автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Лабутина, Наталья Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья"

На правах рукописи

□ОЗОБТ135

Лабутина Наталья Вячеславовна

УСТНАЯ НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА РУССКИХ КАЗАКОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ (конец XX - начало XXI в.)

Специальность 10 01 09 - фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Улан-Удэ 2007

003057195

Работа выполнена в Отделе литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук

Научный руководитель доктор филологических наук Матвеева Руфина Прокопьевна

Официальные оппоненты

доктор филологических наук Кузьмина Евгения Николаевна кандидат филологических наук Судакова Оксана Николаевна

Защита диссертации состоится 29 марта 2007 г в 13 00 ч на заседании диссертационного совета Д 003 027 02 при Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Республика Бурятия, г Улан-Удэ, ул Сахьяновой, 6)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского научного центра СО РАН (г Улан-Удэ, ул Сахьяновой, 6)

Автореферат разослан « 26 » февраля 2007 г

Ученый секретарь

Ведущая организация Бурятский государственный университет

диссертационного совета

Цыбикова Б -X Б

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Казачество - одна из самобытных этносоциальных групп русского народа В локальных субкультурах казаков (сибирских, забайкальских, терских, донских и других) несмотря на сложившуюся бытовую, культурную и языковую специфику преобладают общие основополагающие черты

Забайкальское казачество на протяжении трех столетий прошло процесс адаптации и локализации Традиционная казачья спайка помогла им сохранить себя как историко-культурную единицу, со своими традициями, хозяйственным укладом и менталитетом Быт и нравы забайкальских казаков имеют свою выраженную социокультурную специфику, что нашло отражение и в фольклоре

Фольклорный репертуар забайкальских казаков богат по своему содержанию и разнообразен в жанровом отношении Об этом свидетельствуют материалы, собранные в Забайкалье фольклористами, этнографами, краеведами, в том числе на рубеже XX - XXI вв Но если первые собиратели застали в живом бытовании сказки, обладающие специфическими чертами местного колорита мифологические рассказы, предания, обрядовую и необрядовую поэзию, заговоры, следы существования героического эпоса, то на рубеже XX - XXI вв наблюдается иная фольклорная ситуация Историко-социальные процессы в общественной жизни XX в внесли существенные изменения в жизнь народной поэзии казачества Забайкалья

Актуальность темы исследования. Фольклор казаков Забайкалья до настоящего времени остается недостаточно изученным, а отдельные грани его в силу разных обстоятельств оказываются малоизвестными Прежде всего не решена проблематика локально-региональной специфики культуры забайкальских казаков относительно культуры казаков других регионов и специфичность казачьей культурной традиции в сопоставлении с народной культурой других групп народной культуры русского населения Забайкалья Не описан фольклорный репертуар и не изучена традиция бытования различных жанров В большей мере это относится к жанрам несказочной прозы (предания, устные и мифологические рассказы), которые не были предметом специального исследования До сих пор не раскрыта спе-

цифика устной несказочной прозы забайкальских казаков в условиях сложившихся исторических реалий, не выявлен ее сюжетно-мотивный состав

Полевые исследования на рубеже ХХ-ХХ1 вв подвели к необходимости новых подходов в решении проблем функционирования фольклорной прозы забайкальских казаков в конкретных исторических условиях, пересмотра сложившихся стереотипов в вопросах жанровой дифференциации устной народной прозы

Цель и задачи работы. Цель - исследование традиции бытования несказочной устной прозы казаков Забайкалья на рубеже ХХ-ХХ1 вв , анализ сюжетов/мотивов преданий, устных и мифологических рассказов в их связи с историческим контекстом Для достижения цели ставятся следующие задачи

- показать традицию бытования народной прозы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI в ,

- проанализировать фольклорные тексты и выделить тематические группы преданий и устных рассказов забайкальских казаков,

- установить сюжетно-мотивно-образный состав внутри тематических групп несказочной прозы (преданий, устных и мифологических рассказов),

- выявить характерные локальные особенности преданий и устных рассказов забайкальских казаков, бытующих в конце XX - начале XXI в

Объект исследования — жанры несказочной прозы казаков Забайкалья

Предмет исследования - сюжетно-мотивно-образный состав прозаического фольклора казаков Забайкалья

Теоретико-методологической базой исследования послужили общие теоретико-методологические принципы изучения фольклора, концепция Б Н Путилова о регионализме фольклорной культуры, изложенные в монографии «Фольклор и народная культура», теоретические положения о классификации народных жанров В Я Проппа, о традиционности «импровизационных жанров» К В Чистова, фольклористические работы о дифференциации прозаических жанров

Основные методы сравнительно-типологический, структурно-семантический

Источниками исследования послужили экспедиционные материалы Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН (УВРК), кафедры народного пения ВСГАКИ, опубликованные тексты преданий, устных и мифологических рассказов, а также собранные диссертантом во время полевых исследований в 2000-2004 гг в бывших казачьих станицах и поселках казаков Забайкалья Кяхтинском, Джидинском, Бичурском районах Республики Бурятия При анализе повествовательного фольклора забайкальских казаков для уяснения некоторых сравнительно-типологических вопросов привлекались опубликованные материалы Кубанского, Донского, ЗападноСибирского казачества

Научная новизна и практическая значимость. Впервые в русской фольклористике рассматривается современное бытование устной несказочной прозы забайкальских казаков, устанавливается сюжетно-мотивно-образный фонд тематических циклов преданий, мифологических и устных рассказов забайкальских казаков, определяющий специфические черты этой этносоциальной группы русского народа В научный оборот вводятся новые фольклорные тексты

Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в процессе дальнейшего исследования жанровой системы устной несказочной прозы, для решения проблем историко-этнографического контекста и прагматики фольклора Материалы и результаты исследования могут быть использованы при подготовке к публикации тома несказочной прозы серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», разработке учебных курсов по фольклору на филологических факультетах высших учебных заведений

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертации изложены в докладах на научных конференциях XI научно-практический семинар Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» - «Шастинские чтения» (Иркутск, 2002), IV международный научный симпозиум «Этнокультурное образование, совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур» (Улан-Удэ, 2003), ХП научно-практический семинар Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» (Омск, 2003), «Найдаковские чтения-2» (Улан-Удэ, 2004), региональная научная

конференция «Научное наследие фольклористов и литературоведов А. И Уланова, С П Балдаева, Л Е. Элиасова, Г О Туденова, А И Кима, Ц -А Н Дугарнимаева» (Улан-Удэ, 2004) Содержание диссертации отражено в шести публикациях

Объем работы составляет 270 страниц текста с приложением Список использованных источников включает 165 наименований

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, использованных источников и литературы, приложения Главы подразделяются на разделы В приложение представлены фольклорные тексты, на которые ссылается автор в работе, и указатель мест записи текстов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введение освещаются вопросы собирания и изучения традиционного фольклора казаков Забайкалья, дается краткий обзор работ по фольклору забайкальских казаков, характеризуются использованные в работе материалы, излагаются методы анализа, формулируются цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна и актуальность темы

В первой главе «Устная несказочная проза в системе жанров казачьего фольклора» рассматриваются современные теоретические положения в исследовании жанров несказочной прозы, определяется место народной прозы в фольклорном репертуаре забайкальских казаков, ее жанровая специфика

Значительное место в несказочной прозе забайкальских казаков занимают предания и устные рассказы - своеобразные документальные летописи, отражающие сложный исторический путь, пройденный этой группой русского населения Сибири, поэтому именно указанные жанры подлежат специальному рассмотрению и выявлению в них специфичности казачьей фольклорной традиции Большинство современных текстов носят межжанровый характер По сюжетам, поэтическим характеристикам и функциям (для тех и других характерна информационная функция, тенденция к достоверности) они могут быть отнесены и к преданиям, и к устным рассказам Основным критерием жанрового разделения выступает отношение действительности Различительные жанровые признаки зависят от степени времен-

ной или географической дистанцированное™ рассказчика от событий, описываемых в повествовании Предания разной локально-региональной принадлежности (забайкальских, уральских, кубанских, амурских казаков) имеют общий мотивный состав Разница главным образом в исторических и бытовых реалиях, заключенных в произведениях, их различной конкретной временной, локальной и персональной приуроченности

В главе раскрываются конкретные жизненные факты, послужившие основой содержания прозаических фольклорных произведений забайкальских казаков специфика заселения края, влияние иноэтни-ческого окружения, государственная политика по отношению к казакам в различные исторические периоды События ХХ-ХХ1 вв определяются самими казаками как «жизнь при царской власти, при советской власти, при нынешней жизни (постсоветский период)» В содержании текстов отражена жизнь в станицах «до разрушения традиционного бытового уклада (до коллективизации)», и «жизнь в селе в настоящее время» Подобного рода рассказы, по классификации М Р Базнлишиной, составляют тематический цикл устных рассказов «раньше-теперь» (Устный народный рассказ функциональная природа жанра Дис канд филол наук -Иркутск, 1997 -С. 233)

Широко распространены в устном репертуаре казаков произведения, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии - мифологические рассказы Сюжеты-мотивы мифологических рассказов казаков в диссертации идентифицированы с «Указателем сюжетов-мотивов быличек и бывалыцин» В П Зиновьева (Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири - Новосибирск, 1987 - С 305-320)

Таким образом, при исследовании регионального материала по несказочной прозе казаков Забайкалья были выделены и рассмотрены мифологические рассказы, предания и устные рассказы трех основных сюжетообразующих тематических групп о заселении и освоении края и образовании казачьих станиц, о «старой» казачьей жизни, о гражданской войне

Во второй главе «Предания о заселении и освоении края казаками, образовании казачьих станиц» разбирается указанный цикл преданий, а также примыкающие к нему тематически генеалогические (о

родословных забайкальских казаков) и топонимические предания (о происхождении названий бывших казачьих станиц и поселков)

Самые ранние предания о заселении и освоении края, связанные с походами Ермака в Сибирь, до нас не дошли, но нашли свое отражение в письменных источниках и летописях Основной исследовательский материал составили записи 2001-2003 гг от потомков забайкальских казаков второй волны переселенцев, прибывших в Забайкалье в середине XVIII в По содержанию повествований следует, что образование станиц вдоль границы в Забайкалье начинается в XVIII в В преданиях указанного цикла выявляется историческая достоверность повествований в соотнесенности ее с художественным вымыслом

Большую группу устной исторической прозы составляют предания об истории происхождения названий населенных пунктов По материалам современных записей, видно, что наименования казачьих станиц в Забайкалье имеют как русское, так и бурятское, реже - монгольское происхождение Русские, попав в Сибирь, восприняли некоторые из уже имевшихся названий, нередко и их историю происхождения, которая легла в основу русских преданий об иноэтнических топонимах Встречаются станицы с преимущественно русским населением, но с названием бурятского происхождения Объяснение очевидному несоответствию находим в преданиях местных старожилов о заселении и освоении края

Русские названия отражали одно из главных назначений казачества - быть оплотом православной веры на востоке Некоторые станицы были названы в честь святого, который считался покровителем станицы Содержание преданий и устных рассказов об образовании отдельных станиц и поселков связано с историей более крупных близлежащих станиц

В сюжетно-тематической группе современных преданий потомков забайкальских казаков о заселении и освоении края, образовании казачьих станиц есть повествования о первопоселенцах Традиционно бытует мотив «с чего начиналась станица» По своей повествовательной форме предания, записанные на рубеже XX - XXI вв , отличаются кратким содержанием информативного характера

В третьей главе «Предания и устные рассказы забайкальских казаков о «старой» казачьей жизни» рассматривается сюжеТно-

тематическая группа произведений современной несказочной прозы, занимающая значительное место в фольклорном репертуаре забайкальских казаков Разбору сюжетов указанной тематической группы посвящены пять разделов главы

При сравнении устных рассказов «о «старой» казачьей жизни», зафиксированных в 2000-2003 гг , с текстами в записи 1966-1967 гг , опубликованными Л Е Элиасовым в 1969 г в сборнике «Фольклор казаков Сибири», выясняется, что содержание преданий и устных рассказов указанной тематической группы существенно не изменилось Основные сюжеты произведений по-прежнему составляют служба забайкальских казаков, станичная жизнь и быт казаков, казачья свадьба, отношения казаков с монголами, бурятами По зафиксированным материалам конца XX - начала XXI в , добавляются устные рассказы о календарно-обрядовых праздниках

В первом разделе третьей главы рассмотрены произведения на один из основных сюжетов, входящих в тематическую группу о «старой» казачьей жизни - на сюжет «о Забайкальском казачьем войске» Основными реалиями указанных произведений выступают образование ЗКВ, военная подготовка и снаряжение казака на службу, воинская экипировка, участие ЗКВ в различных походах и его заслугах перед Отечеством, казачий круг При сопоставлении записей последних лет с ранее опубликованными материалами выявляется устойчивость сюжетно-мотивного состава указанных повествований

Во втором разделе третьей главы рассмотрены предания и устные рассказы «о станичной жизни и быте забайкальских казаков», которые отражают жизненный уклад казаков конца XIX - начала

XX в В рукописях и опубликованных текстах путешественников XVIII в подробно описаны станичная казачья жизнь и быт забайкальских казаков Сопоставление жизнеописаний казаков конца XVIII в и в современных устных рассказах и преданиях середины XX - начала

XXI в, показывает, насколько разительно ухудшилась жизненная ситуация казачества

В конце XX - начале XXI в основными прозаическими жанрами в фольклоре забайкальских казаков выступают предания и устные рассказы тематического цикла «раньше-теперь» Идеализация того, что утрачено в ходе исторических перемен в стране прослеживается во многих устных рассказах забайкальских казаков В преданиях опи-

сывается хозяйственный уклад жизни казаков, который мало отличался от крестьянского Разница всегда состояла в долгосрочной отлучке казака из дома во время службы, что нередко приводило к упадку его хозяйства В содержании текстов отражена жизнь в станицах «до разрушения традиционного бытового уклада (до коллективизации)», «жизнь при Советах» и «жизнь в селе в настоящее время»

В содержании преданий отражены специфичные, присущие только казачеству, этические традиции, показана исторически конкретная целостность нравственных ценностей забайкальских казаков

В третьем разделе третьей главы рассмотрены предания и устные рассказы «о казачьей свадьбе» В опубликованных материалах конца XIX - начала XXI в нет полного, поэтапного описания свадебного обряда забайкальских казаков В рассказах-описаниях характеризуются роли в свадебном действии жениха, невесты, дружки, тысяцкого, сватов, крестных, подружки невесты-«провожатки», гостей свадебного поезда-«поезжан»

Подробно в разделе представлены рассказы о свадебном обряде с Шарагол - бывшей казачьей станицы, выявлен песенный репертуар В современном поэтическом репертуаре свадебной поэзии с Шарагол преобладают величальные песни, отсутствуют корильные и приговоры дружки, большая часть исполняемых песен относится к разряду лирических

Устные рассказы о свадьбе нередко содержат мифологические сюжеты/мотивы колдун (или ведьма) «портит» свадьбу, шутит над ней, колдун оберегает свадьбу, соперничество колдунов на свадьбе Еще в 1970-1980 гг можно было услышать от старожилов Забайкалья невероятные истории о дружке, оберегающем свадьбу от порчи, в начале XXI в такие рассказы встречаются крайне редко

В четвертом разделе третьей главы рассмотрены предания и устные рассказы о взаимоотношениях казаков с бурятами и монголами Предания относятся к циклу, по классификации Л Е Элиасова, взаимоотношения народов Восточной Сибири, в их основе исторические факты о взаимоотношениях разных народов, живущих рядом В разделе рассмотрены основные мотивы преданий данной тематической группы период первых встреч казаков и бурят, о казаках-бурятах, как буряты стали казаками, о ясачных повинностях, о взаимопомощи и обменах ведении хозяйства, о дружбе между от-

дельными семьями бурят и русских казаков, кровосмешение, о взаимоотношениях забайкальских казаков с монголами до Октябрьской революции

В пятом разделе третьей главы «Устные рассказы-описания о календарных праздниках забайкальских казаков» рассмотрены тексты, записанные в конце XX - начале XXI в В календарных праздниках забайкальских казаков выделяются характерные черты, которые были обусловлены особенностями заселения (различные места исхода переселенцев, характер освоения территории), социальными условиями (привилегированное положение казачества) и этнокультурными контактами

При анализе рассказов о календарных праздниках, входящих в цикл «раньше-теперь», выделяются три структурно-семантических типа повествований рассказ-описание праздника, рассказ-характеристика праздника, рассказ-пояснение Календарно-обрядовые праздники рассмотрены по группам весенние, летние, зимние, осенние

Анализ локальных особенностей календарных праздников забайкальских казаков позволяет сделать следующие выводы Южнорусские элементы праздников и обрядов более четко прослеживаются у забайкальских казаков более позднего заселения Спецификой праздников казаков являлись конные парады, поздравительные речи атаманов, хоровое исполнение «казацких» песен мужчинами, военно-спортивные состязания

Анализ устных рассказов о праздниках показывает, что календарные обряды приняли форму современных народных гуляний, молодежных развлечений, а календарно-обрядовая поэзия утратила свой сакральный смысл Из типов повествований о календарных праздниках забайкальских казаков наиболее часто встречаются рассказ-характеристика праздника и рассказ-воспоминание, в котором рассказчик принимал участие в обряде или наблюдал его, будучи ребенком

Таким образом, по материалам полевых исследований можно судить о том, что основной сюжетно-мотивный состав несказочной фольклорной прозы казаков Забайкалья продолжает сохраняться во времени Предания и устные рассказы о «старой» казачьей жизни -свидетели специфичного станичного жизненного уклада казачества, который безвозвратно уходит из жизни, отражают жизнь казаков более 80-летней давности

В четвертой главе «Предания и устные рассказы забайкальских казаков о гражданской войне традиция бытования» (на основе материалов конца XX - начала XXI в) представлена сюжетно-тематическая группа, содержание которой огражает трагическую судьбу казачества в начале XX в По известным идеологическим причинам ранее эти рассказы либо не фиксировались, либо их не рассказывали Тема расказачивания более 70 лет была запретной, материал, компрометирующий Советскую власть в период гражданской войны (даже если он был собран), не публиковался Рассказы казаков о несправедливости и травле одной из самых больших этнических групп русского народа только потому, что они казаки и многие из них боролись на стороне противников Советской власти, обойдены исследователями Несмотря на это, народ знал и помнил рассказы, которые шли в разрез с официальной идеологией И спустя более 80 лет рассказы эти продолжают бытовать в Забайкалье Определяется основной мотив - уничтожение казачества, в основном, лучшей его части

Основные типы персонажей, характерные для преданий забайкальских казаков о гражданской войне, - атаманы и проста казаки Среди атаманов - атаман Семенов, барон Унгерн, станичные и поселковые атаманы Казаки, примкнувшие к отрядам Семенова и Унгерна, в преданиях обозначены повествователями как «семеновцы» и «баро-новцы»

Сюжеты преданий содержат идеологические и ментальные установки казачества в целом верность своей вере, присяге царю и Отечеству («какая власть есть - она вся от Бога», «командир - Богом данный»), жить по чести и совести Этические требования, сложившиеся веками и уже генетически «сидевшие» в казаках, характер этноса и его ценностные ориентации сыграли значительную роль в его исторической судьбе Предательство каралось смертной казнью Такая сюжетная ситуация разворачивается в преданиях о «семеновцах», где в качестве основного мотива выступает фраза-клише «Кто не с нами, тот против нас'» В случае отказа той или другой из противостоящих сторон казака ожидал расстрел или, как гласит поговорка «В куль да в воду'»

Эта сюжегно-тематическая группа относилась только к жанру устного рассказа - меморату, поскольку рассказчиками были очевидцы или участники описываемых событий В настоящее время эти рас-

сказы находятся в переходном состоянии к жанру преданий - фабула-ту Объясняется это дистанцией во времени, отделяющей исполнителей и слушателей от событий гражданской войны, рассказы не воспринимаются далекой историей Однако эта грань перехода очень тонкая, взаимопроникаемая, так как живы еще очевидцы и участники, которые рассказывают о происходящих событиях того времени, и есть исполнители, которые повествуют о тех событиях со слов очевидцев или «понаслышке» Эта тематическая группа в равной степени относится и к устным рассказам, и к преданиям, бытующим у забайкальских казаков в начале XXI в

Пятая глава «Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI в ». Былички и бывальщины активно бытуют в современной казачьей деревне Экспедиционные материалы, собранные в конце XX - начале XXI в., содержат десятки текстов мифологических рассказов забайкальских казаков

В диссертации выделены и рассмотрены следующие тематические группы 1) о людях, обладающих сверхъестественными способностями, 2) о домовом, 3) о птицах - вестниках судьбы, 4) о русалках, 5) о лешем или местах, где «водит»

Первый раздел пятой главы «Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI в о людях, обладающих сверхъестественными способностями» Наибольшее распространение имеют рассказы о колдунах, колдовках и знахарях - людях, обладающих сверхъестественными способностями Образы колдуна и знахаря в быличках встречаются реже, нежели образ колдовки Большая часть бытующих у казаков Забайкалья сюжетов-мотивов соотносится с сюжетами-мотивами, отмеченными в «Указателе сюжетов-мотивов бы-личек и бывалыцин» В П Зиновьева

В современной устной прозе забайкальских казаков распространены былички и бывальщины о разоблачении колдунов Довольно часто в таких рассказах встречается мотив защиты от вредоносной силы колдунов Прежде всего это травы, которые повсюду раскладывают на Иванов день (крапива, богородская трава - чабрец) По мнению казаков, они неприступны для порчи Оберегом могут служить различные предметы например, булавка (или, как говорят у забайкальских казаков, «шпенек»), которую обязательно следует приколоть к одежде, подкова, которую вешают при входе в дом, иглы, которые

втыкают в колоды дверей и ворот, перевернутый веник, осиновый кол, забитый во дворе, нож, вложенный за колоду входной двери, соль и мак, которыми посыпают весь двор Все эти предметы, по представлению казаков, оберегают от «нечистых» И самым простым средством защиты считается «кукишка» (кукиш) с приговорными и ругательными словами

В репертуаре забайкальских казаков зафиксированы былички, сюжеты/мотивы которых не отмечены в опубликованных указателях 1) «мотив демонстрации силы колдуном». В ответ на насмешки со стороны молодежи, колдун демонстрирует свои силы Сев на лавку без гвоздей, он начал на ней летать, 2) «мотив разоблачения колдунов с помощью различных предметов». Например, разоблачение колдунов на Иванов день с помощью костра из щепок разбитого молнией дерева, четырех ведер

Одной из отличительных особенностей фольклорного прозаического репертуара забайкальских казаков является наличие рассказов о старой казачьей свадьбе, содержащих мифологические мотивы о колдунах Еще в 1970-1980 гг можно было услышать от старожилов Забайкалья невероятные истории о дружке, оберегающем свадьбу от порчи В начале XXI в такие былички и бывальщины встречаются крайне редко В полевых исследованиях 2002 г были зафиксированы два мифологических мотива, связанных со свадьбой «ведьма «портит» невесту, чтобы расстроить свадьбу», «колдун шутит над свадьбой, потому что не был приглашен на свадьбу» Образ дружки, оберегающего свадьбу от порчи, встречается не во всех рассказах, иногда оберегающая функция возложена на другое лицо Несмотря на соблюдение предосторожностей от колдунов, казаки считают «Греха нету — тебе и порчи не будет'»

Второй раздел пятой главы «Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI в о домовом» В современных мифологических рассказах устойчивы отголоски древних верований, в соответствии с которыми каждый жилой дом непременно имеет своего духа-домового У забайкальских казаков домового называют бокуседкой и суседкой (соседкой), домовым В рассказах традиционно повествуется о проявлениях как любви, так и вредоносного отношения домового к домочадцам, иногда он выступает в роли предсказателя будущего Часто встречающийся мотив - «бокуседка запле-

тает женщине косу» - был зафиксирован в былинках, дающих прямо противоречивые объяснения, почему «бокуседка» путает или плетет волосы у человека «Бокуседка» путает волосы хозяйке в одном случае - за что-то обижена на нее, а во втором - любит, поэтому и плетет волосы.

Повсеместно распространены былички и бывальщины о домовом и домашней скотине «соседка плегет волосы у полюбившегося ей коня». У забайкальских казаков встречаются былички с мотивами о том, что «домовой мучает скотину, наутро она (лошадь, корова) оказывается мокрой, со спутанной шерстью», «домовой заплетает гриву лошади в косы» Записаны рассказы об обрядовых действиях, направленных на то, чтобы домовой оберегал домашнюю скотину и приводил ее домой

Особое значение в рассказах придается ножу и осиновому колу. В народе бытует мнение, что если заткнуть нож в дверную колоду и вбить осиновый кол посередине двора, то домовой позаботится о скотине и ни один зверь ее не тронет В рассказах подчеркивается двойственная сущность домового - дружба с чертом и человеком Считается, что домовой не боится осинового кола, заткнутого ножа, как боится их «нечистая» сила, ему нет от них вреда Нож в данном случае, поясняют рассказчики, перекрывает зверю глотку, чтобы не нападал на скот

Как и во всех локально-региональных традициях русского населения Восточной Сибири образ домового у забайкальских казаков бывает женского и мужского пола В рассказах, зафиксированных у забайкальских казаков в начале XXI в , нет подробного описания образа домового, зато устойчивыми оказались его главные функции Основной сюжетно-мотивный состав, связанный с образом домового, продолжает сохраняться во времени и соответствует указателю В П Зиновьева Выявлен новый, ранее не фиксированный мотив о домовом в магазине, что свидетельствует о расширении поля действия данного персонажа в современных мифологических рассказах

Третий раздел пятой главы «Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI в о птицах - вестниках судьбы» В сюжетно-мотивную группу быличек и бывалыцин о предзнаменованиях, бытующих у забайкальских казаков, входят суеверные рассказы о птицах В экспедициях 2003 г нами было зафиксиро-

вано, что в сюжетах мифологических рассказов птицы, будь то голубь, воробей, ворона, сорока, удод и т д , выступают предвестниками судьбы человека, в народном представлении обычно предвещающими ему несчастье или смерть Места появления птиц - вестников судьбы - весьма разнообразны Это может быть церковь, окно дома, двор Заметим, что в некоторых случаях, описанных в рассказах, с момента появления птицы-предвестника проходит достаточно много времени, прежде чем сбудется несчастье Тем не менее рассказчики все равно связывают произошедшее событие с образом птицы-предвестника

Четвертый раздел пятой главы «Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI в о русалках» Мифологические рассказы о русалках в современном бытовании редки Из обследованных нами бывших казачьих станиц только в Шарагольской станице в малом количестве, но все же бытуют былички и бывальщины о русалках Местом обитания русалок в быличках может быть как лес, так и вода По экспедиционным материалам последних лет, в с Шарагол бытуют тексты, в которых русалка обитает исключительно в воде Только в одной быличке выявлен мотив - «русалка, обернувшаяся мужчиной, передвигающимся по суше»

Используя предупредительную функцию быличек о русалках, взрослые рассказывают своим детям о русалках специально с целью попугать, отбить охоту купаться в речке, чтобы уберечь своего ребенка от несчастного случая Нередко рассказчики признаются в том, что сами играли роль русалки переодевшись в лохмотья и распустив волосы, прятались за кустами и пугали детей Причем повествователь нередко ссылается на то, что точно так же с ними поступали родители Тем самым подтверждается одна из основных функций былички и бывальщины, заключающаяся в передаче своеобразного опыта народной педагогики и этики.

Многие из опрошенных нами информантов не знают происхождения русалок В народе предполагают, что это души утопленниц Надо отметить, что в быличках и бывальщинах о русалках сохраняется первоначальный характер этих жанров как страшных историй, а не удивительных Несмотря на малое количество быличек и бывальщин о русалках, записанные тексты сюжетно развиты

Пятый раздел пятой главы «Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI в о лешем или местах, где "водиг"» Реже, чем у других локальных групп населения Забайкалья фиксировались у казаков рассказы о лешем В диссертации выделены следующие мотивы «леший заводит человека», «человек идет на зов и оказывается в чаще леса», «человек не может найти дорогу в знакомых местах»

По экспедиционным материалам 2000-2003 гг , собранным в казачьих селах, видно, что описания внешнего вида лешего, его поведения почти отсутствуют Только в одной бывальщине леший предстает в образе маленькой собачки В большинстве мифологических рассказов казаков леший даже не обозначен повествователями как персонаж, а его действия приписываются заколдованным местам, где «водит»

В заключение подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы При решении поставленных в диссертации задач был проведен анализ фольклорных текстов в их связи с историческим контекстом, выделены тематические группы преданий, устных рассказов, определен сюжетно-мотивный состав устной несказочной прозы Как показало исследование, устная несказочная проза казаков Забайкалья, сохраняя основные жанровые черты, сюжетно-мотивный состав произведений устной несказочной прозы, присущий общерусской традиции, имеет специфику, связанную прежде всего с историческими условиями среды бытования Полевые исследования в конце XX - начале XXI в свидетельствуют о широком бытовании преданий, устных и мифологических рассказов, в тематике которых отражена специфика исторической жизни забайкальского казачества

В приложение включены не опубликованные тексты преданий, устных и мифологических рассказов, собранные автором

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ

1 Жарникова Н В Традиционная свадебная поэзия с Шарагол // Этнокультурное образование совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур Материалы IV международного симпозиума Т П - Улан-Удэ Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2003 - С 92-101

2 Жарникова Н В Предания забайкальских казаков о гражданской войне традиция бытования (на материалах полевых исследований конца XX - начала XXI в ) // Народная культура Сибири Материалы XII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв ред Т Г Леонова - Омск Изд-во ОмГПУ, 2003 - С 123-128

3 Жарникова Н В Фольклор казаков Забайкалья на рубеже ХХ-ХХ1 веков // «Шастинские чтения» и «Народная культура Сибири» Материалы XI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору - Иркутск, 2006 - С 32-38

4 Жарникова Н В Предания забайкальских казаков о казачьих станицах // Найдаковские чтения-2 Материалы научной конференции - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 2006 - С 164-168

5 Лабутина-Жарникова Н В Предания и устные рассказы о службе забайкальских казаков // Традиции и современные процессы в фольклоре и литературе Материалы региональной научной конференции «Научное наследие фольклористов и литературоведов А И Уланова, С П Балдаева, Л Е Элиасова, Г О Туденова, А И Кима, Ц -А Н Дугарнимаева» - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 2006 - С 91-98

6 Лабутина-Жарникова Н В Мифологические рассказы в современной устной прозе забайкальских казаков // Сибирский филологический журнал - 2007 - № 2 - С 10-15

Подписано в печать 22 02 2007 Формат 60x84 1/16 Печать офсетная Бумага офсетная Гарнитура Тайме Уел печ л 1,16 Уч-изд л 1,09 Тираж 100 Заказ № 14

Отпечатано в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН 6700047 г Улан-Удэ, ул Сахьяновой, 6

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лабутина, Наталья Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Устная несказочная проза в системе жанров казачьего фольклора.

ГЛАВА II. Предания о заселении и освоении края, образовании казачьих станиц.

ГЛАВА III. Предания и устные рассказы забайкальских казаков о «старой» казачьей жизни.

3.1. - // - о Забайкальском казачьем войске.

3.2. - // - о станичной жизни и быте.

3.3. - //- о свадьбе забайкальских казаков.

3.3.1.традиционный свадебный обряд и свадебная поэзия Шарагол.

3.4.- // - о взаимоотношениях забайкальских казаков с бурятами, монголами.

3.5. устные рассказы забайкальских казаков о календарных праздниках (конец XX - начало XXI вв.) . 8S

ГЛАВА IV. Предания и устные рассказы забайкальских казаков о гражданской войне.

ГЛАВА V. Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX начале XXI вв.

5.1-//- о людях, обладающих сверхъестественными способностями.

5.2.-//- о домовом.

5.3.- // - о птицах - вестниках судьбы.

5.4-//-о русалках.

5.5.- // - о лешем или "местах, где водит".

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Лабутина, Наталья Вячеславовна

Казачество - одна из самобытных этносоциальных групп русского народа. В локальных субкультурах казаков (сибирских, забайкальских, терских, донских и других) несмотря на сложившуюся бытовую, культурную и языковую специфику, преобладают общие основополагающие черты.

Забайкальское казачество на протяжении трёх столетий прошло процесс адаптации и локализации. Традиционная казачья спайка помогла забайкальским казакам сохранить себя как историко-культурную единицу, со своими традициями, хозяйственным укладом и менталитетом. Быт и нравы забайкальских казаков имеют свою выраженную социокультурную специфику, что нашло отражение и в фольклоре.

Фольклорный репертуар забайкальских казаков богат и по своему содержанию и в жанровом отношении. Об этом свидетельствуют материалы, собранные краеведами, этнографами, фольклористами с самого начала собирательской работы в Забайкалье, а также на рубеже XX - XXI веков. Но если первые собиратели застали в широком бытовании сказки, обладающие специфическими чертами местного колорита «суеверные» мифологические рассказы, предания, обрядовую и необрядовую поэзию, заговоры, следы героического эпоса, то на рубеже XX - XXI вв. наблюдается иная фольклорная ситуация. Историко-социальные процессы в общественной жизни XX века, внесли существенные изменения в жизнь народной поэзии казачества Забайкалья.

Казачество вобрало "в свои юрты" выходцев из разных народов, и именно поэтому происхождение слова "казак" имеет множество различных объяснений:

1. от "косогов" - народа кавказского;

2. ■ от "казар" - народа скифского;

3. от "касахии" - закавказская область, упоминаемая К. Багрянородным.

4. от "каз" - турецко-татарского слова, означавшего "гусь";

5. от "ко" и "зах" - монгольских слов, означающих: первое -"броня, латы, защита", а второе - "межа, граница, рубеж", откуда "ко-зах" значит - "защитник границы";

6. от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XI в.;

7. от именования бухарцев - киргизского народа;

8. от значения этого слова на половецком языке "страж", "передовой".

Разумеется, ни одно из этих толкований не может быть признано правильным [Казачьи войска. Хроника, 1912, с. 5].

В Сибири первые казаки появились на южных окраинах царской России в XVI в. Практически до конца XVII в. основную часть русского населения составляли казаки, которые несли военную службу, собирали ясак, осуществляли управление краем. «В глухой тайге казаки прокладывали новые дороги, преодолевали бурные реки, необозримые степи, отыскивали плодородные земли, пастбищные места, охотничьи угодья» [Фольклор казаков Сибири, 1969, с. 3].

До 1851 г. вошедшие в состав забайкальского войска городовые и пограничные казаки, тунгусы и буряты несли пограничную службу, охраняя границу от набегов, а также сопровождали караваны и почту, служили конвоем при русских посольствах в Китае, что было отмечено в хронике перечня службы и походов забайкальского войска. «В 1851 году из указанных выше казаков было образовано забайкальское казачье войско, которое несло пограничную службу на огромной территории вдоль восточных границ. В забайкальском казачьем войске числились 48169 душ мужского пола, в том числе 1726 душ составляли 4 бурятских полка» [Там же, с. 4]. С 1851 по 1899 г. забайкальские казаки служили на границе с Китаем, а одна сотня от войска как конвой русского консула в Урге [Васильев, Т. I, 1916, с. 15]. В дальнейшем они принимают активное участие во всех наиболее значительных военно-исторических событиях конца XIX -начала XX вв.: в походе в Китай (1900), в Русско-Японской (1904 - 1905), Первой мировой (1914 - 1917) войнах, в событиях, связанных с революцией и Гражданской войной (1918 - 1920 гг.). К началу 1917 г. Забайкальское казачье войско, являвшееся крупнейшим в Сибири, по численности своего состава занимало IV место (после Донского, Кубанского и Оренбургского) [Сборник песен Забайкальского казачьего войска, 2002, с. 275].

Фольклор забайкальского казачества представляет собой один из вариантов регионально-локальной фольклорной культуры русского населения Сибири. Поскольку забайкальское казачество «занимает определенное исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна как в историко-социальном, так и в пространственном отношении» [Путилов, 1994, с. 144].

В. С. Левашов отмечал, что «формирование поэтического репертуара забайкальских казаков было тесно связано с их собственно сложной и весьма своеобразной историей, неотделимой от истории освоения и экономического развития края, от истории России» [Сборник песен., 2002, с. 275].

Изучением фольклорных материалов забайкальских казаков занимались М. А. Зензинов, Г. С. Виноградов, Н. И. Кашин, К. Д. Логиновский, С. В. Максимов, Ф. Д. Соседко, М. К. Азадовский, А. В. Гуревич, Л. Е. Элиасов и другие, уделявшие пристальное внимание изучению истории, обычаев, нравов устного творчества местного казачества.

Богатый материал по фольклору казаков Сибири был собран Л. Е. Элиасовым. Значительное количество материалов дореволюционного и советского фольклора казаков, записанных фольклористами в Забайкалье и на Дальнем Востоке, были изданы в 1969 г. «Фольклор казаков Сибири» под общей редакцией Л. Е. Элиасова. Из дореволюционного фольклора в сборник вошло 60 старых военных и походных песен, около 200 текстов старинных лирических, свадебных, шуточных и плясовых песен литературного происхождения. Большой интерес представляют предания и устные рассказы казаков, повествующие об истории заселения и освоения ими огромных пространств в Сибири. Характеризуя фольклор казаков по экспедиционным материалам того времени, JI. Е. Элиасов подчеркивал, что «фольклор среди казаков живет полнокровной жизнью, он приобретает новые черты и играет большую роль в развитии духовной культуры Сибирского казачества» [Фольклор., с. 9]. Исследователями была изучена большая часть районов Сибири, от Забайкалья до Дальнего Востока. Проведена большая работа по систематизации преданий первой половины XX в., куда вошли предания, бытующие у казаков Забайкалья. «Народные предания раскрывают в более достоверной форме, чем другие жанры фольклора, подлинные картины жизни народа далекого прошлого, его быт, нравы и духовные представления», - отмечает J1. Е. Элиасов [Элиасов, 1960, с. 170]. Анализ экспедиционных материалов последних лет показывает, что предания бытуют не так широко, как прежде.

Одним из первых к региональному изучению устной поэзии забайкальских казаков обратился В. С. Левашов, который рассмотрел и исследовал специфику забайкальской казачьей песенной лирики 1850 - 1970 гг., особенности формирования и исторического изменения лирического репертуара. Помимо работы В. С. Левашова «Лирические песни забайкальских казаков и их потомков» [1982], о региональных особенностях и специфической "казачьей" окраске героического эпоса и песнях забайкальцев говорится в таких его работах, как «Былина в Забайкалье» (Иркутск, 1980); «Региональные особенности русского фольклора Забайкалья»; «Героический эпос» (Чита, 1998). Им же подготовлено переиздание крупнейшего памятника народной духовной культуры Забайкалья «Сборник песен Забайкальского казачьего войска», который уже в год выпуска (1916) стал библиографической редкостью. Ценность последнего издания состоит и в том, что В. С. Левашов дополнил сборник приложением, которое представило его «несколько шире, с учетом большинства накопленных материалов» [Сборник песен., с. 276].

Во второй половине XX в. музыкальным фольклором Забайкалья и традиционной свадебной поэзией занимались исследователи В. Д. Осипова и Р. П. Потанина. В 1968 г. ими были организованы фольклорные экспедиции в станинное казачье село Шарагол Кяхтинского района. Материалы тех лет были обработаны и опубликованы в сборнике «Русский фольклор Сибири» (Новосибирск, 1981). Анализируя лирические песни, В. Д. Осипова засвидетельствовала высокую певческую культуру забайкальских казаков. Она отмечала, что «существующий в селе Шарагол казачий народный хор исполняет песни в своеобразной многоголосной манере» [1981, с. 111]. По нашим наблюдениям, этот хор продолжает использовать в своем репертуаре местные, аутентичные казачьи песни.

Р. П. Потанина, по результатам экспедиции 1970гг., делает вывод, что «репертуар свадебных песен и манера исполнения их имеют свою яркую выраженную специфику, обусловленную историей заселения края. <.> Русская народная свадебная поэзия сохранилась лучше, чем традиционные свадебные обряды. Большая часть свадебных песен перешла в разряд лирических и продолжает бытовать» [1971, с. 108 - 109]. Фольклористом было замечено, что отдельные песни и жанры видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям жизни, и относительно хорошая сохранность свадебной поэзии среди старшего поколения благодаря "художественно эстетической ценности и глубокому лирическому содержанию" [Там же, с. 109]. Лучшие образцы свадебных обрядовых песен Забайкалья вошли в составленные Р. П. Потаниной сборники «Обрядовые песни русской свадьбы Сибири» (Новосибирск, 1981); «Русская свадебная поэзия Сибири» (Новосибирск, 1984); «Русские свадебные песни Сибири» (Новосибирск, 1979).

К исследованию обрядового казачьего фольклора Забайкалья в конце 1990-х гг. обратилась В. С. Рещикова. Занимаясь изучением обычаев и обрядов в селах Желтура и Тынгырыг Джидинского района в 1986 - 1988 гг., она дает представление об особенностях бытования календарных обрядов и обрядовых песен, в то же время она посетовала, что календарно-обрядовой поэзии забайкальских казаков «отведено весьма скромное место. Лишь скудные этнографические сведения о календарных праздниках казаков Забайкалья дошли до наших дней со времен дореволюционного собирания и изучения фольклора» [Рещикова, 1997, с. 154]. Перечисляя работы по обрядовому фольклору, она обратила внимание на то, что в них «не затронута территория Бурятии, в Джидинском, Кяхтинском районах, в которых исстари селились казаки» [Там же]. Категоричность высказывания В. С. Рещиковой, скорее всего, ошибочна. Действительно, такие казачьи станицы, как Желтура Джидинского района, Шарагол Кяхтинского района имеют богатые исторические, культурные и фольклорные традиции. Можно лишь согласиться, что фольклор забайкальских казаков Джидинского и Кяхтинского районов малоизучен. Например, у П. В. Шейна, Р. П. Потаниной в работах встречаются свадебно-обрядовые песни с. Шарагол [Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п., 1900; Потанина 1979; 1981; 1984].

Среди научно-исследовательских работ последних лет выделяется работа О. Н. Судаковой «Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная фольклорная традиция (вторая половина XX века)» [Судакова, 2000]. В ней отмечено, что «песенная традиция забайкальского казачества имеет севернорусские, южнорусские и даже в некоторой степени среднерусские истоки, это, несомненно, окрасило её в особые тона, характерные именно для этой локальной традиции» [Там же, с. 100]. Исследовательницей замечено, что «изучение конкретного песенного фольклора забайкальских казаков носит однобокий характер в связи с тем, что в большинстве публикаций и исследований забайкальского казачьего фольклора тексты песен представлены без напевов. Исключение составляет репертуарный сборник «Фольклор Читинской области» (песни, собранные В.

Н. Волковым), изданный в г. Чите в 1996 г. Большая часть текстов нотирована» [Там же]. Сравнивая экспедиционные материалы второй половины XX в. с более ранними записями, О.Н. Судаковой замечено, что «в песенном творчестве забайкальских казаков произошли существенные изменения как в отношении жанров внутри репертуара, так и в вербальной, музыкальной и исполнительской формах. Но основные черты казачьей песенной традиции Забайкалья сохранились» [Там же, с. 100]. Исследователь пришла к заключению, что во второй половине XX в. «протяжные лирические песни стали преобладать в репертуаре забайкальских казаков над песнями военной тематики и свадебными» [Там же, с. 106]. О. Н. Судакова объясняет это тем, что «мужское население, отойдя от прежнего образа жизни в состоянии постоянной воинской службы, стало реже исполнять солдатские песни, поэтому сейчас их редко можно встретить в репертуаре казачьих сел. А песни, исполняемые женщинами, основная тема которых неудачная любовь, разлука, измена милого, бытуют и по сей день» [Там же]. Действительно, в ходе полевых исследований нашего времени все реже можно встретить в быту прекрасных исполнителей казачьих походных песен, преобладают, в основном, лирические.

На протяжении многих лет в области фольклорной несказочной прозы жанр былички изучался В. П. Зиновьевым. Основным объектом исследования стал Забайкальский регион. Более 1800 текстов быличек и бывалыцин, собранных в 1966 - 1982 гг. во время экспедиций в Читинской и Иркутской областях, представлены в сборнике «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» (1989). Особая ценность данного материала, состоит в том, что он принадлежит локальной сибирской традиции. Важно и то, что сюда вошли мифологические рассказы, в основном, записанные от забайкальских казаков. В диссертации будут рассмотрены мифологические рассказы забайкальских казаков, собранные диссертантом, используя сюжеты/мотивы, выделенные В. П. Зиновьевым.

Сказки и легенды не были нами зафиксированы во время полевых работ в Кяхтинском районе (селах Шарагол, Хутор), но есть свидетельства, что сказочники были в селе. Эти жанры устной прозы в данной работе рассматриваться не будут. Мы не исключаем того, что в других селениях Забайкальского казачества можно встретить сказочников.

Помимо отмеченных жанров в казачьих селах широко бытуют заговоры, а также пословицы, поговорки, загадки, частушки. В фольклоре забайкальских казаков им отведено далеко не последнее место.

Из вышесказанного следует, что фольклорный репертуар забайкальских казаков достаточно богат как по содержанию, так и в жанровом отношении.

Во введении дан только частичный обзор фольклора казаков Забайкалья рубежа XX — XXI вв. Как уже было сказано, фольклор повсеместно приобретает новую форму функционирования в местных аутентичных ансамблях, поскольку из жанрового разнообразия ведущую роль приобрела лирическая поэзия.

Актуальность темы исследования. Фольклор казаков Забайкалья до настоящего времени остается недостаточно изученным, а отдельные грани его в силу различных обстоятельств оказываются малоизвестными. Прежде всего, не решена проблематика локально-региональной специфики культуры забайкальских казаков относительно культуры казаков других регионов и специфичность казачьей культурной традиции в сопоставлении с другими группами народной культуры русского населения Забайкалья. Не описан фольклорный репертуар и не изучена традиция бытования различных жанров. В большей мере это относится к жанрам несказочной прозы (преданиям, устным рассказам, мифологическим рассказам), которые не были предметом специального исследования. До сих пор не раскрыта специфика устной несказочной прозы забайкальских казаков в условиях сложившихся исторических реалий, не выявлен её сюжетно-мотивный состав.

Полевые исследования на рубеже XX - XXI вв. подвели к необходимости новых подходов в решении проблем функционирования фольклорной прозы забайкальских казаков в конкретных исторических условиях, пересмотра сложившихся стереотипов в вопросах жанровой дифференциации устной народной прозы.

Цель и задачи работы. Цель диссертации - это исследование традиции бытования несказочной устной прозы казаков Забайкалья на рубеже XX -XXI вв., анализ сюжетов/мотивов преданий, устных и мифологических рассказов в их связи с историческим контекстом. Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- показать традицию бытования народной прозы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI вв.;

- проанализировать фольклорные тексты и выделить тематические группы преданий и устных рассказов забайкальских казаков;

- установить сюжетно-мотивно-образный состав внутри тематических групп несказочной прозы (преданий, устных и мифологических рассказов);

- выявить характерные локальные особенности преданий и устных рассказов забайкальских казаков, бытующих в к. XX - начале XXI вв.

Объектом исследования являются жанры несказочной прозы казаков Забайкалья.

Предмет исследования - сюжетно-мотивно-образный состав прозаического фольклорного репертуара казаков Забайкалья.

Теоретико-методологической базой исследования послужили общие теоретико-методологические принципы изучения фольклора, концепция Б. Н. Путилова о регионализме фольклорной культуры, изложенные в монографии "Фольклор и народная культура", теоретические положения о классификации народных жанров В. Я. Проппа, о традиционности "импровизационыых жанров" К. В. Чистова, фольклористические работы о дифференциации прозаических жанров, исследования в области жанров преданий, устных и мифологических рассказов.

Основные методы: сравнительно-типологический, структурно-семантический.

Источниками исследования послужили экспедиционные материалы центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, кафедры народного пения ВСГАКИ, опубликованные сборники текстов преданий, устных и мифологических рассказов, а также собранные диссертантом во время полевых исследований в 2000 - 2004 гг. в бывших казачьих станицах и поселках казаков Забайкалья: в Кяхтинском, Джидинском, Бичурском районах республики Бурятии. При анализе повествовательного фольклора забайкальских казаков для уяснения некоторых сравнительно-типологических вопросов привлекались опубликованные материалы Сибирского казачества.

Научная новизна и практическая значимость. Впервые в русской фольклористике рассматривается современное бытование устной несказочной прозы забайкальских казаков; устанавливается сюжетно-мотивно-образный фонд тематических циклов преданий, мифологических и устных и рассказов забайкальских казаков, определяющий специфические черты этой этносоциальной группы русского народа. Для решения поставленных задач впервые широко привлекается текстовой материал, в научный оборот вводятся новые фольклорные тексты.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего исследования жанровой системы несказочной прозы забайкальских казаков, решения проблем историко-этнографического контекста и прагматики фольклора. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при подготовке к публикации тома несказочной прозы серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». При разработке учебных курсов по фольклору на филологических факультетах высших учебных заведений.

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертации изложены в докладах на научных конференциях: XI научнопрактический семинар Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» ~ «Шастинские чтения» (Иркутск, 2002); IV международный научный симпозиум «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур» (Улан-Удэ, 2003); XII научно-практический семинар Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» (Омск, 2003); «Найдаковские чтения - 2» (Улан-Удэ, 2004); региональная научная конференция «Научное наследие фольклористов и литературоведов А. И. Уланова, С. П. Балдаева, JI. Е. Элиасова, Г. О. Туденова, А. И. Кима, Ц. - А. Н. Дугарнимаева» (Улан-Удэ, 2004). Содержание диссертации отражено в шести публикациях.

Объём работы составляет 259 страниц текста с Приложением. Список использованных источников включает 165 наименований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и Приложения. Главы подразделяются на разделы. В Приложении представлены фольклорные тексты, на которые ссылается автор в работе, и указатель мест записи текстов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья"

Заключение

При решении поставленных в диссертации задач был проведен анализ фольклорных текстов в их связи с историческим контекстом, выделены тематические группы преданий, устных рассказов, определен сюжетно-мотивный состав устной несказочной прозы. Как показало исследование, устная несказочная проза казаков Забайкалья, сохраняя основные жанровые черты, сюжетно-мотивный состав произведений, присущие общерусской традиции, имеет специфику, связанную прежде всего с историческими условиями среды бытования. Полевые исследования в конце XX - начале XXI в. свидетельствует о широком бытовании преданий, устных и мифологических рассказов, в тематике которых отражена специфика исторической действительности забайкальского казачества.

Значительное место в несказочной прозе забайкальских казаков занимают предания и устные рассказы - своеобразные документальные летописи, отражающие сложный исторический путь, пройденный этой группой населения Сибири. Большинство современных текстов носят межжанровый характер. По сюжетам, поэтическим характеристикам и функциям (для тех и других характерна информативная функция, тенденция к достоверности) они могут быть отнесены и к преданиям, и к устным рассказам.

В региональном материале по несказочной прозе казаков Забайкалья были выделены и рассмотрены мифологические рассказы, предания и устные рассказы трех основных сюжетно-тематических групп: о заселении и освоении края и образовании казачьих станиц; о "старой" казачьей жизни; о гражданской войне.

В сюжетно-тематической группе преданий «о заселении и освоении края, образовании казачьих станиц» и примыкающих к ней тематически генеалогических (о родословных забайкальских казаков) и топонимических (о происхождении названий бывших казачьих станиц и поселков) преданий выявляется историческая достоверность повествований в соотнесенности ее с художественным вымыслом. Большую группу устной исторической прозы составляют предания о происхождении названий населенных пунктов. В преданиях сюжетообразующим выступает мотив «с чего начиналась станица». В них представлены различные типы топонимических мотивов -поссесивный, локативный и народно - этимологический. По своей повествовательной форме предания, записанные на рубеже XX - XXI вв., отличаются кратким содержанием информативного характера.

Анализ текстов сюжетно-тематической группы о "старой" казачьей жизни, занимающей значительное место в современном фольклорном репертуаре забайкальских казаков, при сопоставлении с ранее опубликованными материалами выявляет устойчивость их сюжетно-мотивного состава. Основные мотивы по-прежнему составляют: служба забайкальских казаков; станичная жизнь и быт казаков; казачья свадьба; отношения казаков с монголами, бурятами. В зафиксированных материалах в конца XX - начала XXI в., добавляются устные рассказы о календарно-обрядовых праздниках.

По рассказам - воспоминаниям особенностью праздников казаков являлись конные парады, поздравительные речи атаманов, хоровое исполнение "казацких" песен мужчинами, доминирование военно-спортивных состязаний. В календарных праздниках забайкальских казаков можно выделить своеобразные черты, которые были обусловлены характером заселения (различные места исхода переселенцев, специфика территории), социальными условиями (привилегированное положение казачества) и этнокультурными контактами. У казачества, которое было заселено позже, чем казаки-старожилы, четко прослеживаются южнорусские элементы праздников и обрядов. Анализ устных рассказов о современных праздниках показывает, что календарные обряды приняли форму народных гуляний, молодежных развлечений, а календарно-обрядовая поэзия утратила свой сакральный смысл, в ней привалируют зрелищно-игровые и эстетические элементы. Сохранились отдельные традиционные обычаи: гаданье, народные развлечения, ряженье, игрища и т. д.

Жизненный уклад забайкальских казаков раскрывают предания и устные рассказы "о станичной жизни и быте забайкальских казаков". В конце XX -начале XXI в. основными прозаическими жанрами в фольклоре забайкальских казаков выступают произведения тематического цикла "раньше - теперь". Идеализация того, что утрачено в ходе исторических перемен в стране, прослеживается во многих устных рассказах забайкальских казаков. В их содержании отражена жизнь в станицах "до разрушения традиционного бытового уклада (до коллективизации)", "жизнь при Советах" и "жизнь в селе в настоящее время". В содержании преданий отражены специфичные, присущие только казачеству, этические традиции, показана исторически конкретная целостность нравственных ценностей забайкальских казаков.

В начале XXI в. редко по сравнению с записями середины XX в. встречаются предания, где присутствует социально-исторический мотив о взаимоотношениях казаков с аборигенами края, мотив о сборе ясака, обращения бурят в христианскую веру и причисление их в сословие казаков. Анализ текстов показал, что традиционно бытуют мотивы о кровосмешении казаков с бурятами; о взаимоотношениях казаков с монголами.

Представленные в материалах конца XX - начала XXI вв. тексты сюжетно-тематической группы о гражданской войнеотразили трагическую судьбу казачества в исторически переломный момент начала XX в. Проза указанной группы находится в переходном состоянии от жанара устных рассказов - меморатов (рассказчики - очевидцы или участники описываемых событий) к жанру преданий - фабулату. Объясняется это степенью дистанцированное™, отделяющей исполнителей и слушателей от событий гражданской войны.

Анализ жанрового состава фольклорного репертуара показывает, что в современной казачьей деревне активно бытуют мифологические рассказы былички и бывальщины. В диссертации выделены и рассмотрены следующие тематические группы, представляющие пантеон славянской мифологии «хозяев» различных мест: 1) о людях, обладающих сверхъестественными способностями; 2) о домовом; 3) о птицах - вестниках судьбы; 4) о русалках; 5) о лешем или местах, где "водит".

По результатам исследования устной несказочной прозы забайкальских казаков конца XX - начала XXI в. следует вывод, что основной сюжетно-мотивный состав фольклорной прозы казаков Забайкалья продолжает сохраняться во времени. Предания и устные рассказы, - свидетели специфичного станичного жизненного уклада казачества, отражают жизнь казаков на протяжении более 80-лет, их менталитет, этические традиции, верования.

 

Список научной литературыЛабутина, Наталья Вячеславовна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Андреев С. М. Коневодство в Сибирском казачьем войске // Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 2003 - С. 230. Аверьянов JI. Г. К истории развития русского песенного фольклора Забайкалья. - Чита, 1998.

2. Акимова Т. М. О композиции народной песни // Фольклор народов РСФСР. -Уфа, 1981. С. 41-52.

3. Аркин Е.А. Сибирская казачья станица: традиции быта и фольклора. //Материалы третьего научно-практического семинара Западно-Сибирскогорегионального вузовского центра по народной культуре. Омск, 1996. - С. 30-33.

4. Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков /Автореферат дис.д-ра ф.н.-Л., 1985.

5. Базилишина М. Р. Устный народный рассказ: функциональная природа жанра: Дис. канд. филол. наук. Иркутск, 1997.

6. Байбурин А. К, Левинтон Г. А. К проблеме "У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов" / Под ред. Б. Н. Путилова. Л.: Наука, 1984.

7. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. М., 1979.

8. Белое дело. Дон и добровольческая армия. М., 1992. - С. 11.

9. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIXначала XX в. Л.: Наука, 1988.

10. Болонев Ф. Ф. Хозяйственные и бытовые связи семейских с местным и пришлым населением Бурятии в XIX и начале XX в. / Этногр. сб. Улан-Удэ, 1974. Вып. 6.-С. 56-66.

11. Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII XX вв. - Новосибирск, 1994.-С. 33.

12. Болонев Ф. Ф., Выхристюк О. И. Певцы и песни Большого Куналея, или Академия народного пения. Новосибирск: Книжица, 2002. Васильев А. П. Забайкальские казаки: исторический очерк. - Чита, 1916. - Т. I; 1916. -Т. II; 1918.-Т. III.

13. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.: Материалы, собранные и приведённые в порядок П. В. Шейном. -СПб., 1900. Т. I. Вып. 2.

14. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русскихкрестьян Сибири (XVIII первая половина XIX в.). - Новосибирск, 1975.

15. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний,примет и поверий. Нижний Новгород, 1995. - С. 560.

16. Гуревич А. В., Элиасов Л. Е. Старый фольклор Прибайкалья Вступ. статья ипримеч. А. В. Гуревич. Улан-Удэ, 1936. Т. 1.

17. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.

18. Гусев Л. Ю. Птицы русского фольклора / Лингвистическое исследование -Курск, 1996.

19. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани Краснодар, 1987. Вып. 1. Забайкальская казачья книжка / Сост. М. Хорошхин, Е. Путилов. - СПб., 1893.-С.91.

20. Зенкова Т. Н. Песенные традиции сел Менза и Укыр Красночикойского р-на Читинской области // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Материалы междунар. науч. симпозиума (28июня 5 июля 1998г.) - Улан-Удэ, 1998.-С. 197- 199.

21. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916. - Вып. I.

22. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

23. Земцовский И. И. Лирическая песня // Этнография восточных славян. Очеркитрадиционной культуры. М., 1987. - С. 439 - 450.

24. Земцовский И. И. О взаимосвязи текста с напевом русской протяжной лирической песни //Русский фольклор. -М.; Л., 1960. Зобнин Ф. Казачьи песни // Зап. Семипалатинского отдела РГО-Семипалатинск, 1903,- Вып. 1.

25. Золотова Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец

26. XIX XX вв.) - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002.

27. Зиновьев В. П. Жанровые особенности Быличек /Отв. Ред. Н. О.

28. Шаракшинова. Учеб. Пособие по курсу «Русское народное поэтическоетворчество». Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1974. - С. 90.

29. История Сибири.- Л., 1968. Т.2.

30. Казачий вестник Забайкалья. 2002. Декабрь. -№ 8.

31. Кашин И. И. Свадебные обычаи приаргунцев // Вестник РГО. СПб., 1860. Ч. 30,-С. 147-182.

32. Кашин И. И. Празднества и забавы приаргунцев // Вестник РГО. СПб.,1858. -Ч. 24. № 10. Отд. 5.-С.7-24.

33. Киреевский П. В. Собрание народных песен. JL, 1983. - Т.1.

34. Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев ипословиц русского народа: Репринт. -Воронеж, 1955.

35. Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска. СПб.,1908.

36. Кравцов И. И. Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 1983. Кравцов И. И. Проблема традиции и вариантов в лирических бытовых песнях // Традиции русского фольклора. - М., 1986. - С. 193 - 204.

37. Круглое Ю. Г. Символика в свадебной поэзии // Художественные средства русского народного поэтического творчества: символ, метафора, параллелизм. -М., 1981.-С. 5-18.

38. Круглое Ю. Г. Жанровый состав обрядового фольклора //Русские обрядовые песни.-М., 1982.-С. 5-19.

39. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса иструктуры / Отв. ред. В. К. Соколова. Л.: Наука, 1987.

40. Криничная Н. А. О жанровой специфике преданий и принципах ихсистематизации//Русский фольклор-Л., 1977. T.XVII.

41. Князева И. Н. Свадебный обряд в фольклоре казаков иртышской линии //

42. Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Мат-лы VI научнопрактического семинара Сибирского регионального вузовского центра пофольклору. Новосибирск, 1997. - С. 57.

43. Кушнарёва Л. Л. Христианские и мифологические сюжеты в несказочной фольклорной прозе старообрядцев (семейских) Забайкалья (конец XX -начало XXI веков): Автореф-т на соиск. канд. филол наук. Улан - Удэ, 2004.

44. Левашов В. С. Песни забайкальских казаков о военной службе // Литература и фольклор Забайкалья: Краеведческий сборник в помощь учителю. -Иркутск, 1975.-Вып. 1.-С. 124-141.

45. Левашов В. С. Влияние рабочей поэзии на песни забайкальских казаков // Социальный протест в народной поэзии: Русский фольклор. Л.: Наука, 1975.-С.15.

46. Левашов В. С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья. -Чита, 1998.-Вып. 1. Сказки.

47. Левилтон Г. А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895 1970). -М.: Наука, 1975.

48. Летописи Сибирские / Сост. Е. И. Дергачева. Скоп. - Новосибирск, 1991. -С.86.

49. Логиновский К. Д. Свадебные песни и обычаи казаков Восточного Забайкалья / Зап. Приамур. отд. РГО. 1899. - Т. 5. - Вып. 2.

50. Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, 1985. Матвеева Р. П. Фольклорная традиция русского населения Сибири // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. - Горно-Алтайск, 1986.

51. Матвеева Р. П. Русская традиционная культура региона в контексте времени конец XX в. // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Мат-лы междунар. научн.- практ. конф.(2 - 3 июля 1999 г.). - Улан-Удэ, 1999.-С.111-114.

52. Матвеева Р. П. «Современные формы бытования фольклора семейских» // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы III междунар. науч.-практ. конф. 26 28 июня 2001.-Улан-Удэ, 2001.-С.212.

53. Матвеев О. В. «Справа» в исторической картине мира Кубанского казачества // Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 2003. - С. 223.

54. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.:ТОО "Полисет", 1994.-С. 448.

55. Мелетинский М. Е. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977.

56. Осокин Г. М. На границе Монголии (Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья). СПб., 1906.

57. Песни Уральских казаков / Зап., нотирование, вст. ст., коммент. Т. И. Калужниковой. Екатеринбург, 1998.

58. Песни казаков Кубани / Зап." текстов и подгот. ИГ Ф. Вараввы; предисл. В. Сидельникова. Краснодар, 1966.

59. Песни донских казаков / Сост. Б. Н. Екимов. Волгоград: Ниж. - Водж. кн. изд-во, 1982.

60. Померанцева Э. В. Жанровые особенности русских быличек //История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Междунар. съезд славистов. Докл. сов. делегации. М., 1968.

61. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.

62. Померанцева Э. В. Русская устная проза: Учеб. пособие / Сост. В. Г. Смолицкий.-М.: Просвещение, 1985.

63. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1962. - Вып. 1. Потанина Р. П. О традиционной свадебной поэзии Сибири (по материалам экспедиции 1960 - 1969) // Русский фольклор Сибири. - Улан-Удэ, 1971. -Вып. I. -С. 108- 109.

64. Потанина Р. П. Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск, 1979. Потанина Р. П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. - Новосибирск, 1981.

65. Потанина Р. П. Русская свадебная поэзия Сибири. Новосибирск, 1984. Пропп В. Я. Фольклор и действительность // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. - М., 1976.

66. Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. М., 1976.

67. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. Статьи. М., 1976. Пропп В. Я. Об историзме фольклора и методах его изучения // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. - М., 1976.

68. Пропп В. Я. Песни сибирских казаков / Сост. Я. Ф. Бурков и Г. И. Иванов. -М., 1976.

69. Проскурянова Е. МО песенном репертуаре казачьих Поселений волжскогоправобережья Астраханской области // Современное состояние казачьейпесенной традиции и проблемы её изучения. М., 1983.

70. Путилов Б. Н. Песни гребенских казаков. Грозный, 1946.

71. Путилов Б. Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора //

72. Проблемы фольклора. М., 1975. — С.12 — 21.

73. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895 1970). -М.: Наука, 1975.

74. Путилов Б. Н. Методология сравнительного исторического изученияфольклора. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976.

75. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994.

76. Песни Оренбургских казаков / Собрал сотник А. И. Мякутин Оренбург,1904-Т. 1; 1905-Т.2; 1906-ТЗ.

77. Рокоссовский К. К. Автобиография // ВИЖ. -1990, № 12. - С. 89. Рещикова В. С. Календарные обычаи и обряды желтуринских казаков // Историческое, культурное и природное наследие.- Улан-Удэ, 1997. Вып.Н. -С.154-162.

78. Римский С. Казачество и православие //Дон. 1994. - № 1. - С. 205. Рыбакова Я В. Моральные отношения и их структура. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. - С. 120.

79. Сибири и Дальнего Востока; Т. 22. Сост. Р. П. Потанина, Н. В. Леонова, Л. Е. Фетисова. Новосибирск: Наука, 2002. - С. 551.

80. Судакова О. Н. Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная традиция (вторая пол. XX века): Дис. канд. филол. наук. -Улан-Удэ, 2000.

81. Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы её изучения: Тез. науч. конф. (22 25 апреля 1983 г.) Отв. ред. М. А. Енговатова. -М., 1983.

82. Соколова В. К. Русские исторические предания. -М.: Наука, 1970. Соколова В. К. Типы восточнославянских топонимических преданий // Славянский фольклор. М.: Наука, 1972.

83. Соловьева М. Р. Семантика современных устных рассказов русских старожилов Восточной Сибири о разрушении деревень // Народная культура Сибири. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С. 219.

84. Соседко Ф. Д. Свадебные песни и обряды по реке Куренге в горнозаводское время. -Красноярск, 1906.

85. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования). М.: Мысль, 1974.

86. Титов Е. Конские бега в Восточном Забайкалье //Сибирская живая старина: Этногр. сб. / Под ред. М. К. Азадовского. Иркутск, 1924. - Вып. II. - С. 3854.

87. Тихонова Е. Л. Образ первопоселенца в русских преданиях Восточной Сибири о заселении и освоении Забайкалья // Русский фольклор Сибири (Художественный образ). Улан-Удэ, 1997. - С. 48.

88. Тихонова Е. Л. Повествовательная система русских преданий Восточной Сибири о заселении и освоении края (XX в.) /Дис. канд.ф.н.: РАН СО ИМБиТ. Улан-Удэ, 2000.

89. Ткаченко П. И. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. -М., 1998. Толмачев Л. М. Заговоры и поверья в Забайкалье //Сиб. Архив. 1911. № 2, С. 63-75,1912.-№3, С. 136-156.

90. Тумилевич Ф. В. Песни казаков-Некрасовцев. Р-н-Д, 1947. Тульцева Л. А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. - М.: Наука, 1982. - С. 163.

91. Фольклор казаков Сибири / Сост. JI. Е. Элиасов, И. 3. Ярневский. Улан-Удэ, 1969.

92. Фольклор Читинской области (песни, собранные В. Н. Волковым). Чита, 1996.

93. Фойт В. Семиотика и фольклор //Семиотика и художественное творчество. -М, 1977.

94. Хазиахметов Э. Ш. Казаки на каторге и поселении в Сибири (1907-1917гг.) // Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 2003. - С. 166. Хороводные и игровые песни Сибири / Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. - Новосибирск: Наука, 1985.

95. ХВРК ИМБиТ СО РАН, материалы фольклорной экспедиции в Чит. обл., 1981.- Инв. № 2315.

96. Цветкова А. Д. Человек в системе персонажей былички (на материале быличек Северного Казахстана) // Народная культура Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. - С. 38.

97. Чистое К. В. Прозаические жанры в системе фольклора // Прозаические жанры фольклора народов СССР: Тезисы докл. на Всесоюзной науч. конф. (21-23 мая 1974 г. г. Минск). Минск, 1974.

98. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986.

99. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. Исследование. М.: Советский композитор, 1987.

100. Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Ч. 1. Собиратели и исследователи русской народной поэзии Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1958.

101. Элиасов Л. Е. Русский фольклор народной Сибири. Ч. II. Народные предания. -Улан-Удэ, 1960.

102. Элиасов Л. Е. Байкальские предания. Фольклорные записи. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966.

103. Элиасов Л. Е. Фольклор Восточной Сибири. Ч. III. Локальные песни. Улан-Удэ, 1973.

104. Устные рассказы забайкальцев о двух войнах / Записи, вступ. ст. и примечания Л. Е. Элиасова. Улан-Удэ, 1956.

105. Ярневский И. 3. Устный рассказ как жанр фольклора. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1969.164