автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Духовный облик аграрного и промышленного отрядов рабочего класса: проблемы и противоречия (На материалах Таджикской ССР)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовный облик аграрного и промышленного отрядов рабочего класса: проблемы и противоречия (На материалах Таджикской ССР)"
АКАДЕМИЯ НАУК ТАДЖИКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЗШЮСОйИИ И ПРАВА
На правах рукописи
СОЛИЗДКОНОВ РАСУДЩКОН
ДУХОВНЫЙ ОБЛИК АГРАРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО отгадов РАБОЧЕГО КЛАССА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
(На мачериалах Таджикской ССР)
Специальность 09.00.02 - теория нруного социализма и коммунизма
автореферат диссертации на соискание ученой сткг]пм1
кандидата шосоггских наук
душанбе - 1990
л . '
Работа выполнена на кафедре философии Душанбинского ордена Дружбы народов государственного педагогического института имени Т.Г.Шевченко.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - заслуженный деятель науки Таджикской ССР
доктор философских наук, профессор
ГШРОВА Ы.К.
ощшьные оппоненты:
1. Доктор философских наук, профессор ШБОРНОВА В.В.
2. Кандида»' философских наук МУХАБЕАТОВ А.
Ведущая организация - Кафедра научного социализма Таджикского государственного университета им, В.И.Ленина.
о
с*' /
Защита состоится "IT" m.tuaJ, tyfPt В // час. на заседании специализированного совета К 013.07.01 по присуждении ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.02 - теория научного социализма и коммунизма в Институте философии и права Академии наук Таджикской ССР по адресу: 734025, г.Душанбе, пр.Ленина, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии наук Таджикской ССР (г.Душанбе, пр.Ленина, 33). / ;; ^
Автореферат разослан /fV^l) Р-А 1990 г.
Ваши отзывы и замечания (в 2-х экз^ просим направлять по адресу: 734025, г.Душанбе, пр.Ленина, 33, Институт философии и права АН Таджикской ССР, Ученому секретарю.
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА, КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
м. гулямов
1 т
ОНЦАЯ ХАРАКТЕШСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность теш лиссепташм в перцую очередь определяется необходимостью научной разработки теоретических вопросов социалистического общества л задачами его интеллектуального и духовного возрождения.* На этом ко акцентировал свое внимание и ХХУШ съезд КПСС, где подчеркнуто, что общество не продвинется вперед по пути обновления, " ... если мы отвлечемся от присущего ей существенного противоречия... Важно постичь заложенную здесь диалектику".**
В современных условиях, когда наше общество переживает глубокий социально-экономический кризис, исследование проблей и противоречий духовной жизни требует новых подходов. В частности, в процессе утверждения плюрализма мнений и развития многообразных форм культурной жизни классов и разллчных социальных слоев становится значимым исследование противоречия общего и особенного. При этом следует исходить из того, что этот процесс включает в себя не только взаимоисключение, но а взаимопроникновение и существенное вз аимо о богащенис.На наш взгляд, такой анализ крайне важен сейчас, когда общественно-политическая ситуация в стране требует консолидации всех прогрессиншх общественных сил - наций, классов, социальных групп и слоев, включая аграрный и промышленный отряды рабочего класса.
■ В свою очередь, исследование диалектики общего и особенного в духовном облике классов и социальных слоев создает возможность учета приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми интересами.
Таким образом, актуальность проблемы определяется, во-первых, необходимостью дифференцированного исследования духовного облика внутриклассовых отрядов рабочего класса в
1.0м.: К гуманному, демократическому социализму/Программное
заявление ХХУШ съезда КПСО / Правда, 1990,15 июля.С.1-3.
2. Горбачев М.О. Идти дальше путем перестройки. Политический отчет Центрального Комитета КПСС ХХУШ съе~ цу КПСС и задачи партии / Правда, 1990, 3 июля. С.2.
t <
условиях утверждения многообразия форм собственности и становление рыночных отношений б нашей стране; во-вторых, необходимостью активизации человеческого фактора в процессе перестройки духовной пгаш общества, выявление механизма торможения, преодоление отчужденности человека от духовных цешюстей; в-третьих, неотло;шостыо задач гармонизации отно-шош1й города и села в условиях перехода к новым формам экономических отношений.
Практика Есех социальных революций, в том числе перестройки пак ее особой формы, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения мышления людей нельзя добиться качественного обновления общества. Понять диалектику этого процесса, выявить устойчивые проявляющиеся тенденции в духовном облике классов и социальных групп общества возможно лишь при познании противоречий, ибо "диалектика, - писал В.И.Ленин, - есть изучение противоречия в самой сущности предметов".*
УРРВСНЬ тотсшесдой разравртапнротп ггооСдвш* Проблема противорочий как источник и социального, и духовного прогресса общества являлась предметом многочисленных исследований.2
Вопросам социальных противоречий уделено большое внимание в работах А.А.Авмросова, Ы.С.Акенова, М.Н.Х^ткевича,
0.Н.Трубицина, В.С.Семонова, С.А.Сенявского,.Ц.А.Степанлна, Н.А.Аитова, Л.А.Гордона, А.К.Назимовой и др. в связи с исследованием процессов, происходящих во внутриклассовых отрядов рабочего класса.
BeooMHii вклад в исследование различных аспектов духовного облика классов и отдельных социальных групп нашего общества внесли ученые Таджикистана.Отдельные вопросы духов-
1. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.¡¿9. С.227.
2. Обзор литературы см.: Бородкин В.В. Проблемы противоречия в материалистической диалектике/ I.U,I982.-C.I7I-IB3. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки / Вопросы философии, 1967. J53. С.13.
3. Рахимов А. Комплексное развитие деревни в условиях совершенствования социализма.-Душанбе,I9B7; Шариков И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. - Душанбе:Дояшз, 1983: Гафарова М.К. Женщины Советского Востока.-Душанбе:ИрТюн, 1987; Хуморов Д.М. Соотношение общего и особенного в формировании духовного облика рабочего класса. Автореф.дасс. па соиск. канд.филосф.наук.-Душанбе, 1985 и др.
ного облика и социально-политической активности аграрных рабочих рассматриваются в работах Л.Б.Дэугаева, А.Ута1дурадова, И.И.Егорова и др.1
Близки к исследуемой нами проблеме работы Т.Туйчиева, Х.Пулодова,^ главным образом ориентированные на изучение социального положения аграрного отряда рабочего класса.
Следует отмегить также заслуги исследователей в разработке катср!ального аппарата теории научного социализма.Такие понятия как "духовный шр", "духовный облик", "индивидуальное сознание" и др., исследовались в связи с результатами социологических исследований.^
Вместе с тем, отдав должное заслугам указанных авторов, следует подчеркнуть, что исследование этой проблем нельзя считать исчерпанным. Во-первых,исруг рассмотренных вопросов в этих работах не входило изучение механизма взаимодействия и взаимообогащения общего и особенного в духовной жизш! аграрного и промышленного отрядов рабочего класса; во-вторых, не определены задачи борьбы за духошое и нравственное возрождение общественной жизни. Указанные проблемы перестройки требуют качественно нового теоретического осмысления.
Эти и ряд других проблем, требующих теоретического и практического ос;лысления, обусловили выбор данной теш в качестве диссертационного исследования.
1. Дзугаев Л.Б. Тенденции развития аграрного отряда рабочего класса под воздействием агропромышленной интеграции. Диссертация. —1Л.» 1985; Утамуродов А. Блиянио агропромышленной интеграции на рост культурно-технического уровня аграрного отряда рабочего класса. Диссертация. -Ташкент, 1986; Егоров И.И. Совершенствование социально-профессиональной структуры и облика аграрных рабочих физического труда.Диссертация. -М., 1984.
2. Пулодов X. Еазвитие села и становление социальной однородности советского общества /на тадас. яз./ - Дуанбе: йрфон, 1985; Туйчиев Т. Аграрный отряд рабочего класса /на тадж. яз./ - Душанбе:Ирфон, 1982.
3. См. напр.: Акопов М.А. Духовный шр советского человека.-Киев: Быща шкала, 1985; Бабосев е.м. Духоншй шр советского человека. -Минск, 1983; Духовный мир социалистического производственного коллектива,- Фрунзе, 1985; Духовная сфера социалистического общества, -и.:Шель,1987; Духовный шр советского рабочего. -М. ,1972: Духовный шр социалистического общества. :Наука, 1977; НТР и фор-ш^овагаю духовного облика советского рабочего. - Киев,
1 I
Поль и задачи исследования. На основе дафференцированно-го исследования духовного облика внутриклассовых отрядов рабочего класса Тадашшстана, выявить существующие противоречия и определить пути ¡ix преодоления. В соответствии с главной целью в исследовании решается ряд конкретных и взаимосвязанных задач, среди которых выделим следующие:
- изучить специфические формы проявления противоречия общего и особенного в духовном облике аграрного и промышленного отрядов рабочего класса в услошях формирования новых экономических отношений;
- определить пути разрешения противоречий общего и особенного в духовном облике аграрного и промышленного отрядов рабочого класса в условиях Таджикистана;
- рассмотреть демократизацию общеетт как важный фактор процооса перестройки, ускоренного преодоления отчужденности человека от духовных ценностей;
- исследовать ноше аспокты соотношения объективного и субъективного в процоссе преодоления противоречий духовного облика отрядов рабочого класса Таджикистана в процессе переотройки общественных отношений;
- изучить мохашшш взаимообогащения и взшшопроникнове-ния общего и особошюго в условиях обновления нашего общества;
- проанализировать диалектику общего и особенного в образе жизни аграрного и промышленного отрядов рабочего класса в условиях возрождения прогрессивных традиций и обычаев в ^льтурной жизни города и: дереЕни. .
Научная ногизна -работы заключается в том, что впервые в советской социально-философской литературе:
- шявляется теоретическая и методологическая ошибочность искусственного нивелирования процесса сближения духовного облика классов и социальных групп общества;
- анализируется и конкретизируется духовный мир рабочего класса в условиях развития социалистической демократии, утверждения плюрализма мнений.
Следовательно» сформулированные выводы, по.нашему мнению, позволяют, во-первых, глубже раскрыть диалектику обновления духовного облика аграрного и промышленного отрядов рабочего класса в условиях утверждения социалистического шпорализга; во-вторых, выработать механизмы преодоления отчужденности ра-
бочих от духовных ценностей в условиях республики, имеющей специфическую социально-экономическую, культурно-демографическую ситуацию.
Методологической и теоретической основой работц явились труда К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Пр! анализо изупаомой проблемы автор опирался на труды советских социологов и философов, посвященные вопросам теории научного социализма, а также проделал критический разбор материалов периодической печати.
Фактическим материалом послужили статистические данные Госкомстата СССР, Таджикской ССР, а также результаты конкретно-социологического исследования, проведенного автором в 1987-1988 гг. В исследовании использована десятипроцентная шборка. Анкетному опросу были подвергнуты аграрные и промышленные рабочие.ряд хозяйств АПК республики, в общем количестве 2000 человек.
Практическое значение диссертации состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы в лекционном курсе по теории научного социализма.
Некоторые разделы диссертации уже используются кафедрой философии и теории научного социализма Душанбинского госпединститута им. Т.Г.Шевченко. Матер1алы диссертации могут найти применение в практической деятельности лекторов и пропагандистов.
■ Результаты и шводы диссертационного исследования могут послужить исходной базой для дальнейших исследований духовного облика внутриклассовых отрядов рабочего класса.
Аптюбапия шботн. Основные положения диссертации отражены в докладах на ежегодных общеинститутских научно-теоретических конференциях 1986-1990 гг., а также на Республиканских научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов Таджикистана (1989-1990 гг..гг.Душанбе, Лошшабад).
Структура тботы. Диссертационное исследований состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
— о -
• ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ '
Во ВВКДКНИИ обосновывается актуальность теш диссертации, дается характеристика степени разработанности проблемы, определяется цель и задачи исследования, а также подвергается анализу степень разработанности таких понятий как "духовный облик", "духовный мир" и их соотношение. В частности автор, анализируя различные точки зрения, приходит к выводу, что понятие "духоншй мир" более широкое по сравнению с понятием "духовный облик", а последнее им относится к тем явле- ' нилм, которыо можно определить по образу жизни и овеществленным результатам деятельности человека.
Духовный мир в диссертации рассматривается как внутренний аспект человеческой сущности, ее глубинное свойство. Из этого вытекает, что "духовный мир" и "духошый облик" не тождественные понятия. Автор считает, что их можно рассматривать как категории формы и содержания, то есть кпк внутренюю и внешнюю сторону человеческой сущности.
Диссертант шявляот два сформировавшихся подхода в определении понятия "духовный облик" и разделяет точку зрения тех авторов, которые рассматривают духошый облик как исторически слояшнпуюся и зависящую от социальных условий впзни, совокупность наиболее существенных, относительно устойчивых психических свойств, представляющих собой сформированную у индивида способность закономерно отвечать психическим деятальностям на определенные объективные воздействия.1
ПЕРВАЯ 1МВА "Методологические аспекты исследования духовного облика аграрного и примышленного отрядов рабочего класса состоит из трех параграфов.
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ "Противоречия общего и особенного -как источник развития духовного облика двух отрядов рабочего класса" раскрываются ноше методологические и теоретические аспекты исследования духовного облика классов и социальных групп общества.
I. Хуморов Д.М. Соотношение общего и особенного в Формировании духовного облика рабочего класса Таджикистана. Автореф. дао.на соиск.какд. филоо.паук. - Душанбе, 1985. С.28.
Диссертант отмечает, что хотя теоретические аспекта данной проблемы постоянно находились в центре витания исследователей, однако за редким исключением во многих работах допускались серьезные методологические просчеты, выразившиеся в одностороннем подходе, абсолютизации процесса сближения ду-хошого облика классов и социальных групп под давлением мощной административно-командной системы, политики и идеологии застоя.
Проблемы и противоречия духовного облика аграрного и промышленного отрядов рабочего класса автор исследует во взаимодействии с задачами обновления нашего общества.При этом он исходит из того, что в современных услоник становится все более очевидным теоретическая ошибочность тех трактовок, которые предполагают в качестве единственного пути разрешения противоречий - уничтожение одной из его сторон. По теплю диссертанта, особого вникания заслуживает тип социальных противоречий,но просто основанных на взаимодействии двух полюсов, двух противоположностей^ таких, в которых каддая из сторон претерпевает существенные изменешш.не уничтояая при этом друзою.
Диссертант, исследуя соотношение общего и особенного в духовном облике двух отрядов рабочего класса, раскрывает их динамичность, выраяаицуюся во взаимодополиешш, взаимопроникновении, взаимодействии, что отражает их диалектику. Под общим- диссертант понимает целостность духовного облика рабочего класса, а под особенным - специфические черты духовного облика как аграрного, так'ц промышленного отрядов рабочего класса, обусловленные конкретными условиями социально-экономической жизни, самобытной духовной культурой, традициями, обычаями, образом яизни и т.д.
Диссертант заключает, что игнорирование особенностей развития сельскохозяйственного производства, проявление субъективизма и волюнтаризма в определении перспектив социально-экономического развития привело к оорьеэнш противоречиям аграрного и промышленного производства, что не могло не отразиться и на духовном облике субъектов, приводящих в движение это производство. В диссертации подчеркивается сложность механизма взаимодействия противоречий материальной жизни и духовного освоения мира человеком,что нередко
приводило философов к неоднозначным выводам. В философии Гегеля, например, бытие и мышление представлялись тождественными, потому противоречия духа приравнивались к реальным противоречиям ттериальной жизни. Кант же разграничивал логическое п реальное , признавал их относительную самостоятельность, принадлеигсеть к двум различным "шрам".
Диалоктико-ттерпалистнчоское понимание этой проблемы включает в себя пр/знание обусловленности духошого освоения мира как противоречиями процесса познания, так и объективными обстоятельствами. При этом К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали решающее влияние объективных социальных условий на сознание человека, опосредованность духошого обществен-ннми отношениями. Следовательно, противоречия "... сознания надо объяснять из противоречий ттериальной жизни, из существующего конфликта между производительными силами и производственными отнощешшли,* ибо противоречия штериальной жиз1ш, пролошяясь в соэнашш человека, находят различны? проявления в его субъективных качествах. Так, обострение противоречий ттериальной жизни нашего общества привели к возрастанию издивонческнх настроений, к укоренению психологии "уравниловки", падению интереса к общественным долам, к проявлению бездуховности и скептицизма, • снижению роли моральных стимулов труда.2
В диссертации подчеркивается, что проблемы и противоречия духовного облика аграрного и промышленного отрядов рабочего класса связаны не только с состоянием материальной сферы жизни, но и с духовно*. В годы застоя духовная кизнь,особенно в сельской местности, в значительной степени была подвержена влиянию административно-командной системы, тоталитарности и диктата, постоянно регулировалась в соответствии с упрощенческими, волюнтаристскими подходами. Остаточный принцип финансирования культуры повсеместно укреплял зависимость духовных сил общеотва от бюрократической системы и практически исключал свободное их развитие, что привело к упадку, кризису культуры в целом. Все это послужило социаль-
1. Маркс К., Знгельо Ф. Соч., 3-е изд., т.13. -С.7.
2. См.г Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 27-28 января 1987 г. - М.: Политиздат, 1987. -C.II-I2.
ной почвой обострения противоречий духовного мира рабочего класса. Поэтому, заключает диссертант, в услошях духовного возроздения общественной жизни города п деревни кра'.ше важно определение механизмов преодоления отчуждения рабочих от духовных ценностей. Особенно необходимо повышение роли человеческого фактора, обеспечение широкого участия самих трудящихся в обновлении духовной жизни общества.
Анализу соотношения объектишых условий и субъективных факторов преоделения противоречий в сознании аграрного и промышленного отрядов рабочего класса посвящен ШОРОЙ ПАРАГРАФ.
Опираясь на шрксистско-лешшскую методологию, диссертант развивает мысль о том, что процесс формирования сознания человек возмозен только в практическом двияопш, в революции. "... Революция необходит не только потому, что т-какгш-иным способом невозможно сверлить господствующий гласс, но и по то;,у, что свергающий класс только в революции глояет сбросить с себя старую мерзость и стать способным создать ноцую основу общества."* Перестройка тагске является революцией, особой формой революционного преобразования бытия и создает объективные условия и субъективные факторы для качественного преобразования общественного сознания советских людей, в том числе аграрного и промышленного отрядов рабочего класса. Процесс формирования сознания людей детермширу-ется одновременно объектиишмн и субъективными факторами, но воздействуют они на него не равнозначно. Определяющую роль играют объективные, у слоем, поскольку они обуславливают содержание и направление деятельности, а последнее выступает индикатором развитости духовного мира человека. Роль субъективного фактора, который обладает относительной самостоятельностью, заключается в том, что от него зависит реализация, осуществление' возможностей, созданных объективными условиям!.
В условиях обновления социализма, перестройка экономических отношений, демократизация общества и совершенствование хозяйственного механизма,являются теш объек, ишыми условиями, которые создают предпосылки для творческой деятельности аграрного и промышленного отрядов рабочего класса, преодо-
I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З. С.70
»
л^ния противоречий б их сознании и психологии. Характер трудового поводош1я рабочих зависит как от них самих, так и от поведения других людей, к примеру, от руководителей разного уровня, от их демократичности, компетентности и т.д., т.е. объективное и субъективное диалектически переплетены друг о другом.
Рассматривая соотношение объективного и субъективного в преодолеют противоречий духовного облика дцух отрядов рабочего класса, автор подчеркивает, что в условиях перестройки резко возрастает роль субъективного (человеческого) фактора.
Возрастание роли данного фактора означает, что создавшиеся ноше объективнее условия (новые экономические отношения, процесс демократизации, гласность и т.д.), требуют самостоятельности, творческой деятельности, инициативы, более высокого уровня общественного сознания и деятельности, основанной на этом сознании, более высокой степени организованности людей.1
В условиях утверждения политического плюрализма в деле обновления общественного сознания аграрного и промышленного отрядов рабочего класса возрастает роль политических партий и общественных организаций: комсомола, профсоюза
и др.
В диссертации анализируются конкретные направления их деятельности, на основе результатов социологического исследования дается оценка их работы, выявляются качественно новые задачи в условиях переотройки и демократизации. По мнению диссертанта, в этих условиях особенно актуализируется роль политических партии и других общественно-политических формирований в развитии политической культур! аграрного и промышленного отрядов рабочего класса.
Среда факторов, детерминирующих формирование сознания рабочих,, особую роль играет первичный трудовой коллектив.Его определяющими принципами выступают совместная деятельность, деловые и межличностные отношения, общественное мнение и благоприятный морально-психологичаский кишат.
I. См.: Приписнов В.И. Проблема субъективного фактора в историческом материализме. - Душанбе: Дониш, 1977. -С.109.
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ "Демократизация общества - как фактор преодоления противоречий общего и особенного в духовном облике аграрного и промышленного отрядов рабочего класса" анализируются складывающиеся механизмы раскрепощения творческой, инициативной и преобразующейся деятельности сознания масс в процессе демократизации общественной яизни.
Углублегош социалистической демократии, утверждение плюрализма мнений, гласность, критика к самокритика диссертантом рассматриваются гак факторы, объективно влияющие на процесс формировать духовного облика рабочего класса. Однако замедленность перестроечных процессов в экономике, слабая социальная политика не создают заинтересованности в труде,но улучшают социальные условия труда и быта, не удовлетворяют потребностей в товарах первой необходимости, культурные запросы, что рождает противоречия в обществе, сдерживающие уровень активизации человеческого фактора. Так, результаты нашего исследования показали, что из 500 опрошенных аграрных рабочих лшь 40% участвует в общественно-политической работе. Причем структура полученных ответов неоднозначна. Из общего количества рабочих, принимающих участив в общественной работе, 15$ - занимаются партийной, комсомольской и профсоюзной работой, 5,5$ - в Советах, 5,2$ - являются лекторами, пропагандистами, агитатор-зга, 1,5% - членами ДНД, народных судов, рабочего контроля п т.д.
'Решающим условием преодоления этих противоречий автор считает развитие многообразия форм собственности, формирование ршочных отношений, внедрение достижений научно-технического прогресса. Автор особо подчеркивает значение реформы политической системы общества, развития правового государства как гаранта демократичности общества, прежде всего, демократичности политической и правовой системы общества.
На основе анализа конкретного материала автор утверждает, что демократизация общественной жизни затрагивает интересы широких слоев населения,в том числе молодежи.В условиях Таджикистана более половины рабочих являются юл одами, средний возраст которых составляет менее 25 лет.Поэтому кризисное
состояние политической социально-экономической и духовной жизни, особенно в сельской местности республики, теснейшим образом переплелись с молодежными проблемами.
В процессе перестройки, когда все более расширяется граница демократии и гласности, формируется правовое государство, растет процеос
политизации сознания масс, крепнет стремление к утверждению норм общественной справедливости. А с другой стороны, сложности социально-экономического развития, просчеты в идеологической, воспитательной работе, национальной политике пор-кдаютнедовольство, определенную негативную реакцию у молодежи. По мнению диссертанта, в этой.сфере жизни молодежи столкнулись две противоположные тенденции. Во-первых, имеетоя устойчивая тенденция к политизации сознания молодых ра '">чих, и во-вторых, продолжается падение интереса к деятельности молодежных общественно-политических институтов, прежде всего к комсомолу.
Диссертант считает, что первая тенденция благоприятна, и следует приложить усилия, чтобы она набирала и дальше силу.
Что касается второй тенденции, то на основе данных собственных социологических исследований, автор приходит к выводу, что главной причиной падения интереса молодых рабочих к деятельности общественно-политических организаций является преобладание в их работе командно-бюрократического стиля, отрыв от массы молодежи. Следовательно, заключает диссертант, механизмы преодоления противоречий в этой сфере являются демократизация и гласность их деятельности, отказ от диктата'и расширение диалога с молодыми рабочими.
В параграфе приводятся результаты социологического исследования, охватившего различные категории аграрных рабочих промышленно-перерабатывавдих отраслей агропромышленного производства республики, отражающие степень их включенности в общественно-политическую жизнь.
ВО ВТОРОЙ ПЛАЩ "Состояние и перспективы развития духовного облика дагух отрядов рабочего класса в условиях перестройки", состоящей из трех параграфов, исследуется динамика, а также специфика преобразования общественных отношений в Таджикистане и их влияние на духовную жизнь села, особенности психологической перестройки, общее и особенное в образе
жизни аграрного и промышленного отрядов рабочего масса в процессе возрождения духовной жизни республики.
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ " Некоторые особенности перестройки общественных отношений в Таджикистане и ее влияние на духовный облик двух отрядов рабочего класса" подчеркивается методологическое значение марксового положения о том, что "... сущность человека но есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений".*
По шенига автора, эти методологические положения лежат в осново большинства исследований. Вместо с тем, в последние годы со стороны ученых и практиков они трактовались крайю прямолинейно. Сам факт существования социалистических общественных отношений рассматривался как условие, автоматически обеспечивающее формирование всесторонне и гармонично раз-штой, духошо богатой личности. В научных исследованиях, в теории, следовательно, и в практике к изучению диалектики развития общественных отношений подходили абстрактно, без учета того факта, что общественные отношения являются "продуктом деятельности живой личности". Такой подход, по мнению диссертанта, привел к тоцу, что общественные отношения приобрели безликий характер.
Общественные отношения, сложившиеся . на основе административно-командных методов управления экономикой, фор-t,провали соответствующие им психологические установки, мотивации, вырабатывали поведенческий стереотип, которые подавляли инициативу, творчество, заинтересованность в результатах труда и т.д.
Важным механизмом ломки устоявшихся стереотипов сознания, по мнении диссертанта, является шедрение прогрессивных форм организации и оплата труда: семейный подряд,аренда, хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость, внедрение рыночных отношений. Диссертант предпринимает попытку проанализировать процесс перестройки духовной жизни и нравственного облика рабочих во взаимосвязи с новыми формами организации труда. Особенно выделяются " процессы формирования у
рабочих экономического мышления, чувство хозяина производст-
I. К.Маркс, Энгельс Ф. Соч., т.З. -С.З.
ш, самостоятельности, предприимчивости.
Вместе с тем, в условиях республики переход к более эффективным формам организации труда протекает особенно трудно, наталкиваясь на ряд серьезных противоречий, к числу которых автор относит:
а) противоречия, связанные со сложной демографической ситуацией в сельской местности;
б) противоречия в характере и содержании труда аграрного и промышленного отрядов рабочего масса. Они обусловлены отставанием темпов индустриализации сельскохозяйственного труда (более чем в два раза по сравнению с трудом рабочих в промышленности, особенно тяжелыми санитарно-гигиеническими условиями);
в) противоречия, проявляющиеся в сфере духовной культуры точности. Дело в том, что внедрение новых форм организации труда поглощает Есе свободное время сельского труженика, сужается и без того ограниченная их приобщенность к ценностям духовной культуры, о чем свидетельствуют приведенные в диссертации результаты социологических исследований.
В качестве мер для преодоления этих противоречий диссертант предлагает:
- решительный отказ от административно-командных методов управления и переход . к нобым формам экономических отношений, обеспечивающие эквивалентный обмен между городом
и деревней;
- широкую индустриализацию сельскохозяйственного труда, развитие в сельской местности промышленно-перерабатывающих отраслей агропромышленного производства;
- перестрой!^ социально-культурной инфраструктуры села;
- научно-обоснованное размещение производительных сил республики; планирование строительства заводов и фабрик пищевой и легкой промышленности в сельской местности;
- принятие специальной программы по возрождениею заброшенных кишлаков и•организации переселения части избытка трудовых ресурсов в эти места на добровольных началах.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "Психологическая перестройка - как фактор преодоления противоречия общего и особенного в духовном облике двух отрядов рабочего класса" - анализируется содержание и значимость психологической перестройки в обновле-
• (
ния духовного мира человека.
Автор, вслед за А.К.Уледошм,* определяет следующие вопросы содержания психологической перестройки:
-осознание важности взятого партией стратегического курса на обновление всех сфер общественной жизни;
- отказ от старых стереотипов мышления, социальных установок, привычек, стиля деятельности и поведения, не соответствующих переживаемо^ моменту;
- выработка нового диалектического, творческого мышления, новых представлений и взглядов на развитие социалистического общества, а также позиций, ценностных ориентаций;
Диссертант далее отмечает, что перестройке психологии аграрного и промышленного отрядов рабочего класса присущи как общие черты, так и специфические особенности. К числу общих чорт, свойствошшх обоим отрядам рабочего класса,можно отнести необходимость и неотложность осуществления перестройки, отказ от старых, устоянпихся стереотипов мышления.
'Особенности же перестройки психологии двух отрядов рабочего класса связаны, прежде всего, с образом жизни, глубоко укоренившимися традициями, обычаями, нравами, степенью подверженности религии.
Определяющее влияние на психологию аграрных и промышленных рабочих в конечном итого, отмечает автор, оказывает материально-предметная деятельность, порождением которой и является духовная деятельность. Следовательно, для психологической перестроГши важное значение имеет обеспечение многообразия форм деятельности: чем разнообразнее формы деятельности, тем богаче духовный мир человека.
В качестве основных направлений психологической перестройки автор выделяет следующие:
- укрепление и развитие у рабочих высоких морально-психологических качеств;
- формирование положительных морально-психологических мотивов отношения к труду;
- привитие чувства хозяина производства, духа новаторства, способности действовать, не дожидаясь дополнительных ука-
I. Уледов А.К. Перестройка и сознание. - М.:Шоль,1988.-С.8.
ваний "сверху", смело брать на себя ответственность;
- формирование чувства социалистической предприимчивости и т.д.
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ "Общее и особенное в образе жизни аграрного и промышленного отрядов рабочего класса" анализируется состояние и тенденции развития образа жизни рабочих в условиях возрождения духовной культуры города и деревни. Рассматривая соотношение общего и особенного в образе жизни аграрного к промышленного отрядов рабочего масса, автор выявляет две противоположно развивающиеся и взаимодополняющие тенденции: проявление общих черт трудовой деятельности под . воздействием интеграционных процессов в производственной сфере и возрастание национальных особенностей в духовной культуре, семейно-бытовых отношениях.
Национальные особенности в образе жизни аграрного и промышленного отрядов рабочего класса Таджикистана проявляются в самобытности национальной духовной культуры, стиле общения и проведения досуга, в распространении национальных обычаев и традиций, в организации быта, в ведении домашего хозяйства. Национально-специфическое возникает как отражение условий жизни таджикского народа и выражает собой специфические черты и особенности развития его материальной и духошой культуры, сознания и психологии.
Особенности образа жизни аграрного и промышленного отрядов рабочего класса проявляются таете в том, что в их сознании преобладающее место занимает религиозное мировоззрение. Результаты анкетного опроса (количество опрошенных -2000 человек), проведенного автором, показали, что более 60$ - респондентов являются верующими. Пр! этом Еажно отметить, что ранжирование уровня религиозности сознания промышленных рабочих с небольшим расхождением совпадает с уровнем религиозности аграриев.
В целом, прослеживается тенденция сближения и роста религиозности обоих отрядов рабочего класса Таджикистана. По мнению автора, это обусловлено следующими причинами:
- хроническим отставанием социально-экономического развития, высоким удельным весом сельского населения, сложной демографической ситуацией;
- особой живучестью ислама в регионах, миновавших капи-
• •
талистический путь развития;
- кргаисиым состоящем духовной жизни, шзвалным игнорированием в пропитом национальных особенностей развития духовной культуры города и дорошш республики;
- девальвацией коммунистической морали и научно-мато-рюллстпчоского мировоззрения, связанной с адшгастративно-командными методами управления общественной жизнью, расхождением между словом и делом, злоупотреблением служебным положением партийным! к государственными руководителями,широким распространением среди Ш1Х взяточничества и коррупции.
Диссертант отмечает, что перестройка и демократизация общества ломают устоявшиеся стереотипы в отношении религии. Новое политическое •мыалошю исходит из приоритета общечеловеческих, гуманлстических ценностей. Б духовно-нравственном обновлении участвуют все слои населения, в том числе аграрные и промышленные рабочие независимо от их отношения к религии.
' Вместе с том, автор подчеркивает, что в условиях развития многообразия форм культурной жизни, демократизации духовной сферы общества возросла значимость и актуальность формирования научио-штериалистического миропонимания у рабочих. Но в современных- условиях следует решительно отказаться от вульгарного атеизма, унижения чести и достоинства рабочего, исповодугацего ту или Ш1ую религию.
Следует.признать и руководствоваться тем, что процесс формирования научно-материалистического миропонимания должен
быть органично связан о формированием исто-
р!ческого сознания, что нельзя сформировать без знания и научной оценки истории религии. Нельзя игнорировать тот факт, что в условиях республики в большинстве, случаев религия ассоциируется с национальной культурой народа.
В условиях перестройки преодоление этих противоречий достигается на путях демократизации общества, коренной перестройки идеологической и политико-воспитательной работы, свободного развития творчества и культуры.
На базе коренного улучшения условий жизни и повышения культуры должны решаться проблемы высокого гуманистического содержания: создание всех необходимых ттеркшьнкх и моральных условий для формирования жизненной позиции и гражданской
социальной активности трудящихся, в том числе аграрюго и промышленного отрядов рабочего масса.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы диссертации, даны практические рекомендации, а также предложения, направленные на преодоление кризисных явлений социально-экономического и идеологического характера, способствующие предотвращению обострения противоречия общего и особенного в духовном облике различных профессиональных отрядов рабочего класса.
Основные положения диссертации отражены в следующих
1. Быт сельской женщины // Занони Точикистон, 1988,^2. С.6.
2. Село меняет облик // Агитатор Таджикистана, 1988,№2. 0.16-17.
3. Формирование научного мировоззрения сельских тружеников
в условиях коренных преобразований общественных отношений села // Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, 12-14 апреля, 1989 г. - Душанбе, 1989. С.47-50.
4. Соотношение общего и особенного в духовном облике аграрного отряда рабочего класса // Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. - Ленинабад, 1990 (в печати).
публикациях: