автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хамруни, Слахеддин
Введение
Глава первая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СВОБОДОМЫСЛИЯ
В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАЛИФАТА. 12
§ I. Социально-историческая обусловленность свободомыслия халифата . 14
• § 2. Основные Формы проявления свободомыслия в духовной культуре халифата УШ-IX вв. 35
Глава вторая. РАЗРАБОТКА МУТАЗИЛИТАМИ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ
СВОБОДОМЫСЛИЯ. 55
§ I. Материалистические тенденции в мута-зилитской трактовке бога и его отношения к миру. 56
§ 2. Рационализм мутазилитов как основа их антирелигиозного скептицизма. . . 77
Глава третья. АТЕИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИЕН АР-РАВЕЩЩ. . 98
§ I. Жизнь и творческая деятельность
Ибн ар-Равенди. 98
§ 2. Критика непоследовательности свободомыслия мутазилитов у Ибн ар-Равенди 110- Х2Г,
§ 3. Атеистические воззрения Ибн ар- 127-146 Равенди.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Хамруни, Слахеддин
Актуальность темы. В решении задач активизации пропаганды научно-материалистического миревоззрения среди населения и совершенствования системы атеистического Боепитания, поставленных^ ХХУ1 съездом КПСС и конкретизированных в Постановлениях ЦК КПСС, большую роль играет изучение и эффективное использование прогрессивных культурных традиций народов разных стран, в том числе стран Востока. Особенно яркое проявление прогрессивные традиции находят в свободомыслии прошлых эпох, направленном на освобождение личности от власти религии. Позитивная разработка проблем истории свободомыслия в отдельных странах, в частности в странах Востока, содействует укреплению позиций научного мировоззрения и преодолению религиозного сознания масс. Это имеет значение не только в борьбе за приобщение народов зарубежного Востока к передовым идеям нашего времени, но и в деле интенсификации атеистического воспитания молодежи социалистических стран. Теоретическое осмысление традиций свободомыслия в арабских и других странах распространения ислама оказывает значительную идеологическую помощь коммунистическим партиям этих стран. В борьбе за национальное освобождение и социальный прогресс, в борьбе за политическое влияние на народные массы ком
I См.: О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г. М., Политиздат, 1979, с.12; Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с.72-73. мунисты не могут не учитывать религиозности немалой части населения мусульманского Востока. В этом контексте особую актуальность приобретает обращение к прогрессивным традициям средневековой арабской культуры, тесно связанной с мусульманской религией.
Актуальность данной темы заключается и в том, что успешное ее раскрытие позволяет выявить несостоятельность бурнуазно-идеалистических и европоцентристских концепций "исламского" культурного наследия, которое рассматривается многими буржуазными исламоведами как чисто мистическое и сугубо религиозное. Философский же способ мышления признается этими исследователями спецификой лишь "западного человека". С другой^стороны, изучение реалий средневековой арабо-мусульманской культуры способствует выявлению ошибочности востокоцентристских теорий, приписывающих восточной культуре некую особую духовность, возвышающую ее над культурой Запада.
Классики марксизма-ленинизма, как известно, всегда уделяли большое внимание вопросу о роли материалистических, атеистических учений прошлого в развитии и становлении марксистского научного мировоззрения. Недаром В.И.Ленин поставил перед марксистами задачу "изучать серьезно связь. средневековых споров с историей материализма" . Изучение малоисследованной проблемы становления свободомыслия в духовной культуре лалифата призвано конкретизировать и обогатить наши представления о борьбе науки и религии, разума и веры, материализма и идеализма.
1 Под термином "арабо-мусульманский" понимается написанная на арабском языке литература в странах распространения ислама.
2 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.25,с.37.
Важное значение традиций свободомыслия народов Востока для развития мирового атеизма и материализма было отмечено Ф.Энгельсом, впервые поставившим на подлинно научной основе вопрос о "жизнерадостном свободомыслии" арабских народов, о его роли в идейной подготовке материализма ХУТИ века .
Степень разработанности проблемы. Несмотря на огромное количество работ, написанных в течение длительного времени буржуазными исламоведами, традициям свободомыслия в странах Ближнего и Среднего Востока в них уделено немного внимания. Лишь в конце XIX - начале XX веков появляются исследования, затрагивающие вопрос о проявлениях антирелигиозной мысли в духовной жизни халифата. Их авторы - А.Н. Шидвр,П.МассиньонД.Гольдциер, 2
Габриелли,Дж.Вайда, П.Краус, Н.С.Ниберг,А.Вадави, А.аль Асам
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, из д.2-е, т.20, с.345.
2 СМ.: Schader А.Н. Urform und fortbildung des manisch&schen systems.
- In: Vortrage der bibliothek. Warburg, 1912; Idem. Zindiq. - In: Iranische Beitrage, t.1, s.86-95; Goldzihert I. Salih abdalkoddus und das zindiktum Warend der regierung des chalifen al Mahdi. Londre, 1893, t.2;
Idem. Arabic literature during the Abbacid Period. - Islamic culture.
Nyderabad, Deccan, 1957, 31? 1958, 32; Vajda G. Les zindiqs en pays d'islam au debut de la periode abbaside. - Rivista degli Studi oriental. Roma,
1938, 17, p.173-229; Gabrieli F. Abu Nuwas, poeta abbaside. - Oriente moderno. Roma 1953» 33; Massignon L. Zindiq. - Encyclopedic de l'islam, 2 ed. frangaise. Paris, 1954» Idem. La passion d'al-Hallaj, martyr mystique de l'islam. Paris, 1922, p.186-188; Nyberg N.S. Kitab al Intisar /le liv-re du triomphe et de la refutation d'Ibn al Rawandi 1'heretique/, Beyrouth,
ШдавЕГ^/^Й^н тарик аль-ильхад фи ал ислам (из истории атеизма в исламе). Кайр,1945, с.6-40 (на арабск. языке); Кра-ус П. Ибн ар-Равенди.- В кн.: Бадави А. Из истории., с.75-188 (на арабск. языке); Аль Асама А. - Тарих Ибн ар-Равенди /см.продолжение сноски на сл. странице/ и другие - освещали творчество отдельных мыслителей, поэтов и прозаиков, вошедших в историю общественной мысли халифата в качестве так называемых зандиков-еретиков и мальахидов-атвистов.
Отмечая заслуги вышеназванных буржуазных ученых, необходимо указать, что многие существенные стороны проблемы свободомыслия на Востоке часто искажаются ими. Так, например, проявление скептицизма по отношению к религии они ограничивают воззрениями узкого круга поэтов, прозаиков и тех представителей калама, которые отреклись от мутазилизма, а причины их скептицизма сводятся либо к влиянию шиитов-рафидитов (крайних шиитов), либо к шуубии (движение вольноотпущенников -"мавали" - за уравнение в правах с арабами ). Учение мутазилитов не выводится ими за рамки официальной теологии, в то время как ильхад трактуется как своеобразная форма проявления атеизма в исламе. В результате происходит фальсификация действительных причин возникновения и распространения различных форм антирелигиозного скептицизма в духовной жизни халифата. Скептицизм по отношению к религии, а также "ильхад" Ибн ар-Равенди представляются как отклонение от мусульманской теологии, в качестве которой якобы выступал мутазилитский калам . Распространенное в буржуазной исламоведческой литературе стереотипное представление о мута-зилитском каламе как официальной мусульманской теологии помешааль-Мульхид (историография атеиста Ибн ар-Равенди). Бейрут, 1975; его же: Ибн ар-Равенди фи аль Маражии аль арабия аль хадиса (Ибн ар-Равенди в арабских современных источниках), тт.1-П, Бейрут, I978-I979гг.
I См.: Краус П. Ибн ар-Равенди. В кн.: Бадави А. Из истории., с.23. ло исследователям истории антирелигиозной мысли в духовной жизни халифата увидеть и главные идейные истоки свободомыслия в его многообразных формах. Следует отметить, что подобное представление о мутазилитском каламе было подвергнуто критике некоторыми буржуазными исламоведами. Б работах А.Штейнера, Г.Гол-ланда, А.Меца, Б.Жузе и др. содержится более глубокая и справедливая оценка характера развития свободомыслия мутазилизма и его роли в истории свободомыслия на Востоке.
В советской и арабской марксистской исламоведческой и историко-философской науке проблема свободомыслия и прогрессивных культурных традиций всех народов, в том числе восточных, является объектом особо пристального внимания. Для марксистских исследователей характерно то, что им с самого начала были чужды европоцентристские и культурологические спекуляции вокруг идейных направлений арабо -мусульманской средневековой духовной культуры. Прогрессивные традиции философского наследия народов Востока в той или иной степени полноты освещены в трудах исследователей-марксистов С.Н.Григоряна, А.В.Сагадеева, В.В .Соколова, Ш.Ф.Мамедова, Г Лея, М.М.Хайруллаева, Т.Тизини, ХДруэ, А.К.Закуева, Т.Ибрагима и др. В частности, здесь убедительно
I См.: Григорян С.Н. Средневековая философия Ближнего и Среднего Востока. М.,1966,с.92-95; Сагадеев А.В. (в соавторстве с Федосеевым П.Н.). Свободомыслие и атеизм в средние века и в эпоху Возрождения. В кн.: Общество и религия. М.,1967; его же: Жизнерадостное свободомыслие народов Востока.- Наука и религия, 1978, IS 2; его же: Вокруг Трактата "О трех обманщиках".- Наука и религия, 1979, № 5-6; Закуев А.К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961; Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии, т.1, Бейрут, 1979,т,2, Бейрут, 1979; Ибрагим Т. Философия калама (УШ-ХУ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М.,1984, с.15-22. показана несостоятельность господствующего в буржуазном исламо-ведении представления о мутазилизме как апологетической теологии ислама. С.Н.Григорян, например, указывает на пантеистические и" рационалистические тенденции в учении ряда мутазилитов. Эти наблюдения ученого получили более широкую разработку на основании новых материалов в работах Т.Ибрагима. Но пока нет специальных исследований о месте и роли мутазилитского учения в процессе возникновения и развития свободомыслия на Востоке. Так, не получило достаточного научного обоснования и решение вопроса о влиянии мутазилизма на вольнодумие знаменитого Ибн ар-Равенди, творчество которого все еще остается малоизученным.
Цель и .задачи исследования определены с учетом степени разработки проблемы становления свободомыслия в духовной культуре халифата. Целью данной работы является раскрытие проблемы становления и эволюции свободомыслия в духовной жизни халифата от мутазилитов элементов рационализма и антирелигиозного скептицизмаудо атеистических идей в учении Ибн ар-Равенди. Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
- выявить социально-историческую обусловленность раннесред-невекового свободомыслия в духовной культуре халифата;
- раскрыть несостоятельность теологических и философско-идеалистических трактовок проблемы свободомыслия в духовной культуре халифата и, в частности, оценки творчества мутазилитов;
- выяснить проявления свободомыслия в рамках художественной литературы раннеаббасидского периода, показать соотношение вольнодумства поэтов и прозаиков с вольнодумством мутазилитов;
- определить философские основы свободомыслия мутазилитов, выявить пантеистические и рационалистические тенденции в их трактовке проблемы бога и мира, веры и знания;
- выявить сущность свободомыслия Ибн ар-Равенди;
- показать органическую преемственность передовых идей му-тазилитов и атеистических воззрений Ибн ар-Равенди;
- проследить влияние антирелигиозных идей Ибн ар-Равенди на последующее развитие свободомыслия в средневековой культуре народов Ближнего и Среднего Востока.
Теоретической и методологической основой диссертации служит общая научная методология историко-философского и атеистического исследования, разработанная классиками марксизма-ленинизма и успешно развиваемая марксистскими религиоведами и историками атеизма, особенно советскими. При исследовании проблемы становления свободомыслия на Востоке диссертант опирался на труды советских историков философии, в частности, Ш.©.Мамедова, В.В.Соколова, А.В.Сагадеева и др. Была использована также атеистическая исследовательская литература, особенно работы М.П.Новикова, Д.М.Угриновича, И Л .Яблокова, З.Тажуризиной.
При выборе темы и работе над ней диссертант руководствовался положениями и выводами, содержащимися в материалах и документах съездов КПСС, международных совещаний коммунистических и рабочих партий, материалах компартий арабских стран, касающимися задач марксистов в идеологической борьбе на современном этапе.
Научная новизна, исследования заключается в том, что в диссертации впервые с марксистских позиций осуществлен комплексный анализ становления свободомыслия в арабской духовной культуре раннего средневековья; проанализированы сущность, место и роль
- 10 творчества выдающегося мыслителя УШ-1Х веков Ибн ар-Равенди в развитии свободомыслия на мусульманском Востоке; дана новая оценка творчества Ибн ар-Равенди, в частности, доказывается, что атеистические воззрения Ибн ар-Равенди были закономерным результатом и дальнейшим развитием свободомыслия мутазилитов. Анализ творчества Ибн ар-Равенди привел к выводу о том, что первым мыслителем арабо-мусульманского Востока, открыто выступившим с критикой мусульманской религии был на ель-А Маарри и не ар-Рази, как считалось до сих пор, а именно Ибн ар-Равенди.
В научный оборот марксистской историко-атеистической литературы впервые введен ряд первоисточником по свободомыслию в арабо-мусульманском средневековье.
ПрадтидАОДад. жалщо^ть Ж0ЯЗШШ&« Обобщенные в диссертации материалы и теоретические выводы из них могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем истории мирового свободомыслия, в частности, свободомыслия стран Востока. Материалы диссертации могут использоваться: в лекциях, в спецкурсах, на спецсеминарах по истории свободомыслия и восточной философии для студентов отделений востоковедения и философских факультетов; в идеологической борьбе - в деле критики фальсификации культурного наследая народов Востока и использования этого "исламского" наследия в реакционных целях. Содержавшиеся в диссертации идеи могут оказать помощь коммунистам стран с преимущественным распространением ислама в их борьба за приобщение народных масс к прогрессивным традициям духовной культуры. Материалы диссертации имеют актуальное значение для воспитания молодого поколения социалистических стран в духе атеизма и гуманизма. Проведенная в работе классификация форм проявления антирелигиозной мысли в духовной культуре халифата имеет определенную ценность для теории научного атеизма, дальнейшего теоретического осмысления иррелигиозного сознания прошлых эпох.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.)"
Заключение
Исследование возникновения и становления свободомыслия, его месте и роли в духовной культуре халифата УШ-ГХ веков, опирающееся на научно-материалистический анализ исторических документов того времени, приводит к следующим выводам:
I, Возникновение и распространение свободомыслия на Востоке были закономерным результатом развития и расцвета материальной и духовной культуры халифата. По мере становления и укрепления феодальных отношений происходили прогрессивные изменения в духовной жизни халифата. УШ век явился переломным этапом в истории развития общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока. Именно этот период ознаменовался возникновением философской мысли, острыми идейными спорами и сомнением в истинности догм ислама. Такие формы свободомыслия как антирелигиозный скептицизм, а также индифферентизм по отношению к религии были прогрессивным явлением арабо-мусульманской культуры средневековья. Становление свободомыслия было обусловлено здесь материальными и культурными потребностями арабского общества того времени.
Будучи закономерным результатом развития материальной и духовной жизни халифата, свободомыслие явилось отражением стремления передовых слоев феодального общества к новому способу переосмысления действительности, более адекватному, чем господствующий - религиозный.Оно было направлено против религиозного мировоззрения, с присущими ему догматизмом и авторитаризмом.
2. Исследование особенностей развития феодальных отношений в халифате УШ-IX веков, отразившихся на специфике духовной жизни того времени, позволило обосновать вывод о том, что рамки распространения свободомыслия были более широкими, а степень его развития более высокой, чем предполагают буржуазные исламоведы. Основной формой проявления свободомыслия в арабо-мусульманской культуре раннего средневековья был антирелигиозный скептицизм. Характерной чертой, общей для творчества представителей различных прогрессивных течений общественной мысли халифата, было отрешение освободить духовную жизнь от догматизма, авториторизма и мистицизма, противопоставить им человеческий разум, знания. Однако, степень последовательности борьбы с традиционализмом (салафизмом), с ортодоксией была разной в каждом случае .
3. Анализ некоторых аспектов художественного творчества в рассматриваемый период привел к заключению, что в рамках художественной литературы, особенно в творчестве поэтов раннего аб-басидского периода (Башшар ибн Барда, Абу Нуваса, Абу аль-Ата-хии), а также прозаика Ибн аль-Мукаффы, скептицизм проявлялся в критике отдельных сторон мусульманского вероучения, в стремлении поиро.низировать над рядом догм и обрядов ислама. В восхвалении разума, в игнорировании религиозных проблем и господствующих религиозно-нравственных норм нашел свое выражение религиозный индифферентизм. Отличительной чертой свободомыслия названных поэтов и писателя было, помимо всего прочего, отсутствие непосредственной связи с каким-либо философским учением.
4. Исследуя первоисточники по раннему мутазилизму, мы пришли к выводу, что в мутазилитском каламе антирелигиозный скептицизм поднялся на более высокую ступень. Изложенный в диссертации материал свидетельствует о том, что вопрем утверждениям бур-нсуазных авторов, которые исключают представителей данного идейного направления из числа свободомыслящих и рассматривают их учение как своеобразную официальную теологию, мутазилизм был первым идейно-философским направлением в истории общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока, в русле которой происходил процесс становления свободомыслия. Несмотря на то, что мутазилиты уделяли определенное внимание сугубо религиозным вопросам и нередко использовали теологическую терминологию в своих философских рассуждениях, они далеко выходили за рамки религиозной проблематики и даже пришли в выводам, подрывающим ряд основополагающих догм ислама.
Не отрицая полностью религиозного способа достижения "Знания" (откровение,священные писания и т.п.), мутазилиты доказывали в то же время примат разума над верой и разрабатывали учение о познании с рационалистических позиций. Их скептицизм проявлялся, в частности, в критике традиционалистического понимания бога и в его истолковании в пантеистическом духе.
5. Изучив дошедшие до нас трактаты Ибн ар-Равенди, свидетельства средневековых доксографов, а также произведя сравнительный анализ воззрений Ибн ар-Равенди и мутазилитов, мы сделали заключение, что мыслитель вопреки мнению буржуазных исследователей, перешел на позиции радикального свободомыслия не в результате влияния крайних шиитов и отречения от мутазилиз-ма, а опираясь на прогрессивные философские идеи мутазилитов, развивая их в направлении ильхада. В воззрениях Ибн ар-Равенди антирелигиозный скептицизм мутазилитов был доведен до логического конца. Мыслитель опроверг основополагающие идеи мусульманского вероучения, в частности, идею о пророческой миссии, трактуя религию как обман, и тем самым поднимаясь до прямого ее отрицания.
Раскрытие в I и П главах диссертации формы проявления свободомыслия послужили идейным истоком возникновения наиболее высокой ступени свободомыслия в арабо-мусульманской^ культуре раннего средневековья, получившей название "ильхад".
Стержнем ильхада было учение о религии как обмане; после Ибн ар-Равенди оно было разработано в творчестве таких выдающихся вольнодумцев, как ар-Рази иа аль Маари.
6. На основе исследования творчества поэтов и прозаиков-вольнодумцев, учения мутазилитов и антирелигиозных воззрений Ибн ар-Равенди наглядно прослеживается одна из особенностей процесса становления свободомыслия на Востоке. Она заключается в поступательном характере его развития - от вольнодумства ран-неаббасидских художников слова, через философское свободомыслие мутазилитов до радикальных антирелигиозных воззрений Ибн ар-Равенди. Между этими формами проявления свободомыслия не существовало непроходимой пропасти, хотя, как уже указывалось, степент последовательности в каждом случае была разной.
Результаты и выводы, полученные в данном исследовании, открывают ноЕые перспективы и ставят новые задачи по дальнейшей разработке проблемы развития свободомыслия народов Востока в его многообразных формах.
Для создания более конкретного, целостного представления о месте и роли свободомыслия в развитии арабо-мусульманской духовной культуры необходимо в дальнейшем исследовать формы его проявления в других сферах духовной жизни. Например, в фольклоре, живописи, в творчестве естествоиспытателей и т.д.
Перед исследователями мирового свободомыслия и атеизма стоит также задача выявления элементов свободомыслия в таких антифеодальных идейно-политических движениях, как хариджизм, крайние шииты и т.д.
Особенно важным представляется проследить соотношение антирелигиозного скептицизма раннего мутазилитского калама, с одной стороны, и свободомыслия восточных перипатетиков (аль-Фачраби,
Ибн Сина, Ибн Рушда) - с другой. Назрела также необходимость взаимоотношения теоретического анализа проблемьУ&рабского свободомыслия УШ-1Хвв. и, в частности, разработанного Ибн ар-Равенди, ар Рази и другими мыслителями учения о религии как обмане с теорией "двойственной истины".
Перед исследователями-марксистами стоит также задача дать обоснованную оценку значения свободомыслия народов Востока в развитии мирового атеизма, в частности, проследить влияние иль-хада на творчество свободомыслятщих европейских философов эпохи Возрождения.
Решение всех этих задач будет способствовать творческому развитию истории атеизма как науки.
- 152 -' Библиография
I. Произведения классиков марксизма-ленинизма
1. Маркс К. ПереДОВИЦа В № 179 "Kolnische Zeitung".
Соч.,t.I.
2. Маркс К. Вопрос о войне.- Финансовые дела.- Забастовки.
Соч.,т.9.
3. Маркс К. Британское владычество в Индии. Соч.,т.9.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч.,т.2.
5. Энгельс Ф. Материалы по истории Франции и Германии. Архив
К.Маркса и Ф.Энгельса.,т.10.
6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч.,т.21.
7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Соч.,т.20.
8. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч.,т.20.
9. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Соч.,т.7.
10. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 5 августа 1890г. Соч.,т.37.
11. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, I июля 1891г. Соч.,т.38.
12. Ленин ВЛ. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18.
13. Ленин В.И .Философские тетради. Полн.собр.соч.,т.29.
14. Ленин В Л. 0 государстве. Полн. собр. соч., т.39.
15. Ленин В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн.собр.соч., т.25.
16. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч.,т.12.
17. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн.собр. соч.,т.17.
18. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.
Полн.собр.соч.,т.17.
19. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч.,т.45.
П. Партийные документы
2.1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1981.
2.2. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г. М., Политиздат, 1979.
2.3. Актуальные вопросы идеологической ,массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.,Политиздат, 1983.
2.4. Заявление коммунистических и рабочих партий арабских стран.
-Ат-Тарик, 1981, В 3-4, с.329-352 (на арабе.яз.).
2.5. Программа Тунисской коммунистической партии. IX съезд.
Тунис, 1981г. (на арабском яз.).
Ш. Источники а) на русском языке
3.1. Бируни А. Геодезия. Избранные произведения. т.Ш.Ташкент: Фан,
1966.- 361 с.
3.2. Ал-3?азали. Избавляющий от заблуждения. Перев. А.В.Сагадеева.
В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. М.: АН СССР,I960, с.211-266.
3.3. Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией. Перев. А.В.Сагадеева.- В кн.: Сагадеев А.В. Ибн-Рушд. М.:Мысль, 1973, с.171-199.
3.4. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего
Востока 1Х-Х1У вв. /С.Н.Григорян.- М.:Изд-во соц.-экон.литературы, 1961.- 632 с.
3.5. Маймонид М.Путево да тель колеблющихся, гл.71-76. Перев.
А.И .Рубина.- В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. М.: АН СССР,I960,с.267-325. б) на арабском языке
3.6. Абд ал-Джаббар. Ал-Мугни фи абваб ахл ал-адл ва-т-тавхид
Свод о положениях поборников справедливости и единобожия). т.1-16. Каир: Вахба, 1962.- 1966.
3.7. Абд ал-Джаббар. Шарх ал-усул ал-хамса (Разъяснение пяти принципов). Каир: Вахба, 1965 - 834 с.
3.8. Ал-Ашари. Макалат ал-исламиин ва-тхилаф ал-мусаллин (Учения исламитов и разногласия между молящимися). тт.1-Л. Станбул: ад-даула 1929-31.- 646 с.
3.9. Ал-Ашари. Ал-Ибана ан усул ад-диана (Разъяснение основоположений религии).- Хайдарабад: даират ал-маариф, 1903.-84с.
3.10. Ал-Ашари. Истихсан ал-хауд фи илм ал-калам (Одобрение занятия наукой калама). - Там же, с.87-97.
3.11. Ал-Багдади. Абд ал-Кахир. Усул ад-дин (Основы религии).-Станбул: матбаат ад-давла, 1928.- 272 с.
3.12. Ал-Багдади. Абд ал-Кахир. Ал-Фарк байн ал-фирак (Различия между сектами). Каир: Субайх. б.г.- 366 с.
3.13. Ал-Бухари. Шарх хикмат ал-айн (Комментарии на "Хикмат ал-айн" ал-Казвини). ч.1- Л.- Казань: Вигислав,1904.- 739,220 с.
3.14. Ал-Газали. Илжам ал-авамм ан-илм ал-калам (Недопущение широкой публики к науке калама).- Каир: мунирийа, 1309 X.- 46с.
3.15. Ал-Газали. Ихйа улум ад-дин (Воскрешение наук о вере), тт.1-1У.-Каир: Ал-Халаби, 1939.
3.16. Ал-Джаузия, Ибн-Каим. Иджтима ал-джуюш ал-исламийа ала газу ал-муаттила ва-л-джахмийа (Объединение исламского воинства для похода на муаттилитов и джахмитов).- Каир: Мунирийа, 1351 X.- 112 с.
3.17. Ал-Джахиз. Фи синаат ал-калам (Об искусстве калама).- В: Расаил ал-Джахиз (Трактаты ал-Джахиза), т.1У, Каир: Ал
Ханджи, 1979,0.243-250.
3.18. Ал-Джурджани. Шарх ал-мавакиф (Комментарии к "Ал-Мавакиф" ал-Иджи),тт.1-Ш.- Каир: дщ> ат-тиба ал-амира,13П Х.-590, 572,350 с.
3.19. Ибн ал-Лжаузи. Талбис Иблис (Смуты диавола). Каир: муни-рийа, 1928.- 180 с.
3.20. Ибн ал-Муртада. Табакат ал-мутазила (Классы мутазилитов).
- Висбаден-Бейрут: аш-шаркийа, 1961.- 296 с.
3.21. Ибн ан-Надим. Китаб ал-фихрист (Каталог).- Тегеран: Ал-Асади, 1971.- 425, 170 с.
3.22. Ибн-Рушд. Тахафот ат-Тахафот (Непоследовательность "Непоследовательности"). тт.1-П.- Каир: дар ал-маариф, 1969.1006 с.
3.23. Ибн-Таймия .Муафакат сахих ал-манкул ли-сарих ал-макул (Соответствие достоверного предания тому, что явно обнаруживается разумом).т.I. Каир: Абд ал-Хамид, 1951.- 530 с.
3.24. Ибн-Таймия. Накд ал-мантык (Опровержение логики).- Каир: ас-сунна ал-мухаммадийа, 1951.- 130 с.
3.25. Ибн-Таймия.7сул ан-нубуа (Основы пророчества).- Каир: муни-рийа,1928.- 193 с.
3.26. Ибн-Хальдун. Ал-Мукаддима (Введение). Каир: аш-шарафиа, 1327 х.- 710 с.
3.27. Ибн-Халликан. Вафийат ал-аиан ва анба аз-заман (Некрологи знатных и известия времени). тт.1~1У. Каир: ан-нахда, 1948.
3.28. Ибн-Хазм. Китаб ал-фисал фи ал-милал ва-л-ахва ва-н-нихал (Книги о разногласиях между религиями, идщиви дуальными взглядами и сектами), т.1-5. Каир: Мунирийа, 1899-1904.
3.29. Ал-Исфараини. Ат-Табсыр фи-д-дин (Разъяснение вероучения).-Каир: Ax-Хаджи, 1955. - 264 с.
3.30. АлчМалаты. Китаб ат-танбих ва-р-радц ала ахл ал-ахва ва-л-бида (Предостережение и опровержение носителей индивидуальных взглядов и нововведений).- Станбул: матбат ад-давла,1936.- 168 с.
3.31. Ал-Масуди. Мурудж аз-захаб (Золотые луга), т.3.1У-е изд.
Каир: Абд ал-Хамид, 1964.- 446 с.
3.32. Ал-Матуриди. Китаб ат-Тавхид (Книга о единобожии).- Бейрут: ал-катуликийа, 1970.- 411, 43 с.
3.33. Ар-Рази Ф. Маалим у су л ад-дин (Основоположения вероучения). На полях (108).
3.34. Ас-Суюты. Саун ал-мантык ва-л-калам ан фанн ал-мантык ва-л-калам (Убережение мысли и слова от логики и калама).-Каир: Халаби, 1947.- 113 с.
3.35. Ат-Тавхиди. Ал-Ммта ва-л-муанаса (Развлечение и утехи). т.1.- Дамаск: маншурат вазарат ас-сакафа, 1978.- 384,
УШ с.
3.36. Ат-Тафтазани. Шарх Акаид ан-Насафиа (Комментарии к "Аканд" ан-Насафи). Казань: Вигислав, 1910.- 255 с.
3.37. Аш-Шахрастани. Ал-Милал ва-н-Нихал (Религиозные секты и философские школы).т.I.- Бейрут: дар-ал-марифа, 1975.-260с.
3.38. Аш-Шахрастани Нихаят ал-акдам фи илм ал-калам (Максимум по науке калама). Багдад, Ал-мусанна, Бейрут: дар ал-кибат ал-лубнанин б.г. - 520 с.
3.39. Ал-Хайят. Китаб ал-йнтысар (Книга заступничества).- Бейрут: ал-катуликиайа, 1957.- 158 с.
Список научной литературыХамруни, Слахеддин, диссертация по теме "Философия религии"
1. БартольдВ.В. йБТория культурной жизни Туркестана.- Сочинения, ПП,ч.1.- М.:Изд.вост.лит. 1963. с.169-433.
2. Беляев Е.А.Мусульманское сектанство.-М.:Изд.вост.лит.,1957.- 100 с.
3. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.,1966.- 280 с.
4. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.,1971. с.
5. Гегель. Лекции по истории философии. Кн.З.Соч.,т.П-ХХ1,Х,521 с.
6. Гольдциер И. Лекция об исламе. Дерев, с немец.- Спб.,Брокгауз -Ефрон, 1912.- 302 с.
7. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана
8. УП-ХП вв.- М.:Изд.Академия Наука СССР, I960.- 328 с.
9. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и
10. Среднего Востока.- М.:Наука, 1966.- 352 с.
11. ЗЕузе П. Мутазилиты.- Казань: Типография и литография В.М.Ключникова, 1899.- 269 с.4 .II. Закуев А.К. Философия Ан-Наззама.- Баку: Изд-во Академии наук A3.СССР,1961.- 119 с.
12. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала
13. XIX века.- М.:Наука, 1965.- 372 с.
14. История и теория атеизма (М.П.Новиков и др.-М.:Мысль, 1974.- 429 с.
15. Крывелев И.А. История религий, Т.П.- М.,Мысль, 1976.- 422 с.
16. Крымский А.Е. Низами и его современники.- Баку: Элм,1981.-488 с.
17. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. Перевод с нем.- М.:Изд-во иностр.лит.,1962.- 587 с.
18. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.М.:Мысль,1979.- 432 с.
19. Мец А. Мусульманский Рннессанс. Перев. с нем.-М.:Наука, 1966.- 460 с.
20. Мамедов Ш.Ф. История философии народов СССР.М.,1958.
21. Мамедов Ш.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Низами. М.,1959.
22. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М.,1973.
23. Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. М.,1981.- 64 с.
24. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. М.,1979.- 208 с.
25. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М.:Мысль,1971.- 383 с.
26. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв.- Л.:Изд-во Лен. ун-та, 1966.- 400 с.
27. Рзакулизаде С. Дж. Пантеизм в Азербайджане в Х-ХПвв. -Баку: Элм, 1982.- 124 с.
28. Роузентал Ф. Торжество знания. Перев. с англ.-М.:Наука,1978.- 372 с.
29. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд.-М.:Мнсль, 1973.- 207 с.
30. Сагадеев А.В. Ибн-Сина.- М.:Мысль, 1980.- 20? с.
31. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.:Высшая школа,1979.- 448 с.
32. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.,1973.- с.4 .32. Филыптинский И .М .Арабская литература УШ-IX веков. М., 1978.
33. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.,Наука, 1983.- 168 с.
34. Ши^рар Б.Я. Абу Нувас. М.,1978.
35. Широян С. Мировоззрение арабского мыслителя Абу -аль-Аля аль-Маарри. М., 1957.
36. Яблоков И.Н. Социология религии. М.,1979.
37. Яблоков И.Н. Религия :сущность и явления. М.,1982.- 64 с.б) Книги на арабском языке
38. Абд ар-Разик. М. Введение в историю мусульманской философии.- Каир: Нахда, 1944.- 359 с.
39. Абд ал-Хамид . М.Ар-Рази-комментатор.- Багдад: Дар ал
40. Хуррийа ли-т-тибаа,1974.- 539 с.
41. Абу-Рида А. Ибрахим Ибн ас-Сайяр ан-Наззам.- Каир:Нахда, 1946.- 235 с.
42. Ал-Алуси X. Диалог между философами и мутакаллимами,т.1.-Багдад: Аз-Захра, 1967.- 296 с.
43. Амара М. Мутазилиты и проблема человеческой свободы Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-нашр, 1972.- 224"с.
44. Амара М. Ислам и философия власти, т.1.- Ал-Хилафа и возникновение мусульманских партий, т.З.- Мутазилиты и революция. Бейрут: ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ван-н-нащр, 1977.-303, 148 с.
45. Амин А. Полдень ислама. 4-е изд.,т.1У.- Каир:Ан-Нахда, 1966.- 412 с.
46. Бадави А. Из истории атеизма в исламе.- б.м.,б.г.- 384с.
47. Бадави А. Учения исламитов, т.1. 2-е изд.- Бейрут: 1979.752 с.
48. Исмаил М. Из истории подпольных движений в исламе.
49. Каир: ал-калам, I97I.- 426 с.
50. Зайне X. Разум у мутазилитоЕБейрут: Дар ал-афак ал-джадид£1978.- 176 с.
51. Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии, tt.I-П.- Бейрут: Дар ал-@араби, 1978-79.1024, 776 с.4Л50. Надер А. Философия мутазилитов, тт.1-Л.- Александрия: дар нащр ас-сакафа,1950-51.- 251, 168 с.
52. Ан-Нашшар А.С. Возникновение философской мысли в исламе, т.1, 6-е изд.,- Каир: дар ал-маариф, 1975.- 580 с.
53. Таха Х.Х. Арабская литература в провинции Хорезма.-Багдад: маншурат вазарат ал-илам, 1976.- 520 с.
54. Тизини Т.Проект нового взгляда на арабскую мысль в. эпоху средневековья.- Дамаск: дар Димашк, 1971.- 416 с.
55. Ханафи X. Исламитские очерки.- Бейрут: дар ат-танвир, 1982.- 348 с.
56. Ханафи X. Наследие и обновление.- Тунис: мактабат ал-джа-дид,1980.- 221 с.в/ книги на западноевропейских языках4«5б» Arberray A.J. Revelation and reason in Islam. N.Y.: Macmillan, 1957» - 122 p.
57. Badawi A. La transmission de la philosophic grecque au monde arabe. P:
58. Vrin, 1968. 193 p. 4.58» Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam, t.I.s Les philosophiestheologiens. P.: Libr. Vrin, 1972. - 381 p. 4.59» Boer, de T.J. Geschichte der Philosophic im Islam. - Stuttgart: F.From-man Verlag, 1901. - 191
59. Brockelmann C. Geschichte der arabischen Litterature. 2 vols., 3 suppl. vols. Leiden: Brill, 1937-1949*
60. Corbin H. Histoire de la philosophic islamique, t.I. P.: Gallimard,1964. 383 P.
61. Daiber H. Das theologisch-philosophsche System des Muammar Ibn Abbad as-Sulami. Beirut: Beirut texte und Studien. B.19, 1975» - 604 p.
62. Dugat G. Histoire des philosophes et des theologiens musulmans. /De632 a 1258 de J.-C./. Scenes de Orient. P.: Maisonneuve, 1878. - XLIII,- 385 P
63. Ess J.,van. Anfange muslimischer Theologie. Beirut: Catholique, 1975,- 462 s.
64. Ess J.,van. Das Kitab an-Nakt des Nazzam. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1972. - 151 s.
65. Ess J.,van. Zwischen Hadit und Theologie. В.- N.Y.: De Gruyter,1975«- XII, 218 s.
66. Fakhry M. Islamic occasionalism and its critique by Averroes and Aquinas. London: Geo.Allen and Unwin Ltd., 1958» - 220 p.
67. Floten G.,van. Ein arabischer Naturphilosoph im 9« Jahrhundert.- Stuttgart: 1918.
68. Frankl P.F. Ein mutazilitischer Kalam aus dem 10. Jahrhundert. Vien: K.Gerold's sohn, 1872. - 58 s.
69. Galland H. Essai sur les Motazelites: les rationalistes de l,Islam.- P.: E.Guilmoto, 1906. 143 p.
70. Gardet L., Anawati M.M. Introduction a la theologie musulmane.'- P.: Vrin, 1948. YII, 543 p.
71. Gardet L. 14813111: religion et communaute. P.: Desclee de Brouwer, 1967. - 496 p.
72. Gibb H.A.R. Islam. 2d ed. Frome-L.: Oxford univ. press, 1978. - IX, 144 P.
73. Goldziher I. Introduction to islamic theology and law/transl. Ъу Hamo-ri A. a.Hamori R.; With an introd. a.additional notes Ъу Lewis B.- Princeton /N.J./: Princeton univ.press, 1981. XV, 302 p.
74. Goldziher I. Muhammedanische Studien. 2 vols. Halle, 1889-1890. 420, 363 s.
75. Horten M. Die philosophischen Probleme der spekulativen Theologie im Islam. Bonn: F.Cohen, 1910. - XI, 520 p.4'77. Hourani J. Islamic rationalism. The etnics of Abd al-Jabbar. N.Y.:1971• XI, 158 p.
76. Jadaane F. L'Influence du stoicisme sur la pensee musulmane. Beyrouth:
77. Dar el-Machreq, 1968. 266 p. 4»79* khoury a.-T. Les theologiens byzantins et l'islam. T.I-II. - Lyon: Univ.de Lyon, 1966. - 340, 229 p.
78. Kremer A.,von. Culturgeschichtliche StreifzQge auf dem Gebiete des Is-lams. Leipzig: F.A.Brockhaus, 1873. - XIV, 77 p.
79. Laoust H. Essai sur les doctrines sociales et politiques de Taki-d-Din Ahmad b.Taimiya. Le Caire: Publications de l'IFAO, 1939. - 755 p;
80. Mabilleau L. Histoire de la philosophie atomistique. Paris: Alcan, 1895. - VII, 560 p.
81. McDonald D.B. Development of muslim theology, jurisprudence and constitutional theory. N.Y.: I903. - 318 p.
82. Madkour I. L'organon d*Aristote dans le monde arabe. P.: Vrin, 1934. - VIII, 302 p.
83. Maimonides M. Le guide des egares/ S.Munck. tt.I-III. Pj: Franck, 1856-66. - XVI, 462; XVI, 380; XXIV, 532 p.
84. Makdisi G. Tbn Aqil et resurgence de 1'Islam traditionaliste au XI siecle. Damas: 1963. - XXXIV, 602 p.
85. Nader A.N. Le systeme philosophique des Mutazila /Premiers penseurs de l1Islam/. Beirut: Les lettres orienteles, 1956. - XX, 354 p.
86. Nyberg E.S. Kleinere schriften des Xbn al-Arabi. Leiden: Brill, 1919*- 312 s.
87. Pines S. Beitrage zur islamischen Atomenlehre. Berlin: Grafenhaini-schen, Gedruckt bei A.Heine gmbh, 1936. - III, 149 s«
88. Sabyri S. Mouvements populaire a Bagdad a l'epoque abbaside, IXe-XIe siecles. P.: Libr. d'Amerique et d,Orient,1981. - V, 164 p.
89. Schreiner M. Der Kalam in der jfldischen Literatur. Berlin: Druch von H. Itzkowski, 1895. - 67 s.
90. Sourdel D. Le vizirat 'Abbaside de 749 a 936. 2 vols., Damascus: Inst, francais de Damas, 1959. LXXVIII, 797 p.
91. Steiner H. Die Mutaziliten; oder die Freidenk^er im Islam. Leipzig: SjHirzel, 1865. - XIV, 410 s.
92. Wolfson H.A. The philosophy of the Kalam. Cambridge /Mass./ - L.: Harvard univ.press, 1976. - XXVI, 889 P«
93. Wolfson H. Repercussions of the Kalam in jewish philosophy. Cambridge /Mass./-L.: Harvard univ.press, 1979. - XII, 238 p.1. У. Статьиа) на русском языке
94. Аверинцев С.С. Теология.- В: Философская энциклопедия, т.У.с.200-202.
95. Беляев Е. Ислам.- В: Философская энциклопедия, т.П,с.334-336.
96. Беляев Е.Калам.- В: Философская энциклопедия, т.П, с.411.
97. Бертельс Е.Э. К вопросу о мировоззрении Навои.- Бертельс Е.8.
98. Избранные труды. Навои и Джами.- М.:Наука, 1965.- с .447^149.
99. Грюнебаум Г.Э., фон. Мусульманское мировоззрение и мусульманская наука. В сб.: Грюнабаум Г.Э.,фон. Основные черты ара-бо-мусульманскай культуры. Статьи разных лет. Переводы. М.:Наука, 1981, c.III-126.
100. Журавский А.В. Ислам.- Философский Энциклопедический Словарь.
101. М.: Советская Энциклопедия, 1983. с.224-226.
102. Ибрагим Т.К. Материалистические' тенденции в учении мутазилитов.- В сб.: "Из истории философии освободившихся стран". М.:Уда,1983, с.34^3.
103. Лауст А. Религиозные волнения в Багдаде в 1У-Х вв. X.
104. В сб.: "Мусульманский мир. 950-1150". Перевод с англ.- М.: Наука, I98I,c.I89-206.
105. Макдаси Да. Суннитское возрождение.- В сб.: "Мусульманскиймир. 950-1150".Перевод с англ.- М.:Наука, 1981. с.174-183.
106. Маковельский А.О. Атомистика на Ближнем Востоке.- Вопросы философии, 1957, № 3, о.112-116.
107. Мидяер А.П.Философия и религия.- В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М.:Наука, 1978, с.244-282.
108. Ойзерман Т.И. Философия, наука, идеология.- В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука.- М.:Наука,1972, с.95-145.
109. Прозоров С.М. К истории мусульманской догматики:мурджииты. -В сб.: Ислам в истории народов Востока.- М.:Наука,1981,с.19-24.
110. Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в искусстве мусульманского средневековья. По поводу одной отипологической концепции.- В сб.: Эстетика и жизнь, вып.З. М.Искусство, 1974,с.453^88.
111. Сагадеев А.В. "Знание" и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре.- В кн.: Роузентал Ф. Торжество знания. М.,1978, с.3-18.
112. Сагадеев А.В. Вокруг трактата "О трех обманщиках".- Наука и религия, 1979, № 5, с.31-35.
113. Сагадеев А.В. Две книги по истории арабской философии эпохи раннего средневековья.- Народы Азии и Африки. М.,1962, №4, с.213-215.
114. Сагадеев А.В. Жизнерадостное свободомыслие народов Востока. Наука и религия, 1978, № 2.
115. Соколов В.В. К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии.- Философские науки, I960, 4, с.77-87.
116. Соколов В.В. Партийность и историзм в истории философии.-Вопросы философии, 1968, № 4, с.104-115.
117. Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире.- В сб.: Философское наследие народов Востока и сов' ременность. М.:Наука, 1983, с.124-136.
118. Султанов Р.И. Калам.- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, с.240.
119. Турсунов А. О принципах исследования средневековой восточной философии.- Народы Азии и Африки, 1975, $ I,c.I39r146.б)на арабском языке
120. Ал-Алуси X. Первые начала мусульманской философской мысли В сб.:Ал-Алуси X. Очерки по мусульманской философской мысли. Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-напгр, 1980, с.47-113.
121. Балдуз Н. Идеология и отношение бога к миру в философии Ибн-Рушда.- Дирасат арабийа Бейрут, 1978, № 15,с.30-57.
122. Ибрагим Т.К. (под псевдонимом: Саллум Тауфик). Материализм и его проявления в эпоху средневековья.- Ат-Тарик, 1979, }Ь 3, с .181-195.
123. Салами К. Эволюция рационалистического направления в науке калама.- Ал-Марифа, Дамаск, 1979, $ 203, с.20-39.в/ на западноевропейских языках
124. Ess J.,van. The logical structure of islamic theology. In: Logicin classical islamic culture /G.E.Grunebaum, Wiesbaden, 1970,pp.21-50.
125. Ess J.,van. Dirar Ъ.Атг und die Gahmyya. Der Islam, В., 1967, 43, pp.241-279? 1968, 44, pp.1-70.
126. Ess J.,van. Les Qadarites et la Gailaniya de Yazid III. Studia Islamica, P., 1970, 31, pp.269-286.
127. Ess J.,van. Une lecture au retours de lfhistoire dumutazilisme. Revue des etudes islamiques. P., 1978, LXVI, f.2, pp.163-240; 1979, LXVII, f.1, pp.19-76.
128. Frank R.M. The divine attributes according to the teaching of Abul Hudhayl al-Allaf. Museon, 1969, 82, pp.451-506.
129. Gabrieli P. Abu Nuwas, poeta abbaside. Oriente moderno. Roma, 1953, p.33.
130. Gardet L. Le probleme de la "philosophic musulmane". Dans: Melanges Etienne Gilson. - Toronto-P., 1959» pp.266-270.5*38. Gardet L. Quelques reflecxions sur la place du Ilm al-Kalam dans les
131. Sciences religieuses musulmanes". In: Arabic and islamic studies in honour of H.A.R.Gibb/G.Makdisi. Leiden: Brill, 1965, pp.258-269.
132. Gardet Ь. Ilm al-Kalam. Encyclopaedia of Islam, II ed., vol.Ill, 1971, pp. 1141-1150.
133. Gardet Ь. Signification du "renoveau mutazilite" dans la pensee musul-mane contemporaine. — In: "Islamic philosophy and the classical tradition" /S.M.Stern e.a. Columbia: Univ.of South Carolina press, 1973»pp.63-75.
134. Gardet Ь. Aux debuts de la reflexion theologique de l'Islam. In: Islamic philosophical theology/ P.Morewedge. Albany: State university of New York Press, 1979, pp.46-57.
135. Goldziher I. Zur Geschichte der hanbalitischen Bewegungen. ZIMG, В., 1908, ЪХИ, ss.1-28.
136. McDonald D.B. Kalam^, Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd.II, 1927, pp.717-723.
137. McDonald D.B. Kalima. Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd.11,1927, p.7495.49» Madkour I. La logique d'Aristote chez les Mutakallimun. In: Islamic philosophical theology/ P.Morewedge, Albany: State Univ. of New York, 1979, pp.58-70.
138. Schreiner M. Beitrage zur Geschichte der theologischen Bewegungen im Islam. ZDMG, В., 1898, 52, ss.486-510; 1899, 53, ss.51-88.
139. Sourdel D. La politique religieuse du calife abbaside al-Mamun. Revue des etudes islamiques, P., I962, XXX, pp;27-48.
140. Vajda G. La connaissance naturelle de Dieu selon al-Gahiz, critiquee par les mutazilites. Studia Islamica, P., 1966, XXIV, pp.19-33*
141. Vajda G. Le "Kalam" dans la pensee religieuse juive du Moyen Age.- "Revue de l'histoire des religions". P., 1973, t.183,N 2, pp.143-160.
142. Vajda G. Les zindiqs en pays d'islam au debut de la periode abbasede.- Rivista degli Studi oriental. Roma, 1938, 17, pp.173-229.
143. Watt M. The political attitudes of the Mutazilah. JRAS, 1963, pp.38-57.1. УТ. Авторефераты
144. Алиева Б.А. Проблема соотношения веры и разума в современной мусульманской теологии и философии. Автореф. дисс. .док. филос.наук. М.,1979, 30 с.
145. Гаджиев Ш.Н. Свободомыслие в Азербайджане в период раннего средневековья.Автореф. дисс. . канд.филос.наук. М.,1965, 20 с.
146. Захидов А. Формирование и особенности развития свободомыслия в Средней Азии в период раннего средневековья. Автореф.дисс. . канд.филос.наук. Ташкент, 1979, 26 с.
147. Ибрагим Т.К. Философия калама /УШ-ХУ вв./. Автореф.дисс. . докт. филос.наук. М.,1984, 36 с.