автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Благовская, Евгения Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Горно-Алтайск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай"

На правах рукописи

Благовская Евгения Васильевна

Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в республике Алтай: социально-философский анализ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия (философские науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

< ФЕВ 2013

Чита-2013

005049468

Работа выполнена на кафедре философии и правоведения ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»

Научный доктор социологических наук, профессор

руководитель Гуслякова Людмила Герасимовна

Официальные доктор философских наук, профессор;

оппоненты: ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный

университет»,

профессор кафедры философии Субботина Надежда Дмитриевна

кандидат философских наук, доцент; . ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»,

доцент кафедры эмпирической социологии и

конфликтологии

Кинелев Сергей Викторович

Ведущая ФГБОУ ВПО «Алтайская

организация государственная академия образования

имени В. М. Шукшина»

Защита состоится «21» февраля 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.069.02 при по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в Интеллектуальном ресурсном центре ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан «21» января 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент .......Е. Ю. Захарова

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Во второй половине XX столетия в обществе актуализировались этносоциальные процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры, осознанием своей принадлежности к определенному этносу. Интерес к этническим истокам у людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

Процессы этнического возрождения в XXI в. характеризуются позитивными и негативными аспектами. Так, к числу первых можно отнести: создание единой устойчивой социальной идентичности народов в условиях полиэтничного государства; предоставление информационной защиты этнофора на фоне процессов глобализации и унификации; обеспечение преемственности поколений посредством сохранения этнических ценностей и традиций; сохранение и возрождение культурного наследия коренных малочисленных народов; и др. Среди негативных процессов можно выделить: обострение противоречий между представителями различных этнических групп, в частности, открытые столкновения интересов этнических групп, примером которых могут служить события, происходящие в начале второго десятилетия XXI в. в отдельных европейских странах (Франция, Великобритания и др.); противопоставление этнической и национальной идентичности членов общества; использование этнических чувств в качестве политического инструмента; «дробление» крупных полиэтничных государств на формирование самостоятельных этногосударств и др.

Все это актуализирует необходимость по новому взглянуть на решения проблем современного общества, обусловленных такими явлениями, как:

- усиление этнического фактора на политической арене в начале XXI в., выразившегося в образовании новых государств;

предупреждение формирования этноцентризма, ксенофобии и этнокультурных конфликтов;

необходимость формирования национальной идентичности полиэтничного государства;

- сохранение этнической уникальности этносов с учетом современных социокультурных условий.

- проявление этнической идентичности в условиях интенсификации этнических контактов в социокультурной, экономической и политической сферах.

В связи с этим возрастает значимость социально-философского анализа этнической идентичности и институтов этнической идентификации, что позволяет, с одной стороны, интегрировать существующие точки зрения в социогуманитарном знании, а с другой - обозначить методологическую базу исследования этих проблем.

Степень научной разработанности проблемы

В настоящее время исследования различных аспектов этнической идентичности не дают целостного представления о ее природе и сущности. Хотя отдельные аспекты этой проблемы в той или иной мере рассматривались. Так, исследование проблем этнической идентичности в социогуманитарном знании осуществлялось в рамках:

- примордиалистского подхода (П. Ван ден Берге, Ю. В. Бромлей, И. Г. Гердер, К. Гирц, Л. Н. Гумилев, П. И. Кушнер, М. В. Крюков, С. Е. Рыбаков, С. В. Соколовский, В. П. Торукало, Н. Н. Чебоксаров, Э. Шиле, С. М. Широкогоров и др.);

- инструменталистского подхода (Д. Белл, Дж. Де Восс, Г. Вулп, Н. Глейзер, М. Н. Губогло, Г. С. Денисова, Л. М. Дробижева, Д. Мойнихен, А. Петерсон-Ройс, В. А. Ядов и др.);

- конструктивистского подхода (Б. Андерсон, С. А. ААрутюнов, Ф. Барт, Д. Белл, П. Бергер, Р. Бурдье, Э. Геллнер, В. фон Гумбольдт, В. И. Козлов, А. Коэн, Л. П. Лашук, Т. Лукман, В. В. Пименов, Т. Г. Стефаненко, А. А. Сусоколов, В. А. Тишков, И. Г. Фихте, М. Фишер, Э. Хобсбаум, Н. Н. Чебоксаров и др.).

В настоящее время можно выделить следующие направления исследований:

этнического дискурса советского периода (В. М. Пивоев, Г. У. Солдатова и др.).

влияния института культуры на формирование этнической идентичности (С. И. Григорьев, Н. В. Исакова, Ю. Г. Марченко, А. И. Шсндрик и др.).

- особенностей формирования этнической идентичности личности (Е. П. Белинская, А. И. Донцов, Л. М. Дробижева, М. М. Магомедханов, Т. Г. Стефаненко и др.).

- этногенеза алтайского этноса, его сохранения; традиции, обычаи М.А.Баскаков, Н. П. Дыренкова, Л.П.Потапов, Д. И. Табаев, Н. А. Тадина, Н. Н. Тыдыкова, Д. В. Ушаков, Н. И. Шатилова, С. П. Швецов, Н. М. Ядринцев и др.).

Несмотря на всю значимость и важность существующих исследований этнической идентичности, в настоящее время отсутствуют социально-философские исследования, предметом анализа которых является этническая идентичность, характер соотношения этнической идентичности и этнической идентификации, а также институты этнической идентификации.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки её научного и практического решения определили объект, предмет, цель, задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - этническая идентификация.

Предмет исследования — особенности этнической идентичности как основы формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

Цель диссертационного исследования - выявление особенностей этнической идентичности как основы формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. описать основные научные подходы к исследованию этноса;

2. осуществить анализ представлений об этнической идентичности в контексте социально-философского знания;

3. выявить характер взаимосвязи этнической идентичности и традиционных институтов этнической идентификации в Республике Алтай;

4. обосновать тенденции взаимосвязи этнической идентичности и инновационных институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• концепция конструктивизма (Б. Андерсон, Ф. Барт, В. А. Тишков и

др-);

• концепция лингвистического детерминизма (В. фон Гумбольдт и др.);

концепция культурвитализма (С. И. Григорьев, Ю. Г. Марченко,

А. И. Шендрик и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, абстракция, индукция, дедукция.

Научная новизна исследования

1. Выявлены основные подходы к анализу понятий «этнос», «этническая идентичность», «этническая идентификация». Доказано, что социально-философский анализ позволяет преодолеть их противоречивость.

2. Обосновано, в контексте социально-философского знания, что этническая идентичность является основой формирования институтов этнической идентификации.

3. Введены в научный оборот социально-философского знания понятия: «традиционный институт этнической идентификации», «инновационный институт этнической идентификации».

4. Предложена классификация институтов этнической идентификации: традиционные и инновационные. Доказано, что для традиционных и

инновационных институтов этнической идентификации характерны как общие черты, так и специфические, обусловленные социально-историческими и социокультурными условиями (на примере Республики Алтай).

5. Обоснованы особенности взаимосвязи этнической идентичности и институтов этнической идентификации, которые обусловлены тем, что этническая идентичность рассматривается как результат процесса социализации, среди институтов которой выделяются и институты этнической идентификации. Выявлены основные тенденции формирования инновационных институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

Положения, выносимые на защиту

1. Социально-философский анализ этноса, рассматривающий его как социальный конструкт, позволяет преодолеть противоречивость основных подходов к рассмотрению этнической идентичности и этнической идентификации, методологической базой этого анализа является культурвитализм.

2. Социально-философский анализ этнической идентичности позволяет рассматривать ее как результат процесса социализации личности в этнической общности, сформировавшейся в процессе этногенеза и определяющий интериоризацию качеств данного этноса как социального конструкта, основным компонентом которого является культура, включающая институты трансляции социального опыта, обусловливающие аксиологические основания этнической идентичности личности.

3. Этническая идентификация есть процесс интеграции личности в этнос, предполагающий принятие этнического происхождения и осознание принадлежности к конкретному этносу, приобщение к ее этническим признакам и осознание человеком статуса и роли данной этнической общности, что осуществляется через институты трансляции социального опыта данного этноса, являющимися институтами этнической идентификации.

4. В контексте концепции культурвитализма под институтами этнической идентификации понимается постоянно повторяющиеся и

воспроизводящиеся отношения людей, направленные на формирование этнической идентичности посредством этнических ценностей, норм и правил. Существуют как традиционные, так и инновационные институты этнической идентификации, для которых характерны как общие черты, так и специфические. Традиционные институты этнической идентификации имеют универсальный характер, поскольку их конструктивистское влияние отмечается для многих этнических групп на разных этапах этногенеза. К традиционным институтам этнической идентификации относятся семья, культура, образование. На разных этапах этногенеза историческая значимость их влияния на процесс этнической идентификации различна. Под инновационным институтом этнической идентификации понимается социальный институт, имеющий определенное влияние на процесс этнической идентификации в связи с особенностями современного этапа развития общества (СМИ и Интернет, общественные организации, землячество и др.). Возникновение и функционирование инновационных институтов этнической идентификации обусловлено изменением социально-исторических и социокультурных условий.

5. Формирования и функционирования инновационных институтов этнической идентификации в Республике Алтай находится на этапе становления. Для этих институтов характерна общность программных задач -возврат к ценностям и нормам традиционной культуры, сохранение родного языка, отстаивание интересов коренного населения в решении экономических и экологических проблем, что особенно актуально в условиях возрождения этнической идентичности коренных малочисленных народов республики и их дифференциация на субэтносы, основанными на признании примордиальности этнической идентичности личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие социальной философии посредством уточнения сущности понятий «этническая идентичность», «этническая идентификация», а также вводом в научный оборот таких понятий как

«традиционный институт этнической идентификации» и «инновационный институт этнической идентификации».

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертационного исследования способствуют оптимизации социально-философского анализа традиционных и инновационных институтов этнической идентификации в условиях развития регионов современного российского общества.

Основные идеи и положения диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курса «Социальная философия», а также ряда спецкурсов, в частности, «Этнологические основы социальной работы», «Философия эволюции жизненных сил этноса», «Основы культурвигализма» и др.

Апробация результатов исследования

Основные положения исследования были представлены в 3-х статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК: Ученые записки государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Философия, культурология, социология, социальная работа». 2011. № 4 (39); Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33); Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34.)

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались в рамках работы аспирантского семинара кафедры философии и правоведения Горно-Алтайского государственного университета и были опубликованы в сборниках материалов по итогам следующих конференций: VI Международной научно-практической конференции «Университетская наука -2010» (Мариуполь, 2010); IV региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование в Западной Сибири: современное состояние и перспективы» (Горно-Алтайск, 2010); Международной научно-практической конференции «Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона» (Бийск, 2011); VII Международной научно-

практической конференции «Университетская наука - 2011» (Мариуполь, 2011); Международной заочной научно-практической конференции «Современная система непрерывного образования: социально-правовые и психолого-пёдагогические аспекты» (Горно-Алтайск, 2011); II Международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований» (Пенза, 2011); XII Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы в Современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2011); XIII Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы в Современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2012).

Участие в Международном конкурсе научных работ молодых ученых и студентов «Культура - основа национального социального образования, жизненных сил человека и общества». (Москва, 2010) (второе место в номинации «Ноосфера и жизненные силы человека и общества»).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень её разработанности, обосновываются теоретико-методологические подходы, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования, определяются новизна и положения, выносимые на защиту, а также теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности» посвящена анализу основных подходов к изучению проблемы этноса, этнической идентичности и идентификации.

В параграфе 1.1 «Основные подходы к исследованию этнической идентификации в социально-философском знании» подчеркивается, что проблема этноса и этничности в философской науке занимает одно из

важнейших мест. Обосновывается, что исследование этноса и этничности ведется в рамках трех подходов: примордиалистском, инструменталистском и конструктивистском.

Примордиализм, основополагающей идеей которого является представление об этносах как сообществах, соединенных кровно-родственными (биологическими) связями (П. Ван ден Берге, Ю. В. Бромлей, И. Г. Гсрдер, К. Гирц, Л. Н. Гумилев, П. И. Кушнер, М. В. Крюков, С. Е. Рыбаков, С. В. Соколовский, В. П. Торукало, Н. Н. Чебоксаров, Э. Шиле, С. М. Широкогоров и др.).

В примордиалистском подходе выделяются два направления: социобиологическое (П. Ван ден Берге, Дж. Де-Вос, К. Гирц, Л. II. Гумилев, Э. Шиле) и эволюционно-историческое (Ю. В. Бромлей, И. Г. Гсрдер, М. В. Крюков, С. Е. Рыбаков, С. В. Соколовский, В. П. Торукало, Н. Н. Чебоксаров и др.).

В рамках социологизаторского и эволюционно-исторического направлений примордиализма основу этноса составляет кровное родство, общее происхождение, эндогамия, исконная территория.

Инструментализм предпринята попытка соединения основных положений примордиализма и конструктивизма. При этом этничность рассматривается как идеологический инструмент, мобилизующий группу для достижения своих эгоистических (групповых) интересов (Д. Белл, Н. Глейзср, Г. Вулп, М. Н. Губогло, Г. С. Денисова, Л. М. Дробижева, Д. Мойнихен, Л. Петерсон-Ройс В. А. Ядов и др.). Инструментализм утверждает, что отдельные личности (политическая элита) специально мобилизируют этнические ресурсы для достижения собственных интересов.

Сторонники конструктивизма считают, что этничность конструируется интеллигенцией для использования в определенных политических целях (Б. Андерсон, С.А. Арутюнов, Ф. Барт, Д. Белл, П. Бергер, Р. Бурдье, Э. Геллнер, В. фон Гумбольдт, В. И. Козлов, А. Коэн, Л. П. Лашук, Т. Лукман,

В. В. Пименов, Т. Г. Стефаненко, А. А. Сусоколов, В. А. Тишков, И. Г. Фихте, М. Фишер, Э. Хобсбаум, Н. Н. Чебоксаров и др.).

В параграфе отмечается, что основные подходы к исследованию этноса на разных этапах развития социально-философского знания абсолютизируют какую-либо из сторон этноса: примордиализм — объективные, генетические, сущностные, конструктивизм — субъективные, а инструментализм -ситуативные, функциональные характеристики, используемые в решении политических и экономических вопросов.

При этом подчеркивается, что на основе социально-философского анализа возможна интеграция этих подходов, позволяющая определить этнос как форму социоприродной организации -жизнедеятельности людей, основанной на осознанном добровольном объединении индивидов посредством совокупности антропологических и биогенетических параметров, наличии этнических архетипов и формировании интуитивного чувства родства между всеми её членами.

В конце параграфа отмечается, что с позиций социально-философского анализа понятие этнос рассматривается как социальный конструкт, основным компонентом которого является культура, включающая институты трансляции социального опыта людей.

В параграфе 1.2 «Этническая идентичность в контексте социально-философского анализа» отмечается, что понятие этнической идентичности в научных исследованиях является одним из наиболее сложных и дискуссионных, что обусловлено разнообразием теоретических и методологических подходов к его исследованию (Т. Г. Стефаненко, Ю. Л. Чернявская, и др.).

В современных социально-гуманитарных науках идентичность предполагает описание индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самих себе» целостностей.

В параграфе подчеркивается, что социально-философский анализ позволяет интегрировать все существующие подходы, как к толкованию

термина «этничноеть», так и к выделению основных свойств этого феномена. В связи с чем этничноеть понимается историко-культурное своеобразие, которое позволяет создавать «портрет» этноса. В основе такого подхода лежит концепция культурвитализма (разрабатываемая под руководством С. И. Григорьева), во-первых, рассматривающая культурвитализм как основу воспроизводства социальной культуры бытия современного человека, его жизни; во-вторых, определяющая роль культурвитализма в разрешении противоречий между традициями и новациями, революционным и эволюционным типами развития, что является стратегически значимым для сохранения жизни, современной цивилизации на Земле.

Далее в параграфе анализируются основные подходы к исследованию этнической идентификации: психологический, социологический и философский. При этом подчеркивается, что социально-философский анализ позволяет рассматривать этническую идентификацию как процесс интеграции личности в этнос, предполагающий принятие этнического происхождения и осознание принадлежности к конкретному этносу. Результатом данного процесса выступает формирование этнической идентичности, под которым понимается результат процесса этнической идентификации личности как динамического процесса социализации и интеграции в конкретных социально-культурных условиях с присвоением этнических маркеров. Этнические маркеры — культура (язык, традиции, этнические нормы), историческая память и стереотипы поведения составляют аксиологические основания этнической идентичности личности.

В конце параграфа отмечается, что, поскольку на процесс формирования этнической идентичности личности существенное влияние оказывают внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы этнического самосознания, являющиеся проявлениями действия институтов этнической идентификации, в связи с этим возникает проблема интерпретации понятия «институты этнической идентификации», которые разделяются на традиционные и инновационные. Эти институты формируют ценностно-

нормативные ориентации личности, являясь одновременно базой для формирования этнической идентификации. В соответствии с этим определяются особенности взаимосвязи этнической идентичности и институтов этнической идентификации, которые обусловлены тем, что этническая идентичность рассматривается как результат процесса социализации, среди институтов которой выделяются и институты этнической идентификации.

В связи с этим актуализируется проблема исследования институтов этнической идентификации с учетом региональной специфики.

Во второй главе «Этническая идентичность — основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай» рассматриваются основные характеристики институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

В параграфе 2.1 «Этническая идентичность и традиционные институты этнической идентификации» отмечается, что под «традиционным институтом этнической идентификации» понимаются исторически сложившиеся социальные институты: семья, культура, образование, оказывающие значительное влияние на процесс этнической идентификации на разных этапах этногенеза.

Далее в параграфе на основе вторичного анализа результатов исследования роли семьи в сохранении этничности (под руководством Д. В. Ушакова) доказывается, что доминирующее влияние на формирование этнической идентичности личности русского, алтайского и казахского этноса в Республике Алтай оказывает институт семьи (через обучение родному языку, усвоению социальных отношений и ценностей, выраженных при помощи языка, которые передаются в процессе воспитания новых поколений в нормах, традициях и нравах и т.п.). Наиболее сильное воздействие семьи на процесс этнокультурного воспитания зафиксировано для представителей алтайского и казахского этносов, меньшее - отмечено в русских и этнически смешанных семьях.

В параграфе в эволюции брачности на Алтае было выделено 4 этапа, в основу которых легли коренные изменения в сфере жизнедеятельности населения: ^

Первый этап (к. XIX - пер. десятилетие XX вв.) - характеризуется заключением межэтнических браков между крещенным коренным населением и русскими переселенцами.

Второй этап (1917-1990 гг.) - распространение экзогамии, обусловленной увеличением зон межэтнической контактности в сфере социально-экономических, культурных сфер, а именно организация промышленных предприятий в регионе, открытие учебных заведений, расширение культурно-массовой работы, рост грамотности, пропаганда атеизма способствовали сближению национальных культур на качественно новой основе равенства всех народов региона.

Третий этап (1990 - 2000 гг.) — миграция населения из европейской части России, из стран Средней Азии, государств Закавказья, Украины на Алтай способствовали изменению этнического состава региона и характеру смешанной брачности, браки заключались не только между алтайцами и русскими.

Четвертый этап (с 2001 г. - по настоящее время) — характеризуется возрождением этнической идентичности коренных малочисленных народов, традиций экзогамии в браке. Последствиями распространенности межэтнических браков на Алтае стали культурная и этническая ассимиляция коренного населения. Потомки межэтнических браков, оспаривают свою этническую принадлежность к коренным малочисленным народам Алтая в судебном порядке.

Таким образом, анализ эволюции брачности на Алтае позволил выявить, что последствиями распространенности межэтнических браков па Алтае стала культурная и этническая ассимиляция коренного населения.

Далее в параграфе отмечается, что примордиальные основы этнической идентичности в Республике Алтай выражаются в осознании принадлежности к

определенному сёоку (еббк), являющемуся патрилинейным и экзогамным подразделением этноса. Принадлежность к сёоку, предполагающая существование экзогамии, является примордиальной основой этнической идентичности. Однако, вместе с тем усиление межэтнических контактов, особенности хозяйствования, явились предпосылками сохранения и увеличения количества межэтнических браков.

В параграфе делается вывод, что к традиционным институтам этнической идентификации, наряду с семьей, относится культура, которая представляет собой комплекс духовного освоения действительности, уровень её восприятия -с одной стороны, а с другой - хранение, распределение и потребление духовных ценностей носителями данной культуры как внутри самого этноса, так и вне его. Под этнической культурой в параграфе понимается совокупность специфических черт, касающихся сферы жизнедеятельности и межэтнического взаимодействия. В современных условиях этнического возрождения именно институт культуры (язык, фольклор, праздники) является основным маркером этнической идентичности народа, имеющий инструментальный и символический аспекты.

Наряду с семьей и культурой, институтом этнической идентификации является образование, основанное на принципе защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций в условиях полиэтничного государства. Содержание образования ориентировано на сохранение этнокультурной составляющей и предусматривает реализацию национально-регионального компонента образования. Данный компонент системы образования предполагает получение основного общего образования на родном языке, выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, освоение дисциплин регионального компонента, например, «История Горного Алтая», «Экология Горного Алтая», «Алтайский язык и литература», развитие школьного краеведения и этнокультурных центров.

В параграфе 2.2 «Этническая идентичность и инновационные институты этнической идентификации в Республике Алтай» отмечается, что этносоциальные условия современного общества изменяются. В связи с чем, наряду с традиционными институтами этнической идентификации, возникают и функционируют инновационные институты этнической идентификации. В настоящее время отсутствует общая точка зрения на природу, сущность и классификацию этих институтов.

В параграфе под инновационным институтом этнической идентификации понимается социальный институт, имеющий определенное влияние па процесс этнической идентификации, в связи с особенностями современного этапа развития общества.

В процессе анализа были выделены инновационные институты этнической идентификации, к которым относятся: государство, СМИ и Интернет, общественные организации, землячество, каждый из которых выполянет определенные функции.

Так, институт государства как институт этнической идентификации занимается разработкой й внедрением нормативно-правовых актов в сфере сохранения этнической идентичности коренных малочисленных народов. К инновационным институтам этнической идентификации государство было отнесено в связи с тем, что одним из факторов этнического возрождения народов в XXI веке явилось вступление в силу Постановления Правительства Российской Федерации «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» и Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В настоящее время качественно изменяется роль средств массовой информации и глобальной сети Интернет, особенно социальных сетей, и их влияние на этническую идентификацию. Инновационность этого института обусловлена его динамичностью и масштабом распространенности.

Благодаря средствам массовой информации, интенсифицировался процесс формирования наций и этносов: во-первых, через средства массовой

информации многие идеи становятся доступными большому количеству людей, которые стали хорошо понимать друг друга, облегчается процесс коммуникации и взаимодействия; во-вторых, письменный язык средств массовой информации стабилизирует нормативность языка и духовной культуры; в-третьих, диалект, который оказался ближе к рычагам власти к центру и доминирующей этнической группе, навязывается остальным, становясь источником нормативности.

Активное внедрение и развитие компьютерных сетей практически во все области жизнедеятельности современного человека затрагивает коренные вопросы трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, перешедшего на сетевой уровень эволюции и деятельности.

Далее в параграфе рассматриваются особенности таких институтов этнической идентификации как общественные организации и землячества. Распространение общественных организаций на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Республике Алтай обусловлено ростом политической активности населения, организацией общероссийского и международного движения по приоритетам коренных малочисленных народов. В частности, в Республике Алтай действуют следующие общественные организации: «Общество возрождения кумандинского народа», «Кумания», «Союз общин коренных народов Турочакского района Республики Алтай», «Возрождение тубаларского народа», «Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Алтай «Кедр».

Увеличение межэтнических контактов, расширение территориальных границ обитания представителей этнических общностей обусловило появление землячеств, под которыми понимается социальный институт, объединяющий представителей одной местности или страны, живущих за её пределами, для взаимной помощи и сохранив культурных связей с малой родиной. Для осуществления своих целей землячество (в частности, Ассоциация Тверских Землячеств, Брянское землячество, Сибирское казачье землячество, Омское

землячество, Иркутское землячество «Байкал») осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- проведение регулярных встреч членов землячества, организация совместных мероприятий;

- организация взаимопомощи членов землячества;

- сотрудничество с другими общественными объединениями, участие в союзах, ассоциациях и иных объединениях, в том числе международных;

- представление законных интересов членов землячества в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях.

В конце параграфа делается вывод о том, что процесс формирования и функционирования инновационных институтов этнической идентификации находится на этапе становления. Социально-философский анализ институтов этнической идентификации позволяет выявить как особенности их формирования и реализации, так и тенденции их дальнейшего развития.

В «Заключении» подводятся основные итоги диссертационного исследования, формируются главные выводы.

Анализ философских и научных подходов к исследованию проблемы этнической идентичности позволил исследовать степень изученности данного феномена. Исследование этнической идентичности как основы формирования институтов этнической идентификации, позволило ввести в научный оборот социально-философского знания такие понятия, как «традиционный институт этнической идентификации», «инновационный институт этнической идентификации».

Этническая идентификация в определенных социальных условиях реализуется через её традиционные и инновационные институты, которые, независимо от степени их влияния, имеют общую цель - формирование этнической идентичности личности. При этом степень этого влияния зависит как от интересов и приоритетов самой личности, так и приоритетных

направлений государственной политики, условий проживания и исторических изменений этносов в современном российском обществе.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Благовская Е. В. Представление об этнической идентичности в системе социогуманитарного знания // Ученые записки государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Философия, культурология, социология, социальная работа». 2011. № 4 (39). 0,3 п.л. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,3 пл.).

2. Благовская Е. В. Институты формирования этнической идентичности в Республике Алтай // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). 0,3 п.л. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,3 пл.).

3. Благовская Е. В. Инновационные институты этнической идентификации в Республике Алтай // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). 0,3 пл. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,3 пл.).

4. Благовская Е. В. Анализ исторических аспектов формирования идентичности // Социальная работа. Социология: VI международная научно-практическая конференция «Университетская наука - 2010»: сборник статей. Мариуполь: ПГТУ, 2010. 0,4 п.л. (лично автором - 0,4 п.л.).

5. Благовская Е. В. Основные подходы к исследованию понятия идентичности в социальных науках // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. 0,2 п.л. (лично автором - 0,2 п.л.).

6. Благовская Е. В. Особенности социальной идентичности студентов // Непрерывное образование в Западной Сибири: современное состояние и перспективы: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 12-16 июля 2010) / под общ. ред. к.п.н., доц. O.K. Сазоновой. Горно-Алтайск, 2010. 0,2 пл. (лично автором - 0,2 пл.).

7. Благовская Е. В. Понятие этнической идентичности в отечественном гуманитарном знании // Вестник молодых ученых: сборник научных работ № 7. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. 0,2 п.л. (лично автором - 0,2 пл.).

8. Благовская Е. В. Семья в условиях этнической идентичности // Социальная работа. Социология: VII международная научно-практическая конференция «Университетская наука-2011». Мариуполь: ПГ'ГУ, 2011. 0,4 п.л. (лично автором - 0,4 п.л.).

9. Благовская Е. В. Исторические аспекты межэтнических браков в Республике Алтай // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Пенза - Витебск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. 0,2 п.л. (лично автором - 0,2 п.л.).

10. Благовская Е. В. Национальные традиции как фактор социализации молодежи в условиях Республики Алтай // Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. 0,2 п.л. (лично автором - 0,2 п.л.).

11. Благовская Е. В. Этническая идентичность как философская проблема // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.0,2 п.л. (лично автором — 0,2 п.л.).

12. Благовская Е. В. Этнический фактор в системе образования Республики Алтай // Современная система непрерывного образования: социально-правовые и психолого-педагогические аспекты. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. 0,3 п.л. (лично автором - 0,3 п.л.).

13. Благовская Е. В. Теоретические аспекты понятия этнос // Вестник молодых ученых: сборник научных работ № 8. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. 0,4 п.л. (лично автором — 0,4 пл.).

14. Благовская Е.В. Семейные ценности в системе социального воспитания // Информация и образование: границы коммуникаций INFO, 11:

сборник научных трудов. № 4 (12). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. 0,2 пл. (лично автором - 0,2 пл.).

15. Благовская Е. В. Семья как институт этнической идентификации // Социальные процессы в Современной Западной Сибири: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. 0,2 пл. (лично автором - 0,2 пл.).

Издательство Горно-Алтайского государственного университета 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1.

Подписано в печать 21.01.2013. Формат 60x84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать РИЗО. Печ. л. - 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 10.

Отпечатано полиграфическим отделом

Горно-Алтайского госуниверситета 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Благовская, Евгения Васильевна

Введение.

Глава I «Теоретико-методологические основы исследования 11 этнической идентичности»

1.1 Основные подходы к исследованию этнической идентификации на разных этапах развития социально-философского знания.

1.2 Этническая идентичность в контексте социально-философского анализа.

Глава II Этническая идентичность — основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай

2.1 Этническая идентичность и традиционные институты этнической идентификации.

2.2 Этническая идентичность и инновационные институты этнической идентификации в Республике Алтай.

 

Введение диссертации2013 год, автореферат по философии, Благовская, Евгения Васильевна

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки её научного и практического решения определили объект, предмет, цель, задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - этническая идентификация.

Предмет исследования - особенности этнической идентичности как основы формирования институтов этнической идентификации в Республике

Алтай.

Цель диссертационного исследования - выявление особенностей этнической идентичности как основы формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. описать основные научные подходы к исследованию этноса;

2. осуществить анализ представлений об этнической идентичности в контексте социально-философского знания;

3. выявить характер взаимосвязи этнической идентичности и традиционных институтов этнической идентификации в Республике Алтай;

4. обосновать тенденции взаимосвязи этнической идентичности и инновационных институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• концепция конструктивизма (Б. Андерсон, Ф. Барт, В. А. Тишков и др-);

• концепция лингвистического детерминизма (В. фон Гумбольдт и др.);

• концепция культурвитализма (С. И. Григорьев, 10. Г. Марченко, А. И. Шендрик и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, абстракция, индукция, дедукция.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены основные подходы к анализу понятий «этнос», «этническая идентичность», «этническая идентификация». Доказано, что социально-философский анализ позволяет преодолеть их противоречивость.

2. Обосновано, контексте социально-философского знания, что этническая идентичность является основой формирования институтов этнической идентификации.

3. Введены в научный оборот социально-философского знания понятия: «традиционный институт этнической идентификации», «инновационный институт этнической идентификации».

4. Предложена классификация институтов этнической идентификации: традиционные и инновационные. Доказано, что для традиционных и инновационных институтов этнической идентификации характерны как общие черты, так и специфические, обусловленные социально-историческими и социокультурными условиями (на примере Республики Алтай).

5. Обоснованы особенности взаимосвязи этнической идентичности и институтов этнической идентификации, которые обусловлены тем, что этническая идентичность рассматривается как результат процесса социализации, среди институтов которой выделяются и институты этнической идентификации. Выявлены основные тенденции формирования инновационных институтов этнической идентификации в Республике Алтай.

Положения, выносимые на защиту.

1) Социально-философский анализ этноса, рассматривающий его как социальный конструкт, позволяет преодолеть противоречивость основных подходов к рассмотрению этнической идентичности и этнической идентификации, методологической базой этого анализа является культурвитализм.

2) Социально-философский анализ этнической идентичности позволяет рассматривать ее как результат процесса социализации личности в этнической общности, сформировавшейся в процессе этногенеза и определяющий интериоризацию качеств данного этноса как социального конструкта, основным компонентом которого является культура, включающая институты трансляции социального опыта, обусловливающие аксиологические основания этнической идентичности личности.

3) Этническая идентификация есть процесс интеграции личности в этнос, предполагающий принятие этнического происхождения и осознание принадлежности к конкретному этносу, приобщение к ее этническим признакам и осознание человеком статуса и роли данной этнической общности, что осуществляется через институты трансляции социального опыта данного этноса, являющимися институтами этнической идентификации.

4) В контексте концепции культурвитализма под институтами этнической идентификации понимается постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, направленные на формирование этнической идентичности посредством этнических ценностей, норм и правил. Существуют как традиционные, так и инновационные институты этнической идентификации, для которых характерны как общие черты, так и специфические. Традиционные институты этнической идентификации имеют универсальный характер, поскольку их конструктивистское влияние отмечается для многих этнических групп на разных этапах этногенеза. К традиционным институтам этнической идентификации относятся семья, культура, образование. На разных этапах этногенеза историческая значимость их влияния на процесс этнической идентификации различна. Под инновационным институтом этнической идентификации понимается социальный институт, имеющий определенное влияние на процесс этнической идентификации в связи с особенностями современного этапа развития общества (СМИ и Интернет, общественные организации, землячество и др.). Возникновение и функционирование инновационных институтов этнической идентификации обусловлено изменением социально-исторических и социокультурных условий.

5) Формирования и функционирования инновационных институтов этнической идентификации в Республике Алтай находится на этапе становления. Для этих институтов характерна общность программных задач — возврат к ценностям и нормам традиционной культуры, сохранение родного языка, отстаивание интересов коренного населения в решении экономических и экологических проблем, что особенно актуально в условиях возрождения этнической идентичности коренных малочисленных народов республики и их дифференциация на субэтносы, основанными на признании примордиальности этнической идентичности личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие социальной философии посредством уточнения сущности понятий «этническая идентичность», «этническая идентификация», а также вводом в научный оборот таких понятий как «традиционный институт этнической идентификации» и «инновационный институт этнической идентификации».

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертационного исследования способствуют оптимизации социально-философского анализа традиционных и инновационных институтов этнической идентификации в условиях развития регионов современного российского общества.

Основные идеи и положения диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курса «Социальная философия», а также ряда спецкурсов, в частности, «Этнологические основы социальной работы», «Философия эволюции жизненных сил этноса», «Основы культурвитализма» и ДР

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены в 3-х статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК: Ученые записки государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Философия, культурология, социология, социальная работа». - 2011. № 4 (39); Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33); Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34.)

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались в рамках работы аспирантского семинара кафедры философии и правоведения Горно-Алтайского государственного университета и были опубликованы в сборниках материалов по итогам следующих конференций: VI Международной научно-практической конференции «Университетская наука -2010» (Мариуполь, 2010); IV региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование в Западной Сибири: современное состояние и перспективы» (Горно-Алтайск, 2010); Международной научно-практической конференции «Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона» (Бийск, 2011); VII Международной научно-практической конференции «Университетская наука - 2011» (Мариуполь, 2011); Международной заочной научно-практической конференции «Современная система непрерывного образования: социально-правовые и психолого-педагогические аспекты» (Горно-Алтайск, 2011); II Международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований» (Пенза, 2011); XII Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы в Современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2011); XIII Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы в Современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2012).

Участие в Международном конкурсе научных работ молодых ученых и студентов «Культура - основа национального социального образования, жизненных сил человека и общества» (Москва, 2010) (второе место в номинации «Ноосфера и жизненные силы человека и общества»).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай"

Заключение

Процессы этнической идентификации в дальнейшем будут развиваться еще более интенсивно, с одной стороны, в связи с изменением социально-политической ситуации в обществе, и они, в конечном счете, могут войти в ранг глобальных проблем современности, с другой - ростом самосознания личности, поиском смысла жизни и своих родовых корней. Все это обусловливает необходимость дальнейших исследований проблем, связанных с этносом, этнической идентичностью, этнической идентификацией.

В процессе диссертационного исследования было определено и обосновано:

Во-первых, то, что существующие до настоящего времени основные подходы к исследованию проблем национальной идентичности, характеризовались фрагментарностью исследования природы и сущности этнической идентификации.

Во-вторых, то, что возрастает значимость социально-философского исследования этнической идентификации как процесса целенаправленной деятельности социума по воспроизводству культуры социальной жизни в условиях её цивилизационных изменений и роста экономики.

В-третьих, то, что этническая идентификация в определенных социальных условиях реализуется через её традиционные и инновационные институты.

К традиционным институтам этнической идентификации относится в частности, семья. Относительно процесса этнической идентификации можно выделить следующие характеристики семьи: полиэтничность или моноэтничность состава семьи, язык семейного общения, состав семьи, характер отношений между поколениями, религиозные воззрения членов семьи, система социального взаимодействия, пол детей и социокультурные условия проживания.

В-четвертых, к традиционным институтам этнической идентификации относится этническая культура, способствующая выполнению социальных функций.

В-пятых, особое место среди традиционных и инновационных институтов этнической идентификации занимает система образования. Общеобразовательная система представляет собой уникальную возможность для осмысленного и планомерного воздействия на процесс формирования этнической идентичности учащихся. Работая с полиэтническим ученическим коллективом, как подчеркивается в диссертации, необходимо не только обеспечить учащимся общее образование, но и реализовать этнокультурное обучение и воспитание. Этнокультурное образование осуществляется через реализацию национально-регионального компонента федерального государственного образовательного Стандарта, основанного на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции.

В-шестых, в современных условиях особое значение придается рассмотрению задач СМИ (телевидение, радио, периодические издания) в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов, к которым относятся.

К критериям эффективности глобальной сети Интернет, в частности социальным сетям, как институту этнической идентификации относятся: востребованность, доступность, оперативность, возможность обратной связи. В Республике Алтай была создана социальная сеть коренных малочисленных народов, целью которой является поиск и объединение людей по интересам, информирование об актуальных новостях в сфере взаимодействия этих народов.

В-седьмых, отмечается процесс трансформации институтов общественных организаций в институты этнической идентификации, представляющих интересы коренного населения, направленный на возврат к ценностям и нормам традиционной культуры, на сохранение родного языка, отстаивание интересов коренного населения в решении экономических, социальных и экологических проблем.

В-восьмых, установлено, что институтом этнической идентификации является землячество, понимаемое как объединение уроженцев одной местности, живущих за её пределами, создаваемое для взаимной помощи. В России существует огромное количество земляческих объединений, способствующих этнокультурной связи. с малой родиной. Это обусловлено процессами глобализации, миграции населения, что явилось проблемой сохранения этнической идентичности в иноэтнических условиях.

Традиционные и инновационные институты этнической идентификации, независимо от степени их влияния, имеют общую цель - формирование этнической идентичности личности. При этом степень их влияния зависит как от интересов и приоритетов самой личности, так и приоритетных направлений государственной политики, условий проживания и исторических изменений этносов в современном российском обществе.

В свете этносоциальных событий последних десятилетий в Республике Алтай можно сделать вывод о системном влиянии на процессы этнической идентификации всех институтов и в совокупности, и дифференцированно, при этом степень их влияния во многом зависит от интересов и приоритетов самой личности, приоритетных направлений государственной политики, условий проживания и исторических изменений в обществе.

Относительно процессов этнической идентификации наиболее крупных этносов Республики Алтай (русские, алтайцы и казахи), отметим следующее: для алтайского этноса присуще признание примодиалыюсги природы этнической идентичности, выражающее в признании доминирующего влияния родовых начал личности (сёока), этнической принадлежности родителей. Кроме того, в свете последних этносоциальных событий региона (присвоение статуса коренных малочисленных народов России таким субэтносам, как тубалары, теленгиты. кумандинцы) алтайский этнос подвергся процессу этнической дивергенции; для русского этноса в условиях республики характерно призание традиционных основ этнической идентичности, таких как этническая принадлежность родителей и культура; казахский этнос республики характеризуется стремлением к изолированности, выражающийся в отрицании экзогамии, признании этнодоминирующими основаниями этнической идентификации личности таких факторов, как этническая принадлежность родителей и религиозная принадлежность.

Все выше отмеченное является доказательством конструированное™ этнической идентичности представителей этносов республики, посредством институтов семьи, культуры.

Таким образом, дальнейшее исследование институтов этнической идентификации в условиях полиэтничного региона является своевременным и важным в масштабах всей России.

 

Список научной литературыБлаговская, Евгения Васильевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдувелиева Т.И. Язык-Этнос-Культура: проблема взаимоотношений: URL: http://readr,ru/tamila-abduvelieva-yazik-etnos-kultura-nroblema-vzaimootnosheniy.html#ixzzlvUOXUVh7, (дата обращения 24.09.2012).

2. Абдулатипов Р.Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. Научная книга, 2005. 472 с.

3. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13-22.

4. Алиев Д.Х. Этнос и нация в условиях глобализации: политологический анализ: дисс. канд. полит, наук. М.: 2009. 172 с.

5. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки славянской культуры, 2005. 368 с.

6. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. 496 с.

7. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.

8. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.

9. Баскаков Н.В. Очерк грамматики ойротского языка. М., 1947. 312 с.

10. Велик A.A. Культура и личность. Психологическая антропология Этнопсихология. Психология религии. М.: Росс. гос. гуманит. Ун-т, 2001. 378 с.

11. Белинская Е.П. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений. СПб.: Речь, 2003. С. 175-181.

12. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.

13. Бердяев А.Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М., 1990. 44 с.

14. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. 28 с.

15. Бердяев H.A. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д., 1997. 87 с.

16. Беркович H.A. Племя, народность, нация: Социально-философское исследование. СПб.: Наука, 2001. 10 с.

17. Борисов Р.В Диалог языка и этнической идентичности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Томского государственного университета, 2007. С. 154 157.

18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

19. Бромлей Ю.В. Этнос и география. 3-е изд., исправл. М.: Либроком, 2009. 440 с.

20. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография. 1967. № 6. С.90 96.

21. Бромлей Ю.В. Этнонациональные аспекты формирования человека / // Вестник высшей школы. 1989. № 1. С.66-73.

22. Булгаков C.II. Из размышлений о национальности. В 2 т. Т. 2- М., 1914. 453. с.

23. БурдьеП. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С.40 58.

24. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

25. Винер Б.Е. Этничность: в рисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С.З -27.

26. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. 106 с.

27. Вышеславцев Б.Г1. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С.117.

28. Вяткин Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. № 5. С.71 75.

29. Галкина Е.М. Этническая идентификация у выходцев из национально-смешанных семей: этносоциологический и этнопсихологический аспекты // Этнография, антропология и смешанные дисциплины: соотношение предмета и методов. М., 1989, С. И 19.

30. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории и философии. СПб., Наука, 1993.349 с.

31. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1992. 126 с.

32. ГердерИ.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, Серия: Памятники исторической мысли; 1977. 703 с.

33. Гидденс Э. Устроение общества. М.: Академический проспект, 2005.528 с.

34. Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века. М.: Гардарики, 2007. 239 с.

35. ГубоглоМ.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М.: Наука, 1984. 288 с.

36. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. 764 с.

37. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 349с.

38. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера. М.:Мишель и Ко, 1993. 333 с.

39. Данзанов С.М. Национальная самоидентификация: (Состояние, тенденции и пути гуманизации, на материалах Бурятской ССР): дис. . канд. социол. наук. М.,1992. 134 с.

40. Дашдамиров А. Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. № 3. С.3-13. .

41. Де-ВосДж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация / Под общей ред. A.A. Велика. М.: Смысл, 2001. 233 с.

42. Донцов А.И. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.75 86.

43. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д., 1996. 194 с.

44. Дробижева JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С.З 13.

45. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.376 с.

46. Дыренкова Н.П. Род, классификационная система родства и брачные нормы у алтайцев и телеут // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. JL, 1924. 255 с.

47. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.

48. ЕкееваЭ.В. Сущностные характеристики отношений человека с природой в мировоззрении алтайцев (на примере ландшафтной и водной среды) // Алтай-Россия. Через века в будущее. Горно-Алтайск, 2004. С. 190 191.

49. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода. СПб.; 2005. 32 с.

50. Захарова Т.В. Этносоциальные проблемы Горного Алтая в 19201930-е годы // Исторический вестник: сборник научных трудов. Вып. 2 / ред. Т.С. Пустогачева, ред. Т.В. Анкудинова. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. 200 с.

51. Захарова Т.В. Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920 -1930-е годы. / ред. O.A. Гончарова. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. 162 с.

52. Заковоротная М.В. Идентичность человека социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону:, Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. 200 с.

53. Золотова Т.Н. Праздничная культура как фактор формирования идентичности // Проблемы историко-культурной идентичности в полиэтнических обществах: тез. докл. всеросс. Омск, 6-8 сентября 2011. -Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. 19 с.

54. Иванов К.Ю. Алтайская духовная миссия: старообрядцы и инородцы (по миссионерским отчётам) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Барнаульского педуииверситета, 1998. С. 233 -234

55. Иванова B.C. О первом опыте суда зайсаната в Республике Алтай // Этносоциальные процессы в Сибири. Новосибирск, 2007. Вып.8. С. 135 136.

56. Ильин И.А. Основы христианской культуры: Собрание сочинений: В Ют. Т.1.М., 1993.326 с.

57. Исакова Н.В. Культура и человек в этническом пространстве: этнокультурологический подход к исследованию социальных процессов. Новосибирск: Изд-во МОУ ГЦРО, 2001. 343 с.

58. Кассирер Э. Индивид и космос.М., 2000. 332 с.

59. Кадыкова С.А. Формирование позитивной этнической идентичности // Начальная школа. 2007. № 7. С.1 5.

60. Казанцев А.Ю. Основные аспекты этносоциальных проблем Горного Алтая (1985-1993 годах) // Этносоциальные проблемы регионов Сибири: сб. науч. тр. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. С.39 47.

61. Карсавин Л.П. Малые сочинения.СПб., 1994. 450 с.

62. Коган М.Э. Роль межэтнических коммуникаций и национальных ориентаций при передаче этнической культуры // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М. 1980. 224 с.

63. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967. № 2. С.100 111.

64. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и её место в теории этноса //Советская этнография. 1974. № 2. С. 24 38.

65. Козлов В.И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обозрение. 1995. № 4. С.39 55.

66. Кокшаров Н.В. Национализм. Этпичпость. Мультикультурализм // Credo New. 2003. № 4. С. 10.

67. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С.13 -23

68. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 122- 158.

69. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М., 1979. С.85 113.

70. Конева Л.А. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара, 1995. С. 92.

71. Кондратов В.А. Новейший философский словарь. 3-е изд. Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. 668 с.

72. Коркмазов АЛО. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы // Сборник научных трудов. Выпуск 1 (11). Серия «Гуманитарные науки». Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет. 2004. № 1 (11). С.7 -12.

73. Ким К.В. Этническая идентичность детей из русско-якутстких семей: дис. канд. псих. наук. Санкт-Петербург, 2009. 181 с.

74. Ключевский В.О. Курс русской истории: в 8 т. T.l. М., 1956. 431 с.

75. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического возрождения. М.: «Экзамен», 2004. 624 с.

76. Крюков М.В. Заметки об этническом самосознании. М.: Знание -сила, 1985. № 3. С.58 59.

77. Кузнецова Е.В. Этническая идентичность личности как объект исследования современного гуманитарного знания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. №4 (12). С.121 127.

78. Кутявина Е.Е. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2010. №2 (18). С.47 52.

79. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии АН. Т.8. 1949. С.З -9.

80. КыдыеваВ.Я. Институт зайсанства у алтайцев // Алтай Россия: через века в будущее (матер, конф.) Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. С.113 -116.

81. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 320 с.

82. ЛевковичВ.П. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. 1992. № 6. С.З5-42.

83. Лотман Ю.М. Люди и знаки. СПб.: Искусство, 2000. 408 с.

84. Лисицын С.А. Региональный компонент интегрирующее направление в обучении и воспитании: URL: http://pedsovet.org/component/option,com mtree/task,viewlink/linkJd,3212/Itemid, 118/. (дата обращения 12.03.2012).

85. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. 288 с.

86. Магомедханов М.М. Языковые аспекты культурной идентичности // Вестник ДНЦ РАН. 2003. № 14. С.78 83

87. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. №2. С.44.

88. Могиляпский Н.М. Этнография и её задачи. СП., 1909, т.З. С. 102105.

89. Молокоедов, В. Сеть Internet как институт правовой социализации: URL: http://www.russianlaw.net/law/variuos/misc/a79/, (дата обращения 22.02.2012).

90. Монтескье Ш. О Духе законов. Избранные произведения. М.: Мысль, 1999.412 с.

91. Морган Л.Г. Древнее общество. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934.350 с.

92. Мавродин B.B. Образование Древнерусского государства. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1945. 432 с.

93. Миграция населения Республики Алтай в 2001 году. Горно-Алтайск, 2002. С. 19-22.

94. Мид Дж.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2009. 290 с.

95. Науменко, Л.И. Идентичность этническая: URL: http://www.socionic.rU/index.php/i/5873-identichnost etnicheskava, (дата обращения 12.05.2010).

96. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пг., 1922.137 с.

97. Орлов Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. С.47 59.

98. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001. С.25-39.

99. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135 141.

100. Педагогика межнационального общения. Антропология: URL http://www.governorirk.ru/pedagogika-mezhnacionalnogo-obshheniya-antropologiya/104/, (дата обращения 15.05.2012).

101. Пивоев В.М. Этнос и нация: проблемы идентификации. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. 109 с.

102. Пименов В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. JL, 1977. 14 с.

103. Положение о проведении конкурса «Принцесса Алтая» URL http.y/molaltay.ru/index.php?optfon=comcontent^start=15, (дата обращения 12.02.2012).

104. Попова C.B. Философско-культурологические аспекты анализа этнической идентичности: дисс. . каид. филос. наук. Ставрополь, 2005. 160с.

105. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973. 13 с.

106. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. С. 96-107.

107. Потапов JI.П. Краткий очерк культуры и быта алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский Нациздат, 1948. 64 с.

108. Потапов Л.П. Поездка в колхозы Чемальского аймака Ойротской автономной области. Л., 1932. 48 с.

109. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 319 с.

110. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. 320 с.

111. Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков, 1913. 222 с.

112. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. 603 с. http://feb-web.ru/feb/byliny/critics/rge/rge-001 -.htm (дата обращения 20.10.2012).

113. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.

114. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 34.

115. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации от 27.12.1991 № 2124-1 // «Российская газета» № 32. 08.02.1992.

116. Российская Федерация. Законы. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.

117. Российская Федерация. Законы. Об образовании ред. от 10 июля 1992 года № 3266-1. -М.: [2011].

118. Российская Федерация. Законы. Об образовании ред. от 10.07.2012 года № 68. http.7/mamamasi.ru/index.php?id=27#st5 - (дата обращения 12.11.2012).

119. Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнографическое обозрение. 2000. № 5. С.З 16.

120. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. №6. С.З 14

121. Рыжаков М.В. Российская система образования: состояние и перспективы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №6. -С.З -11.

122. Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности. М.: Альфа-М, 2011.280 с.

123. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? // Сер.: Россия накануне XXI века. Вып. 2. СПб.: Петрополис, 1994. 150 с.

124. Салливан Г.С. Интернерсональная теория психиатрии. СПб., 1999.347 с.

125. Сатир В. Как строить себя и свою семыо / Пер. с а игл. М.: Педагогика-пресс, 1992. 190 с.

126. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С.З 13.

127. Соблиров Х.Х. Современные концепции этничности // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 6. С.58 59.

128. Соболева Н.С. Исторический и современный контексты исследования этнической идентичности URL http://psviournals.ru/sgu socialpsy/issue/30279 full.shtml. (дата обращения 25.08.2010).

129. Соколовский C.B. Этническое насилие: структуры теоретического дискурса // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1994. С.33 -42.

130. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М.: Смысл, 1998. 389 с.

131. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этпополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996. С.296 366.

132. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России/Институт этнологии и антропологии РАН. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. URL http://ethnopsyhology.narod.ru/libr/S/soc-cult-dist.htm, (дата обращения 12.10.2012).

133. Скворцов Н.Г. Этичность:, социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999. № 1. С.29-30.

134. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. (По материалам г. Киева и Закарпатской области) // Советская этнография. 1982. № 1. С.80 88.

135. Спиноза Б. Собрание сочинений. В 2т. Т.2. М.: Наука, 2006. 632 с.

136. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М., 1989. 112 с.

137. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-Пресс, 2004. 320 с.

138. Студенческие землячества Республики Алтай URL httr//molaltay.ru/index.php?option=comcontent&view=article&id= 190:2010-12-0714.23-11 &catid=44:2010-12-07-14-08-50&Ilemid=32, (дата обращения 04.03.2012).

139. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. Москва : Наука, 1985.255 с.

140. Су соколов A.A. Структурная самоорганизация этноса // Расы и народы. 1990. № 20. С.5 39.

141. Сусоколов A.A. Национально-смешанные браки среди русского населения в разных регионах страны // Русские: этносоциологические очерки. -М.: Наука, 1992. С. 191 -222.

142. Сусоколов A.A. Непосредственное межэтническое общение и установки на межэтнические контакты // Советская этнография. 1973. № 5. С. 73-78.

143. Табаев Д.И. Местное самоуправление в горном Алтае (сравнительный историко-правовой анализ) // Политическая Горного Алтая и Г.И. Чорос-Гуркин. 1900-1940гг. / Под ред. Проф. Н.С. Модорова. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. С.62.

144. Тадина H.A. О трех линиях родства у алтайцев // Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. СПб., 2005. Вып. 9. С. 255-265.

145. Тадина H.A. О феномене возрождения института зайсапства у алтайцев // Сибирь и Центральная Азия: проблемы этнографии, истории и международных отношений (матер, конф.). Барнаул, 2007. С. 52.

146. Тадина H.A. Возрождение зайсапата в Республике Алтай: взгляд сквозь собственную этническую идентичность // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 3. С.77 81.

147. Теория Пиаже. В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд. МГУ, 1986. 344 с.

148. Тетерина, М. Язык и культура как факторы этнической идентичности http://msses.flybb.ru/topic56.html?sid=ab419cd36eccf669347679e205c2006c, (дата обращения 12.03.2012).

149. Токарев С.А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. М., ОГИЗ-Соцэкгиз, 1936. 81с.

150. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. 1964. №11. С.43-53.

151. Топинар П. Антропология. СПб, 1879, 518 с.

152. ТишковВ.А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. 532 с

153. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1996. № 100. С.17

154. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003. 544 с.

155. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1. С.4 8.

156. Троицкая Т.А. Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник. Вып. 6 / ред. Ю.В. Попков. Новосибирск: Нонпарель, 2004. 270 с.

157. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.

158. Тюхтенева С.П. Обычное право алтайцев: есть ли будущее у института зайсанства? // Обычное право и правовой плюрализм (матер, конф.). М.: ИЭА РАН, 1999. С. 82.

159. Ушаков Д.В. Воспроизводство этничности в системе этнокультурных взаимодействий: теоретическая модель // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 6. / Под. ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: Нонпарель, 2004. С.52 57.

160. Ушаков Д.В. Роль семьи в воспроизводстве этничности народов Республики Алтай // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 101 108.

161. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. 592 с.

162. Файзуллин Ф.С. Грани этнической идентификации // Социс. 1997. № 8.С.12-19.

163. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / пер. с англ. М. Р. Гинзбурга. М.: Педагогика, 1993. 144 с.

164. Фрейд 3. Групповая психология и анализ Эго». М.,: 1991. 384 с.

165. Фромм Э. Иметь или быть / Перевод И. Войскуиской, И. Каменкович, Е. Комаровой, Е. Рудневой, В .Сидоровой, Е. Фединой, М. Хорькова. М.: ACT, 2000 http://psvlib.org.ua/books/fromm02/txt06.htm. (дата обращения 11.06.2011).

166. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 490 с.

167. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки их книги) // Pro et Contra. 1997. №2. С. 142 143.

168. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. М., 1900-1914. СПб.,1914.

169. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер.с англ./Ред. Г.В. Бурменская, В.В. Старовойтов. М.: Прогресс: Ювента, 2000. 478 с.

170. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. 1999. № 9. С.67 74.

171. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. Спб.: Алетея, 2000. 240 с.

172. Чебоксаров H.H. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985. 271 с.

173. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1967. № 4. С.94 110.

174. Черданцева Л.С. Деятельность Алтайской духовной миссии в Горном Алтае в конце 19-20 вв. // Социальные проблемы национальных регионов

175. Сибири в XX веке: тез. докл. очно-заочной межрегион, науч. конф. Горно-Алтайск, апрель-октябрь 2005г. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. С. 163 165.

176. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. № 6. С.26 35.

177. Чернявская, ЮЛ. Структура этнического самосознания: URL: http://kamunikat.fontel.net/www/knizki/mab/albaruthenica/l 3/17.htm, (дата обращения 10.09.2011).

178. Чумакаев А.Э. Проблемы языковой политики в Республике Алтай / // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / Под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: Нонпарель, 2004. С.231 -233.

179. Шатинова H.H. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1981. 184 с.

180. Швецов С.П. Обычно-правовые воззрения алтайцев (калмык) и киргиз: Брачные и семейные отношения. Горно-Алтайск: Зап.-Сиб. отд. ИРГО. 1898. С.1-16.

181. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул, 1900. 107 с.

182. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия : избранные работы по теории и социальной философии. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. 704 с

183. Шиле Э. Общество и общества: микросоциологический подход // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / под ред. Г.В. Осипова. М., 1972, 345 с.

184. Широкогоров С.М. Этнографические исследования: Этнос. Исследование принципов изменения этнических и этнографических явлений. Владивосток: Изд.-во Дальневост. ун-та, 2002. 148 с.

185. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 2010. 160 с.

186. ШпетГ.Г. История как проблема логики. М.: Директ-Медиа, 2007.988 с.

187. Штейнталь X. Грамматика, логика и психология // История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1965. С. 114 115.

188. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб, Питер, 2008. 672с.

189. Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года. Республиканская целевая программа: URL: http://altai.regionz.ru/index .php?ds=1319581, (дата обращения 12.02.2010).

190. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 1996. 344с.

191. Юм Д. О национальных характерах. М.: Мысль, 1966 735 с.

192. Юридический словарь: Словарь / ред. А.Я.Сухарев, ред.

193. B.Д. Зорькина, ред. В.Е. Крутских. Москва : ИПФРА-М, 1998. 790 с.

194. Ябыштаев Т.С. Об этнической ситуации в Республике Алтай // Археология и этнография азиатской части России (новые материалы, гипотезы, проблемы и методы), емерово: Кузбассвузиздат, 2009. С. 191 192.

195. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3.1. C.158 -182.

196. Alba, R.D. Ethnicity // Encyclopedia of Sociology. N. Y. 2000. V. 2. P.842.

197. Anderson, B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. Rev. edition. L.; N. Y.: Verso, 1991 (1st ed. — 1983) London, 1983. 224 p

198. Banks, M. Ethnicity: Anthropological constructions. L., N.Y., 1996. P. 47

199. Barth, F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. Bergen-Oslo: Universitetsforlaget; L.: George Allen & Unwin. Bergen, 1969. 153 p.

200. Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity / Vermeulen H., Govers C. (eds.). // The Anthropology of Ethnicity. Beyond «Ethnic Groups and Boundaries». 1994. №. 13.

201. Erikson, E. Psychosocial Identity // A Way of Looking at things. Sclectcd papers / ed. by St. Schlein. N.Y., 1995. P.675

202. Geertz, C 1973. The Interpretation of Cultures: Selected Essays. London: Fontana, 2nd edn. 1993. P.318

203. Mortimer, O. The psychological determinants of Jewish identity // Psychological abstracts. 1979. № 6. P. 13-57

204. Ross, Marc II. (1995). "Psychocultural Interpretation Theory and Peacemaking in Ethnic Conflicts", Political Psychology, vol. 16, no.3: 523-544.

205. Van den Berghe, P.L. The Ethnic Phenomenon. N. Y. 1981. P. 35.