автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности"
На правах ру и
ДЕНИСОВ Денис Александрович
ДИЗАЙН ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 2010
~ 9 ЛЕН 2010
004616895
На правах рукописи , №
ДЕНИСОВ Денис Александрович
ДИЗАЙН ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 2010
Работа выполнена на кафедре рисунка и живописи Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина».
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор
Н.П. БЕСЧАСТНОВ
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор
А.Н. ЛАВРЕНТЬЕВ
кандидат искусствоведения, доцент Е.В. МОРОЗОВА
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
Защита состоится " декабря 2010 г. в час. на заседании
диссертационного совета Д 212.139.04 при Московском государственном текстильном университете имени А.Н.Косыгина по адресу: 119071, г. Москва, ул. Малая Калужская, д.1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина».
Автореферат разослан " " К /_2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета .
доктор искусствоведения, проф. — И.Н. СТОР
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Бизнес, связанный с дизайном, изготовлением и использованием в торговом обороте этикеток и ярлыков в России, как и во всем мире, переживает сегодня период расцвета. Темпы ежегодного прироста такой продукции колеблются в пределах 25-40 процентов. Постоянная конкуренция на данном рынке требует активной творческой работы над созданием новых оригинальных этикеточно-ярлычных изделий или даже специализированных этикеточно-ярлычных комплексов для многомиллионного ассортимента разнородной товарной продукции.
Особенно изобретателен и разнообразен проектный поиск в среде дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности, так как данный сегмент мирового производства товаров обладает наибольшим разнообразием ассортиментных групп и охватывает до сорока процентов всего товарного производства. Этикеточно-ярлычная среда художественного текстиля и одежды, с одной стороны абсорбирует лучшие достижения мирового графического дизайна, с другой стороны является лидером во внедрении в художественное проектирование новейших достижений науки и техники.
Начав свой путь от простого оттиска и штампа, идентифицирующего характер рулона ткани, наклеиваемые или навешиваемые на современный товар этикетки и ярлыки, взяли на себя рекламные и инструктивные функции, еще недавно присущие только плакату или брошюре. Это позволяет нам говорить о феномене дизайна этикеточно-ярлычного изделия, которое вместе с товаром проникает в каждый дом или офис независимо от желания клиента. Обязательность лицезрения и прочтения текстового напоминания выделяет этикеточно-ярлычные изделия из всей номенклатуры графического дизайна, пробуждает к расширению их рекламно-информационных функций.
Значимость и востребованность этикеточно-ярлычной продукции заставляет нас обратиться к анализу ее истории принципов и методов проектирования. Кроме того практика показывает, что в отечественном дизайне этикеток и ярлыков используются довольно ограниченный набор приемов работы и дизайнеры пока еще слабо осознают художественно-технические возможности данной сферы деятельности. Такое положение дел нельзя считать удовлетворительным, так как современные технологии позволяют сегодня быстро менять художественное лицо любого изделия графического дизайна.
В чем же особенности использования этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности? Каковы нереализованные рекламные возможности этикетки в современных изделиях из ткани?
современного человека? Что несут в дизайн этикеток и ярлыков современные технологии?
Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного анализа современного художественного проектирования этикеточно-ярлычной продукции и заинтересованного и скрупулезного изучения многовековой истории ее становления и развития. Для этих целей нами изучались коллекции этикеток и ярлыков, находящиеся как в государственных так и в частных собраниях, сами изделия уникального и промышленного изготовления (музейные собрания, коллекции современных домов моды), журналы модной одежды и декора (текстильная промышленность, Burda, L'officiel, Harper's BAZAAR, Vogue, ELLE, ELLE декор, Hermes, Step, каталоги модных изделий крупнейших фирм (Baur, Otto, Bader, Heine, 3 suisses, Kays Worldwide, Freemans of London, Apert impressions и др.).
Кроме музейных собраний, журналов и каталогов тенденции в области дизайна этикеток и ярлыков прослеживались на материалах международных выставок-ярмарок и центров мировой моды (Федеральная ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ», «Индустрия моды», «Текстиль и мода», «Этикетка/LabelShow», Leipziger Mode Messe, Kölner Modmessen, Modemessen Düsseldorf, Pitti Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center, SEHM-Salon International de la Mode и др.).
Научный анализ произведений этикеточно-ярлычной продукции невозможен без изучения трудов по истории и теории дизайна созданных K.M. Кантором, В.Ф. Сидоренко, В.Р. Ароновым, А.Н. Лаврентьевым, Н.В. Вороновым, Э.М. Глинтерник, И.Н. Стор, С.М. Михайловым, Е. Черневич, С.И. Серова и др. Пониманию взаимосвязей графического дизайна и дизайна текстиля и костюма помогли труды Н.П. Бесчастнова, Т.В. Козловой, Н.И. Соболева, Н.Г. Рудина, Ф.М. Пармони, Г.С. Гориной, В.Я. Бересневой, JI.M. Буткевич, В.Н. Козлова, Г.И. Петушковой.
Данная диссертация является первым опытом системного исследования дизайна этикеточно-ярлычной продукции изделий текстильной и легкой промышленности. Поскольку дизайн такой продукции не может быть отделен от производителя изделий текстильной и легкой промышленности, то проектирование этикеток и ярлыков рассматривается в контексте фирменного стиля. За рамками исследования оставлены проблемы, связанные с психологией восприятия рекламной графики на этикетках и ярлыках, а так же технологические аспекты нанесения рекламно-информационных сообщений. Цели и задачи диссертации.
Цель диссертации - провести анализ дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности, выявить и обосновать прогрессивные формы дизайнерской работы в этой сфере.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
-выявляются условия возникновения маркировки товарной продукции;
- определяется условия возникновения маркировки текстильной продукции и одежды;
- прослеживается развитие маркировки и возникновение этикеток и ярлыков;
- определяются особенности художественной организации этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности;
- проводится классификация этикеточной продукции;
- определяются основные пути развития этикетки и ярлыка;
- выявляются методы и приемы работы, позволяющие совершенствовать дизайн этикеточно-ярлычной продукции;
- выявляется роль художественного образования в развитии дизайна этикеток и ярлыков.
Объект, предмет, материал, границы исследования.
Объектом исследования является художественная практика создателей этикеток и ярлыков в процессе ее развития, предметом исследования -дизайн этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности.
Работа построена на материале истории и теории культуры, истории и теории дизайна, методологии проектирования. В сферу исследования вовлекаются уникальные образцы маркировки текстильного товара различных исторических периодов. Выбор и организация материала подчинены задаче выявления наиболее эффективных методов получения этикеточно-ярлычной продукции. Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя и экспериментальный поиск.
Фактический материал по использованию этикеток и ярлыков на изделиях текстильной и легкой промышленности почти не освещен в литературе, поэтому существенную роль играет фактография явлений, способствующая решению задач диссертации.
Вопросы теории и технологии печатного и ткацкого производства, хорошо освещенные в технических изданиях, остаются за пределами исследования. Метод исследования.
Значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода, включающего как историческую фактографию, так и понимание объекта исследования, как системы.
Расценивая этикетку (ярлык), как композицию с собственной структурно-смысловой иерархией, мы анализировали возможности внедрения различных сложных изобразительных мотивов в традиционное текстовое заполнение композиционного поля.
Композицию этикеток мы описываем с использованием стилистического анализа, позволяющего выявлять изменения проектных форм во времени. Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования обоснована целью исследования: дизайн этикеток и ярлыков исследуется впервые. Кроме того, в работе проведено
исследование влияния плакатов и иллюстративных изображений на графику этикеток и ярлыков.
Научная и практическая значимость исследования.
Проведенное исследование обосновывает и научно оформляет практику создания этикеточно-ярлычной продукции, восполняет дефицит исследований в области графического дизайна.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять проектирование этикеток и ярлыков в развитии и использовать полученный опыт в современном дизайне и в сфере художественного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам «композиция», «реализация проекта» кафедры графического дизайна и рекламы ГОУВПО МГТУ им. А.Н.Косыгина. Материал полученный автором в результате исследования был использован при создании учебно-методического пособия «Этикетки и ярлыки».
Автор имеет 8 печатных работ по теме диссертационного исследования, опубликованных в изданиях ГОУВПО МГТУ им.А.Н.Косыгина, Вестнике Дмитровоградского института технологии, управления дизайна, журнале «Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности».
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ГОУВПО МГТУ им. А.Н.Косыгина. Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Она содержит 130 страниц машинописного текста и 195 рисунков. Список литературы - 213 наименования.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении раскрывается состояние вопроса, актуальность, цели и задачи исследования, объект, предмет и границы исследования, методика, структура работы, научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава - "Возникновение и развитие форм и графики этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности" полностью посвящена изучению исторического материала по исследуемой теме с определением места в мировой маркировке товаров маркировки изделий текстильной и легкой промышленности. В истории развития этикеточно-ярлычной продукции хорошо прослеживается три периода. Они в целом согласуются со сменой трех типов производств
товара: кустарно-ремесленного, мануфактурно-фабричного и индустриального. Первый период связан со становлением и развитием кустарных (ремесленных) производств в древнем мире и в средневековье. Началом второго периода можно считать организацию крупных мануфактур, ориентированных на обслуживание верхушки общества. Третий период охватывает XX век, в котором произошел массовый переход к промышленному производству предметов костюма и интерьерных текстильных изделий. Все эти периоды не изолированы друг от друга и проектная преемственность маркировки в различных формах сохранилась на протяжении веков. Это дает возможность увидеть положительные стороны традиции и правильно оценить возникновение новаций.
Маркировка товарной продукции имеет древнюю историю, исходящую вглубь тысячелетий. Еще в Месопотамии (в период между 4000-3100 гг. до н.э.) для обозначения предметов и учета материальных ценностей использовались первичные учетные пиктограммы. Всего насчитывалось до 250 различных счетных знаков. Постепенно пиктограммы трансформировались в определенные символы, что привело к возникновению клинописи - древнейшей из известных нам образцов письменности.
Чуть позже, подобно клинописи, египетские писцы делали на емкостях с припасами иероглифические надписи с отметками собственников, детали закладки, именами правящих фараонов и т.д. такие надписи начали исполнять уже около 3000 лет до нашей эры. В известной гробнице фараона Тутанхамона, относящейся к IV веку до нашей эры, найдены большие запечатанные кувшины с вином. На печатях указаны поместья, года сбора урожая (годы правления фараона) и имена виноделов.
До начала христианского летоисчисления в Месопотамии, Индии, Палестине, Египте в ходу были специальные маркировочные цилиндрические печати из стеатита (мыльного камня), слоновой кости, меди. Это свидетельствует о том, что отправляемые грузы учитывались, оформлялись и опечатывались. Печати ставились на глиняных пломбах или непосредственно на упаковке: мешках, тюках, бурдюках, керамических емкостях. Имеются сведения о том, что ряд печатей исполняли и роль своеобразных амулетов, предохраняющих груз от порчи и потери.
С развитием товарообмена примитивные обозначения постепенно заменялись на более сложную систему символов, надписей и кодов. Это было связано не только с желанием того или иного мастера нанести на изделие собственное имя, но и с практической потребностью.
В античную эпоху для морских и сухопутных перевозок стала широко применяться керамическая транспортная тара - амфора. Для долгосрочного хранения продукта горловины амфор замазывались пуццолановым цементом. Эта вяжущее вещество использовалось римлянами в строительстве и представляло собою пемзовый песок или перемолотый туф в смеси с гашеной известью и водой. На пробках амфор ставили печати, которые несли
сведения о товаре. Это был один из наиболее известных примеров маркировки тары в античном мире.
Таким образом маркировка товара в виде записей и запечатывания стала постоянным спутником товарной продукции. Развитие ремесел, рост торговли, развитие транспортировки товаров, усложнение условий хранения и реализации продукции привели к возникновению необходимости оперативного нанесения информации о товаре и печати-штемпели, клейма, тавро приобрели широчайшее распространение в Древнем Риме и Китае.
В Китае уже в I тыс. до н.э. из шелка со специальными изображениями делали деньги, шелком принимали дань и рассчитываются при торговых сделках.
В IV веке впервые встречаются названия профессии людей, уполномоченных закупать готовые ткани и шелк-сырец, ввозить их в страну и следить за ценами. Их называли kommerkiarkori. Эти люди, обладавшие высокой квалификацией, были обязаны хорошо разбираться в таких вопросах как плотность ткани, ее сырьевой состав, состав красителей. Они имели право пользоваться особой печатью качества, оттиском с которой снабжался каждый рулон ткани. В истории такая печать известна как печать «Пурпурного ведомства» - archontes tou blattion. Позднее ее изображение начинают включать в тканный рисунок по краю рулона. Этот принцип распространился и на ткани из других волокон.
Тринадцатый век в Западной Европе является веком расцвета ремесленнических цехов и ремесленнической цеховой эмблематики, начинающей выполнять рекламную роль во взаимоотношениях с потребителями товаров и услуг.
Использование знака изготовителя во второй половине XTV века предусматривало ответственность за количество и качество используемого материала, за технический уровень и другие свойства, присущие конкретному изделию. Проблема использования знаков и гербов знаменитых мастеров, защиты известных марок от фальсификаций и подделок нашла отражение в трактате итальянского юриста Бертоло ди Сассоферрато «О знаках и гербах».
В связи с появлением развитой структуры ткацких мастерских в Италии и Франции, а только в Лионе в XV веке насчитывалось уже около 8 тысяч ткацких станков, были приняты законы, по которым ни один город не имел права выпускать ткань без наличия специальной печати.
В 1540 году во Франции была создана специальная комиссия по регламентации качества. Законодательно был введен контроль качества по всем видам тканей. Каждый рулон снабжался узкой полоской с указанием имени мастера и производства, символа мастерской. Ниже проставлялось название ткани, категория качества, количество нитей основы и пр. Каждый готовый кусок осматривали старейшины, определяя его добротность, и проставляли печать.
В России в царствование Алексея Михайловича (1629—1676) был издан Новоторговый устав об обязательном клеймении русских изделий, в котором содержались правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Согласно Уставу клеймо свидетельствовало об уплате пошлины.
В 1753 и в 1778 году Сенат принял указы, в которых предписывалось «класть свои особые от других клейма», «для лучшего распознания доброты и исправности фабриканта». В связи с быстрым развитием в России 18 века ситценабивных мануфактур Екатериной II издается указ, согласно которому «каждый хозяин фабрики должен иметь свой собственный штемпель». Свое клеймо, штемпель надо было предоставить в губернское правление по месту нахождения фабрики, а копию клейма - в коммерц-коллегию для дальнейшего оповещения необходимых инстанций.
Клеймление (оттискивание) просуществовало в видоизмененной форме на провинциальных производствах Западной Европы и России вплоть до XX века. Анализ образцов клейм текстильных производств Москвы, Иванова, Санкт-Петербурга, Нанта, области Эльзаса и др. показывает, что одноцветное клеймление товара с обязательным нанесением знака (имени) производителя выполняло необходимые для него функции. Можно утверждать, что оттиск (клеймо, печать) являлись предшественниками возникновения этикетки на которую были перенесены основные сведения о товаре, отработанные в процессе многовекового клеймления тканей.
Началом замены клеймления товара специальной этикеткой, наклеиваемой (навешиваемой) на изделие связано с распространением бумаги. В Германии уже в XVI веке продукцию стали заворачивать в листы из непроданных книг. Эти листы, часто были заполнены текстом с красивым шрифтом и это, видимо, стимулировало возникновение специальных бумажных листов с текстом о товаре.
Но наклеиваемые этикетки не смогли вытеснить навешиваемый идентификационный элемент - «подвеску». Он трансформировался в навесную этикетку, которую в России стали называть «по-восточному» ярлыком. Слово «ярлык» - грамота татарского хана с печатью, с течением времени в русском обиходе трансформировалось в расписку «от ремесленника, принявшего работу; бумажку, лоскуток пергамента с надписью на тюке, товаре, посудине с чем либо и пр.»1
Таким образом, к XIX веку складывается достаточно сложный идентификационный комплекс на товарный продукции, который в своем полном объеме сочетал: оттискиваемую печать на самом товаре, наклеиваемую этикетку из бумаги и навешиваемую (пришиваемую) этикетку (ярлык).
В 1830 году в России был введен Официальный реестр русских производителей, предоставивших свои клейма в Департамент торговли.
1 В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
9
Принцип клеймления из клеймления отдельных кусков (рулонов) ткани перешел на готовую одежду и аксессуары костюма. В Западной Европе счет текстильных производств шел в XIX веке на тысячи, и простое клеймление перешло в фазу художественно-графического оформления этикеток и ярлыков.
Анализ этикеток и ярлыков крупных товарных производителей говорит о том, что они становятся частью того, что в последующем времени назовут фирменным стилем. Хорошо узнаваемые товарные знаки таких фирм как «Товарищество БРОКАР и К», «Товарищество Эйнем», «Товарищество Абрикосов и Сыновья», «Товарищество Феррейн», «Товарищество Келлер и К», «Бр. К. и С. Поповых», «САВВА МОРОЗОВ и К0», «Трехгорное пивоваренное товарищество», «Товарищество мануфактуры Альберта Гюбнера», «Товарищество Печатного дела и торговли И.Н.Кушнерев и К0», «Типо-Литография Кирсте», «Акционерное общество Жирардовских мануфактур Гилле и Дитриха», «Товарищество Трехгорная мануфактура» печатались не только на этикетках, но и на плакатах, открытках, деловой документации, календарях, упаковочных коробках. Фабрики по производству текстиля ни в чем не уступали здесь парфюмерным, кондитерским, ликеро-водочным и другим производителям.
Фантастическое развитие в XX веке этикеточно-ярлычных изделий связано с резким увеличением количества и разнообразия промышленно изготовленной продукции массового спроса. Стремление производителей упаковать каждое изделие расширило рекламные площади, которые были быстро заполнены множеством обращений к потребителю, в том числе и в виде этикетки.
Роль этикетки (ярлыка) в XX веке в борьбе за покупателя не только не уменьшилась, а значительно возросла из-за ее специфических коммуникативных качеств. В обществе, перенасыщенном рекламой, важны стали не большие размеры рекламных сообщений, а возможность гарантированного ее воздействия. Небольшая этикетка (ярлык) стала во второй половине XX века незаменимой частью фирменного стиля. К ярлыку, выполняющему свою активную роль, производители стали присоединять множество миниплакатов, минибуклетов, рекламных брелков, что создало своеобразные ярлычно-этикеточные комплексы. Особенно много таких комплексов к концу XX века стало прилагаться к изделиям текстильной и легкой промышленности.
Материалы, изложенные в первой главе, позволили сделать следующие заключения:
- самыми ранними формами обозначения предметов и учета материальных ценностей следует считать учетные пиктограммы Месопотамии (4000-3100 годы до Н.Э.);
- предтечей современной этикетки можно считать оттиски со специальных маркировочных цилиндрических печатей из стеатита (мыльного камня),
слоновой кости или меди на мешках, тюках, бурдюках, керамических емкостях в Древнем мире (Египет, Индия, Месопотамия);
- законодательное введение в Европейских странах наличие клейма производителя на текстильных изделиях (вытканного или напечатанного) Произошло в Х1У-ХУ веках;
- полноценным введением в торговый обиход ярлыка следует считать начало снабжения каждого тюка ткани специальной узкой полоской с именами мастера (названием производства), категории качества, количеством нитей основы и печатью контролирующего ордена, произошедшее в XVI веке;
- обязательное клеймление русской продукции началось в ХУП веке;
- появление специальной наклеиваемой (навешиваемой) этикетки из бумаги на товар началось с XVIII века;
- целенаправленное художественное оформление этикеток и ярлыков крупных товарных производителей текстиля приобрело устойчивые формы в первой половине XIX века;
- печатная рекламная продукция (плакаты, календари, деловая документация и др.) товаропроизводителей XIX века несет на себе следы прямого влияния графики этикеток и ярлыков;
- расширенное использование ярлыка в XX веке во многом связано с переходом к изготовлению одежды и интерьерных текстильных изделий индустриальными методами.
Вторая глава - "Классификация, принципы композиции и образные средства дизайна этикеток и ярлыков для текстиля и одежды"
выявляет классификационные системы этикеток и ярлыков, удобные для художественного проектирования и специфику использования композиции и выразительных средств графики, строящих образ этикеточно-ярлычной продукции.
В результате анализа пяти тысяч образцов этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности ведущих мировых производителей текстиля и костюма нами были получены три классификационные системы; классификация по технологическим признакам, классификация по конструктивным признакам и классификация по образно-художественным признакам.
Классификацию этикеточно-ярлычной продукции по технологическим признакам была осуществлена по нескольким параметрам: методу нанесения, материалу изготовления, способам печати (офсетная, флексографическая, высокая, цифровая и термопечать; современные технологии позволяют выполнять отделку этикетки с тиснением фольгой, с голограммами и термоэлементами), выполняемым утилитарным функциям, форме изготовления (рулонные, нарезные), защите (если речь идет, например, об акцизной марке (которую тоже можно считать видом этикетки).
Основой этикеток и ярлыков является бумага (при выборе бумаги для производства этикеток и ярлыков в первую очередь учитываются визуальные
характеристики: вид, цвет, глянец; определенную роль играют и такие параметры, как плотность, текстура, непрозрачность, возможность нанесения какого-либо конкретного клея, устойчивость к воздействию влаги, к химикатам, в некоторых случаях необходимо учитывать нестандартные условия хранения и реализации); картон (при его выборе для производства этикеток и ярлыков также учитываются внешний вид, цвет, глянец, плотность и др.); ткань (при производстве тканевых этикеток и ярлыков учитывается износостойкость, возможность нанесения информации и изображений печатными способами или при помощи вышивания); различные синтетические материалы и полимеры (здесь немаловажную роль играет возможность печати на таких материалах или иного способа нанесение информации и изображений (например, вплавление)). Не редко встречаются деревянные, кожаные, металлические или каучуковые основы.
На готовую продукцию этикетки и ярлыки могут крепиться с нанесением клея, с нанесением клеевого слоя; кроме того, существуют самоклеющиеся, термоусадочные, выдувные, вшивные и навесные виды этикеток и ярлыков.
В диссертации особое внимание уделено «Сухой» этикетке (glue applied). Традиционные "сухие" этикетки являются самым "возрастным" видом этикеточной продукции. Можно сказать, что этикеточная индустрия начала свое развитие именно с их появления. Сухие этикетки создаются на бумажной основе и наносятся на поверхность продукции с помощью кдея. В этом заключается их основное отличие от самоклеющихся этикеток, на которые клеевой слой наносится заранее. Сухие этикетки являются одним го самых консервативных видов этикеточной продукции и крайне неохотно сдают свои позиции (по крайней мере, в нашей стране) в потребляющих отраслях. Среди главных конкурентных преимуществ сухих этикеток следует выделить, во-первых, их относительную дешевизну и простоту удаления, за счет чего повышается эффективность использования оборотной тары.
Развитием использования «сухой» этикетки мы считаем применение «Самоклеющейся этикетки» (self-adhesive). «Самоклейка» — это, своего рода, классика жанра, не уступающая позицию лидерства по объемам потребления. Самоклеящиеся многослойные материалы были изобретены еще в начале тридцатых годов прошлого века, получив широкое распространение во всех промьппленно развитых государствах.
Причина быстрого распространения самоклеющихся этикеток в их преимуществах — отсутствует технологический цикл нанесения клея на этикетку, значительно упрощается наклеивание ее на изделие или упаковку, что позволяет автоматизировать этот процесс, к тому же при производстве такой этикетки используются многослойные материалы.
Сегодня «самоклейка» является многослойным композиционным материалом (МКМ), состоящим из бумажной или плёночной основы, клеевого слоя и защитной бумаги. Производители самоклеящихся материалов разрабатывают прозрачные этикетки (no-label-look), которые
ложатся даже на сложные поверхности, создавая впечатление, что изображение напечатано прямо на контейнере.
Маркетологи исследовательской компании Abercade Consulting считают, что самоклеющиеся этикетки в дальнейшем будут занимать лидирующие позиции в области этикирования, причем на них будет приходиться порядка 2/3 общего объема производства.
Необходимое внимание в диссертации уделено термоусадочным этикеткам, тканевым этикеткам из саржи, атласа, Дамаска, этикеткам из фольги, защитным этикеткам с голограммами, этикеткам индикаторам, промоэтикеткам и этикеткам со скретч-панелями.
При работе над классификацией по конструктивным признакам выявлено несколько наиболее распространенных конструкций этикеток и ярлыков: простая конструкция (листовка, плоские наклейки); бандероль (бумажная лента, оборачивающая продолговатый продукт, например, рулон ткани или пачки образцов тканей); раскладные конструкции (в виде книжечки или проспекта на галантерейных изделиях или косметических средствах); навесные этикетки (прикрепленные к продукту с помощью веревки или цепочки); этикетка-сувенир и др.
Принципиально значимые для современного препресса в этикетке можно считать многослойные и многостраничные этикетки, этикетки-книжки.
Многослойная этикетка (peel-of) — легко отделяемая этикетка. Благодаря особому покрытию изнаночной стороны этикетки или части этикетки, используется в качестве стикера, мини-рекламного плаката, для печати дополнительной информации на изнаночной стороне и под отделяемой частью.
Многостраничная этикетка (peel & reseal), которая обычно состоит из двух-трех слоев. Информационная этикетка позволяет разместить на товаре всю ту информацию, на которую раньше просто не хватало места и приходилось печатать дополнительные бумажные инструкции, буклеты, рекламную информацию и лишнюю тару. Благодаря такой этикетке даже на товаре очень малой или неправильной формы производитель может поместить все необходимые ему дополнительные данные, включая несколько языков, условия, рекламной кампании или любую другую информацию (это могут быть и рецепты блюд, и веселые истории). Причем, такая этикетка является многоразовой — она отклеивается для того, чтобы прочитать содержащуюся в ней информацию, и приклеивается обратно после прочтения. И при этом она все время находится на товаре, потребителю не нужно хранить лишнюю упаковку, она не теряется, а доступ к информации происходит в любой момент.
Этикетка-книжка (peel & read), которая может состоять из нескольких страниц и раскладываться, как книжка или карта. Этикетка-книжка выглядит так: под отклеиваемой частью этикетки располагается сфальцованная «гармошкой» книжечка — как правило, с текстом о способах применения.
В диссертации подробно описываются и ярлыки-вешалки, ярлыки-брелки, этикетки-игрушки.
Особый интерес для современного дизайна представляет классификация по образно-художественным признакам, в которой выделяется группа «простейших» ярлыков и этикеток, к которым будут относиться: ярлык-логотип (ярлык-визитка) и ярлык-размерник, (информатор).
Ярлык-логотип или ярлык-бизитка — наиболее распространенная форма ярлычно-этикеточной продукции. В её изобразительную составляющую входит только логотип фирмы производителя, торговой марки или название коллекции и реже фирменный слоган. Фон на таком ярлыке чаще всего залит одним цветом, иногда встречается фирменный орнамент.
Ярлык-размерник или ярлык информатор - основная функция -информация: размеры изделия, способы ухода, штрих-код, цена и т.п. Как правило, в таком ярлыке минимум дизайнерской работы. В редких исключениях в качестве оформления такого ярлыка может использоваться декоративные элементы, орнаментальный фон или расположение всей информации в таблицу.
«Сложными» в этой классификации считаются этикетка-плакат, этикетка-объявление, этикетка-диплом, этикетка-сертификат, этикетка-«орден», этикетка-открытка, этикетка-минибуклет, которым давно соответствующее описание.
Принципы композиции в дизайне форм и графики этикеток и ярлыков не имеют особого статуса, в целом, они те же что и во всем искусстве: цельность, симметрия, асимметрия, ритм и пластика. Однако часть из них служит базой для проектной работы дизайнера этикеточно-ярлычной продукции. Системное применение этой части позволяет упорядочить практику. К этой части относится симметрия, асимметрия, пластика.
По принципу симметрии строятся все статичные изделия (как по форме, так и по наполнению). В основном это прямоугольные этикетки и ярлыки со статичным изобразительным наполнением, где левая и правая половины уравновешены (логотип производителя, текстовая информация и др. выравниваются по центральной оси). Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие, создаётся впечатление покоя й величественности.
По принципу асимметрии строятся все динамичные изображения. Асимметрия обычно определяется как отсутствие признаков симметрии, как несоразмерность, неоднородность и т.д. Динамика изображения в этикетках и ярлыках может достигаться за счет фрагментирования изобразительного наполнения (логотип производителя, текстовая информация, декоративные элементы и др. могут частично выходить за край формата), расположения изобразительного наполнения по одному краю так, чтобы левая и правая половины отличались друг от друга, использования наклонных осей,
цветовых растяжек и т.д. Также в таких этикетках и ярлыках изобразительное наполнение может заключаться в сложную ассиметричную резную или даже складную форму.
Образные средства графики, наносимой на этикетки и ярлыки делятся на изобразительно-смысловые и фактурные. И те и другие строятся из таких элементов графики как точка, линия, штрих и пятно.
К изобразительно-смысловым средствам относятся рисованные, коллажированные и фотографические сюжетные изображения-композиции, знаковые формы-символы, шрифтовые сообщения. Сюжетные изображения могут быть как в виде сложного сюжетного действия, так и простейшего вида визуализации продаваемого изделия. В главе подробно анализируются возможные пути использования в ярлычной продукции иллюстративной составляющей на примерах из джинсовых рекламно-ярлычных и этикеточных комплексов таких фирм как «Levi's», «Wrangler», «Lee» и «Diesel» и продукции фирм по пошиву верхней одежды (Camel Active, Dakine, Spitfire, Nike, и др.). Знаковая графика разбирается на основе продукции «Adidas», «Puma», «Quiksilver», «DC», «Analog».
Особая роль в этикеточно-ярлычной графике принадлежит шрифтовым сообщениям. Шрифтовая составляющая в более половины случаев играет основную образно-смысловую роль. Для этого используются как рукописные написания, так и подбор шрифтовых гарнитур. Эстетика надписи должна быть созвучна как содержанию текста, так и стилю фирмы-производителя товара.
Фактурные средства, как правило, являются частью-фоном для нанесения шрифтового сообщения. Так, например, текст на многих ярлыках печатается на фотоизображении ткани из которой сделано текстильное изделие (рубашечные, пальтовые, плащевые, джинсовые, бельевые и др. ткани). Красота фактур переплетения нитей создает атмосферу созвучности ярлыка и изделия, включая рекламу ткани и ее сопроводительную документацию. В рекламно-ярлычном комплексе джинсов это стало уже нормой. Сходные принципы исповедуют и фирмы-производители кожгалантерейной или войлочной продукции.
Материалы, изложенные во второй главе, позволили сделать следующие заключения:
- полноценное развитие дизайна этикеток и ярлыков невозможно без наличия классификационных систем данной продукции;
- наиболее эффективными для дизайнерской практики следует считать три классификационные системы: классификация по технологическим признакам, классификация по конструктивным признакам, классификация по образно-художественным признакам;
- классификация по технологическим признакам осуществляется по нескольким параметрам: методу нанесения информации, материалу изготовления, способам печати;
- классификация по конструктивным признакам позволяет выделить: листовки - плоские наклейки, бумажные ленты, раскладные конструкции, навесные конструкции, этикетки-сувениры;
- классификация по образно-художественным признакам дает возможность выявить: «простую» группу изделий (ярлык-визитка, ярлык-размерник и др.) и сложную группу (ярлык плакат, этикетка-объявление, этикетка-диплом, этикетка-орден, этикетка-открытка, этикетка-минибуклет);
- в дизайне этикеток и ярлыков используются базовые принципы организации - упорядочения формы изделий (цельность, симметрия, асимметрия, ритм, пластика) и основные виды взаимодействия графики изделия и среды;
- выразшельно-образные средства графики используются в этикетках и ярлыках как на уровне поверхностно-фактурной организации, так и для построения визуально-смысловых композиций;
- шрифтовое сообщение играет в графическом образе этикетки-ярлыка одну из ведущих образно-смысловых ролей, вступая с изобразительной составляющей и формой изделия в сложные многоуровневые связи.
Третья глава "Методы дизайна этикеток и ярлыков" излагает две основные группы методов художественного проектирования этикеток и ярлыков: мануальные и компьютерные. Под мануальными методами понимается создание эскизов изделий полностью «от руки», без применения сложных технических средств. Под компьютерными методами - все пути создания изделия с использованием компьютерных технологий.
Компьютер не исключает «ручной» работы, а «ручное эскизирование» -не незыблемый канон вершины творческого поиска. В практической работе «ручное» и компьютерное действа находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. В данной главе рассматриваются методы «в чистом виде» только для выявления их специфических черт, определения возможных границ их использования. Нет никаких сомнений, что «ручное» и компьютерное проектирование будут развиваться совместно, обогащая друг друга Композиционно-творческими и технологическими новациями.
В мануальных методах проектирования обычно выделяют три стадии: подготовительную, эскизную и завершающую. Каждая стадия имеет свою форму графического выражения.
В работе над этикеткой (ярлыком) подготовительная стадия состоит из подбора материала для работы над эскизом: зарисовки, фотографии, копии. Её так же можно назвать поисковой. В качестве материалов к зарисовкам можно отнести тушь, чернила, акварель, темперу, уголь, соус, пастель и графит.
В эскизной стадии окончательно определяются с выбором темы и мотивом рисунка. Определяется графическая или живописная манера исполнения мотива и фона. Это может быть монохромная двух- или трехтоновая графика, многоцветная графика с использованием различных
декоративно-живописных приемов решения.
Интересные эффекты дает работа текстильными красителями по кальке. Когда в работе имеют значение плотность и материальность цвета, пользуются кроющими красками — гуашью или темперой. Гуаши свойственно сильное высветление, создающее сложность в подборе цвета. Темпера интенсивнее гуаши, дает матовую бархатистую поверхность, после высыхания не растворяется водой, поэтому по темперному покрытию можно работать кистью, что в работе с гуашью исключено. Также в мануальном методе проектирования можно применять технику коллажа, создавая эскиз изображения с помощью монтажа различных цветных и черно-белых материалов. Основное свойство коллажа — получение в изображении фактур поверхности, цвета и качества, трудновыполнимых или почти невыполнимых обычными графическими материалами. Этот этап определяет окончательный и единственный вариант реализации творческого замысла.
В завершающей стадии идёт определение композиции рисунка и его колористическое решение.
В главе подробно описываются особенности работы на всех стадиях мануального проектирования.
Компьютерное проектирование художественных изделий - новый этап в поиске новых художественных форм и средств выражения. В последние 20 лет XX века все достижения в области науки, техники и культуры базируются на достижениях компьютерной технологии. В области художественного проектирования текстильных изделий наблюдается значительное усложнение визуальной поверхности тканей.
Во второй половине XX века положение в искусстве во многом характеризуется выходом за рамки привычного, а творческая деятельность художников осложняется необходимостью применения новых средств, которые предоставляет в его распоряжение современная техническая мысль. Таким образом, техника становится базой для самостоятельного развития новых способов получения изображений.
Как и мануальный метод, компьютерный делится на три стадии проектирования: подготовительную, эскизную и завершающую. Компьютерный метод проектирования позволяет уже на подготовительной стадии использовать созданную нами специализированную базу форм этикеток и ярлыков и «библиотеку» шрифтов, «библиотеку» фактур для создания эскиза этикетки. Дальнейшая доработка её идеи, «сборка», проводится с использованием специализированных для графической работы компьютерных программ.
Из наиболее популярных в программном обеспечении можно выделить такие программы или группы программ, как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw, Corel PHOTO-PAINT, Macromedia Free Hand. Данные программы используются дизайнерами-практиками в компьютерах на операционных системах Macintosh или Windows PC.
В эскизной стадии ищется композиционное построение рисунка и его
колористическое решение. Выбранный на первой стадии мотив из «библиотеки» требует доработки. Это не является проблемой, так как в программах есть целый набор графических средств (линии, штрихи, пятна и точки). Также в графических программах заложены операции по растягиванию или сжатию по высоте и ширине всего мотива или его частей. Компьютер позволяет раскрашивать детали композиций виртуальной кистью так же, как и при работе акварелью или гуашью. Все приемы цветового поиска, отработанные ранее, применимы и здесь. Однако наиболее успешной практикой использования компьютера считается применение гармонизированной цветовой базы, где цвета подобраны в те или иные колористические системы.
В завершающей стадии идёт корректировка рисунка и подготовка его на печать: автоматическое разделение цветов, расчет площади цвета и расхода красителя, запись каждого цвета на пленки. На этом работа над рисунком заканчивается. Итогом всей работы являются готовые цветоделенные пленки.
Кроме выигрыша во времени и высокой производительности, что составляет, несомненно, одно из главных преимуществ автоматизированного способа, можно отметить следующее:
автоматизированное проектирование является впервые предоставленной возможностью многовариантной разработки каждой художественной идеи. Серийное проектирование рисунков-компаньонов на основе одной композиционной схемы или одного базового мотива, одной графической разработки или колористического решения и т.п. имеет решающее значение в промышленном проектировании этикеток и ярлыков. В отличие от ручного способа, где работа от начала до конца ведется только над одним рисунком, автоматизированный способ позволяет разрабатывать серии рисунков, практически без дополнительных затрат.
- разработка рисунков в диалоговом режиме с ЭВМ, так же как и при ручном способе, в качестве исходного момента для работы предполагает замысел художника-проектировщика. При этом творческий потенциал и фантазию художника трудно переоценить, так как на каждом этапе открываются многочисленные варианты решений, и машина даже в рамках заданной программы предоставляет практически неисчерпаемые возможности реализации всех замыслов.
- при автоматизированном проектировании остается ряд операций, которые нельзя выполнить в автоматическом режиме и успех которых целиком зависит от опыта, знания и личных суждений оператора-проектировщика. Выбор вариантов решений осуществляется на основе субъективных оценок оператора.
Развитие методов проектирования этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности будет идти по пути совершенствования использования как мануальных, так и компьютерных методов работы, так как совершенствование компьютерных технологий
заставляет общество все дороже оценивать то, что сделано «от руки».
Не вызывает сомнение дальнейшее расширяющееся использование в создании дизайна этикеток, как фотографических, так и голографических изображений, причем топографические изображения постоянно усложняются из-за стремления защитить товар от подделок.
В дизайне этикеток и ярлыков для изделий детского ассортимента активируется процесс совершенствования обычных навесных ярлыков-игрушек, кроме того в качестве объемного ярлыка для небольших изделий можно рассматривать и всю упаковку товара.
Такая конвергенция и взаимное обогащение методов на основе взрывного изменения технологических процессов и лавинообразного внедрения в дизайн и производство этикеток новых материалов с заданными свойствами, способствуют как «вживлению» этикетки в «тело» изделия, так и превращению ярлыка в мощный информационный объект о товаре и фирме производителе.
Нет сомнения, что ярлык способен к превращению его в почти самостоятельное игровое устройство, способное на активную жизнь и после покупки товара среди населения различных социальных групп.
В тексте дается описание развития новых проектных процессов в среде вузовской молодежи и педагогической среде, связанных, как и мануальными креативными поисками, так и с постоянным накоплением компьютерного банка данных о этикеточно-ярлычной продукции (форма, колорит, композиционные принципы и приемы и т.д.), описывающих проектные идеи, опробованные в учебном процессе кафедры графического дизайна и рекламы Московского государственного текстильного университета имени А.Н.Косыгина.
Материалы, изложенные в третьей главе, позволили сделать следующие заключения:
- методы проектирования этикеток и ярлыков делятся на мануальные, компьютерные и комбинированные;
- мануальный метод проектирования этикеток и ярлыков имеет три взаимосвязанных стадии (подготовительную, эскизную, завершающую). Все стадии проектирования от начала идеи до создания оригинал-макета осуществляется без применения технических средств;
- компьютерный метод проектирования позволяет уже на подготовительной стадии использовать специализированную базу форм этикеток и ярлыков, «библиотеку» шрифтов и «библиотеку» фактур. Дальнейшая доработка идеи «сборка» этикетки проводится с использованием специализированных для графической работы компьютерных программ;
- в комбинированном методе проектировании компьютерная техника используется на эскизной и завершающей стадии;
- основными тенденциями развития дизайна этикеток и ярлыков являются: дальнейшая компьютеризация проектных процессов (увеличение объемов специализированных баз данных и графических меню специализированных
программ), дальнейшее усиление поисков в создании этикеточно-ярлычной продукции для отдельных социальных групп, расширение ассортимента этикеточно-ярлычных изделий;
-в исследовании выявлена значительная роль образовательных художественных центров (вузов дизайна) в изучении истории и развитии теории и методики дизайна маркировки товарной продукции.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений имеющих существенное значение для понимания истории становления и развития дизайна этикеток и ярлыков и совершенствования методов проектирования современной этикеточно-ярлычной продукции.
1. Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности - одно из наиболее активно-развивающихся направлений в графическом дизайне, роль и востребованность которой неуклонно возрастает в период глобализации систем массовых коммуникаций.
2. В истории этикеточно-ярлычной продукции прослеживается три периода, согласующиеся со схемой трех типов производств товара: кустарно-ремесленного, мануфактурно-фабричного и индустриального. Все эти периоды не изолированы друг от друга и проектная преемственность маркировки в различных формах сохранялась на протяжении веков.
3. Предтечей современной этикетки можно считать оттиски со специальных маркировочных цилиндрических печатей из стеатита, слоновой кости или меди на мешках, тюках, бурдюках, керамических емкостях в Древнем мире.
4. Полноценным введением в торговый обиход ярлыка следует считать начало снабжения каждого тюка («куска») ткани специальной узкой полоской с именем мастера (названием производства), категорией качества, количеством нитей основы и печатью контролирующего органа, произошедшее в Европе в XVI веке.
5. Целенаправленное художественное оформление этикеток и ярлыков крупнейших мировых товаропроизводителей приобрело устойчивые формы в первой половине XIX века. Становление фирменных стилей известных мануфактур и фабрик в XIX веке было прямо связанно с успехами в графике этикеточно-ярлычных форм.
6. В результате исследования ярлыков и этикеток второй половины XIX-XX века созданы три классификационные системы: классификация по технологическим признакам, Классификация по конструктивным признакам, классификация по образно-художественным признакам, предназначенные для повышения эффективности проектной работы в графическом дизайне.
7. В дизайне этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности используются базовые принципы организации-упорядочения формы и графики изделий. Выразительно-образные средства графики используются как на уровне поверхностно-фактурной организации, так и для построения визуально-смысловых композиций.
8. В исследовании выявлена роль шрифтовых сообщений в дизайне этикеток и ярлыков, определены многоуровневые связи шрифта и изобразительной составляющей.
9. В исследовании определены и детально описаны методы проектирования этикеток и ярлыков, очерчены стадии проектной работы. Формы использования компьютерных систем и программ в дизайнерской практике изложены с учетом развития компьютерных технологий.
10. Основными тенденциями совершенствования дизайна этикеток и ярлыков являются: компьютеризация проектных процессов, рекламной ярлычно-этикеточной продукции для конкретных социальных и возрастных групп, постоянное расширение ассортимента этикеточно-ярлычных изделий с увеличением рекламно-информационного наполнения.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Денисов Д.А., Бесчастнов Н.П. Классификация в дизайне этикеток для изделий текстильной и легкой промышленности // Журнал «Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности», 2010. №6. С. 120-123.
2. Денисов Д.А., Бесчастнов Н.П. Возникновение и развитие маркировки изделий текстильной и легкой промышленности // Сборник научных трудов аспирантов, вып. 15. - М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009. С. 131-134.
3. Денисов Д.А., Бесчастнов Н.П. Сюжетные изображения в графической рекламе промышленной продукции // Научно-производственный журнал
• «Вестник ДИТУД», 2009. №3(41). С. 65-69.
4. Денисов Д.А., Бесчастнов Н.П. Малые рекламно-идентификационные комплексы в торговой рекламе изделий обувной промышленности.// международная научная конференция «Новое в технике и технологии текстильной и легкой промышленности»
5. Денисов Д.А. Дизайн ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности как части фирменного стиля // Международная научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2009), Сборник тезисов -М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009. С. 363.
6. Денисов Д.А., Бесчастнов Н.П. Структурно-композиционные визуально-образные средства дизайна этикеток и ярлыков для издели текстильной и легкой промышленности // Международная научи техническая конференция «Современные технологии и оборудован!! текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2009), Сборник тезисов М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009. С. 337.
7. Денисов Д.А., Бесчастнов Н.П. Сюжетные символические композиции н изделиях из керамики // Научно-производственный журнал «Вестни ДИТУД», 2009. №3(41). С. 70-74.
8. Денисов Д.А. Сюжетные изображения в рекламной тиражной графике Научно-производственный журнал «Вестник ДИТУД», 2010. №2. С. 91.
Подписано в печать 16.11.10 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл. печ. л. 1,375 Заказ 376 Тираж 80 ГОУВПО «МГТУ им. А. Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Денисов, Денис Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОРМ И ГРАФИКИ ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
1Л Начальные формы маркировки товара, предназначенного на продажу.
1.2 Развитие этикеток и ярлыков для маркировки мануфактурных и фабричных изделий в XIX веке.
1.3 Разработка форм и графики этикеток и ярлыков для текстиля, одежды и ее аксессуаров в XX веке.
Выводы по материалу главы.
ГЛАВА П.
КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ И ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ДИЗАЙНА ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ ДЛЯ ТЕКСТИЛЯ И ОДЕЖДЫ.
2.1 Классификация этикеточно-ярлычных изделий.
2.2 Принципы композиции дизайна форм и графики этикеток и ярлыков и их использование в проектной работе.
2.3 Образные средства графики этикеток и ярлыков.
Выводы по материалу главы.
ГЛАВАШ.
МЕТОДЫ ДИЗАЙНА ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ.
3.1 Мануальный метод проектирования.
3.2 Компьютерный метод проектирования.
3*3 Основные тенденции развития методов дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности.
Выводы по материалу главы.
Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Денисов, Денис Александрович
Проблема, тема, состояние вопроса.
Бизнес связанный с дизайном, изготовлением и использованием в торговом обороте этикеток и ярлыков в России, как и во всем' мире переживает сегодня период рассвета. Темпы ежегодного прироста такой продукции колеблются в пределах 25-40 процентов. Постоянная конкуренция на данном рынке требует активной творческой работы над созданием новых оригинальных этикеточно-ярлычных изделий или даже специализированных этикеточно-ярлычных комплексов для многомиллионного ассортимента разнородной товарной продукции.
Особенно изобретателен и разнообразен проектный поиск в среде дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности, так как данный сегмент мирового производства товаров обладает наибольшим разнообразием ассортиментных групп и охватывает до» сорока процентов всего товарного производства. Этикеточно-ярлычная среда художественного текстиля» и одежды с одной стороны абсорбирует лучшие достижения мирового графического дизайна, с другой стороны является лидером во внедрении в художественное проектирование новейших достижений науки и техники.
Начав свой путь от простого оттиска и штампа, идентифицирующего характер рулона ткани, наклеиваемые или навешиваемые на современный товар этикетки и ярлыки, взяли на себя рекламные и инструктивные функции, еще недавно присущие только плакату или брошюре. Это позволяет нам говорить о феномене дизайна этикеточно-ярлычного изделия, которое вместе с товаром проникает в каждый дом или офис независимо от желания клиента. Обязательность лицезрения и прочтения текстового напоминания выделяет этикеточно-ярлычные изделия из всей номенклатуры графического дизайна, пробуждает к расширению их рекламно-информационных функций.
Значимость и востребованность этикеточно-ярлычной продукции заставляет нас обратиться к анализу ее истории принципов и методов проектирования. Кроме того практика показывает, что в отечественном дизайне этикеток и ярлыков используются довольно ограниченный набор приемов работы и дизайнеры пока еще слабо осознают художественно-технические возможности данной сферы деятельности. Такое положение дел нельзя считать удовлетворительным, так как современные технологии позволяют сегодня быстро менять художественное лицо любого изделия графического дизайна.
В чем же особенности использования этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности? Каковы нереализованные рекламные возможности этикетки в современных изделиях из ткани? Насколько «текстильные» этикетки отвечают зрительным пристрастиям современного человека? Что несут в дизайн этикеток и ярлыков современные технологии?
Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного анализа современного художественного проектирования этикеточно-ярлычной продукции и заинтересованного и скрупулезного изучения многовековой истории ее становления и развития. Для этих целей нами изучались коллекции этикеток и ярлыков, находящиеся как в государственных, так и в частных собраниях, сами изделия уникального и промышленного изготовления (музейные собрания, коллекции современных домов моды), журналы модной одежды и декора (текстильная промышленность, Burda, L'officiel, Harper's BAZAAR, Vogue, ELLE, ELLE декор, Hermes, Step, каталоги модных изделий крупнейших фирм (Baur, Otto, Bader, Heine, 3suisses, Kays Worldwide, Freemans of London, Apert impressions и др.).
Кроме музейных собраний, журналов и каталогов тенденции в области дизайна этикеток и ярлыков прослеживались на-материалах международных выставок-ярмарок и центров мировой моды (Федеральная ярмарка: товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «ТЕКСТИЛЬ ЛЕГПРОМ», «Индустрия моды», «Текстиль и мода», «Этикетка/LabelShow», Leipziger Mode Messe, Kölner Modmessen, Modemessen Düsseldorf, Pitt! Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center, SEHM-Salon International de la Mode и др.).
Научный анализ произведений этикеточно-ярлычной продукции невозможен без изучения трудов по истории и теории дизайна созданных K.M. Кантором [1, 2, 3, 4, 5], В.Ф. Сидоренко [6, 7, 8, 9], В;Р. Ароновым [10, 11,12,13], А.Н; Лаврентьевым [14,. 15, 16, 17], Н.В. Вороновым [18, 19^ 20], Э.М. Глинтерник [21, 22, 23, 24, 25, 26], ШТ. Стор [27, 28, 29], С.М. Михайловым [30, 31, 32], Е. Черневич [33], С.И. Серова [34, 35] и др. Пониманию взаимосвязей графического дизайна и дизайна текстиля и . костюма помогли труды НЛ: Бесчастнова* [36, 37, 38, 39, 40], Т.В. Козловой [41, 42], ШТ Соболева [43], H.R Рудина [44], Ф.М: Пармони [45, 46,47], Г.С. Гориной [48; 49], В.Я. Бересневой [50], Л.М. Буткевич [51, 52], В.Н. Козлова [53], Г.И. Петушковой [54].
Данная диссертация является первым опытом системного исследования дизайна этикеточно-ярлычной продукции изделий текстильной и легкой промышленности. Поскольку дизайн такой продукции не может быть отделен от производителя изделий текстильной и легкой промышленности, то проектирование этикеток и ярлыков рассматривается в контексте фирменного стиля. За рамками исследования оставлены проблемы, связанные с психологией восприятия рекламной графики на этикетках и ярлыках, а так же технологические аспекты нанесения рекламно-' информационных сообщений.
Цели и задачи.
Цель диссертации — провести анализ дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности, выявить и обосновать прогрессивные формы дизайнерской работы в этой сфере.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
-выявляются условия возникновения маркировки товарной продукции;
- определяется условия возникновения маркировки текстильной продукции и одежды;
- прослеживается развитие маркировки и возникновение этикеток и ярлыков;
- определяются особенности художественной организации этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности;
- проводится классификация этикеточной продукции;
- определяются основные пути развития этикетки и ярлыка;
- выявляются методы и приемы работы, позволяющие совершенствовать дизайн этикеточно-ярлычнои продукции;
- выявляется роль художественного образования в развитии дизайна этикеток и ярлыков.
Объект, предмет, материал, границы исследования.
Объектом исследования является художественная практика создателей этикеток и ярлыков в процессе ее развития, предметом исследования — дизайн этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности.
Работа построена на материале истории и теории культуры, истории и теории дизайна, методологии проектирования. В сферу исследования вовлекаются уникальные образцы маркировки текстильного товара различных исторических периодов. Выбор и организация материала подчинены задаче выявления наиболее эффективных методов получения этикеточно-ярлычной продукции. Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя и экспериментальный поиск.
Фактический материал по использованию этикеток и ярлыков на изделиях текстильной и легкой промышленности почти не освещен в литературе, поэтому существенную роль играет фактография явлений, способствующая решению задач диссертации.
Вопросы теории и технологии печатного и ткацкого производства, хорошо освещенные в технических изданиях, остаются за пределами исследования. Метод исследования.
Значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода, включающего как историческую фактографию, так и понимание объекта исследования, как системы.
Расценивая этикетку (ярлык), как композицию с собственной структурно-смысловой иерархией, мы анализировали возможности внедрения различных сложных изобразительных мотивов в традиционное текстовое заполнение композиционного поля.
Композицию этикеток мы описываем с использованием стилистического анализа, позволяющего выявлять изменения проектных форм во времени. Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования обоснована целью исследования: дизайн этикеток и ярлыков исследуется впервые. Кроме того, в работе проведено исследование влияния плакатов и иллюстративных изображений на графику этикеток и ярлыков.
Научная и практическая значимость исследования.
Проведенное исследование обосновывает и научно оформляет практику создания этикеточно-ярлычной продукции, восполняет дефицит исследований в области графического дизайна.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять проектирование этикеток и ярлыков в развитии и использовать полученный опыт в современном дизайне и в сфере художественного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам «композиция», «реализация проекта» кафедры графического дизайна и рекламы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина». Материал, полученный автором в результате исследования, был использован при создании учебно-методического пособия «Этикетки и ярлыки»^
Автор имеет 8 печатных работ по теме диссертационного исследования, опубликованных в изданиях МГТУ им. А.Н. Косыгина, Вестнике Димитровградского института технологии, управления дизайна, журнале «Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности».
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры графического дизайна и рекламы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина». Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Она содержит 130 страниц машинописного текста и 195 рисунков. Список литературы - 213 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений имеющих существенное значение для понимания истории становления: и ■ развития дизайна этикеток и ярлыков и совершенствования методов проектирования современной этикеточно-ярлычной продукции.
1. Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности - одно из наиболее активно-развивающихся направлений в графическом дизайне, роль и востребованность которой неуклонно возрастает в период глобализации систем массовых коммуникаций.
2. В истории этикеточно-ярлычной продукции прослеживается три периода, согласующиеся со схемой трех типов производств товара: кустарно-ремесленного, мануфактурно-фабричного и индустриального. Все эти периоды не изолированы друг от друга и проектная преемственность маркировки в различных формах сохранялась на протяжении веков.
3. Предтечей современной этикетки можно считать оттиски со* специальных маркировочных цилиндрических печатей из стеатита, слоновой кости или меди на мешках, тюках, бурдюках, керамических емкостях в. Древнем мире.
4. Полноценным введением в торговый обиход ярлыка следует считать начало снабжения каждого тюка («куска») ткани специальной узкой полоской с именем мастера (названием производства), категорией качества, количеством нитей основы и печатью контролирующего органа, произошедшее в Европе в XVI веке.
5. Целенаправленное художественное оформление этикеток и ярлыков крупнейших мировых товаропроизводителей приобрело устойчивые формы в первой половине XIX века. Становление фирменных стилей известных мануфактур и фабрик в ХЕХ веке было прямо связанно с успехами в графике этикеточно-ярлычных форм.
6. В результате исследования ярлыков и этикеток второй половины Х1Х-ХХ века созданы три классификационные системы: классификация по технологическим признакам, классификация по конструктивным признакам, классификация по образно-художественным признакам, предназначенные для повышения эффективности проектной работы в графическом дизайне.
7. В дизайне этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности используются базовые принципы организации-упорядочения формы и графики изделий. Выразительно-образные средства графики используются как на уровне поверхностно-фактурной организации, так и для построения визуально-смысловых композиций.
8. В исследовании выявлена роль шрифтовых сообщений в дизайне этикеток и ярлыков, определены многоуровневые связи шрифта и изобразительной составляющей.
9. В исследовании определены и детально описаны методы проектирования этикеток и ярлыков, очерчены стадии проектной работы. Формы использования компьютерных систем и программ в дизайнерской практике изложены с учетом развития компьютерных технологий.
10. Основными тенденциями совершенствования дизайна этикеток и ярлыков являются: компьютеризация проектных процессов, рекламной ярлычно-этикеточной продукции для конкретных социальных и возрастных групп, постоянное расширение ассортимента этикеточно-ярлычных изделий с увеличением рекламно-информационного наполнения.
Список научной литературыДенисов, Денис Александрович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Кантор K.M. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна.// Вопросы философии, 1981, №11, с.32-37.
2. Кантор K.M. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985. История и теория. М.: АНИР, 1996.-286 с.
3. Кантор K.M. Социальный функционализм и культура.// В кн.: Дж. Нельсона Проблемы дизайна. — М., 1971. С.6-32.
4. Кантор K.M. Общественная природа дизайна.// Декоративное искусство, 1966. №10.- С.2-4.
5. Кантор K.M. Как быть с дизайном?// Декоративное искусство СССР, 1987, №2.-С.15-16.6» Сидоренко В.Ф. Понятие проектной типологии.// Проблемы типологического моделирования комплексных объектов дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1985, с. 14-27.
6. Сидоренко В.Ф. Уроки классической традиции. Рисунок для дизайнеров -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 178 с.
7. Сидоренко В.Ф., Кузьмичев Л.А., Щелкунов Д.Н. и др. Средства дизайн-программирования. М.: ВНИИТЭ, 1987. - 84 с.
8. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры.// Вопросы философии, 1984, №»10, с.87-99.
9. Аронов В.Р, Дизайн и искусство. Актуальные проблемы технической эстетики. М.: 1984. - 64 с.
10. Аронов В. Р. Прикладная графика в ГДР.// Советская графика 75-76. -М.: 1977.-С. 264 -265.
11. Лаврентьев А.Н: Дизайн 20-х годов и графическая концепция "фирменного стиля".//Интерпрессграфик, 1980, №5.
12. Лаврентьев А.Н. Графический конструктивизм.// Creatis, 1994, №4.
13. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М.: Грантъ, 2000: -256 с.
14. Воронов Н.В: Российский дизайн: Очерки истории, отечественного дизайна. Том Е — Mi: Союзfдизайнеров России, 200Г.- 424с.
15. Воронов Н.В. Российский дизайн; Очерки , истории-t отечественного дизайна. Том 2. М:: Союз дизайнеров России, 2001.- 392 с.
16. Глинтерник Э.М. В плену эфемерных созданий . (100 лет русскому рекламному плакату):// Мир дизайна, 1995, №1. — С.30-36.
17. Глинтерник Э.М. Начало российской рекламы.// Наше наследие, 2000, №6. С.222-234.
18. Глинтерник Э.М. Становление и развитие рекламной графики в России (торгово-промышленный плакат и товарный знак в конце XIX — начале XX века). Автореферат диссертации . канд.искусствоведения, - СПб., 1995. -24 с.
19. Глинтерник Э.М: Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880-1980 гг.). — Автореферат диссертации . доктора искусствоведения^ — СПб., 2001. — 64 с.
20. Глинтерник Э.М. Товарный знак в пост-революционной России (1920 -1930-е годы).// "Тара и упаковка" 1999. - № 2.- С. 12-15.
21. Глинтперник Э.М. Этикетка искусство и коммерция. // Print & Publishing. -1996.- № 3.- С. 6-10
22. Стор И.Н. Декоративная живопись: Учебное пособие для вузов. — М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2004. 328 с.
23. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2004.-296 с.
24. Стор И.Н. Рекламный'графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности (история, теория, практика). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.: 2004 г. -с.
25. Михайлов С.М. История дизайна. Том. 1. Учебник для, вузов. М.: Союз дизайнеров России, 2000. — 264 с.
26. Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна: Учебник для вузов./ Под ред.С.М.Михайлова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Союз, дизайнеров, 2002.-240 с
27. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2. Учебник для вузов. — М.: Союз дизайнеров России, 2003. 270 с.
28. Черневич Е. Фотографика. Что это такое? // Техническая эстетика. -1968. -№ 2.- С. 26-24.
29. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне 60-80-х гг. М.: 1991. — 116 с.
30. Серов С.И. Три измерения знака.// (кАк), №1/1998. С.82-89.
31. Бесчастнов Н.П., Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учебное пособие. — М.: МГТУ, 2003. -294 с.
32. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 223 с.
33. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: Учебное пособие для вузов. -М.: ВЛАДОС, 2010. 335 с; 32 с. ил.
34. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента (Печатный рисунок). Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. - 431 е., ил.
35. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2008.-271 с.
36. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 144 с.
37. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. -М.: Легпромбытиздат, 1987. -27 с.
38. Соболева Т.А., Суперанская A.B. Товарные знаки. — М.: Наука, 1986. -176 с.
39. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. М.: Экономика, 1964. -172 с.
40. Пармон Ф.М., Вадеева М.О. Художественное моделирование промышленных образцов. Учебное пособие. М.: Легпромбытиздат, 1986.-283 с.
41. Пармон Ф.М. Русский народный костюм и современная мода.// Юный художник, 1984, № 11
42. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. М.: Триада плюс, 2001. - 312 с.
43. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 184 с.
44. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. — М.: Легкая индустрия, 1974. 184 с.
45. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации тканей. — М.: Легкая индустрия, 1977. 192 с.
46. Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М.: МГТУ, 2000. - 359 с.
47. Буткевич Л.М. История орнамента. М.: ВЛАДОС, 2008. - 267 с.
48. Козлов В.Н., Малахова С.А., Журавлева Т.А. и др. Художественное оформление текстильных изделий. -М.: Легпромбытиздат, 1988. -304 с.
49. Петушкова Г.И. «Проектирование костюма». — М.: Academia, 2007. 416 с.
50. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. -495 с.
51. Боголюбова Н., Фомичева А. Шелков восторг и вдохновенье. // Мир Этикетки, 2006, № 3
52. Боголюбова Н., Фомичева А. Шелков восторг и вдохновенье. Продолжение// Мир Этикетки, 2006, № 4
53. Сокольников Ю. Товарные знаки: Историография. Построение. Использование. Регистрация. СПб.: Мангазея, 1996. - 304 с.
54. Боголюбова Н:, Фомичева. А. Шелков восторг и вдохновенье. Окончание// Мир Этикетки, 2006, № 5
55. Даль В. И; Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. С-V. Совмещенная редакция изданий В. Даля и И. Бодуэна де Куртенэ в современном написании. — М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007. 576 с.
56. Гордеева О.Г., Ефимова Л.В., Кузнецова М.А. Русские узорные ткани XVII начало XX века.- М.: ГИМ, 2004. - 224 е., ил.
57. Рыжиков А. Этикетки на ткани: качество и долговечность.// Мир Этикетки, 2002, № 4
58. Лемешко Т.В. Графический дизайн полиграфической упаковки (история, методика, практика) Автореф. дис. . канд. Искусствоведения. М., 2006. -26 с.
59. Фомина С. Стандарт по этикеткам наведет порядок? // Pakkograff, 2000, № 565