автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия нравственности Вл. Соловьева

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Колетвинцев, Александр Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Философия нравственности Вл. Соловьева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия нравственности Вл. Соловьева"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ . ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи УДК I МИ

Колетвинцев Александр Николаевич

Философия нравственности Вл. Соловьева

0?.00.03 История философии

Автореферат диссертации > па соискание ученой степени кандидата философских паук

Москва, 1991 г.

Работа выполнена в Московском физико-техническом институте (кафедра философчи)

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Малинин В.А.

Официальные оппоненты: доктор философских наук

Бродов В.В.

кандидат философских наук Романов Г.И.

Ведущая организация - Российский Государственный Гуманитарный Университет (кафедра истории философии)

заседании Специализированного совета К 053.05.64 по философский наукам при МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, II-й этап, аудитория J? 1156),

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки им. A.M. Горького (МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов).

Ученый секретарь Специализированного совета

Автореферат разослан Cfc 1991 г.

.уУг^

Защита состоится "ка- " ¿С? I99X г. в /> часов на

м

доцент

Г.Г. Судьин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Предметом настоящей работы является нравственная проблематика и собственное мировоззрение Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900 гг.). Крупнейший представитель русского идеализма, блестящий диалектик и широко эрудированный философ, он представил глубокий анализ развития западной философии и попытался построить свою собственную философскую систему. Значение его философии проявилось уже при жизни Вл. Соловьева. Особенно это влияние сказалось на учении E.H. Трубецкого о соборности, на творчестве С.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского и многих других мыслителей и деятелей культуры конца XIX - начала XX века. Поэт Вл. Соловьев признается предтечей русского символизма, без него невозможно объективно оценить

t *

творчество А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока. Творческое наследие Вл. Соловьева принадлежит тому ядру русской культуры, которое оказывает влияние на многие явления и современной духовной жизни. Только эти обстоятельства достаточно обосновывают актуальность • сегодняшнего обращения к философскому учению Вл. Соловьева. Но есть и другая сторона, сторона практическая или прикладная.

Наследие русской шсли является неотъемлемой частью духовной культуры человечества. К сожалению, в силу определенных исторических обстоятельств, проблемы и теш русского идеализма вообще и религиозной философии в частности оставались в течение длительного времени малоисследованными. Сегодня наблюдается возрастающий интерес к наследию русского идеализма, имеющим своим основным предметом духовную личность и ее проблемы. Этот интерес

определяется не только потребностью научного историко-философского осмысления феноменов духовной культуры. Кризис, охвативший наше общество формирует установку на утверждение иного ценностного мировоззрения. При этом публицистика, например, характеризуется альтернативным подходом, признающим абсолютно истинным другой путь духовного и исторического развития, отвергнутый в свое время революцией. На страницах различных изданий мелькают суждения, истинность которых обосновывается цитатами из различных работ русских религиозных мыслителей, подобранных так, что свершившаяся историческая реальность убедительно их подтверждает.

Нетрудно видеть, что основа такого подхода была заложена еще в начале XX века авторами известного сборника "Вехи". Ими была предпринята первая коллективная попытка сформулировать смысл и ценности русской религиозной философии; сделанные ими оценки положили начало западной историографии русской мысли. Насколько обоснованы эти оценки? Какой нравственно-практический урок может дать русская религиозная философия сегодня? В решении этих и многих других подобных вопросов невозможно обойтись без исследования философского наследия Вл. Соловьева. Насколько идея всеединства в его трактовке способна определить формирование нового ценностного мировоззрения? Что моино принять в философии Вл. Соловьева, а что показало свою относительность, условность с позиции современного исторического и духовного опыта? Эти вопросы, не являясь главным предметом нашего исследования, послужили, тем не менее, одной из посылок при выборе теш - "Философии нравственности Вл. Соловьева".

Степень изученности проблемы. Личность Вл, Соловьева, его творческое наследие вызывали к продолжают вызывать интерес и

многочисленные публикации. Только к 10-летию смерти философа библиография различных работ, связанных с его именем, насчитывала более 200 наименований*. После революции работы о Соловьеве выходили в основном за рубежом. По некоторым оценкам, например,

только за период с 1970 по 1980 гг. там вышло более 100 таких р

работ . Ясно, что окончательная оценка' библиографии работ о Соловьеве требует специальной исследовательской работы.

Совсем иное положение сложилось на родине философа после революции. В Советском Союзе имя Соловьева долго оставалось как бы запретным. Первые публикации о нем носили остро-критический характер и имели скорее идеологическую, чем историко-философскую направленность. Их пафос и методический аппарат определялись интересами идеологической борьбы и критические оценки формировались относительно оценок западных исследователей по альтернативному принципу . В дальнейшем тональность критики изменялась в сторону более осторожных, но в сущности тех же политико-идеологических оценок. Была провозглашена необходимость "бескомпромиссно-критической и справедливой" критики, признавался "неприемлемым и упрощенным огульно уничижительный подход, согласно которому вся деятельность этого мыслителя была сплошь реакционной и лишена какого-либо интереса для нас"'*. Этот интерес был найден в публицистике Соловьева и его работах по национальному вопросу. В более поздних публикациях обнаруживаются попытки анализа ме-

1. См.: Сборник первый. О Владимире Сергеевича Соловьеве. И., 1911. С. £07-222.

2. См.: Гулыга А.З., Кормин Н.А. Рецензия на книгу Л. Венц-ле|а ^Свобода и зло у Вл. Соловьева".// Вопросы философии, 1931.

3. См.: Коган Л.Л. К критике философии Вл. Соловьева. Ц Вопросы философии, 1959. Ш 3. С. 102-113: Или: Новиков П.С. Вл. Соловьев и его западно-германские почитатели./ Вопросы философии, 1959. $ 4. С. 105-114.

филос1>ф1шЛЩ{ 1В1\СС.СТо°7-П9.И Н-Г' // Вопросы

тафизики всеединства, сопровождающиеся, как правило, оговорками о несоответствии философского содержания его идей и категорий религиозно-мистической форме их гыражения^. За метафизикой всеединства были признаны глубина и смь'сл, которые скрывались

за "поверхностным слоем мышления Соловьева, выражающимся в ис-

р

пользуемой им терминалогии" . Наиболее содержательной работой этого периода следует признать монографию А.Ф. Лосева (Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1963. - 206 е.). Определенный итог публикациям о Соловьеве в советский период подвел Е.Б. Рашковский, который признал несостоятельными устоявшиеся стереотипы-штампы о философе и его наследии и признал даже определенную собственную ответственность за их распространение^.

Публикации в журналах задавали вполне определенную исследовательскую программу диссертационным работам. В более ранних работах мистицизм рассматривался как главное обвинение, а религиозно-христианская символика как реакционный недостаток^, приводящий к одной "из утонченных форм религиозного мировоззрения,

5

оправдывающего угнетение и эксплуатацию. Или в "целом же нравственная философия Вл. Соловьева может быть охарактеризована с

I. См. например: Голубев А.Н. Понятие личности в этике Вл. Соловьева.U Вопросы философии, 1978. № 3. С. 125-136. Или: Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского знания. ¡/ Вопросы философии, 1982. № 6. С. 81-92.

^ 2. Гулыга A.B., Кормин H.A. Рецензия на книгу Л. Венцлера...

3. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев о судьбах и сшсле философии. /Вопросы философии, 1988. »8. С. 112-118.

4. См. например; Рышков Е.П. Критика религиоэно-нравствен-норо учения B.C. Соловьева. Автореферат дисс, но соиск. уч. степ, канд. филос. наук. М.: МГУ, 1968. Или: Бушуров Г.К. Философия B.C. Соловьева (Критический анализ). Автореферат на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Л., 1973.

5. Корогодова Е.П. Сищость концепции "оправдания добра"

в метафизике всеединства В. Соловьева. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. М.: МГУ, 1978. С. 23.

полным на то ocнoвaнйeMi как талантливый, но консервативный вариант религиозно-мистического идеализма"*. В последней известной нам работе о нравствейной философий Соловьева диссертант утверждает, что "нет оснований для определения сущности философии

Вл. Соловьева как исключительно христианской, т.к. религия была

р

лишь одним из структуирухчцих элементов системы всеединства". И даже приходит к выводу, что христианской формой можно вообще пренебречь, т.к. даже идея Богочеловечества имеет у Соловьева "вполне секулярный смысл".

1аким образом, оценки исследовательской литературы в советский период формируются под влиянием как минимум четырех установок, последовательно сменяющих друг друга ео времени. На первом этапе преобладало полное непрйятие всего творческого наследия Вл. Соловьева; на втором - признание "положительности" отдельных, приемлемых с точки зрения исследователя сторон; на третьем - утверждение значимости и глубины метафизического содержания и критика религиозно-мистических моментов; и, наконец, на четвертом - полное отделение и обоснование светского смысла основных философских и религиозных категорий. В итоге мы имеем вариант интерпретации, имеющий право на существование, но далеко не адекватный собственной философии Вл. Соловьева. Такой подход можно признать одним из путей развития учения, но никак не за историко-философский анализ.

Указанные обстоятельства определили основные методологические принципы настоящей работы. Это в первую очередь стремление

1. Кирсанов Ы.С. Определение добра и зла в этике Вл. Соловьева (критический анализ). Автореферат дйсс. на соиск. уч. степ, канд. филос. наук. М.: МГУ, 1986. С. 24.

2. Асамбаева Г.Д. Гуманизм этики Вл. Соловьева. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М.: ЛОН, 1990. С. 13.

объективно и непредвзято представить смысл и сущность исходных принципов нравственной философии Вл. Соловьева. Эти принципы, сформулированные самим Соловьевым в его магистерской диссертации "Кризис западной философии", служат критерием для отбора и представления фактического материала по нравственной проблематике. Суть их заключается, во-первых, в том, что философом признается односторонним как чисто рационалистический, так и чисто, эмпирический метод познания и утверждается "истинный философский ' метод", который означает не что иное как " выведение из несомненных эмпирических данных того, что в них необходимо логически заключается"^. Во-вторых, в качестве абсолютного всеначала, т.е. онтологической основы бытия, признается "конкретный всеединый дух". И, наконец, в-третьих, утверждается, что последняя цель* и высшее благо могут быть достигнуты только совокупными действиями в результате необходимого и целесообразного хода мирового развития. Конец этого процесса "есть уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни и

восстановление их как царства духов, объемлимых всеобщность» о

духа абсолютного". Теоретическим ядром настоящей диссертации является анализ различных вариантов практической реализации Вл. Соловьевым этих принципов.

Это дает возможность исследовать последовательные этапы их воплощения в творчестве Вл. Соловьева, что задает историко-философскую перспективу исследованию, имеющим своим предметом не отдельную,- статичную и законченную нравственную концепцию, но саму идею нравственности в ее генезисе и преемственности.

1. Соловьев B.C. Соч. в 2-х тт. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. ИЗ.

2. Там же. С. 121.

Эти методологические принципы определяют и научную новизну представленной работы, в которой делается попытка исключить приоритет любых предварительных оценок и прежде всего идеологических. По мнению диссертанта, каждый исследователь вынужден в явной или неявной форме использовать собственные критерии для отбора и изложения фактического материала, относящегося к исследуемой теме. Именно выбор и обоснование этих критериев задает философскую компоненту историко-философского анализа.

Актуальность темы, степень ее изученности и исследовательский интерес диссертанта определили основной замысел работы. Он состоит в том, чтобы рассмотреть в качестве предварительных, логику и основные проблемы идеалистической мысли в России XIX века, оказавшей влияние на формирование мировоззрения Вл. Соловьева. Затеи проанализировать теоретические предпосылки и основы методологических принципов нравственной концепции философа, а также основные составляющие его философского метода. Это дает возможность провести историко-философский анализ концепции нравственности Вл. Соловьева в ее развитии. Историко-философский план анализа его философии нравственности позволяет сделать определенные выводы об этапах развития самосознания философа. А более глубокое понимание метафизических и методологических корней системы всеединства приводит к более конкретным заключениям о практическом значении философского наследия Вл. Соловьева в современном духовном опыте. И, наконец, исследование философии всеединства, как составной части русской философской мысли формирует определенные суждения о месте и роли русской религиозной философии в общечеловеческой культуре. Необходимость уяснения ее исторического и мировоззренческого смысла очевидна как для целей собственно историко-философских, так и для критики спекуляций публицистического и идео-

логического характера.

Это и определяет возможную практическую значимость работы, вывода и положения которой могут быть использованы как для дальнейших историко-философских исследований, так и для более глубокого понимания личности Вл. Соловьева. Анализ методологических основ его нравственной концепции и характеристика ее основных положений может быть использована в области исследования истории и методологии этической мысли. Анализ же философского метода Вл. Соловьева и более глубокое представление об этапах и логике идейного развития философа могут дать дополнительный материал для исследования в области философии творчества.

Апробация основных положений работы осуществлялась на научных конференциях 1ШИ (апрель 1989 и 1990 гг.), в дискуссии "Круглого стола" журнала "Философские науки" (апрель 1990 г.), на годовой сессии Совета по Истории общественной мысли АН СССР (февраль 1991 г.), а также на межвузовской научной конференции "Традиции отечественной философии" (Гродно, май 1991 г.). Текст диссертации обсуждался и был рекомендован кафедрой философии М£ТИ (август 1991 г.). Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой истории русской философии МГУ (сентябрь 1991 г.). .

Публикации. Результаты настоящего исследования представлены в четырех публикациях:

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем работы составляет 204 страницы машинописного текста.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТУ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается логика формирования его целей и задач. В конспективном виде дается представление об идеалистической интерпретации нравственной проблематики русского идеализма XIX века. Утверждается, что особенностью духовной жизни России XIX века была задача просвещения, освоения русской мыслью идей, выработанных западно-европейской философией. При этом спор между "западниками" и "славянофилами" лежал в плоскости осмысления целей и идеалов исторического процесса и имел своим основанием метафизику самого человека, точнее диалектику сознательно-разумного и иррационального чувственно-волевого начал его духовной структуры. Обусловленный православной традицией религиозно-антропологический подход проявляется во

* *

взглядах и суждениях многих представителей русской религиозной шсли. В этом контексте интерпретируются взгляда Чаадаева, Гоголя, ранних славянофилов (И. Киреевского и Хомякова), Юркевича, Достоевского, Л. Толстого и Н. Федорова.

Общей характерной чертой русского идеализма XIX века признается известная бессистемность суждений ;и учений, отсутствие ясно выраженной установки на отыскание единых метафизических, начал нравственной жизни. Проблемы нравственные не отделялись большей частью от религиозной проблемы, т.е. несекуляризированная мысль искала эти начала в религиозном чувстве человека. Преобладала литературно-художественная форма постановки и обсуждения этих проблем. Можно утверждать, что потребность в этической системе теоретического плана даже отсутствовала в общественном сознании.

Первая глава "Общетеоретические предпосылки нравственной философии Вл. Соловьева" посвящена анализу исходных методологи- ' ческих принципов концепции нравственности Вл. Соловьева, а также его философского метода. Предметом внимания являются здесь теоретические системы этики немецкой философии, а также методы, защищаемые Вл. Соловьевым при построении своей философии всеединства. При этом выбор персоналий и философских решений должен продемонстрировать, по замыслу диссертанта, логику, метафизический и мировоззренческий смысл исходных принципов Соловьева для построения, его теоретической системы. С другой стороны, важен каждый методический прием, используемый в его творчестве для реализации этих принципов. Поэтому философский метод мыслителя рассматривается с фактической стороны., имея в виду его значение и место ' именно з философском мировоззрении Вл. Соловьева.

В первом параграфе "Исходные принципы нравственных концепций" разбираются методологические основы теоретических систем этики, анализ и критика которых позволила Соловьеву сформулировать исходные принципы для создания своей нравственной философии. Основной метод здесь это выделение и анализ понятия идеала, которое составляет сущность каждого этического учения. При этом используется классификация всех возможных этических идеалов по признаку их отношения к бытию или действительности*. Здесь выделяются, во-первых, натуралистическая этика, которая выводит высшую цель или благо из эмпирической природы человека. Это так называемый гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этика социального чувства и т.д. Во-вторых, этика долга (Кант), которая понятие идеала,

I. Эта классификация предложена С.Л. Франком. См.: Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. Пб., 1922.

должного и само стремление к нему, отделяет от естественных стремлений человека и видит в нем трансцендентную категорию независимую от каких-либо понятий онтологического характера. И, наконец, в-третьих, конкретно-онтологическая этика, которая в этическом стремлений усматривает обнаружение сущностного онтологического начала в человеке. С помощью этой классификации в диссертации проводится собственный анализ этических учений Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмаыа и Фейербаха. Вкратце итоги этого анализа заключены в следующем.

По убеждению Канта, чистое (т.е. ни от каких обоснований и стремлений независимое) моральное понятие оказывает сильное воздействие на того,кто им владеет и возбуждает больше, чеы все чувственные побуждения. Поэтому Кант, стремясь выделить из человеческой практики все эмпирические элементы приходит к понятию категорического императива*. Это, другими словами, то безусловное правило которому должен следовать человек. Нравственная цена его поступка определяется чистотой доброй воли, осознанно действующей не ради какой-то даже высокой цели, но ради выполнения и утверждения самого правила. Действие должно совершаться исключительно от сознания долга - утверждает этика Канта. Таким образом, идеал этики долга это даже не само нравственное действие, а категория нравственной нормы, определяющей цену этому действию.

'Канту принадлежит заслуга осознания и провозглашения принципов автономной и "чистой" этики. Этим он надолго сделал невоз-"' можными все виды натуралистической этики. Но erg этика долга

как формальное следствие отрицания всех чувственных и эмпирических

■ •

I. См.: Кант И. Критика практического разума. // Соч. в 6-ти . томах. U.: ¿&сль, 1963-1966. Т. 4/1.

элементов не могла быть значимой для конкретного человека, являясь для него пустой отвлеченностью. Дальнейшее развитие этической проблематики могло идти только л направлении синтеза сущего с должным, т.е. создания конкретно-онтологической этики в принятой нами классификации.

И действительно анализ показывает, что этические построения Фихте, Гегеля, Шопенгауэра и Гартмана развивались в направлении этой тенденции. При этом этика Фихте, преодолевая форма-

с

лизм этики долга, обосновывает идеал самого нравственного действия. Но для этого Фихте вынужден ввести дополнительные концептуальные категории (абсолютное "Я", всереальное "Я" и их взаимоотношение с эмпирическим "я"), нагружающие понятие идеала новым содержанием предполагающим определенную цель. Эта цель им только намечена в не совсем ясной концепции распадения Божества на абсолютное "Я" и "Я" всереальное ради возможности осуществить причастность человеческого "я" к абсолютному совершенству в процессе развития самопознания. В дальнейшем Шеллинг реализует эту идею в известном учении об отпадении реального бытия от Абсолюта как безвременном мировом акте и стремлении конечного мира вернуться к Божеству.*

С другой стороны, Гегель решительно отрицает возможность построения идеала как конечной цели мирового развития и объявляет задачей этики создание учения об обязанностях, основанном на реализованной в действительности степени нравственной субстанции.*" Поскольку в его учении свое высшее воплощение нравственная

1. См.: Шеллинг И. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Ц Соч. в 2-х тт. И.: Мысль, 19Й8Т Т. 2.

2. См.: Гегель Г. Философия права. М.: Шсль, 1990.

субстанция находит в государстве (которое, по Гегелю, не совпадает с понятием гражданского общества), постольку его идеал из сферы моральной и субъективной переносится в область социальной педагогики. Т.е. Гегель, преодолевая формализм этики долга, утвердил своеобразный формализм этики обязанностей.

Этика Шопенгауэрами учение Гартмана, основывающиеся на метафизике воли и представляющей воли соответственно, также относятся к конкретно-онтологическому типу. Отвлеченность метафизических построений своих предшественников решительно преодолел Фейербах. Однако провозглашение эвдосмизма верховным принципом хотя и имеет видимость онтологического обоснования в феномене любви, но фактически относит этику Фейербаха к натуралистическому типу.

В выводах параграфа обосновывается заключение об общей направленности учений немецкой классической философии, проявляемой в тенденции преодоления субъективной этики и перехода к этике социальной, исторически оправдываемой единой целью развития. Эта тенденция интерпретируется как проявление в теоретическом сознании логики развития производительных сил, все более ускоряющегося прогресса материальной жизни. Традиционный христианский новозаветный идеал не давал обоснований общей цели мирового развития как результата совокупного исторического действия. Диалектика же более развитой социальной жизни, более развитые и взаимопроникающие формы общественных отношений приводили к необходимости уяснения категории человечества как единого живого организма.

I. См.: Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.;

Таким образом, то,что в русском идеализме выражалось произвольно и гадательно, было обосновано западноевропейской мысль» логикой ее преемственного развития. Это позволило Вл. Соловьеву в своей магистерской диссертации - "Кризис западной философии: против позитивистов"-сделать вывод, что ''эта новейшая философия с логическим совершенством западной формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока"*. Ее главные результаты были сформулированы Соловьевым в трех пунктах: во-первых, признавалась односторонность эмпирического и рационалистического подходов; во-вторых, в качестве всеначала провозглашались не прежние абстрактные сущности, но конкретный всеединый дух и в-третьих, утверждалось, что последнее высшее благо достигается только совокупностью существ в ходе абсолютно целесообразного мирового развития, конец которого есть уничтожение самоутверждения частных существ и их единства как царства духов.

Утверждается, что в этих выводах заключены исходные методологические принципы Вл. Соловьева как для его философии всее-1 динства так и нравственной концепции. В них отражается и общая характеристика его личного мировоззрения

Второй параграф "Основания философского метода" посвящен анализу философского метода Вл. Соловьева.'Для этого выделяются и обсуждаются три его составляющие стороны - мистицизм, гегелевская диалектика и своеобразная интерпретация логического закона тождества. Шеллингово понимание закона тождества позволяет Соловьеву в понятии единого совмещать и различать противоположности, взятые в разных отношениях. Гегелевская диалектика

I. Соловьев B.C. Соч. в 2-х тт. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 122.

развизает содержание исходного понятия в процессе дискурсивного мышления. Мистицизм (или скорее мистическая интуиция в контексте личного творчества) обосновывает.теоретическую и укрепляет практическую уверенность в возможность непосредственного проникновения в сущее, его "созерцания". Каждая из этих составляющих обсуждается при последовательном рассмотрении учения Вл. Соловьева о всеедином сущем.

Исходным пунктом его философской рефлексии служит различение сущего, как оно пребывает в себе, от сущего проявляемого в бытии. Гносеология Соловьева строится на признании и утверждении существования безусловного истинно-сущего, которое являлся единой метафизической основой всего существующего в видимом бытии. Настоящим предметом познания объявляется это истинно-сущее, т.е. "сущее в его предикатах, а никак не эти предикаты сами по себе"*. Полное определение истины выражается им в трех предикатах - сущее, единое, все, т.еэ истина есть всеединое. сущее. В гносеологии Соловьева сознательно заложен мистицизм (или мистический интуитивизм) , обосновывающий возможность умственного созерцания самого сущего, " перенесения своего умственного центра в'ту транс-

2

цендентную сферу, где собственным светом сияет истинно-сущее" . Поэтому понятие мистики рассматривается с точки зрения самого философа, которое было им выражено и статье "Мистика" для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Соловьев определяет два типа мистики. К первому из них принадлежит все, что относится к сфере религиозной практики, направленной на достижение пере-, живания от чувства единения с Абсолютом, ко второму - гносеоло-

1. Соловьев B.C. Указ. соч..,Т. 2. С. 219.

2. Там же. С. 225.

гическая уверенность в возможность получения нового знания в процессе созерцания истинно-сущего. Обосновывается, что Соловьев сам относил себя к мистикам второго типа, что давало ему уверенность в своей творческой исключительности и сформировало установку, нацеленную на высочайшую сверхзадачу - разработку и обоснованию "вселенской религии Вечного Завета". С этой точки зрения (т.е. психологии личного творчества) соловьевский мистицизм вполне оп- \ равдан, тем более что результатом такого мистицизма стала вполне рационалистическая метафизическая система.

Рассмотренный в диссертации диалектический метод Вл. Соловьева, обосновываемый им при построении своей "органической логики" мало чем отличается по форме от метода Гегеля. Поэтому сам Соловьев, понимая и признавая тождество диалектической формы, специально выделил три принципиальных различия, вытекающие из его понимания духовного характера всеединого сущего и направленных против содержания системы Гегеля.

И, наконец, третья составляющая философского метода Вл. Соловьева, а именно - логический закон тождества, - проявляется при анализе основных выводов метафизики всеединого сущего. Его применение демонстрируется при рассмотрении Соловьевым категории "абсолютное", выделения в нем двух центров: абсолютного как такового-' положительного ничто и производящей силы бытия. - множественности формы, сущности или "первой материи" абсолютного.

Вторая глава "Теория нравственности" содержит разбор философских концепций нравственности Вл. Соловьева, представленных различными работами в разные периоды его творчества.

В первом параграфе - "Концепция всеединого добра" рассматриваются попытки философа реализовать свои исходные методологические принципы. Первая из них была предпринята в работе "Философе-

- г; -

кие начала цельного знания" (1877). Основной замысел здесь -применить "исходный логический закон развития", развитый и обоснованный Гегелем, к "общечеловеческому организму во всей его совокупности"*. В результате последовательного применения гегелевской триады (тезис - антитезис - синтез) Соловьев преодолевает формализм кантовского категорического императива и сосредотачивает свое внимание на положительном предмете безусловного идеала, который, как он считал, можно вывести из основных начал человеческой природы. Этот идеал формулируется здесь в качестве цельного общества (или свободной теократии) достижимого только в ходе исторического процесса.

Другой подход для построения этической концепции применяется в докторской диссертации - "Критика отвлеченных начал" (1830). Здесь Соловьев солидарен с Кантом в трактовке понятия нравственной цены поступка как обязанности через которую нравственность перестает бить инстинктом и становится разумным убеждением. Однако

'влеченная форма долга не составляет полного определения для безусловного начала нравственности. В определение этого начала, по Соловьеву, должно войти и указание нормального предмета или цели нравственного хотения и действия. Найдя такой предмет в категории "нормального общества", в котором связующее начало лежит в религиозной жизни человека (т.н. свободная теократия), Соловьев формулирует полное определение нравственной нормы в духе кантовского имперааива. Эта норма в форме долженствования выражает синтез материального основания (любви), формального требования (долга) ц положительного безусловного идеала (всеединого богоче-

I. Соловьев В.С. Указ. соч. Т. 2. С. 177.

ловеческого общества). Представленная конструкция формально удовлетворяет требованиям этико-теоре.-ической мысли. Но здесь полностью отсутствует идея "необходимого и абсолютно целесообразного хода мирового развития", которая доминировала в предыдущей схеме. ;

Как видим мистицизм не проявлялся в методическом плане в ранних этических построениях в явной форме. Утверждается, что этот мистицизм принял ярко выраженный христианский характер в начале 80-х годов и в методической форме выступил на первый план в последующем творчестве Вл. Соловьева, особенно в 90-е годы. Методологические принципы, переведенные с метафизического языка на язык практических требований, привели его к чисто религиозным категориям. Показательны в этом плане работы "Чтения о Бого-человечестве" (1878-1880) и "Духовные основы кизни" (1882-1884).

В диссертации формулируется заключение, что только концепция "оправдания добра" наиболее полно воплотила в себе исходные методологические принципы мыслителя. Она была реализована в наи-^ более известном труде Вл. Соловьева "Определение добра: нравственная философия" (1897) и мистицизм здесь служит главным методическим приемом. Основной идеей этой концепции является идея сущего, ни от чего исторического в действительной жизни не зависящего, добра, Задачей нравственной философии объявляется развитие "разумно-мыслимого содержания всеединого добра из тех действительных нравственных данных, в которых оно заложено"*. Этика Соловьева здесь, вбирая в себя натуралистическую этику и этику долга, не является их логичным продолжением и синтезом. Ее ме-

I. Соловьев ВЛ. Указ. соч. Т. I. С. 97.

тод - это взгляд направленный из самого сущего добра, как оно в себе пребывает, к добру, проявляемому в бытии, т.е. решительное утверждение возможности мистического познания. Правильней было бы ее назвать этикой сущего. И метод построения ее не "положительная диалектика", как в соловьевской "органической логике" и не синтез, как в первых построениях, а скорее аналитический -опознающий в исторических формах бытия проявление сущего добра. Утверждается, что только приняв христианскую идею во всей ее полноте мистическим образом, Соловьев получил возможность интерпретировать целесообразность исторического процесса. Именно поэтому для него все явления нравственного мира укладываются в единую общую картину, как перефирийные части целого все равноправно видны из центра.

Во втором параграфе "Человек и его судьба в учении о нравственности" дается анализ концепции личности в.учении Вл. Соловьева. Ее метафизика основывается на соловьевском учении о втором абсолюте. Это понятие динамичного изменяющегося абсолютного и становящегося им только в совокупном человечестве, позволяет Соловьеву согласовать, совместить конечное С бесконечным, поднять человека до уровня Божества. Нравственный мир личности раскрывается в чувствах отношения к тому что ниже нас (стыд), к тому что равно нам (сострадание) и к тому что выше нас (благоговение). Показывается, что эта своеобразная "нравственная система координат" довольно удачно позволяет описать структуру и иерархию всех возможных добродетелей человека, на которых основываются многие этические учения. Однако более внимательное рассмотрение одной из них, а именно -чувства стыда, приводит к выводу, что оно не может покрыть всю область возможных отношений к материальной природе и ее основному

феномену - физической смерти и разрушению живого организма; В этой связи рассматривается проблема влияния учения Н. Федороба на категорию Богочеловечества Вл. Соловьева. Показывается полная независимость и даже относительная противоположность этой категории от учения об общем деле всеобщего воскрешения. Указывается» что основной мотив в построениях и суждениях Соловьева о преодолении физической смерти это поиски такого практического начала, которое представляло бы не только должное, но и в высшей степени желательное для каждого. Но такое духовно-телесное бессметрие Соловьев признавал только за совершенной личностью - Богочеловеком (Христом). Таким образом, оно имело для него характер и смысл нравственного идеала, а не практической цели. В этом же смысле развивал философ свою теорию о совершенном браке как о таком соединении мужчины и женщины, которое само является духовно-телесной личностью й делает ненужным всякое деторождение.

Здесь же рассматривается соловьевская интерпретация человеческой судьбы, роли и значения Эроса в жизни человека, обязанности гениального человека и т.д. Жтериалом служат его работы,относящиеся к области литературно-философской критики - "Судьба Пушкина", "Жизненная драма Платона", "Лермонтов", "Мицкевич" и др.

Третья глава "Историко-философские дополнения" состоит из двух частей. В первом параграфе "Личность Вл. Соловьева" представлен историко-философский очерк основных этапов формирования мировоззрения философа, его личностно-нравственный портрет. Материалом служат здесь как эпистолярное наследие Соловьева, так и воспоминания о нем его современников, а также характеристики исследователей его творчества. Проведенный анализ методологических основ нравственной концепции и приемов его философского метода позволяет прийти к более глубокому пониманию личности

Вл. Соловьева, что и представлено в обсуждаемом параграфа. Отдельно обсуждается вопрос об изменении мировоззрения философа в конце жизни, которое выразилось в перемене отношения Соловьева к сущности зла. Показано что в отношении к личности Вл. Соловьева и его творческому наследию существуют оценки вплоть до взаимоисключающих. Это указывает только на сложность, неоднозначность и уникальность его личности. Отсюда вытекает задача для исследователя - представить наиболее объективно весь спектр мнений о философе, не пытаясь искусственно замолчать или выделить отдельные, а значит и односторонние оценки. Это является методическим принципом параграфа, из чего и следует его прикладной характер. Оценки в нем сформулированные не претендуют на окончательную трактовку.

Во втором параграфе "Нравственная философия Вл. Соловьева и современность" исследуется проблема значения и роли нравственной философии Соловьева.Эта проблема рассматривается в трех аспектах: историко-философском, духовно-политическом (идеологическом) и личностно-нравственном. Дается современная трактовка центральным категориям и концептуальным понятиям в учении Соловьева, таким как смысл жизни, вера и религия. Методологическая основа этой интерпретации - работы современных зарубежных психологов, таких как Э. Фромм и В. Франкл*. Вера интерпретируется как психологическое состояние личности, характеризующееся положительной эмоцией от чувства достигнутой гармонии. Поиски смысла представляют собой согласование, усвоение абстрактно сформулированной цели, образа с подсознательной сферой личности, которое отражается в актах веры.

I. См.: Фромм Э. Иметь или быть? П.: Прогресс, 1990. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

3 этих понятиях религия, как связное догматическое учение, представляет некий объективированный метаемыел, отчужденную форму общественной психики. С этих позиций дается трактовка значимости любого нравственного учения и нравственной ¿'онцепции Вл. Соловьева в частности. Поскольку смысл может, иметь 'только субъективное значение, то любое его "оправдание" носит лишь условный характер. А это значит, что человек начинает осознавать свою личную ответственность за выбор смысла своего существования как проявление своей свобода. Величественные системы прошлого могут стать лишь ориентирами и указателями на пути реализации индивидуальной свободы. Таковое значение и имеет нравственная философия Вл. Соловьева в личностно-нравственном (моральном) аспекте.

Утверждается, что учение Вл. Соловьева очень привлекательно и для публицистов различной идейной направленности. Эта привлекательность является следствием двух особенностей; во-первых, чрезвычайной полноты философского содержания, выраженного в непротиворечивом синтезе многих философских идей и, во-вторых, стремления использовать авторитет имени Вл. Соловьева, что обращено к подсознательной, эмоционально-чувственной сфере восприятия. Таким образом, его учение может и активно используется в духовно- политическом (идеологическом) плане.

И, наконец, обосновывается, что в историко-философском аспекте философия Вл. Соловьева является началом нового этапа развития русской философии. Его философская (т.е. отвлеченно-метафизическая, с использованием всех раскритикованных им односторонностей), но несеку-ляризированная интерпретация христианского мировоззрения, является неоспоримой заслугой Соловьева как мыслителя. А понятийно-категориальный аппарат является, по существу, первым полноценным переводом метафизических категорий и концепций теоретической мысли Запада

на русский язык. В этом смысле Вл. Соловьев является абсолютно необходимым явлением в истории русской философии, задавшим единое понятийно-категориальное поле философского мышления. Однако наиболее объективная оценка значения его творчества может быть дана только совместными усилиями всех лиц, заинтересованных проблемами духовной культуры.

В Заключении кратко резюмируются и обощаются суждения по тем проблемам, которые были поставлена во Введении. Подтверждается универсальность и синтетичность заключительной концепции нравственной философии Вл. Соловьева, которая вобрала в себя многие идеи методологического плана, выработанные западноевропейским рационализмом и русским идеализмом. Утверждается, что эта философия является логичным и естественным продолжением западноевропейской теоретической и гуманистической мысля. Оригинальность и самобытность метафизической концепции Вл. Соловьева заключены в новом сочетании известных методических подходов. При этом определяющей особенностью был его религиозно-христианский мистицизм, позволивший Соловьеву выработать концепцию, характеризующуюся не механистическим соединением противоположностей, но синкретическим (по определению самого Соловьева) единством. Бее эти особенности показывают своеобразие и оригинальность философского мировоззрения Соловьева, представленного в историко- философском очерке о личности философа.

В заключении предлагается интерпретация русской религиозной • философии как мысли занятой осмыслением диалектики смысла. Утвер?^-дается, что ее главные теш можно объединить мотивом поиска смысла жизни человеком. Этот главный мотив, .в интерпретации диссертанта, является не чем ишм как установкой на осуществление синтеза духовных ценностей с рациональным знанием. С этой точки зрения, русская

религиозная философия есть генетическое продолжение западной мысли, а ее своеобразие и ценность заключены в новом качестве перспективы,

исходной посылки.

, \

Основное содержание диссертации отражено в следующих работах автора:

1. Натурализм Вернадского и религиозный идеализм Вл. Соловьева о будущем человечества. // Русский космизм и ноосфера: Тезисы докладов всесоюзной конференции. М.: МЕТИ, 1989. 4.2. - 0,1 п.л.

2. Проблема нравственности в русском идеализме конца XIX века. М.: МИГИ, 1991. - 2,5 п.л.

3. О насилии вообще и ложном гуманизме в частности (материалы "Круглого стола"). // Философские науки, 1991. $ 2. - 0,2 п.л.

4. Ццея смысла жизни в русской философии. // Материалы выступлений и тезисы докладов межвузовской научной конференции "Традиции отечественной ыысли". Гродно: 1991. Ч. 2. - 0,2 п.л.

цсрги Зак 4/Ч2.9 тир, /&0 29.11.91