автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этика В.С. Соловьева

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Кривова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этика В.С. Соловьева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кривова, Елена Владимировна

Введение.

Глава 1. Эволюция взглядов B.C. Соловьева и его нравственная философия.

1.1. «Этизирующая» тенденция жизни и творчества В л. Соловьева.

1.2. Идейно-теоретические истоки нравственной философии

B.C. Соловьева.

1.3. Понимание предмета этики.

1.4. Учение об основаниях нравственности.

1.5. Бог как безусловное начало нравственности.

Глава 2. Личность и общество — основное проблемное поле философско-этической концепции B.C. Соловьева.

2.1. Взаимосвязь личности и общества.

2.2. Историческое развитие лично-общественной жизни: род и отечество.

2.3. Историческое развитие лично-общественной жизни: стадии универсализма.

2.4. Связь различных общественных вопросов с нравственностью.

2.5. Идея «всеобщей организации нравственности».

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Кривова, Елена Владимировна

Актуальность исследования этики Владимира Сергеевича Соловьева — крупнейшего русского мыслителя XIX в. — определяется комплексом общественно-исторических и предметно-научных обстоятельств.

Во-первых, в условиях глобальных социальных изменений и вытекающих из них духовных коллизий и душевных катаклизмов, которыми насыщена современная эпоха, особое значение приобретают фундаментальные этические вопросы и категории морального сознания. Нынешняя Россия, сдерживая настроения катастрофизма, должна трезво проанализировать собственное прошлое, исторические предпосылки своего нравственного возрождения в настоящем и будущем. Одним из существенных интеллектуальных импульсов процесса социального выздоровления будет рассмотрение сквозь призму нашего сегодняшнего опыта весомых достижений философской этики. В связи с этим весьма полезным видится обращение к «воскрешенному» для отечественной широкой читательской аудитории в 80-е гг. XX столетия этическому учению Вл. Соловьева, которое благодаря своей тематической многогранности сможет привлечь внимание людей различных мировоззрений и послужить для них достойным жизненным ориентиром.

Во-вторых, в рамках мировой философской этики самостоятельная русско-европейская философско-этическая традиция еще не стала предметом глубокого систематического изучения. Нравственная концепция B.C. Соловьева, являющаяся вершиной закономерного этапа «метафизического поворота» в истории русской моралистики, так и не получила адекватного ей представления в профессиональной этической литературе. Пропагандистски заштампованная, изложенная с позиций враждебно-пренебрежительной критики или же неумеренно-восторженной апологетики, теория нравственности Соловьева зачастую остается не востребованной в современных этических дискуссиях. Оба этих подхода, несмотря на их внешнюю диаметральную противоположность, принципиальное расхождение оценочных векторов, объединяет внутренняя историческая и мировоззренческая ограниченность. И только беспристрастный взвешенный анализ нравственной философии русского мыслителя позволит определить истинный вклад Соловьева в сокровищницу мировой этической мысли.

Степень изученности проблемы. В настоящее время мы располагаем самой разноплановой отечественной и зарубежной исследовательской литературой, так или иначе касающейся этики Вл. Соловьева. Данные текстовые материалы условно могут быть сгруппированы следующим образом.

Рассматривая исследования русских ученых, важно заметить, что краткие характеристики соловьевских этических воззрений содержатся в фундаментальных историко-философских трудах В.В. Зеньковского (19481950) и Н.О. Лосского (1951)1.

Значительно большей информативностью по выбранной нами теме обладают классические соловьевоведческие работы преимущественно философско-биографического порядка. Речь идет о публикациях B.JI. Величко (1902), А.А. Никольского (1902), Э.Л. Радлова (1913), Е.Н. Трубецкого (1913), С.М. Соловьева (1922-1923), Д. Стремоухова (D. Stremooukhoff) (1935), К.В. Мочульского (1936), В.Ф. Асмуса (1994), А.Ф. Лосева (1983, 1990)2. Среди них оригинальностью и стройностью философской интерпретации выделяется указанная книга Лосева «Владимир Соловьев и его время», в которой, помимо критического обзора соловьевского «Оправдания добра», имеется специальное

1 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. - Т. 2. - Париж: YMCA-Press, 1950. - 544 е.; Лосский Н.О. История русской философии / Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

2 Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения / С прилож. рис. И.Е. Репина, портр. и факс. - 2-е изд. -СПб., 1903. [На обложке - 1904]. - 208 е.; Никольский А.А. Русский Ориген XIX века Вл.С. Соловьев. - СПб.: Наука, 2000. - 420 е.; Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. - СПб.: Изд-во «Образование», 1913. — 267 е.; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева: В 2 т. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1913. - Т. 1. - XVI + 631 е.; Т. 2. - IV + 415 е.; Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / Послесл. П.П. Гайденко; Подгот. текста И.Г. Вишневецкого. - М.: Республика, 1997. — 431 е.; Str£mooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. - Lausanne: Age d'Homme, 1975. - 351 p. -(Sophia); Мочульский K.B. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. - Париж: YMCA-Press, 1951. - 343 е.; Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 208 е.; Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. - М.: Мысль, 1983. - 208 с. - (Мыслители прошлого); он же. Владимир Соловьев и его время / Предисл. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мол. гвардия, 2000. - 613[11] е.: ил. - (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 782). приложение под заглавием «Этика. От социально-исторического утопизма к апокалиптике».

Отдельные грани интересующей диссертанта проблемы затрагиваются в ряде монографий, связанных с творчеством B.C. Соловьева, включая философско-этическую компаративистику. Яркими примерами здесь могут быть исследования Б.Н. Чичерина (1880) (ему, кстати, принадлежит хронологическое первенство в осмыслении соловьевской нравственной философии), Ал. Каэласа (1908), В.А. Кувакина (1988), В.В. Лазарева (1996, 2000), М.И. Ненашева (1999), С.Б. Роцинского (1999), Б.А. Глинского и О.В. Козловой (2001), В.И. Моисеева (2004)3. Последняя из названных работ представляет собой попытку нетривиального прочтения «Оправдания добра»: тщательный анализ текста сопровождается у автора логико-философской реконструкцией системы нравственного логоса Соловьева. Сама же нравственность понимается Моисеевым как выражение наиболее полного знания о бытии «субъектных онтологий» вообще, учение о законах мира-субъекта, составленного из различных субъектов-частей, вступающих между собой в многосложные онтологические отношения.

Весьма ценные рассуждения относительно соловьевских этических построений обнаруживаются в нравственно-философских произведениях современников мыслителя - к примеру, Н.Г. Дебольского (1886)4.

Необходимо упомянуть и эмоционально пестрые, однако, как правило, содержательно скудные полемические отклики на «Оправдание добра» в философской и литературной периодической печати: особенно любопытны

3 Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке [Разбор соч. Владимира Соловьева «Критика отвлеченных начал»]. - М.: Типография Мартынова и К°, 1880. - 191 е.; Каэлас Ал. Владимир Соловьев, как философ и моралист. - Калуга: Губернская Типо-Литография, 1908. - 32 е.; Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). - М.: Знание, 1988. - 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия»; № 8); Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант - Гегель - Вл. Соловьев. - М.: ИФ РАН, 1996. - 305 е.; он же. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. - М.: ИФ РАН,

2000. - 166 е.; Ненашев М.И. Концепции свободы в философии Владимира Соловьева. Монография. - Киров, 1999. - 248 е.; Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл. Соловьева. -М.: Изд-во РАГС, 1999. - 222 е.; Глинский Б.А., Козлова О.В. Свобода в мире Вл. Соловьева. - М.: Альтекс,

2001. - 247 е.; Моисеев В.И. Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. - М.: Едиториал УРСС, 2004.-400 с. разборы А. Волынского (1895), Апокрифа [Ф.Э. Шперка] (1897), Н.Я. Грота (1897), П.В. Мокиевского (1897), Б. Никольского (1897), Э.Л. Радлова (1897), Скрибы [Е.А. Соловьева] (1897), Б.Н. Чичерина (1897), Г.Ф. Шершеневича (1897), Н.А. Энгельгардта (1897), Н.Г. Городенского (1899), Ал.И. Введенского (1900)5.

Закономерный исследовательский интерес вызывают отдельные статьи в философских проблемных сборниках и журналах: М.М. Филиппова (1898), JI.M. Лопатина (1901), П.И. Новгородцева (1901), Волжского [А.С. Глинки] (1905, 1906), Э.Л. Радлова (1911), А.С. Ященко (1912), В. Чернова (1913), Н. Васильева (1914), Г.П. Федотова (1926), С.И. Гессена (1931), А.Н. Голубева (1978, 1991), А.В. Гулыги (1987, 1990), М.Г. Макарова (1992), П.П. Гайденко (1994), А.П. Козырева (1995), Б.Н. Бессонова, А.Н. Голубева, П.П. Степнова, Е.С. Леговой, К.Х. Делокарова, А.И. Ионова, С.Б. Роцинского в «Отечественной философии.» (1996), В.В. Бибихина (1998), А.Л. Алиевой (1999), Л.А. Когана (2000), Е.Б. Рашковского (2001)6; в материалах научных

4 Дебольский Н.Г. О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности. Критическое исследование. - СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1886. -1, 368 с.

5 Волынский А. Смысл войны. Из нравственной философии Влад.С. Соловьева («Нива». Ежемесячное приложение, № 7) [Рецензия] // Северный вестник. - 1895. - Сентябрь. - Отдел второй. - С. 62-63; Апокриф [Шперк Ф.Э.]. Ненужное оправдание. - Владимир Соловьев. Оправдание добра, нравственная философия. СПб. 1897 г. [Рецензия] // Новое время. - 1897. - 26 февраля (№ 7543). - С. 7; он же. Об «Оправдании добра» (Ответ А.С. Суворину) // Там же. - 3 марта (№ 7548). - С. 1; он же. Ответ г. Влад. Соловьеву // Там же. - 5 марта (№ 7550). - С. 7; Грот Н. Владимир Соловьев. Оправдание добра. Нравственная философия. СПб. 1897 г. (XXXI + 681). [Рецензия] // Вопросы философии и психологии. - 1897. - Кн. 36 (I). — С. 155-160 (2-я пагинация); Мокиевский П. «Добро» г. Владимира Соловьева. (Оправдание добра. Нравственная философия Владимира Соловьева. СПб. 1897) // Русское богатство. - 1897. - № 10. - С. 34-52 (2-я пагинация); Никольский Б. Оправдание добра. Нравственная философия Владимира Соловьева. СПб. 1897 [Рецензия] // Исторический вестник. - 1897. - Май. - С. 600-604; он же. Новые книги. Юридическая библиотека. № 14. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики Владимира Соловьева // Неделя. - 1897. - 27 апреля (№ 17). — С. 535-536; Радлов Э. Владимир Соловьев. Оправдание добра. Нравственная философия. СПб. 1897 [Рецензия] // Журнал Министерства народного просвещения. - 1897. — Ноябрь. - С. 233-243 (1-я пагинация); Скриба [Соловьев Е.А.]. Литературная хроника. «Оправдание добра» B.C. Соловьева // Новости и биржевая газета. — 1897. - 20 марта (№ 78). - С. 2-3; 27 марта (№ 85). - С. 2; Чичерин Б.Н. Несколько слов по поводу ответа г. Соловьева // Вопросы философии и психологии. — 1897. - Кн. 40 (V). - С. 772-779 (2-я пагинация); он же. О началах этики (По поводу книги Вл. Соловьева «Оправдание добра») // Там же. - 1897. - Кн. 39 (IV). - С. 586701; Шершеневич Г. По поводу книги Вл.С. Соловьева «Оправдание добра» II Вопросы философии и психологии. - 1897. - Кн. 38 (III). - С. 456-474; Энгельгардт Н. Проповедь отрезвления. «Оправдание добра» Вл. Соловьева // Неделя. - 1897. - 9 февраля (№ 6). - С. 182-185; 16 февраля (№ 7).-С. 211-215; 22 февраля (№ 8). - С. 239-243; Городенский Н. Нравственная философия Вл.С. Соловьева. (Оправдание добра. 2-е изд. 1899) // Богословский вестник. - 1899. - Февраль. — С. 287-321; Введенский Ал.И. Двусмысленное «оправдание» // Введенский Ал.И. На современные темы. - М., 1900. — С. 74-98.

6 Филиппов М. Судьбы русской философии: III. Этика В. Соловьева в его позднейших трудах. Стыдливость // Научное обозрение. - 1898. - № 9. - С. 1548-1571; Лопатин Л. Миросозерцание Вл. Соловьева // Вопросы философии и психологии. - 1901. - Кн. 56 (I). - С. 45-91; Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С. конференций и семинаров по творчеству B.C. Соловьева: «Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века.» (2000), «Владимир Сергеевич Соловьев и современность.» (2001), «Соловьевские исследования.» (2001 -)7; в изданиях церковно-богословской направленности:

A.А. Бронзова (1900, 1901), С.Д. Бабушкина (1905), А.В. Снегирева (1906), С.М. Зарина (1907), Ал. Беляева (1914), свящ. М. Смирнова (1991), И.Г. Федорова (2000)8; в очерках по истории и теории этики: В.П. Шкоринова (1973,

Соловьева // Вопросы философии и психологии. - 1901. -Кн. 56 (I). - С. 112-129; Волжский [Глинка А.С.]. Станислав Пшибышевский и Вл. Соловьев о смысле любви II Вопросы жизни. - 1905. - № 10-11. - С. 51-70; он же. Проблема зла у Соловьева // Вопросы религии. Вып. 1. - М., 1906. - С. 221-297; он же. Человек в философской системе Вл. Соловьева // Волжский. Из мира литературных исканий / Сб. статей. - СПб., 1906. -С. 1-20; Радлов Э. Учение Вл. Соловьева о свободе воли // Журнал Министерства народного просвещения. -1911. - Февраль. - С. 154-172 (2-я пагинация); Ященко А. Философия права Соловьева // Журнал Министерства народного просвещения. - 1912. - Ноябрь. - С. 112-152 (2-я пагинация); Чернов В. Сентиментальная этика и научная этика. Об этике Вл. Соловьева // Заветы. - 1913. - № 6. — С. 84-121; Васильев Н. Логический и исторический методы в этике. (Об этических системах Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева) // Сборник статей в честь Д.А. Корсакова. - Казань, 1914. - С. 449-457; Федотов Г.П. Об антихристовом добре // Путь: Орган русской религиозной мысли. - Книга 1 (1-VI) / (1925-1940). - 1926. - № 5. - Октябрь-ноябрь. - М.: Информ-Прогресс, 1992. - С. 580-588; Гессен С. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. Достоевского и

B. Соловьева // Современные записки. - Париж, 1931. - Т. XLV. - С. 271-305. - Т. XLVI. - С. 321-354; Голубев А.Н. Понятие личности в этике Владимира Соловьева// Вопросы философии. - 1978.-№ 3. - С. 125-136; он же. Владимир Соловьев о бесконечности личности // О человеческом в человеке. - М., 1991. - С. 327-343; Гулыга

A. Поиски абсолюта: к вопросу о милосердии, о котором напомнил Д. Гранин // Новый мир. - 1987. - № 10. - С. 245-253; он же. Владимир Соловьев и его духовные искания // Дальний Восток. - Хабаровск, 1990. - № 5. - С. 119-123; Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философские науки. - 1992. - № 2. - С. 74-88; Гайденко П.П. Человек и человечество в учении

B.C. Соловьева // Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 47-54; Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. - 1995. - № 7. - С. 59-78; Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - Выпуск XIX (Владимир Соловьев). -М.: РАГС, 1996. - 206 е.; Бибихин В.В. Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М.: ИФ РАН, 1998. - 71-95; Алиева А.Л. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 1999. - № 5. - С. 70-86; Коган Л.А. B.C. Соловьев и проблема свободы // История философии. -М.: ИФ РАН, 2000. - № 6. - С. 85-107; Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов // Вопросы философии. - 2001. - № 6. - С. 94-104.

7 Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века: Материалы Международной научной конференции. - Иваново, 2000. - 287 е.; Владимир Сергеевич Соловьев и современность: Сборник научных статей. - М.: ВЗФЭИ, 2001. - 165 е.; Соловьевские исследования: Периодический сборник научных трудов. -Иваново, 2001. - Выпуск 1.-236 е.; Выпуск 2. - 291 е.; Выпуск 3. - 163 е.; 2002. - Выпуск 5. - 294 е.; 2003. -Выпуск 6. - 288 е.; Выпуск 7. - 238 с.

8 Бронзов А. Памяти B.C. Соловьева. (Несколько слов об его этических воззрениях) // Христианское чтение, издаваемое при С.-Петербургской Духовной Академии. - СПб.: Типография А.П. Лопухина. - 1900. — Выпуск 11 (Ноябрь). - С. 752-803; он же. Нравственное богословие в России в течение XIX-го столетия. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1901. - [Извлечено из журнала «Христианское чтение» за 1901 г.]. - 349 е.; Бабушкин С.Д. Церковно-приходская община и земский собор. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1905. - IX + 298 е.; Снегирев А. Вл.С. Соловьев и его религиозно-нравственные идеалы // Вера и разум. - 1906. - № 17-18. - Сентябрь. - Кн. I. - С. 143-161; Кн. II. - С. 179-199; Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. — Т. 1. - Кн. I. — СПб.: Типо-Литография С.-Петербургской тюрьмы, 1907. - XXX + 388 е.; Беляев Ал. Происхождение и сущность нравственного сознания (по B.C. Соловьеву) // Вера и разум. - 1914. - № 16. - Август. - Кн. II. - С. 512-524; Смирнов М., свящ. Добро как правда. Этическая концепция В. Соловьева // Наука и религия. - М.: «Знание», 1991. - № 2. - С. 22-26; № 5. - С. 45-47; № 6. - С. 24-26, 40; Федоров И.Г. Владимир Соловьев и Православие. — М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000. - 112 с.

1976), О.С. Соиной (1990, 1991), В.Н. Денисова (1996)9. Останавливаясь на непосредственно этических публикациях, надо указать, что Шкоринов с позиций господствовавшей идеологии негативно оценивает исходные посылки и «слабые» стороны этики «главы русского мистического идеализма», пытается вскрыть ее «антинаучный» характер и «реакционный» социальный смысл. Философские эссе перестроечного периода Соиной, напротив, идейно свежи и полны энтузиазма «первооткрывателя» в теоретической рефлексии над «Оправданием добра». Еще сделаем акцент на том факте, что проблема личности на материале главного этического трактата Соловьева целенаправленно рассматривается в статьях Голубева10 и Денисова.

Наряду со вступительными словами и примечаниями к сочинениям Вл. Соловьева11, сжатые сведения о его нравственной концепции можно получить из статей в философских и этических словарях и разделов в учебных пособиях

1 О по философии и этике . Здесь отметим основательность работ В.Н. Назарова.

Следует также обозначить диссертации, относящиеся к заявленной проблеме, классифицировав их в зависимости от конкретно-научного подхода

9 Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. (Критич. анализ). - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1973. - 225 е.; он же. Этика «всеединства» Вл. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли. - М.: Наука, 1976. - С. 283-317; Соина О.С. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев (Философское эссе) (Из цикла «История этических учений»), — М.: Знание, 1990. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; № 12). — 63 е.; она же. «Оправдание добра» Вл. Соловьева (Опыт современного прочтения) // Освобождение духа / Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1991. - С. 187207; Денисов В.Н. Проблема личности в этике B.C. Соловьева // На рубеже эпох: Из истории русской этической мысли конца XIX-XX в. - Тамбов, 1996. - С. 90-99.

10 Обращение Голубева в 1978 г. именно к понятию личности в этике русского мыслителя продиктовано, по-видимому, выдвинутой на XXV съезде КПСС (1976) идеей «активной жизненной позиции личности» как актуальной тогда задачи нравственного воспитания.

11 См.: Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. I / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. СЛ. Кравца и др. - M.: Мысль, 1988. - 892, [2] е., 1 л. портр. - (Филос. наследие. Т. 104); Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия / Вступ. ст. A.H. Голубева и Л.В. Коноваловой. - М.: Республика, 1996. - 479 с. - (Б-ка этической мысли).

12 См., например: Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. - 740 с. с илл., I л. портр.; Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 656 е.; Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 е.; История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия XV - XX вв.). 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998. — 560 е.; История философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. - М.: Издательство «Феноменология - Герменевтика», 2001. - 328 е.; История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. — М.: Республика, 2001. — 639 е.; Очерк истории этики / Под ред. Б.А. Чагина и др. - М.: Мысль, 1969. - 430 е.; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 472 е.; Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М.: Гардарики, 1999. - 496 е.; История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - M.: Гардарики, 2003. — 911 с. на: историко-философские — Г.Д. Асанбаевой (1990), А.Н. Колетвинцева — 1 7

1991), JI.B. Мартеевой (2001), И.В. Явчуновской (2001) , религиоведческие (в данном случае - теоретико-атеистические) — Е.П. Рышкова (1968), Е.П. Корогодовой (1978)14, этические - M.G. Кирсанова (1986), Г.В. Паниной (1990), О.С. Пугачева (1993), С.А. Душиной (1998), Беккера Маттиаса (2002)15. Поскольку названия диссертаций Колетвинцева, Мартеевой и Рышкова визуально сопоставимы с темой нашего исследования, мы должны подчеркнуть, что цели и задачи этих работ не предполагают анализа теоретико-методологических особенностей этики B.C. Соловьева и ее моральных категорий. Кроме, того, тенденциозный тон диссертации Рышкова, как думается, не приемлем для уровня современных исследований. Собственно же этические, весьма квалифицированные труды по избранным вопросам данной темы едва ли позволяют составить о ней развернутое и целостное представление.

Что касается оказавшейся доступной для нас научной литературы иностранных авторов, то диссертантом учитываются наиболее авторитетные западные исследования на основных европейских языках. Из обстоятельных работ по истории русской философии, в которых воспроизводятся философско-этические установки Соловьева, можно назвать следующие: Т.Г. Масарика

13 Асанбаева Г.Д. Гуманизм этики Вл. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. - М., 1990. - 174 е.; Колетвинцев А.Н. Философия нравственности Вл. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. - М., 1991. - 204 е.; Мартеева Л.В. Моральная концепция Вл. Соловьева: историко-философский анализ: Дис. . канд. филос. наук. — M., 2001. -129 е.; Явчуновская И.В. Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии B.C. Соловьева: Дис. канд. филос. наук. - М., 2001.- 136 с.

14 Рышков Е.П. Критика религиозно-нравственного учения Вл.С. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. - М., 1968. - 225 е.; Корогодова Е.П. Сущность концепции «оправдание добра» в метафизике «всеединства» Вл. Соловьева (Критический анализ теодицеи): Дис. канд. филос. наук. - М., 1978. - 166 с.

15 Кирсанов М.С. Оправдание добра и зла в этике Вл. Соловьева (Критический анализ): Дис. . канд. филос. наук. - М., 1986. - 139 е.; Панина Г.В. Понятие моральной личности в русской идеалистической философии конца XIX - начала XX века: Дис. . канд. филос. наук. - М., 1990. - 151 е.; Пугачев О.С. Проблема нравственных абсолютов в этическом учении B.C. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. — М., 1993. — 149 е.; Душина С.А. Проблема нравственного идеала в философии B.C. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. - СПб., 1998. - 128 е.; Беккер Маттиас. Начала нравственной философии в «Оправдании добра» Владимира Соловьева: Дис. канд. филос. наук. - СПб., 2002. - 125 с.

Th.G. Masaryk) (1919), А. Валицки (A. Walicki) (1980), Ф. Коплстона (F. Copleston) (1986)16.

Частные аспекты интересующей нас темы рельефно высвечиваются при сравнительном анализе убеждений Соловьева и представителей западной философии. К такого рода публикациям относятся книги X. Дама (Н. Dahm) (1971), А. Безансона (A. Besan9on) (1985)17.

В монографиях по соловьевскому творчеству М. д'Эрбиньи (М. d'Herbigny) (1909), К. Амброзаитиса (К. Ambrozaitis) (1920), Г. Закке (Sacke G.) (1929), Л. Мюллера (L. Miiller) (1956), Е. Мюнцера (Е. Munzer) (1956), Э. Глума (Е. Klum) (1965), Г.Г. Гентцеля (Н.Н. Gantzel) (1968), Ж. Рюппа (J. Rupp) (1975), М. Георг (М. George) (1988), Дж. Саттона (J. Sutton) (1988), П.Н. Ваге (P.N. Waage) (1988)18, раскрывающих широкий спектр философско-религиозной проблематики первоисточников, этические вопросы излагаются в объеме, который необходим для прояснения магистральной идеи каждой конкретной книги.

Бесспорным вкладом в разработку данной темы являются исследования таких зарубежных специалистов, как Л. Венцлер (L. Wenzler) (1978), Г.

16 Masaryk Th.G. The spirit of Russia. Studies in history, literature and philosophy / By Th.G. Masaryk. Transl. from the German original by Eden and Cedar Paul. Vol. 1-2. - London: G. Allen & Unwin Ltd.; New York: The Macmillan CO, 1919. - Vol. 2. - 585 p.; Walicki A. History of Russian Thought: From the Enlightenment to Marxism. - Stanford Univ. press, 1979; Copleston Fr.C. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev / By Fr.C. Copleston. -Tunbridge Wells (Kent): Search press; Notre Dame (Ind.): University of Notre Dame press, 1986. - X, 445 p.

17 Dahm H. Vladimir Solov'ev und Max Scheler. Ein Beitrag zur Geschichte der Phanomenologie im Versuch einer vergleichenden Interpretation. - Miinchen-Salzburg: Anton Pustet, 1971. - 468 S.; Besan^on A. La falsification du Bien: Soloviev et Orwell / A. Besan?on. - Paris: Julliard, 1985. - 222 p.

18 Herbigny M.d'. Un Newman russe: Vladimir Soloviev (1853-1900). - Paris: Beaucheshe Par M. d'Herbigny, 1911. -XVI, 336 p, front, portr.; Ambrozaitis K. Die Staatslehre Wl. Solowjews / Bearb. von Dr. K. Ambrozaitis. - Paderborn, Sch6ningh, 1927. - 111 S.; Sacke G. W.S. Solowjews Geschichtsphilosophie: Ein Beitrag zur Charakteristik der russischen Weltanschauung / Von G. Sacke. - Berlin, KOnigsberg Pr.: Ost-Europa Verl., 1929. - XVI, 138 S. - (Quellen u. Aufsatze zur russ. Geschichte; Bd. 9); Mtiller L. Das religionsphilosophische System Vladimir Solovjevs. — Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1956. - 78 S.; Munzer E. Solovyev - Prophet of Russian-Western unity / By E. Munzer. -New York: Philosophical library, 1956. - VI, 154 p.; Klum E. Natur, Kunst und Liebe in der Philosophie Vladimir Solov'evs. Erne religionsphilosophische Untersuchung. Vorrede von F. Stepun. - Miinchen: Verlag Otto Sagner, 1965.

- 333 S. - (Slavistische Beitrage. Band 14); Gantzel H.H. Wladimir Solowjows Rechtsphilosophie auf der Grundlage der Sittlichkeit. - Frankfurt a/M: Vittorio Klostermann, 1968. - 312 S. - (Juristische Abhandlungen. Band VIII); Rupp J. Message eccldsial de Solowiew: Presage et illustration de Vatican II / J. Rupp. - Paris: Lethielleux, Bruxelles: Vie avec Dieu, 1975. - XVIII, 603 p.; George M. Mystische und religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov'evs I M. George. - G6ttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, Cop. 1988. - 384 S. - (Forschungen zur systematischen u. 5kumenischen Theologie; Bd. 54); Sutton J. The religious philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment.

- Basingstoke (Hants.); London: Macmillan press, 1988. - XV, 247 p. - (Libr. of philosophy a. religion); Waage P.N. Der unsichtbare Kontinent: Wladimir Solowjow - der Denker Europas / P.N. Waage. [Aus d. Norweg. Qbers. von Taja Gut], - Stuttgart: Verl. Freies Geistesleben, 1988. - 340 S.

Гляйкснер (Н. Gleixner) (1987)19. Венцлер вполне корректно передает общий ход мыслей Соловьева, но при этом демонстрирует некритическое отношение к авторской терминологии. Его книга содержит превосходную библиографию, включающую изданные произведения русского философа и литературу о нем. В исследовании Гляйкснера рассматриваются социально-этические концепции политики, разбирается проблема соотношения политики и нравственности, поднимаются вопросы политической этики. Считая нравственность определяющей особенностью философского мировоззрения Вл. Соловьева, Гляйкснер трактует его политическую этику как личностно-общественный универсализм.

Ряд нравственно-философских моментов соловьевского творчества фиксируется в статьях (на русском языке) П.Ч. Бори (1990), Р.А. Пула (1990), А. Валицкого (1991)20.

Если в диссертациях Й. Мадея (J. Madey) (1961) и Р. Мейера (R. Meier) (1969) рассуждениям об этике мыслителя отводятся очень немногочисленные пассажи, то исследование Бр. Вембриса (Br. Wembris) (1973) полностью посвящается скрупулезному текстологическому анализу изданий «Оправдания добра».

Приведенный обзор отечественной и зарубежной литературы по теме диссертационного исследования позволяет заключить, что на сегодняшний день практически отсутствуют специальные работы по этике Соловьева в целом. Для большинства перечисленных публикаций характерна одна из двух

19 Wenzler L. Die Freiheit und das BOse nach Vladimir Solov'ev / L. Wenzler. - Freiburg; Miinchen: Verlag Karl Alber, Cop. 1978. - 463 S. (Symp.: Philos. Schr.-R.; 59); Gleixner H. Vladimir Solov'evs Konzeption vom Verhaltnis zwischen Politik und Sittlichkeit: System einer sozialen und politischen Ethik / H. Gleixner. - Frankfurt a.M. etc.: Peter Lang, 1987. - X, 350 S. - (Regensburger Studien zur Theologie / Hrsg. von den Prof. Dr. Franz Mussner et al; Bd. 11).

20 Бори П.Ч. Новое прочтение «Трех разговоров» и повести об антихристе Вл. Соловьева, конфликт двух универсализмов // Вопросы философии. — 1990. - № 9. - С. 27-36; Пул Р. Зло и свобода: критерии русской исключительности (Ф. Достоевский и Вл. Соловьев) // Общественные науки. - М.: Наука, 1990. - № 6. - С. 192206; Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. -1991.-№8.-С. 25-40.

21 Madey J. Wladimir Sergejewitsch Solowjew und seine Lehre von der Weltseele. - Inaug.-Diss. . vorgelegt von J. Madey. - Diisseldorf, 1961. - II, 233 S.; Meier R. Philosophie. Abstrakte Prinzipien und integrales Wissen in den Fruhschriften Vladimir Solov'eves. - Inaug.-Diss. . vorgelegt von R. Meier. - Mtinster, 1969. - 218 S.; Wembris Br. Der russische Text der «Rechtfertigung des Guten» («Opravdanie dobra») von Vladimir Solov'ev. - Diss. . vorgelegt von Br. Wembris. - Tubingen, 1973. - 258 S. крайностей: либо слишком узкая направленность теоретического поиска, либо чрезмерно общий взгляд на проблему. Этическая концепция Соловьева обычно описывается в историко-философском ракурсе, служа, таким образом, лишь дополнительным средством раскрытия иных авторских философских идей. Нередко встречается односторонне-предубежденное отношение к данной теме и обусловленное им аксиоматическое утрирование некоторых ее компонентов. Итак, мы можем отметить назревшую в этической науке необходимость более полного, комплексного, а также внеконъюнктурного осмысления соловьевской философской этики.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы предложить целостный анализ этики Соловьева под углом зрения соотношения личности и общества как ее основного проблемного поля.

В соответствии с этой установкой выдвигаются особые научные задачи, которые можно разделить на два содержательных блока:

I. Эволюция взглядов B.C. Соловьева и его нравственная философия: обозначение «этизирующей» тенденции жизни и творчества русского мыслителя; выявление идейно-теоретических истоков нравственной философии Соловьева; анализ предмета его этики; реконструкция учения об основаниях нравственности; исследование соловьевского безусловного начала нравственности.

II. Личность и общество — основное проблемное поле философско-этической концепции Соловьева: рассмотрение взаимосвязи личности и общества; описание исторического развития лично-общественной жизни (род и отечество; стадии универсализма); изучение связи различных общественных вопросов с нравственностью; оценка идеи «всеобщей организации нравственности».

Объектом исследования является философское творчество Вл. Соловьева. Предмет исследования - этика русского мыслителя.

Текстовыми источниками диссертации служат работы Соловьева, включенные в «Собрание сочинений в 10 т.», - прежде всего фундаментальный труд по теории морали «Оправдание добра. Нравственная философия» и другие произведения, содержащие философско-этическую проблематику22.

Методология работы. В качестве исходного методологического ориентира диссертационного исследования избраны общенаучные принципы объективности и полноты в изложении материала, а также принцип единства логического и исторического. Данная работа выполняется на основе системного подхода, который дает возможность проследить функциональное взаимодействие между собой отдельных элементов внутри соловьевской теории нравственности. Диссертант активно применяет методы текстологического анализа, индукции и дедукции, историко-этической компаративистики; кроме того, использует излюбленные приемы методологического арсенала самого Соловьева, в частности, диалектический метод.

Научная новизна диссертации заключается в том, что настоящая работа представляет собой первое в отечественной этической литературе обобщающее исследование по этике B.C. Соловьева, направленное на выявление ее теоретического богатства и поиск в ней современных предметных решений.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования выражается в восполнении того пробела в изучении творчества Вл. Соловьева,

22 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 т. / Под ред. и с примеч. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. 8. СПб.: Просвещение, 1913.

Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) // Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. СПб., 1911.

Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. СПб., 1911. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. СПб., 1911. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. СПб., 1912. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. СПб., 1912. Соловьев B.C. Духовные основы жизни// Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. СПб., 1912. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. СПб., 1912. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Собрание сочинений в 10 т. Т. 5. СПб., 1912. Соловьев B.C. Смысл любви /У Собрание сочинений в 10 т. Т. 7. СПб., 1912. Соловьев B.C. Право и нравственность // Собрание сочинений в 10 т. Т. 8. СПб., 1913. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Собрание сочинений в 10 т. Т. 9. СПб., 1913.

Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. СПб., 1914; и др. который связан со специальным и всесторонним рассмотрением его этики. Материалы работы и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в научных исследованиях по русской этической мысли и общетеоретическим проблемам личности и общества, в современных дискуссиях по вопросам морали, а также для самообразования — всеми интересующимися отечественной нравственной культурой. В педагогической деятельности результаты диссертации могут найти свое применение в общих и специальных курсах истории и теории этики, истории русской философии, философии религии.

Апробация работы. Автором были сделаны доклады по теме диссертационного исследования на нескольких конференциях: VIII-XII Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001-2005), Международной научно-практической конференции «XXI век: Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003), днях творчества студентов и аспирантов философского факультета, научно-исследовательских семинарах. Основные идеи данной работы нашли отражение в девяти публикациях диссертанта. Диссертация обсуждалась на кафедре этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и была рекомендована к защите.

Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этика В.С. Соловьева"

Заключение

Этика B.C. Соловьева оптимистична по своему духу. Она противостоит концепциям пессимизма и негативизма - западным философско-этическим опытам XIX в., которым суждено было оказать существенное влияние на последующее развитие западноевропейской этики. Соловьевская нравственная теория, в общем и целом, остается верной основным эпистемологическим установкам и гуманистическому пафосу классической философской этики. Тем самым она задает отечественной этике свою собственную (альтернативную по сравнению с западной) линию развития. Это Соловьеву удалось сделать за счет оживления «умершего» (убитого философами) Бога, возвращения к традициям религиозной философии. Характерной особенностью его этики, как и философии в целом, является стремление к синтезу — Канта с Гегелем, науки с религией, православия с католицизмом и т.д., и в рамках этого стремления — синтез этического абсолютизма с историзмом. Этим, возможно, в решающей степени объясняется тот существенный и судьбоносный для отечественной философской традиции факт, что мировоззрение мыслителя имело религиозную направленность. Загадка, заданная его творчеством, состоит в следующем: обязательно ли философия, чтобы быть нравственной, должна в то же время стать религиозной? Религиозно-философская этика Вл. Соловьева есть продукт Нового времени — эпохи Просвещения (в кантовском смысле этого понятия), эпохи торжества научного взгляда. И это получило свое выражение в том, что основой, стержнем, определяющим структуру его этического учения, стало отношение «личность — общество».

Таким образом, соловьевская этика — богатейшая тема для исследований. Перечислим конкретные результаты данной диссертации:

1. Автором впервые раскрывается этизирующая тенденция жизни и творчества Соловьева. Показывается, что его этика, в отличие от наметившегося иррационализма в западной философии, ориентирована на единство рационального мышления и индивидуально-ответственного поведения.

2. Обосновывается принципиальная новизна в подходе к предмету этики, которая рассматривается как наука не о морали вообще, а о добре во взаимосвязи с нравственным смыслом жизни. Такое понимание более органично выражает единство теоретического и нормативного содержания этики.

3. Впервые дается рассмотрение этики Вл. Соловьева сквозь призму отношения «личность — общество». Это отношение интерпретировано как системообразующая основа и идейная доминанта этических построений философа.

4. В работе выявляется своеобразие соловьевского понимания таких общественных вопросов, как национальный, уголовный, экономический, правовой, военный, в их корреляции с областью нравственности.

5. Разбирается идея «всеобщей организации нравственности», которая, наряду с идеями «научного» обоснования этики К.Д. Кавелина и «этического мировоззрения» Л.М. Лопатина, существенно повлияла на содержание русской философско-этической традиции XX в.

 

Список научной литературыКривова, Елена Владимировна, диссертация по теме "Этика"

1. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 т. / Под ред. и с примеч. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. - СПб.: Просвещение, 1911-1914.

2. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - (Филос. наследие. Т. 104, 105).

3. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. / Вступ. ст. В.Ф. Асмуса. Сост. и подгот. текста Н.В. Котрелева. Примеч. Н.В. Котрелева и Е.Б. Рашковского. М.: Правда, 1989. - (Приложение к журналу «Вопросы философии»).

4. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия / Вступ. ст. А.Н. Голубева и Л.В. Коноваловой. М.: Республика, 1996. - 479 с. - (Б-ка этической мысли).

5. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука (Сиб. отделение), 1990. — 154 с.

6. Алиева А.Л. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 1999.-№5.-С. 70-86.

7. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М.: ИФ РАН, 1995. 348 с.

8. Асанбаева Г.Д. Гуманизм этики Вл. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. -М., 1990. 174 с.

9. Ю.Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 208 с.

10. Бабушкин С.Д. Церковно-приходская община и земский собор. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1905. - IX + 298 с.

11. Беккер Маттиас. Начала нравственной философии в «Оправдании добра» Владимира Соловьева: Дис. канд. филос. наук. СПб., 2002. - 125 с.

12. Беляев Ал. Происхождение и сущность нравственного сознания (по B.C. Соловьеву) // Вера и разум. 1914. - № 16. - Август. - Кн. II. - С. 512-524.

13. Бибихин В.В. Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.: ИФ РАН, 1998.-71-95.

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское Библейское Общество, 1998. 1376 с.

15. Бори П.Ч. Новое прочтение «Трех разговоров» и повести об антихристе Вл. Соловьева, конфликт двух универсализмов // Вопросы философии. — 1990. — № 9. С. 27-36.

16. Бронзов А. Нравственное богословие в России в течение XIX-го столетия. -СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1901. — Извлечено из журнала «Христианское чтение» за 1901 г.. 349 с.

17. Бронзов А. Памяти B.C. Соловьева. (Несколько слов об его этических воззрениях) // Христианское чтение, издаваемое при С.-Петербургской Духовной Академии. СПб.: Типография А.П. Лопухина. - 1900. - Выпуск 11 (Ноябрь).-С. 752-803.

18. Валицки А. Владимир Соловьев: религиозная философия и возникновение «нового либерализма» // Символ. 1998 (Июль). - № 29.

19. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века // Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С. 25-40.

20. Васильев Н. Логический и исторический методы в этике. (Об этических системах Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева) // Сборник статей в честь Д.А. Корсакова. Казань, 1914. - С. 449-457.

21. Введенский Ал.И. Двусмысленное «оправдание» // Введенский Ал.И. На современные темы. М., 1900. - С. 74-98.

22. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения / С прилож. рис. И.Е. Репина, портр. и факс. 2-е изд. - СПб., 1903. На обложке - 1904. - 208 с.

23. Владимир Сергеевич Соловьев и современность: Сборник научных статей. М.: ВЗФЭИ, 2001. - 165 с.

24. Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева / Отв. ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Го ди; Сост. Е.А. Тахо-Годи.; Науч. совет «История мировой культуры». — М.: Наука, 2005. 631 с. - (Лосевские чтения).

25. Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века: Материалы Международной научной конференции. Иваново, 2000. — 287 с.

26. Волжский Глинка А.С.; Проблема зла у Соловьева // Вопросы религии. Вып. 1.-М., 1906.-С. 221-297.

27. Волжский Глинка А.С.. Станислав Пшибышевский и Вл. Соловьев о смысле любви // Вопросы жизни. 1905. - № 10-11. - С. 51-70.

28. Волжский Глинка А.С.. Человек в философской системе Вл. Соловьева // Волжский. Из мира литературных исканий / Сб. статей. СПб., 1906. — С. 120.

29. Волынский А. Смысл войны. Из нравственной философии Влад.С. Соловьева («Нива». Ежемесячное приложение, № 7) Рецензия. // Северный вестник. 1895. - Сентябрь. - Отдел второй. - С. 62-63.

30. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 47-54.

31. Гессен С. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. Достоевского и В. Соловьева // Современные записки. — Париж, 1931. — Т. XLV. С. 271-305. - Т. XLVI. - С. 321-354.

32. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности. — М.: «Аграф», 1998.-416 с.

33. Глинский Б.А., Козлова О.В. Свобода в мире Вл. Соловьева. М:: Альтекс, 2001.-247 с.

34. Голубев А.Н. Владимир Соловьев о бесконечности личности; // О человеческом в человеке. М., 1991. — С. 327-343.

35. Голубев А.Н. Понятие личности в этике Владимира Соловьева // Вопросы философии. 1978.-№3. е. 125-136.

36. Городенский Н. Нравственная философия Вл.С. Соловьева. (Оправдание добра. 2-е изд. 1899) // Богословский вестник. — 1899. — Февраль. — С. 287321.

37. Грот Н. Владимир Соловьев. Оправдание добра. Нравственная философия. СПб. 1897 г. (XXXI + 681). Рецензия. // Вопросы философии и психологии. 1897. - Кн. 36 (I). - С. 155-160 (2-я пагинация).

38. Гулыга А. Владимир Соловьев и его духовные искания // Дальний Восток. — Хабаровск, 1990.- №5. -С. 119-123.

39. Гулыга А. Поиски абсолюта: к вопросу о милосердии, о котором напомнил Д. Гранин // Новый мир. 1987. - № 10. - С. 245-253.

40. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

41. Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. — 2001.-№ 5.-С. 3-32.

42. Дебольский Н.Г. О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности. Критическое исследование. — СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1886. -1, 368 с.

43. Денисов В.Н. Проблема личности в этике B.C. Соловьева // На рубеже эпох: Из истории русской этической мысли конца XIX-XX в. Тамбов, 1996. - С. 90-99.

44. Душина С.А. Проблема нравственного идеала в философии B.C. Соловьева: Дисканд. филос. наук. СПб., 1998. - 128 с.

45. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. — Ч. I. — СПб.: Алетейя, 2000. 415 с.

46. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. - Кн. I. -СПб.: Типо-Литография С.-Петербургской тюрьмы, 1907. - XXX + 388 с.

47. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. — Т. 2. — Париж: YMCA-Press, 1950.-544 с.

48. Иванов Вс. Философия Владимира Соловьева. Харбин, 1931. - 18 с. -(Оттиск из газ. «Русское слово», май 1931 г.).

49. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. - 639 с.

50. История философии: Запад Россия — Восток (книга вторая: Философия XV - XX вв.). - 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998.-560 с.

51. История философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. — М.: Издательство «Феноменология — Герменевтика», 2001.-328 с.

52. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

53. Каэлас Ал. Владимир Соловьев, как философ и моралист. Калуга: Губернская Типо-Литография, 1908. — 32 с.

54. Кирсанов М.С. Оправдание добра и зла в этике В л. Соловьева (Критический анализ): Дис. . канд. филос. наук. М., 1986. - 139 с.

55. Коган Л.А. B.C. Соловьев и проблема свободы // История философии. — М.: ИФ РАН, 2000. № 6. - С. 85-107.

56. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. — № 7. — С. 59-78.

57. Колетвинцев А.Н. Философия нравственности Вл. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. -М., 1991. -204 с.

58. Корогодова Е.П. Сущность концепции «оправдание добра» в метафизике «всеединства» Вл. Соловьева (Критический анализ теодицеи): Дис. . канд. филос. наук. М., 1978. - 166 с.

59. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, 1988. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия»; № 8).

60. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант Гегель - Вл. Соловьев. - М.: ИФ РАН, 1996. - 305 с.

61. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М.: ИФ РАН, 2000. - 166 с.

62. Лопатин Л. Миросозерцание В л. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1901. - Кн. 56 (I). - С. 45-91.

63. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М.: Мысль, 1983. - 208 с. - (Мыслители прошлого).

64. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время / Предисл. А.А. Тахо-Годи. — М:: Мол. гвардия, 2000. 61311. е.: ил. - (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 782).

65. Лосский Н.О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

66. Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философские науки. 1992. — № 2. — С. 74-88.

67. Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. Монография. М.: Прометей, 1998. — 242 с.

68. Мартеева JI.B. Моральная концепция Вл. Соловьева: историко-философский анализ: Дис. . канд. филос. наук. -М., 2001. — 129 с.

69. Моисеев В.И. Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 400 с.

70. Мокиевский П. «Добро» г. Владимира Соловьева. (Оправдание добра. Нравственная философия Владимира Соловьева. СПб. 1897) // Русское богатство. — 1897. — № 10. С. 34-52 (2-я пагинация).

71. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж: YMCA-Press, 1951.-343 с.

72. Ненашев М.И. Концепции свободы в философии Владимира Соловьева. Монография. Киров, 1999. - 248 с.

73. Никольский А.А. Русский Ориген XIX века Вл.С. Соловьев. СПб.: Наука, 2000. - 420 с.

74. Никольский Б. Новые книги. Юридическая библиотека. № 14. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики Владимира Соловьева // Неделя. 1897. - 27 апреля (№ 17). - С. 535-536.

75. Никольский Б. Оправдание добра. Нравственная философия Владимира Соловьева. СПб. 1897 Рецензия. // Исторический вестник. 1897. — Май. -С. 600-604.

76. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1901. -Кн. 56 (I). - С. 112-129.

77. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. -Выпуск XIX (Владимир Соловьев). М.: РАГС, 1996. - 206 с.

78. Очерк истории этики / Под ред. Б.А. Чагина и др. М.: Мысль, 1969. — 430 с.

79. Панина Г.В. Понятие моральной личности в русской идеалистической философии конца XIX начала XX века: Дис. . канд. филос. наук. — М., 1990.- 151 с.

80. Пугачев О.С. Проблема нравственных абсолютов в этическом учении B.C. Соловьева: Дис. канд. филос. наук. -М., 1993. 149 с.

81. Пугачев О.С. Проблема бессмертия в русской религиозной философии конца XIX начала XX вв.: Дис. . докт. филос. наук. - М., 2000. - 415 с.

82. Пул Р. Зло и свобода: критерии русской исключительности (Ф. Достоевский и Вл. Соловьев) // Общественные науки. —М.: Наука, 1990. — № 6. С. 192206.

83. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб.: Изд-во «Образование», 1913. - 267 с.

84. Радлов Э. Владимир Соловьев. Оправдание добра. Нравственная философия. СПб. 1897 Рецензия. // Журнал Министерства народного просвещения. 1897. - Ноябрь. - С. 233-243 (1-я пагинация).

85. Радлов Э. Учение Вл. Соловьева о свободе воли // Журнал Министерства народного просвещения. — 1911. — Февраль. С. 154-172 (2-я пагинация).

86. Рашковский Е.Б. Современное м1рознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. — 1997.-№6. -С. 92-106.

87. Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов // Вопросы философии. 2001. - № 6. - С. 94-104.

88. Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл. Соловьева. М.: Изд-во РАГС, 1999. - 222 с.

89. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. М.: ТЕРРА -Книжный клуб; Республика, 1999. — 656 с.

90. Рышков Е.П. Критика религиозно-нравственного учения Вл.С. Соловьева: Дис. . канд. филос. наук. М., 1968. — 225 с.

91. Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994. 208 с.

92. Скриба Соловьев Е.А.. Литературная хроника. «Оправдание добра» B.C. Соловьева // Новости и биржевая газета. — 1897. — 20 марта (№ 78). — С. 2-3; 27 марта (№ 85). С. 2.

93. Смирнов М., свящ. Добро как правда. Этическая концепция В. Соловьева // Наука и религия. М.: «Знание», 1991. - № 2. - С. 22-26; № 5. - С. 45-47; № 6.-С. 24-26, 40.

94. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и примеч. Н.К. Гаврюшина. — М.: Издательская группа «Прогресс — Культура», 1994. 592 е., илл. (Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Вып. II).

95. Снегирев А. Вл.С. Соловьев и его религиозно-нравственные идеалы // Вера и разум. 1906. - № 17-18. - Сентябрь. - Кн. I. - С. 143-161; Кн. II. - С. 179199.

96. Соина О.С. «Оправдание добра» Вл. Соловьева (Опыт современного прочтения) // Освобождение духа / Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. — М.: Политиздат, 1991. С. 187-207.

97. Соина О.С. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев (Философское эссе) (Из цикла «История этических учений»). М.: Знание, 1990. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; № 12). -63 с.

98. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / Послесл. П.П. Гайденко; Подгот. текста И.Г. Вишневецкого. — М.: Республика, 1997. 431 с.

99. Соловьевские исследования: Периодический сборник научных трудов. — Иваново, 2001. Выпуск 1. — 236 е.; Выпуск 2. — 291 е.; Выпуск 3. — 163 е.; 2002. - Выпуск 5. - 294 е.; 2003. - Выпуск 6. - 288 е.; Выпуск 7. - 238 с.

100. Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000 г. — М.: Издательство «Феноменология — Герменевтика», 2001. — VI + 516 с.

101. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева: В 2 т. — М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1913. Т. 1. — XVI + 631 е.; Т. 2.-IV+ 415 с.

102. Фараджев К.В. Владимир Соловьев: мифология образа. — М.: «Аграф», 2000.-160 с.

103. Федотов Г.П. Об антихристовом добре // Путь: Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (I-VI) / (1925-1940). - 1926. - № 5. - Октябрь-ноябрь. - М.: Информ-Прогресс, 1992. - С. 580-588.

104. Федоров И.Г. Владимир Соловьев и Православие. — М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000. —112 с.

105. Филиппов М. Судьбы русской философии: III. Этика В. Соловьева в его позднейших трудах. Стыдливость // Научное обозрение. — 1898. — № 9. — С. 1548-1571.

106. Философская энциклопедия. М., 1970. - Т. 5. - 740 с. с илл., Гл. портр.

107. Чернов В. Сентиментальная этика и научная этика. Об этике Вл. Соловьева// Заветы. 1913. -№ 6. - С. 84-121.

108. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке Разбор соч. Владимира Соловьева «Критика отвлеченных начал». М.: Типография Мартынова и К°, 1880. -191с.

109. Чичерин Б.Н. Несколько слов по поводу ответа г. Соловьева // Вопросы * философии и психологии. 1897. - Кн. 40 (V). - С. 772-779 (2-я пагинация).

110. Чичерин Б.Н. О началах этики (По поводу книги Вл. Соловьева «Оправдание добра») // Вопросы философии и психологии. 1897. — Кн. 39 (IV).-С. 586-701.

111. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 576 с.

112. Шершеневич Г. По поводу книги Вл.С. Соловьева «Оправдание добра» // Вопросы философии и психологии. 1897: - Кн. 38 (III). - С. 456-474.

113. Шкоринов В.П. Этика «всеединства» Вл. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли. — М.: Наука, 1976. С. 283-317.

114. Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. (Критич. анализ). -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1973. -225 с.

115. Энгельгардт Н. Проповедь отрезвления. «Оправдание добра» Вл. Соловьева // Неделя. — 1897. — 9 февраля (№ 6). — С. 182-185; 16 февраля (№ 7). С. 211-215; 22 февраля (№ 8). - С. 239-243.

116. Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и E.JI. Дубко. -М.: Гардарики, 1999. 496 с.

117. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. 671 с.

118. Явчуновская И.В. Идея совершенства и проблема совершенствования внравственной философии B.C. Соловьева: Дисканд. филос. наук. М.,2001.- 136 с.

119. Ященко А. Философия права Соловьева // Журнал Министерства народного просвещения. 1912. — Ноябрь. — С. 112-152 (2-я пагинация).

120. Ambrozaitis К. Die Staatslehre Wl. Solowjews / Bearb. von Dr. K. Ambrozaitis.-Paderborn, Schoningh, 1927. Ill Si

121. Besan9on A. La falsification du Bien: Soloviev et Orwell / A. Besanfon. — Paris: Julliard, 1985. -222 p.

122. Copleston Fr.C. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev / By Fr.C. Copleston. Tunbridge Wells (Kent): Search press; Notre Dame (Ind.): University of Notre Dame press, 1986. - X, 445 p.

123. Dahm H. Vladimir Solov'ev und Max Scheler. Ein Beitrag zur Geschichte der Phanomenologie im Versuch einer vergleichenden Interpretation. — Munchen-Salzburg: Anton Pustet, 1971. 468 S.

124. Gantzel H.H. Wladimir Solowjows Rechtsphilosophie auf der Grundlage der Sittlichkeit. Frankfurt a/M: Vittorio Klostermann, 1968. - 312 S. - (Juristische Abhandlungen. Band VIII).

125. George M. Mystische und religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov'evs / M. George. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, Cop. 1988. - 384 S. -(Forschungen zur systematischen u. okumenischen Theologie; Bd. 54).

126. Herbigny M.d'. Un Newman russe: Vladimir Soloviev (1853-1900). — Paris: Beaucheshe Par M. d'Herbigny, 1911. XVI, 336 p, front, portr.

127. Klum E. Natur, Kunst und Liebe in der Philosophie Vladimir Solov'evs. Eine religionsphilosophische Untersuchung. Vorrede von F. Stepun. — Munchen: Verlag Otto Sagner, 1965. 333 S. - (Slavistische Beitrage. Band 14).

128. Madey J. Wladimir Sergejewitsch Solowjew und seine Lehre von der Weltseele. — Inaug.-Diss. vorgelegt von J. Madey. Dusseldorf, 1961. - II, 233 S.

129. Meier R. Philosophie. Abstrakte Prinzipien und integrales Wissen in den Fruhschriften Vladimir Solov'eves. Inaug.-Diss. . vorgelegt von R. Meier. -Munster, 1969.-218 S.

130. Miiller L. Das religionsphilosophische System Vladimir Solovjevs. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1956. — 78 S.

131. Munzer E. Solovyev Prophet of Russian-Western unity / By E. Munzer. -New York: Philosophical library, 1956. - VI, 154 p.

132. Rupp J. Message ecclesial de Solowiew: Presage et illustration de Vatican II'/ J. Rupp. Paris: Lethielleux, Bruxelles: Vie avec Dieu, 1975. - XVIII, 603 p.

133. Sacke G. W.S. Solowjews Geschichtsphilosophie: Ein Beitrag zur Charakteristik der russischen Weltanschauung / Von G. Sacke. Berlin, Konigsberg Pr.: Ost-Europa Verl., 1929. - XVI, 138 S. - (Quellen u. Aufsatze zur russ. Geschichte; Bd. 9).

134. Stremooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. — Lausanne: Age d'Homme, 1975. -351 p. (Sophia).

135. Sutton J. The religious philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke (Hants.); London: Macmillan press, 1988. - XV, 247 p. - (Libr. of philosophy a. religion).

136. Waage P.N. Der unsichtbare Kontinent: Wladimir Solowjow der Denker Europas / P.N. Waage. Aus d. Norweg. ubers. von Taja Gut. - Stuttgart: Verl. Freies Geistesleben, 1988. - 340 S.

137. Walicki A. History of Russian Thought: From the Enlightenment to Marxism. Stanford Univ. press, 1979.

138. Wembris Br. Der russische Text der «Rechtfertigung des Guten» («Opravdanie dobra») von Vladimir Solov'ev. Diss. . vorgelegt von Br. Wembris. - Tubingen, 1973. - 258 S.

139. Wenzler L. Die Freiheit und das Bose nach Vladimir Solov'ev / L. Wenzler. -Freiburg; Mtinchen: Verlag Karl Alber, Cop. 1978. 463 S. (Symp.: Philos. Schr.-R.; 59); etc.