих кож. Межвузовский сборник научных статей "Традиции и современность". Москва Уфа, 1999.

56. Упине A.M. Художественно-конструкторский анализ народных изделий с использованием рыбьих кож. Там же.

57. Упине A.M. Анализ художественно-конструкторских решений обуви народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сб. тезисов докладов Межвузовской научной конференции "Современные проблемы текстильной и легкой промышленности". Часть 3. М,, РосЗИТЛП, 1996.

58. Упине A.M. Народная обувь как прототип современного дизайна Тамже.

59. Упине A.M. Рыбья кожа шедевры этнодизайна. Ж., "Ателье", № 8, 2001.

60. Упине A.M. Применение рыбьих кож в костюме народов России. Ж., "Школа и производство", № 6, 2001.

61. Савельева И.Н. Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М. ВНИИТЭ, 1995.

62. Савельева И.Н. Теоретические основы гармонизации народной одежды. Монография. Госкомнауки республики Башкортостан. Уфа, 2001.

63. Упине A.M. В рыбьей чешуе. Ж. "Ателье", № 8, 2001.

64. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М. ВНИИТЭ, 1990.

65. Кожа. Метод определения содержания золы. ГОСТ 938.2-67.

66. Кожа. Метод определения содержания веществ, экстрагируемых органическими растворителями. ГОСТ 938.5-68.

67. Кожа. Метод определения содержания влаги. ГОСТ 938.1-67.

68. Кожа. Метод определения влагоемкости. ГОСТ 938.24-72.

69. Материалы текстильные. Полотна. Метод определения толщины. ГОСТ 12023-93.

70. Материалы текстильные. Ткани и штучные изделия. Методы определения плотности нитей и пучков ворса. ГОСТ 3813-72.

71. Кожа для одежды и головных уборов. Технические условия. ГОСТ 1875-93.

72. Кожа. Метод испытания на растяжение. ГОСТ 938.11-69.

73. Текстильные материалы. Полотна. Методы определения жесткости при изгибе. ГОСТ 10550-93.

74. Белозерова М.Н., Новикова М.Н. Материаловедение. Швейное производство. Лабораторные работы и методические указания по их выполнению. М., РосЗИТЛП, 1997, с. 43.

75. Бузов Б.А., Модестова ТА., Алыменкова Н.А. Материаловедение швейного производства. 4 изд. перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1986. -с.424.

76. Полотна текстильные. Метод определения несминаемости. ГОСТ 19204-73.

77. Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к трению. ГОСТ 9733.27-83.

78. Эталоны прочности окраски. ГОСТ 5751-51.

79. Кожа. Метод испытания устойчивости окраски кож к сухому и мокрому трению. ГОСТ 938.29-77.

80. Бузов Б.А. Алымепкова Н.А. Петропавловский Д.Г. и др. Материаловедение швейного производства. 4 изд. перераб. и доп. М.: Легпромбы I и здат, 1991. с. 432.

81. Полотна и изделия трикотажные. Метод определения устойчивости к истиранию. ГОСТ 12739-85.

82. Ткани текстильные. Метод определения стойкости к истиранию. ГОСТ 18976-73.

83. Полотна трикотажные для верхних изделий. Нормы устойчивости к истиранию. ГОСТ 16486-93.

84. Упине A.M. Определение прочностных характеристик швов с использованием рыбьих кож. Материалы юбилейной Межвузовской научно-технической конференции. С-П ГУДТ, ч. 2. С-П. 2000.

85. Пармон Ф.М. Художественное проектирование одежды из шубной овчины в условиях промышленного производства. Диссертация на соискание ученой степени чандидата технических наук. М., 1971.

86. Склянников В. П. Строение и качество ткани. М., «Легкая промышленность», 1984.

87. Пархоменко В.Г. Новое в формировании эстетических свойств тканей. М., «Легкая промышленность», 1964.

88. Никитина М Ы. Художественное оформление тканей. М., «Легкая промышленность», 1971.

89. Алявдин И.А. Новорадовская Т.С. Планирование и анализ исследовательского эксперимента применительно к легкой промышленности. М. «Легкая индустрия», 1969.

90. Руководство по применению латинских планов при планировании эксперимента с качественными факторами. Челябинск, 1971.

91. Маркова Е В. Латинские квадраты в планировании эксперимента.// Заводская лаборатория, 1968, №1.

92. Налимов В В. Чернова Н.А. Статистические методы планирование экстремальных экспериментов. М., «Наука», 1965.

93. Виноградов Ю С. Математическая статистика и ее применение в текстильной и легкой промышленности. М., «Наука», 1970.

94. Поликарпов Ю.М. Художественно-конструкторский анализ в проектировании//Техническая эстетика, 1975. -№ 12. С. 15-17.

95. Сомов Ю С. Художественно-конструкторский анализ промышленн изделий, М.: Машиностроение. 1967.

96. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1975.

97. Сомов Ю С. Приемы и методы художественно-конструкторского анализа // Техническая эстетика, 1966 № 9. - С. 6-9.

98. Федоров М.В. и др. Экспертиза качества товаров. М.: Экономика, 1984.

99. Федоров М.В., Задесенец Е.Е. Некоторые особенности анализа и оценка потребительских свойств бытовых изделий прихудожественно-конструкторской экспертизе качества // Труды ВНИИТЭ, сер1'Техническая эстетика"Вып. 19. М.: 1979.

100. Анализ потребительских свойств изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода // Методические материалы ВНИИТЭ М.: 1983.

101. Анализ эстетических ситуаций в процедуре оценки продуктовдизайна // Труды ВНИИТЭ, сер"Техническая эстетика" Вып. 46. М.: 1983.

102. Иконников А.В. Эстетическая ценность продукта дизайна вконтекстах среды и культуры // Труды ВНИИТЭ, сер"Техническая эстетика"Вып. 5,6. М.: 1986.

103. Задесенец Е Е. Предпосылки исследования художественно-конструкторской экспертизы качества как вида ценностной деятельности // Труды ВНИИТЭ, сер"Техническая эстетика"Вып. 12. М.: 1976.

104. Задесенец Е Е. Шигшлов Н И. Техническая эстетика на службе качества // Труды ВНИИТЭ, сер"Эстетика и организация производства" Вып. 1 I./Знание. М.: 1979.

105. Иконников А.В. Исследование проблем формирования эстетической ценности промышленных изделий //Труды ВНИИТЭ, сер. "Техническая эстетика"Вып. 43. М.: 1983.

106. Федоров М.В. Задесенец Е Е. Оценка качества промышленных товаров. М.: 1977.

107. Перлина Э.К. Оценка качества художественно-конструкторского проекта // Техническая эстетика. 1977. № 10. С 4-7.

108. Сомов Ю.С. Композиция и технике. М.: Машиностроение, 1977. -215 с.

109. Сидоренко В.Ф. Кузьмичев Л .А. Художественное моделирование комплексного объекта. Введение. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». М., 1981, вып 31.

110. Курьерова Г Г. Проектная концептуалистика 80-х г.: новое мышление и иное мышление. В кн. «Техническая эстетика. Творческие направления в современном зару бежном дизайне». М., 1990.

111. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии, № 10, 1984.

112. Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., ВНИИТЭ, 1992.

113. Лаврентьев А.И. Эксперимент в дизайне. В сб. научных трудов

114. Дизайн». PAX. НИИ теории и истории изобразительного искусства,1. ВНИИТЭ, вып. 5 М. 1997

115. Присуждается Анастасии Упинес коллекцией "Рыбья кожаjfза победу в номинации "Аксессуары33зедателььник Департамента культуры одежной политик^:г.;||аречиый1. Н.Г.Новиковаг.Заречный 29 апреля 2001 г

116. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОН'' 1 МОЛОДЫХ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕ1. АДМИРАЛТЕЙСКАЯ И' Пиучастникумеждународного конкурса молодых дизайнер1. Адмиралтейская игла1. Председатель

117. Организационного комитета конкурса, Ректор Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна

118. Санкт-Петербургский государственный уни> I технологии и дизайна

119. Комитет по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга

120. Ассоциация выпускников Санкт-Петербургу государственного университета технолоо"^lomatie International Young Fashion Designers' Contest

121. THE INTERNATIONAL YOUNG FASHION DESIGNERS' CONTEST1. ADMIRALTEISKAYA IGLA". iratteTskaya Igla '01"1. V. E. Romanov /

122. Saint-Petersburg State University of Technology and Design

123. St-Petersburg Administration's Committee on Affairs of Family, Childhood and Youth

124. Association of Graduates of St-Petersburg State University of Technology and Designof the Organizing of the Contest of Saint-Petersburg State University ' of Technology and Design1. Г"1 /\ ' А f V1 V Si i V

125. Минобразование Российской Федерациивсероссийский конкурс молодых модельеров и дизайнеров

126. Конкурсная программа проходит в 2 тура. Отборочный тур г. Шахты (10 - 12 декабря 2001 год). Финальное шоу - г. Ростов-иа-Дону (13-14 декабря 2001 год).

127. По итогам планируется издание Каталога творческих работ Всероссийского конкурса «Подиум 2001>;

128. Гран-при конкурса 10000 рублей.

129. Описания номинаций приведены в приложении 1.

130. Возможны внеконкурсные показы моделей. Взнос за участие составляет 100 руб. за 1 модель.

131. Конкурс состоит из 3-х этапов: • 1 этап предварительная регистрация.

132. Организационный комитет: Россия, .346500, Шахты, Ростовская обл , ЮРГУЭС, ул. Шевченко, 147, тел.: Ростов (8-863)440483 (ректорат), Шахты (8-86362) 2-21-33 (ректорат), факс: (8-86362) 2-54-91,

133. В каждой номинации определяются по 3 призера (1-е, 2-е и 3-е места), среди которых выбирается один победитель, получающий Гран-при конкурса.

134. Критерии оценки жюри конкурса.

135. Художественная выразительность и новизна идеи.

136. Уровень профессионального мастерства.3. Коммерческая перспектива.

137. Вступительный взнос за каждую коллекцию составляет 400 рублей. Оплата может производиться как за наличный расчет в день регистрации участников, так и по безналичному расчету. Срок внесения оплаты до 10 декабря.

138. Регистрацию проходят все члены творческих делегаций, авторы, сопровождающие лица, руководители, манекенщицы.

139. Расчетный счет № 40503810300002000038 в РКЦ г. Шахты Код по ОКНХ 92110. Код по ОКПО 03049194 ИНН 6155017456 БИК 046014000 тел. 20151

140. Организационный комитет: Россия, 346500, Шахты, Ростовская обл., ЮРГУЭС, ул. Шевченко, 147, тел. Ростов (8-863)440483 (ректорат), Шахты (8-86362) 2-21-33 (ректорат), факс: (8-86362) 2-54-91

141. Шахты (8-86362) 2-05-77(оргкомитет), E-mail: mail(ft!sssu.ru