автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эстетика Андрея Тимофеевича Болотова

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Веселова, Александра Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эстетика Андрея Тимофеевича Болотова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Веселова, Александра Юрьевна

Введение.

Глава 1. Философско-эстетические воззрения Болотова.

1. Источники философско-эстетической концепции Болотова

2. "Философия счастья" и "теория удовольствий" Болотова

3. Жизнь Болотова как идеальная модель счастливого существования

Глава 2. Литературно-критические суждения Болотова

1. Чтение в жизни Болотова.

2. Болотов как литературный критик.

3. Споры о жанре романа в России во второй половине XVH1 века

4. Жанр романа в интерпретации Болотова

Роман и драма в трактовке Болотова—.

Роман и мемуары е трактовке Болотова.юз

Глава 3. Пейзажный парк в системе эстетических. воззрений Болотова.

1. Болотов и садово-парковая культура второй половины XVIII века

2. Роман и парк в интерпретации Болотова: единство принципов организации эстетического объекта.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Веселова, Александра Юрьевна

Творческое наследие русского ученого и писателя Андрея Тимофеевича Болотова (1738 -1833) изучалось специалистами в разных областях науки. С XIX века к работам Болотова обращались авторы обширных исследований по истории русской науки и искусства. Труды П.Н. Полевого, П.П. Пекарского, М.П. Семевского, С.П. Мельгунова, Н С. Чечулина, Е.Н. Щепкиной, Н.Н. Врангеля, ВВ. Сиповского, ВВ. Саятловского устанавливали место Болотова в русской культуре. Его мемуары получили высокую оценку как исторический источник в трудах русских историков С.М.Соловьева и В.О. Ключевского. В советский период переиздание записок Болотова и появление множества статей таких авторов как Е.П. Привалова, P.M. Лазарчук, О.Е. Глаголева, А.К. Демиховский, освещающих разные аспекты его деятельности, свидетельствует о постоянном интересе к фигуре Болотова. Однако, до сих пор отсутствуют попытки подхода к деятельности Болотова как к единому процессу, затронувшему разные научные и культурные сферы, но базирующемуся на цельной мировоззренческой концепции. Изолированное и идеологически оценочное рассмотрение ряда аспектов творчества Болотова привело к искажению его реального вклада в те или иные области науки и культуры. Во многом такая трактовка жизни и деятельности Болотова была связана с тем, что большая часть архива Болотова не опубликована и не всегда оказывается доступной. Между тем, Болотов являет собой характерный и представляющий несомненный интерес для исследователя тип русского энциклопедиста XVIII века. Именно типичность фигуры Болотова, с одной стороны, и стройность и продуманность его философско-эстетической концепции, тщательно зафиксированной в многочисленных текстах, с другой, определяет необходимость дальнейшего и полного исследования его творчества, которое может быть осуществлено с учетом современных научных методов. Поэтому новым подходом к комплексному изучению разных сторон деятельности Болотова (в данном случае для сравнительного анализа выбраны литературно-критический суждения Болотова и его работы по садово-парковому искусству) с целью выявления единых принципов, лежащих в их основе, определяется актуальность предлагаемой диссертации.

Для достижения цели исследования, установления единых основ мировоззрения Болотова посредством сопоставительного анализа его работ в разных областях культуры и искусства, автором поставлены следующие задачи:

1) характеристика философско-эстетической позиции Болотова и определение ее источников;

2) сопоставление литературно-критических статей Болотова и работ по садово-парковому искусству и выявление их единой философско-эстетический основы;

3) рассмотрение деятельности Болотова в контексте характерных тенденций эпохи.

Научная новизна работы заключается в сопоставлении текстов не* подвергавшихся ранее сравнительному анализу; во введении в научный оборот ранее не анализировавшихся и частью неопубликованных текстов; в отказе от оценочно-идеологического подхода к творчеству Болотова; в применении не только литературоведческих, но и культурологических методов интерпретации.

Материалом для исследования послужили опубликованные работы Болотова философского содержания, его критические статьи о романах, опубликованные лишь отчасти, и статьи по садово-парковому искусству, публиковавшиеся в издававшемся им журнале "Экономический магазин". Кроме того, привлекаются многочисленные материалы из архивов Российской Национальной библиотеки, Института русской литературы (Пушкинский дом), Российской Государственной библиотеки и Государственного Исторического музея, а также изданные в XIX веке записки Болотова. Выбор для сопоставительного анализа статей по литературной критике и садово-парковому искусству объясняется тем значением, которое придавал Болотов этим сферам человеческой деятельности и их показательностью в вопросе отражения его философско-эстетический концепции.

Метод диссертационного исследования совмещает черты традиционного историко-литературного и типологического подхода с культурологической концепцией "литературного быта", разработанной в трудах формальной школы (в частности, Б.М. Эйхенбаумами развитой в работах Ю.М. Лотмана теории "бытового поведения". При анализе литературно-критических статей Болотова и его трудов по садово-парковому искусству используется метод реконструкции, характерный для структуралистского системно-функционального подхода, а сопоставление деятельности Болотова в этих сферах базируется на разработанном в трудах немецких исследователей начала XX века Г. Вельфлина и О.Вальцеля формально-типологическом методе, позволяющем проводить сравнительный анализ произведений разных видов искусства и ставшим одним из методологических оснований исследований по садово-парковому искусству Д.С. Лихачева. Выбор подобных методологических установок, оправдавших себя прежде всего на синхроническом материале, определен самим творчеством Болотова, представляющим собой стройную, но достаточно замкнутую и мало подверженную изменениям систему.

Практическое значение работы заключается в том, что ее положения и выводы могут бьггь использованы при дальнейшем целостном изучении русской культуры XVIII века, а также при подготовке общих и специальных лекционных курсов и семинарских занятий и составлении пособий по истории литературы и культуры XVIII века.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, содержащего, во избежание неумеренного цитирования, ряд анализируемых текстов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетика Андрея Тимофеевича Болотова"

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о единой эстетической основе деятельности Болотова в различных культурных сферах.

Анализ ряда работ Болотова философского содержания показал, что философская концепция Болотова, сформировавшаяся под непосредственным влиянием немецких философов Крузия и Зульцера, носит достаточно утилитарный характер и ставит своей целью не постижение истины, а достижение благополучия, стремление к которому заложено в человека Богом, и, следовательно, должно быть удовлетворено. Благополучие Болотов понимает как сумму удовольствий, а необходимые действия человека водит в умении выбирать богоугодные наслаждения, не приносящие человеку вреда. Выстраивая иерархию таких наслаждений, он, в первую очередь, выделяет удовольствия интеллектуальные, среди которых наиболее доступными, и, одновременно с тем, полезными и нравственными, являются созерцание природы и чтение. Именно этим двум аспектам человеческой деятельности Болотов уделяет значительное внимание в своем творчестве.

Постоянно подчеркивая роль чтения в жизни человека, Болотов вместе с тем, отмечает необходимость выбора книг в соответствии с определенными требованиями, направленными, прежде всего, на полезность читаемых произведений. Вместе с тем, исходя из просветительской позиции, Болотов допускает, что неподготовленный читатель с трудом будет воспринимать строго нравоучительные тексты, поэтому он обращается к еще новому в этот период для русской литературы жанру - к роману, отмечая, что в свое время этот жанр оказал на него самого большое воздействие. Не находя удовлетворительных рекомендательных критических разборов романов, Болотов приступает к созданию таких текстов, отражающих его взгляды как на назначение литературной критики, так и на специфику самого жанра. Анализ "Мыслей о романах" показывает, что Болотов подходил к оценке романов с априорно выработанным представлением о жанре романа, идеальную модель которого он "накладывал" на достаточно произвольно выбранные тексты. Таким образом, при сопоставлении ряда статей из сборника "Мысли и беспристрастные суждения о романах", удалось выделить те жанровые особенности, которые Болотов считал неотъемлемой принадлежностью хорошего романа. Вторая половина XVIII века - период активного обсуждения в печати вопроса о назначении жанра романа и его специфики. Сравнение представлений Болотова о романе с рядом высказываний современников показывает, что Болотов, разделяя общепринятую точку зрения современников о том, что роман - это вымышленное повествование, чаще всего любовного содержания, "подражающее натуре", то есть берущее в качестве основы правдоподобный материал, выдвигает при этом ряд более узких требований. Среди таких "признаков" романного жанра Болотов выделяет большой объем произведения, разветвленную интригу, вьщеленностъ кульминационных моментов (не только с точки зрения развития действия, но и с нравоучительной позиции), развернутое изображение добродетели и эавуалированность порока. При этом Болотов отмечает в качестве особого достоинства романа возможность действенного нравоучения на примерах, совпадая в этом вопросе с рядом авторов данного периода.

Рассмотрение взглядов Болотова на жанр романа с точки зрения его функции позволяет сопоставить литературно-критические работы Болотова с его трудами в области садово-паркового искусства. Являясь теоретиком и практиком садово-паркового искусства, Болотов разделял увлечение парками пейзажного типа, наиболее близких природе, какносителю эстетического идеала. В своих работах по созданию пейзажного парка Болотов ориентируется прежде всего на работы немецкого садовода Гиршфельда, но использует его опьгг применительно к российским условиям. Переводя статьи Гиршфельда, Болотов отбирает материал в соответствии со своими представлениями о русском пейзажном парке, дополняет и перерабатывает их. Анализ работ Болотова по садово-парковому искусству дает достаточно четкое представление о том, каким Болотов видел идеальный пейзажный парк. Это представление совпадает с концепцией пейзажного парка, изложенной в работах таких садоводов, современников Болотова, как Левшин и Осипов, что свидетельствует о наличии единых источников. При этом Болотов обращает большое внимание на назначение парка как средства доставления удовольствия. Проведенное на основе функциональной близости (в трактовке Болотова) сопоставление принципов организации романа и парка показывает их очевидное сходство. Такое совпадение не случайно, а обусловлено усвоенной Болотовым у Зульцера теории чувствования. Заложенное в человека стремление к "мысленным" удовольствиям заставляет его искать объектов, которые могли бы доставить ему это удовольствие. Для того, чтобы это наслаждение было истинным, объект должен обладать рядом характеристик, воздействовать на определенные сферы человеческого сознания и чувства. Представления о том, какими признаками должен обладать такой эстетический объект, привело Болотова к формулировке правил и критике возможных несоответствий. Деятельность Болотова по выработке единых правил организации эстетического объекта на разном материале не была для него сознательной, а явилась следствием отталкивания от единой концепции жизни и творчества.

Таким образом данная работа, с одной стороны, демонстрирует единство философско-эстетической позиции Болотова и ее определяющее значение в различных сферах его деятельности, а с другой, - является свидетельством плодотворности комплексного междисциплинарного подхода к анализу жизни и творчества Болотова как единого процесса, сознательно.им регулируемого с определенной целью - дать пример максимально возможного счастливого существования.

 

Список научной литературыВеселова, Александра Юрьевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Болотов А.Т. Духовные песни и стихотворения Андрея Болотова. ОПИ ГИМ. Ф 349. Ед хр. 15. 64 лл.

2. Болотов AT. Забавы живущего в деревне. РО РНБ. Ф.89. Ед. хр. 64. 152 лл.

3. Болотов А. Т. Краткая биография Андрея Т. Болотова, сочиненная самим им для помещения в исторический словарь, сочиняемый псковским епископом Евгением (а ныне митрополитом Киевским). 1821 г. РО ИРЛИ Ф. 537. Ед. хр 22. 22 лл.

4. Болотов А.Т. Кунсткамора душевная. 1773 г. Ч. 1. РО БАН. Ф. 69. Ед. хр. 27. 286 лл.

5. Болотов А.Т. Мысли и беспристрастные суждения о романах как оригинальных российских, так и переведенных с иностранных языков Андрея Болотова. РО ИРЛИ. Ф. 537. Ед. хр. 14. 173 лл.

6. Болотов AT. О душах умерших людей. Разговор у старика со внуком. 1823. РО РНБ. Ф. 89. Цд. хр. 100. 562 лл.

7. Болотов AT. Памятная книжка, или Собрание различных нравоучительных правил, собственно себе для памяти при разных случаях записанных. 1762г. РО РНБ Ф. 89. Ед. хр. 55. 204 лл.

8. Болотов А.Т. Переписка двух родственников живущих в отдалении и не знающих друг друга лично. 1808 -1809 гг. РО БАН. Ф. 69. Ед. хр. 12. 77 лл.

9. Болотов А.Т. Продолжение описания моей жизни, состоящее в ежедневных записках всего со мною случившегося в 1793 и 1794 годах. РО ИРЛИ. Ф. 375. Ед. хр. 32. 207 лл.

10. Болотов А.Т. Собрание мелких сочинений в стихах и в прозе Андрея Болотова. Т. I X РО РНБ Ф.89. Ед. хр. 65 - 74.

11. Дюкре-Дюмениль А. Лолота и Фанфан, или Приключения двух детей, оставленных на пустынном острове. Повесть любопытная и для чувствительных сердец весьма трогательная. Переведена с французского А.Б. Ч. I. ОР РГБ. Ф. 475. К. 5. Ед. хр. 2. 263 лл.

12. Печатные источникиXVIII XIX веков:

13. Библиотека немецких романов. Переведена с берлинского 1778 года издания Вел. Лвшнм. М., 1780. Ч. 1. С. 3 4.

14. Болотов А.Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей. М., 1776.

15. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. СПб, 1871-1873. Т. I-IV. Предисловие М.П. Семевского.

16. Бопотов А.Т. Избранное. Псков, 1993. (Письма о красотах натуры. С. 133 203; Живописатель натуры, или Опыт сочинениям, относящимся до красоты натуры и увеселения себя оными. С. 205 - 344).

17. Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. М., 1784. Ч. I-III.

18. Болотов А.Т. Современник, или записки для потомства // Губерти Н.В. Историко-литературные и библиографические материалы. СПб., 1887. С. 19-32.

19. Болотов A T. Стихотворения ii Русская поэзия. Вып. V. СПб., 1887. С. 59 65.

20. Болотов AT. Чувствования христианина при начале и конце каждого дни в неделе, относящегося к самому себе и к Богу. Сочинение одного Россиянина. М., 1781.

21. Болотов М.П. Андрей Тимофеевич Болотов // Русская старина. 1873. Т. VIII. С. 738-753.

22. Галич А. Опыт науки изящного, начертанный А. Галичем. СПб., 1818.

23. Геце И М. Иоанна Мельхиора Гецена Рассуждения о начале и конце нынешнего и о состоянии будущего мира. Переведены с немецкого АБ. М., 1783.

24. Гофман И А Иоанна Адольфа Гофмана о спокойствии и удовольствии человеческом, с Немецкого языка переведена Сергеем Волчковым. СПб., 1762 -1763. Ч, I III.

25. Державин Г. Р. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Грота. СПб., 1864. Т. 1.

26. Зульцер И.Г. Новая теория удовольствий, сочинение Зульцера, переведенное с Французского языка Иваном Левитским. СПб., 1813.

27. Зульцер И. Г. Иоанна Георга Сульцера Разговоры о красоте естества с его же нравственными рассуждениями о особенных предметах естественной науки, с Немецкого на Российский язык переведенные Михаилом Протопоповым. СПб., 1777.

28. Из Миллионной //Живописец. 1772. Л.6. С. 43 44.

29. Из неизданного литературного наследия Болотова. Публикация А. Кучерова, И. Морозова // Литературное наследство. М., 1933. Т. 9 -10. С. 153-222.

30. Кантемир АД. Сочинения, письма и избранные переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира. СПб.,. 1868. Т. I.

31. Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений в 8 тт. СПб., 1834 -1835.

32. Карамзин Н.М. О книжной торговле и любви ко чтению в России // Вестник Европы. 1802. №9. С. 62.

33. Левшин В.А Всеобщее и полное домоводство. М, 1795.

34. Левшин В.А. Садоводство полное. М., 1785.

35. Левшин В.А. Собрание новых мыслей для украшения садов и дач. М., 1799.

36. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 7. Труды по филологии. М.; Л., 1952,

37. Львов Н.А. Каким образом должно было бы расположить сад князя Безбородки в Москве // Львов Н.А. Избранные сочинения. СПб., 1994. С 316-325.

38. Львов П.Ю. Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки. СПб., 1789. Ч. I (I.

39. Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967.

40. О сказках и романах // Аврора. 1806 №2. С. 150-156; 201 -221.

41. Осипов Н.П. Новый и совершенный русский садовник, или Подробное наставление Российским садовникам, огородникам и любителям садоводства. СПб., 1790.

42. Осипов Н.П. Подробный словарь для сельских и городских охотников и любителей ботанических увеселений и хозяйственного садоводства Николая Осипова. СПб., 1791. Ч. 1-2.

43. Осипов Н.П. Новый и совершенный русский садовник, или Подробное наставление Российским садовникам, огородникам, а наипаче любителям садов. СПБ., 1793. Т. 1-2.

44. Писарев А.А. Рассмотрение всех Рецензий, помещенных в ежемесячном издании под названием "Московский журнал", изданный в 1797 и 1799 год Н.М. Карамзиным // Северный вестник. 1804. Ч. IV. С. 142.

45. Победоносцев Н. Заслуги Хераскова в отечественной словесности // Труды Общества любителей российской словесности. М., 1812. Ч. I. С. 138.

46. Подшивалов B.C. Сокращенный курс российского слога, изданный А. Скворцовым. М., 1796.

47. Прево А.Ф. Филозоф аглинский, или Житие Кпевеланда, побочного сына Кромвелева, самим им писанное. СПб., 1760. Т. I II. Предисловие С.А. Порошина.

48. Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. СПб., 1896.

49. Рейхель И Г. Известие и опыт о российском переводе Сифа И Собрание лучших сочинений. 1762. Ч. III. С. 99.

50. Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. XIII. СПб., 1874.

51. Собрание новых мыслей для украшения садов и дач во вкусе Английском, Готическом, Китайском для употребления любителей английских садов и помещиков, желающих украшать свои дачи. М., 1799.

52. Сумароков. А.П. О чтении романов // Трудолюбивая пчела. 1759. Июнь. С. 374 375.

53. Сумароков А. П. Письмо о красоте естества // Трудолюбивая пчела. 1759. С. 313.

54. Террассон Ж. Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств Древнего Египта взятая. Перевел Денис Фон Визин. М.: тип. при Имп. Московском Университете, 1762. Ч. I II.

55. Херасков М.М. О чтении книг И Полезное увеселение. 1760. №1. С. 3

56. Хомяков З.П. Похождения некоторого россиянина, истинная повесть, им самим писанная. Содержащая в себе историю его службы и походов с приключениями и слышанными им повестями. М, 1770. Ч. I -II.

57. Чекапевский П. Рассуждение о свободных художествах. СПб., 1782.

58. Эберхард. И.А Нечто о романах // Приятное и полезное препровождение времени. 1795. Ч. VI. С. 208.

59. Экономический Магазин, или Собрание всяческих экономических известий, опытов, открытий, замечаний, наставлений, записок, советов. Ч. I -XL. М., 1780 -1789.

60. Эмин Ф.А. Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда. Сочинения Государственной Коллегии Иностранных дел переводчика Федора Эмина. СПб., 1763. Ч. I III.

61. Эмин Ф.А. Письма Ернеста и Доравры. Сочинения Федора Эмина. СПб., 1766.

62. Юэ П.Д. Г. Гуэция историческое рассуждение о начале романов с прибавлением Беллегардова разговора о том, какую можно получить пользу от чтения романов. Перевод Ив. Крюкова. М., 1783.1. Исследования:

63. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

64. Автухович Т.Е. Риторика и русский роман XVIII века. Взаимодействие в начальный период формирования жанра. Гродно, 1995.

65. Алпатова Т.А. Духовно-культурная идея "английского" сада в литературном творчестве А.Т. Болотова // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века. М., 1997. С 6 -14.

66. Артемьева Т В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996.

67. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.

68. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.447-484.

69. Бердышев А.П. Андрей Тимофеевич Болотов. М., 1988.

70. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.;Л.,1952.

71. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л.,1981.

72. Билинкис М.Я. Русская проза XVftl века. Документальные жанры. Повесть. Роман. СПб., 1995.

73. Блок А А Болотов и Новиков И Блок А. А. Собрание сочинений. Т. XI. Л., 1934. С. 7-81.

74. Бунтури В.В. К вопросу о формировании "предмета" русской литературной критики (вторая половина XVIII в.). // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. М., 1979. №1. С. 24 32.

75. Бухаркин П.Е. Письма русских писателей XVIII века и развитие прозы (1740 1780-е годы). Дис. канд. филол. наук. Л., 1982.

76. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.

77. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм. Пб., 1922.

78. Вальцель О. Проблема формы в поэзии. Пб., 1923.

79. Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. ТОДРЛ. Т. 22. Л., 1966.

80. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.

81. Венгеров С.А., Щепкина Е.Н. Болотов // Венгеров С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1897. T.V. С. 90-122.

82. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград Садово-парковое искусство России от истоков до начала XX века. М., 1996.

83. Вергунов АП., Горохов В.А. Русские сады и парки. М„ 1988.

84. Верзилин Н.М. По садам и паркам мира. Л., 1961.

85. Виппер Б.Р. Английское искусство. М., 1945.

86. Водовозов Н.В. Андрей Тимофеевич Болотов писатель XVIII века // Русская классическая литература. Ученые записки Московского городского педагогического института им. В.П. Потемкина. 1960. Т. CVIII. Вып. 10. С. 27 - 42.

87. Врангель Н.Н. Старые усадьбы. СПб., 1999.

88. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960.

89. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

90. Гринцер ПА Две эпохи романа // Генезис романа в литературах АзиииАфрики. Национальные истоки жанра. М., 1980. С. 3-44.

91. Глаголева О. Е. Андрей Тимофеевич Болотов ученый, писатель, энциклопедист// Вопросы истории. 1988. № 11. С. 3-16.

92. Глаголева О.Е. Библиотека А.Т. Болотова И Книга в России XVI -середины XIX века: книгораспространение, библиотеки, читатель. Л., 1987. С. 79-95.

93. Глаголева О.Е, А.Т. Болотов как читатель // Рукописная и печатная книга в Poccmi: Проблемы создания и распространения. Л., 1988. С. 140 -158.

94. Гребницкий АС. Плодоводство в России. Материалы и исследования. Вып. III. СПб., 1900.

95. Грелль А. Материалы для русской помологии. Андрей Тимофеевич Болотов. Биографический очерк // Журнал садоводства. 1862. Т. 1. №10. С.207-213. Зб.Грифцов Б.А Теория романа. М., 1927.

96. Губерти Н.В. AT. Болотов как критик и рецензент литературных произведений // Губерти Н.В. Историко-литературные и библиографические материалы. СПб., 1887. С. 19 20.

97. Гуковский Г А. Очерки по истории русской литературы XVIII века. Дворянская фроцда в литературе 1750 1760-х годов. М.;Л., 1936.

98. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л.,1938.

99. Гулыга А Болотов и мы // Гулыга А Искусство истории. М., 1980. С. 92 -104.

100. Гюбиева Г.Е. Этапы развития русской мемуарно-биографической литературы XVIII в. Дисс. канд. филол. наук. М.,1969.

101. Демиховский А. К. А.Т. Болотов драматург // Болотов А.Т. Избранное. Псков, 1993. С. 5 - 33.

102. Демиховский А. К. А.Т. Болотов поэт и философ природы // Болотов А.Т. Избранное. Псков, 1993. С. 125 -132.

103. Демиховский А.К. А.Т. Болотов читатель // Судьбы отечественной словесности XI - XX веков. Тезисы докладов научной конференции молодых ученых и специалистов. СПб., 1994. С. 19.

104. Дибелиус В. Морфология романа // Проблемы литературной формы. Л., 1928. С. 105-134.

105. Докучаева О Б. Пейзажный парк в России второй половины XVIII века в сознании современников. Автореф. дис. . канд. искусствовед. М., 1989.

106. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М , 1996.

107. Жирное А.Д. Искусство паркостроения. Львов, 1977.

108. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVJH века. (Предклассичесхий период). М., 1996.

109. Жучков В.А.- Немецкая философия эпохи раннего Просвещения-(конец XVII первая четверть XVIII в.). М., 1989.

110. Заборов П.Р. "Литература-посредник" в истории русско-западных литературных связей XVIII XIX веков // Международные связи русской литературы. М.;Л., 1963.

111. Заборов П.Р. Руоская литература и Вольтер. XVIII первая треть XIX века. Л., 1978.

112. Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века. М., 1955. С. 69 -127.

113. Зибен В. В. К вопросу о теоретических источниках философии Христиана Вольфа // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1984. Вып. 693 С. 54 63.

114. История русского романа в 2-х тт. М.;Л., 1962. Т. 1.

115. История русской критики. Т.1. М.;Л., 1958.

116. История русской литературы в 4-х томах. Т. I. Л., 1980.

117. История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т. I. Проза. СПб., 1995.

118. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Под. ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1964. Т. 2.

119. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. М., 1984. Т. 2.

120. Каган М.С. Лекции по истории эстетики. Под. ред. М.С. Кагана. Л.т 1974. Кн. 2.

121. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. М., 1990.

122. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1983.

123. Кондрашина А.А. Иноязычные лексические элементы в произведениях AT. Болотова // Географические и хронологические пределы распространения русской лексики. М., 1980. С. 35-41.

124. Коржев М.Л., Петоян Е М. Мастера паркового искусства. А.Т. Болотов //Труды НИИ культуры. Т. 94. М., 1980.

125. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. М., 1977.

126. Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. Л., 1980.

127. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). СПб., 1994

128. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

129. Кулешов В.И. История русской критики XVIII начала XIX веков. М., 1984

130. Куляпин А.И. Жанрово-стилевая природа критики Н.М. Карамзина // Проблемы метода и жанра. Томск, 1989. №15. С. 58 70.

131. Куляпин А. И. Эстетический кодекс русской критики второй половины XVIII начала XIX веков // Проблемы метода и жанра. Томск, 1990. №16. С. 59 - 68.

132. Курбатов В.Я. Сады и парки. Пг., 1916.

133. Курилов А. С. Теория критики в России XVIII начала XIX века // Проблемы теории литературной критики. М., 1980. С. 167 - 184.

134. Курилов АС. Литературоведение в России XVIII в. М , 1981

135. Кучеров А. Болотов литературный критик И Литературное наследство. Т. 9~ 10. М., 1933. С. 192 -194.

136. Лаврентьева А.В. Язык А.Т. Болотова (Лексика и синтаксис). Дисс. . канд. филол. наук. М., 1981.

137. Лазарев В.Я. Звезда полей, или письма из XVIII века // Лазарев В.Я. Тульские истории. Тула, 1977. С. 194-223.

138. Лазарчук P.M. Болотов Андрей Тимофеевич // Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1. С. 114 -117.

139. Лазарчук P.M. Дружеское письмо второй половины XVIII в. как явление литературы. Дис. канд. филол. наук. Л., 1972.

140. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 57 78.

141. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л., 1982.

142. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X XVII веков. Л., 1973.

143. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. I III.

144. Любченко О Н Есть в Богородицке парк. Тула, 1984.

145. Лященко ЛИ. Болотов Андрей Тимофеевич // Русская поэзия. СПб., 1895. Вып. V. С. 59.

146. Макаров В. Андрей Болотов в садово-парковом искусстве в России XVI» века // Среди коллекционеров М., 1924. № 5 6. С: 26 - 32.

147. Макогоненко Г.П. Письма русских писателей XVIII века и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века. Л.,1980. С. 3-42.

148. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 431 480.

149. Мартынов И.Ф. Частные библиотеки в России XVIII в. И Памятники культуры. Новые открытия. 1976. С. 101 -116.

150. Маслов А С. Биография Андрея Тимофеевича Болотова II Земледельческий журнал. 1838. №5. С. 183 -197.

151. Мелетинский Е М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., 1983.

152. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

153. Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975. С. 7 -76.

154. О взаимодействии древнерусской литературы и изобразительного искусства. ТОДРЛ. Т. 38. Л., 1985.

155. Овсянников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. М., 1963.

156. Осипов Ю. Усадьба Вронского // Юность. 1983. №11. С. 97 99.

157. Очерки истории русской литературной критики. Т.1. СПб., 1999.

158. Очерки по истории русской журналистики и критики. Л., 1950

159. Палентреер С.Н. Садово-парковое искусство. М., 1978.

160. Пекарский П.П. Русские мемуары XVIII века II Современник. 1855. Т. 50. Отд. II. С. 72 77; Т. 52. Отд. II С. 92 -101.

161. Петрушкова В.В. Критика в поисках предмета // Проблемы развития литературной критики. Душанбе, 1984. С. 3 8.

162. Пигарев К. В Русская литература и изобразительное искусство (XVIII первая четверть XIX века). Очерки. М., 1966.

163. Полевой П.Н. История русской словесности с древнейших времен до нашихдней. М., 1900. Т. 2.

164. Привалова Е.П. Андрей Тимофеевич Болотов и театр для детей II XVIII век. Сб. 3. М.;Л., 1958. С. 242 261.

165. Разумовская М.В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981.

166. Ронский С М. Болотов и его время // Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т. 1. М.;Л., 1931. С. 16-52.

167. Русская литературная критика XVIII века. М., 1978.

168. Русский и западноевропейский классицизм Проза. М., 1982

169. Сазонова Л.И. Переводной роман в России XVIII века как ars amandi IIXVIII век. Сб. 21 СПб., 1999. С. 127 -139.

170. Свирида И. И. Садово-парковое искусство в системе культуры Просвещения // О Просвещении и романтизме. Советские и польские исследования. М., 1989.

171. Свирида И. И. Поэтика пейзажного парка и культура Просвещения // История культуры и поэтика. М., 1994. С. 89-99.

172. Свирида И.И. Сады века философов в Польше. М., 1994.

173. Святловский В.В. История экономических идей в России. Пг., 1923. Т. 1.

174. Семевский М.И. Болотов II Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. СПб, 1871-1873. Т. I. С. Ill -X.

175. Семенников В.П. Собрание, старающееся о переводе иностранных книг, учрежденное Екатериной II (1768 -1783). СПб., 1913.

176. Серман И.З. Становление и развитие романа в русской литературе середины XVIII века И Из истории русских литературных отношений XVIII XIX веков. М.;Л., 1959. С. 82 - 96.

177. Сетин Ф. Детский театр А Болотова // Театр. 1973. №9. С. 55 57.

178. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести: Материалы по библиографии, истории и теории русского романа. Ч. I. XVIII век. СПб., 1903.

179. Сиповский В.В. Очерки из истории русского романа. СПб., 1909 -1910. Т. I. Вып. 1-2.

180. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15 кн. М.,1966.

181. Стенник Ю.В Системы жанров в историко-литературном процессе // Русская литераггура. 1972. № 4. С. 93 -101.

182. Степанов В.П. Элементы жанра в беллетристике XVIII века // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л., 1973. С. 35 50.

183. Степанов В.П. К вопросу о репутации литературы в середине XVIII века // XVIII век. Сб. 14. Русская литература XVIII начала XIX века в общественно-культурном контексте. Л., 1983. С. 105 -120.

184. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997.

185. Тартаковский А.Л. Русская мемуаристика XVIII первой половины XIX в. От рукописи к книге. М., 1991.

186. Токарева Г. В. Русская автобиографическая литература вобщественно-культурном контексте. Конец XVIII начало XIX вв. Дисс. . канд. филол. наук. Л., 1985.

187. Томашевский Б. Литература и биография // Книга и революция. 1923. №4(28). С. 6-9.

188. Тульский театр. Ред. Тебиев Б.К. Тула, 1977. С. 16-17.

189. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. С. 123-136.

190. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII -начала XIX века. Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М., 1985.

191. Федоров-Давыдов А.А Русский пейзаж XVIII начала XIX веков. История. Проблемы. Художники. М., 1968.

192. Федорова Г.И. Теоретические споры о романе в Германии конца XVIII века // Вестник ЛГУ. Серия 2. История языка. Литература. 1976. Вып. 1. С. 94 99.

193. Фоменко И.Ю. М.Н. Муравьев о чтении: из рабочих тетрадей конца 1770 начала 1780-х годов // Рукописи. Редкие издания. Архивы. Из фондов библиотеки Московского университета. М., 1997. С. 102 -126.

194. Царева В.П. Становление романа в русской литературе 60 90-х годов XVIII века. Л., 1978. Автореф. дисс. канд филол. наук.

195. Цивьян Т В. Verg. Georg. IV, 116 -148: К мифологеме сада Н Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 140 -152.

196. Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982.

197. Чечулин Н С. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников. СПб., 1891.

198. Чечулин Н С. Русское провинциальное общество во второй половине XVIH века. СПб., 1889.

199. Шёнле А. Теории фикционапьности: Критический обзор // Новое литературное обозрение. 1997 №27. С. 41 53.

200. Шкловский В.Б Чулков и Левшин. Л., 1933.

201. Щеблыгина И В. Нравственная позиция А.Т. Болотова в системе его ценностных ориентаций (К вопросу о системе ценностей русского образованного дворянства второй половины XVIII в.) // Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С.120-137.

202. Щепкина Е.Н. Популярная литература в середине XVUI века (По запискам Болотова) V/Журнал Министерства народного просвещения. 1886 Ч. CCXLIV. Апрель. С. 238 276.

203. Щепкина Е.Н. Каширские дворяне // Вестник Европы. 1889. Кн. 7. С. 171 -204.

204. Щукин В. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Krak6w, 1997.

205. Щукина Е.П. "Натурный" сад русской усадьбы в конце XVIII века // Русское искусство XVIII века. М., 1973. С 109-117.

206. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1982.

207. Яровой И.Ю. Пейзажные сады русской провинции. Автреф. дис. . канд. архитект. М., 1987.

208. Ferrazzi М. II genere romanzesco nella Russia del settecento // Annali dell'lstituto Universitario orientale di Napoli. Dipartimento di studi dell' Europa Orientali. Sezione Slavistica. 1995. III.

209. Fleming L., Gore A. The English Garden. L-n, 1979.

210. Frye N. Anatomy of Criticism. Four Essays. Princeton, New Jersey, 1957.

211. Jellicoe G., Jellicoe S. Hie landscape of Man. Shaping the Environment from prehistory to the present day. L-n, 1975.

212. Lukacz G. Die Theorie des Romen Berlin, 1920.

213. Pevsner N. The Englishness of English At. London, 1976.

214. Schmucker A AT. Bolotov als Leser // Marburger Abhandlungen zur Geschichte und Kultur Osteuropas herausgegeben von Hans-Bernd Harder und Peter Schreibert. Gessen, 1977. Bd. 14. S. 342 355.

215. Tiegem P. van. Le sentiment de la Nature dans le Preromantisme europieen. Paris, 1960.

216. Wiebenson D. The Picturesque Garden in France. Princeton, 1978.

217. Библиографические указатели:

218. Андрей Тимофеевич Болотов (1738 -1833). М., 1984.

219. Андрей Тимофеевич Болотов. Биобиблиографический указатель.1. Тула, 1988.