автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этические идеи в социальных утопиях А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Учайкина, Наталья Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Этические идеи в социальных утопиях А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этические идеи в социальных утопиях А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна"

ЮРДОВСКИИ 0РДИ1А ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТь^^НШ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П.ОГАРЕВА

Специализированный совет (К 063.72.06) по философским наукам

На правах рукописи . ДК I Ш

У ЧАЙКИНА Наталья Ивановка

ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УТОПИЯХ А. СЕН-СИ НО НА, Ш.ФУРЬЕ, Р.ОУЭНА

Специальность 09.00.05 - этика

АВТОРЕ® ЕРАТ

диссертации ка соискание ученой степени кандидата философских наук

Саранск - 1933

Диссертация выполнена на кафедре этики Мордовского ордена Друпби народов государственного университета ик.Н.П.Огарева

Научный.руководитель - доктор философских наук, профессор Р.И.Александрова Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Ю.М.Сыоленцев; кандидат философских наук, доцент В.Ы.Свдорккна Ведуз^ая организация - кафртра философии Московского

гс /дарственного педагогического университета

Защита состоится " .ВО " И_ 1993 г.

Ф тасов ка заседания Специализированного совета (шифр

К.063.72.06) по дилософскка каукаи в Мордовском государственном университете им.Н.П.Огарева. Адрес: Саранск, ул.Пролетарская, 61, 3-й эта«, кон^ереицзал.

С диссертацией иокяо ознакомиться в читальном зале библиотеки Мордовского госуниверситета им.Н.П.Огарева

АЕторефврат раяосяан 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета

кандидат философских науку / А.И.Органов

в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. - Во все времена существовало тяготение к выснему, совершенному, свободному от противоречий и компромиссов повседневности обществу. Реальной действительности, отягощенной несправедливостью, насилием и другими формами ала, противопоставлялся желаемый образ идеального состояния мира. Особенно интенсивный характер поиски нравственного идеала приобретает в кризисные моменты развития общества. Тогда мечты о "земном рае" овладевает широкими массами ладей и воплощается в грандиозные проекты социальных преобразований. Особую разновидность таких проектов представляет собой утопический социализм.

Обращение к истерии утопической социалистической имели в настоящее время имеет несомненную актуальность. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, идет переоценка отношения к социализму. Если раньше наблюдалась тенденция абсолютизации социалистических ценностей, то сейчас, напротив, преобладает другая крайность, состоящая в их полном отрицании. Обе крайние точки зрения на теорию социализма: как безмерное возвеличивание, так и безмерное принижение ее ценностей - порочны в своей основе. Во-вторых, стагнация нашего общества в последние десятилетия его существования предопределяла также и стагнацию в общественной мысли. История социалистических идей излагалась односторонне и предвзято, подчас с искажением их подлинного смысла. Для решения вопроса об исторических судьбах социализма необходимо углубленное изучение источников и нвансов социалистической мысли, их объективная оценка. Дхя того, чтобы развести утопическое и реальное содержание социализма, целесообразно рассмотреть феномен утопизма во всей полноте его конкретных проявлений. С навей точки зрения, утопический импульс сознания, направленный на конструирование идеала и воплощение его в реальную жизнь, в немалой степени способствовал прогрессивному развитию общества.

В рамках утопической традиции происходило созидание нравственного идеала, который связывался с представлением о желаемом, достойном и должном состоянии человека. Идеальным очитался образ жизни, соответствующий потребностям, интересам и уатремлениям человеческой личности в полной мере, обеспечивающий все благоприятные условии для ее полноценного развития.

В утопическом сознании идеальная сфера человеческого Ситка всегда мыслилась как o6.~r.evb подлинного еуцввтвоваккя чеяовс.та, как мир "истинной человечности". Поэв-oiiy изучекае утояггсвсккх проектов простого имеет определенное значение дел более полного поккдання суцности человека, как она отразилась и виразЕтсь в различных ввдах культуры. Практически все типы утопического сознания: социалистические, анархические, релнгкознш, технократические и др. - в какой-то мере предвосхищают возкожкае способа сосуществования людей в обществе и в этом отиояоиыг нмззеу cy^esf-веннуя познавательную эначкиость.

Социализм не беспочвенен; социалистические кечтаг биаи и будут, потому что они коренятся и человеч&окой прхрода. Ооозшижг идейного основания утопического социализма помогает разобраться с сущностными особенностями человека в целом. Обргщаясь к дайкой проблеме, мы тем сакнм яснее понимаем кеотьехлемме черты человеческого сознания к культур«, которые порождают еоциалясгнчвскущ идеологии к будут порождать ее впредь.

При всей умозрительности и абстрактности утопических представлений с нравственном идеале, ш kcsgu говорить о том, что здесь решалась очвкъ важная задала, - задача постшекяя сшиа к направленности исторического развития. В теориях Сен-Сеаокг., ®у-рье и Оувка излагалась целостная сиотсьа раэБЕТкя человечества, еплоть до абсолютно совершенного состояния общества, гд® все яв~ дзз дояжня бить счастливы. Необходимо ответить, что в ведрах самой культура вмеотся различные теоретические предпосылки, сото-pus получает свое развитие при определенной качественное уроЕнв общественного сознания. Есть такие стороны в человеческой природе и культуре, которые породили утопический социализм. Культура с неизбежностью пороядает социалистические утопии, взрастала таких мыслителей, как Сен-Симон, ®урье и Оуэн.

Осмысление действительности есть неотъемлемый признак человеческого отнопетш к миру. В таком осшеленяк уже содержится потребность преобразования. В этой мы видим сущностную черту человеческой деятельности, способствующую развитии утопического мышления. В атом смысле утопизм вытекает из самой природы культуры. Теоретическое моделирование нравственного идеала возникает ks стремления к наиболее совершенному общественному состояние.

Обращение к этическому наследию утопического социализма по-монет, помимо всего остального, избежать тупиковых, абсолютно 2

бесперспективных путей развития нравственной культуры, что особенно ваяно сейчас, когда наше общество находится в стадии самоопределения.

Степень разработанности проблемы. В отечественном обществоведении существует значи*-ельное количество серьезных исследований, посвященных утопическому типу ммшения вообще, утопии как социокультурному феномену. Часть этих работ написана давно, но стала известна широкой научной общественности только сейчас. К ним относятся сочинения: "Об общественном идеале" П.И.Новгород-цева; "Метафизические предпосылки утопизма" Г.В.Флоровского; "Бресь утопизма" С.Л.Франка и др. Другая часть работ ("В мире утопии" Э.Я.Баталова; "Социализм как идея и как реальность"

B.М.Межуева; "В бор^е двух утопий" Вад.В.Радаева и др.) написана под влиянием тех процессов, которые протекает в современном мире и отражают сложности социалистического движения. В тех и других работах характеризуются основные признаки утопизма, его корни, формы проявления, исторические судьбы.

Мыслители дореволюционной России и российской эмиграции в основном критиковали утопические концепции Сен-Симона, Фурье и Оуэна с точки зрения ортодоксальной или неортодоксальной православной идеологии. Таковы "Русская идея", "Истоки и смысл русского коммунизма" Н.А.Бердяева; "Человекобог и человекозверь"

C.Н.Булгакова; "Пути русского богословия" Г.В.Флоровского и др. В советский период преобладала критика взглядов социалистов-утопистов с позиций марксистской методологии. Эти взгляды оценивались с точки зрения их соответствия или несоответствия научному социализму, а именно, теории классовой борьба, общвственно-еконо-мических формаций, путей революционного преобразования общества. ("К вопросу об отношении Фурье к собственности при строе гармонии" -Ч.В.Борщевского; "Сен-Сиыон и сен-симонизм" В.П.Волгина; "Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX века" И.И.Зильберфарба; "Сен-Симон" А.П.Левандовсхого; "Великий социалист-утопист Р.Оуэн" С.А.Саркисян и др.).

Исследованию утопии посвящено немало трудов и зарубежных авторов, в них подчеркивается принципиальная неосуществимость социалистических проектов в реальной действительности вследствие преобладания в природе человека индивидуального, а не коллективистского начала. Сюда относятся работы "Идеология и утопия"

К.Ыангейма; "Утопия и революция" М.Ласки; "Утопическое мышление в западном мире" Ф.Мэнюэль и Фр.Мэнюэль; "Вымысел и поучение" А.Пвтруччани и др.

Есть исследования, посвященные педагогическим , политический, экономическим взглядам мыслителей. В них с той или иной степенью полноты затрагиваются и нравственные проблемы. Но среди необъятного массива литературы нет ни одного исследования по этическим проблемам творчества Сен-Симона, Фурье и Оуэна. На восполнение этого пробела и направлена данная работа.

Целью и задачей исследования является выяснение специфического преломления традиционных втических проблем в утопическом социализме XIX века. Эта цель реализуется через

- выяснение своеобразия утопического подхода к проблеме направленности нравственного развития человечества;

- анализ оснований нравственности в утопическом социализме Сен-Симона, Фурье и Оуэна;

- определение содержания нравственного идеала утопических социалистов и путей его реализации;

- рассмотрение проблемы чувственного и рационального содержания морали;

- выявление взглядов утопических социалистов на взаимоотношение личности и коллектива;

- установление места утопического социализма в философской традиции и западноевропейской культуре.

В задачу нашего исследования не .входит анализ социально-классового содержания утопий Сен-Симона, Фурье и Оуэна, поскольку специфика нашего исследования шиш; нам необходимо вычленить

*Сц.: Василькова Ю.В. Педагогические взгляды Шарля Фурье. - М., 1966; Педагогические идеи Роберта Оуэна. - М., I94Ü; Подшрков В.Г. Роберт Оуэн - гуманист и мыслитель. - И., 1976 и др.

Володин А.И. Утопия и история. - Ы., 1976; Добролюбов H.A. Роберт Оувн и его попытки общественных реформ. - И., 1952; Лейст О.Э. Политическая идеология утопических социалистов Франции в ХУЕ1 веке. - М., 1972 и др.

"^м.: Кильчевский В«А. Роберт Оуэн и основы потребительской кооперации. - Харьков, 1919; Тотомканц В.®. Шарль Фурье к кооперация. - М., 1917; Фромыет Б. Революционное учение Фурье и кооперативная пропаганда. - Пг., 1917 п др.

4

этический аспект этих теорий. Подробный анализ социально-классовых оснований »тих утопий был сделан в отечественной литературе XX века (см.работы Анекпггейна А., Баталова Э., Волгина В., Володина А., Застенкера Н., Зильберфарба И. и др.).

Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этичоские исследования отечественных и зарубежных авторов. За последние десятилетия советские этики провели большую и плодотворную работу по развитию общей теории морали. Больвой вклад в исследование нравственности внесли работы С.Ф.Ани-симова, Л.Ы.Архангельского, Л.Б.Волченко, А.А.Гусейнова, О.Г.Дроб-ницкого, В.Г.Иванова, И.С.Кона, А.П.Скрипника, *).Ы.Смоленцева, А.И.Титаренко, А.Ф.Шишкина и др., раскрывшие особенности исторического развития морали, сущность и назначение нравственного идеала, основное содержание справедливости, равенства, долга и других этических категорий.

Лри исследовании соотношения проблем "нравственного идеала" и "утопии", рационального и эмоционального содержания морали были использованы положения и выводы Р.И.Александровой, Е.Л.,Цубко, Т.И.Пороховской,'Ю.В.Согомокова, К.А.Шварцман и др. В работе применен метод ставнительного анализа этических концепций, разработанный отечественной историей этики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые этическая мысль утопического социализма XIX века рассматривается в целостном виде. На протяжении длительного времени теория утопического социализма интерпретировалась на основании предвзятых идеологических установок прокоммунистического или антикоммунистического т-олка. Содержание утопического социализма, по крайней мере его этические аспекты, существенно богаче, чем то, что передав«илось с помощью идеологических клише. В анализе сущности морали и отдельных этических проблем Сен-Симон, Фурье и Оуэн отразили общечеловеческие нравственные ценности. На защиту выносятся следующие положения:

I. Утопия как необходимый элемент духовной культуры отражает некоторые стороны общественных отношений, внутреннюю сущность человека, а также активно содействует формированию и развитию этих отношений и этой сущности. Любые утопические конструкции содержат в себе черты современного им строя, но преобразовывают их так, чт-о положительные стороны возводятся в абсолют и получают преобладание, а негативные устраняются вовсе. В этом коренная слабость

всякой утопии, но и ее культурно-конструктивная сила. Утопия -это естественное продолжение органически присущего культуре стремления к идеализации.

В истории этической мысли наибольший вклад внесен утопическим, социализмом в разработку проблемы нравственного идеала. Конструирование утопических проектов - это и есть, по сути дела, своеобразное решение проблемы нравст—венного идеала. Этические идем утопического социализма являются позднейшим продуктом длительного развития мировой утопической мысли, истоки которой восходят к "Государству" Длатона. Зт^ика Сен-Симона, Фурье и Оуэна представляет собой особую форцу рационалистической этики, прямо сориентированной на политику. В ней дается оригинальное решение традиционных проблем рационалистического утопизма: основных социально-нравственных добродетелей, поступательного развития человечества, взаимоотношений между людьми в совершенном государстве и др.

3. Утопический социализм явллет-ся самостоятельным феноменом западноевропейской культуры. Его особенностью выступает унаследованное от христианского хилиазма (еретического направления в христианстве, проповедующего веру в тысячелетнее царство Христа) стремление построить идеальную жизнь в реальной действительности. Основные расхождения между этикой утопического социализма я нравственным богословием ортодоксального христианст -ва касаются вопросов о достижимости идеала и о добре и зле. Христианство обещало рай в неземной жизни и только верующим: в эмпирическом же мире осуществление принципов добра невозможно вследствие первородной и прирожденной греховности всех людей. Утописты верили в возможность построения на земле абсолютно совершенного общества, в котором все лвди будут счастливы, так как они добры по своей природе.

4. Социальная утопия и религиозное мировоззрение принципиально совместимы. Для религии главное усовершенствовать природу человека, для утопии - социальный строй. Мысль о близости утопизма и религии бы; . достаточно полно и аргументированно развита в западной литературе (см., например, работу Э.Тьввсона

" ^иллониум и утопия" и др.). Просвещенческая идея постепенного улучшения человеческой природы как необходимого условия рсеоб-¡цего счастья перекликается с верой в "тысячелетнее царства" совершенного добра к справедливости как конечного этапа историча-6

ского развития человечества. Идея прогрессивного развития уходит своими корнями в религиозное сознание - к Ветхоцу Завету и Апокалипсису.

5. Существует определенный параллелизм между этикой утопического социализма и утопическими тенденциями внутри христианства. Он выражается прежде всего в идее мессианства: предвещание скорого и полного торжества добра на всей земле: Иные точки соприкосновения между двумя этими культурными феноменами состоят, во-первых, в единстве социального источника: обе они возникли как движение угнетенных масс; во-вторьгх, в единстве задачи - избавление страждущих от горя и нищеты; в-третьих, в частичном совпадении представлений о путях решения этой задачи - в идее необходимости нравственного перерождения человека. Во взглядах на пути реализации нравственного идеала утописты XIX века сделали шаг вперед в сравнении с революционным утопизмом Реформации и Великой французской буржуазной революцией (Т.Ыюнцер, М.Мелье, Г.Бабеф), который считал необходимым не останавливаться "перед насилием во имя высших целей". Сен-Симон, Фурье и Оуэн признавали только ненасильственное преобразование общества.

Неотъемлемой чертой этики утопического социализма XIX в. выступает оптимизм. Осуществление нравственного порядка представляется утопистам делом достаточно легким, оно возможно в недалеком будущем, поскольху уже имеются налицо все его предпосылки: "добрая" человеческая природа, достаточный объем знаний о человеке, обществе и мироздании. Оптимистическая уверенность утопизма граничит с раннехристианской верой в скорейшее осуществление 1^рства божьего на земле. Здесь социальный утопизм по своему психологическому настрою гораздо ближе к пророческоцу визионерству, чем к трезвоцу и объективному научноцу анализу.

7. Утопический социализм оказал заметное влияние на русскую социально-нравственную культуру XIX в. Под влиянием французской революции 1Ь48 года, а также социально-политических теорий Сен-Симона, Фурье и Оуэна в России возникают многочисленные кружки, в которых обсуждается необходимость неотложных реформ в стране, рождается замысел пропаганды новых нравственных отношений среди населения.

В. Методологический порок "утопизма" заключается в непонимании или недопонимании основной функции идеала и в его социальном, и в его нравственном измерении. Идеал не может быть непосредст-

венной программой политических действий, которая осуществима в обозримом будущем. Функция идеала более сложна и менее очевидна. Сущность ее заключается в том, что идеал служит высший критерием оценки поступательности или поплтности социально-нравственных процессов в движений. Осуществление идеала можно мыслить только как бесконечный поиск более совершенных форм связей между людьми и личностных ориентации. Идеал осуществляет функцию опосредования между абсолютными ценностями и реальной жизнью.

9. В числе теоретико-методологических оснований утопического социализма XIX в. выделены следующие: а) построение идеальной структуры общества чисто умозрительным путем в отрыве от реальной жизни; б) обоснование собственного права на радикальное преобразование общественной жизни религиозно-мистического характера (сознание собственной богоизбранности и причастности к божественным истинам); в) убежденность в изначальной "доброте" человеческой природы и конструктивности человеческих страстей; г) просветительские кллюзия в отношении путей реализации нравственного идеала.

Апробация и практическая ценность работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора, докладывались на ряде научных конференций ("Огаровсиие чтения", Саранск, 1990, 1991, 1992 гг.; "Этика н соцкологкя политической деятельности", Владимир, 1990 г.; "Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм к внедрение", Белгород, 1991 г.; Всесоюзный семинар по этике, Москва, 1991; Международный семинар по этике ненасилия, Москва, 1991 г.); на методологгческоа оекги&ре аспирантов кафедры втаск Мордовского госуниверситета на.Н.П.Отреза. Диссертация обсуадена на заседании кафедры этики и рекомендована к защит®.

Многие положения диссертации были включены в курсы лекций по этике, истории мировой и отечественной культуры, а также в специальный курс "История утопического соцзалкзьа". 1*атерналы к довода дкссертацки могут быть использованы в проподаванш этики, культорологии, историк политических учений в тешх: "Ист-оркя этических учений"; "Кульг-ура XIX в."; "Политические теории утопического социализма"« др.

Структура и объем работы. Диссертация состоит ез введения, двух глав, кагдая кз которых разделена на два параграфа, заювд-8

чения и библиографии. Содержание диссертации изложено на 169 страницах машинописного текста, библиография насчитывает 164 наименования .

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРГ/ЦИИ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, освещается ее разработанность в исторической и этической литературе, определяется цель и задачи диссертации, излагаются ее методологические и теоретические основания и научная новизна.

Первая глава - "ТШРЬТШО-ЫЕГОДРЛОГИЧаСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА" - включает в себя рассмотрение понятия • утопии и выделение ее собственно этических характеристик. Одной из важнейших функций утопии является конструирование нового совершенного социального порядка. Именно это и сближает данную категорию с основной этической проблемой формирования нравственного идеала. Этот идеал мыслится как высшая социальная цель и наряду с улучшением материальных условий лизни предполагает нравственное совершенствование.

Многомерность и многофункциональность феномена утопии отражена в ряде работ отччественных и зарубежных авторов (см.исследования Э.Баталова, А.Клибанова, В.Межуева, К.Кумара, К.Кангейма и др.). Обобщал результаты, полученные этими авторами, мы ввде-ляем следующие сущностные характеристики утопии: I) стремление к идеальноцу состоянию социума; '¿) конструирование особого пространственного или временнАго континуума, в котором размещается идеальное общество; 3) формирование новых общеобязательных ценностей; 4) установку на тотальную регламентацию человеческой жизнедеятельност-и; 5) веру в возможность воспитания "новых", соверяенных людей будущего. В своей совокупности, на наш взгляд, выделенные признаки представляют классическую утопическую схему.

В первом параграфе - "Утопизм и рационалистическая теория прогресса"- дается историко-этический обзор представлений о развитии и совершенствовании человеческого общества, выработанных в утопическом социализме. Утопическое мышление в своем историческом развитии проходит три этапа. Во-первых, - это этап микологический, когда человек создает фантастические, сказочные картины мира, что в целом является свойством зарождающегося" сознания (напр., древнегреческий ми$ о Золотом веке). Во-вторых, конструирование счастливого состояния человечества на основе теоретической рефлексии путем рационального полаганил идеального бытия

9

в ином, нзсущестеуЕцем Мкре, но с чертами мира реального (Мор, Каыпанехла, Бэкон и др.). В-третьих, - это построение утопических теорий, способных воздействовать на мир и преобразовывать его, что, в первую очередь, относится к Сен-Скмону, Фурье и Оуэну. Основные моменты каждого из этапов входят в "снятом" виде в следующий этап, что и обеспечивает определенную преемственность в утопической традиции. Каждый из этих этапов представляет определенную альтернативу предшествующему, - и в то же время включает в свою структуру наиболее позитивные, жизненные черты последнего. Поэтому, в учениях утопистов XIX в. можно обнаружить миологическое (в том числе и религиозное) начало, теоретико-рациональную рефлексии и стремление воплотить в реальную практическую еизнъ свой социально-нравственный идеал. Эти три момента представляют нерасчлененное единство.

Утопический момент занимает значительное место во многих социально-политических теориях прошлого, начиная с Платона. Нравственно* содержание этого момента выражается в стремлении реформировать общество на добродет-ельных началах. Совершить скачок от сущего к должному, воплотить в жизнь нравственный идеал."Из утопических социалистов XIX в. наиболее обстоятельную картину движения от суцвго к должному общественному порядку дает А.деСвн-Си-мон. Описывая объективную детерминированность к закономерность исторического развития человечества, он следует традиции, которая начинается с учения о субстанции и атрибутах Спинозы и продолжается у Дидро к других французских материалистов ХУШ в.

Представляемая Сен-Сиконой концепция общественного развиты; основа кя. на том, что будущее состояние общества содержится б прошлых состояниях в имплицитном, неразверцувшвыся виде. Развивая в ту концепцию, Сен-Симон вплотную подходит к идее единства филогенева и онтогенеза в становлении человека.

У Ш.Фурье характер -нравственного развития человечества представлен иначе. На его подход к этому вопросу в большей степени повлияла руссоистская иллюзия о "золотом веке". В первобытном общество кндивкд располагал большей степенью счастья, ибо он мог жить в полной согласии со своими желаниями, страстями, инстинктами, не испытывая нувды думать о более комфортном устройстве на земле. У Фурье, так же, как и у Руссо, добродетель присуща человеку уже с самого его рождения.

В отличие от Сен-Симона, который рассматривал идеальное об-

щестпо как высший момент в развитии цивилизации, Фурье рззко противопоставляет цивилизация гармоническому или социетарнсиу строе, взгляд Фурье на нравственную историю человечества как на движение по схеме: "тезис-антитезис-синтез" (первобытность-классовая цивилизация-социетарность) стал общим местом в социалистическом утопизме и в социализме вообще, включая марксизм-ленинизм. Коренной порок такого взгляда заключается в идеализации исходного состояния человечества и односторонней негативной интерпретации цивилизованного общества. Из этого закономерно вытекает последующая идеализация будущего как "земного рал".

Р.Оуэн в своих взглядах на нравственное развитие человечества очень близок Фурье. В своих произведениях он рассматривает историю как движение к "новому нравственному миру", которий зкадете л на принципах всеобщего равенства, коллективизма, общественного воспитания и любви.

Развитие нравственности, становление совершенного человека утописты XIX в. не отделяли от общественного прогресса. Своеобразие утопической теории нравственного прогресса можно выразить следующими положениями:

I. В целом Сен-Симон, Фурье и Оуэн разделяли рационалистически-натуралистическую концепции общественного развития, сложившуюся в ХУШ в. и получившую свою дальнейшую разработку в XIX в. Согласно этой концепции, в основе поступательного развития общества лежит реализация истинных потенций человеческой природа, движение общества, неадекватного человеческой природе, к обществу, соответствующему ей в полной мере. Идея общественного прогресса, будучи рационалистически-натуралистической по своему обоснованию, в то же время по своей исходной установке представляет собой проекцию мифологического образа "золотого века" в будущео.

'¿. Основной движущей силой поступательного развития является расширяющаяся способность человеческого разума в познапкя истины. Конкретным проявлением совершенствования разума является, с точки зрения социалистов-утопистов, в особенности Сен-Симыш, прогресс науки и техники. Он должен повлечь за собою улучшение всех остальных офер жизни.

3. Нравственное развитие общества не обладает какой-либо автономней по отношении к экояокяческой, политической и другим сфе-рау жизни. Прогресс разут означает одновременно прогресс чеяовэ-

ческой добродетели в счастья. Быть разумным значит быть добродетельным и счастливым.1 Этот вывод является квинтэссенцией зтиче-скогс/^ййршййй^^йтавляет сущностную черту утопического социализма XIX в.

4. Общественное развитие движется в сторону универсального всечеловеческого распространения досродетели и счастья. Этот процесс, с точки зрения социалистов-утопистов, является исторически неизбежным и необратимым. Как торжество разума не может вылиться в глупость, так добродетель и счастье - в порок и бедствие.

5. Общей тенденцией утопического социализма XIX в., которая одновременно составляет его специфику, является вера в то, что нравственный прогресс осуществляется скачкообразно, через полное отрицание наличного состояния и замену его идеальным нравственным устройством, в котором предполагается совершенно иной тип межин-диввдуальных отноаенкй, особый набор моральных качеств, уникальная практика воспитания и т.д. Но при этом данная тенденция проводится со ынснеством оговорок. У Сен-Симона, например, многие черты будущего просматриваются уже в настоящем: в правах зарождающегося класса промышленников, ученых, деятелей искусства и др„

6. Утопическое ведение нравственного развития человечества от первоначальной цельности через всеобщий разлад к идеальному совериенству стало основополагающей схемой исторических концепций всего последующего социализма.

Второй параграф - "Основные нравственные ценности утопического социализма"- посвящен сравнительному анализу аксиологиче-" ских установок утопического социализма XIX в. Признавая неизбежность будущего социально-нравственного совершенства общества и человека, Сен-Сшаон, Фурье и Оуэн расходились в представлении о тем, что является моральными устоями гармонического социума. Сен-Семон на заключительном этапе своего творчества, конструируя систему "Нового христианства", считал, что совершенствование всех человеческих сущностных сил возможно только на основе распространения божественной заповеди "любите ближнего как самого себя". Фурье провозглашал высшим критерием нравственности справедливость. Оуэн видел основополагающая, конструктивный элемент в деле достижения идеала в равенстве. Любовь, справедливость и равенство -эти тря основные нравственные ценности ввделены из всех остальных (братство, ненасилие, добропорядочность, честность и т.д.) как доиэтнрущие, составляющее базис нравственного совершенства в целом.

■ ( природе, в человеческом обществе и личности существует изначально заданная гармония, которая пока скрыта от человека; У 'ен-Симона и цель жизни, и средства ее достижения предельно ыора-лизированы, причем неотделимы от идеи бога, отсюда его идеал -предельно совершенное общество, в котором представлены все добродетели к тому же в максимальной степени. Мы считаем справедливым замечание отечественного исследователя творчества Сен-Симона И.И. Иванова, который отмечал, что "Сен-Симон высоко ценил христианскую религию как великую и положительную культурную силу, ценил за ее организацию духовной власти в средние века, т.е. как учреждение, и еще вше ставил христианство как нравственную систему"*. i реальном мире не соблюдается этический постулат Нагорной пропо-аеди - "все люди - братья", поэтому он порочен и нуждается в совершенствовании. Наука (разум) указывает ненасильственный реформаторский путь; политика прокладывает его; а в целой все предопределено богои, и Сен-Симон - пророк его. Основной смысл перера-5отки христианского вероучения у Сен-Симона заключается в синтезе религии и утопического социализма.

Фурье несколько иначе расставляет акценты в иерархии гарыони-íecKoro общества. Началом, обеспечивающим всеобщую связь людей, !иступеет, с его то*Лси зрения, справедливость. Этому понятию он ;ает онтологическую или космологическую интерпретацию. В мкре существует объективна^ Справедливость как механизм, управляющий (осмическими процессами и человеческой жизнью, но существует также te и справедливость как внутренняя сущность самого бога н сбе ста тождественны. Фурье' делает вывод о том, что в сфера мироздания Sor использует распределительную справедливость. Французский уто-шст следует давней этической традиции, берущей начало от Аристотеля, правда, в аристотелевской системе распределявшая ¡праведливесть имеет не теологический, а социальный характер и гвхяется частью правосудности, т.е. распределение иыуществ, поче-:тей и других благ считалось справедливым, если оно соответство-яло личным двстоинстваа граждан. С точки зрения Фурье, бог осу-(ествляет распределительную справедливость, наделяя людей от рождения теш или иными наклонностями, страстная п качествами. Толь-:о ему одному ведены пружины, котврые приведут человечество к частью и, расставляя их, оп создает гармонию единого комплекса, 1Клпчающего в себя его самого, вселенную и человека. Наряду с аспределительной справедливостью действует и уравнительная спра-

Иванов И. Сен-Сшон н сен-сиионизм. - М., 1901, 361 с.

ведливость, обеспечивающая "средний буржуазный достаток" вс.^м гражданам. Уравнительная справедливость предстает в интерпретации Фурье как начальная ступень и необходимое условие осуществления распределительной справедливости. В этом представлении он делает шаг вперед по сравнению с утопическим социализмом ХУ1и в., для которого уравнительная справедливость была целью общественного развития.

По мнению Оуэна, единым принципом идеального общественного строя может служить всеобщее равенство. Па основе такого представления Оуэна об основном критерии нравственности, его систс,-цу, на наш взгляд, можно характеризовать как тоталитарную. Деле в том, что, выставлял равенство как высшую ценность, Оуэн стремится не столько к справедливости, сколько к единообразию.

Аксиология утопического социализма XIX в. включает в себя следующие моменты: во-первых, система основных утопических нравственных ценностей строится на принципе рационализма. Человек, с точки зрения социалистов-утопистов, может действенно влиять на окружающий мир, конструируя его на основе разума, по своему усмотрению и вдохновению. Способность разумного познания действительности обеспечит движение к счастливому будущее, "золотому веку". "Золотой век" человечества не позади, не во временах дикости, варварства и тьмы незнания; он находится в будущем, манит своим ослепительным светом людей и дарит им надежду на безмятежное и счастливое существование на протяжении всей оставшейся жизни.

Во-вторых, рассматриваемые мыслители представляли совершенное общество в целостности и единстве всех его структур. Такое единство виделось им в абсолютном воплощении идеала, слиянии божества и человека. Эта черта характерна для мифологического сознания вообще. Анализируя утопии, Э.Баталов подчеркивает, "что все члены воображаемых утопических сообществ воплощают собой -в чисто мифологическом духе - высшее единство, "сверх лицо", как выражение подлинной сути человеческого бытия. Те качества, которые кы ожидаем увидеть у индивидов, ^присущи только целокупности -общине, государству, миру, космосу" . В этой связи не случайно, что среди нравственных ценностей, ввдвигаемых утопистами на передний план, преобладают те, которые направлены на единение людей, обеспечение прочного социального порядка. Любовь, слравед-

^Еаталов Э. В мире утопии. - М., 1969, 85 с.

14

ливссть, равенство - это как раз такир качества, которые скрепляют ткань социальной жизни, превращают общность в единое целое. Те ценности, которые обеспечивают индивидуальное развитие человека - свобода и достоинство, - занимают относительно меньшую значимость в системе социалистов-утопистов. Несколько иная позиция представлена у Фурье, так.как он в своей теории отдает предпочтение полной свободе развития страстей каждого человека. Но это свобода подчинена у него высшему крит-ерию нравственности -справедливости, которая и определяет меру этого свободного развития.

В-третьих, характерной чертой учений Сен-Симона, Фурье и Оуэна является универсализм. Утопический рай является, с их точки зрения, неотвратимой судьбой для всего человечества. Эта убежденность основана на вере в изначально добрую сущность человеческой природы. Человек везде один и тот же; если он имеет разум, то способен различать добро и зло, а так как зло есть отклонение от истины, то с неизбежностью любой человек будет следовать только добру, а значит, предписаниям утопического социализма.

Поисками единства и универсальности обусловлено, в-четвертых, обращение утопических социалистов к религии. Это обращение не имеет ничего общего с ортодоксальностью, более того, оно предполагает чисто формальное использование понятий и идей. Таким путем создается "новое христианство" Сен-Симона, "ралигия высшей чувственности" Фурье, "рациональная религия" Оуэна. Посредством обращения к религии утопическим проектам преобразования общества придается космический масштаб. В этом проявляется стремление построить целостную картину мира, где гармоническое состояние общества должно совпасть о нравственным совершенством личности.

Во второй главе - "УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ О ПУТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЬННОГО ИДЕАЛА" - отмечается своеобразие утопического социализма, которое проявляется не только и не столько в его концепции нравственного развития человечества и основополагающих моральных ценностях, сколько в представлениях о путях и способах реализации нравственного вдеала. Главным в утопическом социализме является вАдение будущего нравственного состояния человечества и отдельного человека, а также путей осуществления этого будущего. Вера в возможность легкого, быстрого и повсеместного осуществления нравственного идеала - это как раз то, что делает утопистов утопистами. Утопичность воззрений Сен-Симона, Фурье и Оуэна проявляется

прежде всего в том, что они допускали возможность качественного скачка мэ несовершенного мира в мир гармонии, счастья и свободы. Этот мир предполагает гармонию в отношениях между личностью и общностью (коллективом), а также гармонию внутренних пооуждений человека, разума и страстей.

В первом параграфе - "Реализация утопического идеала через гармонию страсте!"- рассмотрено творчество Ш.Фурье, в котором с наибольшей полнотой и детальностью представлена гармония внутренних побуждений и способностей человека. Именно во французском утопическом социализме теория о страстях получила наиболее развернутое изложение, это не является случайным. Во французской этике проблема страстей вызывала давний и прочный интерес. Начиная с известной работы Р.Декарта "Страсти души" (1649), под страстями традиционно понималось особое состояние души, в котором она испытывает пассивное переживание и в котором выражается ее сокровенная природа и связь с телесностью.

Учение о страстях - это самая оригинальная часть этики Фурье. Оно увязано с его картиной мироздания в целом. Исходным положением в этом учении является утверждение о том, что все в мире происходит не случайно, все детерминировано, а значит подчинено открытым и открывавши наукой закономерностям. Нравственно-этическая теория страстей основана на предполагаемом открытии новых закономерностей в природе вещей, социума и человека. Именно теория страстей Фурье является своеобразным базисом его этических построений. Основания для этого заключаются в том, что, во-первых, в гармонизации страстей он видит средство воплощения идеального состояния общества на земяе; во-втерых, свободное развитие страстей является для него нормой поведения человека будущего; в-третьих, и самое главное, гармоническое проявление разнообразных и разнонаправленных страстей индивида выступает высшим благом, необходимым и достаточным условием человеческого счастья.

В решении проблемы взаимоотношения разума и страстей у Фурье имеется противоречие. С одной стороны, он проповедует свободу человека в проявлении и удовлетворении своих желаний. С другой стороны, его видение будущего гармонического строя предполагает детальнейшее регламентирование практически всех сторон человеческой жизнедеятельности, начиная от воспитания детей и заканчивая разведением кур.

У топическое учение о страстях коренным образом отличается от

16

ортодоксальной христианской трактовки требований, предъявляв»« к человеку. Там, где христианство требовало религиозного или мирского аскетизма и обуздания непосредственных выражений человеческий природы, утопический социализм предписывает максимально сохранись и развить богатство человеческой индивидуальности. В этом отношении он развивает дальше возрозденческий идеал всесторонней личности.

Фурьеристская классификация страстей вызывает очень серьезные возражения, но такое понимание роли аффективных побудительных сил в человеческом поведении обладает несомненными достоинствами и чрезвычайно плодотворно для реконструкции целостного образа человека, взятого в единстве его интеллектуальных и эмоциональных способностей. Одним из ретащжх противоречий в построении утопического идеального социализма, является диссонанс между свободным развитием страстей как целью и мелочной регламентацией социальной жизни как средством достижения этой цели. Централизованное распределение людей по сериям практически невозможно совместить с нравственным самоопределением личности.

Во втором параграфе - "Гармония личности и коллектива в идеальном обществе"- рассмотрены взгляды социалистов-утопистов XIX в. на решение проблемы индивидуального и общественного. Сен-Симон, отдавая предпочтение коллективу, признавал необходимость сочетания интересов коллектива и индивида. При этом он отмечал объективную зависимость личности от общества вследствие разделения труда, при котором происходит отдаление человека от конечного продукта и таким образом личность получает свое полное воплощение и реализацию только в группе, которая производит законченный продукт или предмет, имеющий реальную материальную или духовную ценность. В свою очередь, коллектив может воздействовать на человека, приобретая силу нравственного влияния. При этом Сен-Симон признавал необходимость существования частной собственности, видя в ней гарантию известной самостоятельности личности, тогда как Оуэн полностью ее отрицает, придавая социальности абсолютный характер. Именно общест-во в его системе является той объективной силой, которая способна производить нравственно чистых людей, интересы которых никогда не противоречат общественному благу. У Фурье предпринята попытка гармонизации общественных и индивидуальных оз~нопений. В теориях социалистов-утопистов XIX в. общество представлено как некий живой организм, который необходимо органи-

зоватъ и привести в соответствие с основополагающими принципами и особенностями человеческой природы, и тогда будет преодолено зло в этом мире.

Решение проблемы личности и общества в утопическом социализме XIX в. характеризуется следующими моментами:

1.'Решающим фактором нравственного формирования личности утопические социалисты XIX в. считали социальную среду. И именно с преобразованием среды связывали надежду на достижение совершенного нравственного порядка.

2. Причиной нравственных пороков человека представители утопического социализма считали несовершенное и неразумное общественное устройство. Сущестгующио общественные отношения, основин-ные на буржуазном браке, частной собственности и религии, не столько связывают, сколько разъединяют людей. В таких условиях может существовать лишь иллюзорная, а не действительная общность. Настоящая коллективность возможна лишь в условиях общественного производства и распределения.

3. Гармонизация отношений между личностью и обществом мыслилась в утопическом социализме через установление своеобразной тоталитарной системы, предусматривающей детальную регламентацию производственных и бытовых действий каждого члена коллектива. Здесь имеет место неразрешенное противоречие между стремлением к эмансипации человека, с одной стороны, и намерением подчинить его волю непререкаемому авторитету руководителей комцун, фаланстеров и ассоциаций, с другой.

4. Реальная проблема взаимоотношения личности и общества решается утопическими социалистами с явными элементами гипертрофии роли социального целого, даже у Фурье, при всей гуманистичное™ егр учения о страстях. Богатым, ярким индивидуальностям, чьи мысли и чуптва заметно возвышаются над обывательскими представлениями, людям с ярко выраженным чувством собственности в коммунах, сериях и фаланстерах места практически нет. Подспудная тенденция к унификации человека - это скрытый порок всякого утопизма.

В оаключении диссертации подведены краткие итоги и намечены перспективы дальнейших этико-исторических исследований утопичесно го социализма как социокультурного феномена.

Основные положения диссертации получили отражение в слв-дуюаих работах автора:

1. Зтггческая концепция Огарева и западноовролеКская культура //Н.П.Огарзз: проблеш творчества. - Саране:;, 1390. -

п.я. (в соавторстве).

2. Государство и мораль ненасилия //Этика к социололм по-лнтяческой деятельности: "езисн к симпозиуму. - Владимир, 1990,В 2 ч. - ЧД. - 0,1 п.л.

3. Этическая система Ш.Фурье. - Деп. в ИНИОН РАН и 469У0 от 03.09.92. - 27 с.