автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Каршакова, Лидия Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий"

На правах рукописи

Каршакова Лидия Борисовна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРНАМЕНТА ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

~ 9 йЕН 2010

004616409

На правах рукописи

Каршакова Лидия Борисовна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРНАМЕНТА ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Работа выполнена на кафедре информационных технологий и компьютерного дизайна Государственного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Фирсов Андрей Валентинович

Официальный оппоненты: доктор технических наук, профессор

Севостьянов Петр Алексеевич

кандидат технических наук, профессор Пушкарев Александр Георгиевич

Ведущая организация: Государственное общеобразовательное

учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова»

Защита состоится «21» декабря 2010 годав 1(3 часов на заседании диссертационного совета Д 212.139.04 при Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина по адресу: 119071, г. Москва, ул. Малая Калужская, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина» Автореферат разослан «19» ноября 2010 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор искусствоведения, профессор: Стор И.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

История орнамента уходит вглубь тысячелетий. Первые находки относятся к эпохе палеолита, но до сих пор он активно используется в художественном творчестве и является неотъемлемой частью жизни людей. Искусство украшения текстильных изделий, предназначенных для изготовления одежды и оформления жилища, возникло одновременно с технологией изготовления ткани. Особенности нанесения бесконечно повторяющегося узора на ткань предъявляли к композиции рисунка свои требования. За долгое время развития художественного текстиля выработались определенные закономерности, схемы раппортного построения. Текстильный рисунок является частью культуры, он находится во взаимосвязи с общими тенденциями развития искусства и испытывает влияние современных информационных технологий.

При компьютерном проектировании рисунка для оформления текстильных изделий в качестве универсального инструмента применяются редакторы общего назначения. Существуют зарубежные разработки, которые обладают теми же возможностями, что и редакторы общего назначения, но специфичные функции для текстильного проектирования имеют удобный пользовательский интерфейс. На предприятиях применяются специальные программы формирования изображения на бумаге для термоперевода или на ткани.

В основе текстильных орнаментов зачастую лежат композиционные раппортные схемы. Симметрия розеток, бордюров, а также сетчатых орнаментов описана математиками в середине двадцатого века при изучении кристаллографической симметрии. Вместе с широким распространением компьютерной техники появилась возможность автоматически создавать узоры на основе описанных принципов. Некоторые аспекты проектирования орнамента требуют углубленного анализа, что поможет перевести художественную информацию в компьютерную среду.

Одной из самых трудных технических задач при художественном проектировании орнаментов с бесконечно повторяющимся раппортом является маскирование швов при стыковке раппортов. Эту задачу можно решить, если программное обеспечение позволит видеть на экране сразу все повторяющиеся элементы. Программы NedGraphics и AVA предлагают приемлемое решение, но они трудно доступны из-за высокой стоимости. Использование дорогого программного обеспечения отражается на стоимости выпускаемой продукции. Кроме того, в указанном программном обеспечении не предусмотрена возможность составления орнаментальных композиции с бесконечно повторяющимся раппортом на основе схем организации мотивов внутри раппорта. Стоит также отметить, что на данный момент отсутствуют методические разработки по комплексному использованию компьютерных 1рафических программ в качестве

инструмента художника-орнаменталиста.

Эта работа нацелена на решение вышеназванных проблем и является первым трудом, направленным на создание оптимального набора прикладных программ для проектирования орнамента из всего доступного спектра графических редакторов и разработку удобного инструментария для компьютерного поиска новых композиционных решений на основе раппортной схемы и выбранного мотива. Для создания необходимого программного обеспечения требуются анализ раппортных схем с позиции описания их математическим языком и изложение действий программы на логическом уровне.

Цель и задачи работы

Целью данной диссертационной работы является создание методов проектирования дискретных орнаментов и сложных орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом на основе раппорных схем.

Достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:

- проведение анализа использования всевозможных типов графических программ на разных этапах компьютерного проектирования текстильного орнамента;

- разработка методик компьютерного проектирования текстильных орнаментов в среде различных графических программ, в том числе и для обучения профессиональной работе в графических редакторах студентов специальности художественное проектирование текстильных изделий;

- математическое описание мотива, основных параметров раппортных схем и аналитических методов определения характеристик текстильного орнамента;

- описание на логическом уровне действий программы расстановки мотивов на основе раппортной схемы;

- разработка программного обеспечения проектирования орнаментальных композиций.

Объектом и предметом исследования являются теория и практика проектирования текстильных орнаментов при помощи информационных технологий, принципы создания орнаментальных композиций на современном этапе.

Методы исследования

В работе используются методы анализа и обобщения материалов, таких литературных источников, как монографии и публикации, журналы по дизайну; методы классической механики и аналитической геометрии; базовые методы компьютерной обработки изображений. При решении поставленных задач использовались современный кросс-платформенный инструментарий <ЗТ и язык объектно-ориентированного программирования С++.

Научная новизна исследования

Диссертация является первым исследованием в области проектирования текстильного орнамента средствами современных компьютерных технологий. В ходе исследования впервые были решены следующие задачи:

- проанализировано использование графических редакторов различных типов на всех этапах компьютерного дизайна текстильного орнамента;

- сделано математическое описание орнаментальных композиций с повторяющимся раппортом и их характеристик, выделены и математически описаны основные параметры раппортных схем;

- формализованы параметры текстильной композиции;

- разработаны алгоритмы создания орнаментальных композиций на основе выбранного мотива и раппортной схемы;

- создана программная реализация разработанных алгоритмов.

Практическая значимость результатов исследования

Внедрение компьютерных процедур узорообразования может помочь художнику, работающему над созданием новых орнаментальных изображений, перебирать комбинаторные варианты в режиме реального времени. Это позволяет расширить выбор композиций для принятия решений художником-орна-менталистом. Автоматизация разработки орнаментальных композиций ускорит процесс создания новых тканей, поможет предприятию текстильной промышленности увеличивать ассортимент тканей, быстро реагировать на изменение потребительского спроса.

Апробация результатов исследования

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на конференциях международного и всероссийского уровня, а также внедрены в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени А.Н. Косыгина». Результаты исследования используются в следующих дисциплинах: «Математика и информатика», «Построение образов на ЭВМ» и «Компьютерная графика» для специальности художественное проектирование текстильных изделий и «Автоматизированные методы проектирования текстильных изделий» для специальности информационные технологии в дизайне. Студенческие работы, выполненные в рамках этих курсов, демонстрировались в 2010 году на двух выставках:

- «Маяковский продолжается. Проекты и фотоработы студентов МГХПА имени С,Г. Строгонова и МГТУ имени А.Н. Косыгина» в Государственном музее В.В. Маяковского;

- «Компьютерный текстильный дизайн» в ГОУ ВПО «МГТУ имени А.Н. Косыгина».

Разработана и зарегистрирована программа «Орнамент» № 2010616146 от 17.09.2010. Программа апробирована на предприятии ЗАО «Дизайн студия «Дуплет».

По теме диссертации имеется 12 публикаций. Из них три статьи в изданиях, входящих в «Перечень...» ВАК РФ; две — в сборниках научных трудов; пять тезисов научных конференций; изданы методические указания.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на расширенном заседании

кафедры графического дизайна и рекламы ГОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».

Структура и содержание диссертации

Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 153 страницы; она содержит 117 страниц машинописного текста, 26 рисунков, 6 таблиц. Список литературы состоит из 109 наименований; приложение представлено на 35 страницах.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении раскрываются состояние вопроса, актуальность, цели и задачи исследования, объект, предмет и границы исследования, методика, структура, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Проектирование текстильных орнаментов на современном этапе» посвящена выявлению и обоснованию прогрессивных методов применения графических редакторов при создании текстильных орнаментов. Эти методы имеют важное значение для совершенствования современной и будущей практики.

Исследование тенденций в художественном проектировании невозможно без знания трудов по истории, теории и методологии дизайна (А.Н. Лавреньева, В.Ф.Сидоренко, И.Н. Стор), по методике орнаментального творчества и текстильного рисунка (Н.П. Бесчастнов, В.Я. Береснева, Н.В. Романова, H.H. Соболев, Т.Н. Соколова, В.Н. Козлов, С.А. Малахова, Н.М. Никитин, И.И. Емельянович , Т.А. Журавлева, Е.В. Морозова). Выполняя роль украшения того или иного предмета, орнамент не может существовать отдельно, вне определенного произведения искусства, не иметь прикладных функций, поэтому ознакомление с исследованиями по истории, теории и методике художественного проектирования костюма являются необходимыми (Т.В. Козлова). Разработка метода проектирования орнаментальных структур требует знаний в области общих тенденций в искусстве и текстильном дизайне XX — начала XXI веков (Н.П. Бесчастнов, А.Н. Лавреньев, Д.Г. Ткач, F.L. Chipkin, D. Cole, М. Bowles). Промышленные виды искусства рождаются на стыке культуры, науки и технологии. Связь науки и искусства изучалась в работах А. Моля, Л.С. Выготского, симметрия в науке и искусстве — в работах Г. Вейля, A.B. Шубникова и В.А. Копцика. Современное состояние оборудования текстильной промышленности и колорирование текстильных материалов (Н.В. Журавлева, М.В. Коновалова, М.А. Куликова, М.В. Коновалов) всегда влияли на производство тканей. Компьютерная графика и аспекты

программирования (Г.И. Борзунов, А.В Фирсов) определяют направление развития проектной деятельности. Во многих трудах, посвященных проектированию орнамента, начиная с 1970-х годов, компьютерным технологиям отводится доминирующая роль. Описываются направления их развития (В.Н. Козлов, С.А. Малахова), говорится в общих чертах о влиянии компьютера на проектирование орнамента (Н.П. Бесчастнов, Т.А. Журавлева, Д.Г. Ткач, W. Lieser, В. Quinn), приводятся конкретные способы использования конкретных графических редакторов общего назначения (П.Н. Бесчастнов, P.M. Дерева, А.Н. Жеребцов, F.L. Chipkin, D. Cole, М. Bowles, С. Isaac).

В работе был сделан аналитический обзор графических редакторов общего назначения разных типов с целью определения направления профессиональной работы с ними. В таблице представлены варианты использования графических программ.

Тип графики Варианты использования Графические редакторы

Векторная Создание мотивов, эскизов тканей, стилизованных эскизов применения Adobe Illustrator, CorelDRAW, Macromedia FreeHand, Xara Xtreme, Inkscape, OpenOffice.org Draw, sK.1 и др-

Растровая Создание мотивов из оцифрованных изображений, эскизов тканей, стилизованных или фотореалистичных эскизов применения Adobe Photoshop, Corel PHOTO-PAINT, Corel Painter, GIMP, Krita и др.

Трехмерная Создание эскизов применения Autodesk 3ds Max, Maya, Newtek Lightwave, Softimage XSI, Rhinoceros 3D, Cinema 4D, Zbrush, Blender, K-3D и Wings3D и др.

Графические редакторы общего назначения выполняют многие трудоемкие работы. Некоторые задачи, например, создание эскизов применения или техническая подготовка изображения, могут быть автоматизированы. В главе дан обзор графических редакторов специального назначения и выявлены их достоинства и недостатки.

Существует единственный редактор общего назначения Inkscape, в котором сделаны попытки составлять узоры из повторяющихся элементов на основе известных семнадцати схем симметрии плоского орнамента, но предложенный интерфейс не может быть использован для проектирования текстильных орнаментов, так как получаются незаконченные структуры. Специализированные программы, такие как NedGraphics и AVA, предлагают повтор раппорта с горизонтальным и/или вертикальным шагом, со сдвигом и без него, с зеркальной симметрией или без симметрии, но не используют размещение мотивов внутри раппорта на основе классических схем.

В таблице приведен результат систематизации редакторов по применению на каждой стадии компьютерного дизайна текстильных орнаментов.

Этап Операции Программы

Предварительная подготовка Перевод в цифровой вид: сканирование или фотографирование. Импорт в графический редактор Растровые и векторные графические редакторы общего назначения, Color Reduction & Cleaning (NedGraphics)

Обработка импортированного изображения Очищение рисунков от дефектов, перевод изображения в индексированные цвета Растровые графические редакторы общего назначения, Color Reduction & Cleaning (NedGraphics)

Создание рисунка Создание мотивов, использование рисунков из библиотеки. Размещение мотивов в раппорте. Стыковка раппортов Растровые и векторные графические редакторы общего назначения, Design & Repeat (NedGraphics), SecuriDesign, ROSETTE, SnowF, Creat&Reaplay, Vectors, Quick Separations и Techical Separations (AVA)

Цветовой поиск, колорирование Применение цветовой базы, подбор гармонических сочетаний, цветовая коррекция Редакторы общего назначения, Easy Coloring (NedGraphics), Creat&Reaplay, Quick Separations и Techical Separations (AVA), Oswald Circle, Color Scheme Designer, Color Schemer Studio

Цветоделение Разделение рисунка на отдельные тоновые изображения, каждое из которых соответствуют цвету одного вала или шаблона. При необходимости проведение ретуширования Serichrome seps и SpotCMYK (печатание сетчатыми шаблонами), Engraving (NedGraphics), все растровые редакторы общего назначения, Creat&Reaplay, Colour, Quick Separations и Techical Separations (AVA)

Создание эскиза применения Симуляция рисунка на материале. Визуализация ткани на объекте Design & Repeat (NedGraphics), Lectra Catalog, Ассоль, редакторы общего назначения, AKVIS Decorator

Предпечатная подготовка Подготовка рисунка для печати в соответствии с технологическими возможностями оборудования Engraving (NedGraphics), Creat&Reaplay, Colour, Quick Separations и Techical Separations (AVA)

Предпечатная подготовка для прямой печати Растрирование изображения для печати на плоттере Ergosoft PosterPrint, TexPrint, StudioPrint, Wasatch SoftRIP

Развитие текстильного дизайна сегодня напрямую связано с развитием компьютерной графики. Графические редакторы используются в технологической цепочке проектирования текстильных изделий: для разработки мотивов, орнаментов, эскизов тканей и эскизов применения. Поэтому обучение студентов по специальности должно включать ознакомление со всем арсеналом профессиональных редакторов. В последнем разделе приведена методика обучения студентов специальности «Художественное оформление текстильных изделий» профессиональной работе в графических редакторах.

Вторая глава «Математическое описание раппортных текстильных композиций» посвящена математическому описанию орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом и аналитическим методам определения характеристик текстильных композиций.

Математическое описание позволяет выделить существенные свойства и количественные характеристики объекта исследования, что дает возможность сформулировать задачу, алгоритм ее решения и сделать определенные выводы. В этой главе рассматриваются орнаментальные композиции с бесконечно повторяющимся раппортом.

Формализовано описание мотива в виде зависимости цвета от местоположения в системе координат. Предложено математическое описание регулярных и нерегулярных одномотивных квадратных раппортных сеток. Дано математическое описание композиций, содержащих как один, так и несколько мотивов, с поворотом или без поворота относительно осей раппорта. Перечислены наборы существенных параметров схем орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом.

В самом общем случае, при нерегулярной расстановке мотивов в различных поворотах, следует учитывать последовательность расположения мотивов. Будем считать, что существует база из т различных мотивов: {Сь-..,Ст}. Из нее на любом месте может оказаться любой мотив Сгде г}от 1 до т включительно. Тогда нерегулярная динамическая рассадка нескольких мотивов описывается следующими параметрами: последовательностью расположения рисунков на оси периодичности ^¡ ,...,СГде ¡V0т 1 до т; последовательностью углов поворота мотива 01,02,...,$,; векторами повторов . ? 1 • . ?2.....п„Л„ и векторами смещения регулярных сеток относительно друг друга ¿ю/п.---. • Если раппортная композиция является регулярной или в раппорте можно выявить несколько групп мотивов, то приведенная выше схема упрощается. Если мотивы расположены без поворотов относительно осей раппорта, то соответствующие углы поворотов не надо учитывать.

Этот способ позволяет описать любые раппортные сетки, в основании которых лежит не только квадрат, но и любой параллелограмм. Такой подход позволяет осуществить переход от эстетико-смысловой (художественной) информации к абстрактной. Это дает возможность применения современных инфор-

мационных технологий для синтеза новых орнаментов.

Формализованы следующие характеристики композиции: соотношение площадей фона и рисунка; масштаб мотива; наличие второстепенных элементов; статичность или динамичность; симметричность мотива и композиции внутри одного раппорта; равномерность распределения форм; ритмическое движение форм и интервалов; направление мотивов; дискретное распределение мотивов.

Для выявления статичности или динамичности композиционного построения введена количественная мера динамичности, на основе такого признака, как симметрия. При рассмотрении понятия статичности представляется удобным разделить задачи определения статичности мотива и композиции в целом. При этом известно, что определенные композиции с динамическими мотивами могут дать статический рисунок. Тем не менее, динамические характеристики мотива играют важную роль при определении динамичности композиции. Введена мера равновесной динамичности мотива, %,

где Зхтл. Л — осевые моменты инерции, а Ф — угол поворота главных осей эллипса инерции.

Для определения симметричности мотива и композиционного построения одного раппорта введена мера симметричности вдоль данной оси, как отношение количества точек без пары к общему числу точек рисунка мотива, %,

Поскольку симметрия может быть не строгой, следует задать порог толерантности — радиус поиска пары. Это число должно быть небольшим и выбирается художником.

Для оценки динамичности композиции внутри одного раппорта вводиться оценка суммарной динамичности нескольких мотивов. Для этого следует определить все параметры, необходимые для вычисления равновесной динамичности и симметричности одного раппорта.

Также предложены варианты оценки интегральных параметров, таких как завуалированность раппортного построения и определение сложности или простоты композиции.

Третья глава «Разработка методов автоматизированного проектирования дискретных орнаментов и сложных орнаментальных композиций»

посвящена разработке алгоритмов для автоматизированного проектирования текстильных орнаментов на основе раппортпых схем и их программной реализации.

Разработан базовый алгоритм расстановки одного мотива по выбранной

схеме, позволяющий варьировать ритм и масштаб рисунка на ткани.

На первом шаге осуществляется выбор мотива и схемы раппортной сетки. Векторы повторов 77, £ задают порядок расположения рисунка. Вначале производиться автоматический расчет матриц перехода из связанной системы в раппортную и обратно. Это необходимо, потому что расстановка мотивов происходит в раппортной системе, а результирующее изображение хранится в связанной системе координат. Далее проверяется невырожденности раппортно-го базиса. На следующем этапе происходит определение границ расстановки мотивов в раппортной системе координат. Результирующее изображение предназначено для записи в файл и поэтому имеет прямоугольную форму. Вершины этого прямоугольника заданы в связанной системе координат. Пересчитывая их в раппортную систему координат, вычисляются максимальное и минимальное значение координат. Два вложенных цикла от минимального до максимального значения вдоль осей позволяют сформировать изображение орнаментальной композиции. При необходимости возможна заливки фона орнамента выбран-

ным цветом. Если цвет не выбран, то фон будет белым. На последнем этапе осуществляется сохранение эскиза орнаментальной композиции.

Разработан алгоритм составления композиций на основе расстановки одного или нескольких мотивов по одной или по разным схемам. Этот алгоритм позволяет создавать текстильные орнаменты разной сложности путем наложения композиций.

Разработан алгоритм генерации групп орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом.

Это дает возможность художнику отдать «машине» рутинный труд получения орнаментальных узоров варьированием элементов и сосредоточиться на выборе наилучшего, с эстетической точки зрения, решения. Создавать варианты орнамента из одного выбранного мотива можно путем изменения таких параметров раппортной композиции как масштаб и угол поворота мотива. Заложена возможность задавать варьируемые параметры. Создание эскиза композиции может проводиться в автоматическом и пошаговом режиме. В первом случае после каждой итерации происходит автоматическое сохранение, во втором пользователь выбирает варианты для сохранения.

Программная реализация связана с задачей подбора технических средств, таких как язык и среда программирования. Для того, чтобы программное обеспечение было рентабельно и имелась возможность его развития в учебном процессе, подобраны инструменты со свободной лицензией. Для реализации алгоритма выбран язык программирования высокого уровня С++. В качестве среды программирования использован современный мощный кросс-платформенный инструментарий Qt Open Source. Для сохранения эскизов выбран открытый и широко распространенный формат PNG.

I Угол

Вармромт» 360 : О

: is : «

.. В«ры*ое»тъ

200 : so и :-1оо ;

Максимум Mmmivn Ш«г Такущ*»

С§ Ф ф Ф

Ф с§ ф Ф Ф Ф Ф

Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ф ф

■ч

У,

с

Создано программное обеспечение для реализации на практике теоретических результатов. Программа «Орнамент» позволяет искать

композиционные решения посредством перебора параметров. В этой главе описаны интерфейс программы, методика эксплуатации и система контроля работы программы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Выполнены анализ, систематизация и классификация существующего программного обеспечения для художественного проектирования текстильного орнамента.

2. Сделан аналитический обзор литературных источников и программного обеспечения, который показал, что не существует технологий расстановки подготовленного мотива по классическим раппортным схемам и автоматизированного поиска новых схем.

3. Приведена методика использования всего спектра доступных инструментов для компьютерного проектирования орнаментальных композиций.

4. Выделены параметры схем орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом. Для этого было сделано математическое описание мотива и раппортных схем, которое позволяет описать любые ралпортные сетки, в основании которых лежит не только квадрат, но и любой параллелограмм. Это позволяет осуществить переход от эстетико-смысловой (художественной) информации к абстрактной, что дает возможность применять современные информационные технологии для синтеза новых орнаментов.

5. Впервые формализованы следующие характеристики композиции: соотношение площадей фона и рисунка; масштаб мотива; наличие второстепенных элементов; статичность или динамичность; симметричность мотива и композиции внутри одного раппорта; равномерность распределения форм; ритмическое движение форм и интервалов; направление мотивов; дискретное распределение мотивов. Введены параметры для автоматического выявления характеристик композиции: количественная мера динамичности для одного мотива и композиции в целом; мера симметричности одного мотива и мера симметричности композиции внутри одного раппорта. Предложены варианты оценки таких интегральных параметров, как сложная или простая композиция; завуалированность раппортного построения.

6. Разработаны три алгоритма: базовый алгоритм расстановки одного мотива по выбранной схеме, позволяющий получать эскизы тканей с разными ритмами и масштабами; алгоритм составления композиций на основе расстановки одного или нескольких мотивов по одной или по разным схемам, который предназначен для создания текстильного орнамента разной сложности путем наложения композиций; алгоритм генерации вариантов орнаментальной композиций с бесконечно повторяющимся раппортом при помощи автоматического изменения элементов по заданным параметрам.

7. Создано программное обеспечение для реализации на практике теоретических результатов. Программа «Орнамент» позволяет искать композиционные решения посредством перебора параметров.

8. Разработаны и внедрены в учебный процесс методики обучения студентов специальности «Художественное оформление текстильных изделий» профессиональной работе в графических редакторах.

Основные материалы диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Фирсов A.B., Каршакова Л.Б. Математическое описание орнаментальных композиций с повторяющимся раппортом. Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2010, №2, - стр. 123-125.

2. Бесчастнов П.Н., Каршакова Л.Б. Использование компьютерной графики при обучении студентов по специальности Художественное проектирование текстильных изделий. Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2010, №1, - стр. 94-96.

3. Фирсов A.B., Каршакова Л.Б. Математическое описание статических одномотивных квадратных раппортных сеток. Известия вузов. Технология текстильной промышленности, 2009 №2С - стр. 105-107.

4. Каршакова Л.Б., Фирсов A.B. Математическое описание одномотивных раппортных сеток. Сборник научных работ аспирантов. М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009- стр. 71-75.

5. Фирсов A.B., Каршакова Л.Б. Использование графических программ

со свободной лицензией при обучении и работе художников-стилистов. Вестник ДИТУД №1(43)/2010, стр. 57-59.

6. Бесчастнов П.Н., Каршакова Л.Б. Использование информационных технологий при обучении по специальности Художественное проектирование текстильных изделий. Всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности» (Дни науки-2009), СПб.:СПГУТД, 2009. - стр. 285.

7. Фирсов A.B., Каршакова Л.Б. Автоматизация разработки орнаментальных композиций. Тезисы докладов международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2009). - М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009 - стр. 222-223.

8. Бесчастнов П.Н., Закутцкая A.A., Каршакова Л.Б. Трансформация зарисовок природных форм для создания новых орнаментальных мотивов средствами компьютерной графики. Тезисы докладов международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2009). - М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009 - стр. 360.

9. Малашенко И.Л., Каршакова Л.Б. Аналитический обзор электронных каталогов тканей. Молодые ученые — развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск-2010). Сборник материалов межвузовской научно-

технологической конференции студентов и аспирантов. Иваново: ИГТА, 2010, -стр. 186-188.

Ю.Каршакова Л.Б., Лебедева В.И., Яковлева Н.Б. Использование информационных технологий в работе художника-стилиста. Тезисы докладов международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2008). М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2008. - стр. 285.

П.Яковлева Н.Б., Каршакова Л.Б. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Построение образов» для специальности 071501 «Художественное проектирование костюма». М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2009.

12.Бесчастнов П.Н., Закуцкая A.A., Каршакова Л.Б. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Построение образов на ЭВМ» для специальности 071502.65 «Художественное проектирование текстильных изделий». М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2010.

Подписано в печать 17.11.10 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Заказ 379 Тираж 80 ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Каршакова, Лидия Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ОРНАМЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

1.1. Анализ работ, посвященных текстильному орнаменту.

1.2. Влияние компьютерных технологий на проектирование текстильного орнамента.

1.3. Аналитический обзор графических редакторов общего назначения как инструментария для проектирования текстильного орнамента.

1.4. Обзор возможностей специализированных графических редакторов

1.5. Методы использования графических редакторов в компьютерном дизайне текстильных орнаментов.36 <

1.6. Методика обучения студентов специальности художественное оформление текстильных изделий профессиональной работе в графических редакторах.

Выводы по главе 1.

ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАППОРТНЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.

2.1. Математическое описание мотива и основных параметров раппортной схемы.

2.2. Аналитическое определение характеристик композиции.

Выводы по главе 2.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИСКРЕТНЫХ ОРНАМЕНТОВ И СЛОЖНЫХ

ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.

3.1. Описание алгоритмов для автоматизированного проектирования на основе раппортных схем.

3.1.1. Алгоритм расстановки одного мотива по выбранной раппортной схеме.

3.1.2. Алгоритм расстановки нескольких мотивов по одной или нескольким раппортным схемам.

3.1.3. Алгоритм создания вариантов орнаментальных композиций на основе выбранного мотива и раппортной схемы.

3.2. Разработка программного обеспечения «Орнамент».

3.2.1. Интерфейс программы «Орнамент».

3.2.2. Методика эксплуатации программы.

3.2.3. Особенности работы программы.

Выводы по главе 3.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Каршакова, Лидия Борисовна

Актуальность темы исследования

История орнамента уходит в глубь тысячелетий [17]. Первые находки относятся к эпохе палеолита, но и до сих пор он активно используется в художественном творчестве и является неотъемлемой частью жизни людей. Искусство украшения текстильных изделий, предназначенных для изготовления одежды и оформления жилища, возникло одновременно с технологией изготовления ткани [51]. Особенности нанесения бесконечно-повторяющегося узора на ткань обуславливали свои требования к композиции рисунка [7, 8, 13, 36, 44, 51]. За долгое время развития художественного текстиля выработались определенные закономерности, схемы раппортного построения'. Текстильный рисунок является частью культуры, он находится во взаимосвязи с общими тенденциями развития дизайна и испытывает влияние современных информационных технологий [7].

Многовековое развитие позволило соединить в текстильном рисунке достижения проектных технологий, схемы орнаментальных построений и стилевые тенденции изобразительных искусств. В настоящее время для художественно-колористического оформления ткани широко используется нанесение печатного рисунка, это недорогой и распространенный способ производства массовых видов художественного текстиля включает в себя огромный ассортимент различных изделий [9, 81]. Этот способ позволяет дизайнерам ткани использовать печатный текстиль в качестве лаборатории для творческих экспериментов в области текстильной графики. При компьютерном проектировании рисунка для оформления текстильных изделий в качестве универсального инструмента применяются редакторы общего назначения. Существуют зарубежные разработки, которые обладают теми же возможностями, но специфичные функции для текстильного проектирования имеют удобный пользовательский интерфейс [105, 108]. На предприятиях применяются специальные программы формирования изображения на бумаге для термоперевода или на ткани [109].

В основе текстильных орнаментов зачастую лежат композиционные раппортные схемы. Симметрия розеток, бордюров, а также сетчатых орнаментов описана математиками в середине двадцатого века при изучении кристаллографической симметрии [21, 88]. Вместе с широким распространением компьютерной техники появилась возможность автоматически создавать узоры на основе описанных принципов [7,10, 16, 28, 48, 50, 68]. Некоторые аспекты требуют более глубокого анализа, который поможет перевести художественную информацию в компьютерную среду. Одной из самых трудных технических задач при художественном проектировании орнаментов с бесконечно повторяющимся раппортом является маскирование швов пристыковке раппорта. Полноценно эту проблему можно решить, если программное обеспечение будет позволять сразу видеть на экране все повторяющиеся элементы. Программы NedGraphics и AVA предлагают приемлемое решение, но они* являются мало доступными из-за высокой^ стоимости. Использование дорогого программного обеспечения отражается на стоимости .выпускаемой продукции. Кроме того, в указанном программном обеспечении не предусмотрена возможность составления орнаментальных композиции с бесконечно повторяющимся раппортом на основе схем организации мотивов внутри раппорта. Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют методические разработки по комплексному использованию компьютерных графических программ в качестве инструмента ху-дожника-орнаменталиста.

Эта работа нацелена на решение вышеназванных проблем и является первым трудом, направленным на создание оптимального набора прикладных программ проектирования орнамента из всего доступного спектра графических редакторов и разработку удобного инструментария для компьютерного поиска новых композиционных решений на основе выбранных раппортной схемы и мотива. Для создания необходимого программного обеспечения-требуются анализ раппортных схем с позиции описания их математическим языком и изложение действий программы на логическом "уровне.

Цель и задачи работы

Целью данной диссертационной работы является создание методов проектирования дискретных орнаментов и сложных орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом на основе раппорных схем.

Достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:

- проведение анализа использования всевозможных типов графических программ на разных этапах компьютерного проектирования текстильного орнамента;

- разработка методик компьютерного проектирования текстильных орнаментов в среде различных графических программ, в том числе и для обучения профессиональной работе в графических редакторах студентов специальности художественное проектирование текстильных изделий;

- математическое описание мотива, основных параметров раппортных схем и аналитических методов определения характеристик текстильного орнамента;

- описание на логическом уровне действий программы расстановки мотивов на основе раппортной схемы;

- разработка программного обеспечения проектирования орнаментальных композиций.

Объектом и предметом исследования являются теория и практика проектирования текстильных орнаментов при помощи информационных технологий, принципы создания орнаментальных композиций на современном этапе.

Методы исследования

В работе используются анализ и обобщение материалов таких литературных источников, как монографии и другие публикации, журналы по дизайну; методов классической механики и аналитической геометрии; базовых методов компьютерной обработки изображений. При решении поставленных задач использовались современный кросс-платформенный инструментарий С)Т и язык объектно-ориентированного программирования С++.

Научная новизна исследования

Диссертация является первым исследованием в области проектирования текстильного орнамента средствами современных компьютерных технологий. В ходе исследования впервые были решены следующие задачи:

- проанализировано использование графических редакторов различных типов на всех этапах компьютерного дизайна текстильного орнамента;

- сделано математическое описание орнаментальных композиций с повторяющимся раппортом и их характеристик, выделены и математически описаны основные параметры раппортных схем;

- формализованы параметры текстильной композиции;

- разработаны алгоритмы создания орнаментальных композиций на основе выбранного мотива и раппортной схемы;

- создана программная реализация разработанных алгоритмов:

Практическая значимость результатов исследования

Внедрение компьютерных процедур в область проектирования орнамента может помочь художнику просматривать комбинаторные варианты в режиме реального времени. Это позволяет расширить выбор орнаментальных решений.

Компьютер давно уже стал помощником художника. В области использования вычислительной техники в искусстве, связанной с живописью и рисунком, существуют два разных подхода. В первом случае компьютер играет роль палитры и холста, с помощью которых художник различными способами создает изображения; при втором подходе художник задает машине программу генерирования изображений, которой та следует, причем сам художник, возможно, даже не знает, что получится в результате; его роль сводится к отбору лучшего варианта и разнообразной коррекции материала.

Наш подход заключается в объединении этих двух подходов, т.е. отдельные элементы и фрагменты орнаментов создаются по первому способу (рисования вручную), а вся композиция — по второму способу, т.е. по программе. При этом путем перебора прототипов композиционных решений генерируются новые узоры.

Работа посвящена методам проектирования текстильных орнаментов с помощью современных графических редакторов разных типов, а также разработке способа автоматического составления орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом на основе параллелограмма. Внедрение методов автоматизированного проектирования рисунков тканей отражается на работе и, соответственно, на подготовке художников-стилистов.

Автоматизация разработки орнаментальных композиций ускорит процесс создания новых рисунков для тканей, поможет предприятию текстильной промышленности расширить ассортимент тканей, быстро реагировать на изменение потребительского спроса.

Апробация результатов исследования

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались авто-poм^ на конференциях международного и всероссийского уровня, а также внедрены в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени А.Н. Косыгина». Результаты исследования используются в следующих дисциплинах: «Математика и информатика», «Построение образов на ЭВМ» и «Компьютерная графика» для специальности художественное проектирование текстильных изделий и «Автоматизированные методы проектирования текстильных изделий» для специальности информационные технологии в дизайне. Студенческие работы, выполненные в рамках этих курсов, демонстрировались в 2010 году на двух выставках:

- «Маяковский продолжается. Проекты и фотоработы студентов МГХПА имени С.Г. Строгонова и МГТУ имени А.Н. Косыгина» в Государственном музее В.В. Маяковского;

- «Компьютерный текстильный дизайн» в ГОУВПО «МГТУ имени А.Н.

Косыгина».

Разработана и зарегистрирована программа «Орнамент» №.2010616146 от 17.09.2010. Программа прошла апробацию на предприятии ЗАО «Дизайн студия «Дуплет».

По теме диссертации имеется 12 публикаций. Опубликованы три статьи в изданиях, входящих в «Перечень.» ВАК РФ; две публикаций — в сборниках научных трудов; пять тезисов научных конференций; изданы методические указания.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на расширенном заседании кафедры графического дизайна и рекламы ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».

Структура и содержание диссертации

Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 153 страницы; она содержит 117 страниц машинописного текста, 26 рисунков, 6 таблиц. Список литературы состоит из 109 наименований; приложение представлено на 35 страницах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Выполнены анализ, систематизация и классификация существующего программного обеспечения для художественного проектирования текстильного орнамента.

2. Сделан аналитический обзор литературных источников и программного обеспечения, который показал, что не существует технологий расстановки подготовленного мотива по классическим раппортным схемам и автоматизированного поиска новых схем.

3. Приведена методика использования всего спектра доступных инструментов для компьютерного проектирования орнаментальных композиций.

4. Выделены параметры схем орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом. Для этого было сделано математическое описание мотива и раппортных схем, которое позволяет описать любые раппортные сетки, в основании которых лежит не только квадрат, но и любой параллелограмм. Это позволяет осуществить переход от эстетико-смы еловой (художественной) информации к абстрактной, что дает возможность применять современные информационные технологии для проектирования новых орнаментов.

5. Впервые формализованы следующие характеристики композиции: соотношение площади фона и рисунка; масштаб мотива; наличие второстепенных элементов; статичность или динамичность; симметричность мотива и композиции внутри одного раппорта; равномерность распределения форм; ритмическое движение форм и интервалов; направление мотивов; дискретное распределение мотивов. Введены параметры для автоматического выявления характеристик композиции: количественная мера динамичности для1 одного мотива и композиции в целом; мера симметричности одного мотива и мера симметричности композиции внутри одного раппорта. Предложены варианты оценки таких интегральных параметров, как сложная или простая композиция; завуалированность раппортного построения.

6. Разработаны три алгоритма: базовый алгоритм расстановки одного мотива по выбранной схеме, позволяющий получать эскизы тканей с разным ритмом и масштабом; алгоритм составления композиций на основе расстановки одного или нескольких мотивов по одной или по разным схемам, который предназначен для создания текстильного орнамента разной сложности путем наложения композиций; алгоритм генерации вариантов орнаментальной композиций с бесконечно повторяющимся раппортом при помощи автоматического изменения элементов по заданным параметрам.

7. Создано программное обеспечение для реализации на практике теоретических результатов. Программа «Орнамент» позволяет искать композиционные решения посредством изменения значений параметров проектирования орнамента: угол поворота мотива относительно осей раппорта, масштаб мотива, расстояние между мотивами и др.

8. Разработаны и внедрены в учебный процесс методики обучения студентов специальности художественное оформление текстильных изделий профессиональной работе в графических редакторах.

 

Список научной литературыКаршакова, Лидия Борисовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Александров П.С. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. — М., Наука, 1979.-512 с.

2. Балуха К.В. Основы художественного мастерства. Компьютер вместо кисточки. М.: Эксмо, 2007. - 480 с.

3. Балуха К.В. Техника рисунка. Компьютер вместо кисточки. — М.: Эксмо, 2008.-477 с.

4. Белянин M.B. «Photoshop CS3» М.: NT Press, 2008. - 438 с.

5. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 2004. 175 с.

6. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, Совъяж Бево, 2004. 431 с.

7. Бесчастнов Н.П. Художественный образ орнамента. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. 335 с.

8. Бесчастрюв Н.П., Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учебное пособие. — М: МГТУ, 2003. — 294 с.

9. Бесчастнов П.Н. Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий. — Автореф. канд. дисс. — М., 2003.-24 с.

10. Бесчастнов П.Н. Текстильный фоторисунок. М: МГТУ, 2004. - 233 с.

11. Бесчастнов П.Н., Закутцкая A.A., Каршакова Л.Б. Методические указанияк лабораторным работам «Построение образов на ЭВМ» М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2010. - 37 с.

12. Береснева В .Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. — М.: Легкая индустрия, 1977. — 192 с.

13. Борзунов Г.И. Автоматизация работы в среде графического редактора. -М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. 52 с.

14. Борзунов Г.И., Заболотская Е.А., Палаткин М.В., Фирсов A.B. Практикум по дисциплине «Математика и информатика». Часть 2. Основные средства графического редактора. М., РИО МГТУ, 2001. — 36 с.

15. Борзунов Г.И., Аксенова А.Н., Незнанова Н.И. Практикум по дисциплине «Математика и информатика». Часть 3. Использование дополнительных средств графического редактора для создания орнаментальных композиций. М., МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 60 с.

16. БСЭ (в 30 тт.), Орнамент, М.: «Советская энциклопедия», 1969. — 1978 г.г.;

17. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос, 2004. 272 с.

18. Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М., МГТУ, 2002. 359 с.

19. Варст (В.Степанова) Костюм сегодняшнего дня прозодежда. - ЛЕФ, 1923,№2. - 68 с.

20. Вейль Г. Симметрия. М. Наука, 196.8 99 с.

21. Выготский Л.С. Психология искусства — М.: Искусство, 1986. — 574 с.

22. Гейл К., Каур Я. Мода и текстиль. Рождение новых традиций Минск: ООО «Гревцов Паблишер», 2009 - 240 с.

23. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М., Галарт, 1998. 328 с.

24. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. — М.: Книга, 1998.-526 с.

25. Глушаков C.B., Гончарова Е.В., Золотарев С.А., Кнабе «Adobe Illustrator CS3. Самоучитель», M.: изд-во ACT, 2008. 480 с.

26. Голубева О.Л. Основы композиции. — М.: Издательский дом «Искусство»,2004.- 120 с.

27. Грищенкова В.А., Тодоров В.Т. Проектирование тканей на базе компьютерной техники нового поколения. — Текстильная промышленность, № 6, 1998.-с. 16

28. Дерева Р. М. Дизайн трехмерных орнаментальных структур. Дисс. -М., 2006.- 150 стр.

29. Дизайнерское образование. История. Теория. Практика. Под общей редакцией В.Р. Аронова, В.Ф. Сидоренко. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина,2007.-408 с.

30. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. М., 1990.-224 с.

31. Жексенаев А.Г. Основы, работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — М.:2008.-80 с.http://linux.armd.ru/common/img/uploaded/files/Gimp.pdf

32. Жеребцов А.Н. Дизайн двумерных орнаментов. Дисс. - М., 2008. -123 с.

33. Журавлева Н.В., Коновалова М.В., Куликова М.А. Колорирование текстильных материалов. Учебное пособие для вузов. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 368 с.

34. Информатика: учеб.-справ. Пособие / A.B. Шипунова. — М.: ACT: Астрель, 2009.-315 с.

35. Исаенкова O.A. Способы получения рисунка на ткани. М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. - 28 с.

36. Иттен И. Искусство цвета М.: Изд. Д.Аронов, 2001. - 96 с.

37. Иттен И. Искусство формы. — М.: Издатель Д. Аронов, 2001. — 138 с.

38. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1910. — 108 с.

39. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука-классика,2005.-232 с.

40. Каршакова Л.Б., Фирсов A.B. Математическое описание одномотивных раппортных сеток. Сборник научных работ аспирантов; — М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009. стр. 71-74.

41. Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования С. М.: Вильяме, 2009 — 304 с.

42. Козлов B.I Г. Основы художественного оформления^ текстильных изделий: Учебник для вузов. М., 1981. - 264 с.

43. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева 3.H. Моделирование и художественное : оформление . женской и: детской одежды. М., Легпромбыгиздат, 1990. — 320 с. .

44. Коновалов М.В. Технология полиграфической печати, и допечатнош подготовки изображений:. Учебное'пособие М;: МГТУ им. А.Н:'Косыгина; 2004. - 276 с.

45. Лавреньев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. М:: Гадарики, 2008. -303 с.

46. Лобацкая Е.М., Казарновская Г.В. Проектирование декоративных тканей с использованием ЭВМ ■ Витебск: Сборник статей международной научной конференции «Текстиль, одежда, обувь: дизайн и производство», 2002. — с. 69-70.

47. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М., Владос, 2008. 144 с.

48. Макаров A.A. Автоматизированная система подготовки эскизов тканей. Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной? промышленности» (ТЕКСТИЛЬ 99). -М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 1999.

49. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах: Учебник для техникумов. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 208 с.

50. Маргулис Д. Photoshop для профессионалов, классическое руководство по цветокоррекции. М.: ООО «РТВ»-Медиа, 2007. - 400 с.

51. Маргулис Д. Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве — М.: Интелбук, 2006. -480 с.

52. Моль А., Фукс В., Кессер И. Искусство и ЭВМ. М., 1975. - 558 с.

53. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. — М.: Искусство, 1982. — 577 с.

54. Немчанинова Ю.П. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде OpenOffice.org Учебное пособие. -М.: 2008. 46 с. http://linux.armd.ru/common/img/uploaded/files/Draw.pdf

55. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. М.: 2008. - 52 с.http://linux.armd.ru/common/img/uploaded/fllesЛnkscape.pdf

56. Никитин Н.М. Художественное оформление тканей. —М., 1971. 280 с.

57. Орнамент всех времен и стилей. М.:Арт-родник, 2004. — 267 с.

58. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 210 с.

59. Пономаренко С.И. Пиксел и вектор. Принципы цифровой графики. — Спб.: БХВ-Петербург, 2002. 496 с.

60. Пономаренко С.И. Adobe Photoshop CS2. Спб.: БХВ-Петербург, 2005 -992 с.

61. Порев В.Н. Компьютерная графика. — Спб.: БХВ-Петербург, 2002. 428 с.

62. Применение вычислительной техники для решения колометрических задач в текстильной промышленности. Дмитриев Л.Н. и др. — М.: 1970. —46 с.

63. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Посмодернизма. М.: ООО «Магма», 2004. - 518 с.

64. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

65. Самсонов B.C. Типовые устройства красильно-отделочного оборудования. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2001. - 159 с.

66. Сафьянников Н.М., Буренева О.И. Компьютерная система проектирования тканей. Текстильная промышленность, № 4, 1998. - с. 34-35

67. Севостьянов П.А. Математические методы обработки данных. Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. - 256 с.

68. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореф. докт. дисс. М., 1990. 33 с.

69. Синегуб-Лавренко A.A., Анисимов В.И., Тарасова JI.A. Фотомеханические способы изготовления форм для печати на тканях. — М.: Издательство научно-технической литературы РСФСР, 1961. — 152 с.

70. Соболев H.H. Набойка в России. М.: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1912.-107 с.

71. Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей. M.-JL, 1934. -432 с.

72. Соколова Т.Н. Орнамент почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972. - 176 с.

73. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003 296 с.

74. Страустрап Б. Введение в язык Си++ , 1995. — 480 с.

75. Сысолятин А.Г., Годунова И.П. Динамические композиции. М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2010. - 28 с.

76. Таньшина З.А. Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 1920-1930-х гг.— Автореф. канд. дисс. — М., 2009.-26 с.

77. Татаринов Я.В. Лекции по классической динамике. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-296 с.

78. Ткач Д.Г. Художественное проектирование франзуского сюжетного текстильного печатного рисунка. — Дисс. -М., 2008. — 184 стр.

79. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообазования в дизайнерском творчестве. -М.: АСТ:Астрель, 2007. 239 с.

80. Фирсов A.B. Теоретические и прикладные аспекты разработки автоматизированных систем управления проектированием тканых полотен — Дисс.-М., 2007.-351 стр.

81. Фокина JI.B. Орнамент. Учебное пособие . — М., Феникс., 2005. 172 с.

82. Шикин А. В., Боресков А. В. Компьютерная графика. Полигональные модели. М.: ДИАЛОГ- МИФИ, 2001. - 288 с.

83. Шилдт Г. Исскуство программирования на С++. Спб.: БХВ-Петербург, 2005 477 с.

84. Шлее М. Qt 4: Профессиональное программирование на С++. СПб.: «БХВ-Петербург», 2007. - 831 с.

85. Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве, 2 изд., М., 1972.-339 с.

86. Эксперимент в дизайне. Учебное пособие. Сост. А.Н. Лаврентьев. М.: Издательский дом «Универстиетская книга», 2010. — 244 с.

87. Яковлева Н.Б., Каршакова Л.Б. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Построение образов». — ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. 35 с.

88. Bowles M., Isaac C. Digital Textile Design: Portfolio Skills. Laurence King Publishing, 2009. - 192 c.

89. Chipkin Frederick L. Adobe Photoshop for Textile Design for Adobe Photoshop CS3. Origin inc., 2007.- 149 c.

90. Chipkin Frederick L.GIMP for Textile Design. Origin inc., 2008. - 112 c.

91. Cole D. Textiles Now. Laurence King Publishing, 2008. - 272 cxp.

92. Cole D. Patterns. Thames & Hudson, 2007. - 240 c.

93. Cole D. The Pattern Sourcebook. A Century of Surface Design Laurence King, 2009. - 304 c.

94. Exciting World of Pattern Design. Feierabend Unique Books, 2009. — 700 c.

95. Herald J. Experimental Pattern Sourcebook. 300 Inspired Designs from Around the World Rockport, 2010. -335 c.

96. Lieser W. Digital Art. h.f.ullmann, 2009. - 288 c.

97. Madarena S.M. Patters in Fashion Koln, Evergreen, 2009. - 192 c.

98. The New Textile. Trends+Traditions. London: Thames & Hudson Ltd, 2001.- 192 c.