автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Роль классической музыки в формировании личности

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Пинягина, Ирина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Роль классической музыки в формировании личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль классической музыки в формировании личности"

На правах рукописи

Г1ИНЯГИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Специальность: 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

0?,

\ . I /

'21АВГ2014

Уфа-2014

005551899

005551899

Диссертация выполнена на кафедре философии и истории науки факультета философии и социологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель: Галнмов Баязит Сабирьянович

доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории науки факультета философии и социологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Официальные оппоненты: Дамнндарова Фания Валеевна

доктор философских наук, профессор кафедры государственного и

муниципального управления ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»

Рассолова Ирина Юрьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и права ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал)

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет», г.Уфа

Защита состоится 19 сентября 2014 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450076, г. Уфа, ул.З.Валиди, 32, физматкорпус ауд.400.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета и на официальном сайте: http://www.bashedu.ru/d¡ssovets?d=3

Автореферат разослан « /2 » августа 2014 г.

И.о. ученого секретаря диссертационного совета

Р.Х. Лукманова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования

обусловлена социальной значимостью проблемы формирования личности. Сегодня многие исследователи отмечают инфантильность подрастающего поколения, его духовную и нравственную неразвитость, впрочем, свидетельства этого мы наблюдаем и в повседневной жизни.' Общество потребления, массовая культура транслируемая через СМИ и Интернет, формируют низкопробные вкусы, мешают раскрыться духовному потенциалу молодых людей. К сожалению, такие социальные институты как семья, школа, детские и подростковые организации, организации культуры не справляются с этой проблемой.

Мы убеждены, что решение данной проблемы нужно искать на пути приобщения молодежи, да и других слоев общества к классической культуре, в том числе к классике музыкального искусства. Конкретные механизмы такого приобщения - дело педагогов, государственных служащих соответствующего профиля, а вот роль классической музыки при формировании и социализации личности человека - это проблема социальной философии. Этап проблема предполагает раскрытие внутренней связи таких категорий как «человеческий дух», «классика», «совершенство», «истина», «красота».

Существует множество разных путей такой сложнейшей высокоуровневой социализации человека, при которой он переходит от стадии индивидуальности к стадии личности. Один из этих путей -«образование через науку», когда приобщение к научному поиску, к высоким шедеврам научного и философского знания превращает молодого человека в критически мыслящего, творческого субъекта, в личность. Образование здесь понимается не в смысле получения новых знаний, а в смысле образования формирования подлинной личности. Этот путь лежит в основе идеала «гумбольдтовского университета», разработанного в рамках немецкой классической философской традиции.

Существует и другой путь, не исключающий, а дополняющий первый. Назовем его - «образование через искусство». Суть его - в приобщении к таким ценностям как истина, добро, справедливость, солидарность через искусство как особый род духовности и освоения' мира. Искусство имеет то преимущество перед наукой, что затрагивает человека в его целостности, а не только его интеллект (в том числе воздействует на человека через его подсознание). К сожалению, этот путь в недостаточной мере использовался западной модерной цивилизацией и может в этом перекосе в сторону аполлонизма (Ф.Ницше) ее современные проблемы.

Особую роль среди других искусств играет музыка. Музыка сопровождает человечество с самых ранних периодов его праистории. Даже на стоянках первобытного человека археологи находят остатки примитивных музыкальных инструментов. Впрочем, первоначальным источником музыки является инструмент, данный человеку самой природой - человеческий голос. Каждый народ и каждая культура имеют свои музыкальные традиции. Существуют цивилизации, в которых находится под запретом живопись (исламская цивилизация), искусство театра (средневековая христианская цивилизация), но нет ни одной цивилизации мира, в которой не имелось бы и не развивалось бы музыкальное искусство. Свою музыкальную культуру имеет практически каждый социокультурный институт: церковь (духовная музыка), государство (гимны, патриотическая музыка), армия (марши, строевые песни) и т.д. Однако музыка носит не только прикладной характер: существует симфоническая музыка, авангардная музыка, которая пишется только ради эстетического эффекта и представляет собой самодостаточный феномен, явление «чистого искусства».

С развитием средств сбора, распространения и передачи информации роль музыки в общественной жизни стала еще большей. Появились технические средства (сначала фонографы, затем граммофоны, проигрыватели, магнитофоны компьютеры, Интернет), позволяющие транслировать музыкальные произведения тысячам и миллионам слушателей. Музыка прочно вошла в жизнь людей, потому что она звучит везде - в квартирах, в личных автомобилях, в автобусах, в учреждениях быта, не говоря уже о развлекательных заведениях^ просто на улицах. Часто это не классическая музыка, а музыка в стиле рок, рэп, поп и т.д., но в последнее время популярность приобретают и наиболее известные хрестоматийные произведения классики (популярные арии из опер, музыка Моцарта и др.).

Уже само широкое распространение музыки, в том числе и классической, увеличение ее роли в жизни современного человека делает проблему влияния классической музыки на формирование личности весьма актуальной. Классические произведения проверены временем, они не зависят от временной суеты и конъюнктуры, они оказывают на человека сильное эстетическое воздействие' вне зависимости от социокультурной специфики исторического этапа.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы классической музыки и ее влияния на социализацию личности предполагает изучение более широкого контекста - музыки вообще и ее антропологического измерения. В связи с этим придется обратиться к наследию классиков философии, начиная с древних времен.

Ещё философы Древнего Востока уделяли внимание музыке, определяя её ценность как воплощения тайны мироздания. В числе мыслителей, отмечавших особое значение музыки в жизни человека, следует назвать таких учёных Древнего Китая, как Конфуций, Дэцзи, Шэнь Юань Цинь, Цай Юэнь Дин, а так же древнеиндийских мыслителей Матангу и Шарнгадеву.

В античной философии вопросы, связанные с музыкой, изучались Демокритом, Платоном, Аристотелем, Аристидом Квинтилианом, Аристоксеном, Птолемеем. Большое значение для оценки роли музыки в жизни человека имело возникновение теории «этоса» в трудах Платона, Аристотеля, Дамона. Ценность музыки в Античности рассматривалась также в связи с её воспитательными и лечебными возможностями, в частности, в пифагорейской и неопифагорейской школах.

В Средневековье доминировала духовная церковная музыка, и значение музыки представители этой преимущественно религиозной цивилизации видели в возможности через нее открыть человеку в чувственно ощутимых формах глубины трансцендентного духа. Музыка для этого была наиболее пригодна, потому что она не предполагает зрительных образов, нежелательных в силу того, что в монотеистических религиях Бог-Творец мира мыслится как невообразимый. Из средневековых исследователей музыкального искусства следует отметить Августина Аврелия, написавшего сочинение «О музыке».

Эпоха «Ars nova» и Возрождения обогатила трактовку ценности музыкального искусства, значимость которого стала рассматриваться с точки зрения проблем музыкального исполнительства. Мысли о подлинной ценности музыки мы встречаем в работах И. Тинкториса, Николая Кузанского, Николая Орезмского, Лоренцо Баллы, Й. Грохео, Дж.Царлино, Н. Листения.

Бурное развитие естественно-математических наук, а также изучение психологии человека и рождение теории аффектов в Новое время повлияло на трактовку ценности музыки. Восприятие музыки интересует таких ученых, как Р. Декарт, Р. Кирхер, Ф. Марпург, А.Верхмейстер, И.Маттезон, И. Кванц, Н. Дилецкий. Многое для толкования истинности и ценности музыки сделали французские энциклопедисты Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Д'Аламбер. Позднее их взгляды были развиты в работах классиков немецкой философии И. Канта, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля.

Значительный вклад в изучение проблемы ценности музыки внесла музыкально-критическая мысль XVHI-XIX веков, в рамках которой формировались критерии истинности музыки. Критика обогатилась за

счёт выступлений в печати известных музыкантов, поэтов и философов. Они, будучи по своему дарованию и художественному опыту «конгениальными» (И. Ильин) творцам-композиторам, могли дать верную оценку истинной ценности произведений. С критическими статьями о музыке, в которых формировались критерии восприятия музыкального произведения, выступали Э. Гофман, Г. Гейне, Г.Берлиоз, Р. Шуман, K.M. Вебер, Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Дебюсси. В русской музыкальной культуре аналогичную роль сыграли публичные выступления А.Д. Улыбышева, В.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, В.В.Стасова, Ц.А. Кюи, Г.А. Лароша, А.П. Бородина, H.A. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.

В XX веке музыкальное искусство становится предпосылкой становления духовных, социальных форм жизни, что отражается , и на отношении человека к музыке. Для философии XX века характерно усиление интереса к разнообразным социально-философским проблемам, в русле исследований чего возникают и работы, посвященные классической музыке. Музыка при этом рассматривается' как аспект вовлечённости в человеческое бытие, это проявляется в интуитивизме А. Бергсона, экзистенциализме А. Камю, Ж.-П. Сартра, герменевтике В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля и других теориях' в трудах М. Хайдеггера, Г. Гадамера, Ж. Лиотара. Особое значение для вопросов истинности искусства имели работы Т. Адорно, Р. Ингардена, М. Вебера.

Высказывания, указывающие на особую трактовку восприятия искусства, встречаются в работах русских и советских философов и теоретиков музыки: Б. Асафьева, Н. Бердяева, Вл. Соловьёва,

A.Ф.Лосева, М.А. Лифшица, Л. Карсавина, С. Франка, П. Флоренского,' И. Ильина. Следует заметить, что в их работах анализируется не только' музыка, но именно классическая музыка.

В последнее время исследования разных сторон социального бытия музыки приобретают всё большую и ббльшую активность. О месте музыки в социокультурном бытии человека пишут А. Клюев, Т.Жаворонкова, А. Богомолов.

Исследованием музыки в свете общей картины мира занимался Б.В. Асафьев; музыку как эстетическую ценность в системе музыкознания изучает Ю.Н. Холопов, музыку как мир человека -

B.К.Суханцева, музыку как феномен культуры - A.B. Михайлов Л.А Закс. '

Особую область исследований составляет терапевтическое воздействие музыки; в числе наиболее активных её исследователей -В.И. Петрушин.

Традиция, основанная трудами Вл. Соловьёва, интересовавшегося музыкой как явлением, обеспечивающим связь человека с высшими силами, была продолжена А. Лукьяновым, К. Шаровым. Интересный аспект связи музыки с философией и социологией представляют исследования Л. Загитовой, У. Вильданова и Г. Вильдановой, посвященные роли музыки в развитии этноса.

Мы опираемся в диссертации и на исследования воздействия музыки на сознание и психику человека. В связи с этим можно отметить труды А.Я. Канапацкого. В контексте данной проблемы находятся и работы Л. Кашаповой, где исследуются вопросы музыкального воспитания человека.

Несмотря на довольно многочисленные работы, посвященные анализу музыки, музыкального искусства, его места в жизни человека, остаются незатронутыми многие вопросы. Кроме того, философский анализ значимости музыки для развития социума, характерный для Античности и Средневековья, в современной научной литературе почти не представлен.

Объектом диссертационного исследования является формирование человеческой личности в социуме.

Предмет исследования - влияние классической музыки на формирование личности

Цель и задами диссертации. Главная цель работы заключается в раскрытии роли классической музыки в формировании человеческой личности как неотъемлемого элемента социума. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих взаимосвязанных между собой задач:

• раскрытие сущности феномена музыки через категорию «мировоззрение»;

• раскрытие сущности классической музыки и рассмотрение ее как социальной и культурной ценности;

• изучение социокультурных и социодуховных аспектов и контекстов классической музыки;

• выявление механизмов восприятия классической музыки и её ценностного содержания;

• анализ структуры мировоззрения и специфики и роли влияния на него классической музыки.

Методологическая основа исследования. Необходимость рационального исследования влияния классической музыки на личность человека определила использование в диссертационном исследовании таких общенаучных методов как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

При этом сложность, многогранность, внутренняя антиномичность и в то же время структурная организация феномена музыки и феномена личности потребовала применения диалектического метода, метода восхождения от абстрактного к конкретному и системного метода.

Вместе с тем в диссертации классическая музыка рассматривается как социальное явление, без отрыва от развития социума, поэтому нельзя было обойтись и без использования принципа историзма.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• обосновано, что музыка, будучи соединением рационального и иррационального, совмещает миропонимание и мироотношение и отражает единство духовной и культурной жизни личности и общества;

• выявлены специфические характеристики классической музыки, прежде всего, точность, невозможность что-либо существенно изменить при исполнении; также выявлена связь классической музыки с антропоцентризмом и механицизмом новоевропейской цивилизации, которая породила музыкальную классику, и дух которой эта классика выражает;

• определены социально-духовные и социально-культурные контексты классической музыки, в частности ее связь с национальным началом культуры, идеологией патриотизма, со сферой религии, медицины, экономики, а также, со сферой образования;

• в ходе анализа механизма восприятия классической музыки, ее благотворного воздействия в процессе этического и эстетического воспитания личности, доказано, что восприятие классической музыки ликвидирует односторонность образования, ориентированного на науку;

• определена роль классической музыки в формировании мировоззрения и его конкретных подуровней

Положения, выносимые на защиту.

Музыка как «алогическое становление эйдоса» (А.Ф. Лосев) единство рационального и иррационального есть полное выражение мировоззрения как в его смысловом (миропонимание), так и в ценностном (мироотношение) аспектах;

Классическая музыка сущностно связана с духом новоевропейской антропоцентрической, механистической цивилизации, в лоне которой она и сформировалась.

Модерное общество через такие социальные институты, как школа и, прежде всего, высшая школа, делает упор на формирование личности человека через приобщение к научному поиску и к шедеврам философско-научной мысли. Однако возможно и необходимо дополнение этого пути альтернативным - образованием через

искусство, а именно через приобщение к образцам классической музыки.

- Музыка оказывает влияние не только на сознание человека, эмоционально-чувственную сферу, но и на его подсознание, охватывая целиком область психики и таким образом более глубоко влияя на его формирование как личности, чем наука.

Теоретическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что настоящее исследование позволило определить сущностные признаки классической музыки, ее социальные и духовные контексты идентификации, механизмы ее влияния на личность в ходе ее формирования и социализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать при разработке специальных учебных курсов для студентов философских факультетов, а также применять в сфере образования, работы с молодежью, социальной и культурной политики.

Апробация исследования. Основные идеи и выводы диссертационного исследования изложены в ряде статей и выступлений на конференциях различного уровня, в том числе на международных научно-практических конференциях: в рамках фестиваля-конкурса, посвященного 200-летию Ф. Листа (Будапешт, 2011 г.), «Философия и научная картина мира» (Уфа, 2012 г.), посвященной 180-летию Й Гайдна (Вена, 2012 г.), посвященной 140-летию С.Рахманинова (Мадрид, 2013 г.), а также на VI Российском философском конгрессе (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика» (Уфа, 2011 г.) и др.

По материалам диссертации опубликовано 10 научных работ, из них 3 статьи в рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для обнародования основных результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав: в первой главе три параграфа, во второй главе два параграфа, заключения и списка литературы, содержащего в себе 206 источников. Общий объем диссертации - 150 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении автором обосновывается актуальность и практическая значимость темы исследования, определяется позиция диссертанта, сформулированы цель и задачи работы, характеризуются

методологическая база и научная новизна работы, указываются формы апробации основных результатов работы и ее структура.

В первой главе диссертации «Классическая музыка как социальная ценность» рассматриваются: мировоззренческая функция музыки как уникального вида искусства, феномен классической музыки, его социокультурные и духовные аспекты.

Первый параграф первой главы «Музыка и ее роль в мировоззрении и культуре» посвящен анализу мировоззренческой роли музыки. Музыка - одно из древнейших искусств. Греческое слово «музыка» (роиана},) отсылает нас к образам Муз - дочерей Зевса и Мнемозины, которые вдохновляли поэтов, художников, актеров, воспевая через них богов и богинь. Первоначально «музыка» у греков означала вообще любую деятельность Муз, то есть любое искусство.

В современном мире музыка понимается несколько .уже - как искусство выражения чувств и мыслей посредством звуков, определенным образом организованных во времени (и, по мнению некоторых специалистов, в пространстве). Существует много разных видов музыки: народная, классическая, авангардная, популярная, но в данном случае нас интересуют общие черты всех ее разновидностей, ее общее определение.

Во введении к нашей работе мы в качестве первой ее задачи указали рассмотрение музыки в контексте мировоззрения. Именно такое рассмотрение музыки может более полно раскрыть ее роль в культуре. Дело в том, что категория «мировоззрение» отражает духовную жизнь личности в ее целостности. Человек - существо не только мыслящее, но и чувствующее и предметы универсума имеют для него не только смысл, но и ценность. Поэтому в мировоззрении различают два уровня: миропонимания и мироотношения.

Вместе с тем именно музыка может их соединить, потому что музыка - по природе своей объединяет иррациональное и рациональное, будучи «алогическим становлением эйдоса» (А.Ф. Лосев), проще говоря, музыка содержит в себе начало порядка - потому что подразумевает организацию звуков - и хаоса, потому что сами по себе звуки составляют текучую неразличимую материю.

В этом смысле можно сказать, что в музыке переплетается этическое и эстетическое, онтогносеология и антропология. Музыка -это всеединство, отраженное в звуке. Начнем с этического аспекта музыки.

Если рассматривать «жизненный мир» человека как источник творческих ресурсов, то тогда культура предстаёт не просто как набор знаний, «из которого участники коммуникативных действий стремящиеся договориться о чём-либо в этом мире, черпают

нацеленные на достижение консенсуса интерпретации»1, но и как активная позиция самого участника социального, творческого диалога, стремящегося подчеркнуть благородство человека. Вне идеи нравственности никакое произведение осуществиться не может.

Когда в музыке присутствует гуманитарная компонента, то классический дух достигает своего расцвета именно в романтизме. Художник-романтик всегда обращается к музыке как к искусству, которое обладает непосредственным и сильным воздействием на человека. В то же время, музыка как социальное явление, как правило, апеллирует к искусству как наиболее воспринимаемой нами форме социальной и духовной жизни. Любое классическое музыкальное произведение призвано рассматриваться не просто как эстетический феномен, но и как проявление «всеобщего» начала в культуре.

Музыкальная мысль заметно отличается от мысли вербальной. Она лишена понятийности, привязывающей её к определённым, строго зафиксированным смыслам. Отсутствие понятийной природы значительно расширяет возможности музыкальной мысли. Музыкальная мысль содержит в себе ту свободу, которой лишено всё, что покоится на речевой основе.

Из двух главных каналов, снабжающих человека информацией об окружающем мире, - зрительного и слухового, - наиболее важным является первый. Первостепенность зрительных восприятий определяется не только количественно, но и качественно: они - более яркие, конкретные, устойчивые, отличаются непосредственной связью с реальным окружающим миром. Слуховые восприятия не настолько многочисленны и конкретны, однако их абстрактная сущность определяет более тесную их связанность с процессом мышления, а абстрактность слуховых восприятий порождает более богатый ряд ассоциаций, что позволяет рассматривать её как более высокую и сложную.

Лишённая предметности, музыка не способна запечатлеть зримый мир. Но она раскрывает нечто более важное - отношение к этому миру человека, позволяя ему определить своё положение в системе мироздания. Эмоциональное переживание мира для человека является одним из главных моментов его понимания. Музыка приоткрывает перед человеком огромный мир, связанный с эмоциональным богатством, позволяющим не просто присутствовать в мире, но полноценно переживать его.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Издательство «Весь мир», 2008. - С. 353.

Зрительная информация обращена к сознанию человека и помогает формированию рационалистичности в его мышлении. Слуховая информация обращена к подсознанию и способствует становлению различных форм нерационального мышления. Образно-ассоциативное мышление, интуиция, невербальные каналы общения - этим сторонам духовной деятельности человека помогает выявиться музыка. Слуховая культура воспитывает в человеке эмоциональное богатство и особую чуткость, проявляющуюся во внимании к нюансам.

Классическая музыка, классический «дух» музыки нагружен временем, которое наступает именно сейчас и сегодня. Музыка привлекает прошлое, но лишь в том смысле, чтобы историческое прошлое воспринимать как изначально образцовое прошлое. Классическая музыка обращается, в этом плане, именно к тем силам прошлого, которые оппозиционны моде, чисто потребительским интересам индивидуума. Музыка, в связи с этим, противостоит духу подражания, а тем самым устремляет нас к эстетическому и нравственному, общественному, духовному идеалу.

Во втором параграфе первой главы «Классическая музыка- как культурный и социальный феномен» мы обосновываем, что среди всех разновидностей музыки классическая стоит особняком как музыка, лишенная прикладного значения, представляющая собой чистое музыкальное искусство. Задачей данного параграфа является выявить сущностные черты классической музыки и выяснить ее роль в обществе и место в культуре.

Несмотря на неохватную по объему литературу, посвященную классической музыке, в современной философии и теории музыки трудно найти общезначимое определение классической музыки. Обычно указывают на несколько смыслов этого понятия. Например, что классическая музыка - это музыкальные произведения, которые вошли в пантеон музыкального искусства, выдержали испытание временем, общепризнаны как образцы музыкальных произведений. Вместе с тем признается, что не всякая музыка, пользующаяся популярностью и у современников композитора, и у последующих поколений, относится к классической, ведь, например, таковыми могут быть и произведения в стиле рок или джаз. Отмечают, что к классической музыке чаще всего относят музыку симфоническую и академическую, произведения композиторов ХУН-Х1Х вв. (Бах, Гайдн, Моцарт, Шуберт, Лист, Бетховен, Вагнер и др.) и их преемников, ограниченную рядом жанров (симфония, соната, сюита, опера и т.д.), указывают на связь классической музыки (во всяком случае, ранней) с принципами искусства классицизма. Наконец, утверждают, что это - серьезная

музыка, требующая подготовки, вдумчивого восприятия, и этим она отличается от музыки «легкой», развлекательной.

Однако известный американский композитор и музыкант Леонард Бернстййн, который общепризнан и как авторитет в области теории музыки, заявлял, что все это несущественные, случайные признаки, так как они могут наличествовать и у неклассических произведений и отсутствовать у классических. Главное в классической музыке, по его мнению - это ее «точность». Приведем его собственные слова: «каждый исполнитель играет произведение немножко по-другому. То, что люди называют классической музыкой, не может быть изменено, если не считать особенностей исполнителя. Эта музыка постоянна и неизменна. Есть только один способ играть ее, и этот способ указан самим композитором. Может быть, и называть ее "точной" музыкой?»1. Можно согласиться с Бернстайном, ведь, как справедливо он замечал, популярную эстрадную или народную песню можно исполнить быстрее или медленнее, громче или тише, джаз по определению предполагает импровизацию исполнителя, а классическое произведение можно исполнить только одним строго определенным образом. Это действительно жестко зафиксированный образец и этим классическая музыка напоминает определение литературы, которое давал в своем учебнике поэтики теоретик формализма Томашевский.

В то же время следует заявить, что определить место и роль классической музыки в культуре общества - тоже не такая простая задача. Для этого нужно выявить историко-культурные корни классической музыки, соотнести ее основные принципы с принципами того общества, в лоне которого она сформировалась.

Так, классическая музыка отражает дух западноевропейской цивилизации модернистского типа, с одной стороны, выражая ценности Просвещения, а, с другой стороны, - оппозиционного ей романтизма. В культурологии считают общим местом утверждение, что мировоззрение новоевропейской цивилизации антропоцентрично. Но именно внутренний мир погруженного в посюстроннее человека - чувства, страсти, сомнения, дерзания - призвана выразить классическая музыка.

С другой стороны, ХУН-Х1Х века - это эпоха торжества механистического мировоззрения, когда сформировалась классическая механистическая ньютонианская картина мира, представляющая природу как механизм, когда и в практической жизни европейской цивилизации начинают играть огромную роль машины и механизмы. Но не будем забывать, что классическая музыка предполагает исполнение с

1 Леонард Бернстайн Что такое классическая музыка?//Школьнику Онлайн -

журнал http://journal-shkolniku.ru/chto-takoe-klassich-musika.html

использованием различных, в том числе и сложных, музыкальных машин - от скрипок и виолончелей до клавесина и фортепьяно, в отличие от музыки, скажем, народной. Слаженность действий музыкантов, которыми управляет дирижер, также имеет своей параллелью в «низменной» экономической сфере жизни общества слаженность действий рабочих на фабрике. Наконец, точность воспроизведения, отсутствие импровизации также напоминает воспроизводство одинаковых деталей на станке и конвейере, в отличие от работы ремесленника, не лишенной стремления воспроизвести образец, но гораздо более творческой.

В третьем параграфе первой главы «Социокультурно-духовные аспекты и контексты классической музыки» исследуется социодуховный контекст классической музыки. Гегель утверждал, что у человека есть «абсолютная потребность в искусстве», которая заставляет его им заниматься. Мыслитель при этом объяснял данный феномен характером человеческой личности, которая представляет собой «самосозидающее», творящее себя существо. Человеческая жизнь представляет собой творческий процесс, в рамках которого конструирование человеком своей «самости» приобретает наивысшее значение. Чтобы человек чувствовал себя полнокровной личностью, ему нужно не только «быть» кем-то, но и обязательно «стать» духовным, нравственным существом.

Творческая деятельность человека принимает различные формы. Одной из таких, наиболее значимых, форм является искусство. Постигая смысл произведения искусства, человек приобщает его духовные ценности к своему внутреннему, нравственному миру. Это неизбежно ведёт к преображению духовного мира личности, её духовному росту и прогрессу. Понимание через искусство своего «внутреннего мира» приводит человека к осознанию качественного изменения его личности. Подобные преобразования затрагивают, в конечном счёте, метафизические основы бытия человека, формируя его как существо духовное и нравственное. В этом проявляется социально-онтологическая истинность искусства.

Музыка проста и доступна всем. Нельзя не согласиться с Г. Лонгфелло, который называл музыку всеобщим языком человеческого «рода». Способность отзываться на музыку вложена в человека самой природой. И вместе с тем, музыка загадочна, труднодоступна. Её настоящее понимание предполагает напряжение всех духовных сил человека, приобщённость к культуре, умение мыслить и сочувствовать. Чувства, которые вызывает в нас музыкальное произведение, - это особые, «умные чувства» (Л. Выготский). Владение ими не даётся человеку от природы; они - достояние его духовных, моральных

усилий. Поэтому истинное понимание музыки доступно далеко не каждому. Музыка требовательна и к тем, кто пытается её понять, осмыслить с точки зрения идеи господства «всечеловеческих» ценностей. Она раскрывается только тем, кто вкладывает в неё силы своего «всечеловеческого» духа. Музыка, поэтому, демократична и элитарна одновременно, поскольку стремление к «всечеловеческим» ценностям зачастую отдаляет человека от его «жизненного мира».

Наиважнейшим для людей остается эмоциональный аспект музыки. Он-то и привлекает человека, вовлекает его в мир музыки, способствует её общедоступности. Но все же эмоции - лишь поверхностный слой музыки. Музыка, вследствие своей непосредственности и глубокого проникновения в суть человеческой природы, не столько проникает в неё сама, сколько способствует более серьёзному постиженшо той интеллигибельной сути, которая тождественна эмоциональности. Чувство в музыкальном произведении, как отмечал Г.-В.-Ф. Гегель, всегда остаётся лишь «облачением содержания».

Истинная ценность музыки состоит не только в том, чтобы зафиксировать человеческое переживание, но чтобы суметь обобщить его, приподняться, возвыситься над ним. Воплощённое чувство в этом случае становится достоянием общества, всего человеческого рода, когда оно приобретает, благодаря искусству, всечеловеческую значимость. Потому идеи, заключённые в музыкальном сочинении, отличают глубина и многозначность.

Укажем на то, что классическая музыка, являющаяся общечеловеческим достоянием и связанная с закономерностями бытия человеческого духа вообще, выражает в то же время национальное начало в культуре, и в этом смысле она неотделима от таких ценностей, как патриотизм, любовь к своему народу, государству и т.д. В этом случае она отражает социокультурные особенности той среды, в которой возникает, сочетая в себе как общее, так и особенное. Отдельные классические произведения могут быть символами той или иной национальной культуры, исторической эпохи, так что даже могут исполняться на государственных мероприятиях, во время государственных праздников.

Классическая музыка связана с экономической жизнью общества, имеется множество любителей классической музыки, которые посещают консерватории театры, концерты, покупают диски с музыкой классических композиторов. В последнее время в мире наблюдается рост интереса к классической музыке, появился феномен «популярной классики», есть фирмы, в том числе и в Интернете, занимающиеся распространением записей классической музыки.

Классическую музыку используют как терапевтическое средство в современной медицине, например, в психиатрии. Это продолжает традицию, восходящую к античным временам.

Классическая музыка является оформлением произведений других сфер искусства, она исполняется в театральных постановках и кино- и телефильмах, она служит фоном для выставок художников. По мотивам литературных произведений пишутся оперы, балеты.

Отдельного упоминания заслуживает связь классической музыки со сферой религии. Многие произведения «ранней классики», в частности произведения И.С. Баха, создавались для исполнения в церкви и на Западе они исполняются там до сих пор. В филармониях и консерваториях исполняются духовные произведения, которые одновременно причисляются к музыкальной классике. В Западной Европе и США сторонники религиозного модернизма устраивают в своих храмах концерты классической музыки.

Наиболее важным социодуховным и социокультурным аспектом бытия классической музыки является, конечно, ее участие в образовании. В средней школе существует обязательный предмет «Музыка», в программу которого входит изучение произведений музыкальной классики, есть специализированные музыкальные школы и вузы. Однако этот вопрос мы подробнее рассмотрим в следующей главе.

Во второй главе диссертации «Классическая музыка и социализация личности» рассматриваются вопросы восприятия классической музыки, ее аксиологический смысл, а также формирование мировоззрения личности путем приобщения к классическому музыкальному искусству.

Выполнение классической музыкой социальных функций, которые мы рассматривали в предыдущей главе, неразрывно связано со способностью классической музыки воздействовать на психику человека, его духовный и эмоциональный мир и даже формировать и изменять его систему ценностей.

Задача первого параграфа второй главы «Механизмы восприятия классической музыки и её ценностное содержание» состоит в рассмотрении механизмов этого воздействия. Разумеется, при этом мы учитываем социальный контекст музыки, про который писали ранее.

Классическая музыка включает в себя два аспекта: психологический аспект и рецептитативный, который связан с влиянием при восприятии. Все работы по этому вопросу анализировали именно эти аспекты, обнаруживая и в том, и в другом свои законы. Одно из таких исследований непосредственного влияния музыки при восприятии его человеком было произведено в конце восьмидесятых годов и состояло в

изучении влияния классической музыки на чувства и психику впавших в депрессию на основе изучения реактивности на позитивные и негативные эмоциональные импульсы у больных и здоровых пациентов. В этом исследовании использовались отрывки музыкальных произведений Моцарта, Гайдна, Свиридова, Огинского. Анализ показал очевидные достоверные различия в психическом состоянии здоровых и страдающих депрессией. В группе пациентов классическая музыка в значительной степени вызывала позитивные чувства и расценивалась как хорошая, несущая релаксирующий эффект.

Не всякое произведение искусства следует рассматривать с позиций «искусства для искусства» - так как, когда оно публикуется, оно превращается в неотъемлемый фрагмент внешнего мира, и его нужно теперь рассматривать сугубо в связи с этим миром, той реальностью, тем временем, в котором оно оказалось. Для этого нужно выявить место, которое может занимать классическая музыка в обществе 21 века, и проанализировать восприятие музыки в связи с ее положением во внешнем мире.

Как мы отмечали в предыдущем параграфе, музыка и музыкальное искусство в социальном плане особо значимы в сфере образования. В силу своей природы, связанной с повышенным эффектом воздействия через эмоции, музыкальное искусство должно стать составной частью любого воспитания; но для этого музыка и поэзия обязаны стать частью образования каждого будущего учителя.

В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания музыкального образования, качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и классической музыкальной культуры. Искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль классической музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказаны исследователями в области . педагогики, психологии, музыкознании, теории и практики классического музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, JI.C. Выготский, А.В.Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.) Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Многочисленные исследования показали, что

наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

Музыкальное искусство предоставляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Классическая музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней легко найти выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного творческого развития.

Феномен классического музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки,' отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определённых ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. Высокое искусство, в частности, музыкальная классика, является самым эффективным руководителем психического развития личности, выполняет множество жизненно важных задач и призвано решать самую главную - воспитывать чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитывать жизненную позицию.

Во втором параграфе второй главы «Роль музыки в формировании мировоззрения человека: социально-антропологическая и культурная доминанты» мы переходим к рассмотрению мировоззрения личности, которое формируется не только под воздействием науки, но и искусства' и в частности классической музыки. Выявить роль классической музыки в формировании мировоззрения личности - задача данного параграфа.

Как мы выяснили, классическая музыка имеет, прежде всего эстетический и нравственный результат. Поэтому мы призваны помнить о том, что музыка касается «внутренней», духовной сущности мира Классическая музыка действует на личность человека сильнее и быстрее, более неотвратимо. Воспроизведение социокультурного мира является при этом также неотвратимым. Музыка в этом плане выражает точку соприкосновения между художественным произведением и миром. Именно данное обстоятельство способствует формированию мировоззрения человека.

Дух классической музыки оппозиционен идее распада социального субъекта. Музыка рождается на стыке субъективного и объективного. Но все это не имеет смысла вне мировоззрения человека, взгляда человека на мир, на его отношение к вещам и идеям. Даже собственные ценности и идеалы, стремления человека невозможно оценить вне развития, становления культурного потенциала общества и человека.

Мировоззрение - это система представлений человека о его месте в мире, об отношении к действительности и самому себе. Мировоззрение детерминирует взгляды человека на место последнего в социуме. Музыка находит своё проявление на всех этих уровнях.

Философия есть теоретическое ядро мировоззрения. При этом в структуру мировоззрения входят знания и их оценка. Мировоззрению присуща не только знаниевая, но и аксиологическая насыщенность. В силу этого мировоззрение оказывается недейственным, если в его «каркас» не оказываются включёнными такие высшие духовные потенции, как музыка и поэзия, математика и изобразительное творчество.

Таким образом, на ценностную иррациональную составляющую мировоззрения классическая музыка воздействует непосредственно. Классическая музыка, на наш взгляд, выступает в качестве эмоционального познания; она постепенно превращает все внешние воздействия в эмоциональный опыт, без которого личность человека состояться не может.

Кроме того, миропонимание формируется в результате рефлексии, а музыка не содержит понятий (в отличие, например, от литературной речи). Вместе с тем классическая музыка развивает в личности этическое и эстетическое начало, без чего для нее невозможно определиться с содержанием таких понятий, как «красота» или «добро». Классическая музыка способна передавать трагическое и комическое, что также оказывает влияние на становление миропонимания человека. Классическая музыка есть своего рода «духовная призма», посредством которой воспринимается и переживается вся окружающая человека социальная действительность.

В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, определены направления дальнейших исследований в данной области.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях, общим объемом 2,4 п.л.

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнаукн России для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата (доктора)наук:

1. Пинягина И.Ю. Социально-антропологическая и культурная доминанты духа классической музыки // Социально-гуманитарные знания. - М., 2011. № 10. - С. 48-54. (0,5 п.л.)

2. Пинягина И.Ю. Классическая музыка в свете идеи становления нравственности и самосознания личности // Вестник ВЭГУ - 2013 -№2(64)- С.192-196. (0,5 п.л.)

3. Пинягина И.Ю. Социальные аспекты управления культурой общества //В мире научных открытий. - 2013. - № 7.3 (43). - С.245-253. (0,5 п.л.)

Другие публикации:

4. Пинягина И.Ю. Классическая музыка как социальное явление // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3-х т.: Т.1. - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского. - С. 226. (0,1 п.л.)

5. Пинягина И.Ю., Лукьянов A.B., Тимиряева А.У. Дух классической музыки в контексте идеи коммуникативной культуры И Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 10-11 ноября 2011 г.)Т. 1. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.-С. 166-168.(0,3/0,1 п.л.)

6. Пинягина И.Ю. Музыкальное творчество как коммуникация // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 10-11 ноября 2011 г.) Т. 1.-Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - С. 211-214. (0,2'п.л.)

7. Пинягина И.Ю. Ценность музыки и её культурные доминанты // Философия и научная картина мира: Материалы Международной научно-практической конференции 8 июня 2012 г. - Уфа: РИО РУНМУ МО РБ, 2012. — С. 108-110. (0,2 п.л.)

8. Пинягина И.Ю., Галимов Б.С. Дух Просвещения: контуры культуры и классической музыки // Дух Просвещения: созвучие духовных смыслов (посвящается 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова). - Межвузовский научный сборник. - Уфа- РЕС БашГУ 2012. -С.7-9. (0,2/0,1 п.л.)

9. Пинягина И.Ю. Классическая музыка как социальная ценность // Дух просвещения: созвучие духовных смыслов (посвящается 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова): Межвузовский научный сборник. - Уфа: РЕС БашГУ, 2012. - С. 121-122. (0,1 п.л.)

10. Пинягина И.Ю. М.В. Ломоносов и перспективы фундаментальной философии искусства в России // Труд, наука, экономика. Вклад М.В. Ломоносова и российских учёных в развитие науки и народного хозяйства России. М.В. Ломоносов - пример для молодых. Сборник научных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012.-С. 11-12. (0,1 п л )

Пинягина Ирина Юрьевна

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.01.99

Подписано в печать 16.07.2014 г. Формат 60x84/16 Усл. печ. л. 1,2 . Тираж 100. Заказ 105.

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул. ЗакиВалиди, 32.

Отпечатано в редащионно-издательском отделе Института права Башкирского государственного университета 450005, РБ, г. Уфа, ул. Достоевского, 131-105.