автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Эксперимент как метод познавательной деятельности журналиста

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Борисюк, Татьяна Матвеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Эксперимент как метод познавательной деятельности журналиста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эксперимент как метод познавательной деятельности журналиста"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра периодической печати

На правах рукописи

БОРКС1К Татьяна Матвеевна

ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ гатншстА

10.01.10 - журналистика.

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учено!» степени кандидата филологических наук

Москва - 1990

Дисларгацая шполгеке. на кафпдо "воряе я практика партийно» советской печати факультета Еурналистини Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

С.М.ГУРЕВИЧ

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

В.П.Смирнов

кандидат филологических наук Б.Г.Яковлев

Ведущее научное учреждение т факультет журналистики

Уральского государственного университета

Защита состоится * 1990 года в " ' "

часов на заседании специализированного совета по журналистихе при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: Москва, К-9, проспект Маркса, 20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультет«

¡курналистики.

л 1>, ^ ,___

года.

алистики •

Автореферат разослан года.

Учэный секретарь г\,

специализированного совета Ад 11Й{п\

кандидат исторических наук, 1 п; Щ- [\у старший научный сотрудник 1 * Л В.Я.ОРЛОВ

\

Динамика развития средств массовой информации убеди'члько

подтверждает правоту мысли Изркса о той, что "как и сама жизнь, «

пресса находится всегда в становлении, и ничто в ней никогда на вакончвно"*. Ценящиеся потребности общества, новые задачи и цели заставляют прессу быть в.постоянном творческом поиске, непрерывно обновлять и совервенствовать способ»] деятельности.

Актуальность данного исследования определяется новым уровнем требований к средствам массовой информации в связи с перестройкой, идущей в обществе. Концепция нового мышления настоятельно'диктует необходимость коренных перемен в практической журналистика. Первоочередное значение приобретает задача получения достоверного знания: нужна правда и только правда - никоим образом на замаскированная и не приукрашенная.

Чтобы получать достоверное знание о социальной действительности, анализировать сложные коллизии современности, журналисту кедостагочно полагаться только на интуиции и честное сердце, здравий смысл к благие порывы. Необходим поиск наиболее эффективных способов деятельности, что выдвигает в число первоочередных задачу исследования внутренних закономерностей творческого процесса, тщательного выявления его резервов. Определенный вклад в ресение задачи теоретического изучения методов познавательной деятельности призвана внести папа работа, посвященная осмысленно достоинств и воэшкиостей вксперимента, выработке некоторых об-Чих принципов его использования в процессе создания яурналистс-кого произведения.

Наряду с потребностями практики, актуальность диссертационного исследования определяется такае логикой раз*ития теории «ур-

ГИаркс К., Знг.мьс Ф. Сеч. Т. I. С. 166.

налистики. Комплексные исслодования обцаго характера* обозначили . исходные категории, имеющие методологическое значение для понимания проблем мастерства. Тем сагам создан плацдарм для решения более частных вопросов, для детального изучения конкретных фрагментов творческого процесса.

Традиционно предполагалось, что сфера творчества яурналнста ограничена литературно-публицистическим процессом, созданием такс-га. В последнее время, в результате исследований Л.Э.Варустина, В.М.Горохова, И.М.Дяялошинского, В.И.Здоровеги, Д.В.Кипинской,

Л.А.Кропотова, Г.В.Лазутиной, В.В.УченовоЯ, И.Д.ФомичевоЯ, Т.В.

2

Шумилиной , теория публицистики выходит за пределы чисто лингвистического подхода, начинается изучение процесса творчества на вдех его отапах - в частности, как предмет специального исследования выделяется познавательная деятельность журналиста.

Рассматривая.эксперимент как один из методов журналистской познавательной деятельности не эмпирическом уровне, ш строгий

-См. работы Горохова В.М., Гуревта. С.Н., Здоровагн В.И., Пронина ЕЛ., Прохорова Е.П., Смирнова В.П., Ученовой В.В., Череп&хо-

ва М.С. и др.

^См.: Варустин Л.Э. Вровень с героем (человеческий фактор в творчестве публициста). М., 1967; Горохов В.и. Слагаемые мастерства. И., 1982; его же: Основы »журналистского мастерства. Ы., 3909; Дэя-лошинский И.и. Методы получения социальной информации. Долгопрудный, 1983; его же; Познавательная деятельность журналиста. Эдорояега В.И. Слово тоже есть дало. И., 1979; Кавинская Д.В.Иэтсц наблвдения в журналистике. И., 1987; Кропотов Л.А. Журналистика н< путях социологии. Свердловк, 1976; Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. II., 19Ъ8; Методы журналистского творчества, и., Ученом В.В. Творческие горизонты журналис-

тики. П., 1976; Фомичева И • Методика конкретных социологических исследований и печать, и., 19Ь0; Шумилина Т.В. Метопы сбора инфор маши в журналистике. К., 1983.

программу исследования с учатон потребностей практики, а также о ориентацией на нерешенные теорией публицистики проблемы осмысления яурнаяистского творчества.

Создание концепции яурналистского эксперимента, определение его специфики, структуры, функций, способов организации, маета в системе иятодов яурналистской деятельности - такова цель предлагаемой диссертации.

8тоЯ цельо обусловлены конкретные теоретико-практические задачи исследования:

- выяснить специфику «урналистского эксперимента как модификации общ»го ветодологического принципа познавательной деятельности;

- определить гносеологические возможности эксперимента и его роль в психологическом обеспечении творческого процесса, предложить типологию яурналистских экспериментов, обобщить лиещийся практически опыт их использования;

«• рассиотрэть проблемы организации эксперимента, выработать некоторые практические рекомендации по применение этого метода о яурналистикэ.

В качестве объекта данного исследования выступает познавательная деятельность цурналиста. В работе ввдвигаегся и овосковы-саятся гипотеза об эффективности экспериментального метода и неоправданно рэдкоц и нецг обрапрнии в практической яурналистихе,

В соотезтстмп с темой, пэльо и задачами диссертации был выделен предмет псслздоеенип: отдельные творчоскао акты создания аурналистских проязведеииа, в которых использовался иотод экспе-рнизнта. Познавателыогэ дзйстгяя журналистов я их произведения анализировались с точки зрения проявления в них обадех закономерностей творческого процесса.

15етододогкчесяой базой исследования ягллясь тругы кг&сснков

марксизма-ленинизма, посвященные вопросам диалектики познания, задачам печати и специфнее журналистской деятельности. Основой длл развития представлений о задачах и особенностях развития , современной советской журналистики послужили материалы ХХУП съез-' да КПСС, XIX партконференции, Пленумов ЦК КПСС последних лет, материалы регулярных встреч н совещаний в ЦК КПСС с руководителя» средств массовой информации, других идеологических учреждений.

Ми исходили иэ того, что журналистсхса поэненге, при бесспорности его своеобразия, несет в себе черты содержательной общности с другими типами познавательной деятельности. Поэтоцу диссертация отроится как междисциплинарная работа, ислольэущая источники из смежных областей знания«

В качестве теоретической основы послужили исследования философов*, в которых заложен методологический фундамент для осмысления познавательной деятельности человека. Болыаую помощь для выработки собственной концепции оказала автору интерпретация

экспериментального метода s исследованиях философов, социологов, 2

социопсихологов .

*См. работы Андреева И.Д., Бутенко И.А., Иванова Г.Ы,, Кагана U.C., Коршунова A.M., Мантатова В.В., Ойзермана Т.И., Пригазика А.И., Смирнова 6.А., Швырева B.C., Юдина Б.Г. к др.

^См., например: Вихалеми П.П. Эксперимент в социологическом исследовании // Методы сбора данных: анализ документов, наблюдение експеримент. П., 1985; Готтсданкер Г. Основы психологического эксперимента. К., 1982; Ивлева Л.А., Сивохонь П.А. Социальный эксперимент и его методологические основы. II., 1970; Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. У., 1974; Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. П., 1901; Кэмп-белл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. П., 1980; Налимов В.В. Математическая теория е кс пери мента. 11., 1982; Р&ббот Б.Ч. Проблею эксперимента в со-Шродолжение сноски си. на с.5).

- б -

Несмотря на некоторув общность журналистского познания с

фугиии типами познавательной деятельности, необходимо иметь з

•яру, что осмысление достижений гносеологии применительно к жур-

(алистикв выступает как самостоятельная задача. К решению этой

•адачи, как справедливо замечено Л.В.Кашинской*, исследователи

юдходят о двух точен зрения: одни рассматривают метод в контекс-

о

ге обчих проблйи журналистского мастерства , другие развивает в

3

геория журналистики так называемое социологическое направление", го ость ясследуот, каким образом методы социологии могут быть использованы и уже используется в практической журналистике.

Данные работы способствовали расширенно диапазона теоретических знаний, однако, при всей плодотворности проведенных исследований, в них не ставилась задача развернутого изучения каждого из катодов познавательной деятельности.

В какой-то мара восполнили пробел некоторые работы, в которых внимание авторов сосредоточено на исследовании специфики аурналистского собственно наблюдения, общения, изучения документов4.

цяальном исследовании. Ы., 1970; Рывкина Р.В., Винокур A.B. Со-

шсадышя эксперикэит. Новосибирск, 1968; Яцкевнч С.А. Социальный

вкспзрнионт а научное управление обществом. Кянск, 1964.

*Си.: Капянская Л.В. йэтод наблюдения в творческой деятельности

журналиста: Дкс. ... канд.фялол.иаук. 11., 1982. C.8-II.

^См. работы Горохова В.П., Прилюка Д.И., Ученовой В.В. и др.

3Сг,. работы Кропотова Л.А., йскнчвЕОЯ И.Д., ШумшшноЯ Т.Ь.

^Си., капряшр:Горохов В.Ц. С да гае шэ иастерства; Кашинская Л.В. Кзтод кабледенлл в.гурногястпке; Пошлина Т.В. "На иолги бы ва рассказать? &?од интервью в курнвлистикэ. I!., 1976; ез ха: Кзтсд изучения ловгукзитов в пурналнсглке // 1!етоди журналистского творчестеа; Фролова Г,И. ОСлгнио d проф^есионагьчсЯ дзяте-дьпости nypriajaicts: Автсреф. дне. ... еелд. фялол.наук. Ii., 1986.

Самостоятельного исследования журналистского вкспврянвнта до си* пор предпринято не било. Лпсвячрншм ему небольшие по овъецу статьи Л.В.Кацинокпй и В.-Ч.Т&лового*, которые анализируется в диссертации , не претендовали на всестороннее рассмотрение вопроса я Смогли обозначить лишь отдельные аспекты проблемы.

Эмпирически» Фундаментом исследования стало ивучение творческих лаборатория журналистов газет разного уровня! районных, городских, областных, центральных. В Картотеку, составление в процессе работы над диссертацией, включено около 600 доеркалов, опубликованных * разных газетах В I97Q-I990 годах. Публикация представляла для нас интерес, если при ее подготовке был использован метоп ;хспвримента.

Следует отметить, что перестройка, идущая В прессе, не oaxa-'jaeT отказа от того положительного опыта, который накоплен в теории и практике и может быть успеою использован сегодня, Такиыа ценными крупицами опыта представляются, ■ частности, поиски м находи.. в сфере использования иксперимемта.

' отя достижения практики до настотчаго врекани на били как-то обобщены и систематизированы, отдельные попытки поставить вопрос о целесообразности журналистского вксперимента, «го втичео-кях границах и способах органивацин содержатся в работа журналистов2. Этот зафиксированный в княгех и статьях практический ошг

*Сы.1 Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестн. Кос ir. ун-та. Сер.10. Журналистика. I9Q6. »6} Тале-вов B.I1. )1э наблюдений *а испольвоваииеы експериыента в гаветной практике // Журналистика развитого социализма. Свердловск, 19U3. ^См., например» Аграновский В. Ради единого олова. Дурнаюгст о журналистике. М., I97ü| Балаян Э. Вслед ва "персиками на колесах" // Журналист, 1984, * 0( Бочаров Г. Буду^го нет // Журналист. 1981. F6; Горшков В. За репортажей - на "Антилопе ftqr" //Журналио (Продолжение сноски см. I с.7).

Таксе послужи* евпирическпй основой данного диссертационного исследования.

В поле врения »втора, на протяжении десяти лет занимавшегося вурналистской даят«1ьиосты>, находится и лнчипа впечатления, сья-аанные с использованием эксперимента.

Опасность субъективизм а оцрнч&х к выводах, содержащихся в диссертации, нейтрализуечся привлечением данных проведенного анкетирования 'рассьика анкет по почте и индивидуальный опрос журналистов по стандартной схеме), протокольными мнтарвьо, которые быт' проведены с вурналистаде различных изданий по поводу возможностей использовании вксперныэнталь<10г" метода.

Новиана исследования определяется тем, что в нем впервые в теория иурналистикч предпринимается попытка дать разаермутуо кон-rrsnioo вурналвстсиого аксиврнцанта. fu рассматриваем журналистский вкспериден: как ^одифнкацмо общего методологического принципа познавательной деятельности, сопряженного с введением • изучаемую ситуацио некоего искусственного икпульса. Таким образом, дурнали-стсвий експериюнт оказывается включенным в об'яус систему категорий гносеологии. В то se время выявлены характерные особенности, которые отличает иурналистскуо "о/юро^ею" о? других модификаций вксперидента, испольеуешх - в зависимости от типа познавательной деятельности - в форме стихийно слоэсивсэгося приема или se научно разрайоташого пето да.

Восполнить пробел - отсутствие теоретической концепции журналистского эксперимента - ни попытались в течке пересечения трех

1967. J?4; Колодный Л. Чт? кокет нурналист?... // Журналист. 19Ь6, ГУ; Полевой Б. Саыц-э паыятные. История моих репортажей. П., 1960; Разил А. На нав век хватит // Журналист. ISal. L'6; Рубинов А. •Оперытии" без секретов. И., 19Ь0; Шария В. Откройся, кз^ка // Журналист. I9í;4. ft Ю.

главных линий: яурнаяистсь.«..* пр&кгу.и., тоория нуриалпстикн, овца теория познания.

Первая линия, условно обозначенная "практика", определяется тем, что на основе анализа достаточно представительного количест ва журналистских произведений и опроса журналистов-практиков выявлены наиболее типичные, повторяющиеся элементы, определяющие специфику журналистского эксперимента, предложены рекомендации п его практическому использование. Теоретическая концепция метода позволяет сделать обозрамым разнообразие явлений творческой прах тики, создает основу для дальнейшего развития профессионального творчества.

Обозначая вторую линию как "теория журналистики", од опирались на названные работы исследователей, который имели позитивно значение уже потопу, что поставили п положительно решили вопрос < самой возможности эксперимента в журналистском познании. Однако авторы не ставили своей целью детальное изучение данного катода. Не удалось добиться терминологической ясности, разобраться в спз дафических особенностях журналистского эксперимента. Опарвыэ давая цельное представление о маете эксперимента в структура нурна листского творчества, данная работа вносит свой вклад в развитие прикладного направления теории «урналнетики.

"Теория познания" - так может быть условно обозначена треть линия. В ее основе - опора на гносеологию, на теоретическую базу снежных наук, также пользующихся понятней "эксперимент". Поникание журналистского эксперимента как модификации общего мотодоло гического принципа познавательной деятельности дает нам осноышя полагать, что разработка его концепции обогащает общую теорию эк перимента, которая пока исключает яурналистику из сферы своего внимания.

Теоретическое значение исследования определяется его наце-леиностьв на ликвидации отставания теоретического осмысления метода ет его практического прииенения. Изучение структуры, типологии, функдач, организации гурналистского эксперимента способствует углубленно теоретических представлений о специфике познавательной деятельности журналиста, о методах этой деятельности на »ипирическом уровне.

Практическое значение диссертации обусловлено ее нацеленность» на изучение одного из яурналистских инструьюнтариов в процессе познания. Результаты исследования позволяют практикам увядать гасто окспариюнта в ряду эмпирических методов» понять его специфику, оценить достоинства и недостатки, научиться применять эксперимент в конкретных творческих актах. Полсквнил диссертации гвляотсл значимыми для корректировки курналистаки собственного опыта, для ептинчазднн творческого процесса.

СудэствзнноП представляется возможность использования полученных результатов в процессе подготовки кадроя, для позьгаения префзссионального кастерства журналистов.

В порядке апробации теоретические полояания работы вьгноси-лясь на обсуждение на Всесоюзных научно-практических конфзренииях в ¡-ГУ в 1969-1990 годах, на научной конференции в Красноярском государственной университета в 1969 году, стали основойтяля цикла лекций, прочитанных студентам Красноярского государственного униЕ?рситета, для гиступленпй на таорческиг сеюшарах журналистов города Орска Оренбургской области.

Прздз?п8.гекнэл в дассортлпчи концепции экспзринрлта адробк-рокама «атсреи с своей практической деятельности - в процессе подготовки курквдкстсп-с '«твулаляй. На Саза гсрсдской газеты "СрсхкД рзбссг:;Я" чек; <?\1.-,ч созлгяз сгсцк.ита.ч пр&0л'л.чая групп*..

которая разрабатывала коллективные сценарии экспериментов, осуществляла их непосредственную организацию. Результаты исследования, позволившие выявить специфику з^урналистски* эксперимон-тсв, их функцск в познавательной деятельности, принципы организации сост; )или базу для теоретико-практических занятий в руководимой автором иколе "Репортер", а также на отделении яурналис-тики университета карксизма-лениняз^ при Орскоа горкома КПСС.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Фя-лософско-методологмчаскпй анализ проблемы продизствует в тексте обобщение практического опыта использования »кспериыента в журналистском познании. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во впадении обосновываются актуальность исследования,его научная новизна, определяется предает, даль и задачи работы, ее методологические к теоретический основы, эмпирическая база, накачается структура дальнейЕвго изложения.

"В принципе позыоасны два подхода к анализу эксперимента: макроскопический и иикроскопический. Целью первого должно быть установление квота эксперимента в структуре научного знания. Целью

второго подхода должно быть изучение структуры самого вкспершвн-

»1

та, взаимосвязи мэзду входящими в его состав элементами .

Теоретическая концепция журналистехого эксперимента, его место в творческом процессе создания журналистского произведения определяются в первой глава диссертация "Эксперимент в системэ познавательной деятельности журналиста".

В первом параграфе "Эксперимент как метод познавательной деятельности на эмпирическом уровне" ставится вопрос общего гно-

*Рывхина Р.В., Винокур А.В. Социальный эксперимент. С. 35.

сеологического характера: каким образом можат осуществляться ранение эмпирических задач в процессе погнанкя? Гри этап, опираясь на философские исследования, диссертант рассматривает эмпирическое и теоретическое как два уровня познавательной деятельности, а в качестве классифицирующего выделяет такой признак как непосредственность или не опосредованность оперирования с объектом. Под эмпирическим понимается процесс производства знаний в результате непосредственно оперирования с объектом, процесс, предполагайся прямой и непосредственный контакт исследователя с объектом изучения*. .

Исходя из того, что познавательная деятельность на эмпирическом уровне осуществляется на основе некоторых общих для всех типов познания методологических принципов, и понииал, что при разных подходах можно указать различные критерии для определения этих принципов, мы, вслед за другими исследователями1", выделили наличие - или отсутствие - искусственного импульса, вводимого в изучаемую ситуацию. Использование названного фактора в качестве классифицирующего критерия позволило установить дихотомическую взаимосвязь (то есть такую, в которой любой третий элемент окажется лишним) доеду наблюдением и экспериментом. В процессе наблюдения объект фиксируется так, как он есть. Эксперимент всегда связан с искусственным импульсом, призванным "высветить" значиьые в конкрет ном познавательном акте параьятры ситуации.

: налриу«зр: Куприян А.П. Проблема эксперт-олта в система ой-цоствгкиой практики. С. 25.

^См. : наг.риуер: Дчалеятика прецэсеа познания // Мэркеиптско-денин -спя диалектика. Км.3-я. У., 1965; Михайлов С. Эюиглческое сспи-олсгичеспое иссяэдогаяхо. П., 1975; Prrnruif U.C. S'uroj no6nrvf.m>> и дечуе.1М»оссь hcîjîсдатрля // Вп^.осц ¡Т.чяо-пс.сц. ï ?.

В процессе специализации человеческой деятельности наблюдение и эксперимент - как общие методологические принципы - различным образом модифицируются в зависимости от особенностей познавательного процесса в той сфере, в которой они применяется. Однако при этом, в любой модификации, сохранится их классифицирующие характеристики. Такой характеристикой, позволяемой разные Бнешда исследовательские процедуры объединить обиден родовым понятием "эксперимент", увидеть обцее в обыденном роэыгрыао и строго поставленном в лабораторных условиях опыте, является наличие искусственного импульса, который вводится субъектом исследования в изучаемую ситуацию.

Важно подчеркнуть,.что о данной классификации наблцшшо рассматривается в широком смысле слова - как изучение объекта в естественной дли него обстановке. Уточняя соотногеннэ казду "мотодоип и "методикой", мы установили, что наблюдение включает в себя три методики: "собственно наблюдение", "опрос", "изучение докуьантов". Чз четырех методик эхепоримзнта приоритетное значение ицеет "ввэ-доние искусственного импульса", после «его - когда эксперикмнтадь-ная ситуация создана - с равным основанием могут использоваться "собственно наблодениа", "опрос", "изучение'документов".

Представив журналистский эксперимент как специфическую модификацию общего методологического принципа познавательной деятельности, ш таким образом определили исходныэ позиции, с которых в диссертации предпринято его систоиюо изучение.

Во втором параграфе "Специфические особенности журналистского эксперимента" поставлен и на основе анализа творческой практики положительно ревэн вопрос о возможности экстраполяции понятия "эксперимент" на область журналистского познания действительности.

В настоящее время журналистский эксперимент от стихийно используемого способа познавательной деятельности постепенно переходит в разряд научно разработанных методов, так как наряду с практическим применением начинается и процесс его теоретического осмысления.

Однако процесс этот пока только лиэь начинается. До настоящего врокзии в литературе нэ было закреплено строгого содержания за твркяно» "яурналистекий эксперикант". Проанализировав наиечен-1йгэ в работах исследователей подходы к характеристике журналистского экспорииэнта, т получили целый набор позиций, не объединен->тх оя^ьли стержнем и на всзгда сопостаснгах кс.тду собой. Это объпсняотся тем, что, являясь слояш организованной жогограшой систекоЯ, яурналнстский окспвряюнт может предстать перед исследователем, при отсутствия четкой концепции, какой-то одной своей граиьо, которая нз страдает сути явления по.тностьп.

С точки зрения диссертанта, которая обосновывается в работе, кэтодологическп некорректно трактовать эксперимент как ?»тод, заимствованный откуда-то "со стороны" - налрмгар, из социологии. Такой подход заставляет исследователей* "подчинять" действия журналиста строгай ваконан научного познания, однако разнообразие явлений творческой практики показывает, что пурналистскив действия не укладывается в ргикнх этих законов.

Представленная в диссертации концепция предполагает трактовку ыетодоа, исходя из внутренних закономерностей развития самой аурналистики, которая, на основе общих принципов познавательной деятельности, создает и использует свои, специфические модификации наблюдения л эксперимента, в чем-то перекликающиеся и совла-датрв с кх модификациями в других сферах. При этом бесспорно, что

*См.названные работы Кропотова Л.А..Фомичевой И.Д., Щуыилиной Т.В.

уровень профессиональной компетенции яурналиста определяется ви-ротой его кругозора, изучением наработанного в смежных областях знания. Журналист может и должен использовать накопленный здесь опыт, в частности, и опыт эмпирического исследования - преломляя его с учетом специфики журналистского познания, своих дачных творческих склонностей.

Опрос, проведенный нами среди журналястов-практикой, показал, что в профессиональном сознании происходит смещение двух понятий: "экспериментч10ваторство", и "Эксперимент-метод". Причем, понимание эксперимента в большей мере связывается с оригинальность», необычностью, новаторством, чем со специальным методом познавательной деятельности.

В ходе опроса продемонстрировали понимание "эксперивзнта-ма-тода": среди журналистов центральных газет - 73 процента опрошенных; среди работников областной печати - 30 продентов; среди представителей городских и районных газет - 16 процентов.

Если предположить, что в центральной прессе работают специа листы наиболее высокйй квалификации, то прослеживается взаимосвязь швду уровнем профессиональной квалификации вдэналиста п его пониманием своих действий на эмпирической уровне, основанной на знании катодов познавательной деятельности.

Опрос показал также, что основный источником информации о специфике к возможностях журналистского эксперимента пыряется нбпоородствокно творческая практика. Это св!1/,етегьствуег о той, что данная проблема на наала достаточного отражения г; ли.гературз по теории луркалкстнкк, не заняла соответствующего маета с учебных программах ¿}а.куяьтагсв т-урналкстики, в программах разного ро аа уур:о™ и сеьмм&ров, направленных на ппшжише *уршш;етпео;' гвт-'к

Выявлению с1.-цифики журналистского эксперимента способствовало проведенное диссертантом сопоставление его с другими модификациями - в частности, с обыденным, с научным, с социальном экспериментом. Несмотря на определенное сходство, которое ми увидели в результате сравнительного анализа, целый ряд специфических особенностей не позволяет идентифицировать журналистский эяелери-¡янт с другими модификациями, дзлает его лвланием уникальны«.

В соответствии с творческим характером журналистской познавательней деятельности, эксперимент является пластичной кногогран-ной системой, включащей в себя етрокий набор вариантов: одни из них по строгости исследования приблигены к научной модификации метода, другие, напротив - к модификации экспериментального принципа э обдавнной, стнхяйно-битоцоя познавательной деятельности. Причем о процессе творческого поиска схэта введения искусственного импульса чаще подсказываются журналисту элемзнтарной логикой здравого смысла, нежели научными построениями и требованиями.

Особетюстя' журналистского эксперимента определится ого вклп-«нностьо, я качество одного из начальных этапов, в процэсс создания произведения, предназначенного для распространения в кассовой аудитории. Такая включенность позволила использовать для характеристики данного метода выводы, полученные исследователями относительно специфики журналистского познания действительности.

Особенность журналистской модификации экспери1йнта мы уЕидв-ли в специфическом характера искусственного импульса, роль которого играет само действие журналиста. Чем менее это действие вписано в естественный ход событий - тем сильнее импульс, тем в большей степени одутима сконструированное« ситуации, тем ближе яур-наяистская "операция" к крайнему полосу "чистого"эксперимента.

Как и журналистская познавательная деятельность вообще, эксперимент всегда сориентирован на последупяуя коммуникацию, а значи-

кыш являются на только положительные или отрицательные результаты, но и сам ход исследования. Вццэлены и другие специ^часкио харАктеристики вурналистского эксперимента: его включенность в повседневнуо деятельность лвдай, ограниченность нравстванными императивами, ярко выраженный личностный характер, одновроюн-ность получения знания с эмоциональными реакциям гурналиста в оценкой изучаемого события, отсутствие строгой форцалязовшшЪсти, предполагающее творческий подход и гибкуо юнввраннуп тактику сурнадкста.

0<3обцая саманное в данной параграфа, ш продлогяли следующее определение журналистского эксперимента: вто штод познавательной далтельностн, предполагаицкй сведение в ситуацгт искусственного импульса, роль которого играет само дэйствно нурналис-та. Этот импульс позволяет выявить виачш&м в данном случая параметры, а получение звания идзт одноврошнно с эмоциональные реакция:« н оценкой изучаемой ситуации, с учетом того, что результаты эксперимента предназначены для распространения в кассовой аудиторий. Не являясь'строго формализованный, гурналистский "спектакль" определяется творческим почерком курналмста, дэятедь-ность которого регулируется нравственный! иппоративаыи.

В третьей параграф 'Ч'-есго зксгмр«1янта в систакэ ьэтодоа" познавательной деятельности ауриалвста", вьадп понятно схекы вур-налистской познавательной деятельности на. эшшричзсиса ур.Ш13, ш пронаблодали, кактш образен вклечштся в эту схему окспзрикенга-лыпи при сна!, проамализнроьгли критерии для Екбсрй куриалистом в я&вдои конкретном елучао оптимального изтода познавитедыюН дея-теаьно^тк.

Рассичти.иак тенденция рг.зьктия окегюр^цэга»., иы прлгля к йоклетания, ^тс его гкм.-еоло^ескха бозксзлэст»; ¿ълястся пргдла-

сыякой дал литяяного использования э практической журналистике при условии повысвнил уровня соответствующей теоретической подготовки и профессионального мастерства журналистов.

Вторая глава "Журналистский эксперимент: структура, типология, функции, организация" посещена изучение эксперимента о точки зрения его структуры, под которой понимается "совокупность устойчивых связей объекта, обеспэчиваюерпс его целостность и тоя-д«ств«ниость самоиу себе, то есть сохранение отдельных свойств при различных внеетих и внутренних изменениях"*.

Репая вопрос о структуре яурналистского эксперимента, мы исходили из того, что в журналистском исследовании должны сохраняться некоторые устойчивые элементы, связи и характеристики, присуща экспэрякзнту вообще - но в модифицированное вида, с учетом специфических особенностей ауркалистской познавательной деятельности.

Оскисление основных элакзнтов структуры журналистской иоди^я-кацяя океггерикзнта способствовало конкретизации теоретической кон цэпций, представленная в первой главе, а обобщение эмпирического иате риала позволило увидеть журналистский эксперикэит как слодну в, шогограинуо и «»оговаривитиуо систему«

Диссертантом проанализировано большое количество публикация, пря подготовке которых был использован вксперииент. Обобщен богатый опыт яурналастов "Литературной газеты" В.Баскоса, Л.Велика-новой, А.Никитина, А.Рубинова, опит корреспондентов "Правды", "Труда", "Советской России". Больпое количество ссылок на "Консо-мольскув правду" объясняется наличием иитерасных творческих находок в работе редакции.

^Овчинников Н.Ф., Юдин Э.Г. Структура // Аилософский «адяхлопеди-. чэскжй словарь. М., 1963. С.667.

- IÜ -

Кал доказательство возможное« испольвоваиия акспврикэнта вурн&листами местной печати могут рассматриваться опит краевой газеты "Черноморская здравмиц-i", творческие поиски редакции городской газеты "Новороссийский рабочий", работа проблемной группы пэ апробирование експермшнтальюсг методик при редакции городской газеты "ОрсшВ рабочий".

В первом параграфе "Объект в субъект вурналзстского вксгирн-декта" оделен вывод, «то практически лвбал социальная ситуация N поведение вхлоченных в нее дьдей могут бить исследованы експери-шнтальным путем. Ответы двадцати пяти журналистов районных га-саг, которых ш попросили предложит» по возмоанс ти нестандертнув, ори.«нальнув, рассчитанную на использование а личной творчьсжоя практике схему работы на эмпирическом уроне при подготовке интервала на гадакнув тему, подтвердили иавз продлолсазкео о тем, что сравнительно редкое обречена» к »всперимьиту в творческой практике объясняется не угостьи круга "вкспервментальких" объектов, а нивкой профзссяональнов квали^мшивй яурналистов, вх орознгадиеА на стандартные прнеш профессионального поведения.

Промят вксперпкзнтального »ученая иовзт no-pasHouy соотноситься с предметом курналистсюго исследования в целом; екслэра-вант мажот быть направлен на выяснонце кла уточнение какого-то частного момента, а мсгэт быть и развернутш таган образом, что все исследоьалка строится как ивученве параметров искусстве км» созданной снт,«даи.

Следует особо подчеркнуть, что вглечонавсть лвдяв в свс*ецу объекта »ксперимента. диктует необходимость продуманного подбора участников деВстюя, кькладльот ка деятельность sypmxscre. определеннее ограничения еткческого поряди..

Специфика субъекта «урквлистского еиспергаонте определяется

там, что он охаяжиштоя »влечении* в и пучив »у* смтущив, я само •го действие а качеств» участника ситуация играет рель вводимого а нее яокусстеекнвго импульсе. Особенность субъекта состоят также • «го ралносоставиости, лластячностя, мюго»»ря«нтпостя. Приняв осо<5еннсетя субъекта за массяфицирущип фактор, к» рассмотрела как иадяеидуальнна тая я груплоема яеелелоэаняя.

Дяссертеиг привел к виаолу, что а составе коллективного субъекта екеперямента можно выделять! "журналиста" - как инициатора * руководителя "операция", автора Судуч»* публикация, "статяо-та", вмполияюмго иеовходяцуо яеппвогательнув работу, "актора", иииткругааго ту «ж* якуа роль, а так» "соаггора", необходимого вурн»листу » тех случаях, когда схекз введения искусственного ям-пульеа предполагает ориентировку субъекта > иаучммой ситуация «ля гя ого иепосредстганиув яялотзниость э ив».

Наличие в составе субъекта "аурн»листа" является обязательным, стагяота","актера", "ооаштора" - «овмоялым. Пря втоа роль яурнаяяста мояет вить равной! от активных личных дейстюй до на-Олшмяя »а "актером" иля "соавтор«*". Но, поскольку ях деятельность оршниауетоя авторе» будущей публикация, а либом случае ость оснований говорят» о ЫУЖШСГВ ДЕЙСТВУЦ!РЦ, как характеристике субъекта еиоперяеента.

Ечч одна опобо иное ть связана о соединение« в дэятвльноотя оубмхта как продуктивных, та* п репродуктивных влвментов! здесь требуетеи т»орческал личность, которой пр ходятсл выполнять работу, не всегда творческуп по содержа«..о.

В» втором параграфе "Типология журналистского вкспериы?нта" проаиалязмроааиы средства, о поасчьв которых субъект осуезстеляет саое воздействие на объект. В яуриалястокви експерим»нте, в оялу пецифкчеокого характера, в качестве таковых средств выступает

сами действия журналиста либо замечающие их действия "актера" или "соавтора". Кноговариантность этих действий объясняется творческим характером журналистской познавательной деятельности.

Совокупность исследуемых явлений, в данном случае журналистских экспериментов, может быть приведена в некоторую систему, если поставить и рзвить вопрос об их типологии. Являясь многозвенной системой, журналистский експериыант обладает целш набором признаков, которые позволяют рассматривать его в равных классификационных системах: от универсальных, применимых ко всем модификациям эксперимента, до специфичных, отражающих особенности именно его журналистской модели.

Сила искусственного импульса рассматривается исследователями как основание для универсальной типологической схемы. В зависимости от силы импульса можно выделять: "чистый" акспарижнт как крайний полюс экспериментирования со всею его специфически!» чертами, полевой или естественный экспзришнт, г.севдоэкспарикзнпгро-вание или экспериментальное наблюдение*.

Поставив вопрос о выборе критерия для типологии журналистских экспериментов, который бы наиболее полно учитывал в отражал особенности данной модификации изтода, ш сочли целесообразный пспо- ' льзова1ь в качества такого критерия способ иьэдония искусственко-го иипульса, то есть способ действия дкурнажиста.

Поскольку журналистский "спектакль* на являлсп строго формализованным и опрздолягтся индавидуальнви почерком его автсра, то и типологическая схема, нь наа взгляд, но должна носить вгикну-того характера, оставляя свободное пространство для полета фонтами и новых открытая. Вьосге с той, некоторое скстешое ocuiesa-

Раббот B.C. Рель акспаркшнта в социальном иссладэгллчи: Автсреф. дкс. ... кслд.фалос. наук. U., ГОО. С. lb.

ние уже освоенных практикой способов введения искусственных импульсов может раса- -.триваться как пладпарм для личного поиска.

Предприняв попытку расположить экспериментальные привил по lape возрастания силы импульса, ш сочли.ня обхода кии оговорить, ито эта градация, также как выделение сами приемов и определение их "границ", носит достаточно условный характер, поскольку сам творческий процесс подавятся лияъ условному структурировало.

Представленная нам шкала на полос» "слабого" вксториментя-рованил начинается с приемов, которые могут быть объединены об-epiu терминов "ролевое участия": действуя в качества нвпосредст-«вняого уч!стника ситуации, вурналнст одаоврвкзнно остается журналистом - со специфическим восприятием происходящего,о устяноркоЯ на ого осмысление и отрагсжэ в будущая проивгядении. В диссертационной работе выделены я прояллострярогши npatepasa пз творческой журналпстскоЯ практики слвдусщиз прявш "ролевого участия"!

- "журналист в роли кляэнта"{

- "окспвринант поневоле";

- "совокупная иифсрмщия";

- "перепена профессия1^

- "деятельный работиик"|

- "внедрение";

- "подставная фигура*}

- "вксперямвнт на себе*.

Прием* "ролевого участия" основаны на том, что журналист, действуя в тся или иной роля, таи саздм вводят нудный - в соответствии с конкретными познавательными задачей* - искусственный иипульс. Но он иогат и усилить »тот инпульс, своим действием целенаправленно конструируя нужную ситуации, втягивая в иев определенный круг интересующих его лиц.

Механизм вгого конструирования весьма схож о алгоритмом ситуационно-ролевой, иштационноИ игры. Целый ряд приемов журналистского експерименткровшия - это гожа своего рода игра. К числу таких приемов относятся:

- "кто меня остановит?";

- "по следам";

- "комиссия";

- "положительный образец";

- "руководитель службы в рели ее клиента";

- "экспертная опенка";

- "шченьш атомы";

- "спмуляшюнный метод".

"Симуляцноннмй метод" ш расположили на крайнем праеом полосе "чистого" экспериментирования, поскольку вдесь наиболее отчет-живо и наглядно прослеаз кается целенаправленное конструирование нужной журналисту ситуации. Роль сильного искусственного импульса играет действие, практически не вписанное в естественные ход добытой и липь гипотетически возможное в нем.

Необходимо так&а учитывать, что в вксперкмент&хьной ситуации может использоваться как какой-то один из зкспзрииентальшсс приемов, так и определенный набор отих приемов, иоторао, какдадываясь друг на друга, усиливает общее окспоряшнтальное "поло".

В третьем параграфа "4уикизш сурнадастского кспоркьакта", рассматривая четвертый вдемзмт еоылрзяциашого сраьа - продукт аксперкмента, представляемо собой рсьлиседип его цзлоИ - ¡щ исходили из того, что та конкретная цэль, с которой журналист использует тот или иной шгсд, определяется потекцхальиыал ьоадовностя-1-м данного ютода, его функциякй в продасее позасательной дзяге-льности.

Вцдвпнугая диссертантом гипотеза о функциональной разноплановости журналистских експеривенгов подтвердилась изучением кон-кретнюг актов творческой деятельности. Был выявлен достаточно широкий набор (функций, соотносящий с неиэй концепцией шоговариант-ностн журналистского эксперимента, Выявленные функции связаны с обеспечением самой возможности познавательного процесса, о преодоленнем психологических барьеров общения, с проверкой достовернос-тя фактов я правильности гипотеза, с пояском аргументов в пользу журналистской концепции н конкретизацией самой ятой концепции, о пояском форма будуе^го катернала, а тага» о психологическим обес-пэчэниеь. творческого процесса.

В четвертой параграфа" Оргеннзвдая журналистского эксперимента" особое сняьаняа обрывается на проблеиу нравственной оправданности введения искусственных импульсов, на обеспечение достоверности получаемой информации и адекватности ее оданхн.

Вкдочая в себя осносныа ¡»тали, прясуарте эксперименту вообще, журналистский яяспарикэнт возе? бить ливь весьма условно структурирован и соответствия с имя, поскольку в журналистском исследования вта отели своеобразно преломляются с учетом его творческого характера.

Ревая вопрос о влияния кзтода познания на содержательные и форьальнвз особенности журналистского произведения, ш пришли к выводу, чтэ вкспаршянт с растя« основанием может быть использован при подготовке катеря&ла любого кайра, а в готовом произведении иозгэт выть освецен с разной степенью полноты: от краткого упоминания 'хотя да*» такое упоминание не является обязательны»), до подробного отчета о том, как создавалась и разворачивалась акспе-риментальная ситуация.

Вопрос о том, насколько подробно следует освежать ход "опера-

ции", индивидуально решается журналистом в каждом конкретной сиу-чае. При втом следует ишть в виду, что ыэтод познания в журналистике оказывается одновременно и способом воздействия на аудиторию: если читатель видит, как журналист ДЕЙСТВОВАЛ, вто усили-iut степень его доверия, а описание игровой ситуации и самого читателя как Си вовлекает в организованную журналистом игру.

В в&клвченми автор подводит итога исследования, отмечая необходимость изучения данного метода познавательной деятельности в процессе подготовки журналистских кадров. Подученное в процесс« учебы систематизированное знание о журналистской эксперишнт» будет способствовать его более активному использование в творческое практике, а в конечном итоге и более качественной журналистской работе.

X X

X

По теме диссертации автором опубликованы следунциа работы:

1. Ход выбираот журналисты // Курнадист. 1990. » 6. 0,5 п.л.

2. Ах, как хочется перемзн! // Курн&листокке новости. 1989. & 3. 0,09 п.ж.

3. Специфическая модификация экспернизнта в журналистской познавательной деятельности. // Да п. в ИНИОН АН СССР. Per. Р

о» " '2 * Р У 1990 г.

4. Это же дети (В соавтИ // Р&бачэ-грестьянсжй корреспондент. 19Ь6. У 7. 0,4 п.д.

ЭПЛ.ЫГУ.ЪАК.ЧЪО.Т. fOO