автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Единство идейно-политического и морально-психологического аспектов интернационального воспитания личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Единство идейно-политического и морально-психологического аспектов интернационального воспитания личности"
министерство высшего и среднего специального
образования узбекской сср
ташкентский ордена трудового красного знамени государственный университет имени В.и. ленина
На правах рукописи
вдовина вера николаевна
УДК: 172.4
единство одейно-пояитического и морально-психологического аспектов интернационального воспитания личности
Специальность 09.00.02 - Теорш^^^¡^р^с^^^ла.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент - 1990
Работа выполнена в Ташкентской ордена Дружбы народов сельскохозяйственном институте.
Научный руководитель:
Заслуженный деятель народного образования Узбекской ССР, доктор исторических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Заслуженный деятель науки Узбекской ССР, член-корреспондент АН УэССР, доктор философских наук, профессор
Кандидат фкяссофских наук, доцент
Ведущая организация - кафедра теории научного социализма Ташкентского медицинского института.
¡и^а^иссертации состоится " /3 " /-¿¿Р^^/Э^одр г.
_ часов на заседании специализированного совета
Д 067.02.01 при Ташкентской ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В.й. Ленина (700035, г. Ташкент, 35, у*. Энгельса, 60а, ИШ при ТашГУ иы. В.И. Ленина, ауд. 308).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета (Е|уэгородок).
Ааторефзрат разослан
бикрицкий в.и.
пулатов Х.п.
прудаиков
Ученый секретарь специализированного совета, ^ с? доцант —-11 ^.
шараэтдинов рл.
общая характеристика работы
Актуальность исследования. Создание гуманного, справедливого, процветающего общества, занижающего достойное место в мировом сообществе, - стратегическая цель КПСС, выражающая интересы всего советского народа. Достигнуть ее можно, как подчеркивалось на ХХУВ съезде партии, "только обг.динив усилия народов ншпей страны, пройдя через качественное обновление всех сторон общественной жизни"."
Однако начавшимся в стране демократическим процесса» реальную угрозу создают возросшая острота и неразрешенность национальных противоречий, эскалация национальной напряженности. В этих условиях и общей системе мер, призванных обеспечить мир я согласие между народами, возрастает роль интернационального воспитания, значение которого было убедительно показано на ХХП съезде Компартии Узбекистана: "Мы последнее время вообще стали стесняться говорить об интернациональном воспитании трудящихся. А ведь опо сегодня не а'ол1хо остается одним из главных направлений в работе компартии, но и принимает характер самой актуальной проблемы для нашей многонациональной республики. Поскольку альтернативой здесь могут бить только раздор, рознь, а значит новые жертва, беженцы и погромы".^
Интересы решения остро стоящих сегодня, тесно связанных между собой социально-экономических, правовых, экологичес лх, демографических проблем, проблем развития языка и культуры, национальных традиций, делают необходимыми новые подходи ко всей системе интернационального воспитания, разработку современной научно обоснованной его концепции, отвечающей задачам обновления,укрепления и развития нашей многонациональной федерации.
Один из таких подходов - исследование процесса интернационального воспитания в единстве его идейно-политического и морально-психологического аспектов. Учет этого единства в национальной политике, дальнейшей разработке теории национальных отношений является важным условием перевода идей й принципов интернационализма,
1 Резолюция ХХУШ съезда Коммунистической партии Советского Союза: "Демократическая национальная политика - путь к добровольному союзу, миру я согласно мвиду народами". - Правда, 1990, 15 июля.
2 Политический доклад ЦК ХХП съезду Компартии Узбекистана. -Правда Востока, 1990, э июня.
содержащихся в теоретическом сознании, в массовое сознание людей, в норму жизнедеятельности личности.
Степень разработанности проблемы. Изучение литературы по исследуемой проблеме показывает, что процесс формирования личности нового типа находится в центре творческого поиска всех общественны* наук. Вкладом в развитие марксистско-ленинской концепции личности явились труды таких авторов как Б.Г. Ананьев, Г.¡Д. Андреева, С.<£. Анисимов, Е.А. Ануфриев, Л.М. Архангельский, В.Г. Афанасьев, Н.Б. Биккенин, В.М. Бякрицкий, Л.П. Буева, Г.М. Гак, Г.Е. Глезер-ман, Б.Т. Григорьян, М.В. Демин, А.Г. Егоров, £З.А. Замошкин, МЛ'. Иовчук, М.С. Каган, С.М. Ковалев, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Ф.В. Константинов, £.Н. Красин, А.Н. Леонтьев, Т.И. Сйзерман, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л. Смирнов, В.П. Тугаринов, П.Н.Федосеев, И.Т. Фролов, E.H. Шорохова, Р.Г. Яновский и другие.
В исследовании избранной проблемы важными источниками являются труды, в которых рассматриваются различные аспекты проявления диалектики национального и интернационального в осуществлении национальной политики КПСС.
В этом плане интерес представляют работы И.Ф. Аношкина, А.И. Арнояьдова, З.А. Баграмова, D.3. Бромлея, Т.Ю. Бурмистровой, А.К. Валиева, И.И. Гроиева, М.Н. Губогло, М.С. Джунусова, А.И.До-ронченкова, Л.М. Дробижевой,. С.Т. Калтахчяна, Ф.Т. Константинова, М.И. Куличенко, Л.В. Метелицы,' И.А. Морозова, Х.П. Пулатова, П.М. Рогачева, A.C. Садыкова, М.А. Свердлина, И.А. Степанян^, . • Э.А. Тадевосяна, Х.Т. Турсунова, С.П. Турсунмухамедова, А.П.Умур-заковой, К.Н. Хабибулина, М.Х. Халмухамедоза, К.Х. Ханазарова, А.И. Холмогорова, М.И. Цамеряна, В.П. Шерстобитова, 3.D. Юсупова и других.
В 70-80 годы вышли в свет работы этнографов и этносоциологов, в которых отражены конкретные вопросы культурного взаимодействия Советских наций и народностей.^
I Взаимодействие культур-и эстетическое развитие личности. - Ташкент, I960; Гаибов н. Расцвет культуры советского Узбекистана.
Ташкент, I9B1; Хайруяяаев М.м. Расцвет науки и культуры советского Узбекистана в братской семье народов СССР. - Ташкент, 1984; Интернационализация духовной культуры советского народа. - Ташкент, 1982: Атутюняи Ю.В., Дробикева Л.М., Кондратьев B.C., Сусокодов В.А. Этносбцнояогия: цели, методы и некоторые результаты. - Ы.,"1у84; Пуяатов Х.П. Советский образ низни: духовный потенциал, художественный"НДОгресс. - Ташкент, 1984; Социально-культурный облик советских наций. - М., 1986; Дерматова Г. Взаимодействие национальных культур и ду^ОБНое-формирование личности. - Ташкент, 1986; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современностьМ., I9S7 и др.
Проблемн взаимосвязи личности и наши одним из первых рассмотрел А.Ф. Делдямиров. Обогащением научных выводов в этом направлении стали исследования Р.Г, Абдулатипова, Ф.Т. Константинова, Р. Рахманова, Т. Сарсенбаева, С. Савдкасимова, Б.А. Шувалова и других. Вкладом в изучение личностного аспекта национальных отношений явились работы таких авторов, как П.И. Горяев, А.П. Заря, Д. Капаров, Ш. Ниязолиев, P.A. Сафаева, H.H. Седова, П.Н. Скрипка, A.A. Султангалиев, Ф.Ш. Хайруллин, A.C. Цмганчук, Г. Шерматова и другие.
Вместе с тем, как отмечалось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, до последнего времен . степень осознания многих сложных жизненных проблем и противоречий, их научная разработка зависела от существовавшей на теоретическом фронте атмосферы консервативных настроений и инерции. Ленинские положения о социализме трактовались упрощенно, нередко выхолащивалась их теоретическая глубина и значимость. Это привело к тому, что теоретическая мысль готалась в больмом долгу перед практикой национальных отношений.
Явно недостаточно разработанными оказались вопросы национальной политики,соответствующей современному этапу развития страны, а также вопросы интернационального воспитания.
Слабо изучались такие проблемы, как формирование личности, ее патриотических и интернационалистских черт, взаимовлияние людей в процессе повседневных межнациональных контактов, повышение культуры межнационального общения, хотя без их анализа нельзя судить о реальных результатах социально-политического и духовного развития, об утверждении коллективизма, патриотизма и интернационализма как индивидуализированной систе.че взглядов и норы поведения.
Пели и задачи исследования. В соответствии с темой диссерта ции определена ее цель - комплексно исследовать диалектику взаимодействия идейно-политического и морально-психологического аспектов в интернациональном г^спитании личности.
Учиться многогранность и многоаспектность национальны« отношений в работе не ставится цель осветить все их стороны,а сделана попытка решить следующие задачи.
- определить понимание интернационализма а современных условиях перестройки;
- проанализировать соотношение идеологии и социальной психологии в сознании личности, ьан :.р«дставйтеля определение? национальности и б интернациональном воспитании;
- сформулировать критерии интернационализма личности;
- исследовать социально-экономические и политические факторы, определяющие содержание и методы интернационального воспитания;
- осветить взаимосвязь идейных и психологических факторов в процессе меяиационатьного общения;
- выявить наиболее аффективные формы и методы идейно-воспитательной работы;
- на основе конкретно-социологических исследований установить факторы повышения эффективности интернационального воспитания.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, материалы XIX партийной конференции, ХХ.УШ съезда КПСС, ХХП съезда Компартии Узбекистана, исследования философов, социологов, психологов, экономисток по рассматриваемой проблеме, а также материалы периодической печати.
Эмпирической основой диссертации явились результаты конкретных социологических исследований, проведенных автором в 19881989 годах на производственном объединении "Агропромремонттехни-ка" в г. Ташкенте и в совхозе им. Орджоникидзе Ташкентской области, которыми было охвачено 650 человек. Программа исследования была ориентирована на рабочих и ИГР завода, тружеников села, в ней ставился ряд конкретных целей: выявить уровень знаний опрашиваемыми ленинского теоретического наследия в области национальной политики, отношение к языковым проблемам, интернационализации общественной жизни, совершенствованию экономической, социально-политической, культурной и бытовой сфер, образу жизни советских наций и народностей, проживающих в Узбекской ССР, а также знание респондентами истории, культуры, традиций своего и других народов.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней предпринята попытка комплексного, системного анализа воздействия идейных, политических, нравственных и социально-психологических факторов на формирование интернационалистской культуры личности;
- выявлены особенности воздействия конкретной жизнедеятельности нации на становление интернационалистского сознания ее представителей;
- раскрыты связь, взаимозависимость и взаимодействие идеологического и психологического уровней интернационалистского со-
знания;
- изучены содержание, структура и определены критерии интернационализма личности в условиях обновления социализма;
- дано определение понятиям "интернационализм", "интернационалистская культура" и "интернационалистская убежденность";
- исследованы механизм и параметры межнационального общения с обоснованием на эмпирическом уровне характера его воздействия на интернационализм личности, уточнена сущность понятия "культура межнационального общения".
Теоретическая ценность и практическое значение работы состоит в том, что:
во-первых, ее основные концептуальные положения, научные выводы и обобщения могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейшей научной разработки проблем интернационального воспитания;
во-вторых, выработанные на основе обобщения материалов конкретно-социологических исследований предложения помогут более эффективно вести воспитательную работу среди различных национальных групп;
в-третьих, результаты исследования могут быть использованы в учебном курсе научного социализма, в системе партийной учебы, в лекционной пропаганде.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании кафедр научного социализма ТашГУ, на заседай..и кафедры марксистско-ленинской философии Ташкентского сельскохозяйственного института. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, в выступлении на республиканской научной конференции "Актуальные проблемы межнациональных отношений" (1990 г.), в спецкурсе "Культура межнациональных отношений", читаемом студентам и аспирантам ТашСХИ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка ксюльзованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во сведении обосновывается актуальность проблем, анализируется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна работы, покозьваится теоретическая и методологическая основы, а также змпирчческая база, теоретическая ценность и практическое значение диссертации.
В первой главе - "Значение идейно-политических к морально-
психологических факторов в становлении интернационалистского типа личности" с позиций марксистско-ленинской методологии рассматривается соотношение идеологии и социальной психологии в интернациональном воспитании, предложено новое понимание интернационализма, определены критерии интернационализма точности.
В политическом докладе ЦК ХХП съезду Компартии Узбекистана отмечалось: "В интернациональное воспитание должно быть пложено принципиально новое, качественное содержание. Усилия должны концентрироваться главным образом на своевременном выявлении и устранении причин возникновения социальной и межнациональной напряженности"."^ Во многом решение этой задачи зависит ог идеологических и психологических факторов совершенствования ''ошациональ-ных отношений.
В работе отмечается, что эффективность системы интернационального воспитания определяется содержанием господствующей в обществе идеологии с учетом социально-психологических последствий этого господства. Так, в нашем обществе усиленно подчеркивался тезис о преобладании сближения и даже слиянии наций. Это воспринималось представителями многих национальностей как атака на национальное, как попытка его принижения, нивелировки, что вызывало национальную напряженность не только на групповом, но и на личностном уровнях. В условиях нашей страны национальное самосознание вступило в резкое противоречие с препятствовавшими его проявлению предельно централизованными единообразными идеологическими структурами, игнорировавшими потребности национального развития. Скованный идеологическими догмами естественный ход разрешения противоречий меяду национальным и интернациональным приобрел в ряде случаев остроконфликтную форму.
Сегодня заметно изменился статус контактирующих наций, каждая из которых вступает в контакт с нациями, равными ей по свое-КУ духовному, культурному уровню развития. В республиках наблюдается взлет национального самосознания, возникает плюрализм национальных приоритетов и идей. Морально-психологический фактор, который долгое время игнорировался в интернациональном воспитании, приобретает все большее значение. В такой ситуации дальнейшая идеологизация системы интернационального воспитания без учета социально-психологических аспектов развития национальных отношений не приведет к достижению основной цели иитернационально-
I Политический доклад ЦК ХХП съезду Компартии Узбекистана. -Правда Востока, 1990, 5 июня.
го воспитания.
В диссертации последовательно проводится мысль о неправомерности рассмотрения интернационального воспитания только как идейно-политической проблемы или только проблемы социально-психологической. Только диалектическое единство этих двух аспектов, учет этого единства в национальной политике КПСС, в дальнейшей разработке теории национальных отношены обеспечит превращение принципов социалистического интернационализма в норму жизнедеятельности личности.
Интернационалистские убеждения личности существуют в мировоззренческой форме, поскольку их объекты - ого нациоклассовые процессы большой степени общности. Следовательно, необходимым условием формирования интернационалистских убеждений личности является формирование у нее научного мировоззрения, то есть сама личность должна иметь определенный уровень развития, чтобы превратить интернационализм в свое социальное качество. При этом основным элементом интернационалистских убеждений является накопление всесторонних знаний об интернационализме, его идеологических основах.
Формирование знаний об идеях и принципах пролетарского интернационализма может идти по двум направлениям:
1. Восприятие информации может происходить как восприятие комплекса идей, господствующих в обществе, познание закономерностей развития общества в процессе общего обучения и прь.-.тики (сюда включается непосредственное общение, трудовая деятельность, случайные каналы информации) и через призму этих информационных потоков усвоение интернационалистских принципов в контексте целого комплекса идей.
2. Восприятие интернационалистских идей, принципов, методов деятельности в " чистом виде", то есть получение не той информации, где интернационализм присутствует как необходимый элемент, сопутствующий другим положениям, а информации непосредственно об интернационализме. Этот процесс основан только на целенаправленной деятельности воспитывающих групп и личностей. Он включает в себя выработку у личности понятия ин' эрнационализма, знание истории его возникновения и развития, форм проявления основных принципов, целей и задач интернационалистской деятельности. Эффектав-ность этого пути основаьа на самом содержании интернационализма, на его идеологической функции.
Таким образом, идейко-пелитические проблемы и.ятеряаиюналь-
ного воспитания состоят в выработке у восштуемых "полных, точных, недвусмысленных, вполне ясных ответов на вопросы о содержании интернационализма" . *
Но ограничивается ли становление интернационализма усвоением теоретических идей'?
Опыт истории показывает, что ни один идеологический и политическим принцип не может оказывать серьезного влиянии на ход общественного развития, если он не становится элементом духовного облика личности. Именно в этом и состоит задача интернационального воспитания - обеспечить переход идей и принципов пролетарского интернационализма, содержащихся в теоретическом сознании, в массовое сознание людей.
Рассматривал интернациональное воспитание в единстве двух аспектов - идейно-политического и морально-психологического, автор подробно анализирует связи, существующие между интернационалистской идеологией и психологией нации.
Соотношение психологии и идеологии в интернациональном воспитании выступает б разнообразных формах. Суть его сводится, с одной стороны, к воздействию идеологии на общественную, в том числе национальную психологию, а с другой - к влиянию национальной психологии на. идеологию. Воздействие идеологии пролетарского интернационализма на психологи» наций обычно рассматривается как целенаправленный процесс, в то время как влияние национальной психологии на идеологию трактуется как процесс стихийный, неосознанный. В силу своей абстрактности такое понимание не охватывает всего многообразия соотношений этих явлений.
В.И, Ленин, рассматривая во взаимосвязи идеологию н общественную психологию класса, показал, что психология класса, нации есть довольно цельное выражение их духовного состояния, своеобразный показатель Положения в обществе, политической зрелости".^
Методологический принцип конкретно-исторического подхода обязывает раскрыть соотношение идеологии и психологии в связи с конкретным этапом исторического развития общества.
В современных условиях усиление влияния национальной психологии на идеологию связано с тем, что она выступает необходимым условием функционирования идеологии социалистического интернационализма. Национальная психология является той областью обще-
1 Ленин В.И. Полн. собр'. соч., т.25, с. 189.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.45, с. 112.
ственного сознания, в которой теория социалистического интернационализма ирсобрялуетпя в социальные установки, жизненные позиции, убеждения, мнения и другие общсстяенно-психологическио образования, через которые идеология легче усиливается массами.
Б условиях перестройки учет социнлыю-психологических состояний тех или иных национальных групп должен составлять необходимую характеристику стиля партийного руководства интернациональным воспитанием, который складывается на основе постоянного обращения наряду с идеологическими к социально-психологическим знаниям. Сведение практической направленности организации партийными комитетами работы по интернациональному воспитанию к идейно-политическим средствам, к средствам воздействия на сознание людей без учета социально-психологических моментов уменьшает "коэффициент полезного действия", снижает эффективность идеологической работы.
Б диссертации особо подчеркивается, что интернационализм, утвердившийся как идеология социалистического общества, часто приходит в столкновение с националистическими, шовинистическими пережитками, выступающими на социально-психологическом уровне. В этом плане содержание интернационального воспитания формируется как приведение в соответствие идеологических и социально-психологических уровней сознания.
Эффективность идеологического влияния зависит от:
1) соответствия или несоответствия данной идеологии интересам воспринимающего ее класса, национально-этнических общностей, следовательно, от совпадения или несовпадения объективной основы психологии и идеологии;
2) ее положения в обществе (является ли она официальной, господствующей или нет);
3) уровня подготовленности масс к ее восприятию;
4) степени практического участия масс в общественно-политической деятельности;
5) применяемых борющимися идеологами мегодоа и средств исз-дейотвия на массовое сознание.
Об эффективности влияния иьгермооюналистгкой идеологии на динамику социально-психологических установок м:гг.но судить л о:
а) зрелости, компетентности суждений ллчнгсти в области национальных отношений;
6) диапазону, глубине и характеру вездейеграя мор4льио~.юи-хологичееккх у спи: в с к на жизнедеятьсьность личиогтя;
в) морально-психологической атмосфере, которая сложилась в обществе между представителями различных наций.
Интернационализм в мировоззрении и чувствах людей не одно и то же.
При помощи мировоззрения дается теоретическая оценка событиям и процессам. Чувственная оценка указывает на степень включенности интернационализма в систему нравственных регуляторов повседневного поведения личности. Все стороны и элементы общественной жизни, которые связаны с психологией, меняются медленно и трудно поддаются регулирующему воздействии общественного сознания.
Люди с новым мировоззрением, с социалистическим сознанием могут сохранять в своей психологии националистические предрассудки, отрицагельные национальные стереотипы. Национальные чувства очень чутко реагируют на все события в жизни нации, а сами по себе они в то же время очень инертны.
Формирование эмоциональной сферы личности возможно только через удовлетворение ее материальных и духовных потребностей. Потребности не только "задают" социально-психологическую общность, но благодаря им производится содержательный отбор идеологических элементов. Именно потребности и интересы создают внутренние условия для возникновения или отмирания чувств, настроений, перестройки их структуры. Национальные чувства весьма изменчивы, они могут достигать высокой интенсивности, если этому способствуют-какие-либо чрезвычайные события, а при отсутствии условий,их питающих, ослабевают, хотя и не исчезают вовсе.
В.И. Ленин подчеркивал, что нужно уважать национальную психологию и создавать условия для ее естественного, свободного перерастания в психологию интернационализма на почве сознательных убевдений. "Основной задачей всего социалистического переворота" должно быть преодоление национальной ограниченности и эгоизма с целью формирования нового сознания.*
В диссертации предпринята попытка установить объективные критерии, определяющие исходный принцип отли»'чя истинного интернационализма от ложного, раскрыть содержание и удельный вес интернационального в структуре сознания личности, так как интернациональное воспитание личности может быть успешным лишь при нахождении такого критерия, при помечи которого возможно будет распознать истинность интернационализма.
I Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.41, с. 400.
Для того чтобы выявить объективный критерий интернационализма, необходимо выяснить, что следует понимать под "интернационализмом", Знание структуры интернационализма дает возможность не только полнее понять его сущность, но и определить основные направления и цели интернационального воспитания. В нашей философской литературе все еще нет единого мнения относительно структуры интернационализма.
Интернационализм в современных условиях предполагает следующее:
- сотрудничество, взаимодействие равноправных суверенных государств и народов, исключающее деление народов на "старшего и младшего брата";
- интернациональное единство есть не безконфликтный процесс, а процесс гармонизации общества, связанный с противоречиями, конфликтами, поиск.ли форм их диалектического разрешения;
- отказ от узкопонииаемого классового подхода к интернационализму как солидарности рабочего класса и трудящихся и соединение классового подхода с общечеловеческими ценностями, где права человека, личности имеют приоритетное значение по отношению к правам класса и нации.
Интернационализм личности - это емкое понятие, охватывающее интернационалистские поступки, чувство и сознание, это воплощение единства мировоззренческих, идеологических, политических, нравственных идей и принципов, социально-психологических установок личности в области национальных отношений, регулирующее взаимоотношение людей разных национальностей.
Уровень интернационализма личности зависит от того, насколько ее интеллект может контролировать момент подсознательного в своих чувствах и мыслях, поступках или в общении с представителями других национальностей. Умение правильно сочетать национальное и интернациональное зависит от соотношения чувственных и рациональных моментов в интернацио.-ллизме личности.
Интернационалистское сознание включает б себя элементы, которые формируются как на уровне идеологии, так и на психологическом уровне отражения действительности. Причем одно нз мыслимо без другого. Здесь заключена диалектическая взаимосвязь. Именно
I См.: даздачирпв А. Социалистический интернацигмглиз!.! как элемент индивидуального сознания, - ).!., *<?дороз Г.;].
Актуальные проблему патриотического и интернационального вес-питания молодежи. - '.!., 196?.
поэтому критерий интернационализма личности на уровне сознания не может охватквать только политическую или идеологическую стороны, он должен, кроме того, являться моральной категорией, выступающей как внутреннее побуждение, внутренняя потребность человека к действию. Таким критерием интернационализма личности на уровне сознания и поведения служит, на наш взгляд, интернационалистская у (¿(гж^е ни о с ть.
Интернационалистская убежденность формируется на идейно-психологическом уровне, связывает мировоззрение человека с его действительными поступками и чувствами. Основой интернационалистской убежденности служат интернационалистские убеждения.
Интернационалистские убеждения - это важнейший элемент структуры общественного сознания, выражающий истинные знания о развитии наций и национальных отношений, о культуре межнационального общения, исходя из интересов трудящихся, общества, личности, которые усваиваются субъектом, носителем убеждений и которые регулируют, направляют, ориентируют его практическую деятельное!^.
Но убеждение - ото состояние сознания человека, характеризующее глубину усвоения им тех или иных идей в определенный уровень его готовности достичь цели. Субъективное же отношение человека к своим поступкам и убеждениям выступает в форме убежденности, как качества личности, основывающегося на твердой уверенности в истинности знания и правоте идеалов, которыми она руководствуется в поведении.
Убежденность выступает как эмоционально-чувственное переживание и рационально-теоретическое осмысление личностью интересов общества, социальной группы, национальных общностей как своих. Убежденность является тем ядром, в котором слиты такие содержательные моменты как идейно-нравственный императив, являющийся мировоззренческим побудителем, и такие психологически содержательные свойства человека, как эмоционально-волевые побуящения.Интернационалистская убежденность выступает важнейшей характеристикой сознания личности, включающего в свои с руктуру определенную, целостную систему интернационалистских убеждений, которые позволяют субъекту, носителю этих убеждений, целенаправленно, определенным образом, ориентированно осваивать действительность. Интернационалистская убежденность выражает суммарность, синтетический эффект множества убеждений личности, определяющих регуляторы ее поведения в многонациональной среде, регуляторы межнаци-
ональногэ общения.
Но лиаь конкретная практика реализации принципов интернационализма в деятельности людей свидетельствует о конкретном уровне их интернационалистской убежденности. Интернационалистские убеждения находят выражение я уровне развития интернационалистской культуры.
Под интернационалистской культурой, которая может рассматриваться как критерий интернационализма личности, понимается достигнутая обществом, классом, социальной группой, индинидсм определенная мера интернационального развития, характеризуемая теми интернациональными ценностями, которые ими усвоены и реализуются в их жизнедеятельности.
Интернационалистская культура, охватывает сферу национальных отношений, интернациональное сознание и интернационалистскую деятельность.
Во второй главе "Пути и средства формирования интернационалистской морали и психологии личности" исследуется взаимосвязь экономической и социальной политики в интернациональном воспитании личности, а также рассматривается взаимосвязь идейно-политических и морально-психологических факторов в процессе межнационального общения.
Становление личности, со классовых, патриотических и интернационалистских черт не происходит прямолинейно, автоматически. Эта проблема с учетом вступления в жизнь новых поколений людей не может быть решена раз и навсегда. Соответственно и интернациональное воспитание не может рассматриваться как деятельность, направленная на достижение какой-либо конечной цели.
Средства, методы и формы интернационального воспитания следует ставить в прямую зависимость от реальных национальных отношений, от конкретного положения того или иного иццивида.
Развитие общества как системы неизбежно ведет к сближению, во-первых, материальной сферы жизнедеятельности людей с другими сферами, в том числе че>~чациональными отношениями, и, во-вторых, самих духовных образований. Поэтом}' материальная жизнь и составляет объективную предпосылку сближения идеологии социалистического интернационализма и психологии наций как важнейших проявлений духовной жизни людей. Огромную роль а этой взаимосвязи играет психологический аспек".
Учет психологического фактора является обязательным условием любого вида политической или духовно-идеологической деяте-
льности.
Если идеологические воздействия совершаются без учета психологии нации, когда состояние национальной психологии не давало оснований для каких-либо радикальных перемен в общественной жизни, то в этих случаях создаются чрезвычайно противоречивые ситуации, которые приводят либо к консервации, "застою", а в конечном счете стагнации общественны*' систем и их функционирования, либо к неожиданным трансформациям, не соответствующим наличным формам поведения и сознания людей. 3 таком случае психологический фактор выступает как показатель косности идеологической модели. Это требует приведения его в соответствие состоянию, целям' и задачам идеологических действий, либо признания того, что идеологические действия являются превдевременными или несоответствующими интересам и потребностям масс. Практическим доказательством данного вывода служит сложившаяся на сегодняшний день система национальных отношений в непеГ- стране. Модель национальной политики, основанная на теоу. :и слияния наций, не отвечающая потребностям и салросам наций, сложившаяся в период господства административно-командной системы я'Приведшая к раскультурива..лю и /.^Национализации наций, изжила себя. Но и сейчас у нас не существует механизма национальной политики, который бы не допускал отклонений и нарушений в сочетании национального и интернационального, готового реагировать на потребность кавдого региона в отдельности и Союза в целом. В такой ситуации сохраняется политическая арена для деятельности экстремистских и националистических группировок, главная опасность которой состоит в том, что она приводит к межнациональным конфликтам, взрыву эмоций, порождает у значительной части населения сомнения в успэхе начатых преобразования. Это требует незамедлительной перестройки, обновления всей национальной политики.
В этой связи особый интерес представляет механизм проявления и действия национального самосознания личности, в развитии которого первостепенную роль играет конкретное, реальное социально-экономическое положение человека, занимаемое им в обществе. ; Национальное самосознание у представителей различных народов в моменты наиболее кризисного социально-экономтоеского положения ¡нации мояет реализоваться в рамках оппозиции "своего" "чужому", и условиях постоянного противопоставления культуры, традиций 'своей нации другим нэрод&м страны, при этом ''иные" национальные |особенности определяете^ в основном негативно и через отрицание.
Обострившиеся межнациональные противоречия в различных регионах страны показывают как в этих условиях формируется "образ врага'', который сегодня определен по национальному признаку.
Носителем интернациональных интересов, как известно, является рабочий класс. Особое место в связи а этим в диссертации уделяется вопросу повышения удельного веса коренных национальностей в составе рабочего класса среднеазиатских республик. Относительно низкая прослойка узбеков и каракалпаков - рабочих характерна для всех сфер материального производства республики, за исключением сельского хозяйства.
В результате этого возраст; )щап потребность промышленности в квалифицированных рабочих кадрах в немалой степени еще удовлетворяется за счет мигрантов, переселяющихся из других индустриально развитых районов страны.
Миграция представителей других национальностей в Среднюю ' Азию, где проблема незанятости трудовых ресурсов стоит особенно остро (а в связи с этим ухудшаются и социально-бытовые, культурные условия низки), вызывает у части местного населения негативные установки на межнациональное общение в целом. На вопрос нашей анкеты о мерах по совершенствованию национальных отношений в республике 11,7% из числа опрошенных респондентов коренной национальности назвали в качестве одной из таких мер выезд из Узбекистана представителей некоренной национальности.
Несмотря на потребность в квалифицированных рабочих кадрах из числа коренной национальности и на имеющийся огромный резерв (удельный вес молодежи до 30 лет в структуре населения республик Средней Азии равен 4С#), еще сохраняется заметное отставание в их подготовке через систему профтехобразования.
В силу отсутствия профессиональных навыков, многие молодые люди вынуждены заниматься в основном тяжелым ручным трудом, что существенно влияет на' выбор ига установок и ценностных ориентации.
В подобных ситуациях срабатывает социально-психологический механизм переноса, перемещения неудовлетворенности своим социальным положением (характером груда, культурно-бытовыми условиями) в сферу межнациональных отношений. Примером могут служить события, разыграЕииеся в Ферганской долине.
функционирование социально-экономического фактора имеет заметные региональные особенности, происходит сложными путями, через разрешение различных противоречий. Общие закономерности и
ведущие тенденции этого процесса во многом определяют характерные особенности формирования социального и духовного облика личности.
Сама жизнь подвела к поискам действенных средств укрепления единства советского многонационального общества: реальный суверенитет республик в экономическом и социальном развитии, создание единого общесоюзного рынка.
В глубокой деформации народного хозяйства Узбекистана виновато и его бившее руководство,и центр. На протяжении десятилетий безраздельного господства административно-командной системы союзные ведомство проводили политику, игнорирующую интересы региона. Экономика Узбекистана приобрела однобокий, гипертрофированный сырьевой характер, не бчла сориентирована на комплексное развитие.
Диспропорции в экономике обостряют сегодня межнациональные отношения, вызывая недоверие республик к центру, представителей одной нации к другой. Л это,в свою очередь,отрицательно сказывается на формировании интернационалистского сознания трудящихся.
В платформе КПСС "Национальная политика партии п современных условиях", принятой сентябрьским (1989 г.) Пленумом ЦК КпСС, ставится задача через обновленную федерацию, наполняя ее новым политическим и экономическим содержанием, обеспечить удовлетворение многообразных потребностей всех советских наций, чтобы каждая из них получила широкие возможности для подъема своей экономики и культуры в споре на созданный в напей стране народнохозяйственный комплекс, научный и культурный потенциал.*
Неудовлетворенность социально-экономическими условиями бытия наций может привести к национальным противоречиям, конфликтам. В диссертации дается анализ понятий "национальный конфликт" и "национальное противоречие", подчеркивается значение в своевременном разрешении национального конфликта организованного, сознательного, позитивного начала в общественной деятельности людей.
В жизни наций вместо объединения сил для утверждения и развертывания перестроечных процессов усилились центробежные тенденции противоборства социальных и национальных групп. Национальные конфликты, охвативший в последние годы респус.лихи Кавказа, Сргдне!! Аэли, Прибалтики, Молдавию, Туву и другие регионы, общая напряженность в иежнадиснальных отношения*, требуот неотложных, .рлцикалъиых, ;еволщчонкых дейсгьиЯ. НесОг-одимо приведи п ссог.'-!ь4)?етвае иовреиениым гр^боьаьия'л деятельность мьр'.ил, Счетов,
II ГгёйЕДа, 19'.Сь'НГя;:*!».
профсоюзов, комсомола и других национальных организаций, соединить на практике усилия "верхов" и "низов", создать общенародный Фронт действий.
Нужно восстановить и развить применительно к новым историческим условиям главные принципы ленинской национальной политики.
Учитывая самостоятельное значение национальных интересов, рассматривая национальное с классовых позиций, но не сводя одно к другому, В.И. Ленин разработал и сформулировал в качестве таких принципов: полное равноправие и фактическое равенство пчро-дов, союз суверенных республик нак основу государственного устройств-- '".ССР. Для ленинской национальной программы характерна целостность, тесная взаимосвязанность и взаимообусловленность классовых, политических, правовых, социально-экономических, со-цнально-культурных и соыиально-психологмческих факторов в национальных отпущениях В ленинской методике анализа национальной проблематики четко различаются три аспекта: реальная национальная ситуация, конкретные политические решения и программные установки, стратегические задачи партии в области национального п-рпительства. Это позволяет обеспечить соответствие между реаль-цо"-мо и идейно-воспитательным воздействием.
Объектом исследования в диссертации являются и проблемы межнационального общения, взаимосвязь его идейных, политических и психологических факторов.
.Межнациональное общение выступает как индивидуализированная форма общественных отношений, в том числе и национальных, их личностно-психологическая конкретизация и обладает относительной самостоятельностью. Спецн5ика проявления общественных отношений в общении определяется характером, социальным опытом и особенностями личности.
Неуклонное повышение роли и значения субъективно-психологических факторов в сфере национальных отношений очевидно: личность выступает в качестве их конкретного носителя и выразителя. Без учета .-этого нельзя опять и объективно воссоздать тенденции, закономерности и внутренние механизмы сложных и противоречивых национальных процессов,
В указанной связи задача регулирования межличностных национальных отношений и формирования культуры межнационального общения для обеспечения гарг. нического взаимодействия людей разных национальностей приобретает особое значение.
Высокая культура межнационального общения - ото внешнее вы-
ражение внутренней гармонии межнациональных отношений, их сбалансированности, упорядоченности, пропорциональности. В позитивном общении выражается урегулированность национальных отношений (хотя не только как достигнутое состояние, но и как движение, ведущее к этой цели). Високал культура межнационального общения имеет под собой именно эту объективную основу.
Межнациональное общение, охватывающее многие стороны социального бытия людей, представляет собой процесс широкого взаимного обмена информацией, мыслями, чувствами, волевыми побуждениями и т.д. По своему содержанию оно может быть разделено на информативное, эмоционально-действенное и рег,лятивное. В любом акте общения заключены все эти „юменты, хотя каждый детерминирует что-то одно. В структуре самого общения выделяются также такие взаимосвязанные стороны, как коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие) и перцептивная (восприятие людьми Друг Друга).
От того, как восприниматься друг другом представители контактирующих национальностей, во многом зависит характер сложив-е-хся межличностных отношений, уровень взаимопонимания.
В процессе межнациональной перцепции действуют социально-психологические механизмы сравнения и сопоставления. Сравнению и сопоставлению подлежат культурно-бытовые особенности, обычаи ' и традиции, нормы поведения, правила этикета, специфика национального характера - практически все компоненты образа жизни и черты сходства между ними. в условиях межнациональных конфликтов эти различия отчуждают одну нацию от другой.
Цель идеологического и психологического воздействия - развивать у личности такую установку на восприятие других людей,которая не допускала бы абсолютизирования их национальных особенностей, пех>енесения оценок негативных нравственных качеств, присущих тому или иному человеку, на нацию, которую он представляет, ориентировала бы на познание всего того, что сближает народы.
Одним иэ важнейших направлений интернационального воспитании трудящихся должна стать систематическая работа, основанная на точных научных данных, по преодолению, разрушения негативных атностереотипов (если они обнаружены) и одновременно, по формированию и закреплению в общественном сознании позитивных опенок. Эта работа должна осуществляться дифференцированно, с учетом спе-цифнки социально-демографических, профессиональных групп, являл-г.ихек о'ъектои велфяятлч.
Система взаимных этнических представлений и оценок зависит от степени удовлетворения личности своим социально-экономическим статусом.
Психологический механизм перенесения удовлетворенности из какой-либо социальной сферн в область национальных отношений имеет место прежде всего в многонациональной среде. Напи исследования покапали, что в сельских районах Узбекистана, где люди живут практически мало общаясь с лицами других национальностей, ни степень удовлетворенности работой в целом, ни ощущение конкурснссти в производственной сфере, ни условия жизни на отношение к межнациональному общению не влияют.
В основе межнациональных отношений лежат отношения социальные. Это означает, что люди в своих национальных взаимоотношениях руководствуются социальными интересами и потребностями.Последнее открывает широ. ге возможности для оптимального регулирования межнационального общения, путем своевременного решения социальных проблем. В отом случае срабатывает социально-психологический механизм перенесения удовлетворенности из социальной сферы в сферу межнациональную. Проведенные социологические исследования показали, что удовлетворенность условиями труда, социально-культурными и бытовыми условиями жизни способствует позитивным межнациональным контактам.
Характеризуя климат межнационального общения,необходимо принимать во внимание и другие его стороны - коммуникативную и интерактивную.
Коммуникативные компоненты структуры межнационального общения означают обмен информацией - идеями, интересами, настроениями, установками, ориентациями мевду людьми разных национальностей в процессе совместной деятельности.
Основным средством межнациональной коммуникации является
язык.
Решение задачи всестороннего развития личности предполагает такой уровень присвоен«., общекультурных ценностей, который характеризуется непосредственностью общения на этом уровне. Все богатство национальной культуры невозможно воспринять через посредство другого языка, что требует знания национальных языков во всех их тонкостях.
Такое положение указывает на необходимость разработки системы мероприятий, охватывающих различные стороны этноязыковых процессов - от повышения уровня знания языка до формирования социа-
льно осознанной потребности в нем. ■ ■
Суть взаимоотношений между национальными языками и русским языком должна сводиться к тому, что язык межнационального общения будет распространяться и функционировать естественным образом, без принуждения при условии дальнейшего всестороннего развития функций национальных язьиов.
Интерактивная сторона межнационального общения является способом ориентации совместной коллективной деятельности, в которую включены представители разных национальностей. Она заключается в обмене участников общения действиями, поступками, фактами реального поведения. При этом могут складываться разнообразные межличностные отношения - дружественные, нейтральные или ке негативные. Они выражаются в сознании и психологии участников общения в форме непосредственных эмоциональных переживаний, чувств, симпатий или антипатий и влияют, в конечном счете, на социальную практику межнациональни'о общения в данной среде.
Диалектика межличностное общения представителей различных национальностей такова, что воздействуя на других, преобразуя их духовный мир, люди в то же время изменяют и преобразуют самил се-с .. оказывая влияние на представителей других национальностей, личность одновременно сама оказывается под их влиянием, что ведет к перестройке ее внутренней социально-психологической структуры и идейно-нравственных установок. И в этом смысле можно сказать, что общение людей разных национальностей с точки зрения своей воспитательной, нравственно-преобразувщей функции выступает в качестве процесса, в котором иигшвиды "... духовно творят друг друга".1
Будучи ориентированным на интернациональные нормы, ценности, принципы и идеалы, межнациональное общение выступает в качестве реальной силы, способной формировать духовный облик личности путем воздействия на мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы и убеждения.
Прогрессивная интернационалистская направленность процессов межнационального общения заключается и в том, что формирование и развитие интернациональные общесоветских черт личности не сопровождается нивелировкой, унификацией, утратой ею национального своеобразия, национальной определенности.
Нслротив, в результате интенсивного межнационального взаимо-
I Маркс К., Энгельс I'. Соч., т.З, с. X.
действия, единения с представителями других национально-этнических групп происходит не потеря национальной самобытности, определенности, а их совершенствование и оптимальное развитие.
В ходе межнационального общения в результате сравнения и сопоставления личностью себя с представителями других национальностей, открываются возможности для осмысления ею своего места в обществе, в национальной жизни, своей соципльной роли, вырабатывается готовность внести личный вклад в развитие и процветание своей нации. Одновременно происходит осмысление единства целей, задач и интересов наций и народ:, остей нашей страны, формируется готовность к выполнению интернационального долга, укрепляется чувство интернациональной ответственности.
Именно в птой двойственности, внутренней противоречивости процессов межнационального общения, включающих не только обособление, но прежде в~его сближение, единение людей различных национальностей, заключен их значительный воспитательно-преобразующий потенциал, трансформирующий, мобилизующий социально-психологическую структуру личности как на развитие и совершенствование ее национальной определенности, гак и формирование и закрепление ее интернациональных позиций, качеств и свойств.
Недооценка или преувеличение роли социально-психологических моментов могут вызвать дополнительные трудности в регулировании процессов межнационального общения, в решении задач интернационального воспитания трудящихся.
Не любые формы межнационального общения способствуют формированию, развитию и закреплению интернационалистских качеств личности .
Интернациональное воспитание должно быть направлено на формирование благоприятной ситуации для свободного развития межнационального общения. Зта ситуация характеризуется:
а) наличием психологической установки на выделение в качестве объектов восприятия в межнациональном общении того, что ведет к сближению, а не к отдалению наций;
б) "снятием" чувства критичности в межнациональном общенг" и возрастанием "коэффициента взаимного доверия";
в) возросшими возможностями сравнения ценностей культур наций и народностей, в результате которого обнаруживается сходство между объектами сравнен»...
Б заключении подводятся итоги исследования, даются предложения, направленные на совершенствование процесса интернациона-
лького воспитания трудящихся. Его результативность находится в прямой зависимости от гармонизации межнациональных отношений, а последней нельзя достигнуть без существенных изменений взаимоотношений Союза ССР и союзных республик. Каждая из них как суверенное социалистическое государство, добровольно объединившееся вместе с другими республика)/.« в федерацию, должна обладать правом решать на своей территории (с у^том специфики местных условий) все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею делегированы центру.
Преобразование Советской федерации из государства унитарного в союз суверенных республик и народов откроет более широкие возможности для разрешения социально-экономических и национально-культурных проблем, а следовательно, и для снятия напряжения в межнациональных отношениях. Способствовать этому сможет и интернациональное воспитание, эффективность которого повысится, поскольку исчезнут противоречия между провозглашенными идеями и нормами интернационализма и реалы.ой действительностью, а воспитательное воздействие будет падать на благоприятную психологическую
П5ЧВУ.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях соискателя:
1. Социалистическая культура межнационального общения /Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР: Материалы республикански научно-теоретической конференции. - Ташкент, 1989. - 0,2 п.к.
2. Экономические и национальные отношения в условиях перестройки (на узбекском языке). - Таокент: Общество "Знание" Узбекской ССР, 1990. - 1,1 п.л.
3. Национальные отношения и перестройка (на узбекском языке). -Ташкент: Знание, 1990. - 1,5 а.л.