автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Этнорелигиозные движения в СССР (1953 - 1965 гг.)

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Звягольская, Анна Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Этнорелигиозные движения в СССР (1953 - 1965 гг.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Звягольская, Анна Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ.3

РАЗДЕЛ I. Особенности социально-политического развития СССР и основные факторы роста этнорелигиозного сознания его народов

РАЗДЕЛ II. Национальный вопрос и национальные движения в

СССР.80

РАЗДЕЛ III. Религиозный фактор в этнонациональных движениях 1953-1965 гг.133

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Звягольская, Анна Дмитриевна

Актуальность изучения национально-религиозных проблем для современной исторической науки является совершенно очевидной. Рост национального самосознания, возрастание значения религиозного фактора принадлежат к числу наиболее значимых тенденций современного мирового развития. В данной связи в настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, ощущается потребность в осмыслении этнорелигиозных процессов, опыта государственной национальной и религиозной политики.

Для России отмеченная потребность многократно усиливается теми процессами, которые развернулись в СССР на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия. Крушение одной из ведущих мировых держав, возникновение на развалинах СССР новых суверенных государств, отличающихся в основном крайне нестабильным развитием, наглядно показало, что недооценка остроты этнорелигиозных противоречий, стремление к лакировке действительности, являются одним из важнейших факторов, ведущих к катастрофическому развитию национальных процессов в полиэтническом государстве. Сегодня совершенно ясно, что без ясного представления о специфике развития этнорелигиозных процессов и возникающих на их основе массовых общественных движений невозможно обеспечить гармоничное, поступательное развитие многонационального государства.

В данной связи необходимо особо подчеркнуть, что в современных условиях проблема сохранения единства Российской Федерации является одной из наиболее важных и актуальных. Лишь в самое последнее время удалось остановить неконтролируемую волну «суверенизации» отдельных регионов страны. При этом вполне выявилось, что практически все национальные «болезни» современной России выходят из недавнего прошлого советской эпохи. Поэтому без тщательного изучения богатого советского опыта этнорелигиозных движений и извлечения определенных исторических уроков из пройденного пути невозможна объективная картина современных национальных отношений в России. В данной связи осмысление исторического опыта развития этнорелигиозных процессов в СССР необходимо для формирования такой национальной политики Российской Федерации, которая вела бы к более полному развитию населяющих ее народов, способствовала гармонизации их отношений.

Историографический анализ проблемы показывает, что тема национальных и религиозных движений в СССР, в силу специфики исследования, стала по-настоящему предметно изучаться отечественной исторической наукой сравнительно недавно, и поэтому конкретная историческая картина формирования и развития этих движений остается далеко не полной и неравномерно изученной. При этом гораздо лучше обстоят дела с изучением национальных движений в СССР в конце 80-х -начале 90-х годов, здесь недостатка в научной и публицистической литературе нет. Что касается периода 1953-1965гг., то здесь советская историография довольно ограничена в содержательном и количественном плане.

В указанном контексте историографический анализ проблемы позволяет выделить два этапа развития отечественной историографии, имеющих каждый свои особенности и качественные характеристики: первый - 1950-е - 1980-е гг., второй - 1990-е годы - начало нынешнего столетия.

Концептуальную основу всей доперестроечной отечественной литературы составили, на наш взгляд, два основных положения.

Во-первых, укажем на официальный тезис о полной и окончательной победе социализма в СССР и осуществлении непосредственного перехода от социализма к коммунизму. В данной связи, идеологические установки первого периода предопределяли отражение в литературе преимущественно позитивного опыта. Негативные черты советской действительности, издержки строительства социализма либо не получали освещения совсем, либо определялись как случайные, несущественные отрицательные явления, не характерные для общества в целом. Соответственно, главный акцент исследователи делали на констатации фактов достижения социальной и национальной однородности общества, на преодолении «в основном» религиозных «пережитков». Вслед за решениями партийных форумов и заявлениями государственных лидеров страны ученые констатировали триумф марксистско-ленинского мировоззрения, «монолитное единство» советского народа. В принципе как национальный, так и религиозный вопросы в СССР официально считались «успешно решенными». Поэтому рассуждать об имевших место проблемах можно было лишь в плане констатации «отдельных» недостатков.

Во-вторых, отметим свойственный отечественной литературе принципиальный методологический разрыв в анализе национальных и религиозных проблем. Как правило, они рассматривались сепаратно, вне очевидного единого проблемного поля. Лишь в очень немногих работах авторы по-настоящему тесно и предметно увязывали существование националистических настроений с сохранением «религиозных пережитков».1 Тем самым, даже в исследовательской литературе в основном обеспечивалось «разделение» тесно взаимосвязанных проблем, что, по всей видимости, должно было исключить саму возможность

Болотин И.С. Критика антикоммунистических концепций современного религиозного национализма М.: Знание, 1984; Болотин И.С. Критика клерикальной фальсификации национальных отношений в СССР. Дисе. .канд. филос. наук. М., 1974; Болотин И.С. Национализм и религия в борьбе против коммунизма // Наука и религия. 1972. № 10; Болотин И.С. Тупики клерикального национализма. М.: Политиздат. 1978; Возняк Н.А. Национальный вопрос и религия. Дисс. .канд. филос. наук. Киев. 1969. образования гремучей «этнорелигиозной» смеси. Полагаем, что данное обстоятельство особенно заметно ограничивало аналитические возможности советской литературы.

Учитывая отмеченные выше особенности разработки этнорелигиозных проблем в советской литературе, мы отдельно выделяем здесь две больших самостоятельных группы публикаций - по национальной и по религиозной проблематике.

Обратившись к работам советских ученых по национальной проблематике, написанным в доперестроечный период, в свою очередь, мы выделяем в их массиве несколько направлений исследований.

К первому направлению относятся общетеоретические работы, посвященные проблемам «совершенствования» социализма, как правило, не допускавшие наличия объективной возможности развития межнациональных и конфессиональных противоречий в условиях советского общества.2

Второе направление составили работы, посвященные новым этническим процессам в СССР: интернационализации, ассимиляции, возникновению и складыванию новой исторической общности -«советский народ».

Характеризуя данное направление исследований, отметим, что после XX съезда партии в исторических трудах состоялся пересмотр итогов национальной политики в СССР. В регионах появился большой массив работ, в которых много говорилось о ленинских принципах национально-государственного строительства. Естественно, что в рамках

2 Проблемы социализма и коммунизма в СССР. М., 1965; Социалистическая демократия в действии. М., 1971; Развитой социализм: проблемы теории и практики. М., 1979; Советский народ - строитель коммунизма. М. 1981; и др.

3 Бербеков Х.М. Образование и развитие кабардинской социалистической нации. Нальчик, 1958; Тотоев М. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963; Летифов AJI. Исторический опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Махачкала, 1972; Алиев А.И. идеологической цензуры взгляды на процесс национального развития были односторонними, не допускалось и мысли о существовании в стране отдельных сепаратистских движений. Тем более, что закрытые фонды российских архивов зачастую и не позволяли как-то иначе взглянуть на произошедшие события.4

В последующих исследованиях эпохи «развитого социализма» все большее внимание уделялось проблеме взаимосвязи интернационального и национального факторов в процессе сближения и интеграции народов и культур в СССР. При этом подчеркивался объективный характер формирования и развития «новой межнациональной общности» -«советского народа» на основе централизованного управления, общего экономического пространства и русского языка, как языка всесоюзного общения.5 Соответственно, историки были вынуждены освещать рост интернационалистических настроений советского социума, показывать примеры укрепления братской дружбы между народами СССР.

К третьему направлению относятся прикладные работы по национальной политике СССР, носившие чисто апологетический

На путях к социализму. Осуществление коммунистической партией ленинской национальной политики в Дагестане (1920-1925 гг.). Махачкала, 1974; Саламов Б. Горские народы: расцвет и сближение. Орджоникидзе, 1975; Османов A.M. Мой край Дагестан. М., 1979.

4 Карпов А.А. Советский интернационализм и национальная политика партии на современном этапе. М., 1961; Цамерян И.П. Советское многонациональное государство, его особенности и пути развития. М., 1958; Мулукаев Р.С. Советская автономия. М., 1960; Коркмасова К.Д. Национальная государственность в СССР. Ростов-на-Дону, 1970; Тадевосян Э.В. Государственные формы решения национального вопроса в СССР. М., 1972; Теоретические проблемы образования и развития советского многонационального государства. М, 1973; Расцвет социалистических наций и их сближение в период перехода от социализма к коммунизму. Львов, 1961; и др.

5 Абдулатипов Р.Г., Бурмистрова Т.Ю. Конституция СССР и национальные отношения на современном этапе. М., 1978; Дробижева JT.M. Духовная общность народов СССР: (Историко-социологический очерк межнациональных отношений). М., 1981; Ким М.П. Соотношение национального и интернационального в жизни народов: его типология //Братское единство народов СССР. Кишинев, 1976; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М., 1972; Развитие национальных отношений в СССР. М., 1986; и др. характер по отношению к практике национально-государственного строительства в СССР. Работы этих исследователей умалчивали об имевших место в истории СССР национальных проблемах, тем более о межнациональных конфликтах, всячески приукрашивая национальную политику

КПСС. Этому в немалой степени способствовал очевидный недостаток надежных статистических и документальных данных.

В этих условиях особенное неприятие вызывало русское национально-патриотическое движение, называвшееся не иначе как «великодержавно-шовинистическим». Взгляды его лидеров объявлялись «проявлением русизма».7

Достаточно характерной в данном плане представляется статья В.Н. Воронова в журнале «Юность» за 1968 год, посвященная анализу идей русского патриотического направления. Пользуясь известным советским методом вешать ярлыки, он причислил его лидеров к «заклинателям духов» (имелся в виду дух русского народа), «мужиковствующим».8 Примечателен сам по себе основной вывод статьи: «Зачем же доходить до русапетства? Право, зря заклинатели вздыхают о «загадке России», об избраннической доле русского народа. Они словно не знают о социалистическом мировоззрении современного русского (равно как украинского, белорусского, грузинского, любого другого) советского человека, что и приводит их в таких случаях к размыванию принципов пролетарского интернационализма».9

6 История национально-государственного строительства в СССР (1937-1967 гг.). М., 1970; Грошев И.И. Сущность национальной политики КПСС. М., 1982; Национальный вопрос и современная идеологическая борьба. Ташкент, 1977; Филиппов А.Ф. Советский интернационализм и национальное строительство в республиках Средней Азии // Партийная жизнь. 1984. № 16; Тарнов П.С. Национальная политика Коммунистической партии и развитие пародов СССР в 60-70-х гг. // Коммунист. 1984. № 4; Колоскова В.Н. Принципы советского интернационализма М., 1989; Великий советский народ. М., Молодая гвардия. 1982 и др.

7 Джунусов М.С. Буржуазный национализм: принципы критики. М., 1986. С.211.

8 Воронов В. Заклинания духов // Юность. 1968. № 2. С. 98.

9 Там же. С. 99.

Еще одно направление составила литература, рассматривающая основные направления критики буржуазных «фальсификаций» развития национальных и межнациональных отношений в СССР.10 Вместе с тем, авторы этих работ указывали на сохранение в СССР пережитков шовинизма и национализма, которые, с их точки зрения, объяснялись отсталыми культурными и религиозными традициями, слабостью атеистического и интернационального воспитания, а также антисоветской пропагандой.

В итоге, положения об отсутствии в развитом социалистическом обществе объективных условий и предпосылок для межнациональных конфликтов, успешном решении национального вопроса в СССР, рассмотрение национализма как «пережитка прошлого» не позволили сделать всестороннее изучение состояния и истории национальных отношений в стране предметом непредвзятого исследования.

Касаясь в целом отечественной доперестроечной историографии, посвященной национальному вопросу, следует заметить, что всестороннее изучение национальных проблем и противоречий так и не стало предметом специального научного исследования. Вместе с тем положительным моментом в литературе этого времени было значительное расширение информационного поля исследований.

В то время как отечественная историография всячески умалчивала о национальных проблемах в стране, за рубежом национальный вопрос в СССР стал объектом пристального изучения со стороны научных центров США, Англии, ФРГ, а также эмигрировавших на Запад советских

10 Грошев И.И. Чеченкина О.И. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. М., 1974; Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М., 1982; Буржуазная историография образования и развития СССР. М., 1983; Критика фальсификаций национальных отношений в СССР. М., 1984 и др. диссидентов. При этом их концептуальные построения и выводы, были диаметрально противоположны и, в основном, крайне пессимистичны.11

В частности, в 1976 году на международной научной конференции «Национальности и национализм в СССР» свою концепцию грядущего распада СССР из-за этнических противоречий обосновал Р. Пайпс.12 В качестве детонаторов разрушительных этнических процессов в СССР английские и американские историки выделяли, прежде всего, Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию. По их мнению, рост национал-сепаратизма и национального самосознания в этих регионах был вызван, во-первых, поздним вступлением в состав СССР и огромным влиянием религии. Вместе взятые, эти факторы служили мобилизацией национальных движений в этих регионах СССР.

О наличии серьезной оппозиции советской власти в виде зародившихся в СССР национальных движений убедительно показывала Элен Каррер Д'Анкосс в книге «Расколотая империя», впервые изданной

1Я в 1979 году. Следует также отметить, что участники национальных движений, правозащитники на основе своих наблюдений и сбора других данных публиковали различные сборники документов, содержащие подробные сведения о национальных движениях в СССР.14

Нужно признать, что исследования зарубежных ученых вызывали живой отклик у советского руководства. В данной связи, характерен вывод одной из работ Ю.В. Андропова: «Не вызывает сомнений, что в наши дни национальный фактор превратился как в идеологии, так и в политике в важную силу, которую коммунисты не могут не учитывать.

11 Еврен в России и в СССР. Исторический очерк. Нью-Йорк, 1967;

12 ШувероваВ.Д. История этнических отношений в СССР (1970-1980-е гг.) в англоамериканской историографии: Автореф. дисс.докт. ист. наук. М., 1993.

13 Каррер Д'Анкосс Э. Расколотая империя. Национальный бунт в СССР. Лондон, 1982. С. 10-12.

Наши противники даже заговорили о том, что именно национализму суждено стать плотиной, которая остановит дальнейшее движение коммунизма».15 Лидеры партии, как люди, стремившиеся к сохранению государственного строя, считали, что активизация сепаратистских и националистических тенденций может дестабилизировать сложившуюся систему. Однако применительно к исследовательской литературе это вело лишь к ужесточению идейного диктата и усилению охранительных тенденций.

В данной связи общую картину разработки отмеченной проблематики в советской печати дополнили научно-популярные и публицистические работы, в которых прямо проводилась мысль о том, что национализм, религиозность, представляют собою не что иное, как работу на империалистический Запад, предательство Родины, прямой путь к сотрудничеству с вражескими спецслужбами.16

Вторая группа работ в советской историографии представлена литературой, раскрывающей проблему взаимоотношений советского государства и религии. В работах 50-60-х гг. официально декларировалось, что в Советском Союзе ликвидированы социальные корни религии и разоблачена идеалистическая сущность ее мировоззрения. Тон монографий н публикаций, относящихся к этому времени был воинственно - наступательный, безапелляционный.17 В более спокойном ключе написаны работы 70-х-80-х гг., когда церковно

14 Национальный вопрос в СССР// Сучастписть. Мюнхен, 1975; Хроника текущих событий. Разные выпуски; Вести из СССР. Выпуск 1. Мюнхен, 1978-1981; Выпуск II. Мюнхен, 1982-1984. и др.

15 Андропов Ю.В. Ленинизм - неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс// Избранные речи и статьи. М., 1984. С. 67.

16 Арессия без выстрелов. Куйбышев, 1981; Веселов В.И. Владимиров А.Л. За ширмой святости. М., 1981; Разговор начистоту. М., 1979; Яковлев II.H. ЦРУ против СССР. М., 1980 и др.

17 Быгатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. Киев, 1966; Струмилин С.Г. Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. М., 1966. и др. государственные отношения стабилизировались. Но, при этом, тезис о принципиальной несовместимости религиозного и коммунистического мировоззрений продолжал оставаться ведущим лейтмотивом книг и

- 18 статей.

Большое значение придавалось советским государством также противодействию влияния церкви и атеистическому воспитанию граждан. В данной связи проводились конкретно-социальные исследования по выяснению состояния религиозности населения в целом,19 а также вопросу религиозности и путях ее преодоления у детей и молодежи - в частности.20 Причины сохранения религиозных «пережитков» в социалистическом обществе подробно рассматривались в атеистической литературе.21

Довольно многочисленной была литература, рассматривающая с критических позиций буржуазные «фальсификации» религиозной жизни в Советском Союзе. Данные работы, вопреки своему предназначению, давали объективную информацию о реальном положении дел. С начала 90-х годов издание литературы подобного плана прекращается.22

С наступлением периода демократизации в стране и эмансипации общественного сознания наступает новый период в развитии

18 Бармепков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1986; Клочков В.В. Закон и религия. М., 1982; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982; Общество и религия. М., 1967. и др.

19 Мандрыгин JI.B. Внутренний мир верующего и причины религиозности. М, 1965; Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. М, 1966; Угринович Д. М. Яблоков И.К. Изучение религиозного сознания верующих в социалистическом обществе и задачи атеистического воспитания // Общественная психология и коммунистическое воспитание. М., 1967. и др.

20 Кудряшов Г.Е. Атеизм и молодежь. Чебоксары, 1968; Огрызко И.И Атеистическое воспитание подрастающего поколения. JI., 1964; Блонский П.П. Религиозность и нерелигиозность наших школьников // Избранные педагогические сочинения. М., 1961. и. др.

21 Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков. Минск, 1965; Галицкая И.А. К вопросу об изучении религиозности молодежи // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. М., 1969. и др. отечественной историографии по этнорелигиозной тематике. Он характеризуется серьезными изменениями общественного развития, что предоставило возможность более адекватного рассмотрения «закрытых» ранее тем. Изменение в подходах к оценкам ряда явлений прошлого, утверждение плюрализма мнений позволило критически проанализировать накопленный опыт, по-новому взглянуть на протекавшие в обществе процессы, проследить их эволюцию. В научной литературе этого времени наблюдаются попытки анализа и критического переосмысления всего исторического опыта по этнорелигиозной проблематике. Наблюдается значительное обновление и приращение источниковой базы исследований. Наконец, было снято «табу» с научных поисков и по исследованию этнорелигиозных противоречий и конфликтов, существовавших в советское время.

Историографический анализ, прежде всего, показывает, что в это время заканчивается эпоха критики религии. В конце 80-х - начале 90-х гг. появился ряд работ, авторы которых попытались объективно взглянуть на положение религиозных объединений и историю их отношений с государством. Вместе с тем, изучение такого специфического явления как религиозное движение прогрессировало заметно слабее. После первых работ, несущих на себе отпечаток переходного времени и лишь частично рассматривавших противостояние тоталитарным тенденциям в духовной сфере, здесь появляются лишь отдельные работы, глубоко осмысливающие столь непростое явление.24

22 Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М, 1975; О свободе совести. М., 1987. и др.

23 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Алексеев В.А. Штурм небес отменяется? М., 1992; Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991; Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; и др.

24 См.: Королев А.А. Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы. N1., 1997.

В рамках нового, постсоветского периода вопросы истории этнорелигиозных движений в основном рассматриваются в рамках работ по национальной проблематике. Однако становление новой историографической традиции здесь шло весьма непросто, было тесно связано с текущими политическими событиями.

В конце 80-х - начале 90-х годов появляются работы, авторы которых пытались выяснить причины межэтнических конфликтов и национальных движений, которые буквально потрясли СССР на рубеже

25

80-х — 90-х годов. Как правило, в числе катализаторов межэтнических столкновений на территории СССР ими назывались: а) административно-территориальное деление, не соответствующее этническим и историческим реалиям; б) насилие над этнической культурой и разрушение этнической идентичности; дискриминация по этническому признаку, в частности дискриминация этнических меньшинств в союзных

26 республиках. Значительное внимание исследователи перестроечного времени уделяли также деформациям «ленинских принципов» советской федерации в сталинский период. При этом противопоставлялись ленинская и сталинская модели национальной политики, подчеркивалось,

27 что сталинская модель привела к унитарному устройству СССР.

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Паин Э.А. Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР (некоторые подходы к изучению и практическому решению) //Советская этнография. 1990. № 1; Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: История и современность. М., 1991; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика //История СССР. 1990. № 1. С. 3-22; Козлов В.И. «Имперская нация» или ущемленная национальность // Москва. 1991. № 1; Тишков В.А. Национальность - коммунист? (Этнополитический анализ КПСС) // Полис. 1991. №2; Советские немцы: история и современность. М., 1990; Штромас А. Прибалтийские государства //Проблемы Национальных отношений в СССР.М., 1989; и др.

26 См. напр.: Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения. М., 1991. С. 8.

27 См. напр.: Семенов В.М. Иордан М.В. Бабаков В.Г. Семенов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР (опыт социально-философского анализа). М., 1991. С. 60.

Наряду с этил!, в качестве центральной выдвинулась тема

28 сталинских депортаций. При этом исследования, посвященные репрессированным народам, свидетельствовали, что их выселение и ссылка не только не сняли социальную напряженность в стране, но и создали новые очаги конфликтности как в местах их исторического проживания, так и в районах их расселения.29

Поиски причин межнациональных противоречий и этнических конфликтов неизбежно привели исследователей к изучению феномена национализма, который на постсоветском пространстве во многом

30 заменил коммунистическую идеологию.

Особенностью нового периода развития стало методологическое и идейно-теоретическое многообразие проводимых исследований.

В частности, в это время предпринимаются попытки представить национализм как постоянного и законного наследника коммунистической идеологии. На родственность двух идеологий — националистической и коммунистической - указывает М.О. Мнацаканян в своей книге о Л

Этносоциология». С другой стороны, Гия Нодия в статье «Демократия и национализм» рассматривает национализм как средство достижения власти либеральной демократии в бывших социалистических странах.

28 Бугай Н.Ф. Иосиф Сталин - Лаврентию Берия: «Их надо депортировать.». М„ 1992; Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: «Согласно Вашему указанию.». М., 1995; Бакаев П. Размышление о геноциде. Элиста, 1992; Депортации народов в СССР (19301950-е годы). Ч. 1. М„ 1992.; Ч. 2. М., 1995.

29 Бугай Н.Ф., Гонов A.M. Кавказ: народы в эшелонах (20-60-е годы). М., 1998; Некрич А. Наказанные народы // Родина. 1990. № 6.

30 Поздняков Э.А. Нация, Национализм, Национальные интересы. М., 1994; Мунтян М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения. 1994. № 1; Уткин А.И. Национализм и будущее мирового сообщества //Свободная мысль. 1995. № 3; Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального Я. М., 1991.

31 Бжезинский 3. Посткоммунистический национализм. М.: ИНИОН, 1991. С.4.

32 Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты: Учебное пособие для студентов. М., 1998. С. 73-74.

33 Нодия Г. Демократия и национализм //Век XX и мир 1994. № 7-8.

В данной связи, новое качество приобретают работы по национальной политике в СССР. В ряде работ национальные отношения и национальная политика рассматриваются в обобщенном виде, делаются попытки выделить в них узловые места, чтобы приблизиться к пониманию истоков и причин распада СССР и современных национальных проблем России.34 Так, В.А. Барсамов распад в СССР во многом связывает с изменениями, происходившими в «политико-культурной общности» - советском народе, существовавшем на его территории. По мнению автора, уже в 70-80-х годах эта политико-культурная общность начинает утрачивать ряд признаков единства. Общность постепенно раскалывается под влиянием успехов Запада (товаров, технологий), смены идентичности на местную или космополитическую, размывания союзной идентичности у части элиты и у части населения.35

В этой связи большой интерес вызывает книга «Национальная политика России. История и современность», написанная целым авторским коллективом (Кулешов С.В., Аманжолова Д.А., Волобуев О.В., Михайлов В.А.). Распад СССР, по мнению авторов исследования, был

34 Аианичук B.JI. Закавказье и Северный Кавказ: истоки конфликтности и политика России. М., 1997; Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М.: Славянский диалог, 1995; Бауэр В.А. Иларионова Т.С. Российские немцы: право на надежду: к истории национального движения народа. М., 1995; Полева П.М. Национальные движения в СССР в 1960-е гг. М., 1995; Дороченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Этнополитический очерк. СПб., 1995; Галаганов З.П. Межнациональные отношения в СССР. Часть I. От Сталина до Горбачева: Учебное пособие. - Кемерово, 1996; Галаганов З.П. Межнациональные отношения в СССР. Часть II. Россия и Прибалтика: Учебное пособие. Кемерово, 1997; Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) //Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994; Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР. М, 1993; Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР. М, 1993; и др.

35 Барсамов В.А. Эгнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (десять лет в поисках антикризисной модели). М., 1997. С. 27-29. неизбежен. Авторы данной работы считают, что приверженность большевиков принципу «одна нация - одно государство» в национально-государственном строительстве СССР привела к росту национал-сепаратизма и способствовало затем распаду государства. Книга представляет собой первую в отечественной историографии попытку показать развитие российской национальной политики на всех ее временных этапах и во взаимосвязи ее теоретических аспектов с практической реализацией.36

Следует также отметить и ряд работ зарубежных авторов, касающихся национальной политики СССР.37 При этом, однако же, нужно признать очевидную истину. На фоне появившегося плюрализма мнений в отечественной литературе становится все более наглядным, что авторы данных работ не всегда объективны в характере оценок, а порой даже чересчур выделяют негативный компонент в национальной политике СССР.

Одной из главных тем в литературе по национальному вопросу стал анализ роли и места русского народа в национальной политике СССР и Российской Федерации, происхождение и характер русского национализма, русский вопрос на разных этапах отечественной истории. Большинство исследователей сходятся на том, что, оставаясь оплотом и костяком советской государственности, русский народ в то же время не был имперской нацией и, как другие народы СССР, сам был жертвой

38 режима.

36 Национальная политика России. История и современность. М.: Русский мир, 1997. -С. 296-353.

37 АвторхановА. Империя Кремля. Советский тип колониализма. Вильнюс, 1990; Геллер М., Некрич А. Утопия власти. История Советского Союза с 1917 года до наших дней в 3-х книгах. М„ 1995.

38 Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993; Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос //Отечественная история. 1993. № 2; Вдовин А.И. Российская нация (К нынешним спорам вокруг национальной идеи) //Кентавр. 1995. № 3.

Примечательно, что потребность в национальном и державном патриотизме впервые была осознанна не в столицах России, а на периферии. В 1992 г. в Омске прошла научная конференция «Русский вопрос: история и современность», организаторы которой выразили новую для демократической эпохи мысль о необходимости отстаивать русские национальные интересы. Более углубленно эта идея была развита в коллективных монографиях А.С. Барсенкова, А.И. Вдовина и В.А. Корецкого — современных исследователей русского вопроса,40 работах В.Д. Соловья.41

Акцентируя внимание на работах последнего, отметим его тезис о том, что советская политика доперестроечного времени в отношении русского национализма представляла собой «неустойчивую, меняющуюся в зависимости от политической конъюнктуры комбинацию элементов стратегии нейтрализации и стратегии использования, даже поощрения русского национализма».42 Само же появление русского национализма в советское время связывается им с инстинктом самозащиты русского

43 народа.

В целом, в последние годы для историографии национального вопроса в СССР характерно как возрастание числа публикаций, так и расширение их тематики. В частности, некоторые исследователи

39 Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Ч. 1-2. Омск. 1992.

40 Барсепков Л.С., Вдовин А.И., Корецкин В.А. Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.; Русский вопрос в национальной политике XX века. М., 1993.

41 Соловей В.Д. Русское национальное движение 60-80-х годов в освещении зарубежной историографии // Отечественная история. 1993. № 2. С. 107; Соловей В.Д. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // ОНС. 1992. №2.

42 Соловей В.Д. Русский национализм и власть в эпоху Горбачева //Межнациональные отношения в России и СНГ. Семинар Московского Центра Карнсги. Выпуск 1: доклады. М., 1993-1994 гг. С. 50.

43 Соловей В.Д. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация //ОНС. 1992. № 2. обращают внимание на тему этнических конфликтов и национальных движений в СССР в доперестроечный период.

В довольно сжатой форме и в контексте общего оппозиционного сопротивления режиму представлены национальные движения в некоторых отечественных работах, посвященных проблеме инакомыслия

44 1г в СССР. Пожалуй, впервые наиболее широкое освещение национальных движений в СССР в доперестроечный период, их классификацию и мотивацию представила JT. Алексеева в работе «История инакомыслия в

45

СССР», в своем исследовании JI. Алексеева выделяет и рассматривает в рамках общего диссидентского движения в СССР одиннадцать национальных движений.

В общем массиве таких работ укажем на публикации посвященные роли и месту молодежи в национальных движениях.46 В этой связи необходимо отметить диссертационные работы JI.A. Королевой и С.Г. Давыдова, посвященные теме инакомыслия в СССР в послевоенный период. Эти работы способствовали дальнейшему расширению географических и хронологических рамок, приращению источниковой базы по тематике национальных движений в этот период.47

Историография конца 1990-х годов - начала нынешнего столетия характеризуется тревогой за рост сепаратистских настроений в России, корни которых были заложены еще в национальных движениях 1950-60-х гг.48 На современном этапе научная разработка круга очерченных

44 Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991. Уфа, 1995; Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. N1., 1995.

45 Алексеева А. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вилынос-Москва: Весть, 1992.

46 Суша А. Как начиналось молодежное движение // Молодежный Ренессанс. N1.: Наука, 1997.

47 Королева JI.A. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е годы. Дисс. .канд. ист. наук. М., 1995; Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е-первой половине 60-х гг.: Дисс. .канд. ист. наук. М., 1996.

48 Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России, (в 3-х кн.). М., 1997; Родионов А.П. Строительство многонационального государства в СССР: теория и практика. М., вопросов продолжается, однако уже сейчас заметно отсутствие целостного исследования избранной в настоящей диссертации проблемы сочетания национального и религиозного в оппозиционном движении в республиках СССР в 1950-60-е гг.

Несмотря на многочисленные исследования, осуществляемые на различных этапах развития России, пока вопросы развития этнорелигиозных движений в СССР в 50-60-е годы XX столетия остается недостаточно разработанным как в отечественной, так и зарубежной историографии. В целом, проведенный анализ показывает необходимость дополнительного научного исследования отмеченной проблематики.

Учитывая актуальность и недостаточную изученность избранной проблемы, автор поставил целью своего исследования изучение исторического опыта возникновения и развития этнорелигиозных движений в СССР в условиях «оттепели».

В соответствии с целью диссертации определены следующие задачи исследования:

- определить особенности социально-политического развития СССР и основные факторы роста этнорелигиозного сознания его народов;

- охарактеризовать процессы развития национального самосознания и особенности национальных движений народов СССР

- выявить значение религиозного фактора в этнонациональных движениях 1953-1965 гг.

Предметом исследования являются этнорелигиозные движения в СССР в 1953-1965 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают достаточно большой период с 1953 года до середины 60-х гг. Выбор этого периода объясняется сменой репрессивных форм тоталитарного режима на

1998; Краснова А.В. Национальные движения в современной России: уроки и перспективы. М., 1998. и др. относительно более мягкие, связанные с периодом так называемой «оттепели». «Смятение» тоталитарного режима, осуждение его наиболее жестоких преступлений, прежде всего, депортаций народов, относительное ослабление идеологического пресса закономерно вели к оживлению этнорелигиозных движений. Появление национальной оппозиции существующему режиму стало, таким образом, логическим завершением, вызванным этим процессом.

В период 50-х-60-х гг. шел активный процесс зарождения и становления национальных движений в СССР, вызванные ростом национального самосознания и защитной реакцией на форсированную ассимиляторскую политику союзного центра. Одновременно с этим шел процесс усиления этнонациональной идентификации и коренизации культурных, партийных и хозяйственный кадров в национальных республиках. В эти годы национальные движения становятся более зрелыми, приобретают самостоятельное значение в рамках общего оппозиционного движения.

Источннковую базу исследования составляют опубликованные и архивные материалы. Среди открытых публикаций следует, в первую очередь, указать на законодательные акты СССР и союзных республик,

- 49 партийные и партиино-государственные документы.

К ним примыкают работы высших руководителей государства,50 сборники опубликованных документов.51 В этих публикациях отразилась официальная точка зрения на проблему национальных движений.

49 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. N1., 1985. Т.8,9; Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. N1., 1993; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. 1-2. М., 1956; и др.

50 Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. М., 1959; Яковлев А.Н. Против антиисторизма // Литературная газета. 15.11.72; Хрущев Н.С. Развитие экономики СССР и партийное руководство: из доклада на пленуме ЦК КПСС 19.11.62. // Свет и тени «великого десятилетия». Н. Хрущев и его время. JI., 1989 и др.

Огромное значение для разработки темы имели мемуары участников событий исследуемого периода, - их воспоминания, дневники и записки.52

В диссертации привлечены материалы отдельных периодических изданий различных лет, в первую очередь, газет «Правда» и «Известия», а также журналов «История СССР», «Вопросы истории», «Отечественная история» и др.

Отдельная группа опубликованных источников представлена литературой «самиздата» и «тамиздата». Сюда входят работы самих

53 54участников движения и документальные сборники, судебные материалы и программные документы различных групп и организаций.55

В качестве особо ценного источника необходимо выделить фонды трех центральных архивов - Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), а так же отдельные материалы Центра хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО).

В РГАНИ значительный интерес для исследователей представляют документы центрального и местных партийных комитетов, пленумов ЦК (Ф.2), материалы отделов ЦК КПСС, административных органов (Ф.4, Ф.5), переписка отдела административных органов, протоколы заседаний

51 Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964. Документы. М.: «РОСПЭН», 1998; Реабилитация: как это было: документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы, март 1953 - февраль 1956г. В 3 т. М., 2000; и др.

52 Амальрик А. Записки диссидента. М.: Слово, 1991.; Гефтер М.Я. Из тех и этих лет. N1., 1991.; Сахаров А.Д. Воспоминания. Т. 1. N1.: Права человека, 1996.; Григорьев К. Перекаты судьбы (за кулисами событий). М.: Победа - 1945 года, 1994; Бобков Ф.Д. КГБ и Власть. М., 1995 и др.

53 ДзюбаИ. Интернационализм или русификация? // Сучастнистъ. 1973; Майстренко И. Национальная политика КПСС в ее историческом развитии // Сучастнистъ, 1978; Лазарис В. Диссиденты и евреи. Тель-Авив, 1984.

54 «Хроника текущих событий», «Сумма», «Континент», «Форум», «Вече», «Вести из СССР: Права человека» (Мюнхен), «Синтаксис» (Париж) и др.

55 ВСХСОН: Материачы суда и программа. Франкфурт-на-Майне, 1976. и др.

Секретариата ЦК КПСС (Ф.6), а также коллекция документов по «делу КПСС» (Ф.89). Материалы РГАНИ соответствуют хронологическим рамкам работы, позволяют с опорой на документы конкретных националистических организаций проследить программную эволюцию национальных движений 1960-70-х гг. Ценность информации почерпнутой в этом архиве заключается в ее разнообразии. Фонд № 5 (Отделы ЦК КПСС) содержит отчеты председателей КГБ СССР В.Е. Семичастного и Ю.В. Андропова в ЦК КПСС, в которых дана официальная оценка национальных движений. Вместе с тем в РГАНИ находятся работы самих лидеров националистических организаций, позволяющие осознать особенности их видения национальных проблем в СССР.

Ценные сведения были получены в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Здесь диссертантом привлекались материалы фонда ЦК КПСС (Ф.17), ЦК ВЛКСМ (Ф. М-1), а также фонда 556 и фонда 591, в которых содержатся отдельные сведения о распространении межнациональных противоречий и настроениях советских граждан. В письмах советских граждан в редакции официальных центральных газет, хранящихся в РГАСПИ, содержится информация о росте националистических настроений и требованиях населения национальных регионов, в том числе по национальным вопросам. В фондах этого архива находятся ценные материалы, отражающие работу партийных и идеологических органов, политику интернационализма и борьбы с шовинизмом и сепаратизмом. Источники РГАСПИ позволяют составить представление о предпосылках формирования национальных движений, политическая активизация которых приходится на 1960-70-е гг.

Ценным источником при изучении религиозных движений выступили документы фонда Р-6991 (Совет по делам религий при

Совете министров СССР) Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).

Документальную основу исследования существенно пополнили материалы Центрального архива общественных движений г. Москвы. (ЦАОДМ), дающие представление о настроениях жителей столицы.

К работе были привлечены документы Центрального хранения дел молодежных организаций (ЦХДМО (Ф. 1) - Пленумы ЦК ВЛКСМ). В документах этого архива содержится немало информации о «нездоровых» тенденциях среди молодежи и о случаях вовлечения последних в «националистические» и религиозные организации.

В работе также задействованы документы Центра документации «Мемориал» (Ф. 102, 103). ЦД «Мемориал» позволяет ознакомиться с большим собранием документов по участникам и активистам национальных движений и нелегальных организаций, действовавших на территории СССР в исследуемый период.

Методологическую основу диссертации составили научные принципы объективности и историзма, основанные на признании вариативности исторического процесса, предполагающие отказ от любого рода догм и предубеждений. В своей работе автор стремился отвергнуть методологическую зашоренность недавнего времени, одновременно избегая приспособления к современной конъюнктуре. Отказываясь от прежних подходов, важно сохранить идеологическую индифферентность к исследуемому материалу, содержание которого заключается в борьбе разнообразных и, порой, привлекательных политических и идеологических направлений.

Опора на многополюсные источники позволила использовать в работе три группы методов: общенаучные, специально-исторические, методы смежных наук. Комплексный подход к исследованию поставленной научной проблемы обусловил необходимость применения, прежде всего, исторического, логического, проблемно-хронологического, статистического и структурно-системного методов.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые в обобщающем виде дается история этнорелигиозных движений в годы хрущевской «оттепели». На основе включения в научный оборот новых документов и материалов из центральных архивов, автором определены объективные и субъективные факторы, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие этнорелигиозных движений в СССР.

Автором обоснован вывод о неуклонном росте этнорелигиозного сознания народов СССР. Определяющим фактором данного роста являлось объективно присущее любому народу этническое самосознание, которое становилось все более заметным по мере ослабления репрессивной активности государства и углубления кризиса советской системы. Основными причинами развития этнорелигиозных движений стали также процессы ускорения индустриальной модернизации в условиях НТР, а также очевидная концептуальная непроработанность и эклектичность государственной национальной и религиозной политики. Дополнительно оно облегчалось характером национально-государственного устройства СССР.

Исследованием установлено, что основной тенденцией рассматриваемого периода стало ослабление в национальных движениях откровенно экстремистских течений, ориентированных на вооруженную борьбу с режимом и подпольную деятельность, и, соответственно, усиление этнокультурной и религиозной составляющей. Преимущественно мирный характер, доминирование национально-культурных мотивов над политическими обусловили в ряде движений смещение приоритетов от автономизма к эмиграции.

Исследование показало, что наибольшей конфликтностью отличалось развитие этнорелигиозных движений в регионах, включенных в состав СССР накануне Великой Отечественной войны, которые менее всего были интегрированы в единый государственный организм (Прибалтика, 3. Украина). Вместе с тем, все более растущий уровень этнорелигиозного противостояния отличал республики Закавказья, Средней Азии, а также отдельные регионы РСФСР.

Автором установлено, что наиболее поздним по времени и наименее проявившим себя в рассматриваемый период явилось русское национальное движение, которое, однако же, в наибольшей степени подверглось преследованиям со стороны власти.

Автор обосновывает вывод об особой роли религии как духовной основы большинства проявлений национальных движений, показывает, что у представителей различных этносов гонения на веру еще теснее связывали защиту «своей» религии с национальными движениями. В то же время, в силу непрерывных гонений на веру, служители культов в значительной массе составляли оппозиционно настроенную к власти категорию населения. При этом показано, что возможности государства в плане подавления религиозных проявлений были ограничены, прежде всего, потребностями реализации внешнеполитического курса страны, поскольку свобода совести в мире являлась одной из наиболее общепризнанных основ демократического государства.

Установлено, что в рамках рассматриваемого периода религиозная сфера неформальной активности не только сохраняла свое «пространство» от посягательств со стороны власти, но и расширяла его, обогащая новыми составляющими, что отражало стремление людей к обретению альтернативных духовно-нравственных ценностей.

Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут оказать помощь в осмыслении истории СССР в данный исторический период. Обобщенные автором материалы и анализ национальной и религиозной политики в 1950-1960-е гг. могут стать полезными источниками для современных органов государственной власти, политических партий и общественных движений. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе, чтении лекционных курсов, спецсеминаров по Отечественной истории. Также есть возможность использования материалов исследования для создания работ по этнорелигиозной политике СССР в указанный период.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены научной общественности в виде докладов и выступлений на научных конференциях, а также в научных публикациях автора.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнорелигиозные движения в СССР (1953 - 1965 гг.)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, необходимо заметить, что среди наиболее существенных перемен, происходивших в СССР в период хрущевской «оттепели» и оказавших значительное воздействие на духовную жизнь людей следует на одно из первых мест поставить рост национального самосознания и развитие этнорелигиозных движений народов страны. При этом они оказались явно недооцененными руководством страны, которое не находила ничего лучшего, чем использование репрессивных средств и усиление гонений на верующих, а также использование казенной пропаганды.

Между тем, уже Великая Отечественная война выявила слабые стороны национальной и религиозной политики СССР. С одной стороны это выразилось в мощном коллаборационистском движении с ярко выраженным национальным оттенком, а с другой — было косвенно признано и самой властью, скорректировавшей государственную политику в направлении признания патриотических ценностей и примирения с ведущими религиями. В целом она была продолжена и в послевоенный период. Вместе с тем, в начале 50-х годов ситуация в указанной сфере оставалась сложной. Национально-религиозный протест находил выражение в повстанческом движении (особенно в ранее оккупированных областях), в движении репрессированных народов, в росте религиозности и пр. При этом власти вполне последовательно решали лишь первую из проблем, уничтожая националистическое подполье. С рубежа 40-50-х годов к этому прибавились гонения на религиозные конфессии.

После смерти И.В. Сталина десятилетие «оттепели» открыло перед страной известные перспективы обновления. В данной связи особенно значимой оказалась исчерпанность в общественном сознании мобилизационных требований военного времени и восстановительного периода. При этом для значительной части населения страны объективная тенденция перехода от преобладания мобилизованного войной «общего» к доминированию присущего мирному времени «частного» стимулировала потребность в личностной самореализации, которая, в свою очередь, создала необходимые предпосылки для значительной активизации духовной жизни, в том числе и на поле национального и религиозного чувства.

Автор показывает, что волюнтаристское отношение власти к национально-религиозным вопросам, обусловило в рамках рассматриваемого периода принятие концептуально разноплановых шагов, представлявших собой нечто среднее между реакцией на текущие проблемы (в т.ч. связанные с борьбой за власть) и борьбой за утопические идеалы. Это вело к тому, что государственная политика не только не способствовала ограничению роста этнорелигиозных настроений, по, в известном смысле, стимулировала его.

В частности, короткий поворот в национальной политике в сторону «коренизации» руководящих кадров в республиках и предоставления им большей самостоятельности был связан с именем Л. Берия. В республиках прошли пленумы ЦК национальных компартий, на которых, как и в 20-е годы, вновь зазвучали слова о русификаторской великодержавной политике, однако после ареста Берия там состоялись уже другие пленумы, на которых Берия осуждался именно за попытку поссорить между собой народы СССР.

В свою очередь, либерализация национальной политики в хрущевский период, выражавшаяся, в частности, в дальнейшей «коренизации» национальных кадров, в расширении прав союзных республик, в частичной реабилитации депортированных народов, не отличалась продуманностью. Более того, она влекла за собой возникновение новых этнорелигиозных проблем, в частности, конфликтов на почве возвращения в родные места ребилитированных народов, сознательно неравномерного финансирования республик, новой волны преследования религии и пр.

В качестве важнейшего фактора роста национально-религиозных настроений в рамках рассматриваемого периода явилось ускорение технологической модернизации, переход к индустриальному обществу современного типа. Этот объективный процесс протекал болезненно, сопровождаясь разрушением традиционных этнокультурных ценностей, что вело к сопротивлению традиционных культур модернизации. При этом развитие НТР способствовало усилению моментов утопизма в политике КПСС, что нашло отражение в принятой в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС программе форсированного строительство коммунизма, в ходе которого планировалось достижение полного единства наций СССР. Одной из главных теоретических новаций при этом стала концепция советского народа как «новой исторической общности людей различных национальностей».415

Рассматривая процесс роста национального самосознания народов Советского Союза в период «оттепели», необходимо признать, что он дал мощный толчок развитию национальных движений. При этом наиболее агрессивный характер они носили в регионах, ранее не входивших в состав России (западная Украина), а также лишенных государственности в начальный период второй мировой войны (Прибалтика), где национальный протест принял форму вооруженной борьбы.

Наряду с ними, на фоне «оттепели», все более заметными становились движения (особенно в Закавказье), протекавшие в мирных формах. К примеру, движение в Армении стимулировали: прибытие в 50-е гг. 100 тысяч репатриантов, принесших с собой живую национальную идею, возвращение домой жертв сталинских чисток, активизация армяно-григорианской церкви. Стремление возродить и укрепить свою государственность отличало движение репрессированных народов. Одновременно у части народов в 1953-1955 гг. ясно обозначились два течения: с одной стороны, ориентировавшееся на репатриацию, а с другой - стремившееся наладить культурную и религиозную жизнь внутри СССР (немцы, евреи, греки).

Мощный импульс формированию национальной оппозиции дали разноплановые события 1956 г. В частности, для Грузии катализатором стало разоблачение культа личности. С этого времени в национальном движении здесь развивались два крыла - радикальное и культурническое. Первое сплотило сторонников вооруженной борьбы. Второе, преобладающее, отстаивало легальные пути сохранения главных ценностей - языка и культуры. На Прибалтику, помимо XX съезда, особое влияние оказали также события в Венгрии, оживившие здесь откровенно экстремистские течения.

В свою очередь, для репрессированных народов большее значение имела серия реабилитационных указов 1955-1956 гг., инициировавшая возникновение движений за возвращение на Родину. И если Чечено-Ингушская, Калмыцкая, Балкарская, Карачаевская автономии были все же реставрированы, то немцы и крымские татары, напротив, включились в длительную борьбу за возвращение территориальной целостности, причем они ориентировались почти исключительно на ненасильственные методы.

После прохождения пика активности в 1956-1957гг., к концу 50-х гг. даже в Прибалтике, на западной Украине произошел перенос центра тяжести в отстаивании национальных интересов с жесткого противостояния на защиту и развитие национальной культуры, языка и

415 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961. С. 191. традиций. «Смена вех», однако, шла трудно. Над сознанием многих довлели традиции вооруженного сопротивления. Оплотом экстремизма при этом выступали западные районы республик. Нелегальные организации здесь стояли на позициях непримиримой борьбы, планируя террор и диверсии.

Поскольку курс на строительство коммунизма предполагал рост общественной самодеятельности, с начала 60-х гг. произошло новое оживление национальных движений. В частности, в это время усилилось брожение на национальной почве в ранее относительно благополучных республиках. К примеру, в Молдавии, в 1964 г. была пресечена попытка создания «Объединения для борьбы за выход из состава СССР и образования на территории бывшей Бесарабии независимого молдавского государства», намечавшего создание боевых ударных групп для вооруженного восстания.

В национальных движениях середины 60-х годов обращает на себя внимание ряд качественно новых моментов. Особенно примечательным стало их повсеместное развитие и значительная активизация. В частности, в связи с приближением 50-летия трагедии 1915 г. произошел рост национальных движений в Армении. В 1965-1966гг. здесь возник целый ряд организаций, ставивших задачи противодействия ассимиляции армян и борьбы за объединение нации. С середины 60-х важным моментом в ряде движений стало движение за выезд из СССР (евреи, немцы, армяне).

Чрезвычайно симптоматичным следует считать развертывание процесса реэмиграции русских в Россию, явившееся прямым следствием роста этнонационализма. Первой ласточкой стало начавшееся в 60-егг. переселение русского населения из Закавказья. Не случайно, что именно в середине 60-х годов возникли первые системные проявления русского национального движения, оформилось белорусское национальное движение.

Именно связанное с указанными процессами осознание того, что национальные движения в СССР выходят на новый качественный этап развития обусловили переход в 1965-1966 гг. к ужесточению репрессивной практики атеистического государства в отношении национальных движений.

В данной связи следует подчеркнуть, что для значительной части национальных движений религиозный фактор являлся принципиально значимым либо же определяющим. При этом на протяжении рассматриваемого периода его значение неуклонно возрастало.

Служители культа, как правило, составляли особенно враждебно настроенную против власти категорию населения. К примеру, в Прибалтике ксендзы вначале нередко входили в состав повстанческих отрядов, подпольных групп, а впоследствии вели религиозную пропаганду, чем завоевали большой авторитет у населения. Консолидирующим моментом в национальных движениях Прибалтики выступало также приурочивание акций протеста к дням церковных служб. Нередко демонстрации начинались здесь именно как шествие верующих. Автор отмечает, что наиболее тесное переплетение религии с национальными чувствами наблюдалось в Литве.

По мере того, как с конца 50-х годов центр тяжести в отстаивании национальных интересов сместился на защиту национальной культуры, языка, роль религии, как основы национальных движений, объективно возросла в еще большей степени. Национальная идентичность фундировалась религией. В частности, специфической чертой Западной Украины являлось тесное взаимодействие национального и религиозного (униатского) движений. В 60-е гг. униаты развернули бурную деятельность по легализации, подбивая верующих на захват и самовольное открытие храмов, проводя сбор подписей под обращениями в государственные и партийные инстанции.

В еще большей степени религия была основой армянского национального движения. Более того, армянин, даже если он не считал себя верующим, ходил в церковь, визируя, тем самым, свою национальную принадлежность. К концу 60-х годов армянская молодежь повально увлекалась ношением крестиков и т.д. К середине 60-х гг. произошло сближение с религией грузинского национального движения. Особенно заметным влияние религии было в немецком национальном движении. Так, к примеру, в Целиноградской области почти половина родившихся в 1965 г. в немецких семьях детей была крещена в лютеранской церкви. Широко распространено здесь было и сектантство. Наиболее активной и авторитетной конфессией у немцев была секта меннонитов.

Исследуя роль религии в развитии национальных движений, автор особое внимание уделяет исламу, который, в частности, сохранял сильные позиции во многих регионах России и являлся основой национального движения исповедующих его народов. Особенно значительным влияние ислама было в Азербайджане и Средней Азии, где вековые устои ислама оказывались на поверку сильнее, чем коммунистическая идеология. Поскольку национальный жизненный уклад освящался исламом, этническая рознь покоилась здесь на прочном религиозном фундаменте. Для массы местного населения русские являлись иноверцами, что во многих ситуациях играло решающую роль.

Отмечая особую роль религии в развитии национальных движений в СССР, автор обращает внимание на то обстоятельство, что русское национальное движение, которое возникло в СССР позже всего (в середине 60-х гг.), также выросло на религиозной основе.

 

Список научной литературыЗвягольская, Анна Дмитриевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Российский государственный архив социально-политическойистории (РГАСПИ)

2. Ф. 17. ЦК КПСС. Ф. М-1. ЦК ВЛКСМ.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

4. Р-6991 Совет по делам религий при Совмине СССР.

5. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО)1. Ф. 1. Отделы ЦК ВЛКСМ

6. Центральный архив общественных движений г. Москвы (ЦАОДМ)

7. Ф. 478 Партком Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.1. ЦД «Мемориал»1. Фонд 102. Фонд 103.

8. Документы КПСС и советского государства

9. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1956. С. 326-327.

10. XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1959. С. 104.

11. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. 2. М. 1961. С.407.

12. Бюллетень Верховного Совета СССР. 1953-1979. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1957-1980.

13. Исключить всякие упоминания.: Очерк истории советской цензуры. М., 1995.

14. История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997.672 с.

15. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд-е, доп. и испр. М.: Полититиздат, 1985.

16. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., 1947. Собрание постановлений правительства СССР. 1954-1965. Справочник партийного работника. М., 1953-1965. Страна Советов за 50 лет: сборник статей и материалов. М. 1967.

17. Мемуарная литература Амальрик А. Записки диссидента. М., 1991.-432 с.

18. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление /1953-1985/: Свидетельство современника. -М., 1991.-398 с. Батшев В. Записки тунеядца. М., 1994,

19. Бобков Ф.Д. КГБ и власть. М., 1995.-382 с.

20. Буковский В. «И возвращается ветер.»: Письма русскогопутешественника. Лондон, 1978. - 280 с.

21. Гидони А. Солнце идет с Запада. Торонто, 1980. - 536 с.

22. Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс. Нью-Йорк,1981.-466 с.

23. Евтушенко Е. Волчий паспорт. М., 1998. - 572 с.

24. Мазус И. История одного подполья. М., 1998. - 353 с.

25. Марченко А.Т. Мои показания. Париж, 1969. - 369 с.

26. Моргулис М. «Еврейская» камера Лубянки. Иерусалим, 1996. 224 с.

27. Новодворская В. По ту сторону отчаяния. М., 1993. - 268 с.

28. Туманова А. Шаг вправо, шаг влево. -М., 1995. -240 с.

29. Хейфец. М. Украинские силуэты. Сучастнисть, 1983. - 287 с.

30. Хрущев Н.С. Воспоминания. М. 1997.-512.

31. Щаранский Н. Не убоюсь зла. -М., 1991.-386 с

32. Исследовательская литература

33. Абдулатипов Р.Г. Бурмистрова Т.Ю. Конституция СССР и национальные отношения на современном этапе. М., 1978.

34. Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М., 1995.

35. Абовин-Егидес П.М. Сквозь ад. В поисках третьего пути. М.: «Молодая гвардия». 1991.

36. Аветисян А.А. Антикоммунизм и его система духовных ценностей. Киев. «Наукова думка». 1967. 120 с.

37. Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж. ИМКА-ПРЕСС. 1980. 321 с.

38. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М. 1991. 365 с.

39. Алексеева Л.М. Забастовки в СССР (послесталинский период) // СССР: Внутренние противоречия. Вып. 15. Ныо-Йорк. 1986. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва: «Весть». 1992. 352 с.

40. Алтаев О. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. Вестник РСХД. 1970. №97.

41. Амальрик А. Погружение в трясину. М.: «Прогресс». 1991. 704 с. Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Амстердам. 1970.

42. Амальрик А. СССР и Запад в одной лодке. Лондон. 1978. 241 с. Ананичук В.Л. Закавказье и Северный Кавказ: истоки конфликтности и политика России. М., 1997.

43. Андропов Ю.В. Ленинизм — неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс. М., 1984.

44. Бакланов В.И. Национальные движения в СССР 1953-1985 гг. Дисс. .канд. ист. н. М., 1999. - 312 с. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1986.

45. Барсенков А.С., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике XX в. М.: «Московский рабочий». 1993. 160 с. Барсенков А.С., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский народ: историческая судьба в XX веке. М. 1993. 86 с.

46. Безнин М.А. Крестьянский двор российского Нечерноземья в 1950-1965 гг. // Отечественная история. 1992. № 3. С. 16-29.

47. Белов А.В., Карпов А.Д. Под флагом антисоветизма. М.: «Знание» 1980. Белоцерковский В. Восстания, о которых не знала страна // Новое время. 1991. № 15.

48. Белоцерковский В. Свобода, власть и собственность. Изд. «Ахберг». 1977. 180 С.

49. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

50. Билинский Я. Отношение русских диссидентов к политическим устремлениям нерусских народов СССР // Форум. 1984. № 7. Богораз JI., Даниэль А. Диссиденты. // В кн. 50/50. Опыт словаря нового мышления. М. 1989. С. 411- 418.

51. Болотин И.С. Критика антикоммунистических концепций современного религиозного национализма М.: «Знание». 1984. 63 с. Болотин И.С. Критика клерикальной фальсификации национальных отношений в СССР. Автореф. дисс. к.ф.н. М., 1974.

52. Болотин И.С. Национализм и религия в борьбе против коммунизма // Наука и религия. 1972. № 10. С. 66.

53. Болотин И.С. Тупики клерикального национализма. М.: Политиздат. 1978. 108 с.

54. Бородай А.Д. Культурная политика в Советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции. Дисс. .докт. ист. наук. М., 2000 464 с.

55. Бородай Ю. Русская национальная идея. // Наш современник. 1997. № 5. С.229.

56. Бородин Л.И. Диссиденты о диссидентах // Знамя. 1997. № 9. С. 171. Бородин Л.И. Что такое жить по-русски? // Родина. 1997. № 6. С. 8. Бугай Н.Ф. Л. Берия И. Сталину: «Согласно Вашему указанию.». М., 1995.

57. Быгатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. Киев, 1966.

58. Вагин Е. Историческая преемственность в советской оппозиции // Голос зарубежья. 1977. № 5. С. 4.

59. Вагин Е. Религиозное инакомыслие в сегодняшней России // Русское возрождение. 1978. № 1. С. 54.

60. Вдовин А.И. «Российская нация»: национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.: «Либрис». 1995. 248 с. Вейдле В.В. Отчего нерусские любят русского // Вестник РСХД. 1967. № 86. С. 38-48.

61. Вейдле В.В. Только в Россию и можно верить. О сборнике «Из-под глыб» // Вестник РСХД. 1974. № 114. С. 2.

62. Верховский А., Прибыловский В. Национал патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. М. 1996.

63. Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: ООО «Панорама». 1998. Власть и оппозиция: российский политический процесс XX столетия. М.: РОСПЭН. 1995.

64. Возняк Н. Национальный вопрос и религия. Автореферат диссер. к.ф.н., Киев, 1969.

65. ВСХСОН. Материалы суда и программа // Посев. Франкфурт-на-Майне. Вольное слово. 1976. Вып. 22.

66. ВСХСОН. Программа. Суд. В тюрьмах и лагерях. Париж.: ИМКА-ПРЕСС. 1975.

67. Гайнутдинов. О.А. Молодежная политика: история, опыт, современность. Дисс. .канд. ист. наук. М., 1991. 199 с. Галицкая И.А. К вопросу об изучении религиозности молодежи // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. М., 1969.

68. Горский В. Русский мессианизм и новое национальное сознание. // Вестник РСХД. 1970. № 97. С. 34.

69. Грошев И.И. Сущность национальной политики КПСС. М., 1982. Гузенкова Т. Национальная политика в России: утопии и реальность // Свободная мысль. 1992. № 13.

70. Гулыга А. Русский вопрос // Наш современник. 1990. № 1. С. 175. Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е первой половине 60-х гг. Дисс. .канд. ист. наук. - М., 1996. - 262 с.

71. Давыдов С.Г. Молодежная оппозиция в СССР в послевоенный период. М, 1998.

72. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 19171991 гг. Уфа. 1995.

73. Данилов А.А. Реформы «сверху» и стабилизация в обществе 1946-1985 гг. // XX век: выбор модели общественного развития. История России. М. 1994.

74. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: (Историкоsсоциологический очерк межнациональных отношений). М., 1981. Житников К. Закат «Демократического движения» // Вестник РСХД. 1972. № 106. С. 277.

75. Западные советологи о национальной политике советского государства. Сб. рефератов. М.,1974.

76. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX в. Париж.: ИМКА-ПРЕСС. 1974.382 с.

77. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М.,1994.

78. История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М.: «РОСПЭН». 1997. 672 с.

79. Казанцев А.С. Третья сила: Россия между нацизмом и коммунизмом. 3-е изд. М.: Посев. 1994.

80. Калашников B.J1. О религии и национальных отношениях: вопросы и ответы. М., 1989.

81. Кантемирова. СМ. Творческая молодежь России в 60-е гг Дисс. .канд. ист. наук. М., 1995.

82. Капица П.Л., Андропов Ю.В. Об инакомыслии // Коммунист. 1991. № 7. С. 56.

83. Каррер Д'Анкосс Э. Расколотая империя. Национальный бунт в СССР. Лондон, 1982.

84. Кожинов В. О главном в наследии славянофилов // Вопросы литературы. 1969. №7, 9.

85. Козлов В.И. «Имперская нация» или ущемленная национальность // Москва. 1991. № 1.

86. Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. № 2.

87. Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика // История СССР. 1990. № 1.

88. Козлов В.И. О сущности русского вопроса и его основных аспектах // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М.: ТОО «АНКО». 1993. Козлов В.И. Угроза вымирания русских. Русская нация: историческоепрошлое и проблемы возрождения. М., 1995.

89. Колоскова В.Н. Принципы советского интернационализма М., 1989 Кондратьев А.С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х 60-е гг. Дисс. канд. ист. н. - М., 1992. - 144 с.

90. Королев А.А. Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы. М., 1997.

91. Королев Б.И. Программа КПСС и кризис идеологии антикоммунизма. М. 1964.

92. Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М, 2001.

93. Крестьянинов В.Ф. Социалистический патриотизм и религия. Ленинград. 1976.

94. Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М., 1972.

95. Курганов И.А. Нации в СССР и русский вопрос. Франкфурт-на-Майне, 1961.

96. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982. Ланщиков А. Еще раз о национальном вопросе в России // Москва. 1989. №11.

97. Левитин А.Э. Защита веры в СССР. Париж, 1966.

98. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР. М.: изд. МГУ. 1992. 203 с.

99. Лыткин В.А. Критика буржуазных фальсификаций взаимоотношения КПСС и интеллигенции. М., 1977.

100. Мацуев А.Н. Опыт и уроки реализации молодежной политики в СССР. Дисс. .канд. ист. наук. М, 1992. 180 с.

101. Медведев Р. Книга о социалистической демократии. Амстердам — Париж. 1972. 401 С.

102. Национальные отношения в СССР в трудах ученых союзных республик. Под ред. В.П. Шерстобитова. М.: «Наука». 1986. Национальный вопрос в СССР. Сост. Р. Купчинский. Сучасшсть. 1975. Национальный вопрос и современная идеологическая борьба. Ташкент, 1977.

103. Неизвестная Россия. XX век. Кн. 3. М., 1993. 152 с.

104. Новиков В.Н, В годы руководства Н.С. Хрущева // Вопросы истории. 1989. № 1, № 2.

105. Общество и религия. М., 1967.

106. Ожукеева Т.О. Роль РСФСР в выравнивании уровня развития советских республик. Фрунзе, 1989.

107. Осипов В.Н. Площадь Маяковского, статья 70-ая. // Грани. 1971. № 80. Осипов В.Н. Три отношения к Родине. Статьи, очерки, выступления. Франкфурт-на-Майне, Посев. 1978.

108. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Сб. ст. М., 1996.

109. Поздеева Я.П. Система атеистического воспитания в СССР // Вестник РСХД. 1971. № 101-102.

110. Поздняков Э. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1995. Поздняков Э.А. Русский национализм: что это такое? // Национализм: теория и практика. Сб. ст. М., 1994.

111. Полева П.М. Национальные движения в СССР в 1960-е гг. М., 1995. Поликовская JI.B. Мы предчувствие, предтеча. Площадь Маяковского 1958-1965 гг. М.: «Звенья». 1997. 400 с.

112. Пономарев В. Общественные волнения в СССР: от XX съезда КПСС до смерти Брежнева. М., 1990.

113. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. 403 с.

114. Поспеловский Д.В. Русский национализм в сегодняшней обстановке // Посев. 1978. № 12.

115. Поспеловский Д.В. Русский национализм, марксизм-ленинизм и судьбы России // Грани. 1979. № 111-112.

116. Прибыловский В. Русские национал-патриотические (этнократические) праворадикальные организации. М., 1994.

117. Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков. Минск, 1965.

118. Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940-х-середина 80-хгг.) Дисс.докт. ист. наук. Институт истории и археологии

119. Уральского отделения РАН, 1999.

120. Развитие национальных отношений в СССР. М., 1986.

121. Россия: опыт национально-государственной идеологии // В.В. Ильин, А.С.

122. Панарин. А.В. Рябов. М.: изд. МГУ. 1994.

123. Русский народ: историческая судьба в XX веке. М.: ТОО «Анко». 1993. Семенов В.М. Иордан М.В. Бабаков В.Г. Семенов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР (опыт социально-философского анализа). М., 1991.

124. Синявский А.Д. Русский национализм // Синтаксис. Париж. 1989. № 26. Славинский М. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Форум. 1985. № 13. С. 154.

125. Солженицын А.И. Письмо вождям Советского Союза. Париж: ИМКА-ПРЕСС. 1974.

126. Соловей В.Д. Русское национальное движение 60-80-х годов в освещении зарубежной историографии // Отечественная история. 1993. № 2.

127. Соловей В.Д. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // ОНС. 1992. № 2.

128. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. М. 1959.

129. Струмилин С.Г. Строительство коммунизма и преодолениерелигиозных пережитков. М., 1966.

130. Чеботарев А.Н. Русский вопрос в общественно-политическом движении СССР в 1960-1970-е гг. Дисс. . канд. ист. наук. М., 2001. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М. 1999.

131. Шпакова Т.А. Духовная жизнь советского общества во второй половине 50-х начале 60-х годов. Дисс. .канд. ист. наук. М., 1990 190 с.