автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Эстетические проблемы массовых жанров искусства

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Протасова, Надежда Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Одесса
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Эстетические проблемы массовых жанров искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетические проблемы массовых жанров искусства"

РГ6 од

одесский государственный уиверситв! ш. я.я.шянш2а

На оравах рукописи

протасова Надежна Вадяиовва исгоичесгоз прошма ыассовнх мши шишзства

Спецяальаоот* I7.00.08 - Теория я но»оргл

КуЛМурЫ

Авторофвра»

диооорюцяи на соискание учэпой оипени каадядата фиооофокях пяуп

Одоооо 19°}

Завоза хшишшш на кафедра политологии Одесского гооудар-¿йадиою уаиворояюха ш. И «И,Мечникова

¡1иучшй руководвхадь - дахюр ио*оричвских наук, фофаойор Л»А.Аиуфриев

О^ациалышо оппонаваш» &ОНТСР НсЯУССТЬО&£-Р>£НИЯ; прОгрессар

ЛЛУ* У УЧ/7 а/:/■////?

Вадуцая организация - Кв?>£&р/) Зсг/г/иж, ¿/¿гс^^^ < ¿///сГиП/Ю

Зацята- ссогояюя

//

рА'Г^¿'/'(У1 1993 г. !Ш заседании воваса /б'' РР по приоувданвю ученых мапвней во Всероссийской Иаучно-иоадедогахэльакон инотитуга иокуаоиоаадвиия (Козицкий пар., 6). С диссертацией кожно оавахоиихьов в библиотека Всероссийского Научио-Есследовательокого внотитута иокуоохвоашшшь

Даюра^ара? ровослан ■ 6 1993 года.

ТчэшШ сакрахары оизцаавизированного оовага

Актуальность темы паботц заплачена а обращении к наиболее распространенным явлениям совреиейной культура, з ах рзосиозранив аа широкой фоне культурной яотормв, в их комплексном (.этнологическом, социально-лопхологнчоскои и искуоотвовэдчоскоы) анализе.

Кассовые музыкальные яанры рассматривались а литература в качестве сугубо сопрэценного явления. Проведенное в диссертации сопоставление оовромоннои эстрадно 11 иуаыки а формаия развланательного конденсаторного я вообще прикладного музицирования других эпох кок в Европа, так и за ео продола ыз показывает, тао многие черты современник массовых музыкальных Еанрав ииов* общий исторический характер п являются константами культурной истории. Актуальность широкого культурологического подхода к музыке»массовых яанроэ, такай ойразом, оборачивается его новизноЛ.

Актуальным токае является проведенное в работе шичшшЕГ а кое рассмотрение истории массовой музыки на отечаотвоняой пап».}. Не имея в овоеы араэнале трудов, дающих цолоотиуо картину разегт-/ иасоовой музыки в России, современное искусствознание лишено критериев, позволяющих оценивать нанесшее состояние маооовон муза-кальноЯ культура в навей охране. Систематический анализ' развитии маооозых музикапише ианроз в России, таким образом, "работает" на оценку я понимавиэ сложившейся актуальной ситуации.

/кгуатьность работ эяклвчазтея з ток, что впервые в нзй ир>,г веден 'региональный социологический опрос, фиксируюций ооотояиве слушательских вкусов и ранговую систему массовых муэштлыч.« дан-рои и конкретно описанной аудитории. Данные этого опроса, нроин™ гирцрегвуовгишао в спето широких культурологических обобилш:'. и 1;;кг.хставлоа11:{ о нутпх рпзаглия воасозоП цузики. э игие;1 зг^им, ¿>••1»?' щед вооипти дгля ряюьегрувцвв с-ютояиия созодгоя О 7;;;Ж'ЛС-!:, ¡ШИВОУО я ог'розях .иг.сютоП иузщея.

Предметом дделецо^аци!} отад как широкий воторичеокий натв-риил саиой ыаооовой иузыкя, гак и »руды о различных эпохах и явлениях истории кулгтуры, связанных о проблвиатикой масоового искусства.

?.1руод во&даловакия. продогазяэнный в работе, оложилзя под влшшши современных культурологических и музыковедческих иоолэдо-ваиил. В частности, цохно уНоыянум труды Э.Я.Баталова, 2. Е. Алексеева, Ю.а.Логиаиа, О.Б.Борева, В.В.Назайкинского, Т.Б.Череднпчен-ко, .'¡.Лисой, К.Дальхаузо» и.А.Сапонова, И.В.Бычко, Л.'I.Лосева, й.Херниа, Да.Р.Р.Толкиена и др.' В то хе время метод исследования ориентируется на принцип, который ив проводится в привлеченных к яиоаврхациокиой рабою грудах. А икенно, т обьединеиге культурно-типологического, социально-психологического и искусствоведческого рассмотрения явлений массовой иуашашюй кулыури.

Новизна материала и долохоний работы потребовало введений цоло41 совокупности новых научных понятий.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении современной шшово!'; культуры как чаотного случая оСяеисторических эако-¡¡омеммоте,| функционирования опроде-дакиой разновидности художественного творчества, Зта разновидность поучает в I главе диооер-гацпп лаикелозание "нузыка в эстрадной ситуации". Раосиатривая истричоскип вопроси ипиОолео обкого характера, хитокавцие «а представления о массовых музыкальных данрах как проекции - "кол-лекгтшего вдуватели", ш сгруппирован: зщ вопросы таким oбpa-з си:

Нарвы;; тип -"соввэдекпа иузда» в вкусов сцусашга";

Вторе.; тип - "¿-члг.рнангчеекг п ситуация";" Третий трп - "пузика в эстрадно;: сит}?шп".

1ип"иуанки в »отравно;; •спуаш'В* стлячастея одс'ст трэдгодео»

него народного творчества, так и от ивторского автономного элитарного творчества, Ооновноз отдагао наблвдяотоя & изниретш "цу-эшеа - слушатель", фольклор - еоть проекция коллективного pcHiamj--eiisu, Филараоничоокоо искусство - проекция автора, Л к с ну о си о эстрадного типа характеризуем я двойной проекцией, Оьо виреиао? оандання олуаательокой аудитории. Но эти озшдания вакдцчамоя в воошшанви дофацнварнооти существования, что подразуновааг иакоа ■ предлога»:»" оо оторопи иокуоотва. Эго виатат, чю его активность развивается в озобай .про^соконалваи, оперяруюэдН своеобразии!! зеу-догастзешшм язикоа,

Музыка в эотрадноИ оатуацяи hoces игровой характер, а нгровоо пскусстао означается фориулиооЕьа в оочатанки о развитой комбинаторикой 320 оочзтшшо даез простор иыпровизацизицону началу, что сам по себо подраэуиеваэа фориулнюоть, В каздой вз региональных и ясторячэоках разновидностей данного типа пузика соть овон цабор "готогих блоков" .

■ Специфическая каноничность иуэшга в эстрадной ситуации характеризуется "процовуточиаа," озатуоои тоорчаской свобода. Главшо параштри иузиазльного ñausa (ого "лексика" - тоиатнчаский цатераал, ого "граииатЕка" - веха форма) каиоияшц свобода "приходится" на соэдтшгольвув ткань. Та:к:о для агого типа муашш характаршц является 403K0S членение фор^ы, которсо озшраетаа иа относительно аззовошшэ от иелодяческого материала повторяемо иэтро-рмтияча-стае фориулы.

Всо straa оказанное ¡urao ЕИоцноиальная ктшенционалы'ють, щп< которой переаяшшш служаз отвлечённа от дзйстатольнооти и соада-ют досугозуи атеосфору, обнаруживают подчзноннооть языка массовой

* Cu,» liulainga Q. Нозд .Ludana, A otudy of the Play-elemont In tha Cultura. - ЧЫой, VJ19. - 162-tSj,

uyuiuai "наградного" sana компенсаторной задаче. Внутренняя детер-иишшха профессионального языка компенсаторного искусства состоит з том, чтобы, не нарушив комфортных ожиданий аудитории, ртим^лиро-вахъ рост потребности этой аудитории в своих художественных "услугах".

Второй момент новизны диссертационного иоследования связан о тел, что во II-olí глав о впервые систематически рассмотрена которая массового музыкального творчества на отечественной почва от средневекового скоыороиеокого наследия до последних лет Функционирования отечественной эстрады. С привлеченной к исследованию той литературы, которая суиеотвуе» по отдельный периодам истории русской

и советской массовой музыки, с опорой на других исследователей, а также на собственные анализы по этой проблеме в диосартацим построена периодизация развития массовой развлекательной музыки в Роо-оии,

Б изюотном смысла, новым в исследовании является и традиционное понятие русского романса, как оно трактовано в работе. В частности, один из аспектов новизны предлагаемой интерпретации атого музыкального канра состоит в тоа, что романс понимается как аналог надсослошшх, аадидейных объединяющих факторов культуры, Представление об интегрирующей художественном »aupé до сих пор в научной литературе не фигурировало.

Третьим новин моментом в работе является впервые введенное понятие ранга вкуоовых предпочтений - "устойчивые жанрц». Нова и сама рубрикация вад>о музыкально-развлекательных жанров, описанных в III-ой главе: а) Широко популярные жанры;

ч

d) áaHpu, популярные в более узкой аудитории (имеется в виду

- б -

аудитория, объединенная едияотвои продпочгаиня какого-либо определенного нанра, направления )i

в) Маяопопуляршо яанри;

г)"Уото!1чивые жанры".

Исходящее иа данных опросов слушателей подразделение иаооо-вых гширов на видовиа фориы цроводится в научной литература впервые, В диосертации дается не абстрактная ноиоиклатура канровых »mos, а такая, которая проверена на материала анкетных отвесов слушателей. Речь идет о тоа, кш: сани слушатели видят аанровув циффоранцяацию современной легкой иузыка, а на как ее видят uysu-коведы.

Проведенная классификация цаосових аузыкалыш канров впарвио исходит из олдаатольскогд гоаауруоа. выявленного анкетированной.

Практическая пешюогь рабоуц. Цатэриады дииоертации йогу г б из* ко польз osgiju в различных otoiiHs, как в вузовоких и училищных курсах культурология а социологии ыасоовой культура, гак

и в деяталЕиоста учрэадзкий, оргаайзушдех худогесгвениую кизнь. йецаловаана рэзульяаты аашзго поолздодшап а для средств цаооовои информации, правда всего для радио а яэлагадаиЕя, транслируемх совреиеннуо цаосовуэ вузияу,"поскольку знание вкусов олуиатоль-окои среди изобаодйцо в дзпгзльцоогя соотвегствуввдх нузыкашшх редакций.

Апроблтм пабощ. Дассериадзп бала обсуддана и рекоиендова-im к задпго но заседанка кафэдрц политологии 21 декебря 1992 г.; а обоуадоава работы прнисчам учасега гаяаэ педагоги кафедры но-торвд иузикп и этнографа.Одесской консерватории иа. А.В.Неадаио-вой.

Структура работа,, Дисоаргацвп состоит из введения, трех глав, чэтырох приложений (таблиц) и списка литературы. Объои диооарта-

- б -

Ос;}ов;;мг> ¡¡одохе.чпя рпПп;ц

но йьодоиек обоснован выбор кэии исследования, охарактеризованы кстодологнедокво принципы, реализованные в работе, а гакзо

осаощцо задача и цели, обуслоашнше згвиой и методологической ва-¡¡ршийыгоогьп дааооргацзв.

& Х-оИ кала 13 Кулы'урис-т ипологкчз скяе, социадхао-поихалогЕ-к ?уяогягоя»ошшЬ ксаогшм массовой едаыш? вцбраа аонокг культурологической проблематики, обязанный с цасоовшв цуаыкадь-лиа'л аанрашь Выбор згог отнедь га случаен. Цуаыкаяыте кадры в совресзивой шооовой культуре дошшрувт так ко, как и она оааа дсшикируех в культурной дойотавтельнсоти. Недареа, говоря о «аооо-¡¡1311 кульгура, часто подразумевают музыкальную культуру.

Исследование кассовых иузыкалышх нанров требуег роввсценвя ио иоиьвэй.варв грех подходов. Во-первых, азо подход ксторико-«■удндаьШ! во~вторз2, соцкаяьно-поихологическзв; в-гротых, ооб-■тл;ешя>, худоаоотвэишй, искусствоведческий. Почску важно расоцог-

соароцешу» кассовую музыку с вврскоИ кстсршсо-кульгурной точ урецш?

Да;ш в 2оие что в агуриаякоткке» публицистике утвердилось кродстаююниа, что современное иаооовое искусство есть беспрецедентное шшнив в истории культура. И как иедаров, особенно в ио-юдоииой прассо, "ьшссова^ цуаыка и "современная" музыка часто лшшются с и и он л шин. ^сякиН раз, кегда какоо-то культурное явла-;п:у признает чец-то беспрецедентным, небывалым - вто оказывается ярадриссудком современности. Не предрешая ответа на вопроо! дей-

■шштольао ли унккалыш или имели какие-то типологические аналоги «омромелшю цаесозые музыкальные жанры, ш убездаемся в шобходи-

ыоотя ИОТОрИКО-КуЛЬТурНОГО, ОраВНИТОЛЬНО-ТИПОЛОГЙЧООКОГй подходя Я НШ1.

Социально-психологический подход гак го вален для поолэдог'э-

ния массовых музыкальных ганров,' как я воторино-культурний. К cyiü

массового искуоства относитоя то, что оно не предъявляв» себя csy-

шателяа, читателя«, зрите ля и в виде законченных произведешь. В

отличие от искусства высокого, академического, в которой централь-

2

ним понятиен является совершенное и завервенноо произведение .

' Массовое искуоотво, его "произведения11, его артефакты -значимы только в процесса восприятия. В оущнооти, артефакт массовой культура - это всегда субъективно-объективные отношения. Его сиыол ориентирован на определенные потребности аудитории. íiia потребности аудитории соойоят в той, чтобы, цреаде всего, яиеть о бра я для идентификации героя, с которым моашо себя отоадеототть. Но для чего отоэдеотвить? Чтобы компенсировать невоополнеиность собственной жизни или восполнить негармоничность ооботвенной личности. Образы массового искусства служат aiotl цели. Массовое искусство создается для идентификации и компенсации. Наличие этих функций в описываемом искусстве предполагает социально-поихологи-чеокий подход, без которого невозможно раскрыть сущность массового искусстза на конкретном этапе его бытования.

Что se касается худоксственного, искусствоведческого подхода, то и без ного невозыомю обойтись. Тут необходимо отмстить, что как раз искусогчоаедчзокий, худозестзонный подход, в наименьшей степени развит применительно к анализу массовой культура о

¿ Проблематика автономного искусства и заверпеапого построения разрабоюи-д в трудах нуз:л:опедов: Ь.в.Назайкияског'», 3.Jhicc:j, '¡'.¡¡.Чс-юр.итскко, ,Ч.даль;:луза и др., ¡п работы па опираемся, проаоз.я '.wi.-nmmio '„пря ,ч>пр(гзоита-дяп в элатярчах и массовых

««особого нскуоотва. Потагуй, б сиз о воего массовые кадры аншга-звруптоя о идеологической, «оторнчэской и, наконец, ооциальао-пспхологичоской «очки эрения, что совершенно правомерно. Но к ига до сих пор очень мало применят специфические методы искусствоведческого анализа. Вероятно, действует привычная оценка, которув «окно назвать предрассудком, что ыаооовое искуоотво «алохудохеот-венио п потону искусствоведческий анализ ему неадекватен. Однако, но вдаваяоь в вопрос о мере худояеотвенвш: Ценностей массового искусства, его вое-таки называй искусством.

В 1-ой глазе осуществлена попытка сравнения нескольких типов иуаицирования о современными массовыми музыкальными жанрами. Во-первых, к оравненив привлечены материалы Фольклорной культуру Использованы труды фольклористов 5, посвящении устному народно-иу творчеству. Здеоь выявились весьма многозначительные оовпадо-ния с современники массовыми музыкальными жанрами. Во-вторых, мы обратились к проблематике неевропейских устных .музыкальных 1ра-диций . Поскольку элемент импровиаацйв им присущ в большей стеган в, гак же как и современный мавсовни музыкальным какрам, то £то обращение нельзя счесть случайным, И адеоь такае выявились • о5и;пе черты. Наконец, пришлось проработать не очень обильвдю •/ на русской языке литературу о средневековом развлекательном музицировании (о скоморошьем творчестве) 5. Этот вид музыки можно

' Н.Зеицовского. Ф.ГуСиова, Ь.Алексеева, Б.Барток, С.Грица, Х.Кушнарева, А.Чекановски, В.Виноградова в др.'

4

Труды .'-'.Друскина! Е.АстаЪьова, Г.Ке^пыша к др.

6 Трудн А.Фампнцино, А.Веткина, Л,Лихачева, А.Паччонко, К.Понир-ко, В.Протопопова и др.

~ :> -

она ;.rc¿ бы tbfítza3tz¡u чровршаа соврауошшх ¡меоош** .чу¿'а -гi:\,í'.hv,x uaapoe.

tíaic ио:;;;зйно s I-oil глава, оовроигшия гааоозел муйшш ou-,:гга;1яаогся л длишшй гзкологвчоокзй ряд* фольклор, редким (киши »гвшк» градации, аишороигэ средневековое гаорчзогво. paooiíuTt«-¡m данного 'хппологвчаоаого ряда позволяет seqqtü ноаоо обида в пи-■tars.Q длл снйсывсакого гипз иузиса» "иузша в вотрздиоЛ oaija--iisti'»

UX'ziaca в уогросаой с::гуацин оглзчазюя ог другие ¡мшив иу-зицалмого Есорчоогва сясдувЕркя чортайа. Ео-дарвце, сна вшгодш» гг конпавоагорнуо $у«кцао. На прогягеава иаютх веков gjwaa кии-юноациа, г,о, гзосполнгцпа авзивнной издосхаточяоотк, а разалз-сатедьиая погсусогсз оогазгоа отаСглыша. ¡i охаиз сопрягаюгаи лай ¡oKeasa: иохав лзбди а котив благополучия, кои£орга, Однако, на спадов кз ахапон суцзотвсвшея иувкка а гсгродяоа ситуация -^ожглорэ, срздиовеновы» я г,п., огона no~pasuoay даталваируз«». ювпольку еа ксвдоа згапз рзрЕигка культуры сущастзусг кшодаг-£иэ фораы irpoaajniu'ri лзрэчзаснх чувств.

Ссботвакао, пзгорся нугш» а еограддой ситуации как раз и •.ого? бить проодзкша по esscs пздобапх коикретпаацзА, овяаании» i опрэдзлэякой карг.;наа tapa в кавдоЦ га опрэдшшгшмх внох. Из--¡евчгшоогь нойкрзгйзацзй дониоа кошавсдагораоа ахэш, кроне as-юнчзвоста ксторитаскои картавы кара, определяв son еще одни и уи • íOBtieií, а пшнзо, социальной оíjaгк* пцвров енисс гьп аудитории. bsn ;paiteo вшшоа шитве в рз^зраруаиои сзслодовснка.

Что подразушвсегоа пзд соц'пшшюй огратифнцироаанвостыа ¡уднтаряи? Это аэ раоол№псо,по разииц в кавдуа эпоху критерия«, огут бить названы осслоЕшш критерия, про^осионолыша крате-1Ш и просто возрасте йритарвп (овпзанкаа или на овязанниз о еизоы образования). В каздую. из эпох на передней плана находив

оя одг.а :;üsoü»so фьиоп воцаваыюй охраифагецэв аудвгосан, дру •«.» 2J кр::ооайивяй;в8 к uwiiy, коопзрврувяа с usa. На сохраненной «сиз родозм кааоовой ¡cjaiaaí опрвдвдкопки яэлавхоя воэрривоа аоараохеая в?р51Т.дицврозшвоо5Ь оудахорза. а цилса so, раооыахрвввя еогороа глщрахвзсцзй шяепвагор-wtt oxaai, оаазашзуа о вскапшоор» каргла кара s о вэвэмзво-•шв ооцааааой огракфгцйрсзвшюога ерыгорав, uósso гшгавь два «щЗааилг.: взраода в ososaossojaioâ Езгорга, В кгзоерггщаа ous ва-

>»вая äjjjimmsamn в шг^зшашнш. юз шзшшшшз. и eûs-

jr^ywysprgp. ícsota. Ко» воааашсзз щиаздэшвз в вортаЗ гха» •«¡ая», сооггзгоггещю вяза дэр ююйушш фззаа ыугка cospasr ша жавз из м^орасаш» jœmsaasaocsa» В fiqœoû

•м зедг щ-ноладцоагоа - дс^здзгрзЕшаш ito sgsjcpoaaca - jfss-шжреизгшрИ oxcsa . геэдацз cöpasp, со-

И11и»ас-ш15ШШ1а короля » свззазяша о оовзокаип о яр*, caöas-•«ше, азцаазшщз laseaas&sssa Qtpcssta&pfacaaoosa вгдЕгсргв» на csopoü so фаза» аддуагргедкгоа из шоггрздк^вааой» là вгргои ада» иаходазгая воарао?ж» огрздефшщаоашо Сг^гори, Ио «дзоврэ--ааадо йоаькоа aimatm поду«кз8 кудогзсгЕЭШша csaMjam-pcaKssa aacooaoü иусшя. Поскольку ва егоа £згэ двэсэвсз ta^ßosoö сукзг» •»орсжиывиш вкусска врааи» ввеуо кзлада«когв соаоюнаа, so ваак •..•.•мавпязд иаяоаиз рул. скавы мод. и еограда. А рез дейгевуст •wivop uQjioi'o, «го on шизСоаио евяззд о $œwopca взойрзвоцка» ;,а.;до£щал£зо, coaip3-i43'«sas3í фдоаеоггощщз когяш-n сдаукз-рас-■жзи маосозай ujsa» адеаь оцрадвиацаа виачзат.

«»•агоазп^о» сезам census, ввдаавшй о вгодк&вго ¿»eojsasça шишиац uysííKU в есзрадцсй .са^сцза» еа озкаегзЕО Е' ЩККзвдуам,-iiooïk. lia mes фазах сгоого рдамхвз, в vo» .вдхь«' ce»; о глсйадышх фазах, m вэдусгрвакьаой, esa ку ьцка обрыва к

- п -

лжкту, ада, ïotaeo, я здлазаг? паз ktjztj i-ft-mr: (г:- s.-.v «.<,». битвой вндягадуоляоогя, a rir.b apwiosaaasacsn оцредех&яа0гс< se-ояоэного, возрастного габо профасойозадааого хеша}» Сдано, S'f> скольку задача г^зша з гзтрадаоЗ сгтусцкя аоазсяг я пмпэясптор-ноа воздоййхвиа, го она по иогэз га обращаться к rarcgramn лет-ноет!« яогрзбйоотяа своего слусатаст. Слратэда nçss а проаэвэ-донаа образ, cms, героя, с которна иохэг ядавтафацароэатьоя,

чтобы napaaajs висскуп оазосцсаку, Пгрздсда оозтоит a scu, «лобы,

»

обращаясь г "яоллэптлвгзкрозшшоиу", "групгогопу* олозеку, иузы-ка з то se вракя цродяагпзт еоу ко Си яядявядуалязпрозйнцуо гао-цвэ яла- лвчаоояшЯ вадвавдуаягшй sas, обрт.з, о который ов коте? идентифяцяроватюя.

. Втог парадом в диссертации формулируй то я олэдуосда образом: "ивиндввидуадмвразанацй индивидуалвва" иугыхя в оотрадноа овтуа-цяя. Отспяа проистекают характеристики ее образной сферы.

Обравы atoro искусства, в отличие, ох образов академического эысокого вокуоства. воегда оочзтаот в оебв отандаргнооть я броо-коохь, .Стандартность варажавт глубяниуо схему компенсаторного до й™ отвйя искусства. Броскость » конкретиаирует ату охему не только < на смысловом уровне, но и на уровне художественного изобретения. Вроскооть в иузнке.эстрадного тяпа всегда овяааяа о талантливо-отьв, дрофесОйональной огвли$свшноот>ю творчеств артиста.

Особо броские образцы аотрэдной музыки задаст ей очередную моду, (речь идет о той фазе развития эстрадной музыки, которую ми назвали тшусгпчачыюл или постуродициоииой). однако, ота u'i-да подвергается тиражированию, превращаетоя в стандарт. Таким об разом, сочетание стандартности и моды проявляется в историческом процесса раэяггвд астрадио.5 музыки в последнее столетие. В целая se развитие музнкя в »отрагно:; ситуации можно понять как созокуя-

нощь циклоп контрастных "иод". Когда ваявваат ообя одна иода, вH un оывиу приходит другая, ярко от нее отличаащаяоя, контрастная oit, Кпгдп та.изкивпзт себя, по с парах,! происходит вооэращзши нроди]!уирИ мода. Таким образом,' искусство втого типа двякэтоя и остается отабилышм.

Проявленный а 1-оН главе типологический анализ музыкальных кану.ов, таким образ он, привел к обобщенной у представлэнвю об ооо-бои типе в искусстве, который воогда'существовал в культуре. Он назван в дисоертации "музыка в эстрадной ситуации", но, хотя в атом термине на первом нвоте стоит слово "музыка.", дало, конечно не сводятся к вей одной.

Рассматриваемый тип вскуоства - сиятетический, он прежде всего сценичеи, в нем есть элементы театра, о'адета, литературная оонова. По музыка все-таки главенствует в нем, а вводя понятие о музыке в астрадной ситуации, мы том оамнм вводим понятие о олуша теле, об аудитория этой музыки.

С точки зрения слушателя, аудитории, музыка естрадаого сива различается не только по эпохам, но и по региональным культурам, Ожидания аудитория, компенсаторные потребности атоК аудитории различны в различных рвгиоаалышх культурах. Goaîoay, ейгвстин-но, к типологическому аналэзу присоединяема такой еоциалыю-пси хологичосгак анализ, который учитывает развитие в гстрад-

ной ситуации в опредолэшшг иациошьлышх границах. Для социально психологического анализа m избрал» .ватериал.отеадсгвбвиой культуры.

Во 11-ой главе "Из'история иаосовых музыкальных жанров в России. Своеобразно отечественного развлекатели ого музицирования" совнавдатсп два ракурса епакяеа «сюрзв кассовых нузшеалзь-иых jsaHpoB в Расоиз. Во-первых, учитываются результаты проведоп-

¡¡oro гяполотэского пволяза а прагда ззого тот зноол, >м> «..•»•«•• рячэокив рэшоааямшо равяячяя ыузшгп заяоогих муэш«>л?/«г ymw опязапи о опродолэяиой ограи^широзапяоогЕа аудиторм, 8о-пгл;-«;.. взодитоя доверенна ооциаяыю-поихологачзояого яяанява, ояязн.чдар-го коапансеторнца ожидания аудитории о конкретно!) исмрячэсквк иязуацвой опредэлапной. культура, г,е. з данной иооладоваинш, -в отечественной культура.

Итак, конкретный образ во-оодерхаталааий вид, обретааччИ цу-«ькоЯ насоовнх кадров, зависит от стрзгафицярозшнооти аудитории. В границах определенной национальной культура эта «ратифицированном» всегда ивава опеЦйфячзокиа езд« Созазденга этих ракурсов реализуется в диссертации в хода саотематвчэского обзора ищ-оряи отечественной иаооовой музыки.

• Существует целый ряд иоолздовшйй, посвященных оаделкш пэ~ ряодаа иоторий иасоовых канров в Роеокя, во пводвоа, оиотвмати-зпровалной истории развлекательной нуэызш эстрадного типа m m имеем ни на руоодоа языка, ни в зарубежных изданиях. Таюш образом, предпринятый во II-ой главе исторический аваля» развития вао-оових нувыкальанх ванров в Россия яга лая пэрзьэ огштоы такого ро* да работа.

í5m привлекла к вашему исследования sy лятзратуру, которая существует по огделмш лзриодаи история русской изоеовой кузняа, опираясь на даяшэ другшс иссладовегалаЗ.. a ïaase аа оовотаввлые анализы, ш строяли олздуызув яериодвшдев развитая мтрздиой щ— внки в России :

1) ойоиороиескм искусство!

2) эпоха "роосийской песни" (13 в.);

3} эпоха городского роялист в его дагалскоП знгорпратянпя

4) есдгпшшй шрвд (коао« 19 2« - качано 20 э.)$

5} БЭРПОЛ Ерзд- 52 ПООТрЭЕОЯЭДайЩОГС ЯСОЗШЮГО деооеяеотйя I

6) пеона 30-2 гэдов|

7) ооЕогокая пезвя в 40-е,\Б0-о в 60-е годы!

8) варэод 70-х г, - кмшрц^алаггвдя советской «ограды; 9) 80-е - ЭО-о года - влйяшзз вападпой вое-ватотака,

Ив этой яорводйзацав вголщгз массового искусства в ?сосап »«дно, что в вой черодуютоя вора оды "еападаого цроове«»кш>о2вав в "романтической почвенности", черт которых иногда иашидывазгоя друг на друга.

Гак, российская песня была французский явлением, одавти-ровпинаа ко русской почве. Цыгане (героя ронантвчеокой литература) выступали как иооигали сугубо русского роаиноа. В вантанный период лицо массовых жанров вновь определяется ваподнымя влвднй-яии (и вновь в атмосфере просветительски -револвциошшх настроений). в 20-е годы грааданственЕза пасвп вьотупаат как сянюа интернациональной револоциокнсй малодики и овоих соддитояге леовп, в 30-е годы на вотраде возникает новая романтика почвы (теперь у«а советской). В КЪв -60-е гг. формируется юихвр, впитавший аападине влияния, - вто оовпадает о "просветительскими* уотрамздииями "оттепели". В 70-е г. этот шлягер обретает с»а*уо сугубо своего , в а вем проявляется роцакткко-доаиатичасгаШ ко^ лори. Наконец, в 80-а - 90-е гг. опять паооупает период ^алор-та", и вновь - освакенны!; светом аападтгшски-нрооветитсльских ;нщт "-.ни;:, ' ■ ' ■ - , ■

Разумеется, дело не в периодизации как такого!;. Она позаоля-поставить и аргументированно решить следу»цив вопросы» Что яз-■то1г*1 обуим »да Iсок исторических периодов иаооовой музыки я .мд:с;:п? Что определяет специфику зстггнной муэнки иа .огачеотвен-

¡103 п0ч1э?

Пзргоз. Ka» показано во II-оа глагэ дпзсзргацЕа» в условиях Р080М гаооои-з нугкиаяьвнв гзвря сбсшыт га гагако гацпзпоахо^ ко.1" функцией, ко я пдзолог«'*збГП - ивбшкзувцяы значащей, Иугц-гйшмая гпуоосаи пала гиотупала ítaa ctan пдзологачзокеа, Ауда-'vop::n охрахайцирозанаог» кэ солки» во споезипо в пэкогораи ваду-когорзчеокгш цдзяи, ио а к лудогооггеЕйцз лнусгу. Вторая сзоСзпя'согз сэгоргп рсззвйопоа кзвсолся вуаака оовгои-ла з son, ц;о з кэй' оусютссгаля " cotfopsp" фор« я пгярч, reo торг кэ подет'Л-тт panraca. ОдцоЗ ез гагах фора, сбйадсзрзй' кисаярфукгя обздкезвкш ввучаают 0:« а оога-агаа п^'!^. оообся роз» jjoxssea (геподагэго 10 в., цшкзозого 19 в., езяхвизахагакого, гэсгопзгз - natato 20 геза в ?.п.) огла чезз русокуа иссоозуп .вумзу-ез-дит кацзскижэд воркгахоа иуижз з пвградиоЛ осхуатяз. коючво* рояева ксяялся. Оддако, но я ¿фвтраадиоЗ гона гавровше врггасасэ, а на сзрв{орга гавра, 1ак, оегодка а р&юзо pposiatsj сасащсэ сгэкаяга ро»-вуэыкз (пкзэгея л гглу zerjeorro хека ерггзгез кпз А.Рсзацбауа, 2с-.таряя п др. >, со esa Е9 'кзптег'oiaw я кагорах шара, Огсбзкао геяюй рагз регйюа сгазеггдаоь з сецнадгшо-вгруд-киз" оазга, а кергедя грсзсосз«- Пегсгаяя волна otfpa«s -аса-в разе»?. гд^хвфгдаяг «а гд&гтле^з,

Кс?рзг1:о2§д?гзк5а Подксд дзез mi'ocncoxb одеяахь сывод о son,. что йезеогга E'j-'r'tnir^'n павря» -в- едагаоота, ронмо, ¿ааиш осоеоб^ао. осохкосасса о рзапйка гаггааишя обохояхвлмтвеец-. Оки рзетррз-[:а>втз "огз^езгалгвхва-я-з.го ев. врэ«я aaa-tfa ох-огряаеззя «г-яйк,. alargaba**' -рззхгзгэ пвяголаиизсксе вовуедав»« и ::г:*.з:;з п?рм,'Tea:ocluís onts п кггэгазвз овоп каапоаоазорнуа §a-дату, Вт;пмха0350, роишЬ доз ерзез арздахаог з ялеко оаациоиаль-

■ ■ • ••<■' u, ív. , Tj/vt'.^^wcrs ec^sBaomi крцзсского врзвзве« ■.. , M-iutubíüi'o rua m, ûcjetfoôja, ipcao г 2 виздаяйй кик éi вз->..ïmi '.U'U N.wuiüuu » ООЛОГЧЗиПЫй ШШ 430Z0 лкричаоквх, csasKüBa-íu, "uoiopua" |фвврз«азав a «äsöosb".

:.: .iu.;t.aujK»;x «^«нк^змай шалий, рагввгвз osoooEBasaoit

.:i;w«u;«tui!li .„.v8«&í öjso код coucou идэодйгкв « .№ь 2 в0сд2д-

•'«»; -..ш й^иваводае давлйологвввдвд, сгвгааев« о савадшкв влкв-u¡. bjlwikvr ujtbbs - отйчзагаесвай ¿сквод вкяачаогвй ses û'u градввйоаша рвввлокагвдшш ковра scpkst свсо

,Mua«jf3«¡tcezí.

üsjjuuü ¡mu в oECsaoteeaeoa куямуро сзгсдкс ииьхуваах

шижм 4uoso кудсшставш: рорлвчвй'- раелвчка омелой, какор. ей ••■луадаы увншгшю дяя passsica швей криура, Да сев вар л.^*вввш«1и<вва1гогвкб в вдаологичаоквв взцсзгы, с худосвок-: о^ы^дуошигогв ц&ходвшоь в îsbk.B свяое с мв, что сао-\у.Ч(\ш срадо«aas ейгсда чзрев раавообросввз, гораздо водь- .au 8*¿o бато ракьш, шири , у сдувагхшА noaaxscjoa

uioríoíBaro шбора, сааоапрздслпцка go ошовзвса к üy-

.......... ¡нкишздцг авдссэс« С сдвой osopocu, ш вксзв сввочаввув

г» vtfjri» biiUiaaa «¿дажунн'ь а с другой otopoBU, иудихарвя завом .. ■.•ттшгтя по отвосзш» к раваообраввв видов и нцправгзввй ut:t(kii~';mab саграды, Повхоиу, еол» tu хогвв вовагь, как фувкцко-:«!»,*«* iis-очооиоввая цуаыка оогодав, ш долгаш паучий- эхо вовоо : : > инито иг.з аудюеорви.

.Uí'iffiLfSSSa н B^fepßpasenaa данных рогвововыюго ооциояома-

:'*>!uol'u ийслодовшш КвОСОВЦЦ uysUKOJbBUli вкуо й с0ц11шш10-цсв-

«иия'кчоокво ycïaiîosxta аудитории ва оовраиеиаои siaao в поовящзва :...tji(M0ïj)0UBfl проблвыы взаицодзйстаив pa3tmoöpasut& видов, и aar ¡íiaiijiuüKM соирашлШ'Ш огечесзшевиой аотрадной иуэцки и ео аудита-

рия. В донной глава интерпретнрувтся и обобщав гея доапяв ротпо-иального (одеоса и Тирасполь) социологического обалодоаяпяя массовых нуэшсалышх вкусов на современной этапа (1992 г.). Ны пров«та опросы, стрэиясь выявить яанровиэ предпочитая аудит оран, а таккэ рейтинг популярности солистов и ансамблей. Эти опросы послушна источником выводов в следующих направлениях.

Во-первых, рассмотрена жанровая отрунтура современной incorm.:* ыу^шш в аопекте слушательских прочтений. Tea памод был по^чоп корпус данных, фактов для ответа на вопрос» как рапгируотся равно-образные направления современной ааооовой музыкальной культуры во вкусах аудитории?

Во-вторых, ооудаотвлэна попытка интерпретиролать ймвлв.шю олуыательские предпочтения, истолковать "X о ооциально-психологи-ческой точка зрения. В результате получены данные для ответа на другой вопрос: какуп картину мира несет а се£е оэгоднялнее олуип-тельское сознание, отраженное в зеркале музыкальных пристрастий<

На 1992 год отмечены следуй¡¡¡ие ранги популярности музыки в эстрадной ситуации:

I) широко популярные жанры (популярная музыка, поп-музыка в' легкая музыка)*

2} жанра, популярные в более узкой аудитории (рок, дяаэ, psn, серьезная и народная музыка);

3) иалояопулярнае залры (хади-мехалл, фолк, народная музыка),1

4) "устойчивые жанры" (логиш музыка, популярная музыка, pun, серьезная музыка, народная музыка и рэп).

Анализ данных ашеетироваши показывает, что аяуаательакие предпочтения позволяют выделить н массовой музыке как ба жанровое "ядро" к его пориtepiw. "Ядро" - уто наиболее популярные жанры. В сегодняшних у'ол:>да1зс. v "яхр:Г нщтт ашры, которые в диссертации ваава-

ни лэгкой музыкой (в ato понятие входят как старинные и современные роыаноы, так я авторская, бардовская песни), "популярной ыувккой" (его вотродные песни пли аранжированные в современной о тт. Ж) ксродаыо иолодян, т.е. репертуар, на ииеювдп однозначного йодного характера) ti поп-музыкой (aro современный шгагер.

Периферия - два других отиля, манеа популярных ороди слушательской аудитории (серьезная я народная музыка в нааранвированном виде).

Однако, о популярности дело обстоит на так проото. Как показывай результаты социологических исследований, существуют как бы дзе поюглярнооти! идеальная и реальная. Идеальная - та, которая заявляется на словах; реальная хе проявляется в действительной слушании, т.е. в затратах вреиепи на прослушиаам'.е определенных видов музыки. Идеальная популярности - зто интероо, который считает нуниыы проявить опрашиваемые, руководствуясь престижность» определенных ианров. реальная популярность - га, которая определя-91 действительные олуиательские предпочтения. Таким образом, реальный вкуо окутан условными оценками.

В интерпретации данных социологического обследования мы основываюсь, главным образом, на реально популярных «аирах. Они отнесена г. рангу "устойчивых" жанров. Вводя это понятно, ыы инеем в в и;: у дпопкуо интерпретации полученных в ходе опроса статистических данных. Кх могшо рассматривать как под углом сродних значении, сохранившихся более или ueuoc отабпльаыш: в разных зозраст-кк группах, так и в аспекта пиков популярности, достигаемых ко-личзсмзнниа зядоы пузики.

Цоатр роалышх слуиатольоких предпочхонмЛ склопиьсется из двух ооновких жанровых с дер и иузшсально-ст илз вых иодалей:

I) легко:) пузики (тяготеоаеД к роизнсовону склцг.у);

-132) поп-муашт и попу-чяпиоя музккй (тяготоащии к шшгериыы ирдацшш).

Исходя из данных проведанного исследования, ыошо заклвтагь, '■¡i'O дог!штрую5 в слушательских вкусах на ооврэкзнноа атаае лагкая и ^онуляшая цузи<а.

В диооортацив главны« крнтериаи оаствиатизации данных стала зозраотпгл дийорзнцарованность аудитории, Чекой подход обусловлен следуоч'.!«в обстсятвлитвакв.

1) Обцосгво, сформированное советской saoxoü» иино расокот-ривать как общество о авволированшля раадасшп классов, В социологической литературе ноодиокрагио отмечалось, что советское обцэ-ство "царишально", "лшпенизарованно**, т,а, з значительной иере состоит ев лидий, утерялся* приыадлагаооть и какой-либо традиционной социальной группа Поэгоиу, при клааси^агкцвв групп з влу-Еатэльской аудиторов приходятся в вэоьца «алей степени обращать вншзапэ, скааем, на зконокич'сокяа равлкчгл. На первый план в цзло-дпффзрзкцйровшшой кассе выходяг различия возрастные,

2) Совреиекаая кассовая аузына саца ориентировала на различия ьозрасга слушателей. В вой четко еыдзлявтся, о одной стороны, направления а сайры, которые раечктанн на подростков а, сире, нолодзялув аудитории, а с другой стороны,- продукция более универсального спроса, та, которая была шдной s предаествувцие десятилетия в сегодня привлекательна для лвдей стареей категории з качества вузыки их ыолодсогв, (Слодуог, однако, откатить, что оу-цеотэувт а особые зоны репертуара, болзэ ала ценее одинаково при-

6 Стариков Е, Угрохает ля пап появление "среднего класоа?" // Знаия. - 1990, октябрь. - С. 192-196,

тягателышо для олуиатолаЕ всех возрастов. К виа, в частности, относятся «очанвя массовой иувшш, гак или иначе варьирующие модель pouaaoa)^

Хакиа образов, шедеит на "вограстиои цензе" популярности, набранный в проведенном обследовании вкусов современной аудитория, отвечает как структуре олуаатальских групп, так и ориентация« самой пузики. Однако, помимо "возрастного ценза", фигурируощего в поолодованив как основной, аудитории массовой нуэыки стратифицируется и по часто художественным параметрам, о вязанный со вкусовыми ориентацшш. Неоднозначность атого вааишдейотвия проявляется в следу одах иосаытах: опредеденшю ганри ("устойчивые") полмуютоя примерно равдоз популярности в оозершэнно раашх возрастных группах. А о другой огороаы, другие «аара (рая; рек, хеви-штаял) ви-аыв&ог -резкие серенады в слувагольсках пристрастиях s paauux возрастных группах (са, табл. 1,2,5).

Могно веаяочигь, что идаашШ рз сорту ар, входящий в рай? "устойчивых" вавров, а Еиеано, логказ и оопулгрцая цугакв, pouasc н шшгар, сегодня господствует в слуватольоквх вкусах.

Следовательно, сакоасазраосгь развития коапаисаториого развлекательного иузицированш в Роосии, а сшшио, централншо us с? о роаааоа в слушательских ярздпочгонетг, продолгазг дэНогаозагь, хотя а в иовых облачиях, Ншшо рокшс и шшгар определите в настоящее врокл характер повседкешюго худохостваииосо (и ш только худо^еогаониого) шаязшза и кироаошшанвя.

Kapssaa кара, с^цэотауацая в кшеания парвод в массовое со-овадий, UOESS багь проааалзапровгща чороа npusty образов, которио раявивавг на эсхрзда вакбодае вопуляршэ иополаигала - солрс?« и ансаабла. Во второй параграфа гротьой главы иоволвзуется деаще цроаедещш опросов, фиксирующих пшга популярности различай»-са-

-2.1-

пошителзй а границах трех развлекательных уотойчивш: жаарон легкая иузыка и близкие аэзду ооОой в шшоиией зотрадноп щшг.тша; шлягер и рок, а также рзи). При этом образа и конкретный ренартуир исполнителей-солистов рассматриваются преимущественно в значении "Идеал индивидуальности", тогда как образы аиаамЛлей - в значении Идеальная группа". Подчеркнем, что пара этих понятий ("личность коллектив") крайне важна для каооовой психологии, воспитанном а оо вотское врекя, поскольку главный конфликтом мой зиохи был кон-флик« иовду коллективным стандартом "винтика" и незаурядной личностью, а главной догмой - служение личности интересам коллектива.

Проведенное исследование подтверхдеат, что о децократиаацией общэотна, шюралмогичэокны подходом, в чаогиоагя л ¡запрос аа культуры и иокусства, слуиатальская аудитория полущила доступ к разнообразным отечественным я зарубешши образцам музыкальной культуры. В эстрадном творчество исчезла вдеологизврованнооть, зато остались назыблеыши вое традиционные черты, овязанвыа о параметра-ия повседневного существования. Таким образом, отечественная эстрадно-развлекательная музыка вплотную приблизилась к исконному типу шосового искуоотва.

В прилогэнЕи к III- ей главе представлены таблицы, суыииру-ищие данные социологического опроса, проведенного о цель» выявления вкусовых предпочтений слушательской аудитории (в возрасте о 12-ти до 4 3-х лаз). Таблицы отражает: I) отношение олушателай к ооновшм ыассово-развлакатзлышм аанраи отечественной иуэыюц 2) рэйгваг популярности соврэценаых ос град них оолистов-исноднига--лей, а гакаа ансамблей.

Проведа1шоа шкзтиревание показало, что нынешняя аудитория иаосовой эстрадной музшш стратифицируется не только по внешний социальным параиетраа, во и по чиото худоиаотвешшм парамеции, связанный со вкусозшая орнентациями.

и ЗЛКЛ>НК1Ш»1 подводи тол итоги кооледоаачш, виоказываютоя цидоюрив пргнози о воааомшх путях и фораах раавияш в о&лиохл «анниодейогвиа "витрада- ол$шатель". Они связгщц о иашкшшия, уао ьрмюходизешй в ыаооово-фаввлекательцой музыкальной, пракшго о з(/зишшзеш)е& новых еанров а наяравлошШ аа отечзозэзгшо!! еаг-1'ЦМ>.

^асоыоаровие истории отечественной раввлакагельаоД куоыха кш: Оц миьо? овоо лгцо. Из нее уходит идволомюированноохь, что оадзано о прошакаовеанвм иа иовиерциадазироваииув оцову ваиадшх влшшй. л шраллолхао тону, как уходах идеовогизарввацаооть, в оовремэняу» ватрадную ьузыку приходит фактор часто худохэсгвешыИ ртшоц ио.1% Фактор но худоаэохвенноа стильности превращает иассовю каирц в чрезвычайно разнообразный, плюралаагичаоЕца аир, и которой есть свобода для слушательского выбора.

В .связи о огиочаваш изменениям) в заключении каиэчаэгоа в возиояше направления далшайеаго воолэдования яройлэш.

По теаэ диссергадоя осублкковааа оладушке работы»

1) Осббениооти оргациаацпа саиостоптолыюа работы студентов и условиях из прорывной практики. - В кал Формировав ко осаов по-дагопзчоокого ыаотеротва, Тезисы докладов и выотуплзиШ иа раопу дик-шокоМ иаучно-практичеоков конференции. Кинивев, 1989, о. 193' 194 (0,1 п.л.).

2) 0 воосрииавн произведений искусства скодшшаш!. - Б ки. Учитель и обвдотво» опыт, проблема, гоиови. Тозвсц докладов и вы оаушюшай на роовублшшской ваучно-црахтичзской консервации. Иаааил, 1990, С, 249-250 (0,1 п.л.).

3) Некоторое водроои начального ойучоши овудонгов игра ¿¡а цуаыкааьиоа вногруиеико. - 8 ¡т,; Тез вой докяадоа иа научио-иегч лачвокой контракции. Кишииав, 1990, о, 109-1Ю (¿¡,I п.л.).