автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Драматургия В.А. Озерова в контексте общественно-литературной борьбы в России на рубеже XVIII - XIX веков

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Алтухова, Виктория Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Драматургия В.А. Озерова в контексте общественно-литературной борьбы в России на рубеже XVIII - XIX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Драматургия В.А. Озерова в контексте общественно-литературной борьбы в России на рубеже XVIII - XIX веков"

На правах рукописи

Алтухова Виктория Алексеевна

ДРАМАТУРГИЯ В.А. ОЗЕРОВА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЙ БОРЬБЫ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII - XIX ВЕКОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 8 НАР 2015 005560711

Орел-2015

005560711

Работа выполнена на кафедре литературы ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Криволапова Елена Михайловна

Официальные оппоненты:

Алпатова Татьяна Александровна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Дзюба Елена Марковна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной филологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Защита состоится «28» апреля в 11.00 на заседании диссертационного совета Д 212.183.02 на базе ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 41, корп. 3.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Орловского государственного университета (http://www.univ-orel.ru')

Автореферат разослан « Ч » марта 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент

А.А. Вельская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Имя драматурга Владислава Александровича Озерова практически не встречается в современных исследованиях. Его творчеству посвящена всего лишь одна монография М.А. Гордина «Владислав Озеров»1 и обстоятельная статья И.Н. Медведевой, являющаяся предисловием к сборнику трагедий Озерова.2 Между тем сама фигура драматурга и его творчество занимают особое место в историко-литературном процессе эпохи рубежа XVIII - XIX веков. Его литературное наследие составляют всего пять трагедий, несколько дошедших до читателя поэтических произведений и басен. Тем не менее в памяти многих современников В.А. Озеров остался непревзойденным «трагиком», который в начале XIX века дал новую жизнь русскому театру, обеспечив своими творениями расцвет сценического искусства. Несмотря на то, что трагедии Озерова имели «успех замечательный», слава драматурга продержалась недолго: к 1798 году относится постановка его первой трагедии «Ярополк и Олег», а к 1809 году последней - «Поликсена». Между первой, во многом ученической, подражательной, а потому не имевшей особого успеха пьесой, и последней, выдержавшей всего два представления, пролегает период блистательной славы драматурга, его истинного триумфа, признания его таланта как самим императором Александром I, так и простыми театральными зрителями, выражавшими свой восторг так бурно, что «театр стонал от рукоплесканий».3

Столь же непродолжительным был и жизненный путь Озерова, сопровождавшийся не только признанием его драматургического таланта, но весьма разноречивыми суждениями относительно его творчества, нередко переходившими в ожесточенные споры, многочисленными пародиями на его сочинения, злобными рецензиями прежних друзей и покровителей. Помимо этого, сами жизненные обстоятельства сложились также не в пользу Озерова: после долгих лет службы ему было отказано в пенсионе, и, выйдя в отставку в звании генерал-майора, он был вынужден жить на скудные средства в своем имении Красный Яр Казанской губернии, отдаленном от Петербурга, от литературной жизни, от своих друзей-единомышленников, что привело его к тяжелой душевной болезни и преждевременной смерти.

Это послужило причиной того, что после кончины драматурга в литературных кругах сложился миф о гениальном трагике Озерове, затравленном завистниками и недоброжелателями. Находясь в эпицентре литературной и театральной жизни России конца XVIII - начала XIX века (A.A. Шаховской, А.Н. Оленин, Г.Р. Державин, П.А. Вяземский, В.В. Капнист), Озеров оказался и в эпицентре литературной борьбы между «беседчиками» и «арзамасцами». Уже после первого триумфа Озерова, вызванного постановкой трагедии «Эдип в Афинах», мнения по поводу его драматургического таланта разделились. Защитники классицизма усматривали в трагедиях Озерова вопиющее нарушение основных канонов жанра, что не только умаляло многие достоинства его пьес, но и практически сводило на нет все заслуги трагика. Представители сентименталистского направления и наро-

1 Гордин М.А. Владислав Озеров. Л.: Искусство, 1991.

2 Медведева И.Н. Владислав Озеров // Озеров В.А. Трагедии. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1960. С. 5-72.

3 Энгельгарт И. Литературная деятельность Озерова // Семенов А.К. Темник-хрестоматия: Сочинения с планами. Курс VII. Вып. 1. Одесса: Кн-во М.С. Козмана, 1914. С. 33.

вдающегося романтизма, напротив, ставили в заслугу Озерову все те «новшества», которые «разрушали» старую «сумароковскую» трагедию, а блестящее сценическое воплощение творений драматурга лишний раз подтверждало несомненность трагического таланта Озерова.

Исследуя ситуацию, сложившуюся в литературном мире в начале XIX века, М.И. Гиллельсон выделил три литературных поколения, по-разному относящихся к творчеству драматурга: «Первое (Карамзин, И.И. Дмитриев) критикует, но в то же время признает его роль в некотором обновлении жанра трагедии; второе (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Д.Н. Блудов) восторженно принимает, порой полемически преувеличивая заслуги Озерова в борьбе с "Беседой", создавая легенду о том, что трагик был жертвой несправедливых нападок и преследований со стороны членов "Беседы"; третье (Пушкин) считает, что трагедии Озерова безнадежно устарели и отвергает его творчество, не видя "в нем ни тени драматического искусства"».1

Следует отметить, что мнение A.C. Пушкина о творчестве Озерова в дальнейшем существенно повлияло на литературную репутацию трагика. Высказанное в «Заметках на полях статьи П.А. Вяземского "О жизни и сочинениях В.А. Озерова"» приблизительно в 1827 году (в 1827 - 1928 годах готовилось 5-е переиздание сочинений Озерова со статьей П.А. Вяземского), оно вошло в литературный обиход только после опубликования «Заметок» в 1897 году.

К творчеству Озерова в свое время неоднократно обращался и В.Г. Белинский. Его суждения о драматурге были лишены пушкинской резкости и прямолинейности, заключали в себе много тонких наблюдений и обобщений, которые сводились к непосредственной связи особенностей озеровской драматургии с тенденциями эпохи. Определяя место Озерова в истории русской литературы, Белинский подчеркнул, что «Озеров и Крылов являются <.. .> самостоятельными деятелями в ка-рамзинском периоде нашей литературы, хотя и принадлежат к школе преобразователя русского языка».2 В драматургической иерархии Княжнин, по словам критика, «далеко оставил за собою предшественника своего, Сумарокова. Но еще дальше его самого оставил за собою Озеров. Это был талант положительный, и появление его было эпохою в русской литературе, которая имела в нем своего Расина».3

В целом исследования, посвященные жизни и творчеству В.А. Озерова, условно можно разделить на несколько групп с учетом хронологического принципа. Первая представляет собой критические суждения современников драматурга: это статьи и рецензии в журналах «Северный Вестник», «Лицей», (В.В. Капнист, Н.И. Бутырский), «Вестник Европы» (А.Ф. Мерзляков), а также высказывания и критические статьи Г.Р. Державина, A.C. Шишкова, П.А. Вяземского, И.И. Дмитриева, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, A.C. Пушкина.

Вторая группа содержит исследования, которые начали появляться через некоторое время после смерти Озерова, их временной диапазон - от середины XIX века до начала XX. К ним относятся статьи В.Г. Белинского, первые биографии

1 Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969. С. 375.

2 Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений' В 13 т М.: Изд. АН СССР. 1953 - 1959. Т. 7. С. 130.

3 Там же.

В.А. Озерова, созданные P.M. Зотовым и П.О. Потаповым.1 Сведения о драматурге можно было почерпнуть из автодокументальных свидетельств, какими являлись «Записки» С.Н. Глинки, «Воспоминания» Ф.В. Булгарина, «Записки современника» и «Воспоминания старого театрала» С.П. Жихарева, «Записки Сергия Григорьевича Волконского», «Литературные и театральные воспоминания» С.Т. Аксакова, «Записки» Ф.Ф. Вигеля.

Небезынтересным будет и обращение к так называемым «темникам-хрестоматиям» - учебным пособиям начала XX века, в которых творчество Озерова трактуется в соответствии с «гимназическими циркулярами» того времени.2 Это позволяет проследить эволюцию в отношении к Озерову, к восприятию его творчества литераторами последующего века.

Третью группу составляют исследования, относящиеся к первой трети XX века и включающие сегодняшнее время. Именно тогда имя Озерова начинает широко употребляться в многочисленных работах, посвященных литературной полемике «арзамасцев» и «беседчиков». Они связаны с именами Г.А. Гуковского, Ю.Н. Тынянова, Н.И. Мордовченко, Б.В. Томашевского, М.И. Гиллельсона, Ю.М. Лотмана, В.Э. Вацуро, O.A. Проскурина.3 Заслуживают внимания и отдельные статьи об Озерове в учебных и справочно-библиографических изданиях, таких, как «История русской литературы: В 10 т.» (А.Я. Максимович), «Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. (H.H. Зубков), «Русские писатели. 1800- 1917: Биографический словарь» (А.Л. Зорин).

Имя Озерова встречается и в исследованиях, посвященных общественно-литературному движению начала XIX века, его связям с общеевропейским культурным процессом, а также работах ученых по теории и истории отечественной драматургии конца XVIII - начала XIX веков (A.A. Аникст, В.А.Западов, Ю.В. Стенник, В.А. Луков, С.А. Фомичев, Т.В. Федосеева4). В статьях Н. Богос-

1 Зотов Р. Биография Озерова. Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров. 1842. Кн. 6. Отд. II. С. 1 - 21; Потапов П.О. Из истории русского театра. Жизнь и деятельность В.А. Озерова. Одесса: Тип. «Техник», 1915.

2 Корик Г. Энциклопедия сочинений для учащих и учащихся. Выпуск 5-й. Карамзин. Дмитриев. Озеров. Батюшков. Одесса, 1891; Семенов А.К. Темник-хрестоматия. Планы и сочинения. Курс VII Кл. гимназий. Вып. 1. Одесса: Книгоизд-во и Типография «Порядок» С.К. Цесарского, 1912; Семенов А.К. Темник-хрестоматия: Сочинения с планами. Курс VII кл. Вып. 1-2. Одесса: Книгоизд-во М.С. Козмана, 1914; Классика русской литературы. Ч. 1-ая. N1.: Товарищество «Печатня» С.П. Яковлева, 1911.

3 Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит.,1965; Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. С. 23 - 121; Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1959; Томашевский Б.В. Пушкин. Кн. 1. (1813 -1824). М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1956; Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л.: Наука, 1974; Логман Ю.М. Архаисты-просветители // Лотман Ю.М Русская литература и культура Просвещения. М.: ОГИ, 1998. С. 239 - 252; Вацуро В.Э. Пушкин и литературное движение его времени // НЛО. 2003. № 59. С. 307 - 336; Проскурин О. Новый Арзамас - Новый Иерусалим. Литературная игра в культурно-историческом контексте//НЛО. 1996. №19. С. 73-129.

4 Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.: Наука, 1972; Западов В.А. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л.: Наука, 1983. С. 86 - 127; Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха Классицизма. Л.: Наука, 1981; Луков В.А. Взаимодействие классицизма и предромантизма в драматургии конца XVIII - начала XIX в. (трагедии М.-Ж. Шенье, В. Альфьери, В. Озерова) // Типологические соответствия и конкретные связи в русской и зарубежной литературе: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1984. С. 33 - 47; Фомичев С.А. Драматургия начала XIX в. Творчество A.C. Грибоедова. Комедия «Горе от ума» // История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1981 - 1983. Т. 2. 1981. С. 204 - 234; Федосеева Т.В. Литература русского предромантизма (1790 - 1820): развитие драматических и прозаических жанров: автореф. дис.... доктора филол. наук. М, 2006.

ловского, В.А. Бочкарева, Ю.Д. Левина, A.B. Архиповой дается общая характеристика творчества драматурга, приводится выборочный анализ его произведений.1

Отдельные исследования, посвященные непосредственно творчеству драматурга и самой его личности, в отечественном литературоведении по-прежнему отсутствуют. Лишь в 1960 году в связи с выходом сборника трагедий В.А. Озерова появляется вышеупомянутая статья И.Н. Медведевой, в которой обстоятельно представлена биография драматурга, а также дан частичный литературоведческий анализ его трагедий. Вместе с тем исследовательница отмечает, что многие факты личной и творческой биографии трагика по-прежнему остаются загадочными, как, впрочем, и «истинные причины» недолговечности его славы.2 До сегодняшнего дня в критико-библиографической литературе сохраняются разночтения, связанные не только с фактами биографии Озерова, но и с творческой историей его трагедий.

В 1990-х годах интерес к забытому драматургу вновь возрождается. Это проявляется не только в стремлении «раскрыть» саму личность Озерова, но и постичь феномен его блистательной славы, осмыслить его творчество в широком литературном и культурном контексте переходной эпохи конца XVIII - начала XIX в. В 1991 г. выходит монография М.А. Гордина «Владислав Озеров», в которой автор на основе ранее неизвестных архивных материалов пытается восстановить канву жизни В.А. Озерова, объяснить причины его небывалой славы, сравнимой только с державинской и пушкинской. Личность драматурга представлена на широком фоне исторической, литературной и театральной жизни России рубежа XVIII - XIX веков. Основное внимание исследователь уделяет процессам, происходящим в русском театре, - именно в контексте этих преобразований трактуется личность драматурга и его творчество.

И все же приходится констатировать, что на сегодняшний день исследования, посвященные непосредственно творчеству В.А. Озерова, ограничиваются несколькими работами, в основном диссертационного характера. В одной из них -«Драматургия В.А. Озерова и проблемы развития русской трагедии начала XIX века» (1998) — Е.А. Вильк основное внимание уделяет самому жанру русской классицистической трагедии, в контексте изучения которой драматургия В.А. Озерова представляет сугубый интерес, поскольку впитала в себя самые разнообразные тенденции, характерные для порубежного времени, что, по мнению автора, «позволяет лучше понять сам момент перелома традиции, смены жанровых доминант, открывающий путь к пушкинскому творчеству».3

Представляется актуальной и диссертационная работа современной исследовательницы О.Д. Брусенцовой «В.А. Озеров и романтизм» (1995 г.), так как еще при жизни драматурга разгорелась полемика по поводу его художественного метода. Эклектичность поэтических средств Озерова снискала ему репутацию «неправильного классициста», «псевдоклассициста», нарушающего законы драматурги-

1 Богословский Н. Спор Пушкина с Вяземским об Озерове. Красная новь. 1937. № 1. С. 98 - 104; Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия нач. XIX в. (1800 - 1815): Ученые записки. Вып. 25. Куйбышев: Куйбьпп. гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, 1959; Левин Ю.Д. Оссиан в России // Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. Л.: Наука, 1983. С. 502 - 529; Архипова A.B. О русском предромантизме // Русская литература. 1978. № 1. С. 14-25;

2 Медведева И.Н. Владислав Озеров. С. 5.

Вильк Е.А. Драматургия В.А. Озерова и проблемы развития русской трагедии начала XIX века: автореф. дис____канд. филол. наук. Санкт-Петербург. 1998. С. 2.

6

ческого искусства в жанре трагедии. Соотнося художественный метод Озерова в первую очередь с романтическими тенденциями, О.Д. Брусенцова придерживается мнения, что творчество драматурга было связано с идеями предромантизма и нарождающегося романтизма.

Вызывают интерес и работы, касающиеся творчества В.А. Озерова опосредованно. Так, например, Д. Иванов в исследовании «Становление литературной репутации A.A. Шаховского»,1 обращаясь к личности драматурга, подробно рассматривает «озеровский миф», предпринимая попытку доказать полную непричастность Шаховского к «гонениям» на Озерова. Интерес Д. Иванова к самой личности Озерова побудил его к написанию ряда статей, непосредственно посвященных драматургу.2

Нельзя обойти вниманием и работы, посвященные литературным процессам рубежа XVIII - XIX вв.,3 в которых авторы стремятся выявить закономерности в историко-литературном процессе рубежа веков, специфические особенности развития русской драматургии в переходный период. В контексте этих проблем они обращаются и к творчеству В.А. Озерова, воплотившему в своей драматургии признаки «переходности».

Актуальность работы определяется отсутствием в современном литературоведении исследований, посвященных непосредственно творческому феномену В.А. Озерова, тогда как именно его трагедии явились толчком к одной из самых значительных в истории русской словесности общественно-литературной полемике между двумя идейно-эстетическими группировками - «беседчиками» и «арза-масцами». Помимо этого, обращение к творчеству Озерова-драматурга определяется возрастающим вниманием современных исследователей к переходным периодам в истории русской литературы, когда происходила смена культурных парадигм, вследствие чего в едином историко-литературном пространстве наблюдалось сосуществование разнородных тенденций. В этом отношении творчество Озерова и сама его личность являются своеобразным «эталоном» переходных эпох, в которых смешение идеологий, культурных доминант, жанровых и стилевых модификаций предстает предельно открытым и в то же время предельно

1 Иванов Д. «Становление литературной репутации A.A. Шаховского». Диссертация на соискание ученой степени magistnim atrium по русской литературе. Тарту, 2005.

URL: http://dspace.utlib.ee/dspace/bitstream/handle/10062/1125/ivanov.pdf7sequence-5

2 См.: Иванов Д. В.А. Озеров и A.A. Шаховской: история взаимоотношений // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. V (Новая серия). Тарту: Tartu Ülikooli Kiijastus, 2005. С. 37-64; О литературной репутации В.А. Озерова: русский Расин // University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. URL: http://www.utoronto.ca/tsa/index.shtml; Формирование «озеровского мифа». Расин и Еврипид // URL: http://arhaist.liveioumal.com/82431.html

3 Дудина Т.П. Эволюция этико-эстетической мысли в русской исторической драматургии XIX века: автореф. ... доктора филол. наук. Елец, 2006; Кузьмина Е.И. Неоклассицизм как литературно-эстетическое явление рубежа XVIII - XIX веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук, Оренбург, 2001; Федосеева Т.В. Развитие драматургии конца XVIII - начала XIX века (русский предромантизм): Учебное пособие. Рязань: Изд-во Рязанск. гос. ун-та им. С. А. Есенина, 2006.

'Лихачев Д.С. Два типа границ между культурами // Русская литература. 1995. № 3. С. 4 - 6; Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 3 - 38; Пахсарьян Н.Т. К проблеме изучения литературных эпох: понятие рубежа, перехода и перелома // Литература в диалоге культур - 2. Материалы международной научной конференции. Росгов-на-Дону, 2004. С. 12-17.

сложным сплетением, «распутать» которое стремится несколько поколений в пределах — теперь уже — трех веков.

По-прежнему актуальной остается и проблема «литературного спора», поскольку именно в этой ситуации выявляются скрытые культурные механизмы, являющиеся двигателем литературного процесса во всей его динамике. Ситуация с Озеровым, вылившаяся в устойчивый литературный «миф», выявляет важность биографического фактора, поскольку именно он помогает реконструировать личность, вскрыть ее внутренние интенции, прояснить психологическую подоплеку того или иного поступка, что в свою очередь поможет адекватному восприятию личности и не позволить «исказить» литературную репутацию того или иного деятеля эпохи.1 Актуализация биографического фактора в контексте исследования творчества драматурга приобретает особое значение еще и потому, что в центре внимания литературной полемики, начавшейся сразу после смерти Озерова, находилась именно его личность.

Помимо этого, в диссертации предпринимается попытка исправить «разночтения» - фактические неточности, имеющиеся в работах предыдущих исследователей и касающиеся отдельных сторон биографии В.А. Озерова.

Все вышеизложенные обстоятельства позволили прийти к убеждению, что исследование творчества В.А. Озерова нуждается в комплексном освещении, поскольку здесь равнозначны и равноценны несколько составляющих: общественно-политическая, культурно-историческая, собственно литературная и биографическая.

Объект исследования - драматургия В.А. Озерова в контексте общественно-литературной борьбы в России конца XVIII - начала XIX вв.

Предмет исследования — жанровая специфика трагедий В.А. Озерова, рассматриваемая во взаимодействии драматургических систем классицизма, сентиментализма и предромантизма.

Материал исследования - трагедии, оды, лирические стихотворения, переводы В.А. Озерова, а также его эпистолярное наследие. Помимо этого, привлекается корпус литературно-критических материалов и автодокументальной литературы, касающийся деятельности драматурга и самой его личности и рассматриваемый в контексте общественно-литературной борьбы на рубеже XVIII - XIX веков.

Цель данного исследования - изучение драматургического творчества В.А. Озерова с точки зрения жанрово-тематических модификаций, обусловленных общественно-литературной борьбой рубежа XVIII - XIX веков.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

1. Рассмотреть ключевые признаки переходности историко-литературного процесса в плане взаимодействия художественных систем классицизма, сентиментализма, предромантизма на рубеже XVIII - XIX веков.

2. Исследовать жанровое своеобразие драматургии с точки зрения литературных процессов переходного периода.

1 См., например: Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 365-376.

8

3. Выявить роль биографического фактора в становлении Озерова-драматурга, определить основные этапы формирования его духовно-эстетических представлений и художественных принципов.

4. Определить художественные принципы изображения персонажей в трагедиях В.А. Озерова в свете процессов преемственности и переходности.

5. Установить своеобразие художественного метода В.А. Озерова, определить типологическую и историко-литературную значимость его новизны.

6. Выявить идейно-эстетические позиции «противников» и «апологетов» В.А. Озерова в процессе общественно-литературной борьбы за наследие драматурга.

7. Раскрыть причины возникновения «озеровского мифа», его функционирование в историко-литературном контексте XIX века и его актуализации в настоящее время.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы, посвященные:

- жизни и творчеству В.А. Озерова: АЛ. Максимовича, М.А. Гордина, И.Н. Медведевой, И.З. Сермана, Е.А. Вилька, О.Д. Брусенцовой, Д.А. Иванова;

- общественно-литературному движению на рубеже XVIII — XIX веков: Г.А. Гуковского, Б.В. Томашевского, Н.И. Мордовченко, М.И. Гиллельсона, Ю.Н. Тынянова, Н.Д. Кочетковой, A.B. Архиповой, Ю.М. Лотмана, Ю.Д. Левина, В.Э. Вацуро, О.А Проскурина;

- проблемам изучения переходных эпох в историко-литературном процессе: Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, А.Н. Веселовского, МЛ. Гаспарова, Ю.М. Лотмана, Н.Т. Пахсарьян, В.А. Лукова, АЛ. Зорина;

- теории и истории отечественной драматургии конца XVIII - начала XIX веков: A.A. Аникста, Л.И. Кулаковой, Ю.В. Стенника, В.А. Западова, В.А. Бочкаре-ва, С.А. Фомичева, Г.Н. Моисеевой, Н.И. Ищук-Фадеевой, Т.В.Федосеевой, К.А. Кокшеновой, Н.В. Нечипоренко;

- истории русского театра: П.А. Маркова, Б.Н. Асеева, Т.М. Родиной, А.Г. Мо-рова, С.И. Мельниковой, В.Д. Кузьминой.

Данное исследование базируется на комплексном подходе, что определило использование следующих методов: историко-литературного, биографического, сравнительно-исторического, типологического, метода системного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для постижения личности Озерова необходимо учитывать «биографические факторы», повлиявшие на его становление как драматурга, поскольку творчество Озерова носит сугубо личностный характер. Это вполне согласуется с тенденциями переходной эпохи, когда формировался новый тип художественного сознания, совершался переход от жанрового мышления к личностному, когда «центральной категорией поэтики» становится «не стиль или жанр, а автор».1

2. Произведения В.А. Озерова сочетали в себе как традиции классицизма, так и новые веяния сентиментализма и романтизма. Это особенно проявилось в обрисовке характеров героев трагедии, среди которых можно выделить следующие ти-

1 Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов АВ. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 33.

пы: чувствительные, добродетельные герои, им противостоящие абсолютные злодеи, «мятущиеся» герои, в характере которых уже видны начатки будущих психологических типов. Кроме этого, новаторство драматурга проявилось и в его «медитативных» монологах, свойственных «мятущимся героям», и в монологах элегических, более характерных для чувствительных героев. Элегическая составляющая является преобладающим элементом в трагедиях В.А. Озерова.

3. Сентименталистская поэтика Озерова, привнесенная в классицистическую трагедию, была принята далеко не всеми. Это явилось причиной ожесточенной полемики, которая имела не только сугубо литературный, но и общественно-политический характер.

4. Неправомерно связывать неожиданный уход Озерова из литературы «происками» его литературных противников. Он был вызван целым комплексом причин различного характера: изменением политической и литературной ситуации, обстоятельствами личной жизни, особенностями характера драматурга.

5. «Озеровский миф» использовался «арзамасцами» в общественно-литературной борьбе с «беседчиками». Но с прекращением борьбы «миф» исчерпал свою актуальность. Творчество Озерова подверглось переоценке со стороны «арзамасцев», и в первую очередь A.C. Пушкиным, не в пользу драматурга. Этим объясняется тот факт, что творчество Озерова не получило должной и объективной оценки как со стороны критиков - современников драматурга, так и со стороны литературоведов более позднего периода.

Научная новизна состоит в том, что в работе впервые представлена концепция целостного изучения творчества малоизученного и «нераскрытого» писателя порубежной эпохи: творчество В.А. Озерова рассматривается комплексно, с учетом широкого общественно-политического и историко-культурного контекста конца XVIII - начала XIX веков, в свете основных тенденций развития русского театра в переходный период, с учетом биографического фактора. Такой подход позволил выявить соответствие творчества Озерова так называемой «неканонической эпохе»1 в отечественной словесности, наступившей на сломе XVIII-XIX веков и связанной с радикальным изменением художественного сознания, что, в свою очередь, позволило продемонстрировать жанровую специфику драматургии В.А. Озерова, художественные принципы изображения персонажей в свете процессов преемственности и переходности. Из личности, безусловно подчиненной канону, художник превратился в центральный «персонаж» литературного процесса, чьи человеческие пристрастия, а также индивидуально-личностные характеристики определяли поэтику и проблематику произведения, обрисовку персонажей, трактовку характеров.

Теоретическая значимость работы. Именно в трагедиях В.А. Озерова в нарушение всех канонов классицизма проявилась очевидная элегическая составляющая, что явилось несомненным новаторством драматурга и обеспечило его произведениям успех при постановке на сцене. Выявление элегической составляющей позволило автору диссертации впервые применить в отношении драматургических произведений Озерова определение «элегическая трагедия». При ис-

1 См.: Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: типология, история, поэтика: автореф. дис. ... доктора филол. наук. Москва, 2013. 10

следовании творчества В.А. Озерова разработана модель применения биографического метода исследования жизни и творчества драматурга переходной эпохи с учетом философских идей и концепций, характерных для историко-литературного периода конца XVIII - начала XIX вв., позволяющая реконструировать личность писателя, не допускающая искажения его литературной репутации, выявляющая скрытые механизмы взаимовлияний и взаимоотталкиваний в творчестве писателей переходного времени.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов данного исследования при разработке специальных курсов по истории русской литературы конца XVIII - начала XIX веков, теории и анализу жанра трагедии, истории критики и театра. Полученные в процессе исследования результаты и выводы могут быть в дальнейшем использованы при изучении писателей «второго ряда», творчество которых еще не стало предметом исследования. Кроме этого, наблюдения и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы и развиты при изучении жанра трагедии в порубежные периоды русской истории, а также при выявлении взаимовлияний различных тенденций в переходные периоды.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на следующих научных конференциях: «Юдинские чтения» (Курский гос. ун-т, 2010 г.), «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации: XII Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвящённая 50-летию образования РУДН (Москва, РУДН, 2010 г.), «Знаменские чтения» (Курск, ВЗФИ, 2011 г.), «Фетовские чтения» (Курский гос. ун-т, 2010, 2013, 2014 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список содержит 219 наименований. Общий объем диссертации- 193 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснованы выбор темы исследования, ее актуальность, степень изученности проблемы, определены цели и задачи работы, представлена методология исследования, научная новизна и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Основные тенденции общественно-литературной и культурной жизни России конца XVIII - начала XIX веков, повлиявшие на формирование художественного мировосприятия В.А. Озерова» выявляются факторы, оказавшие первостепенное значение на мировосприятие драматурга и его художественно-эстетическую позицию.

В разделе 1.1. «Роль "биографического фактора" в становлении Озерова-драматурга» отмечается, что на формирование личности драматурга в первую очередь оказало влияние обучение в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Дух просвещенного абсолютизма, характерный для правления Екатерины II вплоть до 1789 года, в полной мере ощущался в этом привилегированном учебном заведении, призванном готовить не только верных защитников своего отечества, но и просвещенных чиновников. Пребывание в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе способствовало развитию литературных способностей Озерова, его увлечению театром, поскольку Шляхетский корпус был «первоначальным рассад-

ником двигателей драматического искусства в России».1 Его воспитанниками были А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Ф. Волков, который впоследствии стал одним из основателей первого русского профессионального театра. «Екатерининское время» отразилось в одном из первых поэтических опытов Озерова - «Оде, на кончину государыни императрицы Екатерины Великой в 1796 году». Поэт ориентируется на классические каноны оды, и в первую очередь на Г.Р. Державина. Но уже в концовке оды заметен элегический элемент, который обнаруживает внутреннюю склонность будущего драматурга именно к жанру элегии. Сформировавшись в «золотой век» Екатерины, Озеров определил для себя нравственные приоритеты, которым неизменно будет следовать в жизни: признание самоценности личности, необходимость внутренней свободы, вера в свое высокое предназначение и, что немаловажно, предпочтение «душевного чувства нравственности» «холодной учености». Все это получит отражение в творчестве Озерова-драматурга, где личностная составляющая явилась фундаментом той самобытности, которая отличала драматургию автора.

В разделе 1.2. «Сентименталистская направленность первого произведения "Элоиза к Абеляру. Ироида"» анализируется первое крупное произведение Озерова, написанное в духе времени, когда сентименталистские тенденции стали доминирующими в историко-литературном процессе конца XVIII века. «Элоиза к Абеляру. Ироида. Вольный перевод с французского творения Колардо» является «ключом к поэтике Озерова».2 В нем отразилась трагическая история любви самого Озерова к женщине, имя которой так и осталось тайной. Озеров обращается чуть ли не к самому известному в европейской литературе сюжету о разлученных возлюбленных, которые остались верны своему долгу. «Ситуация вечной разлуки влюбленных и неугасающей страсти в стенах монастыря оказалась созвучной русским сентименталистам и преромантикам».3 Озеров не случайно взял за основу переложение поэмы английского поэта Александра Поупа, сделанное французским поэтом-элегиком Шарлем-Пьером Колардо, поскольку элегический характер соответствовал литературным пристрастиям Озерова. Уже в этом первом опыте Озерова проявился его талант поэта-элегика, наметились будущие основы его драматургической поэтики. Заметим, что «ироида» или «героида» (Колардо позаимствовал это название у Овидия) — это и есть особого вида элегия, представленная стихотворным письмом от лица известной личности. Во многих женских образах трагедий Озерова можно увидеть черты его первой, хоть и «переводной» героини Элоизы: готовность принести себя в жертву во имя любви, несокрушимость перед лицом рока. Присутствие в творчестве Озерова ощутимых сентименталист-ских тенденций объясняется не только склонностью автора к меланхолии, но в большей степени культурно-исторической ситуацией рубежа XVIII - XIX веков, общественными умонастроениями и эстетическими вкусами и пристрастиями.

В разделе 1.3. «В.А. Озеров и основные тенденции в русской драматургии начала XIX века» характеризуется время вхождения Озерова в литературу, выявляются объективные трудности, с которыми столкнулся драматург, реформируя русскую трагедию, причины непонимания и неприятия его творчества литерато-

1 Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861. С. 48.

2 Медведева И.Н. Владислав Озеров. С. 17. Первый сборник В.А. Озерова «Собрание стихотворений», изданный в 1792 г., не сохранился.

3 Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». С. 60-61.

12

рами и критиками, а также бывшими друзьями и сподвижниками (например, Г.Р. Державиным). Время, на которое пришлось творчество Озерова, представляет собой переходный период, который можно коротко охарактеризовать словом «смешение»: смешение литературных направлений, жанров, стилей, понятий. Такой синкретичный характер литературной эпохи, когда в границах ее наблюдалось сосуществование разных художественно-эстетических направлений — классицизма, сентиментализма, предромантизма - обусловил не только взаимовлияния, но и взаимонеприятия. Подобный период, по мнению Д.С. Лихачева, не только «полоса общения или, напротив, стена разобщенности... Очевидно - и то, и другое».1 Литературная борьба представителей этих направлений — сентименталистов и нарождающихся романтиков с классиками — началась еще в конце XVIII века, а развернулась как раз в тот период, когда Озеров выступил со своими первыми трагедиями. Одной из существенных черт русской жизни рубежа XVIII - XIX веков является небывалый интерес к театру. Остро ставятся проблемы формирования нового репертуара, изменение приемов актерской игры. Стремление поразить зрителя, вызвать в нем сочувствие, сделать его соучастником представления вызывало естественную заботу о том, как будет «смотреться» пьеса на сцене. Но этот процесс в развитии русской драматургии оказался достаточно сложным. Новые тенденции, которые принес с собой сентиментализм и далее предромантизм, существенно меняли концепцию личности и художественный способ ее выражения. На первом месте оказался внутренний мир человека, движение его души и чувств, которые «обязаны» быть выражены в произведении в соответствии с новым художественным методом. Это создавало вполне обоснованную зависимость способа выражения и жанра. Что касается драматургии, то лирический герой «не укладывался» в ее жанровую систему координат: «субъективность сентиментализма по существу противоречила драматической объективности».2 Все эти причины обусловили трудности, с которыми столкнулся В.А. Озеров, реформируя русскую трагедию, вводя в нее элементы сентименталистского и в отдельных случаях предромантиче-ского методов.

Вопрос о реформаторстве Озерова в области драматургии был поставлен довольно остро еще при жизни трагика. На сегодняшний день остается открытой и проблема художественного метода драматурга. Так, например, еще П.А. Вяземский причислял Озерова к «новейшему драматическому роду, так называемому романтическому»? В современном литературоведении существуют различные точки зрения по поводу специфики жанра трагедий Озерова: «психологические драмы», «сентиментальные трагедии» (АЛ. Максимович), «лирическая трагедия» (Н.В. Нечипоренко). О.Д. Брусенцова, Т.В. Федосеева, Н.В. Нечипоренко считают, что творчество драматурга нужно рассматривать в русле традиций предромантизма. Трагедиям Озерова присущ особый характер лиризма, который тесно связан с элегической традицией, причем, восходящей к античными представлениям: с преобладающими мотивами личных переживаний, одиночеством, вызванным любовной тоской, страданием, разочарованием. Элегическое мировосприятие было ха-

1 Лихачев Д.С. Два типа границ между культурами // Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999. С. 103.

2 Максимович Д. Я. Озеров // История русской литературы: В Ют. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкинский Дом). М.; Д.: Изд-во АН СССР, 1941 - 1956. Т. V. Литература первой половины XIX века. 4. 1.1941. С. 167.

3 Вяземский П.А. О жизни и сочинениях В.А. Озерова. СПб.: Тип. Имп. Театра, 1817. С. ХШ-ХЫП.

рактерно для творчества Озерова еще и потому, что было обусловлено обстоятельствами личной жизни: «личная трагедия Озерова сопряжена с трагедией его творчества».1

Глава вторая «Между классицизмом и романтизмом» посвящена анализу трагедий Озерова, выявлению их жанровой специфики.

В разделе 2.1. «"Чувствительные" герои и "мятущиеся" злодеи в трагедии В.А. Озерова "Ярополк и Олег"» анализируется трагедия «Ярополк и Олег» (1898). Уже в первом драматургическом опыте Озерова проявилось его новаторство. В выборе сюжета он шел по стопам своих предшественников А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина, также обратившихся к истории киевского князя Ярополка. Но если Сумароков в своей трагедии «Ярополк и Димиза» (1758) практически исключает историческую основу, оставляя лишь имя главного героя, то Княжнин обращается к «конечному» эпизоду летописи — убийству Ярополка Владимиром в трагедии «Владимир и Ярополк» (1777). Озерова же привлек «начальный» период распри между сыновьями Святослава, пожалуй, самый трагический сюжет — убийство Ярополком своего младшего брата Олега. Несмотря на то, что Озеров ориентировался на Лаврентьевскую летопись, из которой взяты не только имена героев, но и их основные характеристики, в трагедии повод к убийству Олега вызван у Ярополка совершенно иными причинами, нежели в летописи. Внешняя основа конфликта - любовная интрига, внутренняя — это столкновение двух типов героев: положительного, благородного, «чувствительного» человека (Олег) и того, в ком «хладны чувства» и сильно «злодейство» (Свенальд). Кроме того, есть и «промежуточный» тип: «мятущийся» злодей — это потрясенный смертью брата Ярополк. Драматурга в первую очередь привлекают характеры «неустойчивые», «мятущиеся», колеблющиеся между добром и злом - это не злодеи, но и не полярные им добродетельные герои. Таков «летописный» Ярополк, который сначала «идет на брата», а потом сокрушенно оплакивает его мертвого. Подобные герои не отдают себе отчета в том, что действуют не по своей воле, становясь пешками в чужой игре. Именно на примере такого внутренне сложного героя Озерову удалось показать душевные движения, смену мыслей и настроений, приблизить героя классицистической трагедии к миру обыкновенных людей. Уже в первой трагедии Озерова процесс от абстракции к индивидуализации, который в большей степени проявился в трагедиях Я.Б. Княжнина, достиг другой, более высокой стадии. Стараясь в своей пьесе придерживаться традиций классицизма (противостояние добродетельных героев и злодеев, пять действий, александрийский стих), Озеров обогатил трагедию новыми тенденциями. Таким образом, уже первая трагедия Озерова представляла собой произведение оригинальное. Это особенно проявилось в обрисовке характеров героев трагедии, среди которых можно выделить следующие типы: чувствительные, добродетельные герои, им противостоящие абсолютные злодеи, «мятущиеся» герои, в характере которых уже видны начатки будущих психологических типов. Кроме этого, новаторство драматурга проявилось и в его «медитативных» монологах, свойственных «мятущимся героям», и в монологах элегических, более характерных для чувствительных героев.

' Vilk E. Problem of Trageday and Tragic Consciousness in Russia at the turn of the 19"1 Century. Research Support Scheme, 1999. C. 129.URL: http://rss. arch ives.ceu.hu/archive/00001056/01 /S6.pdf

В разделе 2.2. «"Элегическая" трагедия "Эдип в Афинах"» рассматриваются причины невиданного успеха трагедии «Эдип в Афинах». Постановка пьесы замышлялась как типично античная трагедия, с хорами и всем антуражем, который должен передавать дух античных трагедий. Но «Эдип в Афинах» стал новым типом трагедии, возвестившем о «великом дне русского театра». Драматург обратился к одному из самых популярных античных сюжетов, имеющем многочисленные литературные переосмысления: от Гомера, Эсхила, Софокла и Эврипида до Г. Гофмансталя. «История Эдипа и его детей в озеровской трактовке включает основные мотивы сентиментальной драматургии: это история добродетельного отца, попавшего в несчастье из-за происков злодея, верной и заботливой дочери, слабого, но раскаявшегося «блудного сына».1 В схему «сентиментальной драматургии» вполне вписывается и наличие благородного героя, спасающего Эдипа от всех его несчастий и наказывающего злодея. Кроме того, в свете сентиментальных традиций закономерным представляется и финал пьесы, который в принципе опровергает «законы» античной трагедии рока: Эдип остается в живых и даже прощает своего сына вопреки тому, что категории «прощения» попросту не было в античной драматургии.

В трагедии «Эдип в Афинах» встречаются те же оппозиции, что и в «Ярополке и Олеге»: справедливый, милосердный правитель и злодей вельможа, но отсутствует типичная для классицистической трагедии любовная интрига, хотя сама тема любви - одна из основных в пьесе. Как и в предыдущей трагедии, это жертвенная, бескорыстная и самоотверженная любовь, но только иного свойства — не к своему возлюбленному, а к отцу, брату. Новым в трагедии была и обрисовка персонажей. Вместо привычных «шаблонных» героев классицистических трагедий на сцене появляются другие, вызывающие самое живое чувство сострадания и сопричастности к их судьбам. Все это разнообразие чувств героев, их душевные движения Озерову удалось передать посредством монологов, в которых явно ощущались элегические элементы. Помимо мотивов покинутости и одиночества, характерных для элегии, в трагедии присутствуют и размышления героев о бренности жизни, о превратностях судьбы и рока, также свойственные элегической поэзии. Элегические монологи стали открытием Озерова. Стихи, позволившие действующим лицам говорить «свойственным им языком», вызвали настолько сильный отклик, что у зрителя «невольно исторгались слезы», хотя «русская трагедия доселе к слезам не приучала».2

Несмотря на небывалый успех, единодушия в оценке трагедии не было. Расхождения во мнениях по поводу художественных достоинств трагедии Озерова «Эдип в Афинах» имели под собой более веские основания, чем споры «о вкусах»: это были предвестники общественно-литературной борьбы между сторонниками карамзинского направления и защитниками «старого слога». Постановка трагедии Озерова «Эдип в Афинах» была толчком, сигналом к началу этой борьбы, а сам драматург оказался в эпицентре разноречивых мнений, критических суждений, далеко не безобидных эпиграмм.

1 VilkE. Problem of Trageday and Tragic Consciousness in Russia at the turn of the 19,h Century. C. 139.

2 Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театрала: В 2-х т. Л.: Искусство, 1989. Т. 1. С. 124.

В разделе 2.3. «Предромантические веяния в трагедии "Фингал"» показано, что обращение Озерова к теме Оссиана, использование элегических монологов, создание настроения «меланхолической занимательности» обнаруживает у драматурга наличие романтических тенденций. Поэтическому мироощущению Озерова был близок элегический колорит «поэм древних бардов», сплетение возвышенного и трагического в сюжетных коллизиях, мотивы обреченности и скоротечности жизни, да и сам жанр элегии, к которому был склонен Озеров, как нельзя лучше вписывался в романтическую парадигму. Несмотря на безусловный успех, вторая трагедия Озерова была воспринята неоднозначно и апологетами драматурга, и его противниками. Несомненные достоинства новой пьесы сочетались с недостатками, которые «просматривались» даже зрителями: вместо традиционных пяти действий трагедия содержала всего лишь три; в ней по сути не было драматического действия, а герои напоминали больше обыкновенных людей, нежели героических воинов из поэм Оссиана. К тому же следует заметить, что Озеров изменил трактовку оссиановской темы, которая, согласно поэтической традиции, введенной Державиным, предполагала создание таких образов, какими они были представлены в героическом эпосе. Для Озерова же оссианизм был только фоном, усиливающим трагическое восприятие происходящего на сцене, иными словами, стилизацией. Но этому есть объяснение. Ради того, чтобы изобразить «сердечны чувства», Озеров видоизменяет не только структуру классической трагедии, но и переосмысливает основные категории оссианизма. Так, например, «возвышенное» трактуется драматургом в контексте «трагического», но проявляющегося не в героических событиях, как было принято, а любовных чувствах. Именно любовная коллизия обусловила новый, непривычный характер некоторых персонажей, внесла изменение в ход драматургического действия, предопределила финал трагедии. Основу трагедии составляют элегические любовные монологи Моины и Фингала, которые отчасти компенсируют пассивность героев и оживляют действие. Не случайно современники Озерова объясняли успех трагедии «волшебной силой стихов».

В разделе 2.4. «Соединение разнородных тенденций в трагедии «Димитрий Донской» выявляются специфические черты самой популярной трагедии Озерова, которая считается вершиной его триумфа. Драматург создавал трагедию в непростой для России период, когда русские в союзе с Пруссией вели борьбу против наступающего на Европу и приближающегося к России Наполеона. Естественным выглядит поэтому и замысел автора: представить свою новую трагедию как трагедию политическую, что отвечало потребностям исторического момента. Закономерен и тот факт, что пьеса пронизана политическими аллюзиями, которые легко «прочитывались» современниками Озерова. Героико-патриотический пафос трагедии оказывал на современников Озерова необычайно сильное воздействие. Но вместе с тем патриотическая тема в трагедии уступает место теме любовно-лирической, которая и подчиняет себе основное историческое событие - Куликовскую битву. Димитрий в трагедии представлен не целеустремленным героем, помыслы которого направлены только на борьбу с врагами, но человеком, подверженным «несчастной страсти», которую не в силах «истребить». Все это снижало героический образ Дмитрия Донского, делало его уязвимым в человеческом отношении и одновременно лишало всякого исторического правдоподобия. Вымышленная история любви Димитрия и Ксении, заключающая в себе явное отступле-

ние от исторических реалий (взять хотя бы тот факт, что ко времени Куликовской битвы Дмитрий был уже женат) возмутила Г.Р. Державина. Такая трактовка характера объясняется стремлением драматурга как можно полнее отобразить все разнообразие чувств, переполняющих душу героя, силу его несокрушимой любви. В трагедии «Димитрий Донской» наиболее зримо представлено столкновение двух тенденций, которые, по мнению тогдашних критиков, были «несовместны». Кроме того, .любовная интрига, в отличие от политической линии, доминирует на протяжении всей трагедии и в конце концов побеждает, несмотря на эффектную последнюю сцену, когда раненый Димитрий на коленях произносит хвалу «российскому богу». Нарушение исторического правдоподобия, в котором обвиняли Озерова современные ему критики, объяснялось авторской установкой драматурга, поскольку для него в первую очередь был важен конфликт частный, чтобы на его фоне показать внутреннюю жизнь русских людей во всем ее многообразии: в любви, в соперничестве, в борьбе за свободу своих чувств, за свободу Родины.1 В этом отношении трагедия «Димитрий Донской» была шагом вперед в русской драматургии.

В разделе 2.5. «"Поликсена": нравственный поедннок жизни и смерти»

анализируется последняя трагедия В.А. Озерова, завершающая творческий путь драматурга. Работа над ней была сопряжена с кардинальными изменениями в жизни Озерова, связанными с неприятностями по службе и вынужденной отставкой, тяжелым материальным положением, наконец, потерей последних иллюзий в отношении своего дальнейшего творчества. Несмотря на то, что «Поликсена» вобрала в себя весь предыдущий драматургический опыт Озерова, она во многом отличается от остальных его трагедий: в ней отсутствует любовная интрига, нет раскаявшихся злодеев. Взятый за основу античный миф о Поликсене, дочери троянского царя Приама и Гекубы, принесенной в жертву жениху Ахиллесу, убитому братом Поликсены Парисом, Озеров трактует в соответствии с установками современного ему общества. В центре трагедии - судьба Поликсены, но ее стремление к смерти, чтобы соединиться с мертвым женихом, отнюдь не составляет основу сюжетной коллизии, хотя исследователи находят в Поликсене «свойства романтической балладной Леноры Бюргера» или героини В.А. Жуковского Людмилы, с которой героиню Озерова сближает «балладно-элегическая тема».2 Решимость Поликсены пойти на заклание предопределяется двумя обстоятельствами: упредить смерть невинных троянок и стремлением Агамемнона разрушить жертвенник Ахилла. В трагедии наблюдается сразу несколько «поединков»: между жизнью и смертью, любовью и ненавистью, добродетелью и пороком, милосердием и тиранией. Несмотря на то, что главная героиня погибает, в трагедии ощущается торжество сильной, свободной личности, которую не может сокрушить власть тиранов. Исход поединков у Озерова предопределен нравственной доминантой: это самоотверженная любовь, не заканчивающаяся даже после смерти, это милосердие и справедливость сильных мира сего. В последней трагедии Озерова, как ни в какой из предыдущих, биографический акцент выступает наиболее зримо. Проекция драматурга на свою собственную судьбу просматривается в самой сюжетной коллизии. Не случайно в трагедиях, созданных драматургами Нового времени: Ла-

1 См.: Серман И. Явленье Озерова // Русская литература. 1999. № 1. С. 9.

2 Медведева И.Н. Владислав Озеров. С. 45.

фоесом («Поликсена», 1696), Дегубером («Поликсена», 1792), Шатобреном («Троянки», 1754), Этьеном Аньяном («Поликсена», 1804), героиня не стремится к смерти для соединения со своим возлюбленным.1 Но тем не менее трагический пафос пьесы связан именно с темой любви — вневременной и бессмертной, с которой начинающий драматург вступил на свое писательское поприще.

Глава III «Полемика вокруг Озерова: "озеровский миф" и реальность» посвящена проблеме общественно-литературной борьбы вокруг наследия Озерова и причинам возникновения «озеровского мифа».

В разделе 3.1. «Противники и апологеты» рассматриваются обстоятельства появления «озеровского мифа», согласно которому талантливый драматург был затравлен толпой завистников и доведен до сумасшествия. После смерти Озерова разгорелась яростная литературная борьба между его противниками и апологетами. П.А. Вяземский в статье «О жизни и сочинениях Озерова» нисколько не сомневается в том, драматург стал жертвой происков «беседчиков». Однако позже М.И. Гиллельсон приходит к выводу, что Вяземский «конструировал жизненный путь Озерова не как биографическую реальность, а как легенду, и образ его приобретает иконописные черты мученика, пострадавшего за свои творения».2 Следовательно, личность Озерова и само его творчество с самого начала и до наших дней воспринимаются через призму мифологизации.

Возвращаясь к проблеме «озеровского мифа», современные исследователи пытаются по-новому интерпретировать обстоятельства, повлиявшие на решение В.А. Озерова навсегда оставить литературную деятельность. Одна из версий заключается в том, что драматург стал заложником своей литературной репутации,3 которая с самого начала складывалась под влиянием определенного культурного механизма, связанного с соотнесением творчества писателя с именем определенного классика.4 Подобная матрица уже существовала до Озерова. Стоит вспомнить, что А.Н. Сумароков еще при жизни удостоился звания «северный Расин». Нет ничего удивительного в том, что Озерова еще в начале его творческого пути стали называть «русским Расином». Но это отнюдь не означает, что он «смоделировал» свой уход из литературы «по Расину»,5 хотя бы потому, что при получении отказа в пенсионе он практически оставался без средств к существованию. Его переписка с А.Н. Олениным, который всячески пытался поддержать Озерова, показывает всю меру отчаяния драматурга. Думается, если же «проекция» на Расина и все же и была, то вызвана она была скорее всего тем, что Озеров отдавал себе отчет в том, что отторгнут от литературы навсегда. Дошедшие до потомков несколько стихотворений, басен и переводов повторяют один и тот же мотив — о несправедливо обиженном служителе Мельпомены, вознесенном на вершину славы и низвергнутом с нее злым роком. Примечательно, что все три перевода Озерова были связаны с Расином («Из «Эсфири» Расина», «Из «Гофолии Расина», «Из по-

1 Это было отмечено И.Н. Медведевой. См.: Медведева И.Н. Владислав Озеров // Озеров В.А. Трагедии. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1960. С. 45.

2 Гиллельсон М.И. О жизни и сочинениях В.А. Озерова // Вяземский П. А. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1982. Т. 2. Литературно-критические статьи. Сост., подг. текста и коммент. М. И. Гиллельсона С. 259.

3 Иванов Д. О литературной репутации В.А. Озерова: «Русский Расин».

4 Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992. Т. 1. С. 259.

5 Иванов Д. О литературной репутации В.А. Озерова: «Русский Расин». 18

слания Буало к Расину»: осознавая себя несправедливо обиженным, Озеров не мог не обратиться к перипетиям творческой судьбы того, чье имя стало эпонимом его недолгой драматургической деятельности.

В разделе 3.2. «Кленовый венок» Г.Р. Державина как неприятие литературной позиции В.А. Озерова» рассматривается литературная «дуэль» В.А. Озерова с Г.Р. Державиным. Известно, что Озеров был вхож в дом Г.Р. Державина еще со времен своей службы в Корпусе. Предположительно, что вначале Державин относился к Озерову покровительственно, как и ко всем начинающим молодым дарованиям, «почитающим» его творчество и смотрящим на него с благоговейным восхищением. Дружбу Державина и Озерова можно было объяснить и тем обстоятельством, что в 90-х годах XVIII века литературная среда еще была «однородной» в плане литературных тенденций и направлений, в доме Державина бывали И.И. Дмитриев и Н.М. Карамзин, а сам поэт часто публиковался в карамзин-ском «Московском журнале». Поэт не принял новаторство Озерова в сценической области: классицисту Державину было глубоко чуждо сентименталистское, элегическое направление Озерова, которое разрушало сами каноны жанра трагедии, искажало идейную ее суть, превращало чуть ли не в «слезную драму». Но возможно и другое объяснение, которое кроется не только в неприятии литературной и сценической концепции Озерова, а в самом отнощении маститого поэта к неожиданному и ошеломляющему успеху молодого драматурга. Несмотря на то, что 23 ноября 1804 года Державин присутствовал на премьере «Эдипа», он так и не поздравил лично своего бывшего ученика и друга. Человеческий и литературный поединок между Державиным и Озеровым получил свое продолжение и в истории посвящения «Эдипа в Афинах». Пьеса Озерова была опубликована к осени 1805 года с весьма обширным посвящением «Гаврилу Романовичу Державину». Это была вторая редакция посвящения, написанная уже с учетом оскорбительного для Озерова поведения Державина в отношении его первого драматургического творения.1 26 февраля 1806 года Державин в поэтическом послании «Г. Озерову на приписание Эдипа» высказал свое отношение к бывшему другу: поэт награждает его не лавровым венцом, как В.В. Капнист («Владиславу Александровичу Озерову», 1805), а всего лишь «венцом из клена». «Поединок» Державина с Озеровым достигнет своего апогея, когда будет поставлена трагедия «Димитрий Донской». Больше всего поэта возмутило отсутствие исторического правдоподобия, достоверности исторических деталей. Помимо этого, Державин считал недопустимым превращать трагедию в мелодраму, а следовательно, все сентиментальные «новшества» с элегическими стихами, привнесенные Озеровым в «высокий жанр, им безоговорочно отвергались. Державин считал, что главное в пьесе - это занимательность действия, которая как раз и отсутствовала в трагедиях Озерова. Все эти «несогласия» отразились в «Замечаниях» к первому изданию трагедии Озерова «Димитрий Донской», как установлено исследователями, сделанных A.C. Шишковым и вклеенных между страницами текста. Следует отметить, что, упрекая Озерова в отсутствии историзма, сам критик понимает эту категорию только в пределах поэтики классицизма, где героям недопустимо проявлять сомнения и колебания, где они должны безукоризненно выполнять свой долг. О том, чтобы допустить какую-либо «чувствительность», «слабость», не могло быть и речи, посколь-

1 Два варианта посвящения приводятся в книге М.А. Гордина «Владислав Озеров».

ку тогда это были бы не герои трагедии, а обыкновенные люди. Разумеется, в «Замечаниях» Шишкова в отношении трагедии «Димитрий Донской» было много справедливых претензий, но в целом они являли собой убедительную иллюстрацию той ожесточенной полемики, которая разгорелась между «карамзинистами» и «шишковистами» в начале XIX века.

В разделе 3.3. «"Арзамасцы" и "беседчики" в литературной борьбе за наследие В.А. Озерова» рассматривается эволюция взглядов в отношении к творчеству драматурга. Смерть Озерова всколыхнула русское общество, еще больше обострив общественно-литературную борьбу между противниками противоположных эстетических направлений. Именно тогда в пылу литературной полемики начинают звучать имена «обидчиков», актуализируется и набирает силу ранее сформировавшийся миф о «певце», загубленном завистниками и недругами. Первым был назван A.A. Шаховской, поскольку еще до смерти драматурга он был обвинен в гонениях на Озерова. К настоящему моменту исследователем Д.А. Ивановым убедительно доказана полная «невиновность» Шаховского.1 «Литературная война» между «карамзинистами» и «беседчиками» приняла новый оборот летом 1814 года.2 Тогда же появилось послание В.Л. Пушкина «К князю П.А. Вяземскому». Послание содержало множественные выпады против «беседчиков», а также аллюзивные портреты противников; в стихотворении были и строки о трагической судьбе Озерова, павшего жертвой «зависти». Тема «зависти» в отношении В.А. Озерова стала общим местом в общественно-литературной полемике первых десятилетий XIX века. Получают дальнейшую интерпретацию образы «соловья и лягушек» из басни К.Н. Батюшкова «Пастух и соловей» (1807), посвященной Озерову: в 1815 году В.Л. Пушкин в своей басне «Завистники соловья» подхватывает тему зависти. В этом контексте можно упомянуть и «Послание к князю Вяземскому и В.Л. Пушкину» В.А. Жуковского, «Письмо к новейшему Аристофану» Д.В. Дашкова. Но уже тогда в «стане» «арзамасцев» не было единодушия в оценке творчества Озерова. Доказательством этого служат письма Д.Н. Блудова, который писал П.А. Вяземскому о «невыгодных отзывах» Карамзина и Дмитриева,3 свидетельство В.А. Жуковского, который ссорится с Карамзиным из-за его негативной оценки трагедии «Фингал».4 Заслуживает внимание и эволюция взглядов A.C. Пушкина в отношении творчества Озерова, поскольку молодой поэт также испытал на себе обаяние «озеровского мифа». Так, в послании «К Жуковскому» (1816) он горит желаем отомстить за смерть Озерова. Его позиция — это позиция «арзамасца» (хотя к этому времени он еще не был принят в общество), которая выражается, помимо призыва к мести за Озерова, в нападках на «архаистов». Более того, в стихотворении Пушкина просматривается и стремление к борьбе за «новую» литературу представителя уже нового поколения: это жестокие выпады против Тредьяковского и в особенности Сумарокова. Последующая критика поэтом творчества Озерова уже производится не столько с позиций «Арзамаса», сколько по собственному взгляду на состояние русской литературы и русского те-

1 Иванов Д. В.А. Озеров и A.A. Шаховской: история взаимоотношений. С. 57.

2 См. об этом подробную статью Д. Иванова В.А. Озеров и A.A. Шаховской: история взаимоотношений.

3 В.А. Озеров в переписке П.А. Вяземского и Д.Н. Блудова // Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л.: Наука, 1969. С. 373.

4 Жуковский В.А. Письма к А.И. Тургеневу /'/ Жуковский В.А. Собр. Соч.: В 4 т. М.-Л.: Худож. лит., 1959 - 1960. Т. 4. С. 465. URL: http://www.rvb.nt/19vek/zliukovskv/01text/vol4/031etters/324.htm

атра. Так, в статье «Мои замечания об русском театре» Пушкин уже называет трагедии Озерова «несовершенными», а их успех у зрителей объясняет актерским талантом Семеновой. Нужно отметить, что Пушкин был во многом не согласен с мнением Вяземского о «творениях» Озерова, которые критик представил в статье «О жизни и сочинениях В.А. Озерова», написанной в 1817 году. В «Заметках на полях» статьи П.А. Вяземского Пушкин излагает свое видение творчества Озерова, в котором он не признает сколько-нибудь значительного драматурга. Спустя пятьдесят с лишним лет, готовя полное собрание сочинений, Вяземский снова обращается к своей статье об Озерове, написанной в 1817 году. Он признает, что трагедия, «как ее понимал Озеров», была актуальна для своего времени, а сейчас «отжила свой век», поэтому образцовой быть не может.

В Заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы.

Еще при жизни Озерова его современники пытались найти объяснение трагическому жизненному исходу драматурга. Так, распространенной оказалась версия о «чувствительном певце», не выдержавшем испытания жизнью.1 Современные исследователи считают, что все бедствия драматурга обусловлены причинами политическими.2 Думается, всего этого недостаточно, чтобы объяснить жизненную трагедию Озерова. Она обусловлена комплексом факторов. В первую очередь необходимо учитывать переходный, «рубежный» характер эпохи с ее «смешением», «спутанностью» художественных тенденций, зачастую их разнонаправленность и взаимоисключающим характером. Все это создавало трудности в оценке творчества того или иного художника, как это было в случае с Озеровым. «Переходный характер времени обусловил то, что драматические замыслы Озерова созревали в ходе его собственной этико-эстетической эволюции, противоречия которой были обусловлены как внутренними причинами, так и общими коллизиями культурного сознания».3 Подобно тому, как на рубеже XVII - XVIII веков решалась проблема перехода от средневековой литературы к литературе нового типа, в следующем «рубежном периоде» в рамках классицистической трагедии попытался решить проблему «новой» литературы и Озеров — литературы, которая соответствовала духовным и эстетическим запросам времени и олицетворением которой впоследствии стал A.C. Пушкин. Парадокс заключался в том, что Озеров, взяв за основу трагедию — самый «консервативный» жанр классицизма, попытался «приспособить» ее к новым художественным тенденциям, в то время как главная доминанта сентименталистского метода - лирическая составляющая - в корне противоречила законам драмы. Возможно, в этом заключался драматизм ситуации отношения к Озерову его современников — неприятие его «новаторства», часто жесткая критика. С другой стороны, драматизм объяснялся и личностным фактором - невозможностью творческой реализации Озерова, поскольку он шел «тупиковым путем», пытаясь совместить несовместимое: через трагедию нельзя было освоить сентиментализм и романтизм, нужны были другие жанры.

1 См.: Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М.: Наука, 1971. С. 194 - 195.

2 См.: Медведева И.Н. Владислав Озеров.

3 Дудина Т.П. Эволюция этико-эстетической мысли в русской исторической драматургии XIX века. С. 27.

По теме диссертации опубликованы следующие работы Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Переосмысление мифологического сюжета и античных персонажей в трагедии «Эдип в Афинах» В.А. Озерова // Учёные записки. Электронный научный журнал КГУ - 2011. - Курск, № 2(18). - [Электронный ресурс]: http://www.scientifie-notes.ru/pdf/019-017.pdf (0,541 п. л.).

2. Черты историзма в трагедии «Ярополк и Олег» В.А. Озерова // Учёные записки Орловского государственного университета — 2011. — Орёл: ОГУ, № 1 (15). -С. 251-254. (0,436 п. л.).

3. Трагедии В.А. Озерова: «Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах» - трансформация жанрового канона в условиях победившего сентиментализма // Вестник Тамбовского университета - 2012. - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, № 4 (108). - С. 279 - 283. (0,351 п. л.).

4. «Чувствительные» герои и «мятущиеся» злодеи в трагедии В.А. Озерова «Ярополк и Олег» // Учёные записки. Электронный научный журнал КГУ - 2014. -Курск, № 4(32). - [Электронный ресурс]: http://www.scientiflc-notes.ru/pdf/037-012.pdf (0,404 п. л.).

Прочие статьи

5. Отображение фольклора и национальной истории в трагедии В.А. Озерова «Димитрий Донской» // Фольклорные традиции в контексте современной культуры и образования. Юдинские чтения — 2010 [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции (Курск, 25 февр. 2010 г.) - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2010. - С. 84 - 88. (0,256 п. л.).

6. Языковые средства выражения чувств в произведениях В.А. Озерова // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации: Сборник статей XII Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвящённой 50-летию образования РУДН. Москва, РУДН, 15-17 апреля 2010 г. - М.: Флинта: Наука, 2010. - С. 69 - 72. (0,174 п. л.).

7. Особенности гуманизма трагедии В.А. Озерова «Фингал» // Афанасий Фет и русская литература: XXV Фетовские чтения: (Курск, 15 — 16 октября 2010 г.) Научно-практическая конференция. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2011. — С. 173-176.(0,199 п. л.).

8. Психологический анализ и политическая проблематика в трагедии «Поликсена» В.А. Озерова // История и перспективы церковно-общественного соработ-ничества в России [Электронный ресурс]: материалы VII научно-образовательных Знаменских чтений (22 марта - 25 марта 2011 г.). - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2011. (0,189 п. л.).

9. Национальная история в трагедии В.А. Озерова «Дмитрий Донской» // Авторские миры в художественном тексте XIX - XX веков: материалы международной научной конференции (Курск, 28 - 30 июня 2013 г.). - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2014. - С. 10 - 13. (0,195 п. л.).

Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г. Сдано в набор 26.02.2015 г. Подписано в печать 2.03.2015 г. Формат 30x42%. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Rom. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 289(A). Издательство Курского государственного медицинского университета 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.