автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Эволюция повествовательного стиля творчества В. Галека
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция повествовательного стиля творчества В. Галека"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
005004702
Дудкнна Анастасия Игоревна
Эволюция повествовательного стиля творчества В. Галека
Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литературы народов Европы, Америки, Австралии)
Автореферат диссертации на соискание ученой, степени кандидата филологических наук
~ 1 ДЕК 2011
Санкт-Петербург 2011
005004702
• Работа выполнена на кафедре славянской филологии филологического факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель:
Жакова Наталия Кирилловна кандидат филологических наук, доцент
Официальные оппоненты:
Данилевский Ростислав Юрьевич (доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела взаимосвязей русской и зарубежных литератур ИРЛИ РАН)
Стенина Наталья Александровна (кандидат филологических наук, библиотекарь отраслевого отдела филологии научной ' библиотеки имени М. Горького)
Ведущая организация
Защита диссертации состоится «
Московский государственный областной университет
'2011года в
- ™ — ------г-н- -_часов на заседании
совета Д 212.232.26 по защите докторских'и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университсте__по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11 ^^
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9)
Автореферат разослан
2011г.
Ученый секретарь диссертационного совета
к.ф.н., доц. Титаренко С.Д.
Обшая характеристика работы
Творчество классика чешской литературы Витезслава Галека (1835-1874) оставило большой след в духовной жизни своего народа. Галек был организатором литературного и культурного движения 60-70-х годов XIX века, выступал как редактор передовых чешских изданий, способствовал развитию чешского театра. Вдохновленный природой родного Мельницкого края, он создал удивительно проникновенную лирику, в своем прозаическом творчестве с необыкновенной глубиной показал жизнь чешской деревни.
В. Галек стоял у истоков чешского реализма, формированию которого он способствовал как своим писательским трудом, так и критическими выступлениями. Он жил и творил в сложную и неоднозначную эпоху, Чешская литература, как и многие другие славянские литературы, существовала долгие годы в условиях национального порабощения, ее развитие «проходило как бы в спрессованных формах, когда литературные системы сменяли одна другую, не успев вполне сформироваться, накладывая«, одна на другую, существуя одновременно и создавая во второй половине XIX века сложные литературные явления переходного характера, в которых порою равноправно сосуществовали романтические, сентименталистские и реалистические черты» [Соловьева А.П. Этапы и особенности развития реализма в чешской литературе XIX века// Реализм в литературе стран центральной и юго-восточной Европы. Пути и специфика литературного развития в XIX веке. М., 1983: 66]. В прозаическом творчестве писателя, которое является предметом исследования в данной диссертационной работе, ярко прослеживается эволюция от романтизма к реализму.
Следует отметить, что проза В. Галека мало исследована как в чешском, так и русском литературоведении. Чешские ученые, если рассматривали повести и рассказы писателя, делали это в рамках идгйно-тематического своеобразия. Последние работы по творчеству Галека были опубликованы в 60-х годах прошлого века (М. Погорский, 3. Неедлы, Д. Ержабек, И. Славик, А. Халоупка, В. Достал). В книгах по истории чешской литературы писателю отводится довольно скромное место (Prüvodce ро dejinich сеэкё literatury (1978), Lexikon öeskö literatury: osobnosti, dila, instituce (1985), Ceskä literature od pocätkü к dneäku (2002), Panorama öeske literatury (2008)). Переиздают в основном его поэзию, прозаическое творчество остается по-прежнему малоизученным. Именно поэтому проанализировать повествовательный стиль В. Галека, возродить интерес к этому классику чешской литературы, который последние 70 лет остается в тени, видится важным как для изучения творчества самого писателя, так и для истории чешской литературы в целом.
Актуальность и практическая ценность исследования заключается в следующем:
- обращение к классику чешской литературы, чье творчество, и в особенности проза, является малоизученным в литературоведении;
- расширение рамок истории и теории литературы, обогащение курса по чешской литературе XIX века и творчеству Галека, а также в целом по истории зарубежной литературы;
- разработка темы «автор-герой-рассказчик» в применении к классической литературе XIX века;
- разработка особенностей прозаического стиля В. Галека и его эволюции.
В качестве предмета исследования были выбраны ранние произведения В. Галека («Байрама» и «Музыкантова Лидушка») и произведения, относящиеся к зрелому периоду его творчества («На выделе» и «Студент Квох») как этапные в творчестве писателя.
Целью диссертационной работы является рассмотрение прозаического творчества В. Галека и эволюции повествовательного стиля писателя.
Ученые расходятся в определении понятия «стиль», в вопросе о художественных приемах, с помощью которых стиль создается, в том, от чего он зависит и как проявляется. В применении к прозе Галека стиль предполагает единство между накопленным жизненным и художественным опытом и тем индивидуальным, что хочет привнести писатель, анализируя и ставя во главу угла проблемы, кажущиеся ему наиболее важными.
Говоря о стиле чешского писателя, а также принимая во внимание сложность и многогранность проблемы, в исследовании затрагиваются вопросы идейно-тематического своеобразия, сюжетно-композиционных особенностей, вопрос пространства и времени прозы Галека. Подробно рассматривается проблема «образа автора» в прозаических произведениях. Авторская позиция реализуется через сюжет, лирические отступления, персонажей, составляющих литературный уровень композиции. В своем исследовании мы попытались выявить именно эти аспекты.
В диссертации отражены основные концепции о проблеме «авторства» в литературоведении. При выявлении «образа автора» в прозе В. Галека было решено основываться на теориях, менее всего ориентированных на лингвистику текста, поэтому обоснованным видится обращение не к термину «нарратор», который широко используется в западном литературоведении, а к терминам «повествователь» и «рассказчик». В трактовке прозы В. Галека мы основывались на тех методологических концепциях, которые ориентированы на автора, а не на текст.
В работе сочетаются принципы нескольких методов исследования: историко-тинологкческий, биографический и текстуальный анализ в сочетании с элементами сравнительного и культурно-исторического подходов.
Из числа научных текстов, посвященных проблеме авторства в литературоведении, учитывая время создания произведений, жанровую особенность, культурно-общественные предпосылки, теоретической и методологической основой настоящего исследования выступили работы, принадлежащие В.В. Виноградову. H.A. Кожевниковой, А.П. Соловьевой, М.М. Бахтину, A.B. Чичерину, В.М. Жирмунскому, и концепции, не связанные с лингвистикой текста. Из исследований, посвященных личности и творчеству В. Галека, мы взяли за основу труды М. Погорского, Д. Ержабека, И. Славика, Я. Яначковой. Данные концепции относятся к классической литературе и ее интерпретации, поэтому анализируя наследие классика чешской литературы XIX века, в качестве методологической основы нами были выбраны именно они.
Исхода из того факта, что прозаическое творчество В. Галека изучено недостаточно полно, задачи настоящего исследования могут быть сформулированы следующим образом:
- дать характеристику жизни и творчества чешского писателя;
- определить место В. Галека в чешской культуре и литературе конца 50-х - середины 70-х гг XIX века;
- проследить, каким образом повлияла мировая литература на формирование художественного творчества писателя;
- рассмотреть основные существующие в литературоведении концепции «образа автора» и определить возможность их применения к исследованию прозы В. Галека;
- осветить стилистические особенности творчества писателя;
- проанализировать рассказы и повести, написанные в разные периоды творчества Галека, выявить в них «образ автора»;
- проследить эволюцию стиля Галека с точки зрения отношений автор-герой-рассказчик.
Научная новизна диссертационной работы видится в следующем:
1. В научный оборот вводится анализ ряда аспектов творчества В. Галека. Исследуется ранняя проза, которой, в отличие от прозы зрелого периода, никогда не уделялось должного внимания.
2. Впервые рассматривается прозаическое творчество В. Галека с точки зрения таких категорий, как «автор-герой-рассказчик», к чему до сих пор в научной литературе о В. Галеке не обращались.
3. Впервые предпринята попытка показать эволюцию авторского стиля В. Галека.
5
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. В. Галек занимает одно из центральных мест в культурной и литературной жизни Чехии середины XIX века, и исследование его творчества способствует выявлению особенностей чешского литературного процесса этого периода.
2. Большое влияние на прозу Галека оказала иностранная литература, особенно русская, но несмотря на сходство некоторых тем и сюжетов, созданные им произведения являются по-настоящему самобытными, характеризующими особенности жизни и мироощущения чешского человека.
3. Творчество Галека имеет ярко выраженные периоды, в каждом из которых он создает произведения, имеющие важное значение, как для творческой эволюции самого писателя, так и для всей чешской прозы середины XIX века.
4. Произведения раннего и зрелого периодов отличаются по своей стилистике и поэтике, - это прослеживается на идейно-тематическом, художественно-изобразительном, лексическом, философско-символическом уровнях, - но объединены они общей темой -темой деревни, в раскрытии которой Галек выступает как один из наиболее ярких и значимых чешских авторов.
5. Отличительной особенностью прозы В. Галека является ярко выраженные лиризм и психологизм.
6. Центральная проблема исследования - «автор-герой-рассказчик» - помогает показать эволюцию стиля прозаического творчества В. Галека. заключающегося в усложнении сюжетной линии, появлении более разветвленной системы персонажей, изменении пространственно-временной перспективы, лиризме, образности, символичности, ярком проявлении гражданской позиция автора, появлении большого количества лирических отступлений философского характера.
Апробация работы: Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях, а также представлены в виде докладов на международных научных конференциях (2009,2011) филологического факультета СПбГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Библиографический список использованной литературы включает в себя 126 наименований (из них 85 на русском языке и 41 на чешском языке).
Основное содержание диссертации Во Введении дается обоснование темы, определяются цели и задачи работы, ее актуальность, материал исследования, методологические принципы, описывается теоретическая и практическая значимость исследования.
6
В Первой главе «Место и роль В. Галека в чешской литературе своего времени» рассказывается о становлении личности чешского писателя, об этапах его творчества, об особенностях стиля и о влиянии литературы других стран на его прозу.
В §1 «В, Галек и его эпоха» освещаются основные факты биографии писателя в рамках литературной и культурно-общественной жизни Чехии середины XIX века, которые, несомненно, повлияли на формирование мировоззрения В. Галека, его литературного стиля. В данном параграфе также дается обзор важнейших поэтических, критических и прозаических работ писателя.
Известность, а также любовь и поклонение чешской молодежи Галеку принесло создание лирических стихотворений. В 1858 году они вышли отдельным сборником «Вечерние песни», который «провозгласил любовь как источник человеческой гармонии, а поэта как ее певца, а также как голос своего народа. Стихи были искренние, мелодичные, передавали естественную интонацию чешской речи» [81оугик бевкусЬ зр1зоуа1е1й. РгаЬа, 2000: 209].
1858 год в целом ознаменовал вступление на общественную арену плеяды молодых писателей, которые дали новое направление всей культурной и литературной жизни Чехии. Совместными усилиями писателей младшего, а также старшего поколения (К. Я. Эрбен, Б. Немцова) была издана книга стихов и рассказов - альманах «Май», который стал своего рода манифестом молодых сил. Участники альманаха, «маевцы», стремились возродить чешскую литературу, вывести ее на новый уровень, обогатить новыми идеями. Во главе культурного движения встали В.Галек и Я. Неруда.
В. Галек был не только создателем теоретического базиса, но сам активно реализовывал свою программу по возрождению литературы и расширению ее узких национальных рамок. Он пишет лиро-эпические поэмы «Альфред» (1858), «Мейрима и Гусейн» (1859), «Прекрасная Лейла» (1859), «Гоар» (1864) и др., драмы «Царевич Алексей» (1860), «Завиш из Фалькенштейна» (1860), «Король Вукашин» (1862) и др., роман «Комедиант» (1861).
С годами Галека все больше начинает занимать проза. К сожалению, мы не можем
говорить о богатой прозаической истории чешской литературы, ведь до конца XVIII века
условия для ее развития отсутствовали из-за гнета Австрийской империи, только с конца
XVIII века и в 10е-20е годы XIX века чешскими патриотами стали создаваться произведения
на родном языке. Отставание чешской литературы от мирового развития было очевидным, и
поэтому ее ускоренное развитие часто приводило к слиянию различных художественных
систем, которые в других литературах имеют четкие границы [ср. Г.Д. Гачев. Ускоренное
7
развитие литературы (На материале болгарской литературы первой половины - XIX века). М,, 1964]. В одном произведении могли сочетаться классицистические, септиментально-просветительские и романтические черты.
Лишь в 30-50-е годы впервые создаются условия для появления полноценной чешской прозы. Произведения, ориентированные на национальные особенности чешской жизни, пишут Й.К. Тыл, Я. Рубеш, Ян из Гвезды и другие. Романтическую прозу, основанную на прошлом, создают К. Сабина и П. Хохолоушек. Одними из центральных фигур на культурно-общественной арене того времени были Й.К. Тыл, Б. Немцова, К.Я. Эрбен, а в 60-е годы - К. Светлая, Я. Неруда.
В. Галек поддержал идеи своих предшественников, став, по словам К. Светлой, «знаменосцем своего поколения». Уже в ранних рассказах прослеживаются две тематические линии: жизнь города и жизнь деревни. В изображении города преобладает сатира, здесь разоблачаются самодовольство и ограниченность чешского мещанина, его безразличие к судьбам Родины («Молодая вдовушка и старый холостяк», «Сказка об одной шляпе», «О том, как пан Сухий разгневался на весь свет» (1857-1861гг)), деревенские рассказы той поры проникнуты сочувствием к людям, которые не могут соединить свои судьбы из-за общественных условий и классовых различий («Иржик», «Перевозчик», «Катюша, дочь кузнеца», «Музыкант»), В 70-е годы, после довольно длительного перерыва, появляются лучшие его повести и рассказы, которые вошли в золотой фонд чешской классики: «В усадьбе и в хижине» (1871), «Пражский извозчик» (1873), «На выделе» (1873), «Возле пустынного холма» и «Студент Квох» (1874).
Главной темой прозаического творчества писателя стала тема деревни. Хотя деревенская проблематика не была новой для чешской литературы, Галек взглянул на нее под другим углом зрения, с позиции простого человека. В образах героев стала проявляться индивидуальность, перед нами персонажи, всецело ассоциирующиеся с чешской жизнью. В отличие от других писателей, Галек не вдается в этнографические подробности, не описывает предметы обихода, обычаи. Для него важен человек и его внутренний мир. Галек ставит в своем творчестве многие морально-этические и социальные проблемы, обличая пороки современного общества. Именно острая наблюдательность и критичность сделала его прозу актуальной и позволила ему занять одно из ведущих мест в чешской литературе 60-70-х годов XIX века.
В. Галек относится к малоизученным авторам, для чехов он всегда находился в тени,
если и уделялось внимание его творчеству, то, прежде всего, поэзии, публицистика и проза
вызывали меньший интерес. Во многом, это произошло потому, что спустя двадцать лет
8
после его смерти, Й.С. Махар, известный поэт, имевший большое влияние на молодежь того времени, подверг резкой критике творчество В. Галека. В 50-е годы XX века впервые за долгое время о В. Галеке и о его роли в чешской национальной литературе размышляет 3. Неедлы, который был первым исследователем, кто рискнул оспорить сложившееся под влиянием Махара мнение^ и один из первых указал на важность и самобытность прозы Галека, на его независимый лирический талант, повлиявший на многие поколения чешских поэтов и прозаиков [Не]ес11у Ъ. V. На1ск// Ъ беэкё ШегаШгу а кикигу (1860-1960). РгаЬа, 1972: 395]. Творчеством писателя (в основном поэзией) занимались такие исследователи, как М. Погорский, И. Славик, о критической деятельности писал Д. Ержабек. С 70-х годов, к сожалению, специальных работ по творчеству В. Галека не появлялось.
В §2 «В. Галек и мировая литература» освещается проблема влияния иноязычной литературы на творчество писателя. Галек, как и многие прозаики и поэты его времени, чувствовал необходимость связи с мировой литературой. Возродившаяся чешская литература обращается не только к собственным корням, но и к опыту других народов. Молодые литературные деятели высмеивали взгляды тех, кто пытался ограничить чешскую литературу узкими рамками славянской культуры. Очень важным шагом на пути к самоопределению явилось знакомство с зарубежной литературой того времени, ведь западные литературы имели возможность развиваться свободнее и быстрее, чем находившаяся в условиях национального гнета чешская литература. В середине XIX века благодаря контактам в Чехии усилилась переводческая деятельность и публицистика.
Для 40-х годов XIX века характерным был перевод и следование классическим, каноническим образцам: Аристофан, Вергилий, Гомер, Аристотель, Софокл, а также У. Шекспир, М. Сервантес, И.В. Гете, Ч. Диккенс и В. Скотт. В 50-е же годы возрастает интерес к современности. Очень важной становится идейная направленность литературы, то, насколько она актуальна. В этот период наблюдается всплеск интереса к романтизму и, исходя из этого, предпочтение отдается произведениям современных Галеку писателей: Г. Гейне, В. Гюго, Д.Г. Байрону, П.-Ж. Беранже, А. Мицкевичу, Н. Ленау. По мнению В. Галека и Я. Неруды, чешская литература должна была приобщиться к мировому процессу, тем самым обогатив себя новыми идеями и мыслями, именно поэтому они активно участвовали в переводческой деятельности.
Многие ученые (Е. Германова, Й. Левый) отмечали у чехов чрезвычайно
стремительный процесс литературного развития и усвоения мирового наследия в 50-60-х гг
XIX века. «Чешская литература в самые сжатые сроки переживает, так сказать, и усваивает,
творит заново многие формы художественного мышления, прежде не свойственные ей, но
9
без которых было бы невозможно ее дальнейшее развитие» [Ровда К.И. Чехи и русские в их литературных взаимосвязях. JI.,1968: 47].
Особое место в ряду почитаемых чехами литератур занимала, несомненно, русская. В 60-70-е годы литераторы нового поколения стараются моментально переводить на чешский язык все, что появлялось в России. А.Н. Веселовский в своем труде «Историческая поэтика» замечает, что «нет культур, которым присуще только «свое». Многое из того, что стало «своим», некогда было заемным, чужим» [Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 2006: 65]. Принимая во внимание теорию ученого о самозарождении встречных литературных течений, в случае с В. Галеком правомерно говорить о том, что мотивы переносятся как «готовая схема», но не как результат аналогичных общественно-бытовых условий среды.
В. Галек, как и многие писатели молодого поколения, обращался к творческому наследию A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, считая их своими учителями.
В данном параграфе более подробно рассматривается влияние произведений A.C. Пушкина и И.С. Тургенева на прозу Галека (на примере рассказа «Байрама» и повести «На вьвделе»), наряду с У. Шекспиром.
Говоря о прозаическом творчестве В. Галека в аспекте влияния на него мировой литературы, можно отметить, что желание внедрить национальную идею, придать даже заимствованным сюжетам национальный колорит присутствовало у него всегда. И ранние, и зрелые, и еще в большей степени поздние произведения проникнуты любовью к родной земле. В период раннего творчества влияние иностранной, прежде всего русской, литературы было отчетливым, с течением времени оно стало завуалированным, проявляясь в сходстве сюжетов, мотивов, средствах художественной выразительности.
В § 3 «Особенности стиля В. Галека» предпринимается попытка определить значение понятия «стиль» литературного произведения, показать, что понимают под этим термином литературоведы.
Многие теоретики выделяют индивидуальный стиль писателя и индивидуальный стиль произведения. Исследователи расходятся в определении объема понятия «стиль», в вопросе о художественных приемах, с помощью которых стиль создается, от чего он зависит. «Каждому писателю приходится бороться со старыми или не старыми литературными формами, пользоваться ими и комбинировать их... но в основе этого движения лежит самая существенная, определяющая, первичная художественная борьба с познавательно-этической направленностью жизни и ее значимым жизненным упорством, здесь точка высшего
напряжения творческого акта, для которого все остальное только средство» [Бахтин М.М.
10
Проблема автора// Вопросы философии. 1967, № 7: 155]. Таким образом, художественное произведение являет собой результат включенного и впоследствии переработанного предшествовавшего ему опыта.
Когда мы говорим об индивидуальном стиле писателя, то, прежде всего, перед нами стоит задача выявить индивидуальные отличия творческрй манеры этого автора от других. Понимая стиль писателя, мы становимся ближе к сути произведения. Время создания произведений, жанр, направление, мировоззрение автора могут меняться, что ведет к эволюции творчества автора. «Едва ли не чаще всего стиль писателя приходится рассматривать как единство многообразия, как своеобразную «систему систем» при наличии единого стилеобразующего ядра или организационного центра» [Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959: 86]. Анализируя произведение, необходимо уловить и выделить особую интонацию, манеру повествования, индивидуальный слог писателя. «Слог» определяется образом повествователя (или «образом автора»), то есть позицией и характером лица, от имени которого ведется повествование» [Творогов О.В. Об исследовании стиля литературного произведения// Анализ литературного произведения. Л., 1976: 78]. В.В. Виноградов, уделявший большое внимание в своих работах исследованию авторской проблематики, считал, что этот вопрос - вопрос автора в произведении, - является центральным для поэтики и стилистики.
При рассмотрении стиля В. Галека, в данном параграфе основное внимание уделяется проблеме пространства и времени, идейно-тематическому своеобразию и сюжетно-композиционным особенностям творчества. Это в свою очередь напрямую связано с категорией автора и выражением авторской позиции в художественном произведении. Проблеме образа автора как центрального понятия стиля посвящена Вторая глава диссертационного исследования.
Проблема пространства и времени рассматривается на примере двух рассказов В. Галека, относящихся к разным периодам его творчества: раннему («Музыкантова Лидушка») и позднему («Студент Квох»).
В рассказе «Студент Квох» мы видим переплетение временных пластов в рамках
жизни одного персонажа, изменяется не только время, но и пространство. Жизнь героя
напоминает череду монотонных действий. Это движение по кругу, где реальные время и
пространство существуют для всех, но не для главного героя. Также и героиня рассказа
«Музыкантова Лидушка» лишена возможности развития собственной души. Она живет до
некой кульминационной точки (потеря любимого), после которой жизнь ее прекращается,
тем самым оставляя ее как бы во «вневременном» пространстве. Своеобразное восприятие
11
времени и у героя рассказа «Студент Квох». Жизнь для него связана с прошлым, настоящее нежелательно, а будущее невозможно. Время в данном произведении видится более объемным, это ощущается на разных уровнях. Перед нами проходит вся жизненная история человека, а не отдельный эпизод из нее.
Прибегая к трактовке персонажа посредством влияния на него пространства и времени, В.Галек, несомненно, делает новый шаг в своем прозаическом творчестве, прежде всего, в раскрытии характера жизни души своего персонажа, что было для писателя крайне важно на протяжении всей его жизни. Главным по-прежнему остается субъект и его действия. Герой неотделим от места, где он живет, и времени, в котором он живет. Галек заканчивает повествование именно в той критической точке, которая не предусматривает никакого развития и движения вперед. С окончанием жизни героя (будь то физическая или моральная смерть) заканчивается повествование.
В произведениях мы видим образы биографического времени (детство, юность, зрелость - Квох, юность, зрелость - Лидушка), календарного (смена времен года, мелькание лет, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего, будущего.
Не менее интересны присутствующие в рассказах пространственные картины: образы пространства замкнутого и открытого (поле, сад, корчма, рига), реально видимого и воображаемого, представления о предметности близкой и удаленной (семинария). Галек использует типологически устойчивые хронотопы, где доминантой и главным объединяющим звеном выступает, конечно же, деревня с ее характерными особенностями. Желая описать такой знакомый для себя бьгт, писатель переносит действие в типичные деревенские пространства (костел, рига, трактир, сад), которые знакомы каждому чеху. Пространство и время выступают вспомогательными средствами к раскрытию характера персонажа. В рассказах всегда точно изображены время и место действия. Временные сдвиги происходят лишь в сознании героев.
Говоря о сюжетно-композиционных особенностях прозы В. Галека, следует отметить, что перед нами всегда довольно привычная организация текста: начинается он с завязки, далее происходит развитие сюжета, затем кульминация и развязка. Композиция всегда прямая с динамическим сюжетом, мы видим хронологическую линейную последовательность событий, в области повествования - единый повествовательный тип на протяжении всего рассказа или повести. Сюжет концентрический, где легко просматривается причинно-следственная связь между эпизодами (что является характерным для прозы малой формы).
У В. Галека, и это характерно для его прозы в целом, композиционные средства и приемы всегда соотнесены друг с другом, автор практически не прибегает к вставным сюжетам, крайне редко использует прием ретроспекции.
Как отмечалось ранее, центральная тема всего творчества В. Галека - тема чешской деревни. Все выбранные для анализа произведения («Байрама», «Музыкантова Лидушка», «На выделе», «Студент Квох») тоже посвящены жизни чешских крестьян.
Главным конфликтом всех повестей и рассказов Галека является противоречие между любовью и предрассудками окружающего общества, которые были следствием преклонения перед материальными благами. В ранней прозе этот конфликт был единственным, в поздней поднимаются и другие вопросы, связанные с общественными явлениями (например, проблема выделенчества). Галек рассматривает действительность с позиции естественных отношений как противоположность взглядам, основанным на власти денег. Находясь под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо, Галек верил, что человек должен учиться у природы, именно она способна привнести в жизнь индивида гармонию и счастье. Естественный человек не ставит во главу угла материальные блага, а живет в согласии с природой. Примером чистой естественности у Галека выступают дети.
Нужно отметить, что стиль писателя на протяжении всего творчества оставался поэтичным. Ян Неруда неоднократно говорил о том, что даже в прозе Галек остается лириком, 3. Неедлы подчеркивал «изысканность характера» его рассказов. Эта утонченность прозы достигалась за счет особым образом расставленных акцентов; главный упор автор делал на улавливании эмоционального состояния своих героев и эволюции их характеров. Рассказы и повести Галека черпают образность в сравнениях с природой, демонстрируя близость к любовной лирике, это напоминает метод использования подобных образов, особенно природных, в лирике народных песен (метафоры очей, звезд на небе). Не случайно Галека сравнивали со Сметаной или Манесом.
В середине XIX века чешский язык переживал сложный процесс изменений. Этот процесс стал результатом новых целей, вставших перед литературой, которая теперь должна была быть рассчитана на массового читателя, расширить горизонт сознания и обогатить жизнь новыми темами. В то время происходит сближение литературы с журналистикой. Задача была сложна: с одной стороны, язык должен был оставаться поэтичным, а с другой -приблизиться к разговорному языку простого народа. Маевцы активно участвовали в демократизации литературы. Именно поэтому проза В. Галека насыщена как различными средствами художественной выразительности, так и элементами разговорного языка.
Появляется тенденция к упрощению синтаксиса (простые односоставные предложения, что придает некую монотонность повествованию).
Некоторые исследователи говорят о своего рода примитивизме прозы чешского писателя (большое количество анафор, параллелизмов), но здесь нельзя забывать о том, что прямая композиция, упрощенный синтаксис, разговорный стиль, тривиальность некоторых сюжетов - это попытка В. Галека обратить литературу к жизни, решить общественно-культурную задачу демократизации литературы.
Эволюцию повествовательного стиля Галека мы попытались проследить через изменение образа автора в прозе, начиная с ранних произведений, и заканчивая последним завершенным рассказом, так как еще В.В. Виноградов отмечал, что «образ автора» - это тот центр, где встречаются все стилистические приемы.
Во Второй главе «Соотношение понятий «автор-герой-рассказчик» в творчестве В. Галека» рассматриваются основные взгляды и методологические принципы, связанные с категорией образа автора в литературоведении, а также подробно анализируются прозаические произведения Галека с точки зрения присутствия в них «авторского голоса»,
В §1 «Проблема «авторства» в литературоведении» освещаются основные концепции русских и чешских литературоведов по вопросу образа автора.
Проблема автора, его отражение в литературном произведении раскрывается через многие аспекты: систему персонажей, сюжет, пространственно-временную организацию текста, пейзаж, композицию, лексико-семантическую структуру. «Соотнесенность ценностных ориентаций автора и героя составляет своего рода первооснову литературных произведений, их неявный стержень, ключ к их пониманию, порой обретаемый весьма нелегко» [Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999: 169].
Слово «автор» (от латинского ашЛог - субъект действия, основатель и, в частности, создатель произведения) имеет несколько значений. «Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем... самого себя. И, наконец, в-третьих... это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению... Автор (в последнем значении) по-особому оценивает и действительность, дает ей свою оценку, таким образом, он проявляет себя в качестве субъекта художественной деятельности» [Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999: 68-69].
В качестве наиболее общего основания для классификации современных
литературоведческих школ предлагается использовать схему «автор-произведение-читатель»
14
[Г,И. Романова. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М., 2009]. Соответственно тому, какие аспехсты литературного произведения находятся в центре внимания, выделяют следующие методологические концепции:
1. Теории, ориентированные на текст (англо-американская «новая критика», формально-структуралистские школы (русский формализм), структурно-семиотическое направление, постструктурализм, нарратология)
2. Подходы, ориентированные на автора (биографический метод, феноменологический подход, психоаналитический подход)
3. Методы, ориентированные на читателя (рецептивная эстетика, сравнительно-исторический метод)
4. Методы, ориентированные на контекст (интертекстуальностъ, марксистское литературоведение, культурологический подход, феминистическое литературоведение).
На разных этапах развития науки о литературе субъективность выражалась по-разному. В фольклоре авторство было коллективным. Индивидуально-авторское начало появилось в античности, позднее его значение усиливалось. На протяжении нескольких столетий (до ХУ11-ХУ1П веков) писательское «я» было ограничено нормативностью существующих жанров и стилей. Литературное сознание было традиционалистским. Изменения в существующую систему внесли сентиментализм и романтизм. Личность автора становится индивидуально наполненной, а творчество осознается как воплощение авторской индивидуальности.
Точка зрения на авторство со временем меняется, делается акцент на том, как писатель решает творческие задачи. Согласно новой концепции творческая составляющая изолирована от духовно-биографического опыта автора произведения. Высказывания о разности между автором как реальным человеком и автором, каким он предстает в произведении, породили концепцию смерти автора Р. Барта. В основе его концепции - идея неограниченных возможностей читателя, его самостоятельности в трактовке произведения.
Эту структуралистскую идею поддержали и развили в лингвистическом ключе постструктуралисты, а именно сторонники метода деконструкции, обоснованного Жаком Деррида. В основе деконструкции лежит мысль об освобождении скрытых смыслов текста, не контролируемых автором. В рамках постструктурализма появился ряд смежных теорий: теория "революционного лингвопсихоанализа", интертекстуальность Ю. Кристевой, стилистика декодирования М. Риффатера.
Теория литературы в Чехии довольно молодая дисциплина, как самостоятельная
наука она сложилась лишь к концу XIX века (Й. Дурдик, О. Зих), в XX веке господствовали
15
вдеи структуры текста (Ян Мукаржовский). Большое влияние на процесс возникновения чешской теории литературы оказала русская формальная школа, немецкая эстетика и структуральная лингвистика. Одним из выдающихся основателей теории повествования стал в Чехии Ян Мукаржовский; диахронический метод в теории анализа прозы в соответствии с формализмом обязан своему возникновению Ф. Водичке. Он, как и многие чешские ученые (Л. Долежел, М. Янкович, М. Червенка, Э. Волек, В. Скаличка, А. Едличкова и др), дальше продолжал идеи Я. Мукаржовского в рамках как структурализма, так и нового направления, сложившегося на Западе в 1960-е годы и получившего название нарратология. Лингвистика текста и теории нарратава завладели умами подавляющего большинства чешских ученых, которые направили науку о литературе именно по пути современных концепций (П. Билек, Т. Кубичек). Концепции чешского литературоведения, несомненно, основываются на предшествующем опыте зарубежной науки. По-прежнему выходят переводы классиков французского и американского структурализма. Современные ученые-литературоведы (А. Гаман, Г. Шмагелова, Э. Петру) пытаются в своих работах систематизировать и некоторым образом вывести общую формулу, применимую к современному литературному анализу, но эти труды носят, как правило, дескриптивный характер.
В параграфе были рассмотрены основные концепции русских и чешских литературоведов. Определив главные тенденции в интерпретации проблемы автора в литературном произведении, было решено основываться на трудах В.В. Виноградова, Н.А. Кожевниковой А.П. Соловьевой, М.М. Бахтина, А!В. Чичерина, В.М. Жирмунского и концепциях, не связанных с лингвистикой текста. В вопросе изучения наследия В. Галека мы ориентировались на труды М. Погорского, Д. Ержабека, И. Славика, Я. Яначковой. Данные концепции относятся к классической литературе и ее интерпретации, поэтому анализируя прозу классика чешской литературы XIX века, в качестве теоретической и методологической основы нами были выбраны именно они.
Виноградов подчеркивал, что «образ автора - это центр, фокус, в котором скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приемы произведений словесного искусства», образ автора - это не субъект речи, часто он даже не называется в структуре произведения, это «концентрированное воплощение сути произведения» [Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971:182].
В интерпретации творческого наследия В. Галека следует большое внимание уделить
биографии писателя. Критика ХУШ-Х1Х веков часто обращалась к реальной жизни автора,
его общественным взглядам и положению (такой подход предлагали сторонники
16
биографического метода во главе с французским критиком Ш.О. де Сен-Бёвом, который призывал искать «главное звено» н жизни писателя и его творениях, что и должно составить основу для понимания сути произведения). Подобное самораскрытие автора особенно характерно для литературы XIX и XX веков, отчетливо это видится и в прозе В. Галека. Более того, нет сомнений, что биографические факторы во многом определяют характер творчества.
В современном литературоведении проблему автора рассматривают в следующих аспектах: 1) автор как реальное лицо, имеющее биографию и менталитет; 2) «автопортрет», образ автора в произведении; 3) автор как принцип организации произведения [Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М., 2006: 22]
В данном исследовании, анализируя образ автора в прозе В. Галека, мы пользовались терминами «повествователь» и «рассказчик». Эти два понятия трактуются различно:
1. «повествователь» излагает события «от третьего лица», «рассказчик» - «от первого»
2. «повествователь - «носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте», «рассказчик» - «носитель речи, открыто организующий своей личностью весь текст» [Хализев Особенности эпических произведений// Введение в литературоведение под ред. Г.Н. Поспелова М., 1988: 236].
Как подчеркивает В. Шмид, «в общем научном словоупотреблении термин «повествователь» служит обозначению инстанции более или менее «объективной»... стоящей близко к автору. Для того, чтобы подчеркнуть эту близость, нередко используется составное понятие «автор-повествователь». В широком обиходе термин «повествователь» нередко смешивается с понятием «автор» и «образ автора» [Шмид В. Нарратология, М. 2008: 67-68]. Иногда в словарях эти понятия даются как синонимы.
В прозаическом произведении (в нашем случае, рассказе и повести) автор выступает обычно как повествователь, «всеведущий автор». Но даже в тех случаях, когда в повествование вводится рассказчик или передается точка зрения персонажей, за ними все равно ощущается присутствие автора.
В §2 «Автор-герой-рассказчик» в раннем творчестве В. Галека» была рассмотрена проблема образа автора на примере двух рассказов, относящихся к раннему творчеству чешского писателя.
2.1 «Недостаточная выделенность авторского голоса в первых рассказах В. Галека как свидетельство нечеткости авторской позиции (рассказ «Байрама»)».
Рассказ «Байрама» (1858) - первое прозаическое произведение В. Галека. С самого
начала повествования мы понимаем, что на читательское восприятие будет оказывать
17
влияние включение «другого голоса», а именно пушкинского. Имеется в виду не только повторение сюжета, но и внутритекстовые схождения. Такая интертекстуальность, о которой в меньшей степени можно говорить применительно к литературе середины XIX века, тем не менее, видна на страницах рассказа, и позволяет автору вести диалог с читателем, который в свою очередь может распознать немаркированные включения чужого слова. Несмотря на сюжетные параллели, рассказ В. Галека очень самобытен, созданные им герои вошли в галерею характеров, которые раскрывают особенности национального самосознания и мироощущения. Галек вводит в повествование типичных чешских персонажей (ночной сторож, сват), описывает деревенские обряды и обычаи (жатва, воскресная служба в костеле, танцы под звуки шарманки).
В рассказе «Байрама» образ автора проявляется в деталях: описаниях чешского национального быта, природы, традиций, характеристиках героев. Поскольку автор прямо себя почти не проявляет и ни одного из героев не наделяет своей точкой зрения, его образ иногда становится менее отчетливым, на первый же план выходят ярко прописанные диалоги, занимающие большую часть пространства произведения.
О разграничении позиции автора и персонажа свидетельствует лексико-стилистическое наполнение произведения. Обиходно-разговорной речи персонажа противопоставляется лиричная и образная речь автора.
Композиционно первая и последняя главы «Байрамы», представляющие собой подражание пушкинским «Цыганам», образуют некую рамку, в которую включены центральные три главы, где внимание автора сконцентрировано на описании чешской деревни. Взгляд на цыган у Галека истинно чешский, свойственный деревенским жителям, он лишен романтического флера, какой мы видим у Пушкина. Таким образом, мы понимаем, насколько тема деревни важна была для писателя уже на начальном этапе его творчества, впоследствии же она станет для него центральной.
2.2 «Слияние образа повествователя и образа героя-рассказчика на завершающем этапе раннего творчества В. Галека (рассказ «Музыкантова Лидушка»)».
Рассказ «Музыкантова Лидушка» появился в 1861 году и стал своеобразной вехой в творческом развитии В. Галека как автора прозы, именно здесь происходит слияние лиризма и психологизма, что будет впоследствии характерной чертой повествовательного стиля зрелого писателя. В рассказе сочетаются теплота, задушевность в отношении к героям и гневное обличение царящих в обществе порядков, устоев и предрассудков, лживой морали.
В данном произведении структура текста выстраивается несколько иначе, чем в «Байраме». Здесь можно выделить две точки зрения:
1) в первых четырех главах правомерно говорить о повествователе, в последней пятой -о герое-рассказчике
2) или можно сделать- вывод о том, что весь рассказ, все реплики и размышления, не относящиеся к прямой речи героев, принадлежат исключительно герою-рассказчику, просто в заключительной главе он заявляет о себе открыто. Об этом свидетельствует включаемое местоимение «я».
В «Музыкантовой Лидушке» повествователь не возвышается над героями, он находится в одном с ними пространстве, он не может быть ни одним из них, ни «всезнающим автором». Таким образом, правомерно говорить, что одной из важных форм выражения авторской позиции является включение авторского голоса в многоголосье персонажей. При помощи такой связи «обеспечивается переход внешних связей между ними в связи внутренние, и автор, будучи носителем и выразителем связей людей, голосов, миров друг с другом, оказывается одновременно и вместе с героями и внутри каждого из них» [Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., 1991: 133]. Галек предпринимает попытки слиться с героями. По-прежнему мы видим некую расчлененность речевого потока: это, прежде всего, проявляется в контрасте между диалогичной речью персонажей с элементами разговорного стиля и авторской образной монологичной речью.
Говоря о языке произведения, следует отметить, что он лишен усложненных
синтаксических конструкций, автор использует в основном простые предложения. Внимание
сосредоточено не столько на форме, сколько на содержании, поэтому форма проста, даже
несколько упрощенна в соответствии с тем миром, который изображает Галек, а это - мир
простого человека. В рассказе отсутствует как таковая несобственно-прямая речь
персонажей, которая всегда имеет явно выраженный книжный характер. Своеобразным
усложнением авторской речи являются риторические построения.
Для данного рассказа, как и для прозы Галека раннего периода в целом, характерна
романтическая направленность, различие между речью автора и речью персонажей. По-
прежнему Галеком движут идеи романтизма, мы вновь видим бунт героя против внешнего
мира, а также использование привычных для поэтического творчества образов-символов,
главными из которых являются образы птицы, очей, неба и звезд.
Образ автора проявляется в деталях: описаниях чешского национального быта,
природы, традиций, характеристиках героев, размышлениях философского характера. Так
19
как автор прямо себя почти не проявляет и ни одпого из героев пе делает выразителем своих воззрений, его образ становится менее отчетливым, на первый план выходит диалогическая речь, занимающая большую часть пространства произведения.
Обобщенные отрезки текста, описания природы или характеристики героев относятся к лирическим размышлениям автора. Психологизация повествования, зачастую достигаемая путем несобственно-прямой речи героя и ее усложнения, в нашем случае достигается рассуждениями автора и прямой речью,
С самого начала писатель стремится убедить читателя в реальности того, что он наблюдает и описывает, поэтому в первом же своем литературном прозаическом опыте («Байрама») он попытался воплотить свои ощущения и знание хорошо знакомой ему среды. В отличие от «Байрамы», сюжет которой заимствован у A.C. Пушкина, «Музыкантова Лидушка» написана целиком на чешском материале. Принципиальным отличием является и то, что в рассказе ярче начинает звучать авторский голос.
В §3 «Автор-герой-рассказчик» в зрелой прозе В. Галека» образ автора рассматривается на примере повести «На выделе» и последнего завершенного рассказа «Студент Квох», относящихся к позднему периоду творчества В. Галека.
3.1 «Повышение роли автора-повествователя и постоянное присутствие авторского сознания и авторской оценки в зрелом творчестве В. Галека (повесть «На выделе»)».
В 1873 году В. Галек пишет одну из самых известных и значимых своих повестей «На выделе». Можно предположить, что повествователь был одновременно свидетелем той истории, о которой рассказывает. Он сливается в тексте повести с автором. Главной проблемой произведения стал вопрос о выделенных родителях. Галек выражает собственное отношение к выделенчеству, как к общественному злу, а также дает характеристику героям через призму этой проблемы, подчеркивая типичность подобного явления для чешской жизни того времени. На протяжении многих лет существовал порядок отправлять пожилых родителей на выдел. Они прекращали вести хозяйство, уступая место молодым. Отношение к выделенным родителям редко было хорошим, они жили в унижении и влачили жалкое существование. Повесть «На выделе» как раз касается этой проблемы в рамках истории одной чешской семьи. Вместе с тем, она являет собой пример межлитературных влияний, ведь «На выделе» - это своеобразный чешский вариант «Короля Лира» и тургеневского рассказа «Степной король Лир».
Галек впервые на страницах своих произведений так резко высказывается против
существующего порядка, лирические отступления звучат как обвинение общественному
20
строю. Автор стремится показать отрицательные стороны современного ему общества, он открыто бичует общественное явление. Это характерно не только для повести «На выделе», стиль повествования в других произведениях позднего периода аналогичен («В усадьбе и в хижине», «Возле пустынного холма», «Пражский извозчик»). Частое употребление личных местоимений «я» и «мы» максимально приближает автора-повествователя к рассказываемому и к читателю. Галек начинает сочетать эпическое повествование и драматический диалог. Если первые прозаические произведения строились на большом количестве диалогов, то позднее творчество Галека наполнено авторскими философскими размышлениями, описаниями природы родного края в ее взаимосвязи с человеком.
В ранних произведениях В. Галека можно было наблюдать некую разнородность текста, речь персонажей отличалась концентрацией характерологических средств и их экспрессией. Стилистический рисунок рассказов был разнообразен, поэтому мы более четко могли увидеть дистанцию между автором и героями. В прозе позднего периода («На выделе», «Студент Квох») явные стилистические колебания отсутствуют, речь автора-повествователя и героев однородна, часто мы видим позицию всеведущего автора. Подобный психологизм и постоянное присутствие авторского сознания особенно выделяет позднее творчество Галека.
Повесть «На выделе» отличается яркой образностью, Галек использует характерные для поэтического творчества средства художественной выразительности: сравнения, метонимию, эпитеты, метафоры, олицетворения. Повесть насыщена символами, но в основе своей они являются культурно-историческими, имеющими опору в культурной традиции.
Условно повесть строится на противопоставлении двух миров: мира Лойки (мрачного, лицемерного) и мира детей (светлого, чистого, бесхитростного). Люди, живущие предрассудками, противостоят детям, чье существование представляет собой гармонию с природой. В произведении Галека нет всеобщей концентрации на мрачном безрадостном существовании, добро пытается уравновесить собой зло, в итоге одерживая победу. Продолжением природы выступают дети, Франек и Стаза, чьи доброта и красота отношения к окружающему миру явились основополагающими, - эту мысль автор подчеркивает неоднократно.
Роль автора именно в этом произведении велика еще и потому, что на его страницы В. Галек перенес историю своих взаимоотношений с собственным отцом. В истории Лойки и Франека слышится личная проблема писателя. Он также одиноко чувствовал себя, когда семья отвернулась от него, не поддержав в решении продолжить образование.
Впервые в прозаическом творчестве автор открыто выражает свою позицию через символику, лирические отступления, образность и прямую критику общественно-политического несовершенства общества (выделенчество). Нередко своей точкой зрения автор наделяет деревенского посыльного Вену, который критикует человеческие пороки, олицетворяя собой справедливость и правду.
3.2 «Четкость разделения позиций автора-повествователя и героя-рассказчика как выражение индивидуально-авторского стиля в заключительный период творчества В. Галека (рассказ «Студент Квох»)».
В. Галек не изображал исключительных героев, наоборот, он подчеркивал типичность своих персонажей, которые как никто понимают свое положение и ощущают несправедливое к себе отношение, пытаются противостоять этому, отстаивая свои честь и достоинство.
Судьбе одного из таких людей посвящен рассказ «Студент Квох», написанный в 1874 году. «В этом рассказе поражает не сюжет, но умение Галека... раскрыть движение души, показать малейшие нюансы человеческого чувствования, перевоплотиться в героя, проследить мучительный процесс утраты им веры в себя, неумения приспособиться к обстоятельствам, побороть гордыню и смириться» [Жакова Н.К. Витезслав Галек// В. Галек Повести и рассказы. Л., 1985: 17]. Рассказ «Студент Квох» важен для творчества писателя еще тем, что является последним законченным произведением рано ушедшего из жизни В. Галека.
Автор присутствует в произведении скрыто, он не вмешивается в ход действия, но при этом выразителем его мнения становится второстепенный персонаж - студент семинарии. Рассказ принципиально отличается тем, что впервые Галек явно делает точкой отсчета личностное сознание. Перед нами рассказчик, одновременно являющийся героем и очевидцем происходящего. «Я» героя-рассказчика максимально приближено к авторскому «я», что сокращает дистанцию между автором и его персонажем. Не трудно понять, что именно этого героя автор и делает носителем собственных идей, оставаясь при этом в тени. Передоверяя герою-рассказчику свое видение событий, автор оставляет возможность заявить о себе в редких комментариях, как правило, философского характера. Благодаря углубленной психологической конкретности, перед нами предстает трагедия одиночества и надломленной воли. В. Галек с отчетливостью, характерной для реализма, выражает мысль об отдельно взятой трагедии маленького человека. Галерею этих образов начал Н.В. Гоголь, а в чешской литературе продолжил В. Галек и позднее Я. Неруда в «Малостранских повестях» (они появились уже после смерти Галека).
Герой-рассказчик является современником описываемых событий, он, с одной стороны, близок к народу, вышел из этой среды и умеет оценивать реальную действительность, но, с другой, - образован и интеллигентен, что помогает ему реально выражать авторское сознание. Галек по-прежнему далек от бытописательства, стремится к точному и сжатому языку, не перегруженному синтаксическими конструкциями.
Есть фрагменты в тексте, которые выделяются своей «непринадлежностью» ни к рассказчику, ни к остальным героям. Эти небольшие отрывки можно соотнести с речью повествователя, который является одновременно «всезнающим автором», избирающим позицию наблюдателя, и как будто вместе с героем стремится пристальнее вглядеться и вслушаться в то, что совершается на его глазах в окружающем мире.
Важно отметить, что Галек в этом рассказе впервые использует подробную портретную характеристику героев, что не было характерным для его прозаического творчества.
Как и в своих ранних произведениях Галек прибегает к культурно-историческим символам (это образы-символы неба, сада, звезд, воды). В позднем периоде творчества писатель также благодаря символам расширяет смысловую перспективу произведения, позволяет читателю выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. В рассказе «Студент Квох» наряду с культурно-историческими символами мы видим и символы без опоры на культурную традицию.
Рассказ очень однороден по своей структуре, в нем мы не встретим яркого контраста литературного и обиходно-разговорного стиля. Несмотря на то, что В. Галек пытается уравновесить прямую и косвенную речь, в рассказе по-прежнему большое количество диалогов. Не прибегает писатель и к использованию несобственно-прямой речи. Психологизм и характеристика героя проявляется в речи героя-рассказчика и эпизодических комментариях автора-повествователя.
На пути к реализму В. Галек пытается уйти от близкого ему романтического мироощущения, утверждавшего культ природы, чувств и естественного в человеке. Если в ранних рассказах, несмотря на то, что Галек описывал простых чешских людей, присутствовали лиризм, пафос личной независимости, безграничная свобода индивидуума, то в последнем завершенном им произведении сочувственно реалистично описывается трагедия не Чайльд-Гарольда, а маленького человека.
Подводя итог исследованию творчества В. Галека с точки зрения присутствия в нем «голоса автора», в конце Второй главы приводятся выводы, к которым удалось придти.
Сначала выделяется то общее, что связывает прозу раннего и позднего периода творчества писателя в рамках выбранных для анализа произведений. Всех их объединяет тема: тема деревни и жизни в ней простых людей. Композиционно рассказы выстроены по одной повествовательной модели, они не насыщены сложными лексико-синтаксическими конструкциями, отсутствует как таковая несобственно-прямая речь и внутренний монолог персонажей. Даже несмотря на тот факт, что мировая литература оказала большое влияние на становление Галека - писателя, он смог показать истинный колорит чешской земли, вплетая в рассказы элементы фольклора и вводя в повествование своеобразных чешских персонажей. Хотя Галек и не первый прозаик, обратившийся к деревенской тематике, он создал ту настоящую коннотативную основу, которая легла в основу дальнейших представлений чешских писателей о деревне. Рассмотренные нами произведения роднит то, что в заглавие всех рассказов вынесено имя главного героя/героини. Только повесть «На выделе» названа в соответствие с раскрываемой в ней проблематикой. Галека не случайно называли «лириком в прозе», все рассказы и повести проникнуты удивительной поэтичностью, присущей стихотворному произведению.
В рамках исследования основное внимание было уделено выявлению образа автора и авторской позиции на страницах прозы В. Галека. С течением времени тип повествователя, безусловно, претерпевает изменения. В раннем творчестве авторская функция минимизирована, мы видим автора - стороннего наблюдателя, он выступает своеобразным хроникером. Различие между планом автора и планом персонажа выявляет дифференциация лексического наполнения произведений (различие между характерологичной речью персонажей и литературной речью автора, которое в позднем творчестве писателя нивелируется). В рассказе «Музыкантова Лидушка», условно завершающем ранний этап творчества Галека, «образ автора» интегрирует в себе повествователя и героя-рассказчика. Впервые ярко проявляются отступления философского характера, образность, комментарий-описание эмоционально-психологического состояния героев, но по-прежнему прямой речи отведена главенствующая роль.
С повестью «На выделе» избранный Галеком «образ автора» открыл перед писателем широкие художественные возможности. С одной стороны, мы видим повествователя, описывающего произошедшие в деревне Бишицы события, который постоянно подчеркивает свое присутствие рядом с персонажами. С другой стороны, мы видим автора, сливающегося с Галеком, - человеком, выражающим свою позицию как гражданина. Авторские отступления позволили правдиво изобразить жизнь, нарисовать галерею типичных
персонажей. Как Гоголь явил, по словам Белинского, всю Русь, так Галек явил в своей повести всю чешскую деревню.
В рассказе «Студент Квох» мы видим уже яркий пример перехода В. Галека к реализму. С первых же строк произведения мы понимаем, что повествование будет вестись от лица рассказчика, который назван и представлен читателю как современник и участник описываемых событий. Впервые в центре сюжетной коллизии - один конкретный герой, который и организовывает все повествование вокруг себя. Для позднего творчества в целом характерно присутствие авторского голоса, проявляющегося через характеристику героев, комментарии, более обстоятельные лирические отступления. Как и в ранних рассказах, писатель избегает подробных портретных характеристик героев, но в последнем своем завершенном произведении «Студент Квох» он все же описывает внешний вид своего персонажа, так как этого требовала от него логика изображения внутреннего мира героя.
Повествовательная модель, выбранная Галеком, уравнивает прямую и косвенную речь, роль диалогов перестает быть главенствующей. Наконец, появляются герои, способные передавать авторскую точку зрения, хоть и не полностью (Вена в «На выделе» и студент семинарии в «Студенте Квохе»), В отличие от раннего творчества стилистическое оформление текста однородное, нет видимых различий между обиходно-разговорной речью героев и литературной автора-повествователя.
Говоря об «образе автора» в прозе В. Галека, невозможно не принимать во внимание его личную биографию, то переходное время с присущими ему идеями и новаторскими мыслями, в которое жил и творил писатель. Несмотря на короткую жизнь, В. Галек прошел интересный и насыщенный путь литературного деятеля. В конце жизни он стремился освоить реалистическое письмо, но тем не менее он навсегда останется лирическим поэтом-романтиком в прозе.
Прозаическому творчеству писателя никогда не уделялось должного внимания, и в современном литературоведении интерес к Галеку к сожалению не возрос, а ведь именно благодаря этой незаурядной личности, безгранично любившей свою Родину, сумевшей совместить в себе таланты поэта, писателя, общественного и культурного деятеля, публициста, чешская литература смогла раздвинуть свои узкие национальные рамки и выйти на простор европейской литературы.
В Заключении подведены итоги диссертационной работы в соответствии с
основными положениями, выносимыми на защиту, целями и задачами исследования.
Рассмотрев типологию и стилистическую специфику прозы Витезслава Галека, мы получили
возможность сделать выводы об особенностях прозаического творчества писателя:
25
1. В. Галек был одной из центральных фигур в общественной и культурной жизни Чехии в 50-70 гг XIX века, его вклад в развитие современного общества и литературы трудно переоценить. В результате рассмотрения биографии писателя, а также общественной ситуации того времени, был сделан вывод, что оставлять без внимания эти аспекты при изучении творческого наследия Галека невозможно.
2. Как для писателя-реалиста для Галека было важным социальное положение его героев, это прослеживается как в ранних произведениях (Еник из зажиточной семьи и цыганка Байрама; Лидушка из состоятельной семьи и простой сельский музыкант), так и в поздних (Франек - из богатой усадьбы, Стаза - безродная сирота). Особенно ярко виден этот контраст в последнем рассказе писателя «Студент Квох», где свое положение постоянно подчеркивает сам герой: поденшик - ничто, а его друзья добились многого: викарий, врач, начальник управы.
3. Галек, как и многие писатели и поэты его времени, чувствовал свою связь с мировой литературой. Влияние других традиций на его творчество неоспоримо. Особое место в ряду почитаемых чехами литератур занимала, несомненно, русская. В. Галек, как и другие представители молодого поколения, обращался к наследию русских писателей -A.C. Пушкину, Н.В. Гоголю, И.С. Тургеневу, И.А. Гончарову. В период раннего творчества влияние иностранной, прежде всего русской, литературы было отчетливым, с течением времени оно стало завуалированным.
4. Рассмотрев основные концепции чешских и русских литературоведов по вопросу «образа автора», было решено основываться на работах тех ученых, которые обращались к классической литературе. В качестве методологической базы были выбраны теории не только В.В. Виноградова и H.A. Кожевниковой, но и М.М. Бахтина, A.B. Чичерина, В.М. Жирмунского. Принимая во внимание время создания Галеком его прозаических произведений, представляется целесообразным анализировать их с точки зрения классических понятий, а не с позиций современной нарратологической науки.
Ввиду того, что центральной проблемой исследования явилась проблема образа автора и его эволюции, то приведем следующие выводы по данному вопросу:
5. В раннем творчестве мы видим автора - стороннего наблюдателя, произведения лишены оценочности, лирическим отступлениям отведено скромное место, на первый план выходят диалоги, благодаря которым мы и можем судить о героях.
6. Произведения раннего и позднего периодов различны по лексическому наполнению.
Если в рассказах «Музыкантова Лидушка» и «Байрама» мы видим характерологические
элементы в речи персонажей, то в повести «На выделе» и рассказе «Студент Квох»
26
стилистическая организация текста более однородна и приближена к литературной норме, выработке которой способствовал своим творчеством Галек.
7. Рассказ «Музыкантова Лидушка» является своеобразным завершением романтического этапа творчества Галека и одновременно переходом к реализму. Впервые появляются отступления философского характера, комментарий-описание эмоционально-психологического состояния героев, но по-прежнему прямая речь занимает центральное место.
8. В повести «На выделе», одном из самых значительных произведений зрелого периода, мы оцениваем происходящее со слов повествователя, который постоянно подчеркивает свое присутствие рядом с персонажами, беседует с читателем. С другой стороны, мы видим автора, сливающегося с Галеком - человеком, склонным к размышлениям: это и описания природы, и лирические отступления философского характера, выражающие позицию писателя как гражданина.
9. В рассказе «Студент Квох» стиль подчинен главной идее автора - правдиво изобразить характер человека во всей его социальной и нравственной типичности. Повествование ведется от лица рассказчика, который назван и представлен читателю как современник и участник событий. В центре сюжетной линии - конкретный герой, организующий повествование.
10. Для позднего этапа творчества Галека в целом характерно присутствие авторского голоса, проявляющегося через характеристику героев, комментарии к действию, лирические отступления.
11. Писатель избегает подробных портретных характеристик героев, как в раннем, так и в позднем творчестве. Только в рассказе «Студент Квох» он описывает внешность персонажа, но следует отметить, что даже эта портретная характеристика воспринимается лишь как помощь читателю в трактовке характера персонажа.
12. Повествовательная модель поздних произведений уравнивает прямую и косвенную речь, роль диалогов перестает быть главенствующей.
13. Для творчества Галека в целом характерна символизация, но только в позднем периоде творчества роль символов без опоры на культурную традицию становится такой же важной, как и роль культурно-исторических символов.
14. В результате анализа произведений В. Галека, относящихся к разным этапам его
прозаического творчества, явно прослеживается эволюция повествовательного стиля
писателя на различных уровнях. В прозе позднего периода, в отличие от произведений
раннего периода, мы наблюдаем усложнение сюжетной линии, появление более
27
разветвленной системы персонажей, изменение пространственно-временной перспективы, что более объемно позволяет увидеть характер героев, нивелируется значение характерологических средств. Проза Галека чрезвычайно лирична, насыщена образами, символикой, характерными для поэзии тропами, но в рассказах и повестях конца 60-х - начала 70-х годов ярко начинает проявляться гражданская позиция автора, появляется большое количество лирических отступлений философского характера, психологических портретов персонажей, авторский голос в целом начинает звучать сильнее и отчетливее.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК
1. Хронотоп в прозе В. Галека (на материале рассказов «Музыкантова Лидушка» и «Студент Квох»)// Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. СПб: 2010. Вып. 3. - С. 53-59.
2. Образ автора в ранней прозе В. Галека (на примере рассказа «Байрама»)// Вестник МГОУ. Серия Русская филология. № 1,2011. М: 2011. - С. 98-106.
3. Категория «образа автора» в позднем творчестве В. Галека (на примере повести «На выделе»)// Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. Серия Филология. № 4, 2011. СПб: - в печати.
Статьи:
1. Мировые образы и национальные традиции в творчестве В. Галека (на примере повести «На выделе»)// Материалы секции Славянские литературы и литературные взаимосвязи. Первые Андреевские чтения XXXVIII Международной филологической конференции 16-20 марта 2009 г. Под ред. Жаковой Н.К. СПб: 2009.-С. 36-43.
2. Соотношение категорий «автор-герой-рассказчик» в прозе В. Галека (на примере рассказа «Студент Квох»)// Материалы секции Славянские литературы и литературные взаимосвязи. П1 Андреевские чтения XL Международной филологической конференции 14-19 марта 2011 г. Под ред. Жаковой Н.К. СПб: 2011. С. 25-30.
. Подписано в печать 10.2011 Формат 60x84/16
Бумага офсетная. Печать офсетная Усл. печ. л. 1.5 Тираж экз. Заказ №
Отдел новых учебных технологий СПбГУ, Филологический факультет 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11
Текст диссертации на тему "Эволюция повествовательного стиля творчества В. Галека"
61 12-10/253
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Дудкина Анастасия Игоревна
Эволюция повествовательного стиля творчества В. Галека
Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литература народов Европы, Америки, Австралии)
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Н.К. Жакова
Санкт-Петербург 2011
Оглавление
Введение................................................................................3-9
Глава I. Место и роль В. Галека в чешской литературе своего времени
§1 В. Галек и его эпоха.............................................................10-34
§2 В. Галек и мировая литература...............................................35-49
§ 3 Особенности стиля В. Галека................................................50-77
Глава II. Соотношение понятий «автор-герой-рассказчик» в творчестве В.Галека
§1 Проблема «авторства» в литературоведении..............................78-103
§2 «Автор-герой-рассказчик» в раннем творчестве В. Галека
2.1 Недостаточная выделенность авторского голоса в первых рассказах В. Галека как свидетельство нечеткости авторской позиции (рассказ «Байрама»)........................................................................104-112
2.2 Слияние образа повествователя и образа героя-рассказчика на завершающем этапе раннего творчества В. Галека (рассказ «Музыкантова
Лидушка»).........................................••••••.....-..................113-127
§3 «Автор-герой-рассказчик» в зрелой прозе В. Галека
3.1 Повышение роли автора-повествователя и постоянное присутствие авторского сознания и авторской оценки в зрелом творчестве В. Галека (повесть «На выделе»)....................................................... 128-162
3.2 Четкость разделения позиций автора-повествователя и героя-рассказчика как выражение индивидуально-авторского стиля в заключительный период творчества В. Галека
(рассказ «Студент Квох»)...................................................163-188
Заключение...........................................................................................189-193
Библиография..................................................................194- 203
Введение
Творчество классика чешской литературы Витезслава Галека (18351874) оставило большой след в культурной и духовной жизни своего народа. Галек был организатором литературного движения 60-70-х годов XIX века. Вдохновленный природой родного Мельницкого края, он создал удивительно проникновенную лирику, в прозаическом творчестве он с необыкновенной глубиной показал жизнь чешской деревни, выступал как
редактор передовых чешских изданий.
Как и Я. Неруда, В. Галек стоял у истоков чешского реализма, формированию которого он способствовал как своим писательским трудом, так и критическими выступлениями. «Во всех областях деятельности он ставил во главу угла национальные интересы; его задачей было способствовать развитию отечественной словесности, поднимать культуру народа в целом, создавать произведения, доступные народу, которые могли бы дойти до сердца каждого читателя и...разбудить его
патриотические чувства»1.
В. Галек жил и творил в сложную и неоднозначную эпоху. Чешская литература, как и многие другие славянские литературы, «существовала долгие годы в условиях национального порабощения», ее развитие «проходило как бы в спрессованных формах, когда литературные системы сменяли одна другую, не успев вполне сформироваться, накладываясь одна на другую, существуя одновременно и создавая во второй половине XIX века сложные литературные явления переходного характера, в которых порою равноправно сосуществовали романтические, сентименталис гские и реалистические черты»2. В прозаическом творчестве писателя, которое
1 Жакова Н.К. Чешская литература конца XVIII- XIX веков Спб.: 2003. С. 55.
2 Соловьева А.П. Этапы и особенности развития реализма в чешской литературе XIX века // Реализм в литературе стран центральной и юго-восточной Европы. Пути и специфика литературного развития в XIX веке. М.: 1983. С. 66.
является предметом исследования в данной диссертационной работе, ярко прослеживается эволюция от романтического к реалистическому письму.
Следует отметить, что проза В. Галека мало исследована как в чешском, так и русском литературоведении. Чешские ученые, если и рассматривали повести и рассказы писателя, то исключительно в рамках их идейно-тематического своеобразия. Последние работы по творчеству Галека были опубликованы в 60-х годах прошлого века (М. Погорский, 3. Неедлы, Д. Ержабек, И. Славик, А. Халоупка, В. Достал). В книгах по истории чешской литературы писателю отводилось довольно скромное место (Prüvodce ро dejinách ceské literatury (1978), Lexikon ceské literatury: osobnosti, díla, instituce (1985), Ceská literatura od pocátku k dnesku (2002), Panorama ceské literatury (2008)). В настоящее время переиздают в основном его поэзию, прозаическое творчество остается по-прежнему малоизученным. Именно поэтому проанализировать повествовательный стиль В. Галека, возродить интерес к этому классику чешской литературы, который последние 70 лет остается в тени, видится важным как для изучения творчества самого писателя, так и для истории чешской литературы в целом.
В качестве предмета исследования были выбраны ранние произведения Галека («Байрама» (1858) и «Музыкантова Лидушка» (1861)) и произведения, относящиеся к зрелому периоду его творчества («На выделе» (1873 ) и «Студент Квох» (1874)).
Целью диссертационной работы является рассмотрение прозаического творчества В. Галека и эволюции повествовательного стиля писателя. Ученые расходятся в определении объема понятия «стиль», в вопросе о художественных приемах, с помощью которых стиль создается, от чего он зависит и как проявляется. В применении к прозе Галека стиль предполагает единство между накопленным жизненным и художественным опытом и тем индивидуальным, что хочет привнести
писатель, анализируя и ставя во главу угла проблемы, кажущиеся ему наиболее важными.
Говоря о стиле чешского писателя, а также принимая во внимание сложность и многогранность проблемы, мы затронем вопросы идейно-тематического своеобразия, сюжетно-композиционных особенностей и вопрос пространства и времени прозы Галека. Подробно же в диссертации исследуется вопрос об «образе автора» в прозаическом произведении. Академик В.В. Виноградов, уделявший большое внимание в своих работах исследованию авторской проблематики, считал вопрос автора центральным для поэтики и стилистики. Перечисленные выше проблемы напрямую связаны со стилем, но каждая требует отдельной детальной разработки.
Лингвисты связывают «образ автора» только с изучением речевых средств произведения, в то время как авторская позиция реализуется и через сюжет, персонажей, а также через лирические отступления. В своем исследовании мы попытаемся выявить именно эти аспекты.
Г.И. Романова в книге «Практика анализа литературного произведения»3 обобщает современное состояние методологии в литературоведении, разделяя литературоведческие теории по их ориентации: на текст («новая критика», формально-структуралистские школы, постструктурализм, нарратология), на автора (биографический метод, феноменологический подход, психоаналитический подход), на читателя (рецептивная эстетика, сравнительно-исторический метод) и на контекст (интертекстуальность, марксистское литературоведение, культурологический подход, феминистическое литературоведение).
Рассмотрев основные концепции о проблеме «авторства» в литературоведении, учитывая приведенную классификацию, в данном исследовании при выявлении «образа автора» в прозе В. Галека было
3 Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М.: 2006.
решено основываться на теориях, менее всего ориентированных на лингвистику текста, поэтому правильным видится обращение не к термину «нарратор», который широко используется в западном литературоведении, а к терминам «повествователь» и «рассказчик». Под «повествователем» понимается «носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте», под «рассказчиком» - «носитель речи, открыто организующий своей личностью весь текст»4. Поскольку в общем научном словоупотреблении термин «повествователь» служит обозначению инстанции более или менее «объективной»... стоящей близко к автору, нередко используется составное понятие «автор-повествователь». В широком обиходе термин «повествователь» нередко смешивается с понятием «автор» и «образ автора»5.
Исходя из этих принципов применительно к прозаическому творчеству В. Галека, мы будем прибегать к интегрированному понятию «автор-повествователь» и «рассказчик», но за обеими повествующими инстанциями будет подразумеваться «всеведущий автор», хотя «рассказчик» и характеризуется некоторой маркированностью. Подобное объединение автора и повествователя актуально и по сей день, хотя чешское и западное литературоведения ориентированы сугубо на текст, делая его предметом исследования. Личностное начало второстепенно, несмотря на то, что в нарратологии существует понятие конкретного автора («первично! о» по М.М. Бахтину).
В трактовке прозы В. Галека мы основывались на тех методологических концепциях, которые ориентированы на автора, а не на текст. В диссертации сочетаются принципы нескольких методов исследования: историко-типологический, биографический и текстуальный
4 Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: 1972. С. 33-34.
5 Шмид В. Нарратология. М.: 2008. С. 67-68.
анализ в сочетании с элементами сравнительного и культурно-исторического подходов.
Учитывая время создания произведений, жанровую особенность, культурно-общественные предпосылки, из числа научных текстов, посвященных проблеме авторства в литературоведении, мы будем пользоваться работами, принадлежащими В.В. Виноградову, H.A. Кожевниковой, А.П. Соловьевой. Они и выступят методологической основой настоящего исследования.
Именно В.В. Виноградов сформулировал мысль о том, что образ автора - это всегда образ писателя, выступающего в произведении под различными стилевыми масками. Виноградов придерживался идеи о том, что в произведении отражаются биография писателя, своеобразие его жизни, миропонимание и взгляды, а проблема индивидуального стиля неотделима от анализа и структурного воссоздания творческой личности писателя.
Творчество В. Галека тесно связано с его биографией, во многом ею обусловлено. Писатель ощущал связь со своим поколением. Наследуя традиции предшественников, он также обостренно чувствовал свою причастность к современной национальной жизни.
Галек, как и многие литературные деятели того времени, осознавал свою связь с мировой литературой. Влияние других литературных традиций на его творчество неоспоримо. В озро д и в шая ся чешская литература обращается не только к собственным корням, но и к опыту других народов. В. Галек и Я. Неруда стояли у истоков нового направления, которое помимо национальных идеалов было ориентировано в значительной степени на переводную литературу. Они отчаянно боролись с косностью старой школы, пережитками прошлого, ратовали за изменения и прогресс.
Несмотря на подражание классическим образцам, прежде всего, русской литературы, прослеживающееся на страницах прозы писателя, мы неизменно видим индивидуальную манеру в изображении естественной сельской среды, такой близкой и понятной каждому чеху. Деревенская тематика стала центральной в творчестве Галека, его задачей было привлечь внимание к жизни простого человека, показать, что деревня - это уже не изолированный мир, но самостоятельный организм, готовый бороться за свои права. Выбранные нами для анализа произведения объединены именно деревенской тематикой.
Исходя из того факта, что прозаическое творчество В. Галека практически не изучено, задачи настоящего исследования могут быть сформулированы следующим образом:
- дать характеристику жизни и творчества чешского писателя;
- определить место В. Галека в чешской культуре и литературе конца 50-х-середины 70-х гг XIX века;
- проследить, каким образом повлияла мировая литература на формирование художественного творчества писателя;
- рассмотреть основные существующие в литературоведении концепции «образа автора» и определить возможность их применения к исследованию прозы В. Галека;
- осветить стилистические особенности творчества писателя (проблему пространства и времени, особенности композиции, идейное своеобразие)
- проанализировать рассказы и повести, написанные в разные периоды творчества Галека, выявить в них «образ автора»;
- проследить эволюцию стиля Галека с точки зрения отношений автор-герой-рассказчик.
Актуальность исследования видится в следующем:
- обращение к классику чешской литературы, чье творчество является малоизученным в литературоведении;
- расширение рамок истории и теории литературы, обогащение курсов по чешской литературе XIX века и творчеству Галека, а также в целом по истории зарубежной литературы;
- разработка темы «автор-герой-рассказчик» в применении к классической литературе XIX века;
- разработка особенностей прозаического стиля В. Галека и его эволюции.
Новизна диссертационной работы представляется в следующем:
1. Впервые вводится в научный оборот анализ ряда аспектов творчества чешского писателя В. Галека. Рассматривается ранняя проза, которой в отличие от прозы зрелого периода, никогда не уделялось должного внимания.
2. Впервые рассматривается прозаическое творчество В. Галека с точки зрения таких категорий, как «автор-герой-рассказчик».
3. Делается попытка показать эволюцию авторского стиля.
Глава I Место и роль В. Галека в чешской литературе своего времени
§ 1 В. Галек и его эпоха
Витезслав Галек, несомненно, является знаковой фигурой для своего народа. Он был одним из главных организаторов литературного и культурного движения в Чехии в 60-70-е годы XIX века, в период, который справедливо считают ярчайшей страницей национальной истории. «Галек стоял у истоков чешского реализма, формированию которого он способствовал как писательским трудом, так и литературно-критическими работами»6.
В сознание народа он вошел как певец-лирик, поэт родной природы, «как писатель, сумевший с необыкновенной глубиной и проникновенностью показать жизнь чешской деревни и психологию ее
п
труженика» . Не случайно почти всё творчество писателя посвящено именно деревенской теме. На прозаическое творчество, являющееся предметом исследования в данной работе, биография писателя повлияла особенным образом, основные взгляды и направления его деятельности были предопределены средой, которая его воспитала, и годами учебы.
Витезслав Галек родился 5 апреля 1835 года в деревне Долинек Мельницкого края в крестьянской семье. Из-за частых переездов ему приходилось учиться в разных школах, все они находились в близлежащих деревнях. Лишь в 1847 году Галек переезжает в Прагу и до 1855 года учится там в Академической гимназии.
6 Для описания жизненного пути В. Галека, его становления как литературного деятеля за основу был взят материал статьи «Витезслав Галек» Н.К. Жаковой, здесь и далее цитируется именно данная статья. Жакова Н.К. Витезслав Галек// В. Галек. Повести и рассказы Л.: 1985. С. 3.
7 Там же, С. 3.
Когда Галек начинал свою литературную деятельность, Чехия была частью Австрийской монархии, усилия которой были направлены на то, чтобы подчинить себе славянские народы, онемечить их, заставить забыть о прошлом, искоренить дух независимости. В процессе Национального возрождения чешский народ постепенно завоевывал право говорить и писать на родном языке, получать образование и развивать свою национальную культуру. Подобное принудительное онемечивание В. Галек испытал на себе.
Именно для совершенствования в немецком языке его и послали из деревни в Прагу, в монастырскую школу, где главным методом обучения было наряду с преподаванием грамматики насаждение официальной идеологии. Галек прекрасно учился и поступил в Староместскую академическую гимназию, одно из немногих учебных заведений, где преподавание велось на чешском языке. Здесь, благодаря чешским патриотам-учителям, а также директору гимназии, литератору В.К. Клицпере, в мыслях молодого Галека произошел настоящий переворот. Даже имя свое Винцент он переделал на чешский манер Витезслав. Преподавателей и учеников объединяла идея национального возрождения, любовь к литературе, между ними было взаимопонимание и стремление служить общему делу. Галек очень много читал - и чешскую, и мировую литературу. Уже в гимназии он заинтересовался театром, посещал все спектакли на чешском языке, хотя их было немного.
В начале 50-х годов в гимназии особенно выделялись своими поэтическими опытами Ян Неруда, Густав Пфлегер, Вацлав Бендл, Богумил Янда, - все в будущем известные литераторы. Они выпускали свой журнал. Узнав об этом, австрийская полиция вызвала на допрос редактора издания В. Галека, учителей и