автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Египетский исторический роман (30-40-е годы ХХ века)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Тикаев, Г.Г.
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Египетский исторический роман (30-40-е годы ХХ века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Египетский исторический роман (30-40-е годы ХХ века)"

КІСКШ ШОЖОаіуїіГ.М км, Ш МІША Ш'УііИ

ila npnnmc уукопнсн 'іШЛІІЬ ГуcdMii Гадомбдогимоодч

, шшгокил исгор;г!і';скіьі і'олп

(ЗО-'Ю-о го/ш лл. лака)

- Литцщуурл lln(V);wn зауусіоиник ацші /із;іі! u Арійки

Автореферат дпссеьтаці'.п па соиокшша

ученой сгзпсни кгидидлта филологических илуи ’

Ташкент - 1->УЗ

і’аЄіота выполнила и Ог;юло литературы породой Зауубо’к-ного Постола Института востокопсде:шя Академии наук Республік;: Узбскисі’аіі. '

Поучим;; ігуїгоііоянїй’.чь - кшли.чпт филолоі ичосісда наук ' тіііША Iі.У.

Орипипльпки ot;uo!ictii)4:

hlU'iKl'iiiHHQ ІІ.ІЦ - пуофосссщ, цслуїпиіі ноучний сотмУД-

■ tivut Ші і ’oceitiimtali Дкядомии наук,

>:акгоу гішомопіиасішх наук

АКШЮИА М.л. - капдіишт филояоричиекіае наук,

доцент ТіілГіііі

Ведучий оугапиаиции: Гооулауотнеини;: цузсії їм. А.Иаііси АЛ і’У а

Цгміїтп состоится "21 " OKjybjji__________________ГіШ г»

ti ^,7./^Н'Кь lid H'.ohjirhhk і«ЄЧ«їй

Л OdWAi.^i т (,‘/;мшм>ц;|<?'Ыму лгунам (дт-цту^оиодшніо)

т>и Т'п.чионтогу:.; гогу^мютшти шісгиїуїо вссго«орс;азі!Ил

(Т(і;іі!{пгг-и.Ь ,у л, Жну ті: І.», Іг; л; •;,»>

С диссертацией мо,.;по ознакомиться с йпблиоїоно І'ашШіі.

Льї^иефоуаї р;ик>';.':піі "20

Учены!! спчустаї'Ь Специализированного совета, кан/чущ? филологических наук,1 доі;оііт Т. А.МУХТАРОВ

- з -

0ІІ1ІЛН ХАРАКГКРИОША РАЫЩ

Актуальность томи» ^їсссатпцші посвл'лена развитии исторического романа в 30-40-е годи XX вокп, когда он стал ведушим жанром египетской прозы. В качестве нового Лшра арабской литерату-нсторичосадії ровди появился а щюспотитольскр паоху п концо

XIX о. под влішшач апроіюі'.екого ипторичоеш’о уомпші, по по ос-йоле повостволптольних традиций арабского народного романа (сири).

і) 30-40-0 годи огиіштскнп историчоскніі ропам проходи? черсо паяний отап своє,'і эволюции, когда формируется новоо художественное сознание, сочотяаисе критическое осмислсліио исторического прошлого с анализом соврененнік общественно-политических проблем Кггшга л других арабских отрои, находящихся в колониальной зависимости от строп Европы.

Освежая наиболее героические и драматические страницы истории арабов, что само по себе имело ватлоо познавательное оначо-нпс для читателей, автори исторических ро'/шюл искали и них ответы на вопросы, которое продолжали волновать современников и были связаны с проблемами национального освобождения, единства арабов, дви«уаих причин исторического процесса, роли личности и народа в истории, эмансипации теплішім, истоков тирании, войны и мира, и др.

Египетские исторические романы 30-40-х годов сыграли большую роль в становлении современной арабской прози. Их изучение позволяет более полно воссоздать картину развития египетской литературы в I половине XX вока, та;: как они типологически вписывается в комплекс всего литературного процесса отого периода, в которой различные литературные направления последовательно развиваются и сосуществуат с разными методами художественного освоении исторической действительности, ориснгируо-'пімнея на своп критерии пенно ати. ІЗ этом и заклочаотсл актуальность и значимость настоящей работы. .

Цель и научная попизнп лпссортацип. У истоков арабского исторического романа стояли Сзлш аль-Бустанл, ^кир/ски Зоіідан,Фарах Аатун и другие видные писателя-ппосаотктолн. уоктицескии создателем жанра считается Дшрддп Зеіїдян, автор 22, романов, охватыиа-о-ших исторіго всего мусульманского мира. і-го произведении были широко популярны но только на Арабском Востоке, но и в Туркестане,

.... . _ ■ - . - 4 -

где его знали и читали в оригинале. По собственному признанию .известного узбекского писателя Абдулла Кодцри, он прочитал около 20 романов ЛЧирдки Зейдшт, считая арабского писателя опоим учителем и вдохновляясь образами его героев при написании своих исторических романов. '

• Творчество /іпірдіси Зеіідана, заложившего обшиє основы жанра, а также других авторов перша исторических романов довольно широко освеаалось арабскими, европейскими и отечественными исследователями арабской литературы нового времени (Л.О.Крачкоиский, А.Л.ррлнниаа, «З.Г.Араслы и др.)

Однако развитие «пира исторического романа после Дкирдхи Зойдана, особенно в '30-40-е годи, когда формировалось национальная египетская литература, но получило достаточного освелешш, несмотря на то, что сьо вызывает не мвньшиЦ научный интерес.Основной целью нпстояшеа работы является изучении дальнейший зво-лыции египетского исторического романа поело смерти основателя отого ланра Д^лрдии Зейдсна, а также углубленное исследование пронзводений щіарсгешгелей итоі'о жанра, определенно их места и роли в ого развитии. ІІ научный оборот для детального анализа впервые вво;ілтся следующие 6 романов грех авторов: "Рыцарь племени Хамдди" и "Голос из Анралусни" Али аль-,Д:арнмя; "Страдания Дкохи'-' и "Зонобіш - королева Пальмиры” Мухоїшода Априда Абу Ха-дида; а гакмо "іііадкорат ал-Л/Рі)" її ворот Зувоііла" Мухаммеда Сгшва аль-Арііаиа. Выбор романов на случаен и обусловлен закономерностями. литературного процесса. лЦ изучений позволяет проследить за переходом от литературы просветительского типа к романтизму и к зачатком критического реализма, взаимосвязью и противоборством различных направлении, преемствонностьи и соотношением традиций и новигорегга, а ;ак:ко внутреннем взаимообусловленность и соподчшенносгь составлявших их компонентов. Наряду с анализом содержании и идейно-тематической стороны произведении, значительное место в работе уделяется эволюции художественной формы романов, гдо на каждом новом огапо наблюдается усложнение спжета и композиции, углубление психологического анализа, усло.чснонио характеров персонажей и другие изменения в изобразитолыпк средствах, которые в дальнейшем способствовали перехода к современной прозе.

Ослоянки методом исследования является конкретно-исторический и сравнительно-сопоставительный подход к анализу художественных

' - и -

явлений. ,

Оценивая тог или иной исторический роман, мы обротали снимание на то, в како!! мсуе его апгоу п'.-гдер^ивоот принцип историзма, который несомненно связан с воссозданием эпохи а адекватных формах, и предъявляет спои требовании к произгедсниу (верность со-бітіям, кв'Гоуичсским ситупцинк, характерам горооп и их оз римо отношен иям, СОХрПНеШіО колорита Щ)Є>.!ЄНИ, ЯЗІШ, Обьі'ШІЗО и т.н.).

Ми гакко исходили из того, что л исторических романах историзм определяется "д'і'ЗТаНІіИОІ; времени" (в смисле темп и понимании прошлого) и отличается своими критериями, СПЯЗПННІГМП с отношением к прошлому: сохранил ли писатель достоверность в описании событий И ЩіПіїТОроп иотоуичоских личностей, исторических деталей, іісіїользовал ля документ^, 0Щ)ЄДОЛі!Л ЛИ }\л:1 Счбп ГрОІіИЦІІ Вымысла и его характер и т.д.

С ;>тоЛ целью, т.с. для определении степени достоверности описания событии, в какдом исследуемом нами произведении, мы обратились к многочисленным трудам врабехих, отечественны»; и зарубежных исследователей по истории,, литературе л географии Арабского Востока (см. ІяіО'лногрпфич).

Ьакное значение діл» написания диссертации имели выявленные определении общих закономерностей развития срабехоії прози в исследованиях арабистов Б.ІІ.Кинпичеііко, А. А. Алининой, и.С. іроло-вой, У.Али-Звда, 1і0рп;гаиегі0й, її.Ибрагимова и М.Акбаровой.

Практическая ценность диссертации состой!' в том, что содержащиеся в ней научные выводы и материалы'могут быть использованы в вузовских учебниках, учебнкх пособиях, хрестоматиях, монографиях, а глете в лекционных курсах и спецкурсах по современной арабской литературе иообне, и египетской прозе и канру исторического романа, і> чі’С’Ш'.у'.:'п.

Источника'.;;! для настоящего исследования послужили исторические романи видних представителен отого гспнра: Али ллъ-Дт.орима

- "Рытарь племени Хамдпн" ("іарис бани Хамдпн”), "Голос из Андалусии" ("Хатиф мин ал-Дндалус"); Мухаммеда ^арида Абу Хадида -"Страдания Дсохи" ("Алан Дкуха"), "Уенобин - королева Пальмиры" ("Зунубийн маликат Тадмур") к Мухаммеда Спида аль-Арйокп - "У ворот Зуяейла" (Ала бпб Зувейла"), "Іііадг.аііат ад-Дурр" ("аіадха-рат ад-Д/РР") • '

Апробация работы. Основній положения диссертации били изложены в докладах об исторических романах Али пль-Д.щрика, Мухам-

мера *’прида Лбу Хадиря и Кухакыоца Саида оль-Лрйаня но 1У-й Всесоюзной конференции востоковедов (Махачкала, 1921), ЛЗсссоязннх конференциях молорнэс ученых (Москва, 12о7; Ташкент, ИШ; Москва, 1220), Республиканской молоремой конференции (Ташкент, 1УУ7), на конференции профессорско-преподавательского состава восточного факультета Ташкентского государственного университета им. 13.И. Ленина (Хаакснг, 1£ВУ), а тгнеко ни кентеропциях Совета молодях ученых Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, 1906, 12сУ). Результата диссертации обсуждались на расширенном заседании Отдела литературы народов зарубежного Востока Института востоковедения АН ВУз (1<3.12Л22£ г., протокол ^ о), где диссертация прошла предварительную экспертизу на соискание ученой степени г.мдклата филологических наук по специальности 10.01.06 - Литература народов зарубежных стран Азии и Африки и рекомендована к залито.

По данной теме опубликовано 7 научшк публикаций.

Структура л;Iсз01)та;ши. /.дсссртацип состоит из введения, трех глав, ошцгочения, списка использованию: источников и литературы.

осиовлок содошнлк дассктции

Во введении обосновываются актуальность темы исследования, степень изученности проблемы, определяются цель и задачи работы, теоретико-методологические посылки, на которые опирается диссертант .

Во введении такае приводится критический обоор трудов советских, арабские и европейских исследователей, которые в той или иной степени оспочали дпиму) проблематику, а также перечисляются работы по истории, литературо и географии Арабского Востока и Средней Азин, к которым обращался диссертант при написании данной работы.

Не и лая, глава - "Становление жанра исторического романа в Кгипте и роль просветительских романов Али иль-Д*арима в его эволюции" - состоит га двух разделов.

Ь первом разделе - "Исторически;! роман в Египте в первой трети XX века" - рассматривается процесс становлония и развития жанра египетского исторического романа, обусловленного значительным усилением роли соирсмонноН литературы в контсксто социально-куль-

• . ' - ? - . туриых процессов, происходишшх в арабских странах того периода. Отмечается, 470 вслед за щюспетнтельской идеологией формирует-

0)1 лоїюо )К;щ)ЯЧОс;со<? мілонішс, которой едрдуот счнтлг« результатом культурного іюдьсгла, ітчпгасгосн со второй «оло.иши X]л веко и получипасго назтние "ан-ііпхда" ("ІІод.'.ем”).

В рамках отого культур!юго по.ллема гало стаиоплочка іютг< жанров, ноизпесшьк ранее в арабской литературе:* публицистичо-ской статьи, ііобєл.ті, романа. Исторически"! роман бі:л, по определению И.У.Крачковетого, "інунш по 'Времени клиром, коториіі приобрел самостоятельное суснзстлопанне"-1. .

Пояпленно пцшіії исторических х.удохестаепнях произведений в соврсксішо)! арабской литературе откосится ко второй половине ХіХ пока. Именно із тот период в пробскоЧ проае наблюдается обращение к трад'.щнонньгч ценностям арабов, сланному исторнчое/.иму прошлому, событии» эпохи лпрочдс.иня г.слгша, аиг.оских запоеїчшиГі и особенно расцвета Арабского халифата. іі исторических романах прослеживайтел поп1,ітки литературной переработки идей и принципов мусульманского реформаторского движения XIX лека, цольо которого било прнаеденио религиозной доктрины в ссотвогстлко с идеологическими требояянипчц СОЗрСМЗННОСТИ. ■

В диссертации подчеркивает м, что арабсісітп исторический роман в своей основе опирался на опыт к повостиовптельнко трад;;ции арабского народного ропака (сиры), который обнчпо посшииялсн похождениям прославленного герсл, его борьбе зп интересы племени, народа или серы. Указываете:;, что сравнительный анализ псра:к исторических романов и народних романов вігялллот их сходство ао многих елементах. Например, сиро, как исхоричсснпії роман, а качестве фундамента кснолмупт исторические элементы, но видоизменяет их, концентрируя шнманпс на судьбе отдельного, как правило, идеализированного героя. Б прг.бских исторических романах наряду с идеализацией героев предпринимается' попптки более глубокого психологического обоснонання их поведения. Несмотря на то, что в первых исторических романах отсутствуют элементы мифологических . и скааочнн* сокетои, присущие сире, .наблюдается явная гиперболизация и использование сравнений, метафор пі других приемов, характерній для арабских народных романов. Таким образом отмечается,

ЧТО сшщленное СХОДСТВО МНОГИХ олемеитои МО.'ДДУ перзнми иеторнче-

I Крачковский ІІ.Й. Иэби. соч. - М.-Д.’. Изд-по А11 СССг'.ГІїХІ. '

- Т.Ш. -С.116. ’

ски.чи романами и сирами даог оснований утверждать, что исторический роман цілі о с из канра арабского народного романа. Вместо с тем появление современных исторических произведений, КПК и рождение современной художественной прози в Египте и других арабских странах, проходило под влиянием европейской прези, в частности романтической, і'а развитие кппра исторического романа в нолэарпбекой литературе сильное влияние оказпли произведения европейских: романистов, в частности А.Дама, іі.ГЬго, Вальтера Скотта.

Далее и первом разделе нерпо!) гливи диссертации ;іяется обзор порь.чх арабских литературно-художественных произведений, созданных п канре исторического роглша Салима аль-Цустшш (іі.; ^-11X34), Дш.млн ііпхде аль-ь'удауварв Цибіі-ІуОУ), *4а‘аруі{,а оль-Лриоуга

І ШЛІ-ІЛЧУ), а тыехо Д<ир;ш! іЗейдана (ІиЬІ-ІУІ-І) - фактического основоположника ягшра исторического романа в новой арабской литературе, одного кз шда:оли>;см арийских просветителе!) конца XIX

- начала лл века, историограф’’., журналиста и писатели.

Ьслед за ого произведениями пояилямтсн романи і^раха Антупа Ціх5І-и23), Ііакуба Сарру^а (1сіл1-Іі)Г:7) и др. Ирису,:шо творчеству Зсйдана традиции, коториц он следует и отображении трех начал в характерах - героического, рационального и сентиментального, будут долго присутствовать во м-гопне исторических произведениях авторов следующего поколения.

).1анр исторического романа продолдпл плодотворно развиваться и в дальнейшем. Б 30-4и-е годы лХ века, по справедливому мнению немецкого исследователя орики ііаОст, отот ж пир вновь перелшвал в Египте премн расцвета. Ь тот- период появляются новые имена создателей произведений пстирн іескоі'о «аира. Речь идет о таких авторах, как Али лль-/;;аріп (и*Л-1У4У), Мухаммед іі’арид Абу Ладил (ІШ;і-іиб7), Цухаммед Саид аль-Лрйан (і'.Юо-ІУо4), Лли Ахмед Бакп-сир (І'Ли-ІУоУ), Айд оль-Ламнд Гуди ас-Саххар (ІУІЗ-ІУ'АІ), Адил Камил (род. в 1УІ6 г.) я др. Их нроизводонин появились в то время, когда о обідоствеїшо-по.титичоской лизни Египта 30-х годов происходили сдвиги а сторону убивания накала национально-освободительной борьби под натиском внутренней реакции и усиленном происков колонизаторской, политики Англии, лоти Іігнпту в г. была предоставлена независимость, она носила формальний характер, поскольку фактически сохранялась его политическая и иксномическая зависимость от Англии.

• - У -

В этот слсш’кй период в жизни египетского народа, когда в обществе царили настроения пессимизма н отчалаил, представители художественной прозы обратились к историческому прошлому арабов, овеяшшму славой военных побед.

Исторические романн освежали наиболее героические и драматические страниц:л в истории арабов с том, чтобм могло было пронести аналогии с зависшим поло::; он нем Египта и 30-40-с гопн XX пока. Б отличие от спонх прешиоственшнгоп аптори нош« исторических романов проявляют и большую свободу в отражении с историческим материалом. Тематически эти романы разделяются на два направления; цорпоо оСКрлчтотгч !•; которой мусульманского Востока, второе - к 1чЪхо дроьпего Египта, к истер!!;! ({лр'йоисл. ЬгиЮЭ »1Ь-прапленио связаяо с идеен "^.чраомизмл", которлл опиралась не па религиозную, п на национальную общность, и согласно которой корни современной культуры Кгг.пга сю/'.уст искать я древнеегипетской культура. То романы, которые затрагивают нусулмюискиа испиод охватысл'от арабские заиозваппя, распространение имама, обр.азови-ние халифата, его реергет и раеппд, воины с кусогоиостмя, период господства млмл:-н:оз в Египте, зкепедицио Наполеона и другие

поводов пптлио и зицчнголм!»!} и мсто-ли-,? прсйскоро япра,

Второй раадсл порой 1*лп>;ы дпеси/^НПП! - "Поим пуйбпиш'о средневековья Лбу члцте н у'бн Зсйдун о исторических романах Алл аль-Дхарима" - поспяасн исследованию исторических романов видного египетского филолога, поэта и романиста Глдр од-Дина Дли аль-Дхарнма (1Ш1-ЛУ43) - "Рыцарь пламени Хзмдян" и "Голос из Андалусии". '

События романа Али аль-Дкарима Тыцарв племени Хамдзн" относятся к X веку, когда участились поПпч апабоп с Византией, и усиливались освободительные двпхения покоренных народов, что нсмину- ' с;.10 вело Аббасндский хплп^пт к ослаблению и распаду. На зглите таких городов, как Халеб, Мосул и Манбида стоял известный род Хамданидов, род поэтов и воинов, из которого происходил и известный поит Абу й'ирас аль-Хямдани (У32-УЗД), герой романа оль-Диари-ма. '

События, описаннис Али г.ль-Д'соримом в другом его романе "Голос из Андалусии", относятся к драматическому периоду истории арабов, когда с 100У года Арабский халифат в Испании стали раздирать мс.т,-доусобицн и противоречия, приведшие к распаду единого ОмеГшдского

- 10'- . государства и обрззопанип па его территории милких владений, 4 правителей которых називали "мулук от-товаиф" ("удольние цари").

ІІорвкй роман повествует о героичоских подвигах поота-рнцарл Абу кираса во времг. войны арабов с византийцами, о его любви к знатной допуске Начале, борьба с соперником, алоклмчсшшх и византийском плоцу, побеге и других перипетиях его лизни вплоть до сомой смерти, іітороіі роман "Голоп из Андалусии" носвяшон судьбе известного поэта Іібн ІЗеіідуна (1003-1071), гаюо богатой со-битисми и приключениями: жизнь при дворе Ша Дхахапра, борьба за власть її за объединение ар&бов, лобовь к известной омойндской принцессе и поотоссе - ^аллплс, схватка с соперниками, бегство ’• из Кордов:»', этиючепни о чщпму п руугио, фпгп'ы ого бурной кианн,

Ьнографпи постов в обоих романах в основном совпадай!1 со езо-денннии, сооргшнкмі: о них в исторических рукописях и спопипльних научных у.сслсдован’лич, по писатель вместе с тем вносит в них из-рндіуи дол» внмимп. Папримоу, истоки лябші Ііби йойд/на к знаменитой гиціалусоноі! поэтессе, дочери Оиейпдекого хвлн[а оль-Мус-хякфа Балладе,действительно кмола моего, ко в реальности она была линеш того воз лишенного роман типа ского орсоло, который создал Л;щ аль-Дзарнм вокруг лоб пи своих героев, и принесла іібн Зейдуиу много горл. Автор пользуясь споим правом нп худодествси-і«;і льім^со;:, смсстил событии в история их лабии, что обьясшют-, ся, на наш взгляд, двумя причинами. ио-первых, позволенная любовь героев более всего отвечала вкусам аиабсі;;іх. читателей, воспитана!*; на образах сиры - народного романа, ііо-вторих, аль-Диі-рим сконцентрировал внимание на другой и рее, которой бил одержим его герои >16.1 Зейдун - идее об псдинимия арабов. Али аль-Лсарим в ото:.: произведении питаете*; объяснить причины поргпенин арабов в Испании их розоО'пм.іосгі.лі и щ.огюнилуот необходимость их обьеди-ненші на осново концепции арабской обшшети, которая, как извост-но, занимала впчяюа место в истории арабской общественной мысли.

Ь арабских странах с момента возникновения централизованного арабского хплпудта и до настоящего времени и/іея национального единства слоила и служит идеологичссісим обоснованием стремления к интеграции различных социально-политических сил и групп разных стран. Ь опоху, в которой кил сль-Дхарим, г условиях колониальной и полуколониальной зависимости арабских стран зта идея былого мо-:’ул;;ствоі и единства арабов стала наступать в качестве символа оСььдтсмил покоренных народов арабского Востока в борьбе за

. становление! их независимости и суверенитета, '

Сопоставительный анализ сметно-композиционного решения двух романов позволяет отмочить кх. близость к арабскому кародно-му роману - сире. Уто проявляется о переплетении легендарного и реального, в гиперболизации подвигов героев, в построении по характерному для арабского народного рошпа принципу циклизации, т.о. "подтягивания" к одному герол большого количества взаимно раскуивашихсн и дополштпх друг друга опизодоп. •

Гомон "гнцарь племени ламдпн" не отличзатся особой зрелостью ни в отношения сожтного построении, ни композиционного решения. Если в перв'.к главах романа действие разворачивается вяло, то в последних главах ми видим нагромот.дониз событий я несколько бег-лее и поисухлосгнсс зайорюошс отгета.

ВтоуоП роман Али аль-Дкпрпма "Голос из Лндалусич" болот масштабен и многогранен. Его отличает динамизм еобптп;!, разворачивающихся в эмоционольно-напрп:;оином уитме. КЬядпя глава уомопа "1’олос из Андалусии" слуг.цт уаекуитк» каких-то нош к граней, п образе героев н их характеров, часто псяьма слояних, пок-гзу эпохи, наполненной драматическими противоречиями. Через собк?кн романа постепенно вырисовывается судьба новостного андалусского поэта, вн.ч^денного сь'рьшатьсл или бежать по-за росп.'.’гй, отесто-ченноИ борьбы за ллпс:ь, коррупция и разобщенности, 1!я;лм;.::< в андалусских змнуптах. Особуп занимательность с.гкету романа ’'Голос из Андалусии" придаю? остроконфликтные ситуации и собитпн, для псуодачя которых автор использует приеми интриги, внезопшяс поворотов и неожиданных коллизии. ’

Ь обоих романах явственно проскальзывает авторская мисль в ее СЛОЖНОМ ДГ.ППМИЧНОЧ дни-донн:! на пути воплоиения исторического маториалп. Она несет г г«:••••: ^гихииз назидания, дидактических наставлен!!;! и моральных постулатов, что свидетельствует о том, что Лли аль-^хаукм не оторвался от литература прсспетнтельского типа, которая иллострииозалз внешне заданные морально-отческие ■ суждения, правила и нормы. _ _

Наряду с вшвленисм природы художественного м;гллония автора, ОССбСННОСТСГ1 КОМПОЗИЦИОННОГО решен!'.!! его произведении и изобразительных средств, в работе большое место уделяется анализу создания характеров. иризншн!,',ч пеот-традицнонплист своего времени, следовавший в своих касыдах традициям средневековой классической

поэзии, Лли аль-Дкорим был прекрасным знатоком этой поэзии. И то, что он избрал героями своих произведений именно Дбу йирасп и і'іби Уеіідуш, говорит о его вкусе и пристрастии как художника. Ііти поэты занимают особое место в арабским поэтическом наследии: их произведения отличаются искренностью и тонкостью чувств,трепетным лиризмом и изяшеством.

В романах пль-Дкприм использует стихи своих героев как в начислю иллюстрации событий, так и для того, чтобы оттопить чувства и настроения героев, рельефнее выразить их образ. Образ Лбу 'іпраса вполне отвечает стереотипу положительного герои, сложившемуся в арабском народном романе и не показан в развитии, а сразу предстает перед нами как личность исключительная, вопло-шашая лучшие черти бедуинского идеала. Ииэтоцу этот образ статичен, лишен реально-битово;! конкретности, односторонне пололи-толон.

Образ лбн Зоіідуна менее схематичен по спапнеит с образом Лбу Л:рпсо, он обрисован более живо и реалистично. Широкая эрудиция, глубокий ум, образованность и необычайный поэтический дар способствовали слано поэта. Вместо с там он наделен восьма противоречивыми чертами характера. Автор постоянно подчеркивает самонадеянность и таослпвнс своего героя, знатного анлплусцо, живучего в ноге и раскожі, и удуяакшей атмосфере днорцошх интриг.

Одна из примечательных сторон романа "Голос из Андалусии"

- это показ уклада жизни высшего сословия мусульманской средневековой Испании. Али аль-^і'фиму удается породять этот особый "испано-маирнтанския стиль'Ьколоритних описаниях пироп, поэтических вечеринок, прхитекгурм ОД'ШИІІ и пр. Столкновение и взаимопроникновение культур праґоп и испанцев как результат загоесанин арабами ;Оіиіо!і Испании поро пили лопопторимиН синтез культур двух народов, что повлияло не только на искусство, но и на вот духовную жизнь средневековой Андалусии и да*о на облик его жителей.

В отношении языка произведении Али аль-Диврима слодует отмстить, что писатель, как сторонник традиционного стиля, часто применяет архаизмы, но делает ото осторохно, не затрудняя язик произведения и сам по в комментариях дает им поясненім. В целом речь персонажен не отличается лексической дифференциацией.

Таким образом, Али аль-^г.арим, разворачивая действия своих романов па цонс определениях исторических событий и связывая личные судьбы своих героев с политической обстановкой того времени.

- 13 - , ■

стремится к прпвдиюму ху доя ост полному воссоздание исторического прошлого н продолжает развивать традиции исторического про- ' светительского романа, заложенные ТіЧир/щи Зейданом.

Во второй главо - "Романтический исторический роман в Египте (пп примере творчества Мухсм-ме^г. іарида Лбу Хадида)" - анализируется /іза романа основоположника исторического патрпотиче-ского романа, известного египетского пуозоика Мухаммедя іарндл Абу Хадида (.ШЛі-І'Оо'?): "Страдания Д<о;:и" і "Алан й'О'ха") и "Зе-гюбчя - королева ІІальмирц" ("Зунубийн малика? Тадмур"). Эти романы открыли совершенно новую страницу л истории египетской литера гуры, сыграв замотую роль в становлении современной прозы.

Г1о своей направленности они более всего тиготечт к романтизму, КОТОРЫЙ уТвер/ШЛСії В СГІІГІОТСКОІІ прозо и иоозии к кошу ВТОрОГО десятилетия XX века. '

1І романах Абу ладн/іа мы сталкиваемся с новим восприятием человека, выраженном із более глубоко!.; кнтерссек ого внутреннему миру. Ь'го герои обладает боле о цель ними характерами. Части их отношения дисгармонируют с действительностью, так как спи устремлены к возвышенному и недосягаемому идеалу. ІІ египетском историческом романс, наконец, понвляєїся герой, енііоддіий из народа. і)то Дшхп о романе "Страдания ДЧохи", с котором ми сталкиваемся в персом раздело второй главы - "ііо,;одч эмира Тимура в пр'аСзкио строїш в романе ''Страдания Дхохи", События романа связанн с периодом завоевания Арабского хллифптя змиром Тимуром (ІЗЗо-НОл). Героя романа зовут именем "Д<;о/Сл", которое носит и популярный персона* народних сказанні; а анекдотов. І’еррії Длоху с героем народного фольклора связывает как происхождение - они оба петли из среды пн ост их лодс-1, мирньк тгукепикоя, так и то, что их постоянно поспит.-.): неудачи но «сох делах и начинаниях. Но если Д-.оха ' п народных сказаниях неунивакшій балагур и весельчак, то Дкоха I) романе скорее фЦЛОСОф-УЫОЛИТОЛЬ;, рпздумпм^:шіі О СММСЛО ЖИЗНИ, о силах добра и зла, о духошт ценностях. Построив роман и форме повествования от лица самого героя - /;:'.охи, писатель разделил его на дне части. Первая повествует о неудачной личной жизни хи в родном городе Ь'ахуше, а вторая - о его лизни в г.Л''.анбуладе сродл войск Тимура. Романо по богат событиями, ему явно но хватает масштабности. 13се шки/.пнио автора сосредоточено на образо Дкохи, который вырисовывается череп ого отношение к действительности, окру.мюмим его лчдлм, через его размышления о социальных

- 14 -

к нравственных проблемах общества.

Писатель использует образ Дкохи, чтоби поднять вопрос "правитель и народ" и решает его в пользу утопической идеи о справедливом властелине, которніі может внять "голосу соиооти" и дать счастье народу. Так, поело горячей проповеди Дхохи о воздаянии на том споте эо свершенное зло, Тимур вместо со всем своим войском добровольно покидает город Дкаибулад.

Эволюция образа Дохи в романе позволяет проследить его внутренний рост от одинокого, непонятного окружающими человека до становления его как борца за социальную справедливость, за нравственную чистоту и просвеление народи II служении народу, ого обучении И ПОСПІШНІШІ ДчОХП находит отпои НИ ЛОЩЮО о смысло «из» н», і'.оторШі его так долго волновал. Образ Дкохи решои и Просветительских традициях її несет функцию назидательности и дидактики. Что кьсаитси образа Тдмура, то Лб.у Хадия относится к нему но просто как к злпоегаїтл'о, зпхттнокюму шлібогаю земли, ого больно жлшут' ого взиимоотнолення с нарядом, как своим, так и с арабским. Ь диссертации делается выпад, что в период создания романа писателя более всего затрагивал» вопросы социального неравенства, которые он рассматривает с позиций нравственности. Образ ■ Тимура ипдумям пнезяалеч кик абрпз сло-кной и противоречило»! личности, в которой глубоки/! ум сочетается с деспотизмом, жестокость с ува.шшем к просвстсннмм людям, что вело к нпсг«Л‘яиі'о в войско Тимура почтительного отношения к ученум ■! богословам.

Следующий раздел второй главы - "Борьба древнего городи -государства Пальмира против Рима и романе "Зсиабил - королева Пальмиры" - рассматривает роман Мухаммеда Давида Лбу ляднда "Ос-нобни - королева Пальмиры", «то наиболее ареяоо и художественном отношении и значите іь:і(‘л по замчеду псторическоо произведение не только в творчестве самого Лоу Ладидп, но и в целой в историческом худег.осішішол прозо, Он посшшюн /фанатической судьбо из-всстноіі личности - ппльмиусісоГі царице Зеиобии, которая после смерти спосго му?.и правила в Сирин и Днурючьс (£66-73 гг. прпвл.) и возглавила борьбу против засилья Римской империи. Б политическом отполении эго был период ухудшения положения Римской империи,его политического кризиса, л расцвета одной из ее провинций - паль-мирского царства (Ш п. и.о.).

Ь романе "Зеяоб'ия - королева Пальмиры" писатель много внимания у,полнот колоритному оииоанга бытовой.апаші отого богатого

- Id -

торгового города и til в. н.э., аштих процессий и религиозных радений. .

Обширный материал историческо.Ч хроники и занимательная манера повествования, интересны,! сімсот и глубокая идеіїно-гсматиче-сная направленность усилираюч достоинства этого художественного ПрОИЗВСДСНИЛ, чом и обьлсннотся его широки;! успех у читателя. Композиция романа построена на остросюжетном драматическом конф-вызванным борьбой Пальмиры за свои независимость и самость..тельное существование. Посредством отображения отого конфликта писатоль перэплотае? судьбы герооп, раскрывает их хорак-ЇРрЦ d органическом одтстла социального, этического и индльиду-ального, и их зависимости о? окру.кпю:иоЦ сред'!. Основная проблема ромпна нарпзришю сиязаиа с острой cowniati аанимательноотьп.

Центральним образом в романе является царица Ьенобил, взявшая п свои руки бразды прпплоиия над Сирией и ,'!дуречьом, Она ипоброчи.'т пріїиерхіміфм фплоеофш Платона и од‘:р:-.г.:а идеой основания » Пальмире идеального города "Солнца" по типу утопического городи іі'іатона. Лбу Лидия достаточно глубоко сник н то философские сеяния, которые сутсстлэвали как а Сирил, так г. во oceii,Римской имнории в изобрвкпемуч им оиоху. Относи действие к переломным моментом и истории Рима и Ьли.глего Ьоетогса - первым иском напей ори, он отобрпнпот драматическую ептуацпл, порожденную про-тиаоборстлом двух мировоззрении: >гшчоского и христианской.

Лбу ладиду удалось создать полнокровии?!, иизнеішиі! образ Зо-нобии с оо женскими слабостями и сильными чертами характера, перемітаннями и роздумьлмгс. Ио.к.алуй, ото один из першее донских персонале;) в оьсбтсоН прозе, слолниЛ, внутренняя мир которого передан столь шізнешо и достоверно.

Таким образом, оба романа обьеднпяот нсвыГ: подход к изоб-poscmw личности, ІІ романах Лбу ладида ошутимо проолойиноотсл эполиция личности, образ которой с развитием сюжетной линии становится более полнокрошнм и жизненным. В целом, ОТО СИЛШіСЄ личности, по они не идеализированы как в романах Али аль-Дпаринп. ' Чппто они бывает одиникиїиі среди лчдей, предпочитают уединение с природой, находят а ней утешение и убе^ше от сло::шнх проблем действительности. Созерцание природы будит в них определенные мысли, наталкивает на философские размышлении. В повествовательную канву романа часто вплетаются монологи, передающие поток мыслей, стихийно возникавших в сознании относительно того или иного лило-

■ - 16 -пил, события или личности. Часто эти монологи продстазляюг собой ряд .вопросов, которые горой задает сам ссбе б поисках решения мучашей его проблеми. .

Третья глава "Йомлнмские романи Мухаммеда Саида аль-Лрйана на пути к реализ.чу" - посвящена исследования исторических рома-Н.03 Мухаммеда Саида аль-Арііана' (1У0о-1Уб4), охватывающих период мамлюкского правления в Египте в Ліі-ЛУІ вв.

Порви!: раздел ото»! главы - "Роман о последнем мамлгакском правителе "У ворот Зувейла" - оішлизирует ронан о мамлюкском правителе, черкесе по происхождению їуман-бсе (ІУІ6-ІОІ7). ІІ название романа вло::;оно символическое Значение, потому что именно здесь трагически обормлея хизнашип путь отого последнего мам-ликского правитолн в Египте, поело того как страна пила под натиском: Османских турков.

. В романе четко прослеживаются дво сожетные линии, которые пронизивают вес повествование о*.? начала до конца: ато путь Туман-бея от юного раба до его казни на воротах Зупейла, и чуть матери Туї.'.пн-Оен, раэис'.'.иваэтсй своего сина и му/.е. на протяжении тридгдги лет. Писатель через образ Туман-бея, идеального правителя, прониклегооч заботами и чпшшими своего народа, заставляет читатели сопереживать вместе с ним, а трагический конец его вызывает неподдельное человеческое сострадание и искреннее сочувствие. Родители Туман-бол после долгой разлуки встречаются именно в момент казни ік сипа. Столь неожиданный поворот сигксгиоИ линии рс~;ен в традициях народного романа - сиры, сходство с которым усиливает и то, что образы л события романа но лиаены пафоса и гиперболизация, которые придает Произведении особи!! омоциона-льннй накал. Аль-Арйпи критически подходит к оценке исторических событий периода правления мпчл-.жои і; Кпшгс, осуждая жестокость и деспотизм .'.ит.і.'і .'кекпх еултапон, (особенно ан-Иасирп Мухаммеда /14'.'6-14..'г) гг. правд./ и і\аисуха оЛь-Гури /ІоОІ-ІУІб гг.правл,/) Ий ф'іііи ОЇОІ’О МОЇ Ни И!;і.!ІІ«і1іиііШЗї'СЯ С'ДШМЛиіІИО ПЛЬ-ЛрііПІШ ВІХОЛИТЬ из отого отапа маилокского прпиленин квкие-то отдельной "езстлііс" пеуиоди. Как ми видим, от светлно моменты связаны с образом Туман-бон - умного, честного, заботливого правителя,оли-цзтпоряю:иого тор./.ество разума над фанатилмом и деспотизмом.Ту:,'.ан-бся поддерживает народ и о отом его отличие от остальных мамлок-ских праиителей. ■

Констрасг добра и зла, света к тьмы наляится основнім худо-

- г/ -

жествешшм приемом Мухаммеда Спида пль-АрЯана. Пользуясь им, писатель шдоляот и своем главном персонаже ясе необычайное, значительное, яркое и благородное, что л целом было характерно для романтического героя. Нпслоппио препятствий на жизненном пути Туман-бея еле болео усугубляет драматизм и напряженность човаст-

1)0сапия, а его трагическая смерть имеет прямую связь с ненрияти-ом предательство.

Гоман "У ворот Зуиоялп" бал написан в середине ЛО-к годов ЛХ пока, когда я Египте нарастал нош?) подг.ом национально-освободительного дшисния, шла острая борьба не яду политическими партиями, происходили частно слоны кабинетов, и о связи с ятям невольно возникает аналогия цекду соплеменной писателю действительностью и изображенной в произволении исторической обстановкой, когда мпмлякскос государство перекипало агошга перед его завоеванием Османской Турцией. Кстестпенно, что п романе столь громко эпучат национально-оспободительние и ипродно-иатриотичеекпе идеи. Народ яира.здот готовность защитить свой земли от турецких завоевателей. '

ИэаостноЯ исторической личности, период и аоелс/ысЦ жгашшо

- арагштолышцз на троне мусульманского Египта, посвящен второй раздел третьи;! глаги - "Среднеазиатские ткрки-мпнлпкн в ронано "и!а;аараг ад-^рр" и их привод к власти в Египте (ли в.)".

Внход мамл»жоп на исгорическу.-л арену спяаон с Лийубидсккми султанами (1170-1<!у0 гг. правя.), которые о крут, ил и себя гвардией, сформированной из тюркоп-м.т/лтков.

Героиня романа - 11!а;к;арат ад-Д/рр, принадлежала как к лМу-бндскоЛ династии - она янлялась .качай султана ас-Сллика Надхм лд-/^на Аццуба, так. и к '.юмл.'-жсноН, так как происходила из среди роСов тюркского ПрОИССОСДСШИ,

Б диссертации дается анализ соцпалыш-окономичэской жизни Египта периода правления героини, которая характеризуется глубокими изменениями. К середине Хи1 века Египет ма*о;а‘.лся на стадии относительного экономического подъема. Газвиьаотся земледелие, . ирригация и шешаая торговля. Египет успешно отражает нашествие

КреСТОНОСЧеВ Н МОНГОЛОП.

и романе прослеживается последовательный рост героини и!:аппарат ад-^/рр - от неиолышци умира до египетской правительниц:»!.

Она - истинная дочь своей опоки - суровой и смутно;!, в которо!! царят сила и жестокость, благодаря своему уму она способствует при-

. ' ' - їй -

л- •* л пласти о Египте своего муао аййубидокого эмира- ас-Салиха ііі:,.-.д-Дина, После его счерти стпноштся правительницей Египта, їй: п’дпдекий халиф отказывает ой в признании ос прав на

трон Е:-.--їя. іЬ-за своего тщеславного делания оставаться во что бы то ни с:,-ло нп троне, она винуждаот тюркского эмира Айбека аль-Д-гспкангира бросить семью и к сниться на ней. Затем слигаемпя усвностьо 0!!а убивает Айбека за его решение жениться на' аййубид-ской иричцессс с политической цольэ. ІІ коночном итого Шадкпрат ОД-Д/’РУ сома терпит крах и погибает. '

. Так;'„м образом, благодаря сль-Аойану читатель но только получает наглядное продетапленио о трагической судьбе одной из навесных личностей д истории - жеішіцо-прапитолькіщс в мусульманок о*/. сревмсгсковом Кгипто, но и задумывается над проблемо!; равенства жоіиіінн и мукчніш. Писатель ста опт этот вопрос а связи с тем, что халиф - духовный глава мусульман, отвергает право 1:1ад-яарат ид-Дурр на трон только потому, чго сна жешшпа, следовато-лыю, стоит шне мужчины. Автор приводит убедительнее доводы в пользу того, что и. истории иного примеров, когда .\еіі:;шнп стояла у власти, проявляя себя умчим и дальновидным правителем. Весь трагизм судьбы йддарат ад-Д/рр заключается в том, что она но смогли остаться на троне и била яинуддсня искать покровителей среди мамлпікскіи пмирои.

Краткое пребыаанио'іііадкара! ад-Д'/ир на египетском троне было кап би сшізушей нктьн мс.хду династиями аййубидов и мамлюков.Она била «спой аі-йубядского султана, Затон она становится женой мам-локского эмира, которому наследовал сші, и далее египетский, троп захватывался то одним, то лругпч ма\шжским омиром из мркского окружении султана ас-Салиха Надям пд-Дша.

Аль-Арііли неоднократно упоминает л романе о том, что мамлюк-ские омири ЛйОек, Лктай, Еейбарс и ііплаун принадлежали к хорез-мпйским, кипчакским и туркменским плоиенок. Особого могущества Египет достиг при. султане Есйбяроо, который одерживал победы над монголами и окончательно разбил крестоносцев и изгнал их да*е с отдаленных сирийских крепостей.

Следует отмстить двойственное отношение писателя к исторической роли мамяолов. С одной сторони, он показывает их кая храбрых блестящих воинов, которне могут быть до кошт преданы своему господину. Действительно, с помоиью мамллков аййубиди одержали ряд

побед над крестоносцами, успешно отразили натиск монголов, которые так и не доідни до Египта. Но, с другой стороны, как это оа-мечоно в романе, мамлюки 6iJ.ni чукды егглютсксм.у народу, продета-вители которого не допускались к упрпплснк-о. ота мисль аатора романа красной нить» проходит через лее: гцюпзЕеде.чке, кок и то, что мамл;оки прежде всего заботились о сооем благополучии.Таким образок роман "иіадкпрят ад-Дурр” в достаточно обьектипной форма дает представление об отоП бурной и П()оті;лсрачилоі! эпохе и проливает спот но только на исторн'э нарадо;) іі)г:шта и Сирии, но и науодоп Сус;з!пп Азии.

Учитигая достаточно пмсоквЯ хупог-осг;;днінії уропепь po'^un Міцямірат л/кфрр", гавоту !й)іп«'я негир'.'.Ч’-ско!! ишіоипми, а тч-яо досгомсрно оті,плсіінио сибитіїл того периода, мочно утло;)'чдпть, что он как її его преш.’дулп;1, ро>'пн "/ порот ^уиепла" несомненно отрп-кзет новую ступсаь в развитии г/жря исторического ром.піл по Сраыюнй’о с романами Д,,г;;рдчИ ЗеЯ^пкя, Ал: і аль-Дхт.тз и Йух-мчс-да Даридя Абу Хпдпда, Они огі>а*:зг>т ноипі! o?mt раагитил истоинчо-ского м'лилізішя, когда л еоачанно сясателя npamnto^v полио іп:сд-стаалеімл об исторических процессах и формируется ыоино задачи ИХ Ху^О КО СЛЮННОГО ВОИЛОИСИКЧ. «СГОрИЧОСКЭД роман !.М!1ЯОТСЧ,!1рСО-ртппоь ”0 гшослсгнггльогссго п рсо/гксгкчгскиі:, оо;иц:-,:іі:г.>!А я ce'Jo элементы социального лналияо. А іь-Л;>Г;пн у,чол«ет гораздо 6'олі,.:іг: внимания исторической ролл народных масс. Ьместе с тем, осознанно неразрешимого трагического противоречия ме.хду очеокии идеалом и рспльноіі действительность-:) создавало предпосылки для сохранения романтического озглидз но мир. iic:ni рог-.апоэ нль-Арі'/иг, о г, — лео лило'!, гибіпчі, что соответствует стремительно рпзак: ;м

интриге ого проязппхчл'П, няг..>д->>.'п:а;; ,ч(.й'/.о?ичвск»й кг/лзозиции. Особенно это касается романи "итддарпт ад-дури", где почти нот описательиости, и смена собити:-! напоминает хронику. Ь лексику произведений аль-АьПана органично нппенвател схоаа гшкекого происходящим, что впото состаототнуоу кзобуокаеноп к п;сс ;шсхе. когда п арабский язнк лее чаїлз вторгпетсн тюркские алсксчт з ■ евлзи с правлением торкоо-комл.’коа или злзоодаїшсм іігнпта турками-

ОСМШШМИ.

В зпклі'чііліііи дачггсн осмэянмо пчг.оди пселодоаанил. Отмочиотся, что становление и развитие женра исторического романа в литературе Египта проходило з русло йормироспнид seei! ноголрабскоі; ли-о-

- НО -

ратуры с контексте социально-культурных процессов, происходивших в арабских странах о конце л!Х - начале XX сока.

Первые образцы исторической художественной прозы сочетали в себе форми традиции.мних жанров средневековой прозы - арабского народного романа (сиры) и агиографической литературы - с некоторым» злемептами западноевропейского исторического романа.

Оценивая идейно-художественное значений исторических романов 30-40-х годов, необходимо учитывать особенности эволюции жанра и то новые тенденции, которые проявляютел в движении от просветительского исторического романа к историческому реализму. U своем становлении реализм вбирасп’ в себя многие черты ромонтиче-CKOlj .IViTOji/jryilii, '

Именно я исторических романах 30-40-х годов полнокровно проявились взаимоотношения различных худодсст венных методов и систем, и моншо говорить лишь о некотором ПрИОрИТСТС одного из них в гои пли ином от/юлмю вапгпя щто,

Исторические риминн JO-'iO-х годол сыграли существенную 1)ОЛ1> в становлении современно:'; арабской проз:,!, так как именно в исторической прозе того времени отрабатывалась техника свдсяослоло-tuiii и композиционного рттйчшчвдоь ирцецц соз/инии

хйракгерЧнз и xy;K).'ic4ifnuilii!!ii l-uputdiiaabiidOflli

Ь романах Мухаммеда Харида Лбу дадидп и Мухаммеда Саида аль-Арйана предпринимается иерпыо uouuricii отойти от статичного, лишенного реально-битолой конкретности образа, и изобразить уке социально обусловленные характеры в их конкретно-исторической сущности, в свойственник им противоречиях и обстоятельствах.Впи-манио всех авторов исторических романов сконцентрировано на активной рол:: личности в истории и на их концепции хода истории, KOTOpMi; опродо-ыится героев.

Авторы исторических речпнов JO—'iO-x годов XX 1'скя стремилась к правдивому художественному посщюизводении исторического прошлого и колорита опохи. Они брали за основу те или иные волане события, и на фоне исторического материала разворачивали действия своих романов. Видно, что авторы романов увлечены историей,тщательно изучали рукописные источники и дяхе народные предании.

Сопоставление кок с арабскими историческими хрониками, так и с научными трудами европейских учетк позволяет сделать вывод, что автоии исторических романов не отступали от фактов, извосгних им из исторической литоратури, но покакала ход сибнтиИ, хотя в

- 21 - .

произведениях прис'їствуст и известная доля художественного вы. мысла, в большой с гепони связанная с изображенными в романах любовными КОЛЛИЗИ' ли.

Причина по пул ірностг. исторических романов среди широких читательских кругов кроется но только о их заличательних сжегах, но к я том, что о "л ромаїш, хотя и частично, отражали новы.'! исторический опит, приобрстошіиіі к псрпоМ половино ЛА веко. Осознание ЭТОГО исторического опыта ПОМОГЛО П0рЄ0СМ11СЛС!ІИ!0 МНОГИХ цанноетей, и мы вправе сказать об авторах исторических ро;шнов, что от і аогля/ышлп а оррі” то э, чтобы луч-ле попить .чясто.таее.

Тик, глевним леГггм ".’игом произведен*!:! Л л к аль-Дчарнмз аалнетс.ч проблема, по потир.*!.;' н сгооіі актуальности к значимости со времен распада хгляфатп до езх пор; а именно - проблема раяосліен-носги арабов м необходимости их обьедннопия.

Все писатели, «поди й.іученш« нами исторических решнов, затрагивав? в своих п^сизьодшкях рцсокке нргшеттшме проблеми, мочтнот о гармонично устроенном, справедливом обместле. ч.'о говорит о і'умаиистическоГ; основе их миропонимания. іір:і саоч (,.тліо-образии отраженных в исторических романах зпо;< и тем, их -.-буединяет обшая направленность, связанная с филосо]>ис:< утопизма о том, что мо.г.ет появиться нокиіі идеальней сгроЛ, правитель или необичниіі город, которые г-огзяотнт навечно живупуо г> народа мечту о равенстве и справедливое?::.

Но всех романах пород нами проходит чорода обаяталыигс полнокровных женских образов, (Нпдллп, іЗаллада, ІЗеаобия и т.д.).Они но шисинпотся в слог.ившиГ:ол стереотип образа восточной яенши-ни, полностью зависимо;; о'.1 му.кчппм, забито», и беззащитной, так как все они пысокообрааогашш, /.онгольны и духовно богаты^ личности. Таким от:;!)'ієні;':": к денсиа*; якгч и<т»к'|Г',,*кх романов присоединили свои голоса д идонм Касима Амина и других арабских просветителен, боровшихся в коші-з XIX - начало XX лека за вман-сііпацию восточной :кшши;ш, н продолжали залог.онмио ими традиции принципиально нового отношения к л'.скип.'.е !:а ІЛостоке. Образ У'-'НОт бпи, реально суіиоствовптей падшкрексії цорицц, бор о гас пси за независимость езоего города, мо.лю назнать о длим из лучмих мен-ских образов с арабской литературе.

Таким образом, исторические романи 30-40-х годов заняли достойное место среди произведен!;;! повествовательно,'! прозы и не

утратили и поныне своего познавательного зна еиия, ток как ху-дожосгэсшо отразили дюки истории ГГоигроли 5ольаую роль п дело прссиелшш широких слооп населения и роем их самосознания.

Они повествуют об история не только арабских иародог, мо и об историк торкских и кавказских народов. По етим романом можно проследить исторические связи между регионами Арабского востока, Средне:; Азии и Кашапа.

Список опубликовпниях работ. отражавших оснопнов ездеиг.пнио диссертации;

1. Исторические романы египетского писателя Али аль-Дкарима // Востоковедение. История. Источниковедение. кглология: Тезисы докладов молодо ученых и аспирантов. - Ташкент, 1^7. - 0,<1 а.л.

2. Исторический роман Али аль-Дхарима о средневековом поите

-рыцаре Лбу *нрасо // Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.Н. Лоыкознание, литературоведение. - М.: Неука, 1^Ь7. - (),й а.л. ,

3. Бадр од-^.'н Али аль-Дкарим и его роман "Голос из Андалусии" // Культурные и литературные процессы в странах Востока. -

М.: Наука. 1У67. - О,У а.л.

4. Сгаотно-тсмстическял классификация египетских историче-

ских романов 30-40-х годов 'кк века // Сб.тезисов: -У Всесоюзная школа молоди востоковедов. Т.1. Истории. Литературоведение. -М., 1УШ. - О,У а.л. ‘

■ о. Мухаммед Саид аль-Л^Яян и ого роман "У ворот Зувейла" // Страны Азии в сЗО-х годах: Политика.Экономика.Идеологии. - М., ГЛЮ. - О,В а.л.

_ I*. К вопросу о развитии ушнрп исторического романа в Египте

в первоц трети кк пела // литература и культура народов Востока.

- М.: Ноука, ГлХ). - 0,Ь с.л.

7. Роман Али пль-Дчаркча об нзпссикж орабо-испаиском поэте Ибн Зойд/не // Луоблемы истории и культур» сг^ш зарубежного Востока. - Таикенг: ^он, 1^1)1. - 1,0 а.л.

tivtit:" po-'-i'i /si ncrn;r;v 30-40 З'илпр?/" r'lrnj' c."”, т.; деіссереацлі імікл'Ц'

Ц с к a ’! L v. д о ;і г ;; '

ji;:cccpr;-'::-:x j-LX .чорппп.г пі::.чп’Гї no.p.v.t.,5n Г.;с» .•\п,ч5;гит*с.:г /?Г> якй ro:."*ii xnnxKtJuajr яотсшіївжога б:!г;,.7лл”га:;, г/стд уп^у л'->:-:р.я;г }пз датгаар;гогіі т/нпіуїи irr.rtw.vyn ** Ann п;:-0:іг.".і /ТОСІ-ІЙ!?/, '.\уд А-'У Ул’дд /~'І і і у:. I'W-'

/І^ОГл-ІСО'Л.-;'.!) ліу.т.п'.:! Cvvr 'l /.с'•,ла:‘'Г'.;;;г’ сг:,:і T;vr'.;rui; ::cv-о гар;,-

I'rер £>,iinv«or,T^a "’.акр'. т:.:".ги’.и' П'л га р 'гс::~

л:ш;її';:і уту:>а!: пчг.'і арао пдр'Г'іаіш тар:'ЬАч!>і’ глхлЗшпнпг T.^p.r.Tftnf! іч!іс;я: брг,6, ХІК лср о::rryj:: га л.:, .-гор Соїл-ч.тчтл араб '."'.отпк’.гілор:-pjli tf'jpra.'t :г •iT”.o:uK.4i";,,f' З глечйпгр б:*лтл уітуї.^ліЛ'іц :;олда pj:i dnpy:'.

Лриб ггіт::;т^і1 ро:■■"it Г-Гіі'р. ;г:пе n-x'-rii ,уГ-;- acp п.лрлП

глдрллріт Суцчій ар-(5 ;-:;uu iw.iv.: - с>'-£-\ та готоіч»»’.^; пдаїі.ійг г>їп»аш!лпрлшіш' рол;: катга (i.v'jy;, 1-у d'vum бярг.ч уш.нт йіим^шпчади rapdni; огріла харняиЯ р'о.гаїт'личг услус/пиіггг гиіслри \м: я.ллі сс-згладл.

І.*дср тарлРїР, рскггп? І.'О-'ІО Яигдті^п Г.ігор апчСчОті^-л -гочг гар-цслггіс глнр бдагб, ,/;i,nn туп^і х:а Cw;?. /ijtmnns-ip га yvap;i:mr joani xoo госш'а ra y>.дзі.угі'і'.-.І'- > і’v.~-■; .oav.i jai :к-гл п.л~',г'м <5у.тдо. }£.•’ por.tamnp злгданагиЯ map нг,с;і'і;і:п;г i4>iKwn»!iir.vvi rtjX’ti.i avtf.*:w *• касб зтдо* 'туикя яСнга гуля її opv'X* лдпбий псацчпргп гглт^а га ісог тгго— качкой i4ypvrT" ”■a dcp’v.ivt, };чгд:i o6rr:.t гп харадт^р-

лоріп ярягил ус;/.щ:ар:і ^лппупл dou-л.'иші.

v.0-40 !i;uijiap глр'осиЦ p;?^'4u;;'j:''’!;!:!u' г^аадгЛ^пр*.! тарютЦ піі та дагр и?А'іс;яі;: ^;ч.,ко:т:і тпепфуэдга їпітіуїлдаар. Улсф у ?!км о;/ г^/дйгї гої.ооларпи асяцг^рістп гсос wivnC. атіб, їаїчшй глагсргт^л асо-сида ро?.глд-.а'Я юкоглеп сішс.гілслші р:тго;;л-'!іи:ір;і:і’!гір.

]у ронглипр jpra аор г’-^к/Р яр-дй в»:»цлі?.рп уі л;і'',чат арбос::;о]';і Лбу і::рпо an-XmuvwiMl го Ші С'і“дупларіг.:ігг сі-':пи" га со];гу-

зглігла]):!!!!! /Ата a)i-"'Aiy.Tt,t ммп'їаїлд.'’/, г.'а’:;:<ур л:гп;',;р ігуіш?;іС" Ешу-6'mwnw уз гатаии г.г/стпл-ет'им учуп олііС dopivm кургш га j\t.rip їс~ щрііітс іір'їЗ Л'.»гаптлар;іГіх ім’лгаи тортгкх /і'!у^а»л?-.»,п Л(,іу даллд рі;ду/, йіср тахгта блаагиі бо]) аіхч - іїиіяка Rrapnr ;vi-}iyа^іиіпг

/

утлркзи на у орпали мкср султотгида' ургаосиОхкк narcyi.tap судо-

ласшшіїг дагдаг гепасига кслдаї га ш'доят бу :даглака?;'г. усшшіЯ ' турадар тоіло!ШД'"іі забт кдчшшкк натизасвдп. камсазлин мг.гуьдар оулоїтсішіии’ шяфгаиаа /aWitiihii noajwupw/ тпушиглиг *ая~ коїиїй m (ілжнші onxiityrinnpitra dnntiiwaiiruii. йізкур псириарШии1 ' г/уалш]дтари бу х,одіісалпрті сіздчнії ерпгшіїда гар-гаїїі .те;;атдаи тугрл іііідошшгагш, рлліііі псартар т пулііума тибанардаи ісоїц’ фОіідалаїх-гшшіги, яптто zjwi; рнфятляряш х«м сшгшпллк бшшц ургашишік-лари якко.п ку зга гаіітпшти

XX асршшг СО-40 ІЬдапрііда яратдадчт гарідаШ ропаїиіарцшіг хоііг кііічніхоіі окнаси орисвдд моилур djnud іаїшішт ос.біьі, (іу роишар» ішнг кдсг/ли Сулсада араб хальшиг XX асрда кулга ішрцтгди тарішій Тішр;ібат;ярхі!’.: уззда акс зїтг.ргаїшігл dsuiait болічитіїпди, Тпр'.гаїіі таг.рибулариц англаб стш іф.тшіа кадріїятдарі'л ^айтадаи курлб чшдаь га іірдам йсрзді. Ьзугчіиіор ;;озпрі'іі куй ыуамшларлпи яяшіроц туиіушіб етліл учук уімшпга ьурокиат >и>№ілар.

Придай кі-шиб, араб хадікіалішшітг ітрчачашш котлш даирлдзн бошаб хозкргя хупг&чп уз одг-лиілглші іїуцотмиії дояаоггон арайларшінг тарк,овдш'л біиіаи боглпк муапколлр кі уларші бцрнаштирш moiumcu Ляп ал-йіршл асаряарлшінг асосіш гояси бутси, Д/хашад Заряд Лбу Хгідид ас,'ірдар!і,і:а ціияиВ ітуві-омтіш гояларії Отода. І^хашад Сайпд ал-Лрлашішіг асорларпда яса г^агслЫшиг дпилат-эътибор'.! шахсишіг тарлхДа туггаїї урнлга к,ар'и'іілгал.

Тадллк мшшггш ■тарлхпіі роман ^уалліАцарл уз ыскуишрзда еже ах масалаиарнл кутарисі чліуушлар, хдада хор тоїдоилама баркашл адолаглл кагляї лратши з^аі^.іда орзу к;;ілядплар. ароматі ар уакат

араб хая;-,чорчг:піч гчгіа, <і.чші гуртпЛ та кпттаа халіуіпри тарихк накида хам х.’дкоя к,илада. Удар орлдш Араб Шармі, їрта Оспа та Кавказ лсшіадачарл хаяадарллліа1 уааро тарішйі а»опала]«иш д^заіяш jyi.uuiu.

TIKAXEV Ci. G. .

SUJCJARY.

Tho dissertation work of Tikaycv G.G. "I' .yption Historical HovoX" (JO - 40 Jonra of tho XX contury) i dedicated to tho dovolopmcnt of tho еспго of historical nov 1 in Epypt in tho second quartox* of tho XX century and v/ritter on the basin of original works of act of naln reproscntativcB >t thin cenro at that period - All -al - Djarin ( 1CU1 - WW') , f'ukhasimod Farid Abu Khadid ( 1092 - and Knkhanned Goi \ - al - Avian ('IJO'J-'I26'+).

Tho formation and development of t’io conro of historical novel in tho literature of EfOTt was g°-j o-f-f in tho course of making tho whole now - arable litcratui) based on rooial and cultural processes, taking place In Arab jomitricc at tho ond of ZZX and tha beginning of XX country.

Tho first patterns of hiefcox’ic.al fiction prosa combined tho forms of traditional Genre of nodioval proae - arable folk novel (SIRS) ond autographic literature — .vith coma olenonts of 'Voat -European hiatorical novel.

> It is in hiatorical novela of Uk* period that tho interrelations of different artistic nothoda ujhI oystoas were manifested moot conplotely and one can any only about яоno priority of one of thoa in n oopnrafce novel.

Historical novels of >0 - VJ :: Invo played an important rolo in the formation of modern EcyPtian prose, since in then were poll-*» shod tho techniques of plot formation anu composition, wore developed tho methods of inofje and character croc tin".

Authors of hiatoi'ical novels in 5Э - 40 d tended to true artistic representation of tho hiatorical paat end the attaonphcro of the epoch. Thny took as the basis sorno inportant eventn ond at tho background of the historical material developed the actions of thoir novels. In tho hiatorioal novels ono can seo the passion for hiatory, close inveotication of manuscripts and oven

folk lo^ondo.

’ . •

ЇЬо roooon of the 'Opularity <5fj.ilatori.cal novola о і J0-40 yearn of XX contury oikv'g witfo routing circloa lo not only In their intriguing plots but in that thoao novolo nlthouch partially roXlootod n, now hinbricnl oxpoi'lonco octjuirod by tho flrnt half of tho XX contury. Чс зіігіїпс thin liiato^iccl fixporienco hol-pod tho revaluation of гаслу valuco, rmd. we liavo tho rifihfc to on/ that tho аиЫюгэ of tho novdo loohod Into tho pnat In order to bettor undorstoncl tho future. Co tho main theme of tho works of All - til - DJarim in tho pro I Ion which haenfc lont its actuality and laoortonce alnco the dicii.toGration of tho Arnb Khalifat, na-aioly, tho problo.i of aoparatent r.ta cmd noccaoity to unito.

Mukhaciaod Farid Abu Khadid plaaia tho problem of national lndo-pondonco on tlio flrat ріцпо. Mu) hornnind Said — al - Ariun concen-trutoa hia attention on tho role of a poraoncllty in history.

Tho author3 of tho historical novoln otudied by uo raise in their v/orko hicli uoral quoationa, droaw of harmoniously eotabli-ohed juot society. Thoac no-volo norrato not only about tho history. of Arab peoplos, but aliio about the history of Turkic ond Cau-caeian рооріос. By these novelo ono con traco tho hlotorical tico botr.voon tlia roGiono of tho Arnb Eaot, Control Aoia and Caucasus.