автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Дизайн ювелирных изделий - трансформеров
Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн ювелирных изделий - трансформеров"
На правах рукописи
ЗЯБНЕВА Ольга Александровна.
ДИЗАЙН ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ - ТРАНСФОРМЕРОВ.
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн.
АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
2 2 СЕН 2011
Москва 2011
4853382
Работа выполнена на кафедре «Компьютерный дизайн» Московского Государственного Университета Приборостроения и Информатики.
Научный руководитель: доктор технических наук,
профессор
Куманин Владимир Игоревич
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор
Жукова Любовь Тимофеевна
кандидат технических наук Захаров Александр Иванович
Ведущая организация:
Иркутский государственный технический Университет
Г. Иркутск
Защита состоится 13 октября 2011 в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.119.04 в Московском государственном университете приборостроения и информатики по адресу: 107996, Москва, ул. Стромынка, д. 20, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ
Автореферат разослан 12 сентября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат технических наук Дрюкова А.Э.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования.
В настоящее время ювелирные изделия - трансформеры вызывают повышенный интерес, поскольку они соответствуют стремлению современного человека, ищущего нового и необычного, создать свой стиль и обратить на себя внимание. На современном рынке ювелирных изделий ощущается нехватка видового разнообразия и технических решений
ДО'
ювелирных изделий - трансформеров, так же сформулирован научный подход к дизайну таких изделий.
Цель работы: Создать и реализовать систему разработки дизайна в сегменте ювелирных изделий - трансформеров.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ аналогов и прототипов ювелирных изделий -трансформеров.
2. Создать классификацию ювелирных изделий - трансформеров.
3. Разработать систему анализа ювелирных изделий трансформеров по механическим принципам видоизменения.
4. Провести маркетинговое исследование современных ювелирных изделий - трансформеров.
5. Привести требования к дизайну и разработать методику создания дизайна ювелирных изделий - трансформеров.
6. На основе методики, разработать дизайн ювелирного изделия -трансформера кольцо - подвеска - брошь «Орхидея» и привести технологические рекомендации для создания данного ювелирного изделия.
Научная новизна.
1. В данном исследовании, выделен самостоятельный сегмент продукции ювелирных предприятий - ювелирные изделия - трансформеры.
2. Дано определение функциональных и конструктивных особенностей данной группы.
з
3. Проведена классификация ювелирных изделий - трансформеров по, назначению, задачам и принципам трансформации.
4. Определены технологические и конструкционные требования к дизайну ювелирных изделий - трансформеров.
Практическая значимость.
1. Выделенный в результате исследований сегмент ювелирного производства - трансформеры, открывает новое направление в дизайне ювелирных изделий.
2. Предложенная методика проектирования ювелирных изделий -трансформеров, которая может быть рекомендована ювелирным предприятиям и дизайнерам для работы, а так же внедрена в рабочий процесс на ювелирных предприятиях.
3. Представлены рекомендации по выбору материалов.
4. Определено наиболее перспективное направление для дизайна ювелирных изделий- трансформеров.
5. Предложена методика проектирования ювелирных изделий -трансформеров.
6. Разработан новый механизм трансформации, использованный в авторском проекте кольца - трансформера «Орхидея».
7. Разработан дизайн ювелирного изделия - трансформера, кольцо -брошь - подвеска «Орхидея». Практическая значимость подтверждена актами внедрения авторских разработок в производственный процесс фирмами:
ООО «Медиаком», ООО «Творческие мастерские», ООО «Мюз Элит».
Апробация работы.
По теме диссертации опубликовано ¿0 печатных работ, в которых отражено основное содержание диссертации, в том числе 3 статьи рецензируемых научных журналах по перечню ВАК РФ.
Результаты работы докладывались на всероссийских и межвузовских конференциях: «Актуальные проблемы приборостроения, информатики и социально - экономических наук» в Московском государственном университете приборостроения и информатики (2010 г.), XVII научно -технической конференции «Информатика и технология» в Московском государственном университете приборостроения и информатики (2011 г.), XIV Всероссийской научно - практической конференции с международным участием (2011 г.), на научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, приложения и библиографии из 101 наименований. Объем работы составляет 113 страниц машинописного текста, включая 67 иллюстраций и 9 таблиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении аргументируется актуальность выбранной темы и дано определение ювелирных изделий - трансформеров и их значение в современной ювелирной промышленности. Формулируются цели и задачи исследования, обосновываются научная новизна и практическая значимость данной работы.
В первой главе дан исторический анализ ювелирных изделий -трансформеров.
Ювелирные изделия - трансформеры - это ювелирные изделия, которые могут видоизменяться по внешнему виду или по функции. Термин «transformer» - изначально употреблялся в английском языке, в дизайне мебели для определения предметов, меняющих не только форму, но и функцию. В последние десятилетия, понятие «трансформер» расширилось, и мы можем встретить: диван - трансформер, коляску - трансформер, игрушку - трансформер, книгу - трансформер, платье - трансформер. Данный термин стал широко употребляться применительно к ювелирным изделиям.
5
Ювелирные изделия - трансформеры появились как практичные ювелирные изделия, способные видоизменяться по внешнему виду: более простой дневной вариант, и более сложный вечерний.
В XIX веке, были популярны: серьги и колье со съемными подвесками, броши - браслеты, колье - браслеты, диадемы - броши, диадемы - колье. Появляются разборные конструкции, например слайд - браслеты, состоящие из множества небольших кулонов и медальонов. Ювелирные изделия -трансформеры поступали в продажу с комплектом съемных механизмов, например браслет со съемной центральной вставкой и основа броши к нему.
В XX веке, с появлением стиля Ар - Деко, интерес к ювелирным изделиям - трансформерам возрос. Появляются броши «дуэт» - это брошь и пара клипсов, симметричная композиция которых изначально обуславливалась особенностью механизма трансформации. В этом направлении работают Луи Бушерон, художники фирмы Картье: Луи Картье и Шарль Жако. А в середине XX века, ведущие ювелирные дома работают над оригинальными механизмами трансформации. Например, фирма Van Cleef & Arpels, ее художник Рене Сим Лозар, в 1951 году создает знаменитый трансформер: колье - браслет Zip - Молния. Для современных ювелирных изделий - трансформеров, характерны эксперименты с механизмами трансформации: изделия с поворотными элементами, заменяющимися вставками, кольца с вращающейся центральной дорожкой цветы с раскрывающимися и закрывающимися бутонами и т.д. Появляются ювелирные изделия, съемные детали к которым, можно докупать, вовлекая, таким образом, в процесс дизайна потребителя ювелирной продукции.
Современный рынок ювелирных изделий содержит менее 1% ювелирных изделий - трансформеров, представленных российскими и зарубежными производителями. По данным ювелирных выставок «Ювелир 2010» и «Junwex Москва 2010» из 145 рассмотренных фирм производителей и торговых представителей (111 распространяют изделия российского производства и 34 - иностранную продукцию), в ассортименте
6
присутствовали изделия - трансформеры у 56 фирм (41 фирма с российской продукцией и 15 с итальянской, израильской, бразильской, таиландской, китайской и индийской). На рисунке 1 представлено количественное отношение ювелирных изделий - трансформеров. Каждое изделие считалось один раз по своей основной функции. Например, колье - кулон будет считаться один раз в сегменте «колье».
70 60 50 40 30 20 10 0
1
1
.........1
Украшения из серебряных сплавов
® Украшения из золотых сплавов
кулоны броши
Рис. 1- Количество ювелирных изделий - трансформеров из золотых и серебряных сплавов на современном российском рынке (%).
Из рисунка 1 видно, что на современном рынке ювелирных изделий существует нехватка видового разнообразия.
Во второй главе дана классификации ювелирных изделий -трансформеров. Определены задачи трансформации и проведен анализ ювелирных изделий - трансформеров по принципу трансформации. Предлагается система анализа ювелирных изделий - трансформеров.
Были проанализированы 500 ювелирных изделий - трансформеров, антикварных и выпускаемых современными предприятиями. Каждая ячейка таблицы 1, представляет собой группу ювелирных изделий, объединенных по принципу трансформации и особенностям конструкции.
Таблица 1
Классификация ювелирных изделий - трансформеров.
Функция Вид Схема Достоинство Недостаток
Серьги Со съемными подвесками % 4? ^ 1) Несколько вариантов одного изделия. Возможность потери съемных деталей.
Кольца Разъемные. ( п т 1' # Три варианта в одном изделии. Отсутствие механизма Возможность потери детали
Дорожки. (Три тонких, одинаковых по конфигурац ии кольца) ЩШ Множество вариантов использования, отсутствие механизма Возможность потери детали
Со съемным кастом или декоративны м элементом (; в^ У Возможность замены каста, декоративной вставки, использование детали в качестве подвески, броши Возможность потери детали. Возможность поломки механизма
Кольцо раскладывав тся по типу гармошки в браслет или подвеску Ювелирное изделие двойной функции без съемных деталей Хрупкий механизм
С поворачива ющимся декоративны м элементом - у «V ^ ч ' ; Два и более вариантов кольца, простота механизма. Требует аккуратности в эксплуатации.
С вращающейс я дорожкой Два варианта кольца в одном изделии Механизм требует постоянного ухода: мытья и чистки
Кольцо -кулон с поворотным механизмом .«.¡.^ > Г, С Два украшения в одном изделии, простота механизма Ограничения дизайна: шинка кольца участвует в композиции кулона
Функция Вид Схема Достоинство Недостаток
Кольца Кольцо -гарнитура Bluetooth с поворотным механизмом ( Два украшения с разными функциями в одном изделии Требует аккуратности в эксплуатации
Кольца на два пальца .. л Удобство, презентабельность Ограничения дизайна
Колье Колье со съемными элементами ,........ " ••*' ! ( ¿-D Возможность использования съемных деталей в качестве брошей и заколок Возможность потери деталей.
Колье с поворачива ющимися элементами A Z4' Ж V Ф Несколько вариантов одного изделия Ограничения дизайна
Тиара, диадема Тиара со съемными декоративны ми элементами Возможность использования съемных деталей в качестве брошей и заколок Возможность потери деталей
Тиара колье со съемными конструктив ными элементами Две функции одного изделия
Браслет Браслет со съемными элементами Возможность использования съемных деталей в качестве • брошей и подвесок Возможность потери деталей
Браслет часы y* Y Изделия с двумя функциями
Брошь Броши со съемными декоративны ми элементами '¿■Sir*/* О'--:-' j. \ o. r.u, ** î.__^ Возможность использования съемных деталей в качестве пары клипсов Возможность потери деталей
Функция Вид Схема Достоинство Недостаток
Кулон Со со съемными декоративны ми элементами Ф * Возможность использования одного изделия в двух вариантах Возможность потери деталей
С выдвижным разъемом флешки Двойная функция одного изделия Необходимость всегда носить одно украшение
Не редко, ювелирные изделия, не видоизменяются, но могут выполнять две функции. Например, кулон - подвеска или кольцо - подвеска. Такие изделия не могут называться «трансформерами», поскольку они сами не видоизменяются - точнее называть данное изделие двойной функции.
Все существующие ювелирные изделия - трансформеры по задачам трансформации, мы можем разделить на две большие группы:
1. С переменной функцией.
2. Видоизменяющиеся внешне.
К первой группе, к украшениям с переменной функцией, мы можем отнести такие изделия, как: броши - дуэты, состоящие из пары клипс, крепящихся к основанию булавки, слайд - браслеты, состоящие из подвижно закрепленных звеньев, являющихся самостоятельными украшениями, диадемы Russian fringe - русская бахрома, могли переделываться из диадем в колье, и др.
Вторая группа изделий - трансформеров, способных видоизменяться внешне гораздо многочисленнее. Это ювелирные изделия со съемными подвесками. Кольца и колье, видоизменяющиеся за счет поворачивающихся элементов.
Трансформация существующих ювелирных украшений трансформеров, основываются на принципах:
1. Соединения - разъединения элементов.
2. Вращения элементов вокруг оси.
3. Движения элементов по направляющим.
ю
Принцип соединения - отсоединения деталей реализуется в изделиях со съемными элементами и подвесками, в украшениях с отстегивающимися замковыми механизмами, с заменяющимися вставками. Такие украшения проще в изготовлении и эксплуатации, поэтому количество изделий со съемными элементами преобладает на современном рынке ювелирных изделий. Принцип соединения - отсоединения деталей, может осуществляться как при помощи механизма трансформации, так и без него. Механизм трансформации - это механизм, при помощи которого возможно изменение внешнего вида или функции ювелирного украшения. Кольца разъемные, кольца - дорожки, некоторые виды серег со съемными подвесками не имеют механизма трансформации, но их можно считать ювелирными изделиями - трансформерами т.к. эти ювелирные изделия проектируются изначально как видоизменяющиеся изделия.
Принцип вращения элементов вокруг оси, дает множество интересных и необычных решений, исчезает риск потери деталей изделия. Данный принцип реализован в ювелирных изделиях с поворачивающимися декоративными элементами (двусторонние переворачивающиеся касты и декоративные элементы композиции), или с поворачивающимися конструктивными элементами (шинками колец, звеньями колье и т.д.).
Принцип движения по направляющим реализован не в полной мере. В последнее время стали популярны кулоны - флешки с выдвижным USB разъемом, кольца с вращающейся дорожкой, часы - браслеты со сдвижной декоративной панелью.
Три принципа трансформации могут быть применимы в обеих группах ювелирных изделий - трансформеров (трансформирующихся внешне, трансформирующихся с переменой функции). Поэтому все существующие ювелирные изделия -трансформеры, можно разместить по шести сегментам.
Таблица 2
Система анализа ювелирных изделий - трансформеров.
Характер трансформации Принцип трансформации
Изменяющиеся внешне С переменной функцией
Отсоединения элементов Сегмент 1 Сегмент 2
Вращения элементов Сегмент 3 Сегмент 4
Движения по направляющим Сегмент 5 Сегмент 6
В количественном отношении, шесть сегментов заполнены неоднородно. В первом, втором и третьем сегментах, встречаются изделия с несколькими трансформациями, т.е. одно изделие может видоизменяться несколько раз.
€0% г"*
50%
-1
30%
10%
о%
с.
;--1
Сегмент _
Сегмент -1 Сегмент
2 3
С егмент ,
■ Принцип движения по направляющим, сдвиг
ш Принцип вращения
т Принцип соединения -отсоединения
Рис.2 - Количественное соотношение сегментов ювелирных изделий -трансформеров.
Из рисунка видно, что в количественном отношении, значительно преобладают два сегмента ювелирных изделий - трансформеров, работающих по принципу соединения - отсоединения элементов. Принцип вращения вокруг оси не реализован в полной мере и является
перспективным для дизайнера ювелирных изделий на данный момент. Принцип движения по направляющим на данный момент остается практически не реализованным. Так же возможна разработка иных принципов работы ювелирных изделий - трансформеров.
В третей главе приводятся требования к материалам и конструктивные требования к ювелирным изделиям-трансформерам.
Ювелирные изделия — трансформеры изготавливаются из ювелирных сплавов драгоценных и недрагоценных металлов. Ювелирные сплавы должны обладать следующими характеристиками. Механические: пластичность важна для закрепки вставок, формообразования; твердость и упругость важны для деталей механизмов и подвижных соединений. Технологические характеристики: литейные качества, а так же обрабатываемость резаньем. Эксплуатационные: красивый цвет и способность долго сохранять полировку.
Используемые в ювелирной промышленности сплавы, обладают высокими и средними литейными качествами, поддаются штамповке, гибке и ковке, хорошо обрабатываются резаньем, шлифуются. В таблицах 3, 4 представлены широко используемые в ювелирной промышленности сплавы драгоценных и недрагоценных металлов.
Как видно из таблиц 3,4, большинство ювелирных сплавов -пластичны, что важно для формообразования, закрепки камней и обработки резаньем. С другой стороны, излишняя пластичность может привести к разбалтыванию механизмов, что очень опасно для ювелирных изделий -трансформеров. Как средство упрочнения сплавов драгоценных металлов, можно использовать термическую обработку: закалку с последующим старением. В таком случае термическая обработка применяется ко всему изделию целиком, что в некоторых случаях, может является недостатком. Например, при изготовлении ювелирных изделий с покрытием горячей эмали.
Свойства ювелирных сплавов драгоценных металлов, применяемых в ювелирной промышленности.
Ювелирные сплавы Механические свойства Литейные свойства Эстетические характеристики Цена руб/г
5% о, МПа НВ Цвет Устойчивость к потускнению
Область плав. 1"С Газопогло щение Усадка %
Золотые сплавы 750 44-46 460-480 100 930/900 - 0,9 белый-желтый-красный высокая 1500
585 35-44 300-510 69-114 970/870 1 зеленый - желтый -розовый высокая 1100
333 24-35 410-580 99-110 900/860 +++ 1,1 желтый-розовый-красный средняя 700
750 ЗлПдСр - - 100 1280/1272 - 0,95 интенсивный белый высокая 1750
Серебряные сплавы 950 43 240 50 930/850 ++ >1 белый высокая 30
925 41 260 57 910/810 ++ >1 белый высокая 30
900 35 270 64 890/779 ++ >1 светло - серый средняя 29,5
875 38 260 70 840/779 ++ >1 светло - серый средняя 27
800 35 310 79 820/779 -н- >1 светло - серый средняя 26,5
м § ^ в : 950 ПлИ5 34 144 61 1780/1790 + >1 Белый высокая 1700
+ - Поглощение Нг, Ог. ++ - Поглощение Ог, ЯСЬ +++ - Поглощение Н2, О2, 50г.
Свойства ювелирных сплавов не драгоценных металлов, применяемых в ювелирной промышленности.
Ювелирные сплавы Механические свойства Литейные свойства Эстетические характеристики Цена коп/г
5% о, МПа НВ Цвет Устойчивость к потускнению
1 пл.'С Газопоглощение Усадка %
Латуни, томпаки Л90 40 520 60 1045 ++ 2 желтый низкая 3
ЛА 85 - 0,5 55 340 65 900 ++ 2 желтый средняя 3,5
Л85 50 380 60 1025 ++ 2 желтый низкая 3
Мельхиоры МНЗО 40 400 80 1170 +++ - серый высокая 4,5
МН 19 38 400 75 1180 +++ 2,29 серый высокая 4,5
Нейзил ьбер МНЦ 65-14,2-20,8 35 350 70 1050 + 2-2,1 серый средняя 4,5
+ - Поглощение Ог.
++ - Поглощение Н2, О2.
+++ - Поглощение БОг, Н2,02.
В таких случаях, упрочнять можно только детали механизма, а декоративная часть изделия, в который закрепляются вставки, останется пластичным. Используется свойство металла - способность изменять механические свойства в зависимости от степени пластической деформации. В результате пластической деформации, металл становится твердым, пластичность же наоборот, уменьшается.
Таблица 5
Механические свойства серебряно - медных сплавов.
Марка сплава Деформированный и отожженный Деформированный
НВ б,% НВ б,%
СрМ 95 50 43 190 5
СрМ 90 64 35 125 4
СрМ 80 79 35 134 4
Из приведенной таблицы видно, что сплавы высоких проб серебра могут использоваться как для операций, требующих пластичности металла, например, закрепки камней, так и для изготовления механизмов: замков, сложных соединений и механизмов трансформации.
Вставки для ювелирных изделий - трансформеров, могут быть использованы любые, из употребляющихся в ювелирном производстве.
В четвертой главе описана методика создания ювелирного изделия - трансформера.
Разрабатывая дизайн ювелирного изделия, важно учитывать три составляющие: эстетика, технологичность и функциональность. Но при этом, появилась тенденция ювелирных производств: создать новый вид ювелирного изделия - трансформера, желание создать новый механизм трансформации. Это явление, обусловлено покупательским спросом на инновационный дизайн. Поиск нового, необычного и при этом позитивного, свойственен современному потребителю. Поэтому, в
некоторых случаях, можно говорить о появлении четвертой составляющей дизайна ювелирных изделий - трансформеров -инновационной.
Рис. 3. Требования к дизайну ювелирных изделий - трансформеров.
В современных ювелирных изделиях - трансформерах, функциональность и эстетика не редко становятся двумя взаимоисключаемыми, что является основным недостатком этих изделий, поэтому предложена следующая методика разработки дизайна ювелирного изделия - трансформера с инновационным подходом:
1. Изучить аналоги и прототипы ювелирных изделий -трансформеров.
2. Определить основную функцию ювелирного изделия: кольцо, браслет, кулон, серьги и т.д.
3. Определить задачи трансформации: изменения внешнего вида или функциональные.
4. Определить принцип трансформации: отсоединение деталей, вращение вокруг оси, сдвиг.
5. Найти необходимое техническое решение: механизм трансформации и конструктивные особенности. В случае, если
поставлена задача создать ювелирное изделие с несколькими трансформациями, то необходимо повторить алгоритм с пункта 3 (с выбора задач трансформации).
6. Разработать художественный вид изделия (с учетом найденного технического решения): изучение прототипов, изучение аналогов, разработка композиции, разработка пластического объема, разработка цветового решения.
В пятой главе применяется на практике методика создания ювелирного изделия - трансформера, на примере кольца — подвески -брошь клипсы «Орхидея». Описываются предпосылки для возникновения данного ювелирного изделия.
При изготовлении кольца - трансформера «Орхидея», была использована приведенная в четвертой главе методика.
Выбран основной вид ювелирного изделия - кольцо. Определена задача трансформации: изделие должно изменять свою функцию: кольцо - подвеска или кольцо — брошь. Такие кольца - трансформеры существуют, и они работают по принципу отсоединения шинки кольца от верхней части. Усовершенствовано кольцо примененным принципом вращения: поворот шинки относительно верхней части кольца, обратная сторона изделия приобретет необходимую для подвески или броши плоскость. В кольце не будет съемных деталей, что исключит потерю съемной части, а так же в сложенном состоянии, шинка кольца может, так же, выполнять роль зажима, т.е. замка броши - клипсы. Тогда, шинка должна фиксироваться жестко в двух положениях. Техническое решение заимствовано из другого ювелирного изделия: запонки с пружинным замком.
Основа работы замка служит «пружинный элемент» - пластина толщиной не более 0,5 мм, фиксирующая кулачок стойки запонки в
двух положениях. Данный механизм используется в кольце -трансформере, расположив пружинный элемент на дикеле (обратной стороне кольца) а фиксирующий кулачок припаивается к шинке. Таким образом, шинка кольца фиксируется только в двух положениях.
Рис. 4 Схема пружинного замка запонки, а - челночок запонки, б - пружина, в - стойка запонки, г - штифт.
Разработка художественного вида ювелирного изделия. Предпосылкой к появлению идеи кольца, стала мода на крупные кольца, как правило, флористических мотивов. Кольца — цветы, закрывающие всю фалангу пальца, удобны для дизайна ювелирных изделий - трансформеров. Во — первых, крупный верх кольца может хорошо смотреться в качестве подвески или броши. Во - вторых, можно скрыть под лепестками цветка, механизм трансформации. Разработана кольцо в винтажном стиле.
Рис. 5 Эскизы кольца - трансформера «Оридея». Кольцо - трансформер состоит из четырех деталей и пружины. Детали: шинка кольца, тройная нижняя розетка с ложементом для пружины, двойной лепесток, верхний лепесток цветка с кастом для центральной вставки. Для сборки ювелирного изделия, предусмотрены
штифтовые соединения. Выбранные материалы: серебро 950 пробы, горячая эмаль, фианиты, цитрин.
Шинка и нижняя розетка изготовлены в технике монтировки. Два объемных лепестка выполнены в технике литья по выплавляемой модели. На поверхности цветка проведены гравировальные работы. Лепестки цветка покрыты прозрачной горячей эмалью. Металлическая поверхность изделия оксидирована. Полученное кольцо - трансформер способен выполнять функцию кольца, подвески и броши - клипсы.
Рис. 6 Кольцо - трансформер «Орхидея» лицевая сторона, обратная сторона.
Выводы диссертационной работы:
1. Проведенное историческое исследование показало, что ювелирные изделия - трансформеры известны уже более двухсот лет.
2. Проведенное маркетинговое исследование показало наличие на современном Российском рынке сегмента ювелирных изделий - трансформеров.
3. По результатом исследования ассортимента современных ювелирных изделий, а так же антикварных ювелирных изделий, составлены определение ювелирных изделий - трансформеров и их классификация.
4. Проведен анализ ювелирных изделий трансформеров по принципу трансформации и задачам трансформации.
5. По результатам исследований, создана система анализа ювелирных изделий - трансформеров.
6. Используя предложенную систему анализа ювелирных изделий - трансформеров, выделено наиболее перспективные направления для дизайна ювелирных украшений -трансформеров; обоснованы требования к дизайну, выбору технологии и материалам.
7. На основе системы анализа ювелирных украшений трансформеров, разработана методика создания ювелирных изделий - трансформеров, реализованная в ювелирном изделии -трансформере: кольцо - подвеска - брошь «Орхидея».
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК.
1. Куманин В.И. Ювелирные украшения - трансформеры, дизайн и классификация. [Текст] / В.И. Куманин, O.A. Зябнева // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт - Петербург, 2011. -№ 1-С. 14-15
2. Куманин В.И. Дизайн фотоснимков ювелирных изделий. [Текст] / В.И. Куманин, М.С. Волкова, O.A. Зябнева // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт - Петербург, 2011. - № 2 - С. 13-15
3. Куманин В.И. Конструктивные и технологические особенности изготовления механизмов в ювелирных изделиях. [Текст] / В.И. Куманин, М.С. Волкова, O.A. Зябнева II Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт - Петербург, 2011. - № 3 -С.
Статьи опубликованные в сборниках научных трудов:
4. Куманин В.И. Дизайн ювелирных украшений -трансформеров [Текст] / В.И. Куманин, O.A. Зябнева // Современные техника и технологии. Сборник трудов XVI Международная научно - практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии»: сб. докладов - Томск, 2010. - Т. 3. -С. 242-244.
5. Куманин В.И. Ювелирные украшения. История и дизайн. [Электронный ресурс] / В.И. Куманин, O.A. Зябнева // ЭНИ ДТП электронное научное издание «Дизайн. Теория. Практика.» http: //enidtp.mgupi.ru - Выпуск. 3. 2010. - С. 54 -68.
6. Зябнева O.A. Конструктивные и технологические требования к механизмам в ювелирных изделиях. [Текст] //Информатика и технология: Межвузовский сборник: Материалы научно -технической конференции Московского государственного университета приборостроения и информатики. Выпуск XVI. /Под редакцией к.т.н., доц. Белова В.Г., к.т.н., доц. Пирумова А.Р. - М.: МГУПИ, 2010. - 296с. - С. 138-141.
7. Зябнева O.A. Методика разработки дизайна ювелирных
*
украшений - трансформеров. [Текст]//Дизайн и технологии художественной обработки материалов: Материалы XIV Всероссийской научно - практической конференции с международным участием (Архангельск, 16-20 мая 2011 г.)/Под ред. Рыбинского П.Н. - А.: Северный (Арктический) федеральный университет, 2011. - 211с. - С. 49-51.
Подписано в печать:
09.09.2011
Заказ № 5884 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Зябнева, Ольга Александровна
Введение
ГЛАВА 1. История дизайна ювелирных изделий — трансформеров
1.1 История ювелирных изделий — трансформеров
1.2 Современный рынок ювелирных изделий — трансформеров 29 Вывод по главе
ГЛАВА 2. Классификация ювелирных изделий - трансформеров
2.1 Классификация ювелирных изделий — трансформеров по 34 функции
2.2 Классификация ювелирных изделии - трансформеров по 52 задачам трансформации
2.3 Классификация ювелирных изделий- трансформеров по 56 принципам трансформации
2.4 Система анализа ювелирных изделий - трансформеров 61 Вывод по главе
ГЛАВА 3. Требования к ювелирным сплавам и вставкам в ювелирных изделиях - трансформерах
3.1 Требования к ювелирным сплавам и конструктивным особенностям ювелирных изделий — трансформеров
3.2 Использование вставок в ювелирных изделиях - 75 трансформерах
Вывод по главе
ГЛАВА 4. Разработка дизайна ювелирных изделий трансформеров
4.1 Составляющие дизайна ювелирных изделий - трансформеров
4.2 Методика разработки дизайна ювелирных изделий - 83 трансформеров
Вывод по главе
ГЛАВА 5. Апробация методики разработки дизайна ювелирных ^ изделий - трансформеров
5.1 Разработка дизайна кольца—трансформера «Орхидея»
5.2 Технология изготовления кольца — трансформера «Орхидея» 100 Вывод по главе
Выводы диссертационной работы
Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Зябнева, Ольга Александровна
Ювелирные изделия — это огромный пласт культуры человечества, они отражают культуру различных народов: это и история технологий, история религий, история моды, история геополитического взаимоотношения различных культур. Рождение различных видов ювелирных изделий никогда не было случайным, всегда были обусловлено традициями, экономическими или религиозными причинами. Так, например, до XVIII века, подавляющее количество ювелирных изделий были платяные, то есть предназначенные для крепления на одежде, это связано со стремлением человека не только максимально закрыть, свою плоть, но даже скрыть естественный силуэт человеческого тела, немыслимы были глубокие декольте или открытые руки. С распространением идей гуманизма, усилилось значение и разнообразие личных ювелирных изделий. А рационализм в сознании людей и искусстве, развитие ювелирных технологий, рождают многофункциональные и видоизменяющиеся ювелирные изделия - трансформеры [1].
С прошествием времени, со сменой эпох, с развитием новых технологий, меняются и ювелирные изделия - трансформеры. Но у каждой эпохи, свои мотивы к созданию таких изделий. Возникает вопрос: зачем люди носят ювелирные изделия, какова их мотивация? Это тот вопрос, на который должен знать ответ каждый дизайнер ювелирных украшений.
Один из самых ранних мотивов, побудивших человека надеть ювелирное изделие — это защита от внешних злых сил, отношение к ювелирному изделию как к оберегу. Первые ювелирные изделия — это сложные системы символов, защита на все случаи жизни. Часто встречающийся в украшениях Древнего Египта жук скарабей — это символ богатства, весны. Он защищал от злых сил. Так же, в древние времена сложилось отношение к камням как к талисманам. Пытались лечиться истолченными в порошок минералами. \
Отношение к ювелирному изделию как к оберегу, к талисману популярно и по сей день. В любом ювелирном магазине мы можем получить информацию о магических и лечебных свойствах драгоценных камней и подобрать себе ювелирное украшение — талисман, подходящий именно вам. Современные дизайнеры, проектируя ювелирное изделие как талисман, традиционно сохраняют сложившееся индивидуальное отношение к каменным вставкам или символике, при этом материалы, форма или техника исполнения могут быть новыми и современными. Актуально это направление в дизайне ювелирных изделий - трансформеров. Например, кулон с изображениями всех знаков зодиака, с вращающейся стрелкой, устанавливающей нужный знак зодиака.
Ювелирные изделия, могут приобретаться как средство установления своего социального статуса. Поскольку ювелирные украшения изготавливаются из драгоценных камней и металлов, то они так же становятся средством накопления ценностей, которые в случае необходимости можно перепродать. Сейчас прибавились еще ценности: историческая и антикварная. В начале XXI века, дамы стараются не только ослепить блеском бриллиантов, но и удивить изделием дорогой и именитой фирмы, обратить на себя внимание «брендом» [1].
Chopard, Van Cleef & Arpéis — многие другие широко известные крупные фирмы раскупаются не только из-за эстетической цешюсти и высокого качества изделия, но как средство подчеркнуть свой высокий статус, причислить себя к узкому кругу людей, имеющих возможность приобретать данные украшения. Поскольку эти фирмы широко себя рекламируют, издаются в модных журналах, издают каталоги, изделия этих фирм носят голливудские звезды — обществу известен не только ассортимент, но и стоимость этих изделий. Поэтому, женщина, одевающая украшение от Тиффани, рассчитывает и на то, что окружающим будет известна стоимость данного изделия. И как средство подчеркнуть уникальность своей продукции, многие из крупных, «брендовых» фирм, занимаются 5 разработками ювелирных изделий — трансформеров. Стремясь подражать этим «флагманам» ювелирного производства, ювелирные изделия — трансформеры начинают выпускать и другие фирмы.
Но не все подбирают себе украшения с позиции стоимости и демонстрации своих финансовых возможностей. Ювелирное изделие может приобретаться и как аксессуар к одежде, индивидуально относящийся к конкретному человеку. Оно может рассказать о вкусе и утонченности обладательницы. Дама с хорошим вкусам, должна правильно и к месту уметь подбирать ювелирные изделия, одежду — это норма XIX столетия. Видоизменяющиеся ювелирные изделия - трансформеры, подбирать к костюму, было значительно проще и дешевле, чем иметь несколько изделий разных видов, поэтому именно в этот период широко распространяются ювелирные изделия — трансформеры с отсегивающимися элементами.
В XX веке происходят большие изменения в обществе. Меняется отношение к личности, меняется роль женщины, соответственно и внешний вид: одежда, прически и как следствие — украшения. Волосы остригаются, а юбки укорачиваются. Уходят в прошлое тиары и парюры (полный комплект ювелирных изделий),, их заменили длинные серьги, кулоны. Минимализм, сдержанность и при этом элегантность, простота организуют сочетание образов независимого и женственного [2]. Меняется и восприятие понятия хороший вкуса». Дама с хорошим вкусам должна создать свой индивидуальный стиль, подходящий ей и по одежде, и по характеру, и по образу жизни, занятию и т.д. Как правило, современные дома мод сами разрабатывают целый комплекс: одежда, обувь, духи, аксессуары и украшения. Они создают стиль, образ. Женщина может «примерить этот образ» на себя. Покупая «брендовые» ювелирные изделия, дама вместе с самим украшением приобретает и стиль, разработанный компанией.
Ювелирные изделия — трансформеры, в качестве аксессуаров, оказались наиболее подходящими для создания образа современной женщины. Они подчеркивают оригинальность, многогранность натуры. Поиск б индивидуальности и своего стиля у потребителя, для дизайнера — это благодатная почва. Задача дизайнера — становится помочь найти свой единственный и неповторимый стиль, удивить чем-то необычным: дизайном изделия или механизмом [3].
В современном обществе, особенно чувствительном к собственным желаниям; ювелирное изделие, становится и источником удовольствия, радости. Получать положительные эмоции — естественная потребность каждого человека. Эта радость зачастую носит безусловный характер, возникает на подсознательном уровне. Украшения, не только ювелирные, привносят в нашу жизнь это чувство. Мы можем получать положительные эмоции не только от того, что мы носим украшение, но и просто от сознания обладала им. Радость может приносить и побрякивание подвесок, например, сережек, и тактильные ощущения. Радость может так же приносить и осознание того, какое впечатление украшение производит на окружающих. Данное восприятие ювелирных изделий, делает драгоцешюсти родственными игрушкам. Занимательная механика, яркие цвета изделий, необычность и диковенность, поиск нового, необычного - эти качества свойственны современным ювелирным изделиям — трансформерам.
В настоящее время, ювелирные изделия — трансформеры, не смотря на численную немногочисленность, вызывают повышенный интерес. Каждая го вышеперечисленных мотиваций к приобретению ювелирных изделий -трансформеров, в той или иной степени справедлива для современного общества, но нельзя сказать, что она подходит для каждого человека в отдельности. И дизайнер ювелирных изделий должен четко понимать, для кого он изготавливает изделие и. какие задачи и цели преследует его потенциальный покупатель.
Современный потребитель большей части ювелирной продукции - это, как правило, человек городской, часто одинокий, постоянно находящийся в поиске: поиске интересных людей, модной одежды, ярких впечатлений и жаждущий положительных эмоций и удовольствий [3]. Для нашего 7 современника гораздо важнее выглядеть, произвести впечатление, чем быть. Современный покупатель ювелирных изделий - иррационален, непредсказуем и уникален. Он свободен от социальных рамок, сейчас нет необходимости приобретать ювелирные изделия, чтобы поддерживать свой социальный статус. Ювелирные изделия приобретаются для красоты и удовольствия, а через потребление, человек идентифицирует себя. Для него свойственен поиск удовольствий, приятных ощущений и незамедлительного удовлетворения как умственных, так и потребительских запросов [4]. Ив эту тонкую психологическую игру, включаются производители ювелирной продукции. В эту концепцию удачно подходят ювелирные изделия -игрушки: мишки с двигающимися лапами, слоники, цветы с открывающимися бутонами, изделия с разноцветными вставками, двигающимися при ходьбе. В этих модных сейчас ювелирных изделиях, обязательно присутствует элемент игры: это и ювелирное украшение, и дорогая игрушка, снимающая психологическое напряжение, и вещь, обращающая на себя внимание именно этой многосторонностью. Современные ювелирные изделия - трансформеры так же имеют игровой момент, притягивающий внимание потребителя. Здесь уже важна не только практичность ювелирного изделия, хотя это так же актуально в начале XXI века, особенно для ювелирных изделий с дорогими вставками. Для потребителя ювелирного изделия становится интересен процесс игры, в который вовлекает ювелирное изделие - сама возможность видоизменять, комбинировать, властвовать над вещью. Сама цель современного ювелирного изделия — трансформера, это вовлечь обладателя в свою игру. Поэтому, на рынке появляются все новые и новые виды ювелирных изделий - трансформеров, каждый производитель ювелирной продукции стремиться удивить либо широким спектром возможностей ювелирного изделия, либо необычностью механизма. С распространением информационных технологий, ювелирные изделия — трансформеры, включили новые, ранее не относящиеся к ювелирным украшениям, функции: запоминающие устройства, наушники к телефонам и т.д.
На современном ювелирном рынке присутствует немногочисленная группа ювелирных изделий - трансформеров различных видов и ценовых категорий. Так же ювелирные изделия этой группы можно встретить в собраниях музеев и в частных коллекциях. Но, к сожалению, антикварные ювелирные изделия' не всегда возможно отличить как трансформеры. Антикварные ювелирные изделия, в основном, изучаются только в рамках прикладного искусства, поэтому и в музеях, и в книгах, посвященных ювелирному искусству, можно встретить, безусловно, важную информацию о художественной ценности ювелирного изделия, , периоду его изготовления и его месте в культурной среде того времени. Но технологические особенности, к сожалению, интересуют в меньшей степени. В большинстве литературы стоит указание на материалы, реже название основной техники изготовления. Про особенные возможности ювелирных изделий зачастую вовсе нет информации, не говоря уж про особенности механизмов и соединения отдельных частей ювелирного изделия [5].
И поэтому, ювелирные изделия - трансформеры существуют как явление в истории ювелирного производства более двухсот лет, но, к сожалению, до сих пор не сформулирован научный подход к дизайну таких изделий. Так же не хватает специальной научной литературы по данному вопросу, что тормозит развитие дизайна и производство ювелирных изделий - трансформеров, а отсюда, вытекает и нехватка видового разнообразия, технических решений ювелирных изделий — трансформеров.
Цель работы: Создать и реализовать систему разработки дизайна в сегменте ювелирных изделий — трансформеров.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ аналогов и прототипов ювелирных изделий -трансформеров.
2. Создать классификацию ювелирных изделий - трансформеров.
3. Разработать систему анализа ювелирных изделий трансформеров по механическим принципам видоизменения.
4. Провести маркетинговое исследование современных ювелирных изделий — трансформеров.
5. Привести требования к дизайну и разработать методику создания дизайна ювелирных изделий - трансформеров.
6. На основе методики, разработать дизайн ювелирного изделия — трансформера кольцо - подвеска — брошь «Орхидея» и привести технологические рекомендации для создания данного ювелирного изделия.
Научная новизна.
1. В данном исследовании, выделен самостоятельный сегмент продукции ювелирных предприятий — ювелирные изделия — трансформеры.
2. Дано определение функциональных и конструктивных особенностей данной группы.
3. Проведена классификация ювелирных изделий - трансформеров по, назначению, задачам и принципам трансформации.
4. Определены технологические и конструкционные требования к дизайну ювелирных изделий - трансформеров.
Практическая значимость.
1. Выделенный в результате исследований сегмент ювелирного производства - трансформеры, открывает новое направление в дизайне ювелирных изделий.
2. Предложенная методика проектирования ювелирных изделий — трансформеров, которая может быть рекомендована ювелирным предприятиям и дизайнерам для работы, а так же внедрена в рабочий процесс на ювелирных предприятиях.
3. Представлены рекомендации по выбору материалов.
4. Определено наиболее перспективное направление для дизайна ювелирных изделий- трансформеров.
5. Предложена методика проектирования ювелирных изделий -транеформеров.
6. Разработан новый механизм трансформации, использованный в авторском проекте кольца — трансформера «Орхидея».
7. Разработан дизайн ювелирного изделия — трансформера, кольцо — брошь - подвеска «Орхидея». Практическая значимость подтверждена актами внедрения авторских разработок в производственный процесс фирмами:
- ООО «Медиаком»
- ООО «Творческие мастерские»
- ООО «МЮЗ Элит».
Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн ювелирных изделий - трансформеров"
Выводы диссертационной работы:
4. Проведенное историческое исследование показало, что ювелирные украшения — трансформеры известны уже более двухсот лет.
5. Проведенное маркетинговое исследование показало наличие на современном Российском рынке сегмента ювелирных украшений — трансформеров.
6. По результатам исследования ассортимента современных ювелирных изделий, а так же антикварных ювелирных изделий, составлены определение ювелирных изделий - трансформеров и их классификация.
7. Проведен анализ ювелирных изделий — трансформеров по принципу трансформации и задачам трансформации.
8. По результатам исследований, создана система анализа ювелирных украшений — трансформеров.
9. Используя предложенную систему анализа ювелирных украшений — трансформеров, выделено наиболее перспективные направления для дизайна ювелирных украшений — трансформеров; обоснованы требования к дизайну, выбору технологии и материалам.
10. На основе системы анализа ювелирных украшений трансформеров, разработана методика создания ювелирных изделий — трансформеров, реализованная в ювелирном изделии - трансформере: кольцо — подвеска — брошь «Орхидея».
Список научной литературыЗябнева, Ольга Александровна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений Электронный ресурс. http://www.bibliotekar.ru/3a1velir/ - 27.12.2010
2. Нотаристефано Л. Визуальные продажи ювелирных украшений ювелирная витринистика. Текст. /Лаура Нотаристефано; пер с англ Н.Баженова. М. Изд. дом 6 карат, 2009. - 128 с.
3. Коровина НИ. Ювелирные тенденции нашего времени.// Ювелирная Россия. Информационно аналитический журнал - 2009.- №4 - с. 48-51.
4. Гамзатов М. Ювелирное искусство и материальная культура. Памятники ювелирного искусства и проблемы их изучения и реставрации. Текст. / Гамзатов М. СПб. Государственный Эрмитаж, 1996. — С.8-11
5. Перевод слов. Электронный ресурс. http://www.perevodslov.ru/multitran.html/ 27.12.2010
6. Сизова Т.И. Ювелирное искусство России Текст. / Т. И. Сизова, Г. Г. Смородинова, М. Н. Лопото и др.; сост. В. Н. Серегин и др. М.: Интербук-бизнес, 2002. — 277 с.
7. Медведева Г. Русские ювелирные украшения 16-20 веков. Текст. / Г. Медведева, Н Платонова, М. Постникова-Лосева, Г. Смородинова, Н. Троепольская. — М.: Советский художник, 1987 . 344 с.
8. Новости Электронный ресурс. www.ltv.ru/news/culture/72935 - 12.02.2011
9. Фото Электронный ресурс. http://www.liveinternet.ru/users/lizzv darcy/postl49726000/ 12.02.2011
10. Болин В.А. Болин в России. Придворный ювелир конца 19-начала 20 веков. Текст. / В.А. Болин., Под ред. К.Болина, П.Булатовой. -М.:Новый эрмитаж-один. 2001. -246 с.
11. Диадема Софьи Меренберг Электронный ресурс. http://www.liveinternet.ru/users/lizzy darcy/postl49726000/ -19.08.2011
12. Sotheby's jewels antique, period and contemporary./ London. 29 june 2004.
13. Лопатко. M.H. Ювелиры старого Петербурга. Текст. / М.Н. Лопатко. -СПб.: Изд. Государственного Эрмитажа, 2006,- 154 с.
14. Великобритания. Елизавета II. Электронный ресурс. http://www.liveinternet.ru/users/tgkh/rubric/1959921/ 11.06.2011
15. Словарь ювелира Электронный ресурс. http://www.e-ieweller.ru/dic/doc 1413.html/ - 4.04.2010
16. Sotheby's jewels./ London. 26 October 2004.
17. Набор ювелирных украшений (трансформер) в оригинальной коробке Электронный ресурс. http://www.kytyzov24.ru/katalog5/razdel4/katalogid1395/ 4.07.2011
18. Стоун.Д. Ювелирная энциклопедия драгоценные камни виды изделий термины. Текст. / Джаспер Стоун. СПб.: СЗКЭО «Кристалл», 2008.-192с., ил.
19. Russel's Antiqes and Fine Jewelry in Greendwood Электронный ресурс. http://www.russellantiq.com/braceletsslideitems.html/ - 5.04.2011.
20. Колье пасхальное с одиннадцатью яичками Электронный ресурс. http://www.ababica-ru/GoA^iewProduct/id^13450/ -11.07.2011
21. Sotheby's./ New York. 7 October 2004.
22. Sotheby's./ Fine jewelry. Amsterdam 2004.
23. Sotheby's./ Important jewelry. New York 1996.
24. Sotheby's./ Fine jewelry. Beverly Hills. 1997.
25. Великобритания. Елизавета II. Драгоценности Электронныйресурс. http://www. 1 iveinternet.ru/users/tgkh/rubric/1959921/ - 3.02.2011108
26. The curated Object: Country. Japan Электронный ресурс. -http://www.curatedobiect.us/the curated object /japan/ — 10.06.2011
27. Collier Van Cleef: les nouveaux colliers Zip. -Электронный ресурс., -www.ioyce.fr/mag/biioux/dl8524/x46984.html- 3.11.2010
28. Бродбек. Д. Концепция. Драгоценные игрушки. / A world of dreams. Международный ювелирный журнал № 1 - 2002.
29. Главные тенденции ювелирной моды 2011 Электронный ресурс. http://vespig.wordpress.com/ —19.08.2011
30. Фантазии Dior Jewelry. Электронный ресурс. http://www.blog.arvo.ru/index.php?id=184/ 3.04.2011
31. Новиков В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений. Текст. / В.П Новиков, B.C. Павлов. JL: Политехника. 1991. - 208 е.: ил.
32. Продажа антикварных изделий Электронный ресурс. http://www.amorex.ru/ -20.04.2010
33. Скарисбрик. Д. Кольца. Символ власти, любви и верности. Текст. / Д. Скарисбрик, пер. с анг. JI.A. Борис. Китай.: Арт - Родник, 2008. - 384 е., ил.
34. Фото ювелирных украшений. Комплект трансформер. Электронный ресурс. -http://freelance.ru/users/6x9-ps/?work=496748/ -12.12.2011
35. Ювелирный клуб. Кольцо — кулон Электронный ресурс. http://vuvelir-club.ru/?p=512/ 22.05.2011
36. Кольцо гарнитура Bluetooth Электронный ресурс. http://www.series40.3rd.su/2009/07/ - 30.04.2011
37. Van Cleef & Arpéis Электронный ресурс. http://www.mvwatch.ru/forum/lofíversion/index.php?tl 5123.html/- 20.05.2011
38. Сайт производственной компании. Электронный ресурс. http://www.gold4u.ru/product/39099.html/ 10.12.2010
39. Van Cleef & Arpéis для княгини Монако Электронный ресурс. -http://www.mvwatch.ru/allnews/201 l/07/05/allnews 2271.html/ 5.07.2011109
40. Трайна. Д. Уникальные драгоценности. / Д.Трайна. пер. с англ. А Дворядкина, А. Мельниковой. -М.: Крон-Пресс, 1997.- 216 с.
41. Костюк О.Г. Петербургские ювелиры 18-19 веков. Текст.: Католог выставки. / О.Г. Костюк. — СПб.: Славия. 2000. 128 с.
42. Броши из собрания Елизаветы П Электронный ресурс.-http ://club.osinka.ru/topic-51312?р=6744851/ 11.07.2011
43. Новости модцинга. Кулон — флешка Электронный ресурс.-htlp://vww.kirovnet.ni/for^a7557d0e6&topic=l 64227.0;а11/ 10.06.2011
44. РосЮвелирЭксперт. Портрет покупателя в интерьере ВВЦ. / Ювелирная Россия. Информационно — аналитический журнал №4 - 2010.
45. Куманин В.И. Ювелирные украшения — трансформеры, дизайн и классификация. Текст. / В.И. Куманин, O.A. Зябнева // Дизайн. Материалы. Технология. Санкт - Петербург, 2011. - № 1-С. 14-15
46. Интернет магазин VTP презент. Электронный ресурс.http://www.vippresent.ru/holidavs/current vear/8marta/et-r-01-361859.html/ -13.11.2010
47. Куманин, В.И. Материалы ювелирной техники Текст.: Учебник для вузов/ В.И. Куманин, JI.A. Ковалева, С.Н. Крайнов. — М.: МГАПИ, 2000. 128 с.
48. Дронова Н. Ювелирные изделия. Справочник энциклопедия: Классификация. Описание. Оценка. Текст.: Приложение к журналу «Ювелир»/ Н. Дронова. - М. : Издательский дом «Ювелир». - 1996 — 352 е., илл.
49. Э. Бреполь. Теория и практика ювелирного дела. /Пер. с нем. Под ред. JI.A. Гутова и Г.Т. Оболдуева. — 4-е изд., стереотипн. — Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1982. — 384 с. ил.
50. Андрющенко. А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. /А. Андрющенко под. Ред. Чевушьян Д.М. — Нижний Новгород: Издательство В. Шевчук, 2004. —146 с.
51. Марченков В.И. Ювелирное дело. Текст.: Практическое пособие. / В.И. Марченков. М. Высшая школа., 1992. - 256 е.: ил.
52. Новиков В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений. Текст.: Практическое пособие. / В.П. Новиков B.C. Павлов. Л. Политехника, 199Г. -208 е.: ил.
53. Сбербанк России. Стоимость драгоценных металлов Электронный ресурс. http://www.sbrf.ru/moscow/ru/person/values/metall/ -11.08.2011
54. Медь, никель и их сплавы. Электронный ресурс. -http://www.naukaspb.rU/spravochniki/Demo%20Metall/3 19.htm -1.11.2010
55. Куманин, В. И. Материаловедение и технология конструкционных материалов. Текст.: Учебник для вузов/ В.И. Куманин, И.Ю. Мамедова; под общ.ред. Б.М. Михайлова. М.: МГАПИ, 2005. - 140 с.
56. Бреполь Э. Художественное эмалирование. / Э. Бреполь. Пер. с нем. Кузнецовой; Ред. Л.З. Засухина. — Л. Машиностроение, Ленингр. Отд-ие, 1986. -127 е., ил.
57. Галанин С.И. Дизайн ювелирно художественных изделий с использованием электрохимической отделки поверхности металлов импульсными токами.: монография/ С.И. Галанин. — Кострома : Изд-во КГТУ, 2008. —173 с.
58. Соколова М.Л. Металлы в дизайне. Текст. / М.Л. Соколова. -М. : МИСИС, 2003. 176 с.
59. Смит Г. Драгоценные камни. Текст.: монография / Смит Г.; пер с анг. Арсанова A.C. Борисова Б.А. Под ред. Петрова В.П. — М.: Мир, 1980 — 586 с.
60. Гураль С. Ювелирные украшения./ Светлана Гураль. М.: Эксмо, 2010.-256 с.:ил.
61. Абакумов О. Я семя, брошенное в землю. / Ювелир традиция и престиж № 39-40 - 1997. - с. 83 - 86.
62. Yvonne Brunhammer. The jewels of Lalique / Paris New York. Flammarion, 1998.
63. Росювелирэксперт. Будте бдительны. Оптовые и розничные покупатели два взгляда на самоцветы. / Ювелирная Россия. Информационно — аналитический журнал №4 -2009 - с. 30-33.
64. Методика в дизайне. Электронный ресурс. -http://arttobuild.ru/index2.php ?option=com content&task=view&id=813&pop=l &page=0<emid=l/ 24.06.2011
65. Искусство Картье. Французское ювелирное искусство с 1847 по 1960 гг. / Каталог выставки. — Париж, Эдисион ду Месэн, 1992. 136с.
66. Палладий — это стильно / модно. /Ювелирная Россия. Информационно аналитический журнал №1 -2010.-е. 60-62.
67. Рыбинского П.Н. А.: Северный (Арктический) федеральный университет, 2011.-211с.-С. 166-168
68. Подшипники. Электронный ресурс. -http://www.podshipnik.ru/analvst/80/element 73.html./ 4.03.2011
69. Basel World 2009: заметки на полях./Ювелирная Россия №3 -2009 - С.61-65.
70. Ювелирные украшения Электронный ресурс. -http://trendymag.ru/blog/tag/2205/ 24.07.2011
71. Сайт ироизводствешюй компании. Электронный ресурс. -http://www.gold4u.ru/product/39099.html/ 10.12.2010
72. Christie's East. Antique and Fine Jewelry. New York. 9 Dectmber1999.
73. Смирнова Г. Ювелирные украшения 19 — начала 20 веков. Электронный ресурс.http://www.bestgold.ru/index.php7show aux page=63 23.09.2009
74. Sotheby's. Fine jewelry. / Amsterdam. 26 November 2003.
75. Sotheby's. Arcade jewelry. / New York. 8 Dectmber, 2004.
76. Sotheby's. Arcade jewelry. / New York. 20 April, 2004.
77. Van Cleef & Arpéis. Электронный ресурс. -http•■//www■vancleef-aфels■Com/ru/florílege.html#/memorv/ 24.09.2009.
78. Шорохов, E.B. Композиция. Текст.: Учеб. для студентов худож.-граф. фак./ Е.В. Шорохов. — М.: Просвещение, 1986. 207 с.
79. Куманин В.И. Конструктивные и технологические особенности изготовления механизмов в ювелирных изделиях. Текст. / В.И. Куманин, М.С. Волкова, O.A. Зябнева // Дизайн. Материалы. Технология. — Санкт -Петербург, 2011. № 3 - С.
80. Куманин В.И. Дизайн фотоснимков ювелирных изделий. Текст. / В.И. Куманин, М.С. Волкова, O.A. Зябнева // Дизайн. Материалы. Технология. Санкт-Петербург, 2011. - № 2 — С. 13 - 15
81. Wiener L. Handmade Jewelry.A Manual of Techniques. Van Nostrand Reinhold Company. London. 1981.
82. Банк фотографий Электронный ресурс. www.photosight ru/photos/501817/ 17.07.2010
83. Фото Электронный ресурс. http://www.liveinternet.ru/users/nina-l 963pr/postl 05494161/ 17.07.2010.
84. Фото Электронный ресурс. [>tlp://biogs.privetru/communityArals34567/74503642] -17.07.2010
85. Фото Электронный ресурс.; exclusiveflowers.ru/orchids.php?i=12 17.07.2010.
86. Брошь «Орхидея». Электронный ресурс. mvw.intalia.ru/cat/825/item 121II 17.07.2010
87. Брошь «Орхидея». Электронный ресурс., http ://ekarn. freehosting.bg/142-zolotye-izdeliYa-s-topazom.html/ 17.07.2010
88. Брошь «Орхидея». Электронный ресурс. http://fotki.vandex.ru/users/vintage-atelie/view/498361/?page=9/ 17.07.2010.
89. Брошь «Орхидея». Электронный ресурс. fotki.vandex.ru/users/vintagefair/vie\v/443405/?page=:l 17:07.2010
90. Жердев Е. Метафорическая образность в дизайне. / Е. Жердев, -М.: Изд-вл МСХА,2004. -227 е., илл. : ' .
91. Дизайн ювелирных изделий. Электронный ресурс. -http ://j eweler.ucoz.ru/index/dizajnJuvelirnykhizdelij/0-l 3/ 23'.05.2011
92. Куманин В.И. Ювелирные украшения: История и дизайн. Электронный ресурс. / В.И. Куманин, O.A. Зябнева // ЭИИ ДТП элекгрошюе научное издание «Дизайн. Теория. Практика.» http: //enidtp.mgupi.ru -Выпуск. 3. 2010. G. 54 - 68.
93. Википедия; Электронный ресурс. -http://ru.wikipedia.org. 15.03.2011.
94. Беренгер М. Рисунок для ювелиров. / Мария Жозе Форкадел Беренгер пер. с англ. Ю.Севастьянова. — Китай. :Арт-родник.- 2005
95. A. Kenneth Showman. Faberge: Lost and Found. Italy.: Thames and Hudson. 2003.
96. Ананов А. Русское ювелирное искусство. — Finland. Karisto Oy.1994.
97. Гулина Ю.В.История ювелирного дизайна. Электронный ресурс. http://tdsg.ru/page216.html - 13.04.2011115
98. Ювелирная энциклопедия. Электронный ресурс. -http://zoloto.peterlife.m/iewelir/iewelir/iewelirnoedelo-019.html 13.04.2011
99. Об. Ювелирные монтировочные работы. Электронный ресурс. -http://www.telmo4ine.rii/ffles/theorv/Artprocessing/3-31.htm- 14.04.2010
100. Изготовление шинки. Электронный ресурс. -http://v\'\wv.jev¥ellerytech.ru/process/info.litml?nid:=132 -12.04.2010
101. Калленберг JI. Моделирование из воска для ювелиров и скульпторов. / Калленберг Лоуренс. О.:Дедал пресс. 2004. - 256 с.
102. Лившиц В.Б. Самодельное оборудование для изготовления ювелирных изделий. Тект.: Справочник. / Сост. В.Б. Лившиц. М.: Изд. Оникс, 2006. - 32 е.: ил.
103. Лившиц В. Ювелирное литье. Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях. Тект.: Практическое пособие/В.Б. Лившиц. М.: Оникс. 2005-224 с.
104. Ювелирное производство. Закрепка камней. .Электронный ресурс. http://uvelir.info/articles/26664/ - 17.04.2011
105. Торговая компания Ласо Электронный ресурс. -http://www.ievvellemet.ni/catalog/717.html 3.06.2010
106. Оксидирование. Электронный ресурс. -http://virtuhai.nm.ru/oksid.htm 28.05.2010.