автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика финала в русской драматургии 1820 - 1830-х гг.

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Данилевич, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика финала в русской драматургии 1820 - 1830-х гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Данилевич, Ирина Викторовна

Введение.

Глава 1. Финал драматического произведения как теоретико-литературная и историко-литературная проблема.

1.1 Определение понятия "финал".

1.2 Свойства финала.

1.3 Проблемы, связанные с изучением поэтики финала.

1.4 Проблема открытого финала.

1.4.1 Проблема открытого и закрытого финала. Понятия и определения.

1.4.2 Утверждение открытого финала в драматургии XIX века.

Глава 2. Тип действия и характер финала в русской драматургии XVIII века и массовой драматургии первой половины XIX века.

2.1 Основные особенности композиционной структуры трагедий и комедий классицизма.

2.2 Финал как заключительный этап драматического действия в комедиях и трагедиях XVIII века.

2.3 Тип действия и финалы драматических произведений конца XVIII - первой половины XIX века.

2.3.1 Проблема генетической дифференциации анализируемых пьес.

2.3.2 Специфика финала в трагедиях.

2.3.3. Специфика финала в драмах.

2.3.4 Специфика финала в комедиях.

2.3.5 Итоги.

2.4 Историческая и социально-культурная ситуация в России начала XIX века.

2.5 Предпосылки изменения поэтики финала драматического произведения.

Глава 3. Открытые финалы в драматических произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

3.1 Новаторство финалов драматических произведений (1).

3.2 Специфика действия драматических произведений (1): действие нового типа.

3.3 Обусловленность открытого финала характером драматического действия.

3.4 Специфика разрешения конфликтов в драматических произведениях (1).

3.5 Вариативность и диалог. Соотнесение открытых финалов с категорией диалогичности текста.

3.6 Свойства открытого финала драматических произведений рассматриваемого периода.

Глава 4. Открытые и закрытые финалы в русской драматургии 1830-х - 1860-х годов (некоторые перспективы развития).

4.1 Общий характер драматического действия и поэтика финала в драматургии середины XIX века.

4.2 Внедрение действия нового типа и открытого финала в массовую драматургию.

4.3 Характер драматического действия и финала в драматургии первого ряда.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Данилевич, Ирина Викторовна

Диссертационное исследование посвящено проблеме финала драматического произведения.

Актуальность выбранной нами темы обусловливается, во-первых, общим вниманием к структуре литературного произведения, которым отмечено литературоведение XX века. Если говорить конкретно о феномене финала, то интерес к нему особенно велик в последние десятилетия - как в России, так и за рубежом. Об этом свидетельствует появление специальных трудов1, многочисленные обращения к данной проблеме в современных исследованиях2. Финалы некоторых драматических произведений первой половины XIX века явились объектом для специальных литературоведческих изысканий (мы ссылаемся на них в разделе 3.1).

Однако при этом в теоретическом плане понятие финала мало разработано. Определения финала, представленные в учебной и справочной литературе, нередко являются нечеткими, в ряде случаев противоречат друг другу. Как научная проблема финал драматического произведения практически не рассматривался. Как правило, к финалу обращаются на уровне отдельно взятого конкретного текста при его анализе. Между тем, поэтика финала определяется не только авторским замыслом, но и особенностями литературного процесса.

Принимая во внимание вышесказанное, мы предприняли попытку обобщить, систематизировать и дополнить уже имеющиеся наблюдения, связанные с поэтикой финала в русской драматургии, учитывая при этом теоретико-литературный и историко-литературный аспекты. В качестве

1 См. особенно: Smith B.H. Poetic Closure. A Study of How Poems end. London, 1968, Tarvin W. Tragic Closure and "Tragic Calm" // Modern Language Quarterly. Seattle. March, 1990. Number 1-2. Volume 51.

2 См.: Ищук-Фадеева Н.И. "Сцены" как особый драматический жанр: "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина // Пушкин: проблемы поэтики. Тверь, 1992, Краснощекова Е. "Семейное счастье" в контексте "романа-воспитания" // Русская литература. 1996. №2, Ломунов K.H. Над страницами "Воскресенья": История создания романа Л.Н. Толстого. М., 1979, Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" // Анализ драматического произведения Л., 1988, Прозоров В.В. Природа драматического конфликта в "Ревизоре" и "Женитьбе" Гоголя // Волга. 1995. №3, Ронен И. Смысловой строй трагедии Пушкина "Борис Годунов". M., 1997 и мн. др. хронологических рамок для нашего исследования выбраны 1820-1830-е годы. Именно в это время финал драматического произведения демонстрирует свою историческую изменчивость, его характер коренным образом преображается.

Целью настоящей работы является изучение и характеристика финала драматического произведения как специфического элемента структуры произведения, напрямую связанного с характером драматического действия и живущего исторической жизнью. Анализ становления принципиально новой модели драматического финала в период мощных литературно-эстетических трансформаций первой половины XIX века в данной диссертации нацелен на выявление внутренних закономерностей в развитии драмы - в связи с историко-литературным процессом эпохи.

Достижение поставленной нами цели потребовало решения конкретных задач - ими определяется содержание четырех глав диссертации.

Научная новизна диссертационной работы определяется, во-первых, разработкой категории финала драматического произведения и его функций в структуре текста; во-вторых, впервые проведенным сопоставительным анализом финалов драматических текстов первой половины XIX века - и установлением форм и типов финалов, характерных для данного периода. Наконец, такой проблемно-типологический подход позволяет по-новому осмыслить и конкретизировать характер важнейших процессов историко-литературной реальности нового времени.

Методология исследования предполагает интегрирующий анализ, учитывающий историко-литературный, статистический, структурный аспекты изучения художественного текста. Устанавливая характер исторического бытования финала драматического произведения как структурного элемента, мы опирались на принципы исторической поэтики.

В ходе исследования мы привлекали необходимый историко-литературный и теоретико-литературный материал. Исследовательская литература, посвященная проблемам теории драмы, с одной стороны, и истории драматургии XVIII - первой половины XIX века - с другой, огромна. Наблюдения над поэтикой финала в большинстве работ включаются в более широкие по своим целям и задачам монографии и статьи. В интересующем нас аспекте они могут быть условно разделены на несколько групп.

1) Издания справочного и энциклопедического характера.

2) Теоретико-литературные монографии и пособия, в которых рассматривается общая структура драматического произведения3.

3) Теоретико-литературные исследования, в которых поднимаются проблемы, связанные с теорией драмы, в том числе - с драматическим действием4.

4) Историко-литературные исследования, представляющие собой анализ конкретного драматического текста (или нескольких текстов), в который включены наблюдения над финалом и (или) характером драматического действия (это большая часть исследований, представленных в библиографическом списке).

5) Историко-литературные исследования, которые базируются на концепциях, включающих в себя более или менее подробное исследование поэтики финалов, характерной для конкретного автора-драматурга. Так, Б.П. Городецкий в "Драматургии Пушкина"5 обобщает сделанные им наблюдения над финалами "маленьких трагедий", М. Новикова останавливается на поэтике финала, характерного для творчества А.С.

6 1 Пушкина , К.Р. Локс в статье "Комедия в творчестве Гоголя" обращает внимание на общие черты финалов комедий Н.В. Гоголя.

3 В первую очередь см.: Аль Д.Н. Основы драматургии. СПб, 1995, Волькенштейн В.М. Драматургия. М., 1969, Сахновский-Панкз.ев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. М., 1969.

4 См.: Владимиров С.В. Действие в драме. Л., 1972, Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие. СПб, 1994, Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической. Л., 1992, Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986, Холодов Е.Г. Композиция драмы. М., 1957 и др.

5 См.: Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.-Л., 1953.

6 Новикова М. "Вещее зеркало" // "Моцарт и Сальери", трагедия Пушкина. Движение во времени. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней. Под ред. Непомнящего B.C. M., 1997.

7 См.: Локс К.Р. Комедия в творчестве Гоголя // Литературная учеба. 1940. №8-9.

6) Историко-литературные исследования, посвященные финалам конкретных драматических произведений (см. перечень в разделе 3.1).

7) Статьи синтезирующего характера, в которых авторы выдвигают собственные концепции, связанные с поэтикой финала. Назовем статью В.Г. Маранцмана "Об одном из законов финалов"8, исследование американского литературоведа W. Tarvin, посвященное финалам античной и западноевропейской трагедии9, и серию статей Е. Сальниковой, опубликованных в журнале "Современная драматургия"10. Особенно существенными в аспекте предпринятого нами исследования являются статьи Е. Сальниковой. Автор описывает структуру драматического представления, начиная с театра скоморохов по XIX век включительно. При этом, естественно, затрагивается и поэтика финала в ее эволюции. Наше исследование в целом согласуется с концепцией Е. Сальниковой (мы неоднократно ссылаемся на нее), но выдержано в ином ракурсе. Статьи Сальниковой имеют характер эссе, анализ текста присутствует в минимальном объеме. Описывая различные типы драматических представлений, автор апеллирует к картине мира соответствующей эпохи. Мы же рассматриваем финал драматического произведения с литературоведческой точки зрения, исходя из теоретико-литературной категории драматического действия.

Таким образом, исследований, в которых так или иначе затрагивается проблема финала драматического произведения, очень много; исследований, посвященных данной проблеме, почти нет. Принимая во внимание этот факт, мы вынуждены по ходу нашего исследования в отдельных случаях привлекать не только научную, но и учебную литературу. Полный список используемых источников приводится в библиографии.

8 См.: Маранцман В.Г. Об одном из законов финалов //Литература в школе. 1966. №6.

9 См.: Tarvin. W. Указ. соч.

10 См.: Сальникова Е. 1) Действие в драме. Война и перемирие // Современная драматургия. 1998. №2,

2) Конфликтный путь // Современная драматургия. 1999. №2, 3) Сальникова Е. Логика жанра // Современная драматургия. 1997. №2.

Структура работы следующая.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика финала в русской драматургии 1820 - 1830-х гг."

Заключение

Итак, мы рассмотрели поэтику финала драматического произведения первой половины XIX века. В результате проделанной работы были установлены следующие общие закономерности.

1) Поэтика финала драматического произведения находится в нерасторжимой связи с характером драматического действия и изменяется в соответствии с общим ходом историко-литературного процесса. Одним из переломных в аспекте деформации поэтики финала является период 18201830-х годов.

2) В это время на фоне драматических произведений с традиционным типом драматического действия и закрытыми финалами возникают пьесы с драматическим действием нового типа и открытыми финалами. Их поэтика определяется желанием авторов-драматургов отмежеваться от старых традиций (путем эпатажа или же компромисса) и тем самым утвердить новый тип финала. Впоследствии эти драматические произведения стали классикой, востребованной и сегодня.

3) Будучи принципиально новаторскими, рассматриваемые драматические произведения, тем не менее, были органически связаны с историко-литературным процессом. Их появление было обусловлено социально-культурными и собственно литературными предпосылками (в ряде драматических произведений предшествующего периода - на разных уровнях - наблюдалось стремление преодолеть "закрытость" финала).

4) По мере развития русской литературы XIX века наблюдается постепенное движение от закрытого финала к открытому. Этот процесс, тем не менее, не привел к отказу от закрытого финала в пользу открытого - во всяком случае, в сфере массовой драматургии, где закрытые финалы продолжали доминировать. Но - на фоне этого - на протяжении XIX века открытый финал утверждал себя, разными путями входя в массовую и высокую драматургию. С этим связано изменение его поэтики после 18201830-х годов.

5) Вырисовывается следующая динамика поэтики финала XVIII-XIX века.

Схема 1.

XVIII век - действие традиционного типа, закрытый финал (в отдельных случаях наблюдается стремление к преодолению "закрытости"); массовая драматургия второго - третьего ряда XVIII - начала XIX века - действие традиционного типа, закрытый финал (наблюдается некоторая тенденция к преодолению "закрытости"); драматургия первого ряда 20-х - 30-х годов XIX века - в рассмотренных нами в главе 3 драматических произведениях действие нового типа и открытый финал; массовая драматургия второго—третьего ряда середины XIX века - преимущественно действие традиционного типа, закрытый финал; однако возрастает стремление к преодолению "закрытости", появляются отдельные пьесы, имеющие комбинированную структуру (совмещение традиционной и новой поэтики); драматургия первого ряда второй половины XIX века - в силу все возрастающей вариативности, амбивалентности, постепенно подчиняющей себе драматический текст, противопоставленность между действием традиционного и нового типа, между закрытым и открытым финалом несколько нивелируется. Видоизменяется и поэтика открытого финала.

Уже на нашем материале видно, что вхождение открытого финала в русскую драматургию осуществлялось не вполне последовательно. В этом аспекте также заслуживает внимания наблюдение Е. Сальниковой над сюжетом драматического произведения - от скоморошьей драмы до современной драматургии (имеется в виду статья "Конфликтный путь"). Предложенный Е. Сальниковой материал может быть обобщен с помощью следующей схемы.

Схема 2.

Скомороший театр - открытая структура (отсутствие законченного сюжета); религиозная драма - замкнутая структура (законченный сюжет); драма эпохи барокко - открытая структура (отсутствие законченного сюжета); драма эпохи классицизма - замкнутая структура (законченный сюжет); первая половина XIX века (драматургия Грибоедова, Пушкина, Гоголя) - открытая структура (неисчерпаемость конфликта).

В связи с предложенной схемой возникает ряд соображений и вопросов. Нельзя не обратить внимания на чередование типов сюжета - от открытой структуры к закрытой - и снова к открытой. Однако для того, чтобы говорить о закономерности, необходимы обширные конкретно-аналитические проработки, - объема статьи здесь явно недостаточно. С другой стороны, возникает мысль о возможности дальнейшего чередования открытых и закрытых структур в XIX (и XX) веке, которое вполне могло сочетаться с продвижением русской драматургии в сторону вариативности, амбивалентности. В нашем исследовании намечен лишь общий вектор -конкретизировать же характер динамики финала драматического произведения после 1830-х годов - задача отдельного исследования, посвященного специально этому вопросу. Проведение такого исследования представляется в высшей степени оправданным: проблема финала после 1830-х годов остается для русской драматургии чрезвычайно актуальной. Лучшим доказательством тому является фраза, оброненная А.П. Чеховым в письме Суворину, - через несколько десятилетий после того, как открытый финал был, казалось бы, освоен русской драматургией вполне: "Кто изобретет новые концы для пьесы, тот откроет новую эру (.) Не даются подлые концы!"524

524 Цит. по: Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972 С. 562.

 

Список научной литературыДанилевич, Ирина Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"

1.А. Козьма Рощин, рязанский разбойник. Драма в 3-х действиях, в стихах.

2. Бухарский А.И. Любовная ссора. Комедия в 2-х действиях, в стихах. СПб, 1806

3. Бухарский А.И. Плата тою же монетою. Комедия в 1-м действии. СПб, 1805

4. Вергилий Публий Маргон. Собрание сочинений. СПб, 1994

5. Висковатов С.И. Гамлет. Трагедия в 5-и действиях, в стихах, обработанная для Российского театра. СПб, 1829

6. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти тт. М., 1954-1966

7. Гнедич Н.И. Леар. Трагедия в 5-и действиях, взятая из творений Шекспира. СПб, 1808

8. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14-и тт. М., 1940-1952

9. Грибоедов А.С. Сочинения. М., 1988

10. Грузинцов А.Н. Электра и Орест. Трагедия в 5-и действиях.СПб, 1810

11. Ефимьев ДЛ. Преступник от игры, или Братом проданная сестра. Комедия в стихах, в 5-и действиях. Смоленск, 1812

12. Ефимович К. Д., Крестовский Н. (Куликов Н.И.) Нашествие иноплеменных, или уездный наезд. Оригинальная комедия в 3-х действиях // Сын отечества. 1850. Кн. 1.

13. Загоскин М.Н. Сочинения: В 2-х тт. М., 1987. Т. 2

14. Загоскин М.Н. Добрый малой. Комедия в 3-х действиях.

15. Загоскин М.Н. Роман на большой дороге. Комедия в 4-х действиях. Рукопись. Б/м, б/г

16. Иванов Ф.Ф. Сочинения и переводы. М., 1824

17. Ильин Н.И. Лиза, или Торжество благодарности. Драма в 3-х действиях. СПб, 1808

18. Капнист В.В. Собрание сочинений: В 2-х тт. Л., 1960

19. Княжнин Я.Б. Избранные произведения. Л., 1961

20. Княжнин Я.Б. Траур, или Утешенная вдова. Комедия в 2-х действиях // Княжнин Я.Б. Сочинения. СПб, 1803. Т. 2

21. Крылов И.А. Полное собрание сочинений в 3-х тт. М, 1945-1946

22. Кукольник Н.В. Боярин Федор Васильевич Басенок. Трагедия в 5-и действиях, в стихах. СПб, 1844

23. Кукольник Н.В. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Драма в 5-и действиях, в стихах. СПб, 1835

24. Кукольник Н.В. Рука Всевышнего отечество спасла. Трагедия из отечественной истории в 5-и действиях, в стихах. СПб, 1834

25. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х тт. Л., 1979-1981

26. Николев Н.П. Победа невинности, или Вот и все тут. Комедия в 1-м действии. Рукопись. Б/м, б/г

27. Мольер Ж.Б. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1994

28. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12-и тт. М., 1973-1980

29. Павлов Н.Ф. Сочинения. Л., 1985

30. Плавильщиков П.А. Мельник и сбитеньщик, соперники. Комедия в 1-м действии. СПб, 1815

31. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17-и тт. М., 1994-1998

32. Полевой Н.А. Смерть или честь. Драма в 5-и действиях // Репертуар русского театра. 1939. Кн. 2

33. Сенковский О.И. Сочинения Барона Брамбеуса. М., 1989

34. Соколов И.Я. Выдуманный клад. Комедия в 1-м действии // Российский театр. Часть 27 (а)35. Софокл. Драмы. М., 1990

35. Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII начала XIX века: В 2-х тт. Л., 1990

36. Стихотворная трагедия конца XVIII начала XIX века. M.-JL, 1964

37. Сухово-Кобылин А.В. Картины прошедшего. Л., 1989

38. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-и тт. М., 19601968

39. Федоров В.М. Лиза, или Следствия гордости и обольщения. Драма в 5-и действиях. М., 1804

40. Федоров Б.М. Чудные встречи, или Суматоха в Маскараде. Оригинальная комедия в 5-и действиях, в стихах. Рукопись. Б/м, 1818

41. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2-х тт. М.-Л., 1959.

42. Херасков М.М. Бахариана. М., 1803

43. Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. Л., 1989

44. Шаховской А.А. Комедии. Стихотворения. Л., 1961

45. Шаховской А.А. Полубарские затеи, или Домашний театр. Комедия в 5-и действиях. Рукопись. Б/м, б/г

46. Шаховской А.А. Ссора, или Два соседа. Комедия в 1-м действии. СПб, 1821

47. Шаховской А.А. Тетушка, или Она не так глупа. Комедия в 1-м действии, в вольных стихах // Букет. СПб, 1829

48. Шаховской А.А. Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей. Комедия в 3-х действиях, с тремя дивертиссементами, пением и хорами. Рукопись. Б/м, б/г

49. Шекспир В. Собрание избранных произведений: В 6-и тт. СПб, 1992.1. Научная литература

50. Абрамовских Е.В. Рецепция незавершенной прозы А.С. Пушкина в литературе XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2000

51. Аверинцев С.С., Андреев M.JL, Гаспаров M.JL, Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы литературного сознания. М., 1994

52. Агранович С.З. Образ юродивого в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1989

53. Александрова М.А. Комедиография А.С. Грибоедова. Творческая эволюция. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Коломна, 2000

54. Александрова С.В. Повести Н.В. Гоголя и комедийные традиции его времени. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, 2001

55. Алексеев М.П. Ремарка Пушкина "Народ безмолвствует" // Русская литература. 1967. №2

56. Аль Д.Н. Основы драматургии. СПб, 1995

57. Альми И.Л. Пушкинская традиция в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Проблемы современного пушкиоведения. Л., 1981

58. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972

59. Анненкова Е.И. Аксаковы. СПб, 1998

60. Анненкова Е.И. Традиции восточной и западной патристики в литературном контексте "Выбранных мест из переписки с друзьями" Н.В. Гоголя // Творчество Пушкина и Гоголя в историко-литературном контексте. СПб, 1999

61. Аношкина В.Н. Развитие литературы первой четверти XIX века // История русской литературы XIX века. 1800-1830. Под редакцией Аношкиной В.Н. и Петрова С.М. М., 1989

62. Аринштейн Л.М. Пушкин и Шенстон (К интерпретации подзаголовка "Скупого рыцаря" // Болдинские чтения. Горький, 1988

63. Архангельский А.Н. Поэт история - власть // Наука в России. 1997. №5

64. Архангельский А.Н. Третья шапка // Знамя. 1995. №6

65. Архипова А.В. Творчество В.К. Кюхюльбекера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М, 1995

66. Архипова А.В. Экспериментальные жанры романтической драматургии и поздние драмы В. Кюхюльбекера // Русская драматургия и литературный процесс. СПб-Самара, 1991

67. Ахматова А.А. "Каменный гость" Пушкина // Ахматова А.А. О Пушкине. М., 1989

68. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990

69. Бабичева Ю.В. Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX начала XX века. Вологда, 1982

70. Бабкин Д. В.В. Капнист // В.В. Капнист. Стихотворения. Пьесы. М.-Л., 1960

71. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7-и тт. М., 2000

72. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-и тт. М., 1953-1956

73. Беляк Н.В., Виролайнен М.Н. "Маленькие трагедии" как культурный эпос Новоеропейской истории // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1989. Т. 14

74. Беляк Н.В., Виролайнен М.Н. "Моцарт и Сальери": структура и сюжет // Пушкин: Исследования и материалы. СПб, 1995. Т. 15

75. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. М., 1960

76. Билинкис Я.С. На повороте истории, на повороте литературы (о комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") // Историко-литературный сборник. Ученые записки ЛГПИ имени А.И. Герцена. Л., 1967. Т. 321

77. Билинкис Я.С. Феномен "Горя от ума" // Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986

78. Билинкис Я.С. "Горе от ума" в жизни русской литературы // Билинкис Я.С. Непокорное искусство. Л., 1991

79. Биографические письма и заметки из записных книжек Ф. Достоевского. СПб, 1883

80. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955

81. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М.-Л., 1950

82. Бонди М. О Пушкине. М., 1978

83. Борисов Ю.Н. "Горе от ума" и русская стихотворная комедия (у истоков жанра). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Томск, 1979

84. Борисов Ю.Н. "Горе от ума" и русская стихотворная комедия. Саратов, 1978

85. Борисов Ю.Н. О внесценических образах "Горя от ума" А.С. Грибоедова и русских стиховорных комедиях XVIII начала XIX века // Освободительное движение в России. Вып. 13. Саратов, 1989

86. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. М., 1962. Т. 1

87. Бочкарев В.А. О некоторых особенностях трагедии Г.Р. Державина "Ирод и Мариамна" // Г. Державин: история и современность. Казань, 1993

88. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII веков. М., 1988

89. Бочкарев В.А. Стихотворная трагедия конца XVIII начала XIX века // Стихотворная трагедия конца XVIII - начала XIX века. М., 1964

90. Бочкарев В.А. Трагедия Н.П. Николева "Святослав" и ее место в русской исторической драматургии // Взаимодействие жанров, художественныхнаправлений и традиций в русской драматургии XVIII-XIX веков. Куйбышев, 1988

91. Бочкарев В.А. Трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов" и ранняя русская драматургия // Русская драматургия и литературный процесс. СПб Самара, 1991

92. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М.-Самара, 1995

93. Бухаркин П.Е. Автор в трагедии классицизма // Автор и текст. Сборник статей. Вып. 2. под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. Спб, 1996

94. Бялый Г.А. А.П. Чехов // История русской литературы. Вторая половина. Под ред. Скатова Н.Н. М., 1982

95. Вайскопф М. Сюжет у Гоголя. М., 1993

96. Вайсфельд И. Последний разговор с С.М. Эйзенштейном // Вопросы литературы. 1969. № 5

97. Варнеке Б.В. История русского театра. Казань, 1910. Ч. 2: XIX век

98. Вацуро В.Э. "Моцарт и Сальери" в "Маскараде" Лермонтова // Русская литература. 1987. №1

99. Ветловская В.Е. К проблеме истолкования "Скупого рыцаря" в цикле "маленьких трагедий" // Русская литература. 1993. №3

100. Взгляд на исторический ход русской драмы. Рассуждение, написанное Кандидатом Михаилом Сухомлиновым для получения степени магистра русской словесности. Харьков, 1850

101. Вильк Е.А. Драматургия В.А. Озерова и проблемы развития русской трагедии начала XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Вологда, 2000

102. Виноградов И.Л. Завязка "Ревизора" // Гоголь Н.В. Ревизор. М., 1995

103. Винокур Г.О. Пушкин-драматург // Винокур Г.О. Статьи о Пушкине. М., 1999

104. Витковская Л.В. Драматургия Н.П. Николева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1984

105. Витковская Jl.В. Неизданная трагедия Н.П. Николева (к истории русской классицистичекой трагедии) // Русская литература. 1984. №4.

106. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедия. М., 1976

107. Вишневская И.Л. О чем написана "Женитьба"? // Театр. 1973. №1

108. Вишневская И.Л. Аплодисменты в прошлое. М., 1996

109. Владимиров С.В. Действие в драме. Л., 1972

110. Влащенко В.И. "Ум с сердцем не в ладу". "Горе от ума" как драма Чацкого // "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской". СПб, 1995.

111. Вогман Л. Загадка "Ревизора" // Литературная учеба. 1987. №6

112. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995

113. Волкова Л.П. Идея, тема, сюжетосложение комедии Н.В. Гоголя "Женитьба" // Черновицкий государственный университет. Ученые записки. Вып. 17. Вопросы новой русской литературы. Черновцы, 1962. Кн. 1

114. Володько Т.М. Традиции Шекспира в трагедии Пушкина "Борис Годунов" (тема народа) // Творчество мололдых. Минск, 1978

115. Воложин С.И. Беспощадный Пушкин. Одесса, 1999

116. Волькенштейн В.М. Драматургия. М., 1969

117. Вольперт Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе. Таллинн, 1980

118. Гайденков Н.М., Зерчанинов А.А., Петров С.М. Литература первой четверти XIX века // История русской литературы XIX века. Под ред. Головенченко Ф.М. М., 1963

119. Гаркави A.M. "Маленькие трагедии" Пушкина как драматический цикл (композиция в связи с жанром и и художественным методом) // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. Воронеж, 1981

120. Гармаш Т. "Смысла я в тебе ищу." // Современная драматургия. 1990. №1

121. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х тт. М., 1968-1973

122. Гиппиус В.В, Зеньковский В. Н.В. Гоголь. СПб, 1994

123. Гиппиус В.В. Проблематика и композиция "Ревизора" // Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. M.-JL, 1936. Т. 2

124. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., 1991

125. Гозенпуд А. А.А. Шаховской // Шаховской А.А. Комедии, стихотворения. Л., 1961

126. Гозенпуд А. Из истории русской стихотворной комедии и комической оперы. XVIII- начало XIX века // Стихотворная комедия. Комическая опера. Водевиль. Конец XVIII- начало XIX века: В 2-х тт. Л., 1990. Т. 1

127. Голлер Б.А. Драма одной комедии // Вопросы литературы. 1988 №1

128. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. М., 1964

129. Гончаров И.А. Мильон терзаний // Грибоедов в русской критике. М., 1958

130. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб, 1997

131. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.-Л., 1953

132. Гребер Э. Драматические миниатюры: поэтика краткости в "Маленьких трагедиях" // Пушкин и русская драматургия. М., 2000

133. Гулин П.И. "Женитьба" // Гоголь Н.В. Материалы и исследования. М.-Л., 1936. Т. 2

134. Гуковский Г.А. "Борис Годунов" // Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957

135. Гуковский Г.А. О сумароковской трагедии // Поэтика. Л., 1926. Сб. 1

136. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965

137. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998

138. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1985

139. Гурвиц И.Ф., Грачева Е.Н. А.С. Грибоедов. "Горе от ума" // Грибоедов А.С. "Горе от ума". СПб, 2000

140. Гурвич И.А. О развитии художественного мышления в русской литературе (конец XVIII первая половина XIX века). Ташкент, 1987

141. Данилов С.С. Гоголь и театр. Л., 1936

142. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л., 1948

143. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Л.-М., 1957. Ч. 1

144. Дарвин М.Н. Фрагмент // Введение в литературоведение. Под ред. Чернец Л.В. М., 1999

145. Дружинина Н.М. "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1961

146. Дубровин А.А. А.С. Грибоедов и художественная культура (литературный и фольклорный аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук (русская литература и фольклористика). М., 1995

147. Дуганов Р.В. "Опыт драматических изучений" // Театр. 1987. №2

148. Дыбов A.M., Иванов В.А. Концепции современного естествознания. Ижевск, 1999

149. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. М., 1998

150. Ермакова-Битнер Г.В. В.В. Капнист // Капнист В.В. Избранные произведения. Л., 1973

151. Еремин М.П. Александр Сергеевич Грибоедов и его комедия // Крылов И.А. Избранные сочинения. Грибоедов А.С. "Горе от ума". Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1995

152. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Под ред. Чернец Л.В. М., 1999

153. Есин А. Психологизм // Литературная учеба. 1979. №4

154. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988

155. Жаравина Л.В. Комедия Гоголя "Ревизор" и трагедия Пушкина "Борис Годунов" (к проблеме жанрового взаимоотношения) // Жанр (эволюция и специфика) Волгоград, 1996

156. Жаравина Л.В. Философско-религиозная проблематика в русской литературе 1830-40-х годов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

157. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Кишинев, 1980

158. Злобина А. Загадки Грибоедова // Новое время. 1995. №5

159. Золотусский И.П. Еще о "Ревизоре" // Литература в школе. 1996. №2114.3олотусский И.П. Прыжок Подколесина // Золотусский. И.П. Монолог с вариациями. М., 1980

160. Зорин А.И. Семантика пауз в драматических текстах Н.В. Гоголя. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов, 2001

161. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. Спб, 1998

162. Игнатов И.Н. Театр и зрители. М., 1916. Ч. 1

163. Ильинская О.И. Говорящее молчание // Современная драматургия. 1986. №4

164. Ионин Г.Н. Денис Иванович Фонвизин // Фонвизин Д.И. Бригадир. Недоросль. Л., 1963

165. Исакович И.В. "Бригадир" и "Недоросль" Д.И. Фонвизина. Л., 1979

166. История русского драматического театра: В 7-и тт. Под ред. Холодова Е.Г. М., 1977-1987

167. Ищук-Фадеева Н.И. "Сцены" как особый драматический жанр: "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина // Пушкин: проблемы поэтики. Тверь, 1992

168. Казакова JI.A. О композиции "Скупого рыцаря" А.С. Пушкина // Проблемы современного пушкиноведения. Псков, 1996

169. Казарин В.П. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" в контексте романтической драмы // Жанры в историко-литературном процессе. Вологда, 1985

170. Казарин В.П. Проблемы художественного метода русской литературы 30-х годов XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филиолгических наук. Киев, 1987

171. Калганова В.Е. Комедии А.П. Сумарокова. Эволюция жанра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, 2000

172. Карабанов Р.А. Наблюдения в области композиции произведений Н.В. Гоголя // Черновицкий государственный университет. Ученые записки Т. 49. Серия гуманитарных наук. Черновцы, 1961

173. Карпов А.А. "Борис Годунов" А.С. Пушкина // Анализ драматического произведения. Л., 1988

174. Карпов А.А. Типы метатекстовых отношений в русской литературе первой половины XIX века. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. СПб, 2000

175. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971

176. Кичикова Б.А. Жанровое своеобразие комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологичес ких наук. М., 1982

177. Коган Л.Р. Был ли повержен Вальсингам? // Вопросы философии. 1986. №12

178. Корман Б.О. Конфликт, герой и автор в комедии Грибодова "Горе от ума" // Метод и мастерство. Русская литература. Вологда, 1970. Вып. 1

179. Коровин В.И. "Ужасный век, ужасные сердца!" // Пушкин А.С. Маленькие трагедии. М., 1988

180. Королева Н.В. Декабристы и театр. Л., 1975

181. Костелянец Б.О. Драматургия "Горя от ума" // Нева. 1970. №1

182. Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической. Л., 199213 8) Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие. СПб, 1994

183. Котляревский Нестор. Литературные направления Александровской эпохи. С-Петербург, 1913

184. Краснухин Г.Г. Злодеяние и возмездие // Краснухин Г.Г. Доверимся Пушкину. М., 1999

185. Краснухин Г.Г. Прямое и прочное благо // Пушкин. Драматический произведения. Романы. Повести. М., 1998

186. Криницын А.Б. О принципе построения системы персонажей // Пушкин и русская драматургия. М., 2000

187. Кузнецова А. К мотиву побега в комедии Н.В. Гоголя "Женитьба" // К 60-летию профессора Анны Ивановны Журавлевой. М., 1998

188. Кукушкина Е.Д. Комедиография второй половины XVIII века и вопросы сюжетосложения // Русская драматургия и литературный процесс. СПб -Самара, 1991

189. Кулакова Л.И. Жизнь и творчество Я.Б. Княжнина // Я.Б. Княжнин. Избранные произведения. Л., 1961

190. Куликова И.Д. Русская комедия 80-х 90-х годов XVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1990

191. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997

192. Купреянова Е.Н. Авторская "идея" и художественная структура "общественной" комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Русская литература. 1979. №4

193. Купреянова Е.Н. Гоголь-комедиатор // Русская литература. 1990. №1

194. Купреянова Е.Н. Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли первой четверти XIX века // История русской литературы: В 4-х тт. Под ред. Пруцкова И.И. Т. 2. Л., 1981

195. Кургинян М.С. Драма // Кургинян М.С. Теория литературы. М., 1964

196. Кухта Е.А. "Женитьба" Н.В. Гоголя и романтики 1830-х годов // Спектакль в контексте истории. Л., 1990

197. Кушнер А.С. "Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре" // Вопросы литературы. 1972. №5

198. Лазарева А.Н. Духовный опыт Гоголя. М., 1993

199. Лазарева М.А. Судьба жанра (к характеристике жанровой структуры мелодрамы) // Филологические науки. 1994. №3

200. Лазареску О.Г. Болдинские драмы А.С. Пушкина: проблемы поэтики жанра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Петрозаводск, 1997

201. Лапушкин Р.Е. "Народ безмолвствует"? ("Борис Годунов" и проза Чехова // Чеховиана. Чехов и Пушкин. М., 1998

202. Лебедев А.А. Грибоедов. М., 1980

203. Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980

204. Лебедев Ю.В. О народности "Грозы", русской трагедии А.Н. Осторвского // Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988

205. Лебедева О.Б. А.С. Грибоедов и Д.И. Фонвизин: к проблеме типологии действия и сюжетосложения русской высокой комедии // Русская литература. 1996. №1.

206. Лебедева О.Б. Драматургические опыты В.А. Жуковского. Томск, 1992

207. Лебедева О.Б. Мотивы и образы "Горя от ума" в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Пушкин и другие. Новгород, 1997

208. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996

209. Левицкий А.А. "Ябеда" В.В. Капниста: Социальная сатира или комедия нравов?//Русская литература. 1991 №2

210. Лейтес Р.Э. Финал // Театральная энциклопедия: В 5-и тт. М., 1967. Т. 5.

211. Ли Кю Хю. Проблемы пространственно-временной поэтики комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, 2000

212. Листов B.C., Тархова Н.А. К истории ремарки "Народ безмолвствует" в "Борисе Годунове" // Временник пушкинской комиссии. Л., 1982. Вып. 17

213. Литвиненко Н.Г. Пушкин и театр. М., 1974

214. Локс К.Р. Комедия в творчестве Гоголя // Литературная учеба. 1940. №8-9

215. Локшин В. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого. М., 1958

216. Ломидзе Г.А. Жанровое своеобразие комедии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси, 1965

217. Лотман Л.М. Комментарии // Пушкин А.С. "Борис Годунов". СПб, 1996

218. Лотман Л.М. Островский и литературное движение 1850-1860-х годов // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков. Л., 1974

219. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988

220. Луков В.А. Об идейной композиции "маленьких трагедий" А.С. Пушкина // Вопросы русской литературы. Ученые записки № 315. М., 1969

221. Лучников М.Ю. Литературное произведение как высказывание. Кемерово, 1989

222. Люблас Л.А. "Женитьба" Н.В. Гоголя и "Бедная невеста" А.Н. Островского (Сопоставительная характеристика драматургического контекста и драматургического диалога) // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981

223. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб, 1999

224. Магазаник Э. Зачем понадобилось Пушкину "оживающее" изваяние Командора? // Проблемы поэтики. Труды Самаркандского Ордена Красного Знамени государственного университета. Самарканд, 1978. Вып 361. Т. 4

225. Маймин Е. Полифонизм художественного мышления в поэме "Медный всадник" // Болдинские чтения. Горький, 1980

226. Маймин Е.А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя "Ревизор" // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1972

227. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М., 1969

228. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. JL, 1974

229. Малютина Н.П. Характеры в "маленьких трагедиях" Пушкина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Харьков, 1991

230. Манн Ю.В. Грани комедийного мира "Женитьбы" Н.В. Гоголя // Литературные произведения в движении эпох. М.,1979

231. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988

232. Манн Ю.В. Русская литература. Литература в первой четверти XIX века // История всемирной литературы: В 9-и тт. Под ред. Тертерян И.А. Т. 6. М., 1989

233. Манн Ю. "Ужас оковал всех." (о немой сцене в "Ревизоре" Гоголя) // Вопросы литературы. 1989. №8

234. Маранцман В.Г. Об одном из законов финалов // Литература в школе. 1966. №6

235. Маркович В.М. "Горе от ума" и движение русской литературно-критической мысли XIX начала XX века // "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской". СПб, 1995

236. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова "Горе от ума" // Анализ драматического произведения. Л., 1988

237. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" // Анализ драматического произведения. Л., 1988

238. Матвеева О.М. "Пушкин. творил для своих идей свои формы" (о "Маленьких трагедиях") // Пушкинский сборник (к 200-летию со дня рождения). М., 1999

239. Медведева И.Н. Владислав Озеров // Озеров В. А. Трагедии. Стихотворения. Л., 1960

240. Медведева И.Н. "Горе от ума" А.С. Грибоедова. М., 1974

241. Митина Л.С. Трагедии Пушкина. Жанровый аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1989

242. Михайлова Н.И. К источникам ремарки "Народ безмолвствует" в "Борисе Годунове" //Временник пушкинской комиссии. Л., 1986. Вып. 20

243. Моров К.Г. Три века русской сцены. М., 1978

244. Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов // М.В. Ломоносов. Избранные произведения. М.-Л., 1965

245. Москвичева Г.В. Герой в траической ситуации ("Пир во время чумы") // Болдинские чтения. Н. Новгород, 1995

246. Москвичева Г.В. Жанровое своеобразие комедии первых десятилетий XIX века // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980

247. Москвичева Г.В. К проблеме жанра "маленьких трагедий" А.С. Пушкина // Болдинские чтения. Н. Новгород, 1991

248. Москвичева Г.В. Классицизм в русской литературе XVIII века (жанр трагедии и комедии). Горький, 1961

249. Москвичева Г.В. Некоторые вопросы жанровой специфики трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" // Болдинские чтения. Горький, 1986

250. Москвичева Г.В. Ремарки в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" в связи с жанровой традицией (к проблеме историзма) // Болдинские чтения. Горький, 1987

251. Москвичева Г.В. Русский классимцизм. М., 1978

252. Музалевский М.Е. Роль циклических элементов в сюжетной схеме комедии Н.В. Гоголя "Женитьба". Саратов, 1998

253. Мукаржовский Я. К современному состоянию теории театра // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории. М., 1994

254. Немирович-Данченко Вл. И. Тайна сценического обаяния Гоголя // Гоголь и театр. М., 1952

255. Николаев С.И., Стенник Ю.В. XVIII век в истории русской литературы // Шедевры литературы XVIII века. М., 1997. Кн. 1

256. Непомнящий B.C. О "маленьких трагедиях" // Пушкин А.С. Маленькие трагедии. М., 1967

257. Непомнящий B.C. Театр Пушкина // Октябрь. 1983. №6216.0 жизни и сочинениях Озерова // Сочинения Озерова. Санктпетербург, 1828. Ч. 3

258. Озеров JI. О маленьких трагедиях // Пушкин А.С. Маленькие трагедии. М., 1977

259. Омарова Д.А. План комедии Грибоедова // А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977

260. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в трагедии "Борис Годунов" // Пушкин и русская драматургия. М., 2000

261. Орлов В.Н. Грибоедов. М., 1954

262. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. Учебник для филологических специальностей университетов. М., 1991

263. Орлов П.А. Трагедия Пушкина "Борис Годунов" и "Истрия государства Российского" Карамзина // НДВШ. Филологические науки. 1981. №6

264. Основин В.В. Об истоках психологической драмы // Проблемы реализма. Вып. 5. Вологда, 1978

265. Основин В.В. Особенности психологической драмы // Метод и мастерство. Русская литература. Вологда, 1970. Вып. 1

266. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17

267. Пави Патрис. Игра театрального авангарда и семиологии // Как всегда -об авангарде. М., 1992

268. Пави Патрис. Словарь театра. М., 1991

269. Пастушенко Л.М. Драматургия М.М. Хераскова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1974

270. Пастушенко Л.М. Трагедия М.М. Хераскова "Венецианская монахиня" // XXVI Герценовские чтения. Литературоведение. Научные доклады. Л., 1973

271. Петров С.М. А.С. Грибоедов // История русской литературы XIX века. 1800-1830. Под ред. Аношкиной В.Н. и Петрова С.М. М., 1989

272. Платонова И.Ф. Творчество Н.Р. Судовщикова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологическихз наук. М., 1971

273. Пигарев К.В. На путях к новой литературной эпохе // История руской литературы: В 3-х тт. Под ред. Благого Д.Д. М.-Л., 1963. Т. 2

274. Пигарев К.В. Недоросль // Русская литература XVIII века. Хрестоматия. Минск, 1988

275. Пиксанов Н.К. Творческая история "Горя от ума". М., 1971

276. Плохотнюк Т.Г. Жанровая структура мелодрамы // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1988. Вып. 8

277. Полюшкина Р.А. Трагедия на античный сюжет в творчестве В.А. Озерова // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в руской драматургии XVIII-XIX веков. Куйбышев, 1988

278. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. М., 1980

279. Попова И.Л. Немая сцена у Пушкина и Гоголя ("Борис Годунов" и "Ревизор") // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1991. № 5. Т. 50

280. Потапенко С.Н. Природа конфликта в драматургии И.С. Тургенева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Вологда, 2000

281. Прозоров В.В. Природа драматического конфликта в "Ревизоре" и "Женитьбе" Гоголя // Волга. 1995 №2-3

282. Прозоров В.В. Прыжок в окно // Литературная учеба. 1994. №5

283. Разживин А.И. Трагедия В.А. Озерова "Фингал": к проблеме художественного метода драматурга // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII-XIX веков. Куйбышев, 1988

284. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. М., 1977

285. Репертуар русского и пантеон всех европейских театров на 1842 год. СПб, 1842

286. Рогачевская Е. Русский классицизм: От Фонвизина к Грибоедову // От русского классицизма к реализму: Д.И. Фонвизин, .С. Грибоедов. М., 1995

287. Родина Т.М. Достоевский. Повествование и драма. М., 1984

288. Родина Т.М. Старинный спектакль в России // Русская драматургия и литературный процесс. Сборник научных трудов. Самара, 1991

289. Романова Г.А. Гоголевские традиции в нравственных исканиях русской драматургии 1830-1850-х годов. СПб, 1995

290. Романова Г.А. "Ревизор" как сценическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1978

291. Ронен И. Смысловой строй трагедии Пушкина "Борис Годунов". М., 1997

292. Руднев М. Здесь там - нигде. Пространство и сюжет в драматургии // Московский наблюдатель. 1994. №3-4

293. Русская литература XIX века. 1800-1830-е годы. Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей. Под ред. Аношкиной В.Н. М., 1998

294. Савушкина Н.И. Некоторые традиционные особенности композиции русской народной драмы // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. Воронеж, 1981

295. Садикова В.А. Специфика композиции и языка драматического произведения (на материале трагедии А.С. Пушкина "Скупой рыцарь"). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1993

296. Сальникова Е. Действие в драме. Война и перемирие // Современная драматургия. 1998. №2

297. Сальникова Е. Конфликтный путь // Современная драматургия. 1999. №2

298. Сальникова Е. Логика жанра // Современная драматургия. 1997. №2

299. Самойлова Г.М. Лабиринт сцеплений русского романа XIX века. Курган, 1999

300. Сандомирская Б.В. "Отрывок" в поэзии Пушкина двадцатых годов // Пушкин: исследования и материалы. Л., 1979. Т. 9

301. Сандомирская В.Б. Русская драматургия первой половины XIX века // Русские драматурги XVII-XIX веков. М.-Л., 1961

302. Сахновский-Панкиев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. М., 1969

303. Сеничкина Е.П. О стилистической значимости молчания // Филологическая герменевтика и общая стилистика. Тверь, 1992

304. Серегина Н. Пушкин и христианская гимнография. СПб, 1999

305. Серман И.З. Пушкин и русская историческая драма 1830-х годов // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1969. Т. 6

306. Серман И.З. Явленье Озерова // Русская литература. 1999 №1

307. Скатов Н. "Это русский человек в его развитии." // Вопросы литературы. 1979. №6

308. Скуратовский В. "Горе. " видимое и невидимое // Литературная учеба. 1980. №2.

309. Словарь древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым. СПб, 1821

310. Слонимский АЛ. Мастерство Пушкина. М., 1963

311. Слюсарь А.А. О психологизме в русской литературе первой половины XIX века // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. М., 1997

312. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981

313. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. Первая половина. М., 1985

314. Соловьев В.И. Пьесы А.С. Пушкина "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1972

315. Сперанская В.В. Г.Р. Державин о театре и драматургии // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1974. Вып. 1

316. Стенник Ю.В. Драматургия русского класицизма. Трагедия // История русской драматургии: В 2-х тт. Под ред. Лотман Л.М. Л., 1982. Т. 1

317. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской драматургии XVIII века // Русская литература век XVIII. Трагедия. М., 1991

318. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе Л., 1981

319. Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедий А.П. Сумарокова // XVIII век. М.-Л., 1962. Вып. 5

320. Стенник Ю.В. Русская драматургия XVIII начала XIX веков (Поэтика и история жанров). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1985

321. Стенник Ю.В. Сумароков-драматург // Сумароков А.П. Драматические сочинения. Л., 1990

322. Степанов Jl.А. "Каменный гость": от комедии к трагедии // Пушкин: проблемы поэтики. Тверь, 1992

323. Степанов Л.А. Поэзия любви // Кубань, 1989. № 12. 1990. №1

324. Степанов А.Д. Драматургия А.П. Чехова 1880-х годов и поэтика мелодрамы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, 1990

325. Степанов Л.А. Драматургия А.С. Грибоедова // История русской драматургии: В 2-х тт. Под ред. Лотман Л.М. Л., 1982. Т. 1

326. Степанов Л.А. Действие, план и композиция "Горя от ума" // Проблемы творчества А.С. Грибоедова. Смоленск, 1994

327. Степанов Н.Л. Искусство Гоголя-драматурга. М., 1964

328. Степанюк Е.И. Комедия "Душою прав, на деле виноват" Н.Ф. Эмина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1974. Вып. 1

329. Стрельцова Е.И. Рукопожатие судьбы // Чеховиана. Чехов и Пушкин. М., 1998

330. Стричек А. Денис Фонвизин. М., 1994

331. Строганов М.В. Еще раз о ремарке "Народ безмолвствует" // Временник пушкинской комиссии. Л., 1989. Вып 23

332. Строганов М.В. Об идейном составе "Горя от ума" // Проблемы творчества А.С. Грибоедова. Смоленск, 1994

333. Таборисская Е.М. "Маленькие трагедии" Пушкина как цикл // Пушкинский сборник. Л., 1977

334. Танаев И. О трагедии вообще, о ее начале, происхождении, качествах и усовершенствовании у новейших народов. М., 1827

335. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976

336. Тимофеев Л.И. Финал "Евгения Онегина" на фоне некоторых читательских ожиданий современников // Болдинские чтения. Горький, 1988

337. Тойбин И.М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж, 1976

338. Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л., 1960

339. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996

340. Троицкий В.М. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Веревкина -писателя-драматурга второй половины XVIII века. Казань, 1961

341. Трофимов Е.А. Эсхатологический смысл "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина // Начало. Сборник работ молодых ученых. М., 1998. Вып. 4

342. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. JL, 1929

343. Тюпа В.И. Новаторство авторского сознания в цикле "Маленькие трагедии" // Болдинские чтения. Горький, 1987

344. Тюпа В.И. Финал // Краткая литературная энциклопедия: В 9-и тт. М., 1972. Т. 7. С. 981

345. Удодов А.Б. О полифонизме в драме // НДВШ. Филологические науки. 1990. №6

346. Удодов Б.Т. Пушкин. Художественная антропология. Воронеж, 1999

347. Уколова Л.Е. Специфика драмы (системный аспект анализа). Л., 1991

348. Ундалова Н.К. К вопросу о структуре монолога в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1984

349. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970

350. Устюжанин Д.Л. Маленькие трагедии // Литература в школе. 1966. №6.

351. Устюжанин Д.Л. Маленькие трагедии Пушкина. М., 1974

352. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990

353. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998

354. Фельдман О.М. "Борис Годунов" и русская допушкинская трагедия // Вопросы театра. М., 1973

355. Фельдман О.М. Судьба драматургии Пушкина. М., 1975

356. Фесенко Ю.П. "В превосходном стихотворении многое должно угадывать." // А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977

357. Фигут Р. Автор и драматический текст // Автор и текст. Сборник статей. Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. Спб, 1996. Вып. 2

358. Филиппова Н.Ф. Народная драма А.С. Пушкина "Борис Годунов". М., 1972

359. Филонов А. "Борис Годунов" А.С. Пушкина. Опыт разбора со стороны исторической и эстетической. СПб, 1899

360. Фомичев С.А. "Горе от ума" в наследии Островского // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX века. Л., 1974

361. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Л., 1986

362. Фомичев С.А. Предисловие // Пушкин А.С. Борис Годунов. СПб, 1996

363. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

364. Фрейлих С.И. Пародия как прием // Вопросы литературы. 1991. №5

365. Фридлендер Г.М. Пушкин-драматург // Пушкин А.С. Драматические произведения. М., 1970

366. Фуксон Л.Ю. Комическое литературное произведение. Кемерово, 1993

367. Хазан Л.И. Проблема художественного пространства в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" // Вопросы литературы. 1988. №1

368. Хализев В.Е. "Борис Годунов" А.С. Пушкина: веяия итальянского Ренессанса и отечественная традиция // Пушкин и русская драматургия. М., 2000

369. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986

370. Хализев В.Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л., 1988

371. Хализев В.Е. Монолог и диалог в драме // Известия РАН. Серия литературы и языка. Л., 1981. №6. Т. 40

372. Хализев В.Е. Общие свойства эпоса и драмы // Введение в литературоведение. Под ред. Поспелова Г.Н. М., 1988

373. Хаустов Н.Т. Своеобразие структуры драматического действия современной драмы // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1982

374. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1997

375. Хихадзе А.Д. У истоков русского психологического романтизма // Проблемы творчества А.С. Грибоедова. Смоленск, 1994

376. Ходукина Т.И. К вопросу изучения жанра драмы М.Ю. Лермонтова "Маскарад" // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1976

377. Холодов Е.Г. Композиция драмы. М., 1957

378. Цилевич Л.М. Сюжетно-композиционная система комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Вопросы русской литературы. Львов, 1990. №1

379. Чернец Л.В. Композиция // Введение в литературоведение. Под ред. Чернец Л.В. М., 1999

380. Чумаков Ю.Н. Два фрагмента о сюжетной полифонии "Моцарта и Сальери" // Болдинские чтения. Горький, 1981

381. Чумаков Ю.Н. Ремарка и сюжет (к истолкованию "Моцарта и Сальери") // Болдинские чтения. Горький, 1979

382. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика. СПб, 1999

383. Шаврыгин С.М. А.А. Шаховской в историко-литературном процессе 1800-1840-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. СПб, 1996

384. Шаврыгин С.М. О сюжете комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" // Русская литература. 1994. №1

385. Шаврыгин С.М. Творчество А.А. Шаховского в историко-литературном процессе 1800-1840-х годов. СПб, 1996

386. Шеллинг Ф.С. Философия искусства. М., 1966

387. Шикин В.Н. Финал // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987

388. Шмелева А.В. Православный мир в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века. М., 1997

389. Шпенглер О. Закат Европы. 1. М., 1993

390. Шоу Б. О драме и театре. М., 1963

391. Щеблыкин С.И. Стихотворная комедия А.А. Шаховского в литературном движении 1810-х 1820-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1986

392. Щепилова J1.B. Введение в литературоведение. М., 1968

393. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969

394. Эльяш Н.И. Театр первой четверти XIX века // История русского дореволюционного драматического театра. Под ред. Эльяш Н.И. М., 1989

395. Эмерсон К. "Борис Годунов" А.С. Пушкина// Современное американское пушкиноведение.

396. Эпштейн С.П. Искусство и действительность в "Пире во время чумы" // Болдинские чтения. Горький, 1990

397. Эфрос А.А. Репетиция любовь моя. М., 1975

398. Янковский М.О. Стихотворная комедия конца XVIII- начала XIX века // Стихотворная комедия конца XVIII начала XIX века. М.-Л., 1964

399. Яновский Н.Н. Трагедия А.С. Пушкина "Каменный гость" // Сибирские огни. 1989. №6

400. Ярхо В.Н. Древняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 9-и тт. Под ред. Тертерян И. А. М., 1983. Т. 1

401. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхилла и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978

402. Tarvin W. Tragic Closure and "Tragic Calm" // Modern Language Quarterly. Seattle. March, 1990. Number 1-2. Volume 51