автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Духовная музыка и ее нравственно-эстетические функции

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Грязнова, Татьяна Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Духовная музыка и ее нравственно-эстетические функции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Грязнова, Татьяна Михайловна

Введение.

Глава I. Музыка в системе православной культуры: историко-теоретический обзор.

§1.1. Сущность, истоки и специфика духовной музыки православия.

§1.2.Основные этапы становления и развития церковно-певческого искусства в русском православии.

Глава II. Воздействие духовной музыки на нравственную сферу человека.

§2.1. Этико-эстетические идеи русской религиозной философии XIX начала XX веков и духовная музыка православия.

§2.2. Социально-нравственные функции православного культа и церковная музыка.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Грязнова, Татьяна Михайловна

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом диссертационной работы является духовная музыка русского православия в системе религиозного культа. Осмысление феномена духовной музыки, ее нравственно-эстетического потенциала, представляется нам одним из наиболее плодотворных аспектов подхода к проникновению в содержание и структуру духовной музыки, направленной на реализацию всечеловеческих ценностей; обозначенный ракурс исследования обусловлен рядом обстоятельств.

Во-первых, кризисным состоянием духовности в современном обществе, деформацией и распадом системы нравственных ценностей. Поэтому обращение к истокам православной культуры, осмысление многовекового духовного опыта предшествующих поколений особо актуальны на сегодняшний день в деле духовного возрождения России.

Во-вторых, нравственным потенциалом духовной музыки для истории этики в целом, а в конечном итоге - для теории морали. Предлагая свободу выбора между добром и злом, освещая обширные пласты человеческой жизни, нормы поведения, музыка православия дает ориентиры для понимания сущности морали в современном обществе.

В-третьих, позитивным эмоциональным воздействием на человека. Именно духовная музыка сложным опосредованным путем способствует формированию таких компонентов духовности как осмысление собственной судьбы, смысла жизни, что требует нравственной позиции, укорененности в ценностях бытия. Постигая глубокий смысл религиозного искусства, мы открываем путь к любви как средству преодоления одиночества, переживания уникальности другой личности, добровольную готовность служения другим. А это и есть путь к высшим ценностным инстанциям.

В этом контексте диссертанту представляется правомерным рассматривать и оценивать духовную музыку в системе православной культуры, способствующей возвышению духовного мира человека над повседневным миром страстей, эгоистических забот и вражды.

Однако проблема специфики и функционирования духовной музыки в системе православия до сих пор остается одной из наименее исследованных в философско-этическом аспекте. В частности, недостаточно исследованы философские основы православной музыки, связанные с понятием «соборности», которое является одним из стержневых как в нравственном богословии, так и в менталитете, сознании и поведении русского человека. Также не получила своей конкретизации и развития в работах, посвященных духовной музыке русского православия, фундаментальная идея «всеединства», сформулированная B.C. Соловьевым в его трудах по нравственной философии.

Вне поля зрения остаются функции духовной музыки в процессах пбогопознания" и „богообщения" составляющих содержательную основу православного культа.

Таким образом, актуальность исследования этико-философского содержания и нравственно-эстетических функций духовной музыки православия определяется ее духовно-нравственным потенциалом, масштабами влияния и силой воздействия на миллионы людей в сложных условиях глубокого кризиса нравственных устоев, характерных для периода, переживаемого Россией.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Проблемное содержание данного диссертационного исследования по самой своей сути носит комплексный характер и потому может исследоваться в различных аспектах: философском, социально-психологическом, религиоведческом, культурологическом, историко-искусствоведческом, музыковедческом и ряде других. Отсюда проистекает неравномерность степени разработанности проблем.

К сожалению, приходится констатировать, что наименее разработанным в плане научного исследования является философско-этический аспект феномена православной духовной музыки.

Несмотря на наличие попыток объяснить нравственное содержание духовной музыки русского православия и даже определенный прогресс в этой области, ни одной основательной работы, посвященной собственно этическому аспекту духовной музыки написано до сих пор не было. Данное исследование ставит своей целью восполнение этого пробела.

При решении задач, поставленных в настоящей работе, автор опирался на монографические исследования русских религиозных философов XX века: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Г. Флоровского (18-22,28,29,63,64,81-87,132-134,146-149,150) и ряда других, выдвинувших фундаментальные концепции «всеединства», «соборности» (B.C. Соловьев), «философии культа» (С.Н. Булгаков).

В отечественной мысли вопросы функционирования духовной музыки исследовали такие философы, социологи, психологи, культурологи, музыковеды и религиоведы, как С.С. Аверинцев, O.A. Антонова, В.В. Бычков, Т.Н. Ливанова, В.И. Носович, Л.И. Романов, А.Н. Сохор, Д.М. Угринович, В.П. Шестаков, И.Н. Яблоков, В.Г. Яковлев (2,3,12,13,31,79,99,121,135,140,160,170,166,167).

Следует особо выделить фундаментальный труд Д.С. Лихачева «Возникновение русской литературы» (80), в котором он исследовал «византийское влияние» на культуру Древней Руси. В работе отмечается, что процесс профессионализации русской музыкальной культуры под эгидой православия не был мирно протекавшим явлением -помимо усвоения достижений византийской культуры, существовало еще и столкновение двух форм мышления - самобытного славянского и канонически определенного, выпестованного на церковных требованиях византийского. И только в результате компромиссов и уступок родилась новая музыкальная культура, ставшая официальной музыкальной системой, - знаменное пение, которое представляло русское музыкальное искусство на протяжении многих веков, сохранившись в культовой практике и по сей день.

И все же наиболее богатым по числу публикаций и кругу затрагиваемых вопросов является музыковедческий аспект анализа православной духовной музыки. Авторами первых публикаций по вопросам древней русской музыки, появившихся в 40-х годах XIX века, были не специалисты-музыковеды, а археографы, историки и любители отечественной старины. В работах В.М.

Ундольского (141) и И.П. Сахарова (125) приводятся выдержки из музыкально-теоретических трактатов XVII века и рукописных документов, содержащих ценные сведения о певческом искусстве допетровской Руси. Но памятников самой музыки эти авторы не касались. Вопросы, связанные с изучением стилистики древнерусского церковного пения и истоков его мелодического своеобразия, впервые были поставлены в работах В.Ф. Одоевского (101,102). Он рассматривал церковное пение Древней Руси и старинную народную песню как две стороны единой национальной музыкальной культуры, между которыми существовало тесное и постоянное взаимодействие. Одоевский подходил к вопросам изучения церковной музыки с широкой эстетической и культурно-исторической точки зрения. Его основной задачей было нахождение точной теоретической формулировки признаков, определяющих русский национальный характер в музыке. В одной из своих статей исследователь указывал на то, что эта мысль родилась у него в общении и беседах с М.И. Глинкой. В дальнейшем она послужила отправным пунктом для исследований других авторов в той же области.

Работы В.Ф. Одоевского стимулировали научный интерес к древнерусскому певческому искусству и позволили выдвинуть ряд положений, получивших затем подтверждение на более широком и детально изученном материале. В 1867 - 1869 годах вышел в свет фундаментальный труд Д.В. Разумовского «Церковное пение в России» (116), во многом сохранивший основополагающее значение и до нашего времени. Наряду с обилием церковных исторических сведений в этой работе подробно и обстоятельно анализируется структура знаменного распева, делается попытка выяснить его теоретические основы, дается руководство к прочтению древнерусских певческих нотаций (крюковое и демественное письмо).

В конце XIX - начале XX веков развернулась деятельность И.И. Вознесенского, В.М.Металлова, А.В.Преображенского, С.В.Смоленского (94,113,131) и других ученых, которые шли по пути, проложенному Д.В. Разумовским. Развивая и углубляя результаты его изысканий, они привлекли обширный материал, раздвинули рамки исследовательской проблематики, но частично и пересмотрели выводы своего предшественника. В частности, у C.B. Смоленского в отношении к древнерусскому крюковому пению проявлялись реставраторские тенденции, порой приобретающие характер романтически окрашенного реакционного национализма. Так, он призывал, к примеру, отказаться от искания новых средств выражения в музыке и вернуться к «. старинному, спокойному духом наследству». Это нашло отражение и в изданной им «Азбуке знаменного пения А. Мезенца».

В конце XIX века развернулась научно-изыскательская деятельность Н.Ф. Финдейзена. Обнаружив большое количество ранее неизвестных архивных материалов, он положил начало созданию прочной источниковедческой базы истории русской музыки. Результаты многолетней архивно-изыскательской работы были обобщены Н.Ф. Финдейзеном в его главном труде «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» (144).

Если труд Н.Ф. Финдейзена в основном завершает и подытоживает достижения русского дореволюционного музыковедения в изучении музыкального прошлого России, то посвященные русской музыке работы Б.В.Асафьева (6) конца 1920-х годов открывают новый период в этой области. Рождается новая научная школа музыкантов-палеографов, продолживших исследования своих дореволюционных предшественников. Среди ее представителей, в частности, В.М. Беляев, М.В. Бражников, H.A. Герасимова •$

Персидская, Ю.В. Келдыш, Т.Н. Ливанова, Н.С. Серегина, С.С. Скребков, Н.Д. Успенский (17,27,37,71,79,137,128,142) и ряд других ученых.

Школу музыковедов-«древников» возглавил М.В. Бражников. В работе «Древнерусская теория музыки» (27) он исследует и расшифровывает древние знаменные распевы, подробно изучает пути их развития.

Историко-теоретическое и философское исследование H.A. Герасимовой-Персидской «Русская музыка XVIII века - встреча двух эпох» (37) посвящено анализу переломного момента в истории русской музыки, обусловленного переменами в области социально-экономических отношений, идеологии, культуры.

Т.Н. Ливанова в работе «Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры» (79) раскрывает связи музыкальной культуры России XVIII века с литературой, театром и бытом.

Вопросы структуры знаменного распева и различных его ответвлений были рассмотрены С.С. Скребковым в работе «Русское хоровое пение XVII -начала XVIII веков» (128). Н.Д. Успенский в своем исследовании «Древнерусское певческое искусство» (142) значительно углубил основной круг вопросов, связанных со стилистикой крюкового пения с его различием форм и видов, а также - что особенно важно - с показом процесса развития этого искусства в исторической перспективе.

Фундаментальным исследованием обобщающего характера является многотомный труд «История русской музыки», созданный коллективом авторов, во главе которого стоял крупнейший музыковед Ю.В. Келдыш. Написанный им первый том данной работы «Древняя Русь. XI - XVII века» (71) по своей научной концепции и положениям, по типу комплексного исследования, обилию и новизне материала является в настоящее время наиболее широким и глубоким по охвату исследованием, созданным в последние десятилетия отечественной наукой, в котором обобщены итоги изысканий не только отечественных, но и зарубежных ученых.

К сожалению, приходится констатировать, что наименее разработанным в плане научного исследования является философско-этический аспект феномена православной духовной музыки. Центральное место здесь, безусловно, должно быть отведено работам русских религиозных философов XX века, таких, как Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, B.C. Соловьев, о.П.Флоренский, A.C. Хомяков (18-22,28,29,63,64,81-87,132-134,146-149,151153) и ряд других, поскольку именно их наследие содержит исходные идеи, позволяющие подойти к исследованию православной духовной музыки с концептуальных позиций ее философско-этического анализа.

Однако работа такого характера еще только начата, несмотря на то, что искусство православной церкви - в том числе музыкальное - в последнее время привлекает все большее внимание философов, филологов, психологов и религиоведов, среди которых хотелось бы выделить имена С.С.Аверинцева, O.A. Антоновой, В.В. Бычкова, В.И. Носович, Л.И. Романова, А.Н. Сохора, Д.М. Угринович, В.П.Шестакова, И.Н. Яблокова, В.Г. Яковлева (2,3,12,13,31,99,121, 140,160,170,166,167) и других.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ

Теоретическим основанием настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных ученых: философов и этиков различной мировоззренческой ориентации, а также музыковедов и искусствоведов-культурологов, занимающихся проблемой функционирования духовной музыки православия в ракурсе философско-этического, эстетико-музыковедческого и культурологического подходов. Специфика объекта исследования, многоплановость подходов к анализу духовной музыки православия обусловили использование различных методов, среди которых выделим основные:

- культурологический, смысл которого заключается в установлении глубоких духовных связей музыкального наследия русского православия и религиозной философии XIX - начала XX веков, а также этической мысли, с одной стороны, и нравственным состоянием современного общества - с другой;

- аксиологический метод, который позволяет выявить характерные особенности религиозно-нравственной и философско-этической мысли в России, связанные с православием в целом и духовной музыкой в частности;

- метод герменевтики, помогающий интерпретировать музыкальный пласт древнерусской культуры в недрах православия и способствующий различным подходам в осмыслении опыта предшествующих поколений, возданию должного культурной деятельности людей, создавших уникальные произведения искусства прошлого; таким образом осуществляется связь времен и поколений - диалог культур (по теории М.М.Бахтина);

- метод историко-теоретического анализа, разработанный отечественными музыковедами и искусствоведами, который направлен на выяснение истоков, содержания, сущности и специфики, а также вопросов функционирования духовной музыки русского православия; он также помогает выявить динамику религиозно-нравственных ценностей и традиций христианства на Руси;

- метод социологического опроса, использованный наряду с теоретическим анализом (тема опроса: «Духовная музыка русского православия»); опрос был произведен среди прихожан Никольской церкви, Иоанна - Богословского кафедрального собора, Предтеченского прихода города Саранска, а также среди групп студентов МГПИ им. М.Е.Евсевьева (эмпирический материал).

В своей работе автор опирался на следующие источники:

1) работы этико-социального характера (Р.И.Александрова, Р.Г.Апресян, Л.С.Выготский, А.В.Гулыга, П.С.Гуревич, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, П.А.Кулаков, А.П.Скрипник, А.Н.Сохор и другие (4,5,14,15,35,40,41,42,43,44,54,78,127,135));

2) музыковедческая и искусствоведческая литература (С.С.Аверинцев, О.А.Антонова, М.В.Алпатов, В.М.Беляев, В.В.Бычков, Ю.Б.Борев, М.В.Бражников, Н.А.Герасимова-Персидская, Ю.В.Келдыш, Н.И. Конрад, Т.Н. Ливанова, Л.И. Романов и другие (2,3,12,13,8,17,25,27,37,71,79,121));

3) произведения русских религиозных философов рубежа XIX-XX веков (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, А.С.Хомяков и другие (1822,28,29,57,63,64,81-87,88,132-134,146-149,151-153));

4) работы религиоведческого и философско-религиозного содержания (Н.Т.Абрамова, В.И.Носович, Д.М.Угринович, В.П.Шестаков, Е.Г.Яковлев, И.Н.Яблоков и другие (1,99,140,160,166,167,170));

5) труды по истории культуры (С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, В.М.Беляев, Н.С.Борисов, В.В.Бычков, Н.И. Воронина, Е.Е. Голубинский, Ю.В.Келдыш, Д.С.Лихачев, В.Ф.Одоевский, Н.Д. Успенский и другие (2,3,16,17,26,31,34,39,71,80,101,102,142)).

ШЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование предусматривало целостный подход к проблеме анализа духовной музыки православия в философско-этическом, социально-психологическом, культурологическом, музыковедческом, историко-искусствоведческом и религиоведческом аспектах.

В работе впервые четко разведены понятия «духовная музыка» и «духовная музыка православия».

В числе теоретико-методологических проблем данного диссертационного исследования первостепенное значение имеет, на наш взгляд, раскрытие понятий «соборности» и «всеединства» применительно к анализу духовной музыки и ее нравственно-эстетических функций.

Теоретические положения, сформулированные в работе, могут быть использованы в исследовании проблем философии, этики и эстетики, психологии и педагогики, культурологии и религиоведения. Кроме того, нравственно-эстетический потенциал музыки православия, рассмотренный в работе, может способствовать возвращению из небытия музыкального наследия как ценности национальной культуры в процессе духовного возрождения России.

Одним из элементов научной новизны данной работы является рассмотрение в ключе функционального анализа этического аспекта понятий «богообщения» и «богопознания» с выделением социально-психологических механизмов их воздействия на нравственную сферу человека.

Названные выше положения впервые применены к анализу православной духовной музыки на основании социологического опроса «Духовная музыка русского православия», проведенного среди прихожан церквей города Саранска и группы студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 1. Духовная музыка - сложное многофункциональное явление, предполагающее трактовку в широком и узком значении как феномен, включенный в светскую и религиозную культуру одновременно, а также как явление церковнорелигиозного назначения. Объединяющим началом здесь являются духовность и духовно-нравственные ценности, носящие общечеловеческий характер.

2. В философско-этическом анализе духовной музыки русского православия базисное значение имеют концепции «соборности», «всеединства» и внутренней целостности православного культа в трудах русских религиозных философов XIX - начала XX веков.

3. Церковное пение, включенное в систему православного культа, играет важнейшую роль в процессах «богообщения» и «богопознания» и выступает как модификация мировоззренческой и коммуникативной функций религии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В силу широкого спектра нравственно-этических проблем, связанных с концептуальным содержанием, ролью и функциями духовной музыки православия, материалы диссертационной работы могут быть использованы в общих курсах философии, этики, эстетики и других гуманитарных дисциплин в процессе их преподавания как в высшей, так и в средней школах. Автором разработан цикл лекций для специального курса «Духовная музыка русского православия и религиозная философия XIX - начала XX века» для студентов вузов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Основные положения диссертации изложены автором в виде сообщений на Евсевьевских чтениях (Саранск, 1996-1999 гг.), на I Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 1996 г.), на заседаниях кафедры хорового дирижирования и методики музыкального образования МГПИ имени М.Е.Евсевьева. материалы диссертационного исследования были использованы в лекциях и на семинарских занятиях со студентами педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института. Лекции читались также на курсах МРИПКРО (Саранск, 1998).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовная музыка и ее нравственно-эстетические функции"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, попытаемся сделать некоторые выводы, имеющие определенное научное и практическое значение.

1. Анализ сущности, структуры и специфики духовной музыки русского православия показывает, что она представляет собой сложное и многогранное явление, вобравшее в себя религиозный опыт человека и человечества в его поисках смысложизненных и других конечных проблем бытия. Именно в этом, прежде всего, заключаются ее философско-этический смысл и назначение. И именно поэтому важнейшим в содержании духовной музыки являеются гармония человека и мира, человека и Бога, а ее глубинным назначением -воздействие на человеческую душу. Общие черты духовной музыки преломляются и модифицируются в различных религиозных конфессиях, включая православие. Его фундамент составляет раннехристианская патристика, заложившая основы теории и практики христианской духовной культуры.

В силу исторических условий особое место заняло византийство и идущая от него традиция, в рамках которой складывалась духовная музыка русского православия с присущей ему спецификой. Наиболее значительное место в ней занимают церковные песнопения, соединяющие в себе смысловое значение слова и эмоциональную музыкально-звуковую форму его выражения. Русское православие неукоснительно следует этому принципу, воплощенному в православном каноне.

Обилие форм духовной музыки и ее структура определяются многообразием духовных источников: собственно религиозных, философских, этических, эстетических. Они дополняют и усиливают друг друга в своем воздействии на человека, его душу, помыслы и устремления.

2. Базисное значение для анализа этического аспекта православной духовной музыки имеют этико-эстетические концепции русской религозной философии XIX - начала XX века. Именно в них заложены стержневые идеи, первое место среди которых занимает принцип «соборности», обоснованный в рамках славянофильства А.С.Хомяковым. Данный принцип позволяет понять и обосновать важнейшие стороны, начиная с догматического содержания церковной музыки и кончая смыслом хорового «общего» пения в процессе богослужения. Анализ показывает также исключительно важное значение принципа «всеединства» и соответствующего учения В.С.Соловьева, философски углубляющего понятие «соборности» и придающего ему большую этическую направленность в рамках соловьевской нравственной философии.

2. Рассмотрение этического аспекта церковного песнопения невозможно и без философии культа С.Н.Булгакова и о.П.Флоренского, концептуально обосновавших место духовной музыки в культовой сфере русского православия, ее нишу в реализации духовно-нравственного потенциала религии как составного элемента культуры. Важнейший вывод из анализа этико-эстетических воззрений русских религиозных философов, прямо или косвенно касающихся темы духовной (церковной) музыки - это идея и принцип синтетического единства религиозного, этического и эстетического начал, позволяющий теоретически осмыслить сущность, роль и место духовной музыки в ее культово-практической плоскости.

3. Методологическая значимость философии культа находит свое проявление и подтверждение в тезисе о неразрывности слова и музыки на всех его стадиях, независимо от остающегося дискуссионным вопроса о пропорциях этого соотношения: что было вначале - слово или звук (в том числе музыкальный).

Другими характеристиками системности православного культа является содержательная символическая связь церковного песнопения с иконой (связь богословия в красках с богословием в звуках), внутренним убранством храма и его архитектурой и т.д. Подход к культу как к системному образованию позволяет выделить тесно связанные между собой функции «богопознания» и «богообщения». Первая может рассматриваться и оцениваться в категориях «мировоззрение» и «информация», поскольку через фуйкцию богопознания верующим усваивается догматическая сторона вероучения, а также богатая эмоционально окрашенная информация об основных событиях библейской

123 истории, праздниках чествования святых и прочее. Вторая функция (богообщение) выступает в двух ипостасях: молитвенного общения с Богом и духовного общения с единоверцами. Роль и значение этих функций подтверждается эмпирическим материалом соответствующего конкретно-социологического исследования «Духовная музыка русского православия». Вывод, подтверждаемый эмпирическим данными, позволяет говорить о правомерности оценки церковной музыки как способе общения и корреллируется с рядом материалов, приводимых в соответствующей литературе.

4. Одним из главных итогов исследования является вывод о психологических механизмах воздействия церковной музыки на нравственный облик человека. Именно благодаря эмоционально-психологическому фактору осуществляется терапевтическая функция, «врачевание души», утешение и очищение (катарсиса). И во многом благодаря этому духовная музыка органически вписывается не только в контекст компенсаторной (восполнительной) функции религии, но и становится фактором ценностно-ориентирующего характера в практической жизни человека как нравственного существа.

124

 

Список научной литературыГрязнова, Татьяна Михайловна, диссертация по теме "Этика"

1. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в "зеркале" рационального сознания // Вопросы философии. - 1997. - N7. - С.113.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. - 76 с.

3. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. -№ 9. - С.227-239.

4. Александрова Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М.Бахтина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.— ^У&с.

5. Александрова Р.И. Использование художественной, критической и публицистической литературы в курсе философии. Саранск: Изд-во Самарского ун-та, 1989. - 100 с.

6. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.-Л., 1930. - 413 с.

7. Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. 4.1. М., 1914. - 187с.

8. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972. - 270 с.

9. Андрияускас A.A. Концепция «христианского гуманизма» Н.Бердяева // Философские науки. 1988. - № 3. - С.43-50.

10. Античная музыкальная эстетика. Памятники музыкальной и эстетической мысли. М., 1960. - 450 с.

11. Антология мировой философии: В 4 т. Т.1-2. М.:Мысль, 1969. - 650 с.

12. Антонова O.A. Искусство и православие. М., 1983. - 136 с.

13. Антонова O.A. Музыка и церковь. -М.: Знание, 1977. 173 с.

14. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. 1993. - № 8. - С.32-45.

15. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: РАН Институт философии, 1995. - 353 с.

16. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. М.: Наука, 1975. - 213 с.

17. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962. - 40 с.

18. Бердяев H.A. О культуре // Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж, 1970. - 410 с.

19. Бердяев H.A. О характере русской религиозной философской мысли XX века. // Н.А.Бердяев о русской философии. 4.2. Свердловск, 1991. - 340 с.

20. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.

21. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. Т.1. М.: Искусство, 1994. - 542с.

22. Бердяев H.A. Этическая проблема в сфере философского идеализма // Проблемы идеализма. -М.,1902. С.91-136.

23. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. - № 7. -С.34-44.

24. Богомолов A.C. Античная философия. М.: Высшая школа, 1990. - 367 с.

25. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

26. Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 267 с.

27. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. - 304 с.

28. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. - 315 с.

29. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. - 415 с.

30. Бунин И.А. Рассказы. «Чистый понедельник». Мурманск, 1987. - 440 с. •

31. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

32. Вениамин, игумен (Новик). О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. 1993. - № 4. -СЛ35-149.

33. Вознесенский И.И. О церковном пении православной греко-российской церкви. Рига, 1890. - 176 с.

34. Воронина Н.И. Музыкально-эстетическая мысль середины XIX века (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.П.Боткин). Саранск: Изд-во Саратовского университета, саранский филиал, 1989. - 152 с.

35. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 342 с.

36. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С.65-67.

37. Герасимова-Персидская H.A. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. - М.: Музыка, 1994. - 126 с.

38. Гегель Г. Ф. Лекции по эстетике // Сочинения: В 14 т. Т.14. М, 1938-1958. -С. 316.

39. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.2. М., 1917. - 715 с.

40. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. 310 с.

41. Гулыга A.B. Соловьев как мыслитель и моралист. М.: Мысль, 1990. - 15с.

42. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. - 215 с.

43. Гуревич П.С. Этика Артура Шопенгауэра. М.: Знание, 1991. - 64 с.

44. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

45. Давыдов Ю.Н. Культура природа - общество / Традиции в истории культуры. - М., 1978. - 217 с.

46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Tl. М.: Терра, 1994.

47. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. СПб., 1883. - 560 с.

48. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1976. - 413 с.

49. Демин A.C. Представление о переменчивости жизни в XVII веке // ТОДРЛ. Т.ХХХ.-Л., 1976.-314 с.

50. Дилецкий Н. Мусикийская грамматика. Посмертный труд С.В.Смоленского. СПб., 1910. - 345 с.

51. Динев П. О самобытности болгарского распева // Болгарская музыка. Т.З. -София, 1963.-78 с.

52. Дмитриев Ю.Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности древней Руси // ТОДРЛ. Т.9. М.-Л., 1953. - 347 с.

53. Долгов K.M. Искатель религиозного единства жизни. М.: Республика, 1994.-415 с

54. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 334 с.

55. Евдокимова Ю.К., Симакова H.A. Музыка эпохи Возрождения. М., 1982. -570 с.

56. Зеньковский B.B. История развития русской философии. Т.1. М.5 1956. -310 с.

57. Зигабен Е. Толковый псалтырь. Киево-Печерская Лавра // 2-е изд. - 1898. -420 с.

58. Зиновьев В. Исторические сведения о церковном пении. -М., 1916.-415с.

59. Златоуст И. Для чего употребляется церковное пение. М.: Талан, 1997. -160 с.

60. Иванов В.И. Две стихии в современном символизме // Русские философы (конец XIX середина XX века). Антология. Вып 1. - М.: Изд-во «Кн.палата», 1993.-517 с.

61. Идеи эстетического воспитания. Т.1. М., 1988. - 415 с.

62. Ильин И. А. Философия как духовное делание // Ильин И. А. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1994. - С.10-14.

63. Ильин И.А. Путь к очевидности. М,: Республика, 1993. - 510 с.

64. История русского искусства: В 13т. М., 1959. - Т.IV.

65. История русской музыки. Т.1. Древняя Русь XI-XVII вв. М., 1983. - 615 с.

66. История эстетики. (Памятники мировой эстетической мысли). Т.1. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 705 с.

67. Как была крещена Русь. М.: Политическая литература, 1990. - 320 с.

68. Кант И. Из «Лекций по этике» (1780-1782 гг.) // Этическая мысль. М., 1988. - С.209-312.

69. Кастальский А.Д. Основы народного многоголосия. М.-Л., 1948. - 216 с.

70. Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978. -400 с.

71. Киприан, архимандрит. Антропология Григория Паламы. Париж, 1950. -610 с.

72. Климент Александрийский. Педагог // «Настольная книга священнослужителя». Т.1. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1992. - 708 с.

73. Климент Александрийский. Строматы VI.II.

74. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. - 415 с.

75. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 667 с.

76. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1988. - 309 с.

77. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социологические исследования. 1995. -N11.

78. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938. - 170 с.80 . Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М,- Л., 1952. - 307 с.

79. Лосев А.Ф. Вспоминая Флоренского // Литературная учеба. 1988. - N2.

80. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 410 с.

81. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. - 715 с.

82. Лосев А.Ф. История античной философии (в конспективном изложении). -М.: Мысль, 1989.-204 с.

83. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.- 959 с.

84. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. Вступительная статья // Соловьев B.C. Сочинения в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1990.-415 с.

85. Лосев А.Ф. Трио Чайковского // Звезда. -1991. N11. - С. 148.

86. Лосский Н.В. Богословские основы церковного пения. М., 1913. - 203 с.

87. Максименко Ф. Церковные гласы. М., 1913. - 197 с.

88. Малиновский Н. Очерк православного догматического богословия // 2-е изд.- Сергиев Посад, 1911. 375 с.

89. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования И «Ритм, пространство и время в литературе и искусстве». -Л., 1974.-315 с.

90. Мартынов В.И. История богослужебного пения. Московская Духовная академия, 1987. - 196 с.

91. Мень А. Культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М., 1995. -671 с.

92. Металлов В.М. Очерки истории православного церковного пения в России. -М., 1914.-285 с.

93. Музыкальная культура древнего мира // Сб. статей. Л., 1937. - 411 с.

94. Музыкальная энциклопедия. М., 1996. - 700 с.

95. Настольная книга священнослужителя. T.I. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1992. - 708 с.

96. Никольский A.B. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х вв. -СПб., 1916.-198 с.

97. Носович В.И. Психология веры. Л., 1976. - 310 с.

98. О церковном пении. М.: Талан, 1997. - 160 с.

99. Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении // День. 1864. -N17.

100. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. 314 с.

101. Основы религиоведения. М.: Высшая школа, 1994. - 368 с.

102. Пивоваров В.Г. Серегин A.C. Опыт применения количественных методов исследования религиозных явлений (на примере эмпирического анализа деятельности церковного прихода) // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1968.-429 с.

103. Письмо кн. В.Ф.Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке. Калики перехожие // Сборник стихов и исследование П.Бессонова. 4.2. М., 1863.-516 с.

104. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 3 т. Т.З. 4.1. М.: Мысль, 1993,- 861 с.

105. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М,: Мысль, 1994. - Т 2.

106. Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 516 с.

107. Повесть временных лет. 4.1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 650 с.

108. Потебня A.A. К истории звуков русского языка. Воронеж, 1876. - 248 с.

109. Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2 т.

110. Поэтическая Антология по истории русского стиха. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. -613 с.

111. Преображенский A.B. Культовая музыка в России. Л., 1924. - 286 с.

112. Псалтырь на всякую потребу. М.: Синтагма, 1997. - 208 с.

113. Радугин A.A. Введение в религиоведение. -М.: Центр, 1996.-276 с.

114. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М., 1869. - 490 с.

115. Рациональное и эмоциональное в морали / Под ред. А.И.Титаренко и Е.Л.Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 156 с.

116. Рогов А.И. Светская музыка. 1991. - N11.

117. Розанов В.В. Темный лик. Метафизика христианства // Розанов В.В. Сочинения. М., 1990. - С.373-582.

118. Розов H.H. Еще раз об изображении скомороха на фреске в Мелетове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968. - 340 с.

119. Романов Л.И. Музыкальное искусство и православие. Л., 1996.

120. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. - 615 с.

121. Русское православие: вехи истории. М., 1989. - 710 с.

122. Русские философы (конец XIX середина XX века). - М.: Книжная палата, 1993.-368 с,

123. Сахаров И. Исследование о русском церковном пении. М., 1849. - 410 с.

124. Скабалланович М. Толковый Типикон. Т1. Киев, 1910. - 760 с.

125. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. - 351 с.

126. Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века. - М., 1969.-210 с.

127. Смирнов М. Эмоциональный мир. М.: Музыка, 1990. - 920 с.

128. Смирнов Н. Общецерковное пение как средство для возрождения прихода. -М., 1919.

129. Смоленский С. О древнерусских певческих нотациях: историко-палеографический очерк. СПб, 1901. — 310 с.

130. Соловьев B.C. Сочинения в 2т. Т.1. М.: Мысль, 1990.

131. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 2т. М.: Мысль, 1988. - Т.2

132. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 9т. СПб, 1913. - Т.9

133. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Вып 2. Л.: Советский композитор, 1982. - 295 с.

134. Серов А.Н. Избранные статьи. Т. I. М.-Л., 1950. - 386 с.

135. Серегина Н.С. песнопения русским святым. -СПб.: Изд-во российского института истории искусств, 1994. 468 с.

136. Толковая Библия в 12 т. // Изд. преемников А.Лопухина. СПб, 1905. -1000с.-Т.2

137. Трубецкой Н. Русское православное церковно-богослужебное пение // Журнал Московской патриархии. 1959. - N10, N12.

138. Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1985. - 320 с.

139. Ундольский В. Замечания для истории церковнопения. М., 1846. - 511 с.

140. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. - 622 с.

141. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии. 1997. -N7.

142. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. Т. 1-2. Вып. 1-7. М., 1928-1929.-514 с.

143. Философский словарь. М.: Политическая литература, 1983. - 560 с.

144. Флоренский П.А. Культ, религия и культура // Богословские труды. М., 1977.-435 с.

145. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1996. - 822 с. - Т.2

146. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М.: Правда, 1990. -827 с.

147. Флоренский П.А. Храмовое действие как синтез искусств // Журнал Московской патриархии. 1992. - N1.

148. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983. - 600 с.

149. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. в 8 т. Т.2. М., 1900.

150. Хомяков A.C. Сочинение. В 2 т., Т.1. М.: «Медиум» 1995.

151. Хомяков A.C. Церковь одна // Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь». 1979. - N1. - 36 с.

152. Чайковский М.И. Жизнь П.И.Чайковского по документам, хранящимся в архиве покойного композитора в Клину. М., 1901. - 441 с.

153. Чайковский П.й. О России и русской культуре: Полн. собр. соч. Т.2. М., 1966.-440 с.

154. Шап&иников Л. Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. -Нижний Новгород: Волго-вятское книжн. изд-во, 1992. 222 с.

155. Шебалин Д.С. О дешифровке «единогласных знамен» и реконструкции звуковой системы строки // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. - 511 с.

156. Шеламанова Н.Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI-XIV веков, хранящихся в СССР // Археологический ежегодник 1965г. М., 1966. -315 с.

157. Шеринг А. История музыки в таблицах. М., 1924. - 349 с.

158. Шестаков В.П. Эстетические категории. М.: Искусство, 1983. - 208 с.

159. Шиндин Б.А. Попевки демественного распева // Известия Сибирского отд. АН СССР.- 1976. -N11.

160. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Антология мировой философии: В 4т. М., 1977. - 310 с. - Т.З

161. Щепкина М.В. О личности певца «Слова о полку Игореве» // ТОРДЛ. М.-Л., 1960. - 385 с.

162. Эвальд 3. Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья // Советская этнография. 1934. - N5.

163. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990.-480 с.

164. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1985. -287 с.

165. Яковлев Е.Г. Проблема взаимодействия искусства и религии в современной эстетике // Вопросы теории и истории эстетики. Вып.7. М., 1972. - 213с.

166. Ямпольский И.М. Русское скрипичное искусство. М.-Л., 1951. - 340 с

167. Янчук H.A. О музыке былин в связи с историей их изучения // Русская устная словесность. Т.2: Былины. М., 1919. - 580 с

168. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. - 182 с.

169. Abert Н. Musikanscharung des Mittelalters und ihre Grundlagen. Halle, 1905. -415 p.

170. Blume F. Barock // In.: MGG. B.2. Kassel, 1949-1951. - 630 p.

171. Floros C. Die Entzifferung der Kondakarien Notation // Musik des Ostens. -Kassel Basel - Paris - London - New York, 1965-1967.-516p.

172. Gardner J. Zum Problem der Nomenklatur der altrussischen Neumen // Die Welt der Slaven. 1962. - 560 p.

173. Koschmieder E. Pizyczynki do zagadnienia ehomonyi w hirmosach rosyjskick.1. V /V /VN» 44-- "- Wilno, 1932. 295 p.

174. Murray D.G. Gregorian chant. Leipzig, 1963. - 415 p.

175. Palikarova -Verdeil R. La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes. -Copenhague, 1953. 516 p.

176. Sachs C. Handbuch der Musikinstrumentenkunde. Leipzig, 1930. -316 p.

177. Velimirovic M. The present status of research in byzantine musik // Acta musicologica. Vol. 43. 1971. - N1/2. - P. 405.

178. Wagner P. Einführung in die gregorianischen Melodien. T.I-IIL Leipzig., 1911-1912.-265 p.

179. Wellesz E. A History of byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961. -570 p.

180. Zielenski M. Communiones. A3.1. Krakow, 1973. - 248 s.134