автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Эстетические проблемы современной культуры Вьетнама
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетические проблемы современной культуры Вьетнама"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ' ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
На правах рукописи
ХА ТИНЬ ТЬУЕН
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМ?® СОВРИ,ИННОЙ ШЬТУШ ВЬЕТНАМА
Автореферат ___ диооертации на соискание ученой отепени
^ £специальность 09.00.04 -Шрксистско-ленинская эстетика)
кандидата философских наук
Москва - 1990
Диссертация выполнена в секторе эстетики Института философии АН СССР
Научный руководитель - доктор философских наук
профессор Н.И. Киященно
Официальные оппоненты -1ый оппонент: доктор философских наук
профессор МГУ Оганов A.A.
2ой оппонент: . ^вдидат наук, Мя. Н. С. _ Никитин _
Ведущее учреждение - Мооковский Гооударотвенный Институт Культуры, кафедра этики и эстетики
Защита ооотоитоя 1990&. в часов
на заоедании специализированного защите
диссертаций ученой отепени кандидата наук п^а Институте философии АН СССР по адресу: 119842, Москва, ул. Волхонка, д. 14.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Инотитута философии АН СССР.
Автореферат разослан
Учений секретарь^ Специализированного совета
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы
Зизнь современного Вьетнама ставит перед всеми общественными науками целый ряд жизненно важных для народа проблем.Особой остроты после воссоединения Северного и Южного Вьетнама достигла проблемы воспитания,образования и обучения подрастающих поколений, которым в ближайшем будущем придётся стать активными создателями всех материальных и духовных ценностей.Тем более,что Вьетнам в самые последние годы пытается выйти иа путь развития в стране современной цивилизации.
Постепенно в связи с этим приходит в общественные науки,а частично и в общественное сознание убеждение,что для решения этой глобальной для современного вьетнамского общества задачи потребуются люди.обладающие высокой современной культурой,отвечающей современной цивилизации,новым тнор^ским мышлением,развитой чувственностью,высоким уровнем нравственного развития и закалённой волей. В этих убеждения,как нам представляется,всё большее место начинает занимать осознание необходимости высокого уровня нравственного и эстетического развития тех вьетнамцев,на плечи которых падёт основная тякем«/ строительства такого общества,которое своей культурой.уровнем жизни, и творчеством органично сможет вписаться в современную цивилизацию.
Вполне понятен особы» интерес вьетнамцев к изучению,пониманию своего прошлого,особенно процесса культурного развития Вьетнама. Вьетнамцы всегда жили своим прошлым,вернее в своём мире,созданном прошлыми поколениями.Теперь же нужно познать прошлое,понять его, возродить его,чтобы на его основе,из прошлого опыта проектировать и осуществлять будущее.Потому мы задумали сосредоточить внимание на эстетических проблемах традиционной и современной культуры Вьетнама,чтобы научным путём облегчить решение отме°«?нной задачи.
А способна ли эстетика дальновидно и всесторонне проникать
по-; в
в^досовную и адтераальную жизнь общества и личности? Каким образам проникнуть в процесс развития эстетика как наука в условиях взаимосвязи традиций и современности, .национальных' и ыеадународ-ншс,личныхи общесоциальных проблем .? Не требуется ли ей самой переориентация и перестройка, чтобы соответствовать потребностям общественного развития?
Современные запросы требуют от эстетики глубоких практических ответов на вопросы. В наотоящей работе иоследует-н слияние процесса восгштания эотетичеоких потребностей с процессом строительства гуманного, справедливого и демократического общества. _
Важно различать насущные, истинные и ложные потребности атому совокупность всех сформировавшихся в определенных уел жязнипотребноотей, взглядов, образа жизни вьетнамского наро переходный период ставит перед зотетикой важную задачу - это научный подход к удовлетворению истинных потребностей.
В этом пла^етема данного иооледования является конструк-i тивной в актуальной.
_ Степень научной разработки проблемлы До наших даей длин труды_ зарубежных и вьетнамоках авторов на китайском, отаровьетнамоком, французокоы, английокоы, русском, современном ньетнамоком языках, поовященные изучению вьетнамской культуры. Статьи, записки, книга помотвуот «^ обычаях, традиции ях, о формировании и ценностях культуры Вьетнама. В мучных трудах указывается на слабые стороны и доотоинотва вьетнамской культуры, а таете поощряются усилия отдельных ^чноотей, коллективов, районов в деле развития культургого наоледая и оездакия уш^этой основе подлинно народной, национальной культуры в настоящее вреМЛ,
В наши дня многие зарубежные- авторы пишут о различных аспектах культурной жйзни вьетнамского общества, затрагивают многие'' облаоти: историю,'литературу, искусство, фольклор, современную^ 1' ■ культур и др. Вьетнамокие писателитакие как Ле Куи Дон, Нгуен Чай, ®ан ГуиЧу.Нгуен ЗУ, много писали о значении культуры в жизни_'народа. Хотя авторы были ограничены определенным мировоэ^ вреяием, философскими взглядами, все они явились выразителями оа-мой оущнооти ценностей вьетнамской культуры.
В облаоти искусства, культуры, фольклора создано много книг, в которых затронуты проблеммы и методы исследования наследия культуры Вьетнама, осуществляется и эстетический анализ проблемы духовной жизни. Одной из таких книг является_сборник "Духовные ценност.. культуры Вьетнама''. Одь^кодо сих_пор еще нет результатов исследования воех ценностей культуры Вьетнаш, чтобы найти слабые я оильные стороны в создании новых произведений культуры Я искусства, отвечающих требованиям эстетики, красоты, идеалам добра.______ _ ____ „
.....Мсйно оказать, что^эта диссертация является систематизированным изучением воех ценноотей эстетики в современной вьетнамокой культуре*
Цель и задачи работы
Основная цель заключается^в том, чтобы проложить пути достижения более высокого'уровня развития'эстетики'и выработки но-' вых эстетических критериев.
Выявив особенности, присущие новому представлению о красоте, а именно, отличие нового от старого эстетического свойства, в том числе закона отрицания отрицания и закона о преемственности традиций, эстетика сможет ускорить процесо культурного развития Вьетнама.
Для достижения этой цела диооертант-вынужден был иоследова-ть такие процеооы, в которых должна оыграть овою влиятельную роль эстетика. А именно:
1. Выработка современных представлений о красоте а внедрение их средствами искусства, нового быта, нравственности в сознание, образ и уклад жизни вьетнамцев.
2. Эстетическое и художественное исследование процеоса рождения новых представлений о красоте в народном, профессиональном
я самодеятельном иокуоотве, опирающемся на национальные и общечеловеческие ценнооти. _ ...... , _ __
4. Исследование, выявление, изучение эотетиксьвоопитательных _____ средотв воздействия на человека и его эотетичеокое воспитание и развитие.
Научная новизна Диссертации
В современных условиях вьетнамские и зарубежные ученые по-разному трактуют степень ценности вьетнамской кульурн. Одни восхваляют традиционную вьетнамскую культуру, другие недооценивают ее значимость.' Перте признают только древнейшую культуру Вьетнама, ко отрицает ее револвдионную, преобразующую силу. данной работе,путем анализа и определения_различий возникновения, существования, движения и развития эстетических ценностей во вьетнамской культу ро_о положигельных_и отрицательных сторон впервые предпринята попытка комплексно решить вопроо эстетики, культуру и их значимости о древнейших- времен до наших дней.
Методологическая и теоретическая база исследования
_Эта работа оонована на марксиотокснленинской методологии изучения сложных и противоречивое явлений, каковыми являются культура "я иокуоство, процеооа формирования эстетически развитого^ ]^оввга. _А тагав на произведениях класоююв гаркоиэма-ленигаэмэ, мгсегюяах' Ю|тайтк.__сЙвадов КПСС и:КПВ, tjwax мыслителей, Лософов, поихологов и эстетиков, поовященннх пробеммам эотетики. ____Аэтортнуяденв своей работе вступать в диокуосяи по рассматриваемым пробемам о вьетнамскими авторами, поскольку публикаций
и иокуаотвуочень гало, а сопиологичеокие исследования по культуре и искуоству во Вьетнаме пока не ведутоя.
Практическое значение
- Проведенный анализ имеет важное значение для понимания природы социалистической культуры и ее роли в строительстве вьетнамской культуры.
- Утверждая силу эстетического воспитания, мы тем оамым отрицаем искаженные взгляды современной буржуазной эстетики в интрепретации сущности и роли культуры_в обществе.
- Исследован"е имеет большое значение для теории и практики эотетичеокого воопитания, всего процесса формирования и развития нового человека и культуры социалистического общества.
Апробация работы .
Материала диссертации докладывались автором в Институте фи-лооофаи АН СОР и в Комитете по общественным наукам во Вьетнаме. Диосертация обсуждалаоь и была одобрена на заседаниях сектора эстетика и ученого совета Института философии.
Диосертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Содержание работы
В введении диосертант обосновал актуальность выбранной темы, степень научной разработки проблеммы, сформировал цель и задачи исследования, определил его методологические принципы и практическое значение. '
Первая глава "Традиционная культура Вьетнама и ее эотетячес-ксе осмысление".
В первом параграфе "Традиционная культура Вьетнама" рассматриваются условия зарождения и'этапы развития вьетнамской культуры со времен глубокой древности вплоть до шпик дней. _
Тысячелетняя культура Вьетнама имеет географические корни, но не является закрытой в себе, она тесно^переплстена с традициями культур других стран и народов. Но культура Вьетнама не растворялась з других, а взяла лучшее и синтезировала это в себе. Таким образом, вьетнамской культура всегда удавалось сохранить свои национальные черты и только ей присуще особенности.
Итак, географическое, природное положение страны создало специфические особенности культуры Вьетнама. Однако возникновение и развитие традиционной культуры всегда происходит на обществен-но-экок-мической основе. Поэтому в этой главе всесторонне рассмотрены вопросы и процессы развития и состояния всех экономических и юех_других общественных отношений.
Во Вьетнаме первобытно-общинный строй занимал довольно большой промежуток времени, что не могло неотразиться не только га укладе,' образе жизни народа, но и на_ его ооциально-психологичес-кях состояниях, надеждах, отрешениях и идеалах. А это, в свою очередь,^сказалось на культуре и искусстве. Говоря о традиционной эстетике, отраженной во многих вьетнамских произведениях, исследователи не^мргут^ не принимать во .внимание теснейшую овязь человека с природой. Своеобразная прелесть природы Вьетнам, ее красота и богатство являются потенциальным стимулом в развитии' эсте- ' тики^вьетнамского народа. Но природные явления саш по оебе еще не являются главным фактором, определяющим оск внуга тенденцию в развитии эстетики Вьетнама. Общественные явления, наряду о природными, определили развитие эстетики как науки п нашли сво': отра-
рение в ней.
В период развития своей истории, известной как Хуанг Выонг, вьетнамцы были свободны и независимы и уделяли внимание не толь- ' ^ ко двум главным вещам в жизни: борьбе о иностранными захватчиками и выращиванию риса, но и обладали сознательной решимостью построить цивилизованное общеотво, которое имеет богатые традиции • в области культуры, искусства. Ремесло разлива бронзы во Вьетнама возникло раньше, чем во многих других странах. Бро~з6вые барабаны - гордость Вьетнама, непреходящие ценности искуоотва и куль-, туры.
В период господства Севера (китайских^феодалов) были созданы велачественне памятники архитектуры^ произведения резьбы по дереву, отличающиеоя изяществом, слржноотью{ красотой и высоким вкусом. Изучая проблемы духовной и культурной жизни Ее этнама, следует отметить три направления в развитии религии: буддизм, Не, Лао. _ • ^
Религии Не и Лао яеилиоь результатом духовного развития древ-нейшаго общества в Китае. Они распространились во Вьетнаме во время гооподства там китайцев. Буддизм - итог духовного развития древнейшего^общества в Индии. В разной степени эти три религия получили овое дальнейшее развитие во_Вьетнаме, все лучшее из их теории было взято и перенесено в культурную и духовную жизнь вьетнамского общества. Но рела~ии препятствовали эконощчеокому^д^об«* щеотвенному прогрессу во Вьетнаме и, как следотвие,_развитии эот-етики. В противовес официальной эстетикев жизни деревни формировалась и укреплялась народная эстетика и искусство.^
Эстетика господствующего класса при действующей религии насильно внедрялась в духовную жизнь общества. В период французско-
го, а затем американского господства во Вьетнаме захватчикам бы=-ло выгодно подчеркивать'духовное давление господЬтвующох' слоев на массы, потому господствовавшие идеи использовались, чтобы сдергивать развитие общества.
Колониализм вызвал к жизни и поддерживал все худшие^сто-роны в культуре Вьетнат, одновременно распространяя такую культуру, которая способствовала отуплению масс, с целью ^удержания вьетнамского народа под своим игом.
Народ Вьетнама мечтал о свободном обществе и не был пассивным наблюдателем, когда захватчики помогали вьетнамской верхушке удернивать власть. Ненависть народа проявилась в народном творчестве: послош1йх,^оговорках, аневдотах, сказках.
Августовская революция 1945 года открыла широкие возможности для создания подлинно: народной культуры, ее развития в настоящем и.будущем. . . _ ... ................. ____________
Второй параграф "Эстетические и этические проблеммы вьетнамской культуры"- _ ^ _____
В результате рассмотрения традиционной^ культуры Вьетнама, _ее корней и этапов развития обращает насебя внимание тесная связь между эстетическими и этическими проблешми. Проблемный анализ этой о вязи расширит.оцешсу и понимание традиционной культуры Вьетнама, а также эстетическое ее осмысление. Освещению этого анализа посвящен данный параграф.
..... Мораль - фактор, определяющий отношения мезду людьми, традиционные моральные ценнооти проявились в эстетдсних отношениях я станвятся вехой в эстетической оценке вьетнамского народа. Красоту человека, культура и природа человека рассматривались о моральной точка зрения.
Главной духовной^ ценностью, яркой градацией вьетнамского < народа, а также оимволом красоты, морали вьетнамцев является патриотизм. Любовь к Родине - это социальная философия и мировоззрение вьетнамца.
Параллельно о патриотизмом рано возникла и прочно сохраняется другая драгоценная традиция - это демократичность.__
Демократизм и патриотизм кристализированны в национальной сплоченности, всенародной солидарности, являются выре 'внаем гуманизма, человеколюбия ^ чувства очень^естесгвенного, проявляющегося во вьетнамце. Из драгоценных нравственныховойств патриотизма, демократизма, человеколюбия формировались прочные черты характера у вьетнамца. Это уважение к нравственности, благодарность, оптимизм к жизни, способность быстрого приспособления к любым испытаниям и олокным ситуациям. Наверное, разум, способность и мораль вьетнамского человека наиболее ярко выражаются при решении жизненных противоречий.
Надо^отметить, что все эти достоинства характера Вьетнама различили разных эпохах, в разных класоах и индивидах. Поэтому они тоже не были неизменными, а могли быть окрыты, искажены, подверг-^ нуты фальсификации и оолаблешш до такой отепеня, что стали противоречивыми сторонами характера вьетнамца. Например, в каком-то обстоятельстве демократизм ыожет_ преврагатьоя в_овободную_недис-циплшшрованнооть, уважение к морали, доведенное до крайнооти, и-
ревращается в догматизм и проч. ..........___ .........
Три ценнооти традиционной эстетики: Тян (чеотное), Тхьен (доброе), Ш (эстетическое).
Эстетика и этика в традиции вьетнамской культуры не всегда_ били положительными, культурными ценностями. Как некотрые обычаи, обряды с целью связать ладей теоней; чем тесней, тем важнее. Такие
омещения нельзя^назвать эстетг "тески мл традициями, хотя они существовали издавна.
Эстетические принципы, а также традиции, обычаи связывают людей в строжайшие правила, оттесняют свободу личности, препятствуют участию в широкой общественной жизни. Правде Еоего это касается принципа родословности.
Вьетнамские этики имеют основание утверждать, что в древне-традиционной культуре нравственные ценности имели преимущество над эстетическими.; Глубокие корни преобладающего развития этического над эстетическим имеют социальные причины, в том числе особое внимание уделяется дбум решающим аспектам:
- борьба за демократию народа в эксплуататорском обществе;
- борьба за ототаивание независимости и защиту свобода страны.
Осмыслив- связи эстетичеоких и этических проблемм традиционной вьетнамокой культуры автор пришел к выводу, что в процессе развития общества, завоевания свободы и независимости, многое утрачивается, поэтому ооздание новых ценностей, розданных новыми потребностями общеотва, должно быть основано на наследовании и продолжении всего человечного, добродетельного, милосердного в предшествующих ценностях.
Вторая глава "Эстетические проблемы современной культур1' Вьетнама". _ ; _______, , _ ......_
В первдм.параграфе "Становление_эстетическойкультуры" о целью показать теоретическую основу строительства' социалистической культуры отображены этапы ее становления. Основные этапы: 1930 -1954, 1954 - 1975, 1975 - 1985, а задачи культурной деятельности на каждс : этапе были следующие.
, В 1930 1954 гг.традициошшйпатда нравственность, традиционные эстетические чувства стали структурообразующими элементами становящейся культуры. На этом этапе основную роль играл принцип :щродности.
В 1954 ^ 1975 гг. партия вьетнамского пролетариата строила социалистическую культуру на севере Вьетнама. Эстетические идеи марксизма-ленинизма, хотя и медленно, проникли в сознание народа. Однако временное разделение страны на два края сдерки-вало развитие целостной народной социалистической культуры. На этом этапе совдалистяческое содержание и народность построенной культуры еще не всесторонне развилась, однако благородные гуманитарные ценности о каждым днем появлялись в новой кизни народа. . .......................
В 1975 - 1985 гг. строится современная культура на основе • социалистических ценностей и для духовного развития га рода. Третий этап началоя с окончательной победы над американскими империалистами. Однако, на юге Вьетнама американские империалисты создали американско-буржуазную культуру, довольно прочно вошедшую в чувства, ум и волю сотен тысяч вьетнамцев. Это эстетическое сознание затрудняло строительство единой эстетической культуры по всей стране.
Автор рассматривает эстетическое воспитание как область социальных отношений, _ занимавшую на разных этапах человеческой истории не^всегда одинаковое, не всегда значимое м_зто/_Додготов-ка нового эстетического субъекта, способного создавать высококачественные художественные) и эстетические ценности, воспитание современного вкуса на основе марксистско-ленинской эстетики, выработка естотлческдх потребностей и идеалов - реальные явле-
ря современной.ку.льтурной _......
Литература, музыка, изобразительное искусство, театр, ки-ноисксство1 и другие виды искусства отражают современную жизнь и борьбу вьетнамского народа. По зову партии вьетнамские писатели, композиторы, либреттисты идут на фронт и в деревню, чтобы создать в произведениях образ нового человека, понять и выразить в разных видах искусства его духовную силу, истоки его стойкости и ввдержки в борьбе, его трудолюбие и терпимость.
Сйздание образа нового человека в творческих произведениях - новая традиция вьетнамского искусства.
Народность - важное качество вьетнамского искусства - достигается посредством творческой переработки традиций фольклора, народных художественных промыолов, правдивостьюртражения жизни и стремлений вьетнамцев,^ выражением их идеалов, идеологической и мировоззренческой направленностью.
В процессе художественного развития рождаются такие новые традиции, виды искусства, как новые жанры научно-художественной литературы, современная музыкальная драма зан ка кит, эстрадная музыка, национальный балет. _
Возникновение новых .эотетичеоких идеалов и чувств у народа, вовлеченного в отроительотво нового общества, являетоя объективной ооновой создания эстетичеокой культуры современного, вьетнамского общества.
Автор анализирует также и оитуацию, в которой сейчас находится Вьетнам. Будучи сельскохозяйственной отраной, переходящей к социализму прямо из феодальных отношений, Вьетнам может и должен учесть негативный опыт и неудачи тоталитарного, ценгралист-ского и .нтикультурного социализма, имевпгго место в СССР, и
учитывая опыт прорыва в^ современную цивилизацию и культуру близких Вьетнаму продуху стран Востока: Индия, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Ккной Кореи. При этом страна вовлекается,_с одной оторони, в строительство социализма, что-то успевает сделать на этом пути, и потом уже, с другой стороны, ввергается в мир рыночной экономики, следовательно и ускоренного научно-технического развития во всем мире.
Для эстетики сложность этой ситуации заключается в следукн щем: утрачивают ли свою организующую внутренний духовный мир человека функцию, старые традиционные эстетические представления о совершенном, гармонии и красоте, должны ли они в связи с этим меняться в корне или они сохраняют свою силу? Конкретно, речь идет о том, может ли представление вьетнамца о темпе и ритме, пропорции и гармоний, его отзывчивость на красоту и отвращение к безобразно^, его чувство пластики, цвета и звука органично вписываться в соответствующие представления и состояние человека эпохи
НТР? ... .... .. ............. ............ ...... ..............
С новыми проблемами не справиться старой эстетике, Марксистско-ленинская эстетика - основана на принципах объективности познания красоты, что позволяет выявлять зло, изобличить его с помощью произведений искусств.
^Подлинные эстетические потребности во Вьетнаме сегодня прививаются молодим потенциально творческим субъектам, которые уже чак-то_проявили себя. Но опыта выявления творческих возможностей чаждого ребенка, каждого молодого человека ми пока не имеем. И ;то еще одна из эстетических проблем на сегодняшней день.
Можно оказать, что мировой проблемой является национальный юлорит культуру. Дл.т того, чтобк выяснить вопрос, каким образом одо создавать ястедшпльнуо семо&т'ость льстеп-кпсгЛ к:-л*с-»
туры, автор ведет речь о специальном механизме, гнездящемся• самом культурном колорие. В работе этого механизма принимают участие такие двигатели| как способ производства, идеология, обычаи, моральные основы. При рассмотрении национальной самобытности культуры самой важной проблемной является определение становления нового эстетического субъекта. Этот субъект носит нсагое эстетическое сознание, вкус, идеал новой эстетики, имеет новую душу и новое поведение, а также отражается в новой эстетической деятельности.
Воспитание и создание сильного характера, творца эстетически значимого мира - конечная цель эстетики.
И этому посвящен второй параграф "Эстетическое воспитание во Вьетнаме".
а). Сущность эстетического воспитания и формирование нового человека. ............ ... ........
Взгляд автора на эстетическое воспитание гак га социальное явление - позволяет определить его место в системе общественного разделения труда и выявление того слоя людей и учреадемй, основной задачей которых является художественное образование н эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Автор придерживается той точки зрения, что эстетическое отношение человека к действительности, а следовательно, и эстетическое воспитание как социальное явление существовали задолго до появления искусства. Это связано с тем, что среди й^ктсрол, определяющих процесс отношения человека к действительности, и особенно процесс труда, с необходимостью присутствует эмоциональнс-оценочннй фактор, составляшай сущность и содеркание эстетического отношения.
Сегодня во Вьетнаме^ осущеотвляетсянаучно-техниче^ .
люция. Эстетическое воспитание в этих условиях способствует об-» ' легчениго введения вьетнамца в новый для него чувственно-эмодао- ' нальный мар, пробуждая в нем творческие потенции для необычной^ деятельности внаукеи искусстве. Особая роль эстетического вос^ питания в процессе создания интеллегентной личности заключается в том, чтобы ооздать благопрйяткые субъективные и объективные условия для формирования совершенной, многогранной личнооти.
б). Методы эотетичеокого воспитания. _ _ __
Автор аргументированно.доказывает, что эстетическое зоспи- .
тание должно проходить черз труд, потому что в процессе труда^ . формируются новые отношения между людьми, между человеком и пра-
родоя. _____________ ........ ...... . ...... ........'
в). Эстетическое воспитание в овзта марксистско-ленинской . «илооофаи......- ... ..........- ........- -........................,
Эстетическое воспитание в. овете_марксиотоко-ленинской филеи. оофии - гто_ сообщен ;е знаний, ^правильных представлений долям о ; тем, чтобы они могли анализировать эстетичеокую ценность в аиз^ тл искуостве, чтобы обеопечить глубокое понимание теорий логического мыменоя,_ эстетика приводит кобпшрной деятельности, от воззрения до истины,^ от дружеских' отношений между людьми до от- . ношений о природой и обществом. ■.
Маркоистско-лениаская эстетика о читаем практику ооновой рао-шрения и направления всех эстетических отношений, чтобы достичь этой цели, нужно, преодолевать разного „рода трудгэсти в у коре ни а-шемоя мышлении и самомнении. Марксистско-ленинская эстетика ооэ-дала фувдамекг^ в котором качества субъекта: чувства, преживания, ммшчие, идея, взгляд расположены в определенной системе. Эта сизтсгл в эста*ьок»ус охвоиоаиях объект:, и субъекта создав* «ое-
ур оиотему единства, кторая опособна регулироваться.
.Шрксистско-деэднская эстетическая, наука $ ее система критериев обладает научными свойствами и практическим прменением,
является необходимым руководством для субъекта, проникающего вглубь эстетических отношений.
Автор проанализировал и последовательно изложил также такие важные формы эстетического воспитания, как:
-эстетическое воспитание культурой и искусством; -эстетическое воспитание пооредством_идеала.
Большое внимание соискатель уделил пробеме_эстетического воспитания молодежи и обновлению мышления в культуре и искусстве Вьетнама.
В Заключении ^диссертации форш|уютоя^ооновные -еоретичеокие выводы и определяется их значение, намечаются некоторые перспективы для дальнейшего исследования эстетических проблем современной культуры Вьетнама.
По теме диосертации опубликованы следующие работы:
1. Ха Тьуен. Культурные потребности в дельте Ме-Конга. йооле-дование культуры искуоотва. №5 1984 Ханой о. 26 - 30.
2. Ха Тьуен. Краоота. Иооледование культуры и искусства. Ай Ханой 1984....... ...... .............
3. Ха Тьуен. Культурная жизнь в Тьвя Занге. Иооледование культуры и иокусотва МО. Тьен Занг 1981.