автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Этические принципы режиссуры и педагогики Е.Б. Вахтангова

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Федоров, Петр Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Этические принципы режиссуры и педагогики Е.Б. Вахтангова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этические принципы режиссуры и педагогики Е.Б. Вахтангова"

и п

государственный ордена трудового красного знамени

и ордена друеш народов институт театрального • искусства жени а.в.луначарского

Федоров Петр Евгеньевич

Этические принципы реяиссуры и педагогики Е.Б.Вахтангова

/17.00.01 - театральное искусство/

Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1590

2ЫИ0ЛН6НЗ H£. К—T^ZIIjS i.caCT2CCTSIi 21ITSD3 '

сгвенного ордена Трудового ¿лпсксгс Ькаглега: :: ордена ¿руг-би на^одог икститутп театсальксго искусства иглени А.Е.Лунача'оск

Научны:.1 руководитель:

¿октор исхуссгзоведекия, профессор ¿еиш Б.П. С'::;::т-1;альны= оппонэнтк:

Доктор искусствоведения Г..А.С:лфнов-1:ясвицкк?. Кандидат искусствоведения С.Рыбаков.

Ье.пуучя организация -

Екола-студня /ВУЗ/ имени Вл. II. Не:.п:ровича-данченко при '.!ХАТ к.:.А..'.'..Горького - сцена в проезде Худо-ественного Театра.

тате диссертаций на соискание ученой степени кандидата искус ствоведения при Государственной ордена Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы Народов института театрального искусства имени A.B.Луначарского Гйшистерства культуры РСФСР /Москва. Соб1шовский переулок, док 6/

С диссертацией мо^но ознакомиться в библиотеке института,

.зашита состоится

ка заседании специализированного совета

по за'

Автореферат разослан

1990 г

специализированного совета кандидат искусствоведения

Зтшса в театре играет огромную роль, ее сфера не иозет. быть ограничена лишь нормами профессионального поведения, она практически проникает в самую сущность театрального творчества, утверждая диалектическое единство коллективного и индпвидуалъ-ного начал в искусстве театра. Вопросы нравственности и идейности творчества неразрывно связаны с задачами воспитания актера, с проблемами сценического воплощения, поиска гармонии содержания и формы. К сожалении, современные театральные исследования мало внимания уделяют значению этических принципов в процессе формирования творческой индивидуальности актера и режиссера тгк же, как л их значению в деле создания молодых театральных коллективов. Не случайно принципы студи:1ности (театрально-коллективной этики) особое звучание имели в первой четверти XX столетия в России, когда шел активный процесс развития и возникновения новых театров, и, преяде всего, коллективов, так или иначе связанных с деятельностью /Московского Художественного театра /Достаточно назвать сам МХТ, его Первую Студию, Вторую Студию, Третью Студию, ставшую затем Театром имени Евг.Вахтая-гова/.

В первые годы Советской власти задача строительства нового общества выдвинула новые художественные м этические требования перед сценическим искусством. Активный понс:: в этом направлении вел и Евгений Богратионовпч Вахтангов, в творчестве которого гармонично соединялась актерская, режиссерская и педагогическая практика. Особое значение Вахтангов придавал принципам студийной этики, полоненным игл з основу создания студии: театра и того художественного направления, которое принято назызать "вахтанговским".

Актуальность темы данного исследования связана с те:.:, современность предъявляет к театру новые, все более глубою требования в нразственно-кдейнок сфере, все более остро ст; задачу воспитания человека-творца. В театре первостепенное чение приобретает се1гчас мировоззрение актера и pesnccepa, нравстзенно-худозественная позиция, особенно в борьбе с мне негативными явлениями, мешающими полноценному творческому в цессу в театре, такими, как эгоцентризм, гастролерство, пре ство, режиссерский деспотизм, интриги, "звездные" болезни.

Ванной стороной современного театрального процесса ста активное рождение театров-студий. Новые студийные организмы нуждаются в осмыслении и в освоении опыта прошлого, в творч ком развитии прогрессивных традиций русской и советской сце: традиций, во многом не исследованных современным искусствоз] нием.

В "Основных направлениях перестройки системы театральн< образования", принятых конференцией Союза Театральных Деятелей.РСФСР в апреле 1987 года, говорится: "Студийность как ме воспитания театрального коллектива долкна стать главным прш пом учебной подготовки кадров будущих деятелей советского те ра».

С этой точки зрения анализ педагогического и реяиссерск го опнта Евгения Богратионовяча Вахтангова мскет быть полезе не только в области развития теории театрального искусства и театральной педагогики, но и в сфере практической яизнедеята ности сегодняшнего и завтрашнего тбатра.

^ Основные направления- петэестройки системы театрального образования."СТД РСФСР."M., IS87, с.9.

о.

Основяо:": целью диссертации является изучение этико-худо- ■ нественной мысли Вахтангова и ее связь с его театрально:": практикой.

Основная цель исследования определила и его более конкретные задач:!:

- исследование истоков формирования этических принципов творчества Вахтангова;

- исследование влияния Велико;: Октябрьской революции на форглирование этических взглядов зрелого Вахтангова;

- изучение нравственно-худояественной позиции Вахтангова в общем контексте современного театрального процесса;

- анализ этических принципов рениссуры Вахтангова и их связи с вахтанговской эстетикой;

- анализ вахтанговских принципов студийного воспитания и их связи с вахтанговским пониманием этики творчества;

- обобщение методов и форм воспитания актера и студийнсго коллектива в студии Вахтангова.

Научная новизна работы представляется в том, что в диссертации делается попытка определить нравственно-идейную позицию зрелого Вахтангова в тесной связи с вахтанговской эстетикой. Режиссура и педагогика Вахтангова рассматриваются как поиск им новой степени нравственности творчества, ступени нового театра. В диссертации делается попытка анализа творчества Вахтангова с точки зрения синтеза этики и эстетики, где нравственное содержание определяет театральную форму сценического произведения.

Особое внимание в диссертации уделяется вахтанговскому, пониманию задачи воспитания челрвека-творца и диалектическому единству актера-творца и-актера-образа, составляющему зерно

с

собственно вахтанговской школы. Исследуется связь основной педагогической задачи Вахтангова - раскрытия индивидуальное актера с задачей построения нового театра, стоящего на боле высокой нравственно-художественной ступени, нашедшей свое в ние в требовании воспитгния человека-творца и создания един театрального организма - театральной студии - коллектива ед мышленников, где основное значение приобретает коллективная этика студийности. Е диссертации впервые делается попытка с: тематизации этических взглядов -Вахтангова.

Практическая значимость работы видится автору доссерта! в тол;, что материалы диссертации могут быть исподьзованк дш осглысления современного этапа студийного дарения, в деле ут ления современным театральным процессом и процессом подгото! молодых актерских и режиссерских кадров.

I,материалы диссертации такне мо:гут быть положены в осно! создания специальной лаборатории /театральной студии/, где к ли бы быть освоены практически и теоретически более полно ос лены вахтанговские принципы студийности и этики театрального творчества и выявлены на практике созвучные современности ме ды студийного воспитания.

Такне на основе диссертации монет быть создан спецкурс лекций по проблемам вахтанговской педагогики, исследованные диссертантом принципы и методы могут быть применены в педаго гической практике Высших театральных' учебных заведений, в ча ности Театрального училища имени Б.В.Щукина, и в практике со: менных мслоденных театров-студий. •

Методологической основой диссептадии является марксисте] ленинский метод анализа проблем искусства, в том числе, искус

ства театра.

При анализе рассматриваемых проблем диссертант исьодпл из ленинских принципов социалистической культуры, опирался на материалы культурной политики Советского государства в 20-ые годы (в частности на работы А.БЛуначарского и М.И.Калинина), а также на материалы последующих решений партии и правительства.

При изучении этических принципов зрелого Вахтангова диссертант особое внимание уделил влиянию на Вахтангова идей Октябрьской революции, что потребовало привлечения последних данных советского театроведения, а также исследования архивных материалов (в частности, архива музея Театра имени Евг.Вахтангова личного архива семьи Р.Н.Симонова и др., в том числе ряда неопу ликованных материалов).

Основные проблемы работы были изложены диссертантом в докладе "Вахтангов и некоторые вопросы современного студийного движения", сделанным на научно-практической конференции асппран тов ВУЗов и НШ г.Москвы, проведенной Министерством культуры СССР в декабре 1987 года.

Диссертация состоит из Введения, двух глаз и Заключения.

Зо Введении обосновывается актуальность работы, формулируется цель и задачи исследования.

В первой главе "Вахтанговское понимание этики театрального творчества. Истоки-и-развитие" диссертант формулирует основные положения захтанговской этики и анализирует их связь с

резхссуро:: Вахтангова п эстеткко:: его сценических произве:

Первая глаза диссертации состоит из четырех разделов, первом разделе "Основополагающие принципы" диссертант исс.т ет те нравственные категории, которые легли в основу вахте гозско:: этики, и те духовные идеалы, которые оказали елиян на формирование вахтанговской мысли и наши в той пли иной пени свое выражение в его мировоззрении и в его театрально творчестве.

Вахтангов, будучи одним из самых талантливых учеников Станиславского, развивает его учение о сверхзадаче, намеча сознательные пути к освоению творческой природы актера, пу воспитания человека-творца. Основной вопрос этики - "ради 1 Вахтангов ставит в основание творчества.

Сильное влияние на формирование'нравственной позиции Вахтангова оказал Л.А.Сулерзишшй, его непосредственный pyi водитель по Первой студии МХТ. Через Сулеркшкого Вахтангс непосредственно приобщался и к учению Станиславского и к дз ховному поиску Л.Я.Толстого. Анализируя взгляды Толстого кг искусство, диссертант приходит к выводу об определенном coi денш: нравственных взглядов Вахтангова и Толстого и о влияя взглядов последнего на' формирование этических принципов зре го Вахтангова. Это влияние проявляется прежде всего в вахта говско:.: приышпе нравственности искусства, принципе обьедин ния лялей посредством искусства, общественной значимости и ответственности художника и искусства.

Диссертант анализирует опыт" Первой Студии Г.КТ в облает, нравственного зоспитания человека. Этот опыт был творчески переосмыслен Вахтанговым в его собственной студии, -где само-

о

совершенствование. выдвигается как этический прпнпш: творчества.

Впервые Вахтангов делает попытку сознательно 'ссзоить на практике диалектическое единство актера-творца к актера-образа. Творческая сушность актера, его нравственная и человеческая позитпи, по Вахтангову, определяют его способность работать над с обо:;, совершенствовать себя как личность н к ак актерский материал, создавать роль и образ.

По мнению диссертанта, задачам этического театра отвечали постановка Вахтанговы;.: "Потопа" Бергера в Первой Студии '.КГ в 1Э15 году. Здесь требование правдивости и искренности актера на сцене было наполнено этическим требованием объединять ладе:: средствами искусства для добра.

Анализируя и сопоставляя утке известные материалы о Вахтангове, а тагае неопубликованные материалы лекций Вахтангова в его студии, хранящиеся в музее Государственного Академического Театра имени Евг.Вахтангова, автор приходит к выводу, что на формирование этических взглядов Вахтангова оказали определенное влияние индийская философия, в частности кравственно-прак-тическая система йоги и ряд положений теософии. По мнению диссертанта Театр стуяил у Вахтангова задачам духовного совершенствования человека и сбсэстза, и это совершенствование представляет собой путь к достижению идеала зсеобшего человеческого братства.

Во втором разделе первой главы диссертации "Вахтанговские поиск: этики революционного театра" делается попытка выявить те тенденции этпко-эстетпческой псзиппи Вахтангова, которые особенно ярко зыявились з его творчестве з послереволюционный период. •'

ю.

Октябрьская революция открыла новые пути для искусства, и одним из первых среди творческой интеллигенции это осознал Вахтангов. Вахтангов утверздает неразрывную связь художника < "народом, творящим Революцию", и этот принцип становится ос новополагающим принципом этики Вахтангова после-октябрьского периода.

Послереволюционная позиция Вахтангова, по мнении диссертанта, близка нравственно-творческим исканиям А.Ел ска в этот же период. Общим для обоих художников явилось стремление пере осмыслить идеи Р.Вагнера и его концепции революционного искус стза. Автор сопоставляет положения вагнеровской концепции и мысли Вахтангова, что способствует более точному пониманию идейно-нравственной и творческой позиции последнего.

Поиску Вахтангова оказались чрезвычайно близки идеи Роме: Роллана о народном театре. Сопоставляя положения книги Р.Ролл; "Народный театр" и статьи Вахтангова "С художника спросится., диссертант приходит к выводу о творческом осмыслении Вахтанговым основных положений теории Роллана. Вахтангов особенно блп: ко воспринимает идею создания народного театра во имя будущегс во имя достижения "братства людей в искусстве", он делает пе вые практические паги к осуществлению этого замысла (это раб о: з ТЕО Нархсмпрэса, здесь и работа з его собственно:: студии, и создание Народного театра у Б.Каменного моста).

Зал^ча художника, по Вахтангову, - выявить з народе духов ное, нравственное начало и з формах искусства донести его до

- Евгений Вахтангов. М.:ЕТЭ, 1984 г., с.314.

^ ?.Рслла:-:. Натзодккй театр. ТЕО Натзксмптзоса. М.-Л.,1919 г., с. 79.

народа как демонстрация глубинного содержания его собственной души. Е этом, по Вахтангову, этическая и'воспитательная функции искусства, в этом - его народность.

Революция, по мнению Вахтангова, создавала условия для выполнения театром его духовной миссии объединения людей. Диссертант приводит высказывания Б.Е.Захавы из непублпковавшейся ранее статьи, написанной в канун резолюции, где искусство, к которому стремится Еахтангов названо "пророческим".

Третий раздел "Выражение этических принципов в режиссуре зрелого Вахтангова" посвящен анализу практического воплощения вахтанговской этики в ряде спектаклей последнего периода его жизни.

Глубоко нравственное звучание в творчестве зрелого Вахтангова получает поиск гармонии содержания и формы. Вахтангов в зрелый период (1917-1922 г.г.) интересуется опытами Мейерхольда именно с этой точки зрения. И если он в своем творчестве стремится достичь с помощью воспитания нового, более высокого, нравственного сознания, то и воплощение такого сознания на сцене потребует, по мнению Вахтангова, новых, театральных форм. И в этом стремлении -найти адекватное звучание содержания (нового, революционного) и формы (также новой, по-революционному театральной) находит свое выражение "фантастический реализм" Вахтангова, где реальность и фантазия художника соединяются в сценическом произведении во шля созидания новой жизни, зо имя нравственно-духовного строительства.

С этой точки зрения диссертант анализирует последние ра-

1 Б.Захава. По поводу-двух диспутов. Альманах Студии Вахтангова. Архив зея Театра имени двг.Вахтангоза. Оонд Первой'Студии.

боты Вахтангова - "Гадибук" С.Ан-ского в студии "Габима", "Эрик Н7" Стриндберга в Первой Студии ЫХТ, "Чудо св.Антония" М.Метерлинка (2-ой вариант), "Свадьбу" А.П.Чехова в Третьей Студии МХТ. Основная тема этих работ, как бы различны они ни были, у Вахтангова звучит как нравственный выбор меяду старым мертвым мирок и миром нивым, новым. Решая калдык раз по-разно образ спектакля, Вахтангов, тем не менее, неустанно ставит своих героев перед нравственной проблемой - "с кем быть?", "ради чего жить?".

С этой зе точки зрения исследуются диссертантом материал: касающиеся вахтанговского замысла постановки пьесы "Архангел Михаил" Н.Бромлей. В этом невоплощенном замысле, нашли по мнению автора, свое выражение основные положения вахтанговской концепции духовного преображения мира средствами искусства.

По мнению диссертанта, апофеозом этических и театральных воззрений Вахтангова явилось утверждение радости бытия, как основы .-низни человека и необходимости приобщения к этой гармонии всех людей. В этом - прозрение Вахтанговым Театра Будущег< Театра Синтеза. Радость как принцип рассматривается Вахтангов! в трех планах: во-первых, радость - естественное чувство твор.< щего человека и основное творческое самочувствие актера; во-в! рых, - это объединяющее чувство в театральном коллективе, вое: танком в единой духовно-нравственной атмосфере; и в-третьих, это объединение с публикой, со зрителем, с народом, когда пра* тическое познание творческой сущности в себе и в другом ведет к утверждению высоко-нравственного' качала в катдем человеке, становится песней торжества человеческого духа, стремящегося, зопреки всем препятствиям, к созиданию и единству. Вахтангов

рассматривает творческую радость как объединяющее, всеохватывающее начало в театре и в жизни.

далее, рассматривая опыт знаменитой постановки Вахтанговым "Принпессы Турандот" К.Гопди в Третьей Студии Художественного Театра, диссертант делает попытку доказать, что возможности итальянской комедии масок служат у Вахтангова все той не нраэ-стзенно-этической цели - духовному объединению людей.

Диссертант утверждает, что Вахтангов, следуя заветам Станиславского, вплотную подошел к проблеме создания Театра Будущего. От бесконечной преданности школе переживания - к синтезу содержания и формы в искусстве, а затем - к утверждению революционного, гуманистического содержания в новой, яркой театральной форме.

Завершает главу раздел "Некоторые аспекты современного звучания вахтанговской этики. Сегодняшние параллели", в котором диссертант рассматривает те нравственные искания в современном советском театре, которые созвучны этико-эсиетическому поиску Вахтангова (искания Г.Товстоногова, А.Зрроса, Ю.Любимова, «Московского театра "Современник" и др.).

Зо зтотюй главе "Студийность з понимании Вахтангова. Методы с?у~:^ного воспитания" исследуются нравственно-педагогические принципы и средства вахтанговского зоспптания.

Для Вахтангова студия была тем духовно-художественным организмом, с помощью которого он пытался подойти к новому театру и з рамках которого осуществлял зоспитачие актеров-тзорцов Будущего.

Студийность у Вахтангова зыстуиает как совокупность отношений. Пытаясь найти з своей практике синтез коллективного л

индивидуального воспитания, Вахтангов оснозное внимание уделял человеческой индивидуальности будущего актера, воспитывал в нем: отношение к человечеству, к своей стране, к своему народу; отношение к искусству к театру; отношение к самому себе, своей душе, своему сознанию, своей профессии; отношение к коллективу, к студии, к своим товарищам. Весь комплекс этих отношений и составлял то этическо-профессиональное воспитание, которое было основой жизни студии Вахтангова, в этот комплекс, по мнению диссертанта, представляет интерес для современности.

Главным этическим и художественным принципом педагогики Вахтангова было утверждение: "Главная ошибка школ та, что они берутся обучать, мезду тем, как надо воспитывать". Это утверждение базируется на этическом принципе ненасилия в творчестве и ставит своей задачей раскрытие и развитие индивидуальности каждого ученика, воздействие изнутри с тем, чтобы стимулировать естественный рост сознания и профессионального мастерства. В этой связи диссертант условно выделяет три аспекта вахтанговского студийного воспитания:

1. нравственно-этическое воспитание;

2. коллективно-трудовое воспитание;

3. профессиональное воспитание,

и далее поочередно рассматривает каядый из этих аспектов в соответствующем разделе с их практической связи и взаимовлиянии с точки зрения принципов общестудийной этики и задачи воспитания художника.

3 первом разделе исследуются нормы захтанговской сту-

^ Ввг.Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. ',1.-Л.:Искусство, 1939 г., с.131.

дийной этики. Для Вахтангова студия - это, прежде всего, коллектив единомышленников. Студия, по Вахтангову, должна способствовать объединению людей, нравственному очищению мира и преображению его, становиться коллективным носителем духовно-нравственного начала.

Диссертант изучает этапы жизни студии Вахтангова, выделяя две основные фазы развития студии: 1-ая фаза - "студия-монастырь", когда все подчинено задаче достижения чистой атмосферы, подлинности внутренней жизни на сцене и за кулисами; на этом этапе Вахтангов основное внимание уделяет содержанию искусства, нравственному началу, театр здесь изгнан из театра и все внимание уделяется внутренней работе актера и человека. 2-ая фаза - распад "монастыря" и выход на широкую дорогу народного искусства; этап, когда содержание требует отточенной, мастерской формы, воздействующей на зрителя; когда настает время зер-нуть театр в театр и заговорить о театральности и форме, соответствующей найденному ранее духовному наполнению коллектива и нашедшему свое новое звучание в призывах революции.

Рассматривая эти этапы развития студии з историческом контексте и анализируя фактологический материал, диссертант приходит к выведу, что между этими двумя хазаг.я: нет противоречия, но лишь диалектическое единство естественного, органического развития молодого театрального организма, базирующегося на студийных началах.

Исследуя практический опыт жизни вахтанговской студии (Студенческой студии, затем Мансуровской, и, наконец, Третьей Студии МХТ), автор выделяет следующие нормы духовной жизни вахтанговского коллектива: способность каждого :-: самосожертвозанию;

дисциплина .- как выражение сознательности и творческой инициативы; самодисциплина и сознание своей ответственности; взаимоуважение друг в друге худо-лика; художественный вкус. Свои выводы диссертант подтверждает анализом примеров из практики вахтанговского студийного воспитания.

Студия для Вахтангова - это нравственное зерно, из кото-' poro в дальнейшем должны вырасти и театр и школа. Вахтангов отстаивает идеи триединства "школа-студия-театр", где студия -духовный центр этой цепи, она осуществляет нравственно-худо-лсественное руководство и над школой и над театром. Диссертант подробно рассматривает под этим углом зрения структуру вахтанговского триединства, отмечая ее актуальность для современного театрального процесса.

По мнению диссертанта подобное нравственно-художественное объединение способно привести к созданию своеобразного культурного центра на основе театральной студии. Стать культурным центром и стремилась Третья Студия, где, по мысли Вахтангова, должны были быть организованы театральное каше, музей, литературное объединение и т.д. Всему этому развиться по объективным причинам не удаюсь, но сами стремление было импульсом естественного роста и развития студийного организма. Эта пока неосуществленная, но наиболее перспективная модель - огромное завоевание творческой мысли Вахтангова, это практический путь к синтезу иа-г/сстз, к новой культуре, нахождению методов активного преображения жизни посредством творческо-нразственного зоспитания человека, модель-не искусственная, но абсолютно органичная, рожденная на основе практического поиска Вахтангова, и з этой модели злдится диссертанту практическое развитие

вахтанговской злей о духовно-нравственно!: миссии искусства.

Второй раздел касается коллективно-трудовых аспектов вахтанговского воспитания. Изучая опыт Студенческой студии от самых первых ее шагов ("Усадьба Ланнных" - 1914 год), диссертант выделяет принцип самоуправления, который был положен Вахтанговым в основу коллективной лизни студии, и развивал соответственно инициативу, самостоятельность, коллективную ответственность.

Практически первым опытом сознательного совместного воспитания актеров, режиссеров, педагогов - т.е. комплексного театрального воспитания - явилось создание в студии Вахтангова своего педагогического (К.Котлубай, Ю.Завадский, А.Орочко, Б.Захава) и режиссерского классов (Ю.Завадский, Б.Захава, К.Котлубай, затем - Н.Горчаков, И.Раппопорт, Н.Яновский, С.Маргсдпн и др.). Б этом нашло свое выражение вахтанговское требование самостоятельности и инициативы ученика. Так практически создавалось вахтанговское триединство "школа-студшя-театр", рождавшееся из студии, которая как самостоятельный организм проходила естественные фазы своего развития и рождала новые формы своего существования.

Студийцы все делали своими руками. Это был еще один принцип вахтанговской педагогики, во многом воспринятый игл от Л.А.Сулержицкого и проверенный на опыте жизни Первой Студии.

Вахтангов на практике разрушает кастовость в театре, ло- •■ мает барьер между актером и бутафором, монтировщик сел, осветителем, гримером, проводя студийцев через все крути театрального дела. Демократизм, и всеобщая трудовая связь - были необходимостью в студии, которая: должна была, по мысли Вахтангова,

18.

стать для своих членов родным домом. Вахтангов учит относит к своему труду как к празднику, как к радостному созиданию жизни, одновременно воспитывая в учениках чувсвво гражданок ответственности своего труда. /В первые месяцы революции ст; дшпш играют свои спектакли для рабочих районов, реально во: щая идею народного театра/.

Третий раздел второй главы посвящен анализу индивидуа ных методов профессионального воспитания в студии Вахтангов; которые имеют непосредственное отношение к исследуемым в дш сертации этическим проблемам. Наряду с коллективной напразлс ностью воспитание в студии Вахтангова носило индивидуальный характер.

В своей педагогической и режиссерской практике Вахтангс всегда шел от индивидуальности актера. Это подтверждается высказываниями его учеников и анализом примеров из практики.

Этическим требованием педагогики Вахтангова Йыло требой ние постоянно учиться, совершенствоваться человечески'и'прга сионально. В своем творчестве он учит учеников идти во всем сущности'изображаемого явления, следуя утвержденной им лестн це вопросов "ради чего?" Сама студийность понимается Вахтанг вым как "сущность, ради которой и при помощи которой существует студая". Вахтангов учит постигать, существо образа, вскрывать темперамент от сущности.

Основная педагогическая задача - раскрытия. индивидуальности ученика и основное требование вахтанговской педагогики способность к самостоятельному творчеству - определяли те ме-

Евгений Вахтангов. !.1.:БТЭ, 1584 г., с.244.

тоды, которыми пользовался Вахтангов в своей педагогической практике.

Вахтангов стреляйся научить молодого артиста сознательно прибегать в своем творчестве к положениям системы Станиславского, он требует сознательного отношения актера к своему творчеству. Это качество воспитывает он в каждодневной работе над этюдами, используя зоспитание импровизацией как средство не только профессионального совершенствования, но и постижению личной ответственности актера за свой труд. Диссертант приходит к этому выводу на основе анализа примеров из педагогической практики Вахтангова.

Вахтангов использует различные методы воспитания, в том числе и постановку перед учеником сложной профессиональной задачи- технической или внутренней, психологической. Так на-щупываются пути к пробуждению в учениках актерской инициативы, творческой смелости. Всячески Вахтангов поощряет самостоятельные работы в студии.

Воспитывая в учениках постоянное стремление к новому, к завтрашнему достижению, Вахтангов сознательно использует этот • психологический рычаг в деле раскрепощения индивидуальности актера. Этот принцип вахтанговской педагогики совмещает в себе и этическую и художественную стороны, устремляя ученика по пути постоянного совершенствования.

Диссертант приходит к выводу, что в основу жизни Студии Вахтангова была положена следующая нравственно-художественная установка - гармоническое развитие каждого предполагает- ■Гвор- • ческий расцвет зсе^о коллектива; и наоборот - творческий-расцвет всего коллект.Иза-. предполагает раскрытие каждой актерской'

и человеческой индивидуальности. Этика студийности была еле ствием идейно-этических и нравственно-художественных воззр« Вахтангова, явилась синтезом утверждений коллективного нач; в театре к поиска путей раскрытия индивидуальности актера : воспитания человека-творпа. Нравственны:': поиск Вахтангова с делял и выбор средств воспитания, часть из которых была рас смотрена в данной главе.

Педагогика Вахтангова дала советскому театру целую пле выдающихся актеров и режиссеров, среди которых Ц.Мансурова, А.Орочко, Б.Пукин, Р.Сш.юнов, Б.Захава, Ю.Завадский, Н.Горч ков, А.Горюнов и многие дрзтие. По мнение диссертанта, чело веческий и театральный подвиг Вахтангова состоит в том, что на собственном опыте доказал возможность и необходимость создания новых творческих коллективов, объединенных единой нравственно-эстетической платформой. Его студия указала тот путь, по которому может проследовать любой молодой театраль коллектив, если он обладает наличием талантливого лидера, с мещаодего в себе режиссера и педагога, имеющего высокую эти: художественную позицию, способного увлечь за собой и воспит .группу молодежи, стремящейся к бескорыстному служению истин искусству.

В Заключении подводятся итоги исследования.

Мысля о Театре Будущего и делая практические попытки воспитания обновленного сознания в своих студийцах, Вахтанп приходит к пониманию истинной народности театрального искусства, особой гражданской ответственности художника в новой, советской России. Бму видались новые, грандиозные формы теа1: рального искусства. Новое-сознание, яркие мысли и чувства,

свободные от серы;:, буржуазных пережиза1п:й создадут, по его убеждению, новые, яркие, величественные театральные формы, где радость будет основой творческого союза зрителя, актера и всех творцов спектакля. Будущее театра виделось Вахтангову как создание театра общечеловеческого единства.

*

Пытаясь наметить пути к театру нового общества, Вахтангов искал новые способы театрального обучения и воспитания: Студия становится лабораторией. Развивая чувство коллективизма к ' способность к индивидуальному творчеству, Вахтангоз пытается достичь гармонии коллективного и индивидуального воспитания. Он хочет воспитывать сознательных творцов, служителей Общего Блага, и высокая этика творчества обретает у Вахтангова прикладной, практический характер, определяя эстетику создаваемых произведений.и способы воспитания молодых актеров и режиссеров.

Зто направление поиска Вахтангова, по мнению диссертанта, является необычайно актуальным.

К сожалению, пока еще не нашло должного теоретического и практического осмысления этическое наследие Вахтангова. . Диссертант выдвигает идею создания творческой лаборатории по освоению и освещению педагогического опыта Вахтангова при Театре имени Евг.Вахтангова и Театральном училище имени Б.2.Пекина. Подобная лаборатория могла бы, по мысли автора, опираясь на имеющийся фактический материал, более полно систематизировать наследие Евгения Богратионозича и попытаться опробовать на практике некоторые, наиболее соответствующие задача?.: современного театрального воспитания, методы студийного воспитания Вахтангова. Такая.лаборатория-студия моглз бы пройти стадии .' развития от небольшого; коллектива единомышленников .до культурного центра^'объединяющих^"представителей различных зпдов

искусств вокруг общей нравственно-идейной платформы. Оснозо подобного эксперимента монет стать практическое и теоретиче осмысление принципов Нового Театра, к которому стремился в своей театральной деятельности Вахтангов. Практический анал творческого, студийного опыта Е.Б.Вахтангова может весьма с. собствовать сегодняшни театральным поискам.

По теме диссертации опубликованы следукпие работы:

1. Вахтангов и некоторые проблемы современного студийного движения.// в сборнике : Актуальные проблемы развития культ и искусства в свете решений ХХУП съезда КПСС - Министерств' культуры СССР, ВНИИ Искусствознания, К.: 1988. - 0,3 а.л.

2. Этика художественного творчества в концепции Е.Б.Вахтанп Статья депонирована в НИО Кнформкультура Гос. Б-ки им В.И.Лс нина, 1989, '"2088 - 2,0 а.л.