автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Драматургия Анатолия Софронова (проблемы и жанры)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Парнекова, Галина Васильевна
Введение
Глава I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.СОФРОНОВА И ЖАНРОВЫЕ ПОИСКИ СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 50 - 80-х ГОДОВ.
Глава П. ЖАНР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДРАМЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ А.СОФРОНОВА.
Глава Ш. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОЙ
КОМЕДИИ В ДРАМТУРГИИ А.СОФРОНОВА.
3 а к л ю ч е н и е
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Парнекова, Галина Васильевна
Художественные поиски советской драматургии 50 - 80-х годов, направленные, в первую очередь, на постижение "своего современника во всей сложности его внутреннего мира и нравственных исканий, .в его стремлении к правде и сцраведливости /7, с.З/, обусловили многообразие ее жанрово-стилевых тенденций, изучение которых стало одной из основных задач современного литературоведения.
В советской науке о литературе последних лет настойчиво звучит призыв к углубленному изучению многообразных течений в русле социалистического реализма, к познанию индивидуальных художественных систем, обогащающих нашу литературу оригинальным творческим опытом.
М.Б. Храпченко в книге "Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы" (М., 1977)справедливо отмечает: "Своеобразие литературы заключается не только в том, что общее раскрывается через индивидуальное, но, может быть, резче всего в следующей особенности: как общее, так и индивидуальное представляют собой эстетически значимые начала, и оба они составляют предмет научного изучения". /363, с.272/.
Предметом научного изучения в настоящей диссертации стала драматургия известного советского писателя, героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Анатолия Софронова. Его творчество рассматривается в работе в единстве с историко-литературным процессом, жанровыми поисками советской драматургии 50 - 80-х годов.
Актуальность исследования определяется общественной значимостью проблематики пьес А.Софронова, своеобразием характеров, конфликтов, архитектоники его произведений, подчиненных утверждению достойных советского человека жизненных целей и последовательному развенчанию потребительской, мещанской психологии и философии, тем более, что советское общество, "вступая в пору своей зрелости, обретает свойство целостной системы, и взаимосвязь, взаимозависимость экономических, социально-политических и духовных факторов становится тесной как никогда". /8, с.16/.
Начиная с середины 40-х годов и до настоящего времени А.Софроновым создано около 50 драм и комедий, отличающихся жан-рово-стилевнм разнообразием. Многие пьесы с успехом шли и идут на сценах советских и зарубежных театров.
А.Софронов известен также и как поэт, создатель песен, ставших поистине народными: "Шумел сурово Брянский лес", "Расцвела сирень", "Краснотал", "Дай руку, товарищ далекий", "Ах, эта красная рябина", интересных поэм ("Поэма прощания", "Поэма времени"), романа в стихах "В глубь времени"; публицистических статей, отличающихся остротой мысли, проникнутых пафосом утверждения социалистической действительности, духом борьбы за мир.
Тем не менее ни творчество А.Софронова в целом, ни драматургия в частности,неvстали пока предметом специального научного исследования. В обширной критике преобладает жанр краткой рецензии или статьи о пьесах писателя и их постановках в театрах. В литературоведческих работах анализируются образы и конфликты наиболее известных его произведений - таких как комедия "Стряпуха", драмы "В одном городе", "Сердце не прощает", "Наследство".
Цроблемы жанрового своеобразия, поэтики, идейно-стилевых связей драматургии А.Софронова с творчеством писателей - предшественников и современников только заявлены исследователями. Во многих оценках его произведений подчас преобладают категоричность и субъективизм.
Безусловно, пьесы А.Софронова неравноценны по своим художественным достоинством, некоторым произведениям свойственен схематизм в решении конфликтных ситуаций. Однако односторонность некоторых критических выступлений /62, 77, 104, 126, 379/ не способствовала уяснению особенностей образности пьес писателя, стилистики его драматургии в целом.
Попытки наиболее объективно разобраться в творчестве А.Софро-нова, стремление прийти к значительным обобщениям были сделаны в книге Н.Толченовой /134/, критических статьях и обзорах А.Анас-тасьева" /31, 32, 33/, Ю.Зубкова /67, 68/, В.Пименова /П2, ИЗ, 115/, В.Фролова /144, 145, 147/. Следует также отметить вклад Я.Билинкиса /ЗЭС Б.Бугрова /183/ в осмысление основных проблем и конфликтов софроновской драматургии. Театроведение также имеет некоторые заслуги в анализе идейно-художественного своеобразия пьес писателя. В этом плане наибольшую роль сыграли режиссерские комментарии таких значительных советских мастеров, как Б.Бабочкин, Н.Горчаков, А.Дикий к драмам А.Софронова "Сердце не прощает", "Деньги", комедии "Московский характер", поставленных на сценах московских театров /38, 48, 52, 53/.
Новизна нашей работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка раскрытия идейно-эстетического содержания пьес А.Софронова, основных черт его творческой индивидуальности.
Новизна работы заключается также в выборе жанрового аспекта в качестве ключевого, позволяющего глубже выявить идейно-тематическое и художественное своеобразие пьес А.Софронова, что соответствует особенностям структурно-типологического принципа в подходе к литературным явлениям, "в силу синтетической сущности понятия "жанр", дающего "возможность изучать предает в органическом единстве эстетического и социально-исторического аспектов". /347, с.З/.
Диссертант опирался на наиболее доказательные, апробированные и позитивные теоретические выводы по проблемам жанра. Жанр в диссертации трактуется как устойчивый тип художественной структуры, который в конкретной форме выражает содержание произведения и связывает воедино все его элементы.
В жавфе выражена идейно-эстетическая позиция художника. Поэтому жанровое начало пронизывает все компоненты содержательной формы, - начиная от выбора предмета изображения до мельчайших элементов структуры. В жанре как в фокусе скрещиваются слагаемые писательской индивидуальности.
Проблемно-жанровый аспект исследования потребовал рассмотрения драматургии А.Софронова в ее системно-типологической целостности, в непосредственной соотнесенности с историко-литературным процессом, что определило выбор историко-литературного метода изучения как основного.
Цели настоящей диссертации определяются стремлением дать идейно-эстетический анализ лучших пьес А.Софронова, рассмотреть творчество драматурга в историко-литературном контексте, определить проблемно-тематическое содержание и жанрово-стилевое своеобразие его произведений для театра, что позволяет выявить характер творческой индивидуальности писателя.
Основные задачи исследования - проследить пути художественного решения драматургом центральных проблем его творчества и на этой основе выявить типы драматургических конфликтов, способы организации сюжетного действия, своеобразие построения драматических характеров.
В диссертации сделана попытка дать периодизацию творчества А.Софронова как в контексте общественно-литературных тенденций времени, так и эволюции творческого метода писателя.
Методологической и теоретической основой диссертации являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения, диалектико-материалистическое учение о взаимосвязи формы и содержания, достижения современной науки по теории и истории литературы.
Поставленная цель и избранные методы исследования определили структуру диссертации, состоящую из введения, трех глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Драматургия Анатолия Софронова (проблемы и жанры)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ драматургического творчества Анатолия Софронова в его целостном единстве, предпринятый в настоящем исследовании, позволяет сделать некоторые выводы и обобщения, касающиеся как особенностей творческой индивидуальности писателя, так и основных направлений идейно-художественных исканий советской драматургии 50 - 80-х годов.
Советская драматургия этого периода, как известно, развивалась неравномерно. В ее движении наблюдались определенные трудности, вызванные сложностями общественно-политической ситуации 40 -50-х годов, но по-прежнему оставались неизменными гуманистическая направленность, историзм мышления советских писателей, выражавшиеся в тесной обусловленности создаваемых ими характеров средой и эпохой.
Идейно-эстетическое новаторство А.Софронова нашло отражение как в проблемно-тематическом содержании, образной системе, так и в архитектонике его произведений, жанровой специфике пьес.
А.Софрононову нередко выпадала роль "первооткрывателя", первопроходца в освоении новых жизненных пластов, актуальной проблематики, именно поэтому его пьесы,"полные живых интересов современности" /167,т2р.Ю0/, занимают достойное место в репертуаре советских и зарубежных театров.
Живо откликаясь на важнейшие события, Анатолий Софронов, наряду с другими писателями, сумел поднять острые социально-значимые проблемы идейного самоопределения личности, нравственного выбора; духовного наследства, взаимосвязи поколений, ответственности старшего поколения за идейно-нравственное воспитание молодежи; проблемы цели и смысла жизни, человеческого счастья, нашедшие отражение в разнообразных жанрах его драматургии.
Актуальность поставленных А.Софроновым проблем определяется их общественно-политическим, идейно-нравственным звучанием, тем, что они отражают важнейшие закономерности движения общества развитого социализма, современной научно-технической революции.
В своих произведениях А.Софронов нарисовал широкую панораму общественной жизни нашей страны на протяжении нескольких десятилетий, что оказалось возможным благодаря глубокохудожественному проникновению писателя в суть ведущих социально-политических процессов эпохи, в духовный мир современника, в сферу его общественно-производственных интересов и нравственных исканий.
А.Софронова-драматурга характеризует пристальное внимание к отдельной личности в ее отношении к гражданскому, профессиональному и семейному долгу. Чаще всего писатель берет готовый, сложившийся характер в момент жизненного перелома, кризиса и испытывает его на социально-нравственную зрелость.
В этом существенное отличие произведений А.Софронова от пьес других драматургов, например, А.Арбузова, изображающего, как правило, сам процесс эволюции личности в ходе выбора жизненной позиции.
Обогащение социалистического реализма в творчестве А.Софронова шло по линии все более глубокого освоения писателем классической традиции.
Творчество А.Софронова вобрало в себя опыт русской и советской драматургии, новые тенденции в развитии современной литературы.
Значение А.Софронова заключается в том, что он продолжил традиционную, реалистическую линию русской литературы, связанную с творчеством А.Н. Островского.
Традиции А.Н. Островского в драматургии А.Софронова проявляются как в общей устремленности драмы, которую можно охарактеризовать как социально-этическую, так и в отдельных элементах поэтики, в частности, в особенностях создания женских образов. А.Софронова отличает стремление вслед за А.Н. Островским, советскими драматургами (М.Горьким, К.Треневым, Вс.Вишневским) запечатлеть нравственную красоту русской женщины, особенно ярко проявляющуюся в драматических жизненных ситуациях. А.Софронова привлекают натуры горячие, своенравные, свободолюбивые, которые как типы получили блестящую разработку в драматургии А.Островского и были унаследованы советской литературой.
Ориентация на раскрытие незаурядной женской натуры сказывается на построении пьес А.Софронова: женский образ, как и в драматургии А.Островского, выполняет функции идейно-композиционного и сюжетно-композиционного центра.
А.Софронов, следуя традиции А.Островского в изображении женщины, наследуёт также один из основных принципов М.Горького: показатель человечности в мужчине - отношение к женщине. А.Софронов изображает возросшую требовательность женщины к своему избраннику - к его внутреннему миру, идейной позиции - и непримиримые столкновения героев в случае идейной незрелости, бездуховности мужчины. А.Софронова объединяет с М.Горьким также и внимание к гуманистической теме матери. Таким образом, А.Софронова роднит с русскими классиками общность социально-эстетического и национального идеала, воплощенного в образах наших современниц - героинь пьес "Сердце не прощает", "Наследство", "Ураган", "Московский характер", "Стряпуха" и др.
Влияние классической традиции проявилось также и в сюжетно-композиционных особенностях софроновской драмы. Ее отличает неторопливо-плавное развитие действия, внимание к быту, повседневности, традиционные пространственно-временные решения: в его пьесах отсутствуют временные "скачки", "прорывы". Действие развивается? последовательно организовываясь вокруг единого события.
Сложность поставленных проблем и многообразие характеров обусловило наличие разнообразных жанров в драматургическом творчестве А.Софронова, как комедийных, так и драматических.Наивысшие достижения писателя связаны с жанром социально-психологической драмы и лирической комедии.
Социально-психологическую драму А.Софронова отличает своеобразие конфликтов, которые всегда публицистически заострены, носят мировоззренческий, идейный характер и претворены в столкновениях героев - носителей противоположных жизненных позиций. При этом галерейный принцип изображения персонажей, используемый А.Софроновым вслед за классиком русской драмы А.Н. Островским, позволяет ему создать многообразные характеры, отличающиеся в то же время единством идейно-эстетического замысла. Таковы образы партийных руководителей Петрова, Бакшина, Бондаренко, Крымо-ва, Рябова и других, воплощающих единый тип партийного работника, представление драматурга о передовом советском человеке.
Сходство социального и психологического облика формирует и другой ряд образов - Сорокин, Бекетов, Топилин, Шарабай, Шумов, Рыжейкин - мещан всех разновидностей. От пьесы к пьесе усиливается пафос осуждения этих героев. Непримирима позиция А.Софронова по отношению к мещанству, принимающему разные формы - от "вещизма" до бездуховности, - гибельному для гармонии человеческой личности, поэтому в жанре социально-психологической драмы писатель осуществляет художественное проникновение в психологию и философию современных "механических граждан" СССР с помощью отдельных приемов сатирической типизации, иронии, фарса.
В развитии жанра социально-психологической драмы А.Софронов идет вслед за М.Горышм, Л.Леоновым, уделявшим основное внимание в своих произведениях раскрытию идеологической сферы жизни человека, изображению идейных, философских столкновений действующих лиц. А.Софронов обратился к жанру социально-психологической драмы в то время, когда духовный мир человека стал ареной активной идеологической борьбы, поэтому закономерным было обращение драматурга в числе других писателей-современников - В.Розова, А.Арбузова, А.Салынского и др. - к сложным социально-нравственным, философским проблемам идейного выбора, исторической памяти, духовного наследства.
Драмы А.Софронова отличает многослойность проблематики1: внимание и к социальным, и к нравственно-психологическим, и к философским вопросам современности, что нашло отражение в поликонфликтности его пьес, в сочетании внешних и внутренних столкновений, в их идеологичности, социально-этической заостренности, психологической глубине.
Позиция художника-гуманиста нашла отражение в использовании антитезы как основного приема в социально-психологической драме вследствие партийной непримиримости писателя к изображаемым им нравственным пороками открытом отстаивании передовой, коммунистической психологии, философии, морали.
Жанр лирической комедии в драматургии А.Софронова также получил своеобразное развитие в силу особенностей творческой индивидуальности писателя.
А.Софронов, в отличие от А.Вампилова, А.Арбузова тяготеет к традициям народной комедии с ее игровым, карнавально-смеховым началом, что связано с избранным художником типом личности центральных персонажей, изображаемой средой. А.Софронов, как и А.Корнейчук в комедиях "В степях Украины", "Над Днепром", А.Ма-енок в комедии "Левониха на орбите" обращается к деревенской действительности, что обусловило яркость, неповторимость характеров, сочность, образность языка комедий.
Зрелшцность пьес А.Софронова достигается включением в действие песен, романсов, массовых сцен, что обогащает образный строй произведений. Стилистические средства, используемые А.Софроновым, идут от народной образности, народной карнавально-смехо-вой культуры, что значительно обогатило палитру традиционного в русской литературе драматургического жанра.
Итак, рассмотрение драматургии А.Софронова в ее целостном единстве показывает, что она весьма разнообразна по жанровым, стилевым свойствам, отличается стремлением к художественному воплощению наиболее значительных черт современности.
Список научной литературыПарнекова, Галина Васильевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. - 4-е изд., доп.-1. М.: Искусство, 1983.
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 6-е изд. - М.: Худож»лит-, 1979. 827 с.
3. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
4. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС,21 янв. 1972 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1978, с.28-33.
5. О творческих связях литературно-художественных журналов спрактикой коммунистического строительства: Постановление ЦК КПСС, 23 июля 1982 г. В кн.: Справочник партийного работника. -М.: Политиздат, 1983, вып.23, с. 456459.
6. О дальнейшем улучшении идеологической; политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС, 26 алр., 1979 г. -М.: Политиздат, 1981, с.3-22.
7. Черненко К.7. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сент. 1984 г. М.: Политиздат, 1984. -15 с.
8. Черненко К.У. На уровень требований развитого социализма.
9. Коммунист, 1984, J^ 18, с.3-21.П
10. Софронов А .В. Собр.соч.: В 5-и т. -М.: Худож.лит., 1971-'1972.
11. Софронов А.В. Пьесы. М.: Сов.писатель, 1953. - 318 с.
12. Софронов А.В. Избранные произведения: В 2-х т. -М.: Гослитиздат, 1955. 298 с.
13. Софронов А.В. Драмы. -М.: Сов.писатель, 1959. 310 с.
14. Софронов А.В. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Госполитиздат, 1961.
15. Софронов А.В. Драмы и комедии. М.: Сов.писатель, 1964.716 с.
16. Софронов А.В. Лабиринт: Пьесы /Предисл. В.Пименова. М.:1. Искусство, 1971. 447 с.
17. Софронов А.В. Земное притяжение: Пьесы /Послесл. В.Ф. Пименова. -М.: Искусство, 1982. 616 с.
18. Софронов А.В. Игра в одинокую женщину. Комедия в 2-х ч.
19. Совр.драматургия, 1984, 3, с.32-55.
20. Софронов А.В. Катаракта. Трагикомедия в 3-х д. Театр, 1982,6, с .140-161.
21. Софронов А.В. Операция на сердце. Москва, 1981, 8, с.3-25.
22. Софронов А.В. Покоя не будет. Драма в 2-х д. Москва, 1972,4, с.109-137.
23. Софронов А.В. Ураган. Драма в 3-х д. Новый мир, 1972, 9,с.17-53.
24. Софронов А.В. Шолоховское. -М.: Современник, 1975. 123 с.
25. Софронов А.В. В сердце и в памяти. -М.: Сов.Россия, 1976.272 с.
26. Софронов А.В. Время прощаний и встреч: Путешествия. Портреты.
27. Раздумья. -М.: Современник, 1977. 607 с.
28. Софронов А.В. Драматургия и жизнь. В кн.: 0 труде драматурга. -М.: Искусство, 1957, с.96-103.
29. Софронов А.В. Слово, нужное всем. Сов.культура, 1984,26 янв., с.4.Ш
30. Абрамов А. Друзья и враги Карла Мильце. Театр, 1953, № 2,с.71-76.
31. Абрамов А. Два спектакля. Огонек, 1953, $ 13, с.26-27.
32. Алексеев М., Федоров В. Перед судом совести. Известия, 1967,29 янв., с.5.
33. Алексин А. Иначе жить нельзя! Моск.правда, 1953, 28 февр.,с.З.
34. Анастасьев А. Три спектакля. Лит.газ., 1952, 22 апр., с.2-3.
35. Анастасьев А. Правда драматического героя. В сб.: 0 современнике и современности: Русская советская драматургия наших дней. -М.: Искусство, 1964, с.74-83.
36. Анастасьев А. Помечено временем. -М.: Искусство, 1977. -.197 с. ;
37. Андриасов М. Песня жизни. Сов .культура, 1977 , 22 нояб., с.4.
38. Андриасов М. Драма о любви. Сов.культура, 1973, 29 мая, с.З.
39. Андриасов М. Когда казаки смеются. Сов .культура, 1976, 6 авг.,с.5.
40. Андриасов М. Всегда мобилизованный. Дон, 1971, JS I, с .174177.
41. Бабочкин Б.А. Режиссерские примечания к пьесе А.Софронова
42. Деньги". В кн.: А.Софронов. Деньги: Драма в 4-х д. -М.: Госкультпросветиздат, 1956, с.71-77.
43. Билинкис Я.С. Софронов, В кн.: Очерки истории русской советской драматургии: В 3-х т. -Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1968, т.З, с.86-99.
44. Богуславский А., Диев В. Традиции советской драматургии и современность. В сб.: О современнике и современности: русская советская драматургия наших дней. - М.: Искусство, 1964, с;48-70.
45. Борзунов С. Многогранный талант. Знамя, 1981, $ I, с.242243.
46. Борисов В. Гибель богов. Лит. и жизнь, 1961, 6 янв., с.4.
47. Вихирева Р., Николаева Н. Драматургия стран народной демократии. Лит.газета, 1951, 3 марта, с,3-4.
48. Владимов Г. Еенские образы в пьесах Анатолия Софронова.
49. Театр, 1954, FII, с.136-145.
50. Власенко А. На главной линии. Театр, 1963, № II, с.32-39.
51. Гарнакерьян А. На больших широтах. Дон, 1973, $ 10, с .170173.
52. Горбачев В. Знак верности. Октябрь, 1982, }Ь II, с.202-206.
53. Горчаков Н. Режиссерский замысел спектакля: /Вместо комментариев/. В кн.: А.Софронов. Сердце не прощает. - М.: Гос.изд-во культпросветлитературы, 1955, с.77-96.
54. Горчаков Н. Крушение Василия Шарабая. Известия, 1956,30 июня, с.З.
55. Громов Н. Самобытный характер. Знамя, I960, № 7, с.222-224.
56. Громов Н. В ритме с эпохой. Театр, 1961, № I, с.147-148.
57. Дикий А.Д. Жизнь обогащает замысел. В сб.: Алексей Дикий:
58. Статьи. Переписка. Воспоминания. -М.: Искусство, 1967, с.90-123.
59. Дикий А.Д. Режиссерские примечания. В кн.: Софронов А. Московский характер: Пьеса в 4-х д., 7-и карт. М.: Гос. изд-во культпросветлитературы, 1948, с.67-76.
60. Дробышев В, Народные характеры. Знамя, 1966, № 8, с.241-244.
61. Дробышев В. На стрежне. Молодая гвардия, 1971, В I, с.284297.
62. Дымшщ А. Короткая карьера Иллариона Бекетова. Лит.газета,1973, 4 июля, с.8.
63. Егорова Н. Б народных традициях. Сов.культура, 1980,1. янв., с.5.
64. Жегис В. Сердце должно биться. Сов.культура, 1981, 29 дек.,с.4.
65. Завадский Ю. Сотворчество драматурга и театра. Театр, 1949,1. В 7, с.37-43.
66. За высокое качество драматургии, за принципиальную критику.
67. Комсомольская правда, 1949, 29 июля, с.З.
68. Закруткин В. Художник. Солдат. Коммунист. Дон, , 1971, №. I,с.172-173.
69. Заславский Д. Плоды небрежности и спешки. Правда, 1949,14 июля,
70. Золотницкий Д. Содержание современность. - Театр, I960, № 10,с. 84-88.
71. Зубков Ю. Власть времени. Наш современник, 1981, Л I, с .175179.
72. Зубков Ю. Возмужание души. Лит.Россия, 1975, П алр., с.16.
73. Зубков Ю. Герой возвращается на сцену. Октябрь, 1964, № I,с.188-195.
74. Зубков Ю. Герой и конфликт в драме: Статьи о современной драматургии. -М.: Сов.писатель, 1975. 280 с.
75. Зубков Ю. Драматурги России. М.: Современник, 1979.319 с.
76. Зубков Ю. Драмы и комедии Анатолия Софронова. Лит. Россия,1969, 7 фев., с.16.
77. Зубков Ю. Личная драма. Дон, 1974, № 8, с.171-177.
78. Зубков 10. Обстоятельства и человек. Молодая гвардия, 1973,1. II, с.271-284.
79. Зубков Ю. Сильнее беды и горя. Сов.культура, 1981, 25 авг.,с.5.
80. Зубков Ю. Чувство времени. Молодая гвардия, 1978, № 12,с. 261-275.
81. Идашкин Ю. Драматург, поэт, публицист. Октябрь, 1971, J£ I,с.219-224.
82. Ионов А.В. В ногу с веком. В кн.: Ионов А.В. О писателях икнигах: Очерки. 2-е изд., доп. - Донецк; Донбас, 1981, с.168-176.
83. Ионов А.Б. По велению времени и сердца. Радуга, 1973, II,с.175-179.
84. Калитин Н. Московский характер. Новый мир, 1949, В 4, с .274277.
85. Караганов А. О современнике и современности. В кн.: О современнике и современности: Русская советская драматургия наших дней. М.: Искусство, 1964, с.5-46.
86. Катлер Ф. На лондонской сцене. Сов .культура, 1965, 30 марта,с.4.
87. Кирпотин В. Патриотические пьесы. Октябрь, 1949, Л 3, с .153166.
88. Клишин Г. В замкнутом кругу. Лит.газета, 1949, 13 июля, с.7.
89. Куприянов И. На главном направлении. Знамя, 1963, Л 5,с.217-219.
90. Лейкин Н. В ногу с временем. Лит.Россия, 1972, 13 окт.,с .17.
91. Лейкин Н. Дорогой ценой. Лит.Россия, 1981, 13 нояб., с .1415.
92. Лейкин Н. Три матери. Лит.Россия, 1971, Л 18, 30 апр., с.14.
93. Лейкин Н. Два веселых спектакля. -"Лит.Россия, 1964, II дек.,с.22.
94. Ленч Л. "Стряпуха замужем". Театр, 1962, № I, с.112-113.
95. Леонидов 0. Московский характер. Известия, 1948, 17 дек.,с.З.
96. Леонов Б. Свидетельство великой правоты. В кн.: Леонов Б.
97. Преемственность: Статьи. Литературные портреты. -ГЛ.: 1975, с.136-147.
98. Лобачев В. Власть. Лит.обозрение, 1974, Л 10, с.30-31.
99. Лукин Ю. Характер советского человека. Правда, 1948, 7 дек.,с.З.
100. Марецкая В. Мне полюбилась роль Ольги Карташовой. Москва,1959, 9, с.104.
101. Марков А. Ветер с Кубани. Сов.культура, 1981, 19 мая, с.5.
102. Мдивани Г. Верные духу комедии. Сов.культура, 1980, I авг.,с.4.
103. Мдивани Г. Жизнерадостный спектакль. Известия, 1961, 6 дек.,с.8.
104. Мелькумов М. Встреча с современностью. Звезда Востока, 1949,5, с .110-112.
105. Мерлинский Г. Пьеса о четырех континентах. Лит. и жизнь,1.60, 23 сент., с.З.
106. Мизенчйкова И. Операция против зла. Сов.культура, 1983,15 янв., с.5.
107. Морозова Н. Миллион за улыбку. Театр, I960, № 3, с.89-90.
108. Морозова Н. Утверждение характера. Театр, 1949, Л 8, с.5055.101. "Московский характер" в Софии (заметки). Театр, 1950,1. JЬ II, с.114.
109. На всех языках /хроника/. Иностранная литература, 1969,9, с.273.
110. Нагибин Ю. Пьеса о больших чувствах. Комсом.правда, 1955,1.фев., с.З.
111. Неверное решение драматургического конфликта. Лит.газета,1950, 21 янв.
112. Неосуществленная тема. Сов.искусство, 1952, 29 марта, с.2.
113. О неудачных пьесах и нетребовательной критике. Театр, 1949,7, с.9-16.
114. Оснос 10. Характер как тема. Театр, 1959, J6 12, с.102-109.
115. О репертуаре Софийских театров. Культура и жизнь, 1949,30 сент., с.4.
116. Патрикеева И. Выход из лабиринта. Моск.правда, 1971, 7 сент.с.З.
117. Первенцев А. "Деньги". Пьеса А.Софронова в постановке Малоготеатра. Сов.культура, 1956, 8 марта.
118. Печать СССР за 35 лет. Новый мир, 1953, № 3, с.281.
119. Пименов В. Сатирой исправляя нравы. Лит .Россия, 1973,25 мая, с.14.
120. Пименов В.Ф. Земное притяжение. В кн.: Анатолий Софронов.
121. Земное притяжение: Пьесы. -М.: Искусство, 1982, с .599612.
122. Пименов В. Из биографии драмы. Лит.обозрение, 1982, № 2,с.30-33.
123. Пименов В. На переднем крае. В кн.: Пименов В.Ф. Время забот и тревог. -М.: Сов.писатель, 1983, с.118-131.
124. Пименов В. Предисловие в кн.: А.Софронов. Лабиринт. -М.:1. Искусство, 1971, с.3-11.
125. Пнин Н. Черты характера. Огонек, 1948, № 52, с.27-28.
126. Полякова Е. "Сердце не прощает" в Московском художественномтеатре. Театр, 1955, № 3, с.82-95.119.* Прокушев Ю. Светлый и щедрый талант. Молодая гвардия,1981,$ I, с.291-298.
127. Рудницкий К. О ясности замысла. Театр, 1947, № 10, с.19-26.
128. Рыбаков Ю. Сегодняшние споры. Театр, 1963, Jg 9, с.25-27.
129. Рыбаков Ю. Гибель богов. Театр, 1961, }£ 4, c.III-ПЗ.
130. Сахновский-Панкеев В. Нравственный идеал и драматическийконфликт. Лит.газета, 1965, 28 авг., с.2.
131. Сидоров В. Причастность к судьбам народным. Москва, 1981,гё I, с .179-181.
132. Симонов К. Глубокое и поверхностное. Лит.газета, 1953,10 фев.
133. Соловьева И. О достоинстве искусства. Театр, I960, 4,с.54-64.
134. Солодарь Ц. Драма развенчивает проблему. Сов.культура,1972, 5 дек., с.З.
135. Старосельская Н. В ногу с эпохой. Знамя, 1973, J& I, с .249250.
136. Сурков Е., Чичеров И. За критику, помогающую драматургу.
137. Сов.искусство, 1950, 18 фев., с.4.
138. Сухаревич В. О чувстве драматизма. Театр, 1956, $ 7, с .7579.
139. Тарасов П. Театр и тема современности. Культура и жизнь,1949, 10 марта, с.4.
140. Тасин Д. "Карьера Бекетова". Вечерний Ленинград, 1949,4 мая, с.З.
141. Тюрин М. Шаг назад. Культура и жизнь, 1949, 31 мая, с.4.
142. Толченова Н. Веление времени: Очерк творчества А.Софронова.
143. М.: Моск.рабочий, 1972. 232 с.
144. Толченова Н. Груз планеты несем. Москва, 1974, Л 5, с.219222.
145. Толченова Н. Наследие души. Лит.Россия, 1975 , 27 июня,с .II.
146. Толченова Н. Нужны Байковы. Сов.Россия, 1976, 15 янв.,с.4.
147. Толченова Н. Об ударном и самом главном. Октябрь, 1977,1. J6 2, с.214-219.
148. Толченова Н. Правда чувств и характеров. Сов.культура,1955, 16 июля, с.З.
149. Толченова Н. Современность героя. Москва, 1973, № 2, с.198201.
150. Успех пьесы А.Софронова. Иностранная литература, 1961,8, с.281.
151. Фадеев А. О литературе и литературной критике. Знамя,1949, № 8, с.157-165.
152. Федоров В. Бой у родного дома. Лит.Россия, 1974, 29 нояб.,о.II.
153. Фролов В. Время, пьесы и их герои. В сб.: О современникеи современности: Русская советская драматургия наших дней. -М.: Искусство, 1964, с.107-125.
154. Фролов В. Искусство открывает мир: Статьи о литературе, драматургии, кино. -М.: Сов.писатель, 1965. 287 с.
155. Фролов В. Советская сатирическая комедия. В кн.: Вопросысоветской драматургии. -М.: Сов.писатель, 1954, с.263-329.
156. Фролов В. Поиски продолжаются. Вопросы литературы, 1965,3, с.30-36.
157. Фролов В. Чем жива комедия? Театр, 1961, № 5, с.39-50.
158. Холендро Д. Анатолий Софронов. Театр, 1981, № I, с.75-80.
159. Холодов Е. Последнее действие. Театр, 1955, № I, с.93-116.
160. Цимбал С. Рождение характера. В кн.: Цимбал С. Актер и драматург: Критические статьи. -М.; Л.: Гос.изд-во Искусство, I960, с.157-238.152. 400-й! Сов.культура, 1969, 27 нояб., с.4.
161. Шейнин А. Единство поколений. Лит.Россия, 1971, 16 июля,с.12.
162. Шестинский 0. Щедрое восприятие жизни. Октябрь, 1981, й I,с.201-202.17
163. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.:1. Наука, 1967. 456 с.
164. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова.1. М.: Наука, 1972. 644 с.
165. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука,1983. 288 с.
166. Арбузов А.Н. Избранное: В 2-х т. -М.: Искусство, 1981.
167. Арбузов А. Правда и коммунизм нерасторжимы! - Комсомольская правда, 1961, 17 нояб., с.2.
168. Аристотель. Об искусстве поэзии: /Поэтика/. -М.: Гослитиздат, 1957. 183 с.
169. Баландин Л. Пьесы Виктора Лаврентьева и их сценическая судьба. Сибирские огни, 1984, № 2, с.155-162.
170. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов.
171. В кн.: Вопросы поэтики. Л.: Clta&ttrbLc^ 1927, : - 186 с.
172. Балухатый С. Вопросы изучения драматургии Горького. В сб.:
173. Горький и театр. -М.: Л.: Искусство, 1938, с.151-198.
174. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. -М.: Худож.лит., 1965. -528 с.
175. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож.лит.,1977. 502 с.
176. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука,1983. 192 с.
177. Белинский В.Г. 0 драме и театре. : В 2-х т. М.: Искусство,1983.
178. Белинский В.Г. Горе от угла. Собр.соч.: В 3-х т. - М.: ГИХЛ,1948, т.1, с.453-517.
179. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Собр.соч.: В 3-х т. М.: ГИХЛ, 1948, т.2, с.280-293.
180. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр.соч.:
181. В 3-х т. М.: 1ШЛ, 1948, т.2, с.5-66.
182. Бентли Э. Жизнь драмы. /Пер. с англ. В.Воронина. -М.: Искусство, 1978. 368 с.
183. Бердников Г.П. Чехов драматург: Традиции и новаторство вдраматургии А.П. Чехова. 3-е, доработ. и доп. изд. -М.: Искусство, 1981. - 356 с.
184. Блок В.Б. Социальность драмы. В кн.: Драматургия и время.
185. Сб.ст. -М.: Искусство, 1974, с.157-175.
186. Блок В.Б. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и еесценического воплощения. -М.: Искусство, 1983. 294 с.
187. Богданов А.Н. Жанры советской драматургии. Казань, Изд-во
188. Казанского ув-та, 1966. 45 с.
189. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия.
190. Основные проблемы развития: 1946 1966. -М.: Наука, 1968. - 240 с.
191. Богуславский А.О. Горьковские традиции в русской советскойдраматургии. В сб.: Творчество М.Горького и вопросы социалистического реализма. -М.: Изд-во АН СССР, 1958,с.254-305.
192. Богуславский А.О. Горьковская концепция человека и современная драматургия. В сб.: Горький и современность. -М.: Наука, 1970, с. 258-283.
193. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд., М.: Политиздат, 1981,399 с.
194. Борев Ю.Б. Системно-целостный анализ художественного произведения /о природе и структуре литературоведческого метода/. Вопросы литературы, 1977, Ге 7, с.119-142.
195. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанравысокой комедии. М.: Искусство, 1967. - 555 с.
196. Бритиков А. Драматургия 40 50-х годов. - В кн.: Краткийочерк истории русской советской литературы Д917-1980/.-I.: Лениздат, 1984, с.226-231.
197. Бугров Б.С. Русская советская драматургия /I960 1970-егоды /: Учеб.пособие. -М.: Высш.шк., 1981. 286 с.
198. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. - 228 с.
199. Бялик Б.А. М.Горький драматург. - 2-е изд., перераб. идоп. -М.: Сов.писатель, 1977. 640 с.
200. Вампилов А.В. Прощание в июне: Пьесы. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1984. 320 с.
201. Васильковский А.Т. О жанре как литературоведческой категории. В кн.: Жанровые разновидности русской советской поэмы 1917 - 1941 гг. - Киев, Вища школа, 1979, с.3-35.
202. Велехова Н.А. Серебряные трубы: Советская драма вчера и сегодня. -М.: Сов.писатель, 1983. 376 с.
203. Видищев Б.В. О жанровой структуре горьковской драмы. В сб.:
204. Горьковские чтения 1976. Материалы конференции "A.M. Горький и театр". Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1977, с. 71-79.
205. Вишневская И. Алексей Арбузов. -М.: Сов.писатель. 232 с.
206. Вишневская И. Б.Лавренев. -М.: Сов.писатель, 1962. 283 с.
207. Вишневская И. Комедия на орбите. -М.: Сов.писатель, 1979.240 с.
208. Владимиров С.В. Драматург и современность. -М.: Сов.писатель, 1962. 192 с.
209. Владимиров С.В. Действие в драме. Л.: Искусство, 1972.159 с.
210. Волькенштейн В.М. Драматургия. 5-е изд., доп. -М.: Сов.писатель, 1969. 335 с.
211. Вопросы методологии литературоведения: Сб.ст. -М.; Л.:1. Наука, 1966. 284 с.
212. Вопросы советской драматургии. -М.: Сов.писатель, 1954.463 с.
213. Вулис А.З. Метаморфозы комического. -М.: Искусство, 1976.125 с.
214. Выготский Л.С, Психология искусства. 2-е изд. - М.: Искусство, 1968, с.491-496.
215. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форл. : Эпос.
216. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. - 303 с.
217. Гебель В.А. А.Е.Корнейчук: Очерк драматического творчества.- М.: Изд-во АН СССР, 1957. 160 с.
218. Гегель Г.В.Ф. Эстетика.: В 4-х т. -М.: Искусство, 19681973 гг.
219. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.:1. Наука, 1975. 472 с.
220. Горбунова Е.Н. Драматургия А.Е. Корнейчука. М.: Искусство,1952. 370 с.
221. Горбунова Е.Н. Идеи, конфликты, характеры. -М.: Сов.писатель, I960. 419 с.
222. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы: 0 единстве драматического действия и характера. -М.: Сов.писатель, 1963. 511 с.
223. Горький М. О литературе: Литературно-критические статьи. ~
224. М.: Сов.писатель, 1955. 902 с.
225. Горький М. О социалистическом реализме : Собр.соч.: В 30-ит. -М.: 1ШЛ, 1953, т.27, с.5-13.
226. М.Горький и вопросы литературных жанров: Межвуз. сб./Торыс.гос.ун-т им. Н.И. Лобачевского;отв.ред. И.К. Кузьмичев/- Горький: Изд-во Горьк. гос. ун-та, 1978. 163 с.
227. М.Горький и вопросы жанра и стиля: Межвуз сб. /Горьк. гос.ун-т им. Н.И. Лобачевского. Горький, Изд-во Горьк. гос. ун-та, 1979. - 158 с.
228. Гурвич А. Три драматурга. М.: 1ШЛ, 1936. - 262 с.
229. Дземидок Богдан. 0 комическом /Пер. с польск., Послесл.
230. А.Зися. -М.: Прогресс, 1974. 223 с.
231. Дмитриев В. Реализм и художественная условность. -М.: Сов.писатель, 1974. 279 с.
232. Драматургия и время. Сб.ст. -М.: Искусство, 1974. - 279 с.
233. Добрев Чавдар. Лирическая драма. /Пер, с болт. Л. Хитровой;
234. Предисл. А.Салынского. -М.: Искусство, 1983. 325 с.
235. Доманович Радое. Сатира и шор / Пер. с сербо-хорват. М.:1. Гослитиздат, 1961. 294 с.
236. Емельянов Б.С. Некоторые вопросы советской комедии. Новыймир, 1953, $ 12, с.251-265.
237. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы: Уч.пос.дляун-тов. -М.: Высш.шк., 286 с.
238. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.
239. Л.: Изд-во ЛГУ им. А.ЗЗданова, 1981. 196 с.
240. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: Межвуз. сб.редколл. А.В. Огнев (отв.ред.) и др. /. Калинин, Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1980. - 164 с.
241. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: Межвуз. сб.редколл. А.В. Огнев (отв. ред.) и др. / Калинин, Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1982. - 164 с.
242. Жанры и стили литературы социалистического реализма. Сб.трудов. /Ред. колл.: проф. Ф.Х. Власов (отв.ред.) и др./. -М:.:М0ПИ, 1973. 272 с. '
243. Жанры в советской литературе. Сб.науч.тр. - Ред. колл.:проф. А.И. Хватов /отв.ред./ Л.: Изд-во ЛГПИ им. Горце-на, 1973. - 166 с.
244. Еуравлева А.И. А.Н. Островский-комедиограф. -М.: Изд-во1. Моск.ун-та, 1981. 216 с.
245. Зборовец И.В. Драматургия Александра Вампилова /Проблема характера, художественное своеобразие/. Дисс. . канд. филол. наук. - Киев, 1983. - 184 с.
246. Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. М.: Наука,1979. 392 с.
247. Зингерман Б. Проблемы развития современной драмы. В кн.:
248. Вопросы театра, 1967. -М.: ВТО, 1968, с. 167-195.
249. Зубков Ю.А. Герой и конфликт в драме: Статьи о современнойдраматургии. -М.: Сов.писатель, 1975. 280 с.
250. Иванов В.И. Идейно-эстетические принципы советской литературы. -2-е изд. М.: Худож.лит., 1975. - 509 с„
251. Иванова Л.Л. Драматургия А.В. Вампилова /черты творческойиндивидуальности художника/. Автореф. дис. . канд.231232233234235236237238239240241242243244филол.наук. М., 1983. 16 с.
252. Имихелова С.С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1983. - 128 с.
253. Историко-литературный процесс: Проблема и методы изучения. -Сб. ст. I.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 276 с.
254. История русской советской литературы. /Под ред. А.И. Метчен-ко и Л.М. Поляк. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1963, т.2. -760 с.
255. История русской советской литературы /40 70-е годы/ : Учеб. пос. /А.И. Метченко, А.М. Абрамов и др; Под ред. А.И. Мет-ченко и С.М. Петрова. - М.: Просвещение, 1980. - 496 с.
256. История советского драматического театра: В 6-и т. -М.: Наука, 1971, т.6, с.49-189.
257. Кардин В. Судья по имени время: 0 герое советской драмы. -М.: Искусство, 1964. 203 с.
258. Карягин А. Драма как эстетическая цроблема. М.: Наука, 1971. - 224 с.
259. Киселев Н.Н. Художественное восприятие и жанровое движение драматургии. В кн.: Художественное творчество и литературный процесс: Сб.ст. /Под ред. Н.Н. Киселева/.-Томск : Изд-во Том. ун-та, 1982, с. 3-13.
260. Киселев Н.Н. К вопросу о принципах классификации комедийных жанров. В кн.: Проблемы литературных жанров. - Томск, Изд-во Том. ун-та, 1972, с.129-131.
261. Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1973. - 201 с.
262. Киселев Н.Н. "Жизнерадостная комедийность" /комедия-водевиль В.Лаврентьева "Последняя легенда"/. В кн.: Проблемы жанров русской и советской литературы. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975, с.116-134.
263. Клейнер И.М. У истоков драматургии: Опыт обоснования метода исследования драматургических произведений. Л.: ССеас&^/ша 1924. - 126 с.
264. Климова Л.П. Драматургия 1955 1967 гг. - В кн.: Очерки историй русской советской драматургии: В 3-х т. Л.: Искусство, 1968, т. 3, с.177-215.
265. Ковалев В.А. 0 периодизации русской советской литературы. -В сб.: Проблемы русской советской литературы: 50 70-егоды. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976, с.6-23.
266. Кожинов Б.В. К проблеме литературных родов и жанров. Вкн.: Теория литературы; Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964, т.2, с.39-49.
267. Козлова С.М. Жанрово-стилевые особенности русской советскойсатирической комедии 50 70-х годов. - Дисс. . канд. филол.наук. - Томск, 1977. - 235 с.
268. Колотова Е.Т. Монолог как интегрирующий элемент драматического произведения / К проблеме типологии монолога в драме/. Сб. науч.тр./ Моск. пед.ин-т иностр. яз., 1983, вып. 215, с.110-122.
269. Комина Р.В. К типологии жанровых форд современной драмы.
270. В сб.: Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979, с.196-197.
271. Корнейчук А. Сочинения: В 3-х т. М.: ШХЛ, 1956.
272. Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы: Драма и действие.1. Л.: ЛГШМик, 1976. 159 с.
273. Костелянец Б.О. "Бесприданница" А.Н. Островского. 2-е изд.,доп. Л.: Худож.лит., Ленингр. отд-ние, 1982. - 190 с.
274. Кузьменко Ю. Человек творящий, т Новый мир, 1970, № 10,с. 230-233.
275. Кузьмичев И.К. Введение в теорию классификации литературныхжанров. В кн.: Жанры советской литературы /вопросы теории и истории/. - Уч.зап. Горьк. гос. ун-та. - Горький, 1968, т.79, с.3-75.
276. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет /19411945/. Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1962. - 456 с.
277. Кузьмичев И.К. "На дне" М.Горького? Судьба пьесы в жизни,на сцене и в критике. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. - 223 с.
278. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров,их историческая судьба. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983. - 208 с.
279. КургинянМ.С. Драма. В кн.: Теория литературы: Основныепроблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. -М.: Наука, 1964, с.238-362.
280. Лаврентьев В. Человек и глобус. : Пьесы. -М.: Сов.писатель,1974. 624 с.
281. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. 2-е изд., испр. - М.: Сов.писатель, 1975. 456 с.
282. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Искусство, 1982. - 568 с.
283. Левитан Л.С. Пространство и время в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад". В сб.: Вопросы сюжетосложения. - Рига: Звайгзне, 1978, № 5, с. I07-II8.
284. Лейдерман Н.Л. Жанр и проблема художественной целостности.
285. В кн.: Проблемы жанра в англо-американской литературе /XIX XX веков/, - Свердловск, 1976, вып. 2, с. 3-26.
286. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории "жанр".
287. В кн.: Жанр и композиция литературного произведения. -Калининград, Изд-во Калининградского ун-та, вып. 3, 1976, с.3-13.
288. Лейдерман Н.Л. О жанре и его месте в литературно-критическоманализе. В кн.: Литературно-художественный процесс 70-х годов в зеркале критики. - М.: Изд-во Моск. ун-та / Под ред. проф. А.Г. Бочарова, 1982, с.54-61.
289. Леонов Л.М. Собр.соч.: В 10-Е т., М.: Худож. литература,1981 1983, т.7. Пьесы. - 686 с.
290. Леонов Л.М. Речь на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. В кн.: Литература и время. - М.: Сов.Россия, 1983, с.33-37.
291. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения.
292. Вопросы литературы, 1968, № 8, с.74-87.
293. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения. В кн.: Вопросы методологии литературоведения. -М.; Л.: Наука, 1966, с. 142-169.
294. Лихачев Д.С. О точности литературоведения. В кн.: Литературные направления и стили. М.: Изд-во МГУ, 1976, с.14-17.
295. Лихачев Д.С. Панченко А.М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л.:
296. Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. 204 с.
297. Ломидзе Г.А. Жанровое своеобразие комедии. Автореф. дис.докт.филол.наук. Тбилиси, 1965. - 20 с.
298. Лоусон Д.-Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. -М.: Искусство, I960. 562 с.
299. Луначарский А.В. Что такое шор? Собр.соч. : В 8-и т.
300. М.: Худож.лит., 1967, т.8, с.182-184.
301. Луначарский А.В. О смехе. Собр.соч. : В 8-и т. - М.: Худож.лит., 1967, т.8, с.531-538.
302. Майорова А.В. Единство эмоционального и логического начал впроцессе анализа драматического произведения. Рига: Латв.гос. ун-т им. П.Стучки, 1976. - 51 с.
303. Макаенок А.Е. Избранное. -М.: Искусство, 1984. 535 с.
304. Манн Ю. О движущейся типологии конфликтов. Вопр.лит.,1971, № 10, с. 91-109.
305. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М.:1. Худож.лит., 1975. 352 с.
306. Медведев П.Н. Проблема жанра. В кн.: Из истории советскойэстетической мысли 1917 1932 гг. - М.: Искусство, 1980, с. 418-423.
307. Методология современного литературоведения: Проблемы историзма. М.: Наука, 1978. - 368 с.
308. Минокин М.В. Современная проза о Великой Отечественной войне:
309. Темы, образы, жанры/. Учеб.пособие. -М.: МПМ, 1980. -58 с.
310. Михайлова А. О художественной условности. -М.: Мысль, 1966.317 с.
311. Многообразие стилей советской литературы : Вопросы типологии.1. М.: Наука, 1978. 508 с.
312. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтикамизансцены. -М.: Просвещение, 1981. 239 с.
313. Немирович Данченко В.И. Театральное наследие : В 2-х т.-М.: Искусство, 1952 1954.
314. Нефед В.И. Размышления о драматическом конфликте. Минск:
315. Наука и техника, 1970. 120 с.
316. Нигматултщна Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1976. - ч.1, 108 с.
317. Никулина Е.А. Проблема гуманизма и жанровые тенденции в современной советской драме. В сб.: Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. - Вып. 2: Советская литература: Традиции и новаторство. -1981, с.95-119.
318. Никулина Е.А. Драматургия и современность. В кн.: Русскаясоветская литература 50 70-х годов: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов /В.А. Ковалев, А.И. Метченко, А.И. Хватов и др.; Под ред. В.А. Ковалева. -М.: Просвещение,1981, с. 207-222.
319. Новиков Б.В. Творческая лаборатория Горького-драматурга.2.е изд., доп. -М.: Сов.писатель, 1976. 544 с.
320. Новое в жизни новое в драме: Материалы дискуссии.1. Театр, 1962, № 6-II.
321. Озеров В. Полвека советской литературы. М.: Сов.писатель,1967. 496 с.
322. Основин В.В. Особенности психологической драмы. В сб.: Метод и мастерство. /Под ред.проф. В.В.Гуры; Вологда, 1970, вып. I, с. 237-249.
323. Основин В.В. Драматургия Л.Н. Толстого. Учеб.пос. для филол. спец-стей. -М.: Высш.шк., 1982. 176 с.
324. Оснос Ю.А. В мире драмы : Статьи. -М.: Сов.писатель, 1971.408 с.
325. Оснос Ю.А. Герой современной драмы. М.: Сов.писатель,1980. 311 с.
326. О современнике и современности: Русская советская драматургия наших дней. Сб.ст. /Под ред. А.О. Богуславского и М.М. Кузнецова. -М.: Искусство, 1964. 271 с.
327. Пал И.С. О жанре. М.: ВТО, 1962. - 96 с.
328. Паперный З.С. "Вопреки всем правилам." : Пьесы и водевили
329. Чехова. -М.: Искусство, 1982. 285 с.
330. Писарев Д.И. Литературная критика: В 3-х т. Л.: Худож-лит.,1981.
331. Погодин Н.Ф. Собр.соч.: В 3-х т. М.: ШХЛ, 1956.
332. Погодин Н.Ф. Искать, мыслить, открывать.: Статьи, рецензии,путевые заметки. М.: Искусство, 1966. - 256 с.
333. Погрибный А. К методологии анализа художественного конфликта.
334. Филол.науки, 1983, № 2, с. 17-21.
335. Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. Учеб.пос.для ст-ов театр, ин-тов и ин-тов культуры. -М.: Просвещение, 1982. 224 с.
336. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов: Движение художественной мысли.
337. М.: Сов.писатель, 1979. 340 с.
338. Поляков М.Я. В мире идей и образов : Историческая поэтика итеория жанров. М.: Сов.писатель, 1983. - 368 с.
339. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. В кн.:
340. Вес тник Моск. ун-та. Серия IX, филология, $ 4. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, с. 12-18.
341. Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературныхпроизведений. -Вопр.лит., 1982, № 3, с. 139-155.
342. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.
343. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
344. Проблемы художественной формы социалистического реализма:1. Б 2-х т. М.: Наука, 1971.
345. Проблемы литературных жанров: Материалы второй науч. межвуз.конф., 30 сент. 4 окт. 1975 г. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1975. - 216 с.
346. Проблемы литературных жанров : Материалы 4-й науч.межвуз.конф., 28 сент. I окт. 1982 г. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1983. - 277 с.
347. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976.182 с.
348. Пушкин А.С. Письмо к А.А. Бестужеву (янв. 1825 г.). Б кн.:
349. Пушкин и театр. М.: Гос. изд-во Искусство, 1953, с. 350-351.
350. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. 2-еизд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1974. - 334 с.
351. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве /Отв.ред. Б.Ф.Егоров. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. -298 с.
352. Розов B.C. Избранное. М.: Искусство, 1983. - 703 с.
353. Рудницкий К. Портреты драматургов. М.: Сов.писатель, 1961.400 с.
354. Савушкина Н.М. Русский народный театр. М.: Наука, 1976.151 с.
355. Савченко М.М. Кинодраматургия Всеволода Вишневского. Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1964. 284 с.
356. Салынский А.Д. Драмы и комедии /Послесл. А.Якубовского.
357. М.: Искусство, 1977. 608 с.
358. Салынский А.Д. Советская литература для театра, кино, телевидения и коммунистическое воспитание человека. Театр, 1971, & 2, с.7-17.
359. Сахновский Панкеев В. А. 0 комедии. - М.; Л.: Искусство,1964. 224 с.
360. Сахновский Панкеев В.А. Драма: Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1969.232 с.
361. Свербилова Т.Г. О некоторых нетрадиционных формах организации действия в современной советской драме. Вопросы русской литературы. - Львов, 1980, вып. 2/36/, с.126-134.
362. Седьмой съезд писателей СССР 30 июня 4 июля 1981 г. : Стеногр.отчет. -М.: Сов.писатель, 1983. 608 с.
363. Синенко B.C. Русская советская повесть 40 50-х годов : Вопросы поэтики и типологии жанра. В кн.: Проблемы жанра и стиля. - Уфа, Изд-во Башкирского ун-та, 1970, вып. 4, серия филол.наук, $ 17/21/, - с. 5-244.
364. Скафтымов А.О единстве формы и содержания в "Вишневом саде"
365. А.П. Чехова. В кн.: Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей : Статьи и исследования о русских классиках. - М.: Худож. лит., 1972, с. 339-380.
366. Скафтымов А. К вопросу о принципах построения пьес Чехова.
367. Б кн.: Скафтымов А. Статьи о русской литературе. Саратов, Сарат. кн. изд-во, 1958, с.313-338.
368. Скафтымов А. Белинский и драматургия А.Н. Островского.
369. В кн.: Скафтымов А. Статьи о русской литературе. Саратов, Сарат. кн. изд-во, 1958, с.457-526.
370. Советские драматурги о своем творчестве. -М.: Искусство,1967. 455 с.
371. Современная советская литература 70-е годы : /Актуальныепроблемы/. Под ред. А.И. Метченко и др. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. - 231 с.
372. Соколинский Е.К. На сцене современная комедия. - Б сб.:
373. Проблемы идейности и художественности театра 1970-х годов: Сб.науч.тр. /Ленингр.гос. ин-т театра, музыки и кинематографии; Редкол.: Н.В. Зайцев /отв.ред./ и др. : Л.: 1983, с.99-116.
374. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 224 с.
375. Спивак Р.С. К методологии изучения жанровых структур : /Проблемы типологии/. В кн.: Проблемы истории и методологии литературоведения литературной критики. - Душанбе: "Дошш", 1982, с.21-22.
376. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство,1972. 536 с.
377. Степанова Е.И. Повествовательное и действенное начало в современной драматургии. Б кн.: Проза и драматургия в процессе жанрового развития. - Ашхабад, 1983, с. 57-72.
378. Субботин А.С. О категории жанра и ее отношениях с "родами"и "видами". Б сб.: Проблемы литературных жанров. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975, с.3-5.
379. Сучков Б.А. Исторические судьбы реализма : Размышления отворческом методе. 4-е изд. - М.: Сов.писатель, 1977. -526 с.
380. Сушилина И.К. Тенденции жанрового развития в русской советской драматургии 60-х годов. Дисс. . канд. филол. наук. - М., 1974. - 197 с.
381. Тамарченко А. Преодоление канонов : Современная тема в драматургии. В сб.: В середине семидесятых : Литература наших дней. - Л.: Лениздат, 1974, с.344-375.
382. Тимофеев Л.И. К вопросу о горьковских традициях в русскойсоветской литературе. В сб.: Творчество М.Горького и вопросы социалистического реализма. - М.: Изд-во АН СССР, 1958, с.216-253.
383. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
384. Уманская М.М. Нерешенные вопросы. В кн.: Жанр и композициялитературного произведения. Калининград: Изд-во Кали-нингр.ун-та, 1974, вып. I, с.17-18.
385. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественноготекста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. - 223 с.
386. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, Ленингр. отдние, 1982. 185 с.
387. Федь Н.М. Искусство комедии или мир сквозь смех. М.: Наука,1978. 214 с.
388. Финк Л.А. Драматургия Леонида Леонова. М.: Сов.писатель,1962. 352 с.
389. Финк Л.А. Теория драмы в движении. Вопросы литературы,1982, № 7, с.196-211.
390. Фролов В.В. О советской комедии. М.: Искусство, 1954.340 с.
391. Фролов B.B. Жанры советской драматургии. М.: Сов.писатель,1957. 334 с.
392. Фролов В.В. Судьбы жанров драматургии : Анализы драматических жанров в России XX века. М.: Сов.писатель, 1979.424 с.
393. Хализев В.Ё. Уроки Чехова-драматурга. Вопросы литературы,1962, J6 12, с.78-100.
394. Хализев В.Е. Поэтика драматического действия. В кн.: Проблемы истории критики и поэтики реализма. Межвуз.сб. /Ред. колл.: Н.П.Козлов, И.М. Машбиц-Веров/. Куйбышев, Изд-во Куйб.гос. ун-та, 1976, вып.1, с.92-120.
395. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство,1978. 239 с.
396. Хаустов Н.Т. Современная советская психологическая драма:
397. Некоторые проблемы поэтики жанра. Автореф. дис. . канд.филол.наук. - Томск, 1973. - 21 с.
398. Хаустов Н.Т. Своеобразие конфликтов и характеров советскойпсихологической драмы 50-х годов. В сб.: Проблемы творческого метода. - Тюмень; Изд-во Тюмен.гос.ун-та, 1979, № 67, с.43-53.
399. Хаустов Н.Т. Своеобразие структуры драматического действиясовременной драмы : К вопросу о единстве действия. -В сб.: Художественное творчество и литературный процесс.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982, вып.4, с.73-82.
400. Хаустов Н.Т. К вопросу о жанре трагикомедии. В сб.: Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд-во Том.унта, 1982, вып.З, с.73-81.
401. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. 2-е изд. - М.: Искусство, 1967. 544 с.
402. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы.
403. Вопросы литературы, 1975, $ 3, с.90-112.
404. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 4-е изд. - М.: Худож.лит., 1977. -446 с.
405. Чернец Л.В. Литературные жанры: /Проблемы типологии и поэтики/. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982. - 192 с.
406. Чернышевский Н.Г. Возвышенное и комическое. Полн.собр.соч.:
407. В 15-и т. -М.: ГИХЛ, 1949, т.2, с. 159-195.
408. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 291 с.
409. Чухман E.K. Концепция личности в современной советской драматургии: /Герой и конфликт/. В сб.: Проблема личности и общества в современной литературе и искусстве. — М.: Мысль, 1967, с.246-278.
410. Шохин К.В. О трагическом герое и комическом персонаже. М.:1. Искусство, 1961. 56 с.
411. Штейн А.Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского. М.: Сов.писатель, 1973. - 432 с.
412. Штейн А.Л. Философия комедии. В кн.: Контекст - 1980: Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука, 1981, с.244-268.
413. Шток И. Комедиограф Василий Шкваркин. В кн.: В.Шкваркин.
414. Комедии. М.: Искусство, 1966, с.З-П.
415. Щеглов М. Реализм современной драмы. В кн.: Марк Щеглов.
416. Литературная критика. М.: Изд-во "Хдож.лит.", 1971, с. 220-258.
417. Щеглова Г.Н. Жанр комедии в современной драматургии: Учеб.метод.пос. по сов.лит. Ташкент, Изд-во Ташк. гос. пед. ин-та, 1982.- 64 с.
418. Щеглова Г.Н. Жанрово-стилевое своеобразие драматургии Леонида Леонова. М.: Сов.писатель, 1984. - 240 с.
419. Щербина В.Р. Наш современник : Концепция человека в литературе 2Х столетия. М.: Сов.писатель, 1964. - 571 с.
420. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения : В 6-и т. М.: Искусство, 1964.
421. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. М.: Госуд.изд-во "Искусство", 1959. 780 с.
422. Юренев Р.Н. Советская кинокомедия. М.: Наука, 1964. - 539 с.
423. Явчуновский Я.И. Драма вчера и сегодня : Жанровая динамика.
424. Конфликты и характеры. М.: Сов.писатель, 1983. -376 с.
425. Яшина Н.Т. 0 своеобразии современной лирической комедии.
426. В сб.: Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Межвуз. сб.науч.тр. / Редколл. проф. Б.0. Корман, проф. Ф.З. Канунова, доц. Н.Д. Тамарченко/ отв.ред./. - Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1979, с.96-103.