автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Досуг как явление культуры: генезис и развитие

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Волощенко, Геннадий Григорьевич
  • Ученая cтепень: доктора культурологии
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Досуг как явление культуры: генезис и развитие'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора культурологии Волощенко, Геннадий Григорьевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Досуг как явление теоретической и исторической культурологии: его научная гипотеза и концепция развития.

1.1. Третий кризис досуга и основные проблемы его функционирования.

1.2. Генезис и развитие досуга как явления теоретической и исторической культурологии.

1.3. Структура восточнославянского досуга как зеркало основных процессов его развития.

1.4. Научная гипотеза концепции генезиса и путей развития досуга как объект культурного проектирования.

ГЛАВА 2. Досуг: генезис и трехсферность развития в античной ^ культуре

2.1. Начало досуга в г| Пифагора VI в. до н.э. как восточной божественной деятельности.

2.2. Первый полукризис £%оАг|, смена его названия на «Гармонию сфер».

2.3. Первый кризис явления ЕхоЯг) (вариант древнегреческий

Аристотеля, в IV в. до н.э.).

2.4. Первый кризис явления досуг (вариант древнеримский, III в. до н.э.).

2.5. Попытка Цицерона, Сенеки и стоиков вернуть содержание ойит-П к высокой норме и противодействие этому 1пегз ойит

Нерона.

ГЛАВА 3. Скрытая трехсферность средневекового досуга в культуре Западной Европы.

3.1. Развитие досуга-праздности и высокого аристотелевского досуга в культуре Западной Европы.

3.2. Высший божественный досуг в «Гармонии сфер» и его уход в Х1У-ХУН вв. в метафору.

3.3. Второй кризис явления «досуг» и его социологическое развитие в Западной Европе в новое время.

3.4. Сохранение в византийской культуры 1У-ХУ вв. божественной первоосновы.

ГЛАВА 4. Развитие досуга восточнославянской культуры в руслах греко-византийской и западноевропейской традиций.

4.1. Заимствование восточнославянской культурой содержания слова «досуг» у Византии (проектный и реальный этапы).

4.2. Досуг и народный характер.

4.3. Смена у восточных славян греко-византийской модели досуга на западноевропейскую в ХУШ-Х1Х вв.

4.4. Формирование социологической модели досуга в России в XX вв.

ГЛАВА 5. Региональные факторы развития досуга (на примере

Сибири).

5.1. О досуге населения Сибири.

5.2. Досуг и бюджет времени сибирской новостройки.

5.3. Досуг и культура современного малого сибирского города.

ГЛАВА 6. Модели развития досуга в эпоху модернизации и глобализации

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Волощенко, Геннадий Григорьевич

Это исследование выросло из потрясения, испытанного мною, аспирантом второго курса в Санкт-Петербурге в 1973 г., при встрече с известной статье Б.М. Ляпунова «Из семасиологических этюдов в области русского языка: досуг и пр.» (181), итогового материала первого, лингвистического штурма досуга у восточных славян. Имея историко-филологическую подготовку, я уже тогда смутно ощутил принципиальную разницу между материалом Б.М. Ляпунова и западноевропейским досугом Г.П. Орлова и Г.Е. Зборовского в их книге «Досуг: действительность и иллюзии», вышедшей в Свердловске в 1970 г. (107).

Актуальность нашей темы исследования определяется следующими факторами:

Во-первых: имеет место неопределенность гносеологических характеристик явления, которая заключается в том, что досуг в настоящее время не может стать полноценным термином и категорией, пока не будут исследованы его генезис и основные пути развития.

Во-вторых: нуждается в объяснении культурологическая составляющая проблемы, которая формулируется следующим образом: в западноевропейской и американской культуре, по К. Марксу и Т. Веблену1, он -«праздность», «отдых», в восточнославянской культуре слово «досуг», в том

2 3 числе у В.И. Ленина , по Б.М. Ляпунову , обозначает «достижение», «высшую деятельность».

В-третьих, актуальна социолингвистическая проблематика явления «досуг», связанная с понятийной неопределенностью (досуг - это «высшая», «высокая» или «праздная» деятельность, досуг равен свободному времени

1 Маркс К., Эпегельс Ф. Об искусстве. М., 1989. Т.1., С. 263; Веблеи Т. Теория праздного класса. М., 1984.

2 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М., 1986. Т.З., С. 494.

3 Ляпунов Б.М. Из семасиологических этюдов в области русского языка: досуг и пр. //Известия АН СССР, ОЛЯ. М., 1946. Серия 5.Т.68., С. 63-68. или его части и т.п.), что заставляет исследователей прибегать к массе оговорок и зачастую ведет к несводимости данных.

В-четвертых, историко-культурная составляющая проблемы связана с Ч выявленной в последние годы трехсферностью античного досуга, которая поставила вопрос о возможном таком же числе уровней в истории досуга каждой культуры.

Степень разработанности проблемы. Исследование обладает интегральным характером, т.к. затрагивает явление, распространенное на всех континентах в основных современных культурах.

В девяностых годах XX века проблемой развития явления «досуг» в России занимались десятки научных и учебных учреждений, в том числе Санкт-Петербургский и Московский университеты культуры и искусств (в даль-♦ нейшем СПбГУКИ и МГУКИ), институт социологии Российской академии наук, ученые Екатеринбурга, Казани, Кемерово, Омска и Челябинска и другие. При всем многообразии поиска ядром исследования стали вопросы о генезисе и развитии досуга, намеченные в автореферате и диссертационном исследовании доктора философских наук СПбГУКИ Э.В. Соколова «Свободное время и культура досуга», выполненном им в 1980 г., где отмечалось: «Не исследована история досуг. Не достигнуто единого и достаточно четкого понимания таких категорий, как «свободное время», «досуг», «культура досуга», «тип досуга», «элементы досуга»4.

Официальная история досуга прерывиста и скупа. У ее истоков стоят древние греки, их двусферный «высокий» досуг, распадающийся, как про-Л анализировано в 1968 г. Ю.Н. Давыдовым на собственно «высокий» у Аристотеля5, и на высший, или божественный, описанный в 1964 г. А.Ф. Лосевым у Пифагора и Платона без упоминания слова «досуг» как божественные

4 Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф. насоиск. . докт.филос.наук. Л., ЛГУ, 1980. С.9.

5 Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., Наука, 1968. энергии космоса6 и Е.В. Герцманом в 1996 г. у Никомаха со Е%оЛ,г) в божественном контексте7.

Третья сфера - досуг-праздность как современная норма западноевропейо ской культуры известна по работе Г.Е. Зборовского и Г.П. Орлова с 1970 г. . Ее история связана с публикациями исследовательского направления «Grecee and Rome»9 и прослежена от культуры Древнего Рима, как отмечают M.JI. Гаспаров в 1986 г., Я.Ю. Межерецкий в 1988 г., Пьер Грималь в 1991 г. и Ю.Н. Кротовав 1995 г.10

Использованы произведения Аристотеля, Платона, Фукидида, Эпикура, Никомаха, Плавта, Цицерона, Сенеки, содержащие различные трактовки досуга. Многоуровневость античного досуга требовала объяснения, были проанализированы труды классиков западноевропейского антиковедения Т. Гомперца, В. Виндельбанда, Э. Цеплера, Т. Моммзена, специалистов по первобытному мышлению Д. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, отечественных ученых Ю.В. Андреева, А.И. Зайцева, А.Ф. Лосева, Е.М. Штаерман, В.П. Шеста-кова.

Так как досуг в своем развитии претерпел кризисные изменения, в работе освещается тема кризиса в культурологии, которая разрабатывалась H.A. Бердяевым, X. Ортегой-Гассетом, П.А. Сорокиным, Й. Хёйзингой, А. Швейцером, О. Шпенглером, К. Ясперсом, а также современными российскими учеными - Г.Н. Миненко, Г.М. Тавризян, А. Я Флиером.

Основой для анализа широкого цикла изменений, происходящих с досугом в античности, средневековье и новом времени, стали работы отечествен

6 Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблемы стиля //Вопросы эстетики. - М., 1964.- №6.

7 Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика. СПБ., 1996. С. 69-70.

8 Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: иллюзия или действительность? Свердловск, 1970.

9 Andre V. Pecherches sur l'otium romain. - Paris, 1962; Bernet E. Otium. - Wiirzburqer Iahr-bucner fur die Altertumswiss-enschaft, 4.1949-1950. - S. 89-99; Laidlaw W.A. Otium. - Grecee and Rome, XV, 1968. № 1.

10 Гаспаров M.JI. Поэзия Катулла//Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений. М., 1986. - С. 167 и еле.; Межерецкий Я.Ю. Jners otium //Быт и история античности. - М., 1986. С. 41-68; Грималь П. Цицерон. - М., 1991, словарь, otium, С. 539-540; Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПБ, СПбГАК, 1994. С. 14. ных ученых, занимающихся теоретическими и методологическими аспектами культурологии - И.М. Быховской, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, К.Э. Разлогова, В.М. Розина, А.Я. Флиера. Щ Историю исследования досуга в России можно разделить на три периода.

Со второй половины XIX в. по 1920-е гг. длился историко-лингвистический этап деятельности лингвистов, историков и этнографов В.И. Даля, И.П. По-тебни, А.Х. Востокова, И. Желтова, Ф. Миклошича, Н.В, Горяева, М. Фасме-ра, А.Г. Преображенского, Б.М. Ляпунова и других по сбору материала. 1920-е - 1980-е годы - этап философско-социологического осознания досуга. С 1990-х годов идет период социокультурного анализа генезиса и путей развития досуга научно-исследовательскими институтами культурологии и университетами и факультетами культуры и искусств. В два последних этапа появились также работы Э.Я. Александровой, Д.А. Алисова, М.А. Ариарско-* го, С.Н. Артановского, В.А. Артёмова, П. И. Балабанова, В.И. Болгова, Т.В.

Вдовенко, H.A. Горбуновой, Б.А. Грушина, J1.A. Гордона, М.М. Громыко, Э.А. Елизарьева, А.Д. Жаркова, С.Н. Иконниковой, A.C. Каргина, Т.Г. Киселёвой, В.И. Кирсанова, Э.В. Клопова, JI.H. Когана, Э.М. Коржевой, В.П. Кор-зун, В.Г. Кряжева, E.JI. Кудриной, A.M. Кулемзина, С.С. Комисаренко, Ю.В. Ларина, В.Т. Лисовского, А.Ф. Лосева, Н.Ф. Максютина, В.И. Маркова, Г.Н. Миненко, Н.В. Миненко, Ю.И. Михайлова, Б.Г. Мосалева, A.B. Неценко, В.Е. Новаторова, И.А. Новиковой, В.Н. Орлова, С.А. Пайчадзе, В.Д. Патрушева, И.Ф. Петрова, В.Н. Пименовой, С.Н. Плотникова, В.В. Попова, Г.А. Пруденского, К. Э Разлогова, В.М. Рябкова, В.Г. Рыженко, A.B. Соколова, Е.И. Смирновой, С.Г. Струмилина, В.Я. Суртаева, B.C. Тапилиной, H.A. То-Ф милова, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Ю.У. Фохт-Бабушкина, А.Г. Харчева,

H.A. Хренова, B.C. Цукермана, В.А. Ядова, H.H. Ярошенко, в которых рассматриваются исторические и теоретические аспекты развития досуга и свободного времени, диалектика необходимой и свободной деятельности, специфика «языка времени» в социокультурных исследованиях, анализируется связь представлений о досуге как деятельности в свободном времени с фило

Софией и типами мировоззрений, исследуется структура бюджета времени в связи со структурой деятельности; анализируется структура досуга и его отдельные формы, в том числе праздничные, игровые, свободного общения. Ф Несмотря на изученность ряда аспектов проблемы генезиса и развития досуга, ее теоретическая разработка отстает от требований современной науки. Новые данные о досуге из «восточных» цивилизаций, изменившиеся отношения современного общества с церковью, появление теории культуры как дисциплины, способной ответить на вопросы, которые обходила или замалчивала прежняя элита общества, знавшая подлинную историю досуга, обязывает нас сделать попытку ответить на вопрос о генезисе и путях развития досуга.

Анализ литературы и содержащихся в ней вопросов позволили поставить проблему настоящего исследования следующим образом. Имеющийся бо-% лее чем двухтысячелетний период существования, досуг как явление культуры возник в эпоху «осевого времени». За период своего развития досуг несколько раз видоизменялся, испытывая воздействие социокультурных кризисов, в результате чего дошел до нас в текстах культуры в нескольких вариантах. Суть проблемы заключается в том, что существует избыточность материала по досугу и недостаток его концептуализации.

Объект исследования - культурные среды и процессы, в которых появился, развивался и видоизменялся досуг.

Предмет исследования - досуг в его генезисе, основных смыслах, харак-Ф теристиках развитии в историческом процессе.

Цель работы - отрефлексировать феномен досуга в его сущностных чертах, направлениях развития, что предполагает решение следующих задач: а) сформулировать концептуальное видение генезиса и развития досуга; б) охарактеризовать основные сферы древнегреческого и древнеримского античного досуга - основу досугов народов Европы и мира; в) объяснить наличные и скрытые сферы развития досуга в культуре Западной Европы средневековья и в новое время; г) проследить пути трансляции различных форм досуга из Византии в восточнославянскую культуру; д) проанализировать специфику регионального досуга (на примере населения Сибири и Дальнего Востока).

Методология исследования. Особенность настоящей работы состоит в том, что в ней предлагается вариант согласования исторически противостоящих друг другу, начиная с «осевого времени», религиозного и философско-научного трактовок досуга. Принцип историзма в понимании этой динамики развития истоков Е%оАт| и ойит ведет к трактовкам божественной деятельности в религии и истокам философии Древних Китая, Индии, Вавилонии, Египта и т.д., что нашло отражение в трактовках Макса Вебера, Л.Я. Жмудя, Е.М. Штаерман, Б.С. Ерасова.

Методы логического и исторического анализа стали конкретными способами исследования и организации материала, включая их историко-генетические и сравнительно-исторические аспекты. Например, центральная категория проблемы - «высокий досуг», был рассмотрен как явление глобалистики и, получив теоретическую проработку, спроецирован на историю античной и европейской культуре.

В работе в качестве теоретико-методологических установок применялись некоторые положения современной культурологии - интегративной науки о культуре. В частности, идея американского культурантрополога Л. Уайта о поведении человека как функции культуры расширяет понимание возможностей культуры в формировании новых ценностных иерархий, что исключительно важно в формировании «новых смыслов» досуга. Для анализа духовно-культурной практики, включавшей в себя различные аспекты развития традиционных и инновационных форм в различных социальных общностях, полезным является понятие культурной формы, разрабатываемые в свое время Э. Кассирером, Л. Уайтом, современным культурологом А.Я. Флиером.

В анализе религиозного материала, где объектом исследования выступает религиозный опыт, мы опирались на классиков анализа религии 3. Фрейда, У. Джемса, К. Г. Юнга, М. Вебера.

Использовались также системный подход, дающий возможность на основе точно составленной научной гипотезы досуга проследить основные этапы его трехсферного развития, а также методы, сложившиеся в таких науках, как история философии, истории, лингвистике, эстетике, искусствознании, социологии, в том числе «социологии досуга».

Теоретические и методологические установки более частного характера обозначаются по ходу развертывания содержания работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлено, что теория развития социокультурного явления «досуг» начинается с его возникновения в VI в. до н.э. в Древней Греции у Пифагора, затем концептуализация досуга приводит к идее его разделения на три сферы - «праздную», «высокий досуг» и «высший досуг».

2. Сформулировано теоретическое представление о генезисе и путях Развития досуга в пространственно-временной модели культур стран Европы.

3. Проанализированы истоки появления культурного феномена «досуг», который указывает на связь пифагорейского £%оХг) с божественной деятельностью в религиях Древних Китая, Индии, Египта, Вавилонии.

4. Выявлены и аргументированы на основе изменения характера социокультурной деятельности три кризиса в развитии досуга как феномена культуры: 1) VI - III вв. до н.э., 2) конец Средневековья - начало Нового времени и 3) XX - XXI вв.

5. Составлена и обоснована «Карта социокультурного трехсферного развития досуга в пространственно-временной модели стран Европы VI в. до н.э. - XXI вв.».

6. Эксплицирована роль древнегреческой философии неоплатонизма и неоаристотелизма в развитии концептуального видения досуга в Византии.

7. Доказано двухэтапное развитие древнерусско-российского досуга в его взаимосвязи с культурой Византии, объяснен смысл древнерусского слова «досуг».

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

1. Первичный смысл явления «досуг», как божественной деятельности выражался в мифе, математике, музыке, катарсисе и т.д., как выясняется в результате сопоставления смысла древнерусского слова «досугъ» Х1У-Х1Х вв.,

• «высокого досуга» Аристотеля и «высшего досуга» Никомаха II в. до н.э.

2. Первое ориентировочное «Учение о £хоАт|» пифагорейцев тождественно «гармонии сфер» древнегреческих жрецов. Последняя, являясь, по Лосеву, высшим уровнем античной и средневековой эстетики, в позднем средневековье потеряла энергетику и перешла в метафору в ХУП-ХУШ вв.

3. Природа «высокого досуга» Аристотеля и «досуга-праздности» древнеримских жрецов вторична. В основе этих культурных феноменов лежит реакция философов и жрецов на «божественную деятельность» пифагорейцев и Платона.

4. Теория генезиса и развития досуга представляется как единство слова (1хоАт|) и трёхкратное изменение его основного смысла: а) в VI в. до н.э. произошел полукризис Их0^ в результате которого учение о Их0^ стало называться «гармонией сфер»; б) первый кризис досуга в античности прошел в два этапа: у Аристотеля в IV в. до н.э. он стал «высоким этическим досугом» мудреца, правителя и т.д.; у римских жрецов и преторов III в. до н.э. - «досугом-праздностью»; в) второй кризис досуга имел место в конце средневековья, когда закончилась энергетика «гармонии сфер» и явление «досуг» стало частью или синонимом «свободного времени»;

Ш г) третий кризис досуга, начинается с рубежа XIX и XX вв., что отражено в работе Т. Веблена «Теория праздного класса», в его попытке приписать праздность всему досугу.

5. В византийской теологии было сильно влияние неоплатонизма, «высший досуг» занимал доминирующие позиции. Именно из Византии он был привнесен на Русь в X - XIV вв. В предпринятой попытке объяснения древнерусского слова «досуг» как «достижения высшего, божественного», отмечены два влияния на древнерусский и российский «досуг» - греко-византийское (X-XIV вв. - скрытый период, и XIV - середина XIX вв. - реальный период) и с XVIII в. западноевропейское влияние досуга-праздности.

6. В региональном аспекте можно выделить первопоявление «высшего» и «праздного» досуга, своеобразие его структуры в зависимости от заселения и экономического и культурного развития.

Теоретическая значимость исследования. В теорию культуры, историю философии вводится концепция генезиса и развития досуга, которая по-новому раскрывает эту категорию. В работе введен и обоснован новый понятийный ряд - разъединенная история и теория И^о^Ь otium, Шире, leigure, loisir и досуга, трехсферность их развития, «восточные» истоки Е%оАт|, противостояние философских школ и религии. В результате культурологическая методология обогатилась новым терминологическим аппаратом.

• В методологическом плане в работе осуществлен проблемный подход к первосмыслу S^oXrj как божественной деятельности, раскрыты механизмы его изменений и причины современных разночтений.

В диссертации предложено решение ряда проблем: происхождение досуга, причины его трехсферности, динамика двадцатишестивекового развития, сущность и характерные черты кризиса в развитии досуга как социокультурного явления. ф Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации при чтении учебных курсов по культурологии, философии, истории отечественной культуры, социологии досуга, теории социально-культурной деятельности, специальных курсов по культурологии, философии культуры. Полученные результаты могут быть использованы при разработке концепции духовно-нравственного образования, воспитания и организации досуга молодежи - задачи, остро стоящей перед российскими научными кругами и образовательными структурами.

Апробация работы. Основные позиции диссертации излагались на пяти ^ Всероссийских научно-практических семинарах «Досуг. Творчество. Культура» (Омск, 1998-2002 гг.), IV Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира» (Москва, 2003), V конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003), Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг» (Омск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Российского института культурологии (Москва, 2002), VI Международной конференции «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» (Омск, 2006), Всероссийском научном конгрессе «История и культура городов России: от традиции к модернизации» (Омск, 2006). л Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре социальнокультурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Досуг как явление культуры: генезис и развитие"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации сделана попытка поставить задачи и проанализировать генезис досуга, дать характеристику концепции его развития в античности, Средневековой европейской, древнерусско-российской и региональной культурах.

Предварительные выводы показывают, что истоки ХхоАт| идут из тайного знания, и что самый древний досуг древнегреческой культуры VI в. до н.э. Пифагора обозначал «божественную восточную деятельность». В том же VI в. до н. э. из-за противодействия греческих жрецов у X^oàti был полукризис, последние переименовали явление в «Гармонию сфер». Трактовку продолжил Платон («Государство», «Кратил», «Тимей») в своей деистско-космической модели мира в IV в. до н.э. В этом же веке произошел первый древнегреческий кризис £%oÀ,r|, когда Аристотель «высокий» досуг сводит на Землю, соотнося его с земной этической деятельностью мудреца, свободного аристократа духа. Другой древнеримский вариант I кризиса пришелся на III в. до н.э., он образовался как досуг-праздность у римских жрецов и преторов. Философы Цицерон и Сенека, поэт Катулл и другие вели борьбу за возвращение otium-II высших качеств и «достоинства», (otium sum dignitate), но в сюжете «Jners otium» I в. н.э. Нероном была поддержана норма досуга-праздности.

Эта норма стала фарватером развития явления «досуг» в культуре средневековой Европы и их основных языках - в ГПиРе, leisure и loisir, что и отразили работы Карла Маркса и Томаса Веблена. «Высший» досуг в рамках учения «Гармония сфер» с периода патристики был включен в теологическую картину мира, стал базой теории гармонии в философии и музыке Средневековья и с XIV по XVII в. начал уходить в метафору. Развитие «высшего» и «высокого» досуга в Европе связано с появлением университетов, христианизацией учений Аристотеля и Платона в XIII-XIV вв., отделения светского от церковного. Сильнейшего влияния неоплатонизма на культуру Византии и

Европы. В позднее Средневековье теологические круги встали перед выбором, какой из трех досугов считать нормой, и, обратив внимание на бурное развитие теории времени и свободного времени, нашли четвертое решение, досуг стал частью свободного времени, или его синонимом.

В Византии, где духовная культура развивалась в сочетании христианства и древнегреческой философии (что и отмечено К.Марксом), досуг был «высше-высоким», как итог симбиоза сильнейшего неоплатонизма и аристотелизма.

Именно из Византии со священниками на Древнюю Русь был привнесен «высший» досуг, идущий цепью примеров в древнерусско-российской культуре с «Кабалы закладной» XIV в. до Ленина, который начал сменяться с XVIII в., с эпохи Петра I, западноевропейским досугом-праздностью.

В регионе России вслед за страной можно выделить первопоявление «высшего» и «праздного» досуга, своеобразие его структуры в зависимости от заселения и экономического и культурного развития.

Таким образом, концептуально досуг изначально представляет собой высшую восточную божественную деятельность VI в. до н.э., которая в XIV-XVII веках перешла в метафору в культуре Западной Европы, а две другие характеристики дошедшие до современности, являются реакцией на нее философов и жрецов античности.

218

 

Список научной литературыВолощенко, Геннадий Григорьевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1.Аверинцев С.С. Спасение // Философская энциклопедия. - М., 1970. -Т. 5.-С. 100.г. Акимова Л.А. Социология досуга. -М., 2003.

2. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4 т.-М., 1956. Т. 3.

3. Александрова Е.Я. Художественное образование в России. -М., 2001.

4. Алексий Д патриарх Московский и Всея Руси. Россия. Духовное возрождение. М., 1999.в. Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. Т. 1: Человек как предмет познания. - М., 1980.

5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУН вв.: В 5 т. М, 1985. - Т. 1.

6. Апинян Т.А. Мир игры. СПб., 1992.

7. Аргудяева Ю.В. Труд и быт молодежи БАМа. М., 1987.ю.Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 1999.п. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. - Т. I; 1979. - Т. III; 1981. -Т. IV.

8. Аркин Е.Я. Со венком я хожу: Народные песни Омской области. -Омск, 1993.хъ.Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. Л., 1967.

9. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций (исторические формы общения народов: мировые культурные контакты многонациональных государств). СПб., 1994.

10. Артемов В.А. Социальное время: прикладные и теоретические аспекты исследований. Новосибирск, 2004.

11. Артемов В.А. Социальное время: Проблема изучения и использования. -Новосибирск, 1987.

12. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. -М., 1991. ^.Балабанов П.И., Миненко Г.Н. Проектность культуры: теоретический иметодологический аспекты. Кемерово, 2002.

13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1966.

14. Белинский В.Г. Избр. соч.: В 3 т.-М., 1941.-Т. 1. п.Белов В. Лад: очерки о народной эстетике. М., 1982.

15. Белокрыс М.А. Музыкальная культура Сибирского Прииртышья в лицах. Омск, 2001.

16. Бердяев H.A. Собр. соч.: В 4 т. Изд. 3-е. - Paris, 1985. - Т. 1; 1989. -Т. 2; 1989. - Т. 3; 1990.-Т. 4.

17. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -СПб., 1991.

18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.

19. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.п.Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб., 1992.

20. Блинков И Бюджет времени предправления клуба // Вестн. труда. -1927. -№ 12.-С. 103-112.

21. Бодалев А.А. Личность и общение. -М., 1983.

22. Болотников ИМ. Основные направления управленческой деятельностью в сфере культуры. Л., 1981.зх.БоннарА. Греческая цивилизация: В 3 т. Ростов н/Д, 1994. - Т. 1.

23. Бызов Л. Бюджет времени // Время. 1923. - № 2. - С. 42-45.

24. Быховская И.М. Знание о культуре: культурософия культурология -культуроведение // Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика. - М., 1998. - С. 7-17.

25. Бюджет времени сельского населения. -М., 1979.

26. Вдовенко Т.В. Организация досуга людей третьего возраста в США. -Л, 1991.ъв.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. -М., 1990.-С. 61-344.

27. Веблен Т. Теория праздного класса. -М., 1984.

28. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

29. Веселовский А. Ономастикон. М., 1974.

30. АО. Византия // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. -С. 39.41 .Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911.

31. Волощенко Г.Г., Томилов H.A. Народная культура и народный досуг: урало-сибирский вариант структуры // Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1998.-С. 39-43.

32. Воскобойников В. Основы работы и отдыха парков культуры. М., 1978.

33. Воскресенская И.О. Культура Древнего Китая // Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2003.

34. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений / Сост. В.Е. Триодин. М., 1987.46. "Восточная" и. "западная" политическая традиции / Сост. В.К. Пастухов.-М., 2004.

35. AI. Времена года: Православный народный календарь. Пермь, 1992.

36. Вылова Л.В. Русские народные игры. М., 1988.а9.Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

37. Талъковский Н.Б. Борьба христиан с остатками язычества в Древней Руси: В 2 ч.-Харьков, 1916.-Ч. 1.51 .Гармония сфер // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С. 101-102.

38. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 2000.53.ГастевА. Время.-М., 1923.

39. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1972. - Т. 3: Учение о понятии.

40. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975.

41. Генкина Е.В. Ценности античного досуга как социально-культурная система: Автореф. дис. канд. педагог, наук. СПб., 1988.

42. Генова U.M. Региональные аспекты формирования культурной политики // Развитие культурного пространства Омской области. Омск, 2005. -С. 4-15.

43. Герцен А.И. Сочинения: В 9 т. -М., 1936.

44. Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика. СПб., 1996.

45. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.61 .Герцман Е.В. Тайны истории древней музыки. СПб., 2004.

46. ГшуАндре. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005.

47. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999. - Т. 1.

48. Горбунова H.A. Сравнительное досуговедение. Учеб. программа. -СПб., 1993.

49. Гордон JI.A., Клопов Э.В. Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1979.

50. Горелов A.A. Концепции современного естествознания. М., 2005.

51. Гранин Д. Эта странная жизнь //Роман-газета. 1979. - № 10. - С. 32-74.

52. Греческая трагедия. — М., 1958.

53. Греческо-русский словарь. М., 1848.

54. ГримальП. Цицерон.-М., 1991.1..Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири: XVII -1 половины XIX вв. Новосибирск, 1975.и.Грушин Б. В России кипит неслыханный бульон // Комсомольская правда. 2001.- 15 февраля.

55. Грушин Б. А. Свободное время: Актуальные проблемы. М., 1967.

56. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая Степь: В 2 т. М., 1997.

57. Даниленко В.П. Русская терминология. -М., 1977.82Даринский A.B. Культурно-массовая работа в здравницах и на турбазах. -М., 1980.

58. Даровская М.И. Культурное содружество города и села. -М, 1979.84Демин В.П. Театральное творчество и управление творческим процессом: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. -М., 1980.

59. Демина КС., Тимофеева Т.Ю. "Афинская школа" Рафаэля Санти как отражение двусферности древнегреческого досуга // Социально-культурная деятельность: досуг, творчество, цивилизация. Омск, 2005. - С. 4-8.

60. Договорная грамота великого князя Бориса Александровича с королем Казимиром, 1449 // Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1846.-С. 66.91 .Домострой. -М., 1990.

61. Досуг. Творчество. Культура: Материалы I-V Всерос. науч.-практ. семинаров. Омск, 1999-2003.

62. Досуга социология // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.-С. 90-91.

63. Древний мир // Электронная библиотека. С. 4-14 // http // www.ancient.ru/topics/data/china/index.htm

64. Духовное производство и народная культура. Свердловск, 1988.

65. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.

66. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Автореф. дис. д-ра педагог, наук. Л., 1980.

67. Ерасов B.C. Социальная культурология Изд. 3-е. - М., 2000.

68. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII начале XX века // Культурно-досуговая деятельность. - М., 1998. - С. 25-73.т.Жаркова JJ.C. Деятельность учреждений культуры. Учеб. пособие. -М., 2000.

69. Закладная кабала XIV в. на землю // Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси. СПб., 1864. - Т. 2. - № 26.1. - С. 3.ж.Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование.-СПб., 1996.

70. Ю7.Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзии. -Свердловск, 1970.

71. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL, 1987.из .Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы: Учеб. пособие.-СПб., 1996.im. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. М., 1969.

72. ИонинЛ. Основания социокультурного анализа. М., 1995.

73. Ионов ИН. Российская цивилизация. IX начала XX вв. - М., 1995.т. История буржуазной социологии 1-й половины XX в. М., 1979.

74. История древнего мира/Под ред. В.И. Кузищина. -М., 1981.

75. U9.История религий, тайных религиозных обществ и обрядов древнего мира: В 5 т. СПб., 1885.-Т. 1.т. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962-1970.-Т. I-IV.т.Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

76. Кадневский В.М. Тестовая культура как феномен человеческой цивилизации // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2003. -№ 1 (9).-С. 54-67.

77. Календарь в культуре народов мира. М., 1993.

78. Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч.: В 6 т. М., 1964. - Т. 3.

79. Карамзин Н.М. Предания веков.-М., 1988.

80. Каргии A.C. Народная художественная культура. М., 1998.т.Кармин A.C. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.

81. Катулл, Гай Валерий. Книга стихотворений / Изд. подгот. C.B. Шер-винский, M.J1. Гаспаров; Примеч. M.J1. Гаспарова. -М., 1986.

82. Ш.Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. Курс лекций. М., 1992.

83. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

84. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 2004.

85. Клубоведение / Ред. В.А. Ковшаров, Н.П. Скрыпнев, А.Г. Соломоник. -Л., 1970.

86. Клубоведение / Ред. С.Н. Иконникова, В.И. Чепелев. М., 1980.т.Клюско Е.М. Зарождение досуговых форм деятельности у восточныхславян и их дальнейшее развитие в X-XVII вв. // Культурно-досуговая деятельность. М., 1988. - С. 10-24.

87. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. М., 1993.

88. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры // Изучение истории культуры как системы. Новосибирск, 1983. -С. 53-59.

89. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 141 .Коллингвуд Р.Д. Идея истории. - М., 1980.

90. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М., 1969. \4Ъ.Комисаренко С.С. Духовно-интеллектуальная элита как феномен отечественной культуры: Автореф. дис. . д-ра культурологии. - СПб., 2005.

91. Кондилъяк Э.Г. Трактат о системах. М., 1938.

92. Кондратов H.A. Славянские языки. М., 1956.-С. 198.

93. Конович A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.,1980.

94. Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 1999.

95. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. СПб., 1994.

96. Крупская Н.К Собр. соч.: В 10 т. М., 1957. - Т. 6. т. Крылов И. А. Сочинения: В 2 т. - М., 1969.-Т. 1.

97. Крысий Л.П. Социолингвистические аспекты изучения русского языка. -М, 1989.

98. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Кемерово, 1998.

99. Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч.: В 2 т. -М., 1979. Т. 1.

100. Культура Византии. Тематический план / Сост. Г.В. Скотникова. -СПб., 1995.

101. Культура Древнего Рима: В 2 т. / Ред. Е.М. Штаерман и др. М., 1985.

102. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования / Отв. ред. J1.H. Коган. М., 1984.

103. Культурно-.\осутоъъя. деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.158. /фтгьтурно-просветительная работа в системе пропаганды и утверждения здорового образа жизни. Д., 1989.

104. Культуролог досуга / Ред. М.А. Ариарский. JL, 1991.т. Культурология / Под ред. A.A. Радугина. М., 1998.

105. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. -М., 2003.

106. Культурология. XX в. Антология. М., 1998.

107. Курс теории музыки / Под общ. ред. A.J1. Островского. JL, 1978.

108. Кустов Ю.П., Чабанный В.Ф. Управление самодеятельным хоровым коллективом. JL, 1984.

109. Кюстин, Астольф де. Николаевская Русь: 1839 г. -М., 1990.

110. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

111. JIeeu-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.ш.Леви-Строс К. Структурная антропология. -М., 1983.

112. ЛихачевД.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976. ms.Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. - М., 1964. - № 6.

113. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. mi. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика.-М., 1975.-Т. 4.

114. Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. -М., 1993.

115. Лосский И.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. -М, 1991.-С. 238-368.

116. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.

117. Мельников-Печерский Н.И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. - Т. 1,2.т.МеньА. История религии: В 7 т. -М., 1992.-Т. 1,2.

118. Методологические проблемы исследования истории культуры. Л., 1982.

119. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1986.

120. Методология и методы исследования культуры. Л., 1984.

121. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1964.

122. Mud M. Культура и мир детства. М., 1988.

123. Миллер Г.Ф. История Сибири. Л., 1937.

124. Милюков H.H. Очерки по истории русской культуры: В 4 т. М., 1993-1996.-Т. 1,4.

125. Миненко Т.Н. Философско-антропологические аспекты эволюции человека, социума и культуры: Автореф. дис. . д-ра культурологии. Кемерово, 2004.

126. Миненко H.A. Досуг и развлечения у русских крестьян Сибири в XVIII первой половины XIX вв. // Сов. этнография. - 1979. - № 6. - С. 1831.

127. Миненко H.A. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни в XVIII первой половины XIX вв. - Новосибирск, 1989.

128. Митрофанов Георгий, протоиерей. Церковный геноцид в большевистской России: его истоки и их христианское осмысление // "Община XXI век". Православное образование. 2003. - № 2 (27).

129. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1990.

130. Мифологический словарь / Ред. М.Н. Ботвинник. М., 1993.

131. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1994. - Т. 1.

132. Михайлов С. Эмпирическое социальное исследование. М., 1975.

133. Модернизация и национальная культура. Материалы теоретического семинара (Рук. В.М. Межуев). М., 1995.т.Молчанов Ю.Б. Проблемы времени в современной науке. М., 1980.т.Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. -М., 1977.

134. Моль А. Социодинамика культуры. -М., 1973.ш.Момзен Т. История Рима. М., 1990.

135. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. М., 1995.

136. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: опыт целостного осмысления: Автореф. дис. . д-ра культурологии. -М., 1999.гп.Мудрик A.B. Социальная педагогика. М., 1999.

137. Мун Н. Легенды и мифы Древней Греции. Новосибирск, 1991. - С.128.

138. Муравьев A.B., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.-М., 1984.

139. Мусоргский МЛ. Письма. М.; Л., 1932.т.Мыльников A.C. Основы исторической типологии культуры: Учеб. пособие.-Л., 1979.

140. Наварская М. Гептамерон. Екатеринбург, 1992.

141. Народная культура: Материалы науч.-практич. семинаров ЗападноСибирского/ Сибирского с 1997 г. регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск, 1992-2005.

142. НекрасовH.A. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1948.

143. Неценко A.B. Социально-экономические проблемы свободного времени при социализме. Л., 1975.

144. Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Прага, 1924.221 .Николов Любек. Структуры человеческой деятельности. М., 1984.

145. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. -М., 2001. С. 559.

146. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992.

147. Новаторов В.Е. Педагог досуга. М., 1980.

148. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность. СПб., 1991.

149. Новикова И.А. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. Л., 1989.

150. Новикова H.H. Антропология права. Программа по специальности "Социальная антропология // История. Антропология. Культурология". Программы и избранные лекции. Омск, 2003. - Ч. I. - С. 48-54.

151. Орлов Г.П. Свободное время условие развития человека и мера общественного богатства. - Свердловск, 1989.

152. Орлов О.Л. Праздники и зрелища Древней Греции и Древнего Рима. -Л., 1981.

153. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

154. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства.-М., 1991.

155. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М., 1993.

156. Остроумов С. Из истории пьянства на Руси. СПб., 1914.

157. Пайчадзе С.А. Развитие книжного дела на Дальнем Востоке: Вторая половина XIX начала XX вв.: Автореф. дис. . д-ра ист. наук. - Иркутск, 1992.241 .Парсонс Т. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.

158. Патрушев В.Д. Бюджет времени сельского населения. М., 1979.

159. Патрушев В Д. Досуг // Словарь-справочник. Междисциплинарные исследования. Социология: В 4т.-М., 1991.-Т. З.-С. 58.

160. Петров A.A. Народные клубы (рабочие и крестьянские). -М., 1919.

161. Петров Б.Н. Спортивно-художественное представление на стадионе. -Л, 1988.

162. Петровский М.В. Принципы и методы клубной работы. М., 1923.

163. Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистомологическое значение // Семиотика. М., 1983.

164. Письма и бумаги Петра Великого: В 3 т. СПб., 1887. - Т. 1: 1688— 1701; Т. 2: 1702-1703; Т. 3: 1704-1705.

165. Платон. Тимей // Соч.: В 3 т. М., 1970. - Т. 3.

166. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М., 1982.25\.Погосский А.Ф. Полн. собр. соч.: В 4 т. СПб., 1899.-Т. 1.

167. Пономарев В Д. Игровая технология празднования досуга. Кемерово, 1995.

168. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1991. - Т. 2.

169. Председатель правления клуба (на основе изучения бюджета времени).-М, 1928.

170. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. -М., 1959. Т. 1 (фотокопия 1910 г.).

171. Проблемы культуры городов России: В 2 ч. I Под ред. Д.А. Алисова, H.A. Томилова, Г.Г. Волощенко. Омск, 1996.

172. Проблемы культуры малых городов Сибири / Под ред. Г.Г. Волощенко, JI.A. Ступниковой, H.A. Томилова. Омск; Тара, 1995.261 .Проблемы подготовки специалистов в вузе культуры. -М., 1990.

173. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972.

174. Пуляев В.Г. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. СПб., 1993.

175. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 13 т.-М., 1937.-Т. 4, 6, 13.

176. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.

177. Разлогов К.Э. Методологические основания культурологии // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2003. - № 1 (9). - С. 32-39.

178. Разлогов К.Э. Предисловие // Теоретическая культурология. М., 2005.-С. 3-6.

179. Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой деятельности. М., 1986.

180. Реутин М.Ю. Народная культура Германии. Позднее средневековье и возрождение. М., 1996.

181. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.т.Розин В.М. Культурология. М., 1999.

182. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. -М., 1983. Т. 1.

183. Русое A.A. Краткий обзор развития русской оценочной статистики. -Киев, 1915.т. Русский народный праздник: Науч.-метод. пособие для работников культуры и образования / Отв. ред. М.А. Жигунова, H.A. Томилов. Омск, 2005.

184. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. - Т. 1.и6. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.т. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

185. Рыженко В.Г., Быкова А.Г. Культура Западной Сибири: история и . современность. Омск, 2001.

186. Рябков В.М. История досуга: Программа курса для институтов культуры и искусства. Челябинск, 1994.

187. Салтыков-Щедрин М. Поли. собр. соч. М., 1938. - Т. 8, 11.

188. Сасыхов A.B., Стрельцов Ю.А. Основы клубоведения. Улан-Удэ, 1969.

189. Сахаров A.M. Россия и ее культура в XVI веке // Очерки русской культуры XVI века. М., 1977.

190. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990.

191. Свердлов А.З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. СПб., 1999.

192. Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.

193. Селешнжов С.И. История календаря и хронология. -М., 1977.

194. Сенека Луций Алией. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

195. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. -М., 1995.

196. Словарь античности / Пер. с нем.; Сост. И. Ирмшер. -М., 1994.

197. Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья / Под ред. Г.А. Садретдиновой. Томск, 1992. - Ч. 1 (А - 3); Т. 2 (И - О).

198. Словарь церковно-славянского и русского языка Академии наук. -СПб., 1847.-Т. 4.

199. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири // Сибирские огни. -1991.-№ 1.

200. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

201. Смирнова Е.И. Клубные объединения. М., 1977.

202. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М, 1990.-Т. 1,2.

203. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

204. Соколов Э.В. Досуг и отдых // Клубоведение. JI., 1970. - С. 76-77.

205. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1970.

206. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга: Философско-социологическое исследование: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. JL, 1981.

207. Сорокин П. Человек, цивилизация. Общество. М., 1992.

208. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексологии профессиональных групп // Вопросы изучения и воспитания личности. -Петроград, 1921. Вып. 3. - С. 397-426.

209. Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918-1922 гг. // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. -С. 414^118.

210. СохорА. Социология и музыкальная культура. М., 1975.

211. Социология в России XIX начало XX веков. История социологии. Социологическое образование / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1997.

212. Социология: Словарь-справочник / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1990. -Т. 1,2; 1991.-Т. 3,4.ш.Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. -М., 1896. Ч. 1.

213. Степняк-Кравчинский С.М. Россия под властью царей. М., 1960.

214. Стойкое 3. Величина и структура совокупного бюджета времени и бюджета времени поколения показатели социального процесса // Методологические и методические вопросы изучения бюджета времени. - М., 1980. -Кн. 1.-С. 120-129.

215. Страбон. География. Л., 1964.зю. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М., 2003.

216. Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922-1923 гг. Статистико-экономический очерк.-М.; Л., 1924.т. Струмилин С.Г. Досуг сельского населения как составная часть образа жизни. М., 1975.

217. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда: Избр. соч. -М., 1964. -Т. 3.зи.Сулейменов О. Аз и Я. Эссе. Публицистика. Алма-Ата, 1989. -С. 518-519.

218. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2000.

219. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973.

220. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

221. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология. М., 1989.

222. Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л., 1976.

223. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

224. Тенденции развития материальной базы сферы досуга. -М., 1989.

225. Теоретическая культурология. Сер. "Энциклопедия культурологии" / Гл. ред. К.Э. Разлогов. М., 2004.

226. Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1848. - Т. 1,2.

227. Титов Б.А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 1994.

228. Титов Б.А., Кострова H.A. Досуг США: Учеб. пособие. Л., 1982.

229. ТойнбиА. Постижение истории. -М., 1991.

230. Томилов H.A. Народная культура: К проблеме дифференциации и интеграции традиционной и бытовой сфер // Народная культура Сибири. -Омск, 2000.-С. 12-15.

231. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. М., 1995.

232. Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996.

233. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М., 1982.

234. Труд, быт и отдых трудящихся: Динамика показателей времени за 1960-1980 гг.-М., 1990.

235. Tyee В.В. Технология организации инициативного клуба. М.; Кемерово, 1999.

236. Tyee В.В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1998.

237. Удальцова З.В. Борьба партий в Византии и Виссарион Никейский // Византийский Временник. М., 1949. Т. 11 (37). - С. 295, 307.

238. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

239. УитроуДж. Естественная философия времени. М., 1964.

240. УитроуДж. Структура и природа времени. М., 1984.

241. Ултургашева Н.Т. Народное художественное творчество в системе традиционной культуры народов Саяно-Алтая. Кызыл, 2001.

242. Учебный этимологический словарь. М., 1989.

243. Ушинский КД. Труд в его психологическом и воспитательном значении//Избр. соч.:В 11 т.-М., 1974.-Т. 2.

244. Уэст М. Адвокат дьявола. Хабаровск. 1990.ш.Филолай // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. -С. 725.

245. Флиер А.Я. Кризис социокультурный // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. - С. 330-331.

246. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

247. Фонвизин ДИ. Собр. соч.: В 2 т. М.; JL, 1959. - Т. 1.

248. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982.

249. Франк СЛ. Духовные основы общества // Русское зарубежье. Мыслители XX века. М., 1992.

250. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

251. Фролов ЭД. Феномен досуга в античном мире // Парадоксы истории парадоксы античности. - СПб., 2004.

252. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками.-М., 1986.

253. Фромм Э. Сочинения: В 2 т. М., 1990. - Т. 1.

254. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. Буржуазный век. -М, 1994.-Т. 1-3.ъьъ.Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1993. - № 4. - С. 43-63.

255. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. -М., 2003.

256. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.

257. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.

258. Хитарова Э.И. Формирование культуры личностной коммуникации. -СПб., 2003.ш.Хренов Н.А. Мифология досуга. М., 1999.

259. Художественная культура и интеллигенция Сибири: 1917-1945 / Ред. B.JI. Соскин и др. Новосибирск, 1984.

260. Центры культуры и досуга: Формирование и организация работы центров, объединений культуры и досуга в условиях эксперимента. М., 1989. -Вып. 1.361 .Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. -М., 1972.

261. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Свердловск, 1984.

262. Чабанный В.Ф. Духовное развитие личности в коллективе художественной самодеятельности. СПб., 1988.

263. Чаянов А., Студенский Г. История бюджетных исследований. М., 1922.

264. Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М., 1980.ш.Швейцер А. Культура и этика. -М., 1973.

265. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973.

266. Шмелев Л.Н. Проблемы семантического анализа лексики: Автореф. дис. д-ра филол. наук. -М., 1969.

267. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

268. Шпенглер О. Закат Европы. -М., 1994.-Кн. 1.371 .Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.т.Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия: В 2 т. СПб., 1906.-Т. 1.-С. 46-123.

269. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия: Сб. ст. -М., 1992.

270. Этимологический словарь славянских языков / Ред. О.Н. Трубачев. Вып. 5.-М., 1978.-С. 82-83.

271. Этнография русского крестьянства Сибири: XVII середина XIX вв. -М., 1981.

272. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

273. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы.-М., 1972.

274. Яковлев А.Н. По мощам и елей.-М., 1995. С. 94-95. Ъ19.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

275. Amorlen M. Sport Directory of Academia Institutions in Leisure Recreation and Related Fields. London, 1986.

276. Andre V. Pecheches sur otium romain. Paris, 1962.

277. Bammel I. Leisure and Human Behavior. Dubugue, 1982.

278. Beard J.L., Mounir R. Measuring Leisure Satisfactions // Journal of Leisure Research. 1980. - № 12. - P. 6-8.

279. Belardi Y. Supertitio. Roma, 1976.

280. Bernet E. Otium. Wiizzburger lahrbucner fur die Altertumswiss-enschaft, 4. 1949-1950.-S. 89-99.

281. Boas F.J. Rase, Language and Culture. N. Y., 1960.2&7.Brightbill Ch. K., Mobley T.A. Education for leisure Centered living. 2-nded.-N. Y., 1977.

282. Bruck E. Politica, ideology, propaganda and public law of the Romans. Jus imaginum and consecration imperatiorym: Seminar, z. 1949. P. 1-25.

283. Burt N., Adelman H. Forecast for Leisure in "Leisure today". London, 1985.

284. Carlton S., Doren V. Sport and Leisure: Concepts and methods in Recreation. London, 1989.

285. Cheek N.M. The Social Organisation of Leisure in Human Society. N. Y, 1976.

286. Clarke J. Social Perspectives on Leisure. N. Y., 1974.

287. Clarke J., Crither C. The Devie Makes Work: Leisure in Capitalism Britain. Urbana; Chicago, 1985.

288. Георгиев В. Трите фази на славяне ката митология. София, 1970.

289. Godbey G. Leisure in Life. Philadelphia, 1981.

290. Gordon A. Personal Being and Human Context of Leisure. Basingstoke, 1989.

291. Goudeil T. Recreation and Industry of Leisure. Improving the Quality of Life. Washington, 1987.

292. Grazia S. Time Work and Leisure. N. Y., 1962.

293. Green A. W. Recreation, Leisure and Politics. N. Y., 1964.

294. Grolier C. Clubs du Troisieme // Le Mond. -1981.-27 Octobre.

295. Gunter В., Gunter H. Leisure Stules: a Conceptual Framework for Modern Leisure // Sociological Quartcly, № 21, 1980. P. 12-14.

296. Harburger W.J. Keplers Kosmische Harmonie. Leipzig. 1925.407. lens en C.K. Leisure and Recreation: Instruction and overview. Philadelphia, 1977.

297. International encyclopedia of the Social Scienci. N. Y., 1968. - Vol. 1. -P. 9.

298. Kaplan M. Leisure: Theory and Policy. N. Y., 1975.

299. Kelly I.R. Leisure. Identities and interactions. London, 1983.4ii .Laidlaw W.A. Otium I I Greece and Rome. XV. 1968. - № 1.

300. Langbay A. The leisure Centre. London. 1984.au.Leisure II Harper Collins. Dictionary of Sociology. London, 1995. -Vol. l.-P. 184-185.

301. Louradour I. Pedagogie, des vacances et des loisirs. L'intégration dans les maisons de la culture // Readaptation. № 242, Jullet-aout, 1977. P. 5-19.41 s.LundbergD. Leisure. -N. Y., 1934.

302. Macluhan M. Understanding Media: The Extensions of man. N. Y., 1964.am. Macluhan M., Powers B.B. The global village: Trans formations in world life and media in the 21-st Centure. -N. Y., 1989.

303. Miller N., Robinson D. The Leisure Age. Belmont, Calif., 1963.

304. Moran I.M. Leisure Activities for the Nature Abult. Minneapolis, 1986.

305. Moser D.R. Fastnacht Fashing - Karneval. Das Fest der "Verkehrten Welt".-Wien; Köln, 1986.

306. MumfordL. Technics and Civilization. London, 1934.

307. Mundy I., Odum L. Leisure Education. Theory and Practice. N. Y., 1979.ah. Neulinger D. The psychology of Leisure.-Springfild, 1974.

308. Nicomachi. Pytnagorei Geraseni Enchiridion harmonicon // Jan K.V. Musici scriptores graeci. Leipzig, 1895 (reprint: Hildeshein, 1962). - P. 60-111.

309. Pacioli, Luca. De divina proportione. Milano, 1956.

310. Parker St. Leisure and Work. London, 1983.ah. Parsons T. Structure and Process in Modem Societies. N. Y., 1965.

311. Parsons T. The Social System. London, 1951.

312. Patmore A. Recreation and Resources. Leisure Patterns and Leisure Places. Oxford, 1983.

313. Pico della Mirandolla Giovanni. De Hominis dignitato. Hetaplus. - De Euto et Vuo. Acura di E. Garin. - Fineuze, 1942.431 .Plutarh. De an Procr. 31. Цит. по: Философский энциклопедический словарь.-M., 1983.-С. 101.

314. Renan E. Souvenirs d'enfance et de jeunesse. Paris, 1884.

315. Roberts К. Leisure. London, 1970.

316. Rojek Ch. Capitalism and Leisure Theory. London; N. Y., 1985.

317. Sceats A. Sport and Leisure Club Management: a Handbook for Organisers.-London, 1985.

318. Sherman B. Working at Leisure. London, 1986.

319. Veal A.I. Leisure and the Future. London, 1987.

320. Veblen Th. The theory of the leisure class: an economic study of institutions.-N. Y., 1953.

321. Wareen S., Nartin A., Fred L., Myrick N. Personality and Leisure Time Activities. N. Y.; London, 1986.

322. Weber M. Basic Concepts in Sociology. N. Y., 1963.

323. Weiskopf D. Recreation and Leisure: Improving the Quality of Life. -Boston; London; Sidney; Toronto, 1985.

324. White L. The Evolution of Culture. N. Y., 1959.

325. Wickerman R. W. Leisure and Social Change: Some Experiences of Programme of Reseach in the United Kingdom. Montreal, 1985.

326. Work, Leisure and Technology / Ed. By R. Castle, D.E. Lewis, Mangan. -2-ed. Melbourne, 1986.

327. ZuzanekJ. Work and Leisure in Soviet Union: A Time-Budget analysis. -N. Y., 1980.