автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Домашняя жизнь хеттов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Домашняя жизнь хеттов"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи УДК 93(1-П)
АРУТШШ ИШСЖЗ CiU/.OIlûBIlA
Д О M А Ш H Я Я Ей UHb X Е Т ТО В (ХЕТТСКИЕ ПШСТАШЗШ И ОБКЩЦ, связлннж с домом)
Специальность: 07,00.03 - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации яа соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ерепаи - IS92
Работа выполнена в Институте востоковедения Академии наух СССР.
Научный руководитель - доктор исторических наук
В.Г. АРДЗИНБА
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
Ведущая организация - Армянский государственный
педагогический институт им. X. Абовяна
Защита диссертации состоится "¿¿_ " ¿уоУс'; у 1992 г. в /А ОС часов на заседании специализированного совета Д.005.06,01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте востоковедения АН Республики Армения, по адреоу: 375019, Ереван-19, пр. Маршала Баграмяна, 24г.
С дисоортациеИ можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения М1 Армении.
Автореферат разослан " " ¿¿и г* >уу19Э2г.
УчаныЛ секретарь Специализированного совета,
доктор'ист.наук, профессор » 6' Г.!.',. ЕГАШН
Г.А. ТНРАЦЯН
кандидат исторических наук Г.М. АВЕТИСЯН
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ
Актуальность исследования. До начала нашего столетия о хеттах было известно лишь по скудным упоминаниям в египетских, ассирийских и урартских надписях, а такие в Библии.Первое знакомство с хеттской цивилизацией началось благодаря раскопкам археологической экспедиции под руководством Г.Вкяклера (в 19061912 гг.) в Малой Азии, в селении Богазксй (в ста километрах к' востоку от столицы Турции-Анкары), где когда-то находился древний город Хаттуса - столица Хеттского царства, одного из крупнейших государств тогдашнего цивилизованного мира, которое в ■Х1У-ХШ вв. до н.э. соперничало с Египтом.
Прочитать и понять основную часть этой библиотеки стало возможным благодаря открытию чешского востоковеда Б.Грозного,который дешифровал хеттские клинописные таблички. За годы; прошедшие со времени публикации первых исследований в области хет-тологии, учеными был выявлен ряд текстов, отражающих многовековую политическую истории хеттов, отдельные этапы ее развития от древнейшего периода до падения Хеттского государства, также документы правового и социально-экономического характера. Но основная масса сохранившихся хеттских клинописных источников имеет религиозное содержание. В них дается описание обрядов, празднеств, торжественных шествий и т.д.
В настоящее время опубликовано более 20 тысяч хеттских текстов (в автография:: в двух основных сериях КВо и хив ). Советски?® и зарубекными учепыми уже созданы многие основополагающие работы, благодаря которым в наши днл воссоздается общая картина исторического и социально-экономического развития хет-' тского общества, его хозяйственных, правовых и религиозных институтов.
Но состояние изучения клинописных надписей все ге нельзя считать удовлетворительным. Многое до сих пор остается неясным и скрытым от исследователей. В частности, существует настоятельная необходимость в исследовании хеттских ритуалов и обрядов - важного источника для реконструкции системы представлений, как составной части духовной культуры хеттсв.
Актуальность изучения домашней жизни хеттов объясняется
прежде всего т<.л), что в отечественной и зарубежной науке отсутствуют монографические исследования, посвященные этой проблеме. Между тем, домашняя жизнь - это один из вауних видов человеческой деятельности, своеобразное отражение социального, хозяйственного, религиозного и других: аспектов кизни индивида и коллектива. Именно домашняя жизнь являлась существенным источником и транслятором информации,, в частности, вербальным путе..! передавалась "домашняя мифология". Существенная часть обязательного корпуса текстов усваивалась и воспроизводилась исклю-ччтельго во время так называемых "домашних работ".
С домашним пространством было связано выполнение периодических и окказиональных ритуалов. Домашняя низнь - это один ез вачышх источников исследования роли человека как творца древневосточной культуры, ее субъекта, и как важнейшего ее компонента - объекта этой культуры.
Цель и задачи диссертации. Настоящая работа посгящена рассмотрению многообразных'функций "дома" как социально-экономической и правовой ячейки хеттского общества на основе всестороннего изучения повседневной жизни, хозяйственной деятельности и быта населения Хеттского царства, гыявлешю особенностей социальной организации'хеттского общества, структуры семьи и ое-мейно-брачных отношений. Главной целью исследования является изучение хеттских представлений к поверий, связанных с домом к домашним пространством, а также некоторых ритуалов, посвящек-1шх благополупга и процветанию дома и семьи (так называемых "домашних обрядов"), реконструкция традиционной картины мира или отдельных его фрагментов, которой руководствовались хетты в своей повседневной жизни, анализ корней коллективных представлений, воссоздание символического смысла вещей.
Научная новизна работы. Диссертация является первой попыткой комплексного изучения домашней жизни хеттов. "Дом" как социально-экономическая и правовая единица хеттского общества и, особенно, хеттские представления, поверья и обряда, связанные о домом и домашним пространством, не становились предметом специального монографического исследования ни у нас в стране, на аа рубежом, хотя некоторые вопросы о ооциально-экономическом и правовом аспектах "дома" рассматривались рядом последователей.
Хеттские ритуалы, посвяцешше благополучии и процветанию дома, детально изучаются впервые.
Кроме того, в научимл оборот вводится обширный клинописный материал, часть которого транслитерируется и переводится впервые в хеттологической литературе.
Теоретическая и практическая скащмость работа. Она заключается в важности исследуемой проблематики для исторической наука. Основные результата исследования могут бить полезны при разработке разных вопросов дрезней истории и культуры Маюй • Азии. Оки могут бить использованы в ВУЗах при преподавании спе-циальгасс курсов по истории древних религий мира, а таете при чтении лекций и при составлении хрестоматий по истории Древнего Востока, в частности, по истории Хеттского' царства.
Большого внимания заслуживают также тексты дли отрывки текстов, приводимые в транслитерациях и переводах, сделанных впервые автором. Их ценность заключается в том, что они дают возможность непосредственно озкаг'"шгься с памятниками хетти-ного клинописного языка.
Источники и литература. Источниковедческую базу диссертационной работы составляют, в первую очередь, клинописные тз-ксты богазкейского архива. В настоящей работе использованы документы исторического, административного, правового, мифологического характера. Наиболее значительное место отведено текстам ритуально-культового содержания.
Из исторических догументов в диссертации использованы надпись царя Анитта, государственный договор хеттского царя Суппилулиума с правителем страны Хайаса - Хуккана; из правовых документов - Сеод Хеттских Законов, Указ Тедепину; из административных - среднехеттскиа "Инструкции для храмового персонала" 9 новохеттские "Инструкции для начальника округа","Дарственные грамоты на землю"; из мифологических - "Миф о Телешг-ну" и "Миф о борьбе бога Грозы с драконом Иллуянка".
В работе привлечены тексты, опубликованные хсак в клинописных автографяях, так и в транслитерациях и переводах.
Наряду с клинописными источниками были использованы научные труды, связанные с различными сторонами вьзни хеттов, среди них монографические исследования, а такзе целый ряд ста-
тей в иностранных .г. советских периодически;: изданиях.
Методологической основой диссертационной работы являются методы исторического и источниковедческого анализа, а также основополагающие положения советской и зарубежной исторической науки о Древнем Востока. В работе проведен сравнительный анализ текстового материала. Методической основой работы является сравнительно-типологическое исследование факсов н явлений.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены и двух статьях и в двух тезисах к доклада?,!. По теме работы диссертант выступал с докладами на 15-ой научной сессии молодых востоковедов ИВ АН Арм.ССР (Агверан - 1989г.) к на пятой Всесоюзной школе молодых востоковедов (г.Звенигород, 1989г.). Диссертация обсуздена и рекомендована к защите на заседании Сектора идеологии и культуры Древнего Востока ИВ АН СССР и на заседании Группы исследования клинотасных цивилизаций АН РА.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОШ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, прилояения и списка сокращений. В приложении (I и П) помещены, основные тексты в транслитерациях, использованные в работе. За исключением некоторых первоисточников, переводы даны непосредственно в главах настоящего исследовишя.
Во введении обосновывается актуальность и степень изученности теш, определяются.основная цель и задачи, практическая значимость и научная новизна исследования, дается краткий обзор клинописных источников и литературы. Здесь особо отмечается важное значение хеттских ритуальных текстов для изучения не только религии, но и социально-экономической организации хеттского общества, повседневной кизни и быта хеттского населения.
Указывается на то обстоятельство, что в хеттской традиции в контамянированном виде почти всегда оказываются также собственно хаттокие, лувийокие и хуррктзкие элементы, а такие понятия, как "хеттокие обряды", "хеттские представления и по-
верья" и т.п. довольно условны.
Первая глава диссертации - "Дом" как хозяйственная д правовая основа хеттского общества" разделена на четыре основные • части.
В первой части представлены важнейшие отрасли хозяйственной деятельности хеттского населения. Здесь подчеркивается,что основой всего богатства хеттского общества являлось сельское хозяйство. При этом показано, что скотоводство преобладало над' зештеделчем. Здесь перечисляются разводимые домашние животное, выращиваемые сельскохозяйственные культуры, а также осгещается вопрос о продуктах питания хеттов.
Далее указывается на ту заметную роль, которую играли ремесленное производство и торговля в хеттском обществе. В связи с этим показан особо высокий уровень развития кузнечного и гончарного дела у хеттов.
Вторая часть первой главы посвящена изучению "дома" как хозяйственной и социальной основы хеттского общества. В работе годчеркивается, что для хеттов термин рагп-, р1г (идеогр» й) "дом", кроме своего осычного значения, обозначал-также понятие "собственность", "имущество", "добро" вообще.
Относительно структуры '¿ома" в хеттском обществе подтверждается мнение известного хеттолога Г.Гноргадзе'1", согласно ко--торому "дом" как индивидуальное хозяйство почти-всегда включал в себя несколько обязательных компонентов, составляющих единый хозяйственный комплекс:
1. собственно дом, как строение, в котором обы ло'проаи- . вали все полноправные члены семьи;
2. земельный участок разных размеров вместе о некоторыми • сельскохозяйственными сооружениями;
3. определенное количество скота;
4. рабочий персонал, трудившийся в хозяйстве и четко от- , делившийся от членов семьи домовладельца.
В связи с этим рассматриваются разного рода "дома" - хозяйства - дворцы, храмы, усадьбы крупных землевладельцев и государственных чиновников, а также обыкновенные дома простого
X - Гиоргадзэ Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства. Тб., 1973, о.II.
населения. При этом показано, как крупные "дома"-хозяйства олагались из отдельных мелких "домов", принадлежащих низшей прослойке хеттского общества - различных непосредственных производителей материальных благ (плугарей, пастухов, садовников, доильщиков, а также разного рода ремесленников).
Для изучения "дома" как хозяйственной единицы (крупной или мелкой) единственными письменными хеттскими источникам!, представляются "Дарственные грамоты" - акты пожалования (во временное или пожизненное пользование) участков царских земель, "дома" - имения отдельным государственным чиновникам, жредам, воинам и т.п., а такие государственным ведомствам вместе с орудиями труда, скотом и закрепленными к данному участку подневольными лицами. Владение и пользование государственной землей было связано с выполнением повинностей двух типов- "саххан" и "луцци".
В конце делается попытка определить роль общин»* в Хеттском царстве. При этом указывается на то обстоятельство, что. в хеттском обществе прослеживается процесс постепенного слияния общины с государственной властью и ее превращения в орган местной, власти. Об а-ом свидетельствуют факты передачи целых общин царскому управляющему на местах. Направленный царем в ту или иную часть страны наместник контролировал и направлял деятельность 'местных общин.
В третьей части первой главы речь одет о хеттской семье. Здесь подчеркивается, что понятие "дом" у хеттов обозначало также "семью". Лоследняя обычно юстояла из главы семьи - до-мовлащлси, его жены, их детей, внуков и внучек, некоторых, близких- родственников.
Семеино-брачные отношения в хеттском обществе характеризовались патриархальностью форм с утверждением внутри семейной ячейки власти мужчины - главы семьи. Власть мужчины простиралась нзд всеми членами семьи, зключая жену, детей, а такке рабов, однако у хеттов власть главы семьи не достигала тех крайних пределов как, например, в Ассирии, у древних евреев или в Риме. В работе додается попытка доказать, что власть главы семьи над женой не была абсолютной, указывается на дово.-ьно высокое положение хеттскоХ ненщины в семье. Она по объему своих прав была вторым лицом после мужа в собственном доме.
Далее предполагается, что з хеттском обществе бытовало представление, согласно которому ка;:сднй домохозяин являлся в некоторой степени цзрем в своем доме и, таким образом, семья л государстве хеттов выступала как первичная и самостоятельная ячейка, во главе которой стоял свой "царок" со • своими административными, судебными, религиозными л иными функциями.
В работе.выявлены особенности разных форм хеттского • брага, а также рассмотрена хеттская система левирата.
Четвертая часть первой главы посвядена описанию "дома" как собственно строение, как килище хеттской семги.
Археологические раскопки, которые велись ка протяжении многих лет в Богазкее, Язылы-Кая, Аладаа-Х'зюке, Ккшьтепе,Али-шаре и других местах бывшего Хеттского царства, дали множество сзеденлй о том, как жили и работали люди в поселениях П тысячелетия до н.э., и тем самым, позволили составить довольно ясное представление о плане, пгоштектуре типичного анатолийского города.
Дома у хеттов различались по форме и размерам, создавая общее впечатление совершенно произвольной застройки.Иногда они строились в несколько этажей. При этом в подвальном помещении обычно располагались амбар и загон или даже ремесленная мастерская, наверху были туше помещения, куда добирались по деревянной нарушгой лестнице. В качестве строительного материала применялся необожженный кирпич-сырец, который клали на каменный фундамент. Стены возводились на известковом растворе из оштукатуренного кирпича. Окна были маленькими и узкими, глубоко прорубались в верхней части стен. Крыши делались плоскими.
Далее дается подробное описание внутреннего убранства и обстановки домов богатых и простых хеттол по отдельности.
В конце отмечается, что строительная деятельность хеттов нашла свое отражение в письменных памятниках - в описаниях ритуалов, в основу которых положены хеттские представления о доме л космосе.
Вторая глава диссертации - "Хеттские представления, поверья, связанные с домом и домашним пространством", состой ит из двух частей.
' В первой час"и раскрывается образ дома в восприятии пространства и космоса у хеттов. Здесь показано постоянное стремление человека к ограничению и обособлению пространства, наглядным показатели которого служит строительство дома, как оо всех сторон замкнутого пространства. С появлением дома (жилища) дая человека появилась универсальная точка отсчета в пространстве. Иными словами, дом придал миру пространстЕэнный смысл, укрепив тем самым свой статус наиболее организованной его части.
В работе на основе анализа фрагментов описаний различны::, особенно строительных, ритуалов делается попытка доказать, что в мировоззрении хеттов дом. (микрокосм) представлялся как уменьшенная модель вселенной (макрокосма). Показательно, что в архаических текстах космологического содержания создание дома относилось к последним этапам творения мира, его уплотнения, придания ему устойчивой структуры. Примером тому может служить хеттский строительный ритуал (кив XXIX, , I), который рассматривается как ритуал "ровдешхя", "обновления" царя-дворца-космоса.
Далее отмечае-ся, что дом,как ограниченное и со всех сторон замкнутое пространство, обладал сакральным характером. Ставив границы при постройке дома, домохозяин как бы проводил защитную линию, отделяя "сЕое", "хорошее'', "благое" пространство от "чужого", 'дурного", "злого" пространства, внутреннее от внешнего, сакральное от мирского и т.п. Тем самым домовла-дыка обезопасил себя изнутри в сзоем замкнутом домашнем пространстве и обеспечивал своим домочадцам благополучие и процветание. В работе приводятся различные отрывки из хеттских описаний ритуалов, где отражены данные противопоставления двоичных символов внутреннего - внешнего и блага - зла.
В данной части диссертации раскрывается также характер восприятия собственности и, в первую очередь, дома хеттами. Подобно многим пародам Древнего Востока, хетты представляли дом как неотъемлемую и неприкосновенную часть тела его владельца, как его непосредственное и прямое продолжение. Домо-владака воспринимал свой дом как нечто сакральное и стремился защищать и охранягь его, проведя его границы. Всякая по-
пытка каким-то образом вторгаться в пределы этих границ, переступить через порог "чужого" замкнутого и сакрального пространства, воспринималась хеттами как повреждение целостности "теша" его владельца, как разрушение нерасторжимых и взаимосвязанных элементов, составляющих эту целостность. Данные представления о доме, как товдественном телу своего владельца, прослеживаются в различных хеттских текстах, особенно в Своде Хеттских Законов и в описаниях строительных ритуалов.
Далее рассматриваются хеттские представления о трехча-стности космоса, соотносимой с трехчастностью аома-дворца и человека-царя. Как удалось установить, в вертикальном плане дом для хеттов имел трехчастную структуру: крыша, середина, фундамент. Показано такие, что с тремя частями дома-космоса связаны хеттские прэдетавления о трехчастном "мировом дереве" как о стержне оси дома-космоса, который соединяет эти три элемента.
В работе подчеркивается, что "мировое дерево" организовало пространство не только по вертикали, но также и по горизонтали, путем выделения четырех сторон света (четырех стен, четырех углов дома) и маркирования центра вселенной-дома.При этом центр обладал максимальной сакральностьл и лрэцставллл абсолютно "хорошее", "доброе" пространство, отмеченное сакральными объектами: опорный столб, трон, алтарь или очаг.Таким образом, центр включал в себя серию все увеличивающихся и входящих друг в друга пространств, которые по мере удаления от центра становились вое менее сакральными: очаг (алтарь) -четыре стены - дом - поселение - своя страна и т.д.
Восприятие центра дома как наиболее сакральной точки прослеживается в хеттских опиоаниях строительных ритуалов.При закладке дома на предназначенном для центра меоте обычно воздвигалось вечнозеленое священное дерево еуа-. В связи о этим рассматриваются жертвоприношения ("строительные жертвы") при закладка дома, а также различные представления а поверья, лежащие в их основе. Согласно этим поверьям, "строительные жертвы" предназначались для того, чтобы обеспечить прочность и долговечность постройки, охранять дом от гибели, от наступления врагов, обеопечить благосостояние и воспроизводство кол-
лектива в потемках и т.п. Предполагается, что в качестве "строительной жертвы" хетты применяли металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, различные сельскохозяйственные продукты, которые они клади'в точно подсчитанном количестве под фундамент, краеугольные камни, карнизы, дверь и другие значимые элементы дома. При строительстве дома хетты та!на совершали обряды пожертвования домашних кивотных своим Зогам.
Во второй чаотц делается попытка раскрыть семантику и символику вышеуказанных значимых элементов дома, которые обладали общей функцией границы, своеобразного "защитного барьера", изолировавших его обитателей от всяких нежелательных воздействий внешнего ("дурного", "злого") пространства.Именно этой охранительной ролью, вероятно, была обусловлена сакрализация данных частей дома хеттами.
Фундамент. С конструктивной точки зрения он являлся основой всего сооружения, и как таковому хетты придавали ему ванное значение. С семиотической точки зрения, фундамент (пол) дома обозначал, прекде всего, границу мезду домашним и недомашним пространством, мезду верхним миром и нижним - миром мертвых ("черной землей").
На основе приведенных отрывков хеттских текстов показано, что символическое укрепление фундамента металлами и драгоценными камнями представлялось хеттам как залог нерушимости и долговечности не только долма, но также и его хозяина. Данный акт обеспечивал ему благополучие, богатство и процветание в будущем.
Коша.- Роль верхней границы домашнего пространства играли крьш, балки потолка, карнизы и т.п. С другой стороны, крыша считалась посредником между людьми и богат,т. Поэтому . хетты часто совершали обряды на крыше.
. Далее рассматривается ряд ритуальных текстов, где прослеживаются противопоставления "верх-низ" и "крыша-пол".
Уетыре стены. Их семиотика заключается в функции границ, отделяющих внешнее пространство от внутреннего. Предполагается, что на данном представлении основана сакрализация хеттами четырех стен дома, что прослеживается в частых упоминаниях о жертвоприношениях у стены в некоторых хеттских ритуальных текстах. Кроме того, четыре отенн представляли образ четырех
сторон свата во всех культурных традициях мира.
Четыре угла. Они упоминаются в хеттских ритуальных текстах чаще, чем четыре стены. Ведь первым существенным моментом при строительстве любого дома является маркирование углов, в результате чего пространству приписывается некоторая символическая 'организация с признаками внутренний - внешний (дом - не- дом) и постулируется противопоставление углы - середина (периферия - центр).
Далее даются пркме'ры из описаний строительных ритуалов, где прослеживается данное противопоставление.
Двери и окна. Особенность их символики объясняотся тем, что им приписывалась не только роль границ, но также и специфическое назначение: обеспечивать.проницаемость этих границ. Такое парадоксальное сочетание признаков, иротивополо;лшх по самой своей сути, обеспечило им статус особо опасных точек связи с внешним миром. Поэтому особое значение придавалось во многих культурных традициях замкам, засовам, которые были призваны обеспечивать "регламентированную" связь с внешним пространством.
В работе выявляются характер хеттских представлений и поверий о двери и воротах, как об оберегах от всяких "дурных сил". Данные представления нашли свое отражение в обычае помещать перед дверьми дома (дворца, храма, города) различные статуи или образы богов, животных и т.п. С другой стороны, у хеттов бытовал обычай охранять порох1 дома (храла) от вторжения в ритуальном отношении нечистых животных: свиней и собак.
Далее рассматриваются отрьвки различных текстов, содержащих описание обряда прохождения через ворота, которые специально воздвигались из тростника или дерева. Целью данного действия являлась передача этим воротам всякого рода "нечио-тот" оскверненного человека, вследствие чего он мог вновь приобрести ритуальную чистоту (восстановить мужествоннооть или воспроизводительную ейлу, а для потерпевшего поражение войска - способность побеждать противника).
Отмечается также, что хотты придавали особую роль такой части двери, как заоов. Последний являлся одшш из глсыых объектов культа. Хотти наделяли засов сверхъестественными ой-
лами и способностью оберегать дом от нежелательных и вредны): воздействии внешнего мира. Предполагается, что эта охранительная функция засова приближала его в некоторой стопели к" группе "богов-защитнлков" в, хеттских представлениях.
В завершение определяется роль окна в доме. При этом подчеркивается, что сю.'волика окна определяется' не только противопоставлением внесшего внутреннему,. но и оппозицией видимый-невидимый, а также его связью с солнцем и светом. Этим и ■эбъясняетсл почитание хеттами 01ша как посредника при контактах с небесными богами. Культ окна выражался в совершении различных жертвоприношений, возлияний и поклонений окну (перед окном, через окно и т.п.), засвидетельствованных в хеттских текстах ритуального характера.
Далее представлено отражение важной роли окна в хеттских мифах. Здесь показывается, что в мифе об исчезнувшем боге отмирание природы происходило параллельно с разбиванием окон и разрухой домов, охватом окон дымом и туманом, т.е.прекращением света и жизни, с которыми связывалось окно в хеттских представлениях.
С другой стороны, в работе подчеркивается, что окно осуществляло символическую связь с миром мертвых. Мотив связи окон со смертью можно проследить в хеттском мифе о борьбе бога Грозы с драконом Иллуянка, согласно которому нарушение запрета выглядывать в окно привело героя к гибели. Здесь отражено, с одной стороны, универсальное представление о смерти как о закрывании глаз и о слепоте, с другой - о связи окна и человеческого глаза. Показательно, что окно играло особую роль в хеттских похоронных обрядах.
Третья глава - "Хеттские ритуальные праздники, посвященные благополучию дома", состоит из двух частей. В задачу данной главы аходит исследование некоторых хеттских праздников в честь местных божеств, которые проводились, как правило, без участия даря с царицей. Здесь отмечается, что, как правило,местным культам посвящались два праздника в год: весной и осенью. Причем осенью сосуды для хранения запасов зерна наполнялись и торжественно закрывались, а весной - открывались в сопровождении различных жертвоприношений, а иногда обрядового печения
хлеба.
В работе детально'рассматриваются два хеттских текста, содержащих описание ритуального праздника в честь бога Грозы города Куливисяа. Для более полного и убедительного представления о сущности интересующего нас праздника, использованы также данные других текстов, описывающих ритуалы, посвященные , тому же богу ( КВо ХУ, 30 , 31, 32, 35 , 36 , 33; КВо IX, 109; КВо ИУ, 86; кив ЗШ, 19; шв ХХХП, 133; кив ХХХШ, 17, 62, 64, 65; кив ХЫ, 9, 10)1.
Анализ данных текстов позволяет выявить особенности хеттских ритуалов подобного типа и, кроме того, знакомит с важнейшими сторонами повседневной жизни и быта хеттов.
Первая часть посвящена изучению одного из хеттских текстов, содержащего описание праздника вызывания бога Грозы города Куливисна (КВо ХУ, 33). Здесь дается перевод текста, который выполнен впервые автором (вместе с транслитерацией, которая включается в Приложение). Путем сравнения фрагментов и ду-йшкатоз (кив ХЫ, 9 и 10) делается попытка восстановить, отдельна 1Еболъшие лакуны текста.
Далее дается детальное описание праздника, для получения более ясного представления о нем, особенно о последовательности включенных в него обрядов.
Затем данный текст детально анализируется и сопоставля-отся с аналогичными описшшями данного ритуала. В работе устанавливается, что исследованный праздник совершался частным .лицом - "хозяином дома", но но царем, подобно схожему празднику, связанному с местным культом богини Хувасана города Хубисна.
Количество участников ритуала, описание мост совершения обрядов, использоватш значительного количества культового инвентаря, а также само обозначение ритуала как "праздник" -Е2ЕЯ (которым в хеттских текстах обычно обозначаются официальные культовые праздники, совершаемые под руководством царя или одного из членов царской семьи) дают основание предположить, что "хозяином дома" мог именоваться только соотоятэлышй глава
X — Ср. Ьагос11е Е. С^аТ^иа Дев tвxt•s Н1^И;*в. Раг1в, 1971, » 329-330, с.56 и сл.
семьи или рода, человек знатного происхождения. Вероятно, здесь рота идет о главе самого города Куливисна, наместнике царя.
В работе выявляется, что праздник вызывания бога Грозы города Куяивиона был тесно связан с мифом об исчезнувшем боге. Здесь в роли исчезнувшего божества выступает бог Грозы города Куливисна. Бог Грозы как ниспослятель дождя и оплодотворитель матери-земли являлся верховным богом и центральной фигурой мифов но только в Анатолии, но и во всей древней Передней Азии за исключением Вавилонии. Он почитался как бог плодородия и мужествонности. Возвращение исчезнувшего бога Грозы выступает как необходимое условие для возрождения плодо-рЪдия и обновления жизни и жизненных сил "хозяина дома" и членов его семьи.
Учитывая связь праздника с указанным мифом, который подобно мифам об "умирающем и воскресающем божестве" других народов может быть соотнесен сс сменсй времен года, предполагается, что он являлся календарным весенние праздником. О связи праздника с весной свидетельствует частое упоминание в исследованных текстах сосудов для хранения запасов зерна (°изЬаг-Й1уа1Ь).
Далее рассматриваются по отдельности обряды данного праздника, раскрывается их символическое значение. При этом отмечается, что одним из основных обрядов праздника вызывания бога Грозы города Куливисна являлось выпекание жертвенного хлеба в домашней печи. Сбряцозое выпекание хлеба характеризовалось соединительной семантикой - с одной стороны соединение членов коллектива, с другой - соединение с богом-защитником данного коллектива. Хлеб отождествлялся с богом и каэдый раз его выпеканием хетты обновляли и укрепляли свое родство с ним, так как выпечка хлеба всегда связывалась с идеей возникновения, зарождения, начала, создания чего-то нового. Кроме того, предполагается, что воспроизведением рабочего процесса выпечки хлеба в начале года расчитывалось обеспечить благополучие и успех в соответствующей отрасли хозяйства на весь наступающий год.
Далее подчеркивается, что в общем, коллективное обрядо-
вое riunuminie хлеба на весеннем праздшке должно било содействовать обильном'; урожаю я богатому приплоду скота у "хозяине дома".
В работе представлена некоторые интересные места описания выпечки хлеба с точки зрения их важности для более глубокого изучения повседневной домапней жизни и вообще быта хеттов.
Вторим важным обрядом празднике считается пожертвование барана и быка богу Грозы города Куливисна, которое совершалось параллельно с выпеканием хлеба. Сушествешшки моментами при этом представляются воскурение (очищение) жертвенных животных у вечного огня и варение отделит частей их туш, которые -а-рактеризуются семантикой "получить омоложение, новое рождение, воскресение". Бог, пожирающий изжаренное в огне алтаря животное, тем сашм становился воскресающим богом. 3 связи с этим отмечается семантика погребального костра, как частный случай реганерационной сущности огня при сравнении с обозначением "вечного огня" (погребального огня - ukturi-) в рассмотрэн-ном тексте.
Здс.сь обращается внимание на то обстоятельство, что некоторые действия и обряды праздника сопровождались игрой на различных у.узцкпльных инструментах ("аркамми", "галгалтури", "большом инструменте богини Инанны") и пением.
Б работе также отмечается, что данный праздник проводился на мельнице, во внутреннем помещении бога и в помещешш для омовений. Предполагаете, что он длился как минимум два дня.
В празднике, помимо "хозяина" и "хозяйки дока", участвовали их сын, жрец-маг Ocra Грозы города Куливисна, поваре, пекари, кравчий, певпр и музыканты, мельничиха. lía прэздн:ж привозилось вечнозеленое сЕяцснное дерево еуа- с целью восстановления плодородия, изобилия и благосостояния всего кол лектива. Его украшали и ставили но алтарь бога Грош как символ вечного процветания и благоденствия (аналогично ели на рождественских обрядах).
Во втоpot' часта третьей глаш изучается другой текст (КБо ХУ, 34), kotojhü содержит описание праздника б чисть местного'божества - бога Грозы города Кулнаисни. Ьчеоь также
приводится.перевод текста. Затем дается его краткое описание для сложения более наглядной картины исследуемого праздника.
Далее рассматриваются отдельные обряды и действия данного праздника согласно его описанию.
Главным обрядом праздника считается пожертвование козла очагу и причащение участников ритуала - поваров с богом Очага, богом Барами и другими богами, сопровождающееся обращением к ним прямой речыэ с просьбой .кормить божества мужского пола бога Грозы города Кулквисна.
Здесь подчеркивается, что очаг являлся одним из священнейших мест дома и играл весьма важную роль в обрядах всех индоевропейских народов, символизируя гхизнь семьи, рода,всей общшш и всего народа. Поддержание огня в очаге знаменовало процветание и благополучие всего коллектива и связываг.ось с сохранением родовых традиций, сплоченности и согласия членов коллектива. Очаг считался родовым мужским признаком. По представлениям хеттов, в каждом очаге покоилось родовое божество (предок), которое выступало в функции посредника между сородичами и всеми многочисленными божествами., Такир образом,.для хеттов, как и для многих других народов, огонь в очаге представлялся одновременно в качестве жертвователя и в качестве божества, которому приносили жертву (субъекта или объекта жертвы).
Затем в работе обращается внимание на прямую речь, сопровождающую обрядовое действие. При этом отмечается,что хетты обычно ставили знак семантического равенства между делом и словом. Уже в магической формулировке молитвы-просьбы или заговора-заклинания включено осуществление-действие.
В завершение описывается пожертвование барана и расчленение его туши. Причем печень и сердце жертвенного животного тушили на открытом огне, т.о. совершали очистительный обряд. Данные части предназначались богу Грозы города Куливисна.так как они считались особо сакральными.
Праздник вызывания бога Грозы города Куливисча - календарный праздник, приуроченный к весне я связанный с вызыванием исчезнувшего бога плодородия и обновлением жизни природы и всего коллектива.
3 заключении обобщатся основные положения кееледгааши. Анализ широкого круга первоисточников, изменив соэотсксй а зарубежной литературы по истории и культура хеттского общества, привлечение обширного типологического материала позволяв? придти к следующим выводам:
I. "Дом" как индивидуальное хозяйство почти всегда включал в себя следующие компоненты: собственно дом юг. строений; проживаадая а нем семья; земельный участок; скот; работа! персонал.
'¿. Патриархальная семья в государства хеттов выступала как горничная и самостоятельная ячейгЗ, во главе которой стоял свой "царек" со своим-.! ад:ди1шстрат:гвн!мл, судебными, религиозными И ИНЫМИ Л-уНКЦИЯМЛ.
У. "Дои" являлся не только материальным объектом, а сд-ишд из одмчсвих опт-'ю.:с.ч культура, отраткк^да хозяйствен«:«, социальные. пршовые, рел^иозниэ и другие сторона хззки хеттского отчества.
•¡. Из основа нультошг* цоякел, свяузпних с .ом, всс-стзкзялаваегся соотиятствукхг круг тл'^гааюгай - изнталь-нне аспект-г ~,о\'а в х-ттекем ссу-отве.
5. В ■г.!рог-оззрен:!н .хвтгои .тем пролсгаат-г-тся угеньсгенпой котельы взглекш&, отокдееттяг-уол с телом своего вслг>:етк:э чиго он епкр ¡лплсзлвался :г.гг. Ига атег трехчзст-ггасть коз::оса ссетассглчоъ с трс-хчасткостьи ч&геаея*. ьс^га и .•гаровога дорева.
0. Зятакке чзсти д-хи сблядатк чипсета:: г^чкюзг —. "за— цяхкого барьера", еаолсро газзро его овятагеявЛ от всякзх ке-лелательькх. воздействий ънелкего, "дурного™ пространства.
?. Каглгкз об^ах, сгереоташшх ратуатьшк деЗетзаХ а ¡ы-¡хвдшх прзздккках Бозаагюэт ззкгочить. что разами«, стаиавда-нзе хеттского содества ело слшаа ь сторон;.' ехмкия праккма— скоЗ-битсекк: к рэтзта-гьго-ейреюво^ ддотеяыюет. Воа домевша зтакь я ггез^'глн'нная деяте^гзросяь. .сеггоз опре^гтаска» «ктеа чро^СЕггет-уз^гз гмкил^ж, з-кр^'джкум таэ Т.е.
в хвггета сй^-'З.'и-э «где ке вомкапгииеь 8зсыкиа5с9 регуляторы псзотйепл.
Основные положения яяссертацдп излохоны в автореферате с в сяолупаос работах автора:
1. К осмыслении термина "хозяин дома" по данным хеттских текстов. - ХУ Республиканская научная сессия молодых востоковедов. Тезисы докладов. Ереван, 1289. - 0,1 п.л.
2. Хоттскае праздники призыва бога Грозы города Кули-вг.сна. - У Всесоюзная икала молодых востоковедов. Тезисы докладов. Москва, 1Ш9. - 0,2 п.л.
3. Некоторые особенности хеттских домашних праздников. - Весткях древней асторпя. Москва, 19Э2/1. - 1,4 п.л.
4. Хоттский ритуал в честь бога Грозы города Хуливисна /КВо ху. 34/. - Древний Восток. Ереван (в печати) - 0,6 п.л.
Отпечатано на ротапринткои участке Центра научной информации со обцестЕешаи каукаи.
Ере вал-I, уг.Абовяка, 15.
Заказ 20 .
Тиран 100