автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Экологическое сознание современного сельского жителя
Текст диссертации на тему "Экологическое сознание современного сельского жителя"
/. /) /> •■) ) /? „о
/
Курский государственный Технический университет
на правах рукописи
Кудрявцев Александр Николаевич
Экологическое сознание современного сельского жителя
специальность 22.00.06 «Социология духовной жизни»
Диссертация на соискание ученой степени
кандидат социологических наук
Научный руководитель: доктор социологических наук профессор Томилин В.Ф.
Курск 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_____ 3
Глава I_18
Сущность экологического сознания, его структура и функции._18
§1. Понятие "экологическое сознание", подходы_18
§ 2. Особенности процесса взаимодействия окружающей среды и экологического сознания46
§ 3. Онтолого-аксиологический аспект экологического сознания у сельских жителей_75
Глава II. _96
Процесс становления и развития экологического сознания у сельских жителей_96
§ 1. Экологическая социализация личности, ее потребностей и поведения_96
§ 2. Восприятие и оценка сельскими жителями Тамбовской области состояния окружающей среды_116
§ 3. Экосознание в системе формирования и воспитания культурного человека_137
Заключение_147
Библиография__153
Приложение_173
Введение
Рост заинтересованности проблемами экологии, который наблюдается за последние годы, создает ложное впечатление, что мы имеем дело с новыми проблемами. И раньше вставали перед человечеством проблемы продовольственная, энерго-сырьевая, случались экологические катастрофы.
Однако можно выделить устойчиво повторяющуюся закономерность как в прошлом, так и в настоящем: позитивные деяния человека всегда влекли за собой негативные изменения в природной среде. "Можно пожалуй сказать, - писал Ж.Ламарк в 1820 г.- что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания" (293.с.442). И тогда, и сегодня не меняется сюжет действия, меняются формы, слова, но смысл их остается одним и тем же. Природа нужна для человека. Но если прежде экологические кризисы носили локальный характер, то современная экологическая ситуация характеризуется глобальностью.
Конец XX века характеризуется мощным качественным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий и ухудшением состояния окружающей среды в мировом масштабе. Поистине, никогда еще наша планета не подвергалась таким экологическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Человек никогда не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал. Основными факторами, обусловившими необходимость принятия конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) концепции устойчивого развития, были некоторые зафиксированные изменения глобального характера: демографический взрыв на планете (как не вспомнить тут английского монаха Мальтуса с его трудом "Опыт о законе народонаселения"), истощение традиционных легкодоступных горючих и минеральных ресурсов, физико-химическое загрязнение атмосферы, литосферы и гидросферы, деградация биосферы (сокращение био-
разнообразия, пахотных земель и т.д.), а также производные от этих изменений: истощение озонового слоя биосферы и возрастание воздействия на живые организмы космических лучей, вероятность повышения температуры поверхности Земли и др.
В целом все это привело к ухудшению качества условий жизни людей, состояния их здоровья, возникновению целого ряда социальных, экономических и других проблем.
Система взаимодействия общества и Природы стала с кибернетической точки зрения системой с положительной обратной связью, т.е. саморазрушающейся, все более теряющей свою устойчивость. И это явление вызвано современной технологической деятельностью человека. Ее можно рассматривать как деятельность, сходную по уровню с геологической. Дисбаланс "Природа - цивилизация" достиг в настоящее время опасного энтропийного уровня. Согласно второму закону термодинамики в замкнутых системах со временем возрастает энтропия, т.е. неопределенность и хаос.
Таким образом, мы видим, что первопричина экологической катастрофы - это деятельность человека. "Будущее человека - отмечал В.Н.Вернадский, - всегда большей частью создается им самим. Энергия человеческой мысли, воплощаясь в предметно-деятельной активности человека, становится "культурной биохимической энергией", которая создает ноосферу" (38,с.21).
Однако, как было уже отмечено, в современном состоянии ноосферной жизнедеятельности человека наблюдается объективный элемент нестабильности и разрушения. Это связано с тем, что, во-первых, культурная биохимическая энергия человека направлена на узко определенную цель удовлетворения эгоистического "личного интереса" Ношо Sapiens, материалом же для этого цивилизационного каркаса служит окружающая среда, являющаяся биологической нишей человека. Поэтому, чем выше материальная культура цивилизации, тем выше степень эксплуатации и уничтожения окружающей среды.
Во-вторых, в рамках техногенной цивилизации развитие науки приобрело стихийный характер. Потеряна связь научной деятельности и ее продукции с социальными ценностями. Отсутствуют гуманистические ориентиры. Человек знает гораздо больше, чем может хотя бы отдаленно чувственно представить. Он может планировать и осуществлять процессы, которые не в состоянии эмоционально прочувствовать. Достижения науки и техники привели к исчезновению понимания ценности жизни, ее таинств. Живое превращается в один из сырых материалов для конструирования. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания. При всей гениальности люди, у которых преобладает этот тип мышления, лишены ощущения радости жизни. В-третьих, человек разрушил в себе (или, по крайней мере, значительно расшатал) основополагающие институты. Трудно представить себе биологическую особь с разрушенным инстинктом самосохранения. Вряд ли в природе можно встретить животных, поедающих нечто смертоносное. Главные человеческие страсти: Нажива, Тщеславие, Зависть, Ревность, Мстительность стали сильнее инстинкта самосохранения. Но самая ужасная страсть - стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей (так называемый "цивилизованный каннибализм"). Человек становился средством потребления для своего более сильного собрата. Одной из важнейших мотиваций, стимулирующих деятельность человека, социальной группы, стала так называемая губристическая потребность (упорное стремление к господству и избранности, желание обрести могущество в обществе). Отсюда мы можем сделать вывод, что побудительной причиной выше перечисленных действий и поступков, состояния человека являются его мотивы. Поэтому на данном этапе развития общества интересно проанализировать обыденное сознание индивидов (стоящих на разных ступенях социальной лестницы) в аспекте осмысления ими экологического кризиса как одной из тенденций современного развития человечества.
Устойчивое внимание к проблемам экологии, которое наблюдается в последнее десятилетие в России, создает несколько ложное впечатление о росте экологизации сознания россиян. Если рассматривать его без учета социального положения индивидуумов, стиля мышления, их мотивации в чисто обобщенном виде, можно предположить, что признаки экологического кризиса, непосредственно охватывающие сферу повседневной практики человека, вызывают кризисные эмоциональные состояния обыденного сознания. Это выражается в росте глубокой тревоги и обеспокоенности за физическое и духовное здоровье настоящих и будущих поколений, неуверенности, страхе, агрессивности, боли утраты природы, частью которой является сам человек. Эта тенденция имеет место в действительности, однако не у всех слоев населения. Если исходить из массового показателя, то "можно сделать предположение, что психический, эмоциональный сдвиг обыденного сознания должен становиться мощным мотивом изменения социальной активности человека в сфере его взаимоотношений с природой" (65, с.47). "Вместе с тем многолетний опыт свидетельствует, что заметной "экологизации" массового сознания в большинстве стран мира не наблюдается. Главным образом вследствие доминирования таких унаследованных из прошлого форм бытия людей, присутствие которых блокирует перевод экологических знаний в разряд ценностных структур сознания" (66,с.39). Также мотивы структурируются по силе воздействия на обыденное сознание, месту и времени. И именно кризисное состояние общества требует адекватного описания обыденного сознания, так как, в соответствии со своим внутренним пониманием окружающего мира и своего места в нем, индивид выстраивает свое поведение по отношению к окружающей действительности, которое более ярко высвечивается в этом обществе.
"Мировоззренческое ядро человека - это своего рода установка, которая не существует пассивно среди массы других знаний, а организует их и направляет на соотнесение с действительностью, причем не всегда в соответствии с заключенным в них содержанием.
Следовательно, установка, становясь неотъемлемой чертой глубоких убеждений личности, выражается в направленности видеть мир таким, каков он "есть", исходя из его понимания и убеждения" (140,с.12).
И не надо забывать, что техногенно-индустриальная цивилизация сформировала технократический тип мышления. Сладкий дурман призрачного "электронного рая" морально разрушает человека в его неутолимой и жестокой жажде удовольствия и лишает ответственности не только перед собой, но и перед породившей людей Природой.
Создается иллюзия "мира", не зависящая от законов Природы, а значит, и проблемы остаются в нем. Самовоображение человека - одно из богатейших достоинств разума -становится здесь всего лишь удобным средством для призрачного переселения людей в мир удовольствий, где человек потребляет изо всех сил, не отвечая уже ни за что. Разум лишается естественного самоконтроля, оборачивается в результате против самого себя.
Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность. Этот же взгляд технократов и на Природу, даже у тех кто работает в этой области. Это явилось одним из факторов рождения мощного вербализованного сознания. Преодоление экологического кризиса не может быть осуществлено в рамках технократического способа мышления. И дело не столько в возросших технологических возможностях человечества, а в том, что используются они на прежнем уровне сознания.
Технократическое мышление порождает тоталитарное мышление, которое склонно к поиску простых, чаще всего одномерных стратегических и тактических решений. Ч.Дарвин в свое время пришел к выводу о том, что примитивный вид оперирует двумя чувствами - "удовольствия" и "боли". Какие решения будут приняты подобным индивидом?
В "жизни постсоциалистического общества и не только на территории СНГ все более явно обнаруживаются деструктивные процессы не только на материальном, но и ментальном уровне, что можно было бы квалифицировать как разрушение экологии мышления, т.е. той духовной среды, в которой возможно ограниченное развитие последнего, необходимого для поступательно-инновационного прогресса общества"(188,с.17).
Все вышеизложенное, как никогда прежде актуализирует необходимость изучения формирования социальных основ экологического сознания.
Научная разработанность темы
Поскольку аспект соответствия экологического сознания и поведения человека в
сельской среде обитания недостаточно разработан, а само исследование носит междисциплинарный характер, трудно однозначно охарактеризовать степень разработанности этих вопросов. Поэтому эта тема выбрана в плане комплексного решения.
Нам представляется возможным выделить несколько направлений, по которым велись интенсивные поиски, позволяющие получить материал для решения конкретных задач, поставленных в диссертационной работе.
Научные концепции взаимоотношения общества и природы, природы и человека имеют свои истоки, начиная с античных философов и заканчивая исследователями различных отраслей знаний наших дней. Изучение взаимодействия человека с окружающей средой можно разделить на несколько этапов. На первом, "синтетическом", человек не вычленяется из природы. Примерно к эпохе Возрождения формируется метафизический гносеологический подход, которому присущ дифференцированный подход к изучению естественной природы и социальных явлений. В XIX веке складываются разные направления: идеалистическое и материалистическое - рационалистического осмысления человека и окружающего мира. Кант, Гегель, Фихте, Фейербах, Маркс, Энгельс и др. существенно расширили границы знаний о человеке, обществе, о природе.
В XX веке в работах В.Вернадского, Тайяр де Шардена, Н.Моисеева, В.Казначеева, Б.Муранова, А.Печчеи, Ф,Сен-Марка, С.Турыгина, С.Шварца, К.Циолковского решались принципиальные проблемы состояния биосферы и роли в ней антропогенного фактора.
Современное человековедение, как считает Гаджиев К.С., переживает мировоззренческий кризис. Моисеев H.H. полагает , что это естественный переход от мировоззренческой одномерности в рамках которой "возникает тем не менее новая единая географическая картина, которая и оказывает определяющее влияние на формирование современной цивилизации" (142,с.81) к ноосферному мировоззрению.
Однако сегодня к глобальному кризису нашей эпохи имеет отношение тот факт, что в недрах христианского мировоззрения, ориентированного на овладение внешним миром посредством его логизации, родилось представление о возможности манипулировать и природой самого человека. "А это означает, прежде всего, то, что необходимо свести сознание человека к чему-то весьма простому, которое можно логически осмыслить. Так , во фрейдизме сознание редуцировалось к инстинктам, в бихевиоризме - к поведению, в нейропсихологии - к формам взаимодействия нейронных сетей, в когнитивной (познавательной) психологии - к компьютероподобным логическим операциям и пр. К тому же создание искусственного интеллекта, равного или превосходящего интеллект человека, как бы создает иллюзию овладения человеком самого себя."(45,с.21) Однако сознание человека невозможно свести к чему-то упрощенному, поддающемуся осмыслению в рамках формальной логики. Оно никак не сводится только к конструкциям логики вообще, в него входят и алогичная, иррациональная сфера бессознательного, в которой и происходит порождение новых символов.
Очевидно также, что возрастание роли преобразующей деятельности человека, повышение ее социального эффекта требует целенаправленной научной разработки вопросов развития человека как субъекта общественных отношений. Поэтому современная нау-
ка все более полно охватывает многообразие связей и отношений человека с миром: человек-общество-Природа. (7; 13; 39; 59; 63; 92). О природе человека, мир человека (45; 57; 285; 84; 178). Человек - Природа (5; 15; 284; 60; 147). Человек и НТП. В системе этих связей человек изучается как продукт биологической эволюции (97;207), как субъект исторического развития (78;254).
Целостное представление о развитии человека не может быть получено, если его не рассмотреть в единстве природного и социального. Изучение человека как биосоциального существа дает возможность анализировать непосредственно практическую детальность человека.
Проблема экологического сознания связана с обращением к функциональным трудам К.Юнга и М.Вебера, послужившим методологической базой для разработки в дальнейшем этих вопросов.
В последние годы психологами активно разрабатывается эколого-психологическая проблематика. Особое место занимают исследования экологического сознания как "совокупности экологических представлений, существующего отношения к природе и технологий взаимодействия с ней" (74,с.8).
В относящихся сюда работах акцент делается преимущественно на изучение психологических особенностей восприятия как природы в целом, так и отдельных "природных объектов" (74; 171; 278).
Однако экологическое сознание до середины 70-х годов не было предметом специального анализа в отечественной литературе. "Экологизация" знания как существенная интегрирующая тенденция в структуре естественных, технических и общественных наук стала занимать в известном смысле лидирующее положение лишь на рубеже 80-х годов. Более того, само понятие экологического сознания стало разрабатываться учеными на ос-
нове диалектического подхода и в самых разных аспектах лишь в последнее время (24; 54; 67; 228; 262; 266; 310).
Говоря о достижениях философско-экологической мысли