автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А. Ильина

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ковалев, Виктор Антонович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Автореферат по политологии на тему 'Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А. Ильина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А. Ильина"

. ПГ6 О»

; 2 УиОП

' САНКГ-ПЕТЕРЕУРГСШ ГОСУДАРСТВЕННЫ!} УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КОВАЛЁВ Виктор Антонович

ДУХОШЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ТЕСКИ И.А.ИЛЬИНА

Специальность 23.00.02 - Политические институты

и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

Д5?ссертадии на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Санкт-Петербург 1993

Работа Еылогнена на кафедре теории современного общества С-Петербургскоги государственного университета

Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент В. А .РИМ!

Официальные оппоненты: доктор философских наук профессор Л.Т.1и-/БУЩИН и кандидат философских наук, ст .преп .Т .В.АРТЕМЬЕЗД

• Ведущее учреждение - С-Летербургский государственный • педагогический университет

Защита состоится "/о " 1993 г. в ¿Г

час.на заседании спеииализированного совета Д 063.57.49 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в С-Петербургском государственном университете (199034.С-Петер-бург,Менделеевская лин д.5)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им .А.М.Горького С-Петербургского университета

Автореферат разослан "-----"-----------1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор философских наук, профессор

Л.З.С:.:орп"НСВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Во времена политических реформ и социальной ломки особенно обостряется интерес к проблемам государства, к тому, как эти проблемы трактовались шслителями прошлых эгох. Сегодня в России именно такой момент. 'Дщлцие уже несколько лет бурные экономические и социально-политические реформы встречают на своем пути множество препятствий и могут иметь неоязданныэ результаты, совершенно отличающиеся от первоначальных замыслов реформаторов. В данный период нельзя недооценивать актуальность историко-политических исследований.

В то же время изучение социально-политических проблем современного российского об!цества переплетается с другим процессом: возвращением к отечественному читателю богатейшего наследия представителей русской философской и социально-политической мысли. Одно из центральных мест здесь занимает фигура Ивана Александровича Ильина (1883-1954) -"философа волевой идеи", правоведа й политического шслюеля, верного патриота России и принципиального противника коммунизма. Обращение к его наследия имеет несомненный интерес как для широкого читателя, и для специалиста.

Разумеется, в представленной диссертации (одной из первых,которая посвящена И.А.Ильину) невозможно показать все,, политико-правовые труды философа. Задача сводилась к другому: наряду с реконструкцией взглядов Ильина как правоведа и государствоведа, актуализировать представляющиеся нам наиболее важные стороны политической теории мыслителя; таким вопросом,на наш взгляд, и является вопрос о духовных и национальных основах государства. .

Говоря словами самого Ильина, "... мы не верим и не поверим ни в какую внешнюю реформу,которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека" (Ильин И.А.Наши задачи .Т.2.С.370). Когда стоит вопрос о сохранении и укреплении российской государственности, нельзя игнорировать вопрос о состоянии духовной культуры общества и устойчивости налионально-пат-риотическнх традкпий.

Цель и аадгчи исследования. Основной целт-в автора являлось выявить и показать ильинское понимание основ госу-дарс:венности, которые лежат в сфере духовной культуры и национального самосознания. При этом решались следующие задачи:

- изучение жизненного и творческого пути философа;

- проводился обпр!й обзор философских и политико-правовых воззрений Ильина, в частности 4 таких вопросов,как: а) рассмотрение мыслителя как представителя школы естественного права, б) как идеолога либерального консерватизма, в)как сторонника самодержавной .монархии л государства -"учреждения" и др.;

- осмысление эволюц::и взглядов Ильина;

- представлен ильинский анализ политической ситуации мевду революциями 1917 г. и его политический прогноз о состоянии посткоимунистической России;

- изучение вопроса, о первостепенностг. для государства духовных целей и задач, анализ учения Ильина о правосознании.

- рассмотрение духовного национализма.Ильина.

Степень разработанности теш. Обозначенная тема, как

и наследие И.А.Ильина в целом,в отечественной литературе изучена пока, крайне мало. В фундаментальных трудах по истории русской философии В.В.Зеньковского и Н.О.Лосского Ильину отводится несколько страниц.Невнятно говорит о нем советская Философская энциклопедия (т.2.М.,1962 ).

Особую роль в сохранении и изучении ильинских работ по праву можно отнести к исследованиям Николая Петровича Полторацкого¿который, находясь в США, опубликовав со своими предисловиями ряд книг И.Л.Ильина, издал работы о нем; км была подготовлена и опубликована к"ига, полностью состоящая из "статей об Ильине - ''Иван Александрович Ильин.Гчзнь.

Труды. Мировоззрение (1989г.).

. Примерно с 1990 г. началась широкая публикация трудов И.А.Ильина на родине, хотя систематический характер эти публикации приобретают только в самое последнее время. Пробна первоисточников была одной из самых трудных при написании данной работы.

Одновременно с публикациям Ильина появились и иссле-

дования, посвященные его творчеству. Здесь хотелось бы отметить так:« авторов,как Ю.Т.Лисица, С.Хоругай, П.Пала-ыарчук, Ю.С.Пивоваров, З.А.Гусев,И.И.Евлампиев и др.

3 апреле 1993 г. в ознаменовш ле ПО-летия со дал рождения мыслителя в С-Петербургском университете была проведена конференция "Социальная философия Ивана Ильина".

Методологической основой диссертации явились труды Н.П. Полторацкого и российских авторов, посвященцио Илышу ,а также публикации по различным аспектам налей проблемы. Проведен исторический и сравнительный анализ творчества И.А. Ильина.

Научная новизна исс-едования состоит в следующем:

- жизненный путь И.А.Ильина рассматривается в связи с эволюцией его философских и социально-политических взглядов;

- делается одна из первых попыток дать целостную картину социально-политических воззрений мыслителя;

- разбираются политологические прогнозы Ильина (о последствиях революции, о посткоммунистическом развитии России);

- естественно-правовые взглдды философа рассматриваются в связи с традициями естественного права в зарубежной и русской мысли;

- проведено изучение взглядов Ильина-государствове-да через специфику таких ильинских понятий, как "органическое" и "механическое", "корпорация" и "учреждение";

- раскрывается идеология "либерального консерватизма" Ильина;

- анализируются "аксиомы правосознания" Ильина в их приложении к выявлению причин русской революции;

- показывается разработка мыслите, зм темы правового государства;

- обосновывается важность духовных (религиозных,нравственных) основ государственности;

- анализируется сущность духовного национализма Ильина;

- на примере работ мчслителя обосновывается заянссть и значимость проведения социально-политических и хозяйственных реформ в соответствии с имеющимися социокультурны--

' >

ки условиями.

Практическое значение работы состоит в том,что содер-шекЯсл в ней материал может быть использован при подготовке лекций и семинаров в курсе политологии и истории политических учений, отдельных спецкурсов.

Предпринятые усилия дают возможность для дальнейшего более глубокого теоретического освоения наследия И.А.Ильина.

Апробация теоретических положений диссертации проходила на конференции по русской социологии (СПбГУ, алр.19Э2), а также на теоретическом семинаре "Социальная философия Ивана Ильина (там ке.апр. 1993). Диссертация обсуудена и рекомендована к защите на кгЛедре теории современного общества философского факультета С-Петербургского 2 ¡иверситета в 1993 г.

По теме диссертации автор имеет три научных публикации. .

0СН0Ш0Е СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

По своей структуре диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Во вг.епении доказывается актуальность темы исследования: обращается внимание на то, что невозможно понять проблем, стоят:;:« сегодня Перед Россией, пользуясь лишь заимствованными схемами, без обращения к истории отечественной мысли,видным представителем которой был II.А.Ильин. Автором сформулированы задачи.,поставленные в'исследовании: наряду с адекватным воспроизведении гелостного мировоззрения Ильина (что является важным методологическим тр 'ованием) .попытаться осмыслить его взгляды на государство и право, Показать несомненное значение учения мыслителя о правосознании, о духовных и национальных основах государе гва. Здесь ::;е говорится о степени разработанности темы и источниках исследования поставленной проблемы.

В пепвой главе - "Иван Ильин: личность и идеи" с учетом того,«то автором предпринимается одна из первых попыток освещения поставленной к изучению пробле.-ы,перед тем,

как заняться собственно указанной темой, нами 1фатко рассматриваются личность и идои И.Ильина в общем контексте. Это,естественно,послужит лучшему пониманию поставленных к изучению проблем.

В главе показывается неразрывная связь жзни и творчества К.А .Ильина (1883-1954), который в 1X6 г. после окончания Московского университета успешно начал академическую карьеру. Кратко англизируются опубликованные мыслителем в дореволюционный период работы, выделяется особо "Понятие права и силы" (1910),где утверждается приоритет силы права над правом силы. 3 этот период вникание молодого философа было занято в основном ньмецкой философией ($ихт, Гегель). О последнем он в 1918 г.защищает диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека",содержащей вывод о том,что невозможно полное торжество Бога в мире, о том,что трагичен жизненный путь человека.

Не в последнюю очередь этот вывод Ильина был обусловлен внешний обстоятельствами: мировая война, революция .Эти события, повлияв на мыслителя, привели к тому,что он от историко-философских и методологических проблем обращается (если так можно сказать) к политической публицистике. Выходит ряд брошюр из серии "Задачи момента",в которых содержится довольно точный политический анализ событий меяду двумя русскими революциями 1917 г.

Октябрьский переворот был встречен Ильиным враждебно, что едва ни привело его к расстрелу.Сн ведет идейную и практическую борьбу против большевизма, сбращается к анализу причин российской революции. Это находит выражение в речи" "Основные задачи правоведения в Россчи",где 'формулиро-ваные в "Учении о правосознании" (19Н) аксиомы правосознания принимаются к анализу условия,приведших Россию к революции .Эта речь Ильиным была произнесена в 1922 г.,в этом иэ году ¡{.А.Ильин был выслан из России. До 1938 г. философ тал в Германии, затем из-за преследований нацистов эмигрировал в Швейцарию.

Тел:а России в эмигрантски'! период становится в творчестве Ипьуна домингруючея,ио рассматривает он ее в' связи с П£оСлеч?..'11 глохни,ого ««.сптяЧа - пирового духовного кри. тисч!

- б -

Этот духовный кризис связан,пс Ильину, с отходом людей от религии,с забвением христианской веры.Духовный кризис "за-быпегс Бога человека ведет к потере верного видения права, нравственности,искусства и т.д." и вызывает катастрофические социальные потрясения". Зта схема присутствует во многих работах Ильина при анализе причин великих потрясений XX века.И причина кризиса - духовная,выход из него моето найти только на пути духовного обновления.Вот почему нельзя обойти вопрос о духовных основах государства при рассмотрении политической теории Ильина. Именно поэтому данный вопрос ввдвинут в центр нашего исследования.

Для преодоления кризисного состояния человечества немало значат личная воля,г.товность К борьбе. Поэтому из многочисленных работ Ильина более подробно нами анализируется книга "О сопротивлении злу силою"(1925). Сем Ильин является одним из идеологов Белого движения,выпускает гурнал "волевой идеи" под названием "Русский колокол"(1927-1929), пишет многочисленные статьи и книги,из которых особый интерес представляет цикл статей "Наши задачи", над которым он рабстел до своей кончины (1954).

В главе анализируется общая характеристика мировоззрения И.Л.Ильина,которая разбита нами на три блока: а) рели-гиокные взгляды, б) либеральный консерватизм, в) творческая идея нашего будущего, философия для Ильина есть опытная наука, когда философ в своей дуле испытывает духовное содержание предмета, достигая в его понимании предметность и очевидность, т.е. исследуемого предмета таким, каков он есть на сомом деле. Помогает с:,у в этом глубокая религиозная вера,постоянная обра;:С-.шость к высшему духовному Предмету, т.е. Богу.

Разумеется, в главе автор касается «|клосо£сккх взгтя-дов Ильина только в самой краткой форме,липь з то"; степени, которая необходима для понимания его политических взглядов. Их можно определить термином "либеральный консерватизм".идеологом которого .наряду с Я.Струве,был Ильин.Словосочетание "либеральный консерватизм" какется противоречивым, на самом же деле это не так.Дело в многозначности самих поня-

тий "либерализм" и "консерватизм",в разлиадых трактовка":, вызванных теми или иными историческими условиями,политической обстановкой. Конечно, ради учебно-пропедевтических целей можно определить "либерализм" ¿.ак стремление к реформам, а "консерватизм" как стрешхение удержать статус-кво. Но ато было бы слииком поьерхностно. Консерватизм связан с сохранением и упрочением веодых основ человеческого бытия, таких как религия и нравственность, ратованке За политическую стабильность и хозяйственную самостоятельность. Либеральный консерватизм, таким образом, это стремление сохранить вечные основы человеческого бытия, создать нормальные условия для чело-еческого существования^ но и постепенно улучшать человеческую жизнь, рассчитывая прегде всего на внутреннее совершенствование человеческой личности . 7акоё~по"нимание освобождает используемые понятия от исторических наслоений и дает возможность установить преемственность мировоззрения П.Струве и И.Ильина с Д.С.Пушкиным, П.А.Вяземским,А.Д.Садовским и др..

Консерватизм Ильина не забывает об исторической перспективе, о творческих задачах по созданию лучяего будущего. Но его не создать лишь путем политических реформ и экономического роста, оно требует дуз -вного очищения и обновления. Применительно к России Ильин говорит о творческой идее нашего будущего - о воспитании в русском "народе национального духовного характера (Творческая идея... Новосибирск, 1991 г.С.9). Для самого Ильина это является главным, без чего России не быть, не возродиться (Там же). И опять анализ духовных и национальных условий политической реформы выступает в качестве первостепенной задачи. Но при этом нужно иметь в виду, что на такой подход К. лша оказала влияние принадлежность его к школе т.н. естественного права в русской философии права.

Глава вторая - "Традиции естественного права в общественной мысли и государственно-правовые взгляды И.А.Ильина" содержит з себе два параграфа. Первый посвящен анализу теории естественного права в истории западной и русской ¡¿ыали. Концепция естественного права основывается на оценочном псдхсде к правовым нормам,согласно которому правовая

норла, то или иное положение закона еправедл"во лииь тог- . да, когда оно отвечает нравственным требованиям. По сути де.п вопрос о справедливости того или иного закона выходит за рамки чисто юридической науки, это ¡лета- правовая проблема.предмет для философии права. К вопросу о естественном праве, к обоснованию справедливости законов государства в истории мысли обращались мнение выдающиеся мыслители. Среди ых: софисты.Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский, Г^го Г^оций, С.Пуффендорф, • Е.-К.Руссо,И.Кант и шогие, многие другие. На русской почве идеи естественного права повлияли;на С.Б.Десяицкого, А.П.Куницына и др. Дяя нас здесь наиболее важно,что естественно правовой теории придерживались непосредственные учителя И.Ильина П.И.Новгородцев и Е.Н.Трубецкой,который формулировал,что "Естественное право есть синоним нравственно-должного в праве*{Лекции по энциклопедии Прэва.М.,1913.0.60).

У Ильина, «сак и его учителей, развитие взглядов шло от обоснования естественного права, от того,чтобы показать в жизни личности V. государства не голый расчет и баланс сил, а присутствие высших, духовных начал, к току, чтобы увидеть иСТ<?к этих начал в религиозной вере.

Вкратце райобрав традицию естественного права и указав на принадлежность Ильина к этой традиции мошо с большей уверенностью перейти к анализу деятельности И.А.Ильи- . на как государствоведа и правоведа,который содержится во втором параграфе главы. Государственно-правовая прэблемати -ка занимала Ильина еще в молодости. Ей посвящены дор^ево-люционные работы "Понятие права и силы"(1910) и раздел "Общее учение о праве и государстве" в книге "Основы законоведения" (1915) • После революции, обогаг нный уже новым трагическим опьггом.Ильин пишет "О сущности правосознания" (1919)."Проблема современного правосознания"(речь, 1923), этим проблемам отводится место в ряде других его работ.особенно.большое - в "Наших задачах"(статьи 1948 -1954 гг.).

Каковы же основные черты илышской концепции государства? Прежде всего это понимание государства как духовно-

го союза (сравн.с ленинским:"машина для подавления одного класса другим"). Ильин подчеркивает в жизни людей значение начал нравственной солидарности, в государстве он считает главным объединяющие начала, организацию духовной Лизни своих граждан.Сам-Ильин такой подход называет "органическим" (заботящемся о духе и выходящем К национальному единству V. об^им интересам) в противовес "механическому" (количественному подходу, отстаивающему частные интересы отдельных "винтиков"). В диссертации показывается» что этот."ор-ганический'подход имеет немалые эвристические, еозмопюсти.

Сам Ильин довольно удачно анализировал проблей порядка й беспорядка весной-летом 1917 г. Этот анализ приводится в работе в качестве примера эмпирического анализа политической ситуации Ильиным. По крайней мере,разбор этих событий позволяет нам вместе с Ильиным понять того численные сложности в осуществлении подлинного народовластия и политической свободы.

Эти сложности, эти трудности ясно сознает сам госу-дарствовед, когда во многих своих работах пишет о.государстве "учреждении* (властная опека сверху) и государстве "корпорации" (самоуправление снизу) и применительно к России останавливается на большей доле "учреждениит.к; социокультурные условия и уровень политической культуры (сказали бы мы сейчас) не позволяют .осуществить демократическую модель по западному образцу.

Опасность механического заимствования тех или иных "моделей" ярко уже проявилась в ходе нынетших реформ.А ведь о "метаниях нынешних реформаторов Ильин предупреждал еще полвека назад. Сам Иван Александрович был сторонником для России самодергавной монархии, которая бы; была при этом* правовым государством (с защитой прав личности, равенстве всех перед законом и т.д.). Некоторые современные авторы (Ю.С.Пивоваров, И.А.Исаев) считают это консервативно!}, утопией, но мы вместе с Ильиным остановились бы на точке зрения непредрешения. Направление идущих сейчас политических изменений еще далеко не определилось, разгул демократии начинает надоедать населению, порадочный конфуз получается пока-из попыток установить президентскую или парламентскую

демократию. Политические кризисы последних 2-3 лет доказывают, что даже освобождение от коммунизма не гарантирует свободы демократического развития и может обернуться состоянием еще большей несвободы,нежели "развитой социализм".

Разумеется, отсутствуют сейчас.и условия для установления в стране монархической формы правления. И как ни парадоксально,но,' на наш. взгляд, причины здесь примерно те же, которые мешают установиться и стабильной демреспубли-ке: тяжелое наследие коммунистического тоталитаризма, отсутствие развитых отношений собственности, рыхлость,неструктурированность, общества (от каких, например, сословий вести.выборы в Земский Собор, избирать царя, если речь пойдет о монархии), эти и многие другие причины обусловливают глубочайший духовный кризис современного российского общества, кризис правосознания. Отсутствует правосознание, которое могло бы стать основой сильной и справедливой российской власти.

Так, в условиях,когда может стать вопрос о сохранении самого российского государства,мы вновь приходим к вопросу о его духовных основах и национальном своеобразии.

Третья глава называется "Духовные и- национальные основы государства"» содержит два Параграфа. I. Духовная природа государства. Учение о правосознании и § 2. Национальные корни российской государственности. Патриотизм и духовный национализм И.Ильина.

Обозначенная тема является одной из ведущих проблем политической философии Й.А.Ильина. В его работах показывается, что духовные и национальные основы государственности являются теми непременными условиями, без которых государ-' ство не может существовать. Автор ставит своей целью подробно осветить и "исследовать" зтот аспект теоретического наследия Ильина.

Само понятие о духовных основах государства вырастает V правоведа из его понимания сущности государства, его духовной природы. Ильин неоднократно настаивал на этом. Пер-востепённой задачей он считал организацию и защиту духовней киэни людей. Эта организация происходит на основе права и власти. Разумеется, важен и хозяйственно-экономический ас-

- II -

пект политического объединения,но,повторим, духовная жизнь для Ильина намного ва^ее.

Из общности духовной культуры вырастает солидарность, без которой,по Ильину .невозмотма полноценная политическая гизнь.Здесь ваяно подчеркнуть,что п исследуемой политической теории в понимании государства ударение делалось на политическом союзе, на то/гго связывает,а не разъединяет лпдей в ходе государственного строительства. В политологии Ильин, таким образом,традиционно подчеркиваемый вопрос о власти отодвигал на второй план, уступая место организации (в т.ч. и политическими средствами) совместной,солидарной тазни лпдел ради духовных целей. Власть служит для сохранения свободы и самостоятельности человека. Естественно, что сделать это могут лишь лучике люди, чей высокий духовный ранг совпадает с их политическим статусом.

Идея правления аристократии,т.е. каилучтих по духовным качествам людей - это естественный практический вывод для политической организации,возникали у Ильина, который настаивал на духовной природе государства,видел духовное неравенство лэдей, а следовательно; не мог к допустить (идея ранг) справедливости поли~ического равенства.

Но здесь со сторонЪ автора позиция Ильина подвергается критике. Мечта о правлении лучших преследовал?; ..одеЯ еще со времен платоновского "Государства", но какого-то радикально-* гэ сродства для "выделения, кверху" (Ильин) непременно луч-тих так и не было нчйдено. Не удается это и Ильину. Его ре-пепты (пензи, ограничение избирательных 'прав и.т.п.) не представляется не то гтобы допустимыми, но осуществимыми в то" или другой стране. Остается вопрос: кто будет осуществлять эти ограничения и из кого будет состоять-национально-патриотическая и воспитывающая диктатура, о которой мечтал Ильин на переходный период. Хотя па£ос Иль- , ина и желание получить качественно -лучтяее правительство,разумеется, понятны.

И здесь так тс, как и при решении ряда других вопросов, дело упирается в проблему правосознания народа. Для Ильина очень ва'иа эта категория (см.названия работ: "Проблемы современного правосознания","О сущчости правосознания").

- 12 -

Автор диссертации, рассматривая вопрос о духовных основах государства, естественно, не мог пройти мимо понятия правосознания у И.Ильина. Этому посвящена значительная часть соответствующего параграфа. Правосознат:з как воля к праву, происходящее из воли к духу.служит для Ильина той несущей основой, на которой держится государство. Правосознание имеет три аксиомы: чувство собственного духовного достоинства, способность к самоуправлению и взаимоуважение и доверие людей друг к другу. Как видим,эти"аксиомы правосознанкя"Ильна .носят мета-правовсй, метаполктический, скорее нравственный характер, но на политическую жизнь действуют садам непосредственным образом.

В главе проводится подробный анализ этих "аксиом",привлекая речь Ильина ("Основные задачи правоведения в России") и показывается, как нарушение этих аксиом проявлялось в пошатнувшемся российском правосознании перед революцией. Выделенные Ильиным "аксиомы правосознат: -" могут сыграть немалую эвристическую роль в исследовании социокультурных условий и предпосылок, сложившихся для проведения политичес-.. ких реформ.

Нареду с "аксиомами правосознания" выделяется у Ильина и проблема власти, к которой мыслитель подходит также через своеобразную аксиоматику, выделяя ряд правил (аксиом власти).выполнение которых обеспечивает власти законность и справедливость, а также делает власть политически эффективной. Нам опять хотелось бы подчеркнуть здесь, что власть, по Ильину, - это внешнее проявление глубинных культурных процессов и зависит от них.

В диссертации затрагивается вопрос о правовом характере, который должен иметь, по Ильину, будущая российская государственность. "Сильная власть грядущей России дол?на быть не внеправовой и не сперхггразозой. а оформления? пг>а-вом, и служащая по праву, при пседши ппава - всенародного прг^порядку (0 ч?идущей революции.и'.кйЗ) • У Ильина есть,

' концепция правового государства,но такого правового государства, которое является но займст!оданной моделью ,а .отвечает историческим условия.',; и своеобразию России. Здоровое правосознание являете;: основой правового государ-

ства.

3 рассматриваемом вопросе автор диссертации солидаризировался с автором "Наших задач": .духовная свобода являете : основанием свободы политической; нельзя проводить политические реформы, но учитыпал социокультурные условия данной страны в данный период; политическая свобода для человека нэ будет благом без его внутреннего совершенствования, самодисциплины и самоограничения.

3 диссертации подчеркивается, что такой подход обусловлен органическим пониманием государства у Ильина. Это органическое понимание предполагает, что государство в своем развитии сродни гавску организму и политические изменения долтнн согрет;, и вырасти, а не могут быть механически навязаны извне. Органический подход качественен и ищет духовных корней и решений.

3 качестве практического вывода предлагается уделить внимание целенаправленному развитию правосознания, политического воспитанию. Политические изменения не могут быть успешными, есчи их навязывать по '-тутом схемам и отвлеченным от »иони "теориям". Но,поставив целью политические рефорш, их ;:о"1!о подготовить, заботясь о воспитании религиозном и нравственном, кг гея исходным пунктом развитие духовной кугь-т^ы.Г-та духовная культу а есть национальная д.совпал культура.

3 своеобразии национальной культуры берут начало политические особенности той или иной стрглн. Разумеется, Ильин и мп вслед за ним трезогмися прежде всего за Россию. 3 диссертации рассматривается российская национальная пробмати-ка в нясисдии Ильина. Показано (см.гл.П), как Ильин, исходя из состояния правосознания в России и учитывая географические (общность территории, малая плотность населения) и исторические (необходимость вести оборонительные войны, наличие "великодержавных" задач, т.е. влияние на мировую политику.которого Россия не может избегнуть,а также бедствия и потери, которые понесла Россия от коммунистической власти) Российское государство должно быть непременно сильным государством,с обязательными чертами государства-учреждения, пояро-

ляящего укрепиться национальной культуре и чертам самоуправления снизу - самостоятельности государства-корпорации.

Принципиальной для Ильина является формула "Советский Союз-не Россия'1. Эта вашая установга позволяет й сегодня не смеиивать коммунистическую империю, зозведенну» усилиями "интернационалистов" с Россией, чья свобода, независимост: и территориальная целостность представляют собой выси!ую ценность для настоящего патриота,каким был И.А.Ильин. В тексте диссертации находят место положения статьи ''Что сулит миру расчленение России? где Ильин предупреждает о катострофи-ческих последствиях при свершении такого события. Эти предупреждения звучат сегодня особенно актуально. Здесь приходится коснуться вопроса о федеративном устройстве, которое, по Ильину, долгао быть результатом добровольного объединения самостоятельных государств.

В диссертг. 'ни рассматривается также патриотизм и национализм Илыма, которые имеют духовную 'снову. Оки у мыслителя вырастают из любви к своеобразию духовной культуры своего народа и своей страны. Таким образом, духовная и на,-циокальная основа государства в концепции Ильина связаны неразрывно. Считаю вавдым также прояснить вопрос о национализме И.А.Ильина: "Национализм есть любовь к духу своего народа" ("Путь духовного обновления .С. 215). Этот национализм не имеет ничего общего с презрением и враждебностью к другим нациям или требованием совпадения административных и этнических границ (как ныне: Литва для литовцев и т.д.). Несмотря на констатацию недружелюбного отношения к России со стороны других государств и народов (Запад), Ильин пре-дупревдает против враждебного к ним отношения,а также замены главного - духовной культуры - важным,но второстепенным: территорией,военной мощью .экономикой и т.д.

Эти положения принципиально вашы для национально. -патриотического воспитания в России.

■ • В заключении подводятся итоги предпринятого автором исследования, его основные результаты, намечаются путл дальнейшего изучения данной проблемы.

- 15 - т

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1.Правовое государство И технология разрешения политических противоречий// Современные социальные технологии: сущность,многообразие форм и внедрение.4.4. Белгород,1991. С.96-97.

2.Сугмосгь государства. Послесловие и публикации главы из книги К.А.Ильина "О сухости правосознания"// Рубеж, альманах социальных исследований. ¥ 2. Сыктывкар,1991.

С.47-50.

3. И.Ильин о правовом характере будущей российской государственности //Социальная философия Ивана Ильина (Материалы российского семинара 9-10 апр. 1993 г.4.2. СПб., 1993.С.19-23.