автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Эстетизация насилия как фактор милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Горынин, Валерий Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Эстетизация насилия как фактор милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетизация насилия как фактор милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества"

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

ГОРЫНИН Валерий Павлович

ЭСТЕТИЗАЦИЯ НАСИЛИЯ КАК ФАКТОР МИЛИТАРИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ жизни СОВРЕМЕННОГО БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА (ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность № 09.00.01 — Диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА — 1991

Работа выполнена на кафедре философии Военно-политической орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени В. И. Ленина.

Научный руководитель —

кандидат философских наук, . доцент РЕМИЗОВ В. А.

Официальные оппоненты —

доктор философских наук, профессор МИЛОВИДОВ А. С.;

кандидат философских наук ВИНИЦКОВСКИЙ М. Г.

Ведущая организация — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина.

Защита состоится « ....... 1991 года в . . . . часов

на заседании специализированного совета по философским наукам (Д.106.01.02) при Военно-политической академии имени В. И. Ленина (103107, г. Москва, К-107, Б. Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан « ».....1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук

БУЗУК Г. Л.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Новое политическое мышление в решении задач межгосудар-¡твенных отношений, в подходах к проблемам войны и мира, в )еализации вопросов соотношения классового и общечеловеческо-'О в общественно-политических явлениях, во взаимоотношениях фотивоположних социальных систем требует современного диале-:тического анализа многих проблем, возникающих на пути к об-¡ечеловеческому консенсусу. Одной из таких проблем выступает объективный анализ процессов, происходящих в духовной жизни ^временного буржуазного общества, в которой отражаются две ■ сновнне тенденции развития: демократическая и реакционная.

Реакционная тенденция наиболее полно проявляется в явле-иях милитаризации духовной жизни. Милитаризация осуществит-тся в различных формах. Эстетизация насилия /ОН/ - одна из аиболее тонких и изощренных форм этого процесса, имеющая от-осительнуто самостоятельность и играющая в нем значительную оль. Птим и определена тема диссертационного исследования.

Актуальность теми диссертации определяется следующими бстоятельствами:

Во-первых, ЭН - это явление, играющее все большую роль жизни современного буржуазного общества. Сегодня по-прежно-у актуально признание известного американского политика .'$улбраВта: "Война и военные стали неотъемлемой частью наше-о быта, а насилие - самым важным продуктом в нашей стране"'-. огласно данным департамента социальных наук ЮНЕСКО, количес-во исследований по проблемам социального насилия возрастает э Западе значительно быстрее, чем по любым другим вопросам области общественных наук. Современная буржуазная "вайолен-элогия"^ является теоретической и методологической основой ревращения процесса ЭН в систему манипулирования сознанием нроких масс населения.

. Шт. по: Пвтрор Н., Соколов И., Владимиров И» США я НАТО: источники военной угрозы.-М.:Воениздат,1979.-С.11.

. Термин произошел от английского слова "<Н<?ПСС" - насилие. буржуазная "вайолеисология"продставляпт собой совокупность различных идеалистических концепций, рпссматрива-ших природу и сухость насилия.

Во-вторых, ЭН, являясь реальным фактором духовной жизни современного буржуазного общества, служит реакционным целям военщины. Она порождает особый феномен - милитаризацию общественного сознания. Американский профессор Дж.Кеннан с тревогой отмечал: "У нас имеет место опаснейшее явление: происходит милитаризация мысли"1. Следовательно, реально существующая тенденция ЭН, ярко выраженная в ряде капиталистических стран, представляет реальную опасность и, таким образом, связана с глобальной проблемой, стоящей перед цивилизацией -- проблемой войны и мира.

В-третьих, наблюдающийся в мире поворот от "холодной войны" н сотрудничеству между различными социальными системами, усиление миролюбивой тенденции в современном буржуазном обществе порождают опасную иллюзию якобы исчезновения агрессивности империализма. Преодолевая"образ врага", ряд советских авторов идеализирует капиталистический строй, не видит реакционной составляющей в буржуазной идеологии, ее милитаристской направленности. Односторонний подход в оценке империализма, абсолютизация одних лишь позитивных тенденций противоречивого развития современного капитализма, на наш взгляд, - еще большая ошибка, другая крайность метафизического мышления, способная привести к абстрактному пацифизму. При этом следует учитывать важную особенность современного идеологического противоборства, заключающуюся в том, что разумный отказ от абсолютизации идеологических противоречий в межгосударственных отношениях, ломка идеологических барьеров делают наше общество более открытым для проникновения как прогрессивных, общечеловеческих идей, так и реакционных взглядов, концепций, теорий. Наиболее развращенной Формой буржуазной идеологии, на наш взгляд, является эстетическая форма идеологии милитаризма. Рассмотрение :>Н как разновидности идеологической формы классовой борьбы реакционной части монополистической буржуазии является существенным аргументом в критике современной буржуазной идеологии.

1.Пит. по: Оганов Г. Конвейер лжи. // Правда. - 19Ш. -10 августа. - С.6.

В-четвертых, актуальность исследования связана с необходимостью научного анализа наличного социализма в единстве его противоречивых сторон. Такой подход требует Нормирования диалектической позиции в исследовании ряда негативных тенденций развития современного социалистического общества в условиях перехода к рыночным отношениям. К их числу следует отнести тенденцию роста эстетизации насилия, агрессивности, жестокости, безобразного, низменного, ставшими атрибутами коммерцио-нализации духовной жизни нашего общества. Более того, в результате проникновения на отечественной художественный рынок низкопробной продукции "массовой культуры" Запада объектом• ЭН становятся советские люди, особенно молодежь, в том числе и армейская, что требует пристального внимания к данной проблеме.

Кроме того, рассмотрение механизма формирования положительного эстетического отношения к реакционному насилию, позволяет провести аналогию с имеющими место в истории нашей страны перегибами в эстетизации революционного насилия, заключающегося в абсолютизации отдельных сторон эстетического отражения действительности. Перестройка мышления требует критического анализа и пересмотра отдельных моментов социалистической идеологии, связанных с абсолютизацией классовой борьбы, революционной непримиримости, классовой ненависти, в том числе и с помощью эстетических средств. Все это позволяет избежать подобных крайностей в будущем и учесть исторический опыт в настоящем.

В-пятых, исследуемая проблема представляет интерес и с сугубо военной точки зрения, ибо военно-боевым действиям всегда в истории придавалась эстетическая окрашенность. Кроме того, определенный интерес представляет собой задача оценки взаимосвязи действий личности воина и эстетизации атрибутов этой деятельности: формы, содержания, целей боевых действий, боевых операций, их итогов и т.д.

ФилосоФско-сопиологический анализ роли ЭН как фактора милитаризации сознания широких масс населения современного буржуазного общества предполагает решение ряда задач:

1. Доказать, что такой феномен, как ЭН в современном буржуазном обществе реально существует, и выявить его сущность, структуру и функции.

2. Рассмотреть диалектическую взаимосвязь двух процессо! в современном буржуазном обществе - ЭН и милитаризации духовной жизни. Доказать, что ЭН является реальным фактором милитаризации массового сознания.

3. Определить механизм ЭН как последовательность изменений, происходящих в индивидуальном и общественном сознании в результате идеологической обработки населения средствами эстетического воздействия.

4. Выявить методы и средства, приводящие в движение механизм ЭН как фактора милитаризации духовной жизни современного капитализма.

5. Дать критический анализ эстетической идеологии милитаризма, показать философско-соииологические и эстетические основы милитаризации общественного сознания через ЭН.

6. Нейти особенности эстетизации насилия, жестокости, агрессивности, а также эстетизации революционного насилия в социалистическом обществе; исследовать специфику воздействия ЭН на личный состав социалистической армии, а также выявить различие и сходство ЭН в буржуазном и социалистическом обществах.

Идейно-теоретическур и методологическую основу диссертации составили труды классиков марксизма-леитеизма по вопросам социального насилия, войны, милитаризма, идеологической борьбы, а также по проблемам развития эстетического сознания, буржуазного искусства и т.д.; программные документы КПСС и правительства, решения и материалы симпозиумов и конференций по проблемам войны, мира, армии, а также по вопросам анализа современной буржуазной культуры.

Автор опирался на работы советских философов, психологов, социологов, искусствоведов, а также на труды зарубежных ученых-обществоведов. Кольшсе мосто в качестве объекта исследования заняли работы буржуазных авторов в русском переводе и на иностранных языках, анализ которых проводится в диссертационном исследовании. В (ТмлосоФско-социологическом

анализе ЭН как (Тактора милитаризации духовной жизни современного общества автор исходил из результатов проведенного им контент-анализа ряда зарубежных газет и журналов, обширной видеопродукции и киноматериалов последних, лет; опирался на зоциологические исследования, проведенные кафедрой философии Военно-политической академии имени В.И.Ленина, а также на собственные исследования воздействия ОН на сознание армейской иолодежи.

Степень научной разработанности проблемы.

Многоплановость содержания темы исследования определила множество проблем, уровень разработанности которых в советс-<ой и зарубежной литературе послужил основой исследования.

Так, проблема определения сущности ЭН требовала, прежде зсего, исследования понятия "РН", которое, хотя и встречается в советской философской литературе, тем не менее не рас-¡мотрено на уровне философско-сотеологического анализа. Многие авторы используют-близкие по смыслу понятия, например, 'эстетика насилия", "поэтика насилия", "эстетика разрушения", ютетика нигилизма", "эстетика безобразного", "эстетизация юйнн" и т.д*. Другие авторы, хотя и не используют указанную терминологии, тем не менее раскрывают содержание, вкла-шваемое в них, - оправдание безобразного, отвратительного, сестокости, агрессивности, разрушения, насилия, войны и т.п. 'акой подход широко представлен в советской эстетической литературе^.

.. См.: Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма.-М.'.Искусство, 1975; Игнатов B.C. Современное буржуазное киноискусство и его роль в идеологической обработке военнослужащих армий НАТО. -М. :ВПА, 1989; Молчанов В. Поэтика насилия.//'За и против человека.-М.Советский писатель.1980; Нартова Е.А.Критика антигуманной сущности буржуазной художественной культуры и ее значение для воспитания воинов.-М.:ВПА,1987; Сафро-нов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир воина. Дис. ...д-ра Филос. наук.-М.,1975.

!. См.:Афасижев М.Н.Критика буржуазных концепций художественного творчества.-М.:Высш.школа,1984;Дакнленко Л.А. Утраченная гармония:Тупики и надежды эстетической мысли Запада. -М. Московский рабочий. 19Я8;Дубов Г.В. Свободное искусство в мире капитала.-<>1.1904: Зись А. Я. Эстетика реология и методология.-М.:Наука,1984;Соменов В.В.Искусство созидающее, искусство разрушающее.-Л.:Лениздат,3 984.

Искусство тем не менее, хотя и является важнейшим, но оно не единственное средство :<Н, так как объектом эстетического восприятия является насилие не только в произведениях искусства, но и в реальной жизни,

Механизм Формирования эстетического отношения к насилию наиболее полно представлен в исследованиях эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетического вкуса и других компонентов эстетического сознания, "участвующих" в формировании эстетического отношения, а также в трудах эстетиков, рассматривавших категории "прекрасное" и "безобразное" как главные оценочные категории эстетики.5-

Проблема социального насилия исследована во многих научных работах советских Философов. В них анализируются причины,

сущность, классификация социального насилия, в том числе и

р

вооруженного насилия, войны . Однако насилие в этих исследованиях не рассматривается как объект эстетического восприятия, способный Формировать положительное или отрицательное эстетическое отношение к нему, а анализируется, как правило, в политическом и нравственном аспектах.

При анализе такого явления, кик милитаризация духовной жизни современного буржуазного общества автор, с одной

1. Гулнга A.B. Принципы эстетики.-М.¡Политиздат.,1987; Круто-ус В,В. Родословная красоты: прекрасное и целесообразность -М.¡Искусство, 19Н8; Ремизов В.«. эстетическое восприятие

и проблемы его Нормирования и разгития у советских воинов. Дис. ...канд.Филос.наук.-¡,1.,1977; Сачохин В.II. Эстетическое восприятие ¡Вопросы методологии и критики. -i<i. ¡Мысль, 19Я5;Хулушин v.С. эстетические идеал.-.!. ¡Знание,1У86,'Яковлев £.Г. ЭстетическиР вкус как категория пс'.'етики.-М.: Знание,1986.

2. Грачев A.C. Политический экстремизм.-М.¡Мысль, 1986;Дени-GOD В.В., Социология насилия.-М. ¡Политиздат,! 97,5,-Капитализм на исходе столетия.-М.¡Политиздат,!987; Кондратков Т.Р. Идеология,политика, воРна¡Критика буржуазных реформистских и ревизионистских концепций.-!/'. ¡Воениздат,l£R3; Николаев В.Д. Комплекс агрессивчос.ти.-i«.:Поонизпат, 19ЙЙ; Ничипоренко Л.Д.Буржуазная социология конФликтч.-«!. :,<!ысль, 1 982¡Общественное' сознание и внешняя политика CÜIA. Наука,1987.' Перерва В. .3. .Перерва I'. К социальное насилие

и мораль.-М. ¡Знание, 1983,'Пономарева И.Б., Смирнова H.A. Геополитика империализма США¡Атлантическое направление.-—1. :..1ысль,1 98в;Фоофанов O.A.Агрессия лжи.-l!. ¡Политиздат, 1987.

стороны, опирался на исследования милитаризма и его идеологии , а, с другой стороны, на анализ духовной жизни, общественного сознания капиталистической реальности"^.

Идеологический аспект проблемы, то есть анализ ЭН как разновидности идеологической борьбы реакционных кругов буржуазии мог быть освещен лишь при выявлении особенностей современной буржуазной идеологии, рассмотренных в работах советских фмлософов последних лет^.

Анализ истории Философии и эстетики в интересующем нас аспекте показал, что проблема эстетического и его взаимосвязи с силой, насилием, войной в той или иной степени являлись объектом научного интереса многих крупных философов: Сократа, Аристотеля, И.Канта, А.Шопенгауэра, А,Бергсона, Ф.Ницше, Дж.Дьюи, З.Фрейда, А.Уайтхеда, К.Фидлера, Т.Манро, Г.Маркузе, Э.Фрома и др. Значительный вклад в исследование различных аспектов ОН внесли русские Философы-материалисты и идеалисты Н.Г.Чернышевский, В.А.Соловьев, Н.А.Бердяев,Г.В.Плеханов. Автор аналитически использовал юс взгляды при формировании собственной позиции по ряду вопросов.

1. См. :Каграманов Ю.М.Кто готовит Апокалипсис?-!.!. ¡Искусство, 1988;Миголатьев A.A. Империализм.Ставка на войну.-Ы.¡Во-ениздат,1985; Москвин Л.Р..Сквирский Ю.Р.Социальная цена милитаризма.-М.:Мысль, 1988; Родачмн В.П. Критический анализ современной военно-политической концепции милитариз- . ма.-М.¡ВПА,19Й9; Савинкин A.B. Современный импрриализм в политике: ставка на диктат и агрессию.-М. :ВНА," Р87;Хма-ра Я,И.Буржуазный национализм и милитаризм.-/Л. :ВПА,19Я6.

2. См. .Трушин Б.А.Массовое сознание.-,'Л. ¡Политиздат,1987¡Каверин Б.И.Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-М.:ВПА,1988;Ксенофонтов В.Н.Идеологические отношения и их проявление, в духовной жизни советских воинов. -М.:ВЛА,1989;Уледов А.К.Общественная психология и идеология,-М. .-Мысль, 1985 и др.

3. Белов A.B. Клерикальный антикоммунизм: идеология, политика, пропаганда. - М.:Политиздат,1987; Волкогонов Д.А.

• Оружие истины.- М,¡Политиздат,1987; Капто A.C. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. - Ш.¡Политиздат, 1990; Современный капитализм и идеологическая борьба.-М.¡Мысль,1986;Попов С.И. Буржуазная идеология на пороге Ш столетия. - ;.!. ¡Мысль,1588; Поло битвы - сердца людей: Литература,искусство, культура - борьба идей,мировоззрений, политических систем. - Я.:Художественная литоратура, 1987 и др.

- а _

Однако предмет исследования, находящийся на стыке множества различных проблем гносеологии, социологии, этики, эс тетики, психологии, учения о войне и мире и т.д., насколько позволяет судить проанализированная автором литература, не изучен в достаточной степени.

Структура и основное содержание'диссертации

Структура диссертации подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении показана актуальность темы, степень ее разработанности, определены цели и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава "Теоретический анализ эстетизации насилия как основы милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества" раскрывает взаимосвязь исследуемых явлений в двух параграфах:

- - В "Сущность эстетизации насилия в современном буржуазном обществе" дан многоаспектный анализ ЭН, показаны ее источники, движущие силы, сущность, структура и функции.

- В 52 "Милитаризация духовной жизни современного капитализма и ее взаимосвязь о эстетизацией насилия" показана сущность данного явления, а также его взаимосвязь с процессом ЭН, выступающим (Тяктором милитаризации духовной жизни.

Вторая глава "Процесс эстетизации насилия в современном буржуазном обществе как объект философско-соцлологического анализа" включает три параграфа.

- В §1 "Механизм эстетизации насилия в целях милитаризации массового сознания" показана динамика, последовательность изменений, происходящих в индивидуальном и общественном сознании в процессе формирования идеологами милитаризма положительного эстетического отношения к насилию, войнам, агрессии, политике с позиции силы и т.д.

- Б'§2 "Методы и средства процесса эстетизации насилия как фактора милитаризации духовной жизни современного капитализма" проанализированы пути, приемы, способы деформации эстетического восприятия в процессе различных видов деятель ностя: идеологической, религиозной, воспитательной и т.д.

- В §3 "Буржуазное искусство - важнейшее средство эстетизации насилия и его роль в милитаризации современного буржуазного общества" показаны особенности искусства, способствующие эффективному воздействию на эстетическое сознание индивида как на эмоционально-чувственном, так и на рациональном уровне, что делает его важнейшим средством эстетизации милитаризма.

Л заключении сформулированы основные теоретические выводы и предложены некоторые практические рекомендации.

Таким образом, объектом научного исследования является ЭН в современном буржуазном обществе, а предметом - воздействие ЭН на духовную жизнь современного капитализма с целью ее милитаризации.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, В!йюс;шх НА ЗАЩИТУ. '

Научная новизна исследования заключается:

- в осуществлении единства гносеологического, социологического, структурного и функционального аспектов анализа процесса ЭН, в определении ее как системы;

- в выделении диалектической взаимосвязи ЭН и милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества, их причинно-следственной и функциональной зависимости, в нахождении общего и особенного в данных явлениях;

- в вычленении и критическом анализе эстетической формы идеологии милитаризма как разновидности современной буржуазной идеологии;

- в определении механизма эстетизации насилия как единства двух взаимосвязанных процессов воздействия на объект и субъект эстетического восприятия;

- в систематизации методов ЭН в современном буржуазном збществе как совокупности приемов, способов непосредственного и опосредованного воздействия на эстетические чувства и эстетический идеал с целью деформации эстетического вкуса;

- в раскрытии специфики искусства как средства, позволяю-оего эффективно реализошвать задачи ЭН через превращение безнравственного содержании и уродливой формы '¡осилил в качестве объекта эстетического восприятия в свою противоположность -

- нравственное и красивое;

- 10 -

- в обосновании опасности тенденции ЗН в современном социалистическом обществе и необходимости осуществления контроля и регуляции процессами эстетического воздействия на советских людей, в том числе и воинов вооруженных сил, "массового искусства" как буржуазного, так и советского производства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вчро" о гносеологической возможности оценки безобразного объекта как прекрасного ввилу несоответствия содержания и Формы, несовпадения сущности и явления.а также в силу субъективности эстетического образа, возникавшего в процессе эстетического восприятия.

Данный вывод вытекает из основных положений диалектико-материалистической теории познания, обосновавшей возможность неадекватного отражения действительности в сложном процессе познания.

Эстетическое познание в силу своей специфики /эмоционально-чувственного отражения действительности/ характеризуется наибольшей степенью субъективности, неадекватности, видимости, кажимости. Уто прежде всего обусловлено тем, что в процессе эстетического восприятия объекта и его эстетической оценки решающую роль играет внешняя форма эстетического объекта, выступающая как явление, а не его содержание, сущность, познаваемые с помощью логического мышления. Так как эстетическое отношение к насилию, прежде всего, основано на оценке его как прекрасного или безобразного, являющихся центральными оценочными категориями эстетики, то неадекватное отражение безобразного может способствовать его положительной эстетической оценке. Иначе говоря, объективно безобразное насилие может восприниматься как субъективно прекрасное, может вызывать положительные эстетические ямоиии, чувства, переживания, 'что способствует положительному эстетическому отношению к нему.

При бтом ЯН осуществляется через эстетизацию безобразного. Однако, несмотря на возможность искаженного эстетического восприятия, абсолютное большинство ллдей воспринимает прекрасное,, как прекрасное, а безобразное, как безобразное. Таким образом| пля Нормирования положительного эстетического

- 11 -

отношения к реакционному насилию необходимо вмешательство в естественный процесс эстетического восприятия, его деформация. Так как эстетическое восприятие представляет собой взаимодействие объекта и субъекта отражения, то неадекватность эстетического познания может бить усилена за счет придания эстетической привлекательности объекту отражения и деформации самого субъекта познания, то есть воспринимающего "материала".

Следовательно, ЭК представляет собой организованное вмешательство в гносеологический процесс эстетического восприятия. При этом гносеологическая сущность эстетизации насилия может быть определена как целенаправленная деформация эстетического восприятия, увеличивающая возможность искаженной эстетической оценки прекрасного и безобразного.

2, Рассмотрение социологического аспекта ЭН как системы целенаправленной эстетической деятельности, представляющей собой разновидность идеологической Формы классовой борьбы.

Анализ "ЭН как социального явления, как целенаправленно- 1 го процесса и организованной деятельности представляет собой социологический аспект исследования сущности ЭН. Такой анализ предполагает выявление источника, движущих сил, субъекта, объекта эстетического воздействия, а также определение особенностей этого воздействия.

Источник ЭН обусловлен источником возникновения самого насилия, которое детерминировано развитием способа производства и является ^порождением глубинных экономических противоречий. Несмотря на значительную трансформацию современного капитализма, представляется, что в буржуазном обществе экономическое принуждение по-прежнему определяет специфику всех других типов социального насилия: политического, духовного, а также их разновидностей.

Таким образом, источником ОН в современном буржуазном обществе являются глубинные противоречия эксплуататорского способа производства, порождающие как феномен социального насилия, так и необходимость его оправдания. Указанный источник является общей причиной данного феномена во всех эксплуататорских Формациях. Специфические причини обусловлены рядом

особенностей социальных противоречий современного капитализма, являющихся отражением специфики диалектического взаимодействия между прогрессивной и регрессивной тенденциями развития современного буржуазного общества. Эстетизация насилия порождается необходимостью "нейтрализовать" противоречия между ними.

Движущими силами ОН как социального процесса являются определенные общественные силы, в деятельности которых разрешаются отмеченные ранее противоречия. Такие силы являются субъектом ПН. Их можно определить как реакционные отряды современной буржуазии, заинтересованные в различных формах несправедливого насилия. Основными из этих отрядов являются¡правое крыло монополистической буржуазии, генералитет вооруженных сил, государственная бюрократия, левоэкстремистские круги мелкой буржуазии и др. Объектом ЭИ являются широкие массы населения, незаинтересованные б реакционном насилии. Их можно дифференцировать не только по общепринятому классовому критерию, но и по основаниям, предложенным теорией социальной стратификации: доходам, возрасту, образованию, бытовым условиям, занятости и т.д. Исследование показало, что наиболее манипулируемой частью населения являются деклассированные элементы, безработные, тинэйджеры, а также солдаты армий капиталистических стран, что обусловлено низким уровнем материальной и духовной жизни, нестабильностью социального положения, психологической неустойчивостью социальной группы и т.д.

Так как идеологическое воздействие на объект ЭН выражает интересы господствующего класса, то ЭН можно определить как разновидность идеологической Формы классовой борьбы реакционных отрядов современной буржуазии.

Таким образом, сущность ПН в современном буржуазном обществе, рассмотренная в единстве гносеологического и социологического подходов представляет собой организованный реакционными кругами буржуазии процесс идеологически мотивированного воздействия на эстетическое восприятие широких масс населения с целью формирования у них положительного эстетического отношения к насилию.

Структура ЭН представляет собой взаимосвязанные, взаимодействующие мяжцу собой алименты - социальны« группы, слои

субъекта и объекта. .Что позволяет представить ЭН как систему, то есть как совокупность взаимосвязанных элементов. Вычленение в этой системе определенных отрядов субъокта ЭН, деятельность которых направлена на конкретную социальную группу дает основания выделить определенные уровни или подсистемы ЭН, Анализ различных уровней обнаруживает ряд закономерностей. Во-первых, чем реакционнее насилие, оправдываемое определенней социальными силами, тем изощреннее и разнообразнее эстетические средства, используемые для его оправдания. Во-вторых,чем ниже уровень эстетического сознания реципиентов, тем примитивнее и развращеннее методы и средства ЭН, направленные на данную социальную группу.

3. Положение о диалектической взаимосвязи ЭН и милитаризации духовной жизни современного капитализма.

Сущность милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества представляет собой обусловленный экономическими интересами реакционных кругов буржуазии целенаправленный процесс идеологической обработки населения капиталистически х ^тран с целью формирования положительного отношения к вооруженному насилию, войнам, агрессии, наращиванию военной мощи государства. Результатом подобной идеологической деятельности является милитаризация общественного сознания.

Определение диалектической взаимосвязи ЭН и милитаризации духовной жизни общества предполагает: а/испледование влияния ОН на милитаризацию общественного сознания; б/выявление обратного влияния милитаризации на процесс ЭН; в/нахождение общего в данных явлениях; г/вычленение особенного в них.

Взаимосвязь ОН и милитаризации общественного сознания может быть представлена как причинно-следственная зависмость. Выявление сущности исследуемых феноменов позволяет утверждать, что эстетическое оправдание реакционного насилия порождает изменение отношения к вооруженному насилию, войне.Таким образом, '41 является причиной/эдной из причин/ милитаризации духовной жизни. Кроме того, она является и движущей силой пронесся милитаризации общественного сознания, так .как применительно к общественным процессам понятие "движущая сила"

подчеркивает деятельностную сторону причины.Следовательно, ЭН как эстетическая деятельность определенных социальных сил является одновременно и причиной, и движущей силой милитаризации духовной жизни, то есть выступает как фактор /один из факторов/. Именно такой смысл вкладывали в понятие "фактор" классики марксизма-ленинизма.

Обратное влияние процесса милитаризации сознания на ЭН обусловлено заинтересованностью идеологов милитаризма в использовании методов и средств эстетического оправдания насилия. Она объясняется следующим. Во-первых,' внедрений идей милитаризма значительно упрощается при уже сформированном в массовом сознании положительном эстетическом отношении к насилию. Во-вторых идеологи милитаризма во все большей степени нуждаются в эффективности эстетических средств духовного воздействия. В-третьих, заинтересованность в ЭН вызвана потребностью идеологической обработки военнослужащих, так как исследования показали высокую эмоционально-чувственцую восприимчивость солдат, находящихся в экстремальных условиях боевой и предбоевой обстановки.

Общее в ЭН и милитаризации духовной жизни обнаруживается, во-первых, в общности их источников и движущих сил. Во-вторых, исследуемые процессы имеют общий объект воздействия. В-третьих, рассматриваемые на'ми явления имеют общие идейно-теоретические основы, которые как бы сливаются в эстетическую идеологию милитаризма, являющуюся идейным оправданием эстетизации милитаризма. Данная разновидность ЭН делает ее более реакционной, а процесс милитаризации сознания - более эффективным.

Различив данных процессов обусловлено наличием особенного в них. Во-1Шрвых, ЭН в большей степени детерминирована эмоционально-чувственными компонентами общественного сознания, в то время, как система милитаризации в большей степени идеологизирована и организована. Во-вторых, милитаризация духовной жизни имоьт ярко выраженную профессионал},нуд направленность, так как осуществляется преимущественно военными идеологами и сориентирована в осг.овюм на :-юлсде:ль и поеннослу-каише. -В-треп-их, ЭН, с одно.! стороны является разновидностью

милитаризации духовной жизни, так как использует лишь эстетические средства воздействия. С другой стороны, оправдание вооруженного насилия, войны - лить частный случай ЗН, так как военное насилие является одной из разновидностей социального насилия.

4, Рассмотрение механизма ЭН как последовательности измд- '. нений, происходящих в индивидуальном и общественном сознании в результате деформации эмоционально-чувственной и рациональной сфер сознания с помощью системы методов и средств ЭН

Механизм ПН основан на гносеологических возможностях искаженного отражения действительности и предполагает два направления деформации эстетического восприятия. Первое усиливает неадекватность восприятия насилия за счет придания ему эстетически привлекательной внешней формы, несоответствующей реакционному содержанию объекта отражения. Второе направление основано на деформации субъекта эстетического познания за счет внедрения в сознание ложных эстетических идеалов, установок, теорий, искажающих смысл насилия, то есть его содержательную сторону. В результате деформации формы и содержания насилия как объекта эстетического восприятия безобразное насилие способно восприниматься как прекрасное.

Следовательно, механизм ЭН представляет собой взаимодействие двух взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга сторон единого процесса Формирования эстетического отношения к насилию за счет деформации оценочных способностей эстетического вкуса. Представляется, что эстетический вкус как синтез эмопионально-чувственного и рационального в эстетическом сознании индивида является эстетической мерой человека. Именно он Армирует ту или иную эстетическую оценку отражаемых объектов.

Два указанных направления 31!, таким образом, деформируют эстптичаский вкус через эмоционально-чувственную сферу /чув-стгя, эмоции, переживания/ п процессе непосредственного эстетического восприятия внешней формы объекта и через рациональную пФеру за счет внедрения ложных эстетических идеалов,

установок, теорий, искажающих содержание насилия. Деформированный таким образом эстетический вкус становится массовым, определяющим отношение населения к насилию, войнам, агрессии.

Особенность "вхождения" индивидуального эстетического сознания в общественное сознание состоит в том, что совокупность эстетических оценок формирует отношение к насилию преимущественно на обыденно-психологическом уровне. Обыденные милитаристские взгляды, представления, чувства затем как бы "конденсируются" на теоретическом уровне и выражаются в концентрированной Форме в идеологии милитаризма. Последняя, в свою очередь, целенаправленно внедряется в массовое сознание при активном использовании эстетического воздействия на сознание индивида.

Механизм ЭН, таким образом, представляет собой как. бы постоянно повторяющийся на новом уровне цикл последовательных деформаций элементов индивидуального и общественного сознания, способствующий милитаризации духовной жизни общества.

Данный механизм реализуется с помощью системы методов и средств Г)Н. Классификация методов основана на особенностях . первого и второго процессов механизма ЭН.

Методы преимущественного воздействия на эмоционально-чувственную сферу эстетического сознания, деформирующие эстетический вкус в процессе непосредственного эстетического восприятия насилия можно было бы назвать непосредственными или собственно-эстетическими. Основными среди них являются:

а/ Метод массированного воздействия положительных эстетических эмоций. Он заключается в придании насилию эстетичео-ки привлекательной внешней формы. Гипертрофированное возбуждение положительных эстетических эмоций приводит к "вытесне-шсю" содержательного аспекта воспринимаемого, в результате чего насилие, несущее разрушение и смерть может восприниматься ка* прекрасное.

б/ Метод массированного воздействия отрицательных эстетических эмоций, основан на деформации эстетического вкуса за счет притупления чувствительной способности реципиента, Мас-скроваяям кзобраяенле безобразного, ужасного, отвратительного ьапжяйя способствует утрате остроты негативного

переживания^ "нейтрализации" чувств.При длительном воздействии отрицательных эмоций может произойти психологический эффект перехода пассивного в противоположное. Человек при этом становится способным получать эстетическое удовлетворение от безобразного насилия.

Методы преимущественного воздействия на рациональную сферу эстетического сознания, деформирующие эстетический вкус за счет внедрения ложных эстетических идеалов как бы готовят субъект для будущего эстетического восприятия насилия. Их можно было бы назвать опосредованными или идеологическими. К ним относятся: а/ метод одностороннего убеждения; б/метод тенденциозного внушения; в/метод стереотипизации г/метод запугивания.

Основанием для выделения средств ЭН. на наш взгляд, может быть принятое в советской философской литературе вычленение основных компонентов духовной жизни общества в аспекте профессионального духовного производства, духовной деятельности, направленной на формирование общественного сознания. Наиболее эффективными из них являются: идеологическая область духовной жизни, образование, религия, искусство.

5. Доказательство ведущей роли "массового искусства" как средства ЭН и милитаризации массового сознания,

Роль искусства в процессе ЭН обусловлена следующими его особенностями: Во-первых, условным характером искусства, так как содержание искусства - это субъективированное отражение действительности. Следовательно, насилие, изображенное в произведениях искусства, опосредовано позицией художника и при его восприятии производит иной эффект, нежели при восприятии реального насилия. Во-вторых, искусство делает возможным представить безобразное прекрасным за счет выразительности внешней формы художественного образа. В-третьих, восприятие безобразного п жизни и в искусстве существенно различается. Восприятие безобразного в художественном произведении может доставлять наслаждение как талантливое творение художника.

Все эти особенности активно используются буржуазным "массовым искусством" для ЯН. Причем эстетизация агрессивной войны, как самой реакционное Формы несправедливого ласилия,занимает значительное место в тенденциозном буржуазном искусстве. .

- 18 -

Особым объектом ЭН средствами искусства являются солдаты капиталистических армий, которые в силу особенностей профессии и возраста являются наиболее восприимчивым "материалом" для ЭН. В доказательстве этого положения автор опирался на социологические исследования, проведенные кафедрой философии Военно-политической академии имени В.И.Ленина, показавшие специфику критериев ценности в предбоевой и боевой обстановке в Афганистане, а также на собственные исследования возрастных особенностей эстетического восприятия насилия, жестокости, агрессивности в произведениях искусства армейской молодежью.

Специфика искусства делает его эффективным средством эстетизации революционного, справедливого, прогрессивного насилия. Однако практика использования советского искусства в этих целях свидетельствует о наличии негативных моментов эстетизации революционного насилия.

Так как ЭН - это всегда в какой-то степени преувеличение, абсолютизация отдельных сторон объекта эстетического восприятия, то потерянное чувство меры в эстетизации революционного насилия, как и всякая крайность, вызывает противоположные ожидаемому результат. Во-парвых, эстетизация революционного насилия может сформировать отрицательное отношение к нему при достаточно развитом эстетическом вкусе у реципиента. Во-вторых, .учитывая большие возможности эстетического воздействия, абсолютизация революционного насилия может привести к другого рода крайностям - эстетизации революционной жестокости, классовой негативной непримиримости, безжалостности и, в конечном счете, безнравственного и безобразного, что приводит этику и эстетику революционного класса в противоречие с общечеловеческими ценностями.

111. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ.

[{рактическая значимость исследования заключается в формулировании рекомендаций, воплощение которых может способствовать повышению эффективности процесса воинского воспитания и обучения, В области организационно- практической предлагается:

. - 19 -

- Придать процессу изучения идеологии милитаризма вероятного противника более системный, научный характер. Дополнить программы командирской и политической подготовки курсом изучения идеологии милитаризма. В качестве одной из форм милитаристской идеологии рассмотреть эстетический аспект идеологии милитаризма, а также методы и средства ее внедрения в массовое сознание.

- Принять организационно-практические меры по предотвращению негативного воздействия ЭН на армейскую молодежь. В этих целях представляется целесообразным:

1. Пересмотреть "Положение о домах офицеров, клубах воинских частей и кораблей", в которых предусмотреть недопустимость распространения в армейской среде художественной продукции, пропагандирующей эстетизацию насилия, агрессивности, жестокости, деформирующих эстетическое сознание военнослужащих.

2. Военным кинопрокатам рекомендовать продумать систему мер "вытеснения" низкопробной отечествнной и зарубежной кино - и видеопродукции как важнейшего средства ЭН высокохудожественными фильмами советского и мирового кино.

3. Армейским и флотским работникам культуры обратить внимание на необходимость Формирования развитого эстетического вкуса, способного адекватно оценивать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Для этого необходимо эффективно использовать возможности учреждений культуры для художественного образования и эстетического воспитания военнослужащих Советских Вооруженных Сил.

4. Разработать систему методов и средств эстетизации революционного справедливого насилия посродством формирования высоких эстетических идеалов у личного состава армии и флота. Учесть эффективность эмоционально-чувственного воздействия

на сознание военнослужащих при совершенствовании боевых уставов, иплтрукпиР и иястапденяЯ по боевой подготовке советских; воинов.

Итоги и хл^потения позволяют вынести следующие практические предложения к (¡росту Концепции военной реформы.*

1.Конц«!чгдч росиноР рИормн/проект/. -Вое«.мысль,\ 990/спеи.вня/

а/ Во втором разделе в параграфе "Подготовка военных кадров" дополнить четвертый абзац на странице 11-ой предложением: В системе подготовки кадров военно-политических работников предусмотреть специальное обучение приемам и методам ведения психологического воздействия с использованием эстетических средств,

б/ В параграфе "Совершенствование политической работы, системы воспитания и специальной пропаганды" в четвертый пункт на странице 18 -ой внести следующее предложение^ рамках предлагающегося в Концепции военной реформы Центра исследования социологических и психологических проблем создать при отделе идеологической и психологической работы отделение по изучению методов и приемов воздействия на военнослужащих эстетическими средствами. При отделе культуры Главного военно - политического управления Вооруженных Сил СССР создать комиссию по проблемам нравственного воздействия на военнослужащих эстетическими средствами, в рамках которой решать проблемы, учитывающие негативные моменты ЭН.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы в процессе преподавания философии, Факультативного курса по этике и эстетике, выступлениях на межкафедральных семинарах, теоретических конференциях в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов.

Основные положения работы опубликованы в учебном пособии: Некоторые особенности милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества / эстетический аспект /. -- Челябинск: ЧВВЛУШ, 1991. - 4 п.л.

Подписано в печать 15,04.91 Формат 60x81/16

Объем 1,25 меч. лист. Учетн-ыплчт. .чисто» - 1,1

1.тогра4'Чя ВИЛ нкени В. И. Лн'иия Лака' 339