автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Ермак и Сибирский поход казаков в историческом сознании русского народа
Текст диссертации на тему "Ермак и Сибирский поход казаков в историческом сознании русского народа"
/ / / !
Челябинский государственный университет
На правах рукописи
Шубарина Любовь Васильевна
Ермак и Сибирский поход казаков
в историческом сознании русского народа
Специальность — 07.00.02 — отечественная история
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель - доктор исторических наук профессор заслуженный деятель науки РФ А.П.АБРАМОВСКИЙ
Челябинск-1998
Оглавление
введение .................................................................................... 3
Глава I. ПОХОД КАЗАКОВ В СИБИРЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ
§1. Официальная версия о Ермаке в XVI - XVII вв..... 34
§2. Фольклорная основа исторических представлений
о Ермаке ............................................................... 65
§3. Летописная традиция истории Сибирской
экспедиции Ермака ................................................ 96
Глава II. ИСТОРИЯ СИБИРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ЕРМАКА В
НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ РУССКОГО НАРОДА
§1. Ермак и его окружение ........................................... 116
§2. Этапы и итоги Сибирского похода .......................... 139
§3. Ермак и Иван Грозный ............................................. 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................177
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
189
ВВЕДЕНИЕ
Происходящее в наше время переосмысление истории нашей Родины требует нового обращения к важнейшим фактам ее прошлого. Среди наиболее актуальных проблем становления российской государственности находится комплекс вопросов, связанных с присоединением Сибири к России. Значительную роль в этом процессе, как известно, сыграл поход Ермака, поэтому не случайно покоритель Сибири стал для потомков национальным героем.
Сегодня, в сложное для России время, данная тема очень актуальна, поскольку в обществе возникает потребность вновь обратиться к личностям, стоявшим у горнила рождения державы, к тем, кто составил ее славу, поскольку возрождение страны немыслимо без формирования в сознании общества патриотизма, любви к своей отчизне.
События завоевания Сибири и личность Ермака привлекают внимание и в русле возрождения казачества, пристального интереса к его историческому пути. Безоговорочно признавая крупную роль казаков в судьбах отечества, специалисты считают, что эта тема и в настоящее время содержит ряд «белых пятен». Это касается не только последних десятилетий существования казачьего сословия, но и времени его зарождения. В генезисе казачества ясно еще не все, поскольку этот феномен «сложен, многогранен и противоречив»1. Казаков рассматривали и как грабителей, и как авангард революционного крестьянства, и как освободителей России от интервентов. По мнению А.Л.Станиславского казаки «знали все перечисленные качества»2, и потому важно выявить, какие
1 Куценко И.Я. Кубанское казачество. - Краснодар, 1993. - С.24.
2 Станиславский А.Л. Граязданская война в России в XVII в. Казачество на переломе истории. - М., 1990. - С. 5.
черты были у них определяющими, доминирующими в «эпоху Ермака».
Более четырех сотен лет отделяет от современности поход казаков за Урал. Время оставило на облике Ермака свои следы. Каждая эпоха вносила коррективы, создавая образ, созвучный собственным устремлениям, что способствовало легендаризации личности атамана. Подлинные же черты его характера, действительный ход событий были погребены в слоях поздних искажений и добавлений. Феномен Ермака заключается в том, что атаман был признан героем всеми социальными слоями России. Результатом этого явилось большое разнообразие представлений о завоевателе Сибири, образ которого порой служил эмблемой полярных идеологических концепций. Не избегло этой опасности и современное общество. В настоящее время предпринимаются попытки использовать наиболее яркие эпизоды российской истории в качестве аргументов, доказывающих справедливость той или иной политической доктрины.
Личность Ермака и его сибирский поход - предмет данного диссертационного исследования - представляет собой одну из дискуссионных тем современного научного знания. Ведущим мнением российской, советской и современной историографии является признание крупной роли казачества и, в частности, атамана Ермака в присоединении и освоении Сибири, что послужило укреплению и богатству московской державы. Однако региональная историческая наука, получив независимость от официальных оценок, выдвигает свою точку зрения, согласно которой «путь, начатый с завоевания Казани и Сибири...привел к новым захватам, освященным в средневековье крестом и истинной верой, а позже - идеями коммунизма». В свете этой концепции Ермак предстает «первым
воином-интернационалистом», проводившим в жизнь колониальную политику московского двора, которого надо «не обелять», а изображать в соответствии с исторической правдой - «разбойником и завоевателем»1. Сегодня высказывается мнение, что не будь похода Ермака, судьба Сибири сложилась бы иначе, более счастливо и благополучно.2 Следовательно, вновь назрела необходимость обратиться к этой проблеме.
Поход Ермака стал достоянием отечественной истории. Отметим, что понятия «событийное» и «историческое» не равны друг другу. Историей становится лишь факт, несущий печать единственного в своем роде.3 Он ввиду судьбоносного значения закрепляется в памяти людей, становится частью исторического сознания народа.4
Историческое сознание россиян - объект данного диссертационного исследования - формировалось постепенно, последовательно существуя в фольклорной, летописной, научной традиции. Поэтому считаем необходимым, наряду с научным знанием, привлечь к рассмотрению фольклор и летописи - формы отражения исторической действительности, которые соответствовали историческим этапам, близким к сибирским событиям. В процессе эволюции каждый новый вид исторического сознания не перечеркивал предыдущий, а существовал параллельно, активно взаимодействуя с более ранним. Закономерно, что представления, созданные на эмпирическом и теоретическом этапах народного осмысления казачь-
1 Измайлов И. Счеты и просчеты имперских историков // Родина. - 1994. - №8. - с.28-29.
2 Кызласов Л.Р. Сибирь. Взгляд из прошлого в будущее // Вестник Московского университета. Сер.8. История - 1993. - №4. - С.60.
3 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С.243.
4 Под историческим сознанием понимается «все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее, в которых общество воспроизводит свое движение во времени». См.: Ракитов А.И. Историческое познание. - М., 1986. - С.52.
его завоевания Сибири, находятся в сложной системе взаимодействий и взаимовлияний.
Историческое сознание состоит в неразрывном единстве с историческим познанием. Специфической особенностью последнего является ретроспективность, поэтому представление - неизбежный этап, предваряющий историческое знание на любом уровне. Следует подчеркнуть, что представление осуществляется или в образе воспоминания о ранее воспринятом явлении, или в образе, созданном продуктивным воображением.1 Во многом исходя из этого, современная наука считает, что исторический факт во всех видах исторического знания помещен в определенную программу объяснения мира и поведения людей. Политические и идеологические вкусы потомков оказывают влияние на трактовку былых
событий. В каждую новую эпоху исторические персонажи облекают-
2
ся в новые знаково-смысловые и культурно-оценочные одеяния. Даже в научном знании развести оба уровня познания - эмпирический и теоретический, невозможно, так как то, что мы фиксируем как теоретическое в одной научной системе, с точки зрения
о
другой является эмпирической реальностью. Поэтому, когда мы рассуждаем о Ермаке, то что при этом имеется в виду? Реальный Ермак или наше представление о нем? Фактография и источниковедение могут частично предохранять от ошибок, но не устранят сомнение, что мы имеем дело с рекомбинацией предания.
Хронологически данное исследование охватывает период с начала 80-х годов XVI столетия по XX век, с момента казачьего завоевания Сибири - по настоящее время. Подобный масштаб обусловлен спецификой объекта изучения - исторического сознания,
1 Философский энхдаклопедический словарь. - М., 1989. - С.504.
2 Разумов А. Историческое сознание - политическая культура // Коммунист. - 1991. - №4. -С.16.
3 Шмаков B.C. Структура исторического знания и картина мира. - Новосибирск, 1990. - С.58.
представляющего собой непрерывный процесс. Данное обстоятельство обусловило необходимость рассмотрения представлений о Ермаке в динамике социокультурного контекста. Выбор XX века как верхней границы работы позволяет рассмотреть современные подходы и трактовки личности покорителя Кучума и его «сибирской эпопеи».
Важнейшей проблемой стоящей перед исторической наукой сегодня является изучение движения социально-исторических реалий и выявления механизма этого движения, соотношения между историческим фактом и представлением о нем. В связи с этим нам кажется актуальной мысль М. А. Варга, что «социально-исторические реалии познаются в движении и необходимо выявлять механизм этого движения»1.
Целью данной диссертации является исследование особенностей отражения личности Ермака и сибирского похода казаков в историческом сознании российского народа на разных этапах его существования, анализ возникновения и развития представлений об атамане, выявление роли эмпирического способа познания в реконструкции исторического факта - сибирской экспедиции волжских казаков.
В соответствии с данной целью возникает необходимость решения следующих задач:
- Изучить процесс формирования исторических свидетельств о Ермаке и его походе, представленных официальными документами, фольклором и летописной традицией;
- Раскрьггь особенности взаимовлияния и трансформации различных уровней и форм исторического сознания, отражающего «сибирскую эпопею»;
1- Барг М.А. Категория «развитие» в историческом исследовании: Опыт системного анализа // История СССР. - 1981. - №1. - С.77.
- Исследовать основные этапы похода с позиции национального самосознания;
- Изучить народную версию экспедиции Ермака и основы научных концепций этого явления.
Российская наука достигла больших успехов в изучении сибирского похода волжских казаков. Однако основное внимание историков было уделено изучению реконструкции собственно исторических событий: хронологии похода, характеристике его этапов, роли правительства и Строгановых в организации экспедиции. Сферой научных интересов литературоведов и фольклористов являлось собирание и изучение народного творчества о Ермаке, выявление степени его исторической достоверности и специфики литературной обработки .
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в диссертации предпринята попытка рассмотрения похода волжских казаков и личности Ермака через призму исторического сознания народа. Сибирский поход казаков и личность Ермака рассматривается в контексте представлений, рожденных на разных уровнях российского сознания - бытовом, государственном, теоретическом. В работе анализируется соотношение исторического и легендарного в личности сибирского атамана, процесс эволюции и многофакторный механизм интеграции представлений о Ермаке, реализованных устным народным творчеством, идеологией и наукой.
Методологическими основами исследования стали принципы
диалектики, историзма и научной объективности. Изучаемые факты и явления рассматривались в их логической взаимосвязи. При исследовании исторических процессов учитывались их противоречи-
вость, внутренняя и внешняя динамика и поступательность развития общественных систем. Наряду с общими принципами диалектики в работе применялись такие логические методы и процедуры познания как индукция и дедукция, аналогия и классификация объектов изучения, определение понятий, доказательства. Множественность субъектов, анализируемых в работе, обусловила использование методов сравнения и экстраполяции. В диссертации были применены важнейшие специальные методы исторического познания - проблемно-хронологическое рассмотрение изучаемых процессов, ситуационный анализ и ретроспективный подход. Это позволило проследить большинство направлений развития преданий о Ермаке и его экспедиции в Зауралье, показать эволюцию их формирования и составить целостную картину представлений русского народа о событии и его герое. Ситуационный анализ помог ввести рассматриваемый исторический факт в контекст общих закономерностей разных эпох, сохранивших память о «сибирском взятии».
Казацкое завоевание Сибири вызывало интерес исследователей на всех этапах развития исторического сознания общества. Разработка темы началась в 20-е годы XVI века, когда сведения о падении царства Кучума становятся предметом внимания летописцев. В Сибири инициатором собирания сведений о Ермаке стала Тобольская епархия. По воспоминаниям ветеранов был создан Синодик ермаковым казакам, где рассказы участников получили религиозную трактовку. Синодик наложил отпечаток на все сибирское летописание, однако в летописях присутствует множество разночтений. Примером тому являются Бузуновский, Погодинский, Кунгурский летописцы, Строгановская и Есиповская летописи.
Помимо сведений из Синодика эти памятники содержат устные предания, включенные авторами самостоятельно, в которых порой отражены противоположные представления о Ермаке. И это неудивительно. С каждым новым списком коэффициент искажения увеличивался, поскольку к первоначальной информации прибавлялась субъективность извлечения, сводки, обобщения. Тем не менее, летописи долгое время были основным источником сведений о Ермаке .
Во второй половине XVII века появляются произведения ссыльного политического деятеля Ю.Крижанича1 и служилого человека, сына боярского С.У.Ремезова, хорошо знакомых с Сибирью. Первый провел в Тобольске 15 лет, второй был сибиряком в третьем поколении. В их трудах ведущая роль отводится историческим преданиям. Оба автора подчеркивают значение Ермака в присоединении сибирских земель, но представляют его по-разному. Ю.Крижанич рисует сибирского атамана разбойником, С.Ремезову присуще стремление к идеализации облика Ермака. Такт! образом, до появления научной историографии предания играли ведущую роль в описании сибирского похода казаков.
Новый период разработки темы приходится на XVIII век, когда началось систематическое изучение Сибири. Первьм, кто построил научную концепцию похода Ермака, был академик Г.Ф.Миллер. В ее основе лежал комплекс документальных, летописных и фольклорных источников. По верному наблюдению В.Г.Мирзоева «ни один историк не разыскал, не добыл и не сохранил столько материала, как это сумел сделать Миллер». Важ-
1 Крижанич Ю. История о Сибири //Алексеев М.П. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. - Иркутск, 1941.- С. 553 -565.
2Ремезовская летопись // Сибирские летописи. - СПб., 1907. - С.316 - 366.
3Мирзоев В.Г. Историография Сибири (домарксистский период). - М.: Мысль, 1970. - С.79.
но отметить, что автор «Истории Сибири» впервые стал пользоваться методом сличения источников разного уровня — фольклора, летописей, документов, сверять записи предшественников с бытующими преданиями местного населения. Он первый поставил под сомнение сведения позднего крута документов «архива Ермака». Стремление к научной истине привело автора к ломке стереотипа своего времени, что государственные деяния - прерогатива знати. Он признал, что завоевание Сибирского царства — дело рук разбойников с большой дороги».2
Трактовка событий в первом научном труде о Сибири вызвала ожесточенные споры. В частности, М.В.Ломоносов подверг критике позицию Миллера, считая, что «подлинно неизвестно, для себя ли Ермак воевал на Сибирь или для всероссийского самодержца», потому предложил отрицательные характеристики, данные сибирскому атаману автором «все выключить»3, что и было сделано. Таким образом, с момента создания первого научного труда о сибирском походе, личность Ермака стала предметом дискуссий и объектом идеологических концепций.
Российский писатель и общественный деятель А.Н.Радищев, будучи в сибирской ссылке, не мог не обратить внимание на почитание Ермака в том краю. Основой для создания образа атамана для него служили личные наблюдения, изучение архивов Тобольска. Абрис героя был в значительной мере результатом общения автора с местными преданиями и, как следствие, сибирский завоеватель у него - выходец из низов, которому свойственны «величие духа и талант». Радищев также высказывал мысли о тех-
1 Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.1. - М.; Л., 1937
2 Миллер Г.Ф. История Сибири... - С.214.
3 Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. Т. 6. - М.; Л., 1952. - С.560-561.
ническом превосходстве к�