автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Эволюция философских оснований экономического мышления
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Трипольский, Рувин Израйлевич
ВВЕДЕНИЕ.3'
Глава 1. Метафизика Декарта как предпосылка новоевропейского мышления.
1.1. Философствование и метафизика: картезианская революция.
1.2. Осмысление бытия сущего.
1.3. Перемена метафизики и возникновение новых типов мышления
Глава 2. Марксистское экономическое мышление: основание развития
2.1. Марксизм как "философия экономики".
2.2. "Социальная механика".
2.3. Историческая "схематика".
Глава 3. Индустриально-машинное видение экономического порядка
3.1. "Машинобожие".
3.2. "Социалистический" экономический порядок.
3.3. О природе кризиса отечественного экономического знания.
3.4. Общие тенденции трансформации.
Глава 4. Переход к новому экономическому порядку как методологическая проблема социально-экологического и социально-экономического развития.
4.1. Мировоззренческие ориентации, экономическое поведение и устойчивое развитие.
4.2. Выбор модели экономического порядка: методологический аспект.
Глава 5. Сущность инновационного взаимодействия человека и техники: классический и неклассический этапы.
5.1. Инновационная деятельность и "социоэкономическая реальность".
5.2. Об основаниях современной промышленной политики.
Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Трипольский, Рувин Израйлевич
Актуальность исследования. Наша эпоха отличается тем, что связанные с выбором экономического порядка вопросы заняли в мыслях и чувствах наших современников одно из первых мест. Обяснение этому явлению надо искать в самих событиях экономической жизни, в особенностях развития мировых экономических процессов, которые сегодня определяют не только структуры повседневности всего человечества, но и наглядно демонстрируют взаимосвязь его отдельных частей. Естественно, что различные направления экономического знания, обосновывающие эффективность тех или иных экономических порядков, находятся в фокусе общественного внимания: перед ними сейчас распахнуты двери академических и вузовских аудиторий, за полемикой их представителей внимательно следят как правительства, так и без преувеличения - миллионы людей.
В то же время не всегда осознается тот факт, что в экономических порядках проявляет себя, прежде всего, устанавливающий их разум -экономическое мышление, которое в процессе такого устанавливания не только пребывает, но и постоянно возобновляется, и благодаря которому сами эти порядки становятся возможным мыслить в связных и единых формах систем знания. И сегодня все более очевидно - экономические порядки должны быть исследованы не только со стороны различия тех форм рехулирования экономических процессов, которые позволяют им по-разному определять облик различных частей мира и ставить в зависимость от себя способы жизнедеятельности как отдельных людей, так и больших человеческих общностей; и не только со стороны различающегося содержания обосновывающих их систем знания; различие экономических порядков также должно быть понято и со стороны особенностей устанавливающих их форм экономического мышления.
Что представляют собой те предпосылки, которые определили возникновение и развитие различных форм экономического мышления? Вот вопрос, который обрел актуальное звучание, когда стало ясным, что неодинаковым экономическим порядкам соответствуют и неодинаковые формы экономического мышления. В этой связи актуальность исследования философских оснований последних видится в том, что предпринята попытка обнаружить такие предпосылки, исходя из понимания самого экономического мышления, как некоей целостности, реализующий тот тип отношения к миру, который присущ его носителям.
Вопрос о философских основаниях экономического мышления чрезвычайно важен в плане самоопределения отечественного экономического знания. Новые экономические порядки, как известно, сами собой не возникают. Именно мышление, раскрывающееся в науке, оказывается крайне необходимым для любых практических действий, направленных на его формирование. Однако выявившаяся неадекватность парадигмы марксистского экономического мышления современным реалиям породила в среде отечественных экономистов, наряду с естественным стремлением побыстрее овладеть достижениями современной экономической мысли, одновременно и устойчивое нежелание обсуждать вопросы, связанные с ее философскими основаниями. Среди них к тому же широко стало распространяться убеждение, что чем меньше экономическое знание, участвующее в становлении нового экономического порядка в нашей стране, будет ориентировано на какое-либо "мировоззрение", а больше на практические шаги, чем меньше экономическое мышление будет принимать в расчет на какую-либо "философию", а больше руководствоваться здравым смыслом, тем меньше, якобы, для нашего общества будут издержки при смене экономического порядка. Так ли это?
Сегодня, когда отечественное экономическое мышление и знание стоят перед выбором своей новой парадигмы, установление различий, существующих между философскими основаниями марксистского и других форм экономического мышления приобретает первостепенную важность. Эта проблема нуждается именно в философском исследовании еще и потому, что вокруг нее в отечественной экономической мысли возникло множество спекуляций.
И, наконец, хотелось бы отметить и такой момент. В своем исследовании мы рассматриваем переход к новому экономическому порядку как методологическую проблему социально-экологического и социально-экономического развития. В плане интересующей нас темы проведен анализ идеалов и норм экономического поведения, позволивший выявить направления изменений мировоззренческих ориентаций современного экономического мышления, а так же установить роль, которую эти ориентации играют в изменении его методологических установок при определении фундаментальных черт новых экономических выборов. А эта задача весьма значима для философии, поскольку именно она находится в поиске такого мировидения, которое, в том числе, отвечало бы и реалиям экономического поведения человека и общества на пороге XXI века.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Сама постановка проблемы философских оснований, которые определили возникновение и развитие различных форм экономического мышления, и поиск путей ее решения были сопряжены с необходимостью обращения к широкому кругу отечественных и зарубежных исследований. Всю освоенную автором литературу можно условно разделить на три группы.
В первую группу можно объединить те работы по общей философии, теории познания, истории и методологии науки, которые позволили осознать всю сложность философского подхода к раскрытию предпосылок, обусловивших появление в Новое время таких типов мышления как научное, историческое, экономическое и др. Это работы Н.Автономовой, М.Барга, В.Библера, П.Гайденко, Ю.Давыдова, Л.Карсавина, Р.Коллингвуда, Т.Куна, В. Лекторского, К.Любутина, Н.Мотрошиловой, В.Степина, М.Фуко, К.Ясперса.
Задавшись целью понять и объяснить сам этот факт, автор был вынужден признать, что он - своеобразный феномен, т.к. трудно обозначить зависимость возникновения данных типов мышления от каких-либо ситуативных проявлений политических, культурных, религиозных и других факторов. Поэтому не случайным в исследовании стало обращение к работам тех философов, которые полагали, что их появление на рубеже Х¥1-Х¥П веков связано с происшедшим в этом же периоде изменением в характере философствования и нашедшим свое наиболее яркое выражение в философии Р.Декарта. Существенное влияние на формирование авторских представлений о том, что именно метафизика Р.Декарта открыла возможности для развития новоевропейского мышления (анализ основных идей которой и позволяет решить принципиальную для нашего исследования проблему - имелись ли в ней предпосылки для возникновения экономического мышления) оказали философские идеи таких мыслителей как С.Булгаков, С.Дисе, М.Мамардашвили, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, К.Фишер, М.Фуко.
Сам факт признания того, что основоположение метафизики Декарта выступили в качестве предпосылок возникновения экономического мышления повлек за собой и следующий шаг в проведении исследования: требовалось, с одной стороны, проанализировать их эволюцию в философском знании и показать, какие конкретно основанные на них идеи составили "строительные .леса" парадигмы марксистского экономического мышления, а с другой - выявить роль, которую логика этого мышления, раскрывающиеся в содержании экономического знания, сыграло в установлении определенного видения экономического порядка. К этому автора побуждали работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а так же таких авторов как П.Бергер, В.Ойкен, К.Поппер, Ф.Хайек, Й.Шумпестер.
В содержательном плане это было продемонстрировано через осмысление характерных особенностей индустриально-машинного видения экономического порядка, присущего марксистко-экономической мысли, и тех проблем, которые возникли в отечественном экономическом знании в связи с проявившейся сегодня необходимостью его преодоления. Здесь многое для нас прояснили, составившие вторую группу, работы Л.Абалкина, Р.Белоусова, А.Борейко, Л.Гребнева, Я.Корнай, Я.Кузьминова, Р.Нуриева, В.Папавы, В.Радаева, Вл.Радальи, Т.Лэнса, С.Чугрова, а также работы Г.Беккера, Р.Коуза, Дж.Сороса, М.Фридмена, А.Этциони.
В условиях разворачивающегося в мире процесса смены порядка развития за последние 15-20 лет в философском и экономическом знании заметно оживилось обсуждение вопросов, связанных с проблемами перехода от одних экономических порядков к другим. И хотя философы (Р.Арон, Д.Белл, Р.Бенн, У.Ростоу, Ж.Эллюль), как и экономисты (Дж.Пэлбрейт, П.Бергер, П.Друкер, Дж.Нэсбитт, Н.Смелсер, П.Эббурдин), описывая сменяющие сегодня друг друга экономические порядки, давно уже оперируют такими понятиями как "индустриальное общество" и "постиндустриальное общество", они, как правило, фиксируют внимание на изменениях, происходящих в этом случае в технологической, производственной и институциональной сферах, не касаясь при этом вопроса о тех изменениях, которые претерпевают мировоззренческие ориентации устанавливающего новый порядок экономического мышления.
М.Грановеттер, Р.Гольдфарб, В.Гриффит, Н.Моисеев, Дж.Прелек, В.Степин, В.Чанг, А.Этциони - немногие исследователи, в работах которых переход к новому экономическому порядку связывается с переменой самого типа отношения человека к миру. Тем значимей для нас работы данных авторов, а так же К.Гаджиева, Н.Кондратьева, Н.Никифорова, В.Рязанова, опора на идеи которых позволила проанализировать изменение мировоззренческих ориентаций экономического мышления и уяснить ту роль, которую последние выполняют при выборе модели экономического порядка.
И, наконец, последнюю группу составили источники, которые позволили определить сущностные характеристики различных этапов инновационного взаимодействия человека и техники и продемонстрировать их значение для формирования новой парадигмы экономического мышления. В этой связи многое для нас прояснили размышления таких авторов как Д.Пивоваров, Д.Сахал, Й.Шумпетер, Р.Фостер.
Цель и задачи исследования. Цель работы - определить философские основания экономического мышления и через исследования их эволюции показать роль, которую они выполняют в развитии его особых форм и устанавливаемых последними видения экономического порядка. Для достижения данной основной цели исследования были поставлены следующие задачи; выделить философско-метафизические предпосылки новоевропейского мышления; раскрыть содержание оснований развития марксистского экономического мышления и показать особенности присущего, ему видения экономического порядка; исследовать природу кризиса отечественного экономического знания и выявить тенденции происходящей в нем трансформации; установить направления изменений мировоззренческих ориентаций и методологических установок современного экономического мышления.
Методология исследования. В исследовании эволюции философских оснований экономического мышления мы пытались органически сочетать три подхода: философско-метафизический, который позволяет вписать экономическое мышление в целостность человеческого бытия, в его предельные основания; историко-философский, который позволяет проследить генезис и сопоставить содержание философских оснований различных форм экономического мышления; и операциональный, который позволяет понять, как философские основания экономического мышления определяют характерные черты присущего ему видения экономического порядка. Все эти три подхода, как нам представляется, и по сути своей тесно связаны между собой.
Апробация и значимость результатов исследования. Постановка проблемы эволюции философских оснований экономического мышления открывает, на наш взгляд, пути нетрадиционного осмысления его природы. Поиск решения данной проблемы представляет интерес и в плане осознания истоков современного отечественного экономического развития и оценки возможных его перспектив.
Основные идеи исследования представлены в монографии "Изменения в экономике: опыт исследования теоретико-мировоззренческих оснований" (8.7 п.л.) и в цикле научных статей. Материалы диссертации нашли применение при выполнении программы
Формирование рыночной экономики и механизма ее функционирования" Отделения экономики РАН по разделу "Теоретические и методологические основы экономической реформы", одним из ответственных исполнителей которого являлся автор настоящего исследования, а также в курсе лекций по философии для аспирантов Кольского научного центра РАН и в спецкурсе для студентов Кольского Института экономики и менеджмента Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии. Результаты исследований прошли аппробацию на конференциях в Обнинске (1987), Братске (1987), Ижевске (1987), Кемерове (1987, 1988), Свердловске (1988), Риге (1988), Перми (1987, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993), Новокузнецке (1989), Омске (1992), Уфе (1985, 1992), Иванове (1994).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция философских оснований экономического мышления"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В проведенном исследовании предпринята попытка расширить и углубить традиционный подход к предпосылкам новоевропейского мышления до рассмотрения его философско-метафизических оснований. Поиск и обнаружение таких оснований с неизбежностью привел к признанию, что именно ими обусловлена возможность становления различных типов новоевропейского мышления. Оригинальность авторского подхода заключается в том, что точкой отсчета и предметом изучения стала эволюция философских оснований экономического мышления.
2. Принятое в исследовании за основу положение о зависимости становления форм экономического мышления от философских оснований позволило автору осуществить анализ идей, составивших "строительные леса" материалистического понимания истории как парадигмы марксистского экономического мышления.
Материалистическое понимание истории - это прежде всего философская концепция, направленная на поиск некоторых "естественно-исторических" законов, осуществляющихся в общественном развитии. Такие ее отличительные черты, как поиск "двигателя" общественного прогресса, его "механизма" и "ключевого звена", придание особого статуса материальному производству в понимании процесса истории как смены его "способов", позволили высказать предположение: формирование этой концепции происходило, в том числе, и под влиянием идей развитых в философии эпохи просвещения. А в той мере, в какой логика этих идей нашла свое воплощение в логике содержания материалистического понимания истории, она и определила присущее марксистскому экономическому мышлению видение экономического порядка.
3. Обосновано положение, что марксистскому экономическому мышлению имманентно индустриально-машинное видение функционирования и развития экономического порядка. Выдвигается идея о том, что его практическая реализация постепенно приводит к ее исчезновению экономики как институционально зафиксированной сферы в структуре других сфер социума и к возникновению на ее месте "квазиэкономики" - формы, которую приобретает экономический порядок, отрицающий способы ведения хозяйства принятые в мировой экономике. Раскрывается положение о соответствующем возникновению "квазиэкономики" становлении "квазигосударства" - социально-политического порядка, в котором течение и регулирование экономических процессов является подчиненным его целям и господствующим в нем идеологическим установкам.
4. Выдвинуто и обосновано положение о том, что особенности кризиса отечественного экономического знания связаны с кризисом парадигмы раскрывающегося в нем мышления. Показано, что сущность происходящей в отечественном экономическом знании трансформации есть мировоззренческий поворот-отказ от индустриально-машинного видения экономического порядка и поиск новой парадигмы экономического мышления и знания.
5. Раскрывается тезис об изменении содержания идеалов и норм современного экономического поведения. Выдвигается положение о происходящих в связи с этим изменениях в мировоззренческих ориентациях экономического мышления, которые открывают путь к формированию его новой-гуманистической-парадигмы. Метологический смысл этих изменений раскрыт на примере обсуждения новых моделей экономичекого порядка в мировом и отечественном экономическом знании.
6. Обосновано положение о существовании классического и неклассического этапов в инновационном взаимодействии человека и техники. В связи с этим в исследовании выдвигается гипотеза о соответствующем им типах социо-экономической реальности, онтологические характеристики которых необходимо должны учитываться экономической мыслью при определении направлений эффективной промышленной политики.
Однако анализ, проведенный в работе, будет неполным, если в настоящем заключении не обратиться к более широкому вопросу - в чем же вообще состоит разграничение функций между философским и экономическим знанием в подходе к экономической жизни? Этот же вопрос можно сформулировать и по-другому: есть ли у философии право самостоятельно судить об экономической жизни? При этом сразу следует признать, что сегодня философы и экономисты должны по-разному смотреть на экономическую жизнь, по-разному оценивать свои возможности в выявлении ее оснований, закономерностей и основных тенденций развития. И становится весьма важным отличить причины такой разности.
Есть принципиальное различие между экономистом, изучающим экономическую жизнь безотносительно к отдельному человеку как нечто объективное, как набор некоторых макро- и микропоказателей (значимых для него, в основном, через их численное выражение - натуральное или стоимостное), и философом, для которого экономическая жизнь имеет смысл как конкретное, исторически определенное бытие. Для экономиста экономическая жизнь предстает как некоторая вне его находящаяся данность - и он всегда стремится к тому, чтобы строгость его представлений о ней была подобна строгости изучения природы естествоиспытателем. Исследуя экономическую жизнь, он как бы стремится освободить ее от себя, от своей собственной в нее вовлеченности. Свою главную задачу, как и любой другой исследователь, он видит в непредвзятом ее описании и получении знания о совершающихся в ней процессах, стремясь, по-возможности, избегать в отношении полученных им результатов ценностных суждений и идеологических истолкований.
Для философа же экономическая жизнь существует как реальная повседневность, как бытие, заключающее в себе разнообразие форм деятельности и актов поведения множества людей, субъектов хозяйствования, социальных групп и общественно-политических институтов. И одно дело знать, чем это разнообразие характеризуется "расчетно" в итоговых таблицах статистических сборников или в графиках финансовых диаграмм, и совсем другое дело - чем оно фактически определяется и что оно означает для меня лично, для нас и в связи с нами. Поэтому интерес философа к экономической жизни продиктован не столько его личной потребностью и потребностью других людей знать это разнообразие в своей эмпиричности, т.е. выраженным в каких-то численных значениях, но скорее необходимостью жить в нем и понимать его. Подобный интерес обретает в философии форму не столько научного знания, сколько особого типа рефлексии над условиями и историческими предпосылками становления этого разнообразия, и осуществления людьми и общественными институтами именно таких, а ни иных форм их экономического поведения. Тогда в отличие от экономиста, знающего экономику, философ предстает скорее специалистом, сознающим содержательно-смысловую и идейно-мировоззренческую определенность указанного разнообразия: т.е. его взгляд на него - это взгляд современного человека, стремящегося увидеть в типах и способах осуществление различных форм экономического поведения отражение всего исторически накопленного богатства общественно значимого и человечески личностного. И если бы поведение людей, существовавших в истории и существующих вместе с нами можно было бы представить как определяющееся только их экономическим выбором, то всякое размышление философа об экономической жизни было излишним. В то же время, даже самая подробная экономическая статистика не позволяет судить о том, какие именно исторически или актуально существовавшие или существующие условия и предпосылки осуществления людьми и общественными институтами экономического поведения привели или приводят именно к такому состоянию экономической жизни, какой она предстает в глазах ее агентов.
Поэтому философский взгляд на экономическую жизнь - это и взгляд специалиста, стремящегося увидеть в ней, прежде всего, разворачивание этих условий и предпосылок, и объяснить сам смысл появления в бытии тех или иных конкретных форм экономического поведения и экономических порядков, представить последние как момент целостного процесса общественной и человеческой жизни. Можно, конечно, считать такой взгляд на экономическую жизнь метафизическим", но только он позволяет представить ее не как случайный набор отдельных актов и типов экономического поведения, лишь внешним образом сосуществующих и взаимодействующших друг с другом по правилам экономической целесообразности, а как единый и целостный процесс жизни, как определенный порядок. Обнаружить за всем разнообразием экономического поведения его общие основания -идейные, культурные, исторические и т.п. - значит стать по отношению экономической жизни и экономическому порядку на философскую точку зрения. Решающей для такой точки зрения является не реконструкция реального состояния экономики, ни даже реконструкция ее исторических состояний, а выявление внутренней, "ментальной" структуры экономической жизни и порядка, развитие и историческая динамика которых обусловливается не случайными обстоятельствами места и времени, а природной человеческой субъективности. В своем постижении экономической жизни философия открывает нам, следовательно, ее самую глубокую основу - разнообразие человеческих устремлений и целей, идей и желаний, мыслей и чувств, знаний и умений, пристрастий и антипатий. И там, где экономисты видят лишь отдельные акты человеческого рационального поведения, философы обнаруживают единство и цельность многообразия самого человека и материально-духовного строя его жизни. В этом смысле философы, по-видимому, намного оближе к пониманию сущности экономической жизни и экономического порядка, чем экономисты.
Список научной литературыТрипольский, Рувин Израйлевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абалкин Л. О национально-государственных интересах России // Вопр.экономики. - 1994. - N 2. - С.4-16.
2. Абалкин Л. Экономическая теория на пути к новой парадигме // В опр.экономики. 1993. - N 1. - С.4-14.
3. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории: (очерк истории западной экономической жизни). М.: Наука, 1993. - 176 с.
4. Агафонов В., Рокитянский В. Россия в поисках будущего. М.: Прогресс-Культура, 1993. - 303 с.
5. Айер А.Дж. Человек как предмет научного исследования // Филос.науки. 1991. N 1. - С.120-136.
6. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М,: Высш.шк., 1991. - 206 с.
7. Алаев Л. Россия и опыт восточных демократий // Знамя. 1992. - N12. С.205-217.
8. Алтухов В. Капитализм или социализм: сколько же вариантов развития? // Свобод.мысль. 1993. - N 12. - С751-52.
9. Алтухов В.Л. О смене порядков в общественном развитии // Миров.экономика и междун.отношения. 1995. - N4. - С.5-21.
10. Алтухов В.Л. Смена парадигм и формирование новой методологии // Обществ.науки и современность. 1993. - N 1. - С.88-100.
11. Алтухов В.Л. Философия многомерного мира // СНиП. 1992. - N 1. -С. 15-27.
12. Андреев Г. Обретение нормы // Новый мир. 1994. - N 2. - С. 149-189.
13. Аникин A.B. Путь исканий: Соц.-экон. идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
14. Антология экономической классики: в 2-х тт. М., 1991-1992.
15. Ануфриев Е.А. Традиции русской народной жизни и возрождение России // Социс. 1992. - N 11. - С.151-152.
16. Арманд А.Д. Комментарий к нормативному кризису // Путь: Междунар. филос.журн. 1993. - N 3. - С.139-164.
17. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. -Универс., 1993. - 607 С.
18. Асмус В.Ф, Депкарт. М., 1956.
19. Ахиезер A.C. Российский либерализм перед лицом кризиса // Обществ, науки и современность. 1993. - N 1. - С. 12-21.
20. Ахиезер A.C. Россия: Критика исторического опыта. М.: Наука, 1992.
21. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформы в России // СНиП. 1994. - N 1. - С.17-27.
22. Ахиезер A.C. Что может и чего не может реформа // Полис. 1991. - N 1.- С.3-9.
23. Ахиезер A.C., Воронин О., Матвеева С. Наше общество уникальный предмет для социологов // Дружба народов. - 1993. - N 11. - С.134-138.
24. Бакиров B.C. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // ОНС. 1993. - N 1. - С.68-76.
25. Баландин Р.К. Философия техники от Бердяева // Вопр. истории естествознания и техники. 1991. - N 2. - С.3-13.
26. Барг М.А. "Историческое время": методол. аспект // Новая и новейшая история. 1990. - N 1. - С.63-76.
27. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.
28. Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. 1991. - N 3.- С.27-35.
29. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
30. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994. 256 с.
31. Баснина Т.Д., Шерешева М.Ю. Истоки и особенности развития хозяйственных традиций в России // Вестн.МГУ. Сер.5 Экономика. Д993. - N 4. - С.29-38.
32. Баткин JI.M. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989. 272 с.
33. Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессанского творческого мышления. М.: Искусство, 1990. - 415 с.
34. Бердеев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
35. Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС-Пресс, 1991. - 83 с.
36. Бердяев Н. Новые книги о Якове Беме II Путь. Орган рус. религ. мысли. Кн.1 (1-4). М., 1992. - С.632-635.
37. Бердяев H.A. О духовной буржуазности // Филос. науки. 1991. - N 5. С.108-118.
38. Бердяев H.A. О сверхдемократии // Новое врем\. 1992. - N 52. - С.42-47.
39. Бердяев H.A. Русская идея // Рус. лит. Л., 1990. - N 3. - С.67-102.
40. Бердяев H.A. Самопознание: (Опыт, филос. автобиогр.). М.: Книга, 1991. - 446 с.
41. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.
42. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.
43. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. - 286 с.
44. Бессмертный А.Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании // На пути к свободе совести. М., 1989. - С.122-171.
45. Бееонова О. Экономика племен-фараонов России. Версия экономической эволюции // Знание-сила. 1993. - N 7. - С.20-26.
46. Бешедев С.Д., Гурвич Ф.Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990. - 208 с.
47. Библер В. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии. М., 1990. - С.335-361.
48. Благой Д.Д. О традициях и традиционности // Традиции в истории культуры. М,, 1978. - С.28-36.
49. Блок М. Апология истории. М., 1973.
50. Богачев В. О хозяйственной власти, деньгах и немного о мифотворчестве // Вопросы экономики. 1989. - N 9. - С.57-67.
51. Белинброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.
52. Бондарь С.В. Философско-мировоззренское содержание "Изборников" 1073-1076 годов. Киев: Наук, думка, 1990. - 151 с.53. 53.Борейко A.A. Разновидности рыночного хозяйства // Вестн. Моск. унта. Сер.б. Экономика. 1993, N 2. - С.58-75.
53. Борисов В. Новая Европа (Критика Запада в русской мысли и ее современный смысл) // Звезда. 1992. - N 1. - С.181-184.
54. Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком // Культурный прогресс: философск. пробл. М., 1984. - С.68-90.
55. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - 216 с.
56. Бузгалин A.B. Будущее переходной экономики экономика для человека // Вестн. МГУ. Сер.б. Экономика. - 1993. - N 4. - С.3-12.
57. Бузгалин А. Отечественная экономическая теория: от кризиса к новой парадигме? // Вопр. экономики. 1993. - N 1. - С.42-52.
58. Булгаков С. Православие и хозяйственная жизнь // Риск. 1994. - N 3-4. -С.136-143.
59. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. - 415 с.
60. Быкова М.Ф., Кричевский A.B. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М.: Наука, 1993. - 271 с.
61. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.: Наука, 1990, 1990. - 124 с.
62. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев, 1991. 200 с.
63. Быховский Б.Э. Философия Декарта. M.-JL, 1929.
64. Вайрик П., Линд У. Россия и Америка // Континент. 1991. - N 68. -С.199-208.
65. Валентей С. На пути к мировой цивилизации // Вопр. экономики. 1993. - N 11. - С.53-63.
66. Вальтух К.К. Теоремы невозможности. ОНС. 1994. - N 1. - С. 122-130.
67. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // Мировая экономика и междунар. отношения. 1992. - N 11. - С.131-140.
68. Варьяс М. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: геологический аспект // ОНиС. 1993. - N 5. - С.53-67.
69. Василевский А. Восток, Запад и Польша. М., 1989. - 320 с.
70. Васильев Л.С. Проблемы сегодняшней России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц. полит, исслед. 1993. - N 2. - С.35-56.
71. Васильчук. Отношения и права собственности в эпоху НТР: масштабы перемен. Полис. 1991. - N 2. - С.4-18.
72. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 805 с.
73. Вебер М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопр. экономики. 1993. - N 8. - С. 153-159.
74. Вечные философские проблемы: Сб. отд. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука. Сиб.отд., 1991. - 207 с.
75. Вильчек Вс. Алгоритмы истории // Нева. N 7. - С. 142-175.
76. Вильчек В.М. Прощание с Марксом: Алгоритмы истории. М.: Прогресс-Культура, 1993. - 222 с.
77. Волновые процессы в общественном развитии / В.В.Васильев, И.П.Яковлев, И.Н.Барыгин и др. Новосибирск, Из-во Новосибирского унта, 1992, 228 с.
78. Володин А.И., Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Чернышевский или Нечаев?1. М„ 1976. 295 с.
79. Вышеславцев В. Угроза тоталитарной технократии // Вестн. высш. шк. -М., 1990. N 7. - С.54-59.
80. Гусейнов А.А. Этика и плюрализм // Этическая мысль: научно-публ. чтения. 1991. М., 1992. - С.3-14.
81. Гуревич П.С., Фролов И.Т. Философское постижение человека // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессметрии. М., 1991. - С.3-19.
82. Гуревич П.С. Жребий человечества // Свобод, мысль. 1992. - N 17. -С.7-16.
83. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396 с.
84. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
85. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. 2-е изд. - М., 1984. -350 с.
86. Гуревич А. Жак Ле Гофф и "новая историческая наука" во Франции // Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992. - С.356-376.
87. Гурвич В. Национальная идея и личность // Новый мир. 1993. - N 5. С.205-208.
88. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.544 с.
89. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической культуры. М., 1992. - 335 с.
90. Гудков Л.Д. Феномен "простоты". О национальном самосознании русских // Человек. 1991. - N 1. - С.9-22.
91. Гудков JI., Дубин Б. Без напряжения . (заметки о культуре переходного периода) // Новый мир. 1993. - N 2. - С.87-96.
92. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки соврем, зап. концепций. М., Наука, 1991. - 191 с.
93. Грушин В. Смена цивилизаций? // Свободн. мысль. 1991. - N 18. - С.17-27.
94. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. - 278 с.
95. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
96. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
97. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе (критический анализ). М.: Наука, 1994, 176 с.
98. Горохов В.Г. Русский инженер-механик и философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер. ВИИЕТ. 1990. - N 4. - С.51-60.
99. Гораш В.М. Основные тенденции преодоления механистического мировоззрения в классической немецкой философии // Проблемы философии. Киев, 1990. - Вып. 85. - С.47-54.
100. Гоббс М. Избр. произведения: В 2 т. М., 1964.
101. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991.
102. Гельвановский М. Россия на пути к нормальной хозяйственной системе // ОНиС. 1993. - N 5. - С.102-110.
103. Гегель. Феноменология духа // Сочинения. Т.4. М., 1959.
104. Гачев Г.Д. Американский Космо-Психо-Логос // Американский характер: Очерк культуры США. М., 1991. - С.175-180.
105. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1986.
106. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопр. философии. М., 1991. - N 6. - С.3-11.
107. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / Отв. ред. Т.И.Ойзерман; АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1990. - 129 с. -(Нем. классич. философия. Новые исслед.).
108. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
109. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вест. МГУ Сер, 12. Соц.-полит.исслед. 1993. - N 4. - С.13-31.
110. Гаджиев К.С, Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.
111. Гарцев М.А. Проблема самосознания в Западноевропейской философии.- М.: Изд-во МГУ, 1987. 215 С.
112. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (Христианская аскеза и трудовая этика) // Вопр. философии. 1994. - N 2. - С.54-73.
113. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социолог, исслед.- 1994. N 8-9. - С.185-193.
114. Давыдов Ю.Н. "Война всех против всех" в идеально типическом истолковании // ОНС. 1993. - N 6. - С. 110-125.
115. Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности // Вопр.философии 1989. N8. - С.150-163.
116. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция // Традиции в истории культуры. - М., 1978. - С.41-60.118: Давыдов Ю.Н. О месте и значении исторической компоненты в составе социальной теории. Предисл. к циклу статей // Полис. 1993. - N 4. -С.97-101.
117. Давыдов Ю.Н. Социология и утопия // Вест. АН СССР. 1990. - N10. -С.79-92.
118. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956.
119. Дамения О.Н. Культура и ее национальные формы // Вопр. философии.- 1981. N 6. - С.111-118.
120. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество // Путь. Междунар. философ. Журн. 1993. - N 3. - С. 179-191.
121. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностр. лит-ра. -1993. N 4. - С.236-242.
122. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
123. Джиоев О.И. Культура нация - личность // Вопр. философии. - 1982. -N10. - С.76-82.
124. Джиоев О.И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопр. философии. 1981. - Т 6. - С. 153-163.
125. Длинные волны. Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие. Новосибирск, 1991.
126. Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопр. истории. 1993. - N 5. - С.24-40.
127. Донских O.A., Кочергин А.Н. Существует ли у нас научная концепция истории философии? (полем, заметки) // Вестн. МГУ. Сер.7. Философия.- 1991. N2. - С.73-85.
128. Дос Пассос Дж. Когда общество меняется // Новое время. 1992. - N 43.- С.42-47.
129. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. - 352 с.
130. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Социализм. Монетаризм. Либерализм. // Обществ, науки и современность. 1995. - N 3. - С.17-30.
131. Ерасов B.C. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М.: Наука, 1990. - 205 с.
132. Ерасов Б. Россия в евразийском пространстве // ОНиС. 1994. - N 2. С.57-67.
133. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982. - 300 с.
134. Есаулов И. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры // Вопр. лит-ры. 1992. - Вып.1. - С. 148-171.
135. Естествознание: системность и динамика (Методол. очерки). М.: Наука, 1990.
136. Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 19907 - 352 с.
137. Зарубина H.H. Социокультурные основы хозяйственной деятельности // Социс. 1994. - N 8-9. - С.47-58.
138. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерк теории. Новосибирск: Наука, 1991. - 448 с.
139. Захаров А., Чухлеб С. Предпринимательство и этика в рамках западноевропейской традиции // Свобод, мысль. 1992. - N 17. - С.51-60.
140. Здравомыслов А.Г. Перестройка и интересы: новые подходы к теории социализма // Раб. класс и современ. мир. 1990. - N 1. - С.24-31.
141. Иванов A.B. Социально-правовой космос России: суждено ли сбыться мечте? Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1992. - N 2. - С.3-14.
142. Иваницкая Е. Дедушка надвое сказал (к проблеме преодоления ментальных мифологем в процессе обновления самоидентификации) // Знамя. 1993. N 12. - С.174-182.
143. Идеи Н.Д.Кондратьева и современные экономические и социологические теории. М., 1992.
144. Ильин В.В. Идеализации в социальном познании (что может и что не может социальная теория) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политич. исслед. 1992. - N 5. - С.37-54,
145. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1992. - N 5. - С.3-15.
146. Ильин И.В. О грядущей России. Изоб. статьи. Джорданвилл, 1991. -367 с.
147. Ильин В.В. Постклассическое обществознание: каким ему быть? // Социс. 1992. - N 10. - С.37-43.
148. Иорданский И.В. Две грани общественного сознания: этническая и национальная // Мировая экономика и междунар. отношения. 1993. - N 6. С.87-100.
149. Исаев И. Евразийство: миф или традиция? // Коммунист. 1991. - N 12. - С.106-118.
150. Историко-философский ежегодник. 1990. М.: Наука, 1991. - 380 с.
151. Исторические судьбы, уроки и перспективы экономической реформы // Вопр. экономики. 1995. N 4. - С.4-66.
152. История и психология. М.: Наука, 1971. - 383 с.
153. История социологии в Зап. Европе и США. М.: Наука, 1993. - 424 с.
154. Итс Р.Ф. Века и поколения. М., 1976.
155. Кавелин К.Д. Взгляд на русскую сельскую общину // Диалог. 1991. - N 11. - С.73-78.
156. Капитализм и рынок: экономисты размышляют / В.И.Кузнецов, И.М.Осадчая, В.С.Автономов и др. М.: Наука, 1993. - 208 с.
157. Кареев Н. Реформация // Энциклопедич. словарь. Изд.: Ф.Брокгауз, И.Ефрон. Т.52. - СПб., 1899. - С.634-656.
158. Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени // Философ, и социолог, мысль. 1991. - N 5. - С.65-79.
159. Катасонов В.Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники // В.Ф. 1989. - N12. - С.27-40.
160. Кессиди Ф.Х. К проблеме национального характера // Философ, и социолог, мысль. 1992. - N 6. - С.30-40.
161. Кессиди Ф.Х. От мира к логосу. М., 1982.
162. Кива A.B. Социальные революции на исходе века (размышления о проблемах общественного развития на Западе и Востоке). М., 1992. -248 с.
163. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.: Прогресс, 1991.
164. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т.1. - 2-е изд. -Рига: Виеда. 1990. - 318 с.
165. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // В.Ф. 1991. - N 12. - С.3-20.
166. Козелецкий Ю. Человек многомерный (психол. эссе). Киев, 1991. - 288 с.
167. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики (предварит, эскиз) // Социологос. Вып.1, Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. - С.54-108.
168. Кондорсэ М.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: 1936.
169. Концепция перехода РФ на модель устойчиого развития (проект). М., 1994.
170. Корацциари Г. Этика и экономика: вопрос открыт (Смит, Маркс и Вебер) // Вопр. экономики. 1993. - N 8. - С.17-27.
171. Корнай Я. Путь к свободной экономике. М., 1990.
172. Косолапов H.A. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопр. философии. 1994. - N 1. - С.3-24.
173. Косолапов Н. Россия: самосознание общества и внешняя политика // МЭиМО. 1993. - N 5. - С.36-49.
174. Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. М.: Наука, 1993. - 347 с.
175. Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // В.Ф. 1993. N 7. - С.40-56.
176. Красильщиков В., Заборов Г., Рябов А. Модернизация России (мировой опыт и наши перспективы) // Кентавр. 1993.
177. Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-полит, журн. 1992. - N 6. - С.
178. Крымский С.Б. Строй культуры: хронотоны и символы // Вопр.филос. -1993. N 1. - С.21-32.
179. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. 379 с.
180. Кудрин Б.И. Исследование технических систем как сообщество изделий-техноценозов. Системные исследования, 1980.
181. Кудров В. НТП и бизнес // Свобод, мысль. 1993. - N 12. - С. 111-120.
182. Кузнецов Г. Идеи и образы возрождения. М., 1979.
183. Кузнецова В.Л., Раков М.А. Самоорганизация в технических системах. Киев: Наук, думка, 1957. 197 с.
184. Курашвили В.П. Куда идет Россия? М.: Прометей, 1994. - 240 с.
185. Кульков В.М. О цикличности социально-экономического развития (размышления вокруг кондратьевских идей и современных реалий) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 1992. - N 6. - С. 19-28.
186. Культура, техника, человек: Диалектика взаимосвязи. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991. 159 с.
187. Культура, человек и картина мира. М., 1987. - 349 с.
188. Кун Т.Структура научных революций. М., 1976.
189. Кутейников A.A. Технологические нововведения в экономике США. -М„ 1990. 93 с.
190. Кэмпбелл Р. Маконнелл, Сэнли Л. Брю. Экономикс. - М., Республика. - 1992. - Т.1 и 2.
191. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. -М.: Наука, 1987. 137.
192. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопр. философии. 1992. - N 12. - С.29-41.
193. Лапкин В., Пантин В. Драма российской индустриализации // Знание-сила. 1993. - N 5. - С.8-17.
194. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.
195. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т.45.
196. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
197. Лейман И.И. Противоречие в сфере научной и инновационной деятельности // Методолог, проблемы создания новой техники и технологии. Новосибирск: Наука, 1987. С.156-166.
198. Лившиц А. Рыночная экономика : путь России // Вопр. экономики. -1993. N 2. - С.43-48.
199. Лисенков М.М. Национальное и интернациональное в социокультурном процессе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-полит.исслед. 1993. - N 4. - С.59-67.
200. Лихачев Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Наше наследие. 1991. - N 6. - С.15-16.
201. Логико-гносеологический анализ науки / Ж.М.Абдильдин и др. Алма-Ата: Гылым, 1990. - 493 с.
202. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.
203. Лосева И.Н. Социокультурный контекст генезиса теоретического знания // Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990. - С. 199-213.
204. Лоскутов А.Ю. Введение в синергетику. М.: Наука, 1990.
205. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 559 с.
206. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. - Кн.1. - 64 е.; Кн.2 - 92 с.
207. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991. - 412 с.
208. Лурье С. Российская империя как этнокультурный феномен // Обществ, науки и современность. 1994. - N 1. - С.56-64.
209. Львов Д.С., Глазьев С.Ю. Общие закономерности мирового технико-экономического развития // Соревнование двух систем. Социализм и капитализм: общее и особенное: Исслед., дискус., информ. М.: Наука, 1990. - С.96-113.
210. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Воцр. философии. 1994. - N 4. - С.94-107.
211. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопр. философии. 1994. - N 4. - С.108-113.
212. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: (Из истории пробл.). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 131 с.
213. Маевский В. Становление смешанной экономики: макроэкономические аспекты // Вопр. экономики. 1993. - N 1. - С.92-99.
214. Майминас Е.С. Контексты экономической реформы // Постижение: социология, социал. политика, экономич. реформа. М., 1989. - С.422-440.
215. Майминас Е.С. Может ли экономика быть справедливой? // Своб. мысль. N 16. - С.93-103.
216. Майминас Е.С. Социально-экономический генотип общества // Постижение: социология, социальная политика, экономическая реформа. -М.: 1989. С.94-109.
217. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-ва, 1994. - 217.
218. Макашева Н. Этика добра и общая экономическая теория (Интеллектуальный вызов Дж.М.Кейнса) // ОНиС. 1993. - N 6. - С. 11-24.
219. Маклярский В.М. Устойчивое развитие и экологические потребности // Социс. 1995. - Т 4. - С.51-57.
220. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. - 119 с.
221. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1992. - 415 с.
222. Мамардашвили М. Картезианские размышления (январь 1981 г.). М.: Прогресс, 1993. - 350 с.
223. Мамонова М.А. Запад и Восток: Традиции и новации рациональности мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 120 с.
224. Мануйлов В.И. Апология или способ понимания? // Социс. 1992. - N 10. - С.140-145.
225. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-ое изд., т.З.
226. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.8.
227. Маркс К. Капиталл. Часть I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.23.
228. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-ое изд., т.42.
229. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.46, часть I и II.
230. Марксизм: pro и contra. М., 1992. - 334 с.
231. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопр. философии. 1993. - N 11. - С.16-28.
232. Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983.
233. May В. История советской экономической науки: подведение итогов // Вопр. экономики. 1993. - N 1. - С.30-41.
234. Медведев В. Некоторые размышления о новой парадигме экономической теории // Вопр. экономики. 1993. - N 1. С.22-29.
235. Медоуз Д.Х. и др. Пределы роста. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 207 с.
236. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991. - С.255-271.
237. Межуев В. О демократии на достаточном основании // Своб. мысль. -1993. N 12. - С.20-32.
238. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопр. философии. 1994. - N 4. - С.74-86.
239. Мел ежик И.Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т.Гоббса // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. М., 1990. - С.104-122.
240. Меньшиков С.М., Клименко JI.A. Длинные волны в экономике . М., 1989.
241. Меньшиков Ст. Советская экономика: катастрофа или катарсис? М.: СП "Интер-Версо"; Междун. отношения, 1990. - 397 с.
242. Мережковский Д. Больная Россия. JI.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 272 с.
243. Методологические проблемы создания новой техники и технологии. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989. 294 с.
244. Мизес Л. фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1994. - 230 с.
245. Миронов В. Россия и централизм // Своб. мысль. 1993. - N 12. - С.З-19.
246. Моисеев H.H. Мир XXI века и христианская традиция // В.Ф. 1993. -N 8. - С.3-14.
247. Моисеев H.H. Российский выбор // Человек. 1990. - Вып. 1. - С. 140-155.
248. Моисеев H.H. Стратегия переходного периода // Вестн. РАН. 1995. -Т.65, N 4. - С.291-295.
249. Монтень М.Э. Опыты: Избр. гл. М.: Правда, 1991. - 655 с.
250. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1956.
251. Мотрошилова Н.В. Познание и общество: из истории философии XVII-XVIII веков. М., 1969.
252. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.« филос. очерки и портр, М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
253. Мотыль А.И. Лабиринт социальной теории // ОНС. 1994. - N 1. - С.77-84.
254. Мощелков E.H. Реформы-революции в России как непрерывный циклический процесс (постановка-проблемы) // Вест. МГУ. Сер.12. Соц.-полит.исслед. 1994. - N 5. - С.63-67.
255. Найшуль В. У нас будет самый свободный в мире рынок // Знание-сила. 1994. N 1. - С.24-34.
256. Налетов И.З. Наука и философия в контексте недавнего прошлого // Вопр. истории естествознания и техники. 1990. - N 3. - С.3-13.
257. На переломе. Философ, дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. - 528 с.
258. Наука и будущее. Борьба идей. М.: Наука, 1990. - 236 с.
259. Наука и технология: методол. и соц.-эконом. аспекты взаимодействия / В.И.Жог и др. М.: Наука, 1990. - 159 с.
260. Нелинейные волны. Самоорганизация. М.: Наука, 1983. - 263 с.
261. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.264. "Неомарксизм" и проблемы социологии культуры. М.: Наука, 1980. -352 с.
262. Никитин С.М., Майбурд Е.М. Экономическая теория Маркса: наука или идеология? // Миров, экономика и междунар. отношения. 1993. - N 3. -С.5-22.
263. Никифоров Л. Смешанное общество: возможности и трудности развития в России // Вопр. экономики. 1993. - N 1. - С.66-78.
264. Николис Д.С. Динамика иерархических систем: Эволюц. предстапвление. М.: Мир, 1989.
265. Никольский С. Сознание крестьянства и аграрные модернизации в России // Своб. мысль. 1993. - N 9. - С.3-14.
266. Новая Россия на пути к общему делу. Западные модели развития и общегуманитарные ценности в контексте российской истории и социально-экономических преобразований в современной России // Новый мир. 1994. - N 1. - С.162-172.
267. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
268. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. - 639 с.
269. Новикова Л.И. Духовное производство: источники, функции, механизмы // Духовное производство: Социально-филос. аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. - С.235-263.
270. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М., 1992.
271. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопр. экономики. 1993. - N 8. - С.28-31.
272. Ольсевич Ю.Я. В поисках новой парадигмы ( к реалистической оценке западных концепций экономического развития). Экон. науки. - 1992. - N 3. - С 349-363.
273. Ольсевич Ю. К релятивистской экономической теории // Вопр. экономики. 1995. - N 6. - С.4-14.
274. Ольсевич Ю. Хозяйственная система и этнос // Вопр. экономики. 1993.- N 8. С.7-16.
275. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного периода // Вопр. философии. 1992. - N 4. - С.3-15.
276. Осипов Ю.М. Переходные кризисные процессы и их отражение в социально-экономической науке // Вестн. МГУ. Сер.,. Экономика. 1992.- N 5. С.73-77.
277. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М.: Мысль, 1987. - 528 с.
278. Павлов В.Н. Запретительное регулирование экономического развития // ЭКО. 1989. - N 9. - С.3-15.
279. Панарин А. Западники и еврозийцы // ОНиС. N 6. - С.60-79.
280. Панарин А. От формационного монолога к цивилизационному диалогу // Коммунист. 1991. - N 9. - С. 17-21.
281. Панарин А. Проект для России: фундаментальный либерализм или либеральный фундаментализм? // Знамя. 1993. - N 9. - С. 148-163.
282. Панарин А. Соблазн западничества и аскеза евразийства // Знание-сила.- 1994. N 1. - С.64-71.
283. Панарин А. Цивилизационный процесс в России: опыт поражения и уроки на завтра // Знамя. 1992. - N 7. - С.195-210.
284. Пантин В. Исторический путь отечества случайность или закономерность? Своб. мысль. - 1992. - N 18. - С.36-44.
285. Пантин И., Плимак Е. Россия ХУШ-ХХ веков. Тип "запоздавшего" исторического развития // Коммунист. 1991. - N 11. - С.54-68.
286. Папава В. О некоторых проблемах экономической науки на современном этапе // Вопр. экономики. 1992. - N 1. - С. 114-117.
287. Пассмор Дж. Культурные универсалии // Филос. науки. 1990. - N 11. С.110-114.
288. Лучиано Пелликани. Предпосылки экономического развития: советский вариант // Полит. 1991. - N 2. - С. 19-31.
289. Перегудов С. Соцйиальное согласие. Опыт Запада и наши проблемы // А.Зудин, И.Семененко. Своб. мысль. 1992. - N 18. - С.25-35.
290. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980.
291. Перспективные проблемы философских исследований за рубежом. М., 1991.- 186 с.
292. Перцев A.B. Типы методологий историко-философского исследования: Закат рационализма. Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1991. - 195.
293. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988.
294. Петков К. Организационные инновации: в поиске новых структур и механизмов // Изв. СО АН СССР. Сер.: Экономика и прикл. социология.- 1989. Вып.З. - С.3-14.
295. Петрова Г.Н. Трактовка Г.Спенсером государства как организма // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. М., 1990. С.123-136.
296. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
297. Платонов Д.Н. Морфология хозяйства и особенности развития рыночных отношений в дореволюционной России // Вестн. МГУ. Сер.6. Экономика.- 1993. N 4. - С.70-74.
298. Померанц Г. Квадратура исторического круга // Знание-сила. 1991. N 4. С.40-46.
299. Поппер К. Открытое общество и его враги, В 2-х т. М., 1992. - Т.1. -448 е.; Т.2 - 528 с.
300. Пределы роста. М.: Изд-во МГУ, 1991.
301. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1987.
302. Проблемы реформации в России // Вестн. МГУ. Сер.6. Экономика. -1994. N 5. - С.81-89.
303. Проблемы философской герменевтики. М., 1990. - 119 с.
304. Пуляев В.Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального: К вопр. о новой парадигме развития об-ва. СПб.: Петрополис, 1993. - 62 с.
305. Пшеницин И.В. Метод Маркса в "Капитале" и проблема создания теории экономического развития // Вестн. МГУ. Сер.6. Экономика. -1994. N 5. С.3-10.309. 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
306. Радаев В.В. В борьбе двух утопий // Вопр. философии. 1992. - N 4. С.31-39.
307. Разработка и внедрение автоатизированных систем в проектировании (Теория и методология). М.: Стройиздат, 1975.
308. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопр. философии. 1994. - N 4. - С. 14-34.
309. Ревуненкова Н.В. Ренессанское свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988. 205 с.
310. Резвых Т.Н. Реальность и человек в метафизике С.Франка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. - N 5. - С.46-55.
311. Роберт Б.Рейх. На пути к техническому лидерству // В мире науки. -1989. N 12. - С.6-14.
312. Розин В.М. Схема культурно-семиотической реконструкции первых этапов формирования античной философии и науки // Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
313. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1993. - N 7. - С.3-39.
314. Россия в мире XXI века: Материалы обсуждения // ОНС. 1993. - N 6. С. 172-182.
315. Россия, которую мы обретаем. Русская идея и новая российская государственность: проблемы, направления, перспективы // Новый мир. -1993. N 1. - С.3-43.
316. Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1994. - N 1. - С.25-53.
317. Рудзинский В.М. Управление НТП: эффективность, структура, информация, М.: Наука, 1990.
318. Русская философская мысль 80-х годов XIX века о будущем России. -М., 1990. 117 с.
319. Рутенбург В.И, Очерк из истории раннего капитализма в Италии. М.-Л., 1951.
320. Рутманис К.В. Идея рациональности в философии. Рига: Зинатне, 1990. - 156 с.
321. Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свобод, мысль. 1992. - N 15. - С.58-69.
322. Рязанов Б.Т. К вопросу о "длинных волнах" экономических реформ в России // Вестн. С.-Петербург.ун-та. Сер.5. Экономика. 1992. - Вып.2 ^ 12). С.29-43.
323. Рязанов В.Т. Реформы и циклы модернизации российской экономики // Рос. эконом, журн. 1992. - N 10. - С.69-78.
324. Савельева И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. М.: Наука, 1990. - 208 с.
325. Самоорганизация в физических, химических и биологических системах. Кишинев: Штиница, 1984. - 161 с.
326. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. - 295 с.
327. Сахал Д. Технический прогресс: Концепции, модели, оценки. М., 1985.
328. Семенова С. Русский космизм // Свобод, мысль. 1992. - N 17. - С.81-97.
329. Сербиненко В.В. О перспективах демократии в России // Социс. 1994. - N 4. - С. 17-29.
330. Сергеев К.А., Слинин Я.А., Природа и разум: Античная парадигма. JL: Изд-во ЛГУ, 1991.- 240 с.
331. Смирнова Н.М. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Обществ, науки и современность. 1993. - N 1. - С.78-87.
332. Смирнова С.А. ФРГ. Новый этап промышленного развития. М.: Наука, 1990.118 с.
333. Современная западная социология: словарь. М., 1991. - 400 с.
334. Современная западная философия: словарь. М.: 1991. - 414 с.
335. Согрин В.В. Российская история на переломе: причины, характер, следствия // Обществ, науки и современность. 1994. - N 1. - С.5-16.
336. Сознание в социокультурном измерении. М., 1990. - 142 с.
337. Соловьев В. Западники, западничество // Энциклопедия. Словарь. Изд.: Ф.Брокгаус, И.Ефрон. Т.23. - СПб., 1894. - С.243-244.
338. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. - 432 с.
339. Солонько Л.А. Понятие практически-духовного сознания в теоретическом наследии К.Маркса // Философ, и социол. мысль. Киев, 1991. - N1. - С.38-48.
340. Соревнование двух систем. Социализм и капитализм: общее и особенное: Исслед,, дискус., информ. М., Наука, 1990. - 408 с.
341. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - 543 с.
342. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М,, 1991.
343. Социализм и Россия. М., 1990. - 312 с.
344. Социальная модернизация России: Материалы обсуждения за "круглым столом" в Ин-те философии РАН // Вестн. Рос. АН. 1993. - Т.63, N 37 -С.179-195.
345. Социальная рыночная экономика: вопросы теории. Апатиты, 1993.
346. Социальная теория: к новой парадигме // Полис. 1993. - N 4. - С.15-25.
347. Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990.- 146 с.
348. Социологос. Вып.1.: Общество и сфера смысла. М.: Прогресс, 1991. -477 с.
349. Старушенко Г.Б. Общественный строй: какой он у нас может быть? // Социс. 1992. N 12. - С.81-89.
350. Степин B.C. Взаимоотношения философии и естествознания в истории советской науки (Размышления над книгой Лоренса Грехэма // Вопр. истории естествознания и техники. М., 1990. - N 2. - С.3-16.
351. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилазии. М., 1994. - 274 с.
352. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высш. шк., 1992. - 190 с.
353. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе // Вопр. философии. 1993. - N 7. - С.57-63.
354. Стратегия обновления. Новый социальный механизм. М.: Мысль, 1990.- 394 с.
355. Суперфин Л. Осознание общецивилизационного сдвига и проблемы выработки новой парадигмы в социально-экономической мысли Запада // Вопр. экономики. 1993. - N 1. - С.53-65.
356. Сушко С.А. Человек и ценности в философии Н.Бердяева и Ф.Ницше // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1991. - N 6. - С.61-70.
357. Тавризян Г.М. "Философия техники" и философия // Вопр. истории, естествознания и техники. 1990. - N 3. - С.73-78.
358. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. - 240 с.
359. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. - 736 с.
360. Тонди JI. Участие в принятии решений и оценка техники (к современной дискуссии о демократизации инвестиционной политики) // Вопр. истории, естествознания и техники. 1990. - N 3. - С.67-73.
361. Трипольский Р.И. Модель устойчивого развития экономики: принципы и методология построения. // Формирование рыночных отношений в регионе. Апатиты, изд. КНЦ РАН, 1992, ГЛ.2.
362. Трипольский Р.И. Смена порядка развития // Социальная рыночная экономика: вопросы теории. Апатиты, изд-во КНЦ РАН, 1993, гл.1.
363. Трипольский Р.И. Изменения в экономике: опыт исследования теоретико-мировоззренческих оснований. Апатиты, 1993. - 208 с.
364. Трипольский Р.И., Комаров C.B. Машинобожие // Бытие культуры: сакральное и светское. Екатеринбург, 1993. - С.144-160.
365. Трипольский Р.И. Выбор модели рыночной экономики в России: теоретический аспект. // Общество и экономика. 1994. - N 5-6. - С.3-21.
366. Тюрго А. Избранные философские произведения. М., 1937.
367. Тэйлор Лэнсе. Постсоциалистический переход с точки зрения экономики развития // Миров, экономика и междунар. отношения. 1992. - N 1. - С.41-54.
368. Тэнивик Д. Социоэкономические законы и реформа в России // Свобод, мысль. 1993. - N 6. - С. 10-24,
369. Умер ли марксизм? (материалы дискуссии) // Вопр. философии. 1990. -N 10. - С.19-51.
370. Управление НТП. Л.: Наука, Ленингра. отд-ние, 1989. - 242 с.
371. Усокин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. М.: 1989. - 172 с.
372. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубеж. лит. / К.Мангейм, Л.Мэлефорд, Э.Блох и др. М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
373. Фарелл Лж. О традициях // Новое время. 1992. - N 21. - С.57-59.
374. Философия и современные философско-итосрические концепции: (Крит, анализ). М., 1990. - 142 с.
375. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.
376. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. - 583 с.
377. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
378. Фишер К. История новой философии. Декарт, его жизнь, сочинение и учение. СПб.: Мифрил, 1994. 526 с.
379. Флиер А. Цивилизации и субцивилизации России // Обществ, науки и современность. 1993. - N 6. - С.70-83.
380. Франк СЛ. Онтологическое доказательство бытия бога // Вест. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1992. - N 5. - С.55-70.
381. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
382. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.
383. Фромм Э. Социализм // Коммунист. 1991. - N 11. - С.27-38.
384. Хавина С. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом // Вопр. экономики. 1993. - N 1. - С.114-123.
385. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1982.
386. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
387. Хаккен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. - 240 с.
388. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. - 404 с.
389. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. - 419 с.
390. Хоссе К. Петр Климентьевич Энгельмейер (К философскому наследию русского инженера) // Вопр. истории, естествознания и техники. 1990. -N 4. - С.60-70.
391. Холланд Стюарт. Планирование и смешанная экономика // Вопр. экономики. 1993. N 1. - С.124-134.
392. Ценности американизма и российский выбор ("круглый стол") // Знание-сила. 1993. - N 5. - С.67-84.
393. Цивилизации. Вып.1. - М.: Наука, 1992. - 230 с.
394. Цивилизации. Вып.2. - М.: Наука, 1993. - 236 с.
395. Человек в мире эконоической реформы // Обществ, науки и современность. 1993. - N 1. - С.22-33.
396. Человек как философская проблема: Восток-Запад. М.: Изд-во УНД, 1991. 279 с.
397. Черковец В.Н. Особенности и пути выхода из экономического кризиса 1990-1992 гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 1992. - Т 6. -С.10-19.
398. Чьюнинг Р., Эби Дж., Роэлс Щ. Бизнес сквозь призму веры. М., 1993. -240 с.
399. Шаповалов В. "Востание масс" по российски // Свобод, мысль. 1993. -N 12. - С.33-41.
400. Шаповалов В. Российская история и герменевтическое непонимание // Свобод, мысль. 1992. - N 10. - С.17-27.
401. Шаповалов В. Человеческая внерациональность и свобода личности // Свобод, мысль. 1994. - N 1. - С.75-84.
402. Шафаревич И.Р. Россия и мировая катастрофа // Наш современник. -1993. N 1. - С.100-129.
403. Швырев B.C. Теоретическое и эмпиричное в научном познании. М., 1978.
404. Швырев В. Научная рациональность: классика и современность // Коммунист. 1991. N 12. - С.84-93.
405. Шелике В.Ф. Исходные основания материалистического понимания истории: (По работам К.Маркса и Ф.Энгельса, 1844-1846 гг.) Бишкек: Илим, 1991. 229 с.
406. Шемякин Я. Мимесис, эвокация призраков прошлого и проблема изменения культурно-исторической парадигмы российской истории // Свобод, мысль. 1992. - N 17. - С.61-68.
407. Шлезингер-младший A.M. Циклы американской истории. М., 1992. -688 с.
408. Шпакова Р.П., Вебер М., Зомбарт И.В. О западноевропейском капитализме // Социс. 1992. - N 12. - С.126-132.
409. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. I. Гештальт и действительность. М., 1993. - 663 с.
410. Шрайбер В. Социальные науки: опыт анализа методологии // Свобод, мысль. 1992. N 13. - С.46-57.
411. Шульцева В.К. Сфера связи и НТП: проблемы развития (сопоставительный анализ). Эконом, науки. - 1992. - N 3. - С. 126-141.
412. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.
413. Экономика и культура: проблемы взаимодействия. М., 1992. - 132 с.
414. Эллюль Ж. Технологический блеф // Филос. науки. 1991. - N 9. -С.150-178.
415. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопр. экономики. -1995. N5. - С.98-107.
416. Этциони А. Как продержаться России? // Свобод, мысль. 1992. - N 18. - С.45-49.
417. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
418. Ядов В. Универсализм или плюрализм социологических теорий? // Вопр. экономики. 1993. - N 1. - С.15-21.
419. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Обществ, науки и современность. 1994. - N 2. - С.47-56.
420. Яковец Ю.В. Революция в экономике. М.: Экономика, 1990. - 191 с.
421. Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. М., 1992. - 288 с.
422. Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры // Обществ, науки и современность. 1993. - N 1. - С.58-66.
423. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. - 527 с.
424. Aron R. Progress and disillusion. The dialectics of modern society. New York, 1968.
425. Bell D. The coming of post-industrial society. New York, 1973.
426. Becker J. Economic approach to human behavion. Chicagom 1976.
427. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. New York, 1976.
428. Bell D. The end of ideology. Jlencoe, 1960.
429. Benn R. The ethic of democratic capitalism. Philodelphia, 1982,
430. Berger P. The capitalist revolution. New York, 1991.
431. Berger P., Berger В., Kellner H. The homeless mind: Modernization and conseiousness, New York, 1973.
432. Black C.E. The dynamic of Modernization. N.-Y., 1967.
433. Berger P., Zuckmann T. The social construction of reality. Jorden City, New York, 1966.
434. Burnham I. The Managerial revolution. New York, 1941.
435. Dahrendorf R. Class and class conflict in industrial society. Stanford, 1959.
436. Dalton J. Economic anthropology and development. New-York, 1971.
437. Davis L., North D. Institutional change and american economic growth. -Cambridge, 1971.
438. Drucker P. The age of discontinuity: Ynidelines to our changing society. New-York, 1969.
439. Drucker P. The future of industrial man. New-York, 1965.
440. Peter F. Drucker. Innovation and Entrepreneurship Practice and Principles -N.-Y., 1992, p.277.
441. Peter F. Drucker. Post-Capitalist Society Harper business, 1993, 232 p.
442. Dyce C. Philosophy of economics. N.-Y., 1981.
443. Ellul J. The technological society. London, 1965.
444. The Emergence of Market Economies in Eastern Europe. Blackwell, 1992. 352 p.
445. Etzioni A. The active society. New-York, 1968.
446. Capitalism Versus Anti-Capitalism. The Triumph of Ricardian over Marxist Political Economi. 1993, 345 p.
447. Friedman M., Friedman R. Free to choose. New-York, 1980.
448. Frome E. The revolution of hope. New-York, 1968.
449. Fr. Fucuyma. The End of History and the Last Man. N.-Y. 1992. - 418 p.
450. Galbraith I.K. The offuent society. Boston, 1958.
451. Granovetter M. The social Construction of Economic Institutions // Socio-Economics. 1991, N.-Y., - C.75-84.
452. George Gilder, Wealth and Poverty. 1993, San Fr., Cal. 327 p.
453. Goudzwaard B. Capitalism and progress. Toronto, 1979.
454. Hall A. Revolution in Science 1500-1700. London, 1982.
455. Havrylyshyn B. Road maps to the futur. Oxford: Pergamon press, 1980.
456. Hayek F.A. The Constitution of Liberty. Chicago, 1960.
457. Hayek F.A. The counter-revoeution of science. New-York, 1955.
458. Hayek F.A. Low, legisslation and liberty. London, 1982. Hayek F.A. The political order of a free people. - Chicago, 1979.
459. Ropohl G. Die unvollrommene Technic F.a.m., 1985.
460. Huning A. Das Schaffen des Ingenieurs. Dusseldorf, 1974.
461. Sumuel P. Huntington. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century, London, 1993, p.366.
462. Inkeles A., Smith D. Becoming modern. Cambridge, Mass., 1974.
463. Kahl C.J. The measurements of modernism. Austin, 1968.
464. Kolakowski L. Main currents of marxism. Oxford, 1978.
465. Kumar K. Prophesy and progress: The sociology of industrial and post-industrial society. London, 1981.
466. Lane D. The socialist industrial state. Boulder, Colo., 1976.
467. Levy M. Modernization: Latecomers and survivors. New-York, 1972.
468. Making Markets: Economic Transformation in Eastern Europe and the Post-Soviut Steates, N 4, 1993, p.234.
469. Mesarovic M., Pestel E. Manking at the turning point. New-York, Reader's oligest press, 1974.
470. Naisbitt J. Megatrends. Ten directions transforming our lives. New-York, 1982.
471. Naisbitt J., Aburdene P. Reinventing the Corporation. Transforming Your Yob and Your Company for the New Information Society. New-York, 1985.
472. Nisbet K. History of the idea of progress. New-York, 1980.
473. North D., Thomas R. The rise of the Western World. Cambrige, 1973.
474. Novak M. The spirit of democratic capitalism. New-York, 1982.
475. Parsons T. Structure and process in modern societies. Glencoe, 111., 1960.
476. Prelec D. Valuls and Principles: Some Limitations of Traditional Economic Analysis // Socio-Economics. 1991. - N.-Y. - C.131-148.
477. The Idea of the University a Reexamination. J. Pelikan. Y.U.P., 1992. 238 p.
478. Pirenn H. Economic and social history of Medieval Europe. New-York, 1933.
479. Rostow W.W. The stages of economic growth. Cambridge, 1960.
480. Schneider B. The Barefood revolution: Litt, pibl., 1988.
481. Schelsky H. Der Mensch in der wissenshaftlichen Zivilisation // Auf. der Suche nach Wirklichkeit. Dusseldorf Köln, 1965.
482. Schumpeter J. Capitalism, socialism and democracy. New-York, 1947.
483. Scott I. Corporation, classes and capitalism. New-York, 1979.
484. Singh I.S. A new international economic order. New-York, 1977.
485. Smelser N.I. Social change in the industrial revolution. Chicago, 1959.
486. Socio-Economics: toward a new synthesis. Ed. A.Etzioni, P. Lawrence, 1991, N.-Y., M.Sharp. XV+359 p.
487. Toffler A. Future shock. London, 1971.
488. Toynbee A. The industrial revolution. Boston, 1956.
489. Turner B.A. Industrialism. Harlow, 1975.
490. Wallerstein I. The modern world system. New-York, 1974.
491. Zhang W.B. Synergetic economies Dynamics, Nonlinearity, Instability, Nonequilibrium, Fluctuations and chaos. Cerum, University of Umea, 1989