автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн фотографий ювелирных изделий

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Волкова, Мария Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн фотографий ювелирных изделий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн фотографий ювелирных изделий"

4845715

Волкова Мария Сергеевна

Дизайн фотографий ювелирных изделий Специальность 17.00.0б - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

1 2 МАЙ 2011

Москва-2011

4845715

Работа выполнена на кафедре «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор

Куманин Владимир Игоревич

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор

кандидат технических наук, профессор

Холин Николай Николаевич

Юдина Татьяна Федоровна

Ведущая организация: ГОУ ВПО Магнитогорский Государственный Университет (МаГУ)

Защита состоится 23 мая 2011г. в_ юов на заседании диссертационного

совета Д.212.119.04. в Московском Государственном Университете Приборостроения и Информатики по адресу: 107996, Москва, ул. Стромынка, д.20, зал заседаний Ученого Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ Автореферат разослац«_» апреля 2011г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат технических наук

Дрюкова Анна Эдуардовна

Общая характеристика работы

Актуальность темы

С пополнением рынка товаров и услуг завоевать потенциального покупателя, в том числе покупателя ювелирных изделий, становится сложнее. Одним из эффективных способов рекламы ювелирного изделия является фотография. Облик фотографии изделия определяется его дизайном (размещение, угол, освещение, постановка).

Дизайн фотографии любого изделия, и особенно ювелирного изделия, это творческий процесс, в котором скрыта информация о моде, стиле и сферы его применения. Поэтому совершенствование дизайна и технологии съемки фотографий ювелирных украшений, с использованием различных техник и приспособлений, креативных идей является актуальным. Фотосъемка ювелирных изделий подобна самой настоящей кропотливой ювелирной работе. Это связано с особенностью самих ювелирных изделий — они имеют сложное строение, формы, фактуры, поверхности. Каждую деталь нужно воспроизвести при постановочной фотосъемке в выгодном свете и оптимальном ракурсе, учитывая при этом ее характерные особенности. При фотосъемке ювелирных изделий нужно заставить сверкать своим светом каждый драгоценный камень, создать объем и ощутимо воспроизвести все фактуры металла и камня.

Цель работы: разработать технологию фотосъемки ювелирных изделий для воспроизведения на фотографии эксклюзивного дизайна ювелирного объекта.

Согласно постановленной цели работы, были сформулированы задачи исследования:

- Провести анализ ювелирных изделий с позиции их фотогеничности.

- Осуществить исторический анализ дизайна фотографий ювелирных изделий.

- Разработать классификацию видов дизайна фотографий изделий.

- Разработать технологию фотосъемки ювелирных изделий.

- Разработать особенности фотоаппаратуры для проведения фотосъемки изделий.

- Установить тенденции в развития дизайне фотографий ювелирных изделий.

- Создать коллекцию фотоснимков ювелирных изделий различного дизайна.

Научная новизна.

- Разработана историческая классификация фотографии ювелирных изделий, реализованных с помощью различно фотоаппаратуры. Проведен анализ дизайна фотографий, выведены этапы развития дизайна ювелирной фотографии.

- Сформулированы основные принципы фотосъемки ювелирных изделий, Установлено влияние освещенности, угла съемки, фона и других факторов на качество дизайна ювелирных изделий.

- Установлены технологические режимы фотосъемки ювелирных изделий; учитывающие параметры освещения.

Разработан лайтбокс в форме полупрозрачного додекаэдра, позволяющий изменять угол фотосъемки от 12 до 90. Выявлена связь между дизайном ювелирного объекта и предпочтительным углом его фотосъемки.

- Показано, что для осуществления фотосъемки необходимо наличие четырех источников освещения разной интенсивности: осветители с лампами эквивалентной мощности 125 ватт, имеющие разное назначение (контровой, заполняющий, рисующий, фоновый свет).

- Предложены искусственный и натуральные фоны для проведения фотосъемки ювелирных изделий.

Практическая значимость.

- Разработанные основные принципы дизайна фотосъемки ювелирных изделий, позволяющие повысить качество фотографий и создать самостоятельный эксклюзивный продукт.

- В результате варьирования технологически параметров фотосъемки удается получить различный дизайн одного и того же ювелирного изделия.

Использование различных фонов в фотосъемке, позволяет дополнительно подчеркнуть достоинство дизайна ювелирного изделия.

Публикации и апробация работы.

6 работ, в том числе 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ.

Результаты работы докладывались на научно - технической конференции «Информатика и Технологии» в МГУПИ (Москва 2009г.), Международной научно - практической конференции «Современная техника и технологии» (Томск 2009г.), научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, приложений и библиографии из 98 наименований. Объем работы составляет ^Г.страниц машинописного текста, включая ^/иллюстраций, .^.таблиц и'Страниц приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранного направления работы, формируется цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе приводится исторический анализ ювелирной фотографии, также рассматриваются ювелирные изделия с позиции фотогеничности.

Исследования в области истории фотографии долгие годы отставали от развития художественных жанров других видов искусства. Подобное положение дел объясняется отсутствием (в отличие, к примеру, от живописи) широкой сети музеев, архивов, большого числа коллекционеров-собирателей. Нельзя не учитывать, что фотооригиналы прошлых лет были весьма недолговечными. По целому ряду причин так случилось, что история фотографии начала разрабатываться лишь в последнее время. В разных

з

странах именно в это время стали выходить книги, посвященные как отечественной фотографии, так и зарубежным фотографическим школам.

Создание ювелирных изделий - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. Именно поэтому человек стремился сохранить не только изделие, но и воссоздать образ этих изделий в виде фотографии. Фотоснимки используются как исторический материал в альбомах художников, для портфолио ювелирных домов и частных ювелиров. В таблице приведены фотографии демонстрирующие динамику развития ювелирного дизайна в период с 1935 -2010 гг.

Таблица 1 - Динамика развития дизайна ювелирной фотографии.

1935г. Фотоснимок известной актрисы с ювелирными украшениями для рекламной компании Е1зепЬег§. Автор фото не известен.

На данном снимке видна фактура платья и лицо женщины отлично видно, но украшение играет на снимке второстепенную роль.

Ж i

1945)-.

Цветной и черно-белый фотоснимки в французском журнале моды Е1зепЬе^. Спустя 10 лет фотографы стали понимать, что ювелирное изделие стало играть значительную роль и стали выводить его на первый план.

Я» 1963г. Фотоснимки в журнале моды. Фоторабота Антонио Рук. На фотоснимке справа трудно рассмотреть изделия, на первом плане девушка._

«фона» для юв

I 1979г.

Фотография : изделия для рекламной кампании фирмы Cartier. Использование в ( фотоснимке необычного ирного изделия.

1997г. Фотография 1 Ювелирного

| & ; украшения

^ «морской

конек»,

сделанная для портфолио частной ювелирной мастерской. На снимке показано изделие снятое с плохой освещенностью.

2010г. Фотограф Алике Малка. Фотоснимок для каталога. Сделан акцент только на драгоценных камнях, лицо женщины используется как

В моей работе особенное внимание было уделено пониманию особенностей материала, выявлению его декоративных свойств и мастерству художественного исполнения ювелирного изделия. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло. За последние годы значительно увеличился выпуск и ассортимент ювелирных изделий, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком. Все это может быть отраженно на современной фотографии.

Сами ювелирные изделия можно рассмотреть с позиции фотогеничности. Фотогеничность — это свойство объекта, которое характеризуется нестандартными, резкими чертами изделия, хорошо заметными на фотографии. Разделим изделия на 3 разных типа, которые включают в себя изделия с камнями и без. Степень фотогеничности ювелирных изделий напрямую зависят от наличия мелких и крупных деталей, а также читаемости и простоты силуэта. Композиционно сложные изделия требуют соответствующего фона, освещения и ракурса съемки. Простые же изделия менее требовательны к постановке. В таблице 2 приведены типы ювелирных изделий с позиции фотогеничности. Также изделия можно поделить на матовые и глянцевые. Матовые фотографировать лучше с позиции дизайна

фотографий, т.к. их поверхность меньше отражает свет, в отличие от глянцевых.

Таблица 2 - типы ювелирных изделий с позиции фотогеничности.

Симметричные Ассиметричные

Изделия без камней Изделия с мелкими камнями Изделия с крупными камнями Изделия без камней Изделия с мелкими камнями Изделия с крупными камнями

" . 'S-. . Ф шщ

1 2 3 4 5 6

Степень сложности фотосъемки для достижения фотогеничности.

Таким образом, в главе приведен исторический анализ ювелирной фотографии, а также проанализированы ювелирные изделия с позиции фотогеничности.

Во второй главе рассмотрены основные проблемы дизайна фотографий ювелирных изделий.

Современная фотография - один из полноправных видов искусства, как

живопись, скульптура или архитектура. Фотографии пришлось пройти

долгий и трудный путь, чтобы человечество приняло и оценило ее значение

для искусства. Появление таких фотографов, как Diana Arbus, L. Dresden, L.

Bassman — в 20-30-х годах XX века; Anni Leibovitz, Katy Grann, Роберт

Мэпплторп — чуть позднее, приводит к развитию фотографии, ее прочному

установлению на одной ступеньке с современной живописью и графикой.

Сейчас, в век высоких технологий, когда нет необходимости тратить годы на

изучение фотографических основ и печати, фотограф получает полный

простор для самовыражения и творчества. Появились новые направления,

которых не было раньше: рекламная фотография, современный портрет,

6

концептуальное фото и т.д. Одними из самых успешных фотографов современности являются: Андреас Гурски, работающий в жанре концептуальной фотографии, Хироши Суджимото , Линдберг П., Роверси П., Лаврентьев А., Девид Шапель и многие другие.

Фотографии ювелирных изделий обязаны подчеркнуть их красоту, а не испортить. Поэтому мной были проанализированы некоторые проблемы при фотосъемке ювелирных изделий:

1. Отражения света на ювелирном объекте при съемке. Ювелирные изделия могут быть блестящими и полированными, могут включать цветные вставки драгоценных камней, в том числе бриллиантов, что делает задачу фотографирования еще более сложной. Во многих случаях фотографирование ювелирного изделия сродни фотографированию зеркала. Если при фотографировании используется вспышка, то изображение либо окажется блеклым (полностью засвеченным), либо, наоборот, будет недостаточно освещенным, с большим количеством темных участков в разных местах. Самое сложное при фотографировании ювелирных изделий — это отражения, в частности яркими бликами. Поверхность ювелирного изделия отражает все источники света и все предметы вокруг себя. Если источник света направлен непосредственно на изделие, то на фотографиях получаются сильные блики в виде белых пятен.

2. Наличие теней, при фотосъемке. Они возникают в том случае, если объект освещается сверху или сбоку сконцентрированным источником света. Иногда тень не является проблемой сама по себе и даже добавляет некоторый объем изделию. С образованием теней помогает справиться использование однородного рассеянного света, окружающего объект фотосъемки со всех сторон.

3. Цветопередача на фотоснимке. Искаженные цвета не дают правильного представления об изделии, о материале, из которого оно изготовлено, о вставках. Причинами неверной цветопередачи могут стать: использование фототехники плохого качества, неправильно установленный баланс белого,

неподходящие условия освещения, неудачное окружение объекта фотосъемки.

4. Необходимость использовать крепления, для того чтобы показать на снимке изделие в желаемом ракурсе. Любая лишняя деталь на фотографии портит внешний вид изделия, и обычно при последующей обработке изображения такие детали удаляются с использованием графических программ.

5. Фотосъемка мелких деталей изделия или мелких изделий. Иногда на снимке нужно показать элементы изделия крупным планом. Для такой задачи используются дополнительные макрообъективы или объективы с небольшим фокусным расстоянием.

6. Однородность получаемого материала. При фотографировании большого объема предметов, осуществляемом к тому же в разное время и разными людьми, не удается добиться однородности фотографий (съемка для каталога). При использовании полученных фотографий требуется провести работу по приведению всех фотографий к общему виду. Ювелирное изделие в каталоге должно представлять для покупателя истинное соотношение сторон, перспективу, соотношения камня и каста, ширины шинки и т.д.

В данной главе были проанализированы проблемы получения качественного дизайна фотографий ювелирных изделий. Обычное фотообрудование является не оптимальным для фотосъемки изделий, необходимы специальные устройства.

В третьей главе рассматривается аппаратура для проведения фотосессий ювелирных изделий.

Не зависимо от того, для каких именно целей проводят фотосъемку

ювелирных изделий - будь то художественная композиция или же

предметная съемка на белом фоне, результат в кадре должен быть высокого

качества. Это также обусловлено особенностями самих ювелирных изделий -

они имеют множество мельчайших нюансов, отражающие поверхности и

сложные формы, способные создавать при неправильном освещении сильные

8

тени. По мере развития фотографии было создано большое количество различных конструкций и вспомогательных механизмов для получения изображений. Основное устройство - «фотоаппарат» или «фотокамера», и принадлежности к нему. В таблице 3 приведены основные виды фотокамер.

Таблица 3 - Виды фотокамер.

Фотокамеры

Любительские камеры Профессиональные камеры

Пленочн ые Цифровые Пленочные зеркальные Цифровые зеркальные

Мною были рассмотрены основные составляющие фотокамеры, с точки зрения съемки ювелирных изделий:

1. Объектив — оптическая система, формирующая оптическое изображение на светочувствительном материале. Диафрагма объектива -позволяет изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости. На рисунке 1 представлены лепестки диафрагмы в разных положениях.

^ J О.

Рис. 1. Раскрытие лепестков диафрагмы. Чем меньше число, тем больше диафрагма, т.е. Тем больше света пропускает объектив. Например, объектив 172.8 пропускает вдвое больше света (для съемки в темных помещениях), чем объектив С4.

Таблица 4. Типичная третичная шкала £-чисел

л.о 1.1 1.2 1.4 1.6 1.8 2 2.2 2.5 2.8 3.2 3.5 4 4.5 5.0 5.6

5.6 6.3 ¡7.1 8 9 10 11 13 14 16 18 20 22

Для предметной фотосъемки и фотосъемки мелких изделий, в том числе и ювелирных, используются объективы с меньшим фокусным расстоянием,

9

например: EF 100 mm f/2.8 EF-S 60mm f/2.8 Macro, MP-E 65 mm f/2.8 Macro, 50 mm f/2.5 Macro, 17-40mm f\4 L, 10-20 mm f\4-5.6. Также можно использовать наборы макроколец - приспособления, устанавливаемые между корпусом фотоаппарата и съёмным объективом.

2. Затвор - устройство, дозирующее количество света, попадающего на фотоплёнку;

3. Корпус защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки. Вместе с оправой объектива или объективной доской может служить для наводки на резкость;

4. Кассета со светочувствительным материалом или светочувствительная матрица. Размер матрицы является определяющей характеристикой для диапазона ISO, в котором можно снимать, не страдая от проявления шума. ISO - это мера того, насколько чувствительна матрица к количеству получаемого света. Чем ниже ISO, тем лучше качество изображения:

Таблица 4. Сравнение единиц ISO

ISO 100 125 200 250 320 400 500 640 800 1000 1250

1600 2000 2500 3200 4000 5000 6400 12400

Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на процесс съёмки и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать. Ювелирные изделия желательно снимать со штатива. Для ретуши и цветокоррекции полученного изображения, его необходимо обработать в программе (например, Adobe Photoshop).

В своей работе я выделяю три инструмента в создании хорошего дизайна фотографии ювелирных изделий:

1.У дачная, верно выстроенная многоуровневая композиция из объектов (ювелирных изделий и декора).

2. Гармоничное сочетание цветов.

3. Правильно выставленный свет.

Объект фотосъемки ювелирных изделий и украшений сам по себе

является произведением искусства и мастерства, поэтому фотопроцесс в

ю

данном случае становится художественным по своей сути. Фотосъемка ювелирного изделия всегда требует использования узкоспециализированного фотооборудования, а также профессионально оборудованной студии. Это обусловлено спецификой самих ювелирных изделий, их фактурой, поверхностями и характеристиками используемых для создания материалов.

Таким образом, в главе мной была рассмотрена фототехника для проведения фотосессий ювелирных изделий.

Четвертая глава посвящена техническим приемам проведения предметной фотосъемки и анализу принципов фотосъемки ювелирных изделий.

Съемка ювелирных изделий относится к «предметной фотосъемке». Предметная фотосъемка - это фотосъемка предмета или группы предметов, заключенных в композицию. Специфика этого жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности и проблемам изображения. Для проведения качественной фотосъемки изделий малых форм были разработаны и выведены основные принципы фотосъемки:

1. Направление света - при работе со студийным светом рекомендуется создать условия, подобные естественным, чтобы рисующий свет падал сверху под углом.

2. Рассеивание света - заключается в выборе типа освещения согласно характеру снимаемого предмета. Для предметов в статике выбирается мягкое, рассеянное освещение, а для вещей, ассоциирующихся с динамикой, активным образом жизни, задействуется направленный свет.

3. Форма источника света - выбирать такой источник света, который бы помогал передать форму предмета. Во многих случаях это означает, что форма осветителя должна быть подобна форме освещаемого предмета. Достаточно три типа форм - прямоугольные, круглые и треугольные.

4. Принцип контраста. Суть его в следующем: если показать детали

объектов в сравнении друг с другом, то можно усилить силу их визуального

И

■Ш!

воздействия. Эффективны сравнения, основанные на противоположных свойствах - например; резкие контуры лучше выделяются в сравнении с плавными, яркость светлых тонов более заметна рядом с темными переходами и т. д.

. .........-г .....Для обеспечения сформулированных выше принципов мной

было разработано вспомогательное устройство - лайтбокс

- рассеиватель (рисунок 3). Для удобства и практичности

фотосессии, я использовала геометрическую форму

додекаэдра. Такой рассеиватель позволяет избежать

Рис 3 Додекаэдр нежелательных отражений, которые образуются на

с отверстием. глянцевых поверхностях полированных металлических

предметов, в данном случае - ювелирных

изделий. В додекаэдре есть «сменные»

отверстия, которые позволяют нам снимать

объект с разных точек, не меняя положение

объекта, он позволяет менять пластины,

меняя тем самым углы съемки. На рисунке 4

приведена схема съемки с использованием рис 4 Схема построения

додекаэдра - рассеивателя. Функции приборов и додекаэдра при

съемке: 1 -додекаэдр

додекаэдра - рассеивателя: смена угла (рассеиватель); 2- фотокамера; съемки и

рассеивание света. 3- осветитель; 4- ювелирное

изделие.

Углы съемки в додекаэдре составляют примерно от 26° до- 90° . Размер такого лайтбокса составляет 50X50 см, также 90X90 см, может быть и более. Покрыт такой рассеиватель белой жаропрочной тканью (также его можно заменить простой чертежной калькой). Ткань или калька будет выполнять роль рассеивателя света, чтобы снимаемый предмет освещался равномерно со всех сторон без резких теней.

Таким образом, в моей работе были проанализированы приемы проведения предметной фотосъемки и разработаны принципы фотосъемки ювелирных изделий.

Пятая глава посвящена вопросам классификации источников освещения при фотографировании ювелирных изделий и разработке схем их фотосъемки (композиции, схемам света, выбору фона и цветовых соотношений).

Классификация источников освещения, используемых для съемки ювелирных изделий. Выделим пять видов освещения:

1. Рисующий свет, который является основным источником света (он всегда один), выявляющим форму и детали снимаемого объекта. Рисующий свет может быть жестким или мягким (в зависимости от выбора можно использовать лампы различной мощности или же удалять их на разное расстояние от объекта).

2. Заполняющий свет, который служит для высветления теней, возникающих от источника рисующего света. Такой свет должен быть достаточно мягким, чтобы равномерно осветить объект и достаточно осветлить видимые тени. Размещать источник заполняющего света нужно позади камеры, при этом его мощность должна ниже, чем мощность рисующего. В качестве заполняющего света хорошо подойдет большой софтбокс (тогда объект будет освещаться ровным сплошным потоком).

3. Фоновому свету, который, как понятно из самого названия, служит для освещения фона. Фон может освещаться как равномерным, так и неравномерным светом.

.....4 Контровой свет, который служит для

ч • 4 __ хз освещения объекта сзади. В этом случае

3 источник располагает позади объекта съемки на

Ч

' 4 близком расстоянии от него, что и дает линию

2 1 светового контура.

(г^^щ^^ 5. Моделирующий свет - применяется для

Рис. 5. Схема размещения выделения светом боковых поверхностей

источников света при снимаемого объекта. Он выполняет роль съемке ювелирного изделия.

дополнительного заполняющего света.

Позволяет получить блики, рефлексы на отражающий деталях, подчеркнуть

13

пластику объемов. Источник моделирующего света следует располагать на оси рисующего света с противоположной стороны от объекта.

Мощность и интенсивность данных видов света зависит от снимаемого предмета. Часто достаточно использовать два осветителя. Осветители с лампами эквивалентной мощности 125 ватт каждая позволяют снимать равный ему по размеру предмет, расположенный на дистанции 25-40 см, с выдержкой 1/60-1/30 с, при диафрагме f/4 и чувствительностью 100 единиц ISO. Используется два одинаковых осветителя, размещая их на расстоянии в 50 - 100 см с двух сторон от лайтбокса для предметной съемки.

Дизайн фотографий ювелирных изделий во многом определяется композиционным решением самого изделия и его сочетанием с выбранным фоном.

Фоны бывают разные, в своей работе я выделяю следующие основные виды фонов: естественный и искусственный, они подразделяются на:

- студийный (обычно бумажный \ тканевый или интерьерный)

- природный (съемка уличная, речной песок, трава и т.п.)

- объект в «движении» (съемка изделия на модели).

В таблице 5 приведены авторские фотографии ювелирных изделий различного дизайна, с использованием различных фонов.

Таблица 5 - Примеры фотоснимков на различных фонах.

Комплект обручальных колец на однородном черном фоне.

Комплект обручальных колец на красной ткани.

Кольцо с крупными драгоценными камнями на зеркальной поверхности, с использованием черного фона.

Кольцо с янтарем, на фоне корней дерева._

Пример съемки колец на зеркальной поверхности и белом фоне.

Комплект обручальных колец на фоне яблок._

При выборе фона необходимо учитывать цветовое сочетание в кадре. Ювелирная фотография может быть оформлена в одном цвете или разделена на несколько колористических групп.

Интересно оформленная, дизайнерская фотография всегда привлекает внимание покупателя. Сегодня ювелирная фотография может быть разнообразной, в то время как раньше его выполняли исключительно в камерном стиле. С появлением новейших . г' 'Ч'ДЗТ^ Л1\ И"--!*'

„ -..А

технологии можно создать легкии, светлый и

привлекательный и запоминающийся снимок. На , »"¿'-^-^ * ^^/¡/ц'

рисунке 6 приведена авторская фотография " - ¿вЯ^тЩкЙИ

ювелирных изделий из разработанной коллекции ,

с использованием природных фонов. *7

„ ^ ЬШ|ЛШ

Таким образом, разработка дизаина ювелирного фотоснимка включает в себя рис 5 Золотые кольца на несколько аспектов. Это правильно подобранный срезе дерева,

фон, созданный «образ» изделий, освещение,

наличие аксессуаров и других элементов декора.

15

В заключении приведены основные результаты работы и сформулированы основные выводы

Основные выводы:

1. Разработан дизайн фотографий ювелирных изделий, с помощью фотосъемки, который позволил каждую полученную фотографию рассматривать как самостоятельный эксклюзивный дизайнерский продукт.

2. Разработаны технологические режимы фотосъемки ювелирных изделий, за счет количества и интенсивности осветителей, ракурсов проведения фотосъемки, подбора фона на котором расположено ювелирное изделие, что позволило добиться поставленной цели исследования.

3. Осуществлены конструкторские новации в процессе фотосъемки ювелирных изделий, заключающиеся в создании лайтбокса оригинальной формы с полупрозрачными стенками.

4. Установлен подход к определению цветов, материалов и фонов, используемых в дизайне фотографии ювелирных изделий.

5. При использовании современной аппаратуры создана коллекция оригинальных дизайнерских фотоснимков ювелирных украшений на различных фонах и использованием различной системы освещения.

Публикации по теме диссертации:

В изданиях рекомендованных ВАК:

1) Куманин В. И. Дизайн фотоснимков ювелирных изделий [Текст] /. Куманин В.И., Волкова М. С., Зябнева О. А. // - Санкт- Петербург.: Дизайн. Материалы. Технология. - 2011г.: - с.

2) Волкова, М. С. Проблемы фотосъемки ювелирных изделий [Электронное научное издание] I. Волкова М. С. // - М.: Дизайн. Теория и Практика. URL.: http://enidtp.mgupi.ru/.

В научно - периодических изданиях, сборниках научных трудов и материалов конференций:

3) Соколова, М.Л. Дизайн и технология изготовления современных ювелирных материалов [Текст] /. Соколова М. Л., Волкова М. С. // - М.: Информатика и Технология. Сб. науч. трудов МГУПИ- 2007г.: - с. 60-64.

4) Волкова, М. С. Значение бренда в ювелирном рынке. Использование бренда в рекламе ювелирных украшений [Текст] /. Волкова М. С.// - М.: Информатика и Технология. Сб. науч. трудов МГУПИ - 2008г.: - с.39-41.

5) Волкова, М. С. Дизайн и техника изготовления эксклюзивных ювелирных украшений [Текст] /. Волкова М. С. // - Томск.: Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. «Современная техника и технологии»: Сб.науч.тр., Т.З. - 2009г.: - С. 386-388

6) Волкова, М. С. Дизайн эксклюзивных ювелирных изделий и особенности их рекламы [Текст] /. Волкова М. С. //— М.: Информатика и Технология Сб. науч. трудов МГУПИ - 2009г.:- с 140-144.

Подписано в печать: 20.04.2011

Заказ № 5373 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Волкова, Мария Сергеевна

Введение

1. Исторический анализ ювелирной фотографии. 7 1.1. Развитие фотографии

1.2 История ювелирных изделий

1.3 Дизайн фотографии ювелирных украшений 27 Выводы по главе 1.

2. Проблемы дизайна фотографий ювелирных изделий.

2.1. Современная фотосъемка

2.2. Проблемы фотосъемки ювелирных изделий

2.3. Методы фотосъемки ювелирных изделий 53 Выводы по главе 2.

3. Аппаратура для проведения фотосессий ювелирных изделий

3.1. Виды фотографии и рассмотрение фотокамер

3.2. Основные составляющие устройства фотокамеры 73 Выводы по главе 3.

4. Технические приемы проведения предметной фотосъемки и анализ принципов фотосъемки ювелирных изделий.

4.1. Технические приемы проведения фотосъемки ювелирных изделий.

4.2 Принципы фотосъемки ювелирных изделий

4.3 Обработка полученных фотографий во время фотосъемки 110 Выводы по главе 4.

5. Постановка и схемы освещения изделий малых форм и фоны, соотношению цветов, используемым при фотосъемке.

5.1. Схемы студийного освещения

5.2.Фон для фотосъемки ювелирных изделий

Выводы по главе 5.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Волкова, Мария Сергеевна

С пополнением рынка товаров и услуг завоевать потенциального покупателя, в том числе покупателя ювелирных изделий, становится сложнее. Одним из эффективных способов рекламы ювелирного изделия является фотография. Облик фотографии изделия определяется его дизайном (размещение, угол, освещение, постановка).

Дизайн фотографии любого изделия, и особенно ювелирного изделия, это творческий процесс, в котором скрыта информация о моде, стиле и сферы его применения. Поэтому совершенствование дизайна и технологии съемки фотографий ювелирных украшений, с использованием различных техник и приспособлений, креативных идей является актуальным. Фотосъемка ювелирных изделий подобна самой настоящей кропотливой ювелирной работе. Это связано с особенностью самих ювелирных изделий — они имеют сложное строение, формы, фактуры, поверхности. Каждую деталь нужно воспроизвести при постановочной фотосъемке в выгодном свете и оптимальном ракурсе, учитывая при этом ее характерные особенности. При фотосъемке ювелирных изделий нужно заставить сверкать своим светом каждый драгоценный камень, создать объем и ощутимо воспроизвести все фактуры металла и камня.

Цель работы: разработать технологию фотосъемки ювелирных изделий для воспроизведения на фотографии эксклюзивного дизайна ювелирного объекта.

Согласно постановленной цели работы, были сформулированы задачи исследования:

Провести анализ ювелирных изделий с позиции их фотогеничности.

Осуществить исторический анализ дизайна фотографий ювелирных изделий.

Разработать классификацию видов дизайна фотографий ювелирных изделий.

Разработать технологию фотосъемки ювелирных изделий.

Разработать особенности фотоаппаратуры для проведения фотосъемки изделий.

Установить тенденции в развития дизайне фотографий ювелирных изделий.

- Создать коллекцию фотоснимков ювелирных изделий различного дизайна. Научная новизна.

- Разработана историческая классификация фотографии ювелирных изделий, реализованных с помощью различно фотоаппаратуры. Проведен анализ дизайна фотографий, выведены этапы развития дизайна ювелирной фотографии.

- Сформулированы основные принципы фотосъемки ювелирных изделий, Установлено влияние освещенности, угла съемки, фона и других факторов на качество дизайна ювелирных изделий.

- Установлены технологические режимы фотосъемки ювелирных изделий, учитывающие параметры освещения.

Разработан лайтбокс в форме полупрозрачного додекаэдра, позволяющий изменять угол фотосъемки от 12 до 90. Выявлена связь между дизайном ювелирного объекта и предпочтительным углом его фотосъемки.

- Показано, что для осуществления фотосъемки необходимо наличие четырех источников освещения разной интенсивности: осветители с лампами эквивалентной мощности 125 ватт, имеющие разное назначение (контровой, заполняющий, рисующий, фоновый свет).

- Предложены искусственный и натуральный фоны для проведения фотосъемки ювелирных изделий.

Практическая значимость.

- Разработанные основные принципы дизайна фотосъемки ювелирных изделий, позволяющие повысить качество фотографий и создать самостоятельный эксклюзивный продукт.

- В результате варьирования технологически параметров фотосъемки удается получить различный дизайн одного и того же ювелирного изделия.

Использование различных фонов в фотосъемке, позволяет дополнительно подчеркнуть достоинство дизайна ювелирного изделия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн фотографий ювелирных изделий"

Основные выводы:

1. Разработан дизайн фотографий ювелирных изделий, с помощью фотосъемки, который позволил каждую полученную фотографию рассматривать как самостоятельный эксклюзивный дизайнерский продукт.

2. Разработаны технологические режимы фотосъемки ювелирных изделий, за счет количества и интенсивности осветителей, ракурсов проведения фотосъемки, подбора фона на котором расположено ювелирное изделие, что позволило добиться поставленной цели исследования.

3. Осуществлены конструкторские новации в процессе фотосъемки ювелирных изделий, заключающиеся в создании лайтбокса оригинальной формы с полупрозрачными стенками.

4. Установлен подход к определению цветов, материалов и фонов, используемых в дизайне фотографии ювелирных изделий.

5. При использовании современной аппаратуры создана коллекция оригинальных дизайнерских фотоснимков ювелирных украшений на различных фонах и использованием различной системы освещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным результатом данной диссертационной работы является приведены основные результаты работы и сформулированы основные выводы

 

Список научной литературыВолкова, Мария Сергеевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Абрамов Г. Технология свадебной съемки. Часть 1.<http://www.svadebnoe-photo.ru/Article3 .html>.

2. Арватов Б. Искусство и производство. М., 1926. с 5-10

3. Аронов В. Р. Дизайн и искусство. М., 1984.С 3-20

4. Аронов В. Р. Теоретические конценции зарубежного дизайна. ВНРШТЭ. М., 1992. с 50-57

5. Андреева Л. Вещи вокруг и мы сами // Декоративное искусство СССР. 1975. №7. С. 30-33.

6. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. с 6S I. Бабичев А. От конструкции к композиции. ДИ. №3. М., 1967. с 70

7. Бегенау Э. Г. Функция, форма, качество. М., 1969 с 20 50

8. Бучанан Р., Марголин В. «Вопросы Дизайна: эксперимент в дизайнерской студии». Чикаго, 1995. с 145

9. Барт P. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997.

10. Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: «Медиум», 1996.

11. Behl David. A.Vaill, J.Zapalata \\ seaman shepps "f ctntury of NY Jewelry Design" 2004. New York 6-204/.

12. Before Photography. Painting and the Invention of Photography, ed. Peter Galassi. New York, 1981.

13. Benjamin W. Pariser Brief (2). Malerei und Photographic // Benjamin W. Gesammelte Schriften, Band 1П. Kiitiken und Rezesionen. Frankfurt: Suhrkamp, 1991

14. Bourdieu P. Un art moyen. Essai sur les usages sociaux de la photographic. P.: Minuit. 1965.

15. Busch В. Belichte Welt. Eine Wahmehmungsgeschichte der Fotografie. Frankfurt am Main: Fischer, 1995.

16. Вартанов А. От фото до видео. М., 1996.

17. Вартанов А. Фотография: документ и образ. М., Планета, 1983.

18. Waxman, S. A price tag for privilege of giving to rich and famous // The New york times in Известия. 27.02.2006.- P.7.1. C. 60-70.

19. Гиниятова E.B. Фотография как способ проблематизации телесности в современной культуре. Дис. канд. философ, наук. Томск., 2007. 134 с.

20. Громов М. Живопись и фотография II Советское фото. 1967. № 9.

21. Головня И. С чего начиналась фотография. М., 1989.

22. Гулыга А. Искусство в век науки. М., Наука, 1978.

23. Демин В. Язык фотоискусства: 1. Синтаксис снимка // Советское фото. 1979. № 5. С.27-28.

24. Дёготь Е. Русское искусство XX века. Mi: Трилистник, 2002:

25. Демин В. Язык фотоискусства // Советское фото. 1979. № 5. С. 25-30.

26. Деррида Ж. Автопортрет и другие руины // Художественный;журнал. 1995 № 8. С 20-24.

27. Damisch Н. La denivelee. A I'epreuve de la photographie. Paris: Seuil, 2001.

28. Davenport A. The history of photography. Boston-London, 1991

29. Затвор-диафрагма // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. —М.: Советская энциклопедия, 1981.

30. Koetzle, Н.-М. Photo icons. The story behind the pictures. 1928-1991. Vol.2 Koln, Los Angeles, London, Madrid, Paris, Tokyo: Taschen, 2002. -191 p.

31. Картье-Брессон А. Фотография. M.,1986.

32. Киян Д. Завершенность формы // Photo & Video. 1999. № 4. С. 14-17.

33. Козаченко Н. Фотография как средство познания действительности // Вестн. Моск. Ун-та: Сер. 10, Журналистика, 1990. № 4. С. 12-20.

34. Козлова О.Т. Фотореализм. М.: Галарт, 1994.

35. Костров В. Избранное. М., 1982. С. 310.

36. Коулман А. Фотография в повседневной жизни: предпосылки, функции, контекст // Импакт: наука и общество. 1993. № 4. С. 31-46.

37. Kracauer S. Photography // Kracauer S. The mass ornament. Weimar essays. Cambridge/London: Harvard U.P., 1995 128.bCrauss R. The Optical Unconscious. Massachusetts, 1993

38. Кулешов JI. Искусство кино. (Мой опыт). М.: 1929.

39. Кулагин, С. В. Фотографический затвор // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. —М.: Советская энциклопедия, 1981.

40. Кораблев Дмитрий Фотосъемка. Универсальный самоучитель. — СПб.: ООО "КОРОНА принт", 2003. — ISBN 5-7931-0255-8

41. Л.А. Ковалева, С.Н. Крайнов, В.И. Куманин «Материалы ювелирной техники»; Москва 2000 г.

42. Краус Р. Переизобретение средства: История фотографии // Синий диван. — 2003. — № 3. — С. 105—127.

43. Крауш, Л. Я. Бессеребряная фотография // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981

44. CadavaE. Words of light. Theses on the photography of history. Princeton, N.J.: Princeton U.P., 1997.

45. Lindberg, P. Calendar 2000. New York;Te Neues, 1999.

46. Мохой-Надь Л. Живопись или фотография. М.: «Рабочий», 1929.

47. M.Frizot М. Negative Ikonizitat. Das Paradigma der Umkehrung // Ordnungen der Sichtbarkeit. Fotografie in Wissenschafl, Kunst und Technologie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2002.

48. Master photographers, text by Pat Booth. NY.: Clarkson N.Potter, Inc./Publishers 1983 . p.

49. Metz Gh. Photography and Fetish // The critical Image. Essays on contemporary photography. Seattle: Bay Press, 1990.

50. Новая история фотографии / Под ред. Мишеля Фризо. Пер. с франц. — СПб.: Machina; Андрей Наследников, 2008.

51. Nancy J.-L. Les muses. Paris: Galilee, 1994

52. Nancy J.-L. Au fond des images. Paris: Galilee, 2003.

53. Подорога В. Непредъявленная фотография // Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. М., 2001

54. Пожарская С.Г. Фотомастер. Книга о фотофафах и фотографии. М.:. Пента, 2001.

55. Пондопуло Г. Фотография и современность. Проблемы теории. М.: Искусство, 1982.

56. Пондопуло Г. Эстетическое значение современной фотографии// Советское фото. 1976. № 1. С. 14-16.

57. Пустынникова Н. Образ цвета или размышления о чёрно-белом и цветном в фотографии // www.photoweb.ru . Laver, J. Costume Fashion. Thames and Hudson, 1996. 325 p.

58. Расселл Харт Фотография для "чайников" Photography For Dummies. — 2-е изд. — M.: «Диалектика», 2007. — С. 368. — ISBN 0-7645-4116-1

59. Розалинда Краус. Переизобретение средства: История фотографии // Синий диван. № 3. М., 2003, с. 105—127.

60. Раппапорт А. Фотографичность и автоматизм // Советское Фото, № 6, 1987.

61. Раппапорт А. Фотографичность и автоматизм // Советское фото. — 1987.—№6.

62. Раппапорт А. Глубина резкости // Советское фото. — 1988. — № 6. — С.23—24.

63. Раппапорт А. Историческое время в фотографии // Мир фотографии / Сост. В.Стигнеев и А.Липков. — М.: Планета, 1989. — С.35—39.

64. Рьпспин М. Роман с фотографией // Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. M: Ad Marginem, 1997 58; Сартр Ж.-П. Быгие и ничто. М.: Республика, 2000.

65. Rump M.G. Denkbilder und Denkfotografien. Ubereinstimmungen und Unterschiede in den Anzatzen Walter Benjamins und Vilem Flussers // Fotografie133denken. Bielefeld, 2001

66. Rosenblum, N. A World history of photography. New York: Cross River Press Ltd, 1984-671 p.P.489-508.

67. Sachsse R. Photographic als Eingabemedium. Überlegungen ziun Stellenwert der sachlichen Abbildung im Zeitalter elektronischer Reproduktion. Karlsruhe, 1996

68. Sander A. Menschen des 20. Jahrhunderts: Portraitphotographien 1892 -1952 / August Sander. Hrsg. von Gunther Sander. Text von Ulrich Keller. München: Schirmer-Mosel, 1980.

69. Schlosser J. von. Tote Blicke. Geschichte der Portratbilder in Wachs. Ein Versuch (1910), hg. V. Th Medicus. Berlin, 1993.

70. Schulz M. Spur des Lebens iind Anblick des Todes. Die Photographic als Mediiun des abwesenden Korpers // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. München, 2001, №3

71. Silverman К. The threshold of vision. New York/London, 1996.

72. Sontag S. On photography. New York, 1977

73. Steichen E. A Life in Photography. London, 1963

74. Stieglitz A. The History of Photography Series. London, 1976

75. Стигнеев, В. Аркадий Шайхет : фотоальбом. Серия «Фотографическое наследие» / В. Стигнеев. М. : Арт-Родник, 2007. 96 с.

76. Стигнеев, В. Век фотографии, 1894-1994 : очерки истории отечественной фотографии / В. Стигнеев. Изд. 2-е, испр. М. : Изд-во ЖИ, 2007.-392 с.

77. Стигнеев, В. Поэтика фотомонтажа (в докомпьютерную эпоху) / В. Стигнеев // Фотография: проблемы поэтики / сост. В. Стигнеев М. : Изд-во ЛКИ, 2008. С. 185-196.

78. Стигнеев, В. О фотографии художественно^: и нехудожественной / В. Стигнеев // Фотография: пррблемы поэтики / сост. В. Стигнеев. М. : Изд-во ЛКИ, 2008: С. 109-122.

79. Стигнеев, В. Фотография и телевидение: вопросы взаимосвязи / В.

80. Стигнеев // Фотография: проблемы поэтики / сост. В. Стигнеев. М. : Изд-во1341. ЖИ, 2008. С. 280-293.

81. Стригалев, А. Пиросмани и фотография / А. Стригалев// Фотография: проблемы поэтики / сост. В; Стигнеев. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 267-279.

82. Стал, Э. Лучшие фотографы мира и истории создания их работ. Фотожурналистика / Э. Стил. -М.: Арт-родник, 2006. 176 с.

83. Суконик, А. Что такое есть художественная фотография? / А. Суконик. URL: http://club.foto.ru

84. Тамицкий Э. Д., Горбатов В. А. Учебная книга по фотографии. — М.: Лёгкая индустрия, 1976

85. Устинов, А. Избранные фотографии / А. Устинов ; текст Б. Полевого, В. Маевского. М.: Планета, 1976. 259 с.

86. Фотоискусство // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

87. Fluser V. Fiir eine Philosophie der Photographie. Gottingen, 1987

88. Flusser V. Konummikologie. Frankfort am Main, 2000.

89. Fotografie nach der Fotografie. Dresden/Basel, 1995 .

90. Фрост, Л. Творческая фотография: идеи, сюжеты, техники съемки / Ли Фрост. М. : Арт-родник, 2003. 176 с. - URL: http://fotoknigi.org/photobooks/LiFrost-T vorcheskayafotografiya.pdf.

91. Fotoley. О происхождении фотографа. URL: http ://club. foto .ra/info/artic 1 es/article.php ?idA!78.

92. The Fashion book London: Phaidon Press Limited, 2003

93. Харт, Расселл. Фотография для «чайников» Photography For Dummies. — 2-е изд. — M.: «Диалектика», 2007. — С. 368. — ISBN 0-7645-4116-1

94. Чмырева И. Пьер Боннар: фотография и живопись // Вопросы искусствознания, 1996 №2

95. Шишкин, А. Избранные фотографии / А. Шишкин ; текст и сост. А. А. Фомина. М. : Планета, 1979. 89 с.

96. Шустов, В. Избранные фотографии / В. Шустов ; текст Н. Ефимова. -М.: Планета, 1977. 5. е.: 68 л. ил.'

97. Щепанский, Г. В. Затвор с электронным управлением // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

98. Эйзенштейн, С. Избранные произведения : в 6 т. / С. М. Эйзенштейн ; гл. ред. С. И. Юткевич. М. : Искусство, 1966. Т. 4. - 790 с.

99. Яковлев М. Ф. Учись фотографировать. — М.: Искусство, 1977.

100. Яковлев М. Ф. Ремонт фотоаппаратов. Изд. 2-е. — М.: Искусство, 1965.

101. Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съемка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. —М.: Искусство, 1977.