автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн трехмерных орнаментальных структур

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Дерева, Райа Мажитовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн трехмерных орнаментальных структур'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн трехмерных орнаментальных структур"

Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики

На правах рукописи ДЕРЕВА РАЙА МАЖИТОВНА

ДИЗАЙН ТРЕХМЕРНЫХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ

СТРУКТУР

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2006

Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики

Научный руководитель: Научный консультант:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор искусствоведения И.Н. СТОР

доктор искусствоведения

профессор

В.Н. ГАМАЮНОВ

доктор искусствоведения

профессор

А.Н. ЛАВРЕНТЬЕВ

кандидат технических наук О.Г. ЯЦКЖ

Московский государственный университет сервиса

Защита диссертации состоится /¿У" Л/угг^2006 г. в^ час, на заседании Диссертационного совета Д. 217.003.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) по адресу: 129223, Москва, ВВЦ, корп. 312, ВНИИТЭ.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ Автореферат разослан п/?0" <лс^/гт<х 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

М.М. КАЛИНИЧЕВА

гоос(\

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Возрастающая сложность технических инноваций в современную эпоху высоких технологий привела к возникновению процессов активного поиска новых методов формообразования в сфере дизайна с применением компьютерных технологий.

Компьютерные технологии, переживающие в настоящее время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук.

В данном исследовании впервые рассматриваются комплекс проблем преобразования виртуальных проективографических структур посредством компьютерного моделирования и методы формообразования трехмерных орнаментальных структур на их основе.

Использование в дизайн-проектировании проективографиче-ского метода формообразования с применением компьютерных 1 технологий позволяет решать задачи многовариантного поиска

новых форм элементов объемно-пространственной среды на основе законов гармонизации в виртуальной среде, исключая трудоемкие «ручные» методы макетирования из бумаги, картона, ткани, пенопласта, оргстекла, пластилина и т. д.

Интерес к проблемам формообразования, характерный для этапов становления многих художественных стилей, именно в период интенсивного развития техники - в начале XX века - в творчестве художников-конструктивистов В. Татлина, А. Род-ченко, Н. Габо, В. Стенберга, К. Медунецкого, К. Иогансона, Л. Поповой, А. Веснина, Г. Клуциса, В. Степановой, А. Лавин-ского, А, Экстер - концепция формообразования позволила вывести конструктивную структуру на уровень художественной формы. Изучение геометрических структур как основы формо-образовния, ставшего фундаментом творчества художников-конструктивистов и архитекторов 20-х годов прошлого столетия, продолжается в современных поисках дизайнеров и ученых (С .О. Хан-Магомедов, А.Н. Лаврентьев, Т.К. Стриженова,

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ!

БИБЛИОТЕКА I 1

С.Петербург • оэ

Ф.С. Рогинская).

Основоположником проективографии является В.Н. Гамаю-нов, чьи фундаментальные труды внесли выдающийся вклад в проективную геометрию. Исследованием проблем проективной геометрии, законов симметрии и комбинаторики занимались М. Берже, Т. Вейль, Н. Сенешаль, О.Я. Боднар, H.A. Глаголев, Д. Пидоу, М. Веннинджер, Р.В. Галиулин, Б.В. Нешумов, рин, Ю.Я. Герчук, Ю.А. Данилов, И.М. Смирнова, A.B. Шубников, A.B. Копцик, К.Е. Левитин, H.H. Шафрановский, М.Н. Макарова, Л. Тарасов, С.О. Хан-Магомедов, П.В. Филиплиппов, Е. Вигнер, В.И. Трофимов, В.А. Сомов.

Вопросы композиции освещены в работах Р. Арнхейма, Е.В. Шорохова, М.В. Кильпе, H.H. Волкова, Е.А. Кибрик,

B.А. Фаворского, Б.В. Иошнсона, М.В. Алпатова, В.П. Ефанова, A.B. Иконникова, Г.П. Степанова и др.

Разработка дизайна трехмерных орнаментальных структур требует обширных знаний в области истории и теориии орнамента, изложенных в трудах Г. Вейтса, А. Racinet, О. Jones, Ф. Готтенро-та, Н.Ф. Лоренца, A.B. Даля, В.И. Бутовского, И.Е. Забелина, Е.Е. Виолле ле Дюка, В.В. Стасова, H.H. Соболева, Н.Г. Рудина, Л.Н. Лейтеса, В.М. Шугаева, В.Н. Козлова, И.П. Смирнова,

C.А. Малаховой, И.И. Емельянович, В.Я. Берестневой, Н.П. Бес-частнова, Т.А. Журавлевой, Е.В. Морозовой, А.Г. Пушкарева, Ю.Я. Герчук, Л.М. Буткевич, Д.В. Сарабьянова, А.И. Рудинской, К О. Гартмана.

Проблемы развития компьютерных технологий освещены в работах Ф.А. Резникова, В.Б. Комягина, С. Риса, Д. Маргулиса, Б. Флеминга, Р. Шэмз Мортиера, О.Г. Яцюк, Э. Романычевой, Г. Евсеева, Н. С. Эллиотта, В. Мясникова и др.

Научное обоснование проективографического метода формообразования объемных орнаментальных структур позволяет расширить диапазон творческих возможностей дизайнеров в проектировании разнообразных объектов культурно-бытовой среды.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - разработка проективографического метода формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

• исследовать исторические примеры формирования пространственно-геометрических моделей, повлиявших на развитие современного дизайн-проектирования трехмерных орнаментальных структур;

• разработать типологию форм проективографических моделей на основе их внешних признаков для оптимизации процесса формообразования из них определенных, соответствующих этим формам, типов трехмерных орнаментов;

• разработать методику проектирования геометрических трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных программ, позволяющую решать задачи многовариантного поиска новых форм элементов объемно-пространственной среды, которая исключает трудоемкие «ручные» методы макетирования;

• разработать «Программу обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проективографии» для дизайнеров.

Объект исследования. Объектом исследования являются значимые образцы трехмерных орнаментальных структур в истории европейской культуры и дизайна.

Предмет исследования. Предметом исследования является преобразование трехмерных геометрических моделей в орнаментальные структуры различных типов с использованием компьютерных технологий.

Метод исследования. Большой исторический период, охватываемый исследованием, и системность дизайна требуют адекватного метода изучения. Поэтому значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода: в качестве развивающейся системы мы рассматриваем метод проектирования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий.

В обработке обширного визуального материала использованы методы системно-сравнительного анализа, типоло-

гизация, классификация.

Границы исследования. Работа построена на материалах истории, теории дизайна и орнаментального искусства. В сферу исследования включены образцы трехмерных орнаментальных структур из истории европейского и отечественного дизайна. Выбор и организация материалов подчинены задаче выявления наиболее эффективного метода проектирования трехмерных орнаментальных структур различных типов. Поэтому, кроме использования исторических источников, исследование включает в себя экспериментальный поиск.

За рамками исследования остаются проблемы психологии восприятия трехмерных орнаментальных структур, технологические аспекты их производства.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна исследования обусловлена его целью: впервые разработан проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий, который обосновывает, расширяет и значительно дополняет существующие в настоящее время композиционные средства гармонизации трехмерных орнаментальных структур.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на конференциях внутривузовского, межвузовского, всероссийского уровня. Разработанный в диссертации проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий применен в процессе обучения студентов во время практических занятий по дизайну в Карачаево-Черкесском государственном университете, а также при создании учебно-методического пособия «Дизайн трехмерных орнаментальных структур». Материалы исследования экспонированы на ряде художественных выставок.

По теме диссертации опубликовано 14 работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов общим объемом 149 страниц, включая иллюстративный материал и список литературы

(135 наименования).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении раскрываются состояние вопроса, актуальность, цель и задачи исследования, объект, предмет и границы исследования, методика, структура, научная новизна и практическая значимость работы.

Глава 1 «Историко-теоретические основы развития структурного формообразования» посвящена изучению связи искусствознания с точными науками, представлению структурно-геометрического формообразования как актуального направления современного дизайна. Исторический опыт развития проектирования трехмерных геометрических объемных моделей и представление их в качестве трехмерных орнаментальных структур.

1.1. Предпосылки развития дизайна. Рассматриваются исторические представления об отношении человека к единичной вещи с доисторических времен.

Пространственно-вещественные системы всегда являются слепками определенной культуры. Они моделируют реальность в порядок, который кажется современникам единственно мыслимым. Этот порядок служит той системой отсчета, по отношению к которой люди ориентируются во всех своих делах, поступках, в своем творчестве.

Интуитивное, затем осознанное и осмысленное (подтвержденное жизнью и научными исследованиями) представление человека о Мире и происходящих в нем процессах, способствовали к заимствованию у природы не только внешних форм и очертаний предметов, но и подражанию искусственных систем механизмам строения тех или иных созданий живой природы. Недаром прототипом колонны является древесный ствол, который древними зодчими был взят как образец для вертикальных подпорок зданий.

Эстетическое осмысление простейших конструктивных систем и их элементов связано с задачами развития тектонического

мышления, а в последующем - развития определенного идейно-образного содержания, что знаменовало начало художественно-технического строительства.

Еще на заре развития человечества закладывается основа («азбука») учения о формах, фигурах, пропорциях. С глубокой древности известны истины, вытекающие из некоего высшего порядка числа и меры, служащие для изучения всегда изменчивого и внешне хаотичного мира природных объектов и явлений. Истоки этих истин исходят из наблюдений и геометрии.

Важным для человечества явилось открытие пропорции «золотого сечения».

Гармоничные отношения древние греки считали основой мироздания, поэтому четыре стихии в их понимании были связаны такой пропорцией: «земля : вода : воздух : огонь». Эти отношения были выведены на основе открытых Платоном пяти тел, известных как «Платоновы тела». Платон считал, что сложные частицы элементов имеют форму многогранников, при дроблении многогранника получаются треугольники, которые являются «истинными» элементами мира.

С давних времен человек осознавал взаимосвязь между собой, естественной и искусственной средами, а также их взаимовлияние, поэтому рассматривал создание искусственной среды с учетом человеческого фактора.

1.2. Истоки проектной графики. Древние греки далеко превзошли пределы необходимого для установления правил практической геометрии, и, таким образом, наложили неизгладимый отпечаток на развитие всей европейской цивилизации в том виде, в каком она известна нам ныне.

Наиболее значительной книгой по математике из когда-либо написанных являются «Начала» Евклида (300 лет до н. э.). По свидетельству Цицерона, геометрия, столь высоко почитаемая греками, была низведена римлянами до свода практических правил, полезных при разного рода измерениях и вычислениях. Сочинение Евклида открывается перечнем определений: точка, линия, плоская поверхность, плоский угол, перпендикуляр, круг, центр и т. д.

Витрувий написал десять книг «Об архитектуре», в которых

даны советы по вопросам зодчества, а также ценные понятийные определения, в них отводится много места пропорциям человеческого тела, а также и проблемам восприятия человеком окружающей среды.

Превосходным геометром, мыслителем, которого интересовало многое из того, что лежит за пределами геометрии, был художник Альбрехт Дюрер. Им написаны два трактата «Руководство к измерению» (о построениях при помощи циркуля и линейки), и «Четыре книги о пропорциях» (пропорции человеческого тела). Кроме того, А. Дюрер побывав в Болонье, усовершенствовал свои познания в теории перспективы - искусстве изображения трехмерного пространства на плоской поверхности и изложил это в своих трудах.

Лука Пачоли («О божественной пропорции») рассматривает Платоновы тела и приводит три полуправильных архимедовых тела (общее число равно 13), давая их перспективное изображение. Но А. Дюрер в своем «Руководстве к измерению» перечисляет свойства семи архимедовых тел и изобретает несколько новых тел, не укладывающихся в классификацию Архимеда, предлагает ранее неизвестный метод построения разверток трехмерных тел на плоскости. Грани тела образуют сцепленные между собой в определенном порядке звенья развертки. Если такую развертку вырезать и сложить надлежащим образом, то получится трехмерная модель геометрического тела.

А. Дюрер, а также математики И. Кеплер, Л. Пуансо построили ряд геометрических тел: А. Дюрер в «Руководстве к измерению» приводит развертки некоторых архимедовых тел, которые впервые систематизировал И. Кеплер, дополнив их двумя невыпуклыми телами в 1619 году, впоследствии названными «телами Кеплера-Пуансо», так как Пуансо в 1809 году повторно обнаружил их, открыв еще два новых тела.

Разработанный Рене Декартом в 1637 году метод координат навсегда изменил лицо геометрии. Приблизительно в то же время, когда Декарт развивал свои замечательные идеи, составившие целую эпоху в истории математики, архитектор из Лиона Жирар Дезарг прилежно разрабатывал другое обобщение геометрии, в известном смысле даже более фундаментальное, чем

аналитическая геометрия Декарта. Этот раздел называют «проективной геометрией».

Начертательная геометрия, разработанная 200 лет назад инженером Г. Монжем, до сих пор является основой обучения студентов.

Поиск новых форм искусственной среды обитания человека, которые не противоречили бы ни его физиологии, ни интеллекту, были продолжены в конце ХГХ-начале XX веков, в эпоху эклектики и модерна. В стиле модерн видна попытка соединения утилитарного и эстетического функций не только в рамках отдельного произведения искусства, но и в среде обитания человека в целом.

Автор проективографического метода, доктор искусствоведения профессор В.Н. Гамаюнов отмечает, что в противовес «ортогональному методу» формотворчества и порожденному им пластическому миру вещей кое-где в мире (в США и Канаде) к середине XX века начались поиски новых путей формотворческой деятельности. В результате этого появились сложнейшие пластические решения в купольной архитектуре (Р.Б. Фуллер), а затем - столь же сложная филигрань звездчатых многогранных форм (Г.М. Кокстер). Они постепенно подвели автора нового метода к осознанию качественно новых геометрических моделей пространства, которые сейчас принято называть структурами. Было, в частности, осознано, что структуры строятся на основе знакомых групп симметрии путем всевозможных объединений и пересечений известных геометрических моделей, а также много-вариабельности различных пластических решений в одной и той же ткани структурного пространства.

Геометрические познания об устройстве природных предметно-пространственных форм сделали возможным появление проектной графики, впоследствии ставшей основой для развития методов формообразования, в том числе и проекти-вографическош.

1.3. Предпосылки появления трехмерных геометрических структур в качестве орнаментов. К трехмерным орнаментам можно отнести декоративные объемные структуры, украшающие предметы быта и орнаментированные архитектурные дета-

ли, например, капители колонн, которые и представили интерес для нашего исследования.

К объемным орнаментальным элементам архитектуры относятся, появившиеся в древнем Египте пальмовидные, папирусо-видные и лотосообразные колонны с капителями, которые снабжались богатейшими деталями, являющимися трехмерными орнаментами. Греческая античность добавила пальметту и акант. Жители Междуречья и германцы времен великого переселения народов внесли в западно-европейскую сокровищницу форм орнамент с изображением животных.

Элементы ордерной системы находили свое отражение и в оформлении предметов мебели: ножках столов, стульев и т. д., а также в других вещах бытового назначения. Архитекторы и дизайнеры всех времен возвращаются к использованию данных форм, слегка видоизменяя их соответственно вкусам своего времени или полностью заимствуя такими, какие они были в прошлом. Совершенство ордерной системы с ее трехмерными орнаментами способствовало их осмыслению как принципа формообразования в современном дизайне.

Наряду с поисками новых художественных орнаментальных форм, учеными, математиками, художниками предпринимались попытки преобразования их в трехмерные структурно-геометрические модели. Например, в исследовании приведен рисунок Леонардо да Винчи, на котором виден проект фонтана с использованием набросков с геометрических многогранных структур, в частности, тетраэдра, вписанного в куб, и других, приведена также таблица, иллюстрирующая применение трехмерных орнаментальных структур в различные эпохи.

В XX веке вопросами теории и практики проектирования орнаментальных многогранных структур занимались многие дизайнеры, среди которых наибольший вклад внесли М. Вен-нинджер, Г. Харт, В.Н. Гамаюнов и другие.

Данная часть нашего исследования позволяет сделать вывод о том, что геометрические познания об устройстве предметно-пространственных форм и осмысление многогранных структур в качестве трехмерных орнаментов привели к формированию проектной геометрии, а в последствии - к развитию проективо-

графического метода формообразования объектов культурно-бытовой среды.

В главе 2 « Трехмерное компьютерное моделирование многогранных геометрических структур на основе проекти-вографического метода формообразования» рассмотрены средства эстетической организации трехмерных орнаментов на основе проективографического метода формообразования и поиск новых решений формообразующих задач преобразования трехмерных моделей в орнаментальные структуры трех типов.

2.1. Средства эстетической организации трехмерных орнаментов на основе проективографического метода формообразования. Как известно, симметрия играет определяющую роль не только в процессе научного познания мира, но и в процессе чувственного эмоционального восприятия объектов природной и искусственной среды.

В работе рассмотрено восемь структурных типов симмет-ризованных систем (структурных типов как объектов отображения): система тетраэдрической симметрии, система окгаэд-рической симметрии, система икосаэдрической симметрии, система пирамидальной симметрии, система антипризмовой симметрии, система симметрии типа «стопки антипризм», система с ориентацией на квадратный паркет, система симметрии с ориентацией на треугольный паркет; применяемые в проекгивографии.

Группы, соответствующие парам моделей 3), 4) и 5), сокращенно принято называть группами тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Они иллюстрируют не только движения элементов, непосредственно принадлежащих Платоновым телам, но и любых других элементов, которые оказались бы вовлеченными в движения соответствующими закономерностями симметрии этих тел. Особое значение приобретают элементы, произвольно задающиеся в пространстве относительно своеобразных координат (осей и плоскостей симметрии) тетраэдра, октаэдра и икосаэдра.

В исследовании приведен метод проектирования трехмерных орнаментальных структур, имеющих элементы различ-

ного строения (прямолинейные, криволинейные, смешанные), формы которых зависят от преобразования соответствующих исходных проективографических моделей.

В выборе проективографической модели для преобразования в тот или иной тип трехмерного орнамента мы руководствовались:

• замыслом определенной орнаментальной формы -структурным содержанием орнамента, принадлежащего одному из трех типов: прямолинейному, криволинейному, смешанному;

• нахождением соответствия выбранной проективографической модели - по ее внешним признакам с проектируемым определенным типом орнамента.

Для оптимизации процесса преобразования многогранных проективографических структур в трехмерные орнаменты автором исследования произведена классификация этих структур по их внешним признакам. В данной работе рассматриваются методика преобразования трех типов трехмерного орнамента и, соответственно, классификация структурных форм для их преобразования.

2.2. Проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных форм различных типов. В исследовании рассматриваются три типа орнаментальных форм, полученных в результате преобразовыания проективографических структур: а) трехмерные орнаментальные структуры, имеющие только прямолинейные элементы; б) структуры, содержащие криволинейные элементы; в) структуры, сочетающие прямолинейные и криволинейные элементы.

Главное достоинство проективографического метода формообразования трехмерных орнаментальных форм заключается в том, что он позволяет последовательно выполнять операции с элементами плоскости, которые приводят к столь разнообразным пространственным решениям что, по существу, играют роль средств гармонизации при создании композиций.

На чертеже все линии прямые, в результате чего мы получаем многогранники, состоящие из прямолинейных элемен-

тов. Компьютерным способом мы моделируем изображение такого многогранника: из системы плоскостей, полученных по чертежу, составляем отдельный элемент, который можно представить в виде раппорта, затем конструируем из него трехмерный объект путем соединения соответствующих плоскостей.

Преобразование таких многогранников в орнаментальные структуры различных типов получается в результате деформации (продолжения, закругления, увеличения ит. п.) прямолинейных элементов, из которых они состоят.

Трехмерную структуру с прямолинейными элементами можно применить в качестве орнаментальной и без дополнительного преобразования, так как сама по себе она приемлема для использования ее в гармоничной организации форм искусственной среды. Для того чтобы получить на ее основе иную структуру, необходимо путем продолжения граней и плоскостей элементов или их уменьшения (например, усечения) создавать форму с учетом гармоничных соотношений всех величин орнамента.

Закругления элементов производятся такими способами, как изгибание плоскости в цилиндр, коническую форму или торсовую поверхность; выворотка вершин конуса; образование двухгранной криволинейной складки; образования многогранной криволинейной вершины; продавливание поверхности для образования волнообразной складки; изгибание по плавным линиям в объем и т. д. Таким образом получаются орнаментальные структуры, содержащие криволинейные и смешанные формы элементов.

Методика преобразования проективографических моделей в трехмерные орнаментальные структуры, таким образом, 1

имеет две стадии:

- выбор структурной модели по проективографическому чертежу;

- задание желаемых элементов орнамента.

Все три типа трехмерного орнамента, представленные в диссертации, являются исходными из одной и той же трехмерной многогранной структуры, полученной по ромбовидному проективографическому чертежу. Это свидетельствует о том, что фор-

мообразующие возможности многогранных проективографиче-ских моделей неограниченны.

Несмотря на то, что из всех форм многогранников можно получить любой из трех предложенных в данной работе типов орнамента, необходимо выбирать определенные многогранники для тех или иных типов орнаментальных структур.

2.3. Метод отображения структурной проективографи-ческой модели в трехмерной компьютерной графике и поиск новых формообразующих орнаментальных решений на ее основе. Работа в компьютерной графике для создания трехмерных объектов заключается в том, что по проективографиче-ским чертежам (по выбранной системе плоскостей) строится многогранник методом сплайнового моделирования (сплайн-кривая соединяет несколько точек вершин в ЗБ - пространстве), затем на основе этого многогранника создается задуманная заранее орнаментальная структура.

Многогранная проективографическая структура, перенесенная в трехмерную компьютерную проекцию, необходима нам для дальнейшего формообразования объектов окружающей культурно-бытовой среды.

В исследовании графически отображены методическая последовательность выполнения в компьютерной трехмерной графике отдельного элемента, составляющего многогранник, принцип соединения элементов и многогранник, образовавшийся в результате этого процесса.

Метод был апробирован в учебном процессе со студентами Карачаево-Черкесского государственного университета. Результат апробирования показал приемлемость и рациональность использования данного метода для оптимизации решения задач формообразования трехмерных орнаментальных структур.

Таким образом, во второй главе приведена разработанная в процессе данного исследования классификация геометрических моделей по их внешним признакам для оптимизации метода формообразования трехмерных орнаментальных структур. Отображен новый метод формообразования с использованием компьютерных технологий, который привел к

разработке учебной методики моделирования геометрических трехмерных орнаментальных структур, позволяющей решать задачи многовариантного поиска новых форм элементов обь-емно-пространственной среды.

В главе 3 «Тенденции развития компьютерного трехмерного моделирования, основанного на проективографии» рассматриваются методика преобразования трехмерных моделей в орнаментальные структуры, необходимые условия для обучения трехмерному компьютерному моделированию, а также примеры формообразующих решений на основе проективографического метода формообразования с использованием компьютерных технологий.

3.1. Разработка методики и примерной программы обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проективографии. Творческий процесс в дизайн-проектировании является основой создания любых объектов искусственной среды. Реализовать творческие идеи дизайнера в виртуальном виде для дальнейшего их применения на современном этапе позволяют компьютерные технологии и будущее за компьютерными технологиями, которые все прочнее входя в нашу жизнь, являются инструментом проектирования почти во всех областях человеческой деятельности.

Дизайн объемных орнаментальных структур определяется как временем (современными тенденциями), типом потребителя (задачами, поставленными «заказчиком»), так и личностью проектировщика (его знаниями, умениями, вкусовыми предпочтениями и т. д.). Проектная деятельность дизайнера, протекая в русле «языка» проектирования, является «языковым» процессом.

Для работы в трехмерной компьютерной графической программе на основе проективографического метода формообразования необходима подготовка, которая предполагает развитие знаний, умений и навыков в следующих направлениях:

1. навыки работы в трехмерной компьютерной графической программе;

2. знание черчения и начертательной геометрии;

3. развитие пространственного мышления;

4. знание проекгивографического метода формообразования;

5. знание основ изобразительной грамоты;

6. знание стилевых особенностей различных эпох;

7. знание методики дизайн-проектирования объектов предметно-пространственной среды.

В исследовании разработана методика преобразования многогранных проективографических моделей в орнаментальные трехмерные структуры с использованием компьютерных технологий.

Для решения задач формообразования трехмерных орнаментальных структур на основе проективографии с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие этапы:

а) выбор конкретного вида структурной решетки, в пространстве которой предполагается формообразование объекта, соответствующего определенному дизайнерскому замыслу;

б) подготовка поля проективографическогю чертежа, которое отображает все элементы (точки, линии, грани), входящие в состав избранной решетки;

в) выполнение возможных вариантов формообразующих решений на поле проекгивографического чертежа;

г) проведение анализа этих вариантов, целью которого является выбор оптимального решения;

д) осуществление построения выбранного варианта в программе компьютерного моделирования;

е) определение дополнительной программы проекгивографического чертежа в результате анализа возникшего пластического решения (в компьютерной программе) и возможных вариантов дальнейшего развития формы при проработке ее деталей;

ж) выполнение окончательной доработки чертежа в соответствии с дополнительной программой проекгивографического формообразования.

В исследовании приводится разработанная автором «Программа обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проективографии».

3.2. Примеры формообразующих решений, выполненных на основе проективографического метода с применением компьютерных технологий. В настоящем исследовании представлен ряд образцов орнаментальных структур, сконструированных на основе проективографического метода формообразования с использованием компьютерных технологий.

Проективографический чертеж, как накопитель всех геометрических и метрических свойств разработанных объектов, позволяет при помощи специального набора операций реконструировать их посредством разнообразных комбинаций различных пересечений и объединений элементов в пространстве, что приводит к многовариантным формообразующим решениям.

В проективографии наиболее общим видом объекта, отображаемого в ней, является геометрическая система плоскостей - многогранная структура, в пространстве которой моделируются как симметричные, так и асимметричные отдельные многогранники, многоугольники, а также составляющие их отрезки. Исходной основой для такого моделирования объектов является выбор соответствующей пространственной решетки. Так, например, для проектирования прямоугольной объемной модели должна быть выбрана кубическая решетка, для проектирования сферической - одна из сферических решеток.

В исследовании использованы чертежи со сферическими решетками. •

В главе в наглядной последовательности отображены этапы, демонстрирующие порядок нахождения новых форм и их построение в виде чертежей и рисунков искомых многогранников (найденных по проективографическому чертежу), из которых спроектированы те или иные формы трехмерных орнаментальных структур, выполненные компьютерным способом, которые поясняют принцип образования формы; к ним даны сопроводи-

тельные тексты. Для большей наглядности некоторые конструкции или составляющие их детали приведены в увеличенном виде. Часть образцов трехмерных орнаментальных структур получена в результате преобразования проективографических моделей, перенесенных из трехмерной компьютерной программы в двумерную, что является одним из способов получения новых форм.

Чертежи, приведенные в этой главе, даны с определением систем плоскостей, принадлежащих той или иной многогранной структуре, что является основой для решения формообразую-' щих замыслов.

Проекгивографический метод формообразования универ-1 сален, заметна тенденция его развития: от разработки метода

формообразования многогранных структур вручную до использования компьютерных технологий. В будущем, с развитием новых высоких технологий, появятся, безусловно, новые возможности формообразования при проектировании различных объектов культурно-бытовой среды на основе проекгивографии.

В данной работе определены возможные сферы применения образцов трехмерных орнаментальных структур, полученных в результате исследования. Проекты образцов объектов, приведенные в главе, принадлежат автору данного исследования.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Изучен генезис формообразования трехмерных орна-Л ментальных структур, что дало возможность составить таблицу, отображающую проектные возможности многогранников как основы трехмерного орнамента, начиная с эпохи палеолита до настоящего времени.

2. Выявлена историческая роль трехмерного орнамента в эстетической организации объектов культурно-бытовой среды.

3. Разработан метод преобразования проективографиче-

ских моделей в трехмерные орнаментальные структуры трех тшгов: а) из прямолинейных форм элементов; б) криволинейных форм элементов; в) сочетания прямолинейных и криволинейных форм элементов.

4. Составлена типология многогранных моделей по внешним формам для возможного проектирования на их основе трехмерных орнаментов трех типов (трехмерный орнамент, состоящий из прямолинейных форм элементов, криволинейных форм элементов, сочетающих прямолинейные и криволинейные формы элементов).

5. Разработана учебная методика проектирования геометрических моделей многогранников и преобразования их в трехмерные орнаменты с использованием компьютерных технологий.

6. Разработана «Программа обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проекгивографии».

Метод апробирован на занятиях со студентами Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Развитие пространственного мышления у студентов на основе проективографического метода формообразования //Тези-зисы докладов научной конференции института по итогам НИР. - Карачаевск: изд-во Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (далее КЧГТТУ), 1993, с. 19-20.

2. Проективографическое формообразование //Тезисы док. на- 4 учн. конференции преподавателей и аспирантов. - Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1994, с. 48-50.

3. Форма и формообразование //Тезисы док. научн. конференции преподавателей и аспирантов. - Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1995, с. 52-53.

4. Некоторые особенности формотворчества в архитектуре XX в. //Теория, история изобразительного искусства и методика худо-

жественно-педагогическош образования (Сб. статей.) - Краснодар, 1998, с. 68-72.

5. Из истории формообразования //Тезисы док. региональной межвузовской научной конференции «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика». - Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000, с. 59-61.

6. Формообразование по проективографическому чертежу 4П //Сб. научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ им. М.А. Шолохова «Молодые голоса», № 4, - М.: изд-во МГОПУ, 2001, с. 75-77.

7. Повышение эффективности подготовки студентов художественно-графических факультетов по рисунку на современном

1 этапе развития общества //Алиевские чтения: тезисы докладов

научной конференции преподавателей и аспирантов. - Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2002, с. 64-65.

8. Основы обучения проективографии в средней общеобразовательной школе //Этнорегиональные проблемы нравственно-эстетического воспитания личности через элементы национальной культуры. (Сб. научных статей) - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2002, с. 80-86.

9. Рисунок. Основы изобразительной грамоты (учебное пособие). - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2003,236 с.

10. О некоторых средствах оптимизации формотворческой деятельности на современном этапе //Алиевские чтения: материалы научной сессии. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2004.

11. О некоторых возможностях проективографического метода формообразования //Алиевские чтения: материалы научной сессии. - Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2004, с.307-309.

f 12. Преобразование проективографических структур в трехмер-

ные орнаментальные формы предметной среды //Алиевские чтения: материалы научной сессии. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2004, с. 309-310.

13. Обучение формообразованию на основе проективографического метода в средней общеобразовательной школе //Алиевские чтения: материалы научной сессии. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2004, с. 310-312.

14. Дизайн трехмерных орнаментальных структур (Учебное собие) - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2005. - 120 с.

Дерева Райа Мажитовна

ДИЗАЙН ТРЕХМЕРНЫХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ СТРУКТУР АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 09.11 2005 г Зак 12 Формат 60X84/1 б Бумага офис. Объем 1 уч изд л Тираж 100 экз.

Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета: 369202, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29

Набрано и отпечатано в типографии Карачаево-Черкесского госуниверситета:

369202, г. Карачаевск, ул. Ленина, 46

il

I

I j

}

I

G 2>78

P" б 3 7 В

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Дерева, Райа Мажитовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Предпосылки развития дизайна.

1.2. Истоки проектной графики.

1.3. Предпосылки появления трехмерных геометрических структур в качестве орнаментов.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ТРЕХМЕРНОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ МНОГОГРАННЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ. 2.1. Средства эстетической организации трехмерных орнаментов на основе проективографического метода формообразования.

2.2. Проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных форм различных типов.

2.3. Метод отображения струюурной проективо-графической модели в трехмерной компьютерной графике и поиск новых формообразующих орнаментальных решений на ее основе.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО

ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО

НА ПРОЕКТИВОГРАФИИ.

3.1. Разработка методики и примерной программы обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проективографии.

3.2. Примеры формообразующих решений, выполненных на основе проективографического метода с применением компьютерных технологий.

Выводы по третьей главе.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Дерева, Райа Мажитовна

Актуальность исследования. Возрастающая сложность технических инноваций в современную эпоху высоких технологий привела к возникновению процессов активного поиска новых методов формообразования в сфере дизайна с применением компьютерных технологий.

Компьютерные технологии, переживающие в настояще г время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук.

В данном исследовании впервые рассматриваются комплекс проблем преобразования виртуальных проективографических структур посредством компьютерного моделирования и методы формообразования трехмерных орнаментальных структур на их основе.

Использование в дизайн-проектировании проективографического метода формообразования с применением компьютерных технологий позволяет решать задачи многовариантного поиска новых форм элементов объемно-пространственной среды на основе законов гармонизации в виртуальной среде, исключая трудоемкие «ручные» методы макетирования из бумаги, картона, ткани, пенопласта, оргстекла, пластилина и т. д.

Интерес к проблемам формообразования характерен для этапов становления многих художественных стилей, именно в период интенсивного развития техники - вначале XX века - в творчестве художников-конструктивистов В. Татлина, А. Родченко, Н. Габо, В. Стенберга, К. Ме-дунецкого, К. Иогансона, JL Поповой, А. Веснина, Г. Клуциса, В. Степановой, А. Лавинского, А. Экстер - позволил концепции формообразования вывести конструктивную структуру на уровень художественной формы. Изучение геометрических структур как основы формообразования, ставшего фундаментом творчества художников-конструктивистов и архитекторов 20-х годов прошлого столетия, продолжается в современных поисках дизайнеров и ученых (С.О. Хан-Магомедов [124, 125, 126, 127],

A.Н. Лаврентьев [66, 67, 68], Т.К. Стриженова [118], Ф.С. Рогинская [95]).

Основоположником проективографии является В.Н. Гамаюнов [28, 29, 30, 31, 32, 33, 34], чьи фундаментальные труды внесли выдающийся вклад в проективную геометрию. Исследованием проблем проективной геометрии, законов симметрии и комбинаторики занимались М. Берже [4], Т. Вейль [24], Н. Сенешаль [108], О.Я. Боднар [11, 12], Д. Пидоу [81], Н.А. Глаголев [40], М. Веннинджер [19], В.А. Сомов [114, 115], Б.В. Нешумов [79], Е.Д. Щедрин [79], Ю.Я. Герчук [38], Р.В. Галиулин [39], Ю.А. Данилов [42], И.М. Смирнова [113], А.В. Шубников [132], А.В. Коп-цик [132], К.Е. Левитин [65], Н.Н. Шафрановский [130], М.Н. Макарова [71], Л.Тарасов [119], С.О. Хан-Магомедов [124, 125, 126, 127], П.В. Филиппов [122], Е. Вигнер [23], В.И. Трофимов [120].

Вопросы композиции освещены в работах Р. Арнхейма [2], Е.В. Шо-рохова [134], М.В. Кильпе [61], Н.Н. Волкова [21], Е.А. Кибрик [59, 60],

B.А.Фаворского [121], Б.В. Иогансона [53, 54], М.В. Алпатова [1],

A.В. Иконникова [52], Г.П. Степанова [52] и др.

Разработка дизайна трехмерных орнаментальных структур требует обширных знаний в области истории и теории орнамента, изложенных в трудах Г. Вейтса [25], Ф. Готтенрота [27], A. Racinet [91], О. Jones [48], Н.Ф. Лоренца [63], А.В. Даля [41], В.И. Бутовского [17], И.Е. Забелина [50], Е.Е. Виолле ле Дюка [26], В.В. Стасова [102, 103, 104, 105], Н.Н. Соболева [106, 107], Н.Г. Рудина [96], Л.Н. Лейтеса [69], В.М. Шугаева [133],

B.Н. Козлова [57], И.П. Смирнова [113], С.А. Малаховой [72], В.Я. Бере-стневой [8], И.И. Емельянович [47], Н.П. Бесчастнова [5, 6, 7], Т.А. Журавлевой [49], Е.В. Морозовой [77], А.Г. Пушкарева [87, 88], Ю.Я. Герчук [38], Л.М. Буткевич [16], ДВ. Сарабьянова [109], А.И. Рудинской [97], КО. Гартмана [35].

Проблемы развития компьютерных технологий освещены в работах Ф.А. Резникова [92], В.Б. Комягина [92], С. Риса [93], Д. Маргулиса [73], Б. Флеминга [123], Р. Шэмза Мортиера [131], О. Яцюк [135], Э. Романычевой [135], Н. С. Эллиотта [111] и др.

Научное обоснование проективографического метода формообразования объемных орнаментальных структур позволяет расширить диапазон творческих возможностей дизайнеров в создании разнообразных объектов культурно-бытовой среды.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - разработка проективографического метода формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

• исследовать исторические примеры формирования пространственно-геометрических моделей, повлиявших на развитие современного дизайн-проектирования трехмерных орнаментальных структур;

• разработать типологию форм проективографических моделей на основе их внешних признаков для оптимизации процесса формообразования из них определенных, соответствующих этим формам, типов трехмерных орнаментов;

• разработать методику проектирования геометрических трехмерных орнаментальных струюур с использованием компьютерных программ, позволяющую решать задачи многовариантного поиска новых форм элементов обьемно-пространственной среды, которая исключает трудоемкие «ручные» методы макетирования;

• разработать «Программу обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проекгивографии» для дизайнеров.

Объект исследования. Объектом исследования являются наиболее значимые образцы трехмерных орнаментальных структур в истории европейской культуры и дизайна.

Предмет исследования. Предметом исследования является преобразование трехмерных геометрических моделей в орнаментальные структуры различных типов с использованием компьютерных технологий.

Метод исследования. Большой исторический период, охватываемый исследованием, и системность дизайна требуют адекватного метода изучения. Поэтому значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода: в качестве развивающейся системы мы рассматриваем метод проектирования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий.

В обработке обширного визуального материала использованы методы системно-сравнительного анализа, типологизация, классификация.

Границы исследования. Работа построена на материалах истории, теории дизайна и орнаментального искусства. В сферу исследования включены образцы трехмерных орнаментальных структур из истории европейского и отечественного дизайна. Выбор и организация материалов подчинены задаче выявления наиболее эффективного метода проектирования трехмерных орнаментальных структур различных типов. Поэтому, кроме использования исторических материалов, исследование включает в себя экспериментальный поиск.

За рамками исследования остаются проблемы психологии восприятия трехмерных орнаментальных структур, а также технологические аспекты их производства.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: впервые разработан проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий, который обосновывает, расширяет и значительно дополняет существующие в настоящее время композиционные средства гармонизации трехмерных орнаментальных структур.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на конференциях внутривузовского, межвузовского, всероссийского уровня.

Разработанный в диссертации проективографический метод формообразования трехмерных орнаментальных структур с использованием компьютерных технологий применен в процессе обучения студентов на практических занятиях по дизайну в Карачаево-Черкесском государственном университете, использованы при создании учебно-методического пособия «Дизайн трехмерных орнаментальных структур», экспонированы на ряде художественных выставок.

По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисов научных конференций в Карачаево-Черкесском государственном университете, Краснодаре, МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры рисунка МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Образцы, приведенные в работе, принимали участие во 2-ой Международной выставке «Мир мебели и интерьеров» (2002, Москва), в Форуме «Дизайн в промышленности» (2002, Москва), в Международной выставке архитектуры и дизайна (2003, Москва), размещены в галерее сайта www.newart.nm.ru.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн трехмерных орнаментальных структур"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Изучен генезис формообразования трехмерных орнаментальных структур, что дало возможность составить таблицу, отображающую проектные возможности многогранников как основы трехмерного орнамента, начиная с эпохи палеолита до настоящего времени.

2. Выявлена историческая роль трехмерного орнамента в эстетической организации объектов культурно-бытовой среды.

3. Разработан метод преобразования проективографических моделей в трехмерные орнаментальные структуры трех типов: 1) из прямолинейных форм элементов; 2) криволинейных форм элементов; 3) сочетания прямолинейных и криволинейных форм элементов.

4. Составлена типология многогранных моделей по внешним формам для возможного проектирования на их основе трехмерных орнаментов трех типов: трехмерный орнамент, состоящий из: 1) прямолинейных форм элементов 2) криволинейных форм элементов; 3) сочетаний прямолинейных и криволинейных форм элементов.

5. Разработана учебная методика проектирования геометрических моделей многогранников с использованием компьютерных технологий и преобразования их в трехмерные орнаменты.

6. Разработана «Программа обучения трехмерному компьютерному моделированию на основе проективографии».

Метод апробирован со студентами Карачаево-Черкесского государственного университета.

 

Список научной литературыДерева, Райа Мажитовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. — М., 1940.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.- 392 с.

3. Аронов В.Р Теоретические концепции зарубежного дизайна. //Гл. ред.

4. Л.А. Кузьмичев; ред.кол О.И. Генисарегский, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Черневич. - М., ВНИИТЭ, 1992. -124 с.

5. Берже М. Задачи по геометрии с коментариями и решениями. Пер. сфранц. М.: Мир, 1989. - 304 с.

6. Бесчастнов Н.П. Становление методов художественногопроектирования печатного текстильного рисунка в России. — Автореф. дисс. канд. искусств. — М., 1993. — 17 с.

7. Бесчастнов Н.П. Ткани модерна. // Юный художник, 1990, № 4, с. 4345.

8. Бесчастнов Н.П., Журавлева Т.А. Методы художественногопроектирования текстильного рисунка. — М.: МТИ им. А.Н. Косыгина, 1988. — 72 с.

9. Берестнева В.Я. , Романова Н.В. Вопросы орнаментации тканей.- М.:

10. Легкая индустрия, 1977. — 192 с.

11. Бердяев Н. Воля к культуре и воля к жизни. М., Творчество, 1990. - С.14.15.

12. Ю.Бибикова В.И. О происхождении мезинского палеолитическогоорнамента. //Советская археология, 1965, № 1. С. 3-8. П.Боднар О.Я. Золотое сечение в природе и искусстве.-//Техническая эстетика, 1992, № 11.

13. Боднар О.Я. Геометрия в современном формотворчестве. //Сб.

14. Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. М., ВНИИТЭ, 1982.

15. Близнюк А.С. Развитие структурной формы. //Техническая эстетика,1980.

16. Боголюбов А.Н. Гаспар Монж. М. Наука, 1979. - С. 283.

17. Бубенников А.В. Начертательная геометрия: учебник для вузов. — М.:

18. Высшая школа, 1985. — 286 с.

19. Буткевич JI.M. История орнамента. М.: Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2004. 272 с.

20. Бутовский В.И. О приложении эстетического образования кпромышленности в Европе и в России в особенности. — Спб.: Университет. Тип., 1870. 55 с.

21. Венпинджер М. Модели многогранников. М.: - Мир, 1974. -236 с.

22. Виноградова Н.П. Проективографический метод в дизайнеплоскостных и объемных объектов. Методика и практика. //Дис. на соис. уч. степени канд. искусств.- М., 2001. —212 с.

23. Волков Н.Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. 263 с.

24. Воробьев Н.Н. Числа Фибоначчи. М.,1984.

25. Вигнер Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ. Ю.А. Данилова под ред.

26. Я.А. Сморозинского.- М.: Мир, 1971. 320 с.

27. Веиль Г. Симметрия. //Наука, 1968. С.191.

28. Вейте Г. Внешний быт народов от древнейших до наших дней. Т 1-36 частей). -М.: К.Т. Солдатенков, 1873-1879.

29. Вилле ле Дюк Е.Е. Русское искусство. Его источники, его составныеэлементы, его высшее развитие, его будущее. Пер. с фр. Н.Султапова, М.: Худож.-промышл. Музей, 1879. — 319 с.

30. Готтенрот Ф. История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь,полевые и военные орудия народов древних и новых времен. Перевод с нем. СЛ. Клячко. T.-l-П. Спб. — М.: М.О. Вольф, 1885.

31. Гамаюнов В.Н. Альтернатива проективографии и начертательнойгеометрии. /Сб. науч.трудов «Формообразование в строительстве и архитектуре». — М.: МИСИ им. В.В. Куйбышева, 1987.- С. 37-77.

32. Гамаюнов В.Н. Геометрические модели летающих тарелок. //Квант.1979, М.-С.2, 4, обл.

33. Гамаюнов В.Н. Системы координат проективографии. /Проблемыматематики и прикладной геометрии в строительстве. Сб. ст., № 172, под ред. Хавинского С .Я, Петухова Л.Г. — М.: МИСИ им. В.В. Куйбышева, 1982.- С. 53-87

34. Гамаюнов В.Н., Гольцева Р.И. Число Платоновых тел. /Проблемыматематики и прикладной геометрии в строительстве. Сб. ст. № 172, под ред. Хавинского С.Я, Петухова Л.Г. — М.: МИСИ им. В.В.Куйбышева, 1982.- С. 111-115

35. Гамаюнов В.Н. Проективография, или Современный феномен ученийо фигурах, пропорциях и отображениях.//Техническая эстетика. 1991. № 4. С.23-27.

36. Гамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных фигур. М.: Изд-во МГОПУ,1998.-210 с.

37. Гамаюнов В.Н. Картины абстрактного мира. М., - Манускрипт, 1995.- 550 с.

38. Гартман КО. Стили. М.: Искусство, 1998, - 301 с.

39. Глазычев В.Л. Включение художественной деятельности в системупроектирования. //Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. —С. 252-281.

40. Глазычев В.Л. 0 дизайне. М.: Искусство, 1970. - 192 с.

41. Герчук Ю.А. Что такое орнамент ? — М.: Галарт, 1998. 328 с.

42. Галиулин Р.В. Кристаллографическая геометрия. М.: Наука, 1987. —24 с.

43. Глаголев Н.А. Проектиная геометрия. — M.-JL: Объединенное научнотехническое издательство, гл. ред. Общетехнической литературы и монографии, 1936. — 292 с.

44. Даль JI.B. Обзор русского орнамента. //Зодчий, 1876, № 7, с. 76-79.

45. Данилов Ю.А. Иоганн Кеплер и его «Гармония мира» //Узорысимметрии. М.,: Мир, 1980. С. 256-268.

46. Демьянов В. П. Геометрия и марсельеза. М.: Знание, 1979. - 222с.

47. Дьедонне Ж. Абстракция и математическая интуиция. //Математика,кибернетика. 1982,- № 6. С. 17-37.

48. Евсеев Г. Трехмерная графика и визуализация. Мау-3 D. М., «Десс1. Ком», 2001.-447 с.

49. Елигер И.Е. Оптимизирующие факторы алгоритма поискадизайнерского решения. //Дис. канд. искусст. Санкт-Петербург, 2001. - 214 с.

50. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на тканипроблемы графической организации). — М.: Легролмбытиздат, 1990.— 224 с.

51. Jones О. The grammar of ornament. London, 1910. — 270 p.

52. Журавлева T.A. Художественное проектирование рисунков тканейпромышленного производства с использованием ЭВМ. — Автореф. Дисс. канд. техн. Наук. М., 1984. — 22 с.

53. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XV1-XVTI ст. Т. — 1

54. П, 3 изд. С доп. М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 18951901.

55. Занимательная биология. //Вещь, 2002, № 4 /28/.- С. 8-12.

56. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры.- М.: Искусство,1985,- С. 174.

57. Иогансон Б.В. О живописи. //Искусство, 1958, № 10.

58. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. — М., 1959.

59. Каченовский М.И. Практикум по моделированию. М.: Изд. МГЗПИ,1959.- 191 с.

60. Кантор К. Проектность Мира, культуры, истории. //Декоративноеискусство.- М., 2001, № 1. С. 41- 47.

61. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильныхизделий: Учебник для Вузов. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 264 с.

62. Кокстер Гарольд, Скетт Макдональд, Грейтцер, Самуэль. Новыевстречи с геометрией. /Пер. с англ. А.П. Савина и Л.А. Савиной. Под ред. А.П. Савина. — М.: Наука, 1978. — 223 с.

63. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. ПО композиции: сб. ст. — М.,1959.

64. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительномискусстве. //Вопросы философии, 1966, № 10.

65. Кильпс М.В. Рисунок и основы композиции. //Учеб. Для проф. учеб.заведений. 4-е изд. Перераб. И доп. — М.: Высшая школа, 1994. 128 с.

66. Компьютер Арт. № 1, 2001; № 4, 2001. 98 с.

67. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей с объяснительнымтекстом Н.Ф. Лоренца. — Спб.: Девриен. 1898. — 100 с.

68. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. М.: Стройиздат, 1971.- 118 с.

69. Левитин К.Е. Геометрическая рапсодия. М.; Знание, 1976. — 43 с.

70. Лаврентьев А.Н. Стиль и жилая среда. //Техническая эстетика, № 6.1989.

71. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. — М.: Грань, 2000. —256 с.

72. Лаврентьев А.Н. Пропев дика, как настройка визуального мышления.

73. Дизайн: Сб. науч.тру. Вып. У1 / НИИ теории и истории изобраз.искусства Рос. Академии художеств. // Отв. Ред. Н.В. Воронов. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств Рос. Академии художеств. ВНИИТЭ, 2000. - С. 5964.

74. Лейтес Л.Н. Методы художественного оформления тканей. М.:1. Гизлегпром, 1947. -244 с.

75. Линник Ю.В. Философские вопросы гармонии.//Наука и искусство.

76. Сб.трудов. Вып.2.-М., 1975.- С. 66-82.

77. Макарова М.Н. Перспектива. М.: Просвещение, 1989.- 192 с.

78. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка натекстильных материалах. Учебник для техникумов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 208 с.

79. Маргулис Дэн. PHOTOSHOP для профессионалов. Минск, Попурри,1998. 303 с.

80. Монж Гаспар. Начертательная геометрия. М.: Изд. АН СССР, 1947.1. С. 9-13.

81. Мордасов Н.Д., Пугач Е.И. Макетный метод проектирования вгражданском строительстве. М.: Стройиздат, 1980.- С. 8-9.

82. Марутаев М. Гармония как закономерность природы. Золотоесечение. М., 1990.

83. Морозова Е.В. Рисунок русской набивной ткани: спецификакомпозиционного строения. Автореф. дисс. канд. истор. наук. - М., 1988.-29 с.

84. Мясников В. ЭВМ создает проекты. //Правда. -1977.- 18 янв.

85. Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д. Художественное проектирование. М.:1. Просвещение, 1979. 175 с.

86. Петерсон В.Е. Перспектива.- М.: Искусство, 1970,- С. 182 с

87. Пидоу Д. Геометрия и искусство. М.: Мир, 1979.- 332 с.

88. Пассек Т.С. Исследования памятников эпохи энеолита и бронзы. Сб.статей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 120 с.

89. Погожева А.П. Глиняная антропоморфная пластика трипольскойкультуры (Триполье). Автореф. дисс. канд. истор. наук.- М.: Институт археологии, 1971.-21 с.

90. Проблемы математики и прикладной геометрии в строительстве. //Сб.трудов № 172, МИСИ, 1982. 204 с.

91. Попова Ю. Ликвидатор. //Вещь, № 4, 2002. С. 8-12.

92. Пузанов В.И., Петров Г.П. Макеты в художественномконструировании. М.: Машиностроение, 1984. 128 с.

93. Пушкарев А.Г. Лабиринтный орнамент. Возможные путигеометрического формообразования в плоскости. В кн.: Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. Материалы конференций, совещаний. - М.: ВНИИТЭ, 1982. - С.39-41.

94. Пушкарев А.Г. Феномен самоорганизации в орнаменте. — В кн.:

95. Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. Труды ВНИИТЭ, вып. 47. М., 1985. -С. 26-28.

96. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовоеобучение. Технология. М.: Просвещение, 1996.- 223 с.

97. Пути и средства эстетического воспитания, М.: Наука, 1989, - 191 с.

98. Racinet A. LA ornement polychrome. 2vol. Paris: Librarie ole Firmin1. DidotetCie, 1885-1887.

99. Резников Ф.А., Комягин В.Б. Видиомонтаж на персональномкомпьютере. М.: Изд-во ТРИУМФ, 2000. -464 с.

100. Рис С. Анимация персонажей в 3D Studio max. Пер. с англ. Ю.

101. Стоцкий. Спб.: Питер, 1997. 416 с.

102. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М., Искусство, 1974. - 175с.

103. Рогинская Ф.С. Советский текстиль. М.: Художественноеакционерное общество АХР, 1930. 96 с.

104. Рудин Ы.Г. Художественное оформление тканей. М.: - Экономика,1964. 172 с.

105. Рудинская А.И. Орнамент искусство математика и художника.

106. Днепропетровск, 1994. 112 с.

107. Рыдник В.И. От ромашки до антимира. М., 1971.

108. Раппопорт С.Х. Искусствознание и точные науки. //Искусство иточные науки. М.: Наука, 1979. - С. 23.

109. Рыбаков Б.А. Происхождеиие и семантика ромбического орнамента.

110. В кн.: Сб. трудов Научно-исслед. ин-та художественной промышленности. Вып. 5. М., 1072. - С. 127-134.

111. Рыбаков Б.А. Космология и мифология земледельцев неолита. //Советская археология, 1965, № 1.- С. 35-36.

112. Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописямдревнего и нового мира. Т. 1-2.- Спб: Ильин, 1884-1887.

113. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Вып.1: Шитье. Спб:

114. Общество поощрения художников, 1872. 26 с.

115. Стасов В.В. Собр. Сочинений, т. 1, отд.1. 1894. - 187 с.

116. Стасов В.В. Происхождение русских былин. М.: Тип. А.И.1. Мамонтова, 1868. 32 с.

117. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М,- JL: Academia,1934.-477 с.

118. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М.- Л.:1. Academia, 1934. 436 с.

119. Сенешаль Н. Узоры симметрии. /Под ред. М. Сенешаль, Дж. Флека;пер. с англ. Ю.А. Данилова; под ред. Н.В. Белова, профессора Н.Н. Шефталя. М.: Мир, 1980. - 271 с.

120. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.: Искусство, 1994.296с.

121. Смирнов И.П., Малахова С.А. Художественное оформление тканей итекстильных полотен для повседневной одежды. В кн.: Художественное оформление текстильных изделии. М.: 1988. -С.207-224.

122. Стивен Эллиотт, Филипп Миллер и др. Внутренний мир 3D STUDIOмах 2. Киев, 1998. - 847 с.

123. Сидоренко В.Ф., Кузьмичев JI.A. Художественное моделирование вформировании комплексных объектов //Техническая эстетика, № 7, 1982.

124. Смирнова И.М. В мире многогранников. М., 1995.

125. Сомов В.А. Новый метод архитектурного проектирования. //Сб.трудов № 172.- М.: Изд. ЛИСИ, 1982.- С. 105-110.

126. Сомов В.А. Новые эпюры бипирамид для реального проектирования. /Проблемы математики и прикладной геометрии в строительстве.Сб. ст. № 172, под ред. Хавинского С.Я., Петухова Л.Г. М.: МИСИ им. В.В. Куйбышева, 1982. -С. 88-93.

127. Сидоренко В.Ф. Проблемы формы в теории дизайна.- М.: 1975.

128. Столярова Е.Г. Дизайн структурно-геометрических по лей. //Автореферат дис. канд. искусст. М., 2001 - 22 с.

129. Стриженова Т.К. Текстиль. В кн.: Советское декоративноеискусство, 1917-1945: Очерки истории. М.: Искусство, 1984.-С. 135-148.

130. Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир, М.:1. Просвещение, 1982. 174 с.

131. Трофимов В.И., Бегун Г.Б. Структурные конструкции. М.:1. Стройиздат, 1972. 272 с.

132. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. //Всупит. статья Заслуж.деят.искусств Киргизской ССР A.1I. Михайлева. Фрунзе, 1966.-77 с.

133. Филиппов П.В. Начертательная геометрия многомерногопространства. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. - 288 с.

134. Флеминг Билл. Создание трехмерных персонажей. Урокимастерства: пер. с англ. М.: ДМК, 1999. - 448 с.

135. Хан-Магомедов C.O. Пионеры советского дизайна. М.: Галант,1995.-424 с.

136. Хан-Магомедов С.О. Творческие течения, концепции иорганизация советского авангарда. Т.7. ЮГО-ЛЕФ и конструктивизм. М.: Ладья, 2000. - 228 с.

137. Холмянский Д.М. Макетирование и графика в художественномконструировании: учебное пособие. М.: Изд. МАРХИ, 1978.- 36 с.

138. Художественные и комбинаторные проблемы в формообразовании.- М.: ВНИИТЭ, 1979.

139. Шафрановский И.И. Симметрия в природе.- Л.: 1985. 165 с.

140. Шэмз Мортиер Р. Трехмерное моделирование в системе Вгусе.1. М.: ДМК, 2000. 443 с.

141. Шубников А,С., Концик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.:1. Наука, 1972.- 340 с.

142. Шугаев В.М. Орнамент на ткани (теория и методика посгроения).

143. М.: Легкая индустрия., 1969. 88 с.

144. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986. - 207 с. с ил.

145. Яцюк О.Г., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне.

146. Санкт-Петербург, 2001. 432 с.