автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Джадидское движение в Туркестане и его влияние на развитие нравственно-эстетической мысли
Полный текст автореферата диссертации по теме "Джадидское движение в Туркестане и его влияние на развитие нравственно-эстетической мысли"
академия наук республики узбекистан институт философии и права имени и.м.мумшюна
РГб ОД
На ирааах рукоши-я
1 5 ДЕН 1996
махмудова гаш тилабовна
удк - 1/575/ /09/
ДЖАДИДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТУРКЕСТАНЕ
И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ Ш'АВСТВЕШЮ-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
00.09.03 - И сгорая философии
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой стснена кандидат философских наук
Тягахемг - 1996
Работа выполнена па кафедре "Истории культуры п н четки" Ташкентского Государственного Технического университета нчепн Лбу Гайхана Беруин
Научный руково;мпель: доктор философских наук,
профессор УМАРОВ Э.У.
Научный копсультаит: доктор философских наук,
ирофсссор ВАХИДОВ Х.Ф.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор АГИНОВ М.К. доктор фи к>логических наук, профессор КАГИМОВ ».А.
Ведущая организация: Инсппуг Востококсдения км.
А.1\Ьсруний АН ГУ:».
1ашп П! состоится ".1" 19% го |,а в....
часов на заседании спецяанпироиазшого сонета Д 0{5.03.02 но чат«ге диссертации на соискание ученой пенсии доктора наук в Ииснпугс философии и нрава им. И.М.Мумшшва Академии иа}к Республики Узбекистан по адресу /700170,'Тзнгкеит, ул. И. Мумннокл, д.9/.
С дисссртацксн можно озпзко\иптся в Фундаментальной библиотеке Академии на\к Республик» Узбекистан /700170, Ташкент, ул. И.Мучииппа, д. 13/.
Автореферат разослан".^" Ж^./Л:^/^.. 1996 года.
Ученый секретаре.
сцсщяалитпропяитиого совета, доктор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА PAEOTU
Актуальность тэт исследования. Б обцествонных и духовных сферах все больше и больше укрепляется новое мировоззрение и идеология независимости. Наибольшую актуальность приобретает преданность идеям гуманизма, беренное отношение к духовным ценностям народов, решительный отказ от монополии.одной идеологии, укрепление у людей чувства патриотизма и т.д.
В исследовании духовного наследия народов большая ответственность возлагается на общественно-философскую шсль современности. "Наша теперешняя задача - освободить нашу духовную жизнь, деятельность нашей науки, наши изыскания от шаблонов старой идеологии, если это будет необходимо, го вырвать наше, мировоззрение из тисков зависимости. Ученые должны быть свободны от всякого давления на них"1. Следовательно, новое оошсле-ни9 общеотвенно-философского содержания даадидизыа, широко распространенного в начало XX вака, сыгравшего большую роль з национальном и духовном развитии края, призванно служить идеологии независимости и национального возрокдеция.
Новый и объективный подход требует восстановления и научного осмысления тех общесгванно-философоких и нравственно-астатических ценностей, которые в течвиие 70-ти лет либо не изучались по идеологическим соображениям, либо были запрещены. Било общепринято обвинять в реакционности и национализме дви-нение дкадидизма, получившее широкое распространение в начала вака в качестве идейно-филооофского движения. Поэтому исследование с точки зрения''идей и идеологии независимости философоко-эстатических цанноотай, определяющих нашу близкую и далёкую ио-юриа, представляется веоьма актуальным.
Степень изученнооти тещ исследования. По тема развития общественно-философской мысли Туркестана конца XIX и иачала XX
* Каримов И.А. Оставим потомкам родину свободной и благоустроенной /на узб.пз./.- Ташкент:Узбек;ютон,1991.-С. 171.
веков имеется достаточное колическво научных исследований. Большинство зтих работ написано с точки зрения марксистской методологии и классовой борьбы. В них собран большой фактический материал. Творческое наследив мыслителей Туркестана изучено о точки зрения общественно-политического, философского уровня исследуемого периода. Этоь^у могут служить примером работы таких философов, историков, литературоведов и искусствоведов, как С.Айни, ф.Ходжаева, О.Ашнова, И.М.Муминова, М.М.Хайруллае-ва, Э.Ю.Юсупова, А.Валиава, А.И.Итанова, С.И.Иермухамадова, Р. Абдушукурова, Х.А.Аликулова, Г.Ахмадонова, .Х.Бабаходкаева, Н. Бекназарова, И.О.Брагинского» Х.Вахидова, М.Г.Вахабова, Б.Гафу-рова„ К.Э.ЖИЕОва, И.Исламовой, А.Мирзаева, Н.Маллаева, З'.Радка-бова, М.Рахманова, С.Соатова, Ш.Султановой, Т.Турсунова, Х.Т. Турсуноза, Г.А.Хидоятова, Ш.Юсупова и др.
Ценность этих исследований заключается в мм, что в них собраны очень интересные материалы и сделан ряд существенных выводов относительно общественно-философской мысли народов Туркестана конца XIX - начала XX веков.
. В последние годы позитивно изменилось отношение к Бехбуди, Фитрату, Чулпану, Мунаввар кары, Абдулла Авлони, Сидкий Хондай-лики и вообше джадидизму как общед.лшенао-философскому движению. Опубликованы статьи и исследования А.Алиева, С.Ахмедова, Х.Бал-табаева, Б.Имамова, З.Ишмурадовой, С.Касымова, Э.Каримова, А. Нуриддинова, А.Насриддинова, Ш.Турдиева, С.Халбаева, А.Шарафут-динова, Б.Зргашева и др.* Очередная задача, продолжая новое
* Каримов'И.А. Узбекиотон: шшшй истиклол, иктиоод, сиёсат, мафкура.- ТошкентгУзбекистон,1993; .Юсупов Э., Каримов Э. Объектив бахо бериш пайти келди,- Узбекясгон коммуниста,-' 1988.12: Алиев А. "Бахтоиз куёв" талцинлари.- Нафосат. - 1993.- Й 3-4; БодтабоавХ. "Усули жадид" мактаблари.-Халц оуви„- 1991.- 13 дек. ; Каримов Н. аадидчилик ниыа? -Санъаг.- 1990.--й 12; Гурдиев Ш. ИоиоилбекТаспирали ва Туркисюн.- узбекиотон адабиёти в а оанъати,- 1991.- 15 март; ¡{оаимов С. Бахбудии ва яадидчилик.- Узбекиотон ада-биети ва санъати.- 1990.- 26 янв.; Цосимов Б. Жадидчшшк.-Ешлик.- 1990.- й 7; -Эргашев Б.Х. Идеология и национально-освободительное движение в Бухарском эмирате,- Ташкент: Фан, 1991; ВДшчонов И. Цодирий - эрксизлик вдрбони.-Товкент; фая, 1992 и др.
направление в исследовании, еше больше углубиться в изучение нрава твенно-эстетических идей джадидизма, оставивших неизгладимый след в духовном развитии народа и укрэпившюс национальное самосознание.
Цель и задачи исследования:
- объективная оценка общеетэенно-историчеоких и национально-освободительных движений, определивших развитие общественно-философской мысли Туркестана конца XIX и начала XX веков;
- исследовать движение джадидизма как широкого общественного явления, сыгравшего прогрессивную роль в развитии общественно-философской шели в Туркестане начала XX века;
- дать научную периодизацию просветительства в Туркестане, развивавшегося в соответствии о объективными социально-иотори-ческиыи явлениями;
- научно-осмыолить и обобщить нравственно-эотетичеокие идеи джадидизма, мировоззрение и творчество его наиболее крупных представителей;
- показать социально-историческое значение идей джадидизма по вопрооам образования и воспитания человечеокой личнооти;
- определить роль нрава твенно-эстетических принципов джа-дидизиа в формировании и развитии рб'алистичеаких видов искусства и профессионального театра в Туркестане.
Методологической основой исследования е&ляютоя теория и идеология независимости, позволяющие рассматривать духовное наследие народа как составную чаоть общечеловеческих ценностей. Идеология независимости дает возможноеть нового подхода и-объекииного научного исследования развития общеетвэнно-фило-софской мысли Туркестана конца XIX и начала-XX зеков. Методологической основой исследования послужили также труды ведущих ученых - философов, иоторинов, литературоведов и искусствоведов.
Научная новизна диссертации:
- осуществлен новый подход к анализу и оценке общественно-философской мысли народов Туркестана конца XIX и начала XX ве-
ков, чм проявилось в отказе от пресловутой теории борьбы классов и вульгарного социологизма;
- дана объективная научная оценка национально-освободительного движения и деятельности его предотавителей, сыгравших больаую роль в формировании и развитии общественно-философской и нравственно-эстетической шели Туркестана того периода;
- утверждается.прогрессивная роль джадидизма как теоретико-практического проявления просветительства и его развития в новой исторической ситуации;
- исходя из логики социального движения и философских идей того времени, сделана попытка дать новую периодизацию двинения просветительства;
- новые материалы творчеотва.Бзхбуди, Цунаввар кары, фит-рата, А.Авлони, G.Хондайлики и др. по вопросам школы, просвещения, науки и искуоства анализируются и оцениваются как большое достижение нравственно-астатической мысли народов Туркестана начала XX столетия, направленное на совершенствование человеческой личности;
- формирование и развитие новых реалистических фора литературы и искусства, профессионального узбекокого театра рассматриваются как практическое проявление нравственно-эстетических принципов джадидизиа.
Практическая ценность работы соотоит в том, что она оценивает с точки зрения идеологии независимости джадидизы, сыгравший большую роль в духовной развитии народа, способствует превращению национальных ценноозей в общечеловеческое достояние. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшей ис-ледовании общественно-философской мысли Туркестана и при составлении курса лекций по те тории философии и эстетика.
Апробация диссертации. Она обсуждена на кафедре "Истории культуры и эстетики" Ташкентского Государственного Технического университета имени Абу Райхана Беруни, в секторе Истории философии Института философии и права имени И.М.Муминова Академии наук Республики Узбекистан, Ташкентский Государственный Университет ка^йдра "Истории философии л логики" - научно-теоретичео-Ki'j. ceiumap, Проблемный Совет по истории философия Института :<::яосоь"л .. права л.ченя И.и.ыушшова АН РУз.
- б -
Результаты и выводы диссертации докладывалиоь на научно-теоретичеаких конференциях, отражены в публикациях автора, которые перечислены в конце автореферата.
Структура диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и описка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первая глава называется "Обцеотвенно-иоюрические условия формирования и развития джадидизма'.'
После завоевания Туркестана царским самодержавием произошли определенные изменения в социально-политической и духовной жизни края. Просветители, озабоченные материальным и духовным развитием своего народа, с надеждой сыогрели на культуру и научные достижения России. Этому слукат ярким примером просзети-тельские идеи А.Дониша, Фурката, Ыукшш, Завки и Саттархана Абдугаффарова.
Просветительские идеи со второй половины XIX века получают широкое распространение как крупный общественно-философский и культурный процесс. В Ташкенте, Чимкенте, Самарканде, Бухаре и Фергане одна за другой возникают школы нового типа и новые газеты и журналы. С конца XIX века в неорганизованной форма, усиливаются социальные вспышки против царского самодержавия. Во главе их - Пулатхон, Дарвишхон, Намаз батыр, Муминбай. Начинается борьба за независимость. В свяаи с эпидемией холеры 24 июня 1892 года в Ташкенте произошло стихийное восстание, Большим событием в цепи национально-освободительного.движения края было вооотвние Дукчи ишана против царской России.
Это движение в свое'время не было оценено по достоинству. Не было оошолено его историческое значение в процессе национально-освободительной борьбы, подготовившей почву для развития и углубления просветительского движения в Туркестане,
В диссертации широко освежается вопрос о восстании Дукчи ишана и показано его историческое значение в распространении а развитии национально-освободительного движения и просветитель-
ома.
Дукчи ишан боролоя не голыш против деспотии колонизаторов, но в своей сочинении "Ибратул Гофилун" /"Назидание невеждам"/ развивал идеи просвещения и воспитания.
Нельзя сказать, что Дукчи ишан был приверженцем мировоззрения просветителей. Но он, будучи образованным человеком и патриотом, руководил самым большим национально-освободительным движением края конца XIX века. Будучи человеком религиозным, продолжал и развивал гуманистические идеи Суфи Оллояра, Ахмада Яссави, Баховуддина Накшбанди:
"Казонг сени илмни билмадинг, Топиб анга аыал цилыадинг".
/"Ибратул Гофилун", 13-ограница/.
/"Грех твой в том, что остался без знанья, Находив его, не искан пути применения" - подстрочный перевод диссертанта/.
Мухаммадали халиф сын Солиха - Дукчи ишан, хотя не был приверженцем демократического движения, как А.Донна, Фуркаг, Нукими и Завка, но со своим стихийным национально-освободительным движением слунил идеям просветительства и независимости.
Национально-освободительное движение в Туркестане в форме просветители тза, в основном, проявилось как единственный путь развития науки, культуры, национального самосознания и приобретения независимости.
Мировоззрение мыслителей и просветителей национально-освободительного .движения было пропитано философско-религиозными и нравственно-эстетическими идеями.
После завоевания Россией Туркестана прогрессивные слои мелкой и крупной буржуазии выходят на арену истории со своими философоко-политическими, кулыурно-прооветительокими и художе-ственно-эстеяичеокими вдеями. Поэтому роль представителей местной буржуазии в просветительском движении в диссертации расомат- . ривается как прогрессивно-положительное явление.
Просветительское движение в Туркестане было широким обще-стввнно-философскю! и духовно-культурный процессом. Оно развивалось в различных идейных направлениях в разных городах разкы-
ми категориями людей. Ярким примером этому является деятельность явного публициста Саттархана АбдугаЛфарова, работавшего учителем русско-туземной школы в Чимкенте, судьей в Коканде, переводчиком в редакции "Туркистон вилоятининг газетаси"1.
Просветительство, формировавшееся во второй половине XIX века, все болыае развивается как общественное направление: с одной стороны, настаивается освоение достижений русской, мировой науки и культуры, с другой - умственное и духовное развитие детей через реформы системы образования, но отрываясь от доктрины религии.
В диссертации анализируются воспоминания С.АЕни и исследование ф.Ходнаева о джадидизмэ, в которых прослеживается эволюция просветительства и джадидского движения.
В начале XX столетия, с одной стороны, в атмосфере давления местной буржуазии и религиозных фанатиков, с другой - заинтересованности царского самодержавия в продолжении духовной ни-шеты края,.открытие школ "усули джадид" имело большое общественно-политическое и культурное значение. Несмотря на запреты и гонения, джадиды последовательно продолжали свою деятельность в плане распространения просветительских идей. Они открывали школы, пиоали учебники, организовывали нелегальные общеотва и товарищества, выпускали газеты и журналы, сами их распространяли, создавали библиотеки. Для того,,чтобы наладить просветительские дела в Туркестане, необходимо было съездить в другие города. С этой целья Усманходжа едет в Бакчасарай, Хамид ходжа - в йстамбул, другие побывали в Оренбурге и «Казани.
Дкадидизм возник не спонтанно и не сразу. Он как результат общественно-исторического и идейно-философского развития.второй половина XIX века и начала XX века был, с одной стороны, отражением потрясений общественной жизни, о другой - развивался под влиянием русских просветителей а тем оашм стал крупным общеотвенно-философским направлением.
* См.: Х.Воэдцов. ?збек маьрифатпарварларининг социологии зарашлари.- Тоакент: Узбекис тон,1966.
До сих пор джадидизы толковался по-разному. Калейдоскоп высказываний о дяададизде сводится к следующему: они выпускали буржуазные газеты и журналы, открывали школы, организовывали самодеятельные труппы и общества, распространяли светскую информацию, выступали га реформу в области воспитания, хотели видеть образованных бизнесменов, инженеров и ученых, руководителей и хок1шоз, из дарились с материальным убожеством и духовной нищетой, боролись за национальную независимость и свободу, быди идеологами пантюркизма и панисламизма, являлись националистами и т.д. и т.п. .
В результате - в достоинствах видели недостатки и называли джадвдизы явлением, неразвитым до уровня идей пролетарской революции, следовательно, его общественный идеал считался реакционные.
В диссертации сделана попытка опровергнуть подобные мысли и показать общественно-историческое и идейно-философское значение дкадидизма8 как яркого и широкого исторического явления в низни Туркестана начала XI века.
На основе объективного анализа и осмысления общественно-исторических процессов в. работе дана периодизация просветительства.
Ранний этап формирования и развития просветительства в Туркестане связан с именами А.Донкаа и Фурхата, охватывает период с 18в0-х годов XIX в. до 1905 года. В этот период просветительство в ооновноы носило ан1ифеодалышй характер, и ведущие представители его видели перспективу развития Туркестана и нации в основном в приобщении к передовой русской культуре и науке.
Второй этап просветительства характеризуется событиями с 1905 по 1917 годы, то есть до свераения Октябрьского переворота, В этот период такиэ просветители, как С.Айни, А.Авлони, Бехбуди, Мунаввар кары, Фатрат и другие, называя себя джадвда-ш, не только не ограпичшшоь открытием новых школ, создание;.' учебников, газет и курналов/распространением светских.знаний, но и участвовали в общеетвенно-политической жизни края. Создание нелегальных организаций, различных товариществ, своей
- № -
прессы свода 1вльотвуег о стремлении джадидоэ сформировать общество яипа партии, имеющее конкретную программу. В этот период днадиды вели ангиколониальну» пропагандистскую деятельность. 'Эта политика проявилась в формировании и воспитании новых национальных кадров, в выражении идей независимости через показ в своих произведениях событий и судеб других стран и других народов.
Третий этап просветительотва.продлился о дней Октябрьского переворота до конца ЗО-х годов, В этот период положение ещё более усложнилось. Дщадиды стали приспосабливаться к новой общественно-исторической обстановке» Они заботились о создании новых школ, боролись за реформу в области языка и литературы, о свободе печати и создании новых профессиональных театров. В центре их внимания стояла идея национальной независимости. Но эта идея и вообще антисоциалистическое настроение джадидов тогда не могло проявиться открыто и приобрести самостоятельную общественно-философскую направленность.
Идеи джадидизыа были лучом света в темном царстве. В ре-результате политизации всех общественно-исторических событий, уоиления субъективизма в жизни и науке, джадидизм был охаракте-ривован как пантюркис такое, паниаламгатакое и националистическое направление. Тем самым никто не смог подчеркнуть прогрессивную историческую роль джадидизиа в формировании и развитии общественно-философской мысли в Туркестане,
В диссертации, вопреки этим субъективным воззрениям, дана объективная оценка движейию джадидизма, и оно рассматривается как широкое прогрессивное общественное явление, развившее просветительские идеи в Туркестане.
Во второй главе - "Нраветзенно-зоготические идеи джадидизыа" - рассматривается главная идейно-философская платформа джадидизма о реформе веками оложившейоя сиотеиы обучения и воспитания национальных кадров. Просветительская философия джадидизма вбирала в себя вопросы реформы школы, организации газет и журналов, освещения проблем свободы, независимости и и развития национального самосознания, распространения среди наоеления просвещения, формирования и воопитания образованных
национальных кадров, аозданияпрофессионального театра, развита новых видов и жанров лиюрагуры и искусства, укрепления эстетического оознания народов в единстве национальных и общечеловеческих ценностей.
Основатель джадвдизма Исиаил Гаспирали оказал большое влияние на распространение новых общеатввнно-философских идей в Туркестане. Об этом свидетельствуют высказывания Хамзы, Та-валло, Мунаввар.кары, Бехбуди, Фитрата и др. Глубоко переживавший оиерть И.Гаспирали, Бехбуди в 1914 году в 49 номере журнала "Оина" писал; "Я не думал о лом, что увижу и удостоюсь беседы о учителем в Истамбуле. Передать словами ту радость и удовлетворение, которые я получил при беседе с учителем в течении 7 часов по велению Аллаха, у меня не хватает слов. Я до сих пор а плену этих очаровательных минут блаженотва. Ах! Мы потеряли такого учителя... Может быть, будем теперь беседовать во сне и в воображении с духом учителя..."1
Просветительская философия И.Гаспринского о создании школ нового типа "уаули джадвд", о развитии национального языка и культуры внеоли новое содержание и свежий дух в просветительскую деятельность джадидов Туркестана.
В начале века джадидское движение стало расширяться. С одной стороны, усиливается давление религиозных фанатиков, с другой - приверженцы нового просвещения либо открыто, либо подпольно начали открывать.школы типа "усули джадид", "Мухаымадша-рифа Суфизода изгнали из Чуста и в течении 20 лат он был вынужден находиться в скитаниях» Самаркандец Анэий перед 5-6 тысячами людей в медресе Улугбека был объявлен иноверцем. Мирцух-син Шерыухамедов в Ташкенте на базаре Эски Джува был предан . позору... Но еоли одна школа закрывалась, открывалась другая. . Жажда к новому и прогрессу усиливалась ежемесячно и ежедневно"?
Бехбуди, Мунаввар кары, С.АЙни, Фитрат и Хамза всячески стремились к распространению таких школ в Туркестане.
1 См.: Шерали Турдиев. Исмоилбек Гаспирали ва Туркистон,-Уабекистон адабиёти.ва ааньати,- 1991 .-.15 март*.
2 См.; Бегали Косимов. Жадидчилик.^ Ёшшк.- 1990,- № 7.-С.75, •
Анализ сочинений Махмудходжи Бехбуди /1875-1919/ в диссертации свидетельствует о sou, чю его философские, нравственно-эстетические взгляды были пропитаны духом просветительства и прогресса. В своих размышлениях о религии, в статьях о школе, воспитании, искусстве и о духовных ценностях человека он предстает как "самый передовой мыслитель своего времени,, Его мысли о нравственности и красоте человека выражали историческую и национальную потребность народа.
Ко всем новыц явлениям, происходящим в жизни., оовнании, обычаях и в эстетической деятельности, Бехбуди относился исторически. Он говорил о сушеотвовании хороших и дурных, прогрессивных и консервативных обычаев; если хорошие и прогрессивные помогают двигаться вперед, то дурные и консервативные тянут народ назад.
В определении философских взглядов Бехбуди имеет большое значение его статья "Наш идеал" /"Омолимиз ёинки муродимиз"/, опубликованная в 6-7 номерах журнала "Оина" 1913 года. Анализ статьи показывает, что Бехбуди придавал большое значение яоня-тию идеала.и цели, которые связаны с национальными обычаями и традициями. Он видит в какдом стремлении человека отпечатки укоренившееся обычаев и традиций. По мнению Бехбуди, реформа нужна не тольков жизни народа, но и в его сознании и з обыча-'ях, мешающих облагораживанию человека и его духовному развитию.
Бехбуди, будучи религиозным лидером /муфти/, способствовал открытию школ типа "усули джадид", через свою литературно-творческую деятельность стремился обнародовазгь философию и эо-тетику дкадидизма.,.
Достойным продолжателем просветительских идей И.гаспирали и активно включившимся в дело организации школ в Туркестане . был Абдурауф фиграт. Такие статьи фитрата* как "Ыаорифп /"Просвещение"/, "Цактаб керак" /"Нукна школа"/« ."А^вояи хоаира" : ; /"Нынешнее состояние"/. "Маориф ишлари" /"Дела просвещения'1/ и др. не только поднимают вопросы новой школы, но и характеризуют нравственно-эстетическую позицию, фитрата. Он раакрывает программу и задачи школ "усули джадид". В статье "2осилена му-, таассибга жавоб" /"Ответ фанатику"/ выражает сущность дяадид-окой программы: "Джадиды /"Новые" - А.Ф./ говорят: "То, что
наш народ оказалоя в такой низком полояении, причина в его непросвещенности, мы должны стремиться к школе, науке и просвещению; ш должны осветить нашу страну и нацию светом разума; религия такке должна обогатиться мировой наукой..., объявления наших писателей не должны быть такими безграмотными; наша торговля, ремесло и промышленность, сельское хозяйство не должны оставаться на таком низком уровне, наоборот, долины развиваться и процветать"*.
Исследованные в диссертации воззрения Бехбуди, фитрата, Ыунаввар кары и др. по вопросам духовного развития ^национального возрождения были большой смелостью для своего времени.
Крупным представителем дкадидизма был Мунаввар кары Абду-рашидханов /1878-1931/. Он учился в старой школе и хорошо знал об отставании системы обучения от требований нового времени. Поэтому он стал поддерживать новую школу "усули джадид". Он хорошо понимал колониальную политику России, которая не была заинтересована в обучении детей местных национальностей. Это было своеобразной формой оставить народ в цепях безграмотности и духовном нищеты. С другой стороны, началась открытая и скрытая политика русификации Туркестана.
Глубоко осознавая последствия этого процесса Мунаввар кары и его единомышленники всячески способствовали распространению новых джадидских школ, надеясь на so, что в этих школах будут формироваться истинные патриоты и защитники нации и края.
Просветительская деятельность Мунаввар кары не ограничивалась открытием новых школ, изданием книг и учебников, помоць» обучающимся за рубежом. Он активно претворял свои философские и педагогические иысли в жизнь. В 1907 году опубликовал книги "Адиби аввал" /"Первый учитель"/, "Адиби соний" /"Второй учитель" /?Ер юзв" /"География*/, "Хавойижи диния" /"Правила религии"/. В мае 1918 года в Ташкенте он организовал общество "Турк учоги" /"Тюркский очаг"/» Это общество было создано с пелью "объединения тюрков Туркестана под национальным знаменем,
1 См.: Абдурауф Оитрат. Жо^илона мутаассибга навоб.- Халч сузи.- 1991.- 13 дек. "
для развития национальных обычаев, торговли и искусства и создания настоящей тюркской культуры, укрепляющей физическую и духовную мощь нации"*.
Исследованная в диссертации широкая общественная, педагогическая и творчеокая деятельность Мунаввар кары свидетельствует о том, что он среди джадидов Туркестана отличался высокой философской культурой, и поэтому его называли "усгоэи калон" /"большой учитель"/.
Одним из видных представителей джадидского движения начала XX века в Туркестане, посвятившим свою жизнь и деятельность открытию новых школ и распространении нравственно-эстетических ценностей, работавшим над созданием новых современных принци-вов воспитания подрастающего поколения, был Абдулла Авлояи Д878-1934/.
Нравственно-эстетические идеи А.Авлони в ооаовном были связаны с разработкой вопросов образования-и воспитания» В его философских рассуждениях первое место занимают вопросы добра и зла, знание и духовная слепота, прекрасное и безобразное. Характерной особенностью мировоззрения философа, писателя и педагога А.Авлони является то, что его нравственно-педагогические воззрения проявляются в его эстетических суждениях, а эстетические идеи вытекают из нравственно-духовных принципов мыслите-<ля, которые были направлены на совершенствование человеческой личности.
философско-нравственная точка зрения А.Авлоня не только сформулирована в его стихотворениях, драматических произведениях и в философском трактате "Туркий Гулиотон ёхуд ахлоч", но она получила свое практическое проявление в созданных им новых школах.
В диссертации показано, что общественное соэнанае, нравственно-эстетический идеал к личные пристрастия А.Авлонв быая теснейшим образом связаны с судьбой и перспективой развития
* См.: "Турк сузи" газетаси,- 1918.- Иай.
Туркестана. В начале века было мало таких мыслителей как А.Ав-лони, столь глубоко озабоченных судьбой Туркестана. Он призывал осветить путь народа, оставшегося в темноте, помогать интеллигенции, призванной распространять свет разума и знания, обладать смелостью и стойкостью в продвижении вперед вместе с народом. Разорение Родины, материально-духовная нищета народа, забвение прекрасных национальных обычаев- это результат отсутствия образованности и знания, очитает А.Авлони. Он оптимистически делал вывод о том, что настанет- светлый день после темной ночи, добро победит зло, безобразн.ое уступит место прекрасному.
По мнению А.Авлони, нравственно-эстетическое совершенствование человека определяется тем, насколько он умножает науку, культуру и духовное богатство нации. Он один из первых в начале вока выступил за богатство и чистоту родного языка, был против искусственной его интернационализации.
Нравственно-философские идеи, художественно-эстетические * воззрения и педагогическая деятельность А.Авлони были ярким проявлением общеатвенно-философской мысли Туркестана начала XX века и оказали огромное влияние на утверждение в жизни филооо-фии джадидизма. .
В диссертации впервые рассматривался с философской точки зрения просветительская направленность творчества Сздкий Хондай-лики /1884-1Э34/. Хотя С.Хондайлики не имел такую ярко выраженную дкадидскую"программу,.как это видно в творчестве Бехбуди, Мунаввар кары, Фитрата, А.Авлони и др., его просветительская деятельность и поэтическое творчество привержены к платформе джадидов.
В стихотворениях С.Хондайлики нравственно-эстетические идеи вырааались через.тонкие метафоры, намеки в духе классиче-., ской поэзии. Ео многих/газелях на первое место-выступает проблема воспитания человека., ' ...
Нравственногэствтичаские. вопросы С.Хондайлики .рассматривал-с точки зрения общечеловеческих критериев. В его стихотворениях, поэмах и религиозно-философски трактатах он ьозвецичивал образ простого, гуманного и трудолюбивого человека- Поэтому д .адкдпзи проявляется в его творчестве в форме воспевания нрав-
ственно-эстетических качеств личности. Для него образование, просвещение, чистота, терпимость и совесть являются определяющими качествами красоты человека.
Исследование общеотвенно-филооофского движения начала XX века свидетельствует о том, что дкадидизм явился крупным и широким социально-историческим и просветительско-философским явлением е Туркестане, Новая интеллигенция не только занималась новым по существу и по форме художественным творчеством, но она считала его неотъемлемой частью своей деятельности и смыслом жизни прооветительокого движения. Это проявилось прежде всего в организации школ "усули джадид", в выпуске учебников и популярных пособий.
Традиционное художественное мышление все больше приближается к социальной'жизни, расширяются пути и способы художественного обобщения и типизации. Таким образом, дкадидская литература начала отображать вопросы просвещения, независимости и свободы,
1 диссертации указывается на два направления развития эстетики джадидизма: развитие 1радиционной линии в поэзии в жанре лирики и расширения художественного диапазона прозы, внесением в них духа времени. Такое эстетическое разнообразие было результатом социально-исторической и художественно-эстетической потребности того времени. В духовную жизнь Туркестана вошли газеты и журналы. В начале века джадиды издавали около 35 газет. В них главным образом освещались вопросы школы, просвещения, духовного мира, свободы и независимости человека, философская мысль джадидов развйалась в духа нравственно-эстетических идей и идеалов народа. Основная цель джадидов была организовать новые школы "уоули дкадид" и тем самым вытащить народ из духовной слепоты. С другой стороны, прооввтительские цдеи получили свое яркое выражение в новой художественной литература, оаобенно в новых драматических произведениях.
Как движение к новому и прогрессивному, увенчавшееоя организацией и развитием профессиональных театров, рассматривается в третьей главе диосертации - "Образовательная и воспитательная роль джадидских театров".
Профессиональный театр в Туркестане стал формироваться под влиянием русских и идентичных по религии и языку татарских и азербайджанских театров,, Так, "режиссером поставленного впервые . местными силами пьесы "Падаркуш" в Самарканде был азербайджанец Алиаскар Аскаров"1.
В организации знаменитого общества мусульманского драматического искусства."Турон" большую роль играли Ыунаввар кары, Абдулла Авлони, Илхомжон Иногамов, Комилбек Норбеков, Тулаган Хужамеров /Гавалло/, Мухамшд Пошшаходжаев, Убайдулла Ходжаев, Ташпулат Норбутабеков и др.
Ыунаввар кары ставил очень высоко воопитательные возможности театра. "Нам воем известно, что на языках Туркестана не сыграно ни одного спектакля,- говорил он, - поэтому, некоторые люди смотрят на театр как на легкое увеселение. На самом деле смысл театра означает "Получение" или "Школа великих". Сцена театра подобна со всех сторон заотекленной комнате, и кто входит туда, получит пример, увидев свою красоту и безобразие, недостатки и достоинства"^.
Мунаввар кары, понимая высокую миссию театра з нравствен-но-зотетичеоком воопитании народа, выступил защитником театральной эстетики Бехбуди.
До сих пор джадидский театр был исследован односторонне, являлоя объектом критики. В диссертации, наоборот, показывает-оя большая роль джадидского театра в распространении просветительских идей в Туркестана.
Родоначальникам узбекской профессиональной драматургии была пьеса "Падаркуш" Бехбуди, написанная в 1911 году, изданная в 1913 году,
Появление таких реалистических произведений, как "Падаркуш" не было случайным явлением. Во-первых, общественные события начала XX века изменили.отношение к искусству, возникла потребность приближения искусства к жизни, необходимость отра-
* Рахмонов 11. Хамза ва узбек оовет театр«.- Т. :Уибекисюн, ' 1959.- С.67» . ..
2 См.: О.Аэ^ад. Мунаввар чори.- Шарц юлдузи.- 1992.- № 2-5. С.57.
жать события, связанные с судьбою и независимостью народа, страны, реформировать традиционныа формы и виды искусства; во-вторых, формировался жанр драмы как удобная форма искусства отражения событий общественной жизни и выражения новых идей, связанных с философией джадидизма.
Бехбуди в статье "Что такое театр?" писал "Театр - это сцена примера, декламации, воздействие его вечно. Театр такое зеркало, где общие явления отражаются и олицетворяются через зримыо образы... Развитые нации считают театр "школой и примером" для почетных. В театре точно показывает последствия, которые образуются от общих привычек, и это помогает людям избавиться от дурного и умножать хорошее"*.
Просвещенческое направление джадидских театров сказывается в двух факторах: во-первых, театр рассматривался как вид искусства, развивающего сознание народа, оберегающее os дурных привычек, проклинающее любые проявления фанатизма, зоспитываю-иве хоропие и прекрасные нравственные качества; во-вторах, было задумано расходовать прибыль, получаемую от постановок на развитие просвещения, развитие шины.
Бехбуди в драме "Падаркуш" создает образ Муллы и Интеллигента. Эти образы дополняют друг друга, но отличаются своими идеалами и общественными целями. Мулла такге сторонник развития -образования и просвещения. Но Интеллигент этим не ограничивается. Его идеал связан ещё с независ имос.тьв страны й развитием нации. В этом заключается главная особенность мировоззрения дяадидов. «
А.Кадыри под влиянием "Падаркуша" создает драму "Вахтеиз куёв" /"Несчастный жених"/. В ней он соэдае8 образы бедных влюбленных. Бытовая тема преподносится как-большая социальная проблема, связанная с народными традвдшшн»
Философские идеи джадидизма получила больиоз мзото в sbop~ честзв А.Авлоаи. А.Авлони» будучи одним пз основателей труппы "Турон" и под влияние« "Падаркуша", создаег ряд драматических произведений, где первое иесго занимают вопросы морали, прооза-
1 Возбуди. Театр нимадур? - Оина.- 1914,- №29.
щения, образования и воспитания.
Тяжелая судьба женщин Туркестана получила своа отражение в творчестве почти всех джадидов. А Авлони связывает судьбу яенщин со старыми обычаями и обрядами, отсутствием просвещения и культуры. Главный-герой пьесы "Адвокатлик осонш?" /"Легко ли быть адвокатом?"/ Давронбек с болью в сердце размышляет о том, что женщины Туркестана продаются и покупаются, они лишены свободы и прав, аивут г тяяелых моральных и материальных условиях.
Обучающийся и воспитанный в Европе Камол в пьесе "Виз ва. с из" /"Мы и Вы"/ по-новому относится, к проблеме любви и семьи. Для него сила и уровень любли определяется культурой и образованием человека.
Исходя из мировоззрения дкадидов, драматург через живые и конкретные образы стремится выразить идею о духовном развитии не только отдельных людей, но и нации в целом.
Пьесы Хамзы, написанные до Октябрьской революции, и по драматургическому направлению и по сценической трактовке хотя и не были на уровне "Падаркуаа", "Несчастного жениха", "Мы и Вы" и др., но и а них поднимались вопросы морали, просвещения и воспитания. Его трагедия "Отравленная кизнь" /"Задали Jiaei ё%уд Ш( курбонлари"/ и по тематике, и по одейно-худогсественно-му содержанию обогатила джадидскую драматургию,
Отличительная особенность трагедии Хамзы заключается в том, что, если в других пьесах образованными и просвещенными героями в основном были мужчины, то в трагедии "Отравленная жизнь" главным образом выступает Марьяихон. В ее отношении к к из ни и поступках сказывается влияние нрав с твенно-^илос омских идей дкадидизыа.
Таким образом, с ISI4 по 1917 годы под влиянием "Иадарку-ша" Бехбуди создается ряд"драматических произведений. Появились около 20-ти драматических джадидских произведений таких, как "Свадьба" /"Туй"/ Нусратгало Кудратилло, "Старая школа, новая школа" /"Эски ыактаб, янги мактаб"/, "Наркоман" /"Кукнори"/, "Еергва многоженства" /"Еувонбозлик дурбони"/, "Судья и учи-голь" /"Лови ва ыуаллии"/, "Бай и батрак" /"Бой ила хизиатчи"/, "Забитая аенцина" /"Мазлума хотин"/ Ходни Муина, "Дурак" iioi;"/ А.Бадри, "Несчастный жених" /"Бахтсиз куёв"/ А.Кадыри,
"Крозь" /"Кон"/, "Бсгикон", "Мавзолей Тимура"/"Темур Саганаси"/, "?гизхон" фитрата, "Бай" Чулпана, "Врач Туркестана" /"Туркистон табиби"/ И.Уйгура, "Отравленная жизнъ'7"3а*арли ^ет"/ Хамзы, "Легко ли быть адвокатом?" /"Адвокатлюс осонии?"/, "Дремота" /"Пинак"/, "Мы и Вы" /"Биз ла Сиз"/ А.Авлоии и др»
Основная идея этих произведений была показагь преимущество школ "усули джадид", воопевать свободу и счастье женщин, связь независимости и социального развития с духовным развитием народа, привлекать современную молодежь к науке, искусству и культуре.
В заключении исследования на основе идей и идеологии независимости делаются выводы по проблеме формирования и развития обшественно-философокой мысли в Туркестане конца ХН и начала XX зеков:
- в исследовании дана объективная и научная оценка национально-освободительному движению в Туркестане конца XIX и начала XX века, способствоаавиего формированию и развитию общественно-философской мысли в Туркестане. Утверждается большое социальное и историческое значение восстания Дукчи ишана в развитии народного самосознания;
- просветительское движение, начатое во второй половине XIX века, формировалось в начале XX зека как джадидокое направление, пропагандирующее прогрессивные общественно-филооофокиэ идеи. Просветительское движение, начатое А.Донишом, Фурнатом, Саттарханом и Мукими.,- охватывает три этапа овоего развития;' первый период длится от второй половины XIX века до 1905 года; второй этап характеризуется деятельностью даадидов начала XX века, продлившегося до 1917 года; третий период связан с утверждением пролетарской диктатуры после 1917 года" и массовым истреблением джадидов как "националистов" и "врагов народа";
- исследование показывает, что джадидизы не был националистическим движением, а выотупал за овободу и независимость . Туркестана, за проовецение и развитие национальной культуры;
- Даадиды были идеологами реформы школ, боролись за создание новых школ типа "усули джадид"; они морально и материала-
но поддерживали всякую деятельность, связанную с распространением знания и просвещения; неустанно твердили о необходимости посылать местные кадры на учебу га рубеж; придавали большое значение изданию и распространению газет и журналов, учебных пособий и популярной литературы;
- в творческой деятельности дкадеды создали новые виды
и жанры реалистической литературы, формировали профессиональный театр в Туркестане; джадидский театр в свою очередь явился школой формирования и развития среди местного населения своих драматургов, актеров и рекисеров; оказал огромное влияние на распространение среди местного населения просветительских идей джадидизма;
- нравственно-эстетический идеал джадидов был направлен на формирование и воспитание всесторонне образованного, нравственно чистого и духовно богатого человека своего времени;
- просветительское движение, начатое со второй половины XIX века, идейно утвердившись в начале XX века в форме джадидизма, сыграло большую роль в утверждении идеи свободы и независимости, в развитии национального самосознания народов Туркестана.
По теме диссертации опубликовано следующее:
I. Цаънавий э^тиеж ыуамдюси.// Гулистон,- 1969.-. й 6.-на узб.яз./.- О,^ п.л.
• 2. Эстетик маданият.// Нафосат.- 1993.- 5-4,- /на узб. яз./.- 0,2 п.л.
3. Дардли армон ^аракати. / Яадидизм-маърифатпарварликни даврлаштирии муаммосига дойр/. // Нафосат.- 1993,- й 9-10.-/на узб.яз./.- 0,6 п.л.
4. СидциЕ ХондайликиК.эстетикаси.// Гулистон,- 199'*.-2.- /на узб.яз./.- 0,3 п.л.
. 5. Хадидчилик за Туркип./ З.Эшыуродова билац здамкорлик-да/. // Гулиоюн.- 1994.- й I,- /на узб.лз./.- 0,3 п.л.
б. Яадидчиликни урганишга янгича мунооабаг.// Мус s ач ил Узбекистон: фалсафа фаиининг долзарб иуакмолари. Республика илмий-назарий конференцияси ишиирокчиларининр маъруза,за чи-цишлари иуплами.- Г.: фан, 1995, 26 «ай.- /на узб.яз./.-0,3 п.л.
ТАДтеОШНГ КИСКДЧА БАЁНИ
Муста^иллик иуносабати билан имиаший ва мавнавий соэд-ларда янгича дунёкараш шакллана бошлади. Мафкуранинг яккахо-кимлилиги, барча сдздаларни синфий кураш назарияси асосида.ур-ганиш сингари нотугри методологии.йуналишлар бар^м топди. Халкларнщг .маданий мвроои ва миллий цадриятларини объектив ва илмий тадциц этиш д^тиёаи кучайди.
Миллий маданиятимизга объектив муносабатда булиш туфайли 70 йил ичида турли баэдналар билан цораланган, ёчуд инкор . этилган ижтиыоий-фалсафий ва шданий цадриягларимизни кайтадан тиклаш шконияти яратилди.
Диссертацияда XIX асрнинг П ярми ва XX аор бошларида Туркистонда ижтимоий-фалсафий тафаккур таравдиётида чукур из цолдирган жадидчилик э^аракати ва унинг ахлоний-эстетик гоялари тадкиц этилди.
Тад^ицот натижасида куйидаги хулосаларга зришилди:
- XIX асрнинг П ярми ва XX аср бошларида Туркистонда ижти-моий-фалсафий тафаккур шаклланиши ва ривожланишида катта агамия® касб зтган миллий-озодлик ^аракатига объектив ва илмий баэд берилди. Дукчи зшон кузголонининг халц лнги юксалишвда-уйнаган капа ижтимоий ва тарихий аадмияти куроатиб берилди;
- XIX асрнинг П ярмидан бошланган маърифатпарварлик здра-кати XX аср аввалларида илгор ижзимоий-4алсафий гояларни тар- . гиб килувчи жадидчилик окиыи тарзида ривожланган. А.Донна, Фурцат, Сатторхон ва Мукимийлар томонидан бошланган маърифатпарварлик Э4аракати уч даврни- уз ичига олади: биринчи давр XIX аорнинг П ярмидан 1905 йилгача давом этади; 1905 йилдан 1917 йилгача жадидларнинг фаолияти айни авдга минган иккинчи давр булади; 1917 йил Октябрь инцилобидан 30-йилларнинг озуфигача учинчи ва сунгги, жадидларни катагон этилган давр булди;
- тадцицот на тина лари иундан далолат берадики, жадидчилик >i@4 цандай пантуркистик, панисломистик, миллатчилик ачидалари-га асосланмаган. Аксинча, у Туркисхон халклари озодлиги ва мустациллиги, миллий маданият равначи учун кураш гояларини
гаргиб чилган'илгор ижтимоий-фалсафий з^аракат булган;
- жадидлар «актаб исло>;о1и, янги "уоули яадид" ыактаблари ташкил зтищ гоясини илгари сурганлар; наори® ва иадаиияии тарчатищ билаи боглич, барча фаолиятларини моддий за иаънавий куллаб-цувватлаганлар; газета ва журналлар, уцув цулланмалари ваоымавий риоолаларяи нашр зтиб, уларни кенг уцувчилар ораоида таркатимишига катта аздамият берганлар;
- жадидлар бадиий ижод сох0асида замон б план з^шафас ада-биёг ва санъатнинг реалистик сур ва яанрларининг таркиб эопи-шига, Туркистонда профессионал театр ташкил этиига муваффак булдилар; жадвд театря маз^ллий халц орасидан драматург,, актер ва реяиссерларнинг етишиб чицииига замин здезирладилар, кадид-чиликнинг маърифат. ва маданият со^асидаги гояларининг халк ораоида оммалашувида катта ёрдам берди;
- кадидларнинг ахлоций-эствтк идеали хар томонлама савод-хон, ахлочан пок, иаънавий баркамол иноонни вояга зтказш ва тарбиялашга царатилган эди.
SUMMARY
Social-phylosophical conception of the end of the XlXth century and the beggining of the XXth century is characterized by enlightenful orientation. Djaddidism as a new stage of enlightenment has got a wide base of social-historical development.
This dissertation solves the following problems!
- social-historical situation of the national liberation movement of that period which promoted the formation and development of enlightenaent - djaddidisra taking an active part in formation of phylosophical and esthetic opinions in Turkestan is investigated objectively;
- the dissertation first investidates djaddidism from the point of ideology of independence as a progressive occurence in the history of social-phylosophical and esthetic conception of the peoples of Turkestan;
- the dissertation uses new materials and analyses enl i'ghtenful ideas of M.Bekhbudi, A.Kadyri, Munnavar-cary, S.Ayini, F.KhodJaev, Fitrat, A.Avloni, Kha/nza, S.Khondayl it; i and others;
- there is a new division into periods of the formation . and development of the djaddidistic ideas) the 1st stage was connected with the names of A.Donish, Furkat, Sattarfchan, Muklmi and others, enveloped the second part of the XiXth century and the beginning of the XXth century, and was of antifeudal orientation; the-2nd stage beginning from the event* of 1905 year continued till 1917. This stage was of anticolonial character. The 3d stage of the djaddidism
developed from 1917 to the end of thirties. During this stage almost all leading representatives of local national intelligence were annihilated)
the esthetic ideas of the djaddidism directed on the development of realostic kinds and styles of arti Kid* by side with traditional forms of poetry the realistic kinds and styles of art developed. The professional Uxbel: theatre under the influence of Russian, Tatar and Azerbaijan theatres. Its founder was M.Bekhbudil - subjects were different» advantage of new schools "usuli djadidi", criticism of religious fanaticism, outdated national customs, problems of spiritual development, independence, women freedom and national revival became the main leit-motifs of the djaddidistic performancesJ - the djaddidism was a wide social-phylosophical, moral-esthetic and pedagogical movement combining different stratas of society and playing a great role in the development of national consciousness of the peoples of the Central Asia.
Подписан» к печати 26.09.95г. Зака» № Цб Тир»* ВО эк»: Обьвм I и/л_ Отпвчатаяо и» рвтаприятв К ЛИ Рвопублика /»бвкмтан Г.Т»шквнт у я. М/мия»«» 13