автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Эволюция религиозности и становление свободомыслия у алтайцев

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Майтуева, Валентина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Эволюция религиозности и становление свободомыслия у алтайцев'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция религиозности и становление свободомыслия у алтайцев"

РОССИЙСКИ! ОРДЕНА ГРУ2СВ0Г0 КРАСНОГО 8НШНЕ ГОСИ&РСЗВЕНШЙ

' ¡ЩДГОГИЧВСЕИЙ УНИВЕРСИТЕТ яиеви А.0.ГЕРЦЕНА.

*

Еа врагах руковпзв

ЮГЙЗЕВА Ваяевмва А гексаэдров ва

звомшя РЕЖггоэносгг г стсвшт

СВОБОДОИЫСШ jт АШйт

Спецяазааомь 09.00.06 - научный агевзи, регат (иогория г совреневвооть)

Лвгорефераг

двссергации sa оояохавае ученой огепевв яавдида*а философских uajK

CaBKt-DerepCjrpp - 1991

Еабова вивогвева ва кафэдре шорна ре вага» « areassa Ровсвкокого ордева Трудового Краевого Эваиевв гоеударогвевво-го педагогического уевверсвгега вне ас А.И.Герцееа

Научный руководмель: донор фввософсквх ваук,

профессор ГОРДНЕНКО B.C.

Офвиагьвые оадовенги: докгср (¡«хософсхях says,

профессор ШНСВДЧ V.M.

вавдшдас «оюрвчеоквх ваук

ДЬЯКОНОВА ВЛ,

Ведувдк оргавизащм: «увей «смран религвв

Зацма cocsoirca ■f/.^T" lP^-Va-fyffil года в (b час, ва заседании спецвалиавроваввого совева 2 IB.05,10 во нрв-оувдевво учевой огелеви кавдвдаха ваук прв Роосвйсжов врдв-са Трудового Краевого Звавевв государссвеввом ведагогачеохов уввзерсягеве вве&я А.Й.Герцева по адреоу: I9II86, Савжв-П»-«ербург» набережная р.Шжв, 48, ворв.20, ауд.339.

С дяееерхацвей вохво озвакоииьса в фувдамевгазьво! <5я6-авосехе уввверевхеха,

Авмреферах раэоежв * X^tbsoKr.

Учевый. секретарь свецяализяраванного совега ПУПКО Г-В.

i. отая шлшп'сшл додштшз

Аигзатавосгь геан. В процессе обнозлзвпя сспегокого otí-щесгза кабяодаегса повняаввз азгереса п регпгзп о одвозрвзэзсэ 3еплэвпе пегагеткзна по огвопззпэ к овобадоглгвззэ в agocouje Ез сгразпцах пэтагн s в другах сроде isas ¿аоооаой псформцпя ^гззргзаегоя назвав, будго каверпалвсиячеокоз гшровоззрепгэ Beses к jípase дзховсых ценвосгей в подрыву нравоетеппыг ds-овз сбцэогьа. Dosedíij возвакаег веобгодвносгь обмегпзиогэ ~ rsjíonoro зз?чеввл оущпооаа s оволвцкп редагисзпосга з ссапоз-г.азип езободоаыслзя п атеизма у йарздоз пасзй ограЕя.з год crs а у аггаяцез, чье дззсовпос сосгоявзо псогедозаво огабэ.

В ясгорачесвоа раззкгпи адгайцеа рогггпозпоо шрозоззрогкз пграгв 6oj5gjd pos» Иа баял провизави вое csoponti пгзггздоп-гетзпосга этого парода. Обряда, обычаи, Ерадицпя п г.п. звсгу-пзлз б Eepesí?3isBsn с релздпоэвшш лрегсгазуеяияий. Озз perj-гзровахп соцвакызо-эяовоавческув в даозЕуп зпзнь аааВцев. Без авагзга оуцноога г: эзогацзв ретп?г,оззк7. прздаеззЕзпгй за-грудвяегся вссяедовазве нсгорзческого прогзязго, а гшгеэ соэрз-аезвмо соегояввя давзого эгвоса.

3 посхедвае гадв в Горно-Алгайсноа авгозоавой абгасгз {паве - республике) эекагорая часга цеогаоЯ аагелгарепцпа огро-азгоа восогаговагь у хорейзого'васегэзгя ызогпе дграчепвыа обряда, обачан, ззрозаааа - в чзсевосез, бургавпзм, воепряпауае-агай кан эацзойа ль пая рехигая алгаЯцеа. Upa эгои ва учвтяавевя аегагшвыв аспекгы ивогпг из эггх обрядоз а оба паев з позагЕЗ-ноз зпачеаяе новых градзцгй, озшаиввюсся з совагское зрг^а а аквуцулзроэазгзх правсгзезво-эгнческай иародвый опнг.

3 зиюс условиях весьма апгуальяа геарэгпчвзяая я пракгвче-окая поаоп® возрогдевио геж вацйойагызых обрядов a пбцчаез,кэ-горна араавапы воспявывагь увазецва к вз<5е я другтз гвдяй, бе-резвоэ озвопавсо я природе, лвбсзь а родной зспгэ.

Наконец, пзучаехш "проблема б?ала ангуалзвоЛ я сзязя о as-впаазадвай деягелЕЗОогя среда дэреаяого casaros:'« Горзогэ Аг-raa Pyoosoit православной церная. Псогадогви зго2 дозгагззосг'з огпад& по одвоззачза н ервбукг оанок» ггагоззаого авадяза.

1очзо jan S9 оугдасгоя з 20сгзд<шпзэ оосгоявао саобэдогй-аггл а агоига ах^аЯцсз - apsffirssa аракгзчсвяв se ccfl^searaa

Сооеоявае воодедовавиа 1еыы. Проблем гволодш pesaraos-Eocsn q осавовгавЕЕ свободоиисгзя у ашгайцеа предсгазлзоЕ ш-яоразрабогавнув облаогь Есследозавая. Навбогае взучаванаа оча-Еавгоя граднциоввае релзгпозвие предсгазтаапя аггаяцеа.

Вое исследования рагошюзных воззреввй алгайцвв доргвогз-циовного врааавв uoseo разделагь ва sps группы,

Перу» группу сосгавляюг рабога Езвесгвых ЕсогадогаееЕза духовной Kjistypa васегваая Горного Алгая: Вербвцкого Б.Й., Радгагаа В.В., Погааава Г.Н., Швецова С.П. и ряда других учз-вшс. Шла носгедовахнсь гзаввые оообеввосгп реглгпозпызс прзд-сгаэхезйй ал8айцев. Собрааы а часгичзо опублакозави гексги гннавских ыксгернй, ывфы о создавай ыара ц человека п г.п.За-гронугы вопросы проиохокдевая бурхаввзаа а хряосйзвевацяв аа-гаицев.

¿о згоруп группу входяs os4esa айссвоверов, в когорых оаа опааыващ релагиоэвые прадс5звкевпя кореааого васегзвшз Горного Алтая, Их рабогн харакгерязувгся заведоаой ^евдевцпозво-сгэ». Tea не цевее оаз даяс чзгкое предсгаалзаве о goa, гак as хрцсЕпаивэацЕя в А.лззз» г поэгоуу us сведевня о рзлагаоз-зих предсгазлеавах алгайцев aoryg Сыгь ценвна есгочппкои.

TpeïbB группу соссавдяюг рабосы nyseceoraeBBSsoa, вх sns-чаглеапя, ûas еопользовавн как догсозщагеяьнай гзагерЕал.

Публикация доревозщаоввых азсоров нооаг в основном эншз-рзчеокай, преацущасгвевао опцсавальдай харакгер, геы se ueeec до аасгошзего вреыева оохрааявг свои цеввосгь в язлашся <й,-зой для далызейвехо езучеаая дазвой пробленн.

Пооле револэден началось более подробаое а -симеиагичегавэ азучевне резшгЕЩ. алгаЗцев. Хакие ученые, каз Авохав А.В., Да-валин А.,г.» Токарев СЛ,, Погапов Л.П., Дьяковова З.П. о дру-гае, продолаавг ¡зоозадоваввя ванаввзиа, бурхаввзш, рапввх Фора релнгав с храсгпаввзацав алгайцев. Одвако еоипезбсвых сг-схедоааввй по грададаоаваи аероваваяц, a ганзе сиввроваческаа релагиозаыи предегадлеиили в васгоящее врегш почга ses.

Иедосгагко« оозреаеваых авгЬров, ва ааа ззглзд, являееев го, чго osa, как в дореволвционвые учевые, в освоввоц продол-засг взучаеь религиозные предегазлевая алеайцев в общеа пиане, нгвораруя ocoôesHocïB релягвозных веровавиИ эгвпчзекзх

- г -

rpysn в радов. В pssysbtasa какого подхода т нэ копги ййвгь яодкрегаые прадогазгевня о рвлзгвоззых воззревзях вп одной згвачесгой грулпы заседания Горного Алтая. Учевке продолгавг зе обрадагь взаназзя sa гаракгер йспоя&зуеыш: есеочзйкоз: оэ-вз?да овв взяга, вго язляеюя внйораагорон, ва такой эсвзчес-кз9 группы, хэеого рода. Для глубокого я обьеиизвого иэучз-ввя рзлзглп васелэявя Гордого Алтая гаме ноиевгы вграда е?-poimoe зватепсе.

По проблема« свободоиквгзя п агепзка у алгайцев вйзсгоа ззпппчеуе пубязкацпн. Исеокй овободоиысжя у аягайцев ссззр-sesso se Езучеви. Современное соегоязие свободоанозия а аге-взка, г гагосе рзяггвозвнх яредсгазгези" изутево недосгзгоздо.

Пель и задачи воожедрзавдя.. Леи. нсследовавия завлятезог-ся а язутеаза э золэдаа редагвозвосгя я дзалекгпгга егассэлг-зпя свободонкалвя с* агеазиа у алтайцев. Для досгеяеияя цахз предогавлаегся веобходвиыи psasscs следуогрз; задач:

1. Рассиогрегь соцгально-эковоияческув основу реляряя алтайцев козцз III - начала 32 вэ.

2. Изучи?* в зычлгзеЕВОУ заде весь тога лака режгпозвнх пред-с газ гее па алгзйцев, ?.е. рааняе форин pesirira (иагяя^егя-

• агзы» ааиииза), гогеииза, ваиавазы» бурхавнзн,' храсгианп-зацзо алгайцез.

3. Показагь гсгозв свободошозшя в агевз*а аггайцев, спецназу его проязлевпя.

4. Дагь возмоззо полную каргвну сосгоявля релагзозвоога ва созреаеззсй этапе.

5. Исследовагь процесс развнгпя свободомыслия а ateaaua з советское зрзь'я.

Научная возззва дкссеа?ацив. Дпссергангоя по-новоау ога-ззгся лроблеш, ззояюцвя релагяоэвосгя а разпя53е свободоаыс-ляя я а?адзка у алгайцев. Впервые предлрзвяга попыгка дока-аагь, чго Ултев - ив общавацаоаалвноэ SODCaotBO веба у аягаЗ-цев, а явлпегся soc-öo'seorno« (родоиня) определеарах родов. С аовой S04KB зрения раооиатршзаегса его пракгервсгмз в под-вергавгоя ирпгшт уоюпввеооя аяепае об Улгопо как доороа бо-яеагиа, Вшказшаэгоя ядея« чю для релагвозвой овсгока аа-

гайцзз (до пошзлеаня бзрхаппэыа) яараваерна nepesssßs родового ваиавазна, где каадай род прЕзсавал в поклоаязап Еольго дз-заы ¡3 soo-бОЕесгвац своего рода.

й>.ракЕеризуя бурхаввзи, дпооергавЕ обрацаег вванавно в& аекогорае проблемы, коюрые в ЕС50рВ0графйн бурхзвазва ее сга-ввлноь. Эео влзйййв храоаяансгва ва форгшрованне бзрхаввзш, аногоззачиыоагь sepaasa "Бурхан" в ряд дрзгах.

Прз paccaospeaas процесса разввгпя свободонаслав с аЕэвзка алгайцев база сделана попика показав его ввзгревн*® срогшо-рачЕвоссь, вадежагь в ази ве голыш полохяЕеяьвые аспенги,во п ве га г ев вые.

На оововапвй авалнза иагерзалов опроса-вагерзью а собрав-вах авгоран ЭЕвографаческах дазвих харангеразуesos совреыаавоа сосеояниз рех2гвозвос1й 5 аиаачев.

Методология и есеочвики ассладовавзя. МеЕодологвчеокой основой дшзсерЕЗцнн являвесн saune вранцапа псслезовааая cous-альнах квлеввй, кая аагервалзсЕПчвскяй аовазы, псюраза, eobs-регносгь, даалакЕика. Теорееаческоаз осиыслевпю пробгашз помогли работы Сухова А.Д., Токарева С.А., Еогапова 2.П. п рада другвз исследовагелаи. Для реаеБш? задач, посгавгзввах з яс-еледовавиа, аспользовава рабоЕВ фаяософоз, згвографов-аягаеае-доз, лоЕорпков, иасврваи аз фоздов lapsaasoro и государе s3es-внх арканов, оеагаагвчесвде публикации, nasepEasa аераодпчес-кой печага, рабога дореволоцновннх учевах, рехвгйозвая sasepa-Ejpa, данвые onpoca-aasepabD, проводаиого двссерЕанЕоа в 19891930 гг. Впервые вводима в ва^чвый оборог векогорае полевые згвографическве иагеряалы, собразвне за последвве годы.

Теоретическая а прак?ическая звачиыосЕь рабогы. Шгерзагы и вывода диссергацвв могуг Öaib всполвзована:

- в даяьзеиЕшх ссскедовазвях cocsobbbb ролвгва в агевзш как з алгайцев, еак в у Еаселеввя сопрезельвах геррагораЗ, а гакга 2 других иалочзслеавых вародоз вапей сграЕы;

- в преподаваааа вазовского Kjpca "йогораа pearas п asessaa0 (в геыах: "Раавве фораа реизгаи", "Аяеизц п общесЕвевеыЛ ир> rpsco", "Aseüaa с релагав в совегсноа общ8сгвея);

- в гакциоввои sjpce.no згвографаз в исвориа еародов Сибпрз, в

onsasjpcax по згаографап, погорав решгпп а агопзаа дла сгудевгоэ всгорачеопого факульгога а алгайслого охделзввя фа лолэгпчесгого ?знуяьгега Горзо-Алгайокого пздагоккеоЕого aseгигуга;

- з шгоэх республики, в лекцнозной рабоге, проз одну ой респу-блпкавскпа общеогзои "Звавве" орзда корзявого заселенна.

Адробадвя рабо;н. ííasepsasa в выводи двссоргацпв ваяя дракггческое прпаевезяе э учебвой рлбого в курое "Исеорзгг рэ-гзгза а аЕевзиа" в РГПУ вц.А.Й.Герцева и Горво-Алгайскоу го-сударсгвеввоц педагогической пвсгпгугв, а ганге в дошэдаг Еа егегодвых ваучво-георегачесшзх конфэренцзях преводазггеггй п асозравгоз кафедры псгорпв релагпв я агеэзка РРПУ пц.А.И.Гер-цева в 1990 а 1991 гг. Дисоергацпя обсуцдега ва кайздро догорав религии я агекзва РГПУ п рекоиевдозава в залоге.

Сдрукгуса диссер?ациа. Дассергацкя сосгопг кз введ8вязе двух глаз» заключения и списка пспользуеаой лзгерагурп.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Во введевив обосаовываегся акгуальвосгь проблемы,paccuai-ркваегся сгепеаь ее разрабогаввосгй, научная вовззва, даегеа крагкая нсгоргографня. Опрзделевы нега в задача всследоваввя, указавн исгочивки, а гакже праксаческая звачмюсгь рабогы.

Первая rjaEa "Релягпозвосгь g свободомыслие васелеввя Гор-вого Алтай в ковце XIX - вачале XX в." cocroei из пяга параграфов.

В § I ("Согсгадво-эковоияческая основа религии алгайцаз*) язлагаегся крагкая харакгорисгака обьекгавяих предпосылок формирования и разззгня религиозных верований алгайцев.

На ковкрегвоа ногорпческоа иагериахо показаво, чго првча-ваыа» пороялающими в пигащпми религиозное ib, явилась noeso-яввзя зависимость васелевяя ог оуровнх клиыагяческих условий Горвого Алгая. При вязкой уровве разввгвз произволмеаьвых сил а производегаеввых огвоаени)! наядг\авеввая борьба ладей за вя-жававве визывала иеуверавиоегь п саба, засгавлгш оСрзцзгвея за покровягельсгвом в сзерхмсюсгвевноау.

ДкгЕаеая вояоиЕагввав воетгпка царизма,проапквсзеззе торгового капаваЗа в эковоавку, раэлоаевве вахуральзого хозяйства у алгайцеа приведи к вовыц эковоивчесищ в соцЕальвша вз-аевениян, к дальвецвеад нгассовоиу расслоеввв.

Схрадая ос эксвлуахацив в ее паея возиожвосга ей прогаво-сгоя!ь, народзне ыассы приписывала веблагоприягвым соцваЛьво-эновоыическны изыевевияи сверхъесхесгвеввое происхождевае.

Социальвые фанхори, ангащае в поддержшзагадае релагвозеие вредсхавлевив алтайцев, высхупалв в едввсгве о психологическими в гвосеологичеоюши корвямв. Беспоиодвосхь перед првро-дой в социальвыив схвхвянв преломлялась в созванвп лсдей в вырождала васгроевая беосвлия, охраха в веувереввослн. Левгель-восеб Алтайской духоввой миссия, добиваввейсв васнльсхвеввой сиевы веры, гакге способсхвовала угяублевяв охрицагеяьвых шо-ций вореввого васелевая Горного Алгая. Усвлнвагась Сезысход-вость, пассаввоохь, апагия, верешнвельаосхь, порогдеввае кризисом храдиционвых вероваввй. Она гакжв составляла соцвальво-психологический фов, бхагопрнамхвоваванй праобщеввв аггайцеа к религии. Охрвцахельвые эмоции домввировала в гвэвв алхайиэ, во лэди ве шглн ваходагься всегда под воздеЯс$ввем гяжелнх веревввавий, охрвцахельвых эмоций, бессилия в веуверенвосев в искал» угеиевяв в новых формах релагвв.

Распросхравеввю в эакреплевис релнгвозвых предсгавтенва у кореввого васелевия Горвого Алтая способсхвовалв вх кухьхур-вая огсгзлосгь, ограаичеваоохь зваввЗ о природе, веповпиаане завовов общесхвеввой хизви. Сказалось в хо» чго пракгическв оюухсгвовала симема просвевдввв в вдравоохравеввн.

В § 2 СПервобыхные религиозные вероваввя алхайвев") показано, что религиозные предсгавтевия алхайцев сосгавлялв свв-крегическое образование,где слились воедино развообразвые формы религий. Эго савгеэ раевнх форм релягва, возвакаих в веро-бьлвом обцессве, форы решена, врисущих раввему классовому схров, элевевхов хрисхиавсхва, а хакже веяохорых ноыповевхсв лаыавзыа. Соединение различных укладов в оСцесгвеввнх огвосе-ввях алтайцев (пагряархальве-родовых в классовых) еаходвло свае 01ражевне в в регагнозвых предехавхеввях аята&цеа.

Раваае Зорив религии в релагиозвои комплексе вореввого т- 6 -

сезэайя Горного Алтая ваи гнала звачигельвое иеого. Уагаческве обряды в дейсгввя бала вадравлева па обеспечвяве хозяйогвеа-вого, семейвого а общесгвеввого благополучия. Алтайцы вадез-хась opa ах помощи уыилоогивягь почигаеынх духов бохесгз.чго-бы оохравв» око», удачво поохотгьоя, продолхигь свой род й г.п.

Ови покловялйоь веодуоевлеввыа предаетаи иатериальвого кара, коеорын приписывались свэрхъесгесгзеввые овойогва. Глав-выии фегвиамя явились Дьайык в Чалу. Дьайык - эго персоввфн-вацвя родовых мвоиевий, Чалу - олвцегворевве родовых предков - ваиава. Кроме toro, существовали вмагациоввые варвавгы фегиаей; коггв, акурка определеввых зверей а шиц. Фегаваыа придавалась оберегакльвая, покогашяя в даодая фуввцнв.

Сильвы били проявлевия гогемаэла, язляваегося фангасгнче-скви о*рахевием в соавазии лвдей родоплеыеавых оргавизацвй. llaoroe алгайскве роды выводили свое происхождение os каках-лвбо жявогвых, вяогда пред иегов uaiepaa левого atipa. Tote« у алтайцев вазываяся 1айаачы. В ве» усматривали создагеля суду® дегей рода« охравггеяа 7левов рода, ооблидавяах габу по огновевив в toíeny.

В комплексе религиозных предъявлений алтайцев ценграяь-вое аеею завималв авимисгнческве предехавлевов. Ыир ынслвлсв васелеввыми развообразвами духами, олвцевворянцнмв природвые в соцвальвые силы. Объект почвгаввя выогупага слохвая верар-хия духов, догорая мохег быгь охаракгервзовава как родовой по-тевзм. Рассмагрввая чисгых духов вебоаягелей, авгор вводвг понятна "гос-бозесгво" для обозвачеявя верховых бохео*в (юо) аетааских родов.

Ва оововавии авализа обиврвого круга ясгочвнков(архетвнх, полевых, оодблвковаввых) лредярвняга попытка проследить лесго в фувкцва Улгевя в релягиозвах верованиях алгаИцев. ^сказывается мвевие, что утвердививеея в иморияо-этвографичэекой вауке предегаэлевае об Улгеве как доброй общевацяонлльвом бо-яесгва ве соотвегствует дейогвигальпосгя. Улгев яыляегоя родовым божзс*воы мвогочаолепвах родствеввых родов миых aisal-цев. Возиожао, он был мкяэ родовый бохесгпом пекомрых мяо-гочиояеввых родсгвеввих родов а у вевервызс ддгдЯцрз. Ид овво-

ваввв анализа мифов, лаге в д н цистерна аацэвов доказывае?ся, чю Улгев ве бия добрый бозесгвои. В прадогаз левая алтайцев, ов мог бшъ веомким, наказывай людей, еола род перестал ш-чигнь его; в со se время при угодных деревах йог дать eu су-дуна деЕвй, скога, благополучие семье я вароду. Образ Эрлак-бия, бога подземного (западвого) пира а мертвых, езижв нвяа-еюя дрогиворечявым» Ов представлялся ве только злыа, во г гоговны помогать жизыы ва земле.

Дается характеристика духов средзего иара. Овн раздеяевн ва гра категории. Духи вебесвого, подземвого в зеивого происхождения.

Человек, по предо!авлавняы васелевая Горного Алтая, имеет дуяу - двойвнка. Душа-двойник - эео вематервальвая субскв-ция, оноржаная при аязве человека. После его снертв дуаа-двойаак взмевяегся в своей сути в вазвавпа (суве), ухода: в цир предков, где после наказавия (в А.шыв Голу) за своз греха ва зеиле продолжал бессиергвуо аизвь с родствеавпкама,как ва згой зеиле.

Шаыавиза алтайцев представлял собой совокупность воззре-ввй, где домавпрум анимасгнческае представлевая,в действай, вызваввых сверхъестественной способности профессиовальвах служителей культа, являодихся как бы посредниками иеаду лда-ма а духами. Алтайский вамавязм является оляцетвореваем пе-регитков пагряархально-родового быта у алтайцев.

В § 3 ("Еурхавазм11) излагается прачавы появлевая вовой религии алтайцев - бурхавазма (Ак las - бегая, истиввая,правильная вера). Освоввые адеи бурхавазма (такие,как представ-левве о мессии., его приход, спасевае алтайцев a г.п.) взяты аз вародвого фольклора. Другим источвиком являйся религиозные воазревия этнической группы алтайцев - алтай-кика. Сказалось saxze влияние амаизма а храсгиавсгэз.

В диосертации даетоя характеристика бурханистского пав-теова духов. Цевхральвое место в иерархии духов занимала Бу-рхав, Уч-Курбустан, Ойрог-Хав, Дьайык, Алтай-ээзи (хозяинАлтая). Термин "Бурхзая рассматривается в 5-та звачеваях: оа замевял слово кудай (бог); обозвачал личвое имя самостоятель-вого божества; соответствовал значении "свящевный"; eu заме- 8 -

вяля ололо "ээзв* Сгоэяз0>; бурхавааз называла гакао будявЯ-сзяв сгагулгкя. Мвогозвачввосгь repaaaî "Бурхзв" а отсугогвпе культовых лсасгэва, досчязеввых Бурхчву гяя бомегзу, показывает, что образ лого бояества ее слозвлзя оковчатвльво.

¡.'ссддозаз aceto в фуагцяя Уч-Курбус»ава аав одного аз гйазвых болеегз бургаавзва, зассертавг по лг гаег, чго опзбочво оюддесгвлзгь его с розовым юс-боаесгэоя Угговаз. Уч-Курбу-став з У-Тез является раэаыяв болесгааяа a so проасхогдаввв,я по фувкпвовдльвыа взгруз»». ОЗрог-Ias - aro sécese а богочеловек. Ob является собартхьвив образов арадвголэЗ Дзузгаряв, а через вего алтзаан аге»л!зирозавво оеыиоязвзхя свое проялов.

Бурхаввзи тагалея огаехевагься ог пережитков родового са-аазазка. 3 этой связи больпое зесто отводалось запрэган.В работе зыделевы аапрета, саязаваае с иароя Зрлак-бая. Оза гаcáete я векоторых salas жввотяых, аэегоз; билз запрета в духов* воа в аатераальвоЗ ejepe, a гаисе запреги, ваправиввав про« газ возовведеваа а поселезцев. Охарактервзовава роль еду гаге-ле! культа бурхаавзаа а вх фуввцва. По паевая автора, выбор 4et Чеяпааоза ва роль "пророка" а вовоЗ релнгяа бал озучаа-выц - сказалось злаявзе лзгездв о приходе Мрог-Хапа. На ао-борвигоэ бурхавпзаа оказывала влнявве па гольso говгольсниЯ лаааазз, во, валяно, s гзлыацхаа.

Бурхавазм опезаваегся аак вацяовзаьэая pesaran, гда цеаг-ральвое аесто завяналя вацяовальво-оезободягельвая идея а ог-каз ог перехягков розового оааавнзма. Его угверхдевяо а укре-плевие яз лается отразевиеа еоцвальво-эковоначесиоа а поляга-чесной зазва азеелэвая Горвого Алтая.

В § 4 СЗристазавзацая алтайцев') авалазвруегся деагель-зоегь Алтайоноа духозвоа анссяи а кояце XII - зачала Л вв., ее цегода в срезсгза з дела хрзеенавазадая алтайцев.

Иссяедозааая показызавг, чго, аесыогря ва ангазвуо деа-тельвоегь вассаоверов.храсгаавазащш алтаацев воевла поверх-аосгвни характер. Ередевае зесгаого заселеаяа пропеходао в осзоваон без усвоения глзззах пояоаеавй христаавсгва.КрещввЕэ восправвиали лишь ваенвш, обрадовув сюрову православия.4so-бы эффеагивво вропагавдаровагь правоехавие, ывссяовврз штль-зовала игфы алтаацев. Овв сразнива ля вх с бяблейсквыя ивфазв,

sai: как нвогга сesesu бвлв oxose, в ухаерздаав, чго "Cor в вора одва - правое гав san". Сгдвако врелаввыв алхаащгв изссс своей во ввехе че score вредсхавжевм о хрвсхвавскои боге. Овв вода лааь ввогай Coras: объскгаив ix покловевяя была в Иудаа, в Храсхос. В равг бога возводив» в свягые « в чзсгвосга, Нвео-sn&t Еав*оло2иов е другва. /ухав в бохесхэ своей бывшей релв-Г2В схавпда sa схуаввму вехе, аолчяввхя ex оравоотэвим *бо-гав". Савврсхвзв проявилоя raszs i в обрядгосгв. Православие кульхозиа деаогвия в продвега переалгхалясъ о дегсхэвямв в as-рабугааа вававвзыа в бурхашвзиа. Взавыопроввквоэевве ваблвда-гось особевво прв сневаввых браках. Кульхозые вредвехн празо-сзхввн всспрввввалвсь через првзву храавадовввх релагвоввых предохавяэввй алтайцев.

Деяхелвосхь ¿xxaácKoa духоэвог ивссвв весла вароду Алхав se гольво васвльсгвеввус сиеву sepa. Ова способствовав коло-визащ!н, сопровохдаввеасв похереа лучввх зеиель, раэоревяем, раврувеввеи прнвычвого образа ххзвв, руси$вкацвеа, a хакже па-девке* вразствеввых усхоев вовохреаэввых. Вмесхе с хек« с дея-хехьвоохьв мвссяв связано в хаме положительное квлевяе, как появлевее русскоа грамотности среди хреаевных.

В § 5 («Свободомыслие таоеввого васелевая Гоового Алхав») ■овхедувхся всхочввкв в првчввы свободовислвя алгазаез г вача-'яе XX в, Бдвяиа свободомыслия вровжзав фольклор алхайцев, осо-бевво эпос, где герои во холько звсхудаюх дрохиз злых духов в Эрлвв-бщя, во i борохоя арохкв аебесвнх богов в вх ваказывапх. Чошвее в фольклоре полазав сяльвее, справедливее, добрее« чек дуя i 6o*ectBai

Свободоиасляе у алгайцев прояввлось в авхиклеракализме,ив-двфферевхвэве в слепхиадзне. Больвое влияние на духоавое развеете васелевия Горвого Алхая овазалв первая русская (1905* ISO? гг.) i Севра лзскаа револщвя в Россия. После опублявова-ввв ванв^есга ox I? апреля 19Q5 г, "Об укреплении вачал веро-хершиюсха" ввогве крещеннае алтайцы охвавввавись ох всоолвс-ввв обрядов» жрепеввя своих детей, поввввостей в пользу церкви i х.и. Иыв дешевев шншхва освободить обучевие дехей вз-под ивссвоверсЕОЙ опека в охкрихь свехоку» uso л?. Крецеввве ехали охравяхь QBOi сеыеавве деда, or вляяввя ыессвв. Некрещевюе ал- 10 -

гаацы, ras se хзя я apoisesae» зегдгшэао огзоешгаеь s acccso-aejua. ill выгоаига вз срт, огкаакгаггсь слусагь бзсвдц, gpco-гггься. Снева регзгзоэвог зоры спосоСс?по!=а;п пзреоцепав fox ara asux по ло*еаяа,оспв левых рслйгва» скеатаческоиу oisoao-аэt к sau. ~сдя оsчаст сомвезагьса в суадстопаавп погуого-possero зара, прапзгьвосгз авогах релагноззых дога, куяъгових доастзак. Среда агг^сеэ поклялась "атепсгн-бвзСоавнав0. По-аиио овободоаые^ая, ciara Çofaaposatbcn зачаткя агеазаа, усв-лгваегося в послеоктябрьсгое зргмя.

Г.'нвз вторая "Сострадав селзгаоавосга а своболоиыслвя ал-гаацез пссга Зелакси Онгнбрьсьоа соавалнствческоД революция^ сосгоа; аз двух варэгра{ов.

В § I ("Эзолрзвя сслагаозвых прелстадгевиа алтаЗцев за годы Советское в.-астя") яссгедуется дяванвва релпгаозвнх првд-сгаз лезна я совреаеввое сосгоявне релягаозвосгв нореавого saca zea за Горзого Алтая.

Бraгсдаря эвоаояаческнн а соцзаяъвыи преобразовании,про— азозедваа ва Алгае в есзетское зреия, а гакже кулътурзоа революция, ззаеаэлся зесь бытовой уклад в образ газва алтайцев. Под вапорои эгше преобразозазал вару вались вековые оба*ш, градации. Qtnaia. веобходнаость совергагь повсеиеотяо ского-водческую я озогвзческую цагячесазо обрядвоегь, так sas боль-вввстзо васелевия перестало завиматься скотоводсгвон з охотой. Была оковчательво разрувевь- остатка обществеввого устройства, освозаввого ва родоваг прзвцяпах. Зто, в свою очередь, привело к асчезвовеввс родового культа, центром которого было представ лев ие о существовании родовых духов. Происходив праспо-соблевие релягая s возня условиям. Ссобевно активно деЗсгво-вал а ыеэял такту бурхавази.

Чтобы представить совреневннЗ уровень а сосюянае релага-озвосги коревзого населения Горвого Алгая, был проведев опрос-авгервьв в 1939 s 1990 гг. в Тсгь-Кааском, Озгудайоком, Тура-чакскоы и Улагавскоы райовах Горво-АлгаЯсноЗ авгононвой области (выне - республика) гевявградскаа »еаавузовскяа центром соааологии релзгяа а агеязиа соваесгн» с Горао-АлтаЗская го-супрсгвеввш» недявсгзтугои яра аепосредсгвеввом участая двс-езртавга.

Всоадсзавве cosasazo» «го в васгояссе врсас сз регзггог-вш» npsisraorascC, Cascsaaosz в дориюссцсоввое cpass, сохрз-взлгзь разрозввевма олзыевти: os paEsci íopu релнгЕп до бур-хаигзиа с xpacecaEcraa. За араыа Ссвегског вхасгс мвогса ре-гзгаогвые представлевее грасс?оры2ровахлсь: одве Depeocuacxs-csi сле освоей ссчезхв» другво упростсхгсь. Это ссвБрсгпческЕС вабор регагеоапиг представгзввг, вачасеув oocrsex ееотчетгз-зий в прогЕворачквый характер, где цеетральвое цесго прзвад-12пас оапывсизческви воззревсвв.

По дашыв опрос-Евгервыз» ез часзп опропеввых счи-

тана себя веругааав. Ose веря? в бокесгза: Алга2-Еуда£, А?.-Бургав, ?ч-К?рбусгав, Евсус Хрвстос.

В ex предсгавхзвЕЕ Алтай-Кудай нвхнегся, с одвог стороны, ооСарателъныа образов обогогвореввого Алгае как географического повягвя, с другой - воспрвввиаегсв как саиостоятельвое богесЕво, обвгащее ва вебе. Верукзве считаст, чю ов дае£ sssBb человеку; еслг б него вервгь с дочитать, го ос uoseE полозшгельво поблеять ва еезеь б обеспечвгь бгагополучие. Бс-Еаввх культовых действий s иотзгв, посвясевных только ему »вес. Os сушгствуег кар. вдев, ве воплощенная материально, п ве пер-оовафпцвроваввая» Алтай-Кудай считают своем богествоя 15,2? опросевЕнх.

В Ак-Бурхав BepyDt 5,6^ опровеввых. Его образ иногда сливается с образом Алтай-Кудай, иногда выступаег как самостоятельное бохеотво.

?ч-Курбусгаа признак? только 1% опросеввкх.

В современных религиозных представлениях алтайцев одво вз центральных мест заннмае! культ Алтая. Если у сгарзего поколения сохранилось традиционное представление о том, что cycs-ствует хозявв (эази) Алгая, то у молодого поколения, по-видимому, идет процесс формирования тавгеисгического. представле-нвя об Алтае. Для них Алтай - это территория, родива, округами ах природа, Зо в go ase время его одухотворяют, ваделяя сверхъестественными свойствами.

Представления о 1айачн-тотемах, тос-бокествах, Дьайык г ваотоащге время находится ва граве исчезновения.

В современных релвгвозвых представлениях алтайцев некото-. .12 -

poo ыесто заазшаг упроггаенЯ кугзг гор. Розсэаэ аЗак ,во-члтапззесн олредегезвыып родааз, теперь яочагавгся зггаЯсаиа оезгзвсгио ог родогоа правадгедаосга» oooCaaso <айапааа, чьз грудсзая деягельассгь проходя? з горах.

Ззиевзтлсь as только релзгзозвыа прздсмагзаая алгайцза. Прояэопгз язаезеапя з з среде слугагзлгЗ кулыа. Еами з дьар-акчы зсчезхз з возне 50 - вачалз 60 гг. £х аесго запялз во-вие сдузмеля культа - рае вазываеаые °багэр казз®, °28«о бз-лер улус® (зяагспе /еда). Озя заползясз зевогорае обряд« гд-иаза а дьзрлыкчы,^ такзе гадаи? по гэпаске ззвотпах п по вог-лаи иоггезельззкз. Глазвая $увкцяя бзлэр кагз - зрачезал&заз, хотя заестся a sparse Зузкцая, эапранер, гадатальваа.

Алтайца почптаст оговь своего очага. Оа аз родового п са-иеаяого объекта похлонеягя превратился только з сеазЯвай.

сера э бессыергзе дуга п загробвый азр упроцева. Bspycsaо" саугзо представляв? зззвь дуав э загробвоа азре» Зз вззвавзй дуга человека в обиходе употребляется гераава ясувея я и1улая, so зя-аках разглчгй ыехду ваиз ухе ее?. Перестала почитать ^егазга.

Православие сохравягг свое влзяапе в тех районах, где бита распростравезо в доревогэдаоваое вреаа. Релзгаозваа пргд-стазлевна созреаезвах крезевяах üozso охаракгеразозагз гак савкретзчеснае. Это саепевзе дрезвгх алтайских роллгпоззаз аредстазлевий п культов с хрзсгаааствоа. Последователя празо-сгаззя (13,6а) прозязагг з осаозвоа в Злагавскоа райопе.

3 § 2 ("Развитие сзободомь-слзя я атепзаа у норевиого за-сегавзя Горвого Алтая з созетское зреая")0харакг8рвз0вав процесс отхода алтайцев от ралаглп с выделевиеа в вей нак поло-saseльвах аспектов (разэатае свободоаыслзя я атепзаа как про-язлеаие духовного прогресса, роста аирозоззревчзской зрелос-га), гак т. охриззельзах (варупзвге прзвцппа свободы совести, подмена убегдеввя прззупдэняеа, адавЕЗСЕряроваввв, склоипосгь в поаазухе аазгацни успеха в з.п.).

Рассаотревзые в предыдуцеа параграфе преобразования з sso-воавческой, социальной п духовной сферах зпзая алгайцев в советское время se голъко подрнзаля корза релзгиозпосгп сасолз-аия Горвого Алтая,ао в стзауляровалз переход вез больеэго чп-

оа гвдей sa возеезе сзэбздовысгая 0 агевзиа, Огобезво боль-ЕЭС БЕЭДПа 05232» СД ES? 01 прочее ЛУЛЬ?УРЕ2П pSEO£xann,On&-oogogBonapcrsfi позыезввв обрлэогте левого ураэсп алхайцев, рз-егу fix КЕрозозэровчоолой зралэгга, усаоеепе научной карпшн кара, eassaca облаоглесного развегля.

Es оогвогвевБСо гечавве эгого процесса Еазглооь сдеологп-4SCUEÎÎ учраллевЕЕа Горвого Алтая (sas, вирочеи» в espasu в целой) опекой иедлзвЕьч:. Посчсгала веоблодЕьша форссразагь его, ECEOSssys сплззие првелн в протее преласги адыавесгрЕрозавЕя. ПрелвочгевЕе отдавалось ве созхлзгеиъвост, вс илойЕоя? арео-дохаваэ рзл2ГП2, а борьбе о ее воеггелвив - не гольно акгпз-tmuz (олугвгелаив лульга), во в пасовзвные {радоэнив веруссЕ-мп),

Когво вшзегзгь есобольез ssauos ав2ераглге03е0й дезгель-EDOSE SSSX учрелзеввй.

^ерзый ssan охвагизал I9I7-I92J rr. Esse лнкпвдврозава яраэослазЕые косасгарз, владевuns огроывынв зелгльзыйв уча-02кааа. Hspaojaxa, ФзЕвдзовпрова$ь Алтайская духовная ипссвя (19IS г.). МаосвоверсЕпе скола арЕобрелн свегскзй харакгер: обе вклвчана в общо сееь еародеого образозаввн. Начали рабо-iasb крузкЕ безбогвЕЕШг сосгояввЕе"преиыупгсгзеЕБО из koiîod-еолБцев; в вексгорнх взбах-чагальвях ловввлгоь уголке безбол-веков. Во CEosejass4ecEoro харакзера авгврэлвгйозваБ рабога еце ве скала.

Саогеиа авгнрелагнозвой рабо?л появилась лиаь Еа згороь* эгапе, охвагкзпеь* 1929-1956 гг. Баи соэдава алтайская чаегь облаогвой оргавизацнЕ Союза вонэогэущнл безболавков (СЕБ), Д0Я5елаво«ь KosopoS валразлалюь агагацповно-пронаганднсг-CK3Ü огделои обкоуг сарган. Образовалась айыачзые Е iísqsbhs совеаш СЕБ, сосЕоааше вз колхоз ныл акснвисгоз. Авгнрелитвоз-вая пропаганда ведаоь дрн взбах-чвгальвях, в вргах-аередаиглах, дошх алгайка, краевых уголках» Освоввой фораой рабогы была беседа в лэкцдн0 Во вгороы эгапе ведевая авгирглнгноэвоИ рабоги инвашоь во еоеько пололвгелввие иоиевш, во была допу-цзпы явно про$ввоправвне двйогвия, забоганве вперед, сгреилз-BE0 ораву оовободтоя os релагка как or шлеевп, еесоогвег-ссвувзего соцшлясгвчаояаы адеалаи, бог усгравевяя его кор- 14 -

ззЗ. Азгарилзгзозвая работа saraos ароггэ зорукот s одуяаив-soa хульта, а зо протзэ рздзгаз sas аллвэорзого огразеязя дсЯ-сгвнгз.тьвостя. 'árnopapaairocs го, что ла tncconoro озхода ог релзгаз а ларзхода г ггзтергалзсгзческоиу ззрояоэзраова so Си.гэ объекгсзаых a субъезггаазг фазгороз. Зковоаачеааая a syzsjyp-заз отсталость, де^адаз каалл^зцзрсзазавх гадроз, зегзсвадсваз-зссть ралзгноззих зерозазаа, уаросзпвоо прздстазлзвгэ о зозо-дах а сред с тэт зедеззя азтарегзгаозаоЗ проигазди лрппзлп бзр-аал.зо проэозгтзозаахся араацпаоа свободы ссзесгз. Сзрззлэяяо гсзуссгэезво форсарознь процесс среодогепзя реглгзз ярз отоуг-сгззз 3usejE3323sas лрзчяв гавге правого п пршгаевяо аэгодоз адаяагсграроэапая я залрегзгехьзых сазкоаЗ во огзовеазо s ве-рущза алтаацац. Свобода соэесгз, го?ор*я язянетсз одвоа гзз оо-зозвых слобод гралдаз з предполагает npiao чслззепз. sa свободу релзгаа з свободу атеастачесзах убеадезга, ne соблздагась з Горзоа Алтае.

Грегза эгап аятарелагзозаоЛ акгнзаостя ядеолэгаческлх уч-рездеааа (1957-1935 гг.) прзюднтся ва лераод дальвейсаго су-зеапя cíepa релзрноззого згаяаяя. АзаавгсграгнзвыЗ аегод продолжая праиезягься ао огвозеваа s зерупана, во s зеслольгэ сыягчеззоа Форце. В результате запрета за созерпзяяе вульгознг деисгвад а говевш! ва слугагелен sjma аакапаза п бурхавпз« исчезла с позерхвосга релзгяозвой зазвя алтайцев, 420 еппбочво астолкозызалось как полвое преодолгвае релзгяЗ з окончательзоо горзесгзо атеззна. На осаоваваз авалгза архив в oro тгерпап дзссергаат npaaía к зыэоду, что азтярелзгвозаая зоспвтагельвая работа среда кореззого аасзлззая Рорзого Алтая велась в боль-аеЗ частя веудсвлзгзорателвао.

1заь за созремеавоа этапе (о 1985 г.) зе только прозозггз-оавтсй прзздзва сзободн совестя, во а практически реалззуогсз, что создаем нормальные уставая как для удозлетзоревпя ралзрп-озных зотребзрсгза, гак а для огсэапзаапя атенстячесяаг убез-деааЯ. По заавш! опроса-щвгервьа, веворусшшп п агепстана слагают себя 59,6? опропевааз. Из ans 35,82> отрзцавг суцзсЕзсза-ззе бога, зо se счагавв себа посхадовагвльныыи агопсгаяя. Яэ-лей, з празцзл-э .'»езерувцях, во допуска кцзх существовало па-•:ах-то сзерг&есгеи-тзенвых сал, - 16,8?. Вослзповатол&вниа аго-

£ с rat's ßsss aa егбл лака oapozoac-jz.

iasca обрааси, всоцогрг т кеогео ездергис авгйрсгггеогвс!: прзплгавди прозах ¿es, аагрз?дс£ввае роге ыврозогзровчеекоГ, эрахэсгс сггайцеа, вое ев зкачЕгеапав часгь васегавев Горвого tea часгшчзо сгпг позиесгьз освободЕПсь ог рехггпозсого вяп-aEsn, овхдд&гз саучсаи ипровоззревсои, усвовха сзегские духсэ-еь'о сзЕвео^Е. Надо полагать, чго гальве4иае разввгие совегсго-гс обкасхва огабЕггзируег агог процесс, сделзег его seoöpass-тш. В' sopseerao правцапоа свобода созесгЕ, аакрепязввнг в вв-пеЕЕ-зй ссзегскоа заководагехьсгве, se «голько ве поаесаег еау, ее» eanposcs, окосег ссвуулЕрусдос вогдегсгзпе.

Б г-авлачовве sesassos вывода ео освовеыи по гэгевпей гшс-cepsasne а давгса рекоаевдацвв по пссользозавсв вх s георегг-чсскоп е пракгвческоа дзвгегьвосгс.

О^возвае nozosessa дпссергацвв ограгева в слгдуЕзгх публн-кацвах:

I» Esse прздопределаввя в ралпгвозвых предсгаззэввях алха«-ЕВаа в Еовце III - вачале XX вв. //Эгввческая есеорея п куеьгура пародов СсшессгаЕ сграва. Бсесосзвав научная еое-ферзвцвя иолодых ученых, leanca докладов. - Оасп, 1991. -. C.IIA-II5.

2. Еокогорае вовне даввке о созревеввах верозавЕЕх аххайцев //Обагс2вевво-пола1Еческав в психолого-педагогическаа под-гозовка спецвазшсга. - Горво-Азпайск, 1991. - С.13-14.

6 If

1

>

О '