автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему: Философия государства и права в наследии И. А. Ильина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рутковская, Марина Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РАБОТАХ И.А.ИЛБИНА
1 Л. Естественное право у И.А.Ильина
1.2. Роль религии в формировании естественного права
1.3. Взаимоотношения права и власти 1.4.0 сущности правосознания
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА У И.А.ИЛЬИНА
2.1. Интерпретация гегелевской концепции государства
2.2. Разработка идеи органически-духовной природы" государства
2.3. Кризис российской государственности, его причины и пути выхода из него
ГЛАВА Ш. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ФИЛОСОФИИ И.А.ИЛЬИНА
3.1. Соотношение морали и права
3.2. Понятие о морали в ранней правовой философии И.А.Ильина
3.3. Некоторые вопросы нравственной философии Ильина (эмигрантский период)
3.3.1. Совесть и свобода как основные категории нравственной философии И.А.Ильина
3.3.2. "О сопротивлении злу силой" И.А.Ильина
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Рутковская, Марина Валерьевна
Актуальность исследования. Возрождение духовной жизни России с необходимостью обращает наше внимание к философско-правовому осмыслению таких проблем, как проблема правового государства, гражданского общества, народного представительства. В настоящее время мы активно осваиваем западный интеллектуальный потенциал в области философии права, политики, социологии, психологии. Совершенно очевидно, что без этого освоения невозможно выйти на общий цивилизованный уровень мирового развития, но также очевидно, что этот магистральный выход невозможен без глубокого изучения русской правовой мысли.
В процессе становления новых политических отношений между традиционно сильным Российским государством и нарождающимся гражданским обществом иногда возникают острые коллизии, вызывающие глубокую рефлексию в русской духовной жизни. Без анализа природы и исторических корней этих коллизий невозможно понять многие проблемы современности.
Если на Западе идея личности с самого начала вступает в противоречие с общественным (человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы), и в этом состоит смысл классического кантовского либерализма, являющегося основой гражданского общества, то в России идеи свободной личности долгое время просто не существовало, и в конечном итоге не личность, а государство стало преобразовывать традиционное русское общество в гражданское. Процесс формирования гражданского общества под началом государства нашел свое отражение в русском либерализме, составляя ту характерную особенность, которая отличала его от классического западного варианта. Традиция развития гражданского общества не вопреки государству, а совместно с ним, при его активном вмешательстве имеет место и сегодня. Одним из выразителей этой традиционной идеи был выдающийся русский философ и правовед И.А. Ильин.
Творчество И. А. Ильина совпало с величайшими для России катастрофами: крушением многовекового монархического строя, при котором сложилось и окрепло Российское государство, большевистской революцией, гражданской войной, сталинским режимом. Но не одна Россия переживала кризис: на Западе также сложилась критическая ситуация в области государственных институтов, избирательной системы, парламентаризма, таким образом, обнаружился кризис всей буржуазной демократии.
В подходе Ильина к проблеме государства и права и в предлагаемом им способе ее решения раскрываются фундаментальные положения его философско-политической концепции. Будучи свидетелем мировых катаклизмов и потрясений, И.А. Ильин напряженно размышлял о предпосылках нормальной государственности, о сущности и механизмах государственной власти, о праве и правосознании, о правопорядке, о возможных путях выхода общества из кризисных состояний. Значительное место в его творчестве занимают идеи о возрождении нации в постреволюционной России.
Эти положения приобретают особый смысл в контексте современной политической ситуации в России. Показательно, что И.А. Ильин считал неприемлемым для будущей России как путь социализма, так и путь капитализма в том его виде, в котором последний традиционно сложился на Западе.
В современной политической борьбе решается вопрос о судьбе будущего российского государства. В условиях противостояния блоков, партий, фракций как теоретикам, так и практическим политикам необходимо понимание истинных целей и механизмов политической деятельности, стремление к согласию, национальному единству и укреплению начал государственности, правопорядка; необходима политическая культура, т. е. способность ради интересов целого отказаться от узко партийных интересов; строя свою, деятельность исходить в первую очередь из общенародных и общегосударственных целей и задач.
В свете сказанного, нам представляется, что идеи философии государства и права у русского философа и правоведа начала XX в. И. А. Ильина являются исключительно актуальными для разработки проблемы построения гражданского и правового государства в современной России.
Степень изученности проблемы. Вообще говоря, в оценках Ильина-философа существует большая разноголосица. Творчество Ильина анализировали такие признанные историки русской философии, как В. Зеньков-ский (он видел в Ильине прежде всего гегельянца и указывал при этом на его трансцендентализм и имманентизм)1 и И.О. Лосский, в высшей степени оценивший произведение Ильина «О сопротивлении злу силой». Неоднократно ссылался на работы Ильина С. И. Булгаков. Он признавал, в частности, что книга Ильина о Гегеле заслуживает «полного внимания» и имеет «выдающиеся достоинства». В то же время, Ильин подвергался сильнейшей критике со стороны И. А. Бердяева и 3. Гиппиус. Большое внимание уделяли творчеству Ильина служители церкви (например, архиепископ Иерусалимский Анастасий, митрополит Антоний, священник В. Свенциц-кий).
Если говорить о советской историографии, то в ней Ильин оценивался преимущественно негативно. Так, И. Баммель характеризует его как «неогегельянца с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины», монархиста, реакционно-поповского идеалиста, полагая при этом, что некоторые его положения могут служить прообразом философских обоснований современного фашизма. Сходным образом А. Поляков увидел в Ильине прежде всего «объективного идеалиста с ярко выраженными чертами мистицизма», «монархиста» и «шовиниста».4 Куда взвешеннее подошел к творчеству Ильина Ю. Попов, оценивший его труд о Гегеле как «наиболее значительный в истории русского идеализма».5 Также как и Попов, В. А. Ма-линин признал, что «не только в русской, но и мировой философской литературе произведение Ильина является одним из фундаментальных и по-своему глубоких исследований гегелевского идеализма».6
В отечественной печати последних лет появились многочисленные публикации, посвященные Ильину. В них достаточно основательно изуча
1 Зеньковский В. История русской философии. Л., 1991. С. 129. , Лосский Н.О. История русской философии.
М., 1991. С. 516.
3 См.: Баммель И. И. Философ Ильин И. А. // БСЭ. М., 1930.
Поляков А. Ильин И. А. // Философская энциклопедия: в 2 т. М., 1962. Т. 1. С. 252.
6 Попов Ю. В. Ильин И. А. // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 209. Малинин В. А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве// История философии в СССРТ в 2 т. М., 1971. Т. 2. С. 112. ются различные вопросы творчества Ильина. Это касается и различных аспектов его политической философии, трактовок природы и сущности государства и права, правосознания, политической власти, проблем демократии и диктатуры (Ю. Т. Лисица, В. В. Ковалев, А. Г. Гузнов, Д. Е. Цыганков).1 Однако, в большинстве из них внимание обращается на какую-либо из отдельных сторон его творчества, причем по общему правилу Ильин оценивается как выразитель идей религиозной философии. Например, Вл. Левченко считает, что Ильин является «выдающимся мыслителем, ярчайшим представителем русской религиозной философии».2
Впрочем, разброс конкретных оценок Ильина достаточно широк. Приведем некоторые из них. Анализируя концепцию права и политического устройства И. Ильина, А. Гузнов видит в нем представителя этико-нормативной теории права, последователя П. И. Новгородцева; он полагает, что в «категориальном противопоставлении реальности и ценности» Ильин следует одному из направлений неокантианства (в частности, направлению Риккерта).
Б. Любимов отзывается об Ильине как о «яркой, своеобразной и одинокой фигуре среди сверстников, выдающихся русских философов, несмотря на многие черты сходства».3 А. Тимофеев критикует Ильина за «противоречивость решения» им проблемы добра и зла в книге «О сопротивлении злу силой», за неудачную попытку мыслителя «адаптировать моральные
1 См.: Лисица Ю.Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. №5; Лисица Ю.Т. И. А. Ильин. Историко-биографический очерк// Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1.; Лисица Ю. Т. Философия Ильина и проблема правосознания граждан в России // Русь державная. М., 1994г. №5; Ковалев В. И. Ильин о правовом характере будущей российской государственности // Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. Спб., 1993. Ч. 2; Ковалев В. Послесловие к работе И. Ильина «Сущность государства»// Научный альманах «Рубеж». Сыктывкар, 1992. №2; Гузнов А. Г. И. А. Ильин о государстве и демократии// Советское государство и право. М., 1991, №11; Цыганков Д. Е. Политическое завещание Ильина// Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. Спб., 1993. Ч. 2.
2 Левченко В. Духовный наставник русского народа. М., 1992. С 57.
3 Любимов Б. Н. Поющее сердце// Театральная жизнь. М., 1989. №19. С. 24-25. догмы православия к новой ситуации».1 А. Ковалев пытается доказать принадлежность Ильина к школе естественного права. И. Ребенщикова подчеркивает в наследии Ильина прежде всего идею формирования будущего русской нации и анализирует представления философа о «русском национальном духе».2 Подобно ей, Е. Чубукова убеждена, что центральное место в философских размышлениях Ильина занимает тема России, ее прошлого, настоящего и будущего, рассматриваемая в аспектах ее исторической, социальной и культурной экзистенциальной идентичности.3
И. П. Полторацкий (США) анализировал развитие идей Ильина с учетом историко-философского, историко-культурного и историко-политичес-кого контекстов. В поле исследования И. П. Полторацкого находились не только философские, правоведческие идеи И.А. Ильина, его сочинения по вопросам литературы и духовно-религиозным основам жизни, но также и работы И. А. Ильина по фундаментальным вопросам философии теории и политики.4
Такие авторы, как Ю.С. Пивоваров, В.И. Семенов специально посвящают свои публикации вопросу о монархии у И.А. Ильина.3
Несмотря на немалое число публикаций о И. А. Ильине, многое в его творчестве предстоит еще проанализировать под углом зрения современных проблем. Ряд статей посвящен мыслям Ильина о возрождении России (С.А. Федоров, Н.К. Симаков, И.Н. Смирнов).6
1 Тимофеев А. И. И. Ильин: право, сила, мораль. М., 1993. С. 6.
2 Ребенщикова И. Г. И. Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира. М., 1993. С. 35.
3 Чубукова Е. И. Проблема государственного устройства в учении И. Ильина. М., 1993. С. 46.
4 Полторацкий Н. П. Иван Ильинб жизнь, труды и мировоззрение. Лондон, 1989. С. 255. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия?// Вопросы философии.
1991. №6; Семенов В. И. Право и государственность в работе И. А. Ильина «Монархия и республика»//Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. Спб., 1993. Ч. 2.
6 Федоров С. А. Необходимость авторитарного правления в посткоммунистической России по
Ильину// Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. Спб., 1993. Ч. 2; Симаков И. К.
И.А. Ильин о путях возрождения национального государства в России// Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. Спб., 1993. Ч. 2; Смирнов И. Н. О путях возроиадения России//
Московский литератор. 1991. №7.
К тому же, в некоторых работах прослеживается тенденция с категоричностью которой, на наш взгляд, никак нельзя согласиться. Так, например, даже такой серьезный автор, как Полторацкий писал, что «И. А. Ильин был и в самом деле мыслителем религиозным, христианским, православным, церковным».1 Определять характер мышления Ильина таким образом - можно только с очень серьезными оговорками. Дело в том, что, признавая духовно-руководящую роль церкви в общественно-политической, государственной жизни, И. Ильин четко разделял церковь и государство как организации, настаивая на относительной самостоятельности этих сфер по отношению друг к другу: «Церковь не есть «все во всем», она не поглощает нации, государства, науки, искусства, хозяйства, семьи и быта. Церковь не есть начало тоталитарное и всевластное». Кроме того, понятия религиозности, духовности и нравственности И. Ильиным, по сути, отождествляются, когда он говорит о религиозных основах правосознания, то речь у него идет о духовных основах государства и общественной жизни. Ильин не просто религиозный философ, он прежде всего крупнейший политический мыслитель; право, государство являются у него необходимой формой духовного бытия, вне которой невозможно осуществление в индивидуальной и общественной жизни людей высших религиозных, духовных ценностей.
Анализ литературы о философском наследии Ильина позволил выявить ее пробелы и недостатки:
1. Недостаточно разработаны вопросы общей теории государства и права И. А. Ильина;
2. Не рассмотрена сущность соотношения права и морали в общей философии права.
Выявленные противоречия и недостатки современных трактовок творчества философа-правоведа И.А. Ильина свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы общей теории философии
1 См.: Лисица Ю.Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. №5. государства и права. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной философско-правовой теории, отсутствие специальных работ, посвященных данной проблеме, а также необходимость использования наследия русской философской мысли в целях возрождения духовной жизни России определили тему настоящей диссертационной работы - «Философия государства и права в философском наследии И. А. Ильина (историко-критический анализ)».
Проблемой исследования явилось выявление источников и движущих сил формирования права и государства в работах И. А. Ильина.
Объект исследования - государство и право, отраженные в работах ведущих теоретиков философии права Запада и России, и особенность подхода к проблеме у И.А. Ильина.
Предметом исследования является диалектика взаимодействия государства и права, их взаимосвязь и взаимовлияние в философском наследии И. А. Ильина.
Цель исследования - охарактеризовать сущность и процесс формирования нравственных ориентиров в государственно-правовой теории политической философии И.А. Ильина.
Задачи исследования
- выявить философские основания концепции государства и права И. А. Ильина, проанализировав наиболее существенные моменты его политической философии: учение о правосознании, о духовно-органической природе государства, о формах государственного устройства о крушении государственности в октябре 1917 г. и способах возрождения России;
- раскрыть соотношение права и морали, выявив, что понимается под свободой вообще и какое она имеет отношение к праву и нравственности;
- исследовать представленную в работах Ильина концепцию различных форм государственного устройства. В этой связи охарактеризовать воззрения Ильина на формальную демократию как определяющую предпосылку возникновения тоталитарных режимов в современном обществе, на сущность монархии и республики; раскрыть идеи Ильина относительно развития общества и государства в посттоталитарный период и пути построения гражданского общества и правового государства;
- показать актуальность идей Ильина для современной политической ситуации в России.
В исследовании автор опирался на труды отечественных специалистов в области философии права А. Г. Гузнова, В. И. Ковалева, Ю.Т. Лисицы, Н. К. Симакова, И. Н. Смирнова, С. А. Федорова, Д. Е. Цыганкова и работы биографа И. А. Ильина Н. П. Полторацкого (США).
В осмыслении теоретических положений, закономерностей истории развития правовой мысли автору оказали большую помощь труды отечественных юристов С. С. Алексеева, Н. Э. Баумана, А. Б. Венгерова, Ю. А. Дмитриева, В. П. Желтовой, Н. М. Коркунова, Д. А. Керимова, С. А. Комарова, Э. В. Кузнецова, Г. Н. Манова, М. Н. Марченко, В. О. Мушинского, В. С. Нерсесянца, Э. А. Позднякова, Н. Н. Разумовича, О. В. Тарановского, Ю. В. Тихонравова, В. А. Туманова, В. Н. Хропанюка, Г. Ф. Шершеневича, Л. С. Явича.
Методология работы. При подготовке к написанию диссертации исходным для автора был принцип сравнительно-исторического анализа. При этом, по мере последовательного раскрытия темы автор, руководствуясь этим принципом, переносил акцент с исторического исследования конкретного эмпирического материала, прежде всего текстов Ильина в их хронологической последовательности (методы описания и анализа), на теоретическое осмысление и интерпретацию данных текстов. Здесь основным приемом анализа материала выступал метод исторической реконструкции философских воззрений мыслителя, взятых в их системе и синтезе. Метод компаративного анализа позволил нам выявить ряд существенных отличий в построениях модели государства и права у западных теоретиков философии права и у изучаемого нами автора.
Метод интерпретации использован в данной работе при анализе содержания основных понятий политической философии И. А. Ильина. Здесь диссертант следовал установке самого философа, считавшего, что понятия политологии, государствоведения, правоведения имеют в то же время и философский характер. Этот принцип Ильин сформулировал в своем исследовании «О монархии»: «Сущность монархии, как и сама сущность права, имеет природу сверхюридическую. Это означает, что для разрешения вопроса об отличии монархии от республики необходимо, не выходя из ределов науки, выйти за пределы юриспруденции. Надо, не порывая с научным материалом государственных законов, политических явлений и исторических фактов, проникнуть в их философский, религиозный, нравственный и художественный смысл и постигнуть их как состояния человеческой души, человеческого духа».1
Поэтому, такие понятия, как государство, правосознание, право, свобода, самодержавие, демократия и др., имеют как у И. А. Ильина, так и в тексте данной диссертации статус понятий не только юриспруденции, политологии, истории, но и собственно философии.
Источники исследования: произведения И.А. Ильина, философские и правовые публикации, печатные труды по теории философии права, истории государства и права, законы и подзаконные акты, кодификационные сборники и распоряжения государственной власти, юридическая и периодическая печать, методическая литература по философии права, учебные программы и учебники для юридических вузов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предложена целостная характеристика оригинальной концепции государства и права Ильина в контексте его политической философии. В этой связи, диссертантом особо выделяются следующие аспекты политической философии И.А. Ильина:
1. Государство - не только материальный, хозяйственный, экономический, политический, но и духовный организм, в жизни которого каждый индивид в меру своего правосознания принимает непосредственное участие, а различные формы этого организма должны быть естественным органи
1 Ильин И. А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979. С. 8. ческим порождением, исходящим из материальной и духовной жизни народа. Политическая сфера не просто связана с духовной, она есть необходимая форма духа (всего народа в целом и каждого отдельного гражданина). Различные формы государственного устройства и власти, при условии их приемлемое^ в тех или иных обстоятельствах, непосредственно связаны с на-роднь.,« правосознанием, которое, в конечном счете, является основой их жизнеспособности.
2. Христианское государство, по Ильину, является также социиаль-ным, т.е. основанным на духе народа и не противостоящем гражданам, но служащим необходимым условием их самореализации, творчества, свободы в различных сферах. Эту особенность политической философии Ильина, которую сам философ явным образом не акцентировал, необходимо, на наш взгляд, учитывать при исследовании его творчества.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт формирования правосознания и гражданственности нравственно-целостной личности в философии государства и права представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих юридическую и философскую системы правового воспитания. Эти системы включают в себя идеалы, цель и задачи гражданского воспитания, его процесс, средства и методы правового воздействия, характеризуются присвоением отдельным индивидуумом нравственно-правовых норм в процессе гражданского правотворчества и норм социально-этических отношений и во многом базируются на творчестве таких мыслителей России начала XX в., как И.А. Ильин.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его положения и выводы могут послужить дальнейшему комплексному изучению творческого наследия И. А. Ильина, интерпретации его идей в контексте современной политической, культурной, духовной ситуации как в России, так и в мире, поскольку проблемы осознания правового государства не утратили своей актуальности.
Факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в учебники и учебные пособия по философии права и по теории государства и права для юридических учебных заведений, явиться основой спецкурса по истории философии права в России, а также использоваться в учебной и воспитательной работе.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена широким кругом источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов и внедрением их в вузовскую практику.
Основные этапы исследования. На первом этапе (1995-1997гг.) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, одновременно проводился сбор, анализ и систематизация материалов. На втором этапе (1997-1999гг.) обобщался полученный материал, выявлялись основные результаты исследования, проверялись возможности использования правовых идей И.А. Ильина в подготовке будущих государствоведов в Московском открытом социальном университете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве как философское обоснование аналогичной концепции И. А. Ильина;
2. Правосознание как обязательное условие при создании норм права и внешний фактор развития законодательства, стабильности, правопорядка, реальности прав и свобод граждан;
3. Легитимная власть как власть, соответствующая праву, установленному предыдущей властью, и обычаю, признанная общественностью и выражающая доминирующий общественный интерес, действующая в рамках наличного права (позитивного или естественного);
4. Прямая связь правосознания с моралью через волевой акт (как долг) и совесть;
5. Государство как духовно-правовая община с устройством, основанном на двух общих принципах: принципе корпорации и принципе учреждения;
6. Возможность гетерономии, не противоречащей личной свободе.
Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Пятигорского государственного лингвистического университета с 1996 по 1999 гг., на конференциях по итогам научной работы в том же университете в 1997-1998 гг., на Всероссийских научно-практических конференциях «Русская философия на исходе XX в.: итоги и перспективы» (1996-1998 гг.). Опубликованные материалы использовались кафедрой философии Московского открытого социального университета в учебно-воспитательной работе со студентами.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора:
1. Рутковская М. В. Понятие правового государства в философском наследии И.А. Ильина// Русская философия на исходе XX века: Итоги и перспективы (тезисы VI конференции по русской философии 19-21 сентября 1996г.). - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - С. 96 - 98.
2. Рутковская М. В. Интеллигенция и правосознание// Вопросы общегуманитарного знания. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. - С. 108 - 112.
3. Рутковская М. В. К проблеме добра и зла в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой»// Вестник ПГЛУ (выпуск 3 - 4) - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997г. - С. 43 - 45.
4. Рутковская М. В. Философия права Гегеля в творчестве И. А. Ильина// Вопросы общегуманитарного знания. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997г.-С. 112-120.
5. Рутковская М. В. О сущности государства по философии И. А. Ильина// Аспекты общегуманитарного знания. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998г. - С. 85 - 90.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия государства и права в наследии И. А. Ильина"
Заключение.
Изменения, происходящие в правовой и политической сферах России, позволяют обратиться к некогда «закрытым» объективной, беспристрастной оценке трудам русских мыслителей начала XX в. не только как к ценному для истории философии права материалу, но также как к живому правовому опыту, способному стать основанием современного правового пространства. Во многом развитие юридической и философской мысли начала XX в. определял И. А. Ильин, соединивший в своих построениях опыт Запада (неогегельянство, экзистенциализм, постпозитивизм) с традициями древнего русского мистического православия. Изучение подобного синтеза представляет, по нашему мнению, особый интерес для современного процесса правотворчества, а также является ценным основанием для гражданского и правового воспитания.
Нами исследованы следующие источники: философские и правовые работы И. А. Ильина, сочинения его современников, юридическая и историческая литература (в частности, законы и подзаконные акты, распоряжения органов государственной власти). В результате, в исследовании показаны:
1. Сущность права, соотношение права и власти, роль и место позитивного правосознания в формировании здоровой государственности;
2. Сущность государства, его природа, формы государственного устройства; рассмотрен наиболее благоприятный для России, с точки зрения И. А. Ильина, политический режим и форма правления, при этом проанализированы условия, выдвинутые философом в качестве основания для осуществления этого идеального государственного устроения в реальной практике;
3. Соотношение^ права и морали как в общей теории права, так и в построениях И.А. Ильина; проанализирована эволюция морально-нравственной теории философа, рассмотрены ее основополагающие категории, при этом категории добра и зла раскрыты, в основном, в правовом ключе, кроме того, показана ильинская критическая интерпретация учения графа
Толстого о непротивлении злу насилием, основы которого И. А. Ильин определил как мораль; развита ильинская концепция «душевно-духовного государства» в аспекте соотношения гетерономного государственного воздействия с личной свободой, политической свободой и нравственностью.
Результаты данного исследования показали, что право есть своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей, индивидов, социальных групп, классов и общества в целом. В праве достигается высший консенсус всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может интегрировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, но свобода, гарантированная от посягательств, т. е. защищенная свобода. Сущность права, в свете сказанного, видится в обеспечении и разграничении жизненных интересов людей, в выражении их воли, в установлении определенного порядка жизни. А смысл права, выражая отношение идеи права к реальности, включает в себя - в качестве элементов права - его происхождение и назначение. Нами установлено, что смысл права обусловлен необходимостью разграничения и противопоставления права и произвола и приведением закона в соответствие с объективными требованиями права, при этом высшим фактором развития законодательства, стабильности и правопорядка, реальности прав и свобод граждан является нормальное правосознание, и поэтому качество правовых норм, функционирующих в каком-либо обществе, зависит от развития конкретного правосознания тех, кто Создает данные правовые нормы.
Говоря о смысле права у Ильина, следует подчеркнуть вопрос о сущности наказания. Естественное наказание за совершенное преступное деяние смыкается с уголовной виной (необходимым условием привлечения к ответственности, причем виновность (умысел или неосторожность) устанавливается уголовным судом и определяется состоянием правосознания обвиняемого, т. е. руководящей им волей к цели права. Согласно этому, правонарушитель будет виновен в том случае, когда он нарушил норму положительного права по недостаточной воле к цели права, и будет невиновен, если верный правопорядок был его целью и мотивом. В уголовных правонарушениях ответственность за вердикт целиком ложится на присяжных, которые обязаны решать вопрос о виновности, исходя из внутреннего убеждения. Приговор присяжных зависит не от того, знал ли подсудимый, что нарушает норму положительного права, и хотел ли он ее нарушить, но от того, что именно заставило его поступить так, и какую цель он при этом преследовал.
Также необходимо заметить, что, по Ильину, высшей инстанцией в формировании правоотношений является религия. При этом, ситуация, когда реальное содержание права отходит от изначального религиозного содержания, служит основанием для отождествления права и власти, так как универсальной формой превращения религии в право является чистое принуждение, или власть. По нашему мнению, государственная власть есть необходимое условие существования права (хотя власть может обходиться без права - произвол), концентрированное выражение воли, силы и мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает своих граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения. Проблема правовой оценки власти, на наш взгляд, есть проблема |е легитимности. С другой стороны, проблема легитимности есть проблема права на принуждение. В широком смысле легитимность - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей починяться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. По мнению И. А. Ильина, под легитимностью следует понимать власть, сформулированную в соответствии с правом, установленным предыдущей властью, действующую в соответствии с этим наличным правом (позитивным или естественным), осуществляющую себя в рамках обычая и выражающую доминирующий общественный интерес.
Государственная власть не может принадлежать никому, кроме уполномоченных правом лучших людьми, отвечающих этическому и политическому цензу. При этом, государственная власть, как и государство, кроме самоограничения правом, должна ограничиваться личностью каждого гражданина, т. е. иметь своим пределом сферу его духовной свободы и индивидуальной жизни. А воля гражданина должна свободно подчинятся законам государства, таким образом приравнивая, делая тождественными необходимость (долг) и свободу (принцип лояльности). И. А. Ильин рассматривает государство как средство, механизм для достижения всеобщего блага, построения рая на земле, как духовно-правовую общину, объединенную всеобщей целью, из которой проистекает его христианская (т. е. солидарная) деятельность, политика. В теории государства и права философ Ильин, говоря о формах правления, отдает предпочтение традиционному политическому институту в лице самодержавного монарха, не ограниченного эгалитарной демократией, и считает самодержавную монархию формой правового государства, т. е. «государства наилучшего благоприятствования». Таким образом, установление посттоталитарного государства, создание правового пространства, народного правосознания, выделение духовной аристократии, представители которой осуществят единую, сильную, авторитетную и праволичную государственную власть, опираясь на добровольность и законопослушание (лояльность граждан и их поддержку, правовую, политическую и хозяйственную свободу граждан, частную собственность, способствующую развитию государства, здоровый национализм, развитие духовной культуры, способствующей формированию свободной человеческой личности), разумнее осуществлять, по мнению философа, в рамках монархической формы правления, каковая для России предпочтительнее республиканской в силу объективно-исторических условий.
В результате исследования выявлены сложившиеся в юридической практике диспропорции между моралью и правом, при этом как одну из основных причин противоречия между моралью и правом в юридической практике можно выделить отставание реального нормативно-правового законодательства от потребностей общественного развития, приводящее к дифференцированной оценке правом одинаковых, с точки зрения морали, ситуаций, или к уравниванию положений и обстоятельств, весьма различных с точки зрения морали. Рассмотрены основные этические и нравственные категории, выдвинутые Ильиным, в свете государственно-правовой теории. Выделены две основополагающие категории нравственной философии Ильина: духовность, которая есть способность и воля человека направить себя к «объективному совершенству», и любовь, которая есть сила единения с выбранным жизненным содержанием. Синтез двух этих понятий является для философа своеобразным мерилом, определяющим и различающим (исходя из его наличия/отсутствия) добро и зло, различные виды принуждения (т. е. средства самовоспитания и гетерономного воздействия) и насилие, право и не право и т. д.; а также наиболее объективным основанием для правотворчества в такой, например, его области, как определение меры щц|азания (для Ильина - меры положительного волевого воздействия извне) и уголовной вины.
Таким образом, в процессе исследования выявлено, что изучение философского наследия И. А. Ильина позволяет произвести новую качественную оценку правового поля современной России, с учетом особенностей национальной ментальности и исторической государственной традиции. Знание основ теории государства и права, факторов, влияющих на формирование активного государственного правосознания, позволит не только юристу, но и любому гражданину прекрасно ориентироваться в правовой и за-коннической сфере, реально осуществлять свои права и свободы, выполнять обязанности, возложенные государством на своих граждан.
Проведенное нами исследование позволило разработать экспериментальную программу изучения будущими юристами специального курса «Теория государства и права на материале русской юридической школы», рассчитанного на 30 часов. Программа была одобрена кафедрой философии Пятигорского государственного лингвистического университета. Содержание курса в программе представлено четырьмя блоками. Первый включает общие сведения о государстве: раскрываются понятия «государство» и «гражданское общество», характеризуется роль и значение власти, дается понятие о форме правления и ее формообразовании. При этом, внимание студентов обращается на тот факт, что в условиях антидемократического режима происходит попрание прав и свобод человека, не исключается упразднение высшего представительного органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение. Второй блок содержит характеристику воззрений Ильина на право: раскрывается сущность права (законы и подзаконные акты), излагаются источники права. Третий блок включает раскрытие фактора правосознания как необходимого звена в формировании юридического правоотношения, показывается возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, анализируется необходимость формирования здорового правосознания как главного фактора в создании правового государства. Четвертый блок рассчитан на изложение взглядов о морали в контексте правовой культуры, на примере работ русского мыслителя И. А. Ильина «Путь духовного обновления» и «О сопротивлении злу силой». В целом, программа ориентирует на использование в юридической практике философско-правовых концепций И.А. Ильина.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи, по нашему мнению, выполнены. Полученные нами результаты исследования не исчерпы
158 вают всей проблемы соотношения права и государства в философском наследии И. А. Ильина, поэтому для современной истории философии права представляет интерес дальнейшее, углубленное и расширенное, изучение философского наследия нашего автора.
Список научной литературыРутковская, Марина Валерьевна, диссертация по теме "Философия политики и права"
1. Алексеев А. Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940. СПб.: Слово, 1993. - 167 с.
2. Алексеев С. С. Лекции по общей теории права. М.: Прогресс, 1960. С. 24 -108
3. Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции// Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 210 - 250.
4. Аристотель. О государстве. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 212-264.
5. Бабаев В. К. Общая теория права. \1.: Юрист, 1994. С. 76 - 284.
6. Баммель И. Философ Ильин И.А.// БСЭ. 1-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1930.
7. Батко С. Н. Теория государства и права. Л.: Наука, 1997. 420 с.
8. Бердяев Н. А. Духи русской революции// Литературная учеба, 1990, с i^i 1/in1. МХА. V . in** - пи,
9. Бердяев Н. А. Кошмар злого добра// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 5. С. 378 - 392.
10. Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX -начала XX в. // Мыслители русского зарубежья. СПб., 1942.
11. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Правда, 1990. 273 с.
12. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: Мысль, 1989. С. 123 - 192.
13. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Соч.: В 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 58 - 62.
14. Булгаков С. Трагедия философии. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1. -С. 488 489.
15. Введенский А. И. Судьба философии в России. СПб.: Вече, 1901.
16. Вебер М. Избранные произведения. М.: Республика, 1990. 694 с.
17. Вопросы философии. М., 1990. №1. С. 102 - 144.
18. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М.: Мысль, 1978. С. 276367.
19. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 3 т. М.: Мысль, 1970. Т. I. С. 285 - 385.
20. Гегель Г. В. Ф. Система наук. М.: Мысль, 1969. С. 233 - 361.
21. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Собр. соч.: В 8 т. М.; JL: Наука, 1955. Т. 8.
22. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Республика, 1977. С. 247 - 361.
23. Гиппиус 3. Н. Меч и крест// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 5. С. 403 - 423.
24. Грузенберг С. Очерки современной русской философии. СПб.: Вече, 1911.
25. Гузнов А.Г. Ильин о государстве и демократии// Советское государство и право, 1991, № П. С. 131 - 134.
26. Деборин A.M. Гегель и диалектический материализм // Гегель Г. В. Ф. Соч.: В 4 т. М.;Л.: Наука, 1929. Т. 1. С. 3 - 17.
27. Декларация прав человека и гражданина // Сб. нормативных актов международного права. М.: Юрист, 1993. С. 77 - 83.
28. Дигесты Юстиниана. М.: Юрист, 1984. С. 19 - 37.
29. Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников// Летопись занятий археографической комиссии. Л., 1929. Вып. 21. -108 с.
30. Евангелие от Матфея. Гл. 21. Стих. 22.
31. Евлампиев И. Н. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина// Правоведение, 1992, № 3. С. 81 - 83.
32. Желтова В.И. Энциклопедия философии права// БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1969. С. 47 - 95.
33. Законы Ману (выпуск 7). М.: Юрист, 1963. С. 14.
34. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995. С. 163 -164.
35. Зеньковский В. История русской философии. Лондон: с^го, 1991. С. 129 -133.
36. Изгоев A.C. Социализм, культура и Сэдлыпевизм. М.: Правда, 1991. С. 361- 383.
37. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М.: Юрист, 1961.- 60 с.
38. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX начало XX в. М.: Республика, 1991.
39. Кавелин К. Д. Избранные работы. М.: Правда, 1989. С. 54 - 72.
40. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260 - 357.
41. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. 19 с.
42. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Искусство, 1977. С. 196 - 197.
43. Ковалев В. И. Ильин о правовом характере, будущей российское государственности// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 1. С. 22 - 30.
44. Ковалев В. И. Послесловие к работе Ильина «Сущность государства»// Научный альманах «Рубеж». Сыктывкар, 1992. № 2. С. 63 - 68.
45. Комаров С. А. Некоторые вопросы теории права. Л.: Наука, 1994.
46. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М.: Юрист, 198^. С. 48 -125.
47. Левченко В. Духовный наставник русского народа// Ильин И. А. Что сулит миру расчленение России. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 57 - 62.
48. Лившиц Р.З. Современная теория права. М.: Высшая школа, 1992.
49. Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии, 1991, № 5. С. 21- 42.
50. Лисица Ю. Т. Ильин. Историко-биографический очерк// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 5 - 36.
51. Лисица Ю. Т. Философия Ильина и проблема правосознания граждан в России // Русь державная, 1994, № 5. С. 54 - 75.
52. Лосев А. Ф. Русская философия// Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления. М.: Республика, 1990. С. 74 - 85.
53. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 11 - 241.
54. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -516 с.
55. Любимов Б. Н. Поющее сердце// Театральная жизнь, 1989, № 19. С. 24 - 25.
56. Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Высшая школа, 1993.
57. Малинин В. А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве. М.: Мысль, 1971. С. 112 - 125.
58. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 56 т. М., 1977. Т. 21. С. 289 - 299.
59. Марченко А. М. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Высшая школа, 1994. 288 с.
60. Михайловский Н. К. Собр. соч.: В 4 т. М.: Прогресс, 1972. Т. 3.
61. Нерсесянц В. С. Теория государства и права. М.: Изд. группа ИНФРА* М НОРМА, 1997. - 570 с.
62. Нерсесянц В. С. История политических учений. М.: Юрист, 1998. 640с.
63. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое (Взгляд на государство). Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 736 - 740.
64. Новгородцев П. И. Демократия на распутье. М.: Правда, 1991. -С. 540 559.
65. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Правда, 1991. -С. 102 139.
66. Первое Послание Петра. Гл. 2. Стих. 15-16.
67. Пивоваров Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия?// Вопросы философии, 1991, № 6. С. 13 - 24.
68. Поляков А. А. Ильин И. А.// Философская энциклопедия: в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 2. С. 252.
69. Поляков А .А. Ильин: историко-биографический очерк// Философия права. М.: Юрист, 1992. С. 3 - 8.
70. Полторацкий Н. П. Иван Ильин: жизнь, труды, мировоззрение. Лондон, 1989. С. 255 - 408.
71. Попов Ю. В. Ильин И. А.// Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 209.
72. Послание к римлянам. Гл. 13. Стих. 1.
73. Постников К. Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И. Ильина//Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996. С. 11-25.
74. Радлов Э. Л. Очерк истории русской философии. 2-е изд. Пермь: Изд-во университета, 1920.
75. Раев М. И. Россия за рубежом// История культуры русской эмиграции 1919- 1939 гг. М., 1994.
76. Ребенщикова И. Г. И. Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира//Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. СПб., 1993.4. 2. С. 35 - 40.
77. Самохина А. А. Проблема человека в произведениях И. Ильина доэмигрантского периода// Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996. С. 13 - 25.
78. Семенов В. И. Право и государственность в работе Ильина «Монархия и республика». СПб.: Наука, 1993. С. 41 - 65.
79. Симаков Н. К. Ильин о путях возрождения национального государства в России// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. Спб., 1993. Ч. 2. С. 9 -13.
80. Смирнов И. Н. О путях возрождения России // Московский литератор, 1991, №7. С. 64.
81. Сохряков И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья. М., 1993. Вып. 1. С. 230 - 238.
82. Струве П. Б. Из истории русской зарубежной печати// Русская литература в эмиграции. Питсбург, 1972. С. 339 - 402.
83. Струве П. Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 459 - 478.
84. Сысуев Д. А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина// Автореф. дисс. канд. филос. наук. Саранск, 1997. С. 7 - 19.
85. Тимофеев А. И. И. Ильин: право, сила, мораль// Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. С. 3 - 6.
86. Тихомиров Н. П. Основы философии права. М.: Юрист, 1993. С. 53 -102.
87. Тихонравов Ю. В. Основы права. М.: Юрист, 1987. С. 105 - 261.
88. Толстой JI. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 400 с.
89. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М.: Юридическая мысль, 1913.
90. Трубецкой Е. И. Смысл жизни. М.: Юридическая мысль, 1918. С. 78 -81.
91. Устами Буниных// Литературное наследие: в 2 т. Франкфурт-на-Май-не, 1981. Т. 2.
92. Федоров С. А. Необходимость авторитарного правления в посткоммунистической России по Ильину// Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. С. 21- 24.
93. Федотов Г. Г. Судьба и грехи России. Собр. соч.: В 2 т. М.: Прогресс, 1992. Т. 1. 289 с.
94. Франк С. Л. Из размышлений о русской революции// Новый мир, 1990, № 4. С. 238 - 252.
95. Хейфе О. Политика, право, справедливость: основоположение критической философии права и государства. М.: Юрист, 1994. С. 73 - 127.
96. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. СПб.: Юрист, 1991. -362 с.
97. Цицерон. Политические философские трактаты. М.: Наука, 1996. -335 с.
98. Цыганков Д. Б. Политическое завещание Ильина// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. С. 16 -19
99. Чубукова Е. Н. Проблема государственного устройства в учении И. Ильина// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. -С. 40 46.1. Источники
100. Ильин И. А. Введение в философию права. СПб.: Юрист, 1912. 24 с.
101. Ильин И. А. Возрождение русской государственности// Новый путь, 1968, №7. С. 63 - 69.
102. Ильин И. А. Духовный кризис русской интеллигенции. Берлин, 1934. -56 с.
103. Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди. Памяти Кн. Евгения Трубецкого. Прага: Русская мысль, 1923. С. 262 - 274.
104. Ильин И. А. Духовный смысл войны. Собр. соч: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 6. 48 с.
105. Ильин И. А. Идея личности в учении Штирнера: опыт по истории индивидуализма// Вопросы философии и психологии, 1911, №22. С. 55 - 93.
106. Ильин И. А. Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа. М.: Медиум, 1977. С. 290 - 344.
107. Ильин И. А. Лекции по праву. СПб.: Наука, 1911.
108. Ильин И. А. Мировые причины русской революции. Кризис правосознания. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 8. С. 96 - 102.
109. Ильин И. А. Наши задачи. Соч.: в 2 т. М.: Русская мысль, 1993. Т. 1.1. С. 287 346.
110. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве// Правоведение, 1992, №3. -106 с.
111. Ильин И. А. О возрождении гегельянства. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1977. С. 46 - 53.
112. ТТТЯ А ЛГ ТТI I I ЛТП ?Л11 .■ ::. л, V," мунзулли и геснуилйке, пью-иирк, ; :* /
113. Ильин И. А. О принятии права. СПб.: Юрист, 1925. 213 с.
114. Ильин И. А. О причинах русской революции. Внутренние причины, природа и влияние. Берлин: Вече, 1929.
115. Ильин И. А. О путях России// Юрист. Рига, 1977. Лр 32. С. 10 - 13.
116. Ильин И. А. О революции// Русское возрождение, 1983. № 23. С. 45119.167
117. Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России. Прага: Русская мысль, 1922. С. 162 - 188.
118. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1993. С. 301 - 479.
119. Ильин И. А. О сущности правосознания. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1993. С. 73 - 300.
120. Ильин И. А. Памяти Врангеля. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. С. 289 - 296.
121. Ильин И. А. Понятие права и силы. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1993. -С. И 43.
122. Ильин И. А. Причины русской революции// Русское возрождение, 1983, № 23. С. 33 - 44.
123. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 39 - 284.
124. Ильин И. А. Религиозный смысл революции. М., 1987. С. 39.
125. Ильин И. А. Уроки революции. М.: Слово, 1968. С. 57 - 62.
126. Ильин И. А. Учение о смысле человеческой жизни. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 7. С. 332 - 364.
127. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. С. 3 - 356.
128. Ильин И. А. Философия Фихте как религия совести. Соч.: В 2 т. М.:1. Л-Ч. . 1ЛП1 Г^ £А
129. ШСДИуМ, 177Л V . ОЧ - \ЗУ.