автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Эстетические компоненты спортивной деятельности
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Сараф, Михаил Яковлевич
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Спорт и эстетическое воспитание личности коммунистического общества».
Глава I. Эстетическое воспитание в спорте и средствами спорта.
§ I. Эстетический идеал и физическое совершенство.
§ 2. Спортсмен как объект и субъект эстетического воспитания. :.
§ 3. Форш и методы эстетического воспитания в спорте.
Глава 2. Црекрасное и возвышенное в спорте.
§ I. Црекрасное в спортивной деятельности.
§ 2. Возвышенное и героическое в спорте.
§ 3. Эстетизация безобразного в буржуазном спорте.
Глава 3. Критика буржуазных концепций сущности спорта и его эстетических функций.
§ I. Буржуазная философия и социология о происхождении и сущности спорта.
§ 2. Критика буржуазных концепций социальных функций спорта.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Соотношение эстетического и функционального в спортивной деятельности.
Глава 4. Эстетическая значимость двигательной деятельности.
§ I. Развитие учений о красоте движения в истории эстетики.
§ 2. Воздействие эстетического на техническую сторону спорта.
§ 3. Основные тенденции развития движения в спорте.
§ 4. Эстетические цринципы организации движения.
Глава 5. Эстетическая оценка в спорте.
§ I. Структура эстетической оценки в спорте.
§ 2. Эстетическая оценка и технический результат.
§ 3. Место и роль эстетического в спортивном судействе.
§ 4. Спорт и эстетические вкусы.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Эстетические функции спорта.
Глава 6. Зралищность спортивного действия.
§ I. Основные факторы зрелищности спортивного действия.'.
§ 2. Стадион и театр - сходство и различие.
§ 3. Эстетические принципы организации спортивного празднества.
§ 4. Спортивные традиции и ритуалы.
Глава 7. Художественные проблемы спортивной деятельности. .'.
§ I'. Выразительность спортивного действия.
§ 2. Дизайнерские проблемы спорта.
Введение диссертации1981 год, автореферат по философии, Сараф, Михаил Яковлевич
Воспитание человека коммунистического общества является одной из главных задач социалистического общенародного государства. В обществе зрелого социализма складываются условия» благоприятные для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»
В Отчетно» докладе ЦК КПСС ШТ съезду партии Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И •Брежнев подчеркивал, что успех воспитания обеспечивается лишь тогда* когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики*
Мы располагаем большими материальными и духовными воз; мощностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь* Но важно вместе с тем, чтобы каждый че-. ловек умел ими разумно пользоваться;^ к это, в конечном счете > зависит от того» каковы интереса, потребности личности;* вот почему в их активном целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики^"-1
Формирование всесторонне развитой личности и социално-| тического образа зиани <• проблема комплексная; Оно невозмох*» . но без овладения человеком всеми богатствами духовной куль-■ туры» без раскрытия всех его творческих сил и способностей.
Необходимой частью общей программа решения этих хадач i является формирование эстетического отношения человека к действительности»' Забота о развитии икусства и массового художественного творчества, о красоте труда и быта, об эсте
Материалы Ш1 съезда ffllCCtf - М.: Политиздат, 1981. - с. 63 тическом воспитании трудящихся стала в нашей стране государственным, всенародным делом.
Одним из действенных средств формирования у советских людей эстетического отношения к действительности является физическая культура.
Как особая сфера деятельности физическая культура охватывает широкий круг явлений, будучи органической составной частью социалистического образа жизни, она находится в сложных взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизныо общества.
В развитом социалистическом обществе впервые создаются условия для возникновения и развития целостной системы эстетической культуры, которая включает в себя все важнейшие виды социальной жизни. В этих условиях физическая культура не только способствует активному участию человека в общественной практике, в трудовых делах, но и все более обнаруживает свои эстетические функции. Именно через физическую активность,че-рез направленные занятия физической культурой достигается физическое совершенство советского человека.
Особое место в системе физической культуры развитого социалистического общества занимает спорт. Высокая двигательная и эмоциональная напряженность, игровой характер спортивного состязания обусловливают и высокую эстетическую значимость спорта, что наиболее наглядно проявляется в его зрелищное ти.
Стремительное развитие спорта в последние два десятилетия обусловила необходимость серьезного исследования его эстетических проблем. Спорт с такой же настоятельностью потребовал своего эстетического осмысления, как сфера труда и быта, как предметное окружение человека.
По нашему мнению, можно выделить определенные аспекты развития современного спорта, в которых в наибольшей степени проявляется его эстетическая значимость и которые позволяют понять воздействия эстетического на сам процесс развития спорта.
Во-первых, сфера спорта является в настоящее время одним из важнейших и действенных средств и условий эстетического воспитания. Именно широкий общественный интерес к спорту,массовость в условиях социализма и делают его одним из важнейших средств формирования эстетических чувств, вкусов; и потребностей у широких слоев населения.
Во-вторых, все более эдкое проявление эстетического содержания спорта не может не сказаться на его собственном развитии. Однако без понимания сущности эстетического в спорте нельзя составить верного представления о закономерностях и тенденциях этого процесса. На нащих глазах получили стремительное развитие фигурное катание и бокс, прыжки в воду и акробатика, родились такие виды спорта, как танцы на льду, художественная гимнастика, фигурное плавание. Цричем, главной двигательной силой этого процесса было именно эстетическое осмысление движения, вычленение эстетического как важнейшего структурного элемента спортивного действия.
В-третьих - современный спорт выступает как зрелище и, следовательно, как эстетический феномен; Он собирает сотни тысяч зрителей, а если учитывать -и телезрителей, то миллионы. Поэтому вполне правомерен вопрос о его специфичности, об особенностях организации спортивных мероприятий. И от способа решения этого вопроса в значительной мере зависит общая направленность как физического, так и эстетического воспита ния, создание их комплексной целостной системы.
В-четвертых, спорт создает свою особую предметную среду. Это и различного рода спортивные сооружения, и спортивное оборудование, и инвентарь, и спортивное снаряжение, и спортивная символика. Нетрудно видеть, что здесь возникает сложV ное переплетение интересов спорта и архитектура, спорта и дизайна, спорта и искусства. Там, где эстетическая культура наиболее тесно касается непосредственных практических задач,возникают новые проблемы и современный спорт - одна из точек такого соприкосновения.
Вопросы эстетического содержания'физической культуры и спорта всегда привлекали к себе внимание и со стороны специалистов в этой области, и со стороны широкой общественности. Однако в эстетической литературе спорт находил до недавнего времени весьма незначительное отражение и можно указать лишь случайные и разрозненные высказывания по этому вопросу, в которых, правда, признается эстетическая значимость спорта (С.С.Вэльдентрихт, Н.И.Киященко, Н.Е.Силаев)1. Эстетика не рассматривала спортивную деятельность в качестве своего объекта исследования, хотя в истории эстетики содержатся к этому глубокие предпосылки. Так, еще Аристотель, критически оценивания развившийся в его время атлетический уклон в гимнастике, отмечал, что он мешает естественному росту организма и что основным принципом гимнастического воспитания нужно считать красоту, прекрасное. Гольдентрихт С*С. О природе эстетического творчества. -М.; 1973. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. ~ М., 1971. Сущность прекрасного. -М.,1977. Силаев Н.Е. Вопросы теории и практики эстетического воспитания. ~ М., 1974.
Широко известно высказывание Гегеля о том, что греки сперва сами преобразовали себя в прекрасные формы, а потом объективно выражали их в мраморе и на картинах. Глубокие Идеи о красоте физического облика человека и красоте движения, о единстве физического и эстетического воспитания высказывал Н.Г.Чернышевский.
Значительное влияние на эстетическое осознание физической культуры и спорта оказал П.Ф.Лесгафт, считавший, что эстетическое развитие является следствием строго проведенного умственного и физического образования.
Интересные и свежие мысли об эстетической сущности физической культуры и спорта высказывали в 20-е годы деятели советского физкультурного движения В.Аркадьев и В.Гориневский. В 50- начале 60 лет ряд авторов (А.Д.Калинин, Ю.Г.Крюков, А.П.Родионов, Ю.А.Талалаев, В.М.Колоколова и др.)1 выступают по вопросам эстетического воспитания на страницах специальных и популярных изданий по физической культуре. Для этих работ характерно рассмотрение физической культуры и спорта как средства эстетического воспитания.
1 Калинин А.Д. Эстетика и физическая культура. "Ученые записки МОПИ". - М., 1968. Крюков Ю.Г. Опыт конкретного социологического исследования эстетических запросов мастеров спорта. В кн. "Материалы I Всесоюзной конференции по социологическим проблемам физической культуры и спорта". - Л., 1966. Родионов А. П. Материалистическая эстетика и физическое воспитание. "Теория и практика физической культуры". 1965, № 6,7,8. Талалаев Ю.А. Об эстетике спорта. "Теория и практика физической культуры". 1966, № I.
Среди литературных источников следует особо выделить работу А.А.Френкина "Гармоническое развитие личности и единство эстетического воспитания с физическим" (1961). Это первая отечественная философская диссертация, в которой специально ставились и исследовались эстетические аспекты физической культуры и спорта, В 1963 году в издательстве "Физкультура и спорт" вышла его же книга "Эстетика физической культуры", которая до сих пор остается единственной работой многографического плана в этой области.
Основная мысль автора в том, что с эстетической точки зрения главное в физической культуре - творчество, воплощение сил и способностей человека. Спорт открывает широкие возможности для самоутверждения личности, для проявления себя. Это помогает укрепить веру в свои силы, увидеть свои возможности. В полной мере такое эстетическое наслаждение доступно тому; кто удовлетворен свйим трудом,^ Он подчеркивает также, что эстетическое отношение к различным сторонам физической культуры (творчество, духовный облик спортсмена, спортивная борьба, техника и тактика, общение с природой, красота телосложения, выразительность движения и т.д.) является весьма специфическим.
А.А.Френкин обращает особенное внимание на то обстоятельство, что спорт имеет игровой характер, то есть не преследует непосредственной узкопрактической цели и в этом отношении особенно различим его эстетический аспект.
Значительную роль в эстетическом осмыслении современного спорта сыграла дискуссия "Спорт как искусство", развер Френкин А.А. "Эстетика физической культуры". - М., Физкультура и спорт. 1963, с. нувшаяся на страницах журнала "Театр" во второй половине 60 лет (1966-69). В дискуссии приняли участие видные деятели советского искусства, социологи, спортсмены. Выступавшие (К.Я;Голейзовский, л.А.Латынина", Ю.Власов, А.Н.Демидов, В.И;Сёчин и др.) подчеркивали, что современный спорт все более и более обнаруживает себя как эстетический феномен и пытались провести параллели между спортом и искусством, причем одним из крайних полюсов спора было прямое отождествление спорта и искусства, квалификация спорта как вида искусства. Дискуссия показала, что спорт действительно нуждается в своем эстетическом освоении и осмыслении, что здесь нельзя довольствоваться простым переносом общеэстетических положений или искусствоведческих концепций на его материал.
Дискуссия выявила также новые аспекты эстетического анализа спорта, ранее почти не принимаемые во внимание:зре-лищность спортивного действия, его выразительность, его соотношение с другими видами эстетической деятельности. Она также способствовала популяризации исследовательской проблематики, хотя, конечно, сам по себе характер журнала и круг его читателей несколько суживал такие возможности.
Делая литературный обзор, нельзя не указать работы,которые хотя и не обращены непосредственно к исследованию эстетических сторон физической культуры и спорта, тем не менее имеет определенное отношение к этой проблематике, так как предоставляют методологическую основу для ее решения. Здесь в первую очередь необходимо упомянуть работы Овсянникова М.Ф., Гольдентрихта С.С., Кагана М.С., Козлова Д.Ф., Маца И.Л., Новиковой Л.И., Оганова А.А., Разумного В.Н.,
Столовича Л.Н., Скатерщикова В.К*1 и др. Они важны тем, что рассматривая вопросы формирования и развития эстетического идеала, эстетической деятельности, эстетической культуры, эстетических вкусов и оценок, они дают теоретические и методологические обоснования для анализа того как это проявляется в сфере физической культуры и спорта способствуя собственному конструированию этих частей культуры развитого социалистического общества.
Ценные идеи для нашего предмета исследования содержатся также в работах, посвященных изучению двигательной деятельности человека. Это в первую очередь работы Бернштейт
Овсянников М.Ф. Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных концепций. - М. Д973. Современная буржуазная эстетика. - М., 1978. Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС. - М., 1978. Козлов Д.Ф., В;И.Ленин и вопросы формщю-вания коммунистической культуры. Курск, 1980. Гольдент-рихт С.С. О природе эстетического творчества. - М., МГУ, 1973. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л., ЛГУ, 1971. Маца И.Л. Цроблемы художественной культуры. М., Искусство, 1972. Новикова ЛШ. Искусство и труд. - М., Высшая школа, 1974. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. « М., Политиздат, 1976. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. - М.,Искусство, 1969. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. - М., Знание, 1972. Оганов А.А. Логика художественного отражения. - М., Искусство, 1972. на Н.А., Коха И.Э.Донского Д.Д., Матвеева Л.П.1.
Особенно важное в этом отношении значение имеют труды К.С.Станиславского, С.А.Эйзенштейна, Б.А.Фаворского, М.М.Фо^ кина, М.М.Бахтина, в которых специально рассматривается проблема выразительности движения.
Так, учение К.С.Станиславского о темпоритме выполнения определенных двигательных задач, мысли М.М.Фокина об основных элементах выразительности движения, глубокие рассмотрения М.М.Бахтиным эстетических аспектов массовых народных празднеств позволяют и в современном спорте раскрыть такие эстетические факторы, которые во многом определяют его собственное состояние и позволяют прогнозировать его развитие как существенного элемента культуры.
Определенной вехой в разработке эстетической проблематики физической культуры и спорта можно считать работу I и П Всемирных конгрессов "Спорт в современном обществе" (Москва 1974 и Тбилиси 1980), на которых было представлено свыше 40 докладов по вопросам эстетического воспитания в спорте и эстетической ценности физической культуры и спорта. Работа соответствующих секций конгрессов позволила подвести некоторые итоги исследований в этой области, более четко представить их основные направления. Здесь же, по сути впервые было сформулировано четкое противопоставление марксистского
Бернштейн Н.А. 0 построении движений. - М., Медгиз, 1947. Кох И.Э. Основы сценического движения. - М., Искусство, 1972. Донской Д.Д. Законы движения в спорте. - М., Физкультура и спорт, 1968. Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. - М., Физкультура и спорт, 1964. понимания проблемы ее интерцретации в буржуазной науке, которая рассматривает спорт преимущественно как игровую деятельность или же отождествляет его с магическими, ритуальными действиями, опираясь при этом на работы К.Хейдегерра, Орте-ги-и-Гассета, Й,1уицинги и др.
Исходные позиции упомянутых интерпретаций состоят в том, что игра, игровая деятельность понимается как единственная форма подлинно человеческой деятельности, выражающая ее сущность. Одним из наиболее полных воплощений этой- сущности является спорт как бесцельное напряжение и как изначальная, высшая, самая первая и важнейшая деятельность человека. Эта абстрактно понимаемая спортивность таким образом, служит первоосновной для всех социальных отношений и чувств.
В самом общем виде можно выделить, как основные, три направления в буржуазном социологической и эстетической ин-терпретациии спорта.
Первое (1уицинга, Энгельгардт, Служер и др.) исходит из идей экзистенциалистской философии. Оно усматривает в спорте высшее проявление человеческой сущности, изначальную эмоционально-духовную силу, противопоставляя его как свододную деятельность труду.
Второе - неофрейдистское (Лоренц, Рихтер, Денкер, Бей-сер) выражает спорт как средство нейтрализации или канализации животных инстинктов, результатом чего достигается эмоциональная разрядка, которая цриносит своеобразное психофизиологическое удовлетворение; что и является основой эстетического переживания.
Третье - интеракционистское (Данинг, Маньян, Йокль,Морган и др.) исходит из концепций структурно-функционального анализа и ввдит эстетическую ценность спорта в особенности представляемых им возможностей межличностного психологической го взаимодействия индивидов, руководствующихся ценноетно-нор-мативными установками трансцедентального происхождения.
Заключая литературный обзор, следует указать на представляющую значительный интерес книзу В.Липоньского "Спорт, литература, искусство"1 и книгу Г.Витта "Эстетика спорта"2, кото^-рые посвящены отображению спорта в художественной литературе и искусстве различных исторических эпох.
Обращают на себя внимание также попытки экспериментальных исследований в области эстетического воспитания спортсменов, которые проводились в Киргизском институте Физкультуры Н.И.Шарабакиным, Н.С.Бервиновой и др.3.
Таким образом, литература по эстетическим вопросам физической кулыуры и спорта достаточно обширна, но, во-первых, она представляет из себя почти исключительно совокупность журнальных статей, написанных преимущественно специалистами по физической культуре. Во-вторых, эти работы в основной массе посвящены соотношению эстетического воспитания и физической культуре, причем вопросы этого соотношения трактуются в плане традиционных представлений о важности выработки осанки,
1 V. Lift oPi$ki , Spoilt. LihiaiuiQ. Sz^wAq ~ \хУ<?П1й\х/у I Sly.
2 httciilc ctM Sp^s. Итоги первого этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой. Фрунзе, 1968. Бервинова Н.С. Исследование эстетической подготовки студентов. Автореф. дис.кацд.пед.наук. Фрунзе, 1978. ловкости, здоровья, пластичности, тогда как важнейшие и существеннейшие вопросы о месте и роли физического совершенства в общественном и эстетическом идеале, о закономерностях формирования эстетического отношения к спортивной деятельности, по сути, вообще не ставился.
Что же касается такого сложного, стремительно развивающегося явления как спорт (в котором сейчас уже четко выделены такие структурные уровни как рекреационный спорт, массовый спорт и спорт высших достижений), то он до сих пор находился по сути вне поля зрения эстетической науки.
Не может не броситься в глаза несоответствие между настоятельной потребностью философского и эстетического осмысления этой сферы социальной деятельности и почти полным отсутствием обобщающих трудов специально посвященных эстетике спорта.1
Сказанное в полной мере относится к проблеме заявленной в настоящей диссертации. В качестве самостоятельной исследовательской задачи она до сих пор не формулировалась и не ставилась. Отчасти поэтому новые разработки и гипотезы неполучили должного отражения в эстетической литературе. С другой стороны, отсутствие обобщающих эстетических работ по указанным проблемам объясняет, почему слабо до сих пор они представлены в литературе и почему имеющиеся работы в массе В какой-то мере этот пробел восполняет работа автора "Эстетика спорта". - М., 1978 и книга М.М.Лобжанидзе "Эстетика спортивного зрелища", Тбилиси, 1980. своей остаются в ограниченном кругу - традиционной тематики. J Возьмем на себн смелость утверждать, что диссертацией открывается новая область эстетической науки, имеющая не менее актуальный характер, чем эстетическое осмысление промышленного производства и предметной среды.
Здесь сделана попытка рассмотреть весь комплекс проблем эстетического содержания спортивной деятельности как с целью их систематизации, так и с целью определить основные закономерности и направления в развитии современного спорта, связанных с его эстетическими конститутивными факторами. Это диктуется как соображениями теоретического плана, так и настоятельной практической потребностью подготовки многочисленной армии работников по физической культуре и спорту: руководителей, воспитателей, тренеров, спортивных судей, а также соответствующей организации работы средств массовой информации.
Направление анализа, которое проводит диссертант; откры-* вает перспективы дальнейшей разработки взаимоотношений эстетики и физической культуры и спорта, междисциплинарной проблемы большего социального и культурного значения.
Во-первых, оно позволяет продвинуться в изучении специфики эстетического знания о спорте. Если достаточно развитые в настоящее времяобщесоциологическое и социально-псй-хологическое освещение спорта подчеркивают его общность с другими социальными явлениями, то в данном случае акцент качественно своеобразен - он способствует осознанию места и роли эстетических факторов в структуре спортивной деятельности и спортивных отношений.
Во-вторых, становится очевидной актуальность малоизученной теш эстетического воспитания в системе физической культуры и спорта в плане комплексного подхода к воспитанию. Выявляется эстетический характер физического совершенства, достижение которого является основной задачей физического воспитания. Тем самым открывается новый аспект изучения физического совершенства как элемента структуры гармонической личности.
Т^ким образом, эстетическое воспитание спортсмена, тренера, зрителя не сводится только к сосредоточению внимания на таких внешних факторах как пропорциональность, телосложение, выправка, осанка, чистота выполнения физического упражнения, но определяется как сложный комплексный процесс формирования эстетического отношения к явлениям физической культуры и спорта, выработки устойчивых навыков творчества в этой области.
В-третьих, целостное исследование эстетического содержания спортивной деятельности обещает восполнить проблемы в освещении этого, менее всего изученного, уровня физической культуры. Т&к, к примеру, оно приводит к необходимости поставить на обсуждение и рассмотреть такие проблемы, которые в существующей в настоящее время литературе не формулировались даже в самом общем виде. К таким проблемам можно отнести упомянутый уже эстетический характер физического совершенства, эстетическое в деятельности спортсмена и тренера, соотношение эстетического и технического в спорте, спортивная форма как эстетический феномен, выразительность и декоративные аспекты спортивных действий, дизайнерские проблемы спорта.
Необходимым и актуальным становится также философско-эстетическое осмысление богатого материала конкретно-научных исследований в области физической культуры и спорта и в частности исследование эстетических воззрений, эстетических вкусов и предпочтений спортсменов и зрителей.
В-четвертых, анализ этой проблематики обнаруживает ограниченность еще бытующего мнения, согласно которому спорт есть лишь сфера досужего времяпрепровождения, нечто вроде не очень важной забавы или развлечения, Рассмотрение спорта как одной из весьма важных областей социальной деятельности в современном мире выходит за рамки нашего предмета, однако нельзя не обратить внимания на тот факт, что только в нашей стране 52 миллиона человек активно занимается спортом, что физическая культура и спорт становятся неотъемлемым атрибутом социалистического образа жизни, который, 'очевидно, следует рассматривать и с точки зрения его эстетической ценности.
В-пятых, анализ предлагаемой проблематики может способствовать дальнейшему обобщению и обоснованию научной политики в области физической культуры и спорта, в области физического воспитания. Достаточно сказать, что эстетические црин-ципы должны быть учтены как в разработке всеобщих физкультурных комплексов, каковым, например, является всесоюзный единый комплекс ГТО, не только в педагогической, воспитательной работе, но и в практике подготовки и проведения соревнований любого уровня, от школьных до олимпийских, а эта задача требует определенных общетеоретических обоснований ввиду многообразия факторов детерминирующих физическую культуру и спорт, ввиду сложности их взаимоотношений.
В-шестых, в условиях обостряющейся идеологический борьбы в области спорта весьма актуальным становится критический анализ его философских и эстетических интерпретаций в буржуазной науке. Это является одной из составных частей критического анализа современной буржуазной культуры. Причем, важно отметить, что буржуазные эстетические интерпретации физической культуры и спорта конструируются в целях воспроизводства господствующих в капиталистическом мире социальных и идеологических отношений.
В этой связи автор специально останавливается на малоизученных буржуазноэстетических индетерминистских концепциях спорта, на критике поставленных на индустриальную основу утилизации спортивной деятельности.
Наконец, анализ современного спорта может дать полезный материал для типологизации причинно-следственных социальных зависимостей, обусловливающих формирование эстетической значимости спорта.
Эти соображения обусловили и структуру настоящей диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, объединяющих семь глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетические компоненты спортивной деятельности"
Выводы
Проблематика эстетических функций и потребностей спорта, как видим, чрезвычайно богата и многообразна. И если вопросы соотношения спорта и искусства как-то обсуждаются и в плане их взаимообусловленности и в плане художественного отражения спорта в произведениях искусства, то есть . тходят свое теоретическое отражение, то другие вопросы, поставленные нами в данном разделе, еще только ожидают своей теоретической разработки, хотя для развития спорта они. имеют отнюдь не второстепенное значение.
Мы цриходим к выводу, что выразительность спортивного действия нуждается в специальном изучении и результаты такого изучения с необходимостью должны стать руководством для всей системы физкультурной и спортивной подготовки и образования.
Цри этом искусство и искусствоведение, а также дизайн и его теория могут послужить важными аналоговыми системами для эстетического осмысления спортивной деятельности. Однако при все том нет никаких оснований для отождествления спорта с искусством, нет никакой необходимости переносить на спорт законы искусства и системы оценок, применяющиеся в искусстве. Более того, в методологическом отношении это приводит к запутыванию действительных глубоких связей между этими видами деятельности.
Специальной областью художественного творчества является предметная атрибутика спорта, организация условий спортивной деятельности и, как особенно важная в этом плане, практика организации спортивных цраздников. Эта проблематика требует серьезного теоретико-эстетического исследования и обоснования.
Спорт, таким образом, активно воздействует на существующие виды эстетической деятельности, не только представляя им новый материал, но и определяя их новое содержание и новые направления развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
XX веку дается много названий. Иногда его называют "веком спорта". Спорт, действительно, одно из его самых ярких явлений. В социалистических странах физическая культура и спорт становятся поистине массовыми, составляют органическую часть жизнедеятельности людей, социалистического образа жизни. Однако, те аспекты, которые находятся в центре внимания наук о физической культуре и спорте и которыми раскрывается их сущность и закономерности развития, оставляют без внимания эстетическое содержание этих частей культуры. рассмотрев эстетическое содержание современного спорта, мы старались показать, что он, во-первых, становится весьма существенной частью эстетической культуры общества и, во-вторых, что эстетическое оказывается одним из важнейших рычагов собственного развития спорта на нынешнем этапе.
В этих выводах, по сути, выражается концептуальная линия диссертации, которая вводит в предмет эстетики чрезвычайно широкий круг явлений до сей поры едва попадавших в поле ее внимания. Разумеется, мы далеки от упреков по адресу эстетической науки, дело прежде всего в том, что спорт никогда ранее (если исключить античную Грецию) не занимал столь значительного места в общественной жизни и не оказывал столь широкого воздействия*на общественные отношения и общественное сознание как в настоящее время. Цричем цроизошло это изменение его места и роли как социального явления стремительно -в течение нескольких десятков лет. Л&к что совершенно естественно, что его эстетическая цроблематика осталась столь малоизученной.
Марксистско-ленинская эстетика оказалась, однако, перед этими проблемами отнюдь не врасплох. Ее плодотворно развивавшиеся в последнее время направления, связанные с изучением эстетической стороны материального производства, эстетической деятельности, эстетического сознания подготовки необходимы исследовательский аппарат для изучения эстетического содержания современного спорта. И тем самым мы хотим особенно подчеркнуть высокую эвристическую ценность марксистской . методологии.
Мы стремились также показать, что интерес к эстетике спорта обусловлен не только тем, что повысилась роль его в социальной системе явлений, он определяется и внутренними, . собственными процессами развития спорта, которые обнаруживают эстетическое как свой конститутивный момент. То есть сама практика спорта сегодня требует теоретико-эстетического осмысления. Это обстоятельство следует особенно выделить, потому что в известном смысле спортивная деятельность выступает именно как эстетическая и, следовательно, сюда переносятся некоторые функции и задачи, реализуемые ранее в сфере искусства, в частности, функции связи и адаптации эстетической и внеэстетической деятельности, социализации эталонов эстетической ценности.
Средства и приемы, выработанные и формализованные в других сферах эстетической деятельности, сознательно переносятся на спорт (как мы это видели в его соотношении с искусством), где они выполняют операциональные функции по отношению к основной его задаче. Поэтому исследование механизмов этой связи, равно как и определение собственных эстетических функций спорта, таким образом, восполняет образовавшийся пробел как в теории физической культуры и спорта, так и в эстетике.
Представляя в систематическом виде основные аспекты эстетики спорта, мы отнюдь не считаем эти обобщения исчерпывающими. Напротив, этот уровень рассмотрения позволяет увидеть и дальнейшее направление исследований.
Эстетическое осмысление спорта требует широкого и комплексного подхода. Эта проблематика характеризуется исключительным многообразием задач.
Первая группа проблем включает в себя как. главное и оо-новное направление вопросы Армирования гармонической личноеN ти, физического совершенства, как одной из важнейших ее харак теристик. И в этом отношении, вероятно, следует рассмотреть процесс формирования физического совершенства именно как эстетический феномен, только в этом случае мы оказываемся в сос тоянии раскрыть его системные свойства как часта общественного идеала, вычленить его активное воздействие на другие составляющие.
Другая группа проблем связана с эстетической организацией условий спортивной деятельности, что в настоящее время . приобретает особую актуальность, как в связи с массовая развитием спорта в нашей стране, так и с широким проведением представительных международных соревнований, Сюда включаются вопросы художественного конструирования спортивного инвентаря и оборудования, вопросы оформления спортивного интерьера и организации среды, вопроса архитектуры спортсооружений, организации и функционирования средств инфор-- нации, а также задачи, встающие перед монументальным искусством и художественной промышленностью.
Третья группа проблем возникает в связи со значительным < местом спортивного материала в каналах массовой информации,1 Здесь речь вдет об эстетических принципах организации этого материала, художественных проблемах спортивного репортажа* эстетического содержания спортивной информации. Решение этих вопросов приобретает особо важное значение в свете решений ХХУ1 съезда КПСС, подчеркнувшего, что партия tи советское государство постоянно расширяют свое содействие развитию массовой физической культуры и спорта. Этот принцип \ закреплен и Конституцией СССР?
Самостоятельная группа вопросов эстетического порядка возникает в связи с отражением спорта в искусстве, причем здесь особый интерес и художественную ценность приобретает документалистика - радио, теле, фоторепортажи, фильмы, мемуары. В этой группе вопросов можно выделить еще и искусствоведческий аспект, который в последние годы довольно заметно различим в научной литературе о спорте.
Искусство имеет в спорте благородный материал для выражения не только физического совершенства человека, но и величия духа, силы характера, высокой гражданственности и высоких моральных качеств. Вместе с тем мы наблюдаем проникновение методов художественного анализа и художественных выразительных средств в систему спортивно-технической и спортивно-общественной деятельности.
ХХУ съезд .КПСС наметил новые рубежи в развитии эстетической культуры развитого социалистического общества, новые пути в развитии творческих его возможностей. Значительное повышение жизненного уровня советских людей, достигнутое в десятой пятилетке, открывает и новые перспективы в развитии физической культуры и спорта как средств формирования гармонической личности коммунизма, как формы творческой деятельности, формы осуществления свободы.
И дело здесь не только в том, что расширилась сфера досуга, стало больше свободного времени. Дело скорее в том, что изменилось качество жизни. Высокий уровень материального потребления никогда не понимался марксизмом как единственная и конечная цель, но лишь как необходимое условие для высвобождения творческих потенций человека, для безграничного развития его духовной и телесной красоты, для воплощения самого прекрасного - общественного идеала коммунизма.
Список научной литературыСараф, Михаил Яковлевич, диссертация по теме "Эстетика"
1. М а р к с К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.51-52, 189.
2. Маркс К. .Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Госполитиздат, 1956, с.593.
3. Э я г е л ь с Ф. Положение Англии. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.1, с.593-594
4. Л е н и н В.И. К характеристике экономического романтизма. Полн. собр. соч. т.2 с.169-170, 253
5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм, ^олн. собр. соч. т.18, с. 333-378
6. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Часть вторая, гл.У. М.: Изд-во Правда, 1961, с.62-66,116-132
7. Брежнев Л.И. Отчет Центрального Комитета КПСС и очеред ные задачи партии в области внутренне! и внешне! политики. Разд.Ш. М.: Политиздат, 1976, с.86-108
8. А р и н и н а Н.И. Эстетически! вкус как проблема социологии. Автореф. дис. . каяд.филос. наук. Одесса, 1970
9. Арнольдов А. И. Культура и современность. М. Мысль, 1973, 158 с.
10. А ш е в Г.А. Эстетическая сущность воинских ритуалов.: Автореф. дис. . каяд.филос. наук. М.; Изд-во Москов. ун-та, 1971
11. Б а х т и н М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож.литература, 1975, 502 с
12. Б ервинова Н.С. Исследование эстетической подготовки студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой.: Авто- 301 реф. дис. . канд. нед. наук. Фрунзе, 1978
13. Б е р н ш т е I н Н.А.: 0 построении движения. М.: Медгиз, 1947,-253 с.
14. Бронштейн Д.И., Смолян Г.Л. Личность и мир шахмат.-Вопросы философии, 1976 $5
15. ВавловМ. 0 красоте физического облика человека. Теория и практика физической культуры, 1963 Ш
16. В е р ц м а н Й.Е. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967,-342 с.
17. Визите! Н.Ш* Образ жизни, спорт, личность. Кишинев, 1980,-158 с.
18. Вишневский И. Б. Социализм и физическое совершенствование человека. М.;: Физкультура и спорт, 1975,-138 с.
19. Власов Ю. Театр большого спорта Театр, 1966 Jfcl
20. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория. Философские науки, 1980 М
21. В мире прекрасного. Альбом. М.: Физкультура и спорт, 197195 с.
22. В о л к о в А.Н. Об актуальных проблемах средств массового воздействия и средств массовой коммуникации. В кн.: Предмет семиотики. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1975, С.&-22
23. В ь ю н и к В. И. Автографы на льду. Л.: Лениздат, 1968,160 с.
24. Гаузенштейн В. Нагота в искусстве. М.: Современные проблемы, 1914 - 224 с.
25. Голейзввский К.Я. Спорт как искусство. Театр, 1966 М- 302
26. Голубев А.Д. Формула красоты. М.: Советская Россия,1968, 134 с.
27. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.- М.: Искусство, 1966.- 241 с.
28. Гориневский В.В.' Культура тела. М.: Изд-во Нар-комздрава, 1928. - 318 с.
29. Гончаров В. Д. Человек в мире спорта. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 120 с.
30. Градополов К. В. Воспоминания боксера. М.: Физкуль тура и спорт, 1972. - 303 с.
31. Г р и з о в а Н.А. Художественный образ как система/ Учебно методическое пособие. Одесса, 1970. - 28 с.
32. Движение и деятельность. Сборник исследований кафедры психологии/ под ред. С.Л.Рубинштейна М.: Изд-во Москов. ун-та, 1945. - 245 с.33 i'Демидов А. Артистизм Эдуарда Стрельцова. Театр,1969, №8
33. Донской Д.Д. Законы движения в спорте. Очерки по теории структурности движений. М.: Физкультура и спорт, 1968,- 331 с.
34. Дро бницкий О.Г. Наука и ценность. Философские науки, 1973, М
35. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 331 с.
36. К а г а н М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 197I. 570 с.
37. К а н т И. Об изначально злом в человеческой природе. Соч. в шести томах, т.4 /2/ - М.: Мысль, 1965, с.5-49
38. Калинин А.Д. Эстетика и физическая культура.- В кн.: Ученые записки МОПИ, т. 203.- М. 1968.
39. Киселев Р. США: спорт и общество. М.: Физкультура И спорт, 1978. - 126 с.
40. К и я щ е н к о Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971.
41. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Искусство, 1977. - с.
42. Козлов Д.Ф. В.И.'Ленин о формировании коммунистической культуры. Курск, 1980. - 63 с.
43. К о з л о в Д;Ф.', Марченко Г.И. и др. Методологические проблемы социологического исследования.- М. : Изд-во Мос-ков. ун-та, 1979.- с.
44. Коненков С. Красота человека. -В кн: Эстетика поведения /под ред^ В.И.Толстых м,: Искусство, 2963$ - с.
45. Коренберр в.Б. Надежность исполнения в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 192 с.
46. Кох И.Э. Основы сценического движения. Л.: Искусство, Ленингр.' отделение. 1970. - 566 с.- 304
47. Красин А.Н. Развитой социализм и проблемы становления коммунистического типа личности. м.: Молодая гвардия, Х979. - 232 с.52; Латынина Л.А. Спорт и театр. Театр, 1967 Ш
48. Леонтьев А.Н. ДеятельностьСознание. Личность. -М.: Наука, 1975. с.
49. Л е с г а ф я П.Ф. Основы естественно! гимнастики. Собрание педагогических сочинений в 4-х томах, т.4. - М.: Физкультура и спорт, 1958
50. Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища. -Тбилиси, 1980. 136 с.
51. Марксистско-ленинская эстетика /Учебное пособие под ред.проф. М.Ф.Овсянникова М.: йзд-во Москов. ун-та, 1973.- 448 с.
52. М а р т е н с Р. Социальная психология и спорт. Mi": Физкультура и спорт, 1979.- 176 с.
53. М а т в е е в Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1965,- 244 с.
54. М а ц а И.Л. Проблемы художественно! культуры XX века. М.: Искусство, 1969.- 208 с.
55. Ми ло видов А. С. Прекрасное в воинской службе.- М.: Знание, 1963.- 35 с.
56. Михайлова, А. А. Художественны! образ и проблема условности в искусстве.: Автореф. дис. канд. филос. наук. -M.I969
57. М о р е л ь Ф. Хореография в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1971.- III с.
58. Новиков А.Д., Г р и ш и н В.Г. Игра и спорт. Теория и практика физической культуры, 1973 №№ 2-3- 305
59. Новикова Л. И. Искусство и труд. М.: Высшая школа, 1975. - 175 с.
60. Н о в и к о в а Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М.: Политиздат, 1976.- 285 с.
61. О б ы с о в А.С. Человек и спорт. Красноярск, 1970.-22 с.
62. Овсянников М.Ф;! Современные проблемы теории эстети ческого воспитания и критика буржуазно! эстетики. M.I973.
63. Овсянников М.Ф. Современная буржуазная эстетика. -М. 1978. с.
64. Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М.: Искусство, 1979. - 343 с.
65. О г а н о в А.А. Логика художественного отражения. М.: Ис кусство, 1972. - 120 с.
66. Павлов С.П. Физическая культура и спорт в СССР. -U.: Знание, 1979. 63 с.
67. Пономарев Н.И. Социальные функции спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 308 с.
68. Преемственность поколений как социологическая проблема. -М.: Мысль, 1973. 295 с.
69. Разумны!. В. А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969. - 188 с.
70. Р е з н и к о в Ю.А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спорта.: Автореф. дис. . канд.пед. наук. М. 1974.
71. Р и в к и н Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве древне! Греции. М.: Искусство, 1969. - 79 с.
72. Родиченко B.C. Гостеприимны! стадион. О культуре проведения спортивных соревнований. М.: Физкультура и спорт,1969.- 120 с.
73. Родиче нко B.C. Спортивные соревнования. Информация и управление. M.Физкультура и спорт, 1978.- 152 с.
74. С а ра ф М.Я. Знаки и знаковые проблемы спортивной деятельности. В кн: Материалы научного семинара "Семиотика средств массовой коммуникации" в двух частях, часть I - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1974, с.265-275
75. С а р а ф М.Я. К критике буржуазно-социологических концепций сущности спорта и его эстетических функций. В кн: III Всесоюзная конференция по социологическим проблемам физической культуры и спорта. - M.I977, с.202 - 204
76. С а р а ф М.Я., Ф р е н к и н А. А. Эстетическое воспитание и физическая культура. В кн: Спорт и личность. - М.: Физкультура и спорт, 1975, с. 184-19I
77. С а р а ф М.Я. Эстетика спорта в учебных курсах институтов физкультуры. Теория и практика физической'культуры, 1978 }Ь 8
78. С а р а ф М.Я. Спорт и эстетическое воспитание личности.5 кн: Физическая культура и спорт важные социальные факторы воспитания трудящихся. Проблемно-теоретический сборник.- 307
79. Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, Государственный центральный институт физической культуры. M.I980, с. 97 - 103
80. Сафронов Б.В.- Эстетический идеал и его значение для воспитания советского воина. М. 1968. - с.
81. Свинцов Л.Л. О некоторых функциях спортивного зрелища. В кн: Конференция по проблеме научных основ организации современного физкультурного движения. - Тарту, 1973,с. 58-61
82. С е ч и н В. Подлинный драматизм спорта. Театр, 1969, Ж*
83. С и л и н А.! Режиссура массовых представлений. Декоративное искусство, 1973,89; С к а т е р щ и к о в В.К. Эстетическая культура как составная часть духовной культуры общества. В кн: Эстетические очерки, вып. 2 - М.: Музыка, 1967, - 452 с.
84. Совершенствование технического мастерства спортсменов / под общей ред. д-ра пед. наук проф. В.М.Дьячкова М.: Физкультура и спорт, 1967. - 230 с.
85. Социология спорта. Реферативный сборник. М. 1980. - 172 с.
86. Спорт в современном обществе. Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе". Сборник научных материалов- М.: Физкультура и спорт, 1978. 338 с.
87. Спорт в современном обществе. Материалы II Всемирного конгресса "Спорт в современном обществе". Тбилиси 1980
88. Спорт и личность. Сборник статей/ сост. М.Я.Сараф. М.Физкультура и спорт, 1975;' - 192 с.
89. Спорт и образ жизни: Сб. статей./ сост. В.И.Столяров, З.Крав чик. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 278 с.- 308
90. Спортивная атрибутика: Альбом / Сост. В.Кудряшов. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 119с.
91. Стеновой П.С;1 Спорт и общество. Тарту,1974. - 224 с.
92. Столяров В.И. 0 марксистской концепции спорта. Теория и практика физической культуры, 1978 М99 ^Столяров В.И. Социальные проблемы спорта. Философские науки, 1980, М с. 2-12
93. С т о л о в и ч Л.Н. Категория прекрасного и обществнный идеал. Историко-проблемные очерки. М,: Искусство, 1969, - 352 с.
94. Строение тела и спорт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-235с.
95. С у х а н о в И.В. Обычаи, традиции и обряды как социальные явления. Горький 1973. - 254 с.
96. Т а л а л а е в Ю.А. Об эстетике спорта. Теория и практика физической культуры, 1966, Щ, с. 6-9
97. Т е р е х о в а М.Ф. Воспитательное значение спортивных тра диций. Теория и практика физической культуры, 1963, Ш,с. 40-44
98. Традиция в истории культуры. М.: Наука, I978i-279 с.
99. Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС / под ред. проф. М.Ф.Овсянникова. М.,1978
100. Ф о к и н М.М. Против течения. Записки балетмейстера. Статьи, Письма. Л.-М.: Искусство, 1969. - 639 с.
101. Федосеев П.Н. Диалектика современном эпохи. М.: Мысль, 1978. - 654 с.
102. Физическая культура и спорт как средство эстетического воспитания. М., 1970. - 38 с.- 309
103. НО. Ф р е н к и н A.Ai' Эстетика физическай культуры. М.: Физкультура и спорт, 1963. - 132 с.
104. Ф р е н к и н А.А. Буржуазная социология игры и проблема Культуры. Вопросы философии, 1974, Й7
105. Ч и к и н С.Я. Физическое совершенствование человека. -М.: Медицина, 1976. 120 с.
106. ИЗ. Чайковская Е.А. Узоры русского танца. М.: Советская Россия, 1972. - 156 с.
107. Ш и ш и г и н М.В;« На экране спорт. - Теория и практика физической культуры, 1973, №12, с. 5- 9
108. Шмидт Н.Э., По л е е в А.С. Спортивные сооружения в СССР. М.: Знание, 1970. - 63 с.
109. Эстетическое воспитание. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1968. - 411 с.
110. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс.К III Всероссийскому симпозиуму молодых ученых. М.,1971. -46с.
111. Эстетика поведения / под. ред. в;и.Толстых. М.: Искусство, 1964. - 254 с.
112. Якобсон М.А. Социологические проблемы физическойкультуры. в кн: Социальные исследования, вып. 7. -М., 1971 с. 128 - 136- 310
113. А а к e n Е. Die sportliche Hochleitung als Kunstwerk urid absoluten Wertt. Olimpische Peur 1955, 12123* A d .a m K. Leistungsport als Denkmodelle. 6 Munchen, 1978A
114. A d о r n о T.V. Veblens Angriff auf die Kultur. In: Adorno, Prismen, Kulturkritik und Gesellschaft. - Munchen, 1963125* Antonelli P. Agression and sport* The Jornal of sports medicine and phisical fitness, v.9. - 1969, 2
115. Arnold P. Aesthetics aspects of sport. International reviev of sportsociology§ 1978, 3127» Б 1 a u t h K. Cena recordu. Warszawa, 1967
116. Bernett D. Grundformen des Leibeserziehung. Berl. Geidelb., N.-Y., 1972129* Beutendeik P.I. Allgemeine theorie der menschlichen Haltung und Bewegung. Berl., 1956
117. Beutendeik P.I. Das Spiel. Prankf.-am-Mein, 1958
118. В о h m e S.O., G d о w J., GuldenpfennigS. udd and. Sport im Spatkapitalismus. Prankfurt, 1971
119. Choutka M. Sport a spolecnost. Praga, 1978
120. Christian?., Pflusse H. Ober die menschli-che Bewegung als Eincheit von'Katur und Geist.- Schorndorf, 1963
121. С i u p а к Z. V/idownia sportowa. Kultura fizyczna, 1970, 735. с i u p а к Z. Sport spectators an Attenptat a sociological analisis. - International reviev of sportsociology, 1973, 9
122. Daniels A.S. The Stady of sport as an element of the culture. International reviev of sporteociology, 1966, 1
123. Е а г 1 е P. Phisical education and Sportphilosophy. -Prentice-Halb., 1977
124. Das grose Spiel. Frankf.-am-Mein, 1965
125. Geblewicz E. The aesthetics problems in phisical education and sport. In: Federation Internationale Education Phsique, 1965, 3143* G u t t m a n A. Prom ritual to record. The nature of modernsport. N.-Y., 1978,
126. Guttman A. Sport in der americanischen Literatur: Bestatigung der neuen Socialkritik?. Sportwissenschaft, 1974? 4
127. Guldenpfenngg S., SchulkeH. The Heedfor politological Research of sport and its relation to the sociology of sport. International revSev of sportsociolgy 1980, 1
128. Horrman M. Religion der Athleten. Stuttgart,1968
129. Huizinga J. Homo ludens. Reinbeck, 1956
130. Humanistyczne wartosci sportu. Materialy seminarium polsko-radzieckiego. Warszawa, 1978
131. Ibrachim H. Sport and society. An introduction to sociology of sport. Wittier, 1975
132. Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. Berlin 1955
133. Krawczyk Z. Studia z filozofii i sociologii kultury fisicznej. Warszawa, 1978
134. К г о с к о v v. С. Sport. Eine Sociologie und Philosophie.1. Hamburg, 1976153* Kultura fizyczna i spoleczefistwo. Warszawa, 1976
135. L e n к H. Werte Ziele - T/ircklichkeit der modernen olim pische Spiele. - Schorndorf, 1964155» L e n к H# Sport Gesellschaft - Philosophie. - Sportwis senschaft, 1971, 1
136. L e n к H. Leistungsport; Ideologie oder Mythos? Stuttgart, Berlin, Koln, Meinz, 1972157. biponsky W. Sport, literatura, sztuca. Warszawa, 1974
137. L о r e n z K. Das sogenannte Bose# Zur naturgeschichte der Agression. Vien, 1963159* Loy J., KenionG. Sport, culture and society.-B.-Y 1969
138. Love B. The aesthetic of sport: the statement of problem. Sportpsychology bulletin, 1970, 4
139. L о v e B. Beauty of sport. Prentice Hall, 1977
140. Luschen G. Zur Btructuranalise des Sports.-En: G.Luschen und K. Weise. Die sociologie des sports. Darmstadt, 1976.
141. M a g n a n G. Sociologie du spott. Paris, 1964
142. Nattkamper H. Sport als Kunst. Leibesiibungen, 1970, 5
143. Ortega-y-Gasset tlber des Lebens sport lich-festliche Sinn. Jahrbuch des Sports, 1955/56
144. Philosophy, theology and history of sport and phisical activity. The international congress of phisical activity science. Quebeck, 1978
145. S a r a f M.J. Sport a sztuca. Kultura Pizyczna, 198o, 8
146. Sieger R. Korperliche Vollkommencheit als neue gee sellschaftliche Kategorie. Theorie und Praxis der Korper-kultur, 1964, 7174« Singer R., Haase H, Sport und Personlichkeit. -Sportwissenschaft, 1971, 1
147. S 1 u s h e r H.S. Man, sport and exisyence. A critical analisis. Philadelphia, 1967176» Simposium of the sociology of sport. Canada, Vaterloo, 1971
148. Social problems in athletics: essays in the sociology of sport. Urbana, 1976
149. Sport and culture. Sciense simposium. Warszawa, 1978
150. Sport am Puis der Zeit. Sport und Wissenschaft. Bd.2. -Berlin, 1978
151. Sport. Arbeit. Gesellschaft. Koln, 1978
152. Sport in der Elassengesellschaft. Frankf.-am-Mein, 1972
153. Sport in der Kunst. Leipzig, 1969
154. Sport in the modern World chanses and problems. - Berlin 1973
155. Sportsociologischen Arbeiten. Berlin, 1978.185« Sportwissenschaftliche Kolloquium. Halle, 1978186. sP°rt im Blickpunfet der Wissenschaft. Berlin, Heidelb.,1. N.-Y., 1972187« Sprenger J. Zum Problem der Agression im Sport.-Sportwissenschaft, 1974, 4
156. Sport w spoleczenstwie wspolczesnym. Warszawa, 1973
157. Schulke H. J. Sportwissenschaft und Politik HRD. " КоIn, 1975
158. S u tt о n S m i t h S. Die Dialectik des Spieles. -Schorndorf, 1978191» S у m о n s D. Play and Agression. Hev York, Colambia University Press, 1978
159. T а у 1 о r I. Football mad. In: E.Duning. The Socio-logu of sport. - London, 1971193» Tompson R. Sport and Ideolody in modern society.1.ternational reviev of spoct sociology, 1978, 2 (13)194
160. V i n n a i G. Sport in der Klassengesellschaft. Fran kf.-am-Mein, 1972195e W i t t G. Aesthetik des Sports. Leipzig, 1974
161. Witt G. Versuch einer Darstellung des Gegenstandes einer Aesthetik des Sports. Theorie und Praxis der Korperttultur, 1975, 4197» W e i s P. Sport and philosophy inquery. Carbondale, 1969
162. W о h 1 A. Socjologia kultury fizycznej. Zai?ys proble-matyki. Warszawa, 1979
163. Wonnenberger G. Erscheinung und We sen des Sports in der philosophische Sicht. Theorie und Praxis der Korperkultur, 1972, 12
164. Zuchora K. Sport i kultura. Kultura fizyczna, 1973, 11
165. Zuchora K. Closer thies beetween sport and art.-International reviev of sportsociology, 198o, 1