автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Досуг молодежи в культурном пространстве современного города

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Рыбакова, Наталья Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Автореферат по философии на тему 'Досуг молодежи в культурном пространстве современного города'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Досуг молодежи в культурном пространстве современного города"

На правах рукописи

Рыбакова Наталья Владимировна

о

!___-

Досуг молодежи в культурном пространстве ^ современного города

09.00.13-

религиоведенис, философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Саратов - 2008

003454634

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Научный руководитель ■

Официальные оппоненты •

Ведущая организация -

кандидат философских наук, доцент Богатырева Елена Николаевна

доктор философских наук, профессор Ногрешаева Татьяна Анатольевна кандидат философских наук Горина Татьяна Сергеевна

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Защита состоится «16» декабря 2008 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, ВолГУ, ауд.4-13 А.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета

Автореферат разослан «/Д> ксмМ 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Гуляихин В.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Бурное развитие культуры в начале XXI века стало фактором формирования новых форм досуговой деятельности, связанных с использованием компьютерных технологией и переструктурированием культурного пространства в мегаполисах. Усложнение культурной жизни и увеличение психологических нагрузок приводит к тому, что у современного человека остается все меньше свободного времени, которое он вынужден тратить более сбалансированно и продуманно. С учетом указанных социокультурных тенденций, культура досуга становится важной сферой человеческой жизни, регулируемой системой социальных институтов и культурных установлений (традиций, обычаев, ритуалов). Происходящие изменения требуют уже не дисциплинарных исследований, способных осветить отдельные аспекты новых форм досуговой деятельности, но комплексного подхода, который позволить выявить онтологические и гносеологические основания происходящих изменений. Философия культуры позволяет обозначить значимость культурных трансформаций и выявить предпосылки познания молодежной культуры досуга, испытывающей на себе влияние современных тенденций культурного развития, в частности, консумеристских и виртуалистских аспектов.

Сам термин «культура досуга» в этом случае приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В фнлософско-культурном аспекте рассмотрения, наиболее важным становится подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивания собственного видения досуга. Немаловажная роль при определении границ досуга, а также форм его проведения, принадлежит этнокультурным стереотипам,

конституирующим определенные образы досуга и транслирующим данные образы в рамках охватываемого этими стереотипами сообщества. С другой стороны, культура досуга представляет собой предмет, выражаясь образно, «общественного договора», поскольку предполагает соотнесение с аналогичными форами проведения свободного времени в рамках иных субкультур и социальных образований. В условиях гетерологизации культурного порядка, усложнения структуры культурного пространства (возникновение новых субкультур, рассеивание доминирующих культурных стратегий в виртуальном пространстве культуры) культура досуга становится средством самоидентификации индивида, обозначает не только его личностные приоритеты, но и выражает привязанность к определенным «воображаемым сообществам» (по терминологии Б. Андерсона), разделяющим данные формы досугового поведения.

В онтологическом смысле досуг выражает переход от личностного к коллективному уровню идентификации. В качестве предмета исследований философии культуры, досуг не остается беспристрастным свидетелем непрерывно происходящих изменений, а впитывает все новые и новые черты, видоизменяясь в соответствии с трансформацией культурных стереотипов, подпитывающих и определяющих отношений людей к проблемам занятости, труда, отдыха, свободы.

Степень разработанность проблемы

Досуг в большей степени выступал объектом социологических и социально-психологических исследований, ставящих своей задачей описание конкретных форм досуговой деятельности и психологических реакций индивидов на внедрение этих форм в культурную практику. Данное обстоятельство выступает фактором кардинального обновления существующих подходов и концепций за счет междисциплинарности и концентрированности на теоретических аспектах функционирования культуры досуга, основными из которых являются следующие: какую функцию выполняет досуг в повседневном существовании человека, каковы

стратегии изменения досуговой деятельности в соответствии с изменением потребностей человека и механизмов развития культурного пространства. Необходимость методологической новизны и теоретического осмысления затронутых проблем делает философско-культурологический анализ досуга одним из наиболее перспективных направлений исследования данного феномена, так как именно сущностный анализ молодежного досуга позволяет связать конкретные факты культурной практики современного подрастающего поколения с универсальными императивами, определяющими формы поведения личности.

Следует отметить, что обращение к проблеме досуга представителей философского знания носило фрагментарный характер. В частности, первым философом, проявившим интерес к досугу и его роли в культурной жизни, стал Аристотель, рассматривавший досуг в качестве творческой деятельности, противопоставляемой им однообразному физическому труду, подлежащему ведению рабской силы. Августин Блаженный затрагивал проблематику досуговой деятельности в аспекте исследования времени. С его точки зрения, время дано человеку от сотворения мира в качестве возможности исправления первородного греха, поэтому его надлежит использовать в соответствии с евангельскими заповедями, а на отдых тратить меньше времени, нежели на труд.

Другое обоснование значимости труда по отношению к досугу было высказано представителями философии Нового времени, прежде всего, Т. Гоббсом и Дж. Локком. Избирая в качестве приоритетной деятельности для человека научную стезю, они считали, что только непрерывный труд способен привести к значимым результатам, тогда как отдых и досуг, отождествлявшиеся данными философами, могут лишь увести человека от его истинного предназначения, каковым является познание природы.

Формирование целостных взглядов по поводу культуры досуга и отдельных аспектов ее возникновение и функционирования оказалось связано с появлением неклассического типа философствования, что

объясняется вниманием именно этого типа мышления к проблемам культурной детерминации личностного поведения. В неклассической философии культуры возникли следующие концепции досуга: деятельностная, цивилизационная, экологическая и структурно-функциональная.

Деятельносгная концепция сосредоточила свое внимание на роли досуга в процессе производственной деятельности человека. Несмотря на то, что труд, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, является проявлением природной сущности человека, досугу также отводилось место в их методологических построениях: он выполнял вспомогательную функцию, обеспечивая, посредством кратковременных промежутков отдыха, непрерывное преобразование окружающего мира. Вместе с тем, подвергаясь в капиталистическую эпоху, как и труд, отчуждению от рабочего, досуг становился фактором эксплуатации.

Цивилизационная концепция досуга (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) сосредоточила свои интересы на постулировании культурного плюрализма в отношении форм досуговой деятельности, а также в установлении взаимосвязи между становлением культуры досуга как отдельного сегмента культурного пространства и возникновением крупных городов, что представляет важным в аспекте данного диссертационного исследования.

В рамках экологической концепции акцент был сделан на рекреационных (восстановительных) аспектах досуговой деятельности, которые рассматривались в качестве проявления биотических потребностей человека как природного существа. Рекреационные функции досуга обеспечивают, по мнению представителей данного подхода, универсальный, несмотря на многочисленность проявлений, характер культуры досуга в сфере человеческого существования.

Структурно-функциональная концепция досуга, представленная именами Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Т. Веблена, позволила обратиться к

изучению функциональной значимости конкретных форм досуга в условиях современного культурного развития, а также выявить структуру досуга в институциональном и ценностном аспектах.

Отдельные аспекты структурно-функционального анализа были использованы в исследованиях современной культуры досуга Ж. Бодрийяра и Р. Барта. С их точки зрения, культура досуга выступает в качестве составной части той цивилизации потребления, которая складывается в обществе постмодерна, причем потребление стратегий досугового поведения становится едва ли не ключевым элементом конструирования культурной идентичности.

Термин «культура досуга» относительно недавно возник в области соприкосновения интересов философии культуры и социально-культурной деятельности, что не помешало ему обзавестись собственной методологической традицией, включающей в себя различные подходы и точки зрения отдельных исследователей.

По словам Г.А. Аванесовой, «культура досуга... есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям».

Исследования культуры досуга в качестве разновидности социально-культурной деятельности посвящены работы А.И. Артемьева, Г. Будановой, Л.Г. Домрачевой, H.A. Хренова.

Специфика молодежной культуры досуга также вызывает огромный интерес исследователей, хотя, следует отметить, что большая часть посвященных этой тематике не претендует на теоретические обобщения, а посвящена отдельным аспектам молодежной культуры. В качестве авторов наиболее важных для данного диссертационного исследования работ следует

указать И.Ю. Кузнецову, В.И. Бестужева-Ладу, В.Т. Лисовского, Б.Г. Мосалева.

Процессам образования молодежных субкультур в культурном пространстве современного города, а также досуговым стратегиям, реализуемым в рамках данных субкультур, посвящены работы Д.В. Петрова, М.Е. Илле, Т.Г. Бутовой, С.А. Сергеева.

Отдельную тему для культурологических и философских исследований представляет динамика культурного пространства современного города и трансформация структуры досуговых учреждений под влиянием информатизации и виртуализация культурной жизни. Среди авторов, обращавшихся к данной проблематике, следует упомянуть Э. Тоффлера, В.Я. Суртаева, А.Ф. Шарову, Д. Келли и С. Паркера.

Кроме того, отдельные аспекты исследуемой темы затрагивались в работах саратовских культурологов и философов, в частности, В.Н. Белова, Т.А. Погрешаевой, Е.В. Листвиной, A.C. Гализдры.

Объект исследования

В качестве объекта исследования выступает культура молодежного досуга в культурном пространстве современного города.

Предмет исследования

Предметом исследования являются онтологические основания и функциональные характеристики культуры молодежного досуга, трансформирующиеся в соответствии с современными тенденциями культурного развития. Цель диссертационного исследования

Целью исследования является определение места молодежного досуга в структуре современного культурного пространства и выявление основных тенденций его развития.

Данная цель реализуется при постановке и решении следующих исследовательских задач:

1. Проанализировать существующие концепции молодежного досуга с целью онтологических оснований данного феномена в культурном бытии человека.

2. Обозначить доминирующие ценности современной молодежи и проследить отображение этих ценностей в присущих ей формах досугового поведения.

3. Выявить сущностную взаимосвязь стратегий молодежного досуга с формами культурной идентичности в культурном пространстве современного города.

4. Проанализировать тенденции изменения .молодежного досуга и создаваемых на его основе форм культурной идентичности в условиях мегаполизации культурного пространства города.

5. Концептуализировать феномен виртуализации досуга и обозначить его характеристики в условиях развития информационных технологий.

Методология исследования.

Рассматриваемая проблема имеет многоплановый характер, что заставляет обратиться к синтезу различных подходов с целью получения комплексного видения структуры молодежного досуга. В качестве базового избирается принцип дополнительности, позволяющий сочетать различные подходы при безусловном доминировании структурно-функциональной методологии исследования. Кроме того, следует обратить внимание на используемый в первом параграфе компаративистский подход, позволяющий сравнить существующие концепции досуга, обозначить их методологические основания и выявить отдельные черты, важные для целостного понимания исследуемого феномена. Методология структурно-функционального анализа, разработанная Э. Дюркгеймом и Т. Парсонсом, синтезируется с отдельными положениями цивилизационного и деятельностнсго подходов, позволяя

проанализировать существующие формы досуга с точки зрения их социокультурной и социально-экономической значимости.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Осуществлен компаративистский анализ существующих в философской литературе концепций досуга и выявлены онтологические основания этого феномена в бытии культуры и бытии отдельного человека, а также определены характеристики структурно-функционального метода исследования досуга.

2. Выстроена иерархия молодежных ценностей и выявлено соответствие между ценностными основаниями молодежной культуры и формами досугового поведения.

3. Рассмотрена структура культурного пространства города и обозначены доминирующие тенденции досугового поведения в условиях различных конфигураций городского культурного пространства.

4. Концептуализировано понятие культурного пространства мегаполиса, определены стратегии досугового поведения в условиях мегаполиса, выражающиеся в наложении способов культурной идентификации и образовании определенных досуговых субкультур.

5. Исследована трансформация стратегий досугового поведения под влиянием информатизации культурного пространства, проявляющаяся в виртуализации досуга и приоритете виртуальной идентичности над повседневными формами престижного поведения.

Научная новизна работы раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В рамках современного философско-культурологического знания можно выделить следующие подходы к исследованию культуры досуга: деятельностный, цивилизационный, экологический и структурно-функциональный. Преимуществом структурно-функционального подхода является акцентирование внимания на функциях досуга, обуславливающих роль этого феномена в культурном пространстве современного общества, а

также определение места досуга в структуре культурного пространства. Становление общества потребления, в котором культурные стратегии поведения становятся товаром, позволяет отчетливее выявить характерные черты досуга в качестве способа престижного поведения, определяющего принадлежность человека к определенному сегменту культурного пространства. Авторское определение досуга, сформулированное в рамках данного подхода, звучит следующим образом: досуг является способом поведения, нацеленным на конструирование моделей культурной идентификации путем подражания престижным формам проведения свободного времени.

2. К числу основных черт молодежи, определяющих функциональную значимость досуга, относятся: креативная (потребность в самореализации, творчестве), коммуникативная (тяга к общению), познавательная (стремление к получению новых знаний). В качестве основной среды, где происходит реализация молодежных ценностей, выступает совокупность сверстников, мнение которых становится определяющим в процессе самореализации представителей подрастающего поколения. Эмоциональная неустойчивость, а также отсутствие четко закрепленного социального статуса делают представителей молодежи особенно остро восприимчивым к проблемам полноправной включенности в культурное пространство, что достигается посредством потребления престижных моделей досугового поведения.

3. Урбанистическое культурное пространство выступает объектом реализации стратегий досугового поведения благодаря следующим основным чертам: наличие соответствующих культурных ресурсов, эмоциональная открытость и готовность к инновациям, нацеленность на активное преобразование окружающего пространства, ценность престижного потребления. Структура культурного пространства города состоит из двух базовых уровней - институционального и ценностного, первый из которых включает в себя совокупность институтов, ответственных за реализацию

стратегий досугового поведения и их трансляции в медийном пространстве. На ценностном уровне роль досуга состоит в культурной идентификации индивида за счет выбора им определенной стратегии потребления культурных благ.

4. Культурное пространство современного мегаполиса служит местом реализации основных тенденций развития молодежного досуга. Мегаполис в качестве феномена философско-культурологического исследования представляет собой паттерн, точку пересечения различных моделей культурной идентичности. В условиях мегаполизации культурного пространства происходит резкое увеличение способов культурной идентификации индивидов, что на инсттуциональном уровне выражается в образовании субкультур, обладающих собственными критериями престижности и доминирующими тенденциями досугового поведения.

5. Компьютеризация и интернетизация культурного пространства современного города способствуют образованию виртуальных стратегий досугового поведения, в рамках которых пребывание в виртуальном пространстве становится элементом престижного поведения и способом культурной идентификации. Эти стратегии характеризуются безусловным приоритетом виртуальных форм проведения свободного времени над реальными, что делает виртуальную идентичность определяющей при определения места индивида в культурном пространстве. Онтологические характеристики существования культуры и места, занимаемого в ней отдельным человеком, подвергаются переосмыслению, в результате чего доминирующее значение приобретает включенность в процессы виртуальной коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты выполненного диссертационного исследования представляют научный интерес для специалистов в области философии культуры, культурной и социальной антропологии, социально-культурной деятельности. Основные выводы и

положения данного исследования могут быть использованы при подготовке курсов- по теоретическим дисциплинам, затрагивающих проблемы развития современной культуры и ее онтологических оснований. Отдельные выводы и рекомендации, вытекающие из проведенного исследования, могут послужить методологической базой для выстраивания стратегий развития культуры досуга в условиях современного общества, основой для практических рекомендаций специалистам в области социокультурной деятельности и организации культурного туризма.

Апробация работы

Апробация диссертационного исследования проводилась на заседаниях аспирантского семинара при факультете философии и психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Отдельные положения, а также сделанные выводы и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры философии культуры и культурологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и на научных конференциях различного уровня, среди которых следует особенно отметить следующие: всероссийская конференция «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития» (март 2006 г.), Аскинские чтения «Время. Пространство. Ценности цивилизации» (октябрь 2006 г.), научная конференция «Ценностный мир человека в современном обществе» (декабрь 2006 г.), ежегодная конференция молодых ученых «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (декабрь 2007 г.)

Структура работы

Диссертация по структуре состоит из двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, введения, заключения и списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, производится обзор литературы по затрагиваемой

проблематике, сформулированы цель и задачи работы, ее научная новизна и практическая значимость, характеризуется источниковая база и методы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В главе 1. «Молодежная культура досуга: концептуализация феномена» проанализированы существующие концепции молодежного досуга, автор выявляет структурно-функциональные параметры данного феномена, концептуализирует культуру досуга молодежи как способ престижного поведения. Выявлена специфика молодежи как предмета философско-культурологического анализа, обоснованно показано, что доминирующей ценностью культуры молодежи является ценность самореализации. В контексте методологического анализа осуществляется исследование соотношения культуры досуга молодежи и динамически институционально развивающегося урбанистического пространства. Обозначены стратегии досугового поведения, условия и особенности ранжирования сфер престижа, смысловое содержание и способы самовыражения образующихся молодежных субкультур.

В первом параграфе «Досуг как культурный феномен: историко-культурные и методологические основания исследования» рассмотрена этимология термина «досуг».

При рассмотрении досуга как культурного феномена большое значение автор уделяет историческому аспекту рассмотрения его происхождения и интерпретации в рамках различных культурных традиций. В современных значениях данного термина содержатся отсылки к своеобразию исторического опыта и многообразию культурных ситуаций, подвергавшихся осмыслению как представителями дисциплинарного знания, так и философами. Для представителей архаического общества досуг имел одно содержание, для античной цивилизации - совсем иное, кроме того, многие культуры обладали синкретическим пониманием досуга, сформированным за счет заимствования из чужеродных культурных традиций.

Диссертант выделяет и анализирует существующие концепции досуга в рамках неклассической философской мысли: материалистическую, цивилизационную, инвайронменталъную и структурно-функциональную

Подводя итоги концептуализации базовых философско-культурологических подходов к анализу культуры досуга, автор делает выводы:

1. Досуг являегся универсальным культурным феноменом, присущим каждой исторической эпохе и каждому культурному типу, поэтому первые попытки его осмысления были предприняты еще в античной культуре, когда досуг воспринимался в качестве времени творческого самосовершенствования, противопоставляемого тяжелому физическому труду. В рамках философии культуры можно выделить следующие подходы к исследованию культуры досуга: деятельностный, цивилизационный, экологический и структурно-функциональный.

2. Деятельностный подход противопоставляет досуг труду, рассматривая досуговую деятельность в качестве элемента производственного процесса. Сущностью досуга является обеспечение постоянной деятельности человека по изменению окружающей природы за счет периодических промежутков отдыха. В условиях капиталистического общества досуг, как и вся производственная деятельность, подвергается отчуждению, становясь фактором увеличения капитала в руках привилегированных слоев населения.

3. Цивилизационный подход, представленный именами Н.Я. Данилевского, А. Тоннби и О, Шпенглера, содержит два основополагающих аспекта исследования культуры досуга: релятивизм и урбанизм. Во-первых, в каждой культуре существуют свои критерии досуга и стратегии досугового поведения, а, во-вторых, возникновение отдельной культуры досуга оказывается связано с появлением крупных городов, культура которых нацелена на повседневное воспроизводство досуговых практик.

4. Базовой чертой экологического подхода к досугу является сосредоточенность на рекреативных (восстановительных) характеристиках данного феномена. Этот подход сосредотачивает внимание на взаимосвязи культуры досуга с биотическими потребностями человека как природного существа, в первую очередь, с потребностью в восстановлении затрачиваемых в процессе повседневной деятельности сил. Адаптивная стратегия досуга подразумевает включение досуга в естественный порядок функционирования природного ландшафта, в то время как колониальная стратегия досуга базируется на превращении ландшафта в антропогенный.

5. Преимуществом структурно-функционального подхода является акцентирование внимания на функциях досуга, обуславливающих роль этого феномена в культурном пространстве современного общества, а также определение места досуга в структуре культурного пространства. Становление общества потребления, в котором культурные стратегии поведения становятся товаром, позволяет отчетливее выявить характерные черты досуга в качестве способа престижного поведения, определяющего принадлежность человека к высшим или низшим слоям общества.

Во втором параграфе «Ценности молодежной г<ультуры досуга» выявляются существенные черты молодости, с точки зрения философии культуры.

Автор рассматривает взаимодействие молодежи со сверстниками в следующих аспектах:

- источник воспроизводства культурного капитала;

- потенциальная возможность творческого воспитания человека;

- механизм по передаче культурной памяти;

- условие личностного самосовершенствования молодого человека;

- фактор интеграции представителей различных слоев населения в единое культурное целое.

С точки зрения диссертанта можно выделить следующие основные положения, характеризующие значимость культуры досуга для

представителей молодежи и определяющие основные ценности этой культуры:

1. Молодежь играет особую роль, способствуя воспроизводству общества как в демографическом, так и в культурном аспекте, причем существуют различные варианты культурного воспроизводства: простое копирование имеющегося социального и культурного опыта, сознательный отказ от традиции и попытка самореализации (проблемы «отцов и детей»), расширенное воспроизводство, то есть трансформация усвоенного опыта в соответствии с изменившимися культурными и социальными реалиями.

2. К числу основных черт молодежи, определяющих функциональную значимость досуга, относятся: креативная (потребность в самореализации, творчестве), коммуникативная (тяга к общению), познавательная (стремление к получению новых знаний). Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

3. Дуализм культуры досуга заключается в том, что в ней, наряду с сохранением механизмов миметического (подражательного) поведения, отсутствую институциональные рамки, что позволяет представителям молодежи сохранять вариативность собственных стратегий поведения. Эмоциальная неустойчивость, а также отсутствие четко закрепленного социального статуса делают представителей молодежи особенно остро восприимчивым к проблемам социализации и престижного поведения.

4. Социализация представляет собой не только процесс включения человека в социально-культурную общность, но и закрепление за ним определенного статуса, в идеале - предельно высокого. Среди институтов социализации (образование, семья, средства массовой информации) по своей значимости наибольшее значение для молодежи сохраняет мнение сверстников, именно поэтому, выбор стратегий досугового поведения

выступает фактором повышения собственного престижа в глазах сверстников.

В главе 2. «Стратегии молодежного досуга в культурном пространстве города» автор диссертации осмысливаются возможности реализации стратегий досугового поведения молодежи в усложняющемся структурном пространстве современного города.

В первом параграфе «Культурное пространство города как индустрия досуга» центральным предметом рассмотрения является культурное пространство, сегментами которого становятся отдельные социокультурные ситуации, характеризующие формы взаимоотношений социальных или культурных групп с отдельными индивидами, разворачивающиеся в конкретных пространственно-временных координатах.

Своеобразие культурного пространства города определяется изменением ценностных оснований существования личности в урбанистическом ландшафте. Город, выражаясь словами Э. Хэмингуэя, это «праздник, который всегда с тобой». Ценностный уровень городского культурного пространства образуется приоритетом удовольствий и наслаждений над производительными видами человеческой деятельности. Индивид превращает соотносить собственное поведение с теми стереотипизированными образцами, которые были оставлены ему в наследство предками, а принимается за безудержное потребление сиюминутных моделей престижного поведения, гоняясь за удовлетворением непрерывно возрастающих потребностей.

Современное культурное пространство характеризуется изменением структурно-функциональных характеристик молодежного досуга, которое служит следствием трансформации ценностных установок в сфере досуга, проявляющейся в усилении потребительского отношения к способам проведения свободного времени. Можно поставить вопрос еще резче и констатировать, что в культурном пространстве формируется принципиально новая структура форм досуговой деятельности, отвечающая изменившимся

потребностям молодежи. Усиление глобализационных тенденций в культурном пространстве современного города, выражающееся в формировании системы мегаполисов, приводит к появлению целой индустрии досуга. Многофункциональность мегаполисов, насыщенность их пространства элементами разнопорядковых культурных систем — все это способствует изменению отношения молодежи к сфере досуга.

В качестве критерия для оценки трансформаций, происходящих в пространстве досуга современной российской молодежи, используется понятие «стратегия досугового поведения». Анализ изменений данных стратегий позволит судить о причинах трансформаций в этой сфере жизнедеятельности молодежи. Под стратегиями досугового поведения в рамках структурно-функционального подхода понимаются способы повышения социального статуса посредством выбора престижных видов досуга. Целью досуга в данном случае будет являться закрепление индивидом за собой определенного места в культурном пространстве или достижение более престижного места с помощью затрачивания свободного времени определенным способом - через потребление определенных форм досуговой деятельности, посещения «культовых» мест и общения с «нужными» людьми.

Существующая в настоящее время форма типологии последний включает в себя такие единицы, как село - малый город - средний город — крупный город - мегаполис (включая столичный город). Типы поселений варьируются по их культурному потенциалу, по стратегиям досугового поведения, и это обусловливает специфику конфигурации культурного пространства каждого общества.

Диссертант обращает внимание на следующие основополагающие пункты, важные для понимания культуры досуга в условиях культурного пространства города:

1. Город выступает объектом реализации стратегий досугового поведения ввиду характерных особенностей урбанистического культурного

пространства: наличие соответствующих культурных ресурсов, эмоциональная открытость и готовность к инновациям, нацеленность на активное преобразование окружающего пространства, ценность престижного потребления.

2. Под стратегиями досугового поведения следует понимать способы повышения социального статуса посредством выбора престижных видов досуга. Реализация данных стратегий в культурном пространстве города различается в зависимости от социокультурного статуса города (средний город, крупный город, мегаполис), при этом наибольшим потенциалом для развития культуры досуга обладает мегаполизированное культурное пространство.

3. Культура досуга в среднем городе обусловлена промежуточным статусом этого типа поселения между сельской местностью и крупными городами. Низкий уровень культурных потребностей приводит к доминированию простых форм досуговой деятельности и преобладанию статичных тенденций существования культуры досуга над динамичными. В этом смысле досуг в среднем городе предельно консервативен, а малейшие изменения в его структурных характеристиках оказываются обусловлены внешними влияниями.

4. В условиях крупного города присутствует функциональная обусловленность досуга тенденциями развития экономических и политических сегментов городского пространства. Достаточно высокий уровень культурной вариативности позволяет говорить о наличие определенной структуры досуговых учреждений, обслуживающих интересы горожан и обеспечивающих выстраивание централизованной системы престижного потребления.

5. Максимальное усложнение и дифференциация структуры мегаполиса находит отражение в изменении характеристик культурного пространства. Мегаполизация городского культурного пространства проявляется в децентрализации институциональной структуры досуга и

трансформации социализирующих институтов, что выливается в образование субкультур, обладающих собственными критериями престижности и системой досуговых учреждений.

Во втором параграфе «Трансформация молодежного досуга в условиях виртуализации культурного пространства» проанализированы виртуальные стратегии досугового поведения, как вариативные способы самореализации в виртуальном мире. В рамках данного диссертационного исследования становление новых коммуникационных технологий рассматривается в связи с их ролью в изменениях повседневной досуговой практики молодежи.

Одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения своего содержания (дискотека, чтение и др.). Кроме того, возникают абсолютно новые виды деятельности, не имевшие ранее места в практике проведения досуга (Интернет, граффити и др.), чго, на основании результатов проведенного исследования, можно объяснить изменением, во-первых, ценности самого пространства досуга для молодежи, во-вторых, целей деятельности, реализуемых в сфере досуга, и, в-третьих, средств, используемых для этого, - то есть досуговых стратегий молодежи.

Рассмотрев молодежные досуговые стратегии, показав, таким образом, какие проблемы и с помощью каких средств (видов досуговой деятельности и пр.) решаются молодежью в его пространстве, можно раскрыть роль и место досуга в ее жизнедеятельности: широкий спектр досуговых стратегий, направленных на удовлетворение самых разнообразных потребностей, является свидетельством роста значимости пространства досуга для современной молодежи.

Таким образом, досуг для определенных категорий молодежи выступает пространством, замещающим другие сферы жизнедеятельности, выполняя функцию, которую можно назвать компенсаторной функцией

досуга для молодежи. То есть компенсация обусловливается не отдельными проявлениями, а всеми составляющими досугового пространства.

Автор подводит следующие итоги рассмотрению стратегий виртуализации досуга в условиях развития современных коммуникативных и информационных технологий:

1. Город, являясь сосредоточением культурных и технологических ресурсов, выступает центром развития новых информационных технологий, которые деконструируют структуру его культурного пространства, способствуя изменения отношения к досугу и конкретным формам его реализации.

2. Компьютеризация и интернетизация культурного пространства способствуют образованию виртуальных стратегий досугового поведения, в которых пребывание в виртуальном пространстве становится элементом престижного поведения и важным фактором повышения собственного статуса в глазах сверстников. Данная тенденция отчетливо прослеживается на примере возникновения двух основных форм виртуального досуга: компьютерные игры и Интернет.

3. Компьютерные игры становятся фактором институциализации отдельной субкультуры геймеров, в рамках которой возникает собственная шкала и ценностей и критерии престижного потребления. Условием повышения статуса в рамках данной субкультуры является прохождение игр, символически являющееся аналогом архаической инициации. Самореализация в рамках данной субкультуры может приводить к социальной изоляции по отношению к другим группам населения, поскольку виртуальная культура досуга резко отличается по своим ценностным приоритетам от других способов престижного потребления.

4. Другой формой виртуального досуга становится Интернет, либо те формы досуга, реализация которых непосредственно связана с пребыванием в киберпространстве (например, флеш-моб). Данная субкультура, возникшая в 90-ых годах, достаточно быстро утратила свое культурное единство,

сохранив в качестве базовой ценности безусловную ценность постоянного нахождения в Интернете, получения новой информации и поддерживания коммуникативных связей.

В заключении диссертационного исследования подводятся общие итоги проведенного анализа, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейших изысканий по заявленной теме.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Рыбакова Н.В. Формирование эстетического сознания в сфере досуга. П Вестник Волгоградского государственного университета. 2008, № 1(7). С. 159-161

2. Рыбакова Н.В. Свободное время как проблема идентичности современной молодежи // Проблемы идентичности в современном мире: Межвуз.сб. научных тр. / Отв. ред E.H. Богатырева. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2007. С. 60-66

3. Рыбакова Н.В. Труд и досуг в культурно-исторической ретроспективе // Общество риска: цивилнзационный вызов и ответы человечества: Сб. ст. молодых ученых. - Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2006. С. 203-207

4. Рыбакова Н.В. Досуговая деятельность в современном городе // Пространство города: социокультурный срез: Сб. научных статей. Под ред Е.В. Листвиной. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 2006. С. 24-28

5. Рыбакова Н.В. Культура молодежного досуга в условиях общества риска // Проблемы социально-гуманитарных наук в эпоху цивилизационного кризиса. - Саратов: «Научная книга», Ч. 1. 2006. С. 167-170

6. Рыбакова Н.В. Социокультурные измерения рисков в контексте молодежных проблем. // Общество риска и человек: онтологический и

ценностный аспекты. Коллективная монография, Саратов, Наука, 2006г. С124-133

7. Рыбакова Н.В. Зрелища и зрелищность как принцип эстетизации действительности // Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога: Сб. ст. молодых ученых. - Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2005. С. 185-191

8. Рыбакова Н.В. Русская национальная культура в условиях глобализации // Человек в глобальном мире: Сб. ст. молодых ученых. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004. С. 135-138

0/

Подписано в печать 13 11 2008г Формат 60x84 1/16 Гарнитура «Тайме» Тираж 100 экз. Заказ № 572