автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Этико-философские взгляды Симеона Полоцкого

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Грудницкий, Николай Давыдович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Этико-философские взгляды Симеона Полоцкого'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этико-философские взгляды Симеона Полоцкого"

БЕЛОРУССКИЙ ОРДЕНА ТРТДШОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

На правах рукописи ГРУДНИЦКИЙ НИКОЛАЙ ДАВИДОВИЧ

ЭТЖО-ШОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СИМЕОНА полоцкого С9.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Минск-1992

БЕЛОРУССКИЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

На правах рукописи ГРУДНИЦШ НЖОЛАЙ ДАВИДОВИЧ

2ТИК0-ФШГ0С0ФСКИЕ взгляда СИМЕОНА полоцкого С9.00.03 - история философии

АВТ0РЕ5Е PAT

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Минск-1992

Работа выполнена в Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ленина

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведупря организация

-доктор философских наук, профессор Клйвченя A.C. -доктор философских тук Подокшин С.А., кандидат философских наук, доцент Королев И.А. -Белорусский экономический университет

Защита состоится "_" ____ 1992 г. в "_"

часов на заседании специализированного Совета Д 056.03.01 • в Белорусском государственном университете имени В.И.Ленина /220080, г.Минск, проспект Ф.Скорины, Ц, главный корпус, ауд.2Сб/.

С диссертацией мохно ознакомиться в научном зале библис теки Еелгосуниверснтета имени В.И.Ленина.

Ученый секретарь специализированного Совета

/•J/y А.П.Ядановскиа

ОШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Совершенствование наш&го общества, переход его на новый, более прогрессивный уровень развития не мыслим без духовного возроздения. К сожалению, этой проблеме уделяется внимание далеко не то, которое она заслуживает. По большей части теоретические и практические усилия напраклены на совершенствование экономической, социальной сфер и прежний пресловутый остаточный принцип сохраняется по отношении к духовной.сфере, культуре. А между тем, всем понятно, что человек остается человеком, когда я иве т не хлебом единым.

Духовная деформация нашего общества во многом связана с пренебрежением, а подчас и преднамеренным снижением национального самосознания и самопознания. Без знания же того, кто мы к откуда, как жили и маслили наши предки, как вырабатывали наиболее общие представления о себе и мире, как развивался закономерный поступательный процесс постижения истины, невозможно движение вперед. Поэтому обращение к истории своего народа_ должно стать осознанной необходимостью современного человека. Опыт самопознания "национальной субстанции", ее наиболее сильные духовные проявления сконцентрированы в отечественной философской и общественной мысли. Возрождение к ним интереса - залог успеха в преодолении национальной индифферентности и духовного. нигилизма.

У каждого народа свой путь к цивилизации. Найти и продолжить ега непросто. Единственное, что не вызывает сомнения - путь этот сложен и противоречив. Любая ступень на этом пути не может рассматриваться как нечто чужеродное, не имеющее оснований собственного существования, внутренней логики возникновения и развития. Именно поэтому постижение национальной кульзурн невозможно на пути выборочного, одностороннего подхода, выхватывания из нее отдельных направлений и фрагментов ради провозглашения их единственно соответствующими национальному духу. Наша национальная культура может быть понята только как нечто противоречиво-целостное и многообразно-единое, как остродинамический диалог разных направлений, из которых ни одно не чуждо "национальной субстанции", но все укоренены в ней, хотя и не в одинаковой степени.Поэтому безусловно устарел традиционный подход к анализу национальной обществен-

я

но-политической и филосоц-окой мысли, когда основное внимание было сосредоточено на материалистической и социалистической традициях,и почти полному забвении предавалось все остальное.

Несостоятельность такого подхода определяется и тем, что при одностороннем, выборочном рассмотрении национальной, в частности белорусской, культуры нельзя понять ее, существенных характеристик, устойчивых черт и преобладающих тенденций - всего того, что отличает ее от немецкой, английской, французской и т.д. Но как нет культуры вообще, так нет вообще философии. Есть культура конкретного народа и его философия. Ясно, что они имеют нечто общее с культурой и философией других народов. Но то, что создает облик народа, отличает его от других и есть специфически-неповторимое. И именно оно выступает в качестве вклада того или иного народа в развитие мировой культуры. По этой причине обращение к духовным ценностям своего народа представляет интерес не толвко в плане самопознания, но и в плане выявления его места и роли в развитии цивилизации.

Актуальность проблемы обуславливается и тем, что на нынешнем этапе развития нашей страны изучение духовного достояния прошлого по болншей части происходит в плане ретроспекции, никоим образом не затрагивая день сегодняшний. Думается, что такой подход далеко не продуктивен. Общество, как любая открытая система, раз возникнув, имеет имманентную логику развития. Так что нынешнее состояние общественной жизни не-есть нечто появившееся вдруг и беспричинно, и искать эти причины нужно в нашей прошлом. Для выхода же из кризиса надо отвергнуть существующую систему общественных отношений и регулирующие эти отношения социальные институты. Важно понять их социальную природу.и идеологию, философии и мораль. А они имеют историю своего становления.

Для современного обществознания, да и не только для него, не секрет,, что одной из важных причин, поставивших нашу страну на края пропасти, является развитие различных форм отчуждения. Решающую рель в преодолении последних будет играть преобразование экономической и социальной сфер. Однако не последнюю роль, здесь должно сыграть обращение к национальной общественной и философской мысли, в рамках которой существенную роль играла традиция, стремившаяся к формированию целостного представления о человеке, пытавшаяся преодолеть онтоло-

гмческую разорванность субъекта и объекта, взглянуть на них со стороны изначального единства и целостности, когда человек не противостоит другим людям и миру, а внутренне сращен с ними. Такая мировоззренческая установка предполагает и смещение акцентов философии: познавательный интерес преломляется через призму ценностей; нравственный критерий становится тем зеркалом, в котором отражаются все другие проблемы, все стороны материальной и духовной жизни, а разработка онтологической и гносеологической проблематики выступает в качестве предверия, подступа к решение нравственно-аксиологических задач. 7 истоков такой традиции и находится философия Симеона полоцкого.

Степень разработанности проблемы. Наследие Полоцкого являлось объектом исследования как дореволюционной, так и советской гуманитарной науки. Среди дореволюционных исследований наибольшую ценность представляет работы К.Татарского, Л.Н.Майкова, С.Голубева, К.В.Харламповича, И.М.Тарабрина, Н.Смирнова, В.Н.Перетца, А.И.Белецкого. В основном они имеют историко-филологическую направленность,' анализу подвергались по преимуществу светские произведения Симеона из его стихотворной энциклопедии "Вертоград многоцветный11, либо другие образцы одической и элегической поэзии мыслителя

Особенно следует отметить работы И.Татарского и К.В.Харламповича. Авторами впертые в истории отечественной науки были предприняты попытки исследования жизни и деятвявности Полоцкого: выявление условий формирования Симеона как ученого, определение роли мыслителя в духовной жизни белорусского и русского народов и др. Работа И.Татарского "Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность). Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину ХУГГ века", основанная на большом эмпирическом материале, была первой попыткой

I.Майков 1.Н. Очерки из истории русской литературы ХУЛ и ХУШ столетий. -С1Г6.,1899,* Перетц Н.В. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Москву 1-2 февраля 1912 года. -Киев, 1912; Харяампавич К.В. Малороссийское; влияние на великорусскую церковную жизнь. -Т.I. -Казань, 19.14; Татарский И. Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятелен ость); -М.,1886.

реконструкции мировоззрения Симеона, обнаружения характерных особенностей его этико-философского наследда. Усилиями К.В. Харламповича начат процесс по выявление истинной роди Полоцкого в духовной жизни Московской Руси, его вклада в развитие отечественной культуры второй половины ХУII века.

ЗначителЕную роль. в изучении наследия Полоцкого сыграли работы И.П.Еремина, А.А.Сидорова, А.И.Соболевскога, Д.СЛиха-чева, А.Н.Робинсона, А.С.Демина, А.С.ЕлеонскоЯ, Л.И.Сазонова,

A.С.Курилова, А.М.Панченко, В.К.'Еылинина.Л.У.Звонаревой и др.

В большинстве случаев работа отмеченных авторов связаны с анад ' лизол художественного наследия Симеона: в рамках такого анализа и подвергались исследования те или иные аспекты мировоззре:.-ния мыслителя. Так," в работах A.M.Панченко значительное внимание уделяется исследованию используемой полоцким платоновской • идеи алфавитного феномена, анализируется проблема отождествления Симеоном Слова божия и Слова как первоэлемента словесности, а также астрологическим идеям.*

Серьезный вклад в изучение литературного и философского наследия Полоцкого внесли белорусские ученые - Н.И.Прашкевич,.

B.М.Пузиков, В.А.Чемервдкий, В.М.Нонон, С.А.Подокшин, Л.А.Чер-, нышева, В.К. Игнатов.

1.Панченко A.M. Русская стихотворная культура ХУ1Г века. -Л., 1973* Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. -Л. ,1984.

2.Пузиков В.М. Общественно-политические и философские взгляды Симеона Полоцкого//Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. -Мн., 1962* 4§мерицкий В.А. Сигме он Полоцкий//йстория белорусской дооктябрьской литературы. -Мн., 19771 Конон В.М. От Ренессанса к классицизму: Становление эстетической мысли Белоруссии в ХУ1-ХУ1П вв. -Мн., 1978* Падокшын С.А. Ф1ласофская думка эпох1 Адраджэння у Беларус1: Ад Францыска Скарыны да СШяона Полацкага.ч-Мн., 1990; Чернышева Л.А. Симеон Полоцкий//Памятники философской мысли Белоруссии ХУП - первой половины ХУШ в. -Мн.,1991;' 1гнатау Ул.К. 1дэ1 асветн1цкага абсалютызму I ф1ласоф1я rlc-тары! у творчасц1 Имя она Полацкага (Беларуск1 перыяд)// Весщ АН БССР, серыя грамацк1х навук, 1991. -tt.-

Следует отметить, что актуальность темы обусловлена и тем, го философия Полоцкого как целостное явление белорусской культуры горой половины Ш1 века не выступала в качестве объекта исто-ико-философского исследования. Большой же эмпирический материал арактеризует не только его мировоззрение, но и состояние и нап-авление развития белодесской общественно-политической и фило-сфской мысли в цело«.■

Все это и предопределило выбор теш и цель диссертацион-ого исследования.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и тепенк ее разработанности, определена цель, диссертационной рабо-г-ы: раскрыть роль, значение и специфику этико-философского уче-ия Симеона Полоцкого в процессе становления и развития нацио-альной философской мысли: -Не претендуя на исчерпывающее осве-,ение этой сложной проблемы, решение которой требует усилий многое исследователей, автор ставит в диссертации следувщие, логи-гески связанные мевду собой задачи:

- проанализировать социокулвтурные механизмы детерминации [ировоззрения Полоцкого, его место в системе духовного развития >елоруссии и России второй половины ХУ1Г века;

- определить идейно-теоретические источники философских и лических взглядов Симеона, характерные особенности его мировоз-|рения;:,

- раскрыть логику обоснования Полоцким основных онтологи-1еских и гносеологических идей;

- выявить существенные особенности, место и роль нравственной философ;;;! Симеона в системе философского анания, пока-тть вклад мыслителя в развитие национальной философской мысли.

Теоретико-методологическая основа диссертации и источники. 1ля решения поставленных задач в качестве методологической и вдейно-теоретической основы исследования использованы фундаментальные положения, выработанные мировой и отечественной философской традицией: положения о сложной, опосредованной детерминированности мировоззрения социокультурными факторами л, вместе с тем, вписанностью философских концепций в систему ¡зункционирувщих структур духовного производства общества на зпределенной ступени его развития* анализ философского уче-

ния как развиващегося, внутренне противоречивого феномена и т.п

Эмпирической базой проводимого исследования послужили ос-'новные работы Полоцксго: "1езл правленом", "Венец веры", "Бер-тоград многоцветный", "Рифыоло-гион", "Сбёд душевный", "Нечера дуиевная", а также различного рода декламации г драматические произведения.. ...

Выдвигаемые в диссертационном исследовании положения я вы-еоды основывается на синтезе моделей ксторико-филссофсксгс анализа, разработанных в трудах отечественных и зарубежных историков фкяосс'ии.

Научная новизна диссертации. Н диссертационном исследовании автором впервые предпринята" попытка целостного подхода к изучение зтихо-философского наследия Полоцкого. Выявляется роль, которус сыграло учение Симеона в становлении развитии белорусской. обпественно-философской мысли.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней

- раскрыты -социокультурные механизмы детерминации мировоззрения Полоцкого, выявлены его место и роль в духовном развитии общества

- определены идейно-теоретические источники философских и этических взглядов Симеона.характерные особенности его ми-ровозэренйяГ

- проанализировано филоерфское учение Полоцкого, логика обоснования основных онтологических и гносеологических положения,*

- выявлены существенные особенности, место и роль нравственной философии в системе философского знания, ее влияние на развитие национальной гуманистической традиции.

Основные положения, выносимые на защиту.

¡.Литературной, научной, философской и теологической деятельность!) Симеона Полоцкого завершается культурно-историческая период, в ¡вмках которого доминировала тенденция к ассимиляции ' западноевропейской науки в интересах национальных культур восточнославянского, мира. Являясь типичным представителем восточнославянской барокковои культуры, ориентированной на синтез двух систем духовных ценностей - средневековой и ренессансной -Полоцкий своею деятельностью объективно способствовал формиро-

ванию человека, способного решать задачи заровдающегося нового общества, которое ставило перед человеком и новые нравственно-мировоззренческие проблемы. '

2. Мировоззрение Полоцкого лишь отчасти представляет собой целостную систему. Анализ наследия мыслителя позволяет сделать вывод, что он стремился к компромису между христианской теологией и ренессансным гуманизмом, преодолению средневекового традиционализма и формализма восточнославянского мира, сохраняя при этом незыблемость его основных мировоззренческих постулатов и национальных ценностей..

Все это характеризует не только мировоззрение Полоцкого, ■ но и состояние и направление развития белорусской общественной и философской мысли в целом.

3. философия Симеона - не рационально-спекулятивная наука, а духовное руководство и наставление. Преобладание не теоретического интереса, а нравственные поиски лежат в основе ее практичности и антропологической направленности* размышления о судьбе своего народа, стремление постичь его будущее предопределили историзм и универсализм мировоззрения Полоцкого, а попытки переосмысления священных текстов с позиций современных ему общественных запросов на основе притчево-аллегористического метода обусловили символический характер его философии. '

Воззрения Полоцкого развивались в русле национальной общественной и философской мысли, в рамках которой существенную роль. играла традиция, стремившаяся к формированию целостного ^дота-лснпя о человеке, пытавшаяся преодолеть онтологичес- . кую разорванность субъекта и объекта, взглянуть на них со стороны изначального единства и целостности. Свмебй строит иерархическую структуру мироздания, в центре которой находится вселенская человеческая жизнь. В его философской концепции чело- ; век выступает как связующее звено между миром и духом, природой и богом; человек рассматривается не как отдельно существующая особь, самодовлеющая в его эгоцентрическом противостоянии другим людям и миру, а в своей сопричастности, соприродности. с ними, как своего рода персонифицируемый микрокосмос, внутренне сращенный со Вселенной.

Наделенный разумной душой и свободной волей, человек спор

собен к бесконечному творческому совершенствованию; по мере же своего.интеллектуально-нравственного развития,воплотив всю полноту истины, добра и красоты, он уподобляется божественному Логосу.

Утверждая примат дела над верой, Полоцкий тем самым положил начала формированию нового типа личности.

5. Этика Симеона предвосхищала основы нравственности грядущей эпохи. Связав непосредственно поведение человека с его интеллектуальным развитием, он положил начало принципиально новому направлению воспитания, ориентированного не на усвоение готовых истин-, а на.творческий поиск. Не отрицая в принципе постулатов христианского учения о боге как источнике нравственности, он, вместе с тем, обращает основное внимание на природные основания морали как необходимое условие нравственной ответственности личности..

6. Деятельность Полоцкого, совпадая по временным параметрам с периодом формирования национального самосознания, способствовала пробуждению и консолидации народа, становлению его творческого духа.. '

- Научно-практическая значимость исследования. Научная значимость исследования заключается в-том, что оно может быть использовано при реконструкции генезиса национальной философской традиции. Выступающая как своеобразное явление белорусской культуры, философия Полоцкого вместе- с тем дает представление и о специфике белорусской общественно-политической и философской мысли.

Результаты исследования могут быть неполнаованы в педагогической деятельности: в процессе чтения лекции и проведения семинарских занятий по курсу философии и истории философии, в спецкурсах, работе методологических семинаров в вузах, при разработке методических пособий по истории философии для преподавателей, студентов и аспирантов.

Апробация работы. С основными идеями, содержащимися в диссертации, автор выступил на республиканских и межвузовских научных конференциях: "Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания общественных наук" (Гомель, 1988), "Общественные науки и перестройка" (Гомель, 1990л "Изучение путей интенсификации учебно-воспитательного процес-

:а на основе сочетания новых и традиционных форм и методов обу-зения" (Гомель-Москва, 1990). .

Результаты работы изложены в четырех научных публикациях..

Диссертация обсуждалась, на кафедре истории философии и логики Белгосуниверейтета имени В.И.Ленина и рекомендована к защите .

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения,. грех глав, заключения и списка литературы (145 наименований). Эбьем текстовой части диссертации - 160 страниц машинописного текста. Список литературы - 13 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕИАНИЕ РАБОТЫ

В диссертации обосновывается актуалвность и степень разработанности проблемы, формулируются цель й задачи исследования, определяется его методологическая основа, показана новизна и практическая значимость работы.

Генезис мировоззрения Симеона Полоцкого рассматривается в тесной связи с эпохой, его породившей. По этой причине анализируется экономическое, социально-политическое и духовное развитие Бглоруссии и России ХУП века. Памятуя же.то, что сознание общества и человека никогда не выводимо непосредственно из экономических условий жизни, предприняты попытки отыскания тех промежуточных звеньев, которые опосредуют связь изменений в сфере социально-экономической с изменениями в Сфере сознания. В качестве таких промежуточных звеньев выделяются социальные структуры духовного производства, обнаруживающие себя двояким образом: с одной стороны, внешней, как особые социальные образования и отношения (присущие данному обществу формы разделения труда, обособления умственного и физического труда, формы трансляции знания и культуры и т.д.), с другой, внутренней, как особая организация субъективности самого агента духовного производства.

В диссертации отмечается, что обострение противоречий социально-экономического развития Белоруссии и России ХУП в., явившееся результатом.утверждения крепостничества, с одной стороны, и развития товаро-денежных отношений и вовлечение стран в европейский капиталистический рынок, с другой, пред-

определило формирование определенных социальных структур духовного производства, способа их функционирования, способствовало выработке соответствующих ценностных ориентиров.и нравственных императивов, формирование определенного, соответствующего общественным потребностям, облика человека.

На основе анализа функционирующих структур духовного производства и характерных особенностей этино-философских взглядов Симеона определяется место и роль мыслителя в духовной жизни, выявляется значимость его деятельности в поступательном развитии общества. ОФмечая консервативную сущность старообрядчества, ориентированного на традиционные стороны феодально-средневековой культуры, и ретроградный характер грекофилов, рассматривавших византийскую мудрость в качестве единственно "правильного", сохраняющего чистоту, веры источника знания, в диссертации отмечается прогрессивная роль "латинского" направления, во главе которого стоял Полоцкий.

Принципиальные мировоззренческие установки представителей старообрядчества, "греческого",и "латинского" направлений касались всех сфер общественной жизни. Они предопределили круг решаемых тем или иным направлением задач, обусловили средства и способы достижения поставленных целей, обнаруживая тем самым свою значимость в общественно-историческом процессе. Сущностью же различий выступало понимание самого человека, его места и роли в мире, его будущего.

Выступая за сохранение "чистоты веры", сторонники "греческого" .направления, смыкаясь по сути ро старообрядчеством, обрекали на застои и деградацию не только духовную жизнь общества, но и его экономику. Неприятие западноевропейской учености и способа жизнедеятельности означало сохранение традиционного средневекового способа материального и духовного производства, с присущим ему господством личных связей между членами социума, когда жизнь отдельного человека немыслима вне естественной связи с его обдиной, цехом, приходом. Традиционность форм жизнедеятельности вырабатывала соответствующий тип личности.

Верность расколоучителея старине, древнему преданию означала на уровне общественного сознания ориентацию на усвоение готовых истин, на "научение" хорошо известному, "правиль-

ному". Ориентация грекофилов на византийский источник мудрости, живительная сила которого давно иссякла-, означала ка уровне теории такую мудрость, которая развертывается как работа со словом,.текстом - как комментирование и истолкование.

Осознавая несостоятельность основных постулатов грекофилов и старообрядчества, Полоцкий пытался противопоставить им собственное представление о месте и назначении человека в мире. А так как теоретическое обоснование этих представлений осуществлялось в различных условиях, то в качестве основной для Белоруссии Симеону представлялась задача раскрепощения общественного сознания путем социально-экономического и политического освобождения, в то время как для Московской си таковой являлась задача разрушения стереотипов традиции, переориентация общественного сознания на новые материальные и духовные ценности. Решение этих задач, по его мнении, способствовало бы ликвидации стихийно-бессознательной включенности человека в традиционный поток жизни, обновлению и сознательной перестройке всего жизненного уклада, систематической рефлексии в свете основных смыслообразующих ориентиров.

В диссертации рассматриваются характерные осббенности мировоззрения Полоцкого, а также осуществлен анализ способов и методов обоснования онтолого-гносеологической проблематики, выступающей у Симеона как своего' рода теоретическое основание нравственной философии.

. Отправная точка этико-философских интенции Полоцкого -представление о нравственной Вселенной, гарантом и объединяющим началом которой.выступает триединый бог. Иерархическая материально-духовная Вселенная .- результат божественного творения. Бог является и гарантом существующих в мире закономерностей. Вместе с тем, Симеон далек от примитивного библейского, понимания сотворения мира. Символически истолковывая книги Бытия, Полоцкий представляет шестидневное творение как шести-вековую историю развития мира и общества.

Неприемлем для мыслителя и прямолинейный провиденциализм. Создатель, по его мнению, предустанавливает лишь конечную цель развития, выступает гарантом функционирования материально-духовных субстанций. Все же остальное как в материальном, так и духовном мире осуществляется без вмешательства бога.

Прорыв христианского мировоззрения обнаруживается прежде всего в понимании (и оправдании) Симеоном природы и человека. Материальная субстанция интересна для него не сама по себе как объект исследования, а ее нравственно-аксиологическая значимость- Природа для человека, по мнении Симеона, это, так сказать, наглядное пособие по нравственности.

Человек, будучи материально-духовным образованием, выступает связующим звеном между материей и духом, природой и богом. Более того, для Симеона человек есть "бог земный", так как "есть подобие некое между богом и человеком"^-.

Если философия Возрождения обожествила человека за счет снижения и растворения бога в природе, то у Подоцкого этот процесс представлен по-иному.

Вселенная - это воплощенное Слово-Логос, сущностью которого является Любовь, проявляющаяся в мире как истина, добро и красота. Человек также воплощенный Логос. Наделенный же разумной душой и свободной волей, он сам обладает Словом-Догосом. По мере своего, нравственно-интеллектуального совершенствования человек и уподобляется божественному Логосу.

В диссертационном.исследовании подчеркивается, что. эти исходные онтологические положения выступают в качестве тех лесов, с пбмощью которых Симеон строит свое этическое учение. Выдвигая в качестве основной задачи интеллектуально-нравственное совершенствование человека, мыслителю необходимо было решить две задачи: во-первых, решить проблему происхождения и сущности знания,"и во-вторых, выяснить, каким образом связаны между собой интеллект и нравственность. .

Теория "врожденных идей" для Симеона неприемлема. На двадцать лет раньте Локка он выдвинул и в ряде работ отстаивал вдею о том, что ум ребенка - это чистая доска, на которой запечатлевается все то, что поступает через органы чувств из окружающего мира. Однако чувства, по.мнению Симеона, не способны дать знание о существенном. Только.благодаря рассудку и разуму человек может постичь сущность вещей.

В диссертации отмечается, что наиболее радикальный отход

I. Полоцкий Симеон. Обед душевный. -М.,1681. -Л.287 об.

от теологической гносеологии связан с пониманием Полоцким разума и истины, которые, по его мнению, не определяются всецело содержанием Священного писания и тем более в буквальном его толковании, а представляют собой результат исторического развития знания о материальном и духовном бытии.

Обращение Симеона к онтолого-гносеологической проблематике - это всего лишь средство для решения основной задачи, которая с предельной ясностью сформулирована в "Вечере душевной". "Мечь й аз, - пишет он, - псдражая Христу Господу, от уст моих испущаю,, не человеки убивающий но злобы их и лукавства их посе-цающий"*. ■

Заслуги того или иного мыслителя оцениваются потомками исходя из того, каково объективное влияние его деятельности на последующие судьбы человека и человечества. Этика Полоцкого - это этика периода становления практического освоения мира. Она основывается на доверии к человеку и его разуму.

В основе этического учения Симеона лежит убеждение в безграничной возмозности совершенствования человека. Источник нравственности он связывает с Логосом и его сущностью - Любовью. Вместе, с тем, мыслителя в неменьшей степени интересуют природные истоки нравственности. Бог как высшая моральная сила, абсолютная истина и красота лишь, предопределяет цель человеческого существования. Выбор же средств для достижения этой цели осуществляет сам человек. Наделенный разумной душой и свободг-ноя волей, человек самостоятельно способен определять свои поступки, осуществлять моральный выбор между добром и зломи Поскольку этот выбор зависит, по мнению Симеона, от уровня интеллектуального: развития, человек и несет моральную ответственность,

Теоретическая и практическая деятельности Полоцкого объективна способствовала разрушению догматизма средневекового мировоззрения и традиционализма восточнохристианского. мира. Подвергая переосмыслению традиционные для средневековой философии понятия справедливости и моральной ответственности, деяния и воздаяния, связываемые феодально-корпоративной моралью с местом в иерархической структуре общества и выполнением долк-

I. Полоцкий Симеон. Вечера душевная. -М.,1683. -Л.726 об.

ного, Симеон не просто переносит акцент на деяние, которое и должно определять меру воздаяния, но и само положение человека в иерархической структуре связывает с его нравственно-интеллектуальной деятельностью.

В условиях разложения феодальной организации с ее социальными потрясениями и катаклизмами усилия Полоцкого направлены на .поиски механизмов, способных обеспечить выживаемость и нравственную защищенность личности. И важнейшим условием здесь, по его мнению, является развитие интеллекта путем совершенствования системы просвещения. Основанное на новых принципах просвещение подгатовит нового человека, ориентированного не на родовитость, а на знание, защищенного не произвольным набором нравственных императивов, а рационально обоснованным моральным абсолютом.

Интеллектуально-нравственное совершенствование - реальное условие, позволяющее человеку вместить в себе всю полноту бого-сознания, полноту божественного откровения. Обладая же ими человек посредством Вселенской Любви уподобится божественному Логосу.

Обращение к наследию Полоцкога - это лишь первый шаг в обнаружении духовных сокровищ, оставленных великими сынами Отечества. Усвоение не этих сокровищ откроет новые возможности обнаружения исторической перспективы. Философское осмысление наследия Полоцкога будет способствовать утверждению свободы и справедливости, достоинства и прав личности.

Основное содержание диссертации опубликовано в работах:■

Г.Грудницкий н.Д. Национальная культура и духовное возрождение/ /Актуальный проблемы развития потребительской кооперации на современном этапе.-Гомель;Изд.Речиц.укр.тип.,1990.-С.12г18.

г.ГрудницкиИ Н.Д. Меч духовный//л 1таратура I мастацтва,' 1990. -»51. •

3.Грудницкий н.Д. Национальная культура и проблемы формирования мировоззрения//Изучение путей интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе новых и традиционных методов обучения. -Гомель-Москва:Изд.Речиц.укр.тип.„1990. -С.12-14.

4.Грудницкий н.д. к проблеме духовного возрождения//Общес-твенные науки и перестройка. -Гомель^Изд.БИИМа,1990. -С.18-20.