автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Духовное производство в Советском обществе: проблемы разотчуждения

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ляхов, Александр Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Духовное производство в Советском обществе: проблемы разотчуждения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовное производство в Советском обществе: проблемы разотчуждения"

МОСКОВСКИ?! ОРДЕНА JEHKHA И-ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМгНИ ШДАГОПСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ змени В,Но ШИ

Спвциалиаиронгиший сове? Д 053„0í«00

На правах рукоттса

1ЯХ03 Александр Алексеевич

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СОЗЕТСКОМ ОВДЕСТВЕ;

проблемы разотчудщия

/МЕТОДОЛОШЙЛФЙ АСПЙСГ/

Специальность - 09.00.02 - теория научного социализма и кочглунизма

á в т о р ¡3 i в ? а г ■ цисгортацк* ка соискат'о j-чоной стчп<<нд каидадауа -¿'wocoфлких илу:.

■Хоск-:?.

,Расоте выполнена в Московском ордена Ленда к ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном униЕвроигвтэ и?,гоня В.ИДснинао

доктор философских наук{ арофеосор СЕРЕБРЯКОВ Л.Е.

. кавддаг философски: наук, стариий научккй сотрудник ГОЛУБНЖ Г.Л.

Ведущая ергашкацяя: Московский гидромелиоративный

ИНСТИТУТ.

- йнш® диссертации состоимся '' <1991 года а,.«»»., часов на заседании•саецнализирозакногс оозэта Д С53ЛП.03 по прасуздегезв ученой степени доктора наук в Мое- , когисог ордена Ленина в ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном унивзреитзге имэнн З.И.Ленина, ( Москва, ПрооЕежг Вернадского, дом 8В ).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке уиивзректе-, та ( 119435, Москва., ул.. Малая Пирогоэская8 дом I ).

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

кандидат философских наук, доцент ЗЫБАЙ10В Л.Е.

О Ф И Ц И к Л Ь Н К 2 О Е П О Е ЕЯ Т Ы

Автореферат разослан

1991 г

Ученый секретарь специализированного совета

ШИШКОВА. Л.Б.

I. ОБЩАЯ ХА?ЛКГЕРШГИКА Р/ЛЗОГЫ

Актуальность те?я; иоодедотания. Современное-советское общество язреотв&зт трудаейтияй период своегю развития, прохода? черза глубокий кризис, который ухе приобрел черты кризиса пбщанациогсш.-кого. Есрьйо новых декохратическга сил эо радикальное обновление 20эй совокупности общественных отношепкй встречает сильной реваншистское прсетгодеЛзтзяв арзккиэс тоталитарных структур, что резко обостряет зетЕуи.яе противоречия з движении социума, г'ренсфсршруе? дачаишрующий опое об яронзводства „ делает неэффгктавными ирэятичес-кя гюбыс отяомлизярувдлз усилия государственной власти. Пглгхичо:)-г-гая хонфронтадая арззела г. рэсрыву тсозяАежвеиних связей, .усилила рэ збадаксир.ова -гкость экономика „

ОЗаак язс-ябзкгькая ооокгеовка объективно слуиат питательной срьдо2 лак ^социальности й бездуховности«

Б настоящее ьргмя не трйбуотся далее специально подчеркивать теневые сторона нашей жизни - они ухе давно занимав? внушительное пространство, стали чег.'-тс само собой ранумохшмея. В услсз'ияу новых'демократических реалий, которые прзвнли к началу процесса освобождения советского общества от яота-яитарЧБка, все ж* имеется реальная возмешоеть реагакая нясуакнх задач, среди которых- оссЗоо место занимают задача рагаития духовной культура. Духовная культура является результатом я одновременно вашггПптм условием функщгоггаро-вапия духовного производства, сущностную основу которого ссптавля-ет творческий яроцесо. Для советского общества езгодая, как никогда ргкео г необходима элементарная уотойчквость и самодостаточная стабильность, чтобы не Бвергь-у?7>ся в окончательный хаос у рассад основных скшалнгих структур. Своеобразной точкой оцора для поступательного общественного движения всегда слуявло определенное поле .духовности, овкганкое с гуиаккетичегккмл тенденция:ля в ревхм-тни культуры.

Гуманистический тип культуры осмовзн на признании цриорт-та общечеловеческих- ценностей, на призпькил позитивного творческого начала в человеке, на признании самоценности к кепсвгсриксств алчности и ео способности к постоянному оовертеко'твончтк. Г^елкчо.тц--ческому типу культуры противостоит совокупность культурных Об ^ЗО-Юа КЧ К, ОСНОВаННиХ НЭ"ОПр?!ВДй1ЛГИп мсчу.?,ця!шог<> обч^етяз и ('гс сг.о-ооба прсучсдстак, что ли ;,:с"от по провоста :г кр^-П'-.у гуаоьнсегя,

приоритету игесышгив над духовной культурой с искажению общечеловеческих ценностей и, 2 конечном итоге„ к общественно^' устройству тоталитарного тапа. 3 этой связи диалектика отчуждения к разотчуж-. даяия з духовной культуре я духовном производстве обретает существенное значение я выступает в социальной практике одним из -механизмов общественною развития, тем более, 'что в момент обострения общественные отношений духовно-нравотвенная: атмосфера может мгратз решающую роль. Из сказанного следует, что вопросы развития духовкой культуры, ее трансляция; ее. основного источнике - духовного производства я проДлемн его разотчуздеиия никоим образом не могут быть второстепенными. В свеуэ сказанного актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами:

- особо вакной ролью, которую призвано сыграть зозрояение ду-хсзной кульгурн в радиальном обновлении всей системы общественные отношений;

- местом и значением современного духовного производства в развит™ духовной культур» к особенностями влияния позитивных творческий процессов на разрешение социальных противоречий;

- необходимоетмо раскрнтж диалектики отчуждения и разотчук-денмя в духовном производстве советского общества на матодологиче< кем уровне;

- потребностью в уточнении понятийного аппарата. а также в преодолении ошибочных представлений о духовном производстве, связанных с технократическими подходами к человеку;

- и наконец, тем, что без теоретического осмысления сложного комплекса причли, приводящих к духовной деградации общества, , кевозмгааш сознательнее попытки социального разотчуждения.

Состояние научней-разработки ггроблеот. Проблемы духовного производства практически никогда, по тем или шшм поводам, не оставались бэр. внимания исследователе!". Равнодушное отношение деятелей науки, искусства и культуры к вопросам духовного производства объекткЕно невозможно, гак гак они являются его субъектами. Более глубокое понимание данной проблематики становилось возмоас-нш лишь с белее высоким уровнем развития самого духовного производства, духовное производство в советском обществе с точки зрения ого отчужденного состояния б начале'созетской истории объективно не могло быть подвержено анализу советским! ученши, ибо оце та осознавалось как оссбнЯ феномен. Затем, в период расцвета

I - 3 -

режша личной власти Сталина и слоя новой бюрократии» шугаый анализ эсаЗ дрозной сфарк бия затруднен из-за жесткого политичес--кого контроля и идеологического диктата, Еаботы, специально рассматривайте /или затрагивающие/ духовное производстве з с ose тс кем общастве, частично освободившиеся от догматизма, появляются з период и поело хрущевской "отговели"„ Тогда же бшш напвсану я защищены диссертации по этой тема. Однако работы, затрагиванцие непосредственно. или хотя da касавдиеся проблем отчувдекия s духовном производстве /порой даже без употребления самого термина "отчуждение"^ появились несколько поздяее.\Это было связано о тем, что во-первых, не была разработана методологическая база для исследования социального отчужденней /кродез работ классиков/» а во-зто-ркх, с тек^ что проблема отчуждения при социализме считалась репейной. Но все se поа&ояися значительные работы, прокладывающие методологический, путь s зтом направлении,^

Научно-технический прогрзсс. все же потребовал более пристального внимания ;; духовному производству а х трудностям в его развитии-. Растет интерес к проблемам человеческой деятельности, роли человека как активного субъекта в иаучно-тезпгяческой рзвоипэ-цпи, и» следовательно, "нозъ на повестку дня зотают вопроси, евч-зашша с духовным производство»/! б нешой страна к ого методологией. Постепенно углубляется представлении о духовном производство в советской обществе как явлении веска специфическом и трабуицем более серьезного анализа,, В. то ха время возрастает м интерес к философским проблемам творчества, можно твкке проследить я .мысль

Р................ ■ ■ ■ ...................... * " »■" ' il» •.

■L См.: Шенкчая Б.И. Духовное производство и aro своеобразие, /./ Вопросы философия. - I9SS» - й12; Песекяо Б.Н„ Духовное отчуждение и социальные условия его преодоления. Авторе®. дис. ... канд. филее, наук. - PocTOíf-на-Дону, 1959.

о

См.: Розенталъ М.М. Лкалектика "Капитала" К. Уаркск.й-еиэд. -M., 1967 /первое издание в 1955/; Ильенков' Э.З..Двалег.тика абстрактного и конкретного и "Капитале" Маркса. ~ №., 1ЭеС; Л'лнь-ковскяй Л. Логически категории в "Капитале" Маркса. - М., КСО; Оруджев З.К. К. Г.'лркс к 'диалектическая логика. - М., TiBl; Сгурцсв А.П. Отчуждение, рефлексия, практика. - Каторо^. дл'с. ... канд. фплое. наук. К., 1%7; Арсен.ъег. A.A.» Гпблер Ь.С., лед-ров Б.М. Л:ил::р гизвивападося погятия., - Г'., J.Cô7.

/в шде постановки проблемы/ о соотиозенпЕ творчесгга и пропзвсд-отбв, хота эпоха "развитого социализма" вновь нв долусквле. серь-csiiixx мнолеЯ о возможности огчуадеякя ии: социализме." К все se всзроси» осязанные с духознш творчеством находят свое отражение в р«м«ах развернувшейся дискуссии о прсйязках идеального. Дискуссия <5ылэ возобновлена в 1987 года- ш страницах «уедала "Вопросы философии'',^ На дам взгляд^ именко интерес к проблемам идеального тшэкзл в свои очередь s отрэмлмгаб скопа обратиться к сущности духовного производства вообще и в советском общество. После I9P3 года, годовгоднн со дня сверти К. Маркса в отмяв Ю.Б„ Андропова "Учение К, Маркса в некоторое зоярооу строительства социализма з СССР", гдо говорилось, в частности, о возможности отчуждения труде, при социализме, - 5нлс частично снято табу с понятия "отчуждение"« Вкходдт л^рншшшэ статьв в отдельные работы,^перзЕзда-югед в связи с этой тематикой работе классиков марксизма.

•1 См.: Батвдзв Г.С. Дяятельясе-тнак сущность человека как философский принцип. //Проблема челов«ке в современной философии. ~ M., 1369; Воронова Б.А., Илетяиков ЮЛЬ Категория деятельное™ в в'стормчеслсм материализме. -M.» IS??; Вершник Е.В. К. Маркс о взаимосвязи духовного и материального производства. // Вопросы философии в ссщюлогйи. - Вып. Ш„ - Л., 1971; Толсткх В.И. Духовнее производство как проблеля исторического материализма. // Вопросы философии» -• 1978, - iî2; Он г.е - Духовное производство я производство сознания //Общественные науки» - 198J. - №5; Саготова кий 3.1!. Духошое производство: Сощлльно-фадгософский аспект проблемы духовной деятельности. - №.. J28I. *' ,

1 См.: Ильенков З.Ъ, Искусство и коммунистический идеал. - IL!., 1975 ИроОлеш-идеального.. //Вопросы йилософик. - 1373. - .№,7; Он же -Диалектическая логика. - М., 1979; Он же - Статья "Идеальное". //Оилососйская--энциклопедия. - M., IS66-IS70; Лифинц М.А, Об идеальном и реальном.. //Вопросы философии. - 1984. - а" 10; КарстаЗ И.О. Диалектическое противоречие г логика-позкания. - И., 1969; Дуб-ровдкий Д.И. Психические явления i; шаг. - .4,, 1961; Он же -Проблема идеального. - M.f 1063. ° См.: Тюхпн B.C. Проблема идеального: методологический ? ira.та а,

/Допросы 4&ЕЛСОЭ$ИЙ. - 1987. - Ю9. /• '* Ом., например: Корсхпй И.О. Отчуждение и труд: Постранице».'

'|рсис1зедекий К. Ылрлои^ - 1082.

Видимо, данное обстоятельство сыграло свою позитивную роль в более независимом м углубленном анализе духовного производства, а такке и проблем духовного творчества. Особенно фундаментальней, на наш взгляд, следует считать работу Г.С. Батищева "Диалектика творчества"г* /Также значительна вошедшая тремя годами пезжо его статья "Творчество э исследовании и творчество в духовном иска-нщ*'\2/3 книгах Г.С» Еатжцэва предпринята попьтка методологического объяснения основных моментов творческого процесса, В резных городах страны в начала 80.-х годов в этом же -л близком направлениях работают ксолекггаь' ученых и преподавателей, издаются кних'и, депонируются рукописи.^

Непосредственно духовному ппоизводству посвящается ряд явсоер-тациокгаа. исследований«4

Сле-дуе? оказать, что в указанных работах авторы очень "осторожно" обмцавтея с понятием "отчузодзнЕе" и почти не включают отчуждение в духовной сфере в объект своих исследований.

В связи о ослаблением идеологического давления на обиествеве-дов и' на всю гушш1тарнуа сферу в целом, выходит интереаувдая шс

~См» : Бгтищэв Г.С„ Диалектика творчества. - Депокир. з ИШС1Н АН СССРо - М.„ 1984.

о

См.: Батишев Г.С» Творчество в исследовании к творчество ъ духоэ-нсм искании, //Научное творчество как многомерный процесс. - У.., 1987.

о

См. : Марков В.Н. Отчуждение как о'гчузвденная деятельность. - Де-• понир. в ИШШ АН СССР. - Томск, 1962; Гносеологические, cotyto кульгуркыз и идеологические фактор« детерминации духовных процессов. - Депонир. в 1ШИ0Н АН СССР, - Львов, J931. ^ См.: Кемерова Т.А. Отчужденное сознание: социальная и гксаеологз-ческая сущность. - Артсреф. дне. ... канд. $ил-ю. наук. - М.,. IS87; Лебедев А.Б„ Гухоьноз производство я его качестшшка особенности при социализме. - Авгореф, дос. ... канд фклос. наук, -Казаньj, 1985; Вершинка М.С. Идеальное з системе социалистического духовного производства. - Авторей. длз. ... канд. Лило«, паук. -Л., 1987; Мейстер j?.B. Социальное Акторы становления пзЕращеиюго сознания /методологячеек:«?. аспеку/. - АзторсЛ. wo... iva un. фплоо. ааук. - Саратов, Х9Р«: ?я<!<зшс '».А. Методедгплс'.;- . кая (fyjurow кягегоряи "ад-хорнси лр'>пззоя.лз'с". - teropeg. an. катд. филоо. наук. - Киев, Г ОСЬ.

монографическая литрсратура и сборники!, где гроблен отчуждения рассматриваются п современном критическом шяраадеш«;« Прежде чем говорить о книгах, хотелось бы особенно вделигь статью 3„Е, ;кь-еннова "Маркс и западный мир",-1' увидевшую сват в годуь но написанную гораздо раньш. По наиаму мкэяпю8 а ней была отражена га конструктивная парадигма еормохиого резвьтия .марксистской методологии, которая сейчас сочти утеряш. Г/ы имуем в виду обрисованную is статье возможность "снятия" лучших методологических традиций марксистской ^илосаТш п их всемерное развитие на новом качественна.! этапе. /Примерно в етом же клане переработала тарксистсхой наследие кападнне учекые,/ Лалее. хотелось бы отметить следующие работ»: "Культура, человек и картина мира""; КальноЕ И.И. "Отчуждение исаюрико-фугсосфзкий анализ"3; "Наука и власть" /Отв. ред. Огурцов А.П., Юдин Б.Г./4; Лааяэмяэ А. "Формирование духэзноЕ культуры /опыт и проблемь'/"^.

Из «обкх книг, шггосредствшш отнссяшкея к методологическому анализу духовного производства, выделяется: Свертков Л»П„. "Субъект духовного производства: методологический анализ"®; Анисиноз С.Ф. "'Духовные ценности: производство м истребление"'''; Уледов А0К. "Духовное обновление общества"®. Необходимо также отметить большое значение публикаций к переиздания русского философского касяе-дзя. Кроме того, конечно ке, велика роль работ Д.С„ Лихачева, С.С. Лверинцета, М.К. Мэмардашвадш, В.М. Медуеьа, В.В. Журавлева, М.С, Каган,'?., Б.С, Библера, Б. Д. Яковлева и др.

Ильенков Э.В. Маркс я западный мир. //Вопросы философии. — 1968, МО. ' •

2 Культура, человек и картина мера. - М., IS87.

3 Калькой И.И. Отчуждение: историко-философский анализ. - Депонир. в КНИШ АК СССР. -• Симферополь, 1989.

f Наука и власть. /Отв. ред. Огурцов А.П., Юдик Б.Г./ - К., 1990. 0 Лэанемяэ А. Формирование духовной культуры /опыт я проблем/. -Таллинн., 1888,

® Ореучксва Л.Г!. СусЗьект духовного производства: методологический

анализ. Л., 1988. .

7 Анксшгов О.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -

J988.

® Уледоз А.К. iyxQBHCO обновление общества. - f'., IG9C.

- ? -

В целом же, несмотря на оСширкую литературу, все же приходится кокогатйроза-зь, -что зсдедсгаяе сложнейшей структурности к полп-фоккчиости,тв;'.ой объект нсслздоваиия как духовное производство не йота'? бзгсь исчерпан,, особенно на соврем-знном этапе. Ня каш взгляд, требует всестороннего рассмотрения и научного речевая такие еложнейл?й проблеад как «пэцяфичиооть диалектики отчуждения и рззотчуксеппя' з духовном производстве вообще м з советском сбэ;ео-те5 з частности? изменение уроккя социальной детерязшотш тхорчос-кого процесса п истории советского общества и ооврег/еш'ос.'л: в '¿той связь -роблега обкего я особенного в протекании творческого процесса з условиях господства монопольной идеологии и условиях рыночной стихии; лзюгнг другие елсяннв вопросы, требуадие пристального внимания,

Цели и задачи исслэдованкя. Основной цель» диссертационного исследования ягл'егог. зыг-.сп'лгае наиболее обялх вакоиоморностай процесса разекчутдеикк а духовном производстве советского общества и вскрцгяе к& этой евнево /а такдэ а ходе самого методологического анализа/' комплекса прггеик спзремегаюго кризиса духовной культура и духовного производствао

Для доствшшя допшой цеди предполагается рэвкть оле;дующие задачи1

- уточнить содержание попятил "духовнее производство", вскрэть его основное противоречие,'

- зыявчть на этой основе сущностнш характеристика духовного .производства; .

~ определить специфику отчуждения идеального продукта ь соьсо-манных условиях п рассмотреть диалектику отчуждения н раземузда-вт к духовном производства советского общества );а уроано метоле-, догии;

- проанализировать тенденции -лризиоюго существования духовной дультури в советском обтастг.е.

В качестве теоретических я методологических попов дпооертк'я?-онкого исследования ксатужилк работы классиков мсррспема, кх отправные ядре с. ради я месте социального отчуждения, необходимости деягелыюсти по ого преодолеют, о раслшпах уровнях отчуяг^тая. Такте была использована тссретичасдая: база, с.оздандая Л'-ягетстап учетами гуггшитьрного профиля.

Научная новизна диссертации определяете« сле.пувдям:

- предпринимается самостоятельная попытка в рамках диссертационного исследования определить сущность современного духовного производства з советском общество через,диалектику отчуждения и разотчукдения ь нем;

- осуществляется намерение рассматривать духовное производство а инвзрианткон плане как целостный процесс по созданию идзадьннх проектов;

- показывается крайне.противоречивая система духовного производства в советском обществе, прослежгааЁтся тенденции ее дальней-еэх'о функционирования, основная из которых заключается в неизбежном ареста кии & рыночные отношения;

- очерчиваются подходи к формированию более целостного представления о духовном производстве в парадигме его -раэотчуждения; •

- делается попытка критического а не ли за дошпирогявптх точек эрента ко проблем "духовное производство при социализме", в которых практически не уделялось серьезного внимания диалектике отчуждения и раготчужденпя в духовной-сфере„

Практическое значение диссертационного исследования -состоит в расширении методологической базы для дальнейшего изучения проблемы функционирования духовного производства в советском обществе на отапе его качественного изменения при всесторонней демократизации; в определении возмокяых быходоб на творческую и управленческую деятельность пс- возрождению духовности; в уточнении понятийного аппарата . Отдельные положения и выводы диссертационного исследования мсгут служить э качестве отправных пунктов для разработки теоретических. предпосылок проведения конкретных социологических исследований, а также могут быть использованы в преподавательской работе«.

Апробация работы. Основные положения исследования к ого результаты- были отражены в выступления автора на методологическом семинаре аспирантов кафедры политологии МПГУ им. В.М. Ленина в гю-ь-о .1920 года, на конференции "Ленинские чтения" в г. Ульяновске в апреле 1991 года.

Цель и задачи исследования определил структуру и сб'ьсм диссертации, которая состоит из введения,-двух глав, гаютления и списка использованной литературы.-

- Э -

II. ОСНОВНЫ-; РЕЗУЛЬТАТЫ мссвдомш

Слодуя логике достижения основной цел« исследования, по рта я глава "Сущюстнъе характеристики духовного производства'' сег-токт из двух параграфов.

Первый параграф "Производство общественных ояюшоетС в фонде идеального" направлен на. решеше задач по уточнен!??) содержания понятия "духовнее производство" V виявлоник сулестветшх черт на основе закрытия его основного противоречия, Сушкостг духовного производства раосютриваласъ в инвариантном плане независимо а специфики различных проявлений?. Выделение иньяриантнкх отчютоний в системе духовного производства дяет так ке воэмстассть при;.'енен№ структурного подхода к объекту гсследовазая 1: состаатясг, на иагт взгляд, необходимое условие дзя выверенное?:; методологических подходов.

• Б своем активном отношении к природе человек создает продо'ст-ныЗ мир, воспроизводит условия своего существования, Форггируетоя труд гак положительная творческая деятельность. Процесс труда обязательно предполагает сознательную цолъ, включает в себя мокект уцсленноА переделки реального предмета труда, завррш-ччгдегосл созданием щезлтлгей модели предмета л непесредстаезшглл всплодоитгсм своего идеала, достижением, цел;). Следовательно, ухе 2 аломиктар-' ном трудовом акте органично содерлм-сл "духовная .чотечцил труда", зяклпчакдаяся в обязательном соэдажп: тачального объекта. Именно в эгон и заложена основа духояной дся-;еяъгсстг вообще л духовного производства в чгстност::. Определить парное нонятие гозглонно лишь вскрывшего основное противоречие. 'Только тогда кы подхприм к иптересутеей нас проблеме, лснишемоА как осознанное противоречие. Ккэняо б виде оссэгшгасго преггаерз^иг лрейтеш ь.чегупзет ст стадия постановки до ;>:омептя разрешения,- на котором нроДлзж- нэ исчезает. а осознается кп более высоком уровне, з новых, оолее ыг&пих, и конкретных Дорнах. Для того, чтобы разобраться в с/дюстп изучаемого объекта н решить тек самым проблему научуостя, необходимо остановиться на уроьне юпиюния /понятия/ проблем, а не на уровне ее постановка, чгс яолносткз соответствует требования диалектической логики анализировать явление на -втстеЯ стадгг его раззитня.

Путь к понятая производства лечит через нсни-аиле того, что люди з процессе труда встуча№ з отношения. Производство расширяет труд до степени ебцеотвешкх стаэаеаий, закладывая шесте с тем

х. оир^деде-пуй «йлраатеяносиь ^ормировонии социальных основ воя« ку^уу^и. По производство к труд. логамэеше з влсшей течке своего развитая seй 'аояага-увльаая творческая деятельное?*, отгаскь на совпадают др;уг ? другом. ЛрсизБодстзс я экономна ;¡cvb всего лишь арнходааая форма труда з условиях его разделайте д, следовательно, в условиях отчужденней человеческой активности, В этой связ!-' основное противоречие аонягия "духовное производство" заключается в той, что, ü одней ^торены, в яе:л сосредоточены суикостныэг тзор~ чесда потенции Р а с другой, - пти потенции жестко подчинены процессу ебдасгзбнксго производства ш его услоззял. В этой постоянной борьбе творчества ¥ стчузденкгй сслталыюсти и протекает хонкрет-но-ксторичеокоз pascante духовного производства, формируется ду-'¡соьззе культура, которая в результате несет ка себе век болевые моментм своетс- фершровш.;:; "ЧШеозэс пооизводктелей способно лйсь к прг.кйводптлу, а не к творчеству."

целенаправленное создание идеального продукта процесс глубоко творческий, индивидуальный и неповторимый в абсолютна; донк-лакзйо Вместе с тьъи это есть способ езязя людей, которые именно способом свг>ей связи создают мир производства да к мир отчуждения.

, Далее в пзрагрефз уделяется необходимое внимание понятии "идеальнее)", что позволяет конкретизировать сужостныо черты понятия "духовное производство"0 Отмечается, что" и в современном обществе мкогзге кадь духовной деятельности не осознаются, как производство в тем белее не осознаются как преобразованные общественные отлояааия з форде идеального«, -В. результате такой "невнимательности" к продуктам собственной духовкой деятельности человек иежзт попасть под их власть. Акт духовного проагзедетга не только обусловлен ¡, ко и ограничен социальной необходимостью /религия, идеология, товарный фетхягаэй/. ." "

Дальнейшее рассмотрение проблемы в силу относительной самостоятельности следухщэго отапа концентрируется во вторам параграфе !\Диа?ехт57ка отчуждения и разотчуздекгк в духоаном производстве".

Автором 'просдсзмззотся механизм диалектики отчуждения a раз-отчуждения в духовном производстве, показывается специфика отчуждения в духозксЗ сфере. Одной из наиболее ванних. специфических черт отчузле шш в духовной сфере является се "обреченность" на не-

J- Кагаз А. Бунтукщ'й человек. Фслософяя. Политика. Искусство. - И,, J'JSCv - С.332.

кую дьоЯну» нагрузку во 'всем процессе социального разотчужг.енит, 3 движении исторического процесса частичное разотчуданте а ьг.те-риалйной сфере дак бы с лихвой восполняется углублением «чуждо-яия в духовней области, Наиболее оилья;е проявления подобно!* туации неодпокшгко давелн и дают ловед говорить о кризисе искусства и современной га у:'к, с их самоуничтожении, Субъектам духовного труда осознается глубина отчуждения гак пероьпгнуеь.-й и.гр, как яееотоСтвзпностЕ, Возникает желание отвержения общественного признания своего труда в заде утилитарности. Предариэтдастсг. попытка поиска истинного емвева своего творчества, в згачнт, ?. своего суааствованйя. Это есть первый лаг к разотчукдост'1, который в позитивном плаке приводит х нахождению причт; отчуждения в мато-ртллнт производстве и проазводстве вообще, а в нигатазнсм - к отрицанию идеалов истины, красогп, добра, справедливости.

Рост обтеотвек/огс с,-.косознаьия воеврпй'ют проблему я материальный мир - разделение труда я•частная собственность пенять- кок источите отчуждения. Одшяо, рвятрльнерть в условиях социального отчуждения способна приводить лишь к частичном иль дало прямо геро— тивополояиым результатам. Социальная практика двадцатого отолеглл со всей очевидностью продемонстрировала, что Еа пэрвш ^гом х< рзотчуадени» -. яегятивнп.! актом устранены частной собственности, второй шг /назовем его ус г.сьно шагом "оглтия"/ не последовал. В основе своей сохранило^. прежнее иололюняе, когда "более .гкоокое развитие яндквилуалькоста покупается только ценой такого исторического процесса"» £ ходе которого индивиды приносятся в жертву".' Мокщке стихийные силы рвзояоции, сбъб««'И\»чо устремленные.к раэот-' чуаденЖр ч<зрез гтричудлпвне сазгальнь'е переплетения, через пиллку самоорганизации, чере? неадекватное преломление во ВЕбудорозг.енном сс&на;ж- - постепенно пилились в сбой сритиБОпслоЕнсйть, отяго-щекауп тоталитаризме::. Кроме того, когда деятельность претерпевает разделение и отчуждение, индивиды почти теряте способность к раслред!лочяванкл> с-сдоркаикя культури, е ксгут лазь использовать его. Огчуудзипе в духовно;,: производстве я духозноР культуре углубляется. Становится загдагнш роет бездухозс-гсста. Разделение лея-• телькости яорсздяст и ее ктовези&чные; фогцу. Ъидпгая форей дейстаи-телыпгх отношения начинает играть роль са:,-!о«тся*,.,одьного механизм в управлении рсальиа.г/ прсцеог-ами. Ос обув рель в духовном стчуадз-

1 Глркс К., Онп'дьс Ф. Соч. 2-е лед. - Т.28. 4.2. - 0.123.

ним в этой о вязе нгшет идеология. Идеология вклкяена в духовную сферуs осуществляя внутри нее определенную социальную детерминацию. Именно поэтому противоречие кожду творчеством и производство?.? предстает впуа'рй духовной сферы няк противоречие между возможностью ре-алиэнцде даорческих потенций и необходимостью соблвдерия идеологической направленности, йдеояошя и идеологизация становятся всеоб-пдаи„ преерачгэются в обязательна атрибут всего многообразие со-ййальной «изки, зегупатг ь противоречие с непревращакннми. под-дишз 5ворческакш направлен»,и в духовкой сфере. Значение везоб-адостм идеологии таково, что возможности деидеодогизации ограничены формой самой вдеологии и очень пясто /как не pas было в исто-рги - от ореднеьековис аресеР до современной деидеологизации/ дс-вдеодогиоация превратилась в нопую идеологию. Постепенно поиски путей раз отчуждения, освобождения творческих деятедьностнкх способностей переносится внутрь духовной сферы, с попыткой отказа от деятельности: форм. Бедувдя роль в этом шине принадлежит искусству поотмедерчизж как наиболее подготовленной почве. Постмодернизм менее идеслогичен и наиболее плюралистичен, Его включающая ерзда, создающая возможность полифонии культур, способна смягчить противоречие между творчеством и производством внутри духовной сферы, При боязе углубленном раскрытии диалектики отчуждения и раз-отчуздеззя усматривается, чте каждый процесс 'осуществим исключительно посредством другого и через взаимопроникновение с другим. Это прослеживается на всех уровнях бытая идеального и гто же " замыкает" нсььге формы разс/гчуждения внутри духовной культуры на себя. Диалькотию отчуждения и разотчуадения в духовном производстве, наполненная конкротиши фактами истории й современности рассмотрена ' во второй главе "Особенности духовного производства в советском обществе". Первый параграф "Свободное .духовное'' производство'' юк возможность" посвяадн историческим перипетиям попытке осуществления ойободк* творчества в России в иосяереволщяонкыВ период. Прослежены оонияше тенденции развития духовного производства в то время и ссродолено влияние этих тенденций ira соаремекноо кризисное состояние духовного производства в советском обществе.

Ушчгогекае частной собственности ./se негативное устранение/ не снимает автоматически акитаомиЕ меялу попыткой творчества н той осциа;сыгай средой, в которой эта попктка вынуждена осуществляться в гкде производства. Необходимо еые пройти »чуть разетчуздеяля в духовной деятельности, не всегда оовкдащпй о "гражданской исто-

рхей", Йоеяно т эга>/ и>тгл ркзогзуядснвл как шгервьльного, так г. лухэвкого г расположена реальная /потенциальная/ возможность "свободного духовного производства'1.. Осуществление попытки свободного духовног о производстве, есть протес газ отчуждения» Г'ан'г.'чужташе кеяосредстйрннс связано с напряженностью в развитии сОаестнеиных отношений, с проблемами собственности, с уровнем отчузденья труда. Р&зйчкгггонная г лосяздуииуш сядошлйя 17рйН1Шса советского octaieoí-ва ьо иного« С/Пределила главную детерминанту производство и закрепила его жертког соотношений с процессом творчества. Б условиях массового политического террора, как со стороны контрреволюционны*, так и релоякадешпос сгл, ь обстановке ойдой ноотабильно-лч! к подав-лякг.ем господстве идеологического мшлепия. гумалпстччоскнр ген-носги /то sctj то, что только V! создает фундамо1гг истинному творчеству/ оставались нззостребовг.шыги,, СтямСнзя .»/л с с овал как правило, идет впереди ссзгачня, ь сто создаст ко просто трудности, но часто у, непреодолимые препятствия для развития культура. В тру.ггческю; пермгетилх, в слскнеЯикх протчверечгзьу екп'/еилкг. и столкновения/. происходило становление того нового вида труда, где диктат ршка и старой идеологии обьок",чвпо заменился диктатом пролетаосгс« диктатуры /'вернез диктата* правлпеЛ ¿гпр.тнр/ с новей идеологии, которая в условиях бескомпромиссной борьбн стремилась к всеобщос-ти. Тчк же- в^тгкггар.й аз "само!» природа 1шпего общества*' была и тг ¡цдбслзгнпеск&ж /политическая/ 'йеско:.:прс>;,шестая борьба в потоке соодакия левой "свободной" культуры. Борьба ндгалогячэскан провоет лае*. в борьбу полнтачзскуи. Политическая культура /или бескультурье/ объективно становится доминантой в с<$э-ре духа. всего творческого процесса уте била еулсяэн?, необходимость идеологического диктата. Прейдя зегге е форме борьбы старой и гоеоЙ идеологий, что иногда ошибочно; на как зег.мд, приник?-кт за а?.еоточенную борьбу "стало?'." культур. Борьба идеоло-

гий - эгб'особый (^с1тс».:зь. Для я ero с-гень ?л:л;н са^пдостаючност^. Постепенно марке::гг.: как ьауна.г.а росг/йокс?! почве,чрсзре.тйлся г остро иагсрезлекнуп ядэологла, я то:.* соцнллпгм вернулся в руслс утопил, Сакппееки слскнлгеь целосдаэл с:т^те'/л угнетенного духа. Ироничность истории змсгулкля со r>cev? сбнпяенвость.'п. Глубина думского отчуждеййя как остатка ре^улыс': разоттуядеячаокой деятельяоета (допредельно упслачядась. В нолобнюг условиях ярегпессивкне ферйш духовного тЕорчс-стрл - фииотоГлгя. искусство, литература и т.д..

вол,: >: развивались, то глпертро£ирогднис л под сильнейшим» адесл£> гй'чвокзм контроле». За лерхг/в дслсЕЯку иуцествоваиия •советской история- зриехавауг в уедозкях становления гототаризма, борьба "старой" г "новой" культур выдалась исключительно э борьоу двух адеолстий, а э результате победило нечто третье. 'То, чему трудно давать название - определенный эклектический суррогат хультурк, ба-зпруацийся ча люмпенизированном созкашж, с чаруяеняши механиа®-?.п трансляции. Ке только "свободному духовному производству11 Знли гоставяекм социальные пределы, но к духовному рроизводству как та-ковшу, хоте объективная заинтересованность в кем у власти всегда сстйвал&сл. Все это привело к разрыву духовных, ¡исторических связей, обусловленных религией, искусством„ этносом, инакомыслием, то есть технологической Са&ой духовного производстве,.а следовательно, и фундаментом равития духовной культуры.

Последний параграф работа "Современный кризис, духовного.производстве" логически продолжат расскотрзьпе основных причин кризисного состояния духовного производства в советском обществе« Под современным -кризисом понимаются не только временное рамки, но цреаде всего измерение тех соцпалтьк условий, в которых формируется духовность. Сложившаяся тоталитарная общественная систеш» кая и всякая система, обладала своей объективной логикой и, следователе но, этапами своего регвития к ухода с политической арены, но не из духовной яизнк. В условиях старения к разложения тоталитарной, общественной системы /современную перестройку модно считать логическим завершением ятогс же процесса/ арогиьоречие между творчеством и ■ производством нз выступает столь явно, как в начале советской истории» ото объясняется отчасти тек, что творческие потенции были сильно подавлены социальными структурами, а так же тем, что творческий процесс.протекал з очень кеадеквахнкх своему содержанию фор-)-ах. Полезность» утилитарность,'плакатность или жесткая производственная секретность /в оборонных областях знаний/ в отноиенаи к продуктам идеального стала,еще более доминирующей, чем в условиях жесткого товарного феигаизма капиталистических обществ. Это означало углубление процесса отчукдекия ь культуре, что явилось, но шшзму мнению отраженьем кризиса а духовном производстве. Одна из ьрлпэш'иу. характеристик кризисного состояния духовного производстве есть ого везостребованность широкими народнши массами. С одной стороны, отасиенге л субъектам духовного прсиЬводотва с позиций власти оотлвплссь традвгионно явдезрятельгыа, в с другой стороны.

if: -

пк аошкгкм mtm за грапилу д&зирозашсй утюйтарноои? нззалкЕва-лизь як ставу напонимаккя, пссгавленву» обздгкзпл оеапзизем. йаг-тическая каргшшизация основюсс классos советского ойпосгва, аоо-тепеншЖ распад туансдягороп культуры, разгром члродкэй традяцйЕ духовности сформировали своеобразную пяргдналыгузь, "промежуточную''', "барачную1- субкультуру, /В настоящих условиях данная тенденция ' закреллада а виде субкультуры "обшзыгаий", "лимита", х яросуо рирукяшх бомяей./ Труд ~ cge^jcrBO колкостью в-дакнем случае исключает труд - гдорчоетго. Это и есть ncBojioraujfiji^HT ь огнокону» люмпенизированного сознания и к духовному творчеству s ;з>'хевн.ому производству вообще. Креме того, ягапетшрошшн соанаьта начинает исключать труд из оистомк* человеческих ценностей следовательно. ориентироваться не на производство, а не распределение з пэрераопределенае.

Кризис духовного производства углубляется. Рзчь уже не вдет с проблемах "свободного головного производства", нарушается эдзмен-тарнка социальные условия для духовного труда как такового. V. что самоо поразительное, хотя и вполне объяснимся с точке зрения нашей концепции, управленческие структуры на всех госурарсгпт-щух уровнях /пусть йы даже sis чувства собственного самосохранения!/ так и не принял!» ьакях-тс мер по приостановлений ехз'изаквя в e$8]iy _ баздухсвиоояи.Бйяк продолжить- эту логическую цепочку, то можно потраться объяснить ко только равнодушное отиосекре к духовным ценностям, но и подчас падение культурк кахе разумно воспрвницаексЗ кризисной етметоь Практически во всех подсистемах духовной культуры советского общества прослеживается явное неблагополучие. Еелэ мы вст-аяоы па ïy точку зренш, чго духовные силн человека являются базисом его творческой деятельности и подчеркнем, что развитее этих сил лредстаьгта одну ¡s» ¿лянаЯпих задач общества, тс приходятся; кокзтзтиреглть резкое ооп'зствзрно*» тогмогенке з ток оопиука. где имеется яутпя недастрлсчиосгь духовности. Рс-ьлии наотозгвге золочения в связи с бурными политическими процессами, с изменением статуса самого СССР как союзного государства, а такте в связи с самим яакнмк для последствий |азвятия духовной культуры - попыткой рыночноЛ экономики - ввергалт духовную культуру з новые серьезные испытания,, Рынок -а духовная культуре •■• новая проблема для нашего гбпэства. Она возвращает нас в контекст даалектгкк отчуждения и разотчузденпя в духовно}.? производстве. Казалось, что »тэп

расэдчуляенкй, лйглшйй с. несбход^здосиыо псягшш-еь творчество саг"--лной укшетрносга, осадиа««» Здйаланвй продукт как ïoaai as ;«¡xe" .»а выэшатъ серьвэното эозвратного движения; Гам не кек« уманно ршючзые ртнсякний /при зсям шшмании зх яеобходимое-ги/ эта-уолчвт огчуктденне s духовной культуре- Яая-тс epasy ушло в тень к осталось неоовэщ&ш/ш то известное историческое обстоятелз ctbí', что ориентация не деньги и на сьободу 'творчестве - две вещ? газкь ïiecoBMsomwe, как и потаяси соединить таорчэсхий зроцеос : здоодгтачеохим диктатом, Есж в первом случае над творчеством господствует отчувденнаЯ эквивалент человеческой додтельности, тс во зтором - ареьраиекза«: человеческого сознания. По нэсэму Юб!й№, крайне, современного духовн-мч» производства советского -об--щокта оояанеан еяоугервгем реаляьоЛ яарегектиш в его разоячуад« нии г Из одной кесеободкой ооч5«л5кой формг творческий процесс Sît тавазтся в других.. столь гэ аесаобсда^'/яо лс зздкгам яараметрам/ •кота?«, вторая шор.к /ккпиталисмческа .развитее рыночные стнсшеш быгв исшлгана раиэе а способствовала революционному ээркву. 3 ус.т биях ранка все настойчивее. ставится вопрос о аридгческоы офорт* кии в напгзй стракв иктешоктуа^н^Гг собственности. Jie практическое зтъданье а реальность должно способствовать укррагевгв позх ций субъектов духовного производства, оформить их элементарную за гцг^эяность как от диктата рынка, так и от государственной моаопо-ira*

Б аас-гоялшг условиях рочь уже ао идет о '-свободной духовном произведенье"„ во весь рост.встает задача обеспечения алегдзнтаг>-Jîirt эффективности духовного производства как такового,

В аактачекии диссертации отаечена основные итоги исследованЕ счерчены направления дальнейшего изучения и решения проблемы,

Лалоколия и швед: диссертации отражены в следующих публикас

як;

1. Городская молодежь: сгасьэт ли бездуховность? //Позиция. -Ульяновск, 1090. - 02. - С.49-53. /в соавторстве./

2. К вопросу о взаимодействии культур в условиях нового ист тичесуого метения. // Новое минадние а долог культур. -- W. : Де-понгр. в ШОП АН СССР, ii 42249 от 28.0S.90. - 0,5 п.л. Ь соавте отве./

3. Искаженное зеркало идеального? - Там ы*. - 0,1) п.л.