автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Этноконфессиональные конфликты в социокультурном аспекте
Текст диссертации на тему "Этноконфессиональные конфликты в социокультурном аспекте"
Российский Университет Дружбы Народов
Сабина Султана
Этноконфессиональные конфликты в социокультурном аспекте ( на примере Бангладеш)
Специальность 09.00.11. - социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель к.ф.н., доцент Нарбут Н.П.
Москва 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы
изучения этноконфессиональных конфликтов.................................12
1.1. Конфликты в сфере этноконфессиональных отношений.................................................................................12
1.1.1. Этноконфессиональные конфликты как
одна из разновидностей социальных конфликтов..........12
1.1.2. Анализ категорий «нация», «этнос»
в этноконфессиональном контексте................................35
1.1.3. Свобода вероисповеданий и равенство конфессий - основа
этноконфессионального согласия в обществе............48
1.2. Социокультурный метод анализа этноконфессиональных противоречий..................................66
Глава II. Пути и способы урегулирования
этноконфессиональных конфликтов в Бангладеш..........................80
2.1. Противоречия и проблемы в сфере этноконфессиональных отношений.......................................80
2.2. Пути разрешения этноконфессиональных конфликтов в Бангладеш.......................................................108
Заключение.......................................................................................126
Приложения...................................................................................... 13 0
Список использованной литературы..............................................141
Введение
Актуальность исследования. Реальностью современной общественной жизни является усиление социальных конфликтов, прежде всего, конфессиональных. Рост этнического самосознания, усиление роли религии в развитии полиэтнических образований на современном этапе обусловливают обострение противоречий между этноконфессиональными общностями. Этноконфессиональные конфликты представляют собой один из видов социальных конфликтов, являются высшей степенью этноконфессиональных противоречий в обществе. Участниками этих конфликтов являются этноконфессиональные общности, которые формируются при совпадении конфессиональной самоидентификации с этнической.
Проблема усугубляется тем, что региональные противоречия в этноконфессиональной сфере переплетаются с политическими, экономическими, социальными противоречиями. В условиях взаимосвязанной и взаимозависимой структуры международных отношений разногласия, возникающие между представителями различных этноконфессиональных групп в конкретной стране, неизбежно затрагивают интересы других государств, всего международного сообщества.
Большая часть современных конфликтов приходится на развивающиеся страны Азии и Африки, в том числе на государства Индийского субконтинента. Бангладеш представляет собой страну, в которой этноконфессиональные конфликты обусловлены не только внутренними специфическими причинами, но также этническими и
религиозными проблемами, характерными для всего Индийского субконтинента. Во многом они объясняются колониальным прошлым, сложным социально-экономическим положением в настоящем, общей политической нестабильностью. Сохранение в обществе сильных "традиционалистских" убеждений и общинных пережитков, естественно, сказывается на формировании массового сознания, что также в значительной степени обуславливает противостояние представителей разных этноконфессионалъных общностей.
Страны Индийского субконтинента обладают богатой культурой, которая накладывает отпечаток на характер этноконфессиональных отношений. Население Бангладеш не однородно в этническом отношении, кроме этого, оно исповедует разные религии: ислам, индуизм, буддизм, христианство. Государство Бангладеш было образовано в результате отделения от Пакистана, который, в свою очередь, отделился от колониальной Индии в результате размежевания по религиозной принадлежности. Сложности межконфессионального общения внутри Бангладеш определяются во многом особенностями ислама, его специфической ролью в жизни общества. Ислам проявляет себя как активный регулятор общественной деятельности.
Анализ причин, существующих тенденций развития этноконфессиональных конфликтов в социокультурном аспекте, поиск вариантов их преодоления, анализ возможных путей для достижения гражданского мира и согласия является актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Степень разработанности проблемы. Проблему этноконфессиональных конфликтов нельзя считать предметом
какой-либо одной дисцшшины. Она может рассматриваться в контексте целого ряда наук - социальной философии, социологии, этнологии, конфликтологии, философии религии, культурологии, политологии и т.д.
Можно выделить несколько подходов к рассмотрению этноконфессиональных конфликтов по дисциплинарному критерию. Если рассматривать этнопсихологический подход, то в нем акцент делается на одной из сторон как доминанте взаимодействия. Влиянию этнического как доминантного в этноконфессиональном взаимодействии уделил большое значение Л.Н.Гумилев1, а влиянию религиозного как доминантного на процесс этногенеза -Б.Г.Гафуров2.
Исследование и научная разработка моделей урегулирования этноконфессиональных конфликтов является одним из важных направлений в конфликтологии. Теоретическим источником современных конфликтологических концепций являются труды Г.Зиммеля, К.Маркса, ЛТоквиля. Фундаментальное значение имеют концепция конфликтного функционализма Л.Козера, диалектическая теория конфликта Р.Дарендорфа и общая теория конфликта американского социолога К.Боулдинга3. Среди современных
1 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.
2 Гафуров Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения: развивающиеся страны Азии и Африки. - М., Наука, 1976; Зарубежный Восток и современность / Ред. колл. Б.Г.Гафуров и др. В 2-х томах. - М., Наука, 1974.
3 Coser L. The Fractions of Social Conflict. - N.Y., Free press, 1967; Dahrendorf R. Essay in the Theory of Society. - Stanford, Calif., Stanford Univ. Press, 1967; Boulding K. Conflict and Defence. A General Theory. - N. Y., 1962.
западных зарубежных авторов можно выделить работы А.Аг, В.Джаконини, Дж.Каччаторе1.
В России на протяжении многих десятилетий работы, выходящие по этой проблематике, отличались излишней идеологизированностью. В настоящее время исследование конфликтов активизировалось, ввиду насущной необходимости поиска реальных путей урегулирования этноконфессиональных противоречии, обострившихся на территории России. Теоретическому анализу этой проблемы, поиску вариантов решения конфликтов, возникающих на религиозной и этнической основе способствуют работы Д.Б.Малышевой, Д.Угриновича, И.Яблокова2
Существенный вклад в исследование этноконфессиональных конфликтов в условиях "традиционного общества" Индийского субконтинента внесли работы индийских, пакистанских, а также бангладешских философов, историков, социологов, написанные на бенгальском и английском языках3.
Обострение этноконфессиональных конфликтов часто связано с развитием национального самосознания. Проблемам становления национального самосознания посвящены работы Бромлея Ю.В.,
1 Аг А. Введение в теорию конфликтов // Политология вчера и сегодня. - М., РАУ, Вып. 1, 1994; Каччаторе Дж. Прогресс и конфликт. - М.: РАУ, Вып.1,1995; Джаконини В. Дарендорф: Теория конфликта. - М.: Российская академия управления, 1994. - Вып. 2
Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. - М., 1991; Угринович Д.М. Психология религии. - М.: 1986; Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994.
3 Banerjiee A.C. Two nations: The Philosophy of Muslim Nationalism. - New Delhi, 1980, Titus T. Islam in India and Pakistan. - Calcutta, 1959. Все указанные ниже работы на языке бенгали: Дургадас В. Бенгальцы Бангладеш. - Дакка, 1989; Ислам А. Коммунализм: возникновение и распространение. - Дакка, 1992; Ронглал С. Нарушение декларации ООН о правах человека: аспекты Бангладеш // Коммунальная дискриминация в Бангладеш: факты и документы. - Дакка, 1993; Карим А. Религия. Общество и государство. - Дакка, 1985.
Подольного Р.Г., Кошкарова Н.В., Кудрявцева М.К., Мнацаканяна М.О. и др.1
Развитие секуляризационного процесса во многом определяет характер отношений между этноконфессиональными общностями. В научных трудах Вагабова Н.М., М.Шакира и др.2 рассмотрены возможности секуляризации в различных областях социально-экономической жизни.
Региональным путям урегулирования этноконфессиональных противоречий посвящены работы Котенева A.A., Родионова М.А., Нахара С. и др.3.
Цель, основные задачи исследования.
Основной целью исследования является социально-культурный анализ этноконфессиональных конфликтов в Бангладеш, исследование возможных вариантов снижения напряженности. Достижение цели исследования определило постановку и решение следующих задач:
• раскрыть некоторые теоретико-методологические аспекты изучения этноконфессиональных конфликтов, выявить их содержание и структуру;
1 Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М., Мысль, 1990; Кокшаров Н.В. Нация и культура (социально-философский анализ). - Новгород, 1997; Кудрявцев М.К. Нация: фантом или реальность? // Советская этнография, 1991, N6, Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. - М., 1998.
2 Вагабов Н.М. Критика концепции конфессиональной исключительности в исламе. - М., 1978; Религия и секуляризм на Востоке. - М., Наука, 1993; M.Shakir. Secularisation of muslim Beehavior. - Calcutta, 1973.
3 Котенев A.A. Этническая конфликтология. Этнические аспекты локальных конфликтов у азиатских границ России в последней четверти XX века. - М., 1995; Нахар С. Этноконфессиональные меньшинства в Бангладеш (сравнительный анализ) - Дакка, 1994 (на языке бенгали).
• показать роль интеграции религиозных и этнических ценностей в формировании этноконфессиональной дифференциации общества;
• рассмотреть социально-культурные аспекты этноконфессиональных процессов;
• проанализировать Бангладеш как полиэтническую страну различных конфессий;
• рассмотреть варианты путей разрешения этноконфессиональных конфликтов в Бангладеш.
• показать возможности формирования единой нации в Бангладеш как один из путей снижения этноконфессиональных противоречий;
• проанализировать секуляризационный процесс в Бангладеш, его возможности в разрешении конфликтных ситуаций;
Теоретико-методологическая основа диссертации.
Исследование проводилось на основе историко-сравнительного, структурно-функционального анализа социальной реальности Бангладеш. На базе ретроспективного изучения истории этнических противоречий в стране, характеристики основных тенденций развития этноконфессиональных противоречий изучены перспективы их разрешения в Бангладеш.
Этноконфессиональные противоречия и конфликты рассматриваются в широком социально - культурном аспекте как противоречия между разными типами культуры. Для решения этих конфликтов, глубоко укорененных в сознании и психологии больших
масс людей, необходимо проведение особой культурной политики государства.
Осуществлению социально - культурного подхода способствовало изучение теории социально-культурного развития Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, М.Вебера, современных российских и зарубежных специалистов1.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• работа представляет собой попытку комплексного исследования этноконфессиональных конфликтов в Бангладеш;
• на основе изучения, сопоставления и обобщения широкого круга конфликтологических концепций изучена специфика этноконфессиональных конфликтов в Бангладеш, выявлены их источники и определены основные особенности;
• рассмотрены категории "этнос", "нация" как объекты социально-культурного анализа, подвергнута критическому осмыслению трактовка этих понятий в известной на Индийском субконтиненте "теории двух наций";
• определяются возможные пути и способы разрешения этноконфессиональных конфликтов в Бангладеш.
1 Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. Пер. с англ. - М., Наука, 1977; Наследие М.М.Бахтина и проблемы развития диалектического мышления в современной культуре. - Донецк, 1996; Алексина Т.А. Философские проблемы культуры. - М., РУДН, 1992; Почта Ю.М. Ислам и мусульманское общество в западной философской традиции. - М., РУДН, 1997; Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. - М., УДН, 1987.
Основные положения» выносимые на защиту:
• конфликты между этноконфессиональными общностями в Бангладеш являются социальной реальностью, они обусловлены целым рядом внутренних и внешних причин;
• проблема становления национального самосознания в рамках единого государства не может быть решена в рамках известной на Индийском субконтиненте теории "двух наций", провозглашенной в середине XX века известным мусульманским лидером Мохаммадом Али Джинной;
• основой достижения гражданского согласия в странах Востока и теоретической базой для снижения напряженности в этноконфессиональной сфере может служить не западный опыт секуляризации, а более общий принцип свободы вероисповеданий и равенства конфессий;
• для достижения социальной гармонии необходимо проведение более гибкой государственной культурной политики;
• возможность предоставления культурно-религиозной автономии Читагонгскому горному району - один из возможных способов прекращения притеснения этнорелигиозных меньшинств в этом районе.
Научно-практическая значимость работы. Аналитические разработки диссертации могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях и в практике преподавания социальной философии.
Теоретические выводы диссертации могут получить конкретное практическое применение в процессе принятия решений по политическому урегулированию этноконфессиональных
и
конфликтов в Бангладеш, для прогнозирования и поисков путей разрешения конфликтных ситуаций в странах Индийского субконтинента.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были изложены на "круглом столе" по проблемам урегулирования конфликтов на территории Читагонгского горного района Бангладеш в Институте культуры Дакки в июле 1998 г., обсуждены на кафедре социологии и социальной философии РУДН, а также отражены в публикациях:
1. К вопросу о становлении нации в Бангладеш. - Деп. в ИНИОН РАН N54188 от 29.12.98. - 16 стр.
2. Некоторые проблемы секуляризации в Бангладеш. - Деп. в ИНИОН РАН N 54189 от 29.12.98. - 21 стр.
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также приложения, включающего некоторые графические показатели динамики социально - экономического развития и демографического роста Бангладеш, а также таблицы, отражающие распространение различных конфессий и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения этноконфессиональных конфликтов
1.1. Конфликты в сфере этноконфессиональных отношений
1.1*1. Этноконфессиональные конфликты как одна из разновидностей социальных конфликтов
Этноконфессиональный конфликт, как вид социального конфликта, представляет собой высшую ступень в развитии противоречий в обществе, характеризующуюся острым столкновением сторон (в данном случае этноконфессиональных общностей), тенденцией усиления их сознательного противоборства в ходе реализации противоположных интересов. Представление о борьбе противоположностей, как неизбежном феномене человеческого бытия, восходит к глубокой древности. Так, исходными принципами всех религиозных систем (индуизма, ислама, буддизма и т.д.) является противоборство и взаимообусловленность добра и зла, света и тьмы, активного и пассивного начал. У истоков теории "социального конфликта" стоял американский социолог Ч.Р.Миллс. Опираясь на идеи КМаркса, Т.Веблена, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими группами1. Впервые взгляд на конфликт как
1 Миллс Р. Властвующая элита, - М., 1959; Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford - Calif., Stanford Univ. Press, 1957.
социальное явление был сформулирован в работе А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.).
Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э.Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемы�