автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Духовно-нравственные аспекты творчества писателей-священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990-2000-х годов

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Червоненко, София Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Духовно-нравственные аспекты творчества писателей-священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990-2000-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовно-нравственные аспекты творчества писателей-священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990-2000-х годов"

На правах рукописи .

ЧЕРВОНЕНКО София Михайловна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ-СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ: МАЛЫЕ ЖАНРЫ РУССКОЙ ПРОЗЫ 1990 - 2000-х ГОДОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

з 1 окт т

Москва 2013

005536700

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный областной университет» на кафедре русской литературы XX века Историко-филологического института

Научный руководитель:

Алексеева Любовь Федоровна,

доктор филологических наук, профессор, МГОУ, кафедра русской литературы XX века

Официальные оппоненты:

Моторин Александр Васильевич,

доктор филологических наук, профессор, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, кафедра педагогики и методики начального образования,

заведующий кафедрой

Суматохина Любовь Валерьевна,

кандидат филологических наук, доцент, Институт мировой литературы им. М. Горького РАН, старший научн. сотрудник, отдел изучения и издания творчества М. Горького

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Защита состоится 21 ноября 2013 года в 15 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а.

Автореферат разослан « октября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, доцент

Т.А. Алпатова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

В настоящей диссертации представлена малая проза писателей-священнослужителей 1990-2000-х годов, исследуется специфика образного воплощения религиозных мотивов, нравственных идеалов, особенности их раскрытия.

Многие русские писатели немало думали над вопросами о вере и атеизме, указаниях Божиего Промысла, путях духовного возрастания. Эти проблемы освещали в своих произведениях художники слова разных эпох. В начале XX века произошло обновление духовной составляющей литературного процесса. Имена С. Соловьева, В. Свенцицкого, С. Дурылина, иеромонаха Тихона были широко известны. По-новому зазвучали онтологические темы у представителей Русского зарубежья: И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, И.А. Бунина и других. Религиозные тайны притягивали художников слова и в советскую эпоху, несмотря на официальный запрет познания метафизических сущностей.

В конце XX — начале XXI века возродился повышенный интерес к духовным аспектам в творчестве как секуляризованных, так и воцерковленных писателей. Религиозно-философские мотивы, сакральные темы становятся доминантными в многочисленных произведениях этой поры. Их авторы сформировали особый разряд прозы, который критики обозначили термином «православная беллетристика». К ней относят художественные тексты, имеющие выраженный адаптированный, несколько упрощенный характер. В них можно встретить элементы катехизации, т.е. разъяснения канонических основ православия. В произведениях, как отмечает Е.В. Пепеляева, «активно используется древний традиционный жанр видения, схематизируется персонажная система», образ священника, как правило, оказывается клишированным — «это мужчина преклонных лет, <...> с седой бородой, ясными голубыми глазами, "по-детски чистым взглядом", прямой фигурой»1. Такой герой, как правило, лишается психологической достоверности.

На этом фоне выделяется проза писателей, имеющих священный сан, так называемая «иерейская проза»2. Истоки данного направления сформировались в XIX веке, когда в потоке светской литературы выделилось духовное направление, подробно разработанное в современном литературоведении A.B. Мото-риным. «<.. >Русские писатели и читатели видели в художественной, "изящной" словесности не столько развлечение, сколько учение о смысле жизни, выражение и действие определенного миропонимания<.. .>»3 - пишет исследователь. Современные прозаики-священники понимают духовную суть слова и тот

1 Пепеляева Е.В. Религиозная трансформация художественной структуры текста в современной православной прозе // Актуальные вопросы изучения духовной культуры: Материалы Межд. научно-практической конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XTV Кирилло-Мефодиевские чтения» / Под ред. Ю.Е. Прохорова. М.; Ярославль, 2013. С. 48,46.

2 Каплет В.М. Иерейская проза. Станет ли она литературным явлением? // «Фома». 2010. № 1 (81).

Моторин A.B. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века / РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). Новгород, 1998. С. 13.

факт, что «<...>с помощью слов отрицать существование духа и души неле-по<...>»'. Такое обоснование приводит к осмыслению понятий «творческого "направления" и "слога"»2. «Оставаясь в традиции религиозно-духовного наставничества»3, художники подводят к главной цели — пониманию «духовного водительства в мире»4. Отступление от этого призвания «равнозначно отступлению от судьбы и веры»5, - отмечает в своей работе о деревенской прозе Н.В. Ковтун, размышляя о В.Г. Распутине. Русский писатель видит будущее нации в «обретении потерянного духа», «религиозном единении»6. С особенной остротой это понимают писатели, имеющие священный сан.

Творчество протоиереев Саввы Михалевича, Николая Агафонова, Андрея Ткачева, Александра Коротаева, Владимира Чугунова, архимандрита Тихона (Шевкунова), священников Ярослава Шипова, Александра Дьяченко заслуживает пристального внимания. Служителей алтаря интересуют пути утверждения в вере, порабощенность греху и борьба с ним, пагубное влияние на людей псевдокультуры, судьбы, искалеченные эпохой безверия, будущее страны.

Скудные материалы о жизненном и творческом пути названных прозаиков можно найти на сайтах интернета. Их произведения выходят в разных издательствах: «Сретенский монастырь», «Сибирская Благозвонница», «Благо», «Родное пепелище», «Никея», «Артос-Медиа», - в основном по благословению архиереев или Издательского совета Русской православной Церкви.

Во многих периодических изданиях публикуются рассказы священнослужителей: в журнале «Родная Ладога» иерея Ярослава Шипова, в журнале «София. Премудрость Божия» протоиерея Николая Агафонова, в журналах «Москва», «Наш современник», «Вертикаль», «Слово», «Роман-газета», «Дальний восток», альманах «Родное пепелище»; в газетах «День литературы», «Литературная газета» - произведения о. Владимира Чугунова. В журнале «Фома» до издания книги печатались выборочно очерки архимандрита Тихона (Шевкунова). Здесь же публиковались воспоминания мирян, знавших выведенных на страницах текста персонажей, имевших с ними непосредственное общение7.

Интерес к прозаикам-священнослужителям постоянно растет не только в узком кругу специалистов, но в первую очередь среди рядовых читателей. Особой популярностью пользуется книга архимандрита Тихона (Шевкунов) «"Несвятые святые" и другие рассказы» (2011). Существуют переводы этого текста на английский, сербский, греческий, французский языки. Книга неоднократно была поводом для побед в различных конкурсах. К примеру, в 2012 году она вошла в список финалистов литературной премии «Большая книга» и победила в читательском голосовании, на Ш Славянском литературном форуме «Золотой

1 Моторин A.B. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века / РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). Новгород, 1998. С. 13.

2 Там же.

3 Ковтун Н.В. Деревенская проза в зеркале утопии. Новосибирск, 2009. С. 284.

4 Там же.

5 Там же. С. 285.

6 Там же. С. 284.

1 Например: Линде Юлия. «Испытания деньгами» // «Фома». 2011. № 9.

витязь» за нее присужден автору «Золотой диплом» (1-ое место). Обладателем «Серебряного диплома» стал протоиерей Владимир Чугунов за книгу «Плач Адама».

Многие писатели-священники являются членами Союза писателей России. На страницах прозы они анализируют жизненные события, опираясь на православное вероучение, помогая читателю обрести истину, укрепиться на нелегком жизненном пути. Л. Толстой писал, что «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и отношений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»1. Прозаики ориентируют читателей в сложных религиозных вопросах, отводя наиболее важным духовным проблемам главное место в художественном пространстве.

Не случайно среди разновидностей малой прозы выделяются праздничные рассказы. Следуя специфике жанра, писатели организуют, повествование таким образом, чтобы «пробуждать в читателе религиозные чувства и тем самым подготавливать его к восприятию сверхъестественного, к неожиданным поворотам событий и к метаморфозам в поведении персонажей»2.

При описании малых жанров, как заметила Е.В. Капинос, повышенный интерес к деталям дает возможность говорить не только о сконцентрированности в них смысла, но и о способности «метонимически представлять всю вещь», сжатость формы позволяет резко ощутить «все ее прогрессивно и регрессивно соотнесенные между собой составляющие»3, выраженные в новеллистической пуантировке, подчеркивающей концовку.

На данный момент обобщающих работ по творчеству писателей-священников (или одного из них) немного. Монография И.С. Леонова и В.А. Корепановой4 «Поэтика православной прозы XXI века» (изд-во «Ремдер», 2011), посвящена крупным жанровым формам, главным образом романам, священников Николая Агафонова, Алексия Макиевского, Александра Торика, Александра Шантаева, маленький раздел (6 страниц) посвящен рассказам о. Ярослава Шипова. Круг имен расширен за счет светских авторов: Валерия Лялина, Бориса Спорова, Татьяны Шипошиной. Особо важно, что литературоведы предлагают общее теоретическое обоснование данного русла прозы как литературного направления.

В упомянутой статье Е.В. Пепеляевой5, статьях Н.В. Пращарук6 предпринят анализ отдельных произведений наиболее известных духовных лиц. Уде-

1 Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 30. М., 1951. С. 18-19.

2 Калиниченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца Х1Х-ХХ века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла): Моногр. Волгоград, 2000. С. 7-8.

3 Капинос Е.В. Малые формы поэзии и прозы (Бунин и другие). Новосибирск, 2012. С. 7, 8.

4 Леонов И.С. и Корепанова В.А. «Поэтика православной прозы XXI века». М.; Ярославль, 2011. 121 с.

5 См. сноску на с. 3.

6 Пращарук Н.В. «"Несвятые святые" и другие рассказы» архимандрита Тихона (Шевкуно-ва): открытие мира // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы X

ляют внимание творчеству священников молодые исследователи, в основном студенты-старшекурсники, аспиранты1. Большой популярностью пользуется творчество протоиерея Николая Агафонова.

Мнения исследователей при интерпретации мировидения рассматриваемых писателей, при анализе индивидуальных стилей весьма далеки от совпадения. Думается, что существующие на сегодняшний день работы об «иерейской прозе» являются лишь подступами к серьезному научному изучению. Многие аспекты только заявлены, нуждаются в более подробной разработке. Исследователи сосредоточены на беглых, внешних характеристиках, избегают анализа всего спектра художественных решений. Это существенно ограничивает масштаб анализируемых проблем. Осмысление своеобразия авторских стилей, их особенностей находится на уровне разрозненных наблюдений. Практически не исследовались связи творчества священнослужителей с классиками XIX века, Серебряного века, Русского зарубежья, советской литературы, не обобщались параллели их произведений с другими ответвлениями и направлениями современного литературного процесса.

Актуальность избранной темы определяется малой степенью изученности творчества писателей-священнослужителей, возрастающим в научной и читательской среде интересом к такого рода прозе. Целостная культура современной жизни не может существовать без осмысления идей и образов, созданных авторами, которые активно участвуют в литературном процессе, являясь яркими и оригинальными творческими личностями, талантливыми мастерами слова.

Научная новизна работы заключается в выборе объекта изучения — проза каждого из писателей-священнослужителей как целостный художественный мир. Проводится комплексный анализ образно-эстетической системы в малой прозе протоиереев Саввы Михалевича, Владимира Чугунова, священников Ярослава Шилова, Александра Дьяченко, архимандрита Тихона (Шевкунова) в литературном, философском и общественном контексте последней трети XX -начала XXI века, особое внимание уделяется религиозно-философскому аспекту их творчества. Предпринята попытка определить аксиологическую и познавательную значимость произведений, охарактеризовать их самобытные черты.

Объектом изучения в данной работе является современная проза малых жанров: очерки, рассказы и новеллы архимандрита Тихона (Шевкунова] («Вредный отец Нафанаил», «Схиигумен Мелхиседек», «Предсказание отца

Межд. научной конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. Великий Новгород, 2012. С. 202-207.

1 Моторина A.A. Идейно-художественное единство книги архимандрита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые" и другие рассказы» // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы X Межд. научной конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. Великий Новгород, 2012. С. 207-219.; Федорова E.JI. Некоторые особенности хронотопа в поэтике рассказов Я.А. Шилова «В пустыне, на берегу озера», «Райские хутора» // Актуальные вопросы изучения духовной культуры: Материалы Межд. научно-практической конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XTV Кирилло-Мефодиевские чтения» / Под ред. Ю.Е. Прохорова. М.; Ярославль, 2013. С. 67-72.

Николая о монашестве», «Об одной праведной кончине», «Преосвяшеннейший послушник»), протоиереев Саввы Михалевича («Рождество. Рассказ эмигрантки», «Тропою натуралиста», «С миром отшедший. Рассказ псаломщицы»), Владимира Чугунова («Луна над погостом», «Старец»), священников Ярослава Шипова («Пеликан», «Соборование», «Уездный чудотворец», «иеромонах Се-вастиан», «Три рыбы от святителя Николая», «В пустыне, на берегу озера», «Первые послевоенные», «Туда и обратно», «Бизон и Фуфунчик», «Дрова», «Старшой», «Медаль», «Совсем немного геополитики»), Александра Дьяченко («Плоть едина»).

Цель диссертационного исследования - изучить образно-эстетическую систему малых жанров иерейской прозы конца XX - начала XXI в., уделив особое внимание изображению церковного быта и уклада, состоянию воцерков-ленности современного общества.

Цель определяет конкретные задачи исследования:

- провести целостный анализ образно-эстетической системы избранных писателей-священнослужителей;

- изучить центральные идейно-тематические пласты, образно-содержательные лейтмотивы в избранной для исследования прозе малых жанров, выявить характер их взаимодействия;

- раскрыть индивидуальные черты творческого облика каждого из авторов;

- выявить специфику религиозно-философского, нравственного звучания произведений;

- определить отличительные особенности поэтики художественных текстов, значение и место иерейской прозы в литературном процессе;

- выделить и детально изучить характеры духовных лиц, авторское осмысление их поступков и поведения;

- прояснить роль образов детей в раскрытии духовного облика современной России;

Методологической основой настоящей работы является комплексное использование разработанных в литературоведении подходов: аксиологического, структурно-аналитического, биографического, сравнительно-типологического, герменевтического.

Теоретико-методологическая база данного исследования обусловлена целью работы и ее задачами. В качестве теоретической опоры для осмысления поставленных проблем привлечены труды М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А.П. Скафтымова, М.М. Дунаева, С.Т. Ваймана, A.B. Моторина.

Основные положения, выносимые на защиту:

- образно-эстетическая система иерейской прозы основывается на религиозном мировоззрении, православной традиции и вместе с тем отличается собственно художественными достоинствами;

- писателям-священнослужителям свойственно представление о творчестве как о высокой миссии, которая требует противостояния идеологии, направленной на удовлетворение только земных потребностей;

- проза духовных лиц связана с основными тенденциями современного литературного процесса, включена в него и, тем не менее, может быть выделена в самостоятельное направление;

— произведения священнослужителей аксиологически ориентированы на религиозные ценности православного вероучения, осмысление Священного Писания, живое, образное толкование церковных догматов;

- запечатленные в рассказах духовные состояния героев многообразны и сложны: наряду со стремлением к высшему Идеалу переданы и чувства отчаяния в моменты горьких испытаний;

— особое мастерство иерейской малой прозы состоит в художественном воссоздании богообщения, суровом описании пороков современного мира, его пагубного влияния, богооставленности, а также суггестивном изображения спасительности аскетического пути, приобщения к таинствам Церкви.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов для дальнейшего изучения прозы писателей-священников. Результаты исследования дают возможность применить положения, методологические подходы в дальнейшем изучении истории русской литературы. Впервые собранная и систематизированная библиография, основные положения исследования, выводы могут быть применены в практике вузовского преподавания, на лекциях и практических занятиях по курсу «Современная русская литература», в спецкурсах и спецсеминарах для студентов-филологов и культурологов, на факультативных занятиях, в школьной практике преподавания литературы и проведения внеклассных мероприятий.

Апробация диссертационного исследования. Работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы XX века МГОУ, а также на аспирантском семинаре. По теме опубликовано три статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ (Вестник МГОУ, серия «Филология»: 2012, № 5; 2013, № 1; 2013, № 4). Основные положения исследования изложены в докладах на конференциях: «Духовные начала русского искусства и просвещения: X, XI, XII, Х1П международные Никитские чтения» (Великий Новгород, 2010, 2011, 2012, 2013), «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья: Международная научная конференция» (Москва, 2011, 2013), «Поэзия русской жизни в творчестве И.С. Шмелева» (Шмелевские чтения, 2009,2011).

Писатели-священнослужители занимают неоспоримое место в довольно коротком списке хранителей исконных традиций отечественной литературы, защитников чистоты и совершенства русского языка. Их творчество обогатило прозу конца XX - начала XXI века. Это своего рода культурный феномен, свидетелями и современниками которого мы являемся. Данная работа - один из первых шагов на пути его изучения.

Имена архимандрита Тихона (Шевкунова), протоиереев Саввы Михале-вича, Владимира Чугунова, священников Ярослава Шипова, Александра Дьяченко не упоминаются в литературно-критических обзорах развития современной литературы. Исследование ныне существующих прозаиков, творческие пути которых далеки от завершения, имеет свои сложности с методологической точки зрения, но вместе с тем и свои преимущества. Такие произведения помо-

гают встать на путь христианских добродетелей, преодолевая сопротивление собственного эгоистического я и окружающей действительности - с ее культом денег. Творчество священников актуализирует действенное постижение «высшего смысла человеческого существования, онтологического статуса личности»1, мобилизует читателя на духовные искания, что было характерно для русской классической литературы.

Жанр христианских рассказов, без сомнения, имеет нравственную и художественную ценность. Этот пласт литературы помогает ориентироваться в современном обществе, с его «новой культурой», апофеозом плотских желаний, направляет на путь к жизни, основанной на евангельских идеалах.

Структура работы мотивирована ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна темы диссертации, обозначается предмет и объект изучения, сформулированы цели и задачи исследования, названы методологические ориентиры, определена теоретическая и практическая значимость работы, выделены основные положения, выносимые на защиту, перечислены параметры их апробации.

Первая глава - «Церковная жизнь мирян глазами писателя-священника» включает три параграфа (второй параграф делится на два раздела).

В параграфе 1.1. «Современная проза священников о духовном становлении личности» анализируются произведения архимандрита Тихона (Шевкунова) «Как Булат стал Иваном», «Об одной христианской кончине» и священника Ярослава Шилова «Совсем немного геополитики», «Пеликан». В них особое место занимает состояние современного общества и человеческой личности, потерявшей истинные ориентиры в море соблазнов окружающего социума.

Архимандрит Тихон через судьбу главного героя постепенно подводит читателя к пониманию Промысла Божиего в судьбе каждого человека, акцентируя особенное внимание на последних днях жизни. Имея священный сан, автор понимает, что именно перед смертью, когда открывается ранее недоступная новая реальность, человек оказывается в страшном смятении, порой страх охватывает его. «Главным потрясением становится то, — как тут же объясняет автобиографический герой, - что эта открывающаяся реальность бывает агрессивной и поистине ужасной» (365)2. Это побуждает догадаться о причинах страданий и мук, пережитых знаменитым режиссером - С.Ф. Бондарчуком. В очерке смерть описывается как естественный переход в мир вечный. Автор дает завершенную

1 Богданова O.A. Духовные искания в русской прозе рубежа XX - XXI веков // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы XII Международной научной конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. Великий Новгород, 2012. С. 198.

2 Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. М., 2011. 640 с. Здесь и далее ссылки на произведения о. Тихона даны по этому изданию с указанием стр. в скобках.

картину человеческой земной жизни, наполненную, как и у всех, прегрешениями, заблуждениями, печалями, отчаянием. Внимание сосредоточено на страхах, переживаниях, сомнениях, которые вызваны неверием, отсутствием элементарных знаний. Для объяснения основных положений вероучения о душе после смерти писателем вводятся многочисленные ремарки, пронизывающие канву повествования.

Отец Ярослав в рассказе «Пеликан», используя разнообразные художественные средства, по-своему раскрывает нелегкий путь духовного становления. В параграфе анализируется внутренняя динамика главного героя, постепенное обретение им мира с Богом. Акцентируется внимание на образах-символах. Одним из основополагающих является образ птицы - Пеликана. Введение животных, описание их взаимоотношений становится аллюзией на человеческие нравственные реалии. Прозаик не углубляется в сложные психологические переживания героя. Но это только поверхностное восприятие. Путь духовного становления Николая Николаевича, как и любого человека, очень непрост. Писатель понимает, что, по выражению афонского подвижника Софрония, «подлинная христианская жизнь течет там, в глубоком сердце, сокрытом не только от посторонних взоров»1, но и от самого человека. Трудно «уловить процессы духовной жизни сердца, которое своей глубиной касается того бытия, где уже нет процессов»2.

В рассказе «Совсем немного геополитики» отображаются истоки утраты, оскудения веры в людях. События в братской Сербии становятся аллюзией на современное состояние всего мира. Использование художественных средств: диалога, сопоставления, контрастных описаний, детализации - позволяет прозаику осветить духовную подоплеку политических событий.

Как противовес происходящему в мире предстает образ обители и ее насельников. Отец Ярослав не дает описания монастыря или поведения братии. Ему важно показать альтернативу современной жизни. При этом писатель отнюдь не призывает идти в монастырь, но ему важно, чтоб читатель осознал духовную составляющую бытия. Главным становится мотив покаяния и, как следствие, молитва.

В работе отмечается виртуозное владение автором юмористическими приемами в организации некоторых сцен и ситуаций, которые органично вплетаются в ткань трагического или драматического повествования. Одна из задач писателя - ненавязчиво пробудить в читателе чувство комического, пригласить к улыбке, а то и задорному смеху, а через это подвести к пониманию сложных религиозно-философских проблем.

Для обоих прозаиков важно передать уроки духовного опыта.

Параграф 1.2. «Христианские идеалы авторов в рассказах протоиерея Саввы Михалевича, иереев Ярослава Шипова, Александра Дьяченко» делится на

1 Иеромонах Софроний {Сахаров). Старец Силуан. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2011. С. 15.

2 Там же.

два раздела 1.2.1. «Смирение как доминанта христианской жизни» и 1.2.2. «Поэтика изображения семейных отношений».

В разделе 1.2.1. «Смирение как доминанта христианской жизни» отмечается, что от рассказа к рассказу тянется нить, связующая воедино образы так называемых духовных лиц («Елизавета», «За тенью», «В пустыне, на берегу озера», «Счет», «Уездный чудотворец»). Анализ текстов подводит к заключению, что подобные характеры имеют приоритетное значение в системе персонажей данных произведений.

Священник Ярослав Шипов предстает как мастер портрета-характера. Повествователь умеет несколькими жестами и деталями передать индивидуальные черты, человеческие слабости, нравственные изъяны и духовные достоинства. Такая изобразительность обогащается авторским пониманием тонких структур человеческой личности, фундамент которой составляет вера.

В данном разделе рассматриваются такие персонажи, которые напрямую не соотносятся с церковным служением. Отец Ярослав изображает трудности и невзгоды, перенесенные женщинами: покалеченной после ранения Елизаветой («Елизавета»), оставшейся с негнущейся спиной на всю жизнь, Агафьей Орловой, потерявшей на фронте мужа («За тенью»), Анной Ивановной, с младенчества переживавшей ужасы лепрозория и оторванности от родины предков («В пустыне, на 6epeiy озера»), безымянной докторшей, сохранившей жизнь чужому ребенку, пожертвовав собственным («Счет»). Но, несмотря на горькие испытания, они не утратили веры, а даже наоборот, укрепляют в правоте христианства других.

Прозаик не ставит своей задачей дать всеобъемлющую характеристику главным действующим лицам, например, Аверьянычу в рассказе «Счет» или Ивану Фомичу в «Уездном чудотворце». Тема долга, служения ближнему, исполнение одной из главных евангельских заповедей («возлюеиши искреннАГО твоего, 1лки> самъ севе» - Мф., 22:39; Лк., 10:27; Мк., 12:32-34) становится центрообразующей в рассказах «Счет» и «Уездный чудотворец». Особенно ярко это завещание Господа воплотилось в поведении Ивана Фомича: всю свою жизнь он воспринимал «до невероятности однозначно - как служение» (438) . Через все повествование, как и в рассказе «Елизавета», проходит лейтмотивом тема духовного воспитания, присущего исконной русской традиции, уходящей корнями в историю православной этики: такая вера и готовность к «пожизненному служению милосердию» могли быть выпестованы только «катехизисом и молитвой» (43 В). Писатель «через бытовую конкретность» обращается к вечным проблемам - «смысла жизни, счастья, любви, смерти». В центре выбранного типа повествования ставится судьба одной личности, «органично включенной в течение обыденного крестьянского существования», которое «выглядит живым свидетельством, психологической конкретизацией сложившегося в русских селах уклада»2, что ярко воплотилось в творчестве И.А. Бунина, а так-

1 Священник Ярослав Шипов. Райские хутораМ., 2012. 624 с. Здесь и далее ссылки на это издание даны с указанием страниц в скобках.

2 Смирнова Л. А. Реализм Ивана Бунина: Учебное пособие к спецкурсу. М., 1984. С. 39,43.

же запечатлено в рассказах отца Ярослава Шилова. Своеобразная художественная форма позволяет ему наметить скрытые истоки происходящих событий. Через обобщения, концентрированно сгущенные в отдельных характерах, автор малых жанров выводит целый ряд жизненных явлений, проникая «в их внутреннее содержание, причинно-следственные связи, смело укрепляя смысл каждого»1.

Таким образом, писатель через раскрытие характеров героев, их поступки, речь, точное и лаконичное внешнее описание, взаимодействие с другими персонажами показывает возможность независимо от социального статуса жить по заповедям, постоянно стремясь удостоиться уже здесь «райской жизни» (356), помнить, что в каждом человеке Образ и Подобие Божие.

В разделе 1.2.2. «Поэтика изображения семейной эюизни» уделяется внимание основе любого общества — семье, ее ценностям. Анализируются рассказы священников Александра Дьяченко «Плоть едина» и Ярослава Шилова «Райские хутора», «В пустыне, на берегу озера».

Отец Александр в своем произведении выводит галерею пастырей и их матушек. Обрисовывая характеры персонажей, автор подводит читателя к пониманию одного из сложных постулатов христианского вероучения, сформулированного апостолом Павлом в послании к Галатам: «дрУгь дрУгд таплггы носите, и таюи исполните законт» хртовт.» (Гал., 6:1,2). Таким образом, читатель подводится к пониманию одной из добродетелей, которой очень многие в современном обществе лишены — терпению как основе брака.

В рассказе «Райские хутора» священником Ярославом Шиповым изображается обычная супружеская пара сельских мирян. В разделе интерпретируются художественные приемы изображения духовной стороны жизни русской семьи. В этом произведении, как и у отца Александра, говорится об условиях сохранения традиций древнего уклада. Прозаик с первых строк отмечает территориальную удаленность хуторов. Данное условие нередко встречается в творчестве писателя, оно трактуется автором как необходимое для духовного созидания. Простота изложения и юмористический тон повествования передают непритязательность, своеобразную, утраченную многими нашими современниками гармонию смиренной сельской жизни.

Сюжетная линия строится на своеобразном сближении животных и человека. В соответствии с этим включены маленькие веселые истории, главными действующими лицами которых являются четвероногие друзья. Своей искренней добротой, простотой, любовью старики привлекают животных. Это становится одним из критериев приближения к божественной сути. Удивительно соединение человека с природным миром, когда животные, признавая господство человека, утрачивают боязнь, чувствуют Божественную Благодать. Отец Ярослав наполняет художественное пространство занимательными, красочными, смешными и курьезными историями, носящими порой притчевый характер.

Этой же теме посвящен рассказ «В пустыне, на берегу озера». При его анализе были выделены основные художественные средства и приемы, мобили-

1 Там же. С. 39.

зованные автором для раскрытия исследуемой проблемы. Сюжетная линия направлена в первую очередь на освещение духовной стороны в жизни героев, необходимой для сохранения тепла семейного очага.

Через речь, портрет (или его набросок), описание отец Ярослав раскрывает возможности соответствия евангельским истинам. «Крестообразно плавающий огонек, которым осеняла» уезжающих «благословляющая рука» (591), становится символичным маяком в «непроглядной ночной черноте» (590 -591) - не только бескрайнего озера, освещенного «холодным светом луны» (590), но и в общей, не менее жуткой, но в тоже время «зачаровывающей картине» (590) мира. Это интуитивно чувствуют герои-охотники, по-детски радуясь «вспыхнувшему огоньку керосиновой лампы» (591) в руках гостеприимных хозяев при расставании.

Тема сохранения устоев брака и семейных традиций неоднократно встречается в творчестве отца Ярослава Шипова. К ней он обращается в рассказах «Царственная», «Уездный чудотворец» и др. Главную роль в сохранении тепла домашнего очага отводится женщине, ее правильному пониманию своего предназначения.

Главным ориентиром для традиционно прочной семьи является завещание Христа: «Сеги> рддн вставить челов'Ькт. иггцд своего и матерь и при-л-Ьпитса къ жен а своей, и кУдетд ижд вт» плоть едннУ» (Мф., 19:5). Здесь суть женственности, исток стремления к идеалу.

Художники слова через создаваемые сюжетные ситуации, образы мужчин и женщин, используя разнообразный спектр поэтических средств, подводят читателя к пониманию условий счастливого брака, его ценностей, необходимых для дальнейшего сохранения человечества.

В параграфе 1.3. «Тема детства в современной прозе священников» акцентируется внимание на вопросах мироощущения ребенка, особенностях ума, который в этом возрасте отличается наивностью, правдивостью в оценках происходящего. Главный ракурс анализа направлен на изучение мастерства в изображении духовной жизни ребенка такими писателями, как протоиереи Савва Михалевич («Тропою натуралиста», «Рождество. Рассказ эмигрантки», «Детская молитва»), Владимир Чугунов («Луна над погостом»), священник Ярослав Шипов («Должник», «Первые послевоенные», «Туда и обратно», «Овсяное печенье»).

В главе уделяется особое место осознанию духовного смысла явлений и событий, к которым прикасаются дети разных возрастов.

В своих произведениях протоиереи Савва Михалевич и Владимир Чугунов уделяют большое внимание ностальгическим воспоминаниям: о природе, близких родственниках (бабушки и дедушки у о. Владимира, матери и родной тети у о. Саввы). Авторское внимание к прекрасному в природе, в людях, православных обрядах (праздники Рождества Христова и Святой Троицы) позволяет точно и глубоко передать логику детского мышления, отразить специфику формирования ценностных ориентаций маленьких героев.

Особое место занимает детская вера, являющаяся не чем-то отвлеченным и непонятным, а реальностью, составляющей саму жизнь. Подробно эту тему

разрабатывает отец Савва в рассказах «Рождество. Рассказ эмигрантки» и «Детская молитва». Описывая тщательную подготовку к празднику, девочка-повествовательница намеренно детализирует художественное пространство: пребывание на торжественной службе, общение с отцом, бабушкой, священником, внутренние переживания маленькой героини, приоткрывает значимость происходящего. В рассказе «Детская молитва» горячая вера ребенка запечатлена как чудесная сила.

Автор-иерей проявляет особое внимание к церковным обрядам и таинствам. Персонажи отца Саввы Михалевича ведут напряженную духовную жизнь, задумываясь о грехе и покаянии, Божией милости и всепрощении, что существенно выделяет их из ряда аналогичных образов у современников и многих предшественников. В этих произведениях дистанция между автором и героями сведена до минимума, это пробуждает у читателя желание восстановить в сердце светлую и радостную пору собственного детства. Тексты наполнены проникновенным лиризмом.

В рассказах отца Ярослава Шипова за простыми сюжетами и непритязательными эпизодами скрыт глубокий подтекст, религиозно-философские основания, сопровождающие взросление человека. Вводя в канву художественного пространства реальные или имитированные повествователем автобиографические элементы, писатель показывает нравственные тупики и озарения своих героев, драматические узлы становления личности.

В выбранных для анализа текстах повествование ведется от первого и от третьего лица. Все происходящие с героем-ребенком читатель видит одновременно и изнутри, и уже претворенным в сознании взрослого человека, дающего оценку давно минувшим происшествиям и переживаниям. Финалы, как правило, многозначительны при кажущейся простоте. Через реплики героев, лаконичные определения раскрывается смысл того, что каждым человеком познается ценой нелегких испытаний.

Особенностью рассказов «Туда и обратно» и «Должник» становится прослеживание жизненного пути человека, подведение его к пониманию основ бытия, постепенное формирование мировоззрения. Толчком к этому служат ситуации, события, явления, невзначай произнесенные слова, отложившиеся в памяти ребенка и только спустя долгие годы начинающие будоражить ум, заставляя задуматься о собственной жизни, цели земного существования. В анализируемых произведениях отца Ярослава о детстве через особенности сюже-тосложения обнажаются сложные бытийные проблемы, ведущие к постижению истоков человеческих судеб, духовных оснований всех поступков и событий. Ретроспекция во всех произведениях о детстве становится структурообразующим принципом.

В диссертации проводится мысль о том, что детство в рассказах и новеллах осмыслено как залог будущих ориентиров человека, первый шаг на пути обретения религиозных ценностей. С духовных позиций осмыслены младенческие переживания, обусловленные событиями, встречами с ровесниками и старшими, внешним обликом людей и предметов, картинами окружающей природы.

Вторая глава — «Пастырское подвижничество как объект малой прозы конца XX - начала XXI в.» - включает три параграфа.

В параграфе 2.1. «Авторитет и щит сана иерея Божиего» в центре внимания рассказы и очерки о жизни священства, ее духовной составляющей в первую очередь. Писатели показывают церковнослужителя как простого человека, порой заостряя внимание на немощах, присущих всем людям. Подробно рассматриваются здесь рассказы протоиерея Саввы Михалевича «На исповеди», отца Александра Дьяченко «Плоть едина». В них выведена целая галерея служителей алтаря, показаны сложные пастырские судьбы.

Будучи сами рукоположенными в священный сан, прозаики реально оценивают обстановку среди духовенства. Описание лишено идеализации, как и тенденциозной сатирической разоблачительности.

В целом параграф носит обзорный характер. Главной целью здесь является типологический анализ многообразных характеров церковников, специфика раскрытия их характеров (в очерках архимандрита Тихона (Шевкунова). Главной особенностью становится автобиографизм повествователя. Тем самым достигается максимальная правдоподобность, приближенность к жизни.

В параграфе 2.2. «Сюжетная и композиционная организация повествования в рассказах о пастырской жизни священника Ярослава Шипова» раскрывается специфика художественного изображения пути пастыря, его служения, авторское проникновение во внутренний мир главных героев.

Персонажей анализируемых рассказов роднит простота, смирение, доброта, нестяжательность. Образы отцов Севастиана, Николая, Гавриила вселяют покой в душу, осознание необходимости веры, помогая читателю уйти от мирской суеты. Своей жизнью герои напоминают читателю о радости, которую дарит верующему Церковь, помогают найти единственно верные ориентиры в жизни, побуждая к самоанализу, поиску духовной прочности, покаянию.

В параграфе подробно анализируется каждый характер, выявляются художественные средства, ведущие к раскрытию достоинств персонажей. Так, основу рассказа «Три рыбы от святителя Николая» составляет внутренний монолог героя. Через его речь читатель подводится к пониманию чуда: речь идет о пойманной не в сезон рыбе — по молитвенному предстательству святителя-чудотворца Николая. Выдвинутый тезис: «по молитвам, известно, и не такое случается» (160), - с блеском реализуется в незамысловатом сюжете и становится доминантой повествования. Речь персонажа становится азбукой православной морали. По ней читатель учится, как просить, как благодарить и Кого. В поведении отца Михаила перед новой просьбой важную роль играет эмоциональная окраска словосочетаний, используемых художником для описания: герой «в стенаниях» (160), «с чувством обжигающего стыда» (160), полного «смятения» (160) и «срама» (160) возвращается на берег. Вся сюжетная линия рассказа, манера изложения подготавливают читателя к пониманию главной темы - темы чуда. Прозаик выбирает простого, ничем не приметного на первый взгляд главного героя. Через речь, поведение раскрывается не только образ смиренного, обычного сельского батюшки, но и происходит вовлечение читателя в удивительную атмосферу молитвы-монолога. Отец Ярослав следует ка-

нонам выбранного жанра, но избегает тенденциозной нравоучительности, явных элементов проповеди. Через реплики иеромонаха, его манеру общения со Святителем и с Самим Господом писатель подталкивает неискушенного читателя к пониманию значения молитвы: простой, искренней, где-то даже наивной, но устремленной к горнему миру.

Подсказку, как сдержаться от гнева и возмущения в сложных жизненных ситуациях, автор дает через образ молодого священника Евгения («Медаль»). В поле зрения автора распространенная о батюшке клевета, абсолютно нелепая и чудовищная. Писатель не идеализирует своего героя, показывая угнетенность состояния, в которое впадет неискушенный пастырь после злостной обиды: «эта напраслина так придавила» его, «что он словно постарел» (151). В этом произведении впервые затрагивается тема награды, так подробно освященная одним из иерархов православия святителем Григорием Богословом. Учение о том, что «за страдания обещана награда», в образной форме, без догматических изысканий вкладывается в уста лаврского игумена. Через образ-символ медали объясняется суть христианской борьбы, само значение испытаний и правильное отношение к ним - благодарение Господа. Таким образом, объясняется тезис святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все».

К сложным вопросам влияния «новой культуры», своеволия, культа денег, их пагубного воздействия на человеческую душу обращается о. Ярослав в рассказе «Бизон и Фуфунчик» - одном из наиболее насыщенных по проблематике, что дает повод соотнести его с произведениями И.А. Бунина, М.А. Булгакова, А.Н. Толстого.

На малом художественном пространстве автор с помощью персонажей-священников осмыслил острые проблемы современного общества. Жанровые особенности позволяют сконцентрировать внимание читателя не только на сюжетных перипетиях, но и вникнуть в глубокий подтекст. Манера повествования (от третьего лица) дает возможность оценить происходящее со стороны. Психологическое мастерство позволяет выявить многоплановость внутренней жизни героев, раскрыть их индивидуальность.

В параграфе 2.3. «Автор-повествователь в рассказах священника Ярослава Шипова» подробно анализируется образ организующего текст субъекта. Выбраны произведения «Печное дело», «Дрова», «Старшой», «Крестины», «Соборование», «Переправа».

Своеобразие «сказовой» манеры изложения (от первого лица) диктует свои особенности. Так как герой-рассказчик персонифицирован, то главной его характеристикой являются особенности речевой манеры, «за которой просматривается определенный характер, способ мышления и мировоззрение»1. Описание бытовых обстоятельств, выполнение героем треб, восприятие им окружающей природы - всё обеспечивает исчерпывающую характеристику сельского батюшки, рисует убедительную картину нелегкого церковного служения в деревенской глуши. Нередко изображая эпизоды из собственного жизненного

1 ЁсинАБ. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2007. С. 121.

опыта, художник сосредотачивает внимание читателя на глубоких нравственных и отчасти богословских вопросах.

В рассказах «Дрова», «Печное дело», «Старшой» прослеживается отношение писателя к проблеме духовного обнищания деревни, разрушения традиций и уклада России в XX и XXI веках. На первый план в рассказе выступают смирение, долготерпение автора-повествователя, его нестяжательность и мудрое восприятие происходящего. Без злобы, по евангельским заповедям он относится к обману печниками, оставившими священника на пороге зимних холодов без элементарного средства отопления - печки. Своеобразие развития сюжета подводит к осмыслению темы творчества, его духовных истоков. Впервые в литературе эстетические нормы поведения церковнослужителю объясняет прихожанин, а пастырь со смирением осознает справедливость суждений простого крестьянина.

Большое внимание уделяется бесчисленным требам в рассказах «Печное дело», «Крестины». Подвижническое служение деревенского батюшки сравнивается со «сплошным дежурством» (247) скорой помощи. Особую роль играет в «Печном деле» символика: неправильное число кирпичей — двенадцать - становится аллюзией на апостольское служение. В «Соборовании» особую смысловую нагрузку несет сохраненная крыша, несмотря на многочисленные разрушения стен. Через такой образ-символ автор обращается к пониманию главного стержня в жизни каждого человека. Рассказ посвящен теме ценности человеческой души. Цитату из Священного Писания: «кда бо польза члов'ЬкУ, ацле прТадврАфбтт» лирт» весь и СЗтфетичгъ дУшУ свою» (Мк., 8:36) - повествователь объясняет летчикам-спутникам, а вместе с ними и читателю. Мотив смерти в данном повествовании становится сюжетообразующим. Интересна организация художественного пространства. Событие представлено в настоящем времени. Финалом становится кончина промысловика. Но прозаик не ставит точку на трагической ноте, продолжая фабульную линию рассуждениями автобиографического героя уже в запредельном для покойного будущем времени. Для о. Ярослава важно показать, что за неизбежной кончиной нет пропасти для верующего человека, в этом свете весь последующий диалог приобретает весьма значимую смысловую нагрузку.

Помимо перечисленных ранее, в параграфе рассматривается рассказ («Переправа», в котором отразились отношения автобиографического героя с молодым собратом-священником и его матушкой. Художником воссоздаются модели поведения в современном мире, указывается на ответственность выбора.

В рассказе «Старшой» в центр поставлена тема лжеучений. Акцентируется внимание не только на ложных в догматическом плане религиозных постулатах, но и на культивируемых социумом пагубных стремлениях к наживе, развлечениях, пропагандируемых средствами массовой информации.

Рассмотренные в главе произведения позволяют писателям-иереям раскрыть внутренний мир героев, приблизить образ священника к читателю, обреченному соприкоснуться с проблемами современности. Главные особенности произведений в данном случае обусловлены принадлежностью самих авторов к

«священному сану иерея Божия»1, что дает уникальную возможность с разных ракурсов, во всей полноте создавать характеры пастырей, в которых многие заблудшие души находят утешение и для которых они являются началом нелегкого пути на лестнице духовного возрастания.

Третья глава - «Художественное осмысление монашеского пути служения» — включает в себя три параграфа.

В параграфе 3.1. «Подвижники веры в произведениях священника Владимира Чугунова, протоиерея Саввы Михалевича и архимандрита Тихона (Шев-кунова)» рассматриваются созданные прозаиками образы монахов, проясняется их роль в направлении светских людей на пути христианских добродетелей.

Писатели приоткрывают тайны внутреннего мира обители, тем самым стирая грани, разделяющие духовный и светский миры. Герои показаны как носители добродетели нестяжания, смирения, доброты, любви к Господу и ближнему, примеры удивительного подвига несения своего креста, сохранения веры даже в страшных условиях гонений. Суровость быта и подвижнические поступки в некоторых эпизодах изображаются с юмором, с явной авторской установкой представить их в комическом ключе, передать радость от живых чувств у жизненно достоверно воспроизведенных характеров.

Подробно анализируются здесь очерки архимандрита Тихона (Шевкуно-ва) «Вредный отец Нафанаил», «Схиигумен Мелхиседек», «Жизнь, удивительные приключения и смерть иеромонаха Рафаила - возопившего камня». Портрет последнего запечатлел также протоиерей Савва Михалевич в рассказе «Крестный путь отца Гавриила», что дало возможность сопоставить два художественных образа, созданных на основе одного прототипа. Особое место отводится старчеству. Эту тему раскрывает галерея псково-печерских старцев в книге отца архимандрита «"Несвятые святые" и другие рассказы» и повествование священника Владимира Чугунова «Старец». Персонажи как будто дополняют друг друга, отображая лучшие качества монашества. Наиболее ярко они воплотились в характере «очень вредного» (83) «худенького, с острым пронзительным взглядом» (83) казначея - отца Нафанаила. Внешность этого «церковного бюрократа» (84) - «зимой и летом в старой застиранной рясе с рваным подолом» (83), «оторванной подметкой на башмаке» (97) - призвана подчеркнуть его нестяжательность. Акцентируя внимание на юмористической стороне, писатель, тем не менее, вполне серьезно ведет к осознанию внутреннего совершенства монахов. В своеобразном Плюшкине «с холщевым мешком за спиной» (84) скрыты необычайные духовные силы. О. Тихон намеренно обращает внимание читателя в первую очередь на внешние черты казначея, за которыми скрыта духовная глубина, постепенно раскрывающаяся перед читателем.

Мистические мотивы являются неотъемлемой частью повествования в очерке «Схиигумен Мелхиседек» архимандрита Тихона (Шевкунова) и рассказе «Старец» священника Владимира Чугунова, в котором последний обращается к образу всеми любимого лаврского духовника отца Кирилла (Павлова). Оба художника лишь приоткрывают завесу таинственности, наполняющей художест-

1 Протоиерей Савва Михалевич. Одна надежда. Непридуманные истории. М., 2008. С. 135.

венное пространство. Один обращается к сакральной стороне чуда (явление Пресвятой Богородицы), другой - таинства исповеди. О. Тихон привлекает внимание к одному из сложных вопросов свободного выбора человека. О. Владимир нарисовал картину истинного покаяния, которую повествователь при таинстве исповеди наблюдает в алтаре, где царят тишина и молчание.

Писатели-священнослужители подводят читателя к осознанию смысла монашества, которое является «отправной точкой духовного возрастания»1. «Они дают нам живые примеры простоты, труда, борьбы, силы духовной <...>»2, как писал о монахах в своем очерке «На скалах Валаама» И.С. Шмелев. Их духовная сила «заставляет нас взглянуть на себя и посмотреть: есть ли у нас хотя бы подобие этой силы, хотя слабый намек на нее?»3

В параграфе 3.2. «Поэтика раскрытия образа монаха в рассказах священника Ярослава Шилова» в центре исследовательского внимания рассказы «Сила немощи», «Отпуск», «Овсяное печенье», «На крыльце», «Лесная пустынь». В них с разных ракурсов анализируются художественные характеры монашествующих.

На контрасте построено повествование «Овсяного печенья». Через сопоставление умудренного опытом архимандрита, «известного крайней строгостью по отношению к себе и безграничной доброжелательностью ко всем остальным людям» (131), и совсем еще «молоденького пономаря», напичканного богословскими правилами, вскрывается проблема истинной веры и лишь шаблонного стремления к внешнему благочестию, без внутренней духовной сосредоточенности. Отмечены композиционные особенности текста. «Рассказ в рассказе» несет особую смысловую нагрузку, помогая в раскрытии характера главного героя и подвигая читателя к пониманию основной мысли.

Своеобразие сюжетосложения новеллы «На крыльце» позволяет с другой стороны обратиться к обозначенной проблеме. Отец Ярослав соединяет в одном тексте элементы драматического произведения и рассказа. Такое построение позволяет писателю выразительно и емко раскрыть характеры героев. Использование диалога становится отправной точкой в понимании авторского замысла. Художник кратко вскрывает главные проблемы каждого из поколений, выведенных на страницах произведения.

Жанровые особенности сценического изображения в рассказе, новелле, эпической миниатюре дают возможность, как отмечает В.Е. Хализев, воссоздать действие с максимальной непосредственностью, а разворачивающийся перед читателем диалог служит не только «речевому самораскрытию героев», но «создает иллюзию настоящего времени» . О. Ярослав прибегает именно к такому построению произведения, чтобы донести важные вопросы до читателя и избежать при этом назидательности.

1 Макарова JI.A. Воцерковленная Россия в художественном изображении И.С. Шмелева: Малые жанры прозы. Автореферат дисс. ... кандидата наук. М., 2007. С. 9.

2 Шмелев И.С. На скалах Валаама (путевые очерки). М., 1897. С. 6.

3 Там же.

4Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 158, 156.

В параграфе уделяется внимание еще двум рассказам - «Сила немощи» и «Отпуск», в которых в которых описание обителей приобретает форму беглых набросков. Отец Ярослав раскрывает образ монаха, почти не изображая монастырскую жизнь. К духовным аспектам автор-священник обращается через внутренний мир персонажей. Писатель выстраивает сюжетные звенья в соответствии с требованиями художественного повествования. В выбранных текстах затрагивается тема чуда, отношения к нему. Изображается спасение ребенка («Сила немощи»), необычно большое количество наловленной рыбы («Отпуск»). С большим мастерством передано трепетное отношение героев к духовному смыслу событий.

В этой части работы предложена интерпретация символического звучания некоторых мотивов и сюжетных звеньев. Так, гусиный бой и изгнание крысы из дома толкуются как аллюзии на современное общество: косвенно в рассказе высказано отношение к достижению успехов с позиции силы.

В параграфе 3.3. «Крестный путь архиерейского служения в художественном осмыслении священника Ярослава Шипова "Ужин у архиерея " и очерке архимандрита Тихона (Шевкунова) "Преосвященнейший послушник"» анализируется место образа архиерея в системе повествования. В названных текстах впервые осмысливается тяжесть поистине подвижнической доли архипастырей. Преимущественно внимание уделяется встрече героев-повествователей с владыками. Авторы, используя очерковый жанр, комментируют мощное влияние таких личностей на духовную жизнь современников, показывают ушедшую эпоху как противовес нынешней неосновательности. Использование кольцевой композиции подводит к пониманию Промысла Божиего в судьбе каждого человека. Отец Тихон, включая в канву повествования рассуждения рассказчика о христианских добродетелях, несколько упрощает художественные требования к литературному тексту. Но идет на это сознательно, ставя перед собой проповедническую задачу: разъяснить неискушенному читателю, на которого рассчитана книга, тонкости духовного становления личности.

Неординарность архипастырской натуры в рассказе отца Ярослава раскрывается через его речь. Так герой делится опытом духовного делания, поучая не только примерами из собственного жизнеописания. Незаурядность его характера отражается в им притче о банке с муравьями, за которой угадывается аллюзия на все человечество.

Таким образом, священники воссоздают удивительную атмосферу монашеской жизни. Отнюдь не призывая своих читателей принять постриг, они побуждают задуматься, соответствует ли их жизнь христианской морали. Органическая цельность повествования обеспечивает непосредственную заостренность внимания писателей на религиозно-философских вопросах, дает возможность приблизить читателя «к прочувствованию сердцем и душой православных истин бытия, на которых <.. > зиждется все земное существование»1.

1 Макарова Л.А. Воцерковленная Россия И.С. Шмелева: Малые жанры прозы: Монография. М„ 2012. С. 21.

В заключении подводятся итоги проведенного диссертационного исследования и обозначаются перспективы изучения темы.

Воцерковленная Россия изображается авторами как одухотворенная реальность. Этот образ священники воплотили в характерах центральных и эпизодических лиц рассказов, повестей, очерков. Церковный быт является для писателей и персонажей неотъемлемой частью их сознания, бытия. Исследование так называемой «иерейской прозы», подчиненной миссионерским задачам, однако, приводит к заключению о ее художественной ценности. Она состоит в глубоком осмыслении сложной жизни России и человечества в целом.

Заявленная тема оставляет возможность для дальнейшего ее исследования. Перспективным направлением работы является изучение роли традиций. Это позволит вполне аргументированно говорить о литературных влияниях предшественников и современников, даст более полное представление об индивидуальных особенностях поэтики каждого из писателей. Привлечение новых имен (например, В. Костерина, А. Сегеня и др.) в этой сфере также представляется перспективным. Чрезвычайно продуктивным может оказаться обстоятельный анализ особенностей поэтического языка, стилистических средств и приемов, характера психологизма.

Основные наблюдения и обобщения, к которым пришла диссертантка, освещены в одиннадцати публикациях:

В изданиях, включенных в перечень ВАК:

1. Червоненко С.М. Повествование о смиренном человеке в современной прозе малых жанров (по рассказам священника Ярослава Шилова) // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». М.: Изд-во МГОУ, 2012. № 5. С. 139-143. 0,4 п.л. ISSN 2072-8522.

2. Червоненко С.М. Образ монаха в современной прозе малых жанров // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». М.: Изд-во МГОУ, 2013. № 1. С. 54-58. 0,4 п.л. ISSN 2072-8522.

3. Червоненко С.М. Тема детства в современной прозе священников // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». [Сайт]. М.: МГОУ, 2013. № 4. - URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/178. 0,52 п.л.

В других изданиях:

4. Червоненко С.М. Сопоставительный анализ рассказов И.А.Бунина «Дело корнета Елагина» и А.Н. Толстого «Актриса» // И.А. Бунин и русский мир: Материалы Всероссийской научн. конф., посвященной 75-летию присуждения Нобелевской премии писателю. Елец, 2009. С. 166-170.

0,3 п.л. ISBN 978-5-94809-423-6.

5. Червоненко С.М. «Любви роскошная звезда» в художественном пространстве рассказа А.Н. Толстого «Прекрасная дама» // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи: Сб. научных трудов по материалам Межд. научной конф. / Сост. В.А. Скрипкина. М.: МГОУ, 2010. С. 114-117. 0,2 п.л. ISBN 978-5-87604-258-3.

6. Червоненко С.М. Милосердие и духовная сила народа в достижении Победы (по рассказам священника Ярослава Шилова) // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы X Межд. научн. конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. Великий Новгород, 2010. С. 192-198. 0,4 п.л.

ISBN 978-5-89896-408-5.

7. Червоненко С.М. «Образ сельского священника в современной русской прозе (по рассказам священника Ярослава Шилова)» // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы XI Межд. научной конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. Великий Новгород, 2011. С. 224-231. 0,5 п.л. ISBN 978-5-89896-424-5.

8. Червоненко С.М. Отроческое восприятие и переживание любви в художественном осмыслении А.Н. Толстого (повесть «Детство Никиты») // Утренняя заря: Молодежный литературный альманах: Выпуск 3 / Под ред. Т.А. Алпатовой, A.B. Шмелевой. М., 2011. С. 100-105. 0,3 п.л.

ISBN 978-5-9973-1446-0.

9. Червоненко С.М. Праздники детской любви в художественном освещении И.С. Шмелева и А.Н. Толстого // Шмелевские чтения 2007 и 2009 гг.: Материалы международных конф. / Ответств. ред. JI.A. Спиридонова. М.: ИМЛИРАН, 2011. С. 394-398. 0,3 п.л. ISBN 978-5-91812-020-0.

10.Червоненко С.М. Рассказ-портрет в прозе Ив. Бунина и священника Ярослава Шилова // Словесное искусство Серебряного века и Русского зару-ч бежья в контексте эпохи: Сб. научн. трудов по материалам Межд. научной

I конф. / Сост. В .А. Скрипкина. М.: ООО «ЮНИАКС», 2012. С. 316-327. 0,5 п.л. ISBN 978-5-7017-1846-1.

II .Червоненко С.М Подвиг монашеского служения в рассказах священника Ярослава Шипова // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы XII Межд. научной конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. Великий Новгород, 2012. С. 220-225. 0,4 п.л. ISBN 978-5-89896-462-7.

Заказ № 410бъем 1п.л. Тираж 100 экз. Отпечатано в ООО «Петроруш». . Москва, ул. Палиха 2а. тел. 8(499)250-92-06 www.postator.ru

 

Текст диссертации на тему "Духовно-нравственные аспекты творчества писателей-священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990-2000-х годов"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра русской литературы XX века

На правах рукописи

04201364652

ЧЕРВОНЕНКО София Михайловна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ-СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ: МАЛЫЕ ЖАНРЫ РУССКОЙ ПРОЗЫ 1990 - 2000-х ГОДОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Л.Ф. Алексеева

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ МИРЯН В ИЗОБРАЖЕНИИ ПИСАТЕЛЕЙ-СВЯЩЕННИКОВ........................................................................13

1.1. Современная проза священников о духовном становлении личности.. 13

1.2. Христианские идеалы авторов в рассказах протоиерея Саввы Михалевича, иереев Ярослава Шилова, Александра Дьяченко....................31

1.2.1. Смирение как доминанта христианской жизни.................................31

1.2.2. Поэтика изображения семейных отношений.....................................51

1.3. Тема детства в современной прозе священников....................................60

ГЛАВА 2. ПАСТЫРСКОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ МАЛОЙ ПРОЗЫ КОНЦА ХХ-НАЧАЛА XXI вв..............................................................79

2.1. Авторитет и щит сана иерея Божия..........................................................79

2.2. Сюжетная и композиционная организация повествования в рассказах о пастырской жизни священника Ярослава Шилова........................................94

2.3. Автор-повествователь в рассказах священника Ярослава Шилова.... 111 ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МОНАШЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ........................................................................................................126

3.1. Подвижники веры в произведениях священника Владимира Чугунова, протоиерея Саввы Михалевича и архимандрита Тихона (Шевкунова).....126

3.2. Поэтика раскрытия образа монаха в рассказах священника Ярослава Шилова..............................................................................................................140

3.3. Крестный путь архиерейского служения в художественной интерпретации священника Ярослава Шилова и архимандрита Тихона (Шевкунова)......................................................................................................153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................168

БИБЛИОГРАФИЯ...............................................................................................174

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей диссертации представлена малая проза писателей-священнослужителей 1990-2000-х годов, исследуется специфика образного воплощения религиозных мотивов, нравственных идеалов, особенности их раскрытия.

Многие русские писатели немало думали над вопросами о вере и атеизме, указаниях Божиего Промысла, путях духовного возрастания. Эти проблемы освещали в своих произведениях художники слова разных эпох. В начале XX века произошло обновление духовной составляющей литературного процесса. Имена С. Соловьева, В. Свенцицкого, С. Дурылина, иеромонаха Тихона были широко известны. По-новому зазвучали онтологические темы у представителей Русского зарубежья: И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, И.А. Бунина и других. Религиозные тайны притягивали художников слова и в советскую эпоху, несмотря на официальный запрет познания метафизических сущностей.

В конце XX - начале XXI века возродился повышенный интерес к духовным аспектам в творчестве как секуляризованных, так и воцерковленных писателей. Религиозно-философские мотивы, сакральные темы становятся доминантными в многочисленных произведениях этой поры. Их авторы сформировали особый разряд прозы, который критики обозначили термином «православная беллетристика». К ней относят художественные тексты, имеющие выраженный адаптированный, несколько упрощенный характер. В них можно встретить элементы катехизации, т.е. разъяснения канонических основ православия. В произведениях, как отмечает Е.В. Пепеляева, «активно используется древний традиционный жанр видения, схематизируется персонажная система», образ священника, как правило, оказывается клишированным - «это мужчина преклонных лет, <...> с седой бородой, ясными голу-

быми глазами, "по-детски чистым взглядом", прямой фигурой»1. Такой герой, как правило, лишается психологической достоверности.

На этом фоне выделяется проза писателей, имеющих священный сан, так называемая «иерейская проза»2. Истоки данного направления сформировались в XIX веке, когда в потоке светской литературы выделилось духовное направление, подробно разработанное в современном литературоведении A.B. Моториным. «<.. .>Русские писатели и читатели видели в художественной, "изящной" словесности не столько развлечение, сколько учение о смысле жизни, выражение и действие определенного миропонимания<.. .>»3 -пишет исследователь. Современные прозаики-священники понимают духовную суть слова и тот факт, что «<...>с помощью слов отрицать существование духа и души нелепо<...>»4. Такое обоснование приводит к осмыслению понятий «творческого "направления" и "слога"»5. «Оставаясь в традиции религиозно-духовного наставничества»6, художники подводят к главной цели -пониманию «духовного водительства в мире»7. Отступление от этого призва-

о

ния «равнозначно отступлению от судьбы и веры» , — отмечает в своей работе о деревенской прозе Н.В. Ковтун, размышляя о В.Г. Распутине. Русский писатель видит будущее нации в «обретении потерянного духа», «религиозном единении»9. С особенной остротой это понимают писатели, имеющие священный сан.

1 Пепеляева Е.В. Религиозная трансформация художественной структуры текста в современной православной прозе // Актуальные вопросы изучения духовной культуры: Материалы Межд. научно-практической конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения» / Под ред. Ю.Е. Прохорова. - М.; Ярославль, 2013.-С. 48, 46.

2 Катан В.М. Иерейская проза. Станет ли она литературным явлением? // Фома. — 2010. — № 1 (81).

3 Мотории A.B. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века - РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). Новгород, 1998. - С. 13.

4 Там же.

5 Там же.

6 Ковтун Н.В. Деревенская проза в зеркале утопии. - Новосибирск, 2009. - С. 284.

7 Там же.

8 Там же. С. 285.

9 Там же. С. 284.

Творчество протоиереев Саввы Михалевича, Николая Агафонова, Андрея Ткачева, Александра Коротаева, Владимира Чугунова, архимандрита Тихона (Шевкунова), священников Ярослава Шилова, Александра Дьяченко заслуживает пристального внимания. Служителей алтаря интересуют пути утверждения в вере, порабощенность греху и борьба с ним, пагубное влияние на людей псевдокультуры, судьбы, искалеченные эпохой безверия, будущее страны.

Скудные материалы о жизненном и творческом пути названных прозаиков можно найти на сайтах интернета. Их произведения выходят в разных издательствах: «Сретенский монастырь», «Сибирская Благозвонница», «Благо», «Родное пепелище», «Никея», «Артос-Медиа», - в основном по благословению архиереев или Издательского совета Русской православной Церкви.

Во многих периодических изданиях публикуются рассказы священнослужителей: в журнале «Родная Ладога» иерея Ярослава Шипова, в журнале «София. Премудрость Божия» протоиерея Николая Агафонова, в журналах «Москва», «Наш современник», «Вертикаль», «Слово», «Роман-газета», «Дальний восток», альманах «Родное пепелище»; в газетах «День литературы», «Литературная газета» - произведения о. Владимира Чугунова. В журнале «Фома» до издания книги печатались выборочно очерки архимандрита Тихона (Шевкунова). Здесь же публиковались воспоминания мирян, знавших выведенных на страницах текста персонажей, имевших с ними непосредственное общение1.

Интерес к прозаикам-священнослужителям постоянно растет не только в узком кругу специалистов, но в первую очередь среди рядовых читателей. Особой популярностью пользуется книга архимандрита Тихона (Шевкунов) «"Несвятые святые" и другие рассказы» (2011). Существуют переводы этого текста на английский, сербский, греческий, французский языки. Книга неоднократно была поводом для побед в различных конкурсах. К примеру, в 2012

1 Например: Линде Юлия. Испытания деньгами // Фома. - 2011. - № 9.

году она вошла в список финалистов литературной премии «Большая книга» и победила в читательском голосовании, на III Славянском литературном форуме «Золотой витязь» за нее присужден автору «Золотой диплом» (1-ое место). Обладателем «Серебряного диплома» стал протоиерей Владимир Чугу-нов за книгу «Плач Адама».

Многие писатели-священники являются членами Союза писателей России. На страницах прозы они анализируют жизненные события, опираясь на православное вероучение, помогая читателю обрести истину, укрепиться на нелегком жизненном пути. Л. Толстой писал, что «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и отношений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»1. Прозаики ориентируют читателей в сложных религиозных вопросах, отводя наиболее важным духовным проблемам главное место в художественном пространстве.

Не случайно среди разновидностей малой прозы выделяются праздничные рассказы. Следуя специфике жанра, писатели организуют повествование таким образом, чтобы «пробуждать в читателе религиозные чувства и тем самым подготавливать его к восприятию сверхъестественного, к неожиданным поворотам событий и к метаморфозам в поведении персонажей»2.

При описании малых жанров, как заметила Е.В. Капинос, повышенный интерес к деталям дает возможность говорить не только о сконцентрированности в них смысла, но и о способности «метонимически представлять всю вещь», сжатость формы позволяет резко ощутить «все ее прогрессивно и регрессивно соотнесенные между собой составляющие»3, выраженные в новеллистической пуантировке, подчеркивающей концовку.

1 Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 30. - М., 1951. - С. 18-19.

2 Калнпиченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца Х1Х-ХХ века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла): Монография. - Волгоград, 2000. -С. 7-8.

3 Капинос Е.В. Малые формы поэзии и прозы (Бунин и другие). - Новосибирск, 2012. -С. 7, 8.

На данный момент обобщающих работ по творчеству писателей-священников (или одного из них) немного. Монография И.С. Леонова и В.А. Корепановой1 «Поэтика православной прозы XXI века» (изд-во «Рем-дер», 2011), посвящена крупным жанровым формам, главным образом романам, священников Николая Агафонова, Алексия Макиевского, Александра Торика, Александра Шантаева, маленький раздел (6 страниц) посвящен рассказам о. Ярослава Шилова. Круг имен расширен за счет светских авторов: Валерия Лялина, Бориса Спорова, Татьяны Шипошиной. Особо важно, что литературоведы предлагают общее теоретическое обоснование данного русла прозы как литературного направления.

В монографии дается лаконичное определение: «Духовная проза - это пласт художественных произведений религиозно-церковной тематики, авторами которых являются как православные священнослужители, так и верующие светские писатели. В качестве синонима может употребляться термин православная проза, более конкретно подчеркивающий конфессиональную принадлежность ее создателей»2. Типология духовной прозы выстроена «на основе принципов организации художественного пространства» . Это связано, по убеждению авторов, «с тем, что православная литература стремится изобразить взаимодействие двух миров: светского и церковного, при этом основное внимание уделяется более подробному изложению одного из них»4. В системе персонажей выделяются «эволюционирующий персонаж», «персонаж-помощник», «персонаж-искуситель», «персонаж-иллюстратор», образ праведника, юродивого, в повествовании — мотив чуда, подчеркивается «миссионерский характер» прозы в целом.

В упомянутой статьях Е.В. Пепеляевой5, работах Н.В. Пращерук1 предпринят анализ отдельных произведений наиболее известных духовных лиц.

1 Леонов И. С., Корепапова В.А. Поэтика православной прозы XXI века. - М.; Ярославль, 2011.-121 с.

2 Там же. С. 7.

3 Там же. С. 9.

4 Там же.

5 См. сноску на с. 4.

Уделяют внимание творчеству священников молодые исследователи, в основном студенты-старшекурсники, аспиранты2. Большой популярностью пользуется творчество протоиерея Николая Агафонова.

Мнения литературоведов при интерпретации мировидения рассматриваемых писателей, при анализе индивидуальных стилей весьма далеки от совпадения. Думается, что существующие на сегодняшний день работы об «иерейской прозе» являются лишь подступами к серьезному научному изучению. Многие аспекты только заявлены, нуждаются в более подробной разработке. Исследователи сосредоточены на беглых, внешних характеристиках, избегают анализа всего спектра художественных решений. Это существенно ограничивает масштаб анализируемых проблем. Осмысление своеобразия авторских стилей, их особенностей находится на уровне разрозненных наблюдений. Практически не исследовались связи творчества священнослужителей с классиками XIX века, Серебряного века, Русского зарубежья, советской литературы, не обобщались параллели их произведений с другими ответвлениями и направлениями в современном литературном процессе.

Актуальность избранной темы определяется малой степенью изученности творчества писателей-священнослужителей, возрастающим в научной и читательской среде интересом к такого рода прозе. Целостная культура современной жизни не может существовать без осмысления идей и образов, созданных авторами, которые активно участвуют в литературном процессе,

1 Пращерук Н.В. «"Несвятые святые" и другие рассказы» архимандрита Тихона (Шевку-нова): открытие мира // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы X Межд. научной конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. - Великий Новгород, 2012. - С. 202-207.

2 Моторииа A.A. Идейно-художественное единство книги архимандрита Тихона (Шевку-нова) «"Несвятые святые" и другие рассказы» // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы X Межд. научной конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») / Сост. A.B. Моторин. - Великий Новгород, 2012. -С. 207-219.; Федорова E.JJ. Некоторые особенности хронотопа в поэтике рассказов Я.А. Шилова «В пустыне, на берегу озера», «Райские хутора» // Актуальные вопросы изучения духовной культуры: Материалы Межд. научно-практической конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения» / Под ред. Ю.Е. Прохорова. - М.; Ярославль, 2013. - С. 67-72.

являясь яркими и оригинальными творческими личностями, талантливыми мастерами слова.

Научная новизна работы заключается в выборе объекта изучения -проза каждого из писателей-священнослужителей как целостный художественный мир. Проводится комплексный анализ образно-эстетической системы в малой прозе протоиереев Саввы Михалевича, Владимира Чугунова, священников Ярослава Шилова, Александра Дьяченко, архимандрита Тихона (Шевкунова) в литературном, философском и общественном контексте последней трети XX - начала XXI века, особое внимание уделяется религиозно-философскому аспекту их творчества. Предпринята попытка определить аксиологическую и познавательную значимость произведений, охарактеризовать их самобытные черты.

Объектом изучения в данной работе является современная проза малых жанров: очерки, рассказы и новеллы архимандрита Тихона [Шевкунова] («Вредный отец Нафанаил», «Схиигумен Мелхиседек», «Предсказание отца Николая о монашестве», «Об одной праведной кончине», «Преосвяшенней-ший послушник»), протоиереев Саввы Михалевича («Рождество. Рассказ эмигрантки», «Тропою натуралиста», «С миром отшедший. Рассказ псаломщицы»), Владимира Чугунова («Луна над погостом», «Старец»), священников Ярослава Шипова («Пеликан», «Соборование», «Уездный чудотворец», «иеромонах Севастиан», «Три рыбы от святителя Николая», «В пустыне, на берегу озера», «Первые послевоенные», «Туда и обратно», «Бизон и Фуфун-чик», «Дрова», «Старшой», «Медаль», «Совсем немного геополитики»), Александра Дьяченко («Плоть едина»).

Цель диссертационного исследования — изучить образно-эстетическую систему малых жанров иерейской прозы конца XX - начала XXI в., уделив особое внимание изображению церковного быта и уклада, состоянию воцер-ковленности современного общества.

Цель определяет конкретные задачи исследования:

- провести целостный анализ образно-эстетической системы избранных писателей-священнослужителей;

- изучить центральные идейно-тематические пласты, образно-содержательные лейтмотивы в избранной для исследования прозе малых жанров, выявить характер их взаимодействия;

- раскрыть индивидуальные черты творческого облика каждого из авторов;

- выявить специфику религиозно-философского, нравственного звучания произведений;

- определить отличительные особенности поэтики художественных текст