автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Экономическое сознание и закономерности его развития в условиях перехода "постсоциалистического" общества к рыночным отношениям (на примере Вьетнама)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Экономическое сознание и закономерности его развития в условиях перехода "постсоциалистического" общества к рыночным отношениям (на примере Вьетнама)"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Iг>
СП СП
со I
На правах рукописи
НГУЕН МИНЬ ФЫОНГ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА "ПОСТСОЦИАЖСШЧЕСЮГО" ОБЩЕСТВА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
(на примере Вьетнама) Специальность 09.00.11 Социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 1995
Работа выполнена на кафецре философии Московского Государственного социального университета
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор Иконникова Г.И.
Официальные оппоненты:
Доктор философских наук,профессор Граждан В.Д. Доктор философских наук,профессор Шестопал Е.Б.
Ведущая организация:
Кафедра философии и социологии Всероссийского заочного финансово-экономического института
Защита состоится 1995 г. в час.
на заседании специализированного совета Д.123.03.01 по философским наукам в Московском Государственном социальном университете по адресу 107150, Москва, Лосиноостровская,24
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского Государственного социального университета
Автореферат разослан ,1' ^ а'уъс.сл . 1995 года
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат философских наук, профессор
/Данченко В.Т./
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью философского осмысления воздействия формирования рыночных отношений в настоящее время во Вьетнаме и др. "постсоциалистических" обществах на экономическое сознание общества и личности, а также и обратного воздействия экономического сознания на развитие рыночных отношений; резким обострением противоречия между требованиями обновления и качественного изменения экономического сознания, вытекающими из особенностей переходного периода к рыночным отношениям и все еще сохраняющимися установками и воззрениями на частнуи собственность как основу всех социально-экономических катаклизмов; радикальными преобразованиями существующего хозяйственного механизма, связанного с изменением глубинных мотива-ционных основ экономической деятельности лвдей и всех хозяйственных субъектов.
Особенности переходного периода развития современного общества наглядно просматриваются в противоречивости развития экономического сознания и закономерностях его развития. С одной стороны, наблюдается активизация экономического сознания личности, связанная с осознанием своих экономических интересов в качественно новых условиях, дающих личности ноБые экономические стимулы и ориентиры. Сегодня на месте вчерашнего "равенства в бедности" появляется реальная возможность равенства в творчестве, отдача в самореализации во имя себя, своей семьи. К цивилизованному обществу ведет рынок, предоставляющий как стимулы личной заинтересованности в высокопроизводительном труде, так и вхождение в мировое цивилизованное сообщество и выражение в нем интересов всего общества. С другой" стороны, формирование рыночных отношений в эпоху научно-технической революции; мировой цивилиза-
ции, развивающейся на основе рыночных механизмов и развитого ценностно-коллективистского сознания личности "постсоциалистического" общества, может быть эффективным только с учетом этих объективных условий. В данном случае не поможет оправдание "процессом первоначального накопления капитала" тех негативных явлений, которые возникают в переходный период к рынку. Именно поэтому возрастает роль общественного и личностного сознания, которое не просто отражает коренные экономические интересы лвдей, наибо-
лее тесно связанных с деятельностью в сфере производства, распределения, обмена и потребления, но и непосредственно "обслуживая" систему управления экономикой, оказывает прямое влияние на решение базисных вопросов экономической реформы и активизацию человеческого фактора. Таким образом, экономическое сознание не только задает тон реформе, но и служит чутким барометром ее осуществления.
Однако, несмотря на важность роли экономического сознания в развитии общества до сих пор не разработана (во Вьетнаме) четкая научная концепция исследования экономического сознания. В последнее время много говорится о роли экономического мышления, о важности формирования типа мышления, адекватного требованиям жизни. Но фактически не раскрываются реальное состояние экономического сознания, механизмы его формирования, обусловленные развитии« экономики, организационными структурами хозяйствования, политикой и идеологией.
Представляется необходимым не столько раскрыть влияние экономического сознания трудящихся на трудовуг активность, сколько выявить пути его формирования, определить условия и механизмы превращения в действенную силу, содействующую эффективному проведению в действенную силу, содействующую эффективному проведшие в стране экономической реформы.
Философское осмысление воздействия рыночных отношений на формирование экономического сознания общества и личности позволяет понять глубинное мотивационные механизмы перехода к новому социальному, экономическому и духовно-культурному состоянию общества.
Среди таких механизмов одно из центральных мест занимает процесс ликвидации экономического и других фор/ отчуящения личности, ее экономическая свобода и самореализация.
Особенность перехода к зрелым рыночным отношениям состоит в том, что наглядно обнаруживает себя противоречивость экономического сознания личности. С одной стороны, идет активизация экономического сознания масс, под воздействием утвервдапдихся новых индивидуальных интересов в новых рыночных отношениях, с другой стороны, все еще стоек "антирыночный" менталитет, ориентированный на "одинаковость", уравниловку, игнорирование личностных интересов.
Именно поэтому диссертант взялся за исследование объективно возникших закономерностей функционирования и развития экономического сознания в условиях перехода к рыночным отношениям (на приме-
ре Вьетнама), позволяющее в определенной степени понять менее болезненные для личности, классов, масс пути возвращения "постсоциалистического" общества в мировую цивилизацию и подлинный социализм.
Мы пользуемся термином "постсоциалистические" общества,имея в ввду те общества Восточной Европы и Азии, которые строили социализм командно-административными средствами и которые сегодня формируют рыночные отношения.Для Вьетнама с его социалистической ориентацией развития общества "постсоциализм" означает переориентацию в теории на подлинный марксизм, а на практике - на подлинные социалистические цели, средства.
Степень разработанности проблемы. Определенный научный анализ экономического сознания впервые был проведен советскими учеными в работах, опубликованных в 50-60-х годах'''. При этом авторы приходили к выводу о существовании особой экономической формы общественного сознания или иначе называемой "труд - экономической формой общественного сознания".
На рубеже 70-80-х годов появились первые монографические
философские исследования места и роли экономического сознания в
жизнедеятельности общества, его методологической значимости. В 2
этих работах рассматриваются критерии ввделения экономического сознания как относительно самостоятельной формы общественного сознания, раскрываются его основные содержания и структура.
Значительный вклад в научное осмысление экономического сознания, его сущности и, что представляется особенно важным, активно-
^ См.: История русской экономической мысли. М. Госполитиздат, 1955. Т.1. С.15; Иллиади А.И. и др.: О становлении труда -экономической формы общественного сознания и ее роли в развитии творческой активности масс в период строительства коммунизма. Курск,1968. С. 152-157; Уледов А.К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). М., Мысль. 1968.
С. 76. о
См.: Фофанов П.П.: Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск. 1979 - 269 с. Попов В.Д.: Экономическое сознание: Сущность. Формирование и роль в социалистическом обществе. М. Мысль, 1981 - 239 с.
преобразующей роли, внесли Абалкин А.Н., Улыбкин К.А., Китов А.И, Уледов А.К., Тошенко Ж.Т., Войков В.Э., Заславская Т.Н., Рывки-на Р.В.. и другие ученые^.
В современных условиях проблематика экономического сознания и мышленияобновления их вызывает повышенный интерес вьетнамских исследователей, стремящихся найти ответы на вопросы, поставленные кризисным развитием экономики страны во 2-ой половине 80-з гг. Увеличилось число работ^, в которых раскрывается необходимое1! нового экономического мышления, основные черты современного экономического мышления, факторы его формирования.
Следует отметить, что проблема общественного сознания глубоко разрабатывалась немарксистскими теоретиками, такими как М.Ве-бер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин, В.Парето, Дж.К.Гэлбрейт, Д.Белл и др.. Западно-европейские исследователи дали глубокий и всесторонний анализ группового сознания как вида общественного сознания, изучали массовое сознание, обыденное сознание, специализированное теоретическое сознание. При этом проблемы экономического сознанш присутствовали во всех этих исследованиях, хотя специально проб* См.: Абалкин Л.И.: Новый тип экономического мышления. М., Экономика. 1987 - 190 е.; Улыбкин К.А.: Современное экономическое мышление - М., Политиздат, 1986 - 239 е., Китов А.И.: Экономическая психология. М. Экономика, 1987 - 303 е.; Уладов А.К.: Общественная идеология и психология. М., Мысль, 1985 - 228 е.; Духовное обновление общества. М., Мысль. 1990; Бойков В.Э., Иванов В.г и Тощенко Ж.Т.: Общественное сознание и перестройка. М. Политиздат, 1990 - 287 е.; Заславская Т.И., Рывкина Р.В.: Экономическая социология и перестройка. М. Прогресс, 1989, 226 с.
Социология экономической жизни (Очерки, теории). Новосибирск, Наука, 1991 - 492 с.
о
См.: Дао Зуй Тунг: Об обновлении мышления - Ханой-Ши Тхат, 1987 , 52 е.; Чан Бак Данг: Экономические размышления. Ханой Tan Чи Чьэт Хок, 1988 № I. Тхай Нинь: Некоторые мнения об обновлении теоретического мышления, Ханой, Tan Чи Чьет Хок, 1986, № 3, Нгуен Данг Куанг. О воспитании экономического сознания и мышления. ..Ханой, Зао Зук Ли Луан, 1985, № 2.
легла экономического сознания в них не формулировалась.
Следует отметить, что проблема экономического сознания в советской литературе была дискуссионной. В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзон насчитывали семь форм общественного сознания: политическую идео- , логига, правосознание, мораль, религию, науку, искусство, философию (см.: Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. М., 1959). Г.М. Гак считал специфическими формами общественного сознания - политическое, правовое, нравственное, художественное, философское, религиозное сознание (см.: Гак Г.М. Учение об обще- . ственном сознании в свете теории познания. М., 1960, с. 92). . В.А.Демичев вьщелял девять форм общественного сознания: природо-знание, экономическое сознание, политическое сознание, правовое сознание, педагогическое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, мировоззрение и религия (см.: Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимодействия. Кишинев, 1969). Конечно, наличие неодинаковой структурированности общественного сознания говорит об исследовательском поиске философов, но вместе с тем свидетельствует и о том, что не всеми из них признается экономическое сознание как компонент сознания общества.
Кроме того нельзя не отметить поиск советскими и вьетнамскими философами подходов, методов познания общественного и личностного сознания, что с точки зрения диссертанта, содействовало более углубленному пониманию такого феномена как экономическое сознание. Это работы Арефьевой Г.С., Вороновича В.А., Граээдана В.Д., Кагана М.С., Кветного М.С., Перфильева М.Н., Плетникова Ю.К., Тхай Нинь, Дао Зуй Тунг, А.К.Уледова и др., содержащие анализ общественных отношений и деятельности. Так, например, в качестве методологического критерия структурирования общественного сознания используются как формы общественных отношений, так и виды деятельности людей. Однако разные авторы, как правило, отдают предпочтение какому-либо одному из этих критериев или отовдествляют их. На взгляд соискателя общественные отношения и деятельность являются достаточно универсальными критериями структурирования общественного сознания, так как деятельность предполагает отношение, а отношение - деятельность. Одним словом, уровень разработки философского знания на современном этапе и эмпирический материал, характеризующий реальные феномены общественных отношений, деятель-
ности, сознания в условиях перехода к рыночным отношениям "постсоциалистических" обществ позволили автору диссертации вццвинуть цель и задачи собственного исследования.
Цель и основные задачи исследования. Цель диссертации состоит в попытке осуществить философский анализ теоретических и практических вопросов формирования экономического сознания в условиях перехода к рыночной экономике "постсоциаяистических" стран. Для достижения этой цели поставлены три следующие задачи:
- Определить природу, сущность и структуру общественного экономического сознания как относительно самостоятельную форму общественного сознания;
- Выявить специфические закономерности развития экономического сознания в современных условиях перехода к рынку (на опыте Вьетнама);
- Раскрыв специфику механизма формирования экономического сознания, подтвердить или опровергнуть целесообразность способов и методов воздействия его на формирование рыночных отношений и обратно.
Последовательное решение этих основных задач позволит автору поэтапно подойти к реализации поставленной цели: исходя из собственного осмысления природы и сущности экономического сознания как формы общественного сознания, а так же раскрытия диалектики общественного и индивидуального экономического сознания в переходный период к рыночным отношениям (на примере Вьетнама) выявить некоторые основные закономерности формирования экономического сознания в данный исторический период.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются научные работы, связанные с рассмотрением проблем общественного и индивидуального сознания и самосознания, материальной и духовной культуры общества, общественных отношений и деятельности, социально-психологической активности личности,-мотивационных процессов жизнедеятельности ладей; многочисленные материалы периодических российских и вьетнамских изданий, статистические и энциклопедические данные.
Особое значение в осмыслении экономического сознания как формы общественного сознания имеют для автора произведения К.Марк са и Ф.Энгельса, а также работы М.Вебера, Э.Фромма, Д.Лукача, Дж. К.Гэлбрейта. Диссертант использовал идеи Гегеля о гражданском
обществе, Канта о цивилизованности человека и общества, М.Вебера о влиянии религии, культуры на нравственный характер экономических отношений и экономического сознания.
Автор много почерпнул из трудов Платона, Аристотеля, Б.Спинозы, К.М.Руссо, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, В.Соловьева, Н.Бердяева, А.Лосева и др. по вопросам, связанным со свободой личности, человеческими добродетелями, абсолютной ценностью человека, проблемам гуманизма. Объектом изучения были философские воззрения конфуцианства и буддизма, а также - традиции, обычаи в жизни общества вообще и вьетнамского в том числе.
Диссертант считает важным методологическим основанием для понимания сущности экономического сознания идеи ценностных ориентации, данные в работах О.Г.Дробницкого, В.П.Тугаринова, С.Ф.Ани-;кмова, а также современных западных социологов-феноменологов 1.Щютца, М.Филипсона, Д.Уолша и др.
В исследовании проблем мотивационной роли экономического дознания, в том числе потребностей и интересов как внутренних цен-шстных ориентиров человеческой деятельности, лежащих в основе заэвития рыночных отношений, большую методологическую помощь ока-тли работы М.Вебера, Г.Беккера, А.Боскова, Бутенко A.C., Дж.К. Чэябрейта, а также - советских философов Л.Г.Здравомыслова, В.Н. 1авриненко, Д.И.Чеснокова, Г.Е.Глезермана, Шевченко В.Н. и др.
Автор широко пользуется диалектическими методами исследова-!ия: методом восхождения от абстрактного к конкретному и обратно, ¡етодсм единства исторического и логического, сравнительно-истори-[еским и конкретно-историческим, структурно-функциональным, сис-•емно-структурным методами, деятельностным подходом.
Особое значение для диссертации имеют научные исследования 1ьетнамских ученых, посвященные проблемам экономического сознания, . так же анализу процессов, связанных с вхождением Вьетнама в :ировую цивилизацию и подлинный социализм.
Часть теоретических положений автор формулирует на основе ма-ериалов социологических исследований экономического сознания тру-ящихся, проведенных институтом социологии вьетнамской Академии бщественных наук в последние годы.
Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе зучения обширного теоретического материала и реальных процессов,
происходящих в "постсоциалистическом" обществе в период развития рыночных отношений, впервые предпринята попытка выявить природу и сущность экономического сознания и его основные закономерности (на примере Вьетнама).
Результаты исследования сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
- На основе теоретических и эмпирических материалов автором осуществлен анализ природы, сущности и структуры экономического сознания в переходный период к рыночной экономике, выявлены его особенности и специфические черты, характерные для такого уровня как экономическое обыденное сознание;
- Опираясь на исследования субъекта и объекта экономического сознания, автор рассматривает объект экономического сознания как экономическую ценность, во всей ее неоднородности и многораз-личии, а также раскрывает роль экономической ценностной ориентации в жизнедеятельности общества и личности;
- Диссертант выявляет некоторые основные закономерности развития экономического сознания в условиях перехода "постсоциалистического" общества к рынку (на материалах Вьетнама);
- В работе определяется суть обновления экономического сознания вьетнамских трудящихся на современном этапе, заключающаяся
в целенаправленной переориентации его содержания, сформировавшегося в условиях административно-командного механизма к состоянию адекватному потребностям развития рыночной экономики. Обосновываются оптимальные в современных условиях направления и средства его формирования. В этих целях рассмотрены некоторые аспекты управленческих ориентации снятия противоречий мевду существующим содержанием экономического сознания, связанного с прежней мотива-ционной системой деятельности личности и восприятием новых рыночных и частно-собственных реалий в условиях государственного урегулирования.
Диссертант осуществляет поиск создания механизмов эффективного высококультурного экономического сознания, считая, что в современных условиях не должно быть места "дикому рынку", и поэтому создание правового государства как регулятора экономических и финансово-материальных отношений лвдей; формирование гражданского общества; совершенствование институционного экономического и
нравственного образования и воспитания; изменение социальных отношений в пользу семьи и личности; учет особенностей субъективного элемента производительных сил; гармоничное решение социальных, экологических, производственных задач - вот то, что будет способствовать формированию гуманного, демократичного, эффективного социально-экономического сознания общества и личности.
Практическая значимость диссертации определяется анализом. такого феномена как экономическое сознание, которое концептуально исследовано еще недостаточно, особенно это относится к периоду вхождения "постсоциалистических" обществ в рыночные отношения.
Теоретические выводы и рекомендации, разработанные в процессе исследования природы экономического сознания и его основных закономерностей дают возможность на основе реального учета состояния экономического сознания, конкретно определять целесообразные способы и методы воздействия на него, совершенствовать экономическое мышление прежде всего через условия и факторы, его определяющие.
Разработанные в работе методологические принципы анализа экономического сознания и его основных закономерностей в период перехода к рынку могут быть использованы при проведении конкретно-социологических исследований трудовой активности трудяцихся, их общественного мнения по поводу реализуемых экономических программ.
Результаты работы представляют интерес для разработки учебных курсов, лекционных и семинарских занятий в рамках социальной философии, а так же и др. дисциплин, затрагивающих проблематику общественного сознания. Положения и выводы диссертации имеют определенную ценность для использования государственными структурами, партиями и др. организациями и социальными движениями.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсувдены на заседании кафедры философии Московского государственного социального университета. Они также излагались автором в докладе на международной конференции "Личность, семья и общество" (М. июль 1993); в лекциях перед различными аудиториями во время педагогической работы во Вьетнаме, а также - в публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются актуальность темы диссертационного исследования, анализируется состояние научной разработки темы в литературе, формулируются цели и задачи исследования, характеризуются его теоретическая и практическая значимость.научная новизна, раскрываются методология и методика исследования.
В первом разделе - "Сущность и структура экономического сознания" рассматривается природа, сущность и структура экономического сознания как самостоятельной формы общественного сознания.
Исходя из того, что общественное сознание разделяется на соответствующие формы в зависимости от предмета отражения, способа отражения, от общественных потребностей, удовлетворению которых они служат, от социальной практики, от той роли, которую они играют в обществе, автор диссертации выделяет следующие формы общественного сознания: моральное, политическое, правовое, экономическое, философское, религиозное, эстетическое, экологическое. Соискатель при этом показывает, что сознание в качестве процесса отражения объективной реальности Есегда является продуктом тех отношений, в которых необходимо протекает деятельность субъектов отражения, что идеи складываются непосредственно под воздействием бытия. Но, с другой стороны, идеальное (сознание)-это и продукт -духовного производства (науки, религии, образования, воспитания и др.). В рамках такого методологического подхода формы общественного сознания анализируются как социальные феномены, занимающие определенное место в системе общественных отношений. А это позволяет выявлять специфику каждой формы общественного сознания, фиксировать их в качестве вида общественной деятельности. При таком подходе сознание предстает в качестве важнейшего условия и компонента процесса производства и воспроизводства ладьми всех общественных отношений, условий и средств их жизнедеятельности. Именно такой методологический подход к исследованию феномена сознания (см.: работы В.И.Толстых, М.К.Ма-мардашвили, И.Н.Сиземской, Ю.К.Плетникова, А.К.Уледова) позволил автору рассмотреть экономическое сознание как относительно самостоятельную форму общественного сознания, имеющую собственный
венности и т.п. Поэтому, с одной стороны, лвди в условиях рыночных отношений преследуют свои цели, защищают свои интересы, но, с другой стороны,.эти цели и интересы детерминируются реальными историческими объективными условиями и, следовательно, и индивидуальное и общественное экономическое сознание во многом определяются этими условиями.
Сущность экономического сознания, считает соискатель, в отражении экономических потребностей и интересов.
Второй раздел - "Особенности и механизмы формирования экономического сознания (на примере Вьетнама)". В нем рассматриваются факторы и условия, позволяющие понять процесс формирования экономического сознания, раскрыть его основные особенности и механизмы в период перехода к рынку.
Автор диссертации считает, что особенности формирования экономического сознания вьетнамского общества детерминированы спецификой самого этого общества: низким уровнем развития производительных сил; преобладанием сельскохозяйственного производства; многоукладностью экономики; отсутствием в политической жизни демократической традиции; все еще распространенным конфуцианским отношением к чиновничеству; историческими представлениями о "второсортности" рыночных отношений, усиленных субъективизмом и волюнтаризмом революционных "социалистических" преобразований, а также отношением к рынку как панацея от всех бед.
Поэтому в настоящем разделе большое внимание уделяется исследованию специфики связи вьетнамского общества с его экономическим сознанием.
В условиях перехода вьетнамского общества к рыночным отношениям экономическое сознание выступает так сложный ^ противоречивый феномен не только в силу того, что отражает сложные и противоречивые процессы современного экономического развития общества, но и потому, что несет в себе противоречие предшествующих исторических эпох, устойчивые традиции прежних поколений.
Конкретный анализ обеих групп противоречий необходим для управления экономическими процессами и осмысления духовных явлений Вьетнамского общества, которые обусловливают степень зрелости субъективного фактора экономики во всех его фордах: определяют не только стиль экономического мышления и состояние об-
щественной психологии (поведения трудящихся); но и характер управления с точки зрения сочетания в нем административных, экономических и идеологических методов; реализацию экономической политики, стиль деятельности ее субъектов (партийных, государственных и других органов).
В работе отмечается, что механизм формирования экономического сознания вьетнамского общества подчиняется общим законам развития духовной жизни, общественного сознания, что подтверждает правоту марксистского учения о диалектике общественного бытия и общественного сознания. Экономическое общественное сознание развивается двумя основными путями:
- Через непосредственное воздействие общественного бытия на индивидуальное сознание людей, их представления, социальные эмоции и чувства, детерминируя тем самым социально-психологический уровень общественного сознания;
- Посредством теоретических программ, идей, концепций, теорий, образуя теоретический уровень общественного сознания.
Эти основные закономерности формирования экономического сознания действуют в условиях перехода к рынку и довольно отчетливо проявляются сегодня во Вьетнаме. На практике эти два процесса неотделимы друг от друга, но в то же время имеют относительную самостоятельность. В силу этого важнейшим принципом формирования экономического сознания является органическое сочетание теории и практики, на что сегодня большое внимание обращает коммунистическая партия Вьетнама и социалистически ориентированное государство.
Автор придерживается марксистской теории исторического процесса и общественного прогресса, согласно которой социализм выступает как необходимая ступень общественного развития. Однако выражает не согласие с теми теоретиками, которые принимают ошибочную практику социалистического строительства и ее результаты за аутентичный социализм как реализацию идей К.Маркса.
К.Маркс рассматривал исторический процесс, подчеркивал, что "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия
их существования в недрах самого старого общества". Он тем самым как бы предостерегал, от волюнтаризма и революционного насилия общества и личности, которое в действительности и испытали "постсоциалистические" общества. С точки зрения возможности перехода общества к социалистическим преобразованиям должны быть реальные условия в виде материальных и духовных основ, объективных и субъективных факторов. И во Вьетнаме, и в России таких условий, а, следовательно, и возможностей развития социализма не было (вызревали лишь некоторые элементы субъективного фактора). А поэтому возникшая социалистическая ориентация появилась лишь как некая абстрактная возможность. Ленин В.И. в начале 20-х годов попытался определить условия превращения абстрактно« возможности формирования социализма в реальную возможность, когда предложил НЭП "всерьез и надолго".
В России к 1917 году капитализм далеко не исчерпал себя, а во Вьетнаме к моменту провозглашения курса на социалистическое строительство вовсю господствовали феодальные отношения.
Таким образом, условия материального и духовного производства в этих странах не созрели для социалистических преобразований.
Отход от общечеловеческих ценностей, таких как рыночные отношения, вел с необходимостью к администрированию, росту влияния чиновников и бюрократов, а также к пересозданию всех человеческих отношений, общественных связей и даже всего внутреннего мира людей целого поколения. Непрекращающаяся идеологизация всех сфер общественной жизни придала специфический оттенок и экономическому сознанию общества и личности: частная собственность стала восприниматься как "исчадие ада", основа и причина всех социальных бед; денежные отношения и материальная заинтересованность воспринимались как нечто зазорное. Марксизм преподносился как теория форлирования новой культуры, нового человека, новых межличностных отношений, которые должны быть пропитаны классовым содержанием, ненавистью/к врагам революции и капитализму.
Экономическая деятельность впитывала в себя интернализацию норм пролетарского коллектива, что вело к формированию функционального отношения к человеку, при котором человек теряет свою самоценность, уникальность, личностную самостоятельность и воспринимается лишь как представитель определенного класса и носитель
заданной социальной функции. Личность становилась средством осуществления внешних по отношению к ней, классовоцелесообраз-ных целей во взаимодействиях человека с человеком. Именно такое положение человека сделало его в конечном счете инертным, слабо заинтересованным в результатах своего труда. Поэтому развитие рыночных отношений, как показывает сегодняшний опыт Вьетнама, устраняет такую особенность экономического сознания как, С-одной стороны, пристрастно классовая, а с другой стороны, формальная ориентация в общении, в том числе по поводу отношения к государственной и кооперативной собственности или частной собственности материальным стимулам трудовой деятельности и др.
Рыночные отношения способствуют устранению и такой черты экономического сознания у трудяцихся Вьетнама (массовое сознание) как предрасположенность субъектов экономической деятельности к конформному поведению. Реализация норда коллективизма в незрелой для них социальной действительности означала единогласие, единомыслие, осуществление принципа "человек - придаток к коллективу", что фактически вело к отсутствию свободы выбора.
Диссертант на статистическом материале показывает как человек в сегодняшнее Вьетнаме становится экономически активным, расширяет свои собственные потребности и интересы, вовлекаясь в русло экономической реформы.
Автор учитывает отличие перехода Вьетнама от др. "постсоциалистических" стран (кроме Китая) к рыночным отношениям: если Россия, например, формирует капиталистические, производственные отношения, то Вьетнаму переходный период к рыночным отношениям нужен для построения социализма. Именно поэтому в диссертации уделяется внимание не только проблемам управления процессом формирования рыночных отношений со стороны государства, но и анализу субъективных предпосылок формирования высокоразвитого экономического сознания:
- Разработке и разъяснению жизненных перспектив ладей, их ценностных ориентация;
- Освоению новых ценностных ориентации в решении таких современных проблем, как проблема гуманизации общественной жизни, проблем научно-технического прогресса в связи с глобальными
экономическими проблемами;
- Глубине познания экономических отношений, механизмов рыночной экономики, их сущностных связей;
- Разъяснению отношения государства к человеку как к качественно новой экономической реальности - создателю и хозяину материальных и духовных благ, обустраивающему свое личностное бытие;
- Высокой эффективности внесения теоретических знаний в создание касс.
В диссертации обосновывается положение о том, что механизм формирования экономического сознания в условиях перехода к рыночным отношениям, в свою очередь детерминирован этими особенностями экономического сознания, учет которых предполагает необходимость познания всего объективного механизма законов общественного развития: и законов общественного бытия и законов общественного сознания. Автор считает, что механизм объективного закона - это перевод требования объективных законов на язык управленческих решений, а сами эти "требования" означает связи и взаимодействия человеческой жизнедеятельности, существующие независимо от сознания ладей. А, значит, необходимо эти связи исследовать, знать и использовать в интересах личности и общества. Ведь нет законов вне деятельности людей, а поэтому механизмы этой деятельности - потребности, интересы, идеалы, мотивы. Они же являются и механизмами формирования общественного сознания, в том, числе экономического сознания, и лежат в плоскости формирования и функционирования прежде всего личностного интереса и его взаимодействия с другими интересами: общества -государства - социальной группы.
Таким образом, механизмы формирования экономического сознания как формы общественного сознания - это пути, формы, средства повышения материальной заинтересованности в труде каждого человека; это средства и формы воздействия государства на инди-ввдуаяьное сознание через воспитание и образование; это средства массовых коммуникаций и др.
В третьем разделе - "Основные закономерности развития экономического сознания в условиях перехода современного "постсоциалистического" общества к рынку", рассматриваются закономер-
ности - тенденции развития экономического сознания в этих условиях.
Анализ формирования экономического сознания в современных условиях перехода к рыночным отношениям во вьетнамском обществе привел автора к выводу о том, что развитие экономического общественного сознания, представляющего сложный социальный процесс, содержит такие существенные, необходимые связи и отношения, которые можно определить как закономерности - тенденции.
Закономерность - тенденция, считает соискатель, представляет развитие самых различных развивающихся и взаимодействующих явлений в направлении общего результата. Именно для формирования и развития экономического сознания (как и например, морального сознания) важно развитие многих общественных явлений и к тому же интегрированных в конкретную социокультурную среду. Это же относится и к развитию экономического сознания.
Изменения, происходяцие в системе собственности на средства производства, в системе денежных и товарных отношений, выход на мировой товарный рынок (Вьетнам стал экспортером риса!), рост производительности труда в промышленном и сельскохозяйственном производстве находят свое отражение в сознании общества и личности. В период перехода к ршочным отношениям, представляющим сложную социально-экономическую систему, экономическое сознание выражает такие устойчивые тенденции процессов этой системы, которые направлены на упорядоченность, функционирование и развитие этих отношений. Диссертант считает, что именно эти тенденции развития рыночных отношений детерминируют закономерности-тенденции развития экономического сознания этого периода.
В философской марксистской литературе исследовалась проблема закона, закономерности и закона-тенденции (см.: работы Виноградова В.Г., Гончарука С.И., Глезермана Г.Е., Голованова В.Н., Попова Ст., Плетникова Ю.К., Припиенова В.И., Рузавина Г.И., Тугаринова В.П., Хаина К.Г., Уледова А.К. и др.), но не рассматривались закономерности-тенденции.
По мнению соискателя, в периоды качественных преобразований общественных явлений закономерности не просто выражают устойчивые тенденции развивающихся явлений и процессов, их существенные стороны, но и пробивают себе "дорогу" через сложнейшие противоречия,
разрешая их направлено, что делает эти закономерности тенденциями.
К основным закономерностям-тенденциям экономического сознания в переходный период к рыночным отношениям автор диссертации относит следующие:
- Необратимый сбой, а затем и слом всех механизмов производства сознания, укорененных в практике административно-командного управления;
- Изменение экономического сознания через ликвидацию коллективного насилия над исторической реальностью и появление реальной возможности экономического выбора, активизации человека;
- Возрастание роли рыкочно-ориентированного сознания в обществе ;
- Возрастание продуктивности экономического сознания;
- Демократизация экономического сознания;
- Гуманизация экономического сознания;
- Смешение различных ориентации;
- Психодуховное обновление.
Анализируя такую закономерность-тенденцию развития экономического сознания как возрастание роли рыночно-ориентированного сознания, автор подчеркивает, что она складывается на основе ликвидации механизмов административно-командного регулирования' экономики, развития свободного предпринимательства на основе плюрализма форм собственности, развития у личности чувства хозяина, социальных гарантий государства, в. условиях повышения во Вьетнаме жизненного уровня народа.
В условиях перехода нашего общества к рынку отмечается и такая закономерность-тенденция как возрастание продуктивности экономического сознания. Сегодня наблюдается рост трудовой активности индивидов, становящихся подлинными собственниками средств производства. Следует сказать, что эта активность органически связана с теми изменениями, которые происходят и в бытии и в сознании людей. Продуктивность - это свойство личности, проявляемое в ее отношении к миру, к труду, к другим людям и характеризуемое как "успешное действие", творчество.
Автор считает, что экономические и социальные гарантии со
стороны государства, предприятия: организация общественной жизни на основе реально действующего законодательства, способствующая самореализации человека - вот важнейшие условия формирования продуктивности экономического мышления.
В диссертации рассматривается и закономерность-тенденция демократизации экономического сознания в период перехода к рыночным отношениям в современном экономическом сознании вьетнамского общества. Эта тенденция обусловлена не только демократизацией экономических отношений, но и демократизации политической системы и духовной сферы общества, всей системой ценностных ориентации .
Отмечается, что в период формирования рыночных отношений в условиях возникновения новых экономических самостоятельных структур их плюрализма и равенства в деловом предпринимательстве, экономическое сознание при всем его многополюсном- характере имеет общую тенденцию: демократизируется. Процессу демократизации экономического сознания вьетнамского общества содействует демонополизация функций правяцей коммунистической партии. Черты плюрализма зримо присутствуют сегодня в экономике: вдет не только избавление от догматических*шор', которые долгие годы лишали нас широты взгляда на проблемы рынка, собственности, хозрасчета ... Появление условий в экономической деятельности социальных субъектов для свободы экономического выбора означает "демократию в действии" или формирование реального демократического экономического сознания.
Дело в том, что в современном Вьетнаме экономическая сфера (в отличие от предшествующих реформе лет) выступает подлинным системообразуоиим элементом демократизации общественной жизни: вечь долгие годы была так называемая "командная экономика", с соответствующим ей экономическим сознанием. Рыночные отношения в условиях государственного социалистического ориентира создают условия для свободы выбора и активности личности. И здесь болыпук роль играет политика, которая наиболее обобщенно отражает состояние, потребности и тенденции развития экономики и выступает действенным орудием практической реализации потребностей экономики, воздействует на нее, управляет ею.
Автор подчеркивает, что демократизация экономического созна-
ния в переходный период к рынку определяется не только плюрализмом собственности и провозглашенной политической свободой, а прежде всего созданием гражданского общества и правового государства.
Процесс формирования гражданского общества является перестройкой всех общественных отношений: экономических, идеологических, психологических, политических, социальных и конечно одновременно выступает процессом становления нового демократического экономического сознания.
Наряду с демократизацией современного экономического сознания наблюдается закономерность-тенденция его гуманизации. Под гуманизацией экономического сознания автором понимается формирование системы экономических представлений идеалов, взглядов, оценок провозглашающих благо, достоинство человека, его право на свободный труд и самореализацию, человечность в экономических и межличностных отношениях, а там»се их практическое осуществление.
В диссертации показывается, что в условиях рыночных отношений современного индустриального общества общественные отношения гуманизируются тогда, когда общество обеспечивает человеку неотъемлемое право на жизнь, т.е. достойный жизненный уровень, право на образование и медицинское обслуживание, общественный транспорт, жилищное строительство, защиту жизни, чести и достоинства. По мнению А.Ф.Лосева можно выделить такие типические черты гуманизма как: I. "свободомыслящее сознание"; 2. "вполне светский индиввдуализм"; 3. свободомыслие по преимуществу общественно-политическое и гражданское; 4. исторически прогрессивное свободомыслие; 5. акцентирование практической и моральной стороны свободомыслия I.
Все эти черты характерны для такой закономерности-тенденции рассматриваемого экономического сознания как гуманизация экономического сознания. Гуманизм экономического сознания периода формирования во Вьетнаме рыночных отношений проявляется в самораскрытии и решительном самоутверждении личности как производи-
1 См.: Лосев А.ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, с. 109.
теля, торговца и даже потребителя. Автор подчеркивает, что ценностная социалистическая ориентированность экономических реформ во Вьетнаме делает гуманизм экономического сознания не буржуаз-но-ивдиведуалистическим, а ценностно-личностным, выражающим такое сочетание индивидуальных интересов человека и общественных ценностей, которое содействует развитию, благополучию, счастью личности. И при этом институт частной собственности содействует реализации этой задачи, ибо отчуждение личности возникает не только в условиях частной собственности, но и - государственной
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы, предложения и рекомендации .
По теме диссертации опубликовано:
1. Методологические вопросы сформирования экономического сознания у управляющих кадров. Статья в сб. "Ки иеу хоа Хок" ВПШ. № I. Дананг. 1987 (на вьетнамском языке).
2. Экономическое сознание личности в переходный период к рынку: ценностные ориентации. Тезисы выступлений на международной конференции - "Личность, семья и общество" РГСИ. М. июль 1993.
3. Экономическое сознание и его формирования у трудящихся. В сб.: Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). Москва. МГСУ. 1994.