автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Этнообщина как продукт диаспоральных процессов

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Степанян, Армен Алешаевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Этнообщина как продукт диаспоральных процессов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнообщина как продукт диаспоральных процессов"

На правах рукописи

Степанян Армен Алешаевич

ЭТНООБЩИНА КАК ПРОДУКТ ДИАСПОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Специальность 22.00.04- Социальная структура, социальные институты

и процессы

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук

Москва-2004

Работа выполнена на кафедре социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Маслова Алла Гавриловна

Официальные опоненты: доктор философских наук, профессор

Андреев Эдуард Михайлович Кандидат социологических наук, доцент Полетаева Лариса Петровна

Ведущая организация- Московский Государственный Университет

Дружбы Народов

Защита состоится «25» мая 2004г. в 15.00 часов на заседании диссертациооного совета Д 501.001.02. в Московском государственном университете им. М.В. ЛОМОНОСОВА

По адрессу: 119897, Москва, Ленинские горы, МГУ, 141 корпус гуманитарных факультетов, ауд

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета им. М.В. ЛОМОНОСОВА ( 1-й гуманитарный корпус).

Афтореферат разослан «24» апреля 2004г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,

Доктор философскихнаук профессор Маслова А.Г.

Ч>С. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СЛекг ♦ 09

10ТЕКА |

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования Сегодня на территории России в силу известных причин происходит активизация этносов как субъектов и объектов этнополитических процессов. При этом в развитии национальных и федеративных отношений постепенно выделяется фактор особой этнической группы - диаспоры, претерпевающей пору оживления и обострения национального самосознания и национальной самоидентификации. Обретение стабильных жизненных условий и перспектив этнического существования - такова цель, преследуемая переселяющимися группами или соединенцами (семьи, родственные объединения), которым приходится выстраивать собственную нишу в новой социокультурной среде, пройти необходимые стадии адаптации. Это сложный и болезненный процесс, вызывающий отрицательную реакцию не только этнического большинства, но зачастую и прежде сложившихся диаспор, уже устроившихся в существующие социальные и межэтнические связи. Пришельцы «новой волны» меняют количественные и качественные показатели ранее сформировавшихся переселенческих групп, что может привести и приводит к изменению функций, роли и значимости, последних в местах дислоцирования. Вместе с тем диаспора распространяет и углубляет свои функции, политизируется, стараясь превратиться из традиционного субъекта культуры в субъект права и политики. Она, по прежнему, реализует традиционные формы бытия - землячества, национально-культурные общества, но в то же время использует новые организационные структуры и формы: съезды, конгрессы, форумы, союзы внутри российского и международного значения. Диаспора естественным способом становится связующим звеном в строительстве межнациональных и международных отношений, так как, развиваясь и

укрепляясь, превращается в объект и субъект политического процесса. В связи с этим особенно актуальным становиться изучение состояния диаспор России.

Для многонациональной России эффективная национально-культурная политика выступает важнейшим инструментом поддержания социально-политической, экономической целостности и общественного согласия. Такая политика невозможна без знания жизни многочисленных народов России во всей полноте и реальных проявлениях. Это находит свое выражение в росте публикаций на национальную и межнациональную проблематику, в осуществлении различных программ культурного возрождения: языка, народных традиций, обрядов, обычаев. Их реализация далеко не в последнюю очередь зависит от того, на каком научном знании они базируются..

Не менее важным, на наш взгляд, является разработка теоретических основ диаспоральных процессов и определение сущности таких понятий как «этнообщина», «диаспора», «этническая идентификация», «этнический статус» и ряда других, в реалиях сегодняшнего дня.

Необходимость изучения теории и практики формирования, развития и функционирования этнообщин, на территории России, определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы

Характеризуя степень разработанности данной темы, следует отметить, что проблематика межэтнических отношений была и остаётся предметом изучения отечественных и зарубежных социологов, политологов, философов и историков. Среди множества публикаций, наибольший интерес при написании данной работы, представляют исследования отечественных ученных, в которых проблема формирования и функционирования этнообщин анализируется с точки зрения особенностей современных реалий. Это работы таких авторов как Ж.Тощенко В.Тишков, Р.Абдулатипов, М.Аствацатурова, Г.Витковская, Л.Дробижева,С. Градировский. З.Левин,

В.Дятлов, Н.Шульга, Ю.Лысенко, В.Попков, О.Цыбульская. А.Сусоколов, А.Милитарёв, Т.Илларионова1 и др.. В процессе данного диссертационного исследования были предприняты попытки анализа трудов зарубежных ученных. Среди них У. Сафран, X. Тололян, А. Ашкенази, Г. Шеффер, М. Дабаг, К. Платт, Р. Мариенстрас, Э. Скиннер, А. Бра, Р. Коэн, Дж. Армстронг, Р. Хеттлаге, Н. Брубейкер, Т. Фаист, Р. Льюис, С. Хантингтон2, и др.

Изучение сущности этнообщин невозможно без теоретического осмысления миграционных процессов и определения этнического статуса, как личности, так и этнических сообществ. Этим вопросам посвящены

1 Тощенко Ж. Постсоветское пространство Суверенизация ■ интеграция. М, 1997, Тмшсо* В А Феномен сепаратна. «Независимая твэега», 1999, 20 кюляТышкоя В.Л Исторический февомеа диас1юры//Эпютра4яческйе обслрсяне.М.2000ю№2.. Абдуяаямжн Р. Уихакяов В Чигаможкиы А Национальная иошлика Российской Федерации. От хониепцин и реализация М. Славянский диалог 1997, Асгвацатурова М Диаспоры ■ концептах государственной и региональной национальной иояигапсМ2002, Г-Вигхоас*»!.Миграционное повеление нсплулыюгоиассдеиия в странах Центральной АзниМ1996,. Дробижхт ЛИ Влияние этаокотягтной среды на мекнашюиаллые отношения. // Социальная психология я общественная гграттики М. 198^Д^авировсхий С-Россия и постсоветаше государств* искушение диашоралыюй политикой// Диаспоры №2 3,левнн.3 «Менталитет диаслорыв М.2002 ИММА-ПРЕС., Дятле* В Диаспора, попытка отфсдедится I воштмхУ/Дшслоры. М1999.Л* 1,Щу.т*гя я 2002 Форытфование политики национальяого государства по отношению к диаспоре Новые диаспоры. Государствен!« политика по отношению к оощечественгеоиы и навиональным меньшинствам- Под ред. В МукомелаиЭ Паша. «Диполь>Т», Москва, Попжов ВД Феномен этнических диаспор. Калуга. 2003, Цыбуяьасоя О И Национальная шлитика а право // Этнос ■ власть. Ч а Саратов. ПАГС 19(9, Мшштаре* А О содержания термина «диаспора» // Диаспоры М. 1999. № 1, Илларионова ТС Этическая труппа, гсясзис и фобшш самонлнтафикалии (теория диаспоры). М. Нойес лебеи. 1994,

¡SqfianW 1999" Comparing Diasporas. A Review Essay Diaspora Totofyan AX 1991a. Exile Governments m Armenian Polity In Sham, Yosn (ed.) Governments-in-ExAe in Contemporary World Politics New Yoilc Routiedgc Ashkenast A. 1993 Idenotatsbewahnaig, Akkulturation und du EnttB-uschung m tier Diaspora. luMDabag and tU>laa (Hg)-IdeimM in der Fremde Bochum, SfceßerG 1993 Ethnic Diasporas A Threat to Their Hosts' In. International Mignuon and Security, (Ed.) by Minn Wemerßouldcr. San Fianasko, Oxford, Dabag M, Platt K. 1993 Diaspora) nod kollektive Gedächtnis Zur Konstruktion kollektiver Identitäten m der Diaspora, In M Dabag und Kyiau (Hg ). Identität in der Fremde Bochum, 117 145 Der-Kartüxtlan A. 1993 Mrensfras R 1989 On die Notion of Duspora//Mmonty Peoples to the Age of Nation-Stales Ed. by G, Chaliand. L, Pluto Press. Vwlfiluge soziale Identität als ReBekaon der Modem In. Idenoat m der Fremde, (Hg,) von Mihraa Dabag und Kristin Platt Bochum. Sktrmer £ 1982 The Dialectic Between Diaspora and Homelands // Global Dimensions of the African Diaspora. Ed. by J Hams. Washington Howard University Hess Bnh A, 1992 Difference, Diversity and DifGnentiition. In. Race1, Culture and Difference J Donald and ARattnsi (eds, London SagC-BraJt A, 1996 Cartograjiiies of Diaspora. Contestng identities, London and New YorKCohen R. Global Diasporas An Introbuc Hetilage A 1993 Diaspora. Umnsse zu emer soziologischen Theone In. M Dabag taid K Plan (Hg.y Identität in äa Fremde, S 75-105 Univcmtatsverfag. Bochum.tion. L, 1997. № 1, Armxnng D 1976 Mobilized and Proletarian Diaspora^ In The American Political Science Review, Vol 70, no 2, tftttlagt Ä 1993 Diaspora. Umrisse zu emer soziologischen Theorie. In M Dabag und K. Platt (Hg.) Idennta in der Fremde, Univcrsitasvcrlag, Bochum. Feat 7h 2000a. The Volume aid Dynamics of International Migration and Transnational Social Spaces. Clarendon Press, OxfbnLFaist lh. 2000b Grenzen überschreiten. Das Konzept Transstaadichc Räume und seine Anwendungen. In. Transstaadicbe Raunte Poll-tik, Wirtschaft und Kultur m und zwischen Deutschland und Tuikei von Thomas Faist^Hg \ Bielefeld.

работы как отечественных исследователей, например, Ю. Садовской, С. Панарина, О. Цибульской, Т. Регент, М. Аствацатуровой, Ж. Зайончковской, Н ,Космарской, Е. Красинец,. В. Мукомель, Э. Паина В. Попкова3, так и зарубежных авторов, Г. Ленски, Д. Горовиц, Б. Барбер, Р. Роуланд, Р. Ким, С. Тайфел, .М. Тернер4. Большое значение в исследованиях этнообщин имеет исторический аспект их формирования. Этим вопросам посвящены работы

С Артановского, С.Арутюнова,В. Григоряна, Д. Агаяна, Г. Геворкяна,Е.Ерицева, Л. Погосяна, И. Базояна, В. Хачатуряна5 и др.

Актуальные проблемы в области межнациональных отношений требуют адекватного реагирования общества и власти, активного вовлечения в политическую жизнь национальных организаций, консолидации их усилий на благо укрепления Российского государства и гражданского общества.

Первый гражданский форум в России в 2002 г. стал свидетельством нового этапа в развитии политических преобразований в нашей стране. Совершенствования форм взаимодействия власти и общества, поиска оптимальных механизмов совместной деятельности. В этой связи инициатива "Союза Армян России" по организации и проведению «Круглого стола» на тему: «Роль и значение национальных организаций в укреплении государственности и гражданского общества в Российской Федерации» —

1 Садовская Б. Некоторые политические яспееты эмиграции русскоязычного наседеяи ю Казахстана*/ Современные этноподиппесвис процессы и мшрашюнная опуаимя в ЦолрВАНоЙ Азии. М., 1998 г.. Пахарю* С Центральная Азия: зпшчесш нтршня и пааилпесюс cytiicirm воздействия нв миграционную алуашпо. Современные упюлолиплсскис процессы ■ мнграшюмш ситуация в Центральной Азик. М. Московский Петр Карнеги. 1988, Регент М.Я Российское государство вынужденным переселенцам и беженцам. Ш993.Резеня U.H. Миграция в Росаш. Проблемы государственного упрявдепш. М. ИСЭПН.1999гЗайончковскаа Ж. СНГ через призму ыигрвшйУ/ Содояогический журнал^З, Космцккаа Ü «Я никуда не хочу yennuJCnu в посгсоветшЖ Кяргкят глазами русояхМ Вестник Евраазни.М>&1,1998,КрвС!1яец Е. Нелегальная миграция в Россяю.М.Лкадемнк. 2000,Мухомеяь В. Федершыюе и репюиалыюс закокддапльсгво о npaaax выиуждатых мигрантов./ Вынужденные митрвкгы н государство M.1998JIa»l Э. Основшк рановидностн я динамика численности национальных меиьалтств в Российской Федершош.М. «Дншюль-Т»2002.

4 Lciuki О. Stabs CrátallizaiioD a Noo-Veitical Pimenjion of Social Slams. // American Sociological Reviw. Vol 1987. Herowm D. 1986: "Diaspofat and Communal Conflicts ñ Divided Societies', la' Modem Diaspora* and International Politics. Q.Sbeffer (cd.) New Y oik. SlMaitui'l., Еарбер £ Структура социальной стратификация и тенденции сошшыюй мобильности. Н Американски солюлогмл. М. 1972, TctfelH. 1981: Human роци and social catcgcMization Cambridge: University Press.

9 Артаноеспш СИ. Историческое единство человека я взаимное ишяте культур. Ленинград 1967, Гршсрян В Л История армянских колоний, Ереван, 1972 г, Агаян ЦП. Россия в судьбах ар май и Армении. М 1994, Григорян 3 Т. История вековой дружбы фмянехого и русского народ» Ер. i960. Бают A. Новое помимшие пттула « Knol ik Oil layoo, после падения Багрвтунийского цярства//Эчмии1мн.1997.М10, Арутонсе СЛ. Народы и культуры: разипис и взаимодействие. М. Наука 1989 г Е/я*чее А. Первоначальное зишомстао армян с северофосшчюй Русью до воцарения дома Романовых! 1613 году.-КВ. 1901. М12,

явилось логическим развитием политического процесса становления гражданского общества в многонациональной России.

Несмотря на обилие научной литературы по проблемам межэтнических отношений, остаются мало исследованными вопросы определения понятий «этнообщина», «диаспора», «этнический статус», «этническая идентификация». Эти термины трактуются различными авторами достаточно разноречиво. Отсюда возникают трудности в анализе выше указанных феноменов. Практически отсутствуют исследования в области функционирования диаспор, как самостоятельных социокультурных образований на территории Российской Федерации, их вклад в развитие экономики, политики и культуры.

Объектом диссертационного исследования является состояние и тенденции развития этнообщин на территории Р.Ф.(на примере армянского рассеяния).

Предметом диссертационного исследования является изучение сущности этнообщины как социально-исторического феномена, а так же армянской диаспоры в России.

Цель исследования - анализ сущности «этнообщина» как продукта диаспоральных процессов. Достижения указанной цели автор считает возможным с помощью решения следующих задач:

- изучение особенностей современных миграционных процессов

- оценка социокультурного феномена «этнический статус» и

«этноидентификация»

-теоретический анализ терминов «этнообщина» и «диаспора»

- исследование исторических предпосылок формирования армянской

этнообщины Москвы и её современных экономико-политических и

социо-культурных ориентации.

Теоретико-методологической основой данной диссертационной работы являются основополагающие положения общей социологии, этно социологии и социологии управления.

Представленная диссертация выполнена на основе принципов единства теоретического и прикладного анализа, сравнительного исследования и принципа историзма.

В целях всестороннего изучения проблем становления, развития и функционирования этнообщин были использованы научные труды отечественных и зарубежных этнографов, историков, политологов и социологов, а так же документы государственных органов власти России, общественных организаций и объединений, материалы периодических научных и массовых изданий.

Эмпирическую базу исследования составили: -статистические данные, полученные в результате переписи населения 1989 и всероссийской переписи населения 2002 года материалы энциклопедических справочников «Народы мира», «Народы России» и др.

-нормативно-правовые документы: Конституция Р.Ф. 1993 года, Закон о национально-культурной автономии от 17 июня 1996 года, концепция государственной национальной политики Р.Ф. от 1мая 1996 года -материалы конференций, учредительного съезда Всемирной Армянской Организации

-результаты социологических исследований отдельных диаспор опубликованных в научных журналах «Социологические исследования», «Восток», «Этнографическое обозрение», «Диаспоры» и др. в 1999-2004 годах.

-результатами проведённого исследования эмпирическими методами данной диссертации явились; анализ документов, анкетирование фокус группы, экспертное интервью.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• выявлены особенности современного миграционного процесса

• уточнены наиболее важные аспекты формирования этнического статуса

• определены понятия «этнообщина», «диаспора», «диаспоральный процесс»

• проанализированы особенности формирования, развития и функционирования армянской этнообщины на территории г.Москва.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данной диссертации в разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих управленческую деятельность применительно к этнообщинам.

Диссертация представляет интерес при подготовке и чтении лекций для студентов и аспирантов социологических специальностей.

Идеи и выводы данной работы могут быть использованы для дальнейшей разработки теории и практики межнациональных отношений учеными в области социологии управления, общей социологии, этносоциологии и др.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы были изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях:

Всероссийская научная конференция «Информационное общество: проблемы бизнеса,права и национальной безопасности».Сочи-2003.

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Миграционные процессы в современном российском обществе: правовой и првозащитный аспекты» .Волгоград 2002.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Положения выносимые на защиту

В состветсвии с целью и задачами диссертациооного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1.Миграция различных групп населения на территории бывшего Советского Союза носит стихийный характер. Сна представляет собой не результат свободного выбора личности,отражающего социальные и профессиональные приоритеты, человекам вынужденную меру для сохранения человеческого и национального достоинства,а почас и жизни.

2.Этнический статус человека становится важнейшей составляющей социального статуса личности.так как определяет сомооценку личности внутри собственного этноса и оценку со стороны контактирующих этносов,включая титульный.

Этнический статус индивида во многом определяет его ценностные ориентации на получение образования,карьеру,достижение материального благосостояния.

З.Этничность не проявляется сама по себе, а является следствием неспособности государства обеспечить конституционные права граждан различных национальностей и вероисповеданий.

Отсутсвие взвешанной миграционной плитики приводит к усилению националистических настроений в полиэтничном Российском государстве.

4.Феномен этноидентификации является устойчивым и укрепляется по мере раширения всесторонних взаимосвязей между различными народами.

Главным свойством этноидентификации является её релятивность.

5.Этнообщина - это объединение людей единого этнического происхождения,создавпшх свои социальные инититуты и проживающих вне пределов своего первоначального обитания.

Этнообщина является продуктом диаспоральных прцессов.

Диаспоральный процесс-это вынужденное массовое перемещение лиц одногоэтноса из страны первоначального обитания (в другие страны).

Диаспора — это совокупность этнообщин, имеющая и поддерживающая интенсивные связи как между собой, так и с материнским этносом (если таковой существует).

Структура и оновное содержание работы: диссертация состот из введения, двух глав, заключения,библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень её научной разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определяются цель и задачи, объект п предмет исследования, указывается теоретико - методологическая основа и эмпирическая база исследования, раскрывается научная новизна,теоретическая и практическая значимость представленной работы.

Первая глава «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ» посвящена анализу феномена этнического статуса и процесса этноидентификации, как состовляющих миграционного процесса. Глава состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Формирование феномена этнического статуса как фактора включения в социо-культурную реальность» выявляются осбенности современной миграции на территории Росии и стран СНГ, главными из которых являются стихийность и вынужденность переселения. Кроме того,сегодняшняя миграция имеет ярко выраженный этнический характер,являясь результатом межнациональных противоречий и конфликтов на всём постсоветском пространстве. В связи с этим, особенно актуальным являются проблеммы адаптации мигрантов в иноэтничную среду,включение их вновую социокультурную реальность.

В данном параграфе анализируется феномен этнического статуса индивида, как сотавляющей, статуса социального. В связи с этим рассматриваются различные точки зрения зарубежных и отечественных исследователей, которые в большинстве своём считают,что этнический признак по мере

возрастания численности мигрантов станет «совместим с социально-классовыми раличиями» и займёт место на «негласной шкале престижности», а также «шкале социального доминирования».

Таким образом этнический статус в полиэтничной среде является важнейшей составляющей социального самочувствия личности.Он указывает место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном и групповом уровне и в некоторой степени определяет структуру социальных связей личности. Если социальный статус достигается, «завоевывается» личностью, то этнический является наследственным. В некоторых ситуациях, однако, он может быть изменён путем формального, либо действительного изменения национальной принадлежности. Этический статус представляет собой атрибут любого этноса или этнической группы, и личность обладает им лишь постольку, поскольку принадлежит к определенному этносу.

Этнический статус имеет сложную структуру. Он определяется объективными факторами, такими, как включение того или иного этноса в систему управления, уровень их доходов, образовательный уровень. Но в еще большей степени этнический статус определяется феноменами группового сознания: самооценкой в целом различных групп и слоев внутри этноса, а также оценкой его, контактирующими общностями. Большое значение в данном параграфе отводиться формированию государственной миграционной политики. Государственное регулирование миграционных процессов в России, проблема достаточно уникальная, связанная с целым комплексом факторов, включая масштабы территории, схему расселения, протяженность границ, особенности развития отдельных регионов, состояние рынка труда и рынка жилья и многие другие.Регулируя миграционные потоки, можно решать такие задачи, как рационализация территориального распределения населения, более эффективное использование-трудовых ресурсов, формирование баланса рынков труда и потребительского рынка.

В данном параграфе рассматривается также роль СМИ в формировании общественного мнения. Анализируется как позитивные, так и негативные стороны в освещении межэтнических прблем.

Во втором параграфе «Этноидентификация личности как фактор включения в социокультурную реальность» выявляются основные характеристики новой этно-личностной и социально-психологической Реальности в которой происходит этноидентификация личности.К ним относятся: изменение этнополитических статусов этнических групп Росии и бывшего СССР,рост этнических миграций и осознание необходимости акультурации в новых культурных и политических условиях,рост межэтнической нетерпимости,ксенофобии,необходимость формирования общегражданской идентичности для сохранения этнического мира. В данном параграфе проанализированны некоторые подходы при рассмотрении этнической идентичности - личностно-психологический,этносоциологический и социально-психологический.

В центре психологического подхода лежит, прежде всего, когнитивный аспект этической, принадлежности, усвоение представлений о своей этнической определенности. Здесь идентичность приближается к понятию самосознания и основным источником знания о ней становится ответ на вопрос: «Кто я такой?». Главным предметом анализа является личность, а этническая идентичность рассматривается как одна из составляющих ее структуры.

В рамках этносоциологического подхода этническая идентичность рассматривается, прежде всего, в контексте изучения этнической общности. Этническая общность представляет для ее членов референтную группу с которой они разделяют ее «исторический стиль», базирующийся на единстве этических характеристик и ценностей, и через процесс взаимодействия с другими идентифицируют самих себя как следующих этому стилю

В центре внимания социально-психологического подхода - человек как член определенной группы, общности, где формирование его внутренних свойств, его поведение рассматриваются в зависимости от его членства в группе. В качестве главного объекта исследования выступает влияние групповых норм, ценностей, характеристик на человека.

Феномен этноидентификации характеризуется следующими признаками:

1. Этноидентификация, однажды сформировавшись, является стойкой даже при отсутствии объективных факторов (территориальной и культурной изоляции от своего народа).

2. Этноидентификация возникает и укрепляется (парадоксально) именно тогда, когда усиливается процесс всесторонних, взаимосвязей между различными народами, их сближение между собой, она не противостоит процессам сближения между народами, а часто сопровождает ихЗ. Поскольку самосознание является определяющим моментом для определения этничности, последняя носит, выраженный субъективный характер. Следовательно, сам феномен этничности не может быть в полной мере понят «без конкретных исследований народных представлений о том, кто и почему может считаться членом этнических групп, вовлеченных (вступающих) в межэтническое взаимодействие

4. Этноидентификация неоднозначна в различных социальных ситуациях, она релятивна. Релятивность этноидентификации характеризуется тем, что разные ее градации (сознание принадлежности, как к этносу, так и к группам таксономически выше и ниже его) проявляются с разной силой в разных условиях.

В главе второй «Армянская этнообщина Москвы как объект социологического исследования» посвящена теоретическим разработкам определения понятий «этнообщина» и «диаспора», а также анализу данных конкретного социалогического исследования, проведённого среди армянских мигрантов (только из Армении) .Глава состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Эмпирическая интерпретация понятий «этнообщина» и «диаспора» сформулированы следующие положения: Определение термина «диаспора» начинается с обозначения этноса, как ее структурного основополагающего элемента, который в процессе своего генезиса и в силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств оказывается вне территории страны своего происхождения. В качестве основных и наиболее распространенных причин массового выезда людей со своей Родины принято рассматривать экономические, религиозные и политические обстоятельства. Наряду с ними можно выделить, этническую миграцию, протекающую в виде насильственного изгнания людей из-за их этнического происхождения (примером в новейшей истории может служить депортация армянского населения Азербайджана).

В случае этнической эмиграции в роли организатора и исполнителя насильственного изгнания выступают представители иного этноса -носители государственной власти в данной стране. В то время, как экономическая миграция, например, может носить вполне добровольный характер.

Переселение части этноса на территорию других стран знаменует собой «диаспоральный процесс» - «процесс рассеивания». Поэтому термину «диаспоральный процесс» близок термин «миграция». Но в отличие от миграции этот процесс предполагает ярко выраженный этнический характер.

Таким образом, «диаспор альным процессом» можно назвать вынужденное массовое перемещение лиц одного этноса из страны первоначального обитания (в другие страны).

Поначалу переселенцы стараются держаться вместе, «чтобы не пропасть по одиночке», вырабатывают необходимые нормы их совместного проживания не позволяющих раствориться в окружающем обществе, Сохранение и защита своей этнокультурной целостности приводят к консолидации этнической группы, что в обязательном порядке

сопровождается созданием организованной структуры, координационного центра для развития и функционирования переселенцев.

Таким образом основным фактором объединения людей, покинувших среду своего обитания, является их принадлежность к определенному этносу. И именно поэтому автор приходит к мнению о том, что этнообщина — это объединение людей единого этнического происхождения, создавших свои социальные институты и проживающих вне пределов территории своего первоначального обитания.

Этнообщина является продуктом диаспоральных процессов. Этнообщина -это главный, ключевой элемент диаспоры, ее каркас, ядро, без которого трудно представить само существование такого явления, каким является диаспора.

Диаспора — это совокупность этнообщин, имеющая и поддерживающая интенсивные связи, как между собой, так и с материнским этносом (если таковой существует).

Таким образом, можно говорить, например, об армянской диаспоре России в целом, но не армянской диаспоре Москвы, Санкт-Петербурга или Сочи. Более уместным было бы использование сочетания армянская этнообщина Москвы и армянская диаспора России. Точно так же, как и армянская диаспора Франции, но армянская этнообщина Марселя и т.д.

Большое значение в разграничении понятий «этнообщина» и «диаспора» имеет понятие «пространство диаспоры», которое представляет собой глобальное условие развития культуры, экономики и политики переселенцев, а также включает в себя не только всю совокупность связанных генеалогий, но и тех, кто остаётся на месте, основывая таким образом, трансгосударственные сети, объединяющие этнообщины диаспоры и сам государствообразующий этнос. Второй параграф второй главы «Социокультурные ориентации армянских мигрантов в Москве» основан на данных результатов экспертного опроса,проведённого 2003-2004 году среди армянских мигрантов двух

возврастных групп (школьники 9-11-х класов и лиц в возрасте от 19 до 65 лет).

На основе полученной информации были сделаны следующие выводы:

- Радикальная перемена мест жительства мигрантов, связана с невозможностью в современных социально-экономических условиях Республики Армения, решать насущные проблемы жизнедеятельности быта и семьи, а также с получением качественного образования и возможностью реализации своих профессиональных и культурных качеств.

- - Большая часть мигрантов в течение 10-15 лет проживания на территории г. Москвы сумела добиться высокого уровня жизни.

- 100% респондентов младшей группы не представляют свою жизненную перспективу без высшего образования, из них 92% связывают получение высшего образования с российскими вузами, готовящими специалистов в области лингвистики, права, медицины, экономики и др. специальностей.

- 75% опрошенных респондентов старшей группы положительно относятся к смешанным бракам, а у 95% респондентов (обоих групп) есть близкие друзья среди местного населения.

- Используя математические методы (расчёт линейного коэффициента корреляции) выяснилось, что чем дольше отрезок времени пребывания респондента в Москве, тем меньше его желание вернуться в Армению на ПМЖ. Кульминационной точкой пребывания для адаптации - это срок от 4 до 6 лет.

В параграфе рассмотрен также исторический аспект и основные этапы поселения армян на территории московского региона и отношение властей к армянским переселенцам. Перечисленны основные организации армянской этнообщины Москвы. Обобщая всё вышеизложенное, мы приходим к заключению, что развитие межнациональных отношений является важнейшим фактором в становлении

гражданского общества в современной России. На всех этапах исторического развития от решения национального вопроса зависел уровень стабильности российского общества и государства.

В заключении диссертации сформулированны основные теоретические выводы и практические рекомендации по формированию полиэтничного Российского социума:

1. В результате миграции каждый челевек сталкивается с проблемами адаптации в инокультурной среде,с необходимостью формирования этнического статуса ,который на сегодняшний день является продолжением статуса социального, но в отличие от последнего не достигается в процессе жизнедеятельности индивида, а является наследственным.

2. Этноидентификация возникает и укрепляется именно тогда, когда усиливается процесс всесторонних взаимосвязей между различными народами, их сближение между собой, она не противостоит процессам сближения между народами, а часто сопровождает их.

3.Термину «миграция» близок термин «диаспоральный процесс», но в отличии от миграции диаспоральный процесс носит ярко выраженный этнический характер и представляет собой вынужденное массовое перемещение лиц одного этноса из стран первоначального обитания. Продукктом диаспоральных процессов является этнообщина как объединение людей единного этнического происхождения, создавших свои социальные институты и проживающих вне пределов территории своего первоначального обитания.Совохупность этнообщин, поддерживающих интенсивные связи как между собой, так и с материнским этносом называется диаспора.

4.Армянская этнообщина Москвы активно развивается,создавая свои социальные организации и институты, деятельность которых направлена на решение не только социобытовых и социокультурных проблем членов этнообщины, но и укреплению и сохранению мира, как в московском регионе, так и на всём пространстве Российской Федерации.

В приложении представлены таблицы результатов социологического опроса, анкеты, графические результаты данных переписи населения 2002 года. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Особенности современных миграциооных процессов формирование феномена этнического статуса. Аспирант и сискатель.№3. Москва,2004 г.0,5 п.л.

2.Этнообщина и диаспора как основные составляющие диаспоральных процессов. Актуальные проблемы современной науки .№3. Москва,2004г.0,5 п.л.

3 Анализ социокультурных ориентации армянских мигрантов в Москве. Вопросы гуманитарных наук.№3. Москва 2004г.0,5 п.л.

4Армянская этнообщина Москвы: взгляд в прошлое и тенденции развития.Москва.Диаспоры. март2004г.1,5 п.л.

Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 23.06.2000 г. Подписано в печать 21.04.2004 Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,25

Печать авторефератов 730-47-74, 778-45-60(сотовый)

»-91 05

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Степанян, Армен Алешаевич

Введение

Глава I Особенности современных миграционных процессов.

§1 Формирование феномена этнического статуса как фактор включения в социокультурную реальность.

§11 Этноидентификация: сущность, признаки.

Глава II Армянская этнообшнна Москвы как объект социологического исследования.

§ I Эмпирическая интерпретация понятий «этнообщина» и «диаспора»

§11 Социокультурные ориентации армянских мигрантов в Москве.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Степанян, Армен Алешаевич

Актуальность темы исследования

Сегодня на территории России в силу известных причин происходит активизация этносов как субъектов и объектов этнополитических процессов. При этом в развитии национальных и федеративных отношений постепенно выделяется фактор особой этнической группы — диаспоры, претерпевающей пору оживления и обострения национального самосознания и национальной самоидентификации. Обретение стабильных жизненных условий и перспектив этнического существования — такова цель, преследуемая переселяющимися группами или соединенцами (семьи, родственные объединения), которым приходится выстраивать собственную нишу в новой социокультурной среде, пройти необходимые стадии адаптации. Это сложный и болезненный процесс, вызывающий отрицательную реакцию не только этнического большинства, но зачастую и прежде сложившихся диаспор, уже устроившихся в существующие социальные и межэтнические связи. Пришельцы «новой волны» меняют количественные и качественные показатели ранее сформировавшихся переселенческих групп, что может привести и приводит к изменению функций, роли и значимости, последних в местах дислоцирования. Вместе с тем диаспора распространяет и углубляет свои функции, политизируется, стараясь превратиться из традиционного субъекта культуры в субъект права и политики. Она по прежнему реализует традиционные формы бытия - землячества, национально-культурные общества, но в то же время использует новые организационные структуры и формы: съезды, конгрессы, форумы, союзы внутри российского и международного значения. Диаспора естественным способом становится связующим звеном в строительстве межнациональных и международных отношений, так как, развиваясь и укрепляясь, превращается в объект и субъект политического процесса.

Для многонациональной России эффективная национально-культурная политика выступает важнейшим инструментом поддержания социально-политической, экономической целостности и общественного согласия. Такая политика невозможна без знания жизни многочисленных народов России во всей полноте и реальных проявлениях. Это находит свое выражение в росте публикаций на национальную и межнациональную проблематику, в осуществлении различных программ культурного возрождения: языка, народных традиций, обрядов, обычаев. Их реализация далеко не в последнюю очередь зависит от того, на каком научном знании они базируются.

Не менее важна, разработка теоретических основ диаспоральных процессов и уточнение таких понятий как «этнообщина», «диаспора», «этническая идентификация», «этнический статус» и ряда других, в реалиях сегодняшнего дня.

Необходимость изучения теории и практики формирования, развития и функционирования этнообщин, на территории России, определяет актуальность выбранной темы исследования, Степень разработанности проблемы.

Характеризуя степень разработанности данной темы, следует отметить, что проблематика межэтнических отношений была и остаётся предметом изучения отечественных и зарубежных социологов, политологов, философов и историков. Наибольший интерес при написании данной работы, представляют исследования отечественных учённых, в которых проблема формирования и функционирования этнообщин анализируется с точки зрения особенностей современных реалий. Это работы таких авторов как Ж.Тощенко В.Тишков, Р.Абдулатипов, М.Аствацатурова, Г.Витковская, Л.Дробижева,С. Градировский. З.Левин, В.Дятлов, Н.Шульга,

Ю.Лысенко,В.Попков, О.Цыбульская. А.Сусоколов, А.Милитарёв^.ИлларионоваТ.Илларионова1 и др. В процессе данного диссертационного исследования были изучены трудов зарубежных ученных. Среди них У. Сафран, X. Тололян, А. Ашкенази, Г. Шеффер, М. Дабаг, К. Платт, Р. Мариенстрас, Э. Скиннер, А. Бра, Р. Коэн, Дж. Армстронг, Р. Хеттлаге, Н. Брубейкер, Т. Фаист, Р. Льюис, С. Хантингтон2. • и др.

Подавляющее большинство исследователей диаспор признают, что само понятие опирается или даже выходит из модели еврейской диаспоры. У. Сафран называет евреев рассеяния идеальным типом диаспоры. X. Тололян. упоминая евреев, армян и греков, говорит о классической модели диаспоры.

1 Тощенко Ж. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997, Тишков ВА. Феномен сепаратизма «Независимая газета», 1999, 20 июля.Тишков В. А. Исторический феномен диаспоры//Этнографическое обозрение.М.2000ю№2„ Абдулатипов Р., Михайлов В, Чигановский А. Национальная политика Российской Федерации. Or концепции к реализации. М. Славянский диалог. 1997, Аствацаггурова М.Диаспоры в концептах государственной и региональной национальной политики.М.2002, Г.Витковская.Миграционное поведение нетитульногонаселения в странах Центральной Азии.М1996.,. Дробижева JIM. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения. // Социальная психология и общественная практика. М. 1985,Градировский С.Россия и постсоветские государства: искушение диаспоральной политикой// Диаспоры №2-3,.Левин.З. «Менталитет диаспоры» М.2002.ИММА-ПРЕС.,Дя/ялов В. Диаспора: попытка определится в понятияхУ/Диаспоры. М. 1999.№ 1 Д1упъга Н. 2002: Формирование политики национального государства по отношению к диаспоре. Новые диаспоры. Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам. Под ред. В. Мукомеля и Э. Панна. «Диполь-Т», Москва, Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. Калуга. 2003, Цыбульская О.И. Национальная политика и право. // Этнос и власть. Ч. II. Саратов. ПАГС. 1989, Мшитарев А. О содержании термина «диаспора» // Диаспоры М., 1999, № 1, Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М. Нойес лебен. 1994,

2 Safran W. 1999: Comparing Diasporas: А Review Essay. Diaspora 8(3), Tololyan Kh. 1991a: Exile Governments in Armenian Polity. In: Sham, Yossi (ed.). Governments-in-Exfle in Contemporary World Politics. New York: Routledge. Ashkenasi A. 1993: Identitatsbewahrung, Akkulturation und die Entta-uschung in tier Diaspora. In: M.Dabag und K.Platt (Hg): Identität in der Fremde. Bochum, Sheffer G. 1993: Ethnic Diasporas: A Threat to Their Hosts? In: International Migration and Security, (Ed.) by Miron WeinerBoulder, San Francisko, Oxford., Dabag M, Platt K. 1993: Diasporas und kollektive Gedächtnis. Zur Kon-struktion kollektiver Identitäten in der Diaspora, In: M.Dabag und K,Platt (Hg )-Identität in der Fremde. Bochum, 117-145. Der-Karabetian A. 1993 Marienstras Я 1989: On the Notion of Diaspora // Minority Peoples in the Age of Nation-States. Ed. by G, Chaliand. L., Pluto Press. Vielfaltige soziale Identität als Reflektion der Moderne. In: Identität in der Fremde, (Hg,) von Mihran Dabag und Kristin Platt. Bochum, Skinner E. 1982: The Dialectic Between Diasporas and Homelands // Global Dimensions of the African Diaspora. Ed. by J. Harris. Washington, Howard University Press. Brah A, 1992: Difference, Diversity and Differentiation. In: 'Race', Culture and Difference. J.Donald and A.Rattansi (eds, London: SagtBrahA, 1996: Cartographies of Diaspora: Contesting identities, London and New York,Cohen R. Global Diasporas. An Introbuc Hettlage Ä 1993: Diaspora: Umrisse zu einer soziologischen Theorie. In: M.Dabag imd K.Platt (Hg ): Identität in der Fremde, S. 75-105. Universitatsverlag, Bochum.tion. L, 1997, № 1, Armstrong D. 1976: Mobilized and Proletarian Diasporas, In: The American Political Science Review, Vol. 70, no. 2, Hettlage Л 1993: Diaspora: Umrisse zu einer soziologischen Theorie. In: M.Dabag imd K.Platt (Hg.): Identität in der Fremde,. Universitatsverlag, Bochum. Faist Th. 2000a: The Volume and Dynamics of International Migration and Transnational Social Spaces. Clarendon Press, Oxford.Faist Th. 2000b: Grenzen uberschreiten. Das Konzept Transstaatliche Räume und seine Anwendungen. In: Transstaatliche Räume. Poll-tik, Wirtschaft und Kultur in und zwischen Deutschland und Türkei, von Thomas Faist-(Hg.), Bielefeld.

М. Дабаг и К. Платт относят к диаспоре и китайское рассеяние; для Р. Мариенстрас цыгане также представляют типичные диаспоры, А. Ашкенази к китайцам добавляет в данном контексте и индийцев. Э. Скинер вообще не упоминает армян и сравнивает еврейскую, африканскую, индийскую, китайскую и ирландскую диаспоры. Таким образом, вопрос о том, какие модели считать «базовыми», соответствующими термину «диаспора» остаётся открытым.

Изучение сущности этнообщин невозможно без теоретического осмысления миграционных процессов и определения этнического статуса, как личности, так и этнических сообществ. Этим вопросам посвящены работы как отечественных исследователей, например, Ю. Садовской, С. Панарина, О. Цыбульской, Т. Регент, М. Аствацатуровой, Ж. Зайончковской, Н ,Космарской, Е. Красинец,. В. Мукомель, Э. Паина В. Попкова, так и зарубежных авторов, Г. Ленски, Д. Горовиц, Б. Барбер, Р. Роуланд, Р. Ким, С. Тайфел, .М. Тернер.

Исторический аспектам формирования этнообщин. Этим вопросам посвящены работы С. Артановского, В. Дятлова,В. Григоряна, Ж. Ананяна, Г. Геворкяна, Ф. Бродель, Л. Погосяна, И. Агаяна, В. Хачатуряна и др.

Актуальные проблемы в области межнациональных отношений требуют адекватного реагирования общества и власти, активного вовлечения в политическую жизнь национальных организаций, консолидации их усилий на благо укрепления Российского государства и гражданского общества.

Первый гражданский форум в России в 2002 г. стал свидетельством нового этапа в развитии политических преобразований в нашей стране. Совершенствования форм взаимодействия власти и общества, поиска оптимальных механизмов совместной деятельности. В этой связи инициатива "Союза Армян России" по организации и проведению «Круглого стола» на тему: «Роль и значение национальных организаций в укреплении государственности и гражданского общества в Российской Федерации» — явилось логическим развитием политического процесса становления гражданского общества в многонациональной России.

Это мероприятие стало важным событием в политической жизни страны, состоялся полезный диалог власти и общества по актуальным вопросам межнациональных отношений.

Не смотря на обилие научной литературы по проблемам межэтнических отношений, остаются мало исследованными вопросы определения понятий «этнообщина», «диаспора», «этнический статус», «этническая идентификация». Эти термины трактуются различными авторами достаточно разноречиво. Отсюда возникают трудности в анализе выше указанных феноменов. Практически отсутствуют исследования в области функционирования диаспор, как самостоятельных социокультурных образований на территории Российской Федерации, их вклад в развитие экономики, политики и культуры.

Объектом диссертационного исследования является состояние и тенденции развития этнообщин на территории Р.Ф.(на примере армянского рассеяния). Предметом диссертационного исследования является изучение сущности этнообщины как социально-исторического феномена, а так же армянской диаспоры в России.

Цель исследования — анализ сущности «этнообщина» как продукта диаспоральных процессов. Достижения указанной цели потребовало решения следующих задач:

- изучение особенностей современных миграционных процессов

- оценка социокультурного феномена «этнический статус» и «этноидентификация»

- теоретический анализ терминов «этнообщина» и «диаспора»

- исследование исторических предпосылок формирования армянской этнообщины Москвы и её современных экономико-политических и социо-культурных ориентаций.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы являются основополагающие положения общей социологии, этно социологии и социологии управления.

Представленная диссертация выполнена на основе принципов единства теоретического и прикладного анализа, сравнительного исследования и принципа историзма.

В целях всестороннего изучения проблем становления, развития и функционирования этнообщин' были использованы научные труды отечественных и зарубежных этнографов, историков, политологов и социологов, а так же документы государственных органов власти России, общественных организаций и объединений, материалы периодических научных и массовых изданий.

Эмпирическую базу исследования составили:

-статистические данные, полученные в результате переписи населения 1989 и всероссийской переписи населения 2002 года

- материалы энциклопедических справочников «Народы мира», «Народы России» и др.

- -нормативно-правовые документы: Конституция Р.Ф. 1993 года, Закон о национально-культурной автономии от 17 июня 1996 года, концепция государственной национальной политики Р.Ф. от 1мая 1996 года

- материалы конференций, учредительного съезда Всемирной Армянской Организации

- вторичный анализ результатов социологических исследований отдельных диаспор опубликованных в научных журналах «Социологические исследования», «Восток», «Этнографическое обозрение», «Диаспоры» и др. в 1999-2004 годах.

- результатами проведённого исследования эмпирическими методами данной диссертации явились; анализ документов, анкетирование фокус группы, экспертное интервью.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

-выявлены особенности современного миграционного процесса -уточнены наиболее важные аспекты формирования этнического статуса -определены понятия «этнообщина», «диаспора», «диаспоральный процесс»

- проанализированы особенности формирования, развития и функционирования армянской этнообщины на территории г. Москва. Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данной диссертации в разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих управленческую деятельность применительно к этнообщинам.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций для студентов и аспирантов социологических специальностей.

Идеи и выводы данной работы могут быть использованы для дальнейшей разработки теории и практики межнациональных отношений учеными в области социологии управления, общей социологии, этносоциологии и др. Апробация результатов исследования.

Основные положения работы были изложены в ряде публикаций автора и выступлениях на научно-практических конференциях. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнообщина как продукт диаспоральных процессов"

Заключение

Коренные политические и экономические преобразования на территории бывшего Советского Союза не могли не затронуть межнациональных отношений. Более того, во многих, регионах СССР, революционные действия масс принимали форму межнациональных конфликтов. Именно поэтому национальный вопрос в России сегодня — это вопрос гражданского мира и государственной безопасности, ведь после распада Советского Союза, Россия как была, так и осталась, уникальным многонациональным государством. Анализ имеющейся научной литературы показал недостаточную разработанность проблем связанных с особенностями современных миграционных процессов, на территории Российской Федерации, с формированием этнообщин и их увеличивающимся влиянием на современную социальную, экономическую, культурную, а также экономическую жизнь России.

В данной диссертационной работе в §1 I Главы сделана попытка выявления особенностей миграционного процесса в Р.Ф. Они заключаются в следующем:

- миграция всё в большей степени стала носить вынужденный характер;

- в структуре мигрантов появилась новая составляющая, которая стремительно возрастает - беженцы и вынужденные переселенцы;

- переселенцы далеко не всегда стремятся присоединиться к материнским этносам в странах СНГ и в республиках РФ. Члены армянских, азербайджанских, белорусских, украинских и др. диаспор охотнее селятся в регионах России, не желая терять российское гражданство, реально оценивая социально-экономическую и политическую ситуацию в странах, где одноименный этнос является государствообразующим.

- с распадом Советского Союза русскоязычное население бывших союзных республик в силу ряда экономических и политических причин, в частности усиления в новых суверенных государствах националистических настроений, стало покидать насиженные места и устремилось на свою историческую родину. Среди этой категории мигрантов преобладали русские.

- Изменилось направление потоков с окраин в центральные районы страны, которые отнюдь не испытывают недостатка в населении;

- миграция практически полностью утратила трудовой, а следовательно организованный характер, приобретя черты стихийности;

- современная миграция представляет собой не результат свободного выбора личности, отражающую её социальную и профессиональную динамику. Она единственны путь к сохранению человеческого и национального достоинства, а подчас и жизни.

В результате миграции каждый человек сталкивается с проблемами адаптации в инонациональной среде, с необходимостью формирования этнического статуса. В §1 I Главы данной работы проанализированы различные точки зрения отечественных авторов по данному вопросу и сделаны следующие выводы: во всех полиэтничных странах имеются элементы долго существовавшего социально-экономического неравенства различных этносов, и на этой почве возникает вопрос о статусе и групповых правах меньшинств. Когда экономические и социальные неравенства совпадают с языковыми и культурными различиями, нередко возникает система этнической стратификации;

- этнический статус в полиэтничной среде является важнейшей составляющей социального самочувствия человека;

- этнический статус указывает место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном и групповом уровне и в некоторой степени определяет структуру социальных связей личности; если социальный статус достигается, «завоевывается» личностью, то этнический является наследственным. В некоторых ситуациях, однако, может быть изменен путем формального, либо действительного изменения национальной принадлежности. этнический статус представляет собой атрибут любого этноса или этнической группы, и личность обладает им лишь постольку, поскольку принадлежит к определенному этносу.

- этнический статус имеет сложную структуру. Он определяется объективными факторами, такими, как включение того или иного этноса в систему управления, уровень их доходов, образовательный уровень. Но в еще большей степени этнический статус определяется феноменами группового сознания: самооценкой в целом различных групп и слоев внутри этноса, а также оценкой его, контактирующими общностями по целому ряду критериев;

- объектами этностатусной иерархии являются этнические образования, что предполагает обязательность этнического контакта для формирования этностатусных представлений. Внутренняя сплоченность группы и сохранность её этнической культуры — две важнейшие системы координат, в которых оцениваются этнические отличия. Позитивное отличие в этих системах определяет более высокий этнический статус;

- этническая принадлежность — эмпирическая данность, освоение которой, как правило, не требует ни особенного жизненного опыта, ни каких-либо сложных когнитивных процедур и отличается устойчивостью;

- этничность не проявляется сама по себе, а является следствием неспособности государства обеспечить защиту прав человека, как иммунитет на произвол. В таких условиях человек, как часть природы, для организации своей самозащиты как бы возвращается назад, обращается к своим корням, приходит к пониманию того, что называется этническим самосознанием, к пониманию интереса своей этнической группы.

Вопросы этноидентификации личности стали предметом изучения §21

Главы. В результате мы пришли к следующим выводам:

Подходы при рассмотрении этнической идентичности можно условно разделить на три группы: личностно-психологические, социально-психологические, этносоциологические.

В центре психологического подхода лежит, прежде всего, когнитивный аспект этической принадлежности, усвоение представлений о своей этнической определенности. Здесь идентичность приближается к понятию самосознания и основным источником знания о ней становится ответ на вопрос: «Кто я такой?». Главным предметом анализа является личность, а этническая идентичность рассматривается как одна из составляющих ее структуры.

В рамках этносоциологического подхода этническая идентичность рассматривается, прежде всего, в контексте изучения этнической общности. Этническая общность представляет для ее членов референтную группу, с которой они разделяют ее «исторический стиль», базирующийся на единстве этнических характеристик и ценностей, и через процесс взаимодействия с другими идентифицируют самих себя как следующих этому стилю.

В центре внимания социально-психологического подхода — человек как член определенной группы, общности, где формирование его внутренних свойств, его поведение рассматриваются в зависимости от его членства в группе. В качестве главного объекта исследования выступает влияние групповых норм, ценностей, характеристик на человека.

Сам феномен этноидентификации характеризуется следующими признаками:

1. Этноидентификация,. однажды сформировавшись, является стойкой даже при отсутствии объективных факторов (территориальной и культурной изоляции от своего народа).

2. Этноидентификация возникает и укрепляется (парадоксально) именно тогда, когда усиливается процесс всесторонних взаимосвязей между различными народами, их сближение между собой, она не противостоит процессам сближения между народами, а часто сопровождает их.

3. . Поскольку самосознание является определяющим моментом для определения этничности - последняя носит выраженный субъективный характер. Следовательно, сам феномен этничности не может быть в полной мере понят без конкретных исследований народных представлений о том, кто и почему может считаться членом этнических групп, вовлеченных (вступающих) в межэтническое взаимодействие.

4. Этноидентификация неоднозначна в различных социальных ситуациях, она релятивна. Релятивность этноидентификации характеризуется тем, что разные ее градации (сознание принадлежности как к этносу, так и к группам таксономически выше и ниже его) проявляются с разной силой в разных условиях.

Этноидентификация, самым тесным образом связана с феноменом диаспоры и её ядра, каркаса - этнообщины. Определению двух последних понятий, их раграничению, посвящён 1 § II Главы.

В результате исследования были сформулированы следующие положения:

Определение термина «диаспора» начинается с обозначения этноса который в процессе своего генезиса и в силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств оказывается вне территории страны своего происхождения. В качестве основных и наиболее распространенных причин массового выезда людей со своей Родины принято рассматривать экономические, религиозные и политические обстоятельства. Наряду с ними можно выделить, на наш взгляд, этническую эмиграцию, протекающую в виде насильственного изгнания людей из-за их этнического происхождения примером в новейшей истории может служить депортация армянского населения Азербайджана).

В случае этнической эмиграции в роли организатора и исполнителя насильственного изгнания выступают представители иного этноса -носители государственной власти в данной стране. В то время, как экономическая миграция, например, может носить вполне добровольный характер.

Переселение части этноса на территорию других стран знаменует собой «диаспоральный процесс» - «процесс рассеивания». Поэтому термину «диаспоральный процесс» близок термин «миграция». Но в отличие от миграции этот процесс предполагает ярко выраженный этнический характер.

Таким образом, «диаспоральным процессом» можно назвать вынужденное массовое перемещение лиц одного этноса из страны первоначального обитания (в другие страны).

Поначалу переселенцы стараются держаться вместе, «чтобы не пропасть по одиночке», вырабатывают необходимые нормы их совместного проживания на чужбине, а также заботятся о сохранении и защите своей этнокультурной целостности, что приводит к консолидации этнической группы и созданием организационной структуры, координационного центра, способствующего социальной адаптации переселенцев.

Таким образам основным фактором объединения людей, покинувших среду своего обитания, является их принадлежность к определенному этносу. И именно поэтому мы приходим к мнению о том, что этнообщина — это объединение людей единого этнического происхождения, создавших свои социальные институты и проживающих вне пределов территории своего первоначального обитания.

Этнообщина является продуктом диаспоральных процессов. Этнообщина - это главный, ключевой элемент диаспоры, ее каркас, ядро, без которого трудно представить само существование такого явления, каким является диаспора.

Диаспора — это совокупность этнообщин, имеющая и поддерживающая интенсивные связи, как между собой, так и с материнским этносом (если таковой существует).

Таким образом, можно говорить, например, об армянской диаспоре России в целом, но не армянской диаспоре Москвы, Санкт-Петербурга или Сочи. Более уместным было бы использование сочетания армянская этнообщина Москвы и армянская диаспора России. Точно так же, как и армянская диаспора Франции, но армянская этнообщина Марселя и т.д.

Большое значение в разграничении понятий «этнообщина» и «диаспора» имеет понятие «пространство диаспоры», которое представляет собой глобальное условие развития культуры, экономики и политики переселенцев, а также включает в себя не только всю совокупность связанных генеалогий, но и тех, кто остаётся на месте, основывая таким образом, трансгосударственные сети, объединяющие этнообщины диаспоры и сам государствообразующий этнос.

Анализу социокультурных ориентаций армянских мигрантов в Москве, посвящён §2 II главы. Здесь изложены данные результатов экспертного опроса, на основе которых были сделаны следующие выводы:

- Радикальная перемена мест жительства мигрантов, связана с невозможностью в современных социально-экономических условиях Республики Армения, решать насущные проблемы жизнедеятельности быта и семьи, а также с получением качественного образования и возможностью реализации своих профессиональных и культурных качеств. Большая часть мигрантов в течение 10-15 лет проживания на территории г. Москвы сумела добиться высокого уровня жизни.

- 100% респондентов младшей группы не представляют свою жизненную перспективу без высшего образования, из них 92% связывают получение высшего образования с российскими вузами, готовящими специалистов в области лингвистики, права, медицины, экономики и др. специальностей.

- 75% опрошенных респондентов старшей группы положительно относятся к смешанным бракам, а у 95% респондентов (обоих групп) есть близкие друзья среди местного населения.

- Используя математические методы (расчёт линейного коофициента корреляции) выяснилось, что чем дольше отрезок времени пребывания респондента в Москве, тем меньше его желание вернуться в Армению на ПМЖ. Кульминационной точкой пребывания для адаптации — это срок от 4 до 6 лет.

Обобщая всё вышеизложенное, мы приходим к заключению, что развитие межнациональных отношений является важнейшим фактором в становлении гражданского общества в современной России. На всех этапах исторического развития от решения национального вопроса зависел уровень стабильности российского общества и государства. Распад СССР качественно изменил ситуацию в межнациональных отношениях. Положительными достижениями демократического развития России в области межнациональных отношений можно считать приобретение многими нациями и народностями собственной идентичности, становление и институциональное оформление этнообщин, образование многочисленных национально-культурных организаций, духовное возрождение и раскрепощение народов.

Вместе с тем за прошедший период выявились и очевидные проблемы в этой сфере. Мы стали очевидцами роста национализма, проявлений ксенофобии и этнического экстремизма, (наконец на уровне министра внутренних дел, признанно существование в ряде регионов организованных скинхедовских группировок) процессов стихийной миграции, появления многочисленных беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов. Оценивая современное состояние межнациональных отношений в Российской Федерации, её плюсы и минусы, необходимо предложить новые формы эффективного взаимодействия органов власти и общества на пути обеспечения межнационального мира и согласия в целях выработки действенного механизма установления партнёрских отношений этнообщин с властными структурами, оказания содействия укреплению государственности. Как однажды очень ёмко сказал наш Президент В. В. Путин «.задача состоит в том, чтобы все наши граждане, независимо от национальности, чувствовали себя в России как дома».

 

Список научной литературыСтепанян, Армен Алешаевич, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Авкинтъев A.B., Авкинтъев В.А. Этнические группы диаспоры Ставрополья. Ставрополь: СГУ. 1987, с.7.

2. Агаян Ц.П. Россия в судьбах армян и Армении. М. 1994, с.59-61. Акопян Ж. Армянская колония Григориополь; 1994 , с.16-17. Алексанов И.Я. Краткая история Армении с прибавлением очерка «Армяне в России». Ростов н/Д.1884.

3. Амирханян А. Тайны дома Лазаревых. Фрагменты истории московской армянской общины XIV-XX веков. М. 1982, с.16.

4. Армяно-русские отношения eXVII в. Сб. документов. М. 1953 г., с.47-52. Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т.1. Ер. 1953 г., с.212.

5. Артановский С.Н. Историческое единство человека и взаимное влияние культур. Ленинград. 1967, С.9-15,

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. Наука. 1989 г.

7. Арутюнян Ю.В. Социальный портрет по материалам этносоциологического исследования. С.Э. 1991, № 12.

8. Бессмертная Е.Ю. Использование положительной активности миграционных групп для раскрытия потенциала коренного расселения в регионе (на примере Саратовской области). // Этнос и власть. Ч. Н.Саратов: ПАГС; 1999 — с.1241. Библия, втор. 4; 27.

9. Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм 10-18 вв. Т.2.Игры обмена.М.1988. с.143-146

10. Викулов A.M. Формирование в России полиэтничного социума. Саратов.2001.

11. Воскресенская Н. «Толерантность или терпимость». Internet.

12. Гавров С.Н. Динамика функционирования этнокультурных систем втрадиционных обществах. М.2000.

13. Галустян Дж.О. «Культурная жизнь армянских колоний средневековой Польши (XVI-XVII вв.). Ер. 1981, с.16.

14. Дробижева JI.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения. // Социальная психология и общественная практика. М. 1985, с.153-154.

15. Дятлов В. Диаспора: попытка определится в понятиях.//Диаспоры. М. 1999.№ I.e. 8-23.

16. Ерицев А. Первоначальное знакомство армян с северо-восточной Русью до воцарения дома Романовых в 1613 году. КВ. 1901. № 12, с.5. Иванова Ю.В. Иванова З.Я. Этнические процессы в контексте диалога культур.М. 1999.

17. Каппелер.А. Россия многонациональноя империя: Возникновение. История. Распад. М. Прогресс - Традиция. 2000г. Колобов И.Г. Судьбы разделённых народов.// Центр изучения мира и разрешения конфликтов. М.2002.

18. Краткий психологический словарь II Под ред. А.В.Петровского М.Г. Ярошевского. М. Политиздат. 1985г.

19. Ларченко С. Г. Социальные детерминации этнокультурного развития. Новосибирск. 1999.

20. Лебедева И. М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодаления//Этническая психология и общество. М. Старый сад. 1997.,с 104114.

21. Левкович В.П. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психолгический феномен: На материалле этнических групп Узбекистана.//Психологический журнал. 1995г.№2 с70-80.

22. Линниченко И.А. Черты из истории сословий в Юго-Западной (Галицкой) Руси XIV-XV вв.» М., 1894 г., с.219-220).

23. Мигранты в столичных городах. Центр изучения проблем вынужденой мигррации в СНГ и Балтии. Под ред.Зайочковской Ж.

24. Милитарев А. О содержании термина «диаспора» // Диаспоры М., 1999, № 1, с.24-26

25. Муталимов А.Э. Этнические ценности и конфликты // Этнос и власть, 4.1. Саратов: ПАГС. 1999, с.45.

26. Нарочницкая Е.А. Этнонациональные конфликты и их разрешение.М.ИНИОН.2000.

27. Панарин С. Центральная Азия: этническая миграция и политическиесубъекты воздействия на миграционную ситуацию. Современныеэтнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии.

28. М. Московский центр Карнеги. 1988, с. 13.

29. Погосян Л.А. Армянская колония Армавира.Ереван. 1981.

30. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. Калуга. 2003, с.11-12.

31. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М. Наука. 1979 г. Приходько Д.Н., Пан Б.В. Образование и социальный статус личности. Там же 1994, с.68.

32. ПСРЛ. Т.Х1Х. История о Казанском царстве (казанский летописец). 1903, с.130.

33. Регент М.Н. Российское государство вынужденным переселенцам и беженцам. М.1998.

34. Регент М.Н. Миграция в России. Проблемы государственного управления. М. ИСЭПН. 1999г., с.225.

35. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. 1. 14. 1883. с.Ю.

36. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области — этнопсихологии. М. 1985 г., с. 127-129). Судебники ХУ-Ш веков; М. 1952.

37. Сусоколов А А. Структурные факторы самоорганизации этноса. // Расы и народы. 1990, с.5-39).

38. Тарасова Н.В. Миграционное поведение населения России в новых социальных условиях. М.1999.

39. Тарасова Н.В.Гришанова А.Г. Миграционная ситуация в России к началу XXI века. РАН Ин-т социал-полит. Исследований.М.2000. Тер- Саркисянц А.Г. Армяне: История и этнокультурные традиции. М.1998. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. М. 1947, с. 142-143.

40. Тихомиров М.Н. Средневековая Россия на международных путях (Х1У-ХУ вв. М. 1966,сЛ06.

41. Тишков В А. Феномен сепаратизма. «Независимая газета», 1999,20 июля.

42. Тишков В. А. Исторический феномен диаспоры//Этнографическое обозрение.М.2000ю№2.с.44.

43. Тощенко Ж. Диаспора как объект социальной политики//

44. Тощенко Ж. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М.,1997, с.75-80.,

45. Цыбульская О.И. Национальная политика и право. // Этнос и власть. Ч. II. Саратов. ПАГС. 1989, с.5.

46. Юхнева Н. 1999: Между традиционализмом и ассимиляцией (о феномене русского еврейства). // Диаспоры, № 1, с. 160-176.

47. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. // Мир России. 1985, № 3-4.

48. Языкова А, 1996: Исправление ошибок: Проблемы российской диаспоры в странах нового зарубежья. / Русская культура вне границ, вып. 4, с. 38-41, Москва.

49. Abella М. (ed.) 1994: Turning points in labour migration. Special issue. Asian and Pacific Migration Journal 3(1).

50. Adehnan, H. 1995: The Palestinian diaspora. In: The Cambridge Survey of World Migration. R, Cohen (ed.), Cambridge University Press.

51. Adler M. 1993: Ethnopsychoanalyse. Das Unbewusste in Wissenschaft und Kultur. Stuttgart-New York.

52. Alba R. 1990: Ethnic Identity: The Transformation of White America. New Haven: Yale University Press.

53. Akenson D., 1995: The Historiography of English-speaking Canada and the Concept of Diaspora: A Skeptical Appreciation, Canadian Historical Review 76, pp. 377-409.

54. Armstrong D. 1976: Mobilized and Proletarian Diasporas, In: The American Political Science Review, Vol. 70, no. 2, p. 393-403.

55. Ashkenasi A. 1993: Identitatsbewahrung, Akkulturation und die Entta-uschung in tier Diaspora. In: M.Dabag und K.Platt (Hg.): Identität in der Fremde. Bochum. 106-116.

56. Bell J. 1991: The Transcendental Irish Republic: The Dream of Diaspora. In: Sham, Y.(ed.). Governmerits-m-Exile in Contemporary World Politics. New York: Roxitledge.

57. Bergler R., Six. B. 1972: Stereotype und Vorurteile. In: Handbuch der Sozialpsychologie (2. Halbband). Hrsg, von C.F. Graumann. Got-tingen, S. 13711432.

58. Bonacich E., Modell J. The Economic Basis of Ethnic Solidarity. Berkeley. 1980, p. 1-34.

59. Brah A, 1992: Difference, Diversity and Differentiation. In: 'Race', Culture and

60. Difference. J.Donald and A.Rattansi (eds.), pp. 126-145, London: Sage.

61. Brah A, 1996: Cartographies of Diaspora: Contesting identities, London and New1. York,

62. Brass P, 1991: Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison, New Delhi, Breton R. 1991: The governance of ethnic communities; political structures and processes in Canada. New York/West Port/ London.

63. Royce A.P. Ethnic Identity (Strategies of Diversity). Indiana Univ. Press. 1982. p.18.

64. Cohen R. Global Diasporas. An Introbuction. L, 1997, № 1, p.60-79. Bonacich E., Modell J. The Economic Basis of Ethnic Solidarity. Berkeley. 1980, p. 1-34.

65. Abella M. Turning points in labor migration. Special issue. Asian and Pacific Migration Journal 3(1) 1994.

66. Cohen R, 1995: Rethinking "Babylon": Iconoclastic Conceptions of the Diasporic Experience // New Community, Abingdon, Vol. 21. № 1. P, 6. Cohen R. 1997: Global Diasporas: An Introduction. London: University College of London (UCL) Press,

67. Faist Th. 2000a: The Volume and Dynamics of International Migration and Transnational Social Spaces. Clarendon Press, Oxford.

68. Royce A. 1982: Ethnic Identity: Strategies of Diversity. Bloomington, Indiana: Indiana University Press.

69. Rouse R. 1991: Mexican Migration and the Social Space of Postmodernism // Diaspora. A Journal of Transnational Studies. University of Toronto Press, Vol. 1. № 1: P. 8.

70. Safran W. 1991: Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return. Parsons T. Essays in Socciological Theory. Glencoe. 1954. Diaspora V.I, №1, p. 83-99.

71. Safran W. 1999: Comparing Diasporas: A Review Essay. Diaspora 8(3), pp. 255291.

72. R.Hettlage, P.Deger, S.Wagner (Hg.), Kollektive Identitat in Krisen. Opladen, Westdeutscher Verlag, S. 86-97. Shain Y. 1989: The frontier of loyality. Political exiles in the age of the nations tate. Middle town.

73. Shain Y. (ed.) 1991: Governments-in-exile in contemporary world politics. New York/London.

74. Shejfer G. 1993: Ethnic Diasporas: A Threat to Their Hosts? In: International Migration and Security, (Ed.) by Miron Weiner. P. 263-286. Boulder, San Francisko, Oxford.

75. Skinner E. 1982: The Dialectic Between Diasporas and Homelands // Global Dimensions of the African Diaspora. Ed. by J. Harris. Washington, Howard University Press.

76. Tajfel H, 1981: Human groups and social categorization. Cambridge: University Press.

77. Tololyan Kh. 1991a: Exile Governments in Armenian Polity. In: Sham, Yossi (ed.). Governments-in-Ex^e in Contemporary World Politics. New York: Routledge.

78. Tololyan Kh. 1991b: The Nation-State and Its Others: In Lieu of a Preface. Diaspora 1, Spring.

79. Toldlyan K. 1996: Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the Transnational Moment. Diaspora 5:1, p.3-35.

80. Weber M. 1920/1921: Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Band I. Tubingen.

81. Young C. 1986: Nationalism, Ethnicity and Class in Africa: A Retrospective. In: Cahiers d'Etudes Afraicaines, p. 103.