автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этнокультурные проблемы иммиграции

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Заринов, Игорь Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Этнокультурные проблемы иммиграции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнокультурные проблемы иммиграции"

АКАДЕМИЯ НАУК ССОР

ОРДЕНА ДРЛИ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ голени Н.Н.МИКЛУХО-МАКЛАЯ

На правах рукописи

ЗАРИНОВ Игорь Юрьевич

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОШШ ИММИГРАЦИИ (на материалах истории поляков в Бразилии)

Спещшлыюсть 07.00.07 - этнография

Автореферат

диссертации 1ш соискаше ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1991

Работа выполнена в отделе этнографии народов Зарубежной Европы Института этнологии я антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР.

Научный руководитель - доктор исторических наук

О.А.Ганцкая

Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

профессор В.И.Козлов кандидат исторических наук Г.А.Касперович

Ведущее учреждение - Московокий Государственный

часов на заседании Специализированного совета к 002.76.01 по защите диооертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им: Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (117334 Москва, Ленинский проспект, 32 а).

С .диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР

Университет им. М.В.Ломоносова

Защита состоится

Автореферат разослан

I

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук

ОНЦАЯ ХШКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Дктуальность теш. Ваанейшей задачей современной этнологии является изучите этнокультурного взаимодействия в контексте исторического развития государств о преобладающей долей иммигрантского населешя. Это взаимодействие составляет неотъемлемую часть развития почти всех стран Нового Света, образовавшихся в результате эмиграции представителей различных народов Европы, Азии и Африки. К стра]шм Латинской Америки, сформировавшимся таким образом, относится и Бразилия. Представляя собой самое большое по территории и численности наоеленил латиноамериканское государство, современная Бразилия могет служить ярким примером развития полиэтнического общества иммигрантского типа, ибо представители его в болыпинотве своем являютоя потомками эмигрантов из многих отран мира. Заметная роль а процеоое эмиграции в Бразилию принадлежала государствам Центральной и Восточной Европы (в том числе и славянским), ореди которых Польша занимала одно из первых меот. Маяно-о уверенностью оказать, что более чем столетняя история польской иммиграции в Бразилии не только выделяет ее из воей славянской иммиграции, но и позволяет, вместе о тем, рассмотреть эту историю в контоксте общих этнокультурных проблем, свойственных совре-мешюму полиэтническому обществу.

Цели и задачи.Предыдущий тезис очерчивает ооновной круг целей и задач данной работы. В него входит не только изучение кошсретики этнической истории поляков в Бразилии, но и исследование самой оути этнокультурного процесса, оо-нованного на взаимодойотвии различных этнических единиц, а также проблем, возникающих в результате этого процесса. Особенно важным этапом иммиграционного развития представляется его начало, т.е. консолидация в этш1ческую группу, и материалы истории польской иммиграции действительно свидетельствуют об этом. Результат этого процесса открывает дальнейший путь развития польско-бразильской культуры и позволяет вообще говорить об этом историческом феномоно. Исследуя его, можно увидеть всю гамму этнокультурных проблем иммиграции, возшиснющих в полиэтническом обществе, несмотря на естественную специфичность тех, которые присущи

только 'полякам и только в Бразилии. Через призму польско-бразильских этнокультурных проблем в работе предпринята попытка исследования сути процессов, понимаемых в обществоведении с помощью таких терминов как адаптация, интеграция и ассимиляция. Вычленение из этих понятий собственно этнического уровня и исследование его места в развитии полиэтнического общества - основная цель .диссертации. Изменение поль-окой культуры в Бразилии помогает увидеть суть ассимиляции шире и глубже, т.е. квалифицировать этот процесс как всю сушу социальных изменений, а не как только этнокультурных. Из истории поляков Бразилии видно, что польско-бразильское этнокультурное взаимодействие достаточно полно может быть квалифицировано как явление, выраженное термином аккультурация, которая, по сути своей, есть лишь определенная направленность и специфика ассимиляции. Через аккультурацию осуществляется сама возможность ассимиляционного процеоса.

Методологической основой диссертациошюго исследования стали принцип историзма, а также опыт этнологических и антропологических исследований, основанных на концепциях советской этнологии и различных западных научных школ. Такой подход к исследованию поставленной проблемы позволил как можно объемнее исследовать феномен этничности тех обществ, которые в газетно-политической терминологии именуются как многонациональные. Конкретный материал по польско-бразильской истории и анализ его позволил сделать вывод о научной несостоятельности такого понятия. Универсальный методологический подход, примененный в работе, дал возможность исследовать этнокультурные проблемы конкретной иммиграционной группы в контексте общих проблем иммиграционного развития.

Методика исследования .диктовалась характером имеющегося материала. В отсутствии, к большому сожалению, оригинального полевого материала, работа построена в основном на источниках и литературе исторического, мемориального и теоретического характера. Поэтому методической базой диссертации стало шявлешю из широкого круга разнообразной польско-бразильской литературы этнографических данных, а затем их анализ на протяжении всей, более чем вековой истории поля-

ков в Бразилии. Креме того, широко использован опыт исследования польских этнических групп в различных регионах мира (в тем числе собственней опыт исследования ах в Еелоруси, Латвии и Казахстане), что позволило глубже осознать специфичность этнокультурных проблем иммиграции, в частности, и универсализм их проявлешш при любом взаимодействии культур, в целом.

Степень изученности проблемы, литература и источшпзд,

Этнокультурные проблемы иммиграции являются частью общей проблемы отшгаюстп в полиэтнических обществах, которую, в сеою очередь, матшо признать одной из центральных в современной этнологии.

Несомненен в этом отношении и опыт советских ученых, исследовавших проблемы различных .диаспор в мире. Но сути окегодшш "Расы и народы" долгое время слу^шт в основном тленно этим целям. Нот смысла, в связи с этш, перечислять все статьи (из-за их многочисленности), посвященные развитию различных культур в условиях иммиграции и полиэтшщиз-ма. Стоит лишь сказать, что огшт этих работ определенным образом отразился в данной диссертации. Что касается проблемы отничности на Западе, то явление, обозначаемое этим тер-мшом, впервые было сформулировано американскими социологами, занимавшимися проблемами социализации в поллэтш1ческом обществе*. С конца СО-х - начала 70-х годов нашего столетия, когда западные культурные и социальные антропологи и этнолога начали акцентировать овое вшилашю на проблемах интерэтнического развития, объектом их пристального внимания таюхе, вслед за социологам, становятся этнические группы, возникшие в результате эмиграционного процесса^. Традиционный интерес польского обществоведения к истории польских этнические групп в различных регионах мира возрос со временем и среда польских этнологов. Ярким результатом этого стала книга польского этнолога А.Посерн-Зелииьского "Традашт и

l.laa.llw *.*. Definition» of ethnicity. //"Ethnicity".-1974.-

Hi P

2. Cor ion Y. A uaymlIs 11 on In American Life. The role of race, >'t!ifl:n and national orl|;lno. New York, 1970

о

этничпость. Измолоте культуры американской Полонии . Построив сбос исследование )ю собственных полевых материалах, собранных в США, польский ученый акцентирует свое внимание 1ш специфичности развития польской зеультуры в американ-скбм обществе. В работе, наряду с анализом этой специфичности, поставлен и ряд вопросов общеэтнического характера. Однако, широко этнокультурные проблемы иммиграции в ней не ставятся, а сосредотачивается внималио ш проблемах этнич-ности и традиции в полиэтническом общостве. В панной диссертации же на польско-бразильском материале предпринята попытка более широкого взгляда на эти проблемы с выходом на ■ исслодовашш общих тецденций этнокультурного развития в обществах, возникших и развивающихся в результате этно-ра-ообого взашодействия. Для этого большое значение имело зшкомство и анализ писем бразильских иммигрантов на родину, в том число и польских^. К источникам по польско-бразильской тематике относятся и материалы сборника, вышедшего в свет по случаю столетнего юбилея истории поляков в Бразилии0. В нем опубликованы ключевые данные по истории, этнографии и фольклору поляков, осевших в юиных штатах Бразилии.

Но менее важным источником изучения этнической истории поляков в Бразилии является четырехтомник под общим названием "Бразильская Полоюш и борьба за призна1ше", изданный Академией католической теологии. Каждый из четырех томов имоет свой подзаголовок, который раскрывает его содержание. Первый том "Поляки вербисты. 1900-1978"^ посвящен деятельности одного из польских католических орденов. Наряду о информацией об этой деятельности, том содержит материалы,

З.Ровегп-г1в111;8к1 А. ТгайусЗа а е(п1схпоас. Рге«ш1апу 1сиНи-

гу Ро1оп11 Атвгукап«)с1бЗ. Нгос-Гь*-1о<1е, 1982 4.1Да»у вш1ргап16* ВгагуШ 1 Stanow г;)в(1посгопусЬ 1890-1891 Яагвгаиа, 1971

5.Ет1^гасЗа Ро1ака * ВгахуШ. 31о 1а» ова<1п1с11»а. 1»агвга*а, 1971

6.2тп^пп1.п Ро1оп1;)пв у» Вгагу111. Ро1чсу «егЬ1вс1 1900-1978. \\агога*а,19Р0

касающееся шоггос сторон ^ызшг польской этнической группы в Бразилии. Второй том "Польские мемуары"''' включает в себя отрывки дневников, мемуаров и различных записей не только представителей клира, но й журналистов, политических и об-ществешшх деятелей, деятелей польско-бразильской культуры и путешествешшков. Материалы третьего тома "Из пастырской нивы"® представляют собой в подавляющем большинство отрывки из воспоминаний .духовных деятелей бразильской Полонии. Более всего эти воопоминашш содержат свидетельства религиозной жизни польской иммиграции в Бразилии. Материалы третьего тома дали возможность проследить изменешш, происходящие в лоно польского католицизма на бразильской земле в процессе аккультурации. Наконец, четвертый том "Благодатное прошлое"^ болео всего ориентирован на конфессиональную тему. Состоящий из .двух частей, он содержит в себе списки н характеристики монашеских орденов Бразилии, биографии польских ксеццзов и описание одного из главных центров польско-бразильского духовного просвещения - Коллегиума им.Сенкевича. Однако, религиозная специфика четвертого тома дана чорез призму информации, посвященной многим сторо1шм жизш1 польской иммиграции - в Бразилии, включая этническую культуру, язык и самосознание. К источникам можно отнести и мемориальную литературу: воспоминания писателей, журналистов, ученых, общественных-и политических деятелей. Это, презде всего, дневник патриарха польской иммигращш в Бразилии Вося Сапорского^ -известного в Бразилии общественного п хозяй-ствешюго деятеля польской иммиграции, воспоминания А.Бака-новского11, Т.Хростовского1^, Ф.Баера13, В.Вуйчика14,

7.Zmaganla Polonljne w Braaylll. Paml^tnlkl polakie. ^агваач»а,1Э87

8.Zmaganla Polonljna y» Braaylll. Z nlwy duaapaaterekle J. Wareaawa,1988

9.Zmaganla Polonljne w Braaylll. OwoouJ^oa praoeaíóeo'.

Warezawa,1987 a

¥

10.Tfoa-Saporekl 3.E. Paaletnlk. Waraaawa,1939

11.Bakanowakl A. Moje wepomnlenla 1840-1663-191). Lwow,191)

12.Chroatowakl T. Parana. Wepomnlenla a podróáy a roku 191*. Poanan,1922

13.Bayer P. Parana. Waroaaws,1912

14.*ójolk W. Uoje aycle * Brazylll. Warazawa, 1961

Л.Влодека*5, П.Стрелецкого1^, Х.Сенкевича17.

В работе широко использована и научная литература, так или иначе связанная с иммиграционными проблемами. Условно эту литературу можно разделить на две части: историко-этно-графическую и концептуально-теоретическую. Первая включает в себя конкретные исторические исследования польских этнических групп в различных странах мира, в том числе и в Бразилии. Наиболее типичной в этом отношении являются монографии М.Парадовской*у, М.Кули*9, М.Лепецкого20 и еще несколько книг, так или иначе связанных о проблематикой польской иммиграции.

Самой сложной и обширной литературой, использованной в работе, стали книги и статьи, затрагивающие теоретический аспект этнокультурного взаимодействия. Анализ такой литературы в сочетании с конкретным матершлом позволил увидеть иммиграционные проблемы несколько по-новому, что выразилось в квалификации полиэтнических обществ, как совокупности проотранственно-временных этнокультурных комплексов. Наиболее типичной .для такой литературы является коллективная монография польских обществоведов "Основы теории ассимиляции"2*. При всех видимых научных достоинствах и достижениях монографии, как комплексного исследования, - этнический аспект ассимиляционной проблемы остался в ней как-то в тега. Не лишена подобных недостатков и монография поль-

15.warodeic L.Polaoy w Paranie. WarBzawa,l910 16.5trzelecki p., Piema wybrane. Warezawa,1960 17.Sienlciewic8 H. Listy я pod rozy do Aaerylci, Warezawa,1950 le.Papadowalca U. Polaoy w Ameryoe PotudnloweJ, Wroclaw,1977

19.Kula Ы. Polonia Brazylijelca. TTarezawa,1981

20.Lepeolci II. Parana 1 Polacy»Warezawa, 1862

21.Zalozenie teorll aeymilacji. Krakow,l980

ского ученого A.Kaimnti. лекпго "Стереотип я автеотерзотип

22

америкянцеа польского происхождения . Однако, в .данной работе основные тезисы монографии А.Кашпиевского были полезны как сравнительный материал по бразильской и американской Полонии. Широко использовалось в работе всемирно известное двухтомное этноооциологическое исследование начала XX в., принадлежащее американским социологам В.И.Томасу и З.Знанецкому. Переведенное польскими учеными с английского языка о добавлением современных этно-соцяологических материалов, оно было издано yse в пяти томах под тем же названием "Польский крестьянин в Европа и Америке"*^.

Кроме литературы, связанной о тематикой зарубежной Полонии и ео взаимодействия с иноэтнической оредой, в дио-оертащш привлекались таете исследования по теории этноло-пш и смежных о ней научных дисциплин. В основном это советская, польская и англо-язычная литература.

В целом, литература, привлечешшя в работе, подобрана таким образом, чтобы на ее основе, как можно шире и глубже отразить различные тенденции в изучении современных иммиграционных проблем.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка исследования на материалах истории одной этнической группы общих этнокультурных проблем, возникающих в результате иммиграционных процессов. Определенным вкладом в noiniMaram сущности этих процессов является замеченное в диссертации явление, которое позволяет разделить общесощшльный и культурный уровни в процессе развития полиэтнических обществ. В качестве рабочей модели это явление предложено назвать пространственно-временными этнокультурными комплексами.

Практическая значимость работы раскрывается узее в самом ее названии. Миграция населения достигла в новое и новейшее время необычайных размеров. Проблемы, связанные с пребыванием иммигрантов в новой стране, в конечном счете,

22.К&р1$ге«я1с1 А. Stereotyp t autoetereotyp ¿merykanow Polalciego pochodzenia. Wroc3raw,1977

23.Thomas ».I., Znanlecki ?. СЫГор polalcl * Europla i

Aneryce.T.1-5. Wareaawa,1976

7

сосредотачиваются в зоне этнокультурного развития. Поэтому отраны с громадной долей иммигрантского населения можно считать своеобразным полигоном, гдо в относительно коротком историческом отрезке времени испытывается социо-культурное развитие общества, основанного на постоянном и тесном взаимодействии различных расо-этнических образований. Кстати, это утверждение можно отнести и к полиэтническим государствам, образовавшимся не только в результате эмиграции из Старого в Новый Свет. Острота интерэтнических проблем свойственна и тем странам, которые сформировались на основе взаимодействия автохтонных историко-культурных единиц. Направленность данной работы - исследовать природу и механизмы этнокультурного взаимодействия - .дает возможность правильно прчгнозировать его течение и воздействие на .другие сферы развития общества. Одним словом, понимание важности перспектив инторэтнических отношений является залогом в выработке альтернативных стратегий и тактик социальных и экономических программ в полиэтническом обществе.

Апробация работы состоялась на заседании Отдела этнографии народов Зарубежной Европы Института этнологии и антропологии АН СССР. В результате обсуждения диссертация рекомендована к защите. Основные положения данного исследования сформулированы в статьях автора: "Поляки в Бразилии", ежегодник "Расы и народа" В II, 1901 (0,8 п.л.); "Проблемы этнокультурного развития польской иммиграции в Бразилии" № 21, 1991 (1,2 п.л.), а также в нескольких сообщениях, сделанных на заседаниях отдела этнографии народов Зарубежной Европы Института этнологии и антропологии АН СССР.

Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав и заключения, а также списка источников и литературы.

СОДЕРЕАНИЕ РАБОТЫ

Введение содержит в себе формулировку целей и задач исследования; в нем раскрывается также актуальность поставленной теш, определяется научное и практическое значение работа и, наконец, рассматривается степень изученности в мировой этнологии проблем, исследуемых в диссертации.

Гллпп I состоит из двух разделов, в которых дается

краткая характеристика этно-расового развития бразильского общества со времен Конкисты вплоть до второй половины XIX в., т.е. к моменту начала массовой европейской эмиграции в Бразилию.

В первом разделе рассматривается этно-расовая структура Бразилии в период с ХУ1 по ЛУШ вв. В связи с этим отмечается, что контакты португальцев, голландцев, французов и испанцев о аборигенным индейским населением были сложными и противоречивыми. ХУ1 в. бразильской истории надолго решил судьбу хозяйственно-культурной жизни общества, которая в основном строилась на добыче и продаже ценной породы красного дерева (отсюда само название Бразилии. Красное дорево по-португальски ?ви Вгаа1$ и производстве сахарного трост-шиса. Появление черных работа из Африки, предназначавшихся для расширешш плантаторского хозяйства, сыграло важную рать в .дальнейшем формировании этно-расового облика Бразилии. Негроидный элемент стал третьим основным компонентом в этно-расовой отруктуализации бразильского общества. В первой главе об этом говорится не случайно, ибо во всем позднем средневековьи.а затем новой и новейшей истории бразильского государства этот процесс трудно переоценить, в том числе и в контексте этнокультурных проблем массовой европейской иммиграции второй половины XIX - XX вв. Взаимодействие трех ооновных этно-расовйх компонентов: южно-европеоидного в лице романского (более всего португальского), американоидного в лице различных индейских групп и афро-негроидного, более всего представленного африканскими бан-туязычными племенами - закладывало оонову и великое разнообразие расо-этнических типов Бразилии с разной степенью доминации того или иного исходного компонента. Эти типы стали результатом случайности и неравномерности процесса метисации, который сам зависел от сложности, неоднозначности и разнообразил этнокультурных взаимоотношений. Взаимообусловленность популяционного и этнокультурного процессов в таких случаях достаточно очевидна. Очевидно и то, что несмотря на его случайность и непредсказуемость, главное в нем можно считать закономерным: рождение повой культуры, состоящей из определенных региональных образований, но при. одновременной и относительной сохранности трех оснопннх

этно-расовых особенностей ее изначальных компонентов. Степень этой сохранности и вариабпльности может быть различной и зависят они от многих, трудно предсказуемых причин. Конечно, более активным в силу ряда причин был португальский элемент. Дискртшшрованше индейский и негритянский компоненты, в разные периода бразильской истории по разному интегрировались в бразильское общество, но и тот и другой заметно повлияли на формирование его культурных ценностей. Следует также сказать, что с появлением негритянского компонента произошла очень важная, с точки зрения этно-расового развития Бразилии вещь: португало-индейская метисация начинает постепенно замещаться метисацией иадейско-негритянской, что сыграло важную роль .для обеих рас и культур. Смешение и интеграция этих компонентов способствовало сохранешио их расо-этнических особенностей. Несомненно, что и этот процесс проходил сложно и неоднозначно, если принять во внимание (¡акт постоянного наличия в нем европеоидного (португальского) компонента. Следует указать также, что в этно-расовом взаимодействии бразильского общества еще до начала массовой европейской иммиграции прослеживается важная закономерность этого процесса: диффузия этнических и расовых признаков трех основных компонентов, создававшая предпосылки для складывания на территории Бразилии пространственно-временных этно-расовых комплексов с различным соотношением в них трех исходных компонентов и их промежуточных форм. Структурообразующим фактором формирования этих комплексов стало строительство бразильского государства, которое еще к концу ХУЛ в. представляло собой одну из заморских частей португальской колониальной империи.

Зтпо-расовая картина, сложившаяся в Бразилии ХУП-ХУШ веков, игл ела тенденцию усложнения и интенсификации этнических процессов в тех регионах страны, где появляются черноко-1310 рабы, привезенные из Африки. В эти .два столетия метисное население Бразилии увеличивается в несколько раз. К концу лУШ в. его численность становится преобладающей в сравнении с исподними компонентами: ыжно-овропооищшм (португальским), ифро-ш;гпопцш::.! (баптуязпчше племена Западной Афрнгл) п

Ю

амвриканоидным (индейские племена, населявшие территорию Бразилии). К этому времени существовало ухе множество метисны:: типов бразильского населения, незафиксированных в виде определенных этно-раоовых групп. О сложности этого процесса говорит тот факт, что размывание негроидного элемента в сторону населения, признаваемого как белое, известно по литературе только через .две смешанные группы:Вгапсо da terra Branco da ваЫа^отя мокко предположить, что их было значительно больше. Та же тенденция наблюдается и в процессе метисации белых с индейцами и негров с индейцами. И это только в пределах двух компонентов, а сколько же было типов' метисного населения, появившихся в результате смешетш всех трех компонентов, а затем и смешения представителей различных вариантов уже смешанных групп. Такая множественность и вариабильность этно-расового развития приводит к мысли о поиске иного взгляда на полиэтническое общество, в отличие от попыток фиксации громадного количества переходных типов.

Исхода из того факта, что большинство европейских, в том числе и польских иммигрантов, осели в южных штатах Бразилии, важно особо остановиться на этно-расовой ситуации именно этой ее части. Для нее негритянское присутствие не имело столь заметного значения, как, например, на северо-востоке Бразилии. Причин для этого было несколько, главная из которых состояла в том, что на юге страны в силу климатических условий не развивались крупные плантаторские хозяйства по производству сахарного тростника. До середины XIX в. здеоь сохранялись девственные леса и поэтому плотность населения была одной из самых низких. Этнокультурной особенностью этого региона была наибольшая степень концентрации портутальско-индейского населешш. История Бразилии первой половины XIX в. еще более стабилизирует эту тенденцию. Развитие капитализма в этот период в Европе и Северной Америке (особешю США) способствовало миграции населешш из Старого в Новый Свет. Бразилия с ее громадными пространствами стала одним из главных объектов европейской эмиграции и основными территориями для этого были именно се южные районы: штаты Парана, Риу-Граиде-ду-Сул, Сантн-Катарипа и Син-Пауло.

¡¿4Лотовская М.Г. Этнические процессы в Бразилии .'!>:. ,Ш;5

г т

Второй раздел первой главы посвящен этно-расовой ситуации южных штатов Бразилии накануне шсоовой европейской эмиграции. Сразу 1ш.до отметить, что основной массой европейских эмигрантов первой половины XIX в. были представители романской культуры - португальцы и испанцы. Для ша процесс адаптации и аккультурации в бразильском обществе был не столь затруднительным в сравнении о представителями .других европейских народов пероманского происхождения. Что касается польской эмиграции в Бразилию до 70-х годов XIX столетия, то зафиксирована она как малочисленная и спорадическая. Для общей этно-расовой характеристики юга Бразилии стоит еще сказать следующее: это был один из первых районов внутриыатериковой португальской колонизации, в результате которой к середине XIX в. его •население формировалось более всего на основе портутало-индейского смешения.

Вторая глава, посвященная консолидации поляков в этническую группу, состоит из четырех разделов.

В первом рассматриваются причины массовой польской эмиграции в Бразилию. Польско-бразильские источники середины XIX в. свидетельствуют о том, что о.дна. из первых польских групп оказалась в Бразилии, прибыв из опольского села Шелковицы. Однако известные и неизвестные в истории польские группы, прибывшие к середине XIX в. были лишь слабой прелюдией той массовой польской колонизации, пик которой пришелся на 70- е и 80 - е годы XIX столетия и которая вошла в польско-бразильскую историю под названием "бразильская горячка". Основными причинами выезда поляков за океан были избыток рабочей сили в польской деревне, что явилось следствием процесса обезземеливания крестьянства; жестокая эксплуатация со стороны землевладельцев и тяжелые условия >:сизни сельского населения; политические гонения со стороны русских, прусских и австро-венгерских властей. Все это хорошо налссшлось на те обстоятельства, которые сложились на юге Бразилии - острую нехватку рабочих рук и пропаганду выезда в "оо/.упо обетовшшую. Как утверждает один из статистиков польской омигрцщш К.Глуховский "бразильская горяшеа" только с 1090 г. по 1095 г. забрала в Бразилию около 60

тыо. человек25. Однако, наряду о объективными причинами, не последнюю роль сиграли и причины субъективного титт-О них еще в начале нашего столетия говорили ьидамцп«^ риканские социологи В.И.Томас и Ф.Знанецкий. Существовали, по их мнению, субъективные импульсы, которые становились тем оильнее, чем худе казалась людям ситуация в своей стране и, следовательно, из этого складывалась в их сознании особая привлекательность заморских стран26.

Во втором разделе второй главы исоледуется роль материальной культуры в процессе адаптации и консолидации поляков в этническую группу. Изучение материалов, подчерпну-тых в литературе и из различного рода источников, позволяет утверждать, что такие компоненты материальной культуры, как шшпце, пища и одежда в начальной истории поляков в Бразилии проявляли себя еще довольно отчетливо как основдае идентификаторы'их этнической культуры в целом. Процессу этнической консолидации поляков способствовали и трудовые навыки в ведении хозяйства, составлявшие основу того хозяйственно-культурного типа, который польский эмигрант привез в далекую заморскую страну.Но при всей стабильности материальных признаков этнической культуры (это прослеживается также по материалам истории польской этнической группы в США и других стран) они даже на начальном этапе иммиграции, выполняя свою этноконсолидирующую роль, начинают, однако, изменяться под влиянием аккультурационного процесса, являющегося определеншш двигателем более широкого в социальном смысле процесса ассимиляции.

В третьем разделе П-й главы рассматривается значение социализации и языка в процессе консолидации польских иммигрантов в этшнескую группу. Перше польские поселенцы, как об этом свидетельствуют иоточшчш, постоянно тоскуя по своей родине, сохраняли церковные традиции: празднование Рождества и Пасхи и других религиозных праздшпеов. В период «здаптацин

25.SaigrncJa Polaka w Braailll...,з.1 б

26.Thocaa W.I., Znanieclcl Chlop Polaki я Europio 1 Amery-ce.Т.5.3.24-25

к новым условия?/. жлзнл. ьа:.-ло было таксе да процесса консолидации сохрансшш польской обрядности, касавшейся жизненных циклов, таких как рождение и крестины, венчание и свадьба, соборование и похороны. Важную роль в этом, особенно, в период консолидации играла церковь, и не просто католицизм, а то его проявление, которое мог обеспечить поль-л скнЁ приход. Вокруг него концентрировались и развивались ..тагае этнокультурные структуры, как польские песенно-тан-...щтлыше коллективы, спортивные клубы, различные товари-,цертва взаимопомовд, молодежные организации, польские при-эддркие школы. Последние были важнейшим социальным институтов, ,где сосредотачивалась сфера просветительской и духов-ной|Деятельности польского иммигранта. Вместе со школой язцадщрал одну из главных ролей в процессе консолидации поляков в этническую группу.

,.^рудно переоценить в этнической жизни общества значение семьи и языка. В данном разделе особое место отводится их ролц, в процессе консолидации поляков в этническую группу. Из материалов начальной стадии польско-бразильской иотории видно, что узы, оонованные на традициях польской семьи и польский язык, были главными стимуляторами консолидации поляков в этническую группу.

В заключительном четвертом разделе П-й главы иосле-дуется проблема этнического самосознания и роль духовной культуры польских иммигрантов в процессе их консолидации в этническую группу. В это время с особой силой раскрывается та сторона этнического самосознания, которая выражается через известную поихологическую категорию "сбой" и "чужой". Это противопоставление постоянно присутствует в трех наиболее важных обрядах, отражающих основные циклы человеческого бытия: рождение, овадьба и похороны. Из сведений по ранней истории поляков в Бразилии можно заключить, что именно эти обряда сохраняли относительную стабильность, слабо поддаваясь влиянию со стороны. Правда, когда речь идет о стабильности традиционной обрядности, имеется ввиду тот факт, что в главном 01ш остаются нртронутыми. В деталях же возможны любые варианты, что является результатом естествен-

ного взаимодействия с иноэтнической средой. Менее всего этому воздействию поддается свадебный обряд, о чем говорят .данные по истории консолидации поляков в Бразилии. Фиксируя консервативность и живучесть у польских иммигрантов свадебного обряда'по сравнению о креатинами и похоронам! (это подтверждают и полевые материалы по полякам Латвии, Белоруси и Казахстана), можно предположить, что это связано с большой социальной значимостью, лежащей в основе этого обряда. Стоя у истоков создания новой семьи, он тем не менее перерастает ее рамки, сосредотачивая в себе культурные и популяционные интересы всей этнической группы. Шесте с обрядовой стороной важную роль в процессе консолидации сыграла и польская национальная символика: польский красно-белый флаг с белым орлом, военная форма независимой Польши и другие символы польской истории. В конце раздела подводятся итоги одного из важных этапов процесса аккультурации: адаптации польских иммигрантов к этно-расовой реальности юга бразильского общества и консолидации их в эитческую группу.

Третья глава состоит из шести разделов и посвящена она проблеме этнокультурных изменений, произошедших в среде бразильской Полошш в результате процесса ассимиляции.

В первом разделе рассматриваются причины этих изменений. Прежде всего констатируется тот факт, что главные причины заложены в природе самого этнокультурного развития, свойственного полиэтническим обществам.

Во втором разделе показывается роль польской семьи и эишческих оргаш'заций в процессе аккультурации. Именно польская семья могла долгое время сохранять внутри себя многие признаю! польской этнической культуры на бразильской земле. Более всего это происходило в результате относительной эвдогамности поляков, нарушение которой стало причиной необратимого изменения польской культуры. Однако, долгое время эти изменения проявлялись в форме селекции определенных черт культуры, позволяювдх судить о ней как о наследшшо "польскости". Далее во втором раздаю речь идет об этнических организации;, деятельность которых является ксмшшсаин-

ей этнокультуршх -тт.рь, тхртзхе.чкг-в оомье.

В третьем разделе анализируется процесс изменений традиционной обрядности в среде польской иммиграции в Бразилии. На конкретных примерах показывается интеграционная роль этнических праздников во все более углубляющемся процессе ассимиляции. Отмечается далее, что подобное явление в развитии полиэт1Шческих обществ является залогом более глубокой, чем в начальном периоде, аккультурации и, прежде всего, в отно-ыешш доминирующей бразильской культуры.

В четвертом разделе оценивается роль языка и школы в процессе аккультурации. Отмечается, что польский язык постепенно перестает играть роль единственного средства общения, как это было в период консолидации поляков в этническую группу. По мере ассимиляционного процесса соотношение польского и португальского языков в среде польской иммиграции указывало на уровень аккультурации тех или иных ее представителей. Вместе с тем прослеживается неоднозначность и противоречивость этого процесса, что является отражением всей ассимиляции и ее этнокультурного уровня - аккультурации. . На имеющемся материале по полякам в Бразилии можно констатировать, что в этнокультурных проблемах иммиграции проб.тема языка занимает одно из центральных мост. Вместе о языком важную роль в процессе аккультурации играет и школа, о чем речь идет далее в этом разделе главы.

В пятом разделе внимание акцентируется на изменениях, происходящих в процессе аккультурации в этническом самосознании бразильских поляков. Прежде всего, это проявилось в степени сохранности этнического стереотипа и автоотерео-типа. Если в период адаптации и консолидации обе эти психологические установки наблюдались в резком противопоставлении своей культуры другим, то теперь полярность в восприятии окружающей среды.сменяется на заметную терпимость и сотрудничество. Это становится результатом взаимодействия различных этнических культур, происходящего в рамках единого социо-политического организма-государства, когда представители этих культур начинают осознавать себя потомками испанцев, немцев, итальянцев, поляков и .др. и вместе с тем

бразильцами, т.е. представителями формирующейся бразильской культуры и государственности. Однако, на польском примере хорошо прослеживается и тот факт, что, несмотря на глубокую трансформацию этнического самосознания польского иммигранта, он не потерял до сих пор интереса к своей генеалогии."Напротив, разменяв второе столетие своего присутствия на бразильской земле, польская этническая группа оживила деятельность и обнаружила в себе много энергии для подведения итогов, достигнутых в течение прошедших ста лет, желая тем самым оставить прочный след польского присутствия в Паране и других штатах Бразилии"27.

В последнем шестом разделе глаш речь вдет о месте материальной культуры польской иммиграции в процессе аккультурации. Тесно связанные с хозяйственной деятельностью предметы материальной культуры польского иммигранта в Бразилии, раньше всего стали подвержены влиянию со стороны, выполш1в в начальном периоде польско-бразильской истории важную роль стабилизатора польской культуры. Естественное изменение хозяйственно-бытовых установок польского крестьянина в Бразилии в соответствии с природно-климатическими требованиями, снимали необходимость в его приверженности к материальным ценностям польской традиционной культуры. В XX в. польский крестьянин становится о.щпш из основных производителей сои, являвшейся важным источником дохода в Бразилии. Шеето традиционных огородных культур Центральной и Восточной Европы, он становится производителем бананов и вина. Что касается жилища, то оно только в начальный период польской иммиграции напоминало некоторыми элементами традиционное жилище тех районов Польши, откуда происходила эмиграция. В настоящее время жилище и предметы бытовой культуры бразильцев польского происхождешш ничем не отличаются от принадлежащих остальным бразильцам, имеющим различное этническое происхождешш.

27.Bnl.grae ^а Ро1в1са ж ВгазуШ... ,о.462

Заканчивая глазу, посвяменную еизммуращш иодянов в Бразилии, т.е. изменении эпшческой культуры в процессе ассимиляции, в работе еще раз акцентируется внимание на возможности этого процесса, имевшим мвсто, благодаря реконструкции польской этнической общности со всеми присущими ей этно-социальными атрибутами, да этнокультурном качестве ассимиляции, на необходимости и естественности этнокультурного взаимодействия в полиэтническом общество и других вопросах, связанных с фактом изменения этнической культуры польских иммигрантов в Бразилии.

Четвертая глава посвящена теоретическому аспекту проблем этно-культурного развития польской иммиграции в Бразилии. Состоит она из трех разделов.

В первом из них рассмотрены общие проблемы этнокультурного взаимодействия, а также социальные явления, стоящие за тершшами адаптации и аккультурации. IIa основа-шш материала .двух предшествующих глав, здесь констатируется сложность, неоднозначность и противоречивость интерэтнических проблем. В связи о этим возникает ряд опорных моментов .для осмысления некоторых теоретических проблем этнокультурного взаимодействия в полиэтнических обществах. 1 этом еще раз подтверждается тезио об исключительной важности этнокультурного аспекта в развитии человеческого общества, что подвигало ученых на создание универсальной теории этнокультурного взаимодействия. Исходя из анализа современной этно-социологической литературы, можно сказать, что эти попытки пока не увенчались окончательным успехом, ибо на пути исследования полиэтничности возникает ряд трудных проблем. Важнейшей из них является проблема выделения этнокультурного уровня из всего комилекоа ассимиляционных проявлений. Решению ее в определенной степени способствовал анализ этнокультурных проблем польской иммиграции в Бразилии, предпринятый в данной работе. В связи с 8тим сделана попытка оценить адаптацию и аккультурацию в качестве механизмов врастания поляков в бразильское общество, что,по сути'дела, составляет основу самой-ассимиляции. Как это видно из ранней польско-бразильской истории

адаптация поляков в полиэтнической среде бразильского общества была наиболее важным процеосом, о точки зрения, их дальнейшего существования. Но вряд ли она была бы возможна без определенной степени аккультурации, то есть без принятия польской культурой некоторых элементов доминирующей бразильской культуры и португальского языка. Степень и формы аккультурации на этапе адаптации,- как это видно из опыта исследования не только бразильской Полонии, но и польских этнических групп в других странах мира, зависят от социального статуса иммигрантов. Шансы на более быстрое вхождение в ассимиляционный процесо имеют люди, представляющие собой группы, стоящие на более высоком уровне в социальной иерархии. Что касается Бразилии, то туда эмигрировали в основном крестьяне - социальная группа, которая более всех остальных находит жизненную опору в ценностях традиционной культуры. В результате исследования качества и динамики изменения традиций польской культуры в Бразилии делается вывод, что этнокультурное взаимодействие - это лишь один из уровней общего социального процесса (в данном случае ассимиляции), и что в рамках этого процесса все его уровни: социально-экономический, политический и культурный взаимообусловлены.

Во втором разделе главы рассматривается роль этшпеско-го -самосознания и символической культуры на примере аккультурации представителей польской этнической группы в Бразилии, а также исследуются механизмы и природа взаимодействия культур в полиэтническом обществе. В связи с этим еще раз подчеркивается мысль о том, что наиважнейшим и решающим в этнической идентификации того или иного индивида является критерий отношешш его к той или иной культуре, который польский ученый Лавровский называет критерием сознательной эпшческой принадлежности, ибо этот критерий дает ответ на вопрос, идентифицирует ли себя обследуемое лицо с определенной этнической группой^8. Этот этнопсихологический феномен влияет на всю палитру этнокультурного взаимодействия. Однако, к сокалешго, следует признать, что психические аспекты эт1ш-

28.£а^го«вк1 Л.Кергегопо1а ро1гзк1е;) ртиру е1;п1огпе;) V? вуо!» ро111;усгуи Зtanov» 'I¿вапоогодуоЬ. \Yarszawa, 1979,3.44

ческих взаимоотношение фиксируются, до сих пор скорее, на умозрительном, чем на четком методическом уровне. Кроме этнических стереотипов и автостереотипов у современной социальной психологии, в том числе и этнопсихологии, ничего более реального не существует. И хотя, по мнению многих ученых, эти психологические реалии не могут быть объектом серьезного научного анализа, игнорировать их вовсе было бы неверно. Из материалов польско-бразильской истории напрашивается вывод, что важным фактором в изучении этно-психоло-гического феномена может стать не столько познание самих стереотипов и автостереотипов, сколько исследование причин их возникновения и изменения, происходящих в результате этнического взаимодействия. Далее во втором разделе речь идет об элементах символической культуры, как одного из спектров этш1ческой культуры. Воплощается символическая ( культура в обычаях и обрядах, в которых аккумулируются и реализуются историко-культурные ценности этноса и его частей, представленных в виде этнических групп. Фиксация изменений в обычаях и обрядах польских иммигрантов на юге Бразилии в течение более чем ста лет этнокультурного развития этого региона страны, позволяет увидеть определе-чую тенденцию. Сформулировать эту тенденцию можно следующим образом: на определенном отрезке времега!, в результате эт!шческого взаимодействия, возникают и развиваются культурные комплексы, состоящие из различных компонентов, которые встраиваются в структуру дошишрующей культуры. И это не столько диффузия различных этнокультурных ценностей, сколько сложный органический процесс, в котором, наряду, о сохранением определенного своеобразия этнокультурных компонентов, рождается новая этническая реальность. Наконец, во втором разделе главы делается попытка определения механизмов и природа взаимодействия культур, выявляющихся на частном примере: аккультурации поляков Бразилии, что райю, как с теоретической, так и с практической точек зрения. Механизмами воздействия как со знаком плюс (культурное сотрудничество и интеграция), так и со знаком минус (этгшчеекпй конфлшет и культурная .дифференциация) являются

сами элементы этнической культуры: материальная и духовная культура, язык и эпическое самосознание. Но приво.дятся в действие эти механизмы в процессе социализации представителей взаимодействующей этнической общности..При этом этнические структуры (институты), призванные выполнять консолидирующую и .дифференцирующую роль (и, действительно, ее выполняющие на определенном этапе), изменяясь сами, все более становятся проводниками интеграции о взаимодействующими культурами, но более всего о доминирующей. Что касается природы этнокультурного взаимодействия, то ее, видало, надо понимать, как одну из сторон или одно из проявлений категории социального развития человечества. В основе этого развития лежит необходимость постоянного контакта различных этно-социальных единиц, в результате которого происходит накоплошю и обмен социально-историческим опытом. На этническом уровне накопителем этого опыта являетоя этническая культура. Социо-культурные отношения приводят к взаимному обогащению всех взаимодействующих компонентов и к возшишовению пространственно-временных этнокультурных комплексов.

Третий раздел главы поовящен понятийно-терминолбгичес-кому аспекту этнокультурного взаимодействия. При изучении взаимодействия различных этнических величин в полиэтническом общество, дане в рамсах истории одной оувэишчоской группы (в данном случае, польской в Бразилии) постоянно возшисаот необходимость пошялашш соотношения этнического и национального, что, погллуй, является одной из центральных проблем в современной этнологии. Понятие "нацгаГ воз-тпело из необходимости квалифицировать в эпоху развития буржуазных государств явление консолидации этнически близких, а, иногда совсем и не близких образований. Поляки в Бразилии, вернее, их столетнее взаимодействие о полиэтнической бразильской средой - это один из частных случаев такого явления, но через него прослеживается одна важная деталь: представители определешюй этшшеской группы, оторвавшись от своего этноса и сами изменяясь, вкладывают определенную лепту в (Тюрмпровашш новой этштческой общности, пусть даже

на региональном уровне£ по в ра^а/. полиэтнического общества, существующего в политических границах одного государства. В результате этого процесса ярко проявляется момент' соотношения этнического и государственного, если последнее понимается не столько как институт политической власти, сколько как некое социально-территориальное образованно. По сути дела, все население, составляющее это образование и есть бразильская нация, этническая природа которой очевидна, но не адекватна таксономичеыси о этносом. Именно поэтому нельзя согласиться о распространенным утверждением о том, что нация является одним из типов этноса и, что этноо и нация - понятия типологически совместимые. Отсюда возникает и терминологический разнобой, который имеет меото при выработке понятий, отражающих течение и суть ассимиляции и связанных о ней этнокультурных явлений, и вмеоте с тем понятий, касащихся общих проблем современной этнологии. В разделе более всего акцентируется внимание на таких понятиях как адаптация, консолидация, интеграция и аккультурация. В связи о этим еще раз отмечаетоя, что типологическая нечеткость в разделении понятий "этноса" и "нации" и подмена одного другим привели к смещению акцента с историко-культурной сущности этноса на социально-политическое качество тех обществ, в которых он существует и которые обязаны ему своей этно-культурной специфичностью. Рассматриваются также причины появления таких производных от этноса терминов как "этничность", "этническая группа", "этническая общность" и .другие.

Заключение содержит в себе перечень главных итогов, полученных в результате исследования этно-культурных проблем иммиграции на материалах этнической истории поляков в Бразилии.

Ооновное содержание диссертации отражено в двух публикациях:

I. Поляки в Бразилии, ежегодник "Расы и народы", & II, Ы., 1981.